21.02.2024

Духовный муж. Брак и духовная измена. Что такое "Духовный брак"


ДУХОВНЫЕ ЗАПОВЕДИ.

Итак: духовным браком может называться только тот союз, в котором у супругов типы мышления взаимно дополняются. Так воля дополняется мистикой, а логика дополняется реализмом. Крыса - Петух, Крыса - Бык, Крыса - Змея, Обезьяна - Петух, Обезьяна - Бык, Дракон - Петух, Дракон - Бык, Дракон - Змея. В этой половине не хватает одного брака, он ушел под вектор (Обезьяна - Змея). В другой половине прорех больше. Лошадь - Кот, Лошадь - Коза, Тигр - Кот, Тигр - Кабан, Собака - Кот, Собака - Кабан, Собака - Коза. В этой половине не хватает двух браков (Лошадь - Кабан и Тигр - Коза), ясно, что и это векторные исключения. Любой другой брак, сколько бы в нем не было духовных прозрений, полетов на НЛО, экстрасенсорных прорывов и полтергейста духовным браком называться не может.

Заповеди таковы: Жаждите обрести вечного друга, об остальных забудьте, полюбите сложность, разлюбите простоту общайтесь безгранично, интригуйте друг друга, ведите две отдельные карьеры, взбалтывайте их, но не смешивайте, будьте раскрепощенными, поменьше думайте об общественных институтах, общайтесь с Богом на прямую, выстраивайте жизнь по спирали и будьте выше обстоятельств. Теперь чуть поподробнее.

а) Идеальной ситуацией для вхождения в духовный брак является ощущение непереносимого одиночества. Только тот, кто несет в себе страх перед окончанием молодости, страх перед потерей друзей и близких, страх перед тем, что повзрослеют и разбегутся дети, страх перед темнотой и бездной, в которую нельзя шагнуть не взявшись хоть с кем-нибудь за руки, только тот окончательно созрел для духовного брака.

б) Предохраняясь от одиночества и предвидя предательство друзей, сослуживцев и прочих граждан духовники должны нанести упреждающий удар и первыми отвернуться от мира людей. Можно здороваться, беседовать, травить анекдоты, но при этом отдавать себе отчет, что люди - это всего лишь предмет декорации, а реально действующих лица в пьесе жизни только два - духовно взаимодействующие супруги. Поэтому так легко общаться с остальными людьми, ведь они всего лишь зрители и слушатели, а может быть читатели, но они не могут повлиять на реальное действие, там все решают только двое.

в) Будьте мудрыми, глубокими, не ищите простых путей и легких истин. Усложняйте там, где просто, мутите там, где прозрачно, нагромождайте там, где было просторно. Такова ваша судьба. Вы призваны к сложным маршрутам, простые пути оставьте иным людям, ваш путь не банален. Отсюда сам стиль вашего общения, идите от обратного, хотите сказать "Да!", говорите "Нет!", в белом ищите черное, в злодее ищите, где он добр, в герое ищите, где он подл. Так учил нас Станиславский.

г) Общайтесь безгранично. Не отказывайте себе в удовольствии любую тему превратить в предмет великого мудрствования и философского исследования. Научитесь выслушивать неприятное и непонятное для вас мнение, находить на него симметричный ответ и вступать в долгий контакт касательных ударов. А вот столкновений в лоб надо избегать. Духовный брак никуда не торопится, никуда не бежит, а потому быстрые решения, истины рождаемые в жарких спорах, тут не нужны. Не торопитесь, не сталкивайтесь лбами, не истина нужна в духовном браке, а лишь поиск ее, совместный путь прохождения к этой истине. А отсюда излюбленный стиль общения - один говорит про одно, другой про другое. Вопросы остаются без ответов, следствия меняются с причинами, верх становится низом, правое левым и так далее. Главное, чтобы такой стиль не злил собеседников, а забавлял.

д) Отсюда главной критерий живучести духовного союза - супруги должны быть друг другу чрезвычайно интересны. Они как диковинные зверушки, как инопланетяне. Невиданно, непостижимо, завораживающе. Отсюда вывод - маскируйтесь, не помогайте раскрыть вас до конца, храните секреты, мутите воду, заметайте следы. Прозрачный и ясный человечек в духовном браке долго не протянет. Идеальный вариант для взаимной инопланетности - это великое мастерство именно в том, в чем супруг максимально бездарен. Владение мастерством в том, что недоступно пониманию партнера - это путь к максимальному восторгу. А состояние творческой восторженности в духовном браке - дело хорошее, дело нужное.

е) Уникальные умения супругов неизбежно порождают систему двух карьер. Но фокус в том, что каждая из двух карьер свершается не сама по себе, а в угоду вечному другу. В этом уникальность духовной карьеры, она бескорыстна, ибо ее достижение - это восторг и удовлетворение того единственного человека, ради которого стоит жить и творить. Так из одного тандема рождаются уже четыре. Взаимодействуют между собой не столько два человека, и даже не столько две карьеры, сколько каждый из супругов с чужой карьерой. Они как бы тянут друг друга, говоря по-современному, становятся продюсерами друг для друга. Такой вариант был бы идеален.

ж) Страх перед духовным браком как некой психбольницей, приютом для умалишенных, кузницей всех видов отклонений и патологий совершенно неоправдан. Это брак высшего духовного взлета, эксперимент чистого и бескорыстного проникновения за линию горизонта, за грань отделяющую мир временный от мира вечного. Ну а если кто-то не дозрел еще до понимания глубин мироздания, то это его проблемы. Никто еще не доказал, что человечество в своем развитии обязано остановиться, стало быть, надо идти вперед, а впереди только он, бескорыстный, тихий и глубокий духовный союз, каким бы ненормальным он не казался сейчас, при взгляде из мира жадности, агрессии и культа индивидульных достижений.

з) Тех, кто уже решил для себя, что духовный брак - это собрание ангелочков с крылышками, что в нем все ходят в мягких тапочках, и говорит только шепотом, автор вынужден разочаровать. Участники духовного союза, слишком мудры и слишком глубоки, чтобы скользить по поверхности ханжеских стереотипов, соблюдать правила навязанной плебеям морали. Духовники могут все, что позволяет им их личная совесть, не взятая напрокат из прописей законников и догматиков, а выстраданная в бесконечных борениях духа и плоти. Кстати, плоти в духовном браке всегда хватало, это не какой-то вам бесплотный романтический союз. В этом парадокс компенсации. Пока плоть сильна, она стремится в романтическую высь, а вот почти уже бесплотный дух за плоть цепляется двумя руками.

и) Духовный брак, в идеальном своем варианте, должен совершить чудо - вскрыть линию реально полезного взаимодействия полов. Пролетая сквозь романтику поверхностного слоя внешних различий, продираясь сквозь частокол патриархально-хозяйственной целесообразности разделения трудов, наконец, проскальзывая полосу войны полов, духовный знак демонстрирует главное различие полов. Мужчина - гениальный творец, женщина - не менее гениальный восприниматель. Мужское творчество всегда слишком самостоятельно, слишком не обосновано, слишком произвольно. Женщина идет более длинным, витиеватым путем, сравнивает и усваивает чужое лучше и объективнее. В этом смысле они идеальная пара.

к) Брак силен своими достижениями. В духовном браке эти достижения лежат на уникальном пути сосуществования двух карьер. Никто и никогда не придумает такого совершенного соавторства, как в духовном браке. Если есть на свете хоть что-то существующее на стыке двух ли наук, двух ли искусств, двух ли сторон бытия, то высшего успеха достичь там должны мужчина и женщина сплетающиеся то ли телами, то ли умами, то ли душами своими. Темная и плотная душа мужская, светлая и рыхлая душа женская.

л) Закрепощая в духовном браке свои индивидуальности, супруги получают полное раскрепощение по отношению к обществу. Таким образом, этот брак антиобщественный по сути своей. Романтический брак должен отдать обществу свою красоту, патриархальный брак должен отдать обществу своих детей, равный брак должен отдать обществу свою энергию и свою агрессию. Духовный брак ничего не должен обществу - он основа будущего анархистко-индивидуалистического общества. Ну а пока светлое будущее не наступило, не стесняйтесь поменьше обращать внимания на политиков, чиновников, правительства, президентов, государства всех типов, все виды тусовок, научных собраний, обществ, сообществ, академий и так далее и тому подобное...

м) Сказку про "белого бычка" помните. Вот духовный брак примерно про это. Движение в браке есть, но движение это идет по спирали, с бесконечными заходами на одни и те же круги. Такое движение в гармонии с сутью брака, в котором ничто и никогда не договорено до конца, где все запутано, не ясно, где не проставлена ни одна точка, да и запятые почти не видны. А потому вперед - к тому, что сзади или назад - к тому, что впереди. А потому никогда не опускайте руки, нет причин, которые запрещают в случае нестыковки пойти еще на один круг, потом еще на один, еще и еще... Итак: романтический всегда неизменен, равный всегда изменяется, патриархальный в постепенном ухудшении, ну а духовный, благодаря своему спиральному подъему всегда должен улучшаться. Именно для этого и нужна спираль. Каждая тема брака должна время от времени повергаться ревизии, совершенствоваться и укрепляться. Только без спешки, никуда не торопясь.

н) Духовный брак единственный из равновесных (векторный не в счет), в котором человек "отплывает" от своего знака. Тот, кто обладал волевым типом мышления, постепенно смещается в сторону мистического мировосприятия. Мистик, благодаря которому произошло это продвижение в свою очередь выдвигается в волевую стихию. Аналогично взаимодействие между логической и реалистической стихиями. Так человек, за счет неостановимой работы и могучего брачного взаимодействия, не только меняет свою судьбу, но и преображает то, что было даровано ему от рождения - его знак.

о) На каком-то этапе духовный брак видимо требует постоянного общения. Однако, если "захват" душ произошел, то так ли уж важно, рядом супруги или нет. В этом, как и многих других, смысле духовный брак является среднеарифметическим от романтического и равного союзов. Романтический требовал постоянных разлук, равный требовал постоянного контакта, стало быть, духовный требует чего-то среднего. Например, постоянного контакта в условиях разлуки, или бесконтактного пребывания рядом. Скорее же всего речь идет о беспрерывном чередовании разлук и встреч, приближений и отдалений. Духовный брак должен колыхаться.

п) Духовный брак потому и называется духовным, что не смотря на свой антисоциальный и противообщественный характер он максимально приближен к религиозному пониманию брака. В нем нет болтовни о вечной любви, нет аскетического служения, нет битвы за дело господа. Зато есть реальное присутствие божественных сил, которые, собственно говоря, выделяются в момент схождения знаков со своих мест. Знак, как пробка закрывающая бутыль. Чем менее притерта пробка тем быстрее начинает улетучиваться джин (дух) живущий в бутыли. В векторном браке бутыль открывается как шампанское, с грохотом и пеной. В духовном браке пробка вынимается потихоньку.

р) Духовный брак менее других испытывает антагонизм к прочим бракам. Он со своей высоты благосклонно смотрит на все другие браки. Для него все это игры, но вполне забавные. Забавно поиграть в романтику, забавно поиграть в патриархальные отношения, можно, впрочем, устроить драку и соцсоревнование на манер равного союза. Ну а когда все это надоест, можно вернуться и к духовному союзу. В этом смысле духовный брак - единственно синтетический.

Подведем итог: духовный брак, хоть и наиболее сложен в осуществлении, в исполнении своем не строг. А потому само понятие заповедей, здесь не совсем уместно. Скорее речь идет о пожеланиях.

Храните свои семьи!

Господь Бог не сотворил человека для одиночества, но вложил в него потребность в любви и понимании.
"И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему".
(Книга Бытие 2:18)
Прежде, чем Бог решил дать человеку семью, Он хотел, чтобы человек получил знания - как строить свою семью на прочном основании Слова Божьего.
Всё сегодня на этой земле будет пытаться поколебать надежду, подорвать веру в возможность счастливой жизни в браке...
Почему мы должны искать совета у Господа относительно своей семьи?
Если Бог дает человеку семью, то Он понимает, для чего это Он делает.
Институт брака и рождение семьи - это только от Бога.
Созидатель брака - Бог, и те, кто строят свою семью, должны учиться этому у Господа.
Создание семьи - это не дело троих... но только его и ее...
В этом создании еще участвует и Сам Бог. И Бог требует только одного - послушания человека.
Непослушание перед Богом ведет к потере семейного счастья и благополучия.
Мы не должны думать, что Бог хочет поместить нас в какие-то узкие рамки, чтобы наша жизнь стала неинтересной. Скорее наоборот, Божьи принципы построения брака защищают нас и нашу семью от разрушения.
Все на этой земле стоит против семьи...
Бог хочет, чтобы наши семьи становились гармоничными и были одним целым до вечности...
Все, что рождается в Боге, оно не разделяется никогда. Все верующие в Бога должны принимать в свою жизнь эти принципы и передавать их своим детям, чтобы они также стремились строить свои семьи в гармонии.
Что же необходимо для того, чтобы в семейных отношениях сохранилась гармония?...
Прежде всего, на первом месте, у человека должны быть построены и сохранены личные отношения с Богом, а дальше уже эти отношения должны перейти в семью. Все то, что мы созидаем в Боге - это создается один раз и навсегда. Бог дает человеку одну семью - раз и навсегда. В состав семьи может входить только один мужчина и одна женщина.
То, как строятся отношения между мужчиной и женщиной в этом мире, не должно являться примером для подражания людям, чтущим Бога. Познавшие истину должны сохранить и защитить её.
Сатана сегодня пытается разрушить границы между миром и церковью, заставляя относиться лояльно к беззакониям мира сего. Христиане должны защищать церковь от лживого ветра учений. У верующих в Бога должна быть любовь к истине и ненависть к неправде.
Мы должны рассказывать об этом своим детям, чтобы прививать ненависть ко греху. Если мы не будем тверды и не умалим этот грех, мы не сможем устоять на твердом основании - на истине Божьей.
Нам нельзя относиться терпимо ко греху. Бог предназначил одну женщину - одному мужчине.
В отличие от животных, у человека есть духовная и душевная связь со своей второй половиной. Прежде, чем мы будем стремиться строить семейные отношения со своей второй половиной, у нас должно быть единство духа с этим человеком. Бог утверждает между мужем и женой духовную и душевную связь.
Мир сегодня строит отношения между мужем и женой только на физическом влечении. Но семья - она не строится только на физическом уровне: она строится на взаимном доверии, уважении и взаимопонимании.
Мы выбираем по внутреннему... Дух Святой подскажет: это она! это он! Духовная и душевная связь между мужем и женой является основой чистоты брака. Люди не должны жить друг с другом только по зову плоти.
Бог говорит: не нарушай эту заповедь!
Верность супругов друг другу приносит Божьи благословения в семью. Только верность! Блуд - это мерзость, несущая проклятье человеку.
Если в семье кто-то соблазняется и будет проявлять неверность, то страшное проклятие идет на ее потомство!
Чистота в брачных отношениях необходима, и пусть весь мир завидует христианскому браку, его чистоте и прочности.
Только Бог может защитить человека от мерзости блуда. Человек, который занимается блудом - играет с самой смертью. Но он этого еще не знает! Этого человека ожидают страшные и неизлечимые болезни!!
Есть награда на земле и на небе за чистоту и святость. Но есть награда и за грехи: откуда появились венерические заболевания? откуда появился ВИЧ?
От греха.
Храните себя в чистоте. И рассказывайте об этом своим детям. Сохраняйте молодое поколение от разрушения и смерти. Станьте годными отцами и матерями не только своим детям, но и чужим.
Адам полюбил Еву прежде, чем вступил с нею в физическую близость.
А что сегодня творится у людей?...
После добрачной физической близости настоящей любви не будет. Можно, конечно, попытаться сохранить любовь и в этом случае, но это надо очень сильно бороться за свою любовь... Готовы ли мы к этому?
Удерживайтесь от добрачной физической близости, чтобы не испортить себе и своим детям всю дальнейшую жизнь.

О равенстве в браке
Правильные брачные отношения строятся на равенстве. Никто друг над другом не доминирует. Ни муж, ни жена - не начальники в своей семье. Они - друзья, они совместно решают свои семейные вопросы. Последнее слово в принятии решения имеет муж. Представьте, каким должен быть муж, чтобы он всегда был в состоянии принять правильное решение!...
Нельзя жену уничижать. Жена дает свою жизнь мужу, а муж- жене. Муж и жена - взаимная опора друг для друга. Жена дает внутреннее ободрение мужу. И тогда муж силен. Если нет этой внутренней поддержки от жены, то муж не может считать себя сильным.

Готовы ли вы, мужчины, греть свою жену, оберегать ее?
Готовы ли вы, женщины, давать своему мужу ободрение и поддержку?
Если вы сегодня еще не готовы - не ввергайте в духовную нищету свои семьи!
Когда жена видит, что муж заботится о ней, то она уважает и ценит своего мужа.
Иисус учит нас:

"Что Бог сочетал, того человек да не разлучает".
(Евангелие от Матфея 19:6)
Храните свои семьи!
То, что сочетается при познании истины, - никогда не разлучается.

Бог благословит ваш брак, несмотря на противодействия сатаны, если вы позволите это Ему.
Такие благословения - благотворная почва, на которой может возрастать надежда, а если есть надежда, то любые трудности могут быть преодолены.

О библейском идеале настоящего мужчины, о воинах, иноках и тружениках, о мужественных инспекторах ДПС, о семьях священников, о воспитании будущих мужчин без мужа семейный психолог Наталья Борисовна Киселева беседует с протоиереем Павлом Гумеровым.

Мужчина прежде всего – труженик

– Отец Павел, расскажите, что говорит нам Библия о предназначении мужчины.

– В начале 1990-х годов мне попалась в руки небольшая книжица, которую распространяли протестанты вместе с другой религиозной литературой. Называлась она «Чего хочет Бог от настоящего мужчины?» На обложке был изображен некий слегка небритый голливудский красавец, который, видимо, и олицетворял собой того самого «настоящего мужчину». Совершенно не помню содержания этой брошюры, все-таки прошло уже более двадцати лет, но ее название меня зацепило. Действительно, чего от нас, мужчин, ждет Господь? Как нам строить свою жизнь, чтобы она соответствовала замыслу Божиему о нас как о мужчинах?

Ответы на эти вопросы мы, конечно, в первую очередь должны искать в Священном Писании, ибо это слово Божие, а значит, оно напрямую выражает волю Господа обо всем роде человеческом и о мужском предназначении в частности. Уже во 2-й главе Книги Бытия, самой первой книги Библии, говорится о творении первого человека – Адама. Господь поселяет его в Эдемском саду, «чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 15). То есть сразу же после создания мужчина призывается Богом к труду, к деланию. Несмотря на то, что природа еще не была искажена грехопадением, райский сад уже нуждался в уходе, в заботе о нем. И эта работа поручается Адаму.

Далее первый мужчина получает второе задание. Он, как существо мыслящее, думающее и творческое, должен дать имена сотворенным Богом животным. Что, конечно, тоже является трудом, но уже интеллектуальным. Животных было очень много, и работа предстояла немалая. Из всего этого мы можем заключить, что Господь хочет, чтобы мужчина не сидел сложа руки, а был работником, тружеником, и желает, чтобы его труд приносил пользу.

После грехопадения первых людей Бог изгоняет их из Эдема и говорит Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3: 19). Трудовая задача для мужчины усложняется. Природа уже не так плодородна и дружественна по отношению к человеку, она искажена после его отступления от Бога. Первый мужчина теперь будет добывать пропитание сам и кормить свою семью.

Из этих глав Библии мы выводим очень важное качество, которое должно быть присуще мужскому полу, – трудолюбие. Мужчина – это труженик, добытчик, кормилец семьи. Неважно, пашет он, охотится, чинит компьютеры, лечит людей, водит автобус или занимается научной работой. Главное, чтобы его труд приносил пользу людям и его семье. Не трудящийся, уклоняющийся от работы мужчина не выполняет одного из самых главных своих предназначений, данного ему от Бога.

Защитник и наставник семьи

– А на какие мужские качества обращается особое внимание в Новом Завете?

– В священной истории Ветхого Завета можно найти немало примеров настоящего мужского поведения. Но для нас, живущих в эпоху Завета Христова, конечно, главным ориентиром должен являться Новый Завет.

Новозаветные писатели, в частности апостол Павел, говоря о мужском предназначении, в первую очередь обращались к теме семьи. И неслучайно. Ведь заботясь о семье, о самых близких ему людях, мужчина может явить самые лучшие свои качества. «Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор. 11: 3), – пишет апостол Павел. О том, что муж – глава жены, семьи, говорится еще в самом начале Библии, когда Бог обращается к Еве со словами: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3: 16). Но мужчина Нового Завета не просто глава жены, он сравнивается со Христом: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5: 23); «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 25). Муж должен, подобно Христу, быть защитником, кормильцем жены, а если надо, и умереть за нее.

Так как супруги – это «одна плоть», они должны стать единым телом и душой в браке, забота о жене должна быть для мужчины такой же естественной, как о своем собственном теле: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5: 28); «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя, а жена да боится своего мужа» (Еф. 5: 33).

Апостол Петр повелевает мужьям проявлять снисхождение к женской немощи и слабости: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет. 3: 7).

Не супруга должна «тащить» мужчину в храм, а он должен вести ее ко спасению

Мужчина не только кормилец и защитник, он и духовный наставник жены: «Если же они (жены. – прот. П.Г. ) хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор. 14: 35). Конечно, чтобы наставлять жену и детей в вере, мужчина должен сам идти впереди жены. Не супруга должна «тащить» его в храм, а он сам должен вести ее ко спасению.

Быть образом Христа

Удивительное дело: нам, мужчинам, слово Божие предписывает равняться не на кого-либо, а на Самого Господа нашего Иисуса Христа! Куда уж выше. Но таково мужское предназначение – быть образом Христа и в семье, и в жизни церковной. Господь принял на Себя наше человеческое естество, чтобы искупить весь род человеческий, но пришел Он на землю именно в мужском образе. И поэтому (хотя это и не единственная причина) в Православной Церкви невозможно женское священство. Священник – это образ Христа, а Иисус Христос был мужчиной.

Да, планка нам задана очень высокая – быть образом Христа в своей семье и священником своей домашней Церкви. И учиться этому мы должны у Самого Христа Спасителя. «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4: 16); «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5: 1), – говорит нам апостол Павел.

– А чему именно должны учиться у Христа современные мужчины?

– Господь создал Церковь – первую христианскую общину, семью – и является не только ее Главой, но и ее Попечителем, заботливым, ответственным Отцом. Он говорит: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить…» (Мф. 20: 28). Вся земная жизнь Христа – это жизнь ради других людей. Никто и никогда не видел Его в праздности. Сначала Он помогает Своей семье – Матери Марии и Иосифу Обручнику, трудясь вместе с ним на плотницком поприще. А выйдя на общественное служение, Он все время посвящает труду ради Своей паствы.

Мужчина должен быть аскетом, всегда готовым к труду и подвигам, как солдат. Он не может быть изнеженным

Господь проходил огромные расстояния пешком, по горячим и пыльным палестинским дорогам, проповедовал, наставлял, исцелял, воскрешал. Он не имел постоянного жилища, испытывал тяготы, голод, зной, другие лишения, само служение Свое Он начал с сорокадневного поста. И этому мы, мужчины, также должны у Него учиться. Мужчина должен быть аскетом, всегда готовым к труду и подвигам, как солдат. Он не может быть изнеженным. Как говорит апостол Павел: «Умею жить в скудости, умею в изобилии…»

Христос уставал иногда так, что, уснув, не мог проснуться даже тогда, когда буря готова была потопить лодку, в которой Он забылся сном. Вспомните этот эпизод, когда апостолы во время бури стали в страхе будить Спасителя со словами: «Спаси нас, погибаем» (Мф. 8: 25).

Но Христос не только заботится о духовных потребностях людей, Он решает и все материальные проблемы первохристианской семьи. Когда люди ушли на большое расстояние от селений и захотели есть, Господь сначала накормил пять тысяч человек, совершив чудо умножения пяти хлебов, а потом и еще четыре тысячи нуждающихся. Он как бы говорит: «Пока Я с вами, вы не будете иметь ни в чем нужды». Вспомним один небольшой, но интересный эпизод. После Воскресения Господь является Своим ученикам на Тивериадском море. В ту ночь они не смогли поймать никакой рыбы. И Христос повелевает им вновь закинуть сеть. Пойманных рыб было 153. А когда апостолы вышли на берег, они увидели, что Учитель не только наполнил их сети, но и проявил трогательную заботу о них, трудившихся всю ночь: Он разложил костер и уже приготовил им рыбу и теплый хлеб. Кстати, Евангелие неоднократно рассказывает нам, как Господь заботился о рыбном промысле Своих учеников, помогая им добывать пропитание.

Настоящий мужчина всегда держит слово. Все, что Христос обещал Своим ученикам, Он выполнил.

Христос не только Глава, не только Труженик и Кормилец, Он Спаситель, Защитник всех слабых и обиженных. И в этом Он также дает высочайший пример всем нам, мужчинам. Настоящий мужчина – это защитник. Вспомним, как Господь ободряет кровоточивую женщину, которая прикоснулась к Нему (прикосновение такой женщины считалось в Ветхом Завете осквернением); как заступается за другую жену, скрюченную болезнью, и исцеляет ее в субботу, несмотря на возмущение фарисеев; как защищает женщину, взятую в прелюбодеянии, от жестокой казни избиения камнями. Христос особенно трепетно относится к людям слабым, больным, нуждающимся в помощи.

А как Он относится к детям! Помните, ученики препятствовали приносить детей ко Христу, а Он пожалел их. Иисус даже приводит ученикам в пример ребенка, когда, обняв его, Он сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3). Настоящий мужчина должен любить детей.

А как снисходительно Христос относится к слабому полу! Он сурово обличает фарисеев и книжников, не может равнодушно пройти мимо беззакония, которое торговцы учинили в храме, приведя туда крупный рогатый скот и устроив пункт обмена валюты, но в то же время очень снисходительно относится к женской немощи и слабости. Вспомним хотя бы о том, что, когда Марфа очень невежливо укорила Спасителя, Он лишь мягко делает ей замечание: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно» (Лк. 10: 41–42).

Настоящий мужчина – это друг. А друг, как известно, «в беде не бросит». Христос не только Отец христианам, Он Друг им. И Господь Сам говорит об этом: «Вы друзья Мои» (Ин. 15: 14). А друг должен, если надо, отдать жизнь за друга. Поэтому «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13), – эти слова Спаситель говорит Сам о Себе.

И, наконец, Христос очень сильный Человек, сильная Личность. Он по Своей человеческой природе испытывал страх, искушения, боль, муки… Но как стойко Спаситель держится в этих страданиях! Вспомним, с каким достоинством Он отвечает на суде первосвященника, во дворце у Пилата. Он не унижается, не просит о пощаде. Перед Своими истязателями Он либо молчит, либо дает им краткие, смелые ответы. И этому также мы учимся у Него. Мужчина должен смело смотреть в лицо опасности и ни перед кем не унижаться.

Конечно, каждый христианин призван в своей жизни следовать Христу, но мужчинам это заповедано в особенности. И я бы посоветовал каждому мужчине-христианину иметь в красном углу икону Христа Спасителя. Не только образ Богородицы с Младенцем, а именно икону Спаса, и почаще, взирая на нее, молится Ему, помня, на Кого мы должны равняться.

Да, планка поднята высоко!

Герои есть, и они – рядом

– Отец Павел, расскажите о настоящих мужчинах, с которыми вам приходилось встречаться.

– Многим кажется, что сейчас мы видим очень мало примеров настоящего мужского поведения. Но уже порядком надоело бесконечное нытье о том, что мужское население измельчало и настоящих мужчин сейчас днем с огнем не сыщешь. Грешен, сам я тоже иногда впадаю в такое брюзжание.

Нет, примеров истинной мужественности довольно много. Так уж сложилось, и это совершенно не моя заслуга, но на нашем приходе святых Петра и Февронии в Марьине мужчин не меньше, чем женщин. Притом мужчин далеко не пенсионного возраста. И среди них я могу назвать немало примеров настоящих отцов, мужей и просто замечательных мужчин. Знаете, все мы люди разные, и нет, наверное, каких-то эталонных «настоящих мужчин». Ведь настоящий мужчина – это вовсе не какой-то культурист из голливудского боевика, который жмет от груди 120 килограммов и сражается с целой армией, или красавец-мачо из латиноамериканского сериала. Настоящий мужчина силен духом. Мне встречались прекрасные многодетные отцы, мужья, которых я смело бы отнес к настоящим мужчинам, но которые внешне выглядели весьма невзрачно: были маленького роста и весьма хрупкого телосложения.

Я упомянул наш приход. Среди наших прихожан я знаю двух удивительных мужчин. Они многие годы с нежностью и любовью ухаживали за своими тяжелобольными женами. И для меня они настоящие мужчины. Ведь ради своих любимых они пожертвовали очень многим, а их трудолюбие и ответственность выше всяких похвал. Знаю отцов, которые имели многочисленное семейство и еще усыновляли детей-сирот.

Но, наверное, нет людей, которые бы всю жизнь совершали только мужские поступки. Каждый человек имеет сильные стороны, но совершает и ошибки.

Среди моих знакомых немало людей военных, а в военной среде настоящие мужчины никогда не переводились. Например, мы дружим с отцом Константином Волковым, настоятелем подмосковного храма в селе Дарна. Он прошел Афганскую войну, сражался в разведроте, дал обет посвятить свою жизнь Богу, если останется жив. После войны крестился, принял священный сан и восстановил из руин храм. Можно вспомнить и отца Николая Кравченко (правда, с ним я не знаком лично), знаменитого «чукчу-снайпера». Он прошел многие горячие точки. В Первую чеченскую войну с отрядом в 50 человек, когда кончились патроны, он, с молитвой «Христос воскресе» на устах, с Божией помощью прорвался в рукопашной схватке через кольцо вооруженных до зубов чеченских боевиков. Все солдаты остались живы, хотя многие получили тяжелые ранения. Мой брат, священник Александр Гумеров, для меня также является примером настоящего мужчины-воина. Он, уже полностью отслужив срочную службу, добровольно пошел воевать в Дагестан и Чечню в конце Второй чеченской войны. А ведь на гражданке его ждали родители и невеста – они поженились, как только он вернулся с войны.

Вообще у нашей страны такой огромный потенциал, такое героическое прошлое, что это не может не сказаться на нашей генетической памяти. Это вселяет надежду на то, что, несмотря на годы безвременья и крушения всех нравственных ориентиров, наши мужчины, многие из которых находятся в спячке, воспрянут от нее и еще проявят себя. Огромная территория и суровый климат нашей страны, многочисленные войны на ее территории и за ее пределами – всё это сформировало особый тип, образ настоящего русского мужчины. Наш мужчина – это инок, воин и труженик. И все это не может пропасть втуне, все это есть в нашей генетической памяти. И все это нужно оттуда извлекать. Слава Богу, нам есть на кого равняться.

То, как геройски сражались наши солдаты в Афганистане, в Чечне, как сражаются сейчас в Сирии, говорит о том, что не перевелись еще на Руси настоящие мужчины.

Примеров русских мужчин-воинов, защитников, спасателей можно приводить очень много. Вспомним хотя бы, как в 2012 году в Амурской области во время учений геройски погиб майор Сергей Солнечников, который, спасая солдат, накрыл телом боевую гранату. Совсем недавно, этой зимой, в Москве инспектор ДПС Алексей Коняев бросился в ледяную воду и спас из Москвы-реки тонущую девушку. Ее джип протаранил ограждение и упал в реку. А ведь это был не спецназовец, не сотрудник МЧС, а обычный автоинспектор!

Говоря о настоящих мужчинах, нельзя не упомянуть монахов, а то может сложиться впечатление, что подлинные мужские качества возможно проявить только в семейной жизни или на войне. Нет, среди иноков также немало настоящих мужчин. Как весьма яркий пример могу привести епископа Тихона (Шевкунова). Владыка – истинный монах, труженик, вся его жизнь, все его многочисленные проекты направлены на служение Богу и людям. Он совершенно не живет для себя. Вообще монашество – это особый путь, очень трудный, опасный и ответственный, путь, достойный настоящего мужчины. И думаю, что именно мужчине, если он хочет в полноте выполнить заповеданное ему от Бога предназначение, нужно выбирать между этими двумя дорогами: монашеством и семейной жизнью.

Мужчина в семье

– К семейной проблематике и хотелось бы вернуться. Как должен вести себя мужчина в семье, каким должен быть мужем, отцом?

Святитель Григорий Богослов: «Или вовсе не учи, или учи доброй жизнью»

– Начнем с образа отца. Отец не только ответственный человек, кормилец и защитник. Об этом мы уже поговорили. Он воспитатель для своих детей. Чем он воспитывает? Конечно, в первую очередь своим примером. «Или вовсе не учи, или учи доброй жизнью», – говорит нам святитель Григорий Богослов. И если мы хотим привить детям какие-то очень важные качества: веру, любовь, трудолюбие, нравственность, то сами в себе должны их воспитывать. Это самый надежный метод обучения: «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас».

Для меня мой папа с самого раннего детства и до сего дня как раз и являлся таким благим примером. И не только примером, образцом, но и другом, на которого всегда можно положиться. Не очень помню его наставления мне в детстве, но до сих пор задумываюсь, прежде чем что-то сделать: «А как бы поступил на моем месте отец?»

Если отец не показывает детям пример, тогда худо. Особенно на мальчика образ отца способен оказать очень большое влияние. Мы даже не задумываемся, как на наши поступки влияют те сценарии поведения, которые мы усвоили еще в детстве. Отец может уже отойти в мир иной, а его образ, его поведение будут ходить за нами, как тень отца Гамлета.

Думаю, что мужчина, бросающий свою семью, детей, совершает гораздо более тяжкое преступление, чем кража или, например, мошенничество. Украв что-то, ты наносишь временный урон посторонним людям. А бросив семью, ты крадешь счастье и детство у своих собственных детей. Невозможно представить, как разрушительно влияет развод родителей на их чад. Дети могут потерять веру, стать несчастными в личной семейной жизни, получить тяжелые психотравмы на всю жизнь. Хорошо еще, если человек, не получивший в детстве правильного отцовского воспитания, пришел к вере, имеет правильным ориентиром заповеди и ведет духовную жизнь.

Итак, отец должен учить жизни своим примером. И как любить свою супругу, и как защищаться от хулиганов, и как забивать гвозди. И, конечно, как молиться и в храм ходить. Это особенно важно, ведь веру можно передать только живым примером общения с Живым Богом.

Теперь о том, каким должен быть настоящий супруг. Об этом, собственно говоря, речь уже шла в начале нашего разговора. Разумеется, ответственным, трудолюбивым, заботливым (заботиться о жене как о своем теле). Свое главенство в семье муж должен доказывать не словами, а делами. Когда мужчина умеет принимать решения и нести ответственность за них, когда на пятерку выполняет свои мужские обязанности, ни у кого даже не возникнет вопроса, кто глава семьи. Я видел примеры, когда очень активные и любящие покомандовать женщины, выйдя замуж за настоящих волевых и решительных мужчин, становились послушными и заботливыми женами.

Ну и, конечно, ориентируемся на Христа. Ведь Он не только Отец Церкви, но и ее Супруг, Жених, как сказано в церковных песнопениях. И поэтому нужно всегда задумываться: «А поступил бы так с Церковью Христос, как я сейчас поступаю со своей женой?» И все сразу станет ясно.

– Традиционно крепкие семьи – у священников, ведь они вступают в брак один раз и на всю жизнь. Есть какие-то секреты прочности семьи?

– И я знаю немало прекрасных священнических семей, в которых муж – глава – может служить образцом для подражания. У священников, действительно, как правило, крепкие, дружные, многодетные семья. Хотя, конечно, и исключения из правил встречаются.

Священник – это не профессия, это служение, которое проходят на протяжении всей жизни. Даже если батюшка выйдет за штат, он не перестанет быть священником. И жизнь батюшки подчинена определенному укладу, правилам. Если священник овдовел, он уже не может жениться второй раз, остается вдовцом. Батюшка не принадлежит сам себе, он как солдат: куда послали, там и служит.

Служение это непростое, рабочий день не нормирован. На первом месте должно всегда стоять служение, ну а потом семья. Поэтому священник должен особенно ответственно относиться к выбору матушки – жены. Она должна быть человеком крепкой веры и большого терпения, смирения, чтобы вынести вместе с супругом все тяготы приходского служения. Но зато эти качества очень помогают ей построить хорошую семью, обеспечить батюшке надежный тыл.

И священник, и его матушка призваны к служению. Многие супруги священников регентуют, поют в храме, ведут воскресную школу, шьют облачения. И поэтому в семейной жизни им легче, чем другим, ведь семья – это тоже служение. А ответственность священника, сам его труд, отсечение своей воли, и не в каких-то подвигах, а в повседневной обыденности, конечно, помогают и в жизни семейной.

Воспитай себя, воспитай сына

– С какими недостатками должен бороться в себе мужчина, какую вести работу над ошибками, чтобы стать настоящим мужем и отцом?

– Со всеми недостатками, противоположными тем добродетелям, о которых мы говорили. То есть с ленью, инфантильностью, безответственностью, эгоизмом, слабоволием, трусостью. Настоящий мужчина не должен идти за своими страстями, инстинктами, хотениями. Он должен быть аскетом. Это женщине, может быть, простительно проявить слабость, поспать подольше, понежиться…

Если мужчина будет проявлять слабость, страсти возьмут над ним верх. Известны слова Евангелия: «Кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12: 48). Так вот, мужчине дано очень многое. Он глава, а значит, он имеет власть, его должны почитать, слушаться. Он лидер, существо ведущее. И девушка, и женщина идет за мужчиной. Мужчина имеет гораздо бо льшие свободы и возможности (в том числе и финансовые), чем женщина. Женщина более привязана к дому, к детям. Но всеми этими возможностями мужчина может злоупотребить, если не имеет твердого духовного стержня, не борется со своими страстями. А мужчина, живущий по страстям, легко превращается в животное, зверя. Как часто некоторые мужчины используют во зло свою свободу и власть, думаю всем известно.

Если мужчина подвержен страсти блуда, винопития, наркомании или пристрастен к азартным играм, то вообще беда. Из страстей, которые особенно присущи мужчинам и очень им мешают, можно еще назвать гордость и рождающееся от нее упрямство.

Обычай рукоприкладства по отношению к женщине – пережиток темного язычества, он глубоко чужд христианству

Еще одна «фирменная» мужская страсть – это гнев. Если с гневом не вести борьбу, он может довести мужчину до очень тяжелых последствий. Мужчина, который должен быть защитником, покровителем слабой женщины, в гневе может поднять на нее руку. «Такой муж, если только можно назвать его мужем, а не зверем, по моему мнению, равен отцеубийце и матереубийце», – грозно обличает святитель Иоанн Златоуст мужей, бьющих своих жен. Обычай рукоприкладства по отношению к женщине – пережиток темного язычества, он глубоко чужд христианству.

– Как родителям воспитать из мальчика настоящего мужчину?

– В полной семье воспитать мужчину, конечно, гораздо легче. Тут главную роль играет отец, хотя и мать очень сильно может помочь ему в этом – тем, что будет прививать ребенку почтение к отцу, уважение к старшим. Будет сама почитать мужа и жить в мире и любви с ним, будет учить мальчика ответственности, трудолюбию, учить защищать младших. Отец может учить ребенка чисто мужским занятиям: работать руками, строить, ремонтировать, водить машину, рыбачить, плавать, играть в спортивные игры. Очень хорошо вместе с сыном помогать другим людям, инвалидам, престарелым. Ведь мужчина – покровитель, защитник слабых.

И еще: вести себя с женой как настоящий мужчина, рыцарь, помогать ей, оберегать от тяжелого труда, оказывать знаки внимания. То есть учить сына правильному общению с противоположным полом.

При этом учить детей нужно самим своим образом жизни – я уже говорил об этом.

Очень важно оградить ребенка от семейных конфликтов и разборок. Он не должен всего этого видеть. В его жизни папа и мама должны только любить друг друга и быть во всем согласны между собой.

Если отца нет

– А о чем надо помнить матери, которая растит сына без отца?

– Женщине, воспитывающей ребенка без мужа, не надо освобождать сына от принятия решений и ответственности. Он должен с малых лет иметь свои обязанности, приучаться к труду, помогать маме, жалеть ее. Его нужно приучать к мысли, что он единственный мужчина в семье, что на него вся надежда.

Нужно, чтобы он общался с мужчинами (конечно, надежными). Это могут быть его дядя, крестный, дедушка. На любом приходе есть мужчины, которые охотно возятся с детьми. Хорошо, если мальчик будет помогать в мужских приходских делах. Также неплохо, когда мальчик посещает спортивные секции, кружки, где руководителем является мужчина. То есть недостаток мужского общения и хорошего мужского примера нужно как-то восполнить. У одной моей знакомой умер муж, и она растила сына одна. Когда он стал подростком, она отдала его на обучение в артель строителей, которые восстанавливали их приходской храм. Там трудились верующие мужчины, и это принесло юноше большую пользу.

И еще о женщинах

– Как должны вести себя женщины, чтобы мужчины рядом с ними становились мужественными?

В.А. Сухомлинский: «Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин»

– Наш великий русский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин». Думаю, что женщины должны взращивать в себе женственность, мягкость, смирение. Женщина должна не доминировать, а помогать мужчине проявлять свои мужские качества. Во все века прекрасные дамы вдохновляли рыцарей на подвиги, а не совершали подвиги за них. Семейный психолог Ирина Анатольевна Рахимова как-то рассказала мне, что у нее была одна клиентка, женщина самостоятельная, успешная, настоящая бизнесвумен. И вот эта дама познакомилась с мужчиной. Он ей понравился, но ее смущала его нерешительность, да и зарабатывал он, по ее мнению, мало. Ирина Анатольевна поработала с ней, и вот этой женщине удалось как-то отойти в сторону и правильно мотивировать жениха. И тот взял на себя организацию и обеспечение свадебных торжеств. То есть эта женщина не стала взваливать все на себя, а дала возможность проявиться мужчине.

Ну и, конечно, женщине необходимо поощрять мужчину, вдохновлять его, ценить то, что он делает, а не воспринимать его усилия как что-то само собой разумеющееся. Женщине само слово Божие заповедует почитать мужа, уважать его.

– Батюшка, и в заключение несколько слов поддержки для наших мужчин, чтобы им укрепиться в их благородном, но нелегком служении.

– Мы сегодня очень много говорили о том, что должен делать мужчина. Да, путь мужчины непрост, получается, он в ответе за всё как глава семьи. Но, как поется в песне Булата Окуджавы: «Товарищ мужчина, а все же заманчива должность твоя». И за свои труды мужчина получает в награду почет, уважение и любовь своей жены и детей. А главное – он выполняет заповедь Божию о служении Богу и людям, и, конечно, его труд не останется без награды, даже здесь, на земле.

Мне 24 года, мужу 29. До брака встречались 8 месяцев, потом поженились и живем уже год. Уже или всего) Дело в том, что мой муж очень религиозный православный. Сам он по маме русский по папе осетин. Раньше меня его религиозность не смущала, когда мы встречались. Очень современный на вид, красивый, с прекрасным ч. юмора, имевший раньше много девушек, вдруг он стал религиозным. Свое «преображение» он мне объяснил так: мол жил он до 30 лет и чувствовал, что не клеится у него жизнь, что ведет неправильный образ, девочки, тусовки, алкоголь (хотя на самом деле все было не так ужасно)). И семья у него религиозная, начала давить на него, мол женись, найди порядочную девушку-христианку итп. Семья живет в Осетии, хотели там его женить, на горной девочке-христианке-осетинке, но мой захотел найти сам, но тут, в Москве. Я же в то время когда мы познакомились как ни странно тоже находилась в каком то духовном поиске. Всякие гулянки с подружками мне надоели, захотелось семьи, спокойствия. Интересовалась в то время религией, Церковью, захватило. И я прям таки просила у Бога: дай знак на верном ли я пути. Я ходила в Церковь, читала литературу. + попутно мечтала встретить хорошего мужчину (до 24 лет у меня таки не было серьезных отношений, хотя ухажеров было немало). И тут появился Он. Как знак свыше. Такой интересный молодой мужчина, безумно красивый, брутальный, работающий, 2 высших, с трепетным отношением к женщине и семье. Мне начало казаться, что это действительно какой то дар с небес (Божий), и знак, что я на правильном пути и вот оно мое счастье. мы поженились через год (обвенчались), до этого жили год как говорится во грехе. Но в это время как раз происходило это его религиозное становление. И мое тоже, вроде) поехали в Осетию, там всем селом чуть ли не в горах сыграли свадьбу. Родители и все его кавказские родственники без ума от меня. Что такая хорошая, молодая, умная и главное – верующая христианка. И такая хорошая русская (хотя папа у меня еврей на половину вообще)! Хотя у них в родне уже женился кто то на русской, но все равно осетинке дают преимущество) У них дома много икон, они часто упоминают Бога, молитвы читают перед едой, с утра, перед сном. В платочках многие ходят. Даже не отличишь мусульманка или христианка. Такая вот атмосфера. И вся его родня такая. Но, честно, дома у них действительно хорошо так, уютно, такая благодать и добро) мать и отец душа в душу живут, чувствуется эта любовь друг к другу, пропитанная религией (со стороны отца в основном идет религиозность, мама более «приземленная») и по началу я была счастлив,а что вышла замуж за такого человека. НО! Вот уже год живем тут, в Москве,

Живем в принципе нормально. В быту мне тяжеловато, конечно (у кого муж с кавказа (даже если русский с кавказа) знают). Но муж помогает все-таки.

Основная проблема опять таки в религии. Я знаете уже полгода живу так. Я день верю в Бога, день не верю, и так каждый день. Я не могу об этом не думать. Т.к. религия у нас стала основой жизни. Не то что у нас одни разговоры о Боге итп нет, но любые наши начинания, мысли итп сопровождаются причитаниями мол «все по Божьве воле», «Все будет как решит Господь». Если что-то не получилось у мужа (а я могла это предотвратить, но он не дал), он говорит «значит так Бог захотел» итп. Когда мы весело болтаем, планируем что-то. опять вставочка – «как Бог решит». Муж закачал в айфон библию и почитывает ее, кидая мне некоторые фрагменты. С утра и вечером мы читаем молитву вместе. Хотя прямого запрета нет вроде, но муж считает, что пить и курить запрещено. Мы никогда не пьем. Когда я как то сказала ему что вина захотелось мне, то он пошутил, что во мне что-то исконно русское зашевелилось (мол тяга к алкоголю) и типа, что неявный грех (бокал вина) ведет к явному (пьянство) и что-то типа этого. Про кальян то же самое говорит. Меня особо не смущает то, что он против алкоголя. По мне, так даже лучше. вообще он занимается как бы моим религиозным "образованием", кидает мне ссылки что хорошо бы почитать ну и молитвы сказал какие выучить. вот и все) Есть некоторые моменты, когда он что-то запрещает мне. Но там в основном мелочи, которые мне выполнить не стоит труда, т.к. мои просьбы он выполняет тоже. НО! Я не могу с собой ничего поделать, но все чаще я начинаю думать, что не верю в Бога. В плане Христианском (троица), в Священную Библию и во все эти обряды. Что когда я читаю молитву, я лицемерю. Т.е. в Бога я верю все-таки, но не в рамках какой то религии. Есть такая фраза «не надо путать веру с религией», это про меня. А мой муж верит именно в Святую троицу, почитает Христа, Библию и все что связано с православием. И жену он искал такую же. и меня вроде никто не принуждал, т.к. тяга к православию возникла до встречи с ним. И живем мы, в целом, хорошо. Мы так же ходим в кино, иногда гуляем, смотрим телик, болтаем на разные отвлеченные темы, шутим, одеваемся не в рясы)) модно и по светски, правда мини юбки мне запрещены) в сексуальном плане у нас все очень хорошо. он безумно хочет детей и вполне возможно что я уже беременна (через недельку узнаю). Но! Я чувствую и он сам говорил, что религия это самое важное в жизни, что жить надо только по религии (не грешить, не изменять, жене слушаться мужа, мужу хорошо относится к жене итп). Мы всегда вдвоем, он почти не имеет друзей, т.к. у них «неправильный образ жизни». Вы не подумайте, он не отшельник какой-то, я видела как он общается с ребятами, мужчинами – нормально, уверенно, шутят, его все хорошо принимают. Девушки и женщины просто без ума от него. Но он не ходит с ними никуда гулять, общается в рамках работы и учебы (на повышении квалификации сейчас), когда его зовут куда-то в кафе, за год 1 раз ходил. На корпоративе час посидел и домой пришел. Правда, отдать должное, я по какой то причине сама ему названивала мол давай быстрее, я тебя дома жду. И на этот корпаратив он меня с собой позвал, кстати. Ну какой мужик так делает?)) Т.е. он Архи-семейный! Всегда домой торопится, каждую свободную минутку со мной, каждый рубль тратит на нас. когда к его родне в Осетию ездили на свадьбу, то я думала ну вот тут он со своими будет мужиками общаться, типичные кавказские дела) НЭТ. Опять – в основном со мной. Ездили в столицу, к родственникам. Он даже тут в Москве особо не звонит никому ни матери, ни отцу, ни сестрам, ни братьям. Ни денег туда ни шлет, ни приветов. Вообще атипичный кавказец)) Для него существует только его маленький мир – он и его жена ну и ребеночек, которого он очень ждет. Моей маме, например, кажется, что ее зять – чуть ли не идеальный. Подруги думают либо также, либо наоборот что он отшельник (т.к. с моими друзьями он тоже не хочет гулять выходить). Я с ним чувствую себя хорошо, очень уютно, с ним и отношения как будто на другом уровне, духовном что ли) НО: если я подойду и скажу ему мол, дорогой, знаешь, а я больше не верю в Бога. То он, конечно, попытается вернуть мне утраченную веру, но если не получится, я уверена на 100% – он со мной не будет строить семью. Он просто скажет, что сожалеет, что я сошла с истинного пути, что не может жить с нерелигиозной женой, даже если он ее любит. Кто-то на моем месте смог бы притворяться (поддакивать его фразам мол «на все воля Бога») и читать 2 раза в день молитву, (вообще по времени эти ритуалы занимают 10 минут в день), а «взамен» получить верного, доброго, хорошего мужа, для которого семья – истинная ценность. и у меня чувство, что его мать всю жизнь также «поддакивает» мужу (есть факты), но я вот чувствую себя лицемеркой и знаю что я ему такая настоящая нужна не буду.

П.с. я все таки еще раз замечу, что муж не фанатик, что он абсолютно адекватный, неглупый, с ч. Юмора, итп. Представьте современного молодого мужчину. И никто (пока я не говорила) даже и подумать не мог о такой его особенности как глубокая вера.

Я не знаю что делать. Я его очень люблю и уважаю. У меня нет больше причин, чтобы его бросать. Мы 2 месяца назад открыли небольшой магазин свой. У нас действительно дома атмосфера любви и тепла. Но у меня чувство что это все построено на моей лжи. Я искренне хочу поверить в Бога без сомнений. А сейчас я то день верю и чувствую себя самой счастливой девушкой на планете и думаю о том как мне повезло, а то не верю и думаю о том, что я просто лицемерка и то, что муж меня на самом деле не любит, а любит только до тех пор, пока мы с ним «в одной религиозной лодке».

Почему я не расстаюсь? Во первых люблю, во –вторых присутствует та тема, что не найду другого такого хорошего. Что женюсь обязательно на алкаше (и тогда буду думать лучше бы молился, чем пил) или на бабнике или просто на редиске) Вообще с людьми схожусь плохо, очень разборчива, многое меня раздражает и сама не подарок – не особо хозяйственная, такая легкомысленная, люблю «созидать» - учиться, читать, и всю эту бытовуху считаю чем-то «низменным»)) т.е. по сути не семейная, хотя всегда хотела такого мужа со «священным» отношением к семье. (получила) и ребенка, постоянно создаю бардак, рассеянная, капризная итп) до мужа вечно попадала в какие то передряги и когда встретила его стала такой спокойной, зная, что когда я с ним – со мной ничего не случится, что когда делаю как он советует, то тоже ничего плохого не происходит, что мы дополняем друг – друга. И разбавляю его серьезность, а он мою легкомысленность.

И вот через день я пью валерианку, плачу по ночам, обвиняю себя в лицемерии, то толстею то худею, выгляжу плохо, на работе заметили, все из-за этой неопределенности. не хочу врать всю жизнь. А может, я как и многие другие, через какое то время снова окунусь в эту религиозность и тогда моей горечи не будет конца.

Извините, за кучу букв, посоветуйте что-нибудь? Например, как перестать чувствовать себя лицемеркой, читая вместе с мужем молитву перед сном.

В какое необычное и важное время мы живем..Все меняется вокруг нас! И, зачастую, женщины, как более тонко чувствующие, в активном поиске гармонии становятся, как сейчас принято говорить. "на путь духовного развития". А на нормальном языке- на Путь Света, Путь Духовного Роста.
Оглянитесь вокруг. и вы убедитесь, насколько больше "ищущих" женщин, чем мужчин. Мужчины. как правило. реже задумываются о таких вещах, или, в силу природы своей, медленнее перестраиваются.

Как жене вдохновлять мужа на духовное развитие, если он сконцентрирован на материальном?

Когда женщина пытается воодушевить мужчину на духовное развитие, она должна учитывать три основные качества его психики.

ПЕРВОЕ - мужчина любит, чтобы его принимали таким, какой он есть. В данном случае - «Я принимаю то, что ты совершенный материалист».

ВТОРОЕ - мужчина должен чувствовать, что он нужен: «Я была бы очень счастлива, если бы и ты занялся духовной практикой».

И ТРЕТЬЕ - мужчина должен чувствовать, что он свободен. Т. е. женщина готова ждать. Если вы подкладываете ему книжки на видных местах и столиках, приглашаете в дом людей, которые должны ему сделать промывание мозгов, он уже чувствует давление. Стоит мужчине чуть-чуть почувствовать, что он не свободен, он блокирует эту проповедническую деятельность напрочь.

Я знаю, что женщине очень трудно удержать все три компонента. Если женщина говорит: «Ты свободен абсолютно, оставайся материалистом, провались ты пропадом!», то в этом случае мужчина будет деградировать, потому что он чувствует, что он не нужен. Свободу ему дали, но вместе с этим забрали «нужен».

Проявлением духовности является то, что человек сам стремится к самосознанию и развитию. Это - признак духовности. Но гораздо более высоким уровнем духовности является ситуация, когда человек заботится о том, чтобы другие люди духовно прогрессировали.

Поэтому правильное восприятие мужчины, правильное отношение к нему это: «Он свободен не заниматься духовной практикой. Я не буду сильно настаивать на этом, потому что я довольна тем, как этот человек уже занимается духовной практикой - он помогает мне ею заниматься. Но все-таки я была бы еще счастливее, если бы он как-нибудь тоже почувствовал вкус этого духовного счастья, который испытываю я».

Самое главное в поведении женщины - это никакого давления, никакой корысти. Потому что человек, который занят духовным на начальных стадиях, очень сильно хочет окружить себя комфортной духовной средой, чтобы его духовная практика стала легче. Любому вегетарианцу приятнее жить с вегетарианцами, чем с теми людьми, которые жарят каждый день котлеты на кухне.

Поэтому мы хотим всех сделать вегетарианцами, чтобы комфортно жить. На самом деле это просто корыстное желание. Т. е. «Я хочу облегчить себе свою духовную практику, поэтому хочу быстрее обратить всех родственников, близких, мужа в свою веру, в свою традицию, потому что мне очень трудно, мне невыносимо двигаться, чувствуя сопротивление окружающих». Это наша корысть.

Если мы избавляемся от нее, то мы оставляем нашим близким право делать свой выбор. Но многие женщины боятся говорить о своем желании - развиваться вместе с мужем духовно. Женщина сама двигается в духовной практике и чувствует, что разрыв между мужем и ею все больше и больше растет. Почему это происходит? Потому что муж себя не чувствует нужным. Он чувствует, что у жены другие авторитеты, что она лекции какого-то лектора днями и ночами слушает.

Он чувствует себя не нужным - это главная причина депрессии и потери всякого энтузиазма к духовной деятельности у мужчины. И если таким образом испортить его впечатление о духовном развитии, то вернуть его к этому, отвадив однажды, будет намного трудней.

Духовная практика мужчины начинается тогда, когда женщина начинает УЖЕ считать его очень духовным человеком и относится к нему как к очень духовному человеку. Она сама придумывает легенду - как он делает свою духовность. У каждой женщины для этого есть фантазия.

А уж когда мужчина начинает двигаться вперед по Пути Света- темпы перемен очень впечатляют. И тут уж он, как и заповедали нам Предки. становиться духовным наставником для идущей рядом с ним женщины.