30.03.2019

Озеленение школ и др помещений. Проект по благоустройству школьной территории "красивая школа". · создание опорной геодезической сети, позволяющей находить необходимые отметки рельефа на всех стадиях строительства объекта


  • 10; 70 Приёмы обрезки красивоцветущих кустарников. Сроки обрезки для разных видов растений.
  • 11. Минеральные, органические и бактериальные удобрения. Биопрепараты. Понятие о действующем веществе в минеральных удобрениях.
  • 12. Розы. Классификация и особенности выращивания парковых и садовых роз на объектах озеленения.
  • 13. Живые изгороди и их типы. Нормы посадки растений (в ряду, в двух рядах).
  • 14. Древесные лианы. Назначение. Ассортимент. Технология размножения и использования. Конструкции опор. Дать чертёж (схема).
  • 15. Семенной и вегетативный способы размножения. Ценность каждого способа для выращивания декоративных растений.
  • 16 ; 20. Показатели качества семян и способы их определения.
  • 17 ; 49. Луковичные многолетники. Морфологические и декоративные особенности. Сроки цветения на объектах.
  • 18. Хранение семян. Условия хранения семян разных пород (древесных и травянистых).
  • 19. Способы подготовки семян к посеву. Понятие об органическом покое семян.
  • 21. Способы вегетативного размножения декоративных (древесных и травянистых) растений.
  • 22. Зеленое черенкование. Биологические преимущества и агротехника. Конкретные породы и технология черенкования.
  • 23. Характеристика условий для укоренения зеленых черенков. Искусственный туман.
  • 24. Размножение древесных видов отводками. Ассортимент и технология.
  • 25. Прививки декоративных древесных пород: техника и сроки для разных способов. Получение кустовых и штамбовых роз и сиреней (дать схему).
  • 26. Цветники на территории скверов. Ассортимент. Сроки. Содержание.
  • 28-30. Летники (однолетники). Ассортимент. Характеристика декоротивности у разных видов и сортов.
  • 31. Розы на объектах озеленения. Классификация. Агротехника сожержания.
  • 32. Духлетники. Использование в цветниках на объектах. Содержание. Календарь работ.
  • 33 ; 34 Ковровые растения. Ассортимент. Биологические и морфологические особенности – основа создания специфических цветников. Цвет ковровых растений.
  • 35. Основные элементы конструкции подпорной стенки. Дать чертёж- схему с указанием элементов.(1,2,3 и т.П.)
  • 36. Подпорные стенки. Дать чертёж по элементам. Стенки из камня- "сухая кладка"
  • 38. Дать чертёж-схему укрепления откосов с применением габионовых конструкций.
  • 39. Конструкция (разрезы) типов спортивных площадок. Дать чертеж – схему.
  • 40. Откосы – методы укрепления. Дать чертеж.
  • 41 ; 42 Посадка крупномерных деревьев на улицах. Дать чертеж схемы посадки. Указать размеры.
  • 43. Пандусы: назначение, классификация, параметры, конструкции. Дать чертеж по элементам.
  • 45. Многолетники. Сроки посадки в парках зависимости от сроков закладки цветков и соцветий.
  • 46. Питомники декоративных древесных растений. Структура.
  • 47. Многолетники. Формы цветочного оформления. Содержание. Календарь работ.
  • 48. Моносады (из георгин, астр, флоксов и др.).
  • 49. Луковичные многолетники. Морфологические и декоративные особенности. Сроки цветения на объектах.
  • 50. Строение луковиц гиацинта, лилий, нарцисса, тюльпана.
  • 51. Цветники из луковичных. Классификация, сроки посадки и нормы. Содержание.
  • 52.Удобрения при уходе за летниками на объектах.
  • 53.Теневыносливые травянистые растения. Ассортимент. Особенности применения.
  • 54. Рокарий. Ассортимент.Особенности роста различных видов в условиях рокария. Технология устройства и содержания.
  • 55. Растения для оформления естественных водоемов различной глубины в парках.
  • 56.Газоны. Виды и сорта газонных трав и их морфология. Травосмеси, расчет.
  • 57.Регуляторы роста и их применение на декоративных растениях.
  • 58.Обрезка красивоцветущих кустарников. Связь сроков обрезки и сроков закладки цветочных почек у различных пород.
  • 63. План озеленения (посадочного чертежа). Метод квадратов. Элементы привязки растений.
  • 71. План благоустройства объекта (разбивочный чертеж, методика составления и выноса элементов в натуру)
  • 72. Конструкции дождеприемных колодцев. Дать схему сечения с указанием размеров по элементам.
  • 73; 74. Объекты ландшафтной архитектуры центра Парижа.
  • 75. Функциональное зонирование парка. Примеры.
  • 76. Типы пространственной структуры парка (тпс) и типы насаждений.
  • 77. Типология и классификация городских парков. Назначение.
  • 78. Водоемы. Основные типы и их роль в парке.
  • 90.Водоемы, назначение. Классификация. Примеры
  • 79. Структура озелененных территорий жилого комплекса. Перечислить.
  • 80. Многофункциональные парки. Классификация. Примеры (Москва, Санкт-Петербург).
  • 81. Рельеф. Значение. Формы. Примеры.
  • 91. Рельеф. Типология. Роль. Формы рельефа
  • 82. Композиции открытых пространств. Партеры их классификация и роль.
  • 6. Водные партеры.
  • 83. Озелененные территории Санкт-Петербурга. Левобережный ансамбль. Перечислить объекты.
  • 84. Бульвары. Типы. Баланс территории.
  • 85. Инсоляция территории микрорайона и сё значение. Метод расчёта.
  • 86. Поперечный профиль магистральной улицы. Элементы. Чертёж
  • 87. Древесно-кустарииковые массивы -определение, классификация, композиционное использование
  • 88. Группы древесных растений, классификация.
  • 89; 94; 95 Категории и типы озеленённых территорий крупнейшего города
  • 92. Понятие о масштабе, пропорциях, ритме в ландшафтном проектировании.
  • 93. Массивы и боскеты. Типы. Определение. Примеры.
  • 91. Рельеф. Типология. Роль. Формы рельефа (дать изображение в горизонталях и профиль.)
  • 92. Понятие о масштабе, пропорциях, ритме в ландшафтном проектировании. Примеры.
  • 93. Массивы и боскеты. Типы. Определение. Примеры. Размеры.
  • 94. 95. Категории и типы объектов озеленённых территорий крупнейшего города.
  • 96. (83)Сады и парки левого берега в Санкт-Петербурге. Перечислить. Летний сад. Петергоф, Стрельна, Ораниенбаум, Царское село (Александровский и Екатерининский парки), Павловский парк.
  • 97. Лесопарки Москвы.
  • 98. Парки Москвы. Перечислить.
  • 99 – См. 73, 74, у меня плохая шпора!
  • 99. Озеленение территории центра Парижа.
  • 100. Типы площадок на территории микрорайона. Габариты. Принципы расчёта. Радиус обслуживания (основные требования).
  • 111. Общественные парки в сша XIX века (Чикаго, Нью-Йорк)
  • 112. Озеленение территории центра Вашингтона
  • 113. Многофункциональные парки. Классификация. Примеры
  • 114. Бульвары. Классификация и типы. Баланс территории
  • 115. Детские площадки в микрорайоне. Расчёт и требования к размещению
  • 116. Придомовые полосы, их благоустройство и озеленение. Требования к ассортименту и размещению древесных растений
  • 117. Плотность размещения деревьев и кустарников для городских объектов ландшафтной архитектуры
  • 119. Детские площадки на территории жилой застройки. Классификация и принципы расчёта
  • 120. Требования к благоустройству и озеленению территории школ и детских садов-яслей
  • 118. Классификация и назначение садово-парковых дорог. Уклоны. Радиусы закруглений на перекрёстках. Схема
  • Организация дорожной сети в парках
  • 121 Типы пространственной структуры парка. Назначение, роль в композиции, балансовые соотношения.
  • 122 Левобережный ансамбль Санкт-Петербурга.
  • 123 Бульвары. Типы. Баланс территории.
  • 124. Стадии проектирования объекта. Перечислить.
  • 125 Типы пространственной структуры парка (тпс).
  • 126 Поперечный профиль магистральной улицы. Элементы. Чертёж
  • 127. Типы укрепления деревьев после посадки. Конструкции и материалы. Чертеж-схема.
  • 128 Типология и классификация городских парков. Назначение.
  • 129 Водоемы. Основные типы и их роль. Примеры
  • 130. Типы садово-парковых насаждений. Примеры (сквер, бульвар)
  • 131.Озелененные территории жилого комплекса. Перечислить. Типы. % озеленения.
  • 132.Рельеф. Значение. Формы. Примеры.
  • 133.Схемы размещения растений у оград и подпорных стенок.Дать чертеж.
  • 134. План благоустройства территории. Метод квадратов. Дать чертеж привязки по элементам планировки.
  • 135.Дерево с комом в жесткой упаковке. Типы упаковок. Дать чертеж (схема с размерами).
  • 136. Конструкция одерновки откосов. Чертеж.
  • 120. Требования к благоустройству и озеленению территории школ и детских садов-яслей

    Школы: К школам городского и районного значения относятся: музыкальные, спортивные, художественные, школы-интернаты. Специализированные спортивные школы помимо главного учебного корпуса, включают закрытые помещения спортивных залов и бассейнов, открытые футбольные поля, площадки для волейбола, баскетбола.

    Площади территорий музыкальных и художественных школ рассчитываются исходя из 15м 2 на одного учащегося. Архитектрурно-планировочное решение территорий должно быть целенаправленно, отвечать соответствующим требованиям. Территории должны представлять собой декоративные сады с набором уютных площадок отдыха и прогулочным маршрутом движения, с соответствующим оборудованием и малыми архитектурными формами. На участках художественных школ предусматриваются специальные площадки для занятий на пленере. Насаждения проектируются в виде одиночных, крупных растений и живописных групп деревьев и красиво цветущих кустарников. Возможно устройство спортивной игровой площадки.

    На территориях музыкальных школ проектируются уединённые площадки для занятий музыкой и площадки для отдыха, а также дорожки для прогулок. Насаждения должны быть представлены в виде растительных группировок деревьев и кустарников размещённых на лужайках газона и носить «успокаивающий» характер. Вся композиция должна быть предрасположена для отдыха после напряжённой музыкальной работы и, в то же время, способствовать подъёму творческих сил. Возможно, предусмотреть спортивную площадку для игры в мяч.

    Общеобразовательная школа в жилом комплексе. Территория школы является озеленённой территорией ограниченного пользования. Школьный участок, как правило, ограждают изгородью из металлоконструкций высотой не менее 1,5м. Расстояние (разрыв) от границы участка до красных линий улиц или проездов должно быть не менее 15…20м, до стен домов жилых зданий - не менее 10, коммунальных предприятий - не менее 50м.

    Планировочным центром участка является здание школы. Здание, как правило, располагается у одной из сторон участка и ориентируется по сторонам света в соответствии с действующими санитарными нормами по освещению школьных помещений. Вокруг здания предусматривается проезд шириной не менее 3,5м с разворотной площадкой (расстояние от фасада здания до ближайшего борта не менее 8м).

    При проектировании внешнего благоустройства и озеленения территории необходимо провести чёткое функциональное зонирование. На территории школы в соответствии с учебным процессом и программами предусматриваются различные площадки и устройства, предназначенные как для проведения учебных занятий, так и для занятий физкультурой на открытом воздухе. В соответствии с этим школьный участок подразделяется на различные функциональные зоны: спортивную (физкультурно-оздоровительную), учебно-опытную, зону отдыха, хозяйственную.

    Насаждения должны объединять все зоны в единое целое и занимать не менее 40…50% площади территории. Насаждения должны играть функциональную роль, отделяя площадки, друг от друга, обеспечивая защиту от шума, устраняя пыль и очищая воздух, создавая тем самым благоприятные условия для занятий и отдыха школьников. Размещение насаждений зависит от общего планировочного решения участка, размещения отдельных зон, площадок, дорожек.

    Насаждения в спортивной зоне размещают на небольших разделительных полосах или участках между площадками в виде рядов деревьев или живых изгородей кустарников. На более крупных по площади участках, между спортивной и учебно-опытной зонами могут быть предусмотрены компактные группы деревьев. Растения не должны затенять игровых полей площадок. Ассортимент подбирается в соответствии с требованиями озеленения спортивных площадок.

    Насаждения учебно-опытной зоны имеют чисто функциональное назначение и служат для изоляции отдельных участков и площадок. Они состоят из разделительных рядовых полос деревьев (со стороны спортивной зоны), живых изгородей (между площадками и опытными делянками), которые должны отстоять не менее чем на 10 м от плодового сада.

    Насаждения в зоне отдыха размещаются более свободно. В основном это группы деревьев или кустарников на небольших участках вокруг площадок. Требования к размещению отдельных растений и групп те же, что и при размещении деревьев и кустарников вокруг площадок отдыха вблизи жилых домов. Площадки должны иметь как тенистые уголки для отдыха, так и хорошо инсолируемые участки. Расстояние от края дорожек до деревьев должно быть не менее 1,0…0,75м.

    По периметру внутренней части школьного участка предусматривают ряды деревьев и кустарников в полосе шириной 4…6м, а с внешней стороны - полосу насаждений шириной 5…10м.

    У самого здания школы предусматривают одну или две рекреационные площадки для отдыха старших и младших классов во время перемен, а также (между проездом и зданием школы) полосы газона с небольшими группами из кустарников и травянистых многолетников, а также с одиночными экземплярами низких деревьев. Деревья размещают на расстоянии не менее 10 м от здания, а кустарники - 5 м, с тем, чтобы школьные помещения не затенялись.

    Дошкольные учреждения: Уровень озеленённости по современным нормативам должен составлять до 60%. Детские сады-ясли, как правило, размещают в центральной части жилой застройки на хорошо освещенных, проветриваемых и сухих местоположениях с нормальным естественным стоком поверхностных вод.

    По московским нормативам детские дошкольные учреждения проектируют вместимостью на 10…12 групп, а в отдельных случаях на 6 групп, пристроенных к торцам жилых зданий. Площадки для прогулок детей удаляются от входа в здание детского сада не более, чем на 30м, а от окон самого жилого дома на 15м. Площадь групповой детской площадки для детей ясельного возраста принимается в 7,5м 2 на одно место. Радиус обслуживания дошкольного учреждения в микрорайоне – 300 м, в малых городах – 500м.

    Участок детского сада-яслей имеет прямоугольную конфигурацию. Расстояние от границ участка до красной линии должно быть не менее 25 м, до стен жилых домов - не менее 10м, стен коммунальных предприятий - не менее 50м. Здание размещают у одной из границ или в центре участка. Вокруг здания обычно предусматривают проезд шириной 3,5м с разворотной площадкой 12х5,5м. Расстояние от фасада здания до границы проезда (ближайшего бортового камня) должно составлять не менее 8м.

    При проектировании территорию детского сада необходимо подразделить на следующие функциональные зоны: зону входа на территорию, зону групповых детских площадок, хозяйственную зону.

    Зона групповых площадок включает непосредственно групповые площадки для детей ясельного возраста до 3 лет и для детей в возрасте 4-6 лет, а также общую физкультурную площадку (площадь 250м) и плескательный бассейн (площадь 20м 2). Все площадки должны быть взаимосвязаны сетью дорожек.

    Всю хозяйственную зону сосредоточивают у границы участка и изолируют от зоны групповых площадок.

    Групповые площадки - основные места пребывания детей на участке. Они предназначены для отдыха и игр на открытом воздухе. Обычно на каждые две площадки устанавливают один сдвоенный навес, площадь которого входит в площадь групповой площадки. Навес используется для групповых занятий и игр, не требующих активного движения (чтение, игры). Каждая групповая площадка должна быть соответствующим образом оборудована, иметь песочницу, манежи, шведские стенки и т. п. Детские площадки проектируют таким образом, чтобы воспитатели в любой момент могли увидеть, чем занимается каждый ребенок. Площадь групповой площадки для детей в возрасте до 3 лет должна составлять 150м 2 (при числе детей в группе 20 человек и норме на одного ребенка 7,5м 2), а для детей от 4 до 6 лет - 180м 2 (при норме на одного ребенка 9м 2).

    Для детей 4…6 лет оборудуют общую физкультурную площадку (250м 2) с приспособлениями для лазания, прыжков, подвижных игр и плескательным бассейном площадью 25…30м 2 и глубиной 25…30см. Дно бассейна должно быть бетонированным, гладким и иметь наибольший уклон (0,005). Вокруг бассейна предусматривают плиточную дорожку шириной 0,6м. Бассейн наполняют подогретой водой.

    Взаимосвязь всех планировочных элементов осуществляется дорожками шириной 1,5м. Групповые площадки связывают общей кольцевой дорожкой. Покрытие дорожек должно быть из специальной смеси - гравийная крошка, суглинистый грунт, высевки.

    Озеленение территории. Насаждения предусматриваются в виде следующих типов: рядов деревьев и кустарников (деревья с плотной кроной), групп и одиночных экземпляров деревьев, живых изгородей кустарников, цветников (двулетники, многолетники).

    При размещении деревьев и кустарников учитывают следующее. По периметру сада следует предусмотреть ряды деревьев с плотной кроной. По внешней границе проектируют живую изгородь из кустарников, по внутренней границе - кустарники в группах. Вокруг площадок проектируют деревья, как с плотной, так и с ажурной кроной. Для проветривания территории между группами деревьев необходимо оставлять разрывы. Деревья и кустарники размещают так, чтобы большая часть территории площадок (до 50%) в течение дня освещалась солнцем. Физкультурная площадка также должна быть хорошо освещена, поэтому деревья с широкой и плотной кроной вокруг этой площадки размещать не рекомендуется.

    Плотность посадки деревьев и кустарников зависит от климатических условий местности и наличия подземных коммуникаций.

    Цветники располагают преимущественно у входов в здание, а также в полосах между зданием и кольцевым проездом. Около входов на площадки хорошо смотрятся компактные цветники в форме прямоугольников или кругов. Ассортимент цветочных травянистых должен включать в основном многолетние виды растений - флоксы, пионы, дельфиниумы, аквилегии и др., а также цветущие длительное время однолетние - антирринум, петуния, космея, кларкия, портулак и др.

    Газон на территории детского сада должен быть устойчивым к вытаптыванию. Для его создания лучше всего использовать злаковые виды трав (мятлик, овсяница, полевица). В ряде случаев часть игровых площадок предусматривают с газонным покрытием. Устойчивая дернина создается из полевицы столонообразующей.

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………..…..3

    ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА ……………….……........3-5

    ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА …………………...............…...……….…....6

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ ……………………...……….….7-8

    ИЗУЧЕНИЕ И ВЫБОР ЦВЕТОЧНЫХ КУЛЬТУР.........................................9-14

    ИЗУЧЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ УЧАСТКА.............................................15-18

    ПОСЕВ СЕМЯН НА РАССАДУ………………………………….………........19

    ПИКИРОВКА РАССАДЫ…………………………………………….……......20

    ПОСАДКА РАССАДЫ И ПОСЕВ СЕМЯН ЦВЕТОЧНЫХ РАСТЕНИЙ В ОТКРЫТЫЙ ГРУНТ.............................................................................................21

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...………….22

    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………..………….…23

    ВВЕДЕНИЕ

    Любовь к цветам с древних времён свойственна всем народам. Яркие, разнообразной формы, с приятным ароматом они всегда привлекали и привлекают внимание взрослых и детей. На всю жизнь остаётся у человека любовь к цветам, привитая с детства, и где бы он ни жил – везде и всюду будет разводить они.

    Почему выбрали именно эту тему для проекта? Большую часть своего времени мы проводим в школе. И поэтому школа должна быть красивой не только изнутри, но и снаружи. Выбирая тему своего проекта, решили порадовать результатом своего труда не только себя, но и окружающих, а также попробовать свои силы в оформительском деле, узнавая при этом много нового. Для своей клумбы мы выбрали форму круга, что символизирует сплочённость, дружбу.

    ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

    В зимний период, заглядывая в окно, видишь однообразную картину: белый снег, голые деревья, серое небо. Каждый школьник ждёт долгожданные летние каникулы и представляет, как за окном распустятся почки на деревьях, заиграет светом теплое солнышко, расцветут красивейшие цветы. Но можно приблизить это время, если начать к нему готовиться заранее. Можно изучить разнообразие цветочных сортов, можно подобрать разные цветовые решения клумбы, можно продумать геометрию посадок. Чтобы время цветения было раньше и продолжительнее, нужно в зимний период начать выращивать на окне цветочную рассаду.

    Гипотеза: если будет разработан и реализован проект по благоустройству школьной клумбы, а в перспективе и озеленению всего пришкольного участка, то это позволит улучшить условия отдыха всем "жителям" школы, и приучит их бережно относиться к природе.

    Объект нашего исследования: цветочные растения-однолетники и многолетники;

    Предмет исследования: как можно изменить экосистему пришкольной территории своими силами для улучшения её экологической обстановки.

    Цель проекта – выращивание цветочной рассады для оформления школьной клумбы с учетом экономной эксплуатации территории и рационального ее природопользования.

    Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

      изучить литературу по созданию ландшафтного дизайна и на основе изученного разработать свой проект озеленения пришкольного участка;

      подобрать ассортимент цветочных культур для оформления пришкольного участка;

      облагородить школьную клумбу;

      определить агротехнические приемы выращивания предлагаемых растений.

    Тип проекта: долгосрочный.

    Актуальность этого проекта :

      Привитие эстетического и художественного вкуса учащимся,

      Воспитание трудолюбия, навыков ухода за цветочными растениями.

    Для реализации своего проекта мы использовали :

      Литературу по данной тематике;

      Возможности сети Интернет;

      Ландшафтные проекты других школ;

      Фото- и аудиотехнику.

    Ожидаемые результаты:

      Цветущая клумба в разные периоды времени;

      развитие практических навыков выращивания растений;

      получение знаний о декоративных растениях;

      формирование навыка исследовательской деятельности.

    Описание этапов проекта:

      • побор и изучение литературу;

        изучение вариантов оформления цветочных клумб;

        изучение видового состава цветочно-декоративных растений;

        составление плана работы;

        анализ почвы;

        посев семена;

        выращивание рассады;

        разбивка клумбы;

        высадка рассады в открытый грунт;

        организация ухода за клумбами в течение летних месяцев;

        анализ выполненной работы;

        создание презентации-отчёта.

    1. План реализации проекта

    Этап

    Выполненная работа

    Срок

    Организационный

    Составление плана работы

    Январь - февраль

    Исследовательский

    Изучение вариантов оформление цветочных клумб.

    Изучение видов цветочных клумб

    Февраль

    Практическая деятельность

    Покупка семян цветов

    Февраль, март.

    Заготовка почвы

    Март, апрель.

    Выращивание рассады

    Март, апрель.

    Пикировка

    Апрель.

    Перекопка почвы на клумбе

    Апрель.

    Разбивка клумб

    Апрель.

    Высадка рассады, посев семян

    Апрель, май.

    Работа на пришкольном участке в течение всего летнего периода (летняя трудовая практика)

    Май-август.

    Уход и наблюдения за цветочными растениями.

    Май-октябрь.

    Заключительный 1 этап

    Анализ выполненной работы

    Октябрь 2016 года

    2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ

    Прежде чем приступить к работе по оформлению клумб мы провели небольшое исследование - изучили литературу по данной теме, узнали виды оформления клумб, используемые цветы, способы цветового оформления.

    В зависимости от формы клумбы бывают овальные, круглые, квадратные, прямоугольные, ромбические, треугольные и т. д. Различаются они и по размеру-от 1 до 8-10 м и более в диаметре.

    Клумбы засаживают одним или несколькими видами цветочных растений. Внутренний рисунок клумбы может быть весьма разнообразен. Клумбы могут быть низкие или возвышенные (выступающие над поверхностью), в зависимости ассортимента растений. Очень красивы клумбы из сальвии, петунии, однолетних астр, бегонии, бархатцы и др. По ассортименту растений, высаживаемых на клумбы, различают ковровые клумбы, состоящие из одних рослых коврово-лиственных растений, коврово-цветущие клумбы, клумбы, состоящие из одних цветущих растений и т.д. Создание составных клумб из нескольких видов цветочных растений требует от озеленителя большого умения, навыка и вкуса.

    В современном озеленении клумбы делают невысокими, вровень с газоном и лишь в особых случаях насыпными, но не выше чем на 5-8 см. Размер клумбы зависит от величины цветника. При оформлении необходимо учитывать продолжительность цветения высаженных растений.

    Художественная декоративная ценность цветника зависит от подбора растений в комбинации окрасок лиственных и цветочных растений, соразмерности отдельных частей цветника, четкости и ясности рисунка, содержания рисунка, наличия хорошего фона газона, обеспеченности уходом. Удачный подбор растений по окраске листьев или цветов имеет существенное значение. В этом случае значительную помощь оказывают правила гармонических сочетания окрасок между собой. Основными или главными окрасками считаются жёлтая, красная и синяя. Производными колерами будут зеленый, который, получается, от смешения желтого с синим, оранжевый - от желтого с красным, фиолетовый от синего с красным. Более яркие окраски жёлтая, оранжевая и красная называются активными и менее яркие - фиолетовая, зеленая и синяя пассивными.

    Приятное впечатление производит такое сочетание, когда главная окраска располагается рядом с такой производной, в которой отсутствует этот главный колер. Растения одной и той же культуры сочетаются между собой по окраске, особенно при наличии сортов.

    Части цветника должны быть гармоничными, приятными для глаза. Решить это помогают правила пропорции.

    В основном для оформления цветочных клумб используются однолетние растения. И выбирают в основном летники, продолжительно и обильно цветущие, отличающиеся декоративностью листьев. Широко их применение на клумбах, рабатках и партерах летнего цветения.

    Каким требованиям должен удовлетворять цветник?

      Непрерывное цветение в течение всего вегетационного периода.

      Доступный посадочный материал.

      Уход за растениями – несложный.

    Гармоничное сочетание растений по высоте, строению побегов, окраске и размерам цветов и листьев должно подходить для украшения уголка отдыха на школьном дворе.

    3. ИЗУЧЕНИЕ И ВЫБОР ЦВЕТОЧНЫХ КУЛЬТУР.

    На основе изученной литературы мы выявили самые распространенные цветочные культуры в нашей местности и составили таблицу с учетом их основных характеристик.

    Смета проекта:

    70*10=700 руб

    10*20=200руб.

    Удобрения

    Рассада

    Итого

    900 руб

    4. Изучение и исследование участка

    В феврале началась работа над самой клумбой, нужно было изучить участок, состав почвы на предполагаемой клумбе, определить её физические и химические свойства. Вскопать участок, очистить от травяного покрова и корней, выбрать камни, взрыхлить.

    1)Разметка участка.

    Территория площадью 88,21 кв м, круглая, расположена в южной части школьного двора. Изучение почв начинается с определения ее физических и химических свойств: структуры, цвета, влажности, плотности, кислотности, плодородия.

    2) План описания почвы:

      Пункт (школьный двор);

      Общий рельеф (равнинный);

      Растительность (сорная).

    3) План изучение почвенного разреза:

      Схематический разрез почвенного разреза (1:10);

      Окраска;

      Структура, способность распадаться на отдельные части;

      Механический состав;

      Включения;

      Плотность;

      Влажность почвы;

      Кислотность;

    4) Анализ состава почвы.

    1.Физический анализ исследуемой почвы.

    Для описания физических свойств мы исследовали почвенный профиль, механический и минеральный состав, структуру, влагоемкость, водопроницаемость и содержание воздуха в почвенном образце.

    Опыт №1 «Исследование почвенного профиля».

    Из схемы почвенного профиля (приложение №1) видно, что дернинный и гумусовый слои выражены слабо.

    Опыт №2 «Определение механического и минерального состава почвы».

    Взяли немного почвы, слегка увлажнили её и скатали в ладонях. Почва скатывается в толстую колбаску, которая ломается при изгибании. Из чего мы сделали вывод, что почва лёгкая суглинистая. И в ней не значительно преобладает глинозём.

    Опыт №3 «Определение структуры почвы».

    Взяли немного почвы, разложили её тонким слоем на блюдце и рассмотрели. Почва распалась на комочки. При добавлении воды не образовалась сплошная вязкая масса. Проанализировав результаты, мы сделали вывод, что почва имеет структуру.

    Опыт №4 «Определение влагоемкости почвы».

    Отобрали немного почвы, поместили её на металлический поднос и взвесили. Масса почвы m 1 = 100г 700мг. Поместили поднос с почвой на сутки в духовку при температуре около 100 градусов по Цельсию. Взвесили высушенную почву. Масса почвы стала m 2 =48г 200мг. Рассчитали процентное содержание воды по формуле:

    {( m 1- m 2)*100%}: m 1=(100700-48200)*100%:100700=52%

    Сделали вывод, что в исследуемой почве содержится достаточно влаги.

    Опыт №5 «Определение водопроницаемости почвы»

    Отобрали цилиндрический образец почвы. Для этого подготовили пластмассовую баночку (удалили в ней дно) и вырезали этим цилиндром образец почвы. Налили примерно 100 мл воды в широкий сосуд и поместили в него отобранный образец. Отметили время, за которое вода полностью впиталась в почву - 19 мин 28с. Так как исследуемая почва сухая, структурная, то вода достаточно быстро впиталась в неё. Мы сделали вывод, что почва имеет высокую водопроницаемость.

    По результатам физического анализа (приложение 2) исследуемого образца мы установили:

    а) выраженная структурность, минеральный состав почвы, ее высокая водопроницаемость и хорошая аэрация должны способствовать росту растений.;

    б) но слабо выраженный гумусовый горизонт указывает на недостаточное содержание органических веществ в почве.

    2. Химический анализ исследуемой почвы.

    В качестве параметров для химического анализа использовались следующие: оценка кислотности почвы, определение засоленности почвы, определение присутствия тяжелых металлов (см. приложение 3).

    Опыт №1 «Определение рН почвенной вытяжки».

    Используя солевую почвенную вытяжку, определили рН двумя способами: а) раствором индикатора универсального, добавив в первую пробирку 3-5 капель раствора индикатора; б) pH -индикаторной бумагой, опустив конец бумажной полоски пинцетом во вторую пробирку.

    Оба теста показали, что рН исследуемой почвы колеблется в пределах 7-8. Из чего мы сделали вывод о том, что среда почвы слабощелочная.

    Опыт №2 «Изучение засоленности почвы».

    А) Обнаружение карбонат-ионов: в пробирку с исследуемой почвой добавили соляную кислоту. Наблюдали «вскипание» почвы (неинтенсивное выделение пузырьков). Это свидетельствует о наличии в почве карбонат-ионов.

    + + СО 3 2- = Н 2 О + СО 2

    Б) Обнаружение сульфат-ионов: в пробирку с почвенным раствором добавили по каплям раствор соли бария. Наблюдалась небольшая взвесь сульфата бария, что говорит об присутствии в почве сульфат-ионов.

    В) Обнаружение сульфит-ионов: в пробирку с почвенным раствором добавили по каплям спиртовой раствор йода.

    Г) Обнаружение хлорид-иона: в пробирку с почвенным раствором добавили по каплям раствор нитрата серебра. Видимых изменений не обнаружили.

    Из проведенных опытов сделали вывод об небольшой засоленности почвы.

    Опыт № 3 «Обнаружение тяжелых металлов в почве».

    А) Обнаружение ионов меди: в пробирку налили на 1/4 ее высоты раствор почвы, прилили в нее 2-3 мл (избыток) раствора аммиака, перемешали содержимое пробирки. Видимых изменений не обнаружили.

    Б) Обнаружение ионов железа: в пробирку с почвенным раствором пипеткой налили 3-4 мл роданида калия. Видимых изменений не обнаружили.

    Исходя из проделанных опытов, убедились, что исследуемый образец почвы не загрязнен тяжелыми металлами.

    3. Результаты исследования.

    Таким образом, в ходе проведения ряда опытов мы выяснили:

    1. Удаленность школьного участка школы от различных источников антропогенного загрязнения благотворно влияет на сохранение плодородия его почвы.

    2. Такие физические свойства как структурность, минеральный состав, высокая водопроницаемость и хорошая аэрация почвы должны способствовать получению хорошему росту растений на пришкольном участке.

    3. Так же присутствие сульфат -ионов отрицательно влияет на рост растений на пришкольном участке.

    4. Основной проблемой почвы на учебно-опытном участке школы является недостаточное содержание органических веществ и избыточное содержание карбонат-ионов, что обуславливает слабощелочную среду почвенного раствора и снижает урожайность.

    Выявленные проблемы показали, что основной задачей является повышение содержания органических веществ в почве и уменьшение p Н почвы. Для того чтобы в почве образовывался гумус, в нее необходимо вносить всевозможные органические остатки. Но очень часто использование органических удобрений сопряжено с большими финансовыми затратами. Поэтому мы предложили методы повышения плодородия почвы на пришкольном участке без особых материальных усилий. Внесение органических отходы. Лучше всего компостировать органические отходы прямо на грядке или на дорожках. В этом случае обеспечивается максимальное восстановление плодородия почвы при минимальных трудозатратах. Лучше всего иметь 2-3 компостные кучи. В одну органические остатки вносятся, в другой они уже перегнивают, в третьей компост уже готов и вносится на грядки.

    Для компостирования применяются следующие органические остатки:
    1. Домашний мусор органического происхождения.
    2. Свежий навоз и птичий помет.
    3. Древесная зола.

    И, наконец, для нейтрализации кислотности почвы рекомендуется вносить в почву древесную золу. Так как большинство огородных растений и полезных почвенных микроорганизмов хорошо развиваются при кислотности почвы ph=6,5-7,0 - слабокислой или нейтральной реакции почвы.

    5. ПОСЕВ СЕМЯН НА РАССАДУ

    Рассадный способ выращивания растений позволяет получить более раннее цветение. Необходимые инструменты:

    Совок

    Емкость для посева

    Стекло или полиэтиленовая пленка

    Ингредиенты:

    Земляная смесь

    Семена цветов

    Вода

    Глубина посева семян определяется их размером. Основное правило - семенам нужно создать условия для более легкого прорастания. Например, чем мельче семена, тем меньшая глубина заделки им нужна, чем тяжелее почва, тем ближе к поверхности надо их заделывать, чем суше почва, тем больше глубина посева и так далее.

    ПЕРВЫЕ ВСХОДЫ

    Первые всходы астры появились уже через неделю, а вот георгины ещё долгое время были накрыты полиэтиленовой плёнкой и всходы были редкие, одиночные. Мы регулярно ухаживали за нашими всходами, аккуратно поливали ростки, используя распылитель.

    6. ПИКИРОВКА РАССАДЫ

    Наши ростки астры дружно подтянулись и им стало тесно. Необходима пикировка! Что же такое «пикировка»?

    Пикировка представляет собой рассаживание сеянцев с целью обеспечения большей площади их питания. Распикированные растения будут лучше и быстрее развиваться. Поэтому пикировка очень важна для их жизни.

    Пикировка рассады определяет дальнейший рост саженца, поэтому должна выполняться правильно: сеянцы перед пикировкой нужно обильно полить - это облегчит извлечение растений из земли и предохранит корни от механических повреждений. Специальным колышком (пикой) подготовленном субстрате делают углубление, куда опускают корень и часть стебля (до семядольных листиков) сеянца. При этом следят, чтобы корешки не загибались. Для их лучшего ветвления, центральный корень саженца можно прищипнуть на 1/3 (это сделает растение более сильным и выносливым). Держать растение при пикировки нужно не за хрупкий стебель, а за семядольные листочки. Углубление засыпают землей, качество пикировки проверяют легким потягиванием сеянца вверх за семядольные листики. Травмирование растений при пикировке приводит к задержке роста рассады. Во время пикировки выбраковывают больные и искривленные растения. Следует помнить, что пикировка задерживает развитие любой культуры на 5-7 дней.

    Завершается пикировка поливом пересаженных растений из мелкой лейки или обильным опрыскиванием. Критический период длится 3-4 дня. В это время нужно поддерживать температуру 23-25 0 С, держать растения в условиях рассеянного света и беречь от ветра и сквозняков.

    НАША РАССАДА

    Продолжая ухаживать за рассадой, мы поливали её и рыхлили, вели дневники наблюдений за цветами. С каждым днём рассада подтягивалась, мы меняли ящики местами, поворачивали то одной стороной, то другой к свету. Астр было много, а вот георгин – лишь единичные растения.

    7. Посадка рассады и посев семян цветочных растений в отрытый грунт.

    В середине апреля окрепшая и здоровая рассада была высажена в открытый грунт, также был произведен посев семян цветочно-декоративных растений.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Первоначальная работа по составления дизайна, по подбору семенного материала, исследования почвы, посеву и высаживания семенного материала и рассады цветочных растений завершена.

    Следующий этап проектной работы включает в себя планирование и организацию ухода за цветочной клумбой в летний период времени.

    Список литературы.

      Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9-11 кл.: Школьный практикум. – М.: Центр ВЛАДОС, 2001

      Методы контроля качества почвы: Учебно-методическое пособие для ВУЗов. – Воронеж, 2007

      Н. Г. Федорец, М. В. Медведева Методика исследования почв урбанизированных территорий (учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов эколого-биологических специальностей). - Петрозаводск, 2009

      http://ru.wikipedia.org

      3. А2 - горизонт вымывания; он мало плодороден и имеет светлый оттенок из-за интенсивного вымывания частиц гумуса – 17-20 см;

      4.А3-горизонт вымывания. В него вымываются и накапливаются вещества из вышележащих горизонтов.


      Приложение 2.

      Таблица № 1 . Исследования физических свойств почвы.

      Приложение 3.

      Таблица №2. Результаты исследования химических свойств почвы.

      Приложение 4.

      Таблица №3. Выводы по результатам исследования.

      1.Удаленность учебно-опытного участка от различных источников антропогенного загрязнения.

      2. Структурность почвы, наличие крупных пор.

      3. Высокая водопроницаемость.

      4. Хорошая аэрация

      5. Минеральный состав

      6. Отсутствие ионов тяжелых металлов и засоленности почвы

      1. Недостаточное содержание органических веществ

      2. Слабая выраженность гумусового слоя

      3. Избыточное содержание карбонат-ионов и сульфат -ионов.

      4. Слабощелочная среда почвенного раствора

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://allbest.ru

    Озеленение и благоустройство территории СОШ №1 имени Петра Бадмаева

    Введение

    территория озеленение благоустройство

    Экологически чистая полноценная внешняя среда наряду с другими факторами является важной предпосылкой сохранения и укрепления здоровья людей. Подавляющее большинство школ располагается в городах и селах, и лишь небольшая их часть функционирует за пределами населенных пунктов. Непременным экологическим требованием является расположение детских учреждений на достаточном удалении от предприятий, шоссейных дорог, и т.д., однако оно не всегда выполняется. Поэтому исключительное значение приобретает благоустройство и озеленение пришкольной территории.

    Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи.

    Школьный двор - это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.

    Проблема благоустройства школьной территории стала актуальной с первых лет ее существования. На территории школьного двора разбиты клумбы, высажены деревья, есть спортивные площадки. По мере роста и развития школы эта проблема остаётся актуальной для нас и в настоящее время, что способствует формированию у учащихся экологического мышления, формирования чувства ответственности за свою школу и желании изменить облик школы еще к лучшему. В школе дети проводят большую часть своего времени, поэтому благоустройство и озеленение просто необходимо. Благоустройство играет важную роль, ведь если правильно расположить объекты ландшафта, разбить территорию на зоны, которые будут функционально взаимодействовать друг с другом, это сделает удобным для использования территории, что позволит детям развиваться в благоприятной среде, учится и отдыхать.

    В своих работах такие авторы, как В.В. Таболин, В.С. Занадворов, А.В. Занадворова, В.Б. Зотов, Ю.Л. Хотунцев рассматривали проблемы управления озеленением и благоустройства. Деятельность в сфере благоустройства и озеленения на федеральном уровне регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации от 10 января 2005 года №190-ФЗ, который нормирует отношения в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения. Кодексом разграничены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, в том числе благоустройстве территории населенных мест. Благоустройство и озеленение населенных мест - это комплекс работ по созданию и использованию зеленых насаждений в населенных пунктах. В градостроительстве благоустройство и озеленение является составной частью общего комплекса мероприятий по планировке, застройке населенных мест. Оно имеет огромное значение в жизни человека, оказывает огромное влияние на окружающую среду. Целью данной работы является разработка проекта озеленения и благоустройства территории СОШ №1 имени Петра Бадмаева, расположенной по адресу ул. Калинина 9.

    1. Охарактеризовать территорию СОШ №1 имени Петра Бадмаева

    2. Разработать проектные предложения по совершенствованию благоустройства и озеленения СОШ №1 имени Петра Бадмаева;

    4. Предложить план благоустройства территории.

    Предмет исследования: территория СОШ №1 имени Петра Бадмаева

    Раздел 1.Обзор источников

    Вопросы благоустройства земли, облагораживания природы особенно актуальны для России, ибо так сложилось, что многое запущено и заброшено на родных просторах, в городах, и особенно, в сельской местности. Вместе с тем с тем в последние годы заметны и понятны все большая тяга россиян к природе, прекрасным ее местам, желание создать чудесный мир живой природы в своих поселениях, усадьбах, домах.

    Благоустройство населённых мест охватывает часть вопросов, объединяемых понятием «градостроительство», и характеризует, прежде всего, уровень инженерного оборудования территории населённых мест, санитарно-гигиеническое состояние их воздушных бассейнов, водоёмов и почвы. Благоустройство территории муниципального образования представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни, трудовой деятельности и досуга населения в границах муниципального образования и осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

    Организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования регулируется в основном муниципальными правовыми актами, которые принимаются в соответствии с градостроительным и жилищным законодательством, требованиями СНиП и иными федеральными и региональными актами. К числу актов, которые, как правило, должны приниматься органами местного самоуправления, относятся:

    Правила благоустройства и озеленения территории муниципального образования;

    Правила землепользования и застройки в муниципальном образовании;

    Положения о регулировании градостроительной деятельности на территории муниципального образовании;

    Положение о паспорте наружной отделки фасадов зданий и сооружений;

    Положение о порядке установки, сдачи в эксплуатацию, учета, замены и сноса временных сооружений на территории муниципального образования;

    Паспорта благоустройства прилегающей территории и др.

    Требования к размещению и функциональному составу участка территории. Здания общеобразовательных учреждений следует размещать на обособленных участках территории с учетом перспективного развития жилого района и санитарно-защитных зон существующих и проектируемых объектов. На всех этапах проектирования зданий общеобразовательных учреждений необходимо проведение расчетов ожидаемых уровней шума от автотранспорта и других источников шума. В случае необходимости должны быть разработаны мероприятия по защите от повышенных уровней шума с обязательными расчетами по эффективности.

    На участках территории общеобразовательных учреждений следует предусматривать деление на следующие функциональные части:

    Физкультурно-спортивную,

    Учебно-опытную,

    Отдыха и хозяйственную.

    Участки территории общеобразовательных учреждений должны иметь ограждение по всему периметру, высотой не менее 1,5 м и иметь предохранительные устройства, препятствующие выбеганию учащихся на проезжую часть улицы со стороны входа в здание. Вдоль ограждения следует предусматривать полосу зеленых насаждений с посадкой деревьев и кустарников.

    Зеленые насаждения вдоль пришкольного участка защищают не только от химического загрязнения, но и снижают шум от движущихся автомобилей, что конечно положительно влияет на учебном процессе.

    Зелёные насаждения уменьшают концентрацию вредных частиц в воздухе в 4 раза, снижают скорость ветра в 5 раз, уменьшают концентрацию газов от машин до 15% в единице объёма воздуха, то есть делают воздух более приемлемым для дыхания. Также они очищают воздух от пыли, вредных газов, радиоактивных веществ, увлажняют его, немного понижая его температуру летом и повышая зимой. Они дают кислород и углекислый газ, являются шумопоглотителями. Кроме того, растения выделяют летучие вещества -фитонциды, обладающие бактерицидным действием и благотворно влияют на тонус человека. Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько же кислорода, сколько необходимо его для дыхания трёх человек.

    Обычный лиственный покров летом и пусть даже небольшой слой снега на ветвях деревьев и кустарников зимой - хорошая защита от уличного шума. Плотные посадки кустарников снижают шум на 10-12 децибел.

    Разные породы деревьев отличаются интенсивностью поглощения из воздуха тех или иных веществ. Считается, что наилучшие поглотители угарного газа- ольха, осина, клён, ел, берёза. Поглотители свинца: каштан конский, липа. А такое растение, как сирень, обладает устойчивостью к загрязнениям.

    Благоустроенная пришкольная территория будет являться площадкой для реализации программы экологического воспитания и образования. В результате работы над проектом будет создан единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы. Школьный участок станет местом, где каждый будет чувствовать себя комфортно, будет иметь широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретёт жизненный опыт.

    Раздел 2. Характеристика объекта

    2.1 Особенности местоположения объекта

    Средняя общеобразовательная школа № 1 находится в Дульдургинском районе с. Таптанай на улице Калинина 54а. Она начала функционировать в 1909 году. За прошедшие годы микрорайон школы увеличился по площади втрое и количество учащихся возросло. Поэтому возникла необходимость заново благоустроить и озеленить территорию школы.

    Вход в здание находится по улице Калинина. По этой улице проходит трасса Дульдурга-Агинское. Расстояние от проезжей части дороги до школьного забора - 8 метров. Территория школы ограждена металлическим забором высотой примерно 1,5м.

    2.2 Объекты, расположенные на территории школы

    Территория школы делятся на спортивную зону, хозяйственную зону, зона отдыха.

    Объекты, расположенные на территории: основное строение -здание школы, гараж, котельная, памятник героям ВОВ, турники, полоса препятствий, качели, различных видов деревьев.

    Раздел 3. Проектные предложения

    Данная курсовая работа направлена на благоустройство и озеленение территории школы. Необходимо посадить деревья, кустарники и декоративные растения, создать садово-парковые дорожки, установить декоративные гидротехнические сооружения, малые архитектурные формы, а также посадить газон.

    Планировка территории участка будет включать в себя строительство дорожек, посадку деревьев и цветников, размещение инженерных систем и оборудования.

    3.1 Инженерная подготовка территории

    Подготовка территории объекта включает в себя следующие виды работ:

    · освобождение территории от мусора, отходов химических производств, остатков фундаментов, образовавшихся при разработке старых стен и фундаментов, подземных сооружений, засыпка ям, углублений, удаление камней, строительного мусора;

    · создание опорной геодезической сети, позволяющей находить необходимые отметки рельефа на всех стадиях строительства объекта;

    · организация рельефа - вертикальная планировка по проектным отметкам в зависимости от конкретных условий;

    · защита территорий от подтопления, укрепления склонов и берегов водоемов и оврагов;

    · прокладка подземных коммуникаций - устройство дренажа, водопровода, ливневой канализации, электроосвещения, телефонного кабеля;

    · удаление сухих, отмирающих, зараженных вредителями и болезнями деревьев и кустарников, очистка территории от веток, листвы, порубочных остатков древесины, а также от мелкого бытового мусора, камней, стекла и т.д;

    · защита ценных древесных растений с помощью специальных приспособлений, проведение мероприятий по уходу за ценными растениями - обрезка ветвей и побегов, подкормка;

    · выявление участков с ценным травянистым покровом, снятие дернового покрова, перемещение и складирование его на специально отведенные места для дальнейшего использования при озеленении и благоустройстве территории;

    · выявление участков с плодородной почвой, снятие верхнего слоя такой почвы и перемещение его на специально выделенные участки, складирование в бурты для дальнейшей подготовки растительной земли для ведения озеленительных работ на объекте;

    · обеспечение объекта растительной землей для произрастания насаждений непосредственно на объектах, если имеется верхний малоплодородный слой почвы, требующий улучшения физических и биохимических свойств, или подготовка растительной земли на специальных полигонах с последующим завозом ее на объекты в необходимом по расчету объеме.

    3.2 Обоснование необходимости благоустройства

    Для села со сложными климатическими и экономическими условиями наряду с наличием мест приложения труда и благоустроенного жилья важно и создание необходимых условий комфортного окружения, обеспечение условий для отдыха населения. Поэтому возникает острая необходимость планировать и заниматься благоустройством общественных территорий.

    Зеленые насаждения имеют немаловажное значение в очищении сельского воздуха от пыли и газов. Растительность обладает большим разнообразием форм, цвета и фактуры. Деревья очищают воздух, кустарники, цветники и газоны придают школьной территории приятный внешний вид.

    Наверняка, многим известен тот факт, что зеленый цвет способствует отдыху и расслаблению. Именно поэтому нам так хорошо и комфортно на природе, где этот цвет доминирующий.

    Разнообразные скульптуры и прекрасные пейзажи оставят хорошие и запоминающиеся впечатления у жителей села.

    3.3 Описание проектируемых растений

    При проектировании системы озеленения территории ни в коем случае нельзя забывать и о биологических особенностях растений, важнейшей из которых является строение корневой системы.

    Так, например, ель, имеющую поверхностную корневую систему, нельзя высаживать в приствольном круге, окруженном мощением: по мере роста и развития растения его корневая система также будет развиваться и со временем выйдет за пределы приствольного круга, что приведет сначала к взламыванию мощения, а затем к гибели растения.

    При формировании смешанных (многовидовых) групп деревьев и кустарников важно также знать и учитывать механические, физиологические, биофизические и биохимические факторы, влияющие на взаимодействие между растениями. Так, сосна обыкновенная, посаженная на расстоянии 2 м от березы бородавчатой, сильно страдает от схлестывания ее листьями и различных веществ, выделяемых ею, а на расстоянии 5-6 м друг от друга эти деревья хорошо произрастают.

    Деревья и кустарники - одна из основных составляющих традиционного сада. Цветники, дорожки, альпинарии образуют нижний уровень сада, в то время как деревья и крупные кустарники создают объем саду, придают естественный уют местам отдыха, защищают от ветра и летнего зноя. Именно деревья и кустарники определяют форму, окраску, запах сада, именно вечнозеленые деревья придают декоративность саду поздней осенью и зимой, когда все прочие растения отцвели и опали, а цветники скрыты снегом.

    Лиственные растения декоративны, в основном, в летний период. Они даже более разнообразны, чем хвойные, так как, помимо различной окраски листьев и формы кроны, они могут красиво цвести, душисто пахнуть (береза, рябина, сирень).

    В цветниках будут посажены ландыши, астры, тюльпаны, гвоздики, ирис, гладиолусы, розы, нарцисс и хризантемы. А на беседке будут висеть висячие растения. Почвопокровные растения могут закрыть пустующие участки в цветнике.

    Будет выполняться вертикальное озеленение с использованием вьющихся растений, лиан или стриженых деревьев, широко применяемый в ландшафтном дизайне. Цель вертикального озеленения в короткий срок в условиях недостатка территории получить большую зеленую площадь, а также оформить, украсить беседки, создание зеленых стен для изоляции отдельных участков друг от друга.

    На всей выбранной территории стелется обыкновенный (простой) газон. Потому, что он может занимать большие пространства и оборудуется на любой стороне - солнечной или теневой

    Отличается от партерного качеством обработки почвы, толщиной растительного слоя и меньшими затратами.

    Раздел 4. Сметная часть

    Для принятия решения о реализации проекта необходим расчет и оценка экономического эффекта - прибыли, которую получит собственник в связи с реализацией проекта. В данном проекте прибыли от реализации, собственник получать не будет, так как объект, используется исключительно для отдыха населения и эстетического восприятия. В этом разделе рассматривается затраты на его реализацию.

    Документами, позволяющими решить организационные и финансовые вопросы объекта проектирования, является проектно-сметная стоимость, которая включает ценовые показатели, характеризующие все виды работ на территории.

    В строительстве всегда важна четкая отчетность, сметная документация. Составление сметной документации включает в себя работу по расчету сметы, выбора формы сметы, а также использование и знание нормативных баз, индексов и коэффициентов.

    Сметные расчеты обычно находятся на пересечении интересов Заказчика (Плательщика) и Подрядчика (Исполнителя) за исключением, может быть, случая, когда Заказчик и Подрядчик совмещаются в одном лице. Соответственно, экономический интерес Заказчика состоит в минимизации сметной стоимости (итога сметы), а Подрядчика, наоборот, в максимально возможном увеличении этой стоимости.

    Сметы составляются профессиональными специалистами-сметчиками, которые должны хорошо разбираться в технологии работ, для которых составляется смета.

    Сметная часть

    Наименование

    Единица измерения

    Стоимость (руб.)

    Количество единиц

    Итоговая сумма (руб.)

    Проектные работы

    Очистка от мусора

    Организация работ

    Тротуарная плитка

    Посадка деревьев:

    Устройство площадки:

    Песочница

    Создание цветников:

    бархатцы

    васильки

    анютины глазки

    Система освещения:

    Светильник

    Малые архитектурные формы

    Скамейки

    Для устройства объекта проектирования использованы более дешёвые материалы. Исходя из данных таблицы, для реализации объекта необходимо затратить примерно 857088 тыс. руб. Результаты данных расчётов относительны, так как во многом зависят от цен поставщика товаров и услуг, от суммы оплаты работ подрядных организаций и от многих других факторов.

    Заключение

    Для всех развитых стран мира экологическая ситуация, является предметом особого внимания официальных властей всех уровней, политических партий и общественных движений, средств массовой информации и широких слоев населения.

    Под благоустройством следует понимать комплекс мероприятий, направленных на обеспечение и улучшение санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, повышения комфортности условий проживания для жителей муниципального образования, поддержание единого архитектурного облика населенных пунктов муниципального образования.

    Благоустройство территории школы представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни, трудовой деятельности и досуга школьников, работников, посетителей.

    Таким образом, благоустройство территории муниципального образования объединяет комплекс мероприятий способствующих улучшению жизнедеятельности и хозяйствования на территории муниципального образования, включающих в себя мероприятия по инженерному благоустройству (инженерной подготовке и инженерному оборудованию, искусственному освещению), социально-бытовому благоустройству (совершенствованию системы социально-бытового обслуживания населения), по внешнему благоустройству (озеленению, организации движения транспорта и пешеходов, оснащению территории малыми архитектурными формами и элементами благоустройства) и мероприятий по благоустройству, связанных с оздоровлением окружающей среды, улучшением санитарно-гигиенических условий территорий жилой застройки, обеспечивающие экологическое благоустройство территории. Работ по благоустройству территории включают в себя уборку территории; содержание элементов внешнего благоустройства; озеленение территории муниципального образования; содержание и эксплуатация дорог; освещение населенных пунктов муниципального образования.

    Под озеленением понимается комплексный процесс, связанный с непосредственной посадкой деревьев, кустарников, цветов, созданием травянистых газонов, и с проведением работ по различным видам инженерной подготовки и благоустройству озелененных территорий.

    Список источников

    1. Строительные нормы и правила II-Л.4-62, пункт 2.4;

    2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

    3. Благоустройство жилых зон городских территории. Казнов С.Д., Казнов С.С. - Изд-во: М.: Изд-во АСВ, 2009. - 220с.

    4. Озеленение населенных мест. Градостроительные основы; В.С. Теодоронский; Г.П. Жеребцова., - Изд-во: М. - «Академия». 2010. - 360с.

    5. Садово-парковое строительство. В.С. Теодоронский, - М.: ГОУ ВПО МГУ, 2003 - 336с.

    6. Боговая, И.О. Озеленение населённых мест. [Текст]: учебник для вузов / И.О. Боговая, В.С. Теодоронский - М.: Агропромиздат, 1990. - 280с.

    7. Теодоронский B. C. "Садово-парковое строительство": учебник для вузов. - М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2003.

    8. Лепкович И. П "Ландшафтное искусство - СПГ: Издательство "Диля", 2004.

    9. Проценко Л.В. Дизайн вашего сада: пер с нем. - М.: Мой мир, 2008.

    10. Крижановская Н. Я "Основы ландшафтного дизайна" - Ростов Н\Д: Феникс, 2005.

    11. Рубцов Л.И. - Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре. - М, 2000.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Теоретико-методологические основы благоустройства и озеленения территории муниципального образования. Внешнее, социально-бытовое, инженерное, а также экологическое благоустройство жилых территорий. Основные направления благоустройства города Нижнекамска.

      дипломная работа , добавлен 08.12.2010

      Теоретические и методические основы организации и благоустройства территории. Озеленение учреждений здравоохранения, благоустройство. Описание территории МУЗ "Городская поликлиника №1". Локальная смета на реконструкцию и создание зеленых насаждений.

      курсовая работа , добавлен 28.10.2014

      Задачи и состав мероприятий по благоустройству территории муниципального образования. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности и путей развития муниципального округа Автово. Сведения о проекте комплексного благоустройства. Расчет затрат по проекту.

      дипломная работа , добавлен 12.03.2013

      Градообразующие факторы Смоленска, оценка его экологического состояния, озеленения и благоустройства. Архитектурная ценность, физический и моральный износ зданий. Оценка степени комфортности, перспектив развития и градостроительной ценности территории.

      курсовая работа , добавлен 26.02.2012

      Анализ территории реконструируемого микрорайона. Выделение опорного и определение нового жилого фонда. Проект застройки свободной территории микрорайона жилыми зданиями. Расчет элементов благоустройства. Описание систем благоустройств и озеленения.

      курсовая работа , добавлен 14.05.2012

      Основные нормативы благоустройства территории детских садов-яслей для жилого района. Ориентировочная плотность размещения растений на озеленяемой территории. Классификация участков в соответствии с функционально-планировочной организацией территории.

      реферат , добавлен 06.12.2011

      Развитие городских систем озеленения на разных этапах градостроительства. Технологические, экономические и правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере благоустройства. Приемы эффективного озеленения муниципальных образований.

      дипломная работа , добавлен 11.04.2012

      Благоустройство и озеленение как важнейшая сфера деятельности муниципального хозяйства. Характеристика Генерального плана города. Состав мероприятий по улучшению архитектуры и санитарно-гигиенических условий муниципальных территорий российских городов.

      курсовая работа , добавлен 12.03.2015

      Необходимость развития оптимально сформированной системы благоустройства и озеленения. Анализ планировочного и композиционного решения, оценка существующей растительности городского парка. Подбор ассортимента растений и рекомендации по уходу за ними.

      курсовая работа , добавлен 02.02.2014

      Природно-климатические условия, экологическая ситуация и система озеленения населенного пункта. Анализ территории (рекреационная нагрузка загрязнение атмосферы, шум и вибрация). Архитектурно-планировочные решения. Обоснование выбора ассортимента растений.

    ПРОЕКТ

    озеленения и благоустройства школьной территории

    Моя малая родина

    За последние несколько лет в нашей стране развернулась деятельность по созданию и реализации всевозможных социальных проектов. Занимаются этим не только органы власти, а также общественные организации и частные лица.

    Одним из таких проектов является благоустройство школьной территории «Моя малая родина», созданный в нашей школе самими учениками и их учителями. Творческий подход к идее - наиболее важный аспект в таком проекте, поэтому при его создании учащиеся и учителя проявили всю свою выдумку, фантазию и оригинальность мышления. Работа по такому проекту коснулась не только самого школьного здания, но и прилегающей к нему территории (спортивной площадки, школьного двора, дорожек, школьных клумб). В процессе работы над проектом мы поняли, что благоустройство школьной территории необходимо как для создания привлекательного внешнего вида, так и для поддержания репутации образовательного учреждения.

    Основная цель проекта благоустройства нашей школьной территории – это разделение участка на определенные зоны и создание определенных границ. Визуально это стало заметно, потому что мы придали им очертания с помощью дизайнерских решений. Например, школьную пристройку и учебно-опытный участок мы разделили с помощью дорожки из поребрика и гранотсева.

    Теперь на школьном дворе много лавочек, его территорию украшают красивые клумбы. А на одной из зон расположилась экологическая тропа с множеством видов лекарственных растений.

    Спортивная площадка – это важная часть школьной территории, где ученики проводят много времени. Поэтому компактное размещение на ней всех объектов (беговых дорожек, площадок для игры в волейбол или баскетбол, шведских стенок) является очень важным и необходимым элементом в благоустройстве. В планах реализации данного проекта нам предстоит благоустроить спортивную площадку, создать на территории школы игровые зоны, являющиеся местом отдыха и развлечения. На таких участках планируется установить беседки, горки, лабиринты.

    Профессионально выполненная работа по реализации данного проекта приведёт к тому, что школа станет современным и привлекательным учебным заведением. Уход за школьной территорией требует постоянного внимания и аккуратности, поэтому коллектив школы приложит все усилия к тому, чтобы сохранить всю красоту, которую создавали сами.

    Выбор и обоснование темы проекта

    Территория нашей школы обширна и разнопланова. Кроме здания школы, здесь расположены здание школьной газовой котельной, склад, колонка. К школе примыкает пришкольный участок. В детском саду «Тюльпан» с торца находится школьная столовая. Поэтому зонирование территории и разграничение зон, благоустройство этих зон становится особенно актуальным. Фасадная часть школы выходит на площадку.

    Акция благоустройства и озеленения традиционно проходит в школе каждый год в четыре этапа. В ней участвуют ученики 1-9 классов.

    Первый этап – февраль-март:

    *учащиеся разрабатывают проекты благоустройства школьной территории,

    озеленения и рационального использования пришкольного участка;

    *проводится защита ученических проектов.

    Второй этап – апрель –май:

    *подготовка посадочного материала – семян овощей и цветов;

    *выращивание рассады;

    *подготовка инвентаря;

    *весенняя обработка почвы;

    *работы по благоустройству школьной территории и прилегающей к ней площади,

    ремонт изгороди; обрезка кустарников;

    *весенние посадки (реализация проектов);

    *закладывание опытов.

    Третий этап – июнь –август:

    *уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка;

    *опытническая работа;

    *систематическая уборка урожая и его реализация.

    Четвертый этап – сентябрь-октябрь:

    *уборка урожая и его реализация; сбор семян;

    *осенняя обработка почвы;

    *осенняя посадка луковичных;

    *подведение итогов опытнической работы, подготовка отчетов;

    *Праздник урожая, выставка даров природы, цветов, поделок из природного мате-

    риала; награждение победителей.

    Цели и задачи проекта:

      создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы;

      наиболее рациональное использование школьной территории в учебном процессе и хозяйственной деятельности школы;

      улучшение экологической обстановки в школе и на прилегающей к ней территории за счет зеленых насаждений и цветов;

      воспитание трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе;

      развитие исследовательской деятельности школьников;

      развитие творческих способностей учащихся;

      формирование навыков здорового образа жизни.

    Каждый год школу подготавливают к новому учебному году. Летом 2010 года выполнено частичное благоустройство дворовой территории школы, построили беседку, частично игровую площадку.

    В 2010 – 11 уч. году планируется выделить несколько зон:

    1-я зона – игровая

    * эстетическое оформление школьного двора.
    * игровая площадка для школьников для игры в волейбол, баскетбол.

    2-я зона – цветочный уголок (двор школы);

    3-я зона – зеленая зона (торец школы у детсада «Тюльпан»);

    4-я зона – учебно-опытный (пришкольный участок).

    Эскиз №1 Игровая «Озеленение и благоустройство зоны»

    Эта площадка расположена с центрального входа в школу. По периметру площадки выбракованы и спилены старые деревья и кустарники.

    В 2010 году, здесь планируется:

    1.Обустройство игровой зоны: спортивной площадки и игровой площадки.

    (Установка баскетбольных щитов, футбольных ворот, стоек для волейбольной сетки, покраска забора, разграничивающую игровую зону от учебно-опытного участка.)

    2.Строительство малых форм: беседки, альпийской горки. 3.Посадка кустарников и деревьев по периметру школы вдоль забора (взамен выбракованных).

    Ожидаемые результаты:

    1.Улучшение экологической ситуации в школе и на прилегающих к ней территориях.

    2.Появится возможность проведения уроков физкультуры на собственной спортивной площадке.

    3.Будут созданы условия учащимся для проведения игр и отдыха.

    Для осуществления данной части проекта потребуется посадочный материал:

    деревья: клены (ясени, липы) – 10 штук;

    декоративные кустарники: спирея японская или каменолистная, чубушник, снежноягодник (шиповник) – 50 шт.



    Дизайнерское решение по оформлению беседки
    .
    Беседка – романтическое место для отдыха на участке. Царящая в ней атмосфера может удивительным образом преображаться. В кругу друзей здесь весело и шумно. В уединении, с книгой, - тихо и спокойно. Беседка – одно из самых популярных строений на участке. В ней приятно укрываться от солнца в знойный день, прятаться от дождя, наслаждаться особым, лирическим настроением природы. Беседка – место для игр детей. А на нашем школьном участке есть место, где можно установить беседку. Так было предложено несколько решений, а мы выбрали самый оптимальный, не дорогостоящий проект. «Зеленая» беседка, сплетенная из стволов ивы. Из беседки откроется красивая панорама, и сама она будет смотреться выигрышно, будет притягивать внимание.



    Беседка становится основным декоративным и наиболее функциональным элементом на участке.


    Покраска забора.

    Эскиз №2 Цветочный уголок «Благоустройство зоны »

    Дворовая часть школьной территории имеет площадь более 100 кв.м. Для создания уюта, улучшения экологической обстановки в школе здесь по периметру задней части здания будут устроены зоны с однолетними и многолетними яркими цветами.

    Ожидаемые результаты:

    1.Улучшится санитарно-гигиеническая обстановка в школе и на прилегающей территории. Улучшится эстетический вид школьного двора.

    2.Появится возможность проведения занятий по изучению фауны и флоры на уроках биологии.

    Для выполнения этой части проекта потребуется посадочный и посевной материал:

    анютины глазки (виола)- 4 пакета;

    хоста- 1 пакет;

    астра (низкорослые сорта «Малышка», «Карликовая Королевская») – 5 пакетов;

    бархатцы (низкорослые махровые и немахровые сорта) – 5 пакетов;

    гвоздика китайская, гвоздика турецкая – 2 пакета;

    календула (низкорослые сорта) – 4 пакета;

    настурция – 5 пакетов;

    первоцвет (примула) – 2 пакета.


    Эскиз №3 «Озеленение и благоустройство – зеленой зоны»

    Зеленая зона у торца школы - место отдыха и игр ребят не только нашей школы, но и близлежащих улиц. Тополя у школы со стороны дет-сада «Тюлпан» посажены много лет назад, потеряли свой эстетический вид, утратили привлекательность, они затеняют окна школы, в результате чего нарушается световой режим в классах. Поэтому часть их мы вырубили, а на их месте весной и осенью 2010-11 годх планируем посадить декоративные кустарники. Откроется вид на здание школы, улучшится санитарно-гигиеническая обстановка в классных комнатах.

    Ожидаемые результаты выполнения проекта:

    1.Создание наиболее благоприятных санитарно-гигиенических условий для обучения, игр и отдыха детей.

    2.Улучшение эстетического вида территории школы.

    3.Использование кустарников и деревьев зеленой зоны в качестве наглядного материала для изучения флоры родного края.

    4.Устранение очага повышенной опасности для жизни и здоровья учащихся.

    Для реализации проекта необходимы:

    деревья декоративные:

    липы, клены – 15 штук;

    хвойные(сосна, лиственница) –5 штук;

    кустарники декоративные:

    снежноягодник- 20 штук;

    спирея – 20 штук;

    шиповник – 10 штук;

    чубушник – 5 штук.

    Эскиз №4 «Озеленение и благоустройство зоны – пришкольного участка»

    Школьный учебно-опытный участок является материальной базой обучения биологии. Он дает возможность устанавливать связь теории с практикой и предназначен для проведения теоретических и практиических занятий, организации общественно-полезного и производительного труда, опытнической, природоохранной работы, экологического воспитания учащихся.

    Учебно-опытный участок школы площадью 19 соток представляет собой учасьток открытого грунта, разделенный на восемь секторов. Каждый сектор соответствует определенному отделу: полевой, коллекционный, цветочно-декоративный, плодово-ягодный, овощной, систематический, дендрарий и отдел начальной школы.

    Планируем посадить дополнительные плодовые деревья и кустарники, разбить новые цветники и клумбы.

    В 2010-11 году планируется:

    1. Ремонт изгороди.

    2.Освоение заброшенных и не используемых ранее земель.

    3.Перепланировка участка.

    4.Создание небольшого производственного отдела по выращиванию овощей для школьной столовой.

    5.Посадка дополнительно деревьев и кустарников в дендрологическом отделе, плодовых деревьев и ягодных кустарников.

    6.Разбивка цветников, цветника-аптеки.

    Ожидаемые результаты:

    1.Появится возможность использовать большие площади для организации отделов пришкольного участка.

    2.Наиболее рациональное использование площадей участка.

    3.Улучшится экологическая обстановка и санитарно-гигиеническое состояние школьной территории.

    4.Появится возможность использования флоры как наглядного материала в учебной и внеучебной деятельности.

    5.Цветники и декоративные кустарники с ранней весны до поздней осени будут радовать глаз.

    6.Охрана здоровья и жизни учащихся.

    Для выполнения этой части проекта потребуется:

      для цветника-аптеки: шиповник – 10 шт.

    бадан –1 пак.

    девясил –1 пак.

    молодило – 5 розеток

    иссоп -2 пак.

    тысячелистник-1 пак.

      для суперцветника, миксбордеров:

    айва японская – 5 шт.

    флокс метельчатый- 2 пак.

    рудбекия – 2 пак.

    аквилегия –2 пак.

    астильба- 1 пак.

    золотарник канадский – 1 пак.

    купена – 2 пак.

    ромашка садовая – 2 пак.

    молодило – 5 розеток

    настурция – 2 пак.

    календула – 7 пак.

    бальзамин – 2 пак.

    душистый табак – 2 пак.

    маттиола – 5 пак.

    алиссум – 3 пак.

    маргаритки – 3 пак.

    ипомея - 4 пак.

    подсолнух декоративный – 2 пак.

      дендрологический отдел:

    лиственница – 5 шт.

    Городские дети мало общаются с природой, их жизнь практически никак не связана с растительным и животным миром. В большинстве своем они знают названия только самых известных деревьев и цветов: береза, дуб, ель, роза, ромашка. Это до обидного мало!

    Определить на практике виды растений, знать и уметь использовать их полезные свойства, понимать взаимосвязь растительного и животного мира, наблюдать за природой — делать это в мегаполисе почти негде. Развитие компьютеров, мультимедиа, вытеснение игр на свежем воздухе виртуальными привело к тому, что дети недополучают целый пласт знаний об окружающем мире.

    Восполнить пробелы поможет целенаправленное экологическое воспитание подрастающего поколения. Для этого недостаточно теории, нужна практическая база. Создать ее проще всего на территории детского учреждения. Это значит — когда ведется озеленение школьной территории, нужно учитывать, что помимо декоративной, она должна выполнять учебные функции.

    Озеленение территории детского сада или школы имеет свою специфику. Там, где находятся дети нельзя использовать ядовитые, а также выделяющие много эфирных масел растения, которые могут вызвать аллергические или кожные заболевания. Опасны шипы, колючки, несъедобные плоды. Важно, чтобы работы велись в строгом соответствии с СанПиНом.

    Участок должен быть красив зимой и летом, поэтому особое значение отводится хвойным деревьям. Пушистые елки имеют еще одно предназначение: любимое зимнее дерево можно вместе с детьми украшать к Новому году, потом водить хоровод, встречать Деда Мороза. Если дети помогали делать игрушки, то елка станет центром зимних развлечений, поводом для конкурсов (на лучшее украшение или рисунок).

    При планировании ландшафта необходимо создать чередование тенистых и солнечных участков, обеспечить «проветривание», не допуская слишком тесной посадки растений. Какие растения могут расти на территории детского учреждения? В первую очередь, это хвойные: ель, сосна, — они прекрасно смотрятся круглый год, можжевельник — отлично поддается моделированию. Хорошо чувствуют себя в городской среде неприхотливые, декоративные виды:

    • снежноягодник;
    • некоторые виды чубушника;
    • спирея;
    • сирень;
    • акация,
    • туя, можевельник.

    Одна из функций зеленых насаждений – защитная. Ряды кустарников ограждают двор от пыли прилегающих улиц и способствуют созданию спокойной обстановки. Живая изгородь одновременно станет украшением, если умело провести обрезку кустарников. Сегодня модно превращать деревья и кусты в забавных зверей, но правильно смоделировать такие фигуры и гармонично «вписать» их в пространство должен ландшафтный дизайнер.

    Все начинается с детского сада

    Еще в конце двадцатого века делались первые попытки создать экспериментальные экологические лаборатории на базе детского сада. Дети под руководством взрослых ухаживали за растениями и животными, наблюдали за ними в естественной среде. На территории делали «уголок леса», где пытались воссоздать кусочек лесного ландшафта с характерными для данного региона (эксперимент проводился в Москве) растениями.

    Самые лучшие идеи лежат «на поверхности». Дети с восторгом принимают участие в посадке огорода и радуются созданной прямо на территории «лесной полянке». Некоторые воспитатели подходят к их созданию творчески. Огород помогает изучать азбуку, если осматривая грядки запоминать буквы, на которые начинаются названия овощей. Лесная полянка, на которой весной появляются первоцветы (заботливо посаженные осенью) – повод поговорить о смене времен года.

    Продуманное озеленение детского сада необходимо для воспитания у малышей бережного отношения к природе. План озеленения детского сада разрабатывается с учетом требований законодательства и санитарных норм. Лучший результат получается, если посадка растений продумывается одновременно с проектированием и дизайном веранд, выбором оборудования для детских площадок.

    Организация пришкольного участка

    Оригинальное озеленение пришкольной территории с разбиением участка на зоны позволяет проводить некоторые уроки и практические работы по биологии, природоведению и окружающему миру прямо на открытом воздухе. Здесь на помощь школе приходят ученые. В рамках сотрудничества МГУ со школами был разработан проект озеленения школьного двора, рекомендующий выделить на «зеленой» территории зоны:

    1. Пищевые растения.
    2. Зеленая аптека.
    3. Полезные растения (обладающие свойствами, используемыми для производства красящих веществ, масел и т.д.).
    4. Растения, характерные для данной местности.
    5. Мини-водоем для водных растений.
    6. Цветники (клумбы разных размеров и форм, вазоны).
    7. Традиционные культуры, которые выращивались в данной местности раньше.
    8. Экспериментальное поле, предлагающее неограниченные возможности для проектной деятельности целых классов.

    Занятия, включающие наблюдение и уход за растениями наглядно показывают взаимосвязь человека и природы, развивают метапредметные навыки, закрепляют теоретические знания. Оформление отдельных участков – повод для проявления творческой фантазии школьников и воплощения любых идей.

    Озеленение пришкольного участка играет важную роль при делении двора на функциональные участки. Если позволяет пространство, то вход можно оформить классически – аллеей из деревьев. Спорткомплекс визуально отделается от остальной территории, «парадная» часть для проведения торжественных линеек оформляется клумбами. Их цветение должно начинаться до окончания учебы. Май – время луковичных: тюльпанов, крокусов, нарциссов, ирисов. Позаботиться об их посадке нужно осенью. Следует помнить, что трава тоже нуждается в солнце и уходе, а если обеспечить эти условия невозможно, ее лучше заменить специальным покрытием.

    К сожалению, далеко не все школьные дворы могут похвастаться, что над ними работал ландшафтный архитектор, но все чаще появляются необычные «зеленые» объекты и малые архитектурные формы, вызывающие улыбку, заставляющие детей гордиться своей школой. Получается, что озеленение школьного двора – начало воспитания не только экологической грамотности, но и любви к «малой родине», патриотизма.