26.09.2019

Ндс при импорте товаров из стран таможенного союза. Торговля со странами из еаэс: нулевая ставка и «ввозной» ндс


  1. Порядок уплаты НДС при импорте товаров в Россию из стран ЕАЭС.
  2. Документальное подтверждение операций по ввозу товаров.
  3. Принятия НДС к вычету российской стороной – спорные моменты.

С 2015 года действуют и применяются на практике положения Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС ) от 29.05.2014, заключенного между Российской Федерацией, Белоруссией, Казахстаном, Арменией и Киргизией, которая присоединилась к ЕАЭС с 12.08.2015. Напомним, что ЕАЭС пришел на смену ранее действовавшему Таможенному союзу.

При этом порядок взимания НДС при взаимной торговле товарами между хозяйствующими субъектами государств-членов ЕАЭС регламентирован Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением №18 к вышеуказанному Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 (далее – Протокол ).

Соответственно с 1 января 2015 года не применяются положения действующих ранее международных соглашений о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенных Россией с указанными государствами.

1. Общий порядок уплаты НДС при импорте товаров в Россию из стран ЕАЭС

По общему правилу российские организации-покупатели обязаны уплатить НДС по ставке 18 % (либо 10%) при ввозе товаров из стран-участников ЕАЭС, за исключением освобожденных от налогообложения товаров согласно статье 150 НК РФ. Например, не уплачивается НДС при ввозе в Россию технологического оборудования, в том числе комплектующих и запасных частей к нему, аналоги которого не производятся в Российской Федерации.

При этом обязанность по уплате НДС со стоимости ввезенных товаров распространяется также на тех российских организаций-покупателей, которые применяют специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД и др.)

Кроме того, в отличие от общего порядка уплаты НДС при импорте товаров из-за границы, когда «ввозной» налог уплачивается российскому таможенному органу, при ввозе на территорию России товаров из государств-членов ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) НДС подлежит уплате налоговому органу по месту учета российской организации-покупателя.

Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет импортируемых товаров и выступает как цена сделки, подлежащая уплате поставщику по условиям контракта. Причем если стоимость товаров выражена в иностранной валюте, то российская организация должна пересчитывать валютную стоимость товаров в рубли на дату принятия их к учету.

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных из стран ЕАЭС товаров, российская организация-покупатель должна уплатить НДС в бюджет и представить в налоговый орган специальную декларацию по косвенным налогам. При этом в случае, когда в российской организации за предшествующий календарный год числится 100 и менее работников, такая специальная декларация может быть подана в налоговый орган на бумажном носителе.

2. Документальное подтверждение российской организацией операций по ввозу товаров на территорию Российской Федерации

Важной особенностью осуществления операций по импорту товаров из стран ЕАЭС на территорию России является то, что вместе со специальной декларацией по косвенным налогам российская организация-покупатель обязана представить в налоговый орган определенный пакет документов, а именно:

  • Контракт , на основании которого российской организацией приобретены ввезенные из стран ЕАЭС товары. При этом в случае, когда товары приобретены через посредника (агента, комиссионера и др.), следует представить в налоговый орган соответствующий договор комиссии (агентский договор).
  • Счета-фактуры , оформленные поставщиком из стран-участников ЕАЭС при отгрузке товаров на территорию Российской Федерации.
  • Товаросопроводительные и транспортные документы в подтверждение перемещения импортируемых с территории государств ЕАЭС товаров (при условии, если указанные документы оформлялись). При этом такими документами могут выступать товарно-транспортные накладные, международные товарно-транспортные накладные (CMR), железнодорожные накладные и др.
  • Выписка банка либо иного документа , свидетельствующие об уплате российской организацией-покупателем «ввозного» НДС в бюджет. При этом, как правило, налоговые органы истребуют платежные поручения с отметкой и печатью банка.
  • Информационное сообщение о приобретении импортируемых товаров (представляется лишь в случаях, указанных в пунктах 13.2.-13.5 Протокола).

Копии вышеприведенных документов могут быть представлены в налоговый орган также в электронном виде.

  • Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее – заявление )

Так, российской организации-покупателю необходимо представить в налоговый орган такое заявление в 4-х экземплярах на бумажном носителе и его электронный вариант либо в электронном виде (если оно подписано электронно-цифровой подписью налогоплательщика).

При этом российской организации-покупателю необходимо заполнить раздел 1 заявления (указать сведения о покупателе и поставщике товаров из стран-участников ЕАЭС, о контракте, а также информацию о наименовании, количестве, стоимости товаров, о товаросопроводительных документах и счетах-фактурах и т.п.).

В свою очередь налоговый орган заполняет раздел 2 заявления, где им проставляется отметка об уплате НДС:

  • один экземпляр заявления остается у налогового органа,
  • три других экземпляра передаются российской организации-покупателю (из них два экземпляра передаются продавцу товаров с территории стран ЕАЭС).

Следует отметить, что такое заявление налоговый орган обязан рассмотреть в течение 10 рабочих дней с момента его представления российской организацией вместе с вышеперечисленными документами, и по итогам такого рассмотрения налоговая инспекция либо подтверждает факт уплаты «ввозного» НДС либо мотивированно отказывает в таком подтверждении .

В том случае, когда заявление было представлено в налоговый орган в электронном виде и подписано электронно-цифровой подписью налогоплательщика, то налоговый орган должен направить в адрес российской организации в электронном виде документ в подтверждение уплаты налога.


3. Порядок принятия российской организацией НДС к вычету

Суммы НДС, уплаченные (зачтенные) по товарам, ввозимым на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары (пункт 26 Протокола).

Тем самым российская организация-покупатель вправе применить вычет по уплаченному при ввозе товаров НДС при соблюдении общих условий, установленных главой 21 НК РФ, а именно:

  • принятие ввезенных товаров к учету,
  • уплата «ввозного» НДС,
  • приобретение таких товаров для операций, облагаемых НДС.

При этом в периоде декларирования вычета по НДС в соответствующей налоговой декларации налогоплательщик в книге покупок отражает реквизиты соответствующего заявления и платежного поручения, подтверждающего уплату налога .

Важно учитывать, что до настоящего времени в правоприменительной практике неоднозначно решается вопрос о моменте возникновения у налогоплательщика права на вычет по НДС:

  • с момента уплаты организацией «ввозного» НДС и принятия на учет товаров,
  • либо имеется также дополнительное условие – наличие у организации заявления с отметкой налогового органа об уплате налога.

В частности, позиция финансового ведомства заключается в том, что «ввозной» НДС налогоплательщик вправе принять к вычету не ранее квартала, в котором налог уплачен и отражен в декларации по уплате косвенных налогов и заявлении о ввозе товаров (см. Письма Минфина России от 05.09.2012 №03-07-13/01-47, от 17.08.2011 №03-07-13/01-36 и др.).

Мнение финансового ведомства:

Для целей принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации с территории государств - членов ЕАЭС, документами, подтверждающими право на вычет указанных сумм налога, являются не только документы, подтверждающие фактическую уплату налога в бюджет, но и заявление с отметкой налогового органа, подтверждающей исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога. В связи с этим право на вычет сумм налога на добавленную стоимость по ввезенным товарам возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором налог по таким товарам уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации и заявлении (см. Письмо Минфина России от 02.07.2015 №03-07-13/1/38180).

Между тем, по нашему мнению, подобные выводы финансовых органов не основаны на нормах действующего налогового законодательства, поскольку, прежде всего, статьями 171, 172 НК РФ не предусмотрено в качестве дополнительного условия для применения вычета по НДС представление налогоплательщиком заявления с отметкой налогового органа.

При этом содержащееся в пункте 6 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137) требование о необходимости регистрации налогоплательщиком в графе 3 книги покупок заявления с отметкой налоговой органа, с нашей точки зрения, не может рассматриваться в качестве дополнительного условия для применения вычета по НДС по следующим основаниям.

Во-первых, в главе 21 НК РФ прямо не указано, что заявление с отметкой налогового органа выступает в качестве документа, подтверждающего вычет по «ввозному» НДС.

При этом в пункте 1 статьи 172 НК РФ под документами, подтверждающими фактическую уплату НДС при ввозе товаров, по нашему мнению, имеются в виду платежные поручения (выписки банка и др.), свидетельствующие об уплате налогоплательщиком НДС таможенному или налоговому органу.

Во-вторых, положения Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137), с точки зрения норм статей 1, 4 НК РФ, не могут дополнять либо изменять содержащиеся в НК РФ нормы (в том числе изложенные в главе 21 НК РФ).

В-третьих, нарушение налогоплательщиком порядка ведения книги покупок (либо ее отсутствие вовсе, либо ее непредставление в ходе камеральной налоговой проверки) не может являться основанием для отказа в вычете по НДС, что подтверждается судебно-арбитражной практикой .

Иными словами, по нашему мнению, применительно к рассматриваемой ситуации несоблюдение налогоплательщиком условия, касающегося необходимости указывать в книге покупок реквизиты заявления с отметкой налогового органа, не может являться основанием для отказа налогоплательщику в применении вычетов по «ввозному» НДС.

Таким образом, считаем, что российская организация-покупатель вправе применить вычет по уплаченному при ввозе товаров НДС с территории стран ЕАЭС по итогам того квартала, когда указанные товары приняты к учету и суммы налога уплачены в бюджет, без учета того обстоятельства, что отметка налогового органа на заявлении проставлена позже.

Похожей позиции придерживаются арбитражные суды (см. постановления ФАС Московского округа от 25.07.2011 №КА-А41/7408-11 по делу №А41-42597/10, ФАС Центрального округа от 14.02.2012 №А62-2431/2011 и др.). Однако следует отметить, что такая положительная для налогоплательщиков судебно-арбитражная практика имеется лишь в отношении применения ранее действовавших соответствующих международных соглашений, до вступления в силу норм Протокола.

Выводы судов:

Довод кассационной жалобы о том, что право на вычет соответствующих сумм налога на добавленную стоимость возникает у налогоплательщика не ранее периода, указанного на заявлении о ввозе и уплате косвенных налогов, является несостоятельным, поскольку ни Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», ни положения главы 21 НК РФ не связывают право налогоплательщика на заявленные вычеты с отметкой, проставляемой на заявлении о ввозе и уплате косвенных налогов (см. постановление ФАС Центрального округа от 14.02.2012 №А62-2431/2011).

  • Как заполнить отчет об образовании, использовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов и формы 2-ТП (отходы)?
  • Что отразить в показатель строки «Среднесписочная численность» на титульном листе 4-ФСС и РСВ-1 за 2016 г.?
  • Можно ли принимать расходы по отоплению помещения, ремонту гаражей и складов, если на балансе ООО все это не стоит?
  • Необходимо ли нашей организации, будет составить и сдать форму статистической отчетности 2-ТП (отходы)?

Вопрос

НДС российская компания начисляет "сверху" на стоимость приобретенных импортных материалов, тем самым увеличивая себестоимость своей продукции. Вопрос: а реализация нашей (на упрощенке, ЕНВД) продукции, услуг так и будет без НДС? Т.Е не возникнет обязанность начислять НДС на нашу продукцию? Мы остаемся спецрежимниками?

Ответ

Совершенно верно. НДС при импорте из стран Таможенного союза рассчитывается по общей ставке (не по расчетной) к контрактной стоимости товара.

При импорте товаров по договору купли-продажи (в т. ч. товаров, которые изготовлены по заказу импортера) их стоимостью является цена сделки, указанная в договоре, которую организация должна перечислить поставщику. При этом расходы на транспортировку товаров налоговую базу по НДС не увеличивают, если только они не включены в стоимость импортируемых товаров. Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, письма Минфина России от 7 октября 2010 г. № 03-07-08/281.

Таким образом, импортный НДС начисляется «сверху».

Все организации и предприниматели, которые импортируют товары из стран – участниц Таможенного союза, обязаны платить НДС. Даже если применяют специальный налоговый режим или освобождены от этого налога (п. 13 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 3 ст. 145 НК РФ).

Однако, реализация произведенной из импортных материалов продукции на УСН и ЕНВД к уплате косвенного налога не приводят. В данном случае действуют уже положения Налогового кодекса РФ. А это значит, что общество реализует на спецрежимах продукцию без НДС и не теряет право на данный спецрежим.

Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как платить НДС при импорте из стран – участниц Таможенного союза

Начисляя НДС при импорте товаров в Россию из стран – участниц , нужно руководствоваться и к Договору о Евразийском экономическом союзе.

А на официальном сайте ФНС России в разделе «Таможенный союз» можно посмотреть все международные договоры, иные нормативные акты, информационные материалы и образцы документов, относящихся к деятельности Таможенного союза ().

Кто платит налог

Все организации и предприниматели, которые импортируют товары из , обязаны платить НДС. Даже если применяют специальный налоговый режим или ( приложения 18 к , НК РФ).

Не платят НДС при импорте лишь граждане, которые ввозят товары для личных нужд и целей, не связанных с предпринимательской деятельностью ().

Другое дело, что есть случаи, когда ввозимые товары налогом не облагаются. В частности, платить НДС не придется, если ввозят товары:
– в режиме свободной таможенной зоны и свободного склада;
– освобожденные от налогообложения. Их перечень приведен в Налогового кодекса РФ. Со временем организация может изменить цель использования ввезенного товара, в связи с которой она освобождалась от налогообложения. В этом случае ей придется заплатить НДС на общих основаниях;
– при передаче в пределах одной организации (например, от одного структурного подразделения другому).

Главбух советует: в суде можно попытаться оспорить позицию налоговой службы и не платить НДС при ввозе товаров, поименованных в статье 149 Налогового кодекса РФ. Помогут следующие аргументы

При импорте товаров с территорий стран – участниц Таможенного союза руководствуйтесь и к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Устойчивой арбитражной практики по этой проблеме пока нет. Поэтому налоговые инспекции могут игнорировать решение окружного суда. Тем не менее доводы, на основании которых судьи вынесли свой вердикт, можно использовать для подготовки исковых заявлений в аналогичных спорах.

Ситуация: кто должен заплатить НДС при ввозе в Россию товаров из стран – участниц Таможенного союза по посредническому договору: посредник или импортер

При ввозе товаров из стран – участниц НДС должен заплатить импортер – собственник товаров.

Поясним. По действующим правилам при ввозе в Россию товаров из стран – участниц Таможенного союза по посредническим договорам НДС платит российская организация, к которой переходит право собственности на товары. Поэтому налог при ввозе товаров из Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии российская организация – импортер должна заплатить самостоятельно.

Это следует из положений пунктов , Приложения 18 к . Такие же разъяснения контролирующие ведомства давали и до заключения этого договора (письма и ).

Начисленную при ввозе сумму НДС нужно отразить в , форма которой утверждена . Посредники эту декларацию не составляют – ее тоже обязаны сдавать импортеры – собственники ввозимых товаров ( Порядка, утвержденного , приложения 18 к ). Сумма НДС, указанная в декларации по косвенным налогам, переносится в строку 160 раздела 3 общей декларации по НДС. После этого импортер – собственник ввозимых товаров может принять уплаченный налог к вычету.

Ситуация: нужно ли платить НДС при ввозе товара из страны – участницы Таможенного союза. Право собственности на товар к покупателю не перешло. Покупатель возвращает товар, поскольку условия сделки не исполнены

Нет, не нужно.

По действующим правилам при ввозе в Россию товаров из стран – участниц Таможенного союза НДС платит импортер – собственник товаров. А собственником признается российская организация, к которой перешло право собственности на товары в соответствии с условиями договора (контракта). Об этом сказано в приложения 18 к .

Право собственности на товары у покупателя возникает с момента их передачи, если договором не предусмотрено иное (). Когда же особые условия в договоре прописаны (например, право собственности переходит после оплаты), то, пока они не выполнены, покупатель собственником товара не является. А значит, при таких обстоятельствах платить НДС при ввозе товара импортер не должен.

Поскольку возвращаемый товар на балансе покупателя не числился, то при возврате товаров продавцу реализации не происходит. А значит, не возникает и объект обложения НДС ().

Как платить налог

При импорте товаров на территорию России НДС платят в стране импортера, то есть это должен делать в России сам покупатель. Данное правило действует и для ввоза из стран – участниц (). приложения 18 к ). Перечислять НДС через инспекцию нужно:

  • с товаров, которые изготовлены в странах – участницах Таможенного союза и ввозятся в Россию,
  • с товаров, которые изготовлены в других странах и выпущены в свободное обращение на территории Таможенного союза.

Ставка НДС

Ставку НДС для ввезенных товаров надо определять по общим российским правилам ( приложения 18 к ). То есть либо 10, либо 18 процентов – зависит от вида ввозимой продукции ().

Дата определения налоговой базы

Налоговую базу определяйте на ту дату, когда приняли ввезенные товары на учет ( приложения 18 к ). То есть на дату, когда отразили поступившие товары на счетах бухучета. В частности, на счетах 10 «Материалы», 41 «Товары», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Исключение – импорт товаров по договору лизинга, в котором предусмотрен переход права собственности на товары к лизингополучателю. В такой ситуации определять налоговую базу нужно несколько раз, на каждую из дат лизингового платежа, прописанных в договоре. Важно: даты и размеры фактического перечисления платежей значения не имеют. Это следует из приложения 18 к .

Расчет НДС

Сумму НДС, которую нужно заплатить в бюджет при импорте товаров из стран – участниц , рассчитайте по формуле:

Стоимость импортируемых товаров
1. Договор купли-продажи. При импорте товаров по договору купли-продажи (в т. ч. товаров, которые изготовлены по заказу импортера) их стоимостью является цена сделки, указанная в договоре, которую организация должна перечислить поставщику. При этом расходы на транспортировку товаров налоговую базу по НДС не увеличивают, если только они не включены в стоимость импортируемых товаров. Это следует из положений пункта 14 приложения 18 к , . Несмотря на то что в письме Минфина сделаны выводы на основе протокола, действующего до вступления в силу , эти разъяснения можно применять и в настоящее время.

НДС при импорте товаров из стран - участниц Евразийского союза (ранее Таможенного союза) - Киргизии, Армении, Казахстана и Белоруссии - уплачивается. Однако уплата НДС при импорте товаров из Евразийского экономического союза имеет некоторые особенности, в частности, в виду отсутствия на границе между государствами таможенного контроля, подтвердить факт ввоза товара в РФ и уплаты на таможне НДС невозможно (да и сам налог на добавленную стоимость уплачивается не в таможенный орган, а в налоговый - по месту налогового учета налогоплательщика/импортера). Вместо таможенной декларации на товары (ДТ, ранее - грузовой таможенной декларации, ГТД) в фискальный (налоговый) орган в качестве подтверждающего документа предоставляется декларация НДС при импорте товаров .

НДС при импорте товаров из стран бывшего Таможенного союза уплачивается налогоплательщиками на любой форме налогообложения (ОСНО, УСН, ЕНВД, ЕСНХ), т.к. ввоз в Россию импортных грузов является исключением в освобождении от обязанностей налогоплательщика косвенных налогов для «упрощенцев ». Порядок расчета и уплаты НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС в Россию един для всех государств и регулируется Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, который был подписан в г. Астане 29.05.2014). Порядок, в целом, стался тем же самым, что существовал во времена Таможенного союза Казахстана, России и Белоруссии.

От уплаты НДС при ввозе товаров из Армении, Казахстана или Белоруссии возможно освобождение , если товары перемещаются между филиалами одного юридического лица либо если ввозимый товар облагается нулевой ставкой косвенного налога. Для исчисления подлежащей оплате суммы НДС необходимо брать цену сделки (стоимость, подлежащая поставщику). Ввозной НДС надо рассчитывать на дату принятия импортного товара на бухгалтерский учет. На дату же принятия товара на учет берется курс ЦБ РФ для пересчета цены товара в валюте в рубли.

В налоговый орган для подтверждения ввоза товаров из стран Евразийского экономического союза и для определения и оплаты НДС необходимо подать следующие документы:

  • уже опоминавшуюся ранее декларацию по косвенным налогам (не следует путать с обычной декларацией по НДС);
  • заявление о ввозе товаров в 4-х экземплярах: один остается в налоговом органе, три возвращаются заявителю с тем, чтобы один из них у него же и остался, а два других были переданы поставщику с целью применения им вычета НДС по экспорту;
  • копию выписки из банка в качестве подтверждения уплаты косвенных налогов (если была переплата по федеральным налогам и эта переплата ушла в зачет долга по НДС, то такой выписки не требуется);
  • копии счет-фактур от продавца (если поставщик не является плательщиком НДС, то просто счет или иной платежный документ);
  • копии транспортных документов - для подтверждения точек отправления и назначения, а также маршрута следования транспортного средства с импортируемым товаром;
  • копии договора поставки и (или) посреднического (агентского) договора, если таковой имеется;
  • информационное сообщение о приобретении импортированных товаров (когда товар приобретен у поставщика из одной страны ЕАЭС, а фактически ввезен в РФ из другой) - такое сообщение составляет продавец с указанием своих данных, данных договора и спецификаций;

Заявление о ввозе подается в бумажном виде или в электронной форме, но только если может быть подписано электронно-цифровой подписью. Если заявление было подано в бумажном виде, то налоговая служба проставляет на всех трех экземплярах отметки и вернет их заявителю, если же в электронной, то и ответ будет в электронном виде. В этом случае контрагенту (поставщику) отправляется или электронная форма документа (если налажена система электронного документооборота) или бумажная.

Информационное сообщение требуется в том случае, если требуемых данных нет в договоре. Если оно составлено не на русском языке, требуется его перевод.

НДС при экспорте товаров в рамках ЕАЭС

При экспорте грузов из России в страны ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС. Но право на ее применение следует подтвердить документально:

  • копиями заявления о ввозе товаров от иностранного контрагента;
  • договором на поставку продукции за рубеж (отсутствие транспортных документов согласно Письму Минфина РФ от 19.07.2012 №03-07-13/01-42 не противоречит законодательству и вместо них может использоваться товарная накладная по форме ТОРГ-12);
  • транспортными и (или) товаросопроводительными документами.

В Протоколе о взимании косвенных налогов указывается и необходимость предоставления выписки из банка, подтверждающей поступление выручки от реализации экспортной продукции, однако, делается оговорка «если иное не закреплено в законодательстве», что, собственно, и есть в Налоговом Кодексе РФ. Данное мнение подтверждено Письмами Минфина РФ от 12.09.12 №03-07-13/21 и от 16.01.12 №03-07-15/03.

Указанные документы должны быть поданы в налоговый орган в течение 180 дней с момента отгрузки товаров. Но срок подачи указанных документов приурочен к дате подаче декларации по НДС, т.е. даже если срок в 180 дней истек, но ближайшая дата подачи документов по НДС еще не наступила, это не должно повлечь за собой правовых последствий.

Статьей 146 НК РФ утверждено, что товар, который ввозится на таможенную территорию РФ и подлежит реализации, обязательно требует начисления НДС по его процентному значению, исходя от категории импортируемого товара, а также категории предоставляемой услуги. НДС при импорте начисляется и рассчитывается на этапе прохождения контроля на таможне и является одним из обязательных платежей.

