Правописание корней входит в Единый государственный экзамен по русскому языку для 11 класса (задание 8).
Алгоритм для проверки правописания корней
- Проверить, является ли корень чередующимся. Если является, проверить по правилу.
- Если корень не чередующийся, попробовать подобрать проверочное слово. Если проверочное слова найдено, буква является проверяемой.
- Если проверочное слово не было найдено, буква является непроверяемой.
Правописание чередующихся корней
Правописание чередующихся корней может зависеть от многих факторов: ударение, наличие суффикса, значение слова и др.
Чередующиеся гласные О и А в корне
Чередующиеся корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
-ГОР-/-ГАР- | Без ударения всегда -ГОР- | Го реть | Выга
рки Прига рь |
-ЗОР-/-ЗАР- | Без ударения всегда -ЗАР- | За ря | Зо
ревать Зорянка |
-КЛОН-/-КЛАН- | Без ударения всегда -КЛОН- | Накло нить | - |
-ТВОР-/-ТВАР- | Без ударения всегда -ТВОР- | Тво рение | Утва рь |
-ПЛОВ-/-ПЛАВ- | Без ударения всегда -ПЛАВ- | Попла вок | Пло
вец Пло вчиха Пло вцы |
-КОС-/-КАС- | Если после корня есть суффикс -А-, то -КАС- | Ко
снуться Ка са ние |
|
-РОВН-/-РАВН- | Если слово в значении «ровный, гладкий», то -РОВН- Если слово в значении «равный, одинаковый», то -РАВН- |
Ура
внение Подро внять |
Ра
внина Поро вну Уро вень Ра вняться в строю |
-МОК-/-МАК- | Если слово в значении «мокрый, впитавший жидкость», то -МОК- Если слово в значении «еще сухой, погружать в жидкость», то -МАК- |
Обма
кнуть Вымо кнуть |
Промо кательная бумага |
-РОС-/-РАСТ-/-РАЩ- | В корне -РОС- буква О В корнях -РАСТ-, -РАЩ- буква А |
Ра
стение Выра щенный Выро сли |
Ро
сток Ро стов Ро стислав Ро стовщик По дростковый Отра сль На выро ст |
-ЛОЖ-/-ЛАГ- | В корне -ЛОЖ- буква О В корне -ЛАГ- буква А |
Пола
гать Поло жить |
Поло г |
-СКОЧ-/-СКАК- | В корне -СКОЧ- буква О В корне -СКАК- буква А |
Ска
кать Вско чить |
Ска
чок Ска чу Ска чи |
Чередующиеся гласные Е и И в корне
Чередование гласных Е и И в корнях зависит от наличия суффикса -А- после корня: если суффикс есть, то пишется И, иначе пишется Е.
Чередующиеся корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
-БЕР-/-БИР- | Убе
ру Уби ра ть |
||
-ПЕР-/-ПИР- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Запе
р Запи ра ть |
|
-ДЕР-/-ДИР- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Выде
рнул Выди ра ть |
|
-ТЕР-/-ТИР- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Выте
р Выти ра ть |
|
-МЕР-/-МИР- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И Не путать со словом мириться, гласная в котором проверяемая (мир). |
Заме
р Зами ра ть |
|
-СТЕЛ-/-СТИЛ- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Сте
лить Рассти ла ть |
|
-БЛЕСТ-/-БЛИСТ- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Бле
стеть Бли ста ть |
|
-ЧЕТ-/-ЧИТ- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Выче
т Вычи та ть |
Соче
тать Соче тание |
-ЖЕГ-/-ЖИГ- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Выже
г Выжи га ть |
Правописание проверяемых гласных/согласных в корне
Если гласная или согласная буква в корне проверяемая, значит есть такое однокоренное слово, в котором гласная находится под ударением, а согласная – перед гласной.
- Сх...матический – проверочное слово схЕма => схЕматический
- Б...дриться – проверочное слово бОдрость => бОдриться
- Сч...стливый – проверочное слово счАстье => счАстливый
- Хру...кий – проверочное слово хруПок => хруПкий
- Прору...ь – проверочное слово проруБить => проруБь
- Опас...ный – проверочное слово опасен => опасный
Правописание непроверяемых гласных/согласных в корне
Непроверяемые гласные и согласные в корне следует проверить по словарю и запомнить правильное написание.
§4. Употребление букв э и е. Орфография.В начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением, например: экспорт (ср.: егерь), эллипс (ср.: ересь), эхо (ср.: Ева), этот (ср.: ест).
После и, а также после согласных пишется буква е, например: гигиена, диета, кашне, стенд.
Исключения: иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена (Улан-Удэ).
После остальных гласных чаще пишется э, например: поэзия, силуэт, маэстро. В отдельных словах употребляется буква е, например: проект, реестр.
№1
Перепишите. Правильно прочитайте эти слова.
Составить сх..му, цвета сп..ктра, ..герский костюм, древний..пос, великая..поха, широко…кранный фильм, забавный..пизод, ди…тическая столовая, личная гиги..на, лежать под т..нтом, последняя мод..ль, длинный тунн..ль, вражеская..скадра, прекрасное шосс.., картофельное пюр.., горячий коф.., новая т..ма, опасный инцид…нт, медленная..волюция, опытный тр..н..р, плавательный басс..йн, краеведческий муз..й, заменить шт..пс..ль, тёмный силу..т, шить пальто в ат..лье, ст..нд с книгами.
№2
Прочитайте примеры и укажите: а) проверяемые морфологические написания приставок и корней; б) непроверяемые морфологические (традиционные) написания корней; в) написания приставок и корней, отступающие от морфологического принципа.
Посадил, сбегал, низкий, река, степной, сознаваться, сторожка, собака, баран, асбест, аппарат, вокзал, расклеить, разбить, воскликнуть, роспись, расписка,загар, загорел, касательная, прикосновение, просьба.
Бездарный, беспомощный, запах, глинистый, шефство, кабина, багровый, спрыгнуть, сгибать, скользкий, асфальт, нарастать, заросль, собирать, соберут, коридор, галерея, коллектив.
№3
Перепишите. Объясните, на чём основано раздельное или слитное написание слов.
Укрыться от дождя под (на) вес, ценить (на) вес золота; умчаться (в) даль, всматриваться (в) даль степи; продвигаться (в) глубь пустыни, отойти (в) глубь; вернуться домой (во) время, заболеть (во) время каникул; войти (в) плотную массу облаков, подойти (в) плотную к берегу; насыпать кофе (в) ручную мельницу, обрабатывать детали (в) ручную.
№4
Перепишите. Объясните, на чём основано употребление прописных букв.
Наблюдать (С, с)еверную ночь на побережье (С, с)еверного моря; пересечь
(К,к)авказские горы, пышная (К,к)авказская растительность; послать космический корабль с (3, з)емли на её спутник - (Л, л)уну, любоваться светом (Л, л)уны; бороться за мир на
(3, з)емле; спускаться по мраморной (Д,д)ворцовой лестнице, побывать в Петербурге на (Д,д)скворцовой площади; продавать (К,к)ожевенные товары, жить в (К,к)ожевенном переулке.
Подвиги (И, м)льи (М, ж)уромца, бесстрашие горьковского (С, с)окола, афоризмы
(К,к)озьмы (П,п)руткова, благородство (Ч, ч)ацких, прекраснодушие (М,м)аниловых, великосветские (Л, л)овеласы, принять на себя роль (М, м)ентора, капризы (М, м)еценатов.
§ 5. Употребление прописных букв
С прописной буквы пишутся:
а) имена, отчества, фамилии людей, их прозвища, псевдонимы, например: Михаил Юрьевич Лермонтов, Дмитрий Донской, князь Владимир Красное Солнышко, Илья Ильф (псевдоним), а также клички животных: лошадь Холстомер, кошка Мурка;
б) географические и административные названия, например: Тихий океан, озеро Байкал, река Дунай, Гималайские горы, Украина, Соединённые Штаты Америки, город Киев, улица Матросова;
в) названия периодических изданий, литературных произведений, заводов и др. (причём эти названия заключаются в кавычки), например: газета «Приазовский рабочий», журнал «Фокус», поэма «Кавказский пленник», завод «Азовсталь», издательство «Просвещение».
Употребление прописных букв в названиях учреждений и организаций, в названиях праздников и знаменательных дат, в названиях орденов и почётных званий основано на следующих правилах.
С прописной буквы пишутся:
а) все слова, кроме служебных, в названиях высших государственных законодательных и правительственных учреждений, например: Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Верховный Суд Украины, Конституционный Суд Украины, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца; также: Конституция (Основной Закон) Украины;
б) все слова, кроме слов орден и степень, в полных названиях орденов, например: орден Кутузова, орден Славы III степени (но: орден Отечественной войны I степени)",
Примечание. Если название знака отличия заключено в кавычки, то с прописной буквы пишется только первое слово и входящие в название имена собственные, например: медаль «За военную службу Украине», орден «За заслуги»;
в) все слова в названиях высших должностей и почётных званий в Украине, например: Президент Украины, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Украины, Герой Украины;
Примечание. Названия других должностей и почётных званий пишутся со строчной буквы, например: министр, заслуженный деятель науки, народный артист Украины, лауреат Шевченковской премии и т. д.
г) два первых слова в названиях двух исторических событий: Великая Отечественная война.
С прописной буквы пишется первое слово:
а) в названиях праздников и знаменательных дат, крупных исторических событий, например: День знаний, Международный женский день, Парижская коммуна, Гражданская война, Вторая мировая война;
б) в названиях учреждений (кроме указанных выше в п. 1 «а»), учебных заведений, промышленных и других предприятий и организаций, например: Министерство финансов Украины,Киево-Могилянская академия, Третьяковская галерея, Дом журналиста.
§ 6. Употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных
На конце слова буква ь пишется после любого мягкого согласного, кроме шипящих, например: конь (ср.: кон), изморозь (ср.: мороз), фонарь (ср.: удар).
В середине слова буква ь пишется:
а) после мягкого л, стоящего перед любым гласным (твёрдым или мягким), например: больной, сельдь, льстить, мальчик, пильщик;
б) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным, например: Кузьма, меньше, борьба;
в) между двумя мягкими согласными только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твёрдым, а первый остаётся мягким (ср. с п. «б»), например: в просьбе (просьба), Кузьмич (Кузьма), и борьбе (борьба).
Буква ь не пишется внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч: речка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, испорченный.
Буква ь не пишется между двумя мягкими л: иллюзия.
№5
Перепишите. Объясните, почему на месте точек вы поставили или не поставили ь.
Приближалась довол..но скучная пора; стоял ноябр.. уж у двора. Нян..ка Вар..ка, девоч..ка лет тринадцати, качает колыбел.. . Он век свой нян.чится с малыми ребятами. У меня к вам прос..ба: повторите ваш рассказ вот этому молодому человеку, которого вы можете называть просто Саня. Дожд.. шёл порывами, переходя то в ливен.., то в изморос.. . Измороз.. - похожий на иней снегообразный осадок. Смеются гос..ти, и брен.чат стаканы. В награду любого воз..мёшь ты коня. На столе лежала карта Волги, вся исчер..ченная синими и красными знач..ками. Тут самая маленькая лачужка украшена хитрейшей рез..бою. Не откажите мне в моей прос..бе. Она села за пис…менный столик. На следующий ден.. я видел Зинаиду только мёл..ком. Гон..щики приняли старт ран..ним утром. Я раболепства не терплю, не л..сти, не унижайся!
§ 7. Употребление ь для обозначения грамматических форм
В некоторых случаях буква ь служит для обозначения грамматической формы слов.
Употребление ь после шипящих
После шипящих ь употребляется:
а) в именах существительных женского рода единственного числа, например: речь, тишь, рожь (ср. сущ. мужского рода: мяч, шалаш, сторож)",
б) в повелительном наклонении глаголов: назначь, отрежь, съешь, назначьте, отрежьте,
в) в неопределённой форме глаголов: беречь, стричь, беречься, стричься;
г) во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени, например: несёшь, возишь, бросишь, несёшься, бросишься, возишься;
д) в наречиях (кроме невтерпёж, уж, замуж), например: невмочь, сплошь;
е) в частицах вишь, бишь, лишь, ишь.
Примечание. В середине слова ь употребляется иногда в качестве разделительного знака, например: рожью.
Употребление ь в некоторых падежных и глагольных формах
Буква ь употребляется: а) в творительном падеже множественного числа некоторых существительных и числительных (например: детьми, людьми, четырьмя), а также и в других падежах числительного восемь: восьми (род., дат., предл. пад.), восемью и восьмью (твор. пад.);
б) в неопределённой форме: возить - возиться, брить - бриться;
в) в повелительном наклонении: приготовь, приготовьте, приготовьтесь.
№6 Измените данные слова по образцам. Перепишите. Поставьте, где надо, ь.
Ночи - ночь, лещи, пустоши, щёлочи, кирпичи, трубачи, мелочи, чертежи, блиндажи, вещи, камыши, мечи, речи.
Клеят - клеишь, пилят, веют, жгут, стелют, тают; борются, шепчутся, надеются, строятся, плещутся, волнуются, занимаются.
№7
В данных словосочетаниях глаголы несовершенного вида, стоящие в форме повелительного наклонения, замените глаголами совершенного вида в форме того же наклонения.
Приготовляйтесь к походу - приготовьтесь к походу; назначайте сбор, бросайте мяч, встречайте на вокзале, вставайте вовремя, исправляйте ошибки, уведомляйте о приезде, утешайтесь поскорее, не обижайтесь на замечание, берите учебники, не забывайте о консультации, садитесь за стол, нарезайте хлеб, ложитесь отдохнуть.
§ 8. Правописание безударных гласных корня слова
В соответствии с морфологическим принципом русского правописания безударные гласные корня пишутся так, как они произносятся под ударением. Следовательно, для проверки написания безударных гласных надо изменить слово или подобрать такое родственное слово, где бы проверяемый гласный корня находился под ударением, например: сводйть - сводит, примирение - мир, измерение - измерить, объединение - едйный.
Правописание безударного гласного нельзя, однако, проверять при помощи глаголов несовершенного вида с суффиксами -ывать, -ивать, так как в этих глаголах вместо корневого о часто бывает а. Например, слово выбросить следует проверять словом бросить, а не выбрасывать.
Правописание многих слов с безударными гласными нельзя проверить ударением: собака, ветчина, винегрет, вагон и др. Написание таких слов следует запомнить, причём достаточно знать написание одного слова, чтобы правильно писать корни в родственных словах: вагон, вагонный, вагонетка, вагоновожатый; сапог, сапожище, сапожный, сапожничать, сапожник.
В ряде случаев имеется чередование гласных в корнях, замена одного гласного другим: соберу - собираю, загорать - загар и т. п.
О правописании корней с чередующимися гласными будет сказано ниже.
№8
С данными словами составьте словосочетания. Укажите, как можно проверять написание выделенных гласных.
Развиваться - развеваться, поласкать - полоскать, просвещение - посвящение, долина - далёкий, умалять - умолять, увядать - увидать, примирение - измерение, наколоть - накалить.
№9
Прочитайте. Перепишите, указывая рядом с каждым словом, в котором пропущены буквы, проверочное; обозначьте ударение.
Изм…рять площадь, прим..рять поссорившихся ребят, прор..дить морковь на грядке, зар..дить ружьё, нак..лоть дров, нак..лить железо, п..лоть гряды, оп..лить гуся, посв..тить фонарём, посв..тить другу своё стихотворение, спуститься в д..лину, находиться вд..леке, ум..лять о помощи, ум..лять чьи-либо достоинства, закр…пить успехи, заскр..петь зубами от боли, запл…тить долг, спл..титься во имя общего дела. Быть ст…рожилом (т. е. издавна жить в какой-либо местности), ст..рожить огород, носить прист..жные воротники, прист..жные лошади, упл..тнить сроки косьбы, упл…тить деньги по счёту, д..ить коров, зат..ить обиду.
№10
К каждому словосочетанию с глаголом несовершенного вида подберите такое же словосочетание с глаголом совершенного вида и перепишите.
Задавать (что делать?) вопрос - задать (что сделать?) вопрос. Осозн..вать вину - ... . Од..вать младшего брата - ... . Над..вать костюм - ... . Громко зап..вать частушки - ... . Зап..вать водой лекарство - ... . Согр..вать чайник - ... . Одол..вать противника - ... . Изд..вать книги - ... . Создавать изобилие продуктов - ... . Призн..вать заслуги - ... . Рано вст..вать - ... . Расставаться с друзьями - ... .
§ 9. Чередование гласных в корнях слов
Написание слов с чередующимися безударными гласными в корнях слов (е - и, о -а) основано на ряде особых правил.
Чередование и - е
В корнях с чередующимися гласными е - и (бер- - бир, пер - пир, мер - мир, стел - стил, дер - дир и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -а-, например: выбирать - выберут, запирать - запереть, умирать - умереть, расстилать - расстелить, раздирать - раздерут, блистать - блестеть.
На этом же правиле основано правописание корней, в которых -а- (-я-) чередуется с -им- или -ин-, например: сжать - сжимать, примять - приминать, начать - начинать, снять - снимать; -им- или -ин- пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс -а-. Но: сочетать, сочетание.
Чередование а - о
В корнях лаг - лож и кас - кос буква а пишется, если за корнем следует суффикс -а-: полагать - положить (исключение: полог), касаться - коснуться.
В корнях плав - плов буква а пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, например: плавник, плавучий. Слово плывуны пишется с буквой ы.
Корень мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко), обмакнуть (перо в чернильницу); корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага.
№11
Перепишите, вставьте пропущенные буквы.
Изл…гать, изл…жить, предпол…гать, предпол…жить, прик…саться, прик…снуться, предпол…жение, предпол…гаемый, соприк…саться, нал…гать, ул..жение, прил…гательное, разл…жение, разл..гать; пл..вцы, попл..вок, распл…влять, выпл..вка, пл..вучесть, выпл..влять; обувь пром..кает, обм..кнуть кисть в краску, хорошая пром..кашка, непром…каемое пальто, вым..кнуть под дождём.
№12
Наши дела сл…жились блестяще. Эта книга дана в качестве прил…жения. За нарушение правил уличного движения нал…гается штраф. Её ул..жили, и она впала в усыпление. Лошадь едва к..салась земли. Печка так накалена, что нельзя прик…снуться. Выпл..вка чугуна идёт непрерывно. Погиб и кормщик, и пл..вец. Проливной дождь вым…ил меня до последней нитки. Обломов взял перо, обм..кнул в чернильницу, но чернил не было. Пол выл..жен цветными плитками. Предпол…гается закончить театральный сезон к 15 июня. Я на вас могу пол..житься. Ранняя зимняя ночь укрыла селение тёмным пол..гом.
^
ПРОДОЛЖЕНИЕ «Чередование гласных в корнях»
В корнях клан- клон: кланяться, поклон, наклонение, тварь, творчество, творение.
Исключение: утварь.
В корне гар-гор в безударном положении также обычно бывает о (под ударением - а), например: загореть - загорать, загорелый, загар.
Исключение: выгарки.
В корне зар - зор в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о), например: заря, зарница, озарённый, но: зори, зарево.
В корне скак- скоч в безударном положении буква а обычно пишется перед к, а буква о - перед ч, например: скакать - вскочить, поскакать - подскочить, выскочка. Но: скачок, скачу (1-е л. ед. ч.), скачи (повелительное наклонение).
Корень равн- ровн преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»), например: равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, также в словах равнение, равняться, равняйсь, поравняться, равнина; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять (дорожки), заровнять (яму), подровнять (клумбы), уровень, ровня.
В корне рост-рос гласная а без ударения пишется лишь перед согласными ст и щ; перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но: росла.
Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, а также производные от них, например: отраслевой, росточек, ростовщический и т. д.
№13
Перепишите, объясните правописание.
Держать р..внение в рядах, совершать р…вномерное движение, разр..внять грядки, ср…внить два числа, неср…внимые величины, подр..внять кусты сирени, поднять ур..вень производства, р…вняться шестистам метрам, решить ур…внение, удачное ср…внение, зар..внять канаву, великолепная р..внина; буйная пор..сль, р…сти вширь и вглубь, неправильное ср..щение кости, зар..стать травой, болото пор…сло мхом, новая отр…ль промышленности, нар…стить силы, отвратительный р…стовщик.
^
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор пяти предложений.
Когда он [Пушкин] вошёл с Уваровым в аудиторию для меня точно солнце оз..рило аудиторию я в то время был в ч..ду об..яния от его поэзии; я п..тался ею как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь в..сторга. На меня как благотворный дождь падали строфы его созданий. Его гению я и все тогдашние юноши увлекавшиеся поэзиею обязаны непосредственным влиянием на наше эстетическое образование.
Ч..тал лекцию Давыдов профессор истории русской литературы. «Вот вам т..ория искусства, - сказал Уваров обращаясь к нам студентам и указывая на Давыдова, - а вот и самое искусство», - прибавил он, указывая на Пушкина. Он эффектно отч..канил эту фразу очевидно заранее приготовленную. Мы все жадно вп..лись глазами в Пушкина. Тут же ожидал своей очер..ди ч..тать лекцию и Каченовский. Нечаянно между ними зав..зался по поводу Слова о полку Игореве разговор который мало-помалу перешёл в г..рячий спор. Подойдите ближе господа это для вас интересно пригласил нас Уваров и мы тесной толпой как стеной окружили Пушкина Уварова и обоих профессоров. Не умею выразить как вел..ко было наше наслаждение видеть и слышать нашего кумира.
Я не припомню всех подробностей состязания, помню только что Пушкин г..рячо отстаивал подл..ность древнерусского эпоса. (И. А. Гончаров «Воспоминания»)
ния слова, ускоряет процесс чтения и понимания написан ного.
В нашей орфографии есть и основанные на ф о н е т и ч е с к о м принципе написания значимых частей слова, отра жающие изменение произношения звуков, например: 1) излечить - искоренить, безмолвный - бесправный; 2) розвальни (сани) - развал; 3) имя - безымянный; 4) лезть - лестница, блестеть - блеснуть. Таких на писаний немного, большая часть их относится к обозначе нию приставок на з.
Безошибочное применение на практике многих орфогра фических правил непосредственно связано с умением пи шущего быстро ориентироваться в составе слова.
II. Раздельное написание слов основывается на принци пе: писать все слова русского языка, самостоятельные и служебные, р а з д е л ь н о, например: Виктор не знал, что
у товарища больны отец и мать.
В процессе жизни языка предлоги и частицы сливаются иногда с теми словами, к которым относятся, образуя новые слова, например: сначала, вкрутую, нехороший и т. д. Пра вописание нередко отстаёт от процессов, протекающих в языке, например, сочетания в обтяжку и в одиночку пишут ся раздельно, хотя являются наречиями (ср. поодиночке).
Используются в русской орфографии и написания с д е ф и с о м (чёрточкой) - прежде всего в наречиях и слож ных словах, например: читать по-французски, не наде яться по-пустому, плащ-палатка, научно-технический.
III. Употребление прописных букв связано с выделени ем имён собственных, например: Николай Алексеевич Иванов отдыхал на побережье Чёрного моря близ Ялты.
IV. Правила переноса основываются на делении слов на слоги с учётом состава слова: п едагог, че ствовать, бес-край-ний, боль ше.
При сомнении в правильности написания слов надо об ращаться к орфографическим словарям, наиболее полным из которых является «Орфографический словарь» Инсти тута русского языка РАН (все издания начиная с 1974 г.).
Специально для учащихся в течение многих лет из даётся «Орфографический словарь» Д. Н. У ш а к о в а и С. Е. К р ю ч к о в а. Изданный в 1995 г. «Школьный орфо
графический словарь русского языка» М. Т. Б а р а н о в а отвечает на два вопроса: как пишется слово и почему оно так пишется.
В «Школьном грамматико-орфографическом словаре
русского языка» Б. Т. П а н о в а и А. В. Т е к у ч ё в а (вто рое издание словаря вышло в 1985 г.) указано не только на писание слов, но во многих случаях их деление на морфе мы, лексическое значение, особенности произношения.
102. Прочитайте и укажите: а) проверяемые морфологические написания приставок и корней; б) непроверяемые морфологиче ские (традиционные) написания корней; в) написания приставок
и корней, отступающие от морфологического принципа. Слова по следних двух («б» и «в») групп выпишите в два столбика.
I. Посадил, сбегал, низкий, река, степной, сознаваться, сторожка, собака, баран, асбест, аппарат, вокзал, раскле ить, разбить, воскликнуть, роспись, расписка, загар, заго рел, касательная, прикосновение, просьба.
II. Бездарный, беспомощный, запах, глинистый, шеф ство, кабина, багровый, спрыгнуть, сгибать, скользкий, ас фальт, нарастать, заросль, собирать, соберут, коридор, га лерея, коллектив.
103. Спишите. Объясните (устно), на чём основано раздельное или слитное написание слов.
Укрыться от дождя под (на)вес, ценить (на)вес золота; умчаться (в)даль, всматриваться (в)даль степи; продвигать ся (в)глубь пустыни, отойти (в)глубь; вернуться домой (во)время, заболеть (во)время каникул; войти (в)плотную массу облаков, подойти (в)плотную к берегу; насыпать ко фе (в)ручную мельницу, обрабатывать детали (в)ручную.
104. Спишите. Объясните (устно), на чём основано употребление прописных букв.
I. Наблюдать (С, с)еверную ночь на побережье (С, север ного моря; пересечь (К, к)авказские горы, пышная (К, к а в казская растительность; послать космический корабль с (3, з)емли на её спутник - (JI, л)уну, любоваться светом (JI, л)уны, бороться за мир на (3, з)емле; спускаться по мра морной (Д, д)ворцовой лестнице, побывать в Петербурге на (Д, д)ворцовой площади; продавать (К, к)ожевенные това ры, жить в (К, к)ожевенном переулке.
II. Подвиги (И, и)льи (М, м)уромца, бесстрашие горь ковского (С, с)окола, афоризмы (К, к)озьмы (П, п)руткова, благородство (Ч, ч)ацких, прекраснодушие (М, м)аниловых, великосветские (JI, л)овеласы, принять на себя роль (М, м)ентора, капризы (М, м)еценатов.
105. Прочитайте и укажите, какие буквы пропущены. Проверьте по орфографическому словарю и спишите.
Ид..ал, воплощение, либеральный, об..ятельный, отражение, перспектива, подл..нный, обличать, прокл..мации, проп..гандист, св..детель, традиция, цита дель.
§ 17. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ
Употребление прописных букв связано с синтаксически ми и семантическими условиями, с выделением собствен ных имён, а также со стилистическими основаниями.
I. С п р о п и с н о й б у к в ы пишется первое слово каж дого предложения, начинающего текст или стоящего после точки, многоточия, вопросительного или восклицательного знака.
Примечание. С прописной буквы пишется первое слово каж дой строки поэтической речи, например:
ки животных, например: Лев Николаевич Толстой, Ант о ша Чехонте.
Примечание. С прописной буквы пишутся также имена и фа милии людей, употребляемые в нарицательном значении, но со хранившие связь с носителем собственного имени, например: Из Базаровых при известных условиях вырабатываются великие исторические деятели. (Д. П.) (т. е. из людей, подобных главному персонажу романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»). Однако при полном переходе имени собственного в нарицательное пишется строчная буква, например: По лицу этого геркулеса (т. е. силача)
разливается благодушие, робость, смущение (Златовратский);
2) географические и административные названия, на пример: Волга, Ладожское озеро, Атлантический океан, Уральские горы, город Кострома, Вологодская область, Российская Федерация, Франция, Невский проспект, пло щадь Победы;
3) названия периодических изданий, литературных произведений, фабрик, заводов и др., причём эти названия заключаются в кавычки, например: газета «Известия», журнал «Новый мир», поэма «Во весь голос», совместное предприятие «Заря»;
4) притяжательные прилагательные с суффиксами -ов-,
Ев-, -ин-, например: И ваново детство, Н аст ина кукла, Д а л ее словарь.
Во фразеологических сочетаниях, в которых утрачена непосредственная связь притяжательного прилагательного с именем собственным, от которого оно образовано, упо требляется строчная буква, например: эзоп ов язык (ино сказательное выражение мыслей).
Примечание. Притяжательные прилагательные с суффиксом -ск-, образованные от имён собственных, пишутся со строчной бу квы, например: лермонт овская проза, левит ановские пейза жи. С прописной буквы такие прилагательные пишутся лишь то гда, когда входят в состав наименований, имеющих значение «имени, памяти кого-либо», например: Л ом оносовские чтения,
Н обелевская премия;
5) все слова, кроме служебных, в названиях высших за конодательных и правительственных учреждений страны, например: Совет Федерации, Федеральное собрание, Совет Безопасности Российской Федерации, а также Конститу ция Российской Федерации, Вооруженные Силы Россий
ской Федерации;
6) все слова, кроме слов орден и степень в полных на званиях орденов, например: орден Славы III степени.
Примечание. В выделяемых кавычками названиях знаков от личия с прописной буквы пишутся первое слово и входящие в на звание имена собственные, например: медаль «В память 850-ле тия Москвы» (но: орден «Знак Почёта»);
7) все слова в названиях должностных лиц и почётных званий, например: Президент Российской Федерации, Председатель Государственной Думы Российской Федера
ции, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Си лами Российской Федерации, Герой России;
8) первое слово в названиях праздников и знаменатель ных дат, крупных исторических событий, например: Н о вый год, Международный женский день, День знаний, Петровская эпоха;
9) первое слово в названиях учебных заведений, учреж
дений культуры, предприятий и организаций, например:
Министерство здравоохранения Российской Федерации, Государственная публичная историческая библиотека, Парк культуры и отдыха, Драматический театр на М а лой Бронной, Первый московский часовой завод.
III. П р о п и с н ы м и б у к в а м и пишутся сокращённые наименования, состоящие из первых букв тех слов, кото рые входят в названия государств, государственных объ единений, органов государственной власти, партий, движе ний, институтов, предприятий и других организаций, на пример: СНГ, СШ А, МИД, МВД, МГУ, ЗИЛ, ООН. Точки между прописными буквами при этом не ставятся.
106. Прочитайте и объясните употребление прописных букв.
Комедия Грибоедова «Горе от ума», созвездие Большая Медведица, Костромская область, город Нижний Новгород, Санкт-Петербург - город на Неве, Бородинское сражение, участники Великой Отечественной войны, День учителя, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
107. Спишите, вставляя пропущенные прописные или строчные буквы. Объясните их употребление.
1) Мы жили душа в душу. Другого (М, м)ентора я и не желал. (П.) 2) Неужели представители русского общест ва все (Ф, ф)амусовы, (М, м)олчалины, (3, з)агорецкие, (X, х)лестаковы, (Т, т)угоуховские и им подобные? (Бел.)
ковского (X, художественного театра. (Станисл.)
108. Раскройте скобки, заменив, где необходимо, строчные бук вы прописными; употребите, если надо, кавычки.
(к)расная (п)лощадь, (е)сенинская лирика, (д)алев сло варь, (д)алевский словарь, (ш)оссе (э)нтузиастов, (п)лощадь
(в)осстания, (б)абий (я)р, георгин (с)ветлана, (п)роспект (в)ернадского, (б)ородинская (п)анорама, (м)алахов (к)урган, (г)ражданская война, (д)ень (п)ечати, (к)уликовская битва, (к)урган (с)лавы, орден (з)нак (п)очёта, (п)ермский (д)раматический (т)еатр, (м)осковский (т)еатр (ю)ного (з)рителя, (п)равление (м)осковского (о)тделения (в)сероссийского (т)еатрального (о)бщества, ночь перед (р)ождеством.
§ 18. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ПИСЬМЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ
1. На конце слова буква ь пишется после любого мягко го согласного, кроме шипящих, например: конь fcp.: кон), изморозь ("ср.: мороз), фонарь ("ср.: удар).
2. В середине слова буква ь пишется:
а) после мягкого л, стоящего перед любым гласным (твёрдым или мягким), например: больной, сельдь, льстить, мальчик, пильщик-,
б) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным, например: Кузьма, меньше, борьба ;
в) между двумя мягкими согласными только в том слу чае, если при изменении слова второй согласный становится твёрдым, а первый остаётся мягким (ср. с п. «б»), например:
в просьбе (просьба), Кузьмич (Кузьма), о борьбе (борьба).
3. Буква ь не пишется внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч: речка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, испорченный.
4. Буква ь не пишется между двумя мягкими л: иллю
109. ь.
1) Приближалась довол(?)но скуч(?)ная пора, стоял ноябр(?) уж у двора. (П.) 2) Нян(?)ка Вар(?)ка, девоч(?)ка лет тринадцати, качает колыбел(?). (Ч.) 3) Он век свой нян(?)чится с малыми ребятами. (Даль) 4) Дожд(?) шёл по
рывами, переходя то в ливен(?), то в изморос(?). (Арс.) 5) Измороз(?) - похожий на иней снегообразный осадок. (Т. С.) 6) Смеются гос(?)ти, и брен(?)чат стаканы. (JI.) 7) В награду любого воз(?)мёшь ты коня. (П.) 8) На столе лежала карта Волги, вся исчер(?)ченная синими и красны ми знач(?)ками. (Верш.) 9) Тут самая мален(?)кая лачуж
ка украшена хитрейшей рез(?)бою. (Пришв.) 10) Не отка жите мне в моей прос(?)бе. (П.) 11) Она села за п и сь м ен ный столик. (П.) 12) На следующий ден(?) я видел Зинаиду только мел(?)ком. (Т.) 13) Гон(?)щики приняли старт ран(?)ним утром. (Газ.) 14) Я раболепства не терплю, не л(?)сти, не унижайся! (Н.)
110. Измените слова по образцам. Подчеркните стоящие рядом мягкие согласные в образованных вами словах. Со словами каж дой группы составьте по два предложения.
I. 1) Веточка - вет вь, кисточка, косточка, весточка, тросточка. 2) П ест - пестик, бант, зонт, мост, винт.
3) Болеть - болезнь, жить, казнить, льстить, грустить. II. Черви - червь, гвозди, грузди, области, верфи, по
вести, почести, новости, заросли, песни, басни, лентяи.
111. Спишите. Объясните (устно) написание ь.
1) Вет(?)ви сирени закрыли вес(?) домик. 2) Кис(?)ти белых цветов выделялись на тёмной зелени. 3) На собра нии говорили о бор(?)бе с вредителями садов и огородов.
4) Исполни мою прос(?)бу: воз(?)ми пис(?)ма и опусти их в почтовый ящик. 5) В спичеч(?)ной коробоч(?)ке лежали рыболовные крюч(?)ки. 6) Мал(?)чики копали чер(?)вей для рыбной ловли. 7) Сел(?)д(?) шла косяками. 8) Мастер учил ученика рез(?)бе по кос(?)ти. 9) Заводу требуются ра бочие разных специал(?)нос(?)тей: гранил(?)щики, бетон(?)щики, камен(?)щики, электросвар(?)щики, печ(?)ники, жестян(?)щики. 10) На пис(?)менном столе стояла удобная настол(?)ная лампа. 11) Жен(?)гцины пели пес(?)ню.
§ 19. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ
В некоторых случаях буква ь служит для обозначения грамматической формы слов.
ного числа, например: речь, тишь, рожь (ср. сущ. муж. ро да: мяч, шалаш, сторож );
б) в повелительном наклонении глаголов: назначь, от режь, съеш ь, назначьте, отрежьте, съеш ьт е ;
в) в неопределённой форме глаголов: беречь, стричь, бе речься, стричься;
г) во 2-м лице единственного числа глаголов настояще го и будущего времени, например: несёшь, бросишь, во зишь, несёшься, бросишься, возишься;
д) в наречиях (кроме невтерпёж, уж, замуж), напри мер: невмочь, сплошь;
е) в частицах вишь, бишь, лишь, ишь.
Примечание. В середине слова ь употребляется иногда в каче стве разделительного знака, например: рожью.
Употребление ь в некоторых падежных
и глагольных формах
Буква ь употребляется:
а) в творительном падеже множественного числа неко торых существительных и числительных (например, дет ь ми, людьми, четырьмя), а также и в других падежах чис лительного восемь: восьми (род., дат., пр. п.), восемью и восьмью (тв. п.);
б) в неопределённой форме: возить - возиться, брить - бриться;
в) в повелительном наклонении: приготовь, приготовь те, приготовьтесь.
112. Измените данные слова по образцам. Спишите.
1. Ночи - ночь, лещи, щёлочи, кирпичи, трубачи, ме лочи, чертежи, блиндажи, вещи, камыши, мечи, речи.
2. Клеят - клеишь, пилят, веют, жгут, стелют, тают; борются, шепчутся, надеются, строятся, плещутся, волну ются, занимаются.
113. В данных словосочетаниях глаголы несовершенного вида, стоящие в форме повелительного наклонения, замените глагола ми совершенного вида в форме того же наклонения. Спишите.
Назначайте сбор - назначьте сбор; бросайте мяч, встречайте на вокзале, вставайте вовремя, исправляйте ошибки, уведомляйте о приезде, утешайтесь поскорее, не обижайтесь на замечание, берите учебники, не забывайте о консультации, садитесь за стол, нарезайте хлеб, ложитесь отдохнуть.
114. Спишите данные словосочетания. Устно объясните написа ние ь.
Увлеч(?)ся игрой с дет(?)ми, пробить бреш(?) во враже ской обороне, прийти поздней ноч(?)ю, поговорить с интел лигентными люд(?)ми, почувствовать фал(?)ш(?), открыть двер(?) настеж(?), возвратиться лиш(?) на рассвете, время за полноч(?), покраснеть как кумач(?), привлеч(?) всеобщее внимание.
§ 20. СОСТАВ СЛОВА. УПОТРЕБЛЕНИЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ
По своему составу слова русского языка различны. Большинство русских слов в словосочетаниях и предложе ниях изменяется, т. е. склоняется или спрягается. При склонении и спряжении слова в его составе выделяются прежде всего основа и окончание, например:
1) Глубок\аЩрек\а\ - глубок\ую\ рек[у] - глубок^Щ рекЩ
2) Пил\ит\ бревн[о] - пил\ят) брёвн[а].
3) Расскаж\~у] товарищ[у] - расскаж\ешь\ товарищ[у] - расскаж\ут\ товарищ\ам\.
В о с н о в е отражено л е к с и ч е с к о е з н а ч е н и е дан ного слова. О к о н ч а н и е, образуя формы слова, служит для связи слов и выражает их г р а м м а т и ч е с к и е з н а ч е н и я (например, числа, падежа, лица).
Иногда окончание бывает не выражено звуками (на пись м е - буквами). Такие окончания называются н у л е в ы ми, например: Пруд}, | глубок [ |. У слов пруд и глубок окончания нулевые. Они выявляются при сопоставлении с другими формами этих слов, например: пруд\ы\, глубокий].
Ср. также: Идём к прудку]. Река глубокий]. Озеро глубок[Щ.
Слова неизменяемые (например, наречия) состоят из од ной основы и окончания не имеют, например:
1) Удобно,разместились (удобно - наречие). Ср.: поме щение,удобн[о1(удобно - краткое прилагательное в форме единственного числа среднего рода).
2) Спускаюсь вниз (вниз - наречие). Ср.: Уберу рюк зак в низ,[ | шкафа (в низ - существительное с предло гом, стоит в форме единственного числа винительного па дежа).
Основа слова может состоять только из корня (напри мер, pe/cjg], пруд | |, но может включать и приставку, суф фикс, несколько приставок и суффиксов (примеры см. в таблице).
Слова, включающие в свой состав один и тот же корень,
называются р о д с т в е н н ы м и |
о д н о к о р е н н ы м и. |
|||
Родственные слова и их состав |
||||
Состав слова |
||||
Родственные слова |
Основа слова |
|||
Приставка |
||||
Безук^шшеннбсть| |
| без-,-у- |
Изн-, -енн-, |
||
Безукоризненц|ый| |
||||
Изн-, -енн- -ый |
||||
Укоризненн]ый| |
изн-, -енн- |
|||
Укоризн]~а1 |
||||
кори] ть ] |
Примечание. В процессе развития языка части слова могут так тесно сливаться друг с другом, что перестают выделяться. На пример, в слове совет теперь не выделяется приставка со-, а осно ву слова плотина нельзя разделить на корень плот- и суффикс -ин-, современное членение слова - ,плотинШ\
Нарушение сложившегося в языке состава слова являет ся ошибкой, например: 1) Евгению грозит разори т ел ь- ст во (следует разорение). 2) Яков Верный долго раболеп - ски служил барину (надо раболепно).
При употреблении однокоренных слов (или форм одного и того же слова) надо иметь в виду, что неоправданное их повторение обедняет речь, снижает её выразительность, на
вы е образы крест ьян-правдоискат елей. Чтобы избежать повторения слов с одним и тем же корнем, в первом предло жении можно, например, заменить слово - обусловлены словом порождены, во втором предложении вместо слова
Задание 14
Большинство населения нашей страны в своей лексике употребляет матерные слова. Знаете ли вы, что слова могут влиять на здоровье людей? |
Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы: |
Вывод: |
Аргументы: |
2. |
«Наши дети ругаются матом, нас самих почти не осталось», - поётся в популярной песне . Дело в том, надо или не надо бороться с матом. На мой взгляд, даже если мы будем ожесточённо сопротивляться мату, запрещать его, то совсем скоро поймём, что такая борьба бесперспективна, и вот почему. В обществе всегда имеется противостояние «высшего света» среднему классу и «низам». Противостояние «верхов» и низов». Так вот, если средний класс не гнушается некоторыми привычками, заимствованными у низов, то высший никогда не примет языковую вседозволенность и нравственную пустоту как следствие таковой, как не будет «сморкаться пальцами», но всегда будет использовать носовой платок. Человек тем и отличается от животного, что подчиняется своду моральных уложений, существующих в обществе на протяжении многих веков и не зависящих от желания отдельных людей. Этот культурный слой, на котором, собственно, и держится общество, очень легко разрушить. А вот для того, чтобы создать культуру, требуется сотни лет, если не тысячелетия. Поговорим о медицинском аспекте проблемы. Большинство людей, употребляя в своей речи мат , «для связки слов», и не подозревают о существовании подобного аспекта. А суть заключается в следующем. Наукой уже установлено, что с помощью словесных мыслеобразов мы можем созидать или разрушать свою генетическую структуру, то есть с помощью слов мы воздействуем на генетическом уровне не только на собеседника, но и на самих себя. Это основа, например, лечебного метода Т.Н. Сытина, получившего широкое распространение. Этим же можно объяснить лечебное воздействие народных заговоров против всяческих болячек, когда заболевание проходит после того, как какая-нибудь старушка, в которую вы верите как в народного целителя, пошепчет что-то, наклоняясь над вами. ДНК человека «слышит» речь и реагирует на неё. Одни слова оздоровляют организм, например, молитва, другие - разрушают его. На генном уровне!. Более того, наша словесная вседозволенность и распущенность влияют на здоровье наших детей и внуков, так как записанная на ДНК информация всегда передаётся по наследству нашим потомкам. Косвенным доказательством тому служит десятикратный рост в России за последние двадцать лет числа детей с отклонением в развитии как физическом, так и умственном. Такая статистика бьёт не в бровь, а в глаз.
|
1.5. Фразеология.
Задание 1.Составьте фразеологизмы, используя слова для справок.
Несусветный, неизгладимый, тертый, семимильный, круглый, глухой; потупить, бряцать, коротать, вскружить, таращить.
Для справки : глаза, след, чушь, шаги, дурак, голова, взор, калач, тетерев, время, оружие.
Раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма.
Орфограмма - это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики.
Орфография состоит из нескольких разделов :
1) написание значимых частей слова (морфем ) - корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;
2) слитное, раздельное и дефисное написания;
3) употребление прописных и строчных букв;
4) правила переноса;
5) правила графических сокращений слов.
Правописание морфем (значимых частей слова) регулируется в русском языке тремя принципами русской орфографии - традиционным, фонетическим, морфологическим (фонематическим, морфематическим).
Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных (со бака, ап тека ), корней с чередованиями (сла гать - сло жить ), дифференцирующих написаний (ожё г - ожо г ).
Фонетический принцип орфографии заключается в том, что в отдельных группах морфем на письме может отражаться реальное произношение, т. е. позиционные изменения звуков. В русской орфографии этот принцип реализован в трех орфографических правилах - правописание приставок, заканчивающихся на з/с (раз бить - рас пить ), правописание гласной в приставке роз/раз/рос/рас (ра списние - рспись ) и правописание корней, начинающихся на и , после приставок, заканчивающихся на согласный (и стория - преды стория ).
Морфологический (фонематический, морфематический) принцип является ведущим и регулирует более 90 % всех написаний. Его суть состоит в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения - редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением, а согласные - как в сильной позиции, например, в позиции перед гласным. В разных источниках этот основной принцип может иметь разное название - фонематический, морфематический, морфологический.
Орфографических правил, связанных с написанием корней, приставок, суффиксов и окончаний, много. Но главный, ведущий принцип, — один. Рассмотрим примеры.
Почему в слове вода в корне пишется о, а в слове трава — а?
Почему разные окончания в существительном: от деревни и к деревне?
Почему следует писать дуб, но суп? Ведь слышен один и тот же звук [п].
Почему грустный пишется с буквой т, а вкусный — без нее?
Кажется, здесь разные орфографические правила , однако объединить их можно на основе ведущего принципа орфографии, который требует, чтобы пишущий:
1) не доверял слуху и не писал так, как слышит;
2) проверял сомнительные написания;
3) помнил, что проверка возможна только в той же морфеме (корне, окончании и т. п.);
4) умел правильно подобрать проверочное слово.
Главное, знать сильные позиции: для гласных — это положение под ударением, а для согласных — перед гласными и перед л, м, н, р, в.
Помня об этом, можно легко проверить все приведенные выше примеры: вода — воды, трава — травы, от деревни — от реки, к деревне — к реке, дуб — дубы, суп — супы, грустный — грустить, вкусный — вкусен.
Так же можно проверить и написание суффиксов и приставок. Какая буква (е, я, и) пишется в суффиксе слова пер..стый? Слово пер..стый обозначает «состоящий из перьев», «похожий на перья». Такой же суффикс есть в словах: каменистый, лучистый, зернистый. Следовательно, надо писать букву и — перистый. Липовый или липавый? Проверяем: сосновый, еловый.
То же и в приставках. Почему приставка за- пишется через А, a по через О? Говорят, надо запомнить, что приставок зо- и па- не бывает (кстати, приставка па- есть — пасынок, паводок, патрубок). Попробуем проверить: затемно, засветло — под ударением а; поезд, похороны, почерк — под ударением о. Приставка с- в словах сделать, сбросить, сгнить звучит как з, но если поставить ее в сильную позицию, то станет ясно, что приставки з- в русском языке нет: сломать, срезать, сорвать, связать.
Таким образом, все правила имеют одинаковые основания. Они и определяют ведущий принцип русской орфографии. Такой принцип, когда звук проверяется сильной позицией, называется морфологическим . Этот принцип самый удобный для русского письма.
1. Безударную гласную проверяй ударением:
да лкий - дль, до лна - дл, ле с - лс .
2. Сомнительную (парную по глухости / звонкости) согласную проверяй подстановкой гласной или л, м, н, р, в: дуб -дуб ы
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб - на зуб ы, лед - на льд ы.
Будешь грамотным и ты!
3. Непроизносимую согласную проверяй подстановкой гласной: позд но - опозд ать .
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно,
Букву Т писать уместно!
Исключения : чувствовать (но участвовать), праздник, счастливый, окрестность, лестница (но лесенка), явственно (но яства), потчевать (но почерк), сверстник (но ровесник), стекло (но склянка), блеснуть (но блестеть), плеснуть (но плескать), ресницы, помощник.