22.02.2019

Классификация паровых котлов. Устройство и конструктивные особенности котла Холмова


Основным направлением деятельности ГК «КАНЕКС» является изготовление и поставка запасных частей к паровым котлам тепловых электростанций и другого котельно-вспомогательного оборудования и трубопроводов. Основными производственными площадками холдинга являются «Щекинский завод котельно-вспомогательного оборудования и трубопроводов», «Кыштымское машиностроительное объединение» и предприятие «Озерскхимпром».

Паровые котлы предназначены для работы в составе энергоблоков ТЭС и ТЭЦ. Срок службы узлов паровых котлов ограничен расчетным ресурсом и определяется условиями эксплуатации оборудования. Во время эксплуатации оборудования тепловых электростанций, периодически отдельные блоки и узлы котлов требуют замены. Это нормальная ситуация даже для самого высококачественного оборудования, ведь разные узлы могут иметь разный срок эксплуатации в силу объективных причин. Специально для таких случаев предприятия нашего холдинга выпускают запчасти и комплектующие для ремонта котлов, и предлагают различные варианты модернизации котельного оборудования.

Типы поставляемых комплектующих к паровым котлам:

1. Каркас котла.

Каркасом котлоагрегата называют металлическую конструкцию, воспринимающую нагрузку от барабана, поверхностей нагрева, обмуровки, площадок и лестниц и других элементов котельного агрегата и передающую ее на фундамент или на строительные кон­струкции здания. Каркас современного котлоагрегата большой паропроизводительности имеет сложную конструкцию и состоит из вертикальных колонн, соединяющих их горизонтальных ферм, балок и диагональных связей. Верх колонн соединяют опорная (хребтовая) балка и потолочное перекрытие. Почти все элементы каркаса: колонны, фер­мы, балки и связи соединяют сваркой, что обеспечивает устойчивость и прочность кар­каса. Только балки, могущие при тепловом расширении или изгибе создавать значитель­ные дополнительные напряжения в колоннах, свободно опираются на каркас и прикреп­ляются болтами через овальные отверстия.

2. Барабан котла.

В котле с естественной или принудительной циркуляцией образование пара происходит в барабане, который представляет собой цилиндрический сосуд диаметром до 1,8 м при толщине стенки до 100 мм и более и длине до 30 м. К барабану присоединено большое количество подъемных и опускных труб циркуляционного контура, подводится питательная вода и присоединяется пароперегреватель. Барабан крепят на каркасе котла с использованием роликовых опор, обеспечивающих свободное расширение барабана при нагревании. Устройства для сепарации пара размещаются внутри барабана.

3. Водоопускные трубы.

Служат для подачи воды в экранные трубы топки из барабана котла. Для изготовления водоопускных труб в основном применяют трубы стали марки 20 диаметром 83-159 мм.

4. Топочные экраны.

Являются составляющими элементами топочной камеры. Топочные экраны имеют одновременно двойное назначение: выполняют роль ограждающих поверхностей и поверхностей нагрева. Экраны котлоагрегатов выполняются обычно из гладких труб, соединенных при помощи сварки. Кроме того, что экраны воспринимают теплоту из топки, они защищают обмуровку стен топки от разрушающего влияния высокой температуры и химического воздействия жидкого шлака. Температура обмуровки за трубами экранов в современных котлоагрегатах не превышает 500 ⁰С, что позволяет облегчить обмуровку и увеличить срок ее службы. Трубы экранов современных котлоагрегатов высокого давления с естественной циркуляцией имеют наружный диаметр 60 мм, котлоагрегатов среднего давления - 83 мм, просвет между трубами - соответственно 4 и 19 мм. Концы экранных труб привариваются к штуцерам горизонтальных коллекторов круглого сечения, изготовляемых из толстостенных труб, или непосредственно к коллектору.

5. Потолочный пароперегреватель.

Является частью конструкции котла. Его относят к радиационным поверхностям нагрева, которые воспринимают теплоту от газов, главным образом за счет излучения. Выполняется из стальных труб диаметром 32-60 мм и толщиной стенки 4-6 мм.

Радиационная часть пароперегревателя, расположенная на стенах и потолке топочной камеры, воспринимает лучистую теплоту и по конструкции мало чем отличается от экранов - состоит из труб, приваренных к коллекторам круглого сечения. В каждой пане­ли радиационной части пароперегревателя пар движется по трубам сначала сверху вниз, а затем через нижний коллектор поступает в другие трубы, по которым направляется вверх. В нескольких местах по высоте труб устанавливают направляющие опоры, прикрепляемые к балкам каркаса; эти крепления не препятствуют вертикальному перемещению труб при изменении их температуры. Крепление горизонтальных потолочных труб также не должно препятствовать их тепловому удлинению. Эти трубы подвешиваются на тягах к потолочному перекрытию каркаса.

6. Ширмовой пароперегреватель.

Это устройство, предназначенное для нагрева пара до температуры сверх насыщения за счет восприятия радиационного тепла из топочной камеры. Конструктивно блок ШПП выполнен в виде многорядных пакетов (ширм), изготовленных из гнутых стальных труб (диаметр труб 32-38 мм), объединенных входной и выходной камерой.

Полурадиационная часть пароперегревателя (ширмы), расположенная в верхней части топки и в горизонтальном газоходе, воспринимает как лучистую теплоту за счет радиации, так и теплоту, передаваемую конвекцией.На пылеугольных котлоагрегатах устанавливают вертикальные ширмы, менее подверженные шлакованию, а на газомазутных - горизонтальные.

7. Конвективный пароперегреватель.

Это устройство, предназначенное для перегрева пара до необходимой температуры за счет восприятия конвективного тепла из топочной камеры. Конструктивно блок КПП представляет собой систему стальных труб (змеевиков), объединенных в входной и выходной камерой. КПП является одним из самых ответственных узлов котла и работает в тяжелых температурных условиях. В зависимости от выходных параметров перегретого пара КПП изготавливается из легированной или высоколегированной стали.

Конвективная часть пароперегревателя расположена в горизонтальном газоходе и в конвективной шахте. В котлоагрегатах среднего давления, в которых на перегрев пара расходуется только 20% всей теплоты, весь пароперегреватель размещается в горизонтальном газоходе.

8. Микроблоки.

Относятся к конвективной части котла и служат для перегрева пара до необходимой температуры за счет восприятия конвективного тепла из топочной камеры. Конструктивно микроблоки представляют собой систему стальных змеевиков объединенных, входной и выходной камерой. Обычно для изготовления микроблоков служат трубы стали марки 12Х1МФ, 12Х18Н12Т.

9. НРЧ, СРЧ, ВРЧ прямоточных котлов.

В прямоточных котлах принято различать в экранах нижнюю (НРЧ), среднюю (СРЧ) и верхнюю (ВРЧ) радиационные части. Для изготовления экранов прямоточных котлов обычно используют трубы с наружным диаметром 32, 38 и 42 мм. Применяют как панели с прямыми вертикальными трубами, так многопетлевые панели. Широкое распространение получили в современных прямоточных котлах одноходовые и многоходовые трубные панели. Нижняя радиационная часть (НРЧ), расположенная в зоне ядра факела, где следует особенно опасаться неравномерного обогрева отдельных труб, выполнена из одноходовых панелей. Верхние ярусы экранов (СРЧ, ВРЧ) имеют многоходовые панели.

10. Водяной экономайзер.

Это элемент котла, предназначенный для предварительного подогрева котловой воды за счет тепла уходящих дымовых газов. ВЭК представляет собой блочную конструкцию, состоящую из рядов пакетов змеевиков, входной и выходной камеры. В современных котлоагрегатах применяют водяные экономайзеры кипящего типа, в которых вода не только доводится до температуры кипения, но и частично превращается в насыщенный пар. Экономайзеры выполняют в виде трубных пакетов, устанавливаемых в конвективной шахте котлоагрегата по ходу дымовых газов за конвективным паропере­гревателем. Пакеты состоят из змеевиков, изготовляемых из труб наружным диаметром от 25 до 42 мм, привариваемых к штуцерам или непосредственно к коллектору.

11. Воздухоподогреватель.

Это устройство, предназначенное для предварительного подогрева воздуха, подаваемого в топку котла для повышения эффективности горения топлива, а соответственно повышения КПД котла. В котлах, работающих на пылевидном топливе, также происходит сушка горячим воздухом из ВЗП. Воздухоподогреватели делятся на два типа: рекуперативные (трубчатые) и регенеративные (вращающиеся).

11.1. Трубчатый воздухоподогреватель.

Трубчатый воздухоподогреватель состоит из отдельных элементов (кубов), в которых вертикальные прямые стальные трубы 51×1,5 или 40×1,5 мм, расположенные в шахматном порядке, приварены своими концами к горизонтальным трубным доскам. Внутри труб движутся дымовые газы, а между трубами в горизонтальном направлении проходит воздух. Обычно по ширине котлоагрегата устанавливают несколько колонок воздухоподогревателя, а по вертикали - по нескольку кубов. Из одного куба в другой воздух переходит по перепускным коробам. Для компенсации теплового расширения воздухоподогревателя устанавливают наружный линзовый компенсатор, привариваемый внизу к верхнему кубу, а вверху - к обшивочной раме. В воздухоподогревателях высотой более 3 м устанавливают дополнительно боковые компенсаторы между верхними трубными досками и наружными стенами конвективной шахты.

11.2. Регенеративный воздухоподогреватель.

На современных котлоагрегатах устанавливаются два или большее число аппаратов регенеративного воздухоподогревателя диаметром 6,8 или 9,8 м, включаемых параллель­но. Каждый аппарат регенеративного воздухоподогревателя состоит из: корпуса, цилиндрического ротора, медленно вращающегося вокруг вертикальной оси воздушных и газовых патрубков, подводящих и отводящих воздух и дымовые газы.

Находящиеся в роторе вертикальные стальные пластины при вращении ротора попе­ременно нагреваются проходящим между ними потоком дымовых газов, а затем в воз­душном потоке охлаждаются и отдают воздуху полученную ими ранее теплоту. Ротор со­стоит из большого числа клиновидных секций, содержащих вертикальные пластины, скрепленные рамкой. Форма пластин обеспечивает образование между ними щелей для прохода попеременно дымовых газов и воздуха. Электродвигатель приводит во вращение ротор через редуктор и цевочное колесо, которое представляет собой расположенные по окружности ротора вертикальные валики (цевки). Такое цевочное зацепление, не являясь жестким, может надежно работать при наличии некоторых неточностей в изготовлении ротора. Во избежание перетекания воздуха в дымовые газы аппарат имеет кольцевое периферийное уплотнение, кольцевое внутреннее уплотнение вокруг вертикального вала и радиальные уплотнения между газовым и воздушным коробами. Все эти уплотнения установлены как в верхних, так и в нижних частях ротора.

12. Конденсационная установка.

Конденсационные котлы работают по принципу, который был известен более ста лет назад. Эффективное использование этого метода началось совсем недавно. Появилась возможность применения при изготовлении котлов отопления сплавов, которые не подвержены коррозии, а также использования различных марок нержавеющей стали.

Вентилятор установлен перед горелкой, который высасывает из газопровода газ, смешивает с воздухом и направляет в горелку рабочую топливную смесь. Удаление дымовых газов осуществляется через коаксиальные дымоходы «труба в трубе», которые выполнены из термостойкого пластика. Управляемый автоматикой насос оптимизирует мощность системы отопления, экономит электроэнергию и снижает шум от циркулирующего в отопительной системе теплоносителя.

13. Пароперепускные трубы.

Являются трубными элементами, работающими под давлением. Изготавливаются из труб диаметром 108-133 мм. Марка применяемой стали и толщина стенки трубы зависят от тех параметров, при которых работает данная труба. Обычно для изготовления пароперепускных труб служат стали марок: 20, 12ХМФ, 12Х1МФ, 15ГС и им подобные.

14. Коллекторы.

Это элементы котла, предназначенные для сбора или раздачи рабочей среды, представляют собой стальную толстостенную сварную цилиндрическую конструкцию и объединяют группу труб. По своему назначению коллекторы разделяются на паровые, водяные, коллекторы пароперегревателя и коллекторы малых диаметров, применяемые, как правило, для экономайзеров. Коллекторы изготавливаются из труб марок сталей: 20, 15ГС, 15ХМ, 12Х1МФ, 15Х1М1Ф.

15. Пароохладители.

Представляют собой теплообменные системы, предназначенные для понижения температуры перегретого пара в котлоагрегате или перед турбиной.

Пароохладители обычно устанавливают в промежуточном коллекторе. В зависимости от места расположения пароохладителей в котле и от вида теплообмена, осуществляющегося в нем, различают радиационные, конвективно-радиационные, ширмовые и конвективные пароохладители. Все пароохладители в зависимости от принципа охлаждения пара подразделяются на поверхностные и впрыскивающие.

В поверхностных пароохладителях используется охлаждение пара путем отвода от пара тепла питательной водой, которая пропускается по трубкам теплообменного аппарата.

Во впрыскивающих пароохладителях используется охлаждение пара путем отвода от пара тепла питательной водой, которая непосредственно впрыскивается в аппарат.

16. Блочные автоматизированные горелочные устройства.

Характеризуются широким диапазоном теплопроизводительности - 10...20000 кВт и предназначены для работы на природном и сжиженном газе, легких жидких топливах и мазуте. В комбинированных горелках сжигаются как газообразные, так и жидкие топлива.

Горелочное устройствопредназначено для сжигания природного и сжиженного газа и оснащено следующей арматурой: шаровым краном для подачи газа; реле давления газа; многофункциональным газовым мультиблоком, в котором имеются фильтр (грязеуловитель), два магнитных клапана, регулятор давления газа. По присоединительному каналу газ поступает в пламенную трубу.

17. Амбразуры горелок.

Являются конструктивной составляющей стен топочных блоков. Выполняют роль конструкции для размещения горелочного устройства котла.

18. Гарнитура котлов.

В газоходах за каждым котлом устанавливают дымовые заслонки (шиберы), с помощью которых регулируют тягу. Люки и лазы служат для осмотра, ремонта или очистки внешних и внутренних поверхностей нагрева. В верхней части топки или газохода котлов, работающих на газообразном или жидком топливе, устанавливают взрывные клапаны, которые служат для предохранения обмуровки топки и котла от разрушения при взрыве.

Контакты:

Устройство водогрейных котлов КВ регламентируется ГОСТ 30735-2001 "Котлы отопительные водогрейные теплопроизводительностью от 0,1 до 4,0 МВт" и распространяется на котлы с рабочим давлением воды до 0,6 МПа (6 кгс/см2) и максимальной температурой воды на выходе из котла до 115 °С, предназначенные для теплоснабжения зданий и сооружений.

Тепловой расчет котлов осуществляется в соответствии с нормативным методом "Тепловой расчет котельных агрегатов." Кузнецов Н.В., Митор В.В. и др. 1973 г.

Гидравлический расчет котлов осуществляется в соответствии с нормативным методом "Гидравлический расчет котельных агрегатов." Балдина О.М. и др. 1978 г.

Аэродинамический расчет котлов осуществляется в соответствии с нормативным методом "Аэродинамический расчет котельных агрегатов." Мочан С.И.

Устройство водогрейных котлов КВ

Водогрейные котлы мощностью до 4,0 МВТ выполняются стальными гладкотрубными горизонтальной компоновки. Котел представляет собой цельный блок состоящий из двух частей топочной и конвективной. Топочная часть - состоит из стальных панелей: боковых, потолочной, фронтовой и задней. В топочной части котла на топке происходит процесс горения топлива, излучаемое тепло, с помощью конвективного и радиационного теплообмена передается панелям и нагревает теплоноситель (воду). Для повышения теплопередающей способности топочных панелей они выполняются газоплотными (между труб вваривается стальная полоса). В топочной части котла температура горячих газов в зависимости от вида топлива достигает 1000 - 1200 С. На выходе из топки температура уменьшается до 800 С.

После топочной части котла горячие газы поступают в конвективный блок состоящий из конвективных секций. Конвективные секции - это панели из стояков и вваренных в них труб. В конвективном блоке температура горячих газов снижается до 180 -200 С. Для усиления теплопередачи в конвективном блоке котла трубы располагаются в шахматном порядке, и устанавливается перегородка. Газы совершают опускное и подъемное движение и выходят сверху котельного блока.

Устройство изоляции водогрейных котлов должно обеспечивать отсутствие присосов наружного воздуха в котельный блок и температуру обшивки котла не более 50С. Для этого выполняют изоляцию трубной системы минеральными плитами ПТЭ и устанавливают декоративную обшивку из стальных листов, устанавливаемую на каркас.

Очистка конвективных панелей котла от сажи и золовых отложений осуществляется через люки в изоляционной обшивке котла. При правильной эксплуатации котельной установки, грамотной настройке тяги и дутья, следовании рекомендациям завода изготовителя, золовые и сажистые отложения на панелях котла не образуются.

Устройство гидравлической системы водогрейного котла

Гидравлическая схема водогрейного котла должна обеспечивать нагрев теплоносителя (воды) на 25 С. Расчетный диапазон температуры воды в котле 115-90 С, либо 95-70 С.

Кроме того, гидравлическая схема должна обеспечивать скорости движения воды минимилизирующие накипеобразование и исключающие образование застойных зон. Для этого в коллекторах котла устанавливаются перегородки, направляющие движение воды в котле, и обеспечивающие необходимую скорость. В различных моделях водогрейных котлов КВ вход и выход воды возможен в коллекторе топочной камеры, верхние или нижние коллектора конвективных панелей, при этом расположение входа-выхода не влияет на температурный напор и легко меняется в зависимости от техзадания заказчика, в соответствии с схемой его котельной.

Для удаления образующегося в процессе эксплуатации в трубной части котла шлама в нижних коллекторах предусмотрены дренажи. Для удаления воздуха в верхних коллекторах устанавливаются воздушники.

Для обеспечения безопасных условий эксплуатации и расчетных режимов работы водогрейные котлы оснащаются предохранительной и запорно-регулирующей арматурой, контрольно-измерительными приборами и приборами безопасности. Запорная арматура служит для отвода воды из котла в тепловую сеть, подвода обратной воды в водогрейный котел, слива воды из котла, для периодической продувки и удаления шлама. Контрольно-измерительные приборы, термометры и манометры обеспечивают измерение давления и температуры на входе и выходе воды из водогрейных котлов.

Устройство твердотопливных водогрейных котлов КВ

В зависимости от мощности котла твердотопливные котлы могут быть с ручными и механическими топками:

  • топкой ОУР
  • колосниковой топкой
  • топкой с поворотными колосникам РПК
  • топкой ЗП РПК с забрасывателем ЗП и поворотными колосниками
  • топкой ТШПМ
  • топкой ТЛПХ
  • топкой ТЛЗМ

Устройство газовых и жидкотопливных водогрейных котлов

Газовые и жидкотопливные водогрейные котлы КВа могут работать с различными видами горелочных устройств импортного и отечественного производства, для этого на фронтальной плите изготавливаются отверстия и крепления под подобранную горелку.

Цилиндрическая часть котла является продолжением топки и состоит из нескольких (обычно из трех) склепанных или сваренных между собой стальных барабанов. В ней размещают дымогарные и жаровые трубы. Материалом для барабанов служит котельная сталь. Толщина листов до 20 мм. Соединяются барабаны между собой несколькими способами:

а) ступенчатым, причем диаметр среднего барабана меньше диаметров двух крайних;

б) телескопическим, когда барабаны последовательно вставлены один в другой;

в) сварным — барабаны имеют один диаметр и приставляются встык один к другому (рис. 14).

В передней части цилиндрической части установлена передняя трубная решетка, которая предназначена для укрепления в ней передних концов дымогарных и жаровых труб. На современных паровозах передняя трубная решетка представляет собой диск, который вырезан из котельного железа. Передняя решетка крепится в барабане заклепочным или сварным швом (рис. 15).

На втором барабане установлен паровой колпак. Горячие газы из огневой коробки по трубам протекают в дымовую камеру, отдавая при этом часть своего тепла воде, которая омывает трубы снаружи, и пару, протекающему по элементам пароперегревателя.

Пар, который образовался в котле, поднимается в верхнее не заполненное водой паровое пространство и паровой колпак. Высота парового пространства составляет 1/5 —1/7 диаметра котла. Чем больше паровое пространство, тем равномернее происходит процесс отбора пара из котла и спокойнее парообразование, следовательно, суше отбираемый пар.

Теплопередача в цилиндрической части котла менее интенсивна, чем в огневой коробке. Это связано с тем, что разность температур газов в топке и воды в котле выше, чем в трубчатой части. В топке тепло передается лучеиспусканием, а в трубчатой части за счет конвекции, т. е. соприкосновения горячих газов со стенками труб.

Дымогарные (рис. 16) и жаровые трубы служат для отвода продуктов сгорания из топки паровоза и одновременно образуют поверхность нагрева котла. Жаровые трубы служат также для размещения в них элементов пароперегревателя. Дымогарные и жаровые трубы изготовляют цельнотянутыми, бесшовными из малоуглеродистой стали. Для укрепления труб в решетках котла сверлят цилиндрические отверстия. При этом в передних решетках диаметры отверстий делают на 3—4 мм больше наружного диаметра труб, чем облегчается постановка и удаление труб во время ремонта. В задних же трубных решетках отверстия для труб делают меньше их наружного диаметра: у дымогарных—на 9—11 мм, а у жаровых — на 9—20 мм.

Перед постановкой труб в котел передние концы их раздают, а задние обжимают до размеров отверстий в трубных решетках. Обжатие задних концов труб улучшает циркуляцию воды у поверхности задней трубной решетки и позволяет лучше очищать ее от накипи при промывках котла. Раздача и обжатие отверстий для дымогарных и жаровых труб в передней и задней трубных решетках производятся с таким расчетом, чтобы трубы в котле расходились веером в сторону передней решетки вверх и в стороны от вертикальной оси. Это необходимо для того, чтобы обеспечить более свободное размещение труб в котле и улучшить выход газов из огневой коробки. Кроме того, из-за большего диаметра труб в передней части для их расположения требуется больше места.

Перед постановкой в котел дымогарные и жаровые трубы со стороны задней решетки обжимают двухступенчатым способом, а со стороны передней решетки раздают. Подробно о приемах обжатия, раздачи и применяемых инструментах будет сказано в разделе о ремонте паровозного котла.

Для лучшего укрепления концов дымогарных и жаровых труб в отверстия задней решетки ставят медные прокладные кольца и развальцовывают их, потом в отверстия вводят концы труб, которые также развальцовывают (рис. 17).

Затем концы труб, выходящие из решетки, отгибают на 45° и отбортовывают. Далее борты труб приваривают к решетке (рис. 18), когда котел наполнен подогретой до t = 40-60° С водой.

В передней решетке трубы устанавливают без медных прокладных колец, не отбортовывают и не обваривают; выступающие передние концы дымогарных и жаровых труб развальцовывают и отгибают на конце.

Дымогарные трубы на большинстве современных паровозов располагают в шахматном порядке по вершинам ромба вертикальными рядами, кроме того, их размещают между рядами жаровых труб и по краям решетки.

Паровой колпак (рис. 19) представляет собой резервуар, который является наивысшей точкой парового пространства, служит сборником наиболее сухого пара и установлен на втором барабане цилиндрической части котла. Из парового колпака пар отбирается в паровую машину. На паровозах Эм, паровой колпак изготовлялся клепаным, на паровозах, Э р изготовлен штампованным на прессе из цельного листа котельной стали толщиной от 15 до 20 мм. Сверху паровой колпак закрывают крышкой, которая ставится на медном прокладном кольце и укрепляется с помощью шпилек и гаек.

В целях уменьшения потерь от внешнего охлаждения паровозный котел, за исключением дымовой коробки, покрыт слоем теплоизоляции. Для изоляции паровозного котла применяют асбест, диатомит и известь, которые обладают низкой теплотворной способностью. Теплоизоляционный материал делают в виде плит толщиной от 40 до 60 мм. Крепят плиты к котлу с помощью проволочного каркаса, а зазоры между решетками заделывают вулкани-товой обмазкой.

Перед покрытием изоляционным материалом поверхность котла окрашивают. На наружную поверхность топки сначала наносят асбестовую подмазку, а затем кладут вулканитовые асбоцементные плиты. В местах, где нельзя уложить плиты, накладывают слой изоляционной обмазки при давлении пара в котле 0,2— 0,3 МПа.

Поверх изоляционного слоя паровозный котел покрывается обшивкой из листового железа толщиной до 1,5 мм. Обшивка котла защищает изоляционный слой от повреждения. Крепят обшивку стойками, приваренными к стенкам котла, а затем поясами из полосового железа и винтами.


Дымовая коробка (рис. 20) предназначена для размещения в ней конуса, паровпускных и паровыпускных труб, искрогасительтелных приборов, коллектора, пароперегревателя и сифона, а также является камерой, где образуется разрежение, необходимое для создания притока воздуха к колосниковой решетке и для интенсивного сгорания топлива.

Размеры дымовой коробки должны быть достаточными для размещения указанных элементов и, кроме того, оставался бы необходимый свободный объем для прохода газов и создания равномерной тяги.

Дымовая коробка —это сварная или клепаная конструкция и состоит из двух листов: верхнего толщиной 13 мм и нижнего толщиной 17 мм, образующих цилиндрический барабан. Нижняя часть дымовой коробки изготовлена из более толстых листов для придания опорной части котла прочности и жесткости. Для предупреждения коробления и прогорания нижнего листа дымовой коробки от скопления внизу ее изгари к нему приклепывается или приваривается предохранительный лист толщиной до 20 мм.

Спереди дымовая коробка закрыта фронтонным листом или передней стенкой, в которой имеется дверца диаметром до 1500 мм для производства текущего ремонта и осмотра размещенного в нем оборудования.

Для очистки дымовой коробки от изгари внизу устроена мусороочистительная труба 16 диаметром 180 мм с задвижкой, заключенной между фланцами трубы.

Дымовая коробка паровозов Л, Е а,м, Э р оборудована самоочищающимся искрогасительным устройством, где отводящие из дымогарных и жаровых труб газы, ударяясь о вертикальный отражательный щит, создают вихревое движение и, проходя через искрогасительную сетку, направляются в дымовую трубу. Крупные частицы изгари отбиваются от сетки и подвергаются дальнейшему размельчению в общем потоке газов, в результате чего поток газов как бы выметает мелкие частицы изгари.

Дымовая труба 5 установлена наверху дымовой коробки и служит для отвода продуктов сгорания и отработавшего пара в атмосферу.

Нижняя часть трубы, которая расположена в дымовой коробке, соединяется с расширяющимся книзу раструбом 3 для направления струн отработавшего пара и продуктов сгорания топлива. В барабане дымовой коробки предусмотрены специальные вырезы для установки дымовой трубы, конуса, паровпускных и паровыпускных труб.

Объем дымовой коробки влияет на пульсацию газов при выхлопах пара из конуса: чем больше объем, тем меньше пульсация, тем более равномерное горение топлива.

Дымовая коробка соединяется призониыми болтами с седлообразным фланцем цилиндрового блока и служит жестким креплением котла с рамой паровоза.

В дымовой коробке создается искусственная тяга газов за счет выпуска отработавшего пара в паровой машине через конус и дымовую трубу, поэтому герметичность камеры имеет исключительно важное значение.

Разгерметизация дымовой коробки определяется следующим образом: открывают сифон на полную мощность и с помощью факела обходят места возможного подсоса воздуха через неплотности. Такие места отмечают мелом и при ремонте паровоза устраняют с помощью заварки и замены неисправных болтов и деталей. Для герметизации большой дверцы между ней и обвязочным угольником дымовой коробки прокладывают асбестовый картон. Чтобы не было подсоса наружного воздуха в дымовую коробку, неплотности между парорабочими трубами и кромками отверстий в дымовой камере уплотняют стальными заделками с асбестовыми прокладками.

Плотность соединений паровпускных труб и элементов пароперегревателя с коллектором проверяют на горячем паровозе пуском пара, так как пропуск его ухудшает разрежение в дымовой коробке. Хорошая герметичность дымовой коробки способствует интенсивному горению топлива, экономному расходованию его и высокой паропроизводительности котла паровоза.

Устройство паровых котлов


К атегория:

Общие сведения о кранах и котлах

Устройство паровых котлов


На краны устанавливают паровые котлы исключительно вертикального типа с дымогарными или кипятильными трубами. По производительности эти котлы могут быть отнесены к группе котлов малой мощности. На рис. 6 изображен паровой вертикальный с дымогарными трубами котел, устанавливаемый на кране ПК-ЦУМЗ-15.

Рис. 6. Котел с дымогарными трубами крана ПК-ЦУМЗ-15:
А -топка; В -водяное пространство; В -паровое пространство; Г-расширенные проходы между трубами; Д -шуровочнос отверстие; Е - дымовая коробка; 1 - лист топки; г -огневая решетка; 3 -грязевое кольцо; 4 -наружная обечайка; 5 -дымовая решетка; 6 - дымогарные трубы; 7 - шуровочная дверца; S - отражательный лист; 9 - колосники; 10 - промывочный люк; 11 - люк-лаз; 12 - обмуровка котла; 13 - зольник; 14 - искроуловительная сетка; 15 - обечайка шуровочного отверстия; 16 - дутьевое устройство; 17 - контрольная пробка; 18 - рычаг управления колосниками; 19 - лапа котла



-

Аналогичного типа котлы, имеющие лишь другие данные и размеры, установлены на кранах ПК-6.

Основными частями этого котла являются: топка, в которой происходит сгорание топлива; цилиндрическая часть котла, образующая водяное и паровое пространства, где испаряется вода, превращаясь в пар; дымовая камера, куда направляются газы из дымогарных труб и из которой через дымовую трубу они выходят в атмосферу.

Топка котла образуется из топочного листа, свальцованного в цилиндрический барабан, и огневой решетки. Топочный лист и огневая решетка сделаны из листовой топочной стали марки 15К.

Огневая решетка изготовлена штамповкой и представляет собой диск с отогнутыми вниз краями, соединенными с топочным листом.

Цилиндрическую часть котла образует свальцованный в барабан котельный лист из стали марки 20К. Кромки цилиндрических барабанов, решеток и элементов котла соединены между собой в стык при сварном соединении.

Рис. 7. Промывочный люк

Барабан цилиндрической части котла имеет несколько больший диаметр, чем топка, благодаря чему топка, входя в барабан, образует нижнюю часть водяного пространства.

Внизу, между цилиндрическим барабаном котла и топкой, расположено грязевое кольцо, изготовленное из стали марки Ст. 3 прямоугольного сечения; концы кольца свариваются в стык. Посредством этого кольца цилиндрическая часть котла соединена стопкой; котел установлен на поворотной раме крана и укреплен лапами.

Топливо забрасывается в топку на колосниковую решетку через отверстие в наружном листе нижней части котла и в листе самой топки. Кромки этих отверстий отгибаются и в месте стыка свариваются, образуя шуровочное отверстие. Снаружи оно закрыто массивной чугунной литой дверкой.

Отражательный лист, прикрепленный на стойках к внутренней стороне шуровочной дверки, служит для предохранения ее от чрезмерного нагревания.
Для промывки и очистки котла в наружном листе образованы два ряда промывочных люков, устройство которых показано на рис. 7.

Первый ряд люков расположен над грязевым кольцом и служит для очистки водяного пространства от грязи и шлама, оседающих на кольцо, второй ряд размещен на уровне огневой решетки и служит для промывки и очистки ее поверхности.

Чтобы облегчить очистку котла, ремонт и осмотр его внутренней части с противоположной шуровочному отверстию стороны топки несколько выше уровня огневой решетки расположен люк-лаз (рис. 8) размером 300 X 400 мм.

Рис. 8. Люк-лаз:
1 -наружный лист котла; 2 - усиливающее кольцо окна лаза; 3 - прокладка; 4 - крышка лаза; 5-шпилька; 6 - скоба люка

В отверстиях огневой и дымовой решеток закрепляются концы дымогарных труб (рис. 9); в одну из труб ставится контрольная пробка, сплав которой при снижении уровня воды ниже допустимого выплавляется. Дымогарные трубы увеличивают поверхность нагрева. Чем больше труб, тем больше общая поверхность нагрева и тем больше пара будет давать котел. В рассматриваемом котле крана ПК-ЦУМЗ-15 имеются 122 дымогарные трубы.

Для облегчения доступа к дымогарным трубам, расположенным в центральной части котла, их размещают в виде четырех пучков, отделенных между собой двумя взаимно-перпендикулярными расширенными проходами.

Расстояние между центрами двух соседних труб называется шагом расположения труб, а тело решетки между двумя отверстиями под трубы - перемычкой, или мостиком.

Мостики, в особенности в огневой решетке, вследствие больших температурных воздействий являются наиболее уязвимым местом, в котором чаще всего появляются трещины. Поэтому за состоянием мостиков необходимо внимательно следить при эксплуатации котла, а при ремонтах не уменьшать их величину.
Верхний конец труб развальцовывается на больший диаметр, а нижний, наоборот, подкатывается на меньший диаметр, благодаря чему при смене или ремонте они достаточно легко вынимаются кверху даже в том случае, если на их поверхности имеется небольшой слой накипи. Уменьшенного диаметра нижние концы труб, кроме того, можно закрепить в огневой решетке при помощи прокладных колец из мягкой отожженной [красной меди. Такие кольца не только уплотняют соединения, но и предохраняют кромки отверстии решетки от повреждений.

Нижний конец дымогарных труб ставят в отверстие огневой решетки с таким расчетом, чтобы он выступал в сторону огня на 8 мм; после постановки трубы выступающий конец ее отбуртовывают и в обязательном порядке обваривают.

Верхние концы дымогарных труб также выступают за пределы решетки на величину 10-15 мм; их уплотняют развальцовкой изнутри. В верхней части котла установлена дымовая коробка, выполненная из листовой стали толщиной 4-5 мм. Чтобы облегчить доступ к решетке и дымогарным трубам (для очистки), цилиндрическая часть дымовой коробки имеет лючки или отъемный верх.

В нижней части топки установлена колосниковая решетка, на которой лежит слой горящего топлива.

Рис. 9. Дымогарная труба: 1 - труба; 2 - медное прокладное кольцо; 3 - контрольная пробка

Колосниковая решетка состоит из отдельных колосниковых плит, в теле которых сделаны щели для прохода воздуха. Она устанавливается так, чтобы слой горящего топлива располагался несколько выше уровня грязевого кольца. Это позволяет избежать чрезмерного перегрева листа топки в случае скопления на грязевом кольце слоя шлама. От величины живого сечения (сумма всех щелей в колосниках) колосниковой решетки зависит скорость потока воздуха и интенсивность сгорания топлива. Обычно в колосниковых решетках крановых котлов жи-полной площади решетки.

Отдельные плиты колосниковой решетки выполнены подвижными, они поворачиваются на горизонтальных цапфах. Это облегчает очистку решетки от шлака. При помощи рычагов такие плиты занимают наклонное положение, в результате слой шлака разрыхляется, взламывается и сбрасывается в зольник.

Чтобы усилить тягу в дымовой коробке котла, установлен сифон - кольцеобразная трубка с отверстиями, в которые при необходимости подается пар. Кроме того, применяется дутьевое устройство, имеющее вид фасонного рожка с тремя соплами, направленными кверху. Отработавший в паровой машине пар направляется в это устройство и, выходя через сопла, образует вдоль дымовой трубы веерообразный поток, создавая в ней дополнительное разрежение, в результате чего приток воздуха, проходящего через колосниковую решетку, усиливается.

Для уменьшения тепловых потерь цилиндрическая поверхность котла снаружи покрыта (обмурована) слоем (в 30-40 мм) асбестогли-няной массы.

Обмуровочная масса на поверхность котла может быть нанесена горячим способом следующим образом. В котле поднимают давление пара до 3-4 кГ/см2, а затем на поверхность котла наносят слой жидкого асбеста и по мере высыхания - слой асбестоглиняной массы. Обмуровка котла может быть выполнена и холодным способом, в этом случае котел после обмуровки немедленно обшивают кровельным железом и выдерживают его неподвижно в течение не менее суток.

Равномерная толщина слоя обмуровки и укрепление обшивки достигаются тем, что на котел ставится несколько так называемых маячных колец, отстоящих от цилиндрической части котла на величину толщины обмуровочного слоя. К этим маячным кольцам специальными поясами прижимается наружная обшивка котла.

На ряде кранов, в том числе на кранах грузоподъемностью 7,5 т завода им. Январского восстания, установлены котлы с кипятильными трубами.

Котел с кипятильными трубами (рис. 10) состоит из наружного вертикального барабана, закрытого сверху штампованной крышкой. Внутри барабана расположена жаровая труба, верхняя часть которой постепенно суживается и переходит в дымогарную трубу. Для предохранения барабана от быстрого прогорания с внутренней стороны вставлена предохранительная труба, образующая кольцевое газовое пространство. Внутри предохранительной трубы помещен пароперегреватель в виде трубчатого двухрядного змеевика.

Для увеличения поверхности нагрева в жаровую трубу вварены две пары кипятильных труб, расположенных параллельно друг другу. В нижней части жаровая труба соединена с наружным барабаном грязевым кольцом.

Вваренная в наружный барабан и жаровую трубу круглая обечайка образует шуровочное отверстие, закрываемое чугунной литой дверцей с отражательным листом.

Котел посредством опорного грязевого кольца устанавливается и крепится к раме крана, в которой смонтирован литой противовес, являющийся одновременно зольником котла; на этот противовес уложены колосники, образующие колосниковую решетку.

Для устранения перегревов стенок в зоне грязевого кольца на колосники уложена футеровка, выполненная из шамота.

Для осмотра и ремонта котла сделан специальный лаз, а против каждой из кипятильных труб установлены смотровые люки. Около грязевого кольца имеются три малых промывочных люка для очистки и удаления шлама из нижней части котла.

Нижняя часть жаровой трубы и колосниковая решетка образуют топку котла.

Пространство между жаровой трубой и наружным барабаном, а также внутренняя часть кипятильных труб составляют водяной объем, а пространство между наружным барабаном и дымогарной трубой - паровой.

Рис. 10. Вертикальный паровой котел с кипятильными трубами:
1 -наружный барабан; 2 -жаровая труба; 3 -грязевое кольцо; 4 - кипятильная труба; 5 -змеевик пароперегревателя; 6 - пароотборная труба; 7 - дымогарная труба; 8 -дымовая труба; 9 - предохранительная труба; 10 -туровочная дверца; 11 - футеровка; 12- колосники; 13 - прогивовес-зольник; 14 - опорное кольцо

В горловине жаровой трубы установлены две контрольные пробки, подающие сигнал в случае понижения уровня воды ниже допустимого предела.
Внутри парового пространства помещена труба, по которой пар поступает в верхнюю часть змеевика пароперегревателя и, пройдя по нему, выходит в пароподающую магистраль.

Здравствуйте! В зависимости от конструктивных особенностей парообразующих поверхностей нагрева различают газотрубные и водотрубные котельные агрегаты.

Газотрубный котлоагрегат представляет собой цилиндрический барабан, внутри которого параллельно оси размещаются 1-2 трубы диаметром d = 0,6-1 м (жаротрубные котлы) или большое количество труб малого диаметра d = 50-60 мм (котлы с дымогарными трубками). Дымовые газы из топки поступают внутрь труб, которые снаружи омываются кипящей водой. Образующийся водяной пар из верхней части барабана направляется в пароперегреватель или непосредственно потребителю. Эти котлоагрегаты имеют ряд существенных недостатков (большой удельный расход металла, ограниченная производительность, низкие параметры пара), поэтому применяются относительно редко.

Водотрубные котлы представляют собой водотрубные теплообменники с естественной или принудительной циркуляцией. Процесс парообразования в них происходит внутри труб, которые снаружи обогреваются дымовыми газами. Котлы с естественной циркуляцией выполняются главным образом в виде вертикально — водотрубных конструкций.

Особенностью этих установок является наличие одного или нескольких барабанов, к которым присоединяют вертикальные изогнутые трубы, образующие испарительные поверхности нагрева. Эти котлы имеют небольшой расход металла на единицу паропроизводительности и высокие параметры пара. На рис. 1. показан двухбарабанный вертикально — водотрубный котел ДКВР-2,5-13 с камерной топкой для сжигания природного газа.

Паропроизводительность котла 2,5 т/ч, давление пара 1,3 МПа, температура перегретого пара 350 °С.

Котлы этого типа имеют производительность от 2,5 до 35 т/ч, их устанавливают в котельных промышленных предприятий. Котел имеет верхний барабан 1 и нижний барабан 3, которые соединены вертикальными кипятильными трубами 2. В топочной камере 5 расположены два боковых экрана, которые образованы кипятильными трубами 6, соединяющими верхний барабан с нижними боковыми коллекторами 4.

Котельный агрегат высокого давления ПК-19 (паропроизводительность 120 т/ч, давление пара 10 МПа, температура пара 510 °С) предназначен для работы на антрацитовом штыбе и каменных углях (рис. 2.).

Особенность этого типа котлов состоит в том, что они имеют лишь один барабан с выносными циклонами для разделения воды и пара. Стены топки полностью покрыты экранными трубами.

Вода из барабана 1 и из выносных циклонов 2 опускается по трубам, расположенным снаружи обмуровки, в нижние коллекторы экранов. В конвективной шахте котельного агрегата, кроме двух ступеней водяного экономайзера 6, помещаются также две ступени воздухоподогревателя 7. Подаваемый вентилятором воздух проходит между трубами воздухоподогревателя последовательно через первую и вторую ступени, а газы - сверху вниз внутри труб. Подогретый воздух подается к горелкам, расположенным на боковых стенках топочной камеры. Сюда же вместе с первичным воздухом подается пыль из системы пылеприготовления.

Пароперегреватель котельного агрегата помещается в горизонтальном газоходе, соединяющем топку с конвективной шахтой. Пар из барабана котельного агрегата по трубам, идущим под потолочным перекрытием, направляется в пароохладитель 4 пароперегревателя 5, в котором за счет частичной конденсации пара питательной водой осуществляется регулирование температуры перегретого пара. Из пароохладителя пар поступает в змеевиковые трубы перегревателя и затем в выходной коллектор 3.

На рис. 3. представлена схема прямоточного двухкорпусного парогенератора сверхкритического давления марки ТПП-110 для блоков 300 тыс. кВт производительностью 950 т/ч с давлением пара 25 МПа, температурой перегретого пара 585 °С и промежуточным перегревом пара до 570 °С.

Котельный агрегат имеет П-образную компоновку и состоит из двух рядом стоящих корпусов, идентичных по размерам и конфигурации. Они отличаются один от другого только тем, что в одном корпусе размещена большая часть первичного пароперегревателя, а в другом- меньшая его часть и весь вторичный пароперегреватель.

Общая высота котлоагрегата составляет 50 м. Топка этого агрегата состоит из камеры горения 1 с жидким шлакоудалением и с футерованными экранами и из камеры догорания 2 с открытыми вертикальными экранами 3. Выйдя из топки, дымовые газы проходят через пароперегреватель, состоящий из радиационной части 4 и конвективной части 6, и далее через конвективные поверхности нагрева котла (переходную зону 7, водяной экономайзер 8 и воздухоподогреватель 9).

Пар, подлежащий вторичному перегреву, из турбины поступает в радиационную часть 4 вторичного пароперегревателя, расположенного во втором корпусе котлоагрегата, затем направляется в обогреваемый первичным паром теплообменник 5, предназначенный для регулирования температуры пара, далее в конвективную часть пароперегревателя 6 и в турбину. Дополнительное регулирование температуры перегретого пара осуществляется впрыскивающими пароохладителями, а также изменением распределения количества сжигаемого топлива по топкам обоих корпусов.

Крупным парогенератором является котельный агрегат типа ТПП-200 (таганрогский, прямоточный, пылеугольный, модель 200) паропроизводительностью 700 кг/с (2500 т/ч), спроектированный для сжигания пыли АШ или природного газа. Парогенератор предназначен для обеспечения паром турбоагрегата мощностью 800 МВт.

Основные данные технической характеристики котельного агрегата ТПП-200 (рис. 4.) следующие: давление пара 25 МПа, температура первичного перегрева пара 565 °С, вторичного - 570 °С, температура питательной воды 271 °С, расход топлива 75,5 кг/с.

Котлоагрегат выполнен из двух симметричных корпусов. Топочная камера каждого корпуса имеет призматическую форму и разделена по высоте пережимом, образованным трубами фронтового и заднего экранов, на две части: предтопок 1 и камеру охлаждения 3.

В нижней части - предтопке сжигается топливо, в верхней охлаждаются дымовые газы. На фронтовой и задней стенах предтопка в два ряда установлены 24 пылегазовые горелки 2. Объемное тепловое напряжение предтопка 460 кВт/м3, а всей топки - 160 кВт/м3. Все стены пред-топка и камеры охлаждения экранированы. В верхней части камеры охлаждения расположен ширмовой пароперегреватель высокого давления 5.

В каждом корпусе имеются четыре пароводяных потока. По ходу воды включены водяной экономайзер 4, разделительная стенка, подвесная система конвективной шахты и топочные экраны. Последние в свою очередь состоят из последовательно включенных поверхностей: подовых панелей, панелей нижней радиационной части, двухсветных топочных экранов и панелей верхней радиационной части.

Особенность данного парогенератора состоит в газовом регулировании температуры промежуточного перегрева пара с помощью байпасного газохода и последовательно-параллельном включении воздухоподогревателей. Конвективная шахта каждого корпуса в плане разделена на три параллельных газохода. В центральном газоходе (байпасном) расположены два пакета водяного экономайзера, а в боковых газоходах - последовательно по ходу газов конвективный пакет пароперегревателя высокого давления 6 и два пакета пароперегревателя низкого давления (промежуточного перегрева) 7.

В котлоагрегате предусмотрено жидкое шлакоудаление. Предварительная очистка газов от летучей золы производится в батарейных прямоточных циклонах, а окончательная - в электрофильтрах. Каркас котлоагрегата металлический. Обмуровка стен топочной камеры и конвективной шахты облегченная, многослойная.

Конструкция котельного агрегата разработана в блочном исполнении. Это означает, что на монтажную площадку поставляются заводские блоки, количество которых только для поверхностей нагрева составляет 856 штук при максимальной массе одного блока 24,7 т. Исп. литература: 1) Сидельковский Л.Н., Юренев В.Н. Парогенераторы промышленных предприятий. –М.: Энергия, 1978. 2) Теплотехника, Бондарев В.А., Процкий А.Е., Гринкевич Р.Н. Минск, изд. 2-е,"Вышейшая школа", 1976.