25.09.2019

В чем отличие политической партии от других политических организаций. Отличие политической партии от общественной организации


ОТВЕТ:

Политическая партия – политическая организация свободно объединившихся людей на базе общности их социальных интересов, реализуемых при овладении ими политической властью.

Признаки политической партии:

Долговременность организации, т.е. партия рассчитывает на длительный срок политической жизни;

Существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

Стремление партии в одиночку или в блоке с другими организациями завоевать власть, а не только оказывать на нее воздействие;

Поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов или других способов.

Общественная организация – совокупность людей, которая организованными способами выражает интересы той или иной социальной группы или нескольких групп населения.


Общественные организации характеризуются:

Системой связи и схожестью интересов входящих в нее членов;

Внутренней организационной структурой;

Способами выработки и принятия решений для реализации общих целей;

Системой социального контроля, обеспечивающей взаимодействие членов данной общности.

Политическая партия и общественная организация отличаются следующими признаками:

1) политические партии для отстаивания интересов социальных групп считают необходимым завоевание власти; общественные организации не ставят перед собой такую цель;

2) партии объединяют в своих рядах людей с единой политической целью;

14. Какие существуют способы обретения легитимности власти? (перечислите и опишите их)

ОТВЕТ:

Традиционная легитимность. Она возникает благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издавна существующих порядков. Традиционное господство присуще монархиям. Подавляющая тяжесть традиции приводит к тому, что люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений. Такая легитимность схожа с отношениями в патриархальной семье, основанном на беспрекословном повиновении старшим. Власть традиции такова, что когда лидеры нарушают ее, они могут потерять легитимность в глазах масс. Традиционная легитимность отличается прочностью.

Легальная или рационально-правовая легитимность. Она основывается на добровольном признании установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. Наиболее развитой формой этого типа власти является конституционное государство. В системах подобного вида власть политической элиты легитимируется «царством закона». Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству (Конституции). Классической основой легального господства принято считать бюрократию.

Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества руководителя, которыми он наделен Богом, т.е. вера в его харизму. Харизма тесно связана с качествами личности, в то время как традиция и закон являются фактами общественной жизни. Сила харизматического правителя состоит не в опоре на закон и рациональный аппарат управления, а в обладании редким даром, вызывающим сходное с религиозным преклонение

15. Дайте характеристику следующим типам элиты:

А) аристократия

Б) геронтократия

В) теократия

Г) клептократия

Д) корпоратократия

Е) меритократия

Ж) милитократия

З) олигархия

И) охлократия

ОТВЕТ:

а) аристократия - (от греч.– господство знати) – республиканская форма государственного управления, в которой верховная власть находится исключительно в руках высших привилегированных классов, которые правят или одни, или при содействии представителей остальных классов. В основании аристократии лежит идея, что государством должны управлять только избранные, лучшие умы.

б) геронтократия- принцип управления, при котором власть принадлежит старейшим. Термин введён в начале XX века этнографом У. Риверсом. По его теории, геронтократия была свойственна аборигенам Австралии и некоторым народам Океании. Однако, по современным представлениям, особое положение старейшин в первобытном обществе является лишь одним из элементов организации верховной власти племён.

в) теократия- (от греч theos - бог, kratos - власть) - форма государственного правления, при которой политическая власть находится в руках главы церкви, духовенства. Теократия существовала в V-I вв. до н. э. в Иудее, где власть принадлежала верховному жрецу. Теократическими государствами были халифаты Омейядов, Аббасидов, Папская область в средневековье, где папа осуществлял духовную и политическую власть. Теократическим государством является современный Ватикан, занимающий территорию 44 га. Он возник в 1929 г. Глава Ватикана - папа римский обладает неограниченной властью монарха. Административными делами Ватикана управляют кардинальская комиссия и губернатор, назначенный папой. Церковными и политическими делами занимается курия римская (правительство). Главой курии (премьер-министром) считается кардинал-статс-секретарь, он же министр иностранных дел, ведающий внешней политикой.

г) клептократия- (греч. klepto - ворую) - власть, под различными предлогами разрушающая, разворовывающая богатство общества.

д) корпоратократия-(англ. corporatocracy - «власть корпораций») - форма правления государством или политическая система, при которой власть осуществляется через могущественные и богатые компании.

е) меритократия-(от лат. meritus - достойный и греч. kratos - власть, буквально - власть наиболее одаренных) - теория, доказывающая, что традиционная демократия в условиях НТР перерастает в правление, осуществление власти наиболее талантливыми, одаренными людьми, квалифицированными специалистами.

ж) милитократия- власть военных, власть силовиков, опять же в широком смысле слова, тех людей, которые прошли процесс социализации в военных структурах, причем не имеет значения, в каких именно

з) олигархия-(греч. oligarchia - власть немногих, от oligos - немногий и arche - власть), форма правления, при которой государственная власть принадлежит небольшой группе людей, как правило, наиболее экономически могущественных (богатых).

и) охлократия- (греч. ochlos толпа, чернь Kratos власть) власть толпы, которой свойственно непосредственное волеизъявление без обращения к каким-либо институтам. Охлократия - это государственная форма, представляющая собой выродившуюся демократию.

I. Генезис, признаки и функции политических партий.

II. Типы партий и партийных систем.

III. Общественные организации и движения.

I. Политические партии являются важным элементом политической системы современного демократического общества. Они призваны обеспечивать доступ различных групп населения к рычагам государственной власти, формализовать и упорядочивать стихийные формы борьбы за власть и ее использование.

Выражая интересы определенных социальных групп, партии способствуют их внутренней консолидации, осознанию своих интересов, возможностей, соотнесению этих интересов с интересами других слоев общества. Через партии осуществляется прямая и обратная связь в системе «население – государство». Благодаря партиям властные структуры получают информацию о настроениях и ожиданиях определенных общественных групп и категорий населения, что необходимо для принятия оптимальных управленческих решений.

С другой стороны, лидеры партии способствуют мобилизации членов своих организаций и сочувствующих на достижение программных, общественно значимых целей, на участие в различных политических мероприятиях. Идеологическая работа партий способна оказывать сильное влияние на формирование ценностных, политических ориентаций, убеждений и нравственных норм поведения. Причем ценностные и идеологические ориентации даже политических противников в ряде значимых моментов могут совпадать (проблемы укрепления государственности, благосостояния общества, развития культуры и образования, борьбы с криминалом и т.д.). В ходе политических дискуссий наиболее полно вырисовываются пути достижения этих целей, подвергаются критике наиболее уязвимые моменты в деятельности властей.

Слово «партия» происходит от латинского pars (partis), что в переводе означает часть, группа лиц, собранных или выделенных с какой-либо целью. Упоминания о политических партиях встречаются у мыслителей Древнего мира (например, Аристотель писал о борьбе между партиями жителей морского побережья, равнины и гор в Аттике в VI в. до н.э.), в средние века так называли группировки, носившие чаще всего временный характер (например, известна война между «партиями» Алой и Белой Розы в средневековой Англии).

Однако прототипы современных политических партий начали появляться лишь во времена буржуазных революций (прежде всего английской революции ХVII в.), когда стали ограничиваться абсолютистские функции государства, начала формироваться автономная личность, у которой возникла потребность участвовать в общественной жизни, влиять на власть, когда стали признавать законность существования различных интересов в обществе, а вместе с ними и политических групп, призванных представлять эти интересы в системе власти.

По М. Веберу, политические партии прошли следующую эволюцию: аристократические котерии (кружки), политические клубы, массовые партии. Все три ступени развития прошли только две партии Великобритании – либеральная (виги) и консервативная (тори). Котерии вигов и тори оформились в Англии во второй половине ХVII в., первоначально они различались только в вероисповедании и династических предпочтениях. Борьба тори и вигов была в основном борьбой господствующих слоев общества за власть.

В отличие от котерий политические клубы появились во многих европейских странах; они имели более развитую организацию, устойчивость идеологических связей и более широкие масштабы деятельности. Их появление было связано с выходом на политическую арену буржуазии и вступлением ее в политическую борьбу (в 1831 г. тори основали «Чарльтон Клаб», в 1836 г. виги образовали «Реформ клаб»).

В отличие от политических клубов массовые политические партии стремились привлечь как можно большее число членов, использовали большую активность, которая не ограничивалась периодом выборов. Первой массовой политической партией была либеральная партия в Англии (основана в 1861 г.). К концу ХIХ в. массовые партии (в основном социал-демократические) сформировались в большинстве стран Западной Европы. Партии стали важным социально-политическим институтом, посредством которого осуществляется взаимосвязь государства и гражданского общества.

В литературе отмечается наличие различных подходов в понимании сущности политической партии и огромное многообразие ее определений (до 200). Одним из первых предложил определение политической партии известный политический деятель и философ ХVIII в. Э. Берк. «Партия, – писал он, – представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некоторым специфическим принципом, относительно которого все они пришли к согласию». В современной политологии различные источники и авторы дают сходные определения понятия партии. Их суть сводится к тому, что партия – это совокупность граждан, объединенных идеологически и организационно, выражающих интересы значительных социальных классов и слоев населения, ставящих своей целью реализацию этих интересов путем завоевания государственной власти посредством выборов или участия в ее осуществлении .

Основными отличительными признаками политической партии являются:

    связь с определенным классом, социальным слоем, группой или их совокупностью, т.е. наличие социальной базы;

    обладание определенной программой деятельности, отражающей единство мировоззренческих установок и идеологических принципов членов партии;

    наличие формализованной организационной структуры (членство, субординация органов, партийный аппарат и т.д.);

    установка на достижение политической власти и действия по ее практическому воплощению;

    наличие одного или нескольких лидеров.

Специфика партии как политического института – это открытая борьба за политическую, государственную власть. Этим политическая партия и отличается прежде всего от других разновидностей общественных объединений, которые также активно участвуют в политической жизни, но не добиваются прямого контроля над правительственной властью.

К числу наиболее общих функций политических партий относятся:

    представительство социальных интересов;

    выработка программных установок, политической линии партии;

    формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;

    участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, формирование политической системы общества;

    подготовка и выдвижение кадров, участие в формировании политических элит.

Последние десятилетия принесли значительные изменения в содержании функции представительства. Западные политологи считают, что на смену классовым партиям с середины ХХ в. стали приходить т.н. «общенародные партии», или «партии для всех». Такая партия стремится избежать отождествления себя с интересами какого-либо одного класса или слоя, а предстает как выразитель общего интереса. Облик партии в настоящее время формирует не столько классовая ориентация, сколько определенный тип политики. В современном демократическом обществе политические партии в борьбе за власть отвергают насильственные методы и ориентируются на избирательный процесс. Выборы являются главной ареной соперничества политических партий. В конкурентной борьбе успеха добивается партия, политический курс которой импонирует большинству избирателей. В большинстве демократических стран партии практически полностью контролируют механизм выдвижения кандидатов на выборах и их проведение.

Существуют различные типы политических партий. Под типом партии в политологии понимается система ее существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идейная основа, главная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности.

Большое распространение в политологии получила классификация французского ученого М. Дюверже, выделявшего в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства партии кадровые, массовые и строго централизованные . Кадровые партии отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических деятелей, а основой их организационного строения является политический комитет (лидеров, активистов). Кадровые партии формируются, как правило, сверху, на базе различных парламентских групп, групп давления, объединенной партийной бюрократии. Они сориентированы прежде всего на участие в политическом процессе профессиональных политиков и элитарных кругов, что предопределяет свободное членство и известную аморфность партийной организации. Как правило, такие партии активизируют свою деятельность во время выборов, когда необходимо организовать поддержку электората.

Массовые партии представляют собой централизованные образования, хорошо организованные и дисциплинированные, с уставным членством. Хотя здесь важную роль играют лидеры и аппарат партии, большое значение в них придается общности взглядов, идеологическому единству членов. Массовые партии чаще всего формируются снизу, нередко на основе профсоюзных, кооперативных и иных общественных движений.

И наконец, для строго централизованных партий Дюверже считал характерным превращение идеологического компонента в основополагающее, связующее эти организации начало. Для таких партий – Дюверже относил к ним коммунистические и фашистские – характерны наличие множества иерархических звеньев, строгая, почти военная дисциплина, высокая организованность действий, уважение и почитание политических лидеров.

Современная практика позволила выделить третий тип партий, дополняющий классификацию Дюверже. Эти партии (их еще называют «партии-хватай-всех», «интерклассовые партии») стремятся при неидеологизированной программе привлечь на свою сторону наибольшее число избирателей разной социальной и профессиональной принадлежности или этнического происхождения для решения важнейших проблем современности.

Политологи классифицируют партии в зависимости от их положения в политической системе общества, разделяя их на правительственные и оппозиционные; легальные и нелегальные; партии-лидеры и партии-аутсайдеры; партии, правящие монопольно, и партии, правящие коалиционно.

Если положить в основу классификации программные установки, мировоззренческие позиции, социальные цели, то можно говорить о консервативных, либеральных, социал-демократических, коммунистических и других партиях.

Широкое распространение получило деление партий на «правые», «левые» и центристские. Как правило, «правые» отождествляются с ориентацией на консервативные и либеральные политические и экономические ценности – частную собственность, приоритет личности и т.д., а «левые» – с коммунистическими и социалистическими ценностями – общественной собственностью на средства производства, социальным равенством и т.д.

II. Устойчивые связи и отношения партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти образуют партийные системы . Партийные системы – совокупность всех значительных партий в стране, их взаимодействие, а также (в некоторых случаях) порождающие их избирательная система и постоянство избирательных симпатий. Партийная система является составной частью политической системы.

Утверждение той или иной системы зависит от характера политического режима в стране, но в большей степени от конкретно-исторической ситуации. Политическая история ХХ в. свидетельствует, что многопартийность создает более благоприятные условия для демократизации политической и всей жизни общества. При всех политических режимах однопартийность – самая неустойчивая партийная система.

Существуют три основных вида партийных систем: однопартийная, двухпартийная и многопартийная.

Однопартийная система означает, что в государстве одна партия законодательно или фактически наделена монополией на власть. Это обеспечивается Конституцией либо является результатом лишения соперничающих партий возможности участвовать в выборах, а также отказа от проведения выборов вообще. До недавнего времени однопартийные системы были свойственны тоталитарным государствам. Оказалось, что однопартийными были не обязательно коммунистические и восточноевропейские, но и многочисленные государства т.н. «третьего мира». В последних авторитарные режимы уже давно используют однопартийность с целью контроля над управлением, мобилизации массовой поддержки и распределения получаемой помощи. Наиболее глубокие корни однопартийные системы имеют в Африке, где они сформировались вскоре после приобретения независимости, восприняв наследие автократического колониального управления (опыт состязательных выборов сразу после деколонизации был недолгим).

Длительный опыт показал, что однопартийная система довольно быстро – в историческом смысле – приходит к трудностям и к глобальному кризису, который неизбежно сопровождается кризисом всей политической системы, идейными и моральными потрясениями. В результате однопартийность сходит со сцены, а общество нуждается в коренном преобразовании.

Двухпартийная система предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению. Когда одна из партий побеждает на выборах, другая становится в оппозицию, и так периодически они сменяют друг друга у руля власти.

Классическая модель двухпартийной системы сложилась в США, где противостоят друг другу демократическая и республиканская партии. В Великобритании борьбу за власть ведут консерваторы и лейбористы. За всю историю двухпартийной системы США более 200 кандидатов третьих партий попытались добиться избрания на пост президента страны. Однако лишь восемь из них сумели завоевать более одного миллиона голосов избирателей. В ряде случаев, особенно на уровне штатов, третьи партии становились влиятельной политической силой. Но при этом важной особенностью двухпартийной системы США стало неприятие большинством избирателей на общенациональном уровне третьих партий.

Такая двухпартийная система оказывается относительно устойчивой в специфических американских условиях, а также в аналогичных ситуациях. Но она не имеет шансов на существование в условиях социального и идейного плюрализма, имеющего место в большинстве стран Европы. Во всяком случае, пока оказались безуспешными попытки внедрить в некоторых странах американскую модель двухпартийности.

В типологизации по шкале двухпартийности и многопартийности можно выделить систему 2,5 партии (как, например, в Германии), при которой какая-либо третья партия обладает достаточной электоральной базой, чтобы внести коррективы, порой существенные, в привычную игру двух основных партий, собирающих голоса 75–80% избирателей. Так, в Германии Свободная демократическая партия и Партия зеленых попеременно идут на блок с одной из двух главных конкурирующих между собой группировок – СДПГ и союзом ХДС/ХСС – и добиваются вхождения в правительство.

Многопартийная система – это система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. Общим критерием классификации является количество влиятельных партий в государстве, получивших в результате выборов парламентское представительство.

Многопартийные системы подразделяются на следующие:

    партийные системы «поляризованного плюрализма», для которых характерны: наличие антисистемных партий, выступающих против существующего социально-экономического строя; существование двусторонних оппозиций (оппозиция правительству и слева и справа); значительное идеологическое размежевание; преобладание центробежных тенденций над центростремительными и, как следствие, ослабление центра;

    партийные системы «умеренного плюрализма», в которых борьбу ведут от трех до пяти партий и ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти, в результате этого формируются коалиционные правительства. В такой системе отсутствуют антисистемные партии и двусторонние оппозиции, идеологическое различие между партиями невелико, ведется центростремительная конкуренция, партии ориентированы на участие в правительстве.

Можно выделить и так называемый уклад доминации. Эта система характеризуется тем, что на протяжении долгого времени (20–30 лет) у власти находится одна партия. При этом отсутствует сильная оппозиция. В качестве примера можно привести Японию, Индию, Мексику.

Тип партийной системы зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются следующие:

форма государственного правления. В условиях президентской формы правления партии главным образом сосредоточены на борьбе за победу на президентских выборах. Поскольку в данном случае речь идет лишь об одном победителе, то постепенно избиратели приходят к пониманию необходимости поддерживать только серьезных участников борьбы, в связи с чем уменьшается число конкурирующих партий. При парламентской форме правления, когда борьба идет не за единственную должность, наблюдается большое количество партий, надеющихся одержать победу на выборах;

избирательная система. Система пропорционального представительства, используемая в больших избирательных округах, позволяет даже небольшим партиям получить место в парламенте и открывает возможности существования многопартийной системы. Однако в условиях малых избирательных округов та же система приводит, как правило, к поддержке избирателями больших, хорошо организованных партий. Существование определенного барьера, который должны преодолеть партии, претендующие на участие в выборах, также исключает из борьбы часть партий, оставляя наиболее сильные;

наличие постоянного раскола в обществе. Деление общества по этническому, религиозному или по иному признаку приводит к образованию партий, выражающих интересы той или иной части общества.

В современной Беларуси многопартийная политическая система начинает складываться в конце 80 – начале 90-х годов. Можно выделить идеологические и социально-экономические предпосылки (ресурсы) многопартийности. Характеризуя идеологические ресурсы перехода к многопартийности, следует отметить тот факт, что альтернативные правящей КПСС (КПБ) политические организации появляются и активизируются на переломном этапе общественного развития, именно в то время, когда разражается не только экономический, но и идеологический кризис.

Господствовавшая в течение многих десятилетий идеология социализма и коммунизма терпит кризис доверия в силу многих как внутренних, так и внешних причин. Среди них открытая переориентация значительного числа бывших высокопоставленных руководителей-идеологов, иерархов партийно-государственной элиты на новые ценности и их пропаганду (такая переориентация была связана с их новыми экономическими запросами). В конце 1980-х годов наметилась определенная усталость от идеологических штампов, двойной морали в общественных отношениях и во властных структурах (с трибун говорили то, что требовалось, в жизни действовали иначе).

К важнейшим социально-экономическим ресурсам, подготовившим базу многопартийности, можно отнести появление и рост негосударственного сектора в экономике: формирование класса собственников, который стремится реализовать через политику и идеологию свои экономические интересы (социальная база правых партий); объединение значительного числа наемных работников, ухудшение социально-экономических условий жизни большинства населения (социальная база левых партий).

Названные выше важнейшие идеологические и социально-экономические ресурсы многопартийности можно отнести к внутренним. Несомненно также значительное внешнее влияние на процесс политической дифференциации постсоветского общества, которое выражается в активной пропаганде западными идеологами либеральных ценностей, присущих западным странам норм политической жизни. Такая пропаганда нередко сопровождается полным отрицанием положительного содержания в восточноевропейском опыте политического развития без какого-либо научного анализа («коммунизм – зло»). К внешним факторам следует отнести активное участие западного капитала в создании иностранных, совместных предприятий, что расширило частный сектор как экономическую базу для альтернативных социальных идей; материальную поддержку прямым и косвенным путем партий, движений, частных лиц, которые пропагандируют идеи западной демократии, а также в возможности в наше время ознакомиться с опытом формирования и функционирования многопартийных систем в индустриально развитых странах, который сопряжен с демократией и их экономическим положением.

Первые оппозиционные политические организации в БССР консолидируются к концу 1980-х годов. Наиболее значительным и влиятельным к этому времени стал Белорусский народный фронт «Адраджэнне», основанный в июне 1989 г. (с 1993 г. – партия). Вслед за БНФ были основаны Белорусская крестьянская партия, Белорусский христианско-демократический союз, Объединенная демократическая и Национально-демократическая партии, Белорусская социал-демократическая громада и т.д. Если в 1990 г. официально была зарегистрирована лишь одна партия, то в 1991 г. – 5, 1992 г. – 6, 1993 г. – еще 6, 1994 г. – 16 политических партий. К началу избирательной кампании по выборам в Верховный Совет Республики Беларусь в 1995 г. зарегистрированы 34 политические партии. По состоянию на 1 января 1999 г. в республике было зарегистрировано 43 политические партии . Однако в дальнейшем некоторые партии объединялись, другие распадались, третьи сходили с политической арены – в результате число их уменьшилось к середине 1999 г. до 27.

По состоянию на 1 января 2008 года в республике зарегистрировано 15 политических партий: Либерально-демократи-ческая партия (лидер – С.В. Гайдукевич), Белорусская социально-спортивная партия (В.А. Александрович), Белорусская партия «Зеленые» (О.А. Новиков), Социал-демократическая партия Народного Согласия (С.В. Ермак), Белорусская аграрная партия (М.И. Русый), Республиканская партия (В.Я. Белозор), Консервативно-Христианская Партия – БНФ (З.С. Позняк), Партия БНФ (Л.П. Борщевский), Республиканская партия труда и справедливости (В.В. Заднепраный), Партия коммунистов Белорусская (С.И. Калякин), Объединенная гражданская партия (А.В. Лебедько), Белорусская патриотическая партия (Н.Д. Улахович), Партия «Белорусская социал-демократическая Громада» (С.С. Шушкевич), Белорусская социал-демократическая партия (Громада) (А.И. Левкович), Коммунистическая партия Беларуси (Т.Г. Голубева).

Становление многопартийности в Республике Беларусь имеет свои особенности. Формирование политических партий пришлось в нашей стране на период кризисного состояния общества, когда еще четко не выявились интересы и потребности многих социальных групп, а образование партий опережало психологическую готовность населения к осознанию и восприятию происходящих перемен.

Разумеется, наличие объективных обстоятельств объясняет многие причины слабости политических партий, но не умаляет и их собственных ошибок. К ним, в первую очередь, относятся: неумение анализировать политическую ситуацию; неспособность разрабатывать стратегию и тактику, которая бы опережала действия власти; мелочная борьба друг с другом за укрепление позиций в демократическом лагере вместо объединения для решения важных политических задач; отсутствие системной работы с независимыми СМИ и эффективных программ по работе с молодежью, женщинами и пенсионерами; внутренние противоречия как следствие несоблюдения норм внутрипартийной демократии; недостаточное внимание к созданию оргструктур в регионах и отсутствие системной работы с ними. Поэтому появление множества партий не свидетельствует о наличии многопартийности. Речь может идти лишь о ее становлении, законодательном оформлении.

III. Общественная организация – это такая совокупность людей, которая организованными способами выражает интересы той или иной социальной группы или нескольких групп населения .

Общественные организации характеризуются:

    системой связей и схожестью интересов входящих в нее членов;

    внутренней организационной структурой (формальной или неформальной);

    способами выработки и принятия решений для реализации общих целей;

    системой социального контроля, обеспечивающей взаимодействие членов данной общности.

Общественные организации создаются в целях защиты многообразных прав и свобод, развития активности и самостоятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами, удовлетворения профессиональных и любительских интересов, иной деятельности, не запрещенной законом. Закон не разрешает создание общественных объединений, целью деятельности которых является изменение конституционного строя, насильственное нарушение единства страны, ее территориальных границ, пропаганда войны, насилия и жестокости, разжигание любой розни между народами.

В основном все общественные организации можно классифицировать по трем группам: социально-экономические, общественно-политические, профессионально-творческие.

Социально-экономические организации различных классов своей главной задачей считают реализацию непосредственных материальных интересов своих классов. Это, например, предпринимательские союзы (торгово-промышленные организации, отраслевые ассоциации и объединения, объединения работодателей и т.д.), они оказывают подчас сильное и значительное влияние на политику правительства. Позиция, например, Союза промышленников и предпринимателей России во многом определила решения VI съезда народных депутатов России (апрель 1992 г.) по назначению В.С. Черномырдина премьер-министром.

Социально-экономическими организациями рабочего класса выступают в основном профессиональные союзы , хотя имеются организации и другого рода, например, классы взаимопомощи . Деятельность профсоюзов регулируется специальным законодательством. Выполняя свои задачи по защите прав трудящихся, улучшению условий их труда и жизни, профсоюзы всегда играют роль и в политической жизни. Профсоюзы имеют свои международные организации, ведущей из которых является Всемирная федерация профсоюзов (ВФП).

Существуют и социально-экономические организации крестьянства. Более распространены различного рода крестьянские союзы, кооперативные объединения, потребительские, сбытовые и др.

Спектр общественно-политических организаций весьма разнообразен – союзы молодежи, союзы женщин, ветеранов войны и труда, общества «Знание», «Мемориал», комитет солдатских матерей и др. Они не только способствуют развитию социальной активности и самодеятельности своих членов, но и все решительнее включаются в политическую жизнь, организуя свои печатные издания, собрания, митинги, пикеты.

Профессионально-творческие объединения (Союзы писателей, художников, композиторов, театральных деятелей, журналистов, ассоциации научных работников и др.) главной задачей считают создание наиболее благоприятных условий для творческой деятельности своих членов.

Помимо общественных организаций в борьбе за интересы и в целях воздействия на власть возникают общественные движения , т.е. продолжительные совместные действия людей, разделенных территориально. Движение состоит из инициативного ядра (авангарда), которым может быть политическая партия, блок партий и организаций из участников движения, консолидирующихся вокруг ядра. Отличается движение от партии, общественной организации тем, что в нем, как правило, нет индивидуального членства, практики уплаты ежемесячных членских взносов, регламентации проведения собраний, обязательности выполнения принимаемых решений всеми членами движения.

Известно, что классовая борьба осуществляется также в форме движений: рабочих, крестьянских, демократических, коммунистических и т.д. Национально-освободительная борьба также выражается, реализуется в виде соответствующих общественных движений. Могут возникнуть социальные движения за разрешение отдельных актуальных проблем: за мир, за разоружение, за сохранение природы, в защиту Арала и др. Все эти движения: классовые, региональные и т.д. – самым различным образом взаимодействуют между собой, подчас могут выступать единым блоком, фронтом.

В Республике Беларусь зарегистрировано 36 профсоюзов, 2255 общественных объединений (235 международных, 722 республиканских и 1298 местных), 19 союзов (ассоциаций) общественных объединений, также 64 фонда. Среди них – общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи», общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация», детская общественная организация «Белорусская республиканская скаутская ассоциация», общественное объединение «Спортивный клуб «Эспадон», общественное объединение «Детско-юношеский клуб по хоккею «Золотая шайба», общественное объединение «Международный союз молодежи «Единение», общественное объединение «Белорусская ассоциация «ПОШУК», международное общественное объединение «Клуб «Несси», общественное объединение «Белорусская лига интеллектуальных команд» и др.

Общественные организации и движения, выражая интересы определенных групп людей, являются фактором интеграции всего общества. Ведь его функционирование основывается не только на плюрализме интересов и позиций, но и на известном их единстве. Многое зависит от наличия в обществе действенного механизма согласования разнообразных интересов, консолидации общественных организаций и движений.

ЛИТЕРАТУРА

    Мельник В.А. Республика Беларусь: власть, политика, идеология. – Мн., 1998.

    Статистический ежегодник Республики Беларусь / Министерство статистики и анализа РБ, 1999. – С. 37.

Отличие партии от других политических институтов

Нельзя забывать о том, что и цели, и функции партии должны, прежде всего, служить интересам общества, делегирующего партии право говорить от имени широких слоев населения. Если общество считает, что партия является важным инструментом отстаивания политических прав граждан, она может и должна эффективно использовать выданный ей «кредит доверия».

Содержание закона о политических партиях в РФ и его основно проблематики

  • 1. Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
  • 2. Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»;
  • 3. Политическая партия «Либерально-демократическая партия России»;
  • 4. Политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ»;
  • 5. Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО»;
  • 6. Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ;
  • 7. Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»;
  • 8. Политическая партия «Республиканская партия России»;
  • 9. Политическая партия «Демократическая партия России»;
  • 10. Общероссийская политическая партия «Народная партия «За женщин России»;
  • 11. Политическая партия «Альянс Зеленых - Народная партия»;
  • 12. Всероссийская политическая партия «Партия пенсионеров России»;
  • 13. Политическая партия «Города России»;
  • 14. Политическая партия «Молодая Россия»;
  • 15. Всероссийская политическая партия «Новая Россия»;
  • 16. Политическая партия «Российская экологическая партия «Зеленые»;
  • 17. Политическая партия «КОММУНИСТЫ РОССИИ»;
  • 18. Всероссийская политическая партия «Народная партия России»;
  • 19. Всероссийская политическая партия «Аграрная партия России»;
  • 20. Всероссийская политическая партия ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ!;
  • 21. Всероссийская политическая партия «Партия свободных граждан»;
  • 22. Всероссийская политическая партия «Партия Социальных Сетей»;
  • 23. Политическая партия «Союз Горожан»;
  • 24. Политическая партия «Коммунистическая партия социальной справедливости»;
  • 25. Российская политическая партия «Социал-демократическая партия России»; политическая партия
  • 26. Политическая партия СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ;
  • 27. Политическая партия «УМНАЯ РОССИЯ».

В конце 90-х г.г. Министерством юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 50 политических партий. На 1.01.1999 в соответствии с федеральный законом от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Министерством Юстиции были зарегистрированы 141 политическая партия и общероссийские политические объединения. Функционируют также небольшие по численности политические организации, не регистрирующие свою деятельность, а также партийные формирования, истории было отказано в регистрации по причине несоответствия отдельных положений их программных и уставных документов нормам действующего законодательства.

Для современного этапа развития партийной системы в России характерно наличие большого количества малочисленных организаций, не обладающих широкой известностью, не говоря уже о политическом влиянии. Многие из них представляют собой политические организации - однодневки.

В России сформировалась группа влиятельных партий, вот некоторые из них:

  • - "Единство и отечество" - Единая Россия. Программные цели: сотрудничество всех ветвей власти; не человек для власти, а власть для человека; гражданину вся полнота гарантированных Конституцией прав и свобод; социальное партнерство; эффективная система социальных гарантий; улучшение делового климата в стране, структурные реформы, развитие финансового рынка; Россия должна стать страной, способной защитить себя, где гарантирована безопасность для каждого человека, где надежно работают правоохранительные органы, действует справедливая судебная система; формирование и поддержка международной политики, направленной на повышение роли России в мире; сохранение общественной стабильности.
  • - Коммунистическая партий Российской Федерации. Основные цели уставной деятельности: пропаганда социализма-общества социальной справедливости, коллективизма, свободы, равенства, подлинного народовластия, означающего власть трудящегося большинства, объединенного посредством Советов; обеспечение максимально возможного представительства трудящихся в органах власти; формирование планово-рыночного, социально-ориентированного, экологически безопасного хозяйства, гарантирующего стабильное помещение жизненого уровня граждан; укрепление федерального многонационального государства при равноправии всех субъектов Федерации; неразрывное единство прав человека, полное равенство граждан любых национальностей на всей территории России, патриотизм, дружба народов; прекращение вооруженных конфликтов, разрешение спорных вопросов политическими методами; защита интересов рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, всех людей труда.
  • - "Яблоко". Программные цели: народовластие, разделение властей. возвращение парламенту контрольных полномочий, в экономике реформа структур управления, финансовой системы, прав собственности. ключевых элементов социальной инфраструктуры, создание "экономических основ конкурентной рыночной экономики", формирование эффективного собственника, предпринимателя, инициативного работника. создание социально-экономических и политических предпосылок для достижения социального согласия в обществе, отказ от остаточного принципа финансирования науки, культуры и образования, отказ от применения военной силы при разрешении внутренних конфликтов.
  • - Либерально-демократическая партия России. Основные - цели уставной деятельности: построение парламентскими методами правового государства с многоукладной, социально ориентированной экономикой через пропаганду идей либерализма и либеральной демократии; признание частной собственности священной и неприкосновенной; политический плюрализм; гарантия гражданских прав и свобод обеспечение равных возможностей и широкая социальная защита всех членов общества; отстаивания равноправия всех наций и народностей, населяющих Россию, решение национального вопроса только в конституционных рамках; отказ от насильственных действий.

Основное назначение партии - завоевание власти. Захват власти осуществляется через избирательные компании, программу партии. Партия овладевает государственной машиной, чтобы реализовать свою программу. Государство - орудие, средство в руках партии для решения своих задач. Таким образом, партии принадлежит ведущая роль, организующая сила. Обществ. Организации- не ставят перед собой политических целей.общественное объединение представляют собой добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности и интересов для реализации общих целей, указанных в уставных документах.(ОБЩЕСТ.ФОНДЫ,ДВИЖЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИИ).

В политической системе современного российского обще­ства политические партий играют всевозрастающую роль, ста­новясь структурообразующими элементами демократической системы. Они реализуют свои цели, охватывая своей деятель­ностью многие сферы общественной жизни: стимулируют ак­тивное участие граждан в политике; оказывают влияние на формирование общественного мнения; развивают политичес­кую культуру граждан и содействуют их политическому об­разованию; выявляют и обосновывают интересы больших со­циальных групп; обеспечивают постоянную связь между граж­данским обществом и государством; выдвигают кандидатов в органы власти и оказывают им всяческую поддержку; участву­ют в деятельности выборных органов власти, правительства, администрации; готовят и выдвигают кадры для государствен­ных и общественных организаций; оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения, на позицию граждан, становятся своеобразными катализаторами соци­альных процессов, деятельности властных политических струк­тур.

Цели создания политических партий:

а. Формирование общественного мнения.

б. Политическое образование и воспитание граждан. Для этого создаются различные кружки, проводятся мероприятия и др.



в. Выдвижение кандидатов в депутаты, участие в различных выборах, в случае победы – работа в представительных органах.

г. Овладение государственной властью. Она всегда была очень лакомым куском.

Функции политических партий:

Выявление, формулирование и удовлетворение интересов соц. групп (больших соц. групп)

Активизация и интеграция определенной части людей

Борьба за политическую власть, её использование, определение форм, методов и средств борьбы в зависимости от меняющейся обстановки

Формирование высших и местных органов власти (выдвижение своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью)

Разработка партийной идеологи, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды, формирование общественного мнения

Политическое воспитание общества или его части

Подготовка и выдвижение кадров для партии, гос. аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

Типы политических партий:

Классовые (представляют интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений, например, предпринимательские, рабочие)

Национальные, религиозные (выражают на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставят задачу обеспечения их приоритета в государстве, например, партия исламского возрождения)

Проблемные (подчиняют свою деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, например, экологическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы)

Государственно-патриотические (ориентированы на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечение целостности и стабильности государства)

Формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки

Революционные

Реформистские

Правящие,

Оппозиционные;

Центристские;

Авангардного типа,

Парламентского типа;

Партия авангардного типа - компартия в период СССР. Ведущая роль закреплена законодательно, однопартийная система, не терпит политического плюрализма, ее идеология поддерживается государственным принуждением. Четко фиксированное членство, взносы. Строится на основе производственно-территориального принципа (Указ Ельцина отменил этот принцип), что позволяет охватывать все производственные отношения через трудовые коллективы, все общественные объединения и т.д. Охватывала все сферы жизни общества.

Партия парламентского типа: основное назначение - выборные кампании в представительный орган, завоевание власти через получение большинства мест в парламенте. Активизируются в период выборной кампании.

Место и роль партии зависит не только от типа партии, но и от типа политической системы, в которой она функционирует.

Место и роль партии зависит от:

1. тип политической системы.

2. тип партии.

3. форма правления.

31. Государство и религиозные объединения: правовые формы их взаимодействия.(достаточно много,сокращаем)

Государство – политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, располагающая аппаратом управления и принуждения, при помощи которого может навязывать свою волю посредством общеобязательных правовых норм всем членам общества.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками.

В тоталитарно-распредилительных системах происходит фактическое вмешательство государства в дела церкви. Такие политические системы пытались использовать церковь для своих целей. В обществах, где господствовали некоторые религиозные системы, напротив, религиозные организации оказывали воздействие на функционирование государственных институтов. В этих обществах взаимоотношения государства и религиозных образований весьма противоречивы:

от полного подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до периодических конфликтов государства. В целом, церковь во многих обществах – это практически и фактически важный элемент политической системы общества, хотя в либерально-демократических системах такое положение открыто не признается, а конституционно даже отвергается.

ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Статья 4. Государство и религиозные объединения

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

· не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

· обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

4. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

5. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение :

· создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;

· не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

· не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

· не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

6. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

7. По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Церковь – это;

1) союз людей, исповедующих одну веру;

2) религиозная организация, целью которой является обеспечение регулярных взаимоотношений между ее членами и структурными подразделениями, а также установление и поддержание связи со светскими организациями.

Взаимодействие государства и церкви детерминируется ее двояким значением: как нравственно-религиозного и как юридического союза. В зависимости от того, какие права предоставляются церкви , во взаимоотношениях ее с государством можно определить следующие четыре типа систем: 1) теократия, или приоритет церкви перед государством; 2) господствующая церковь ; 3) признанные церкви ; 4) церкви терпимые. По отношению к разным вероисповеданиям государство может применять различные системы.
В зависимости от отношения к религии в современном мире выделяют:
1. Теократическое государство – это государство , в котором глава государства выполняет функции верховного священнослужителя, в стране установлена государственная религия, а государственная власть принадлежит церкви . В теократическом государстве основным источником права являются религиозные нормы. Сегодня такими государствами являются Ватикан, Иран, Пакистан и др.
Признаки теократического государства : 1) установление государственной религии, обязательной для всех; 2) включение религиозных организаций в политическую систему; 3) сращивание государственного аппарата и религиозных объединений; 4) религиозный лидер возглавляет органы государственной власти и обладает полномочиями политической государственной власти; 5) участие религиозных организаций в деятельности государственных органов, оказание влияния на их деятельность.
2. Светское государство – это государство, в котором отсутствует официальная религия, все религиозные объединения отделены от государственной власти и равны между собой (Российская Федерация, Франция и др.).

Признаки светского государства:

1. отсутствие какой-либо обязательной (государственной) религии;
2) невмешательство церкви в государственные функции;
3) выполнение церковью исключительно духовной функции, направленной на удовлетворение религиозных нужд общества;
4) отсутствие контроля об отношении граждан к религии;

Основной признак светского государства - отграничение религиозных организаций от государства. В светском государстве на религиозные объединения не возложено выполнение функций органов государственной власти. В то же время религиозные объединения не должны участвовать в политической жизни государства. Данный признак предусмотрен в Конституции РФ, в программных документах Русской Православной церкви , российских мусульманских, иудаистских и протестантских религиозных организаций.
3. Клерикальное государство государство , где власть сливается с церковью , однако, в отличие от теократического государства в стране не запрещаются другие, кроме государственной религии. Государственная религия пользуется определенными льготами, в частности, налоговыми, получает субсидии. В настоящее время клерикальными являются Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Израиль.
4. Атеистическое государство - это государство , в котором любая религия запрещена, а религиозные объединения преследуются по закону. В атеистических государствах запрещается издание и распространение любой религиозной литературы, проповедование и агитация. Церковь лишена имущества, священнослужители привлекаются к ответственности. Таким государством был бывший СССР.

Государство и церковь

Виды государств:

1) Светские

2) Теократические

3) Клериальные

4) Атеистический

Светское государство

В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства. Они не вправе выполнять не политические, не юридические функции и не могут вмешиваться в государственные дела. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерна следующая особенность:

1) Государственные органы не вправе контролировать отношения своих граждан к религии

2) Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность

3) Государство не оказывает не одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой-иной помощи.

4) Религиозные организации не выполняют поручения государства

5) Конфессии не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозной потребности населения.

Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений; гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом

Многие страны именно таковы: Германия, Франция, Россия, страны СНГ

Клерикальное государство

Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной. Данная религия занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественной жизни.

Для статуса государственной религии характерно:

1) В сфере экономических отношений – это признание права собственности на широкий круг объектов

2) Церковь получает от государства различные субсидии, материальную помощь, налоговые льготы

3) Церковь вправе участвовать в политической жизни страны и нередко иметь свое представительство в государственных органах

4) Церковь наделяется рядом юридических полномочий

Церковь может осуществлять такие полномочия, как регистрация актов гражданского состояния (венчание приравнивается к гос.регистрации).

5) Церковь осуществляет контроль в области образования и воспитания, ведет религиозную цензуру – печатной продукции, кино, телевидения.

Но в клерикальном государстве несмотря на сильные позиции церкви, слияния государства и церкви не происходит. Объявления той или иной религии государственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно-культурную ценность народа.

К ним относятся такие государства, как: Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания.

Основное назначение партии - завоевание власти. Захват власти осуществляется через избирательные компании, программу партии. Общественные организации не могут ставить такой цели. Партия овладевает государственной машиной, чтобы реализовать свою программу. Государство - орудие, средство в руках партии для решения своих задач. Таким образом, партии принадлежит ведущая роль, организующая сила. Государство - основное звено политической системы, так как только государство выступает в качестве официального представителя всего общества, только у государства имеется аппарат управления и принуждения, только государство обладает материальными, финансовыми ресурсами. Общественные организации: раньше считалось, что они связывают партии и государство с народом ("приводные ремни"), но нельзя рассматривать это как одностороннее движение: необходимо учитывать интересы этих организаций.

Подобная схема условна.

Правящая партия как ядро политической системы может быть только при парламентской республике. Когда партия получает возможность формировать правительство, она использует механизм государства как орудие, так как государство обладает механизмом управления и принуждения и материальными ресурсами.

Назначение политической партии (Матузов, Малько):

1. осуществление функций представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности

2. активная работа по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений

3. снятие внутренних противоречий.

Функции политических партий:

Выявление, формулирование и удовлетворение интресов соц. групп (больших соц. групп)

Активизация и интеграция определенной части людей

Борьба за политическую власть, её использование, определение форм, методов и средств борьбы в зависимости от меняющейся обстановки

Формирование высших и местных органов власти (выдвижегние своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью)

Разработка партийной идеологи, создание и реализация политической программы разврития общества, ведение пропоганды, формирование общественного мнения

Политическое воспитание общества или его части

Подготовка и выдвижение кадров для партии, гос. аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

Типы политических партий:

Классовые (представляют интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений, например, предпринимательские, рабочие)

Национальные, религиозные (выражают на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставят задачу обеспечения их приоритета в государстве, например, партия исламского возрождения)

Проблемные (подчиняют свою деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, например, экологическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы)

Государственно-патриотические (ориентированы на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечение целостности и стабильности государства)

Формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки

Гротескные партии (видят смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан, отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав, например, партия любителей пива).

Революционные

Реформистские

Консервативно-реакционные

Умеренные

Радикально-экстремистские

Правящие,

Оппозиционные;

Центристские;

Авангардного типа,

Парламентского типа;

Доктринальные (защита своей идеологии),

Прагматические (практическая целесообразность деятельности)

Харизматические (вокруг лидера)

Кадровые - состоят из небольшого числа людей, нет постоянного членства, их активность направлена на выборные компании. Члены - все те, кто проголосовал за них.

Массовые - основаны на постоянном членстве, платят взносы, имеют территориальные подразделения. Например, КПРФ

Деление на правящие и оппозиционные зависит от позиции власти, от того, какую партию поддерживает власть, на кого опирается. Правящая партия - обычно при парламентской форме правления. Она добивается большинства депутатских мест и получает возможность сформировать правительство. При президентской форме правления партии не играют решающей роли при формировании правительства. Оппозиционные партии также влияют на политическую жизнь. Например, в Англии: оппозиционная партия вправе создавать свой теневой кабинет, содержание которого осуществляется государством. Он дублирует все важнейшие решения государства. Если мнение не совпадает с мнением правящей партии, то доводит до сведения всех, высказывает свое сомнение, указывает на недостатки, чем контролирует правительство. В случае смены одного правительства на другое не надо времени на раскачку, т.к. оно уже готово.

Партия авангардного типа - компартия в период СССР. Ведущая роль закреплена законодательно, однопартийная система, не терпит политического плюрализма, ее идеология поддерживается государственным принуждением. Четко фиксированное членство, взносы. Строится на основе производственно-территориального принципа (Указ Ельцина отменил этот принцип), что позволяет охватывать все производственные отношения через трудовые коллективы, все общественные объединения и т.д. Охватывала все сферы жизни общества.

Партия парламентского типа: основное назначение - выборные кампании в представительный орган, завоевание власти через получение большинства мест в парламенте. Активизируются в период выборной кампании.

Место и роль партии зависит не только от типа партии, но и от типа политической системы, в которой она функционирует.

Политическая партия – это устойчивая политическая организация, объединяющая лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, культурно-национальными и иными интересами и идеалами, ставящая пред собой цель завоевания государственной власти.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в ОГВ и ОМС. (ФЗ «О политических партиях» 11.06.03)

Отличие политических партий от общественных организаций заключается в том, что основное назначение партии – захват власти , если общественная организация ставит политические цели, то она должна перерегистрироваться.

Это связующее звено между демократическим государством и обществом. Важное назначение политических партий - установление взаимосвязи между корпорациями гражданского общества и группами депутатов выборных представителей органов государственной власти.

Решения парламента всегда представляет собой форму компромисса между основными депутатскими группами, должны подкрепляться готовностью к адекватному компромиссу в гражданском обществе. Такое соглашение способно обеспечить партии в той мере, в которой они выражают интересы корпораций гражданского общества и пользуются влиянием парламента. Население воспримет с пониманием самые непопулярные решения, если им будет обеспечена поддержка партий, пользующихся авторитетом корпораций. Без таких партий решения законодателей повисают в воздухе, и их исполнение становится возможным только за счет особых мер принуждения. Законодатели встают пред необходимостью усиления исполнительной власти, которая затем их же и подминает. Партии играют важнейшую регулирующую роль в политической системе путем влияния на общественное мнение, разъяснения и претворения в жизнь решений органов государственной власти.

Место и роль партии зависит от:

1. тип политической системы.

2. тип партии.

3. форма правления.

Вопрос: А государство может оказать финансово-материальную поддержку партии? Использование государственных бюджетов для усиления партии, которую поддерживает власть (и которая поддерживает власть) влечет несменяемость власти. Поэтому на такое финансирование налагается запрет. Другие организации и физические лица можно поддерживать. Иностранным государствам запрещено помогать в предвыборных целях, в избирательных кампаниях.

Парфенов : Основное назначение партии - завоевание власти. Захват власти осуществляется через избирательные компании, программу партии. Общественные организации не могут ставить такой цели. Партия овладевает государственной машиной, чтобы реализовать свою программу. Государство - орудие, средство в руках партии для решения своих задач. Таким образом, партии принадлежит ведущая роль, организующая сила. Государство - основное звено политической системы, так как только государство выступает в качестве официального представителя всего общества, только у государства имеется аппарат управления и принуждения, только государство обладает материальными, финансовыми ресурсами. Раньше считалось, что общественные организации связывают партии и государство с народом ("приводные ремни"), но нельзя рассматривать это как одностороннее движение: необходимо учитывать интересы этих организаций.

Отличаются от политических партий тем, что не ставят перед собой политических целей . Но их деятельность носит политический оттенок , они влияют на политическую жизнь. Свои политические требования они заявляют через политические партии , которые выражают общие с ними интересы. Иногда эти требования не находят адекватного выражения в существующей структуре политических партий, тогда общественные объединения политизируются и превращаются в политические партии/движения и становятся самостоятельной политической силой (прибалтийские общественные объединения, в Польше).

Общественные организации и движения, являясь важными элементами политической системы, оказывают значительное влияние на функционирование других ее элементов. Общественные организации и движения отличаются от других ее составляющих непартийным характером деятельности и широкой социальной базой . (Здесь и далее различные пособия по политологии)