22.01.2022

Системы согласных звуков русского языка. Классификация согласных звуков. Звуковые законы в области согласных звуков В системе русских согласных есть два шумных


Долгие и двойные согласные

В фонетической системе современного русского литературного языка есть два долгих согласных звука - мягкие шипящие ["] и ["] (дрожжи, щи). Эти долгие шипящие звуки не противопоставлены звукам [ш], [ж], которые являются непарными твердыми. Как правило, долгие согласные в русском языке образуются лишь на стыках морфем и являются сочетанием звуков. Например, в слове рассудок [рЛ удък] долгий звук возник на стыке приставки раз- и корня суд-, ср.: [пЛ"елкъ], [ыл], [л"ц"ик] (подделка, сшил, летчик). Возникающие в указанных случаях звуки не могут быть определены как долгие, так как они лишены различительной функции, не противопоставлены кратким звукам. По существу, такие «долгие» звуки являются не долгими, а двойными.

Случаи долгих согласных (ссора, дрожжи и др.) в корнях русских слов единичны. Слова с двойными согласными в корнях обычно являются иноязычными (телеграмма, гамма, антенна и т.п.). Такие слова в живом произношении утрачивают долготу гласных, что нередко находит отражение и в современной орфографии (литература, атака, коридор и т.п.).

Звуковые законы в области согласных звуков

русский согласный гласный звук

Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть , подъезд - подъест [пЛдjeст] и т.п.

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

  • 1) перед паузой: [пр"ишол поjьст] (пришел поезд);
  • 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.

Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ - душкъ] (дужка - душка), [в"и е с"т"и - в"и е с"т"и] (везти - вести), [фп"ьр"и е м"ешку - фп"ьр"и е м"ешку] (вперемежку - вперемешку).

Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Лтjест] (отъезд), свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пЛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [гд"елу] (к делу), [зд"елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [до бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кЛзы] (рог козы), [рас-п"ат"] (раз пять).

Ассимиляция согласных по мягкости. Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

Состав согласных с учетом соотносительного ряда твердых и мягких звуков представлен в следующей таблице:

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях:

  • 1) перед гласным звуком [е]; [б"ел], [в"ес], [м"ел], [с"ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.;
  • 2) перед [и]: [м"ил], [п"ил"и] (мил, пили).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л"] (ср. конце - кольце).

Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот - л"ес]; ср. [Л"ор]) и перед частицей ([рос - л"и]; ср. [рЛсл"и]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли).

Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т"], [д"], [с"], [н"], [л"]: [м"кс"т"], [в"и е з"д"е], [ф-ка "ь], [каз"н"] (месть, везде, в кассе, казнь). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз"д"и е л"ит"], [ръс"т"и е нут"], [б"ьез"-н"и е во), [б"и е с"-с"ил] (разделить, растянуть, без него, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с"м"ех], [з"в"кр"], [д"в"кр"], [т"в"кр"], [с"п"кт"], [с"-н"им], [ис"-пкч"], [рЛз"д"кт"] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт"кн"ч"ьк], [н"ефт"], [вз"ат"] (птенчик, нефть, взять).

Указанные случаи ассимилятивной мягкости согласных показывают, что действие ассимиляции в современном русском литературном языке не всегда отличается строгой последовательностью.

Ассимиляция согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь - слесарный, секретарь - секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прЛс"ит"] - [проз"бъ], [мълЛт"ит"] - [мълЛд"ба] (просить - просьба, молотить - молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л"]: [пол"ь] - [зЛпол"ныj] (поле, запольный).

Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит: 1) на стыке морфем: [ат"], [рЛат"] (сжать, разжать); [ыт"], [рЛыт"] (сшить, расшить); ["от], [рЛ"от] (счет, расчет); [рЛзно "ик], [изво "ик] (разносчик, извозчик);

2) на стыке предлога и слова: [аръм], [ аръм] (с жаром, с шаром); [б"и е аръ], [би е аръ] (без жара, без шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [по"ъ] (позже), (езжу); [во "и], [дро "и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие ["], : [Л"от] (отчет), (фкра ъ] (вкратце).

Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны], [познъ], [ш"и е сл"ивы], [г"иганск"и], [ч"уствъ], [с"ердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра ор"ит"] (раз+ссорить), [ылкъ] (с ссылкой), [кЛло ы] (колонна+н+ый); [Лд"е ки] (Одесса+ск+ий).

54 . Лингвистическое наблюдение. Сравните фонетическую систему русского языка и изучаемого вами иностранного языка. Найдите сходные и отличные элементы. Подумайте, как знание фонетики русского языка помогает в изучении звукового строя иностранного языка. Приведите примеры.
Фонетический строй каждого языка индивидуален. Языки могут иметь какое-либо сходство в том случае. Если они принадлежат к одной языковой группе. Подобного сходства не наблюдается в русском и английском языках – они относятся к разным языковым семьям.
Сходство русского и английского языков, как и впрочем, любых языков, в том, что звуки в языке делятся на гласные и согласные. И здесь же мы встречаем первое различие в языках. Оно заключается в количестве звуков. В английском языке соотношение согласных к гласным 24:20, т.е. приблизительно равное. Прямо противоположную картину мы наблюдаем в русском языке – 6:34.
Следующее различие заключается в делении звуков по звучанию. Согласные в русском языке бывают звонкими/глухими, парными/непарными, твердыми/мягкими, сонорными. В английском же абсолютно другая классификация. Согласные звуки бывают: носовыми, ртовыми, губными, корональными, доральными, глоточными. Также обратим внимание на следующие различия:
- в английском все согласные произносятся твердо. В русском языке существует специальная буква для обозначения мягкости согласного (ь), а также несколько гласных, в слоге с которыми согласный смягчается. Например: тишь, оба согласных в котором будут мягкими. Такого явления нет в английском языке. Например: middle – все согласные будут твердыми, вне зависимости от гласных, рядом с которыми они расположены.
- также в английском согласные в конце слова не оглушаются, все звуки произносятся четко. В противном случае можно исказить смысл сказанного. Например: bet и bed различаются только одним звуком, однако имеют принципиально разное значение.
- кроме того, в английском языке есть согласные звуки, которым нет аналогов в русском языке. Это звуки [r], [w], [?], [?] и [?].
Подобные же различия можно наблюдать и с гласными звуками. В русском языке всего 6 гласных, тогда как в английском их 20. Следовательно, с помощью русских звуков передать английский невозможно. Английские гласные звуки различаются по:
- качеству звука (могут быть широкими или обычными). Отсюда следует, что гласные звуки следует проговаривать четко;
- долготе звука. Звуки могут быть длинными или короткими отрывистыми. Например: ship и sheep.
- кроме того, в английском существует такое явление, как дифтонги и трифтонги, которые обозначают сочетания соответственно двух и трех звуков, которые произносятся как одно целого. Они имеют главную «часть» и второстепенные.
Заметим, что это не единственные фонетические различия между русским и английским языками. Они очень вариативны и многочисленны.

Система русского языка насчитывает 42 фонемы. Из них 6 фонем – гласные звуки, а 36 – согласные. Все фонемы классифицируются по типу фонации ; количеству органов, задействованных в артикуляции; месту образования звука и прочему.

Так, по способу образования звука выделяют следующие категории фонем: шумные, сонорные, гласные, боковые. Рассмотрим подробнее группу сонорных фонем.

В фонетике и фонологии сонорными могут называться только звуки , а не буквы. Сонорными называются такие элементы речи, артикуляция которых происходит без участия турбуленции в голосовом тракте. В группу таких сонорных звуков входят согласные [л], [м], [н], [р], [й], [л"], [м"], [н"], [р"].

Английский язык имеет иное число сонантов: [m], [ n ], [ l ], [ ŋ ], [ h ], [ j ], [ r ], [ w ].

Группа сонорных звуков включает следующие подгруппы:

  1. аппроксиманты;
  2. носовые фонемы;
  3. дрожащие;
  4. одноударные.

Отличительные черты

Как отличить сонанты:

  • Сонорные фонемы или сонанты фонетически контрастируют с придыхательными согласными, при произнесении которых в голосовом тракте образуется турбулентный поток.
  • Сонорные элементы речи являются только звонкими. Это связано с тем, что при артикуляции этих звуков шум подавляется голосовым тоном и становится практически бесшумным. Такая особенность позволяет говорить о близости сонорных согласных и гласных . При артикуляции придыхательных согласных, а также фрикативных фонем, напротив, ядро звука составляет шум, а не тон.
  • Именно поэтому в конце слова сонорные фонемы никогда не произносятся глухо. Та же закономерность наблюдается, когда сонант предшествует глухому согласному. Так, в русском слове «компания» [м] произносится звонко перед глухим [п]. При этом шумные глухие согласные в подобной ситуации будут произноситься с озвончением: косьба - [коз’ба]. По этой же причине сонанты не имеют парных глухих фонем.
  • Сонорные звуки, подобно остальным согласным, могут образовать слог , что делает их одновременно похожими и на согласные, и на гласные.

Характеристика сонорных согласных

Классификация сонантов основывается на нескольких принципах. Звуки различают по месту и способу их образования, а также по типу фонации.

По месту образования выделяют губно-губные ([м] , [м’]), язычно-губные ([н] , [н’]), язычно-альвеолярные ([л], [л’], [р], [р’]) и язычно-средненёбные согласные ([й]) .

По способу образования сонанты могут быть: смычно-проходными ([н] , [н’], [м], [м’]), дрожащими ([л], [л’], [р], [р’]) и щелевыми ([й]).

По типу фонации (силе выхода звука) абсолютное большинство сонорных согласных является звонкими.

Упражнения на артикуляцию

Четко поставленная артикуляция – залог красивой и правильной дикции. Многие дети испытывают трудности с произнесением тех или иных звуков в период активного развития их речевого аппарата.

Если же у человека есть дефекты дикции (картавость, шепелявость, искаженное произношение отдельных звуков и так далее), необходимо исправлять такие дефекты при помощи специальных упражнений.

Речевую гимнастику можно выполнять как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно.

Отметим, что произнесение сонорных согласные вызывает наибольшие затруднения как у детей, так и у взрослых. Такие коррекционные упражнения на отработку правильного способа артикуляции способны полностью избавить человека от речевых дефектов.

Все упражнения необходимо выполнять перед зеркалом . Залог правильной артикуляции – выполнение движений только органами речи. Зачастую у людей с дефектами дикции наблюдается следующая особенность: при артикуляции определенных фонем движение переносится на конечности или части тела (например, руки или ноги).

Поэтому при выполнении коррекционных упражнений необходимо использовать зеркало в полный рост, чтобы вовремя идентифицировать излишнюю жестикуляцию.

Хорошим способом развития произношения могут стать скороговорки с использованием слов, в которых встречаются конкретные труднопроизносимые звуки. После того как начнет появляться стойкое улучшение артикуляции необходимых звуков, можно переходить к произнесению скороговорок с преградой во рту. Это могут быть мелкие камешки, орехи, леденцы или винная пробка.

Трудности в русском языке

Что же касается сонантов, вызывающих наибольшие трудности при произнесении у русскоговорящих людей? Согласные [й], [м] и [н] не вызывают особых проблем. А вот неправильная артикуляция [л] и [р] встречается почти у каждого третьего ребенка.

Обратите внимание!

  1. Артикуляция русского [л] отлична от артикуляции этого сонанта в других языковых системах.
  2. Русский [р], в отличие от английского, является твердым и имеет более четкую артикуляцию.

В процессе развития речевого аппарата эти фонемы даются ребенку сложнее всего. Если не обратиться за помощью к логопеду в раннем возрасте и запустить проблему, исправить ее во взрослом возрасте будет уже намного сложнее. Как правило, взрослые люди, имеющие такой дефект, уже не берутся за его исправление.

Видео

Из этого видео вы узнаете, что такое сонорные звуки.

Все согласные русского литературного языка классифицируются по четырем признакам :

2) по месту образования шума, то есть по месту образования преграды, на которую наталкивается выдыхаемый воздух;

3) по способу образования шума. то есть по способу преодоления преграды;

4) по наличию или отсутствию смягчения (палатализации, ср. лат. palatum «мягкое небо»)

Каждый согласный звук может быть охарактеризован по этим четырем признакам и каждый согласный отличается от каждого другого согласного комбинацией этих четырех признаков.

Сонорными являются такие согласные, в образовании которых участвует голос и незначительный шум. При образовании этих согласных голосовая щель сужена, голосовые связки напряжены и колеблются под воздействием выдыхаемого воздуха. К сонорным в русском литературном языке относятся

[р ], [л ], [м ], [н ] и [р` ], [л` ], [м` ], [н` ], [j ].

Шумными являются такие согласные, в образовании которых шум преобладает над голосом. С этой точки зрения они делятся на звонкие шумные , образование которых характеризуется шумом в сопровождении голоса, и глухие шумные , которые образуются только шумом (произнесение глухих шумных определяется тем, что голосовая щель открыта, а голосовые связки не напряжены и не колеблются).

Звонкие шумные русского литературного языка – это

[б ], [б` ], [в ], [в` ], [д ], [д` ], [з ], [з` ], [ж ], [ж` ], [г ], [г` ].

до[ж`]á (дождя)

Вό[ж`]и (вожжи)

é [ж`]у (езжу)

Глухие шумные

[п ], [п` ], [ф ], [ф` ], [т ], [т` ],

[с ], [с` ], [ш ], [ш` ], [ц ], [ч` ], [к ], [к` ], [х ], [х` ].

2) По месту образования шума все согласные делятся на губные и язычные , так как в их образовании участвуют два активных органа речи – губы и язык: в образовании губных согласных активную роль играет нижняя губа, а в образовании язычных согласных – язык. Активно органы речи действуют (артикулируют) по отношению к пассивным – верхней губе, альвеолам, зубам, твердому небу.

Губные и язычные согласные делятся на ряд более мелких групп в зависимости от того, по отношению к каким пассивным органам действуют активные.

Губные согласные делятся на губно-губные и губно-зубные . Первые образуют смыканием нижней губы с верхней – к ним относятся:

[п ], [п` ], [б ], [б` ], [м ], [м` ];

вторые образуются сближением нижней губы с верхними зубами – к ним относятся:

[ф ], [ф` ], [в ], [в` ].

Язычные согласные делятся на передне-, средне- и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка – передняя, средняя или задняя – выполняет активную роль в образовании звука.

Переднеязычные согласные делятся на 2 группы: зубные и небно-зубные . При образовании зубных согласных передняя часть языка смыкается или сближается с верхними зубами. К ним относятся:

[т ], [т` ], [д ], [д` ], [с ], [с` ], [з ], [з` ], [ц ], [н ], [н` ], [л ], [л` ].

При образовании небно-зубных согласных передняя часть языка поднимается к передней части неба и там создается преграда в области альвеол. К ним относятся:

[ш ], [ж ], [ш` ], [ж` ], [ч` ], [р ], [р` ].

Среднеязычным , а по пассивному органу средненебным в русском языке является согласный [j ]. При его образовании средняя часть языка поднимается к среднему небу.

Заднеязычные , а по пассивному органу задненебные , звуки

[к ], [г ], [х ], [к` ], [г` ], [х` ]

образуются смыканием ([к, г ]) или сближением ([х ]) задней части языка с неподвижным задним небом.

3) По способу образования шума , или по способу преодоления преграды, согласные делятся на смычные (взрывные), фрикативные (щелевые), аффрикаты , смычно-проходные , дрожащие .

Смычные (взрывные ) согласные образуются полным смыканием органов произношения, и поэтому воздух, наталкиваясь на эту преграду, с силой разрывает ее, в результате чего и возникает характерный для этих согласных шум. К смычным в русском языке относятся:

[п ], [п` ], [б ], [б` ], [т ], [т` ], [д ], [д` ], [к ], [к` ], [г ], [г` ].

Фрикативные (щелевые ) согласные образуются неполным сближением активного и пассивного органов речи, в результате чего между ними остается узкая щель, через которую проходит воздух; шум образуется трением воздуха о стенки щели. Фрикативными согласными являются:

[ф ], [ф` ], [в ], [в` ], [с ], [с` ], [з ], [з` ], [ш ], [ж ], [ш` ], [ж` ], [j ], [х ], [х` ].

Аффрикаты – это сложные по работе органов речи звуки: в начальной стадии артикуляции они образуются как смычные, то есть путем полного смыкания органов речи, но в конце артикуляции происходит не мгновенное размыкание смычки. а переход ее в щель, как у фрикативных. В русском литературном языке есть две аффрикаты:

[ц ] (т + с ) и [ч` ] (т` + ш` ).

Смычно-проходными согласными являются те, образование которых характеризуется полным смыканием органов речи с одновременным прохождением воздуха через полость рта или полость носа. В зависимости от того, через какую полость проходит воздух, смычно-проходные делятся на носовые и боковые .

К носовым смычно-проходным относятся:

[н ], [н` ], [м ], [м` ],

к боковым – [л ], [л` ] (бок языка примыкает к верхней челюсти).

Наконец, дрожащими (или вибрантами ) являются согласные, при образовании которых кончик языка то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении воздушной струи (вибрирует). К дрожащим в русском языке относятся: [р ], [р` ].

4) По наличию или отсутствию смягчения (палатализации) все согласные делятся на твердые и мягкие . При образовании мягких согласных возникает дополнительная артикуляция – средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу. Эта дополнительная артикуляция иначе называется «йотовой» артикуляцией, то есть основная артикуляция согласного осложняется дополнительной средненебной артикуляцией, свойственной согласному [j ]. Твердые согласные не имеют такой дополнительной артикуляции. Мягкими в русском литературном языке являются согласные:

[п" ], [б" ], [ф" ], [в" ], [м" ], [т" ], [д" ], [с" ], [з" ], [ш" ], [ж" ], [ч" ], [н" ], [л" ], [р" ], [к" ], [г" ], [х" ]

Остальные согласные – твердые. Мягкие согласные, получающие «йотовую» артикуляцию как дополнительную, называются палатализованными в отличие от [j ], у которого эта артикуляция не дополнительная, а основная и который поэтому является палатальным .

Таким образом, каждый согласный русского литературного языка может быть охарактеризован по совокупности четырех признаков, которые выступают в разных комбинациях. Например:

[б ] – звонкий шумный, губно-губной, смычный, твердый;

[л` ] – сонорный, переднеязычный, смычно-проходной, боковой, мягкий.

Всероссийская олимпиада школьников 2019-2020 школьный этап по русскому языку ответы и задания, официальная дата проведения в Московской области 20-21 сентября 2019 год.

Задания и ответы школьного этапа ВсОШ по русскому языку 4-11 класс 2019-2020 онлайн:

Получить ответы и все задания ВОШ русский язык 2019-2020 (для 4-11 класса)

Некоторые задания с олимпиады:

1)Употребите слова почивать и потчевать правильно, вставьте их в предложения. Подберите синоним к каждому слову

2)В некоторых русских диалектных системах звуки [Ц] и [Ч’] находятся между собой в определенных отношениях. Установите, какие современные литературные слова «зашифрованы» в словах диалектных: челый, цисто, цай, чапать

3)В известной фразе из квази-слов, авторство которой приписывается академику Л.В.Щербе, есть одно слово, похожее на прилагательное: Гло́кая ку́ здра ште́ ко будлану́ ла бо́кра и курдя́ чит бокрёнка Выпишите это слово и докажите, что с точки зрения грамматики русского языка оно – прилагательное.

4)Какое изменение звонкого согласного происходит в одном из слов во фразе Вы с ним помягче, прошу Что именно и почему меняется? С чем это связано в произношении звуков? Приведите аналогичный пример.

5)В древнерусском алфавите последней буквой была V – ижица. Она восходит к букве греческого алфавита, поэтому в русском языке обычно употреблялась в словах греческого происхождения, часто в именах собственных. Прочитайте список слов (адаптированный вариант древней графики), в которых раньше использовалась данная буква. Определите, какой звук/звуки она в этих словах обозначает и в какой/-их позиции/-ях. Напишите данные слова в современной графике.

6)Почему в словах типа психиатр, дециметр, скафандр нередко пишут лишнюю букву? Поясните свой ответ: укажите, какую букву могут написать в таких словах и почему.

7)В советской комедии «Свадьба в Малиновке» (1967 г.) один из персонажей говорит другому «Что ты молчишь, как рыба об лед?» Какие два фразеологизма здесь смешаны?

8)Известно, что слово белобрысый содержит в своем составе древнее существительное бры (Им. п.) – современное бровь (ранее В.п.). Какие существительные женского рода входили в древности в ту же группу, что и слово бровь?

9)В системе русских звуков есть два шумных непарных согласных сложной артикуляции, сходных по какому-то одному фонетическому признаку. Но в потоке речи иногда у этих звуков возникают позиционные пары, как правило, либо на стыке слов, объединенных одним ударением, либо в словах иностранных.

10)Что такое в тексте святая София? Приведите аналогичный пример данного языкового приема в современном языке.

Посмотреть задания и ответы школьного этапа 2019-2020 другие предметы: