01.10.2019

Где находится меловые озера в белоруссии. Меловые карьеры Беларуси: Волковыск, Солигорск, Берёза


Меловые карьеры под Волковыском за совсем короткое время стали самой популярной «дикой» достопримечательностью Беларуси. «Дикой», так как фактически карьеры сегодня являются техническим объектом, а не туристическим. Но любители «палаточного» отдыха уже давно высказали своё мнение и отказываться от лицезрения «белорусских Мальдив» из-за наличия запрещающего знака категорически отказываются.

Как только не называют меловые карьеры под Волковыском: туристическая мекка белорусов, белорусские Мальдивы, самая популярная достопримечательность Волковысского района, рай для фотографов… Уникальный ландшафт и ярко-бирюзовая вода обеспечили карьерам популярность и любовь туристов.

Сегодня меловые карьеры под Волковыском занимают площадь в 300 футбольных полей.
Чем же занимаются туристы в меловых карьерах, кроме того, что любуются потрясающими пейзажами, купаются, кушают шашлыки и поют песни под гитару у костра? Во-первых, меловые карьеры – рай для рыбаков (многие карьеры запружены рыбой), во-вторых, рай для дайверов (наконец-то им не нужно лететь к Красному морю или на Мальдивы, чтоб позаниматься своим хобби), в-третьих, рай для любителей экстрима (крутые склоны и большая глубина карьеров обеспечивают это). В последнее время и отечественные звезды эстрады облюбовали меловые карьеры для съемки клипов на свои песни (а почему и нет? На Мальдивы тратится не надо, а пейзажи не хуже!).

Как можно догадаться из названия, в карьерах под Волковыском когда-то добывали мел. Со временем использованные карьеры заполняются водой. При этом какое-то количество мела всё-таки на дне карьеров остаётся, поэтому вода и приобретает такой красивый цвет – от лазурного до ярко-бирюзового, даже изумрудного. Дополняют пейзаж высокие обрывистые берега, поросшие молодыми деревьями, и огромные валуны и куски кремния, больше похожие на метеориты. В целом создается ощущение фантастичности, нереальности, даже где-то сюрреалистичности картины под названием «Меловые карьеры под Волковыском».

Меловые карьеры фактически находятся около городского поселка Красносельское (отсюда и второе название – Меловые карьеры в Красносельском). Между прочим, мало какое место в Беларуси обладает таким большим туристическим потенциалом, как Красносельское. Ведь только за 2012 год его посетило порядка 100 000 неорганизованных туристов! А ведь меловые карьеры – не единственная достопримечательность Красносельского. Из уроков истории каждому знакомо название поселка Красноселськое. Ведь именно здесь находятся самые старые в Беларуси кремниевые шахты, где первобытные люди около пяти тысяч лет назад добывали ценную породу для производства орудий труда. Правда, сегодня уникальные шахты-колодцы законсервированы. А проект по открытию музея уже не один год пылится на полках. Точно так же пока только мечтой остаётся идея о строительстве вокруг меловых карьеров кемпинга, открытии точек питания, создании оборудованных стоянок и пляжей, об организации проката палаток, о включении меловых карьеров в туристические маршруты. Ведь именно такие достопримечательности, как меловые карьеры в Красносельском, способны приносить приличный доход.

сайт побывал на меловых карьерах под Волковыском в 2014 году. Смотрите наши красочные репортажи «С места в карьер» и ищите ответы на интересующие вопросы:

Расстояние от Минска до места назначение примерно 260 километров. Здесь есть два варианта как проехать туда – по трассе Брест-Москва (т.н. «Олимпийка»), и по трассе Минск-Гродно. Второй вариант мы отмели сразу, так как, во-первых, здесь практически все время узкая дорога (двухполосная), во вторых мы ездили по ней миллион раз, и поэтому особого интереса у нас этот маршрут не вызывал.

Что касается «Олимпийки» - то это автомагистраль, на всей протяженности которой встречные потоки разделены металлическим ограждениям. Здесь в каждом направлении имеется по две полосы движения. А максимальная разрешенная скорость движения для легковых авто составляет 120 км/ч.

Дорога находится в отличнейшем состоянии, и ехать по ней – одно удовольствие. Единственное, что практически на всем пути следования не встречаются населенные пункты (но ведь автомагистраль – есть автомагистраль, и она проходит в стороне от поселений).

По этой дороге мы проехали чуть дальше Баранович (довольно большой город по меркам РБ – один из первых по величине после столицы и областных центров). После Баранович нужно свернуть с «Олимпийки» направо – в сторону Слонима (указатель там имеется). И обогнув этот город, отправиться в сторону н.п. Зельва и Волковыска. Не доезжая пару километров до Волковыска, мы свернули на н.п. Красносельск. Здесь то и расположены эти самые карьеры.

Меловые карьеры принадлежат ОАО «Красносельскстройматериалы», которое занимается производством цемента и прочих строительных материалов. При въезде в город и подъезде к этому комбинату перед нами открылась следующая картина: по дороге без устали снуют груженные мелом МАЗы и БЕЛАЗы. При этом дорога, обочины и придорожные постройки покрыты толстым слоем белой пыли. Создается такое ощущение, как будто здесь все покрыто снегом – зима посреди лета.

При подъезде к самим карьерам мы обнаружили множество машин, расставленных вдоль дороги, по полю, в различных поездах, в общем, где попало. Причем, судя по номерам, люди едут сюда из всех областей Беларуси. Очень много автомобилей с российскими номерами.

Сразу стоит сказать, что карьеры являются технологической территорией ОАО «Красносельскстройматериалы». И на некоторых из них и теперь ведутся работы. Поэтому посещение этих объектов посторонними запрещено (о чем гласят расставленные там таблички). Но с такой массой народа просто так не справишься, поэтому представители вынуждены смотреть на туристов сквозь пальцы.

Стоит отметить, что все стремятся проехать на авто прямо к берегу какого-нибудь из карьеров. Работники предприятия активно с этим борются, регулярно закапывая проделанные машинами «козьи тропы». Но они появляются снова и снова (спасибо посетителям на внедорожниках). Вот и нам удалось найти такую дорожку и подъехать прямо к одному из карьеров (правда, при съезде с дороги авто повис на «пузе», но немного погазовав, выгребся-таки).


Возле карьеров, честно сказать, место для разбивки лагеря найти сложновато. Во-первых, здесь просто огромное количество машин, которым также, как и мне удается пробраться прямо к берегу. Во-вторых, берега в буквальном смысле замусорены. Здесь просто неимоверное количество мусора, оставленного туристами, которые не могут после отдыха просто тупо закинуть его себе в багажник и вывезти, а бросают где попало. Этот момент очень раздражает – сложно найти место, где бы не было куч с мусором.

Углубившись в лес, расположившийся меду двумя большими неиспользуемыми уже карьерами, мы все-таки нашли подходящее местечко, установили палатку (так как ехали с ночевкой), и пошли изучать близлежащие карьеры.

Да, действительно, то, что мы видели на картинках, не было обманом зрения. Перед нами открылась гладь яркой бирюзовой воды и множество людей, загорающих на берегу, и купающихся в карьерах. Стоит отметить, что глубина здесь немаленькая. Берега обрывистые. Стоит отойти на пару метров от берега, и дна не нащупаешь, даже нырнув «с руками». Кстати, говорят, что в одном из карьеров когда-то затонул экскаватор (но не обычный, а большой – горный, которые используются на выработках). И если повезет, то в хорошую погоду можно увидеть его очертания с берега где-то там, в глубине.

Переночевав в палатке, утром мы отправились на «экскурсию» по всем карьерам. Нам удалось обойти 5. И каждый из них по-своему уникален. Где-то вода не бирюзовая, а зеленая, где-то очень удобные берега для купания и т.д. В общем, посмотреть там есть чего.

Возвращаясь обратно при выезде на дорогу, мы обнаружили, что нашу вчерашнюю «лазейку» засыпали бульдозером. Но к счастью, неподалеку от нее автомобилисты разбили новую. Немного потрясясь по полю, мы выехали-таки на дорогу.

Итого: 260 км от Минска, около 3 часов пути, если не спешить, и вы попадаете в местный «рай» - на «Белорусские Мальдивы».

Природа не одарила Беларусь впечатляющими природными ландшафтами. Здесь нет ни моря, ни сколько-нибудь высоких гор. Реликтовый лес, равнинные озёра — вот и всё богатство. Но на помощь пришла промышленность. При кропотливой разработке природных ресурсов образовались многочисленные карьеры, шахты и терриконы. Нигде они не приобрели такой живописности, как в посёлке Красносельский в Гродненской области. Этот удивительный комплекс карьерных прудов прозван «Белорусскими Мальдивами» за невероятный бирюзовый цвет здешней воды, в которой растворены частицы мела.


1. Всё началось в 1914 году, когда акционерным обществом «Волынь» около деревни Красное Село был построен цементный завод «ROSS». Он и дал начало посёлку. Сырьё из карьера доставляли по воздушно-канатной дороге, которая просуществовала до 1959 года. С 1948 года начали использовать автомобильный транспорт.

2. В 1945 году завод получил название «Победа». В 1972-1974 годах здесь открылось сразу несколько новых производств: асбестоцементное, шиферное, известковое, трубное. К концу 1980-х годов завод морально и физически устарел. Его заброшенные корпуса и сейчас стоят почти в центре посёлка.

4. Сейчас ОАО «Красносельскстройматериалы» является одним из крупнейших цементных заводов Беларуси. Кроме цемента здесь производят сухие строительные смеси, известь, мелкогранулированный мел, блоки из ячеистого бетона, асбестоцементный лист, хризотилцементные трубы, керамику и тротуарную плитку.

5. Сырьё на завод доставляется с карьеров по дороге общего пользования, обозначенной предупреждающими табличками.

6. Вот из-за поворота появляется первый самосвал. Ему плевать на правостороннее движение, он едет прямо посреди дороги.

7. Асфальт узкий, двум БелАЗам не разъехаться, поэтому накатана широкая обочина.

8. Mersedes обгоняет «BMW».

9. По дороге грузовики проезжают деревню Карповцы, где все кусты, заборы и дома у дороги белые от известковой пыли.

11. На главном въезде в карьер стоит полуразобранный гусеничный экскаватор ЭКГ-5А.

12. Механические экскаваторы работают на красносельских карьерах с 1928 года. Сначала они были паровыми.

13. Вот и первый карьер. Он уже довольно сильно зарос тиной и выглядит совершенно не привлекательно.

14. Зато на берегах растут великолепные букеты ромашек.

15. И вездесущие маки.

16. На краю разбитой грузовиками дороги лежат ненужные столбы. Раньше все карьеры были электрифицированы.

17. В глубокой выемке лежит дорога к следующему карьеру.

18. Вдалеке маячит водная гладь.

19. Подъезды к карьерам во многих местах перекопаны, а у берега установлены устрашающие таблички. Популярность «Мальдив» так высока, что даже при первом заходе на сайт завода выскакивает сообщение следующего содержания:
«Уважаемые гости г.п. Красносельский!
Руководство ОАО «Красносельскстройматериалы», с целью предотвращения несчастных случаев, обращается к Вам c настоятельной просьбой отказаться от посещения меловых карьеров и купания в них. Карьеры являются технологической зоной и относятся к особо опасным производственным объектам, нахождение на территории которых посторонних лиц строго запрещено.
Помните, находясь на территории меловых карьеров, Вы подвергаете свое здоровье и жизнь огромному риску и опасности. Подумайте о себе и о ваших близких.
Волковысский зональный центр гигиены и эпидемиологии 01 июля 2013 года провел испытания воды меловых карьеров ОАО «Красносельскстройматериалы». Согласно протоколу испытаний вода по микробиологическим показателям (ОКБ и ТКБ - общие колиформные бактерии и термотолератные колиформные бактерии) не соответствует требованиям Санитарных правил и норм. Количество вышеназванных бактерий превышает норму от шестидесяти до ста раз.»


20. Но предупреждения никого не останавливают. Уж больно здесь красиво. Многие приезжают с ночёвкой.

21. Это один из самых мелких прудов. Обычно здесь много народу, но я пришёл сюда пасмурным утром, накрапывал дождик. Я встретил всего две-три компании, вылезших из палаток опохмелиться.

22. На горе виден старый шагающий экскаватор НКМЗ. Он хоть и выглядит проржавевшим, но до сих пор в строю.

24. Ему характерны заросшие берега и многочисленные островки.

25. На один из островков туристы проложили дорожку из камней.

26. Общий вид карьера.

27. Глубина впадины значительная — порядка десяти метров.

28. Сюда добираются немногочисленные туристы, делают пару кадров и уходят обратно.

29. Я же спустился по выбитым в склоне ступеням к самой воде.

30. Вода с растворённым в ней мелом и большая глубина в сумме дают этот красивый оттенок.

31. Там, где помельче, можно оценить цвет воды.

32.

33. По дороге к последнему, самому большому водоёму, попадаются «несостоявшиеся» водоёмы.

34. Вот среди деревьев начинает проглядывать обширная водная гладь.

35. Это самый дальний и самый большой карьер.

36. Его длина — почти 2 километра.

37. Максимальная ширина — 250 метров.

38. Глубина — не меньше 50 метров.

39. Карьер имеет высокие обрывистые берега.

40. Именно берега представляют наибольшую опасность для путешественников. Вот одно из деревьев, упавшее в воду после очередного обвала.

41. Но красота этих мест окупает любую опасность.

42. Там, где когда-то заезжали БелАЗы, сейчас самый удобный спуск к воде.

43. Но купаться здесь не очень комфортно: сразу от берега начинается глубина, а вода ледяная.

44. Чтобы посмотреть полную панораму — щёлкните на изображение.

45. В тихой заводи сидят рыбаки.

46.

47. Растительность на берегах — самая обычная для Беларуси.

48. Берёзы, сосны, вереск, мох и полевые травы.

49. Но в сочетании с ландшафтом выглядит необычно.

50.

51.

52.

53. С высокой насыпи весь карьер как на ладони.

54. От широкой части тянется длинный «рукав», который и обеспечивает карьеру двухкилометровую продолжительность.

55.

56. Когда налетает ветер, по огромной водной глади бегут стаи волн.

57. Панорама напоследок. По клику откроется в полном размере.

Милиция будет ежедневно патрулировать дороги у меловых карьеров в Красносельском. Автомобили будут эвакуировать, а туристов штрафовать. «Это никакие не белорусские Мальдивы, а опасные технические карьеры», - объясняют спасатели.

Меловые карьеры под Волковыском - одна из самых популярных «диких» достопримечательностей страны, хотя еще несколько лет назад об их существовании знали только местные. Опытные туристы отыскали путь, сделали эффектные фото. И туристы поспешили увидеть новое чудо.

Кто-то приезжает сюда искупнуться, кто-то - на фотосессию, но есть и те, кто на несколько дней останавливаются с палатками на высоких берегах карьеров. На пикники берут и детей.

Туристов не останавливает, а даже привлекает необустроенность здешних красот. Здесь нет ни оборудованных пляжей, ни спасателей на берегу. Мусор, который туристы оставляют после себя, уже превратил некоторые склоны в свалку.

И хотя предупреждение об опасности размещено на самом въезде, это не становится преградой для любителей приключений. «Чтобы увидеть такую красоту, можно и рискнуть», - считают многие путешественники.

Местные в карьерах никогда не купались

По площади меловые карьеры под Волковыском занимают около 300 футбольных полей. Местное предприятие «Красносельскстройматерилы» получает землю в пользование для разработки месторождений. Со временем использованные карьеры заполняются водой. На дне остается мел, поэтому вода приобретает ярко-бирюзовый цвет, за что эту местность и прозвали белорусскими Мальдивами.

Однако красота эта обманчива. Во-первых, глубина карьеров достигает 50 метров, высота насыпи - 40 метров. Здесь наблюдается проседание берегов. Для плавания - это не лучшее место. 10 человек уже утонули.

Во-вторых, вода только на вид чистая. На самом деле, количество бактерий кишечной палочки в 100 раз превышает норму. Кроме того, мел не просто сушит кожу, он оседает в легких, вызывая астму.

Местные жители знают о коварности здешних карьеров, поэтому сами в них не купаются. А приезжих туристов предупреждение об опасности не останавливает.

Автомобили туристов будут эвакуировать

Но в этом году «Красносельскстройматериалы» решил всерьез заняться безопасностью на карьерах. Стартовая страница сайта компании открывается с предупреждения, почему не стоит ехать на карьеры.

Заместитель гендиректора Геннадий Найдюк отмечает, что туристы не только подвергают себя риску, но и мешают работе предприятия.

«Люди паркуют автомобили вдоль дорог, по которым курсирует наша карьерная техника. Поэтому в прошлом году мы закупили эвакуатор, и с этого года будем активно его использовать» , - заявил он в комментарии для «СБ. Беларусь сегодня» .

По словам старшего инспектора по охране общественного порядка Волковысского РОВД Александра Самойло , в купальный сезон в районе меловых карьеров будет работать ежедневный патруль.

«Вдоль трассы, где проходит карьер, остановка и стоянка запрещена. Это значит, что все автомобили мы будем эвакуировать».

Каждый, кто оставит машину рядом с карьерами, заплатит штраф за нарушение ПДД, услуги буксировки и платной стоянки. Туристам за посещение карьера также грозит штраф - от 3 до 10 базовых величин.

«Раньше никто не знал про эти карьеры. Но потом появились статьи в интернете, и потянулись туристы, - продолжает Александр Самойло. - Нужно понимать, что это технические карьеры, где продолжаются промышленные работы. Это не место для развлечений. В прошлом году утонуло два человека».

Могут ли карьеры под Волковыском стать облагороженным местом для туристов?

Чтобы туристы смогли легально приезжать на меловые карьеры в Красносельском, нужно решить вопросы с безопасностью.

Во-первых, вода должна быть безопасной для купания. Накануне каждого купального сезона санитарные службы проверяют водоемы.

Во-вторых, нужно оположить берега. Эта работа ведется. На карьерах, которые «Красносельскстройматериалы» уже не использует, постепенно опускают берега.

Но возникнет ли на их месте новый курорт, зависит уже от местных властей. Ведь нужно оборудовать пляжи, сделать стоянку для автомобилей, организовать работу спасателей, вывоз мусора, выездную торговлю.

«В Беларуси всего несколько таких объектов. Под Солигорском есть известковые карьеры, например, - говорит председатель объединения экскурсоводов и гидов-переводчиков Николай Чирский . - Можно понять руководство предприятия и местные власти, которые запрещают там купаться - все-таки это вопрос безопасности. Но экскурсии там было бы интересно организовывать».

В конце августа группа белорусских экскурсоводов собирается посетить Красносельск, в том числе и меловые карьеры.

«Договариваемся с местным музеем, так что, надеюсь, никаких преград не будет» , - заявил Чирский.

Два года назад специалисты Волковысского районного центра туризма и краеведения детей и молодежи разработали , который затрагивал и голубые карьеры в Красносельске. По словам директора центра Инны Кулак , летом экскурсии пользовались большим спросом у школьников.

«Сейчас мы исключили из маршрута голубые карьеры, потому что туда не пускают людей, - говорит специалист. - Но возле карьерных шахт мы показываем туристам старые карьеры, «Зеленые линзы», где берега более безопасные».

При этом спускаться к воде участникам экскурсии строго запрещено. «Стены берегов не укреплены, возможны обвалы, поэтому купаться мы не разрешаем» , - пояснила директор центра.

Путешественники, любители дикой природы и острых ощущений не обходят своим вниманием меловые карьеры под белорусским городом Волковыском. Чем же последние так привлекательны, почему их называют "белорусскими Мальдивами", стоит ли планировать отдых в этом месте?

Чем привлекательны Волковысские карьеры

Меловые карьеры Волковыска прозвали и и раем для фотографов, и белорусской туристической Меккой. В добавок ко всему, эта достопримечательность "дикая", так как отдых здесь не только не предусмотрен, а даже запрещен. Но это место продолжает ежегодно привлекать тысячи поклонников палаточного отдыха.

Причина тому - необычная и даже фантастическая панорама для среднеевропейской местности: лазурная, даже ярко-изумрудная, насыщенно бирюзовая вода, заполняющая карьеры (благодаря оставшемуся на их дне мелу), высокие белоснежные берега-обрывы, покрытые молодыми деревцами, огромные валуны будто бы инопланетного происхождения. Достаточно посмотреть на меловые карьеры Волковыска на фото, чтобы появилось желание увидеть эти места воочию.

Карьеры, раскинувшиеся на площади, примерно равной тремстам футбольных полей, - поистине райское место для "дикарей". Путешественники любуются окружающей сюрреалистичной природой, жарят шашлыки, поют песни у костра, загорают, купаются в бирюзовых водах, делают завораживающие фотографии (некоторые белорусские музыкальные исполнители облюбовали эти места для съемки своих клипов).

Кроме этого, меловые карьеры Волковыска интересны:

  • дайверам - местные воды не уступают красноморским или мальдивским;
  • экстремалам - крутые валуны, обрывы, немаленькая длина (1-4 км) и глубина карьеров (15-40 м - глубина вод, 40 м - высота насыпи) привлекают любителей прыжков с тарзанкой и без нее;
  • рыбакам - ряд карьеров запружен рыбой.

На протяжении несольких лет карьеры посетило около сотни тысяч туристов.

Меловые карьеры Волковыска: как доехать

Как добраться на своем автотранспорте? Следует ехать по трассе Р44 до города Волковыска, далее свернуть по указателям к поселку Красносельскому - карьеры находятся непосредственно возле него.

Для путешествующих без авто пригодится следующая схема:

  1. Поезд или электричка, следующие по направлению "Минск-Барановичи".
  2. Поезд до Волковыска.
  3. В Волковыске пересесть на пригородный автобус до пг. Красносельский (попросить остановиться перед деревней Новоселки).
  4. Далее по навигатору пешком до места следования.

Координаты меловых карьеров (Волковыск) на карте: 53.283386, 24.488854.

История удивительной местности

Столь любимые многими карьеры - это искусственно созданные водоемы, образовавшиеся в результате добычи полезного ископаемого - мела. Ведется она уже более ста лет - с 1914 года. Богатство земель Беларуси меловыми залежами - следствие того, что когда-то ее территория была дном гигантского Мирового океана.

Достопримечательностью поселка Красносельского являются также и удивительные кремниевые шахты, которые вырубили наши предки примерно 5 тысяч лет назад для добычи породы, широко использовавшейся в производстве орудий труда. Однако сегодня они законсервированы, а план музея, посвященного им, остался всего лишь проектом на бумаге.

Волковысские карьеры: страшно красиво

Так как туристический отдых возле Волковысских карьеров неорганизованный, то здесь нет обустроенных мест для пикника, а также биотуалетов, источника питьевой воды, спасателей на берегу. А мусор после некоторых туристов превратил некоторые прекрасные склоны в натуральную свалку.

При приближении к карьерам путешественников пытается остановить знак "Опасная зона", который те благополучно игнорируют. А зря. По словам спасателей, здесь ежегодно тонут люди. Существует и вероятность обвалов, ведь "стены" карьеров ничем не укреплены. Столь привлекательные на вид ласковые изумрудные воды ужасают результатом проб - они содержат в себе объем штаммов кишечной палочки, в сотню раз превышающий допустимый! А мел, который растворен в водах карьера, не только сушит кожу, но, попадая в легкие, оседает в них, что легко может спровоцировать астму.

Меловые карьеры Волковыска - это и техническая зона. Автомобили туристов мешают проезду служебной техники предприятия "Красносельскстройматериалы", являющегося собственником этих земель. Руководство компании настроено сделать эту зону закрытой для путешественников.

Карьеры Волоковыска сегодня

Хотя и велись обсуждения о перепланировке территории карьеров в полноценную зону отдыха, "оздоровлении" вод, сглаживании берегов, проекты остались только проектами. В 2015 году была запланирована рекультивация карьеров, которая призвана погубить их прекрасный вид: некоторые линзы решено было сгладить, некоторые - перекопать. Основную дорогу туристов перерыли непроходимыми канавами. Цель этого, по словам властей, - профилактика несчастных случаев.

В качестве альтернативы остались карьеры под Березой, Любанью, Слуцком и Солигорском.

Таким образом, сегодня можно полюбоваться только остатками той красоты, которой совсем недавно славились меловые карьеры Волковыска. Вместо затратного облагораживания необыкновенной местности для туристов местными властями был выбран курс на ее уничтожение во имя безопасности "диких" отдыхающих.