Взаимосвязь НДС и таможни

Для удачного проведения таможенного оформления фирма, предоставляющая к импорту данный товар, должна сделать авансовую оплату, так как существует специальный порядок таможенного изъятия импортного НДС.

НДС, который уже заплатили, когда оформляли товар на таможне, можно подать к , но только за период, когда ввозимый товар встал на учет фирмы. И это при соблюдении условия, что товар приобретался с целью, также облагаемой НДС (производство или перепродажа), только если вы являетесь участником общей системы налогообложения. Если эта система упрощена, то НДС — чисто ваш расход.

Подать на вычет НДС, который оплачен на таможне, вы сможете в том случае, если у вас будут все подтверждающие оплату документы, то есть декларация на ввоз и другие документы, заверенные уполномоченными органами.

Осуществляя ввоз товаров, на которые не накладывается таможенная пошлина, за налоговую базу считается таможенная стоимость учетного товара. Если это безакцизный товар, то точно так же. Для расчета НДС при прохождении таможенного контроля используют формулу:

НДС=(Таможенная стоимость+таможенная пошлина+акциз)*ставка/100

Таможенная стоимость определяется и указывается тем лицом, которое декларирует ввоз товара или его же официальным представителем.

Сумма НДС указывается в определенных частях декларации на товар, подлежащий ввозу, которая предоставляется в таможенные органы до окончания срока временного хранения товара (4 месяца). Декларация подается в бумажном, а также электронном виде. Ее регистрация производится в течение 2 часов с момента подачи.

Рассчитанный НДС оплачивается непосредственно в счет таможенного органа до завершения таможенной процедуры регистрации товара.

Ставки НДС при импорте

Налоговая ставка в 0%, согласно ст. 150 НК РФ, применяется по отношению к таким группам товаров, как:

  • Бесплатная гуманитарная помощь.
  • Предметы тех. оборудования, которое не производится внутри страны или в странах Таможенного Союза.
  • Медицинские препараты и непосредственно лекарственные вещества, перечисленные в НК РФ.
  • Ценности культурной отрасли, которые подарены аналогичным объектам РФ или куплены за счет федерального бюджета.
  • Культурные ценности, ввозимые на основании взаимного обмена с другими странами.
  • Драгоценные и полудрагоценные камни, которые не подвергались обработке.
  • Продукты, полученные в результате хозяйствования на земельной территории других стран субъекта хозяйствования РФ.
  • Объекты для организации Олимпийских и Параолимпийских зимних игр.
  • Услуги и товары для космической отрасли.
  • Все виды валюты и ценных бумаг.
  • Предметы для личного пользования или пользования членами семьи участников дипломатических организаций.
  • Суда, которые зарегистрированы в международном реестре РФ, а также выловленная российскими судами за рубежом рыба.

В перечень периодически вносятся корректировки и поправки, и участникам ввоза импортной продукции стоит внимательно следить за изменениями.

Продовольственные, медицинские, детские товары облагаются НДС в размере 10%.

В случае если ввозимый вами товар не входит ни в один из списков по сниженному налогообложению, то процентная ставка для вас стандартная – 18%.

Часто возникают сложности у фирм, осуществляющих импорт предоставления разных видов работ, услуг. Импортируемыми считаются услуги, осуществленные иностранной организацией. Они не проходят регистрацию на таможне, а налогообложение на них распространяется.

Если компания, которая предоставляет услуги по выполнению работ, не зарегистрирована на территории РФ, то НДС взимает и выплачивает компания, которая эти работы или услуги покупает.

Интересное видео про начисление НДС при импорте:

Порядок оплаты расходов на доставку

Компания, имеющая заинтересованность в ввозе товара, несет все предстоящие расходы по производимой доставке и растаможке. Цена за доставку учитывается в общей сумме стоимости товара, и если импортер осуществляет ввоз не самостоятельно, а через экспедиторскую службу, услуги которой также подлежат оплате, то стоимость такого импортного товара будет значительно больше.

Когда товар везут из таможни в конечный пункт назначения, то процентная ставка составляет 0%. Поэтому услуги экспедиторских компаний нужно тщательно проверять, особенно расчеты по перевозке, так как в них нередко встречаются ошибки, в том числе в .

Кстати, НДС может взиматься только в Российских рублях. Когда происходит оплата в иностранной валюте, она конвертируется по курсу валют и переводится в рубли для зачисления в госбюджет.

Итак, расчеты НДС при ввозе импортной продукции проводятся, основываясь на базе таможенной стоимости с учетом влияния таможенной пошлины и величины акцизной стоимости товара, его процентная ставка зависит от принадлежности к определенной категории ввозимой продукции. НДС при импорте товаров, ввезенных для перепроизводства или продажи, подлежит вычислению, когда имеются необходимые документы, подтверждающие его уплату и заверенные соответствующими органами.

Государства – участники Таможенного союза, в число которых входит и Россия, ратифицировали специальный протокол. Согласно ему, при импорте товаров с территорий стран-участниц налог на добавленную стоимость уплачивается по особым правилам. Отметим, что порядок уплаты налога разъяснили и финансисты в письме от 8 сентября 2010 г. № 03-07-08/260.

Начисленный налог

Порядок НДС при импорте товаров в Россию из стран - участниц Таможенного союза (республик Беларусь и Казахстан) регулируется:

  • соглашением от 25 января 2008 года, которое введено в действие решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 21 мая 2010 г. № 36 (далее - Соглашение);
  • протоколом, ратифицированным Федеральным законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ (далее - Протокол).

Кто платит налог

При импорте товаров на территорию России из стран - участниц Таможенного союза налог взимается в стране импортера, то есть в России (ст. 3 Соглашения). Следовательно, при ввозе товаров из республик Беларусь и Казахстан у российских покупателей возникает обязанность исчислить и уплатить НДС . Причем если при обычном импорте (ввозе товаров из других стран) налог платится на то в данной ситуации он перечисляется в бюджет через налоговую инспекцию (ст. 3 Соглашения, п. 1 ст. 2 Протокола).

Обратите внимание: «ввозной» налог обязаны платить все импортеры, в том числе:

  • применяющие специальные налоговые режимы («упрощенку» или «вмененку»);
  • получившие освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном статьей 145 Налогового кодекса РФ.

Основание - пункт 2 статьи 346.11, пункт 4 статьи 346.26, пункт 3 статьи 145 Налогового кодекса РФ. Исключение сделано лишь для тех, кто ввозит товары, освобожденные от налогообложения по статье 150 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 8 сентября 2010 г. № 03-07-08/260).

Порядок исчисления налога

Момент определения налоговой базы - это дата принятия ввезенных товаров на учет (п. 2 ст. 2 Протокола). То есть дата отражения поступивших товаров на одноименном счете 41. Налоговая база при импорте товаров из стран, входящих в Таможенный союз, - стоимость ввезенных товаров. В пункте 2 статьи 2 Протокола сказано, что при ввозе товаров их стоимостью является цена сделки, указанная в контракте, которую фирма-импортер должна уплатить поставщику. Из этого можно сделать вывод, что сумма, фактически перечисленная поставщику, на величину налоговой базы не влияет. Иными словами, сумму налога компания должна исчислить исходя из договорной стоимости товаров, пересчитанной в рубли по курсу ЦБ РФ на дату определения налоговой базы. То есть на дату принятия импортных товаров на учет.

В зависимости от вида ввозимых товаров налог составляет 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 2 Протокола, п. 5 ст. 164 Налогового кодекса РФ).

Причем ставка НДС на товары, импортируемые из стран - участниц Таможенного союза, не может превышать ставку налога, которая применяется к аналогичным товарам, произведенным в Российской Федерации. Основание - статья 3 Соглашения.

Пример 1.

В ноябре 2010 года оптовая компания ЗАО «Интер Шуз» импортировала в Россию из Республики Беларусь партию товаров (обуви). Стоимость партии по договору поставки - 44 000 долл. США.

Предположим, что курс доллара на даты совершения операций составляет:

  • 11 ноября - 31 руб. за долл. США;
  • 17 ноября - 30 руб. за долл. США.

Бухгалтер фирмы записал:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

1 364 000 руб. (44 000 USD х 31 руб/USD) - приняты на учет товары;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 52

1 320 000 руб. (44 000 USD х 30 руб/USD) - оплачены товары поставщику;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 91

44 000 руб. (1 364 000 - 1 320 000) - отражена положительная курсовая разница;

ДЕБЕТ 19

КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

245 520 руб. (1 364 000 руб. х 18 %) - начислен «ввозной» НДС к уплате в бюджет;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

КРЕДИТ 51

245 520 руб. - перечислен «ввозной» НДС в бюджет.

Сроки перечисления налога и сдачи декларации

«Ввозной» налог нужно перечислить в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором товары были приняты на учет. Основание - пункт 7 статьи 2 Протокола.

В этот же срок импортер должен составить и сдать в налоговую инспекцию специальную декларацию (п. 8 ст. 2 Протокола).

Обратите внимание: если компания импортирует товары из стран - участниц Таможенного союза, но не платит (несвоевременно платит) НДС или не сдает (сдает с нарушениями) то инспекция вправе принудительно взыскать налог. Кроме того, фирме могут быть начислены пени и штрафы в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 9 ст. 2 Протокола).

