20.06.2020

Химия и производство: Общие сведения по чернилам. Из чего делают чернила: состав. Как сделать настоящие чернила: пошаговая инструкция и рекомендации Зачем в исследовании нужны материалы других участников


Чтобы сделать чернила или тушь собственными руками, Вам придется изрядно повозится. Но если посмотреть с другой стороны, когда нам придется делать эти, вроде бы, простые и обыденные вещи самим? Наверное, только после глобальной катастрофы или когда будем полностью отрезаны от цивилизованного мира. Тогда у нас будет очень много времени и, возможно, появится желание писать чернилами или тушью. Но как их сделать? Читаем ниже ответ на этот вопрос.

Как сделать чернила?

Чернила орешковые
Для приготовления обыкновенных канцелярских или школьных чернил посредством настаивания или вытяжки на холодной воде берут: 3 чернильных орешков, 2 железного купороса, 2 гуммиарабика, 60 воды. Орешки толкут в порошок и, всыпав в стеклянную бутыль, обливают водою. В другом сосуде растворяют железный купорос и гуммиарабик вместе или порознь. Настой орешков должен стоять несколько дней, пока вода не извлечет из него все дубильное вещество, между тем как купорос и гуммиарабик вполне растворяются в течение нескольких часов. Оба раствора сливают вместе, хорошо перемешиваются и, дав простоять день или два, осторожно сливают, чтобы отделить жидкость от осадка.

Чернила ализариновые
Совершенно неправильно называются чернила этим именем, так как ализарин вовсе не входит в их состав. Ализариновые чернила приготовляются также из вытяжки чернильных орешков, причем в состав их входит уксусная кислота. В обыкновенных чернилах красильное вещество находится в мельчайших частицах, плавающих в жидкости. В ализариновых же чернилах, от присутствия в них значительной дозы кислоты и клея, образования осадка не происходит. Уксусная кислота, входящая в состав чернил, имеет назначение растворять и поддерживать в растворенном виде красильное вещество. Впрочем, ализариновые чернила имеют тот недостаток, что быстро высыхают, вследствие чего образуют на пере густую массу и перо приходится часто обтирать тряпочкой.

Для приготовления «ализариновых» чернил берут: 10 чернильного орешка, 6 железного купороса, 1 гуммиарабика, 100 уксуса, 20 раствора индигокармина. Толченый орешек настаивают в уксусе в продолжение 4 - 6 дней, что же касается купороса и гуммиарабика, то их растворяют отдельно в уксусе, причем необходимо их один раз прокипятить. Когда жидкости после этого будут слиты вместе и процежены, тогда прибавляют раствор индигокармина. Последнего не следует прибавлять сразу большое количество, а понемногу и при каждом добавлении взбалтывать раствор. Уксус можно брать обыкновенный, но лучше древесно-уксусную кислоту, как содержащую незначительное количество карболовой кислоты, препятствующей образованию плесени.

Другой рецепт приготовления «ализариновых» чернил следующий: 20 чернильного орешка, 5 гуммиарабика, 5 древесного уксуса, 2 ½ индигокармина, 50 воды. Чернильный орешек настаивают в продолжение недели в половинной части уксуса и воды. В то же время приготовляют раствор железа в уксусе; для этого надо взять какую-либо деревянную посуду, влить туда остальную часть уксуса и положить в нее разное старое железо, например, гвозди, подковы, обручи и т. п. Дня через три слить жидкость и процедить, гуммиарабик растворить в настое чернильного орешка и соединить все процеженное вместе. К готовым орешкам прибавить индигокармина столько, сколько окажется нужным для придания чернилам желаемой силы сине-зеленого цвета. От присутствия в этих чернилах уксусно-железной соли стальные перья менее портятся.

Как сохранить чернила?

Если чернила нехорошо закупорены, то они покрываются плесенью, особенно если они находятся во влажном месте. Некоторые вещества имеют свойство не допускать появления плесени: к ним относятся в первую очередь: креозот, формалин, карболовая и салициловая кислота. Для обыкновенных канцелярских чернил достаточно прибавить на 100 кг чернил 30- 40 г креозота или 100 г карболовой кислоты. Для чернил высшего качества на то же количество чернил прибавляют 100 г салициловой кислоты.

Как сделать тушь?

Тушь китайская жидкая для черчения похожая на фабрикаты Гюнтер Вагнера и др.
Берут 2 шеллака, 1 буры на 15 воды, нагревают, при частом помешивании, до растворения шеллака и прибавляют водной анилиновой краски до получения желаемого тона. Для обыкновенной черной туши употребляют водный нигрозин, для других цветов: сепии, тердисиены и т. п., употребляют смеси водных анилиновых красок. Если краски получатся слишком яркими, то для нейтрализации прибавляют несколько капель водного раствора нигрозина.

Тушь китайская по Винклеру
Абрикосовые косточки пережигают в печи в уголья. Сожженные зерна, по охлаждении, толкут в мельчайший порошок в фарфоровой ступке и просеивают сквозь частое сито. Полученный черный порошок растирают на плите с мягкой водой и гуммиарабиком, прибавляют немного камфары, выпаривают при помощи водяной бани, потом формуют из него длинные четырехугольные бруски, которые затем высушивают на воздухе.

Тушь китайская по Восвелю
Растворяют до насыщения роговые опилки в щелоке едкого калия; полученную темно-коричневую жидкость выпаривают и сплавляют в тигле. Потом массу растворяют с двойным количеством по весу кипящей воды и смешивают с раствором квасцов, благодаря чему образуется осадок, который промывают, высушивают и растирают с разведенным в воде гуммиарабиком.

Несколько лет назад, когда заинтересовался СНПЧ, скачивал (для личного пользования) как пылесосом из интернета все, что касается СНПЧ, не отмечая первоисточник и авторов.
Сейчас жалею об этом.
Получился большой архив, решил некоторые статьи и фотографии выложить на форуме.
Думаю, начинающим будет интересно.

Нашел в своем архиве статью, про эксперименты с чернилами и рецепты.
Сомневаюсь, что найдутся желающие проводить подобные эксперименты, но для ознакомления, думаю, будет полезна.

Сначала перечислю рецепты, которые я нашел в сети (с ними вы, наверное, уже встречались)

1) Рецепт Института Микроэлектроники и Информатики РАН
Рецепт разработан в Институте Микроэлектроники и Информатики РАН для принтера Canon BJ 300 где и получил широкое распространение. Основным компонентом является черный хромовый краситель, применяемый в производстве валенок и кирзовых сапог. Конечно, не самый доступный химикат, но при желании, достать можно. Краситель растворяют в дистиллированной воде до полного насыщения (т.е. растворяют в подогретой до 60-70 градусов воде "до упора" и дают остыть). После этого добавляют глицерин. К сожалению, пропорцию глицерина можно указать только для принтеров Canon BJ 300 с разрешением 300 dpi - 40%. Глицерин добавляется для повышения вязкости чернил. Очевидно, что его пропорцию придется подбирать опытным путем. Перед употреблением, состав рекомендуется тщательно профильтровать.

Комментарий: Не удалось попробовать т.к. не смог достать этот краситель, однако могу сказать, что печать будет скорее всего сероватого цвета поскольку краситель водорастворим.

| Сообщение Отправлено 01 Апрель 2006 - 11:32

Продолжение

2) Состав, для Canon BJC-250 40% изопропилового спирта, 40% медицинского глицерина и 20% красящего вещества. В качестве последнего подходит любой жидкий, водо- и спирторастворимый краситель, например чернила зарубежного производства. Можно использовать и отечественные, но только после тщательной фильтрации. Картридж выдерживает минимум 10 заправок такими чернилами.
Комментарий: Не пробовал и не собираюсь, Изопрориловый спирт - высокотоксичное вещество! Есть способы и по проще испортить себе здоровье!

3)Рецепты Яхена П. А.)Нашел в журнале "Радиолюбитель" 8/96 стр. 9 рецепт приготовления чернил для струйного принтера: " СОСТАВ ЧЕРНИЛ. Взять чернила "Радуга", добавить к ним 30 % (по объему) этилового спирта и 5 % глицерина. Полученную смесь прокипятить 10-15 минут на слабом огне и профильтровать через слой ваты. Отечественные печатающей головки выдерживают 30...35 заправок, а импортные - до 80."

Комментарий :Именно на основе этого рецепта проводились первые эксперименты, спасибо, Яхену!
Б.) (фиолетовый со сглаженной точечностью)Взять чернила "Радуга", добавить к ним 2-3% (по объему) этилового спирта. Полученную смесь прокипятить 10-15 минут на слабом огне и профильтровать через слой ваты. Комментарий:Печать действительно расплывчатая, но в принтере нельзя оставлять картридж, заправленный такими чернилами - вытекут!

Цитата: Самодельные чернила испытал. 5% глицерина оказалось мало, - чернила текли, 20% глицерина - оптимальное решение. Цвет получился не черным, а серым в сторону темно зеленого. Довольно водостойко. Кипятил чернила одну минуту, после чего подождал пока они остынут до комнатной температуры, профильтровал и заправил в картридж Подробнее о глицерине. Из писем, которые я получаю, можно сделать следующие выводы: для принтеров с разрешением 300 dpi необходимо 40-50% глицерина к общему объему (т е практически 1/1 - чернила/глицерин, плюс немного спирта). для принтеров с разрешением 600 dpi необходимо 5-20 % глицерина.

Комментарий: Начнем по порядку:
Кипятить чернила вовсе не обязательно, кроме того, во время кипячения испариться часть спирта и воды и, следовательно, изменится вязкость!
Фильтровать через вату НЕ рекомендую, лучше взять бумажные фильтры на 0.9-0.5 (см. ниже) 40-50…5-20 а сколько именно? Для какой модели? (см. ниже)

| Сообщение Отправлено 01 Апрель 2006 - 11:34

Продолжение

А теперь привожу свою технологию по этапам и рецепты:

Вам потребуется:
Необходимое оборудование: несколько плоскодонных колб, мерный цилиндр или мензурка, стаканы, воронка, емкости для готовых чернил, шприцы на 20 мл.(если чего-то нет, подойдет любая хоз. посуда), бумажные фильтры с размером пор 0.9 микрон или меньше(идеально 0.3 мкм но такими фильтровать замаешься) Подготовка посуды: помыть с мылом, насухо протереть, ошпарить кипятком.
Необходимые реактивы: Чернила ГАММА "радуга" любого желаемого цвета (либо другие водорастворимые чернила для ручек можно Parker, например:-))), спирт, глицерин, дистиллированная вода (если нет, подойдет кипяченая), так же желательно иметь средство для чистки стекол "Ajaks professional"- прозрачная бутылка с распылителем сама жидкость синего цвета.
Внимание НЕ использовать штемпельную краску!!! В ней содержатся клеевые компоненты, которые моментально забьют головку!
Если вы используете чернила не названные в рецептах, их следует прокипятить, если во время кипячения они свернутся (коагулируют, образуют осадок) такие чернила использовать нельзя!
Этапы приготовления чернил
а) подготовить компоненты указанным способом
б) смешать все названные в рецепте компоненты в точной пропорции
в) профильтровать смесь через фильтр самотеком или с насосом.
г) заправить в картридж

| Сообщение Отправлено 01 Апрель 2006 - 11:38

Продолжение

Рецепты: (В порядке хода экспериментов и усовершенствования)

"Черные" чернила

*взято в кавычки т.к. наши отечественные черные чернила РАДУГА
при ближайшем рассмотрении имеют несколько зеленый цвет.

№1
1. 27% черные чернила"радуга" упаренные до 50% по объему
2. 18% спирт
3. 55% глицерин
4. Характеристики: бледная темно-зеленая печать текут из печатающей головки

№2
1. 44% черные чернила"радуга" упаренные до 35% по объему
2. 18% спирт
3. 35% глицерин
4. 3% средство AJAKS
Характеристики: насыщенная темно-зеленая печать, почти не текут.

№3
1. 47% черные чернила"радуга" упаренные до 25% по объему
2. 20% спирт
3. 30% глицерин
4. 3% средство AJAKS
Характеристики: почти черная печать с оттенком темно зеленого, не текут.

№4
1. 40% черные чернила"PARKER Quink" упаренные до 30% по объему
2. 30% спирт
3. 30% глицерин

Характеристики: насыщенная темно-серая с оттенком зеленого печать, почти не текут
качество печати хорошее (буквы более четкие)

Фиолетовые чернила
№1
1. 27% фиолетовые чернила"радуга"
2. 18% спирт
3. 55% глицерин
Характеристики: бледная фиолетовая печать, текут из "змейки" и печатающей головки.

№2
1. 45% фиолетовые чернила"радуга" упаренные до 50% по объему
2. 16% спирт
3. 35% глицерин
4. 4% средство AJAKS
Характеристики: фиолетовая, слегка расплывчатая печать, текут из печатающей головки.

№3
1. 30% фиолетовые чернила"радуга" упаренные до 20% по объему
2. 40% спирт
3. 30% глицерин

Характеристики: качественная фиолетовая, печать, почти не текут.

№4
1. 38% фиолетовые чернила"радуга" упаренные до 10% по объему
2. 37% спирт
3. 25% глицерин
4. средство AJAKS можно не добавлять
Характеристики: темно-фиолетовая, печать, не текут.

| Сообщение Отправлено 01 Апрель 2006 - 11:40

Продолжение

Разработайте свой рецепт!

1. выбор красителя: прежде всего краситель, который вы будете использовать в своем рецепте должен быть водорастворимым а не пигментным, чтобы это проверить - капните его на кусок обычной (80г/м) бумаги, если он ее пропитает и будет пачкать с обратной стороны, то он, скорее всего, подойдет. Если чернила (краситель) остается с одной стороны, а с другой стороны выступает неокрашенная жидкость- такой краситель нельзя использовать! Сразу скажу: большинство строительных колеровок, а также колеровки для автокрасок не подходят. И еще - если вы задумали подобрать цвета Cyan Magnetta Yello (для цветного картриджа) лучше не пытайтесь - это не получилось даже у фирм-производителей заправок картриджей, разве что вам хочется постоянно печатать одним цветом - оранжевым, например. В последнем случае используйте пасхальные или пищевые краски после предварительного кипячения и фильтрации. Внимание! Если вы используете пищевые красители, или другие смеси для колеровки, внимательно читайте состав на упаковке! Красители содержащие патоку, сахар, клеевые и другие посторонние компоненты (помимо красителя) не подходят!

2. определение вязкости готовых чернил: После того, как чернила будут готовы необходимо сравнить их вязкость с "родными чернилами" для этого берем любой шприц, например, на 5 мл, надеваем иголку, переворачиваем, быстро наливаем какой-то определенный объем "родных чернил", например, 3 мл и засекаем время за которое чернила вытекут - это и есть тот идеал к которому нужно будет подогнать вязкость самодельных чернил. Внимание вязкость своих чернил определять на том же шприце в таких же условиях! .Если вязкость мала- добавить глицерина, повысить концентрацию(выпариванием) исходных чернил Если велика - добавить спирта, средства AJAKS (последнее предпочтительнее т.к. оно понижает вязкость не меняя плотность чернил) Если у вас не осталось "родных чернил" - вязкость должна быть примерно 3мл за 10 мин.

| Сообщение Отправлено 02 Апрель 2006 - 10:00 P$ux


Навела на мысль китайская игрушка "Magic Pen". С одной стороны паста с "невидимыми" чернилами, с другой - фонарик, в свете которого чернила светятся синим. Так вот - от ручки на бумаге остаётся довольно глубокий след, по которому можно прочесть написанное, не прибегая к подсветке. Как бы подобную краску заправить в принтер? :D

| Сообщение Отправлено 05 Апрель 2006 - 19:31 Episode

P$ux (Apr 2 2006, 10:00 AM) писал:

Есть идея изготовить "невидимые" чернила.


Такие чернила есть в продаже. Предназначены для нанесения защитных знаков на документы, оформления вечерних клубов, дискотек, пр. Светятся в ультрафиолете, при белом свете их не видно.
Встречал комплект "фото", т.е. с лайт цветами.
ИМХО, самому набодяжить будет не только не легко, но и не выгодно.
| Сообщение Отправлено 05 Апрель 2006 - 19:41 ЮХа

V&W, надо было мне запостится в эту тему про "вязкость".
Ну да ладно.
Поддерживаю идею и способ контроля "текучести" покапельным методом. Тем более, что это профессиональный способ.
На днях поэкспериментирую.

| Сообщение Отправлено 07 Апрель 2006 - 22:46 SPAWN

Есть идея изготовить "невидимые" чернила. Видимыми они становятся под воздействием облучения.
Навела на мысль китайская игрушка "Magic Pen". С одной стороны паста с "невидимыми" чернилами, с другой - фонарик, в свете которого чернила светятся синим. Так вот - от ручки на бумаге остаётся довольно глубокий след, по которому можно прочесть написанное, не прибегая к подсветке. Как бы подобную краску заправить в принтер? biggrin.gif


Меня уже давно посещает похожая идея только не "невидимые" а прозрачные флюоресцентные
которые видно при ультрофиолетовом свете.
Недавно появилса С 42 (мой маленький полигончик:P) осталось найти чернила.
Думаю в магазине приколов может быть.
| Сообщение Отправлено 14 Апрель 2006 - 23:09 delfin

Как насчет съедобных картиинок? Я слышал что существует съедобная бумага (то ли рисовая, то ли кукурузная), как насчет изготовить чернила из пищевых красителей (съедобные), можно было бы оформлять торты - симпатично и заработать на этом можно B)

| Сообщение Отправлено 15 Апрель 2006 - 01:46

Нужен кондитерский принтер для печати на пищевой бумаге DECOJET EVOLUTION
Decojet Evolution использует для печати вафельную или сахарную бумагу и пищевые чернила. Кроме этого предлагается специальный носитель, Shocotransfer, для перевода изображений на шоколад.

Однозначного ответа на этот вопрос нет, но можно сделать некоторые выводы из истории, правил и других моментов. В печатных книгах цвет чернил черный по утилитарным причинам (как и в книгах, выпущенных до 1444 года, когда дорогой Гутенберг изобрел печатный станок, это если не учитывать историю типографии из Азии): бумага была и остается около-белым цвета, соответственно наиболее читабельный текст будет черным. Тут нужно заметить, что начала абзацев выделяли красным для удобства чтения (отсюда и выражение "с красной строки"). Чернила в перьевых ручках тоже перимущественно были черного цвета почти всю историю их существования. По тем же самым причинам, что и в книгах. А теперь несколько историй о том, почему сейчас люди предпочитают синий цвет, которые мало между собой связаны:

Качество чернил и халтура производителей. Состав чернил бывает разный, но кроме растворителя и модификатора всегда есть и сам краситель. Они бывают разные, например фуксин (фиолетовый, при большой концентрации - близкий к черному) и индиго (синий, соответственно). Анилин, кстати, полученный при перегонке индиго с известью, хоть и был токсичным, но какое-то время использовался в чернилах, потому что парадоксально быстро окислялся и высыхал. Если разбавлять чернила водой, то цвет бледнеет, а чернил на продажу становится больше, вот и получается темно (например) синий.

Или разбавление водой или модифицирующими веществами, которые влияют на вязкость, плотность и однородность, делалось из других причин: улучшить свойства чернил и легкость написания. Цвет, соответственно менялся тоже. Так, в конце 19 века появились прусские чернила синего цвета, которые имели вполне себе впечаляющий успех во всем мире, став основным видом чернил, используемых в Японии не для каллиграфического письма.

Люди предпочитали чернила отличного от книжного цвета для легкости распознования заметок. Например, оставленных на полях. Так их легче замечать.

С появлением шариковых и автоматических ручек волноваться о легкости написания стали гораздо меньше, поэтому и с составом и цветом играться тоже стало легче. У чернил значительно повысилась вязкость и плотность и можно было надобавлять всяких других красителей без особого повышения себестоимости.

Во многих учреждениях официальные документы разрешалось подписывать только синими чернилами, потому что так подлинник легче отличить от фотокопии. А не зелеными и не красными, потому что синий все-таки максимально непрятязательный цвет и не делает документ аляпистым.

В русских школах, наверное, стремились создать единообразность и некоторую каноничность письма, и по каким-то причинам остановились на синих чернилах.

А дальше только людские предпочтения, основанные вот на этом всем как неком культурном чернильном наследии. Большинство людей предпочитают синие чернила, поэтому производители и делают их больше. Там где спрос, там и предложение.

Да и неправда это в целом, что везде предпочитают синие чернила. Мексика, например, требует от школ и госучреждения только черных. А в школах в США так и вообще многие вещи разрешено писать только карандашом, чтобы потом можно было стереть ошибку, например.

Я не знаю каких-то конкретных книг, изучающих историю современного письма и в частности цвета чернил, но нахвататься можно везде понемногу: и у Яна Чихольда в "Облике книги", и у классической "Истории письма" Иоганна Фридриха и даже у Маклюена в "Галактике Гутенберга", хотя там вообще немножко.

Каждый день мы пользуемся шариковыми ручками, на рабочих столах есть принтеры, которые работают практически без перерыва. Мы уже настолько привыкли к этому, что не задумываемся, как это работает. А первым шагом к изобретению всех этих удобных приспособлений стал рецепт удивительного состава, который может оставлять стойкие следы на бумаге и ткани. Однако мы сегодня хотим поговорить о том, из чего делают чернила. Краткий экскурс в историю и современные технологии будут интересны для взрослых и детей.

Старинные фолианты

Тончайший пергамент, строчки, выведенные на выделанной коже, древние манускрипты всегда поражают тем, что до сих пор можно легко разобрать написанное. Первые чернила делали очень просто - смешивали сажу с чем-то клейким. Это, по сути, была тушь, которая высыхала и растрескивалась. Кроме того, она была достаточно вязкой, нужно было наловчиться, чтобы вывести красивую строчку. Тогда рецептура была строго засекречена. Из чего делают чернила, знали только священнослужители. Кстати, вариаций было много. Брали в качестве основы мед и добавляли в нее золотой порошок. Широко использовали состав из ягод бузины и грецкого ореха. Но все это уже кануло в Лету. Сегодня производство чернил стало простым и доступным. Давайте проследим цепочку дальше.

Чернила из орешков-галлов

Продолжая рассматривать, нельзя забыть знаменитое открытие, а именно особые наросты на листах дуба. Называются они галлы, а живут в них личинки насекомого - орехотворки. Именно поэтому наросты называют чернильными орешками. Из них выжимали сок, затем смешивали его с железным купоросом и добавляли клей. Получался стойкий состав с красивым блеском. Даже сегодня сохранившиеся рукописи выглядят очень свежими. Однако был один важный нюанс. Эти чернила были бесцветными, прочесть написанное можно было только тогда, когда буквы высыхали.

Переворот в истории

В XIX веке люди стали более образованными, уже многие знали, из чего делают чернила. В 1885 году был произведен очередной переворот. Учитель изобрел ализариновые чернила. Они тоже были галловыми, однако обладали интенсивной окраской благодаря уникальной добавке. Сине-зеленые во флаконе, они становились черными при нанесении на бумагу. Достигалось это за счет добавления краппа, то есть вытяжки из корней марены.

Раскрашиваем стекла

Чернила для гладкой поверхности готовят из двух рабочих растворов. Первый - это 100 мл воды и растворенные в ней 1 г сульфида калия и 7 г Готовится простым смешиванием. Второй содержит аналогично 100 г воды, 3 г и 13 мл соляной кислоты. Смесь можно сразу использовать в качестве чернил. Можно смело наносить на стекло и получать после высыхания матовые надписи.

Составы для металла

Назвать чернилами их можно лишь условно. Писать на металле следует смесью из азотной и соляной кислоты. Для этого поверхность покрывают воском, затем делают надпись острым предметом, а затем сверху наносится состав. Через пять минут можно опустить сосуд в теплую воду. Чтобы получить аналог чернильной надписи синего цвета, требуется приготовить другой состав.

Его готовят, смешивая 3.5 г буры с 15 мл этилового спирта, 2 г порошка канифоли и 25 мл раствора метиленового синего. В результате остается надпись синего цвета.

Чернила для ткани

Мы уже рассмотрели составы и ориентируемся, из чего сделаны чернила. Однако все эти составы не обладают большой устойчивостью к стирке и многократному кипячению. Для этого следует немного изменить рецептуру. Для этого в колбе нагревают 42 г анилина и 2.5 г бертолетовой соли и 13 мл воды. Затем добавляют 15 мл соляной кислоты (25%-й) и продолжают нагревать смесь, пока она не потемнеет. Остается дело за малым. В колбу вливают хлорид меди, на этом процесс можно считать практически завершенным.

Полученный раствор нагревают до красно-фиолетового цвета. После этого под воздействием красителя, окислителя и катализатора реакции мы можем получить конечный результат. Чернила, выполненные по этому рецепту, являются очень стойкими. Они не выцветают в процессе стирки и могут использоваться в легкой промышленности.

Вместо заключения

Как видите, есть достаточно много способов, чтобы приготовить чернила. Современная промышленность позволяет выпускать начиная от черных и заканчивая разноцветными чернилами. В последнее время отработана технология предотвращения появления плесени. Есть специальные составы, которые при добавлении в чернила полностью нейтрализуют роль грибка. Это креозот и формалин, салициловая кислота.

Как видите, состав чернил совсем не сложный. Если вы увлекаетесь химией, то вполне сможете повторить это и в домашних условиях. Однако большой вопрос, стоит ли это временных затрат, особенно учитывая стоимость продукта в магазине канцелярских товаров и его расход.

Невидимые чернила — неотъемлемая часть любого автоквеста с шпионской тематикой. Для такого рода тайнописи существует довольно таки много способов. В этой статье мы постарались отобрать те рецепты, ингредиенты для которых есть дома практически у всех, ну или их можно спокойно достать в специализированных магазинах.

Молоко

Если провести по бумаге кисточкой, либо ватной палочкой, смоченной в молоке, то в скором времени надпись станет бесцветной. Проявить её можно с помощью высоких температур. Во время игры бывает сложно найти утюг и розетку, поэтому игроки обычно используют зажигалки и спички)
Этот способ начинает свою историю со школьных рассказов про Владимира Ильича, который писал письма на волю с помощью таких вот симпатических чернил.

Сода

Для этого способа вам нужно приготовить водный раствор пищевой соды в пропорции 1:1. Жидкость получается бесцветная и хорошо наносится на бумагу, не оставляя следов после высыхания. Проявляется с помощью высокой температуры.

Лимонный сок

Чернила из лимонного сока проявляются после взаимодействия с водным раствором йода. Вернее взаимодействует с ним не сам сок, а крахмал, содержащийся в бумаге. В итоге листок с секретным посланием приобретает фиолетовый оттенок, а нужная нам информация остается неокрашенной. Более сложный вариант проявления — раствор метилового оранжевого.
Так же лимонный сок начинает темнеть при нагревании. Такими же свойствами обладают сок лука, яблочный сок и другие с высоким содержанием кислот.

Крахмал

Смешайте две части крахмала и одну часть воды, затем нагрейте, постоянно помешивая. Дайте немнго остыть клейстеру и можете приступать к созданию тайного послания. Чернила можно проявить с помощью водного раствора йода.

Рис

Для получения симпатических чернил нужно сварить густую рисовую кашу, чтобы вода не полностью впиталась. Эта жидкость и является необходимыми нам чернилами.
Пишем на листе бумаге с помощью ватной палочки нужную информацию и даем просохнуть. Для проявления понадобится уже знакомый нам раствор йода, ведь рис очень богат крахмалом.

Медный купорос

Берем медный купорос и делаем слааааабый, практически бесцветный водный раствор. Надпись проявиться, даже если подержать листок над парами нашатыря, но можно и провести ваткой, смоченной в нашатыре. При такой реакции образуется аммиакат меди, который придает надписи зеленый цвет.

Стиральный порошок или отбеливатель

Сделайте надпись раствором стирального порошка (желательно с отбеливателем) и после высыхания посветите на неё уфом. Буквы проявятся и будет всем счастье)

Кстати, таким же свойством обладают некоторые энергетики и Швепс.

Аспирин

Растворите таблетку в воде и напишите послание листе бумаги. Для проявления вам понадобиться водный раствор солей железа.

Хлористый кобальт

Чтобы изготовить чернила из хлористого кобальта нужно растворить 1 г порошка в 25 г дистилированной воды. После высыхания надпись становится практически незаметной, но при нагревании проявляется ярко-синим цветом. Этот способ интересен тем, что после остывания буквы опять обесцвечиваются.