10.10.2019

Как древние люди пользовались огнем. Какими способами древние люди добывали огонь


Эти открытия и накопленный опыт явились важной предпосылкой для перехода спустя десятки и сотни тысячелетий к следующей стадии освоения огня, к его искусствен­ному добыванию. Вероятно, синантропы из Чжоукоудяня , как и люди из Вертешсёллёша, находились на стадии использования случайно полученного огня. Большая редкость дошедших от той эпохи остатков огня и крайняя примитивность техники не позво­ляют предполагать, что человек тогда уже умел добывать огонь трением или высеканием. Исключительная неравномерность знакомства с огнем у разных групп людей вплоть до самого конца ашельской эпохи, вероятно, отражает именно стадию использова­ния огня, когда люди еще не умели добывать его, а, получив, в от­дельных случаях легко утрачивали.

Из всех племен Земли только одни андаманцы еще в XIX в. находились на стадии поддерживания и использования огня, хотя в других отношениях их техника и хозяйство были развиты лучше, чем даже у людей эпохи позднего палеолита. Андаманцы не знали способов искусственного добывания огня. Огонь постоянно горел в их поселках и хижинах, а когда поселок покидали, то с собой брали тлеющие головни, завернутые в листья, если погода была сырая. В то же время в поселке под каким-нибудь укрытием оставляли бревно, которое тлело несколько дней и из которого можно было по возвращении раздуть пламя.

Для того чтобы ответить на вопросы, каковы были древнейшие способы искусственного добывания огня, могущие возникнуть в конце ашельской эпохи, необходимо рассмотреть, основываясь на этнографических источниках, способы добывания огня, быто­вавшие у примитивных племен XIX в.

Таких способов пять:

выскабливание огня (огневой плуг), выпиливание огня (огневая пила), высверливание огня (огневое сверло с рядом разновидностей), высекание огня, получение огня сжатым воздухом (огневой насос).

Выскабливание огня - один из наиболее простых, но в то же время малораспространенных способов. Оно произво­дилось с помощью деревянной палочки, которую водили, сильно нажимая, по лежащей на земле деревянной дощечке. В результате скобления получались тонкие стружки или древесный порошок. Вследствие трения дерева о дерево возникала теплота; стружки или древесный порошок нагревались, а затем начинали тлеть. Их присоединяли к легко воспламеняющемуся труту и раздували огонь. Этот способ являлся быстрым, но в то же время требовал от применяющих его больших усилий. Ч. Дарвин в дневнике своего путешествия на корабле «Бигль» описывает добывание огня таким способом обитателями о-ва Таити. Дарвин указывает, что огонь был вызван в несколько секунд. Когда же он сам попытался так его получить, это оказалось очень трудным занятием; однако он сумел добиться своего и зажег опилки. Выскабливание огня имело довольно ограниченное распространение. Больше всего им поль­зовались на островах Полинезии. Изредка этот способ встречался у папуасов, австралийцев, тасманийцев и у некоторых примитив­ных племен Индии и Центральной Африки; но всюду здесь преоб­ладало высверливание огня.

Огневая пила напоминала огневой плуг, но деревян­ная дощечка пилилась или скоблилась не вдоль ее волокон, а попе­рек. При пилении также получался древесный порошок, который начинал тлеть. Выпиливание огня было распространено у австра­лийцев, было известно на Новой Гвинее, на Филиппинских остро­вах, в Индонезии и в некоторых местах Индии и Западной Африки. Иногда дерево пилилось не ножом из твердого дерева, а гибким растительным шнуром.

Наиболее распространенный способ добывания огня - высвер­ливание . Этот способ в XVIII-XIX вв. был широко распространен у культурно отсталых племен Азии, Африки, Америки и Австралии. В виде пережитков, связанных с культом, он сохранялся в Европе до конца XIX в. Огневое сверло состояло из деревянной палочки, которой сверлили лежащую на земле деревянную же палочку или дощечку. В результате сверления очень быстро в углублении на нижней дощечке появлялся дымя­щийся и тлеющий древесный порошок, который высыпался на трут и раздувался в пламя. Простейшее огневое сверло приводилось во вращение ладонями обеих рук. Значительным усовершенствова­нием являлось присоединение к нему упора сверху и ремня, охваты­вающего сверло. Ремень попеременно тянули за оба конца, приводя сверло во вращение. Если концы ремня были привязаны к концам деревянного или костяного лука, то появлялось уже улучшенное сверло - лучковое. Наконец, дальнейшее усовершенствование огневого сверла заключалось в появлении дриля. В то время как простейшее огневое сверло еще недавно было очень широко распространено у самых примитивных племен, усложненное сверло с ремнем и луком встречалось лишь у племен с относительно развитой техникой, находившихся, как правило, на ступени нео­лита и века металлов.

Высекание огня может производиться ударом камня о камень, ударом камня о кусок железной руды (серный колчедан, иначе - пирит) и, наконец, ударом железа о кремень. В результате удара получаются искры, которые падают на трут и воспламеняют его.

Первый способ у примитивных племен почти не был отмечен. Только у небольшого охотничье-собирательского племени Южной Америки - гуаяков огонь добывался ударами друг о друга двух желваков мелкозернистого кварцита. Высекало огонь ударом кремня о кремень и одно из племен африканских пигмеев. В прош­лом в некоторых местах России, Средней Азии, Закавказья, Ирана иИндии население, стоявшее на высокой ступени хозяйственного икультурного развития, также иногда высекало огонь этим спосо­бом. Немного шире распространялось и высекание огня ударом кремня о кусок железной руды. Такой способ был описан у айнов, эскимосов, у некоторых племен североамериканских индейцев иу огнеземельцев. Существовал он также у древних греков и рим­лян. Высекание огня ударом железа о кремень относится уже к развитой технике.

Добывание огня сжатием воздуха (огневой насос) -довольно совершенный, но малораспространенный способ. Он употреблялся в некоторых местах Индии и Индонезии.

Прямые свидетельства способов добывания огня, бытовавших на разных этапах палеолита, и остатки снарядов, употребляв­шихся при этом, естественно, крайне незначительны, а порой очень спорны. Значительный интерес представляет в этой связи мустьерская стоянка Зальцгиттер-Лебенштедт (Нижняя Саксония, ФРГ). Ее культурный слой, исследованный в 1952 г., относится к раннему вюрму и имеет радиоуглеродную дату 48 300 ± 2000 лет назад . Он содержал кремневые орудия, кости животных (мамонт, северный олень и др.) и пыльцу растений, свидетельствующие о весьма холодном климате и о тунд­ровом ландшафте, а также, что для нас сейчас особенно важно, остатки самого настоящего трута . Речь идет о принесенном на сто­янку древесном грибе Polyporus (Fomes) fomentarius; этот вид гриба в высушенном виде широко использовался в качестве трута до XIX в. и даже получил название «трутовик». На мезолитической стоянке Стар-Карр в Англии остатки такого гриба найдены вместе с кусками пирита. Следует назвать также мустьерскую пещеру Крапина в Югославии, недалеко от Загреба, относящуюся к несколько более раннему, рисс-вюрмскому, времени. Ее раскопки в 1895-1905 гг. доставили каменные орудия, следы костров, фаунистические остатки и большое число разбитых костей неан­дертальцев, возможно, свидетельствующих о людоедстве, которое существовало у отдельных групп палеолитических людей. Среди каменных орудий обнаружена веретенообразная палочка из буко­вого дерева, закругленная и обожженная на одном конце; ее пер­воначальная длина достигала примерно 35 см. Исследователь пещеры Д. Горянович-Крамбергер, как и ряд других ученых, вы­сказал предположение, что она была огневым сверлом . Однако такую интерпретацию нельзя считать бесспорной. Наконец, на некоторых палеолитических и мезолитических стоян­ках Европы найдены куски железной руды (пирита), вероятно связанные с высеканием огня. Древнейшая такая находка сделана А. Леруа-Гураном в мустьерском культурном слое пещеры Гиены в Арси-сюр-Кюре (Франция).

До сравнительно недавнего времени считалось общепризнан­ным, что первоначально огонь добывали с помощью трения дерева. Очень малое распространение среди примитивных племен XIX в. высекания огня свидетельствует против признания большой древ­ности этого способа. Об относительно позднем появлении высека­ния огня говорит и то, что многие народы, которые еще недавно добывали огонь исключительно высеканием, все же сохраняли в качестве связанного с культом пережитка добывание огня тре­нием дерева о дерево. «Много времени спустя после того, как людям стали известны другие способы получения огня, всякий священный огонь должен был у большинства народов добываться путем трения. Еще и поныне в большинстве европейских стран существует народное поверье о том, что чудотворный огонь (например, у нас, немцев, огонь для заклинаний против поветрия на животных) может быть зажжен лишь при помощи трения. Таким образом, еще и в наше время благодарная память о первой большой победе человека над природой продолжает полубессоз­нательно жить в народном суеверии, в остатках язычески-мифоло­гических воспоминаний образованнейших народов мира» (Энгельс Ф. Диалектика природы.- Маркс К.-, Энгельс Ф. Соч., т, 20, с. 430). Характерно, что в то время, как подобные верования, обряды, легенды, свидетельствующие о первоначальности добывания огня трением, распространены у множества самых различных племен и народов Земли, противостоит им только единственный факт, отмеченный этнографической наукой: одно примитивное племя индейцев Южной Америки добывает огонь с помощью трения, в то время как термин, обозначающий у него в языке добывание огня, происходит от слов «высекание ударом». Очевидно, у дан­ного племени высекание огня предшествовало добыванию его трением. Но это редчайшее исключение.

Можно предполагать, что добывание огня путем трения дерева о дерево появилось именно в позднеашельское время, на рубеже ашеля и мустье. Вероятно, наиболее древним и примитивным прие­мом было выскабливание огня с помощью огневого плуга (интерпретация находки в Крапине является спорной). Характерно то, что этот способ существовал в XIX в. у тасманийцев и австра­лийцев, и то, что у некоторых австралийских племен, добывавших огонь высверливанием, в легендах описывается добывание огня с помощью выскабливания.

В древнем палеолите дерево могли обрабатывать как с по­мощью каменных орудий, так и с помощью ножей и скребел из более твердых пород дерева. В результате такого резания, пиления и скобления дерева человек заметил возникающие дым, запах, тепло, тление, а затем и воспламенение стружек и опилок. Возможно, что стружки и опилки специально изготовлялись для сохранения и переноса огня и в процессе их изготовления человек лодошел к искусственному добыванию огня.

Выпиливание огня также могло возникнуть в мустьерскую эпоху из техники обработки дерева.

Эти два способа добывания огня являются, вероятно, древней­шими. Их возникновение было подготовлено как развитием техники обработки дерева, так и предшествующей им ступенью использования и сбережения огня, полученного при лесных пожарах или вулканических извержениях. Слабо тлеющие стружки и опилки, образующиеся при обработке дерева, можно было раздуть в пламя лишь при наличии хорошего трута. А трут - это важнейшее достижение ступени использования исбережения огня.

В позднем палеолите широко распространяется сверление кости и в некоторых случаях также камня. Несомненно, существо­вало сверление дерева; следовательно, могло появиться и огневое сверло в его простейшей форме, приводимое в движение ладонями руки. Появление лучкового сверла относится к позднейшим эпохам.

А как обстояло дело с высеканием огня? Находки кусков пири­та на позднепалеолитических стоянках и в одном случае даже в мустьерском культурном слое позволяют предполагать распро­странение этого способа в позднем палеолите, а быть может, и в мустьерскую эпоху. Английский исследователь палеолита К. П. Окли в ряде своих работ, опубликованных в 50-60-х гг., развивает ту мысль, что высекание огня предшест­вовало добыванию его с помощью трения. Такое же положение выдвинул Б. Ф. Поршнев , подкрепив его опытами по высеканию огня ударом кремня о кремень. Впоследствии в более широких масштабах опыты по искусственному добыванию огня разными способами поставил С. А. Семенов. Он отмечает, что огонь ударами камня о камень получить не удалось, хотя были использованы самые разнообразные породы кремня, кварцита, кварца. Искра высекалась очень легко, но она не зажигала даже омарганцованной ваты, на которую добывал огонь Поршнев. Несколько лучшими по результатам были опыты по добыванию огня ударами кремня о пирит. Наблюдалось несколько случаев возгорания ваты, слегка пропитанной раствором марганцовки [Семенов, 1968].

Таким образом, остается открытым вопрос: мог ли палеолити­ческий человек высекать огонь, оббивая кремневые орудия. А с другой стороны, К. П. Окли и Б. Ф. Поршнев не сумели опровергнуть таких фактов, как очень малое распространение высекания огня (особенно высекания огня ударом кремня о кре­мень) среди примитивных племен XIX в. одновременно с очень широким распространением у них добывания огня трением, а также сохранение последнего в виде культового пережитка у народов, высекавших огонь.

Видимо, проблема освоения огня и древнейших способов его искусственного добывания не имеет однозначного решения. В разное время разные группы древнепалеолитических людей постепенно осваивали огонь и вырабатывали способы его добывания. Судя по археологическим находкам, уже с начала позднего палеолита, а быть может, и с мустьерской эпохи наряду с доминировавшим добыванием огня путем трения в отдельных случаях практиковалось высекание его ударом кремня о пирит. Возможно, преобладание того или иного способа было связано с окружающими природными условиями, с климатом, влажностью воздуха, наличием подходящих пород дерева, а также кусков пирита.

Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М., Издательство «Наука», 1980 г., с. 83-87.

Огонь был первой силой природы, покоренной человеком. Покорение огня окончательно оторвало человека от животного царства и сыграло величайшую роль в истории человечества.

Древний период человеческой истории, низшая ступень дикости, протекал еще без знания огня. На этой ступени развития находился, вероятно, питекантроп.

Однако очень рано, в конце низшей ступени дикости и в начале средней ступени дикости, человек знакомится с огнем и начинает широко его использовать. Памятниками этого являются известное местонахождение синантропа, а также некоторые стоянки Западной Европы, относящиеся к шелльскому времени.

Трудно предположить, что в эту эпоху человек уже умел искусственно добывать огонь. Древнейший период в истории овладения человека огнем - это период использования естественного огня, непрерывного поддерживания его и переноса его с места на место.

Современные племена дикарей хотя и умеют добывать огонь, но избегают это делать. Они предпочитают поддерживать в стойбище неугасимый огонь, при перекочевках переносить огонь с места на место, а в том случае, если огонь потухнет, одалживать его у соседей. Это является пережитком длительного периода, в течение которого люди знали огонь, но не умели его добывать. Из всех племен земли только одни андаманцы еще в XIX в. находились на стадии поддерживания и использования огня. Им не были известны способы искусственного добывания огня. Пережитки же этой стадии развития сохранились в культе и мифологии („неугасимый огонь») у очень многих племен и народов земли. Знаменитый миф о Прометее повествует не об обучении человека способам добывания огня, а о переносе огня. Таким образом миф о Прометее отражает ту стадию, которая предшествует открытию добывания огня.

Памятником стадии использования естественного огня является местонахождение синантропа, которое может быть отнесено к концу низшей ступени дикости и которое дало большие скопления золы. Сюда же относятся стоянки Шпихерн и Бурбах во Франции, давшие следы костров вместе с остатками теплолюбивой шелльской фауны (гиппопотам, древний слон и др.), стоянка Лайтенерберг в Богемии, давшая следы костров вместе с костями этруского носорога и махай- рода, грот Обсерватория близ Ментоны и другие памятники. Все они могут быть отнесены к шелльскому времени, к самому началу средней ступени дикости.

В эту эпоху человек мог пользоваться огнем, получившимся в результате лесных пожаров или же вулканических извержений. Напомним, что в начале плейстоцена вулканическая деятельность была развита гораздо сильнее, чем в настоящее время.

Если в стоянках шелльского времени остатки углей и костров появляются в виде исключения, то в мустьерских стоянках уже, как правило, находят скопления древесного и костного угля, а иногда и специально вырытые в земле очаги (яркий пример этого дает Чокурча). Можно предположить, что неандертальцы, хорошо овладевшие огнем и систематически его применявшие, уже умели его искусственно добывать. В верхнем палеолите человек овладевает огнем еще в большей степени. Увеличиваются скопления золы и угля, находимые в верхнепалеолитических стоянках. Совершенствуется устройство очагов, увеличивается их количество, появляются ямы-печи, каменные светильники, а также постоянные прочные жилища как показатель оседлости. В неолите процесс овладения огнем и увеличения его хозяйственного значения идет еще дальше. Несомненно, с этим процессом было связано расселение человечества по поверхности земли, а также расширение источников питания человечества (рыба, растительная пища и т. д.). Развитие того и другого можно констатировать на протяжении всего палеолита и неолита.

Каковы же были древнейшие способы добывания огня, появившиеся у неандертальцев мустьерской эпохи, и как они возникли? Во время археологических раскопок не удается обнаружить остатки несомненных древнейших орудий для добывания огня. Для того чтобы их гипотетически восстановить, нам придется дать обзор способов добывания, огня, бытующих у современных примитивных племен.

Таких способов несколько: 1) выскабливание огня (огневой плуг), 2) выпиливание огня (огневая пила), 3) высверливание огня (огневое сверло), 4) высекание огня, 5) получение огня сжатием воздуха (огневой насос).

Выскабливание (выпахивание) огня производится с помощью деревянной палочки, которую водят, сильно нажимая по лежащей на земле деревянной дощечке или палочке. В результате такого скобления получаются тонкие стружки или древесный порошок; они нагреваются (вследствие трения дерева о дерево возникает теплота) и начинают тлеть. Их присоединяют к легковоспламеняющемуся труту и раздувают в пламя. Выскабливание огня имеет довольно ограниченное распространение. Больше всего оно распространено в Полинезии. Изредка этот способ встречается у папуасов, австралийцев, тасманийцев и у некоторых примитивных племен Индии и Центральной Африки; но всюду здесь преобладает высверливание огня.

Огневая пила примыкает к огневому плугу, но деревянная дощечка, пилится или скоблится не вдоль ее волокон, а поперек. При пилении также получается древесный порошок, который начинает тлеть. Выпиливание огня широко распространено у австралийцев, а также известно в Новой Гвинее, на Филиппинских островах, в Индонезии и в некоторых местах Индии и Западной Африки. Иногда дерево пилится не ножом из твердого дерева, а гибким растительным шнуром.

Наиболее распространенным способом добывания огня является его высверливание. Этот способ широко распространен в Азии, Африке, Америке и Австралии. В виде пережитков, связанных с культом, он сохранился в Европе до самого последнего времени. Огневое сверло состоит из деревянной палочки, которой сверлят лежащую на земле деревянную же палочку или дощечку. В результате сверления очень быстро в углублении на нижней дощечке появляется дымящийся и тлеющий древесный порошок, который высыпается на трут и раздувается в пламя. Простейшее огневое сверло приводится во вращение ладонями обеих рук. Значительным усовершенствованием является присоединение к нему упора сверху и ремня, охватывающего сверло. Ремень попеременно тянут за оба конца, приводя сверло во вращение. Если концы ремня привязаны к концам деревянного или костяного лука, то появляется уже более совершенное лучковое сверло.

Наконец, дальнейшее усовершенствование огневого сверла заключается в появлении сверла-насоса или дриля.

В то время как простейшее огневое сверло очень широко распространено у самых примитивных племен, усложненное сверло с ремнем и луком встречается лишь у племен с относительно развитой техникой, находящихся, как правило, на ступени варварства.

Высекание огня может производиться ударом кремня о кусок железной руды (серный колчедан, иначе - пирит) и ударом кремня о железо или сталь. В результате удара получаются искры, которые падают на трут и воспламеняют его. Первый способ имеет очень ограниченное распространение. Он описан у айнов, эскимосов, некоторых племен североамериканских индейцев и у огнеземельцев. Существовал этот способ также у древних греков и римлян. Высекание огня ударом кремня о железо или о сталь относится уже к развитой технике и возникает очень поздно.

Добывание огня сжатием воздуха (огневой насос) - специфический, довольно совершенный и очень мало распространенный способ. Он описан в некоторых местах Индии и Индонезии.

Какой же из описанных выше способов добывания огня является древнейшим?

Представление о том, что, обрабатывая кремень, палеолитические люди научились высекать из кремня искры и таким путем стали добывать огонь, не соответствует действительности. Высечь искры ударом кремня о кремень и затем разжечь получившиеся таким путем искры в пламя почти невозможно. Всюду, где огонь высекают из кремня, его высекают ударом кремня о пирит. Но и этот способ нельзя считать древнейшим. Характерно, что в настоящее время он очень мало распространен и что из примитивных племен охотников-собирателей им пользуются только огнеземельцы. Да и последние вынуждены к нему прибегать, вероятно, лишь потому, что влажная насыщенная парами атмосфера Огненной земли не дает возможности получить огонь трением дерева о дерево. Если бы высекание огня было обычным способом в палеолите, то в палеолитических стоянках часто встречались бы находки кусков пирита, с помощью которых огонь высекался. Между тем, такие находки в палеолитических стоянках почти совершенно отсутствуют (исключение составляют верхнепалеолитические слои пещеры Шале в Бельгии и пещеры Лез-Эйзи во Франции).

Об относительно позднем появлении высекания огня свидетельствует и то, что многие народы, которые добывали или добывают огонь исключительно высеканием, все же сохраняют в качестве связанного с культом и с религией пережитка добывание огня трением дерева о дерево.

„Долго спустя после того, как люди ознакомились с другими способами получения огня, всякий священный огонь должен был у большинства народов добываться путем трения. Еще и поныне, согласно народному поверию большинства европейских стран, чудотворный огонь (например у нас огонь для заклинаний против поветрия на животных) может быть зажжен при помощи трения. Таким образом еще и в наше время благодарная память о первой победе человека над природой продолжает полубессознательно жить в народном суеверии, в остатках языческо- мифологических воспоминаний у образованнейших народов на земле».

Если мы, вследствие всего сказанного, признаем, что древнейшим способом добывания огня, появившимся еще в палеолите, было трение дерева о дерево, то нам остается выяснить, какой из снарядов для добывания огня появился прежде других - огневой плуг, пила или сверло.

Многие исследователи, исходя из широкого распространения, в том числе среди наиболее примитивных племен, огневого сверла, считают древнейшим способом добывания огня сверление. Наиболее подробно эта точка зрения развита Карлом Штейненом. Однако само сверление, как технический прием, возникает у первобытного человека не сразу. Оно появляется не раньше начала верхнего палеолита. А не зная сверления, неандертальский человек не мог изобрести и огневого сверла.

Вероятно, наиболее древним и примитивным приемом, доступным еще неандертальскому человеку, было выскабливание огня с помощью огневого плуга. Характерно то, что этот способ распространен, главным образом, на островах Тихого Океана, в Тасмании и в Австралии, т. е. в изолированных областях, где в меньшей мере имели место заимствования и обмен техническими достижениями. Раз возникнув, этот способ удержался здесь надолго, не будучи вытеснен каким-либо другим. Характерно и то, что этот способ существовал у тасманийцев и австралийцев - наиболее примитивных из племен земли, живших в XIX в.

В пользу наиболее древнего появления выскабливания огня свидетельствует и то, что у некоторых австралийских племен, добывающих огонь высверливанием, в легендах описывается добывание огня с помощью выскабливания.

Обработка дерева, изготовление деревянных орудий, несомненно, практиковалась неандертальцем. Дерево могли обрабатывать как с помощью каменных орудий, так и с помощью ножей и скребел из более твердых пород дерева. В результате такого резания, пиления и скобления дерева примитивными методами человек мог заметить возникающие дым, запах, тепло, тление, а затем и воспламенение стружек и опилок Возможно, что стружки и опилки также специально изготовлялись для сохранения и переноса огня, и в процессе их изготовления человек подошел к искусственному добыванию огня.

Выпиливание огня, распространенное в настоящее время у австралийцев, также могло возникнуть у неандертальского человека одновременно с выскабливанием огня. Как и выскабливание огня, выпиливание развилось, вероятно, из техники обработки дерева.

Эти два способа добывания огня можно считать древнейшими. Их возникновение было подготовлено как развитием техники обработки дерева, так и предшествующей им стадией использования и сбережения естественного огня. Слабо тлеющие стружки и опилки, получающиеся при обработке дерева, можно было раздуть в пламя лишь при наличии хорошего трута. А трут - это важнейшее достижение стадии использования огня.

В верхнем палеолите возникает сверление кости, а в некоторых случаях и камня. Несомненно существовало и сверление дерева, а следовательно, появилось и огневое сверло в его простейшей форме, приводимое в действие ладонями рук. Некоторые авторы (Соллас) выдвигают предположение, что сверло с луком появилось уже в конце верхнего палеолита, в мадленскую эпоху. Это предположение является очень заманчивым. Если допустить, что сверло с луком возникло в верхнем палеолите, то тем самым разъяснилось бы происхождение лука и стрел, возникающих как раз на рубеже палеолита и неолита. Однако нужно иметь в виду, что лучковое сверло существует лишь у современных племен, находящихся на ступени варварства. Племена эти по уровню развития своей культуры значительно выше палеолитических людей.

В неолите, в связи с развитием всей техники, в частности техники обработки камня и кости, развиваются и способы добывания огня. Лучковое сверло, несомненно применявшееся в позднем неолите для сверления камня, вероятно, применялось и для добывания огня. Разумеется, это усовершенствованное сверло появилось не всюду (и в настоящее время оно имеет ограниченное распространение) и сосуществовало со старыми, более примитивными способами добывания огня.

В неолите и в эпоху бронзы развивается и высекание огня путем удара кремнем или кварцитом о кусок серного колчедана. Об этом свидетельствуют сделанные в ряде памятников неолита и эпохи бронзы находки кусков кремня или кварцита вместе с кусками серного колчедана и с остатками трута. Такие находки, в частности, были сделаны в Маглемозе, в стоянках и погребениях Скандинавии и швейцарских и североитальянских свайных поселениях.

Впоследствии, в связи с развитием обработки железа, появляются и получают повсеместное распространение железные огнива, только к середине XIX в. вытесняемые спичками.

Так прослеживается в основных чертах развитие способов добывания огня в первобытном обществе. Однако у отдельных племен могла быть и иная последовательность приемов добывания огня. Так, одно из примитивных племен индейцев Южной Америки (Bwiha в Парагвае) добывает огонь с помощью трения дерева. Однако термин, обозначающий на языке этого племени добывание огня, происходит от слов „высекания ударом”. 3

К такому парадоксальному выводу пришли археологи, чья статья опубликована на сайте журнала PNAS 14 марта.

Одна из двух кремневых пластин, покрытых черной смолой, из местонахождения Кампителло, Италия (Campitello Quarry), возрастом более 200 тыс. лет. Иллюстрация к обсуждаемой статье

"Приручение" огня – безусловно, одна из важнейших инноваций в истории древнего человечества. Именно огонь (вроде бы) позволил людям освоить северные регионы нашей планеты (а как же иначе можно было выжить в широтах, где температура зимой падала ниже нуля?). Согласно гипотезе Ричарда Рэнгема (Гарвардский университет, США), именно переход к термообработке пищи способствовал ускоренному росту мозга у гоминид (приготовление пищи на огне сделало ее легче усвояемой, что способствовало высвобождению энергии, необходимой для питания крупного мозга).

Когда же появилась данная технология, и когда использование огня стало для людей обычным делом? Первые (но не бесспорные) свидетельства использования огня имеют возраст 1.6 млн лет (об этих свидетельствах мы еще поговорим). Также считается, что уже гораздо позднее особо продвинутые технологии использования огня позволили африканским сапиенсам покорить Старый Свет, потеснив неандертальцев…

Проблема в том, что в отличие от орудийной деятельности, технологии, связанные с «контролируемым огнем», гораздо сложнее распознать по археологическим материалам.

Что обычно находят археологи на древних стоянках? Каменные орудия либо их фрагменты, и иногда остатки трапез. Если и был тут очаг – от него остается немного. Если стоянка находилась на открытой местности – то ветер или вода легко могли стереть все следы использования огня. В пещере вероятность, что что-то сохранится, больше. Чаще всего такими следами могут быть отложения, на которых находился очаг (их можно выявить по цвету и изменениям структуры); каменные орудия со следами нагрева; обугленные кости и древесный уголь.

Однако не только человек мог оставить такие следы.

А если тут было вулканическое извержение? Удар молнии, лесной пожар? Обугленные кости могли попасть в пещеру вместе с водным потоком. Мало ли что могло произойти за десятки тысяч лет! Вот если таких находок в пещере много, если они сосредоточены в одном месте, в сочетании с явными следами длительного пребывания человека, если всё это, судя по геологическому контексту, не было перемешано, а лежит «на своих местах» - только в таком случае можно считать, что огонь здесь, вероятно, разводил именно человек.

Авторы публикации - Паола Вилла из Колорадского университета в Боулдере (США) и Вил Рубрукс из Лейденского университета (Нидерланды) в поисках таких надежных свидетельств провели детальный анализ 141 палеолитического местонахождения. Авторы исследования обратили основное внимание на Европу, где есть большое количество хорошо изученных археологических памятников разного возраста.

Известно, что люди появились на юге Европы более миллиона лет назад (древнейшим местонахождением является в Испании). А на север Европы люди продвинулись более 800 тысяч лет назад (таким возрастом датируется английское местонахождение Хэпписбург / Happisburgh 3).

Поразительно, но при всем этом явные свидетельства использования огня человеком имеют возраст не более 300-400 тысяч лет! Такие датировки получены для двух местонахождений – Бичес Пит (Beeches Pit) в Англии и Шёнинген (Sch?ningen) в Германии.

Более древние свидетельства дружбы европейцев с огнем крайне скудны и ненадежны. Если говорить об открытых местонахождениях – отсутствие следов огня можно списать на кратковременность пребывания людей на них, либо на геологические процессы. Но аналогичная картина наблюдается и в пещерах. Авторы рассматривают 6 известных пещер: Треугольная (Россия), Козамика (Болгария), (Италия), (Испания), (Франция), (Испания).

Особенно удивительно отсутствие следов использования огня на таких богатых археологическими материалами стоянках, как и . В Араго найдено большое количество каменных орудий и костных останков. Следы огня обнаружены в Араго только в верхних слоях, моложе 350 тыс. лет. В нижних же уровнях (начиная с примерно 550 тыс. лет назад) – ни угля, ни обожженых костей… При том, что люди постоянно жили здесь в течение нескольких сотен тысяч лет! В Гран Долина – ситуация такая же, за исключением нескольких углей, которые явно попали сюда снаружи. «Это поразительно», пишут авторы статьи. Получается, что люди обитали в Европе, где зимой бывало совсем не жарко, в течение 700 000 лет, не зная огня!

И только в более поздние эпохи использование огня, судя по археологическим данным, становится обычным делом. В частности, на стоянках неандертальцев найдено большое количество продуктов горения. В качестве топлива употреблялось как дерево, так и кости. И судя по всему, неандертальцы отнюдь не ждали удара молнии или «падения метеорита», они сами умели добывать и хранить огонь.

Особенно интересны находки, говорящие о том, что неандертальцы уже 200 тысяч лет назад не только «грелись у первобытного костра», но и с помощью огня добывали из древесной коры смолу, которую использовали для прикрепления каменных наконечников к деревянным рукояткам (см. фото).

Подобные технологии известны и у африканских древних сапиенсов (стоянка Пиннакл Поинт / Pinnacle Point в Южной Африке, возрастом 164 тысячи лет). Получается, что неандертальцы до такого смогли додуматься раньше, чем сапиенсы. Поэтому говорить о технологическом превосходстве древних сапиенсов, по крайней мере, в области «пиротехники», нет никаких оснований.

А за пределами Европы?

Авторы рассматривают и стоянки древних людей в Азии и в Африке. В Азии, судя по всему, применение огня -также как в Европе - становится обычным делом между 400 и 200 тыс. л.н. Например, в пещере Кесем в Израиле () древесный пепел является главной частью пещерных отложений, сопряженных со следами деятельности человека, т.е. здесь постоянно использовался огонь.

Авторы приводят, однако, одно исключение – местонахождение в Израиле, возрастом 780 тысяч лет. Здесь найдена обугленная древесина и множество маленьких фрагментов орудий (размером до 2 см) с явными следами нагрева. Такие фрагменты обычно остаются, если изготовление орудий происходило вблизи огня. Археологи считают, что подобные микроартефакты со следами горения – лучшие индикаторы того, что когда-то здесь был очаг.

Можно сделать вывод: уже 780 тысяч лет назад некоторые популяции людей использовали огонь, но общечеловеческой эта технология стала гораздо позже.

Этот очаг – вовсе не очаг?…

Теперь - о древнейших следах использования огня в Африке. К таковым относят многочисленные обожженые кости в , ряд находок в и , возрастом 1.5 – 1.6 млн. лет .

По мнению авторов статьи, хотя эти находки сделаны в местах, где жили гоминиды, «нет доказательств, что именно гоминиды использовали этот огонь». Возможно, речь идет об огне природного происхождения. Грозы с молниями в Африке, кстати, случаются гораздо чаще, чем в Европе – пишут авторы.

Очень странно. В Чесованье, вроде бы, даже найден целый … Он тоже появился от удара молнии?

Итак, по крайней мере в Европе люди стали регулярно использовать огонь достаточно поздно, не ранее второй половины среднего плейстоцена. «Это конечно не отвергает возможности случайного и эпизодического использования огня людьми в более древние эпохи».

Но как прожить без огня в Европе?

А вот так. «Мы полагаем, что ранние гоминиды НЕ нуждались в огне для колонизации северных областей», - пишут авторы статьи. Активный образ жизни и богатая белком пища помогали людям переживать холода. Ели они сырое мясо и рыбу (как некоторые современные охотники-собиратели), и видимо это не помешало их мозгам расти.

В конце концов, что мы знаем о выносливости наших далёких пращуров? Может быть, они могли зимой на снегу спать? Ведь современные люди – это «продукт длительной адаптации к изменениям в их рационе и образе жизни», и о том, как изменился наш организм в результате такой адаптации, известно очень мало…

Доподлинно известно, что уже за миллион лет до нашей эры древние люди знали, как можно использовать огонь. Самые ранние свидетельства этого датируются примерно 1.2 млн лет до н.э. Это различные глиняные фрагменты и части оружия или орудий труда. Однако характер обнаруженных останков говорит о том, что скорее всего это был бережно сохраняемый огонь, добытый случайным путем. Например, перенесенный на стоянку из мест открытого горения торфа, извержения вулкана, удара молнии или полученный во время лесного пожара. Естественно, человек изначально не предполагал использовать огонь в своих целях, так как от встречи со стихийными проявлениями огня ничего хорошего быть не могло в силу его разрушительного действия. Вероятно, идея использовать огонь для приготовления пищи или обработки орудий возникла у древних людей, когда они обнаружили что мясо животных, погибших и частично прожарившихся в ходе пожара, гораздо лучше жуется и усваивается, а обожженное в огне дерево становится тверже. Вместе с этим огонь выполнял также охранно-оборонительную функцию, так как отпугивал диких животных. В этот период утрата обретенного огня означала, что какое-то время племя будет обходиться без него до тех пор, пока не представиться возможность снова получить его случайным путем. Антропологи отмечают, что у многих примитивных обществ до сих пор сохранились жестокие наказания за утрату огня племени и различные способы его сохранения.

Итак, как же древние люди добывали огонь? Научиться добывать огонь самостоятельно древний человек смог значительно позднее, около 700 тысяч лет назад. Характер способов добычи огня говорит о том, что они были обнаружены экспериментальным путем в ходе хозяйственной деятельности первобытного человека.

Способы добычи огня древними людьми

Самый популярный способ добычи огня в древности, который и по настоящее время используется рядом племен - это высверливание (рис. 1). Изначально люди просто использовали ладони для того чтобы быстро вращать закругленную палочку (сверло) из твердого дерева в выемке на плоской части дерева более мягкой породы. В результате вращения довольно быстро образуется горячая древесная пыль, которая при высыпании на заранее подготовленный трут воспламеняет его. В более поздние эпохи этот способ был модернизирован. Сначала придумали оборачивать вокруг вертикальной палки ремень, что позволило раскручивать сверло попеременно дергая за разные концы, несколько позже к верхней части палки стали приставлять упор. Еще позже стали использовать лучковое сверло - ремень стали привязывать к концам изогнутого дерева или кости.

Рис. 1 - Добыча огня древними людьми путем высверливания

Второй способ - выскабливание огня (рис. 2). Человек, желающий получить огонь, должен был заранее подготовить на относительно плоской поверхности продольную выемку. После чего начинал быстро водить по этой выемке деревянной палочкой. Довольно быстро на дне выемки образовывалась тлеющая древесная пыль, которой воспламеняли трут (древесная кора, сухая трава).

Рис. 2 - Добыча огня путем выскабливания

Третий способ добычи огня древними людьми, скорее всего, возник при попытках обработки деревянных инструментов - выпиливание огня (рис. 3). По аналогии с предыдущим способом - выскабливанием, огонь добывался путем трения дерева о дерево, но, в отличие от него трение производилось не вдоль волокон, а поперек.

Рис. 3 - Добыча огня древними людьми путем выпиливания

Считается, что четвертый способ - высекание огня (рис. 4) появился значительно позже. Есть гипотеза, что с этим способом древние люди могли познакомиться, обрабатывая кремниевые орудия, путем ударов об кремний. В этом случае высекается искра, которая при определенных условиях могла привести к добыче огня древними людьми таким способом. Однако археологические свидетельства показывают, что даже если такой способ существовал, то он не был массово распространен. Наибольшее распространение получил способ высекания огня ударами кремния о пирит (серный колчедан, железная руда). В этом случае получается горячая искра, которая вполне могла использоваться для получения огня. Впоследствии, именно этот способ стал массовым и повсеместным.

Рис. 4 - Высекание огня древними людьми

Таким образом, из лекции мы узнали, как древние люди добывали огонь , следующими способами:

  • путем высверливания;
  • выскабливание огня;
  • выпиливание огня;
  • высекание огня.

Что мы знаем о времени начала использования огня древним человеком? Научно не обоснованные мифы о поддержании огня австралопитеками. Где был найден древний огонь? Параллельное существование стоянок со следами использования огня и без таковых, начиная с древних Homo 1 700 000 лет назад и вплоть до неандертальцев 30 000 лет назад. Как древние люди умели обходиться без огня даже в самых суровых условиях? Когда и с помощью каких методов научились самостоятельно разводить первобытный огонь? Как Homo sapiens стали полностью зависеть от него? Рассказывает Станислав Дробышевский , антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, научный редактор портала ANTROPOGENEZ.RU: эволюция человека из первых рук .

«Одно из великих достижений человечества – это умение пользоваться огнём. Современные люди, все без исключения, во всех культурах, все народы, все племена, какие бы дикие, примитивные и первобытные они ни были, умеют пользоваться огнём, знают огонь и, более того, зависимы от огня. Никто не живёт без огня, и самые наидичайшие племена знают несколько способов его добывания.

Возникает вопрос – как давно возникла наша жёсткая привязка к этому явлению? Если посмотреть вдаль, то можно увидеть, что у австралопитеков ничего такого не было. Были предположения, что австралопитеки Макапансгата пользовались огнём, потому что в пещере Макапансгат были найдены какие-то чёрные обугленные кости, и камни какие-то вроде бы обугленные, и прослои какие-то вроде бы обугленные. Но потом было доказано, что это окислы какого-то там марганца или магния, чего-то чисто геологического, и к огню никакого отношения не имеющее.

Много было сказано про следы огня в пещере Чжоукоудянь под Пекином. Это одна из самых баянистых тем, когда ещё с 1929 по 1936 годы там были найдены прослойки пепла в трёх слоях толщиной до шести метров. Из чего был сделан вывод, что тамошние древние умели использовать огонь, но не умели его добывать. И, боясь, что он потухнет, подкидывали туда дровишки в течение буквально десятков или чуть ли не сотен тысяч лет, потому что по срокам от нижних слоёв до верхних получается разброс в триста тысяч лет. Понятно, что это у них не пепел торчал там столбом посреди пещеры до потолка, ведь это же все окрестные отложения должны так заполняться. И на эту тему – синантропов, подкидывающих дровишки без конца – было придумано много чего: что у них было разделение труда, что женщины – хранительницы очага, матриархат даже был приплетён, и чего только ни было.

Однако всё это оказалось не так. Потому что, несмотря на то, что в Чжоукоудяне есть следы огня, есть обугленные камни и обугленные кости, но вот эти громадные толщи пепла – это не пепел, а перегнивший ил, который просто замывало в трещины и в отложения, когда там уже никто не жил. Когда вся пещера была забита отложениями, в ней возникали промывы, и сверху с вершины холма туда замывало перегной, и он перегнивал. В итоге получалась такая ерунда, похожая на пепел, потому что это углерод из растений. А углерод – он и есть углерод.

Если обратиться к реальности, не той, что придумали философы, а как обстояло на самом деле, получается, что наиболее древние следы использования огня относятся ко времени порядка 1 700 000 лет назад. Это почти заря рода Homo. Не самая заря, конечно, всё-таки род Homo чуть древнее, может, даже на миллион лет, но тем не менее. Следы найдены в разных местах. Есть стоянки в Африке, например, в Кооби-Фора. И в последующем от 1 700 000 лет и дальше эти следы обнаруживаются везде. К примеру, на Кавказе стоянка Айникаб. Также в Африке есть пещеры и в Европе.

Вместе с тем есть места, где следов использования огня нет. Например, в пещере Сима дель Элефанте (Испания), это самая древняя точка обнаружения людей в Европе с датировкой 1 300 000 лет, там есть отложения с орудиями, но нет никаких кострищ, обожжённых камней и обожжённых костей. Однако есть челюсть с зубами, изолированный зуб человека, по которому был сделан анализ зубного камня. И с этого зубного камня было получено много всего интересного. Например, на нём обнаружено использование зерновых в пищу, но нет частиц дыма, которые обнаруживаются, на зубах более поздних неандертальцев, и нет никаких следов приготовленной на огне пищи. Вся пища сырая. Из чего мы делаем вывод, что люди в Сима дель Элефанте огня не знали. Причём, это 1 300 000 лет, когда в других местах уже давно знали»…