Импорт нужно подтвердить

Вместе со специальной декларацией по косвенным налогам в инспекцию следует представить пакет документов, подтверждающих импорт товаров из стран - участниц Таможенного союза, в частности:

  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;
  • выписку подтверждающую уплату налога в бюджет;
  • транспортные и товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товаров в Россию (по формам, в соответствующих государствах);
  • счета-фактуры на отгрузку товаров (если их оформление предусмотрено законодательством государств - членов Таможенного союза);
  • договор (контракт), на основании которого товар ввозится в Россию.

Такой порядок установлен пунктом 8 статьи 2 Протокола.

После того как компания-импортер сдаст в инспекцию пакет необходимых документов, ИФНС обязана их проверить и подтвердить факт уплаты «ввозного» налога в течение 10 рабочих дней. Для этого инспекторы проставляют соответствующие отметки на заявлении. Аналогичные разъяснения приведены в письме от 13 августа 2010 г. № ШС-37-2/9030@.

Налог можно принять к вычету

Действительно, сумму уплаченного «ввозного» налога можно принять к вычету, но для этого должны быть выполнены общие условия зачета налога:

  • товары куплены для операций, облагаемых НДС (для перепродажи);
  • товары приняты на учет, что подтверждается документально.

Есть еще ряд дополнительных требований. Обратимся к пункту 11 статьи 2 Протокола и пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ. Из этих норм следует, что принять «ввозной» налог к вычету фирма вправе, если в дополнение к общим требованиям соблюдаются еще и такие условия:

  • сумма налога перечислена в бюджет и отражена в специальной декларации по косвенным налогам;
  • факт уплаты налога подтвержден соответствующими документами.

Бумаги, подтверждающие факт уплаты налога, - это выписка банка и заявление о ввозе товаров с отметкой налоговой инспекции. Реквизиты заявления о ввозе и платежного поручения на перечисление налога необходимо зафиксировать в книге покупок. Зачесть налог, уплаченный при ввозе товаров из стран Таможенного союза, импортер вправе не ранее того налогового периода, в котором все перечисленные условия будут выполнены.

Пример 2.

Оптовая компания ввозит обувь с территории Республики Беларусь. Фирма импортировала партию товаров стоимостью 1 500 000 руб.

Сумма «ввозного» НДС равна 270 000 руб. (1 500 000 руб. Ч 18%).

Налог в бюджет импортер перечислил 20 сентября. В этот же день он представил в инспекцию специальную декларацию по косвенным налогам и пакет необходимых документов.

Инспекторы проставили соответствующие отметки на заявлении о ввозе товаров. В сентябре бухгалтер зарегистрировал заявление о ввозе и платежное поручение на перечисление налога в книге покупок. Следовательно, сумму «ввозного» налога (270 000 руб.) фирма вправе принять к вычету в сентябре 2010 года.

20 октября компания подала общую декларацию по НДС за III квартал, в которой в разделе 3 по строке 190 (где отражаются вычеты «ввозного» налога по импорту из Республики Беларусь) была указана сумма 270 000 руб.

Налог в бюджет импортер перечислил 20 октября 2010 года. В этот же день он представил в инспекцию специальную декларацию, пакет необходимых документов и общую декларацию по НДС за III квартал. Соответственно заявление о ввозе (с отметками инспекторов) и «платежку» на уплату налога зарегистрировали в книге покупок в октябре.

Таким образом, сумму «ввозного» налога фирма может принять к вычету только в октябре 2010 года. Эта сумма (270 000 руб.) будет отражена в общей декларации по НДС за IV квартал.

А как быть, если импортер применяет спецрежим?

Если импортер применяет упрощенную или считается плательщиком «вмененного» налога, то принять уплаченный «ввозной» налог к вычету он не может. Дело в том, что право на зачет налога на добавленную стоимость имеют только плательщики этого налога. А компании на спецрежимах таковыми не являются. Фирма на «упрощенке» с объектом «доходы минус расходы» может включить сумму этого налога в состав налоговых затрат:

  • либо на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (суммы НДС по оплаченным приобретенным товарам, стоимость которых включается в состав расходов);
  • либо в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на территорию России).

А вот при «упрощенке» с объектом «доходы» уплаченный «ввозной» НДС в налоговом учете не отражается.

В бухгалтерском учете сумму «импортного» налога включают в стоимость приобретенных товаров.

Важно запомнить

При импорте товаров из стран - участниц Таможенного союза «ввозной» налог исчисляется и уплачивается в особом порядке. Его отражают в специальной декларации по косвенным налогам, которую сдают в инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия импортированных товаров на учет. Вместе с декларацией представляют пакет подтверждающих документов. Уплаченный «ввозной» налог можно зачесть и отразить в составе налоговых вычетов в общей декларации по НДС.