09.02.2024

Центральная избирательная компания. Порядок формирования центральной избирательной комиссии


Центральная избирательная комиссия Российской Федерации создана и предназначена для проведения выборов в федеральные органы государственной власти, предусмотренных Конституцией и избираемых гражданами (федеральных выборов). В настоящее время такими органами являются Президент Российской Федерации и Государственная Дума. Ввиду организационного сходства избирательного и референдумного процесса на Комиссию возложены также полномочия по организации референдума Российской Федерации. Однако сфера компетенции ЦИК России не ограничена только организацией федеральных выборов и референдумов. Ее контрольные полномочия распространяются на все выборы, проводимые в России. На ЦИК России возложены также некоторые полномочия по развитию избирательной системы.

Также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации:

а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

б) организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;

в) осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов выборов, референдумов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет";

г) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

д) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;

е) заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации;

ж) устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;

з) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдумов субъектов Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

и) ЦИК РФ в пределах ассигнований, предусмотренных ей федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяет размер и устанавливает порядок оплаты труда работников учреждений и организаций, созданных для обеспечения ее деятельности.

к) совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует в осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума, в том числе формирует и ведет регистр избирателей, участников референдума.

л) ЦИК РФ совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации осуществляет проверку сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроль за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, информирует граждан о результатах этих проверок.

м) ЦИК РФ в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.

н) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе давать заключения о соответствии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации настоящему Федеральному закону, а также иным федеральным законам, регулирующим избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

На ЦИК России возложены также некоторые полномочия по развитию избирательной системы Российской Федерации, не связанные с конкретными выборами и референдумами. Комиссия обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правового обучения избирателей, профессиональной подготовкой организаторов выборов, а также изданием печатной продукции. Федеральные целевые программы, связанные с развитием ГАС «Выборы», обучением избирателей и организаторов выборов, в настоящее время превратились в постоянные направления ее деятельности.

ЦИК России развивает международные контакты с центральными избирательными органами других стран. ЦИК России входит в Ассоциацию организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы (АОВЦВЕ), объединяющую государственные избирательные органы, ответственные за подготовку и проведение выборов в странах названного региона. АОВЦВЕ является одной из ведущих международных организаций, проводящих большую работу по выработке международных избирательных стандартов, проведению международного наблюдения на выборах. АОВЦВЕ предоставлен консультативный статус в Совете Европы.

Исходя из полномочий ЦИК России можно определить следующие её функции: (1) организация федеральных выборов, (2) организация референдума РФ, (3) контроль за соблюдением избирательных прав граждан и права на участие в референдуме, (4) содействие развитию избирательной системы России.

После того, как я рассмотрела полномочия ЦИК России, у меня создалось мнение, что на данный момент ЦИК России сама нарушат избирательные права граждан России тем, что в избирательных бюллетенях была отменена графа «против всех». Ведь Комиссия в своей деятельности должна руководствоваться Конституцией РФ, Федеральным Законом и международными договорами.

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ в России предусмотрено верховенство Конституции. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международным договорам установлена большая законная сила, чем российским законам – буквально в этой части Конституции РФ говорится следующее:

«… Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

А согласно ч.2 ст.8 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (которая была заключена в г. Кишинёве 07.10.2002, ратифицирована Россией ФЗ от 02.07.2003 № 89-ФЗ и вступила в силу для РФ 11.11.2003 г.): «Участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не может принудить его голосовать “за” или “против” какого-либо определенного кандидата (кандидатов), определенного списка кандидатов, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление».

Международные договора, признанные Россией, также запрещают вводить ограничения на избирательные права. Так согласно п. «б» ст. 25 «Международного пакта о гражданских и политических правах»: «Каждый гражданин должен иметь … без необоснованных ограничений право и возможность: б) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей».

Право на голосование против всех списков является базовым, именно с таких позиций оно излагается в международных договорах, признанными Россией. Однако ЦИК РФ при утверждении формы избирательных бюллетеней дискриминировала указанные избирательные права применением норм федерального избирательного законодательства, противоречащих положениям, закрепленных в международных договорах России.

Но тогда получается, что если Российское избирательное законодательство противоречит международным договорам, то оно уже не подлежит применению в силу ч.4 ст.15 Конституции РФ и выборы в нашей стране становятся незаконными, причем заведомо до их проведения.

Избирательные комиссии - независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня .

Избирательные комиссии самостоятельны и независимы от органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений. В РФ действует сложная и неоднородная система избирательных комиссий.

1. Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ) - работает на постоянной основе возглавляет систему избирательных комиссий, организует выборы федерального уровня (выборы Президента РФ, выборы депутатов Государственной Думы)

2. Избирательные комиссии субъектов РФ (ИКСы РФ) - действуют на постоянной основе, участвуют в организации федеральных выборов, организуют региональные выборы (выборы депутатов законодательных органов)

3. Территориальные избирательные комиссии - действуют на постоянной основе, формируются на территории городов и районов, участвуют в организации федеральных и региональных выборов, на них могут возлагаться полномочия избирательных комиссий муниципальных образований

4. Избирательные комиссии муниципальных образований - действуют на постоянной основе, формируются на территории муниципальных образований. Организуют выборы в органы местного самоуправления (муниципальные выборы), местные референдумы и голосования.

5. Окружные избирательные комиссии - формируются незадолго до начала избирательной кампании при проведении выборов депутатов. Окружная комиссия может не формироваться, если ее полномочия возлагаются на комиссию другого уровня.

6. Участковые избирательные комиссии - формируются в период избирательной кампании (обычно примерно за месяц до дня голосования) на территориях избирательных участков при проведении выборов любого уровня, их полномочия обычно заканчиваются через 10 дней после дня голосования. На эти комиссии ложится непосредственная работа по организации голосования и подсчета голосов избирателей.

ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает порядок формирования избирательных комиссий. ЦИК состоит из 15 членов и формируется тремя субъектами - ГД, Советом Федерации и Президентом РФ, по 5 каждая.

Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти данных субъектов на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Федерации или соответственно окружной избирательной комиссии предыдущего состава.

Формирование территориальных избирательных комиссий, а также окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений…(см выше), а участковых избирательных комиссий - на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы выборным органом местного самоуправления.

Не всем известно, что одна из самых узнаваемых женщин в российской общественной жизни начинала свою карьеру как мастер по ремонту электронной аппаратуры. По образованию глава ЦИК — инженер электронной техники. После окончания школы в 1970 году Элла Памфилова пыталась поступить в МГУ им. Ломоносова на факультет журналистики, но провалилась из-за неуплаты комсомольских взносов и отсутствия публикаций — в итоге будущая политик поступила в Московский энергетический институт.


Глава Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова во время презентации Информационного центра Центральной избирательной комиссии РФ в Москве, который будет работать в день выборов президента России 18 марта, 15 марта 2018 года

Илья Питалев/РИА Новости

Элла Памфилова известна россиянам как первая женщина в истории страны, баллотировавшаяся на пост президента. Она выдвигала свою кандидатуру на президентских выборах в 2000 году и заняла седьмое место, набрав чуть более 1% голосов.

В 2002 году Памфилову назначили председателем Комиссии при Президенте РФ по правам человека, которая после реорганизации в 2004 году стала называться Советом при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (также известен как Совет по правам человека, СПЧ).

В 2010 году фотография Эллы Памфиловой попала на «аллею врагов народа» на молодежном форуме «Селигер-2010». Перед аллеей был развернут плакат «Здесь вам не рады» и выставлены шесты с фото правозащитников, а также российских и украинских политиков с касках с фашистской символикой. Организовавшее акцию движение «Наши» и до этого конфликтовало с Памфиловой и требовало ее отставки. В июле того же года Памфилова заявила об уходе с поста главы СПЧ — свое решение она пояснила тем, что «качественно изменить ситуацию с правами и свободами, в первую очередь политическими, уже невозможно».

Глава ЦИК известна своей эмоциональностью:

один из российских чиновников, работавших с Памфиловой, рассказывал «Газете.Ru», что в период экономических преобразований 1990-х годов, отстаивая социальные выплаты, она не смогла сдержать слез и растрогала тогдашнего премьера Егора Гайдара, который согласился с ее доводами.

О личной жизни председателя Центризбиркома известно немногое: у Памфиловой есть дочь и внучка, некоторые источники сообщали о пристрастии главы ЦИК к садоводству и кулинарии. Памфилова вообще не часто говорит о себе в интервью.

В беседе с «Коммерсантом» двадцатилетней давности она вскользь упоминала о своих музыкальных предпочтениях. «Еду в машине, слушаю музыку Вивальди, Рахманинова --восхищаюсь. Люблю Высоцкого, Окуджаву. Люблю танцевать по утрам — это заряд на весь день», — поделилась тогда Памфилова.

Председатель-волшебник: Владимир Чуров

Предшественник Эллы Памфиловой на посту главы ЦИК Владимир Чуров начинал свою политическую карьеру в комитете по внешним связям администрации Санкт-Петербурга. Главой Центризбиркома Чурова избрали в 2007 году, за время своего председательства он руководил проведением парламентских (2007, 2011) и президентских (2008, 2012) выборов.

За время работы на посту главы ЦИК к Чурову пристало прозвище «волшебник» — так его назвал в 2011 году Дмитрий Медведев.

Это случилось, когда Чуров в беседе с тогдашним президентом РФ похвастался, что его прогноз результатов выборов оказался точнее, чем у ведущих социологических компаний. «Вы же волшебник почти. Вас так некоторые лидеры партий называют», — пошутил в ответ Медведев.

Чуров обладает весьма необычным чувством юмора и полюбился россиянам своими «перлами». Так, однажды глава ЦИК поклялся, что если выборы пройдут нечестно, он сбреет бороду. Борода, кстати, является предметом гордости Чурова. «Борода заслуженная — ей 41 год», — заявил как-то глава Центризбиркома.



Председатель Центральной избирательной комиссии России Владимир Чуров на заседании Центральной избирательной комиссии РФ в Москве, 30 декабря 2015 года

Максим Блинов/РИА Новости

Чуров весьма разносторонняя личность — на счету у экс-председателя ЦИК десятки научных работ и несколько сотен публикаций на различные общественно-политические темы. Он также является автором ряда исторических и научно-популярных книг. Кроме того, «волшебник» — заядлый коллекционер. В арсенале экс-главы ЦИК есть более тысячи моделей и фотографий танков, а также большая коллекция театральных программок.

После ухода с поста главы Центризбиркома Чуров продолжил работать, но уже в сфере дипломатии — с 2016 года он является послом по особым поручениям МИД России.

Председатель-матрос: Александр Вешняков

До председательства в ЦИК профессиональная деятельность Александра Вешнякова была тесно связана с морской отраслью. Что неудивительно — Вешняков с самого детства жил рядом с Белым морем. Он получил образование в Архангельском мореходном училище и работал моряком на судах Северного морского пароходства.

Владимир Федоренко/РИА Новости

До распада СССР Вешняков успел поработать секретарем Северного речного пароходства, секретарем Архангельского горкома КПСС и депутатом Архангельского городского Совета народных депутатов, а в 1993 году стал советником Департамента морского транспорта российского Минтранса.

Как рассказывал сам Вешняков, в ЦИК его позвал работать ее первый председатель Николай Рябов. Через пять лет после прихода в Центризбирком Вешняков возглавил комиссию, сменив на посту председателя Александра Иванченко.

Позднее в интервью Вешняков рассказывал, что был «помешан» на демократических выборах, это было очень важно для него. Он с гордостью утверждает, что провел «самые демократические выборы в истории нашей страны». При нем дважды проводились думские (1999, 2003) и президентские (2000, 2004) выборы.

После ухода из ЦИК Вешняков ушел в дипломатию и являлся чрезвычайным и полномочным послом России в Латвии с 2008 по 2016 год.

Председатель-милиционер: Александр Иванченко

Александр Иванченко вступил в должность председателя Центральной избирательной комиссии в 1996 году. До этого Иванченко служил в правоохранительных органах — он получал образование в Высшей школе МВД СССР и работал в московской милиции. Кроме того, Иванченко преподавал конституционное право.

ТАСС

Карьера Иванченко в сфере политики началась в 1988 году, изначально он работал в аппарате Верховного Совета России, где занимался вопросами организации и проведения выборов. В 1993 году он стал заместителем первого председателя ЦИК Николая Рябова, а спустя три года сам возглавил Центральную избирательную комиссию.

Интересен тот факт, что за три года председательства Иванченко в России не было проведено ни одних федеральных выборов.

Кстати, пока Иванченко единственный экс-глава ЦИК, который после ухода с поста председателя комиссии продолжил работать в сфере избирательных технологий. В 1999 году экс-глава комиссии стал председателем совета директоров Независимого института выборов, а после — руководителем Центра обучения избирательным технологиям при ЦИК. В 2003 году в интервью «Коммерсанту» Иванченко сказал, что, когда он был председателем, выборы были «намного демократичней».

«Когда я был председателем ЦИК, выборы были более демократичны и неожиданностей хватало. Но сейчас на выборах возникает все больше негативных прецедентов. И чем больше неприятных историй, тем пассивней избиратели — им кажется, что от них ничего не зависит, а все уже решено», — жаловался экс-председатель ЦИК.

Председатель-тракторист: Николай Рябов

До прихода в ЦИК Рябов успел поработать трактористом конезавода, инженером, преподавателем и заместителем Сальского сельскохозяйственного техникума. Его политическая карьера началась в 1990 году, когда он получил руководящую должность в комитете по законодательству Верховного Совета РСФСР. Он быстро двигался по карьерной лестнице и уже в 1992 году стал зампредом Верховного Совета России.

Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам в Федеральное Собрание Российской Федерации Николай Рябов, 01 мая 1993 года

Юрий Абрамочкин/РИА Новости

В сентябре 1993 года Рябов был назначен первым председателем Центральной избирательной комиссии. За три года в этой должности Рябов руководил проведением выборов в Государственную думу в 1993 и 1995 году, а также президентских выборов 1996 года, по итогам которых был переизбран Борис Ельцин.

После выборов 1996 года Рябова назначили чрезвычайным и полномочным послом России в Чешской Республике. Затем он работал послом РФ в Азербайджанской Республике, а последним пунктом его политической биографии стал пост чрезвычайного и полномочного посла РФ в Республике Молдова.

- феде ральный государственный орган, возглавляющий систему избирательных комиссий, комиссий референдума, образуемых для подготовки и проведения выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдумов (всенародного голосования) в Российской Федерации. Учрежден указом Президента РФ от 29 сентября 1993 г. № 1505. Согласно действующему законодательству Российской Федерации основными функциями ЦИК России являются: подготовка и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации; обеспечение единообразного исполнения законодательства о выборах и референдумах; руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума; обеспечение и защита избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, общественных объединений; контроль за подготовкой и проведением выборов и референдумов всех уровней. ЦИК России, равно как и возглавляемая ею система избирательных комиссий, по специфике своих функций и правовой природе не может быть отнесена ни к одной из трех ветвей государственной власти, установленных Конституцией РФ 1993 г., а занимает самостоятельную нишу в механизме Российского государства. Комиссия действует на постоянной основе и является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, другие печати и штампы, а также эмблему. Официальное сокращенное наименование комиссии, согласно ее Регламенту, - ЦИК России. Порядок формирования, правовой статус и правила работы ЦИК России закреплены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», других федеральных законах о выборах, Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации», а также в Регламенте ЦИК России. Отдельный федеральный закон, определяющий статус ЦИК России, до настоящего времени не принят. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению, и не связана решениями политических партий и иных общественных объединений. Независимый статус ЦИК России, а равно и других избирательных комиссий, комиссий референдума, закрепленный законодательно, является важной гарантией самостоятельной ответственной деятельности ЦИК России и руководимых ею комиссий. Порядок формирования Комиссии, установленный ст. 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который конкретизируется в Регламентах Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, отличается тем, что это единственный федеральный государственный орган, который формируется на паритетных началах тремя другими высшими государственными органами, представляющими различные ветви власти. Этот порядок призван обеспечить представительство в комиссии различных политических сил, их сбалансированность, принятие беспристрастных решений, выражающих общегосударственные, общенародные интересы. Состав комиссии установлен в количестве 15 членов с правом решающего голоса. При этом по пять членов комиссии назначают Совет Федерации, Государственная Дума и Президент РФ. В соответствии с законом и Регламентом руководители ЦИК России - председатель, заместитель председателя, секретарь - избираются самой комиссией из своего состава тайным голосованием с использованием бюллетеней. Деятельность комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного, открытого и гласного обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию. Члены комиссии организуют работу по конкретным направлениям деятельности ЦИК России и несут ответственность за результаты этой работы. Регламентом ЦИК России установлено 14 направлений работы. Распределение обязанностей между членами комиссии по этим направлениям осуществляется постановлением ЦИК России. ЦИК России совместно с другими государственными органами и органами местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума, экспертизу законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, регулирующих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляет другие важные функции, связанные с подготовкой и проведением выборов и референдумов. Воля ЦИК России как государственного органа выражается в актах, принимаемых Комиссией. Акты Комиссии в зависимости от характера вопроса принимаются большинством от установленного числа членов комиссии либо от числа присутствующих на заседании членов комиссии. Они носят разные названия: инструкция, положение, устав, правила, разъяснения, методические рекомендации. Все эти наименования вторичны, поскольку утверждаются постановлением ЦИК России - единственным официальным актом, принимаемым Комиссией как коллегиальным органом. Акты Комиссии не подлежат регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, на них не распространяется прокурорский надзор. Тем не менее они обязательны для исполнения органами исполнительной власти, местного самоуправления, всеми коллективными и индивидуальными субъектами (участниками) избирательных кампаний, референдумов, а также нижестоящими избирательными комиссиями, комиссиями референдума. Решения Комиссии публикуются в официальном печатном органе ЦИК России - журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации», передаются в другие средс тва массовой информации и размещаются в Интернет-сайте ЦИК России. Акты Комиссии, в отличие от актов органов исполнительной власти, не могут быть отменены в административном порядке. Они могут быть отменены полностью или частично только Верховным Судом РФ при подаче заинтересованными организацией либо лицом соответствующего заявления и если к этому имеются законные основания. Литература: Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ // Российская газета. 2004. 30 июня; Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // 2002. № 24. Ст. 22.53; Регламент Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. М., 2003. © Биктагиров Р.Т.

В основу формирования избирательных комиссий всех уровней положено обеспечение их независимого статуса.

Ныне Центральная избирательная комиссия РФ (включающая с 1995 г. по настоящее время 15 членов вместо 21, как это было в 1993 г.) формируется сроком на 4 года уже не только Президентом РФ, но и на паритетных началах палатами Федерального Собрания России: Государственной Думой и Советом Федерации. Отметим, что срок полномочий ЦИК РФ равен сроку полномочий Президента РФ и Государственной Думы. Сам порядок формирования подчеркивает ту роль, которую играет Центральная избирательная комиссия, возглавляющая всю систему избирательных комиссий в Российской Федерации. В ее формировании принимают участие, как Президент России, так и обе палаты Федерального Собрания. В Государственной Думе право выдвижения кандидатур в состав ЦИК принадлежит депутатским объединениям (фракциям и группам) и отдельным депутатам. Однако наибольшие шансы попасть в состав Центризбиркома имеют кандидаты, предложенные фракциями и депутатскими группами. Правда, по Федеральному закону 1997 г. «Об основных гарантиях...» в состав ЦИК не может быть избран более чем один кандидат, выдвинутый одним и тем же депутатским объединением (фракцией или группой). В Совете Федерации в соответствии с установленной процедурой на голосование ставятся кандидатуры, выдвинутые законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Голосование по кандидатам тайное.

Члены ЦИК путем тайного голосования избирают своего Председателя, его заместителя и секретаря Комиссии вместо прежнего принципа (по актам 1993 г.) назначения руководства Комиссии, что укрепило демократические принципы формирования при усилении персональной ответственности членов Комиссии. Эти новации были закреплены в специальном Положении согласно постановлению ЦИК РФ №11 от 21 марта 1995 г. (позже в него вносились поправки), принятом на основании ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан...». В частности, данное Положение оговаривает, что до избрания Председателя заседание ведет старейший по возрасту член вновь избранной Комиссии, открытым голосованием избирается счетная комиссия из 3 членов. По кандидатам на пост Председателя проводится открытое обсуждение среди членов Комиссии, так же открыто и гласно утверждается текст бюллетеня, проходит голосование и подсчет голосов, после чего данные заносятся в протокол. Избранным признается тот кандидат на должность Председателя Комиссии, который набрал 8 и более голосов членов Комиссии. В случае необходимости проводится на основе принятия специального постановления второй тур голосования либо организуются новые выборы (если ни один из внесенных в список кандидатов не получил требуемое для избрания количество голосов). Тем же путем избираются заместитель Председателя и секретарь Комиссии. Колпаков Н. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в системе публичной власти- М.: РЦОИТ, 2002. С. 82

Центризбирком действует в соответствии с принимаемым им самим Регламентом. Правда, впервые на законодательном уровне Регламент ЦИК РФ был упомянут в Федеральном законе 1997 г. «Об основных гарантиях...». Естественно, ЦИК не только принимает свой Регламент (первоначально был принят 28 июня 1995 г.), но и вносит в него изменения. Право принятия собственных регламентов подчеркивает организационную самостоятельность избиркомов.

Принцип коллегиальности находит свое проявление и в организации работы ЦИК РФ и избирательных комиссий других уровней. Согласно процедуре созыва и проведения заседаний Комиссии право созыва принадлежит Председателю Комиссии либо по его поручению его заместителю, а также на основании письменного требования не менее трети всех членов Комиссии с правом решающего голоса или половины членов Комиссии с правом совещательного голоса. При этом заседание Комиссии признается правомочным в случае, когда на нем присутствуют Председатель или заместитель Председателя Комиссии и не менее половины от списочного состава членов Комиссии с правом решающего голоса. Решения должны приниматься открытым голосованием большинством голосов от присутствующих на конкретном заседании, а решения нормативного характера - большинством голосов от общего числа членов Комиссии. Председатель Комиссии, распределяя обязанности между ее членами в целях организации работы по выполнению ее решений, обладает правом давать поручения членам Комиссии, приглашать на заседания представителей власти, общественных организаций и т.д., а также представлять Комиссию в государственных органах, в международных организациях и др., информировать Президента страны, Государственную Думу, иные государственные органы о работе Комиссии. Председатель обладает и другими полномочиями, в том числе распоряжается финансами.

Члены ЦИК РФ, обладающие правом решающего голоса, имеют право вносить предложения по повестке дня заседания, замечания и поправки по обсуждаемым вопросам. В случае несогласия с решением Комиссии члены с решающим голосом обладают правом выразить особое мнение, прилагаемое в письменной форме к протоколу ее заседания. В ходе работы Комиссии члены ЦИК могут создавать специальные рабочие группы для подготовки проектов конкретных решений, а также вести прием граждан и представителей государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и др., знакомиться с документацией ЦИК и нижестоящих комиссий.

Правомочным признается заседание избирательной комиссии, как и любого иного коллегиального органа, в случае, если на нем присутствует большинство из установленного числа членов с решающим голосом. Вместе с тем ч. 6 ст. 27 Федерального закона 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что заседание ЦИК, избирательной комиссии субъекта РФ правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей членов соответствующей комиссии с правом решающего голоса. Следует отметить, что требование присутствия квалифицированного большинства членов ЦИК с правом решающего голоса для правомочности заседания Центризбиркома было введено еще в 1995 г. некоторыми Федеральными законами (в частности, ст. 21 закона «О выборах Президента Российской Федерации» и ст.29 закона «О выборах депутатов Государственной Думы...»). В связи с этим Регламентом Центральной избирательной комиссии РФ, определяющим порядок работы Комиссии, было введено правило, согласно которому ее заседание является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного числа членов (ст. 25). Согласно ст. 33 того же Регламента некоторые документы Комиссии подписываются всеми членами, имеющими право решающего голоса. Напомним, что установленное число членов Комиссии с правом решающего голоса - 15, а присутствующих столько, сколько реально участвует в конкретном заседании. Автономов А.С. Избирательная власть. - М., 2001. С. 35

Итак, ЦИК России состоит из 15 членов с правом решающего голоса и формируется на паритетной основе Президентом, Советом Федерации и Государственной Думой. Члены Комиссии назначаются Советом Федерации по предложению региональных органов власти, Государственной Думой - по предложению фракций, объединений в Думе и депутатов. Устанавливая порядок формирования ЦИК России, законодатель стремится обеспечить политическую неоднородность Комиссии в целях достижения максимально возможной её независимости и беспристрастности.

Комиссия формируется посоставно на четырехлетний срок, хотя она не привязана к конкретному созыву Государственной Думы.

Действующий, четвертый по счету, состав Центральной избирательной комиссии Российской Федерации сформирован в марте 2003 года в соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.

Пять членов ЦИК России назначены Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных депутатскими объединениями в Государственной Думе.

Пять членов Комиссии назначены Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пять членов Комиссии назначены Президентом Российской Федерации.

Все пятнадцать членов Комиссии наделены правом решающего голоса.

26 марта 2003 года члены Центральной избирательной комиссии избрали из своего состава тайным голосованием Председателя ЦИК России- А.А. Вешнякова, заместителя Председателя - О.Ю.Вельяшева и секретаря ЦИК России - О.К. Застрожную.

ЦИК России может быть расформирована в исключительных случаях (срыв выборов или референдума, неисполнение судебного решения). Верховным Судом РФ по заявлению группы членов Совета Федерации либо депутатов Государственной Думы, численностью не менее одной трети от состава палаты. Расформирование Комиссии - мера юридической, публично правовой ответственности этого органа.

Член ЦИК России с правом решающего голоса - федеральное должностное лицо категории «А». Законом установлены квалификационные требования к члену Комиссии (высшее юридическое образование либо учёная степень в области права), а также должностные и некоторые другие необходимые ограничения - членами Комиссии не могут быть депутаты, выборные должностные лица, судьи, прокуроры, кандидаты и некоторые иные лица (ст.29, п.1). Член Комиссии не связан императивным мандатом и не подотчетен ни назначившему его органу, ни выдвинувшему его объединению. Колпаков Н. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в системе публичной власти- М.: РЦОИТ, 2002. С. 129

Член ЦИК России не может быть привлечён к уголовной ответственности, а также к административной ответственности в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации. Для освобождения члена Комиссии от должности (от обязанностей) необходимо наличие соответствующих оснований (ст.29). Привлечение к юридической ответственности члена Комиссии возможно только по судебному решению - если суд назначит административное наказание за нарушение законодательства о выборах и референдумах либо признает его по обращению Комиссии систематически не выполняющим свои обязанности, его полномочия прекращаются автоматически. Условно говоря, несменяемость и неприкосновенность - гарантии независимости и защиты от политического давления члена Комиссии.

ЦИК России избирает из своего состава Председателя, заместителя Председателя и секретаря, полномочия которых определены Регламентом Комиссии.

Статус членов Комиссии с правом совещательного голоса (по международной терминологии - долгосрочных наблюдателей) значительно отличается от статуса членов Комиссии с правом решающего голоса. Они назначаются и отзываются политическими партиями, зарегистрированными кандидатами, инициативными группами, обладают императивным мандатом и представляют их интересы.

Аппарат Комиссии осуществляет организационное, информационно-аналитическое, финансовое, документационное, издательское, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение деятельности Комиссии. Вообще, аппарат - рабочий орган единоличного или коллегиального государственного органа (как правило, наделённого властными полномочиями), обеспечивающий его деятельность и укомплектованный государственными служащими.

Контрольно-ревизионная служба - постоянно действующий орган финансового контроля при Комиссии, осуществляющий контроль за расходованием бюджетных средств избирательными комиссиями и за соблюдением законодательства при финансировании избирательных кампаний кандидатов, и возглавляемая заместителем Председателя Комиссии.

При Комиссии действуют совещательные и консультативные органы, не имеющие самостоятельного правового статуса: советы, комиссии, рабочие группы, состоящие из членов Комиссии, работников Аппарата, учёных, специалистов государственных и иных органов и учреждений. Научно-методический совет осуществляет научно-методическое обеспечение деятельности Комиссии, разрабатывает концепцию развития избирательной системы, программы научных исследований, меры по совершенствованию правовых механизмов, разрабатывает и оценивает законопроекты. Рабочие группы создаются для выполнения конкретных задач - проверки представляемых документов, рассмотрения обращений, контроля за соблюдением правил предвыборной агитации, контроля за работой ГАС «Выборы», разработки законопроектов.

При Комиссии действуют следующие государственные учреждения - Федеральный центр информатизации и Российский центр обучения избирательным технологиям. Официальный печатный орган и публикатор правовых актов Комиссии - журнал «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

избирательных спор выборы орган