25.09.2019

Зачем в школе изучают фонетику? Что такое фонетика? Что она изучает


Язык - это многоуровневая система, которая делится на простые и сложные подсистемы или уровни. Фонетика - это низший уровень языка, так как она изучает его односторонние единицы - звуки, фонемы, суперсегментные единицы, ударение и интонацию. Её название происходит от греческого слова, которое означает звук, голос, шум, речь. Также фонетика - это раздел лингвистики, в котором изучается данный уровень языка и всё, что к нему относится: их сочетания и позиционные изменения, производство звуков говорящим и их восприятие слушающим, а также особенности звуковой оболочки языка вообще и звуковой строй и произносительные особенности каждого отдельного языка.

Составные части фонетики:

Общая и частная. Общая фонетика изучает законы строения звуковой оболочки в принципе, независимо от конкретного языка. Частная фонетика - это фонетика отдельных языков.
- Историческая и современная. Историческая фонетика - это исследование того, какие фонетические законы действовали в языке в разные времена, и какие их влияния сохранились в языке до сих пор. Современная фонетика изучает состояние данного уровня языка в настоящий момент.
- Теоретическая и экспериментальная.


Фонетика - это не только уровень языка и раздел языкознания: так называется и звуковая оболочка языка. В этом смысле она изучается в следующих аспектах:

1. Акустический. Это взгляд на звуковую оболочку языка с позиции слушающего. В этом аспекте исследуется то, что человек слышит при восприятии речевой информации. Акустический аспект описывает качества звука: у него есть определённая высота, тембр и другие физические свойства.

2. Артикуляционный. Объект исследования здесь - звук с позиции говорящего, то есть работа органов речи при производстве каждого звука.


Фонетика рассматривает звуки в трёх аспектах:

Физический. К нему относятся материальные характеристики звука.

Артикуляционный (анатомо-физиологический). К нему относятся анатомические и физиологические особенности речи, артикуляционные свойства звуков, особенности строения классификации звуков в разных языках.

Фонологический (социальный). На этом уровне появляется связь звука с человеческим сознанием. Основная единица этого уровня - фонема - это тип звука, который хранится в сознании, а также связь материального звука и этого стереотипа.

Несмотря на то, что артикуляционный аппарат у всех народов устроен одинаково, разные языки существенно отличаются друг от друга уже на фонетическом уровне. Например, английская фонетика, в отличие от русской, не знает оглушения звонких согласных перед глухими, и более того: для неё это смыслоразличительный признак. Также в английском языке, как и в некоторых других, различаются долгие и краткие которые в русском языке не несут смысловой нагрузки. А испанская фонетика обходится как без ослабления безударных гласных, так и без смягчения перед гласными и и е. Впрочем, звука ы в испанском языке нет.

Фонетика (от греч. phone) – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т.е. способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения людей, а также ударение и интонацию.

Изучать фонетику языка можно с разными целями, в разных аспектах. В зависимости от этого различаются общая и частная, описательная и историческая фонетика.

Общая фонетика на материале различных языков рассматривает способы и характер образования звуков речи, природу гласных и согласных, структуру слога, типы ударения и др. Звуковой строй конкретного языка изучается частной фонетикой .

Описательная (синхроническая) фонетика исследует звуковой строй конкретного языка на определенном этапе его исторического развития. Историческая (диахроническая) фонетика изучает изменения фонетической системы, произошедшие на протяжении более или менее длительного периода времени.

Фонетика как один из уровней языковой системы имеет свою специфику.

Звуковые единицы языка (звуки), в отличие от других его единиц – морфем, слов, словосочетаний, предложений, – не обладают значением. Слово имеет определенное значение, суффикс привносит в слово значение (например, -тель, -ик). Но мы не можем установить значение гласного [о] или согласного [д], они не обладают самостоятельным значением. Однако звуки служат для образования других языковых единиц – лексических, грамматических (слов и морфем, словосочетаний и предложений). Поэтому говорят, что звуковая сторона языка существует не сама по себе и не сама для себя, а в грамматике и лексике данного языка. Звуковые единицы и их сочетания реализуются в словарном составе и грамматическом строе, т.е. играют определенную функциональную роль.

Звук и буква

Письмо – это как бы одежда устной речи. Оно передает устную речь.

Звук произносят и слышат, а букву пишут и читают.

Неразличение звука и буквы мешает понять строение языка. И.А.Бодуэн де Куртенэ писал: кто смешивает звук и букву, письмо и язык, «тот только с трудом отучится, а может быть и никогда не отучится смешивать человека с паспортом, национальность с алфавитом, человеческое достоинство с чином и званием», т.е. сущность с чем-то внешним .

Звук как объект фонетики

В центре внимания фонетики находится звук.

Звук изучается с трех сторон, в трех аспектах:

1) акустический (физический) аспект рассматривает звуки речи как разновидность звуков вообще;

2) артикуляционный (биологический) изучает звуки речи как результат деятельности органов речи;

3) функциональный (лингвистический) аспект рассматривает функции звуков речи;

4) перцептивный аспект изучает восприятие звуков речи.

Работа (совокупность движений) органов речи при образовании звука называется артикуляцией звука.

Артикуляция звука состоит из трех фаз:

    Экскурсия (приступ) – органы речи переходят из предшествующего положения в положение, необходимое для произнесения данного звука (Панов: «выход органов речи на работу»).

    Выдержка – органы речи находятся в положении, необходимом для произнесения звука.

    Рекурсия (отступ) – органы речи выходят из занятого положения (Панов: «уход с работы»).

Фазы взаимопроникают друг в друга, это приводит к различного рода изменениям звуков.

Совокупность привычных для говорящих на данном языке движений и положений органов речи называют артикуляционной базой.

Введение

При обучении иностранным языкам в средней школе уделяется очень большое внимание интонационным средствам. Не усвоив звуковую систему языка, ученик не сможет пользоваться этим языком как средством общения. Правильно сформированные навыки и умения речи означают умение говорить, читать и писать на иностранном языке, то есть понимать этот язык при устном восприятии. Для формирования фонетических навыков необходимо не только уметь произносить правильно звуки, а также знать правила соединения этих слов в предложения. Произносительные навыки не являются речевыми, ведь произносить можно не только фразы и слова, но и звуки просто, вне зависимости от того, необходимы они для речи или не. С иной точки зрения нет речевого навыка, который не включал бы произносительных, потому что без артикуляционных движений вербального аппарата нельзя ни писать, ни говорить, ни слушать, ни читать. На этом основании можно сделать вывод, что формирование фонетических навыков начинается с организованного или стихийного формирования произносительных навыков. Формировать произносительные навыки нужно непосредственно с первых этапов обучения иностранному языку и продолжать это действие с тем или иным коэффициентом насыщенности, пока в этом есть необходимость.

Фонетика как наука. Содержание обучения фонетике

Фонетика. Предмет фонетики

Фонемтика (от греч. цщнЮ - "звук", цщнзенфйкьт - "звуковой") - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Изучением влияния звуков на субъекты и объекты занимается звуковедение.

Предмет фонетики.

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин, фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.

Место фонетики в системе языка

Какое место в ряду лингвистических дисциплин занимает фонетика? Этот вопрос получал в языкознании различное решение. Одни рассматривали фонетику как часть грамматики, другие - как самостоятельную дисциплину. Второе решение имеет больше оснований уже потому что фонетика оперирует незнаковыми, односторонними единицами, единицами плана выражения: ни фонемы, ни звуки, которые манифестируют эти фонемы (являются их конкретными представителями), сами по себе, как об этом уже говорилось, значениями не обладают, в то время как единицы всех остальных ярусов, начиная с морфем, наделены смыслом и потому являются знаковыми единицами. Фонетика - единственная дисциплина, предметом которой является изучение звуковой материи языка. Все остальные дисциплины материальной стороной единиц своего плана не интересуются: они сосредоточивают внимание на специфике структурно-смысловой стороны морфем, слов, словосочетаний, предложений.

Изучение фонетики имеет большое теоретическое и практическое значение. Теоретическое значение состоит уже в том, что фонетико-фонологический ярус является базовым ярусом языка, своего рода основанием, на котором зиждется все языковое здание: и морфемы, и слова, и предложения овеществлены в звуках. Следовательно, без изучения фонетики невозможно изучение ни лексического, ни грамматического строя языка.

Изучение фонетики в ее фонологическом аспекте закладывает основы формирования научного мировоззрения филолога, будучи "опытным полем языкознания". Фонетика "учит молодого филолога понимать, что язык - единая, стройная, умная, внутренне согласованная целостность. Закономерности языка проще понять на фонетике, потому что сама фонетика проще лексики и грамматики".

Практическое значение фонетики неоспоримо. Ее достижения используются в самых различных областях:

в создании письменности для бесписьменных народов и в совершенствовании письменности и орфографии старописьменных языков;

в методике обучения чтению и письму;

в обучении произношению и орфографии неродного языка;

в обучении речи глухонемых и тугоухих (сурдопедагогика);

фонетический навык средняя школа

в решении ряда технических задач: а) в телефонии и радиотехнике при передаче речи по трактам связи; б) в кибернетике - для разработки проблем автоматизации

Русский язык изучали в школе все без исключения. Однако за много лет некоторые из знаний теряются. Согласитесь, теперь уже сложно вспомнить, что изучает фонетика. Если вдруг вам срочно понадобился ответ на данный вопрос, ищите его в этой статье!

Под фонетикой понимают раздел языкознания, который занимается изучением звуковых единиц языка. Стоит отметить, что фонетика относится к самостоятельным разделам языкознания.

Если говорить проще о том, что изучает фонетика, то ответ будет звучать следующим образом: фонетика изучает звуки, интонацию и ударения. Фонетика может заниматься изучением каких-то конкретных систем. Например, фонетической системы английского языка (или французского, китайского, русского). Такие фонетики принято также называть частными.

Вместе с частной фонетикой, которая была упомянута только что, существует и общая.

Общая фонетика

Что изучает фонетика общая? Предметом изучения общей фонетики являются звуки речи абсолютно всех языков мира. Кроме того, языковеды, работающие в этой сфере, занимаются выведением общих звуковых законов (вне зависимости от языка), исследуют природу звуков, изучают ударения и интонацию.

Фонетика делится еще на две категории - теоритическая и практическая. Первая занимается решением общих вопросов, которые так или иначе касаются звуковой стороны языка. С ее помощью, как правило, находят объяснение историческим процессам языкового развития.

Основой для практической фонетики является та самая теория. Практическая фонетика играет большую роль в тех случаях, когда решаются вопросы правильного произношения. Кроме того, без нее невозможно было бы создание алфавитов для бесписьменных языков.


План лекции

1. Предмет фонетики

Определение слова «фонетика» заложено в самом названии, образованном от греческого «фоне» – «звук». Объектом изучения фонетики является звучащая речь, начиная со звуков и заканчивая звучащим текстом. Таким образом, в поле исследовательских интересов фонетики попадают фонемы, ударение в слове и предложении, слогообразование и слогоделение, интонация. Фонетика – раздел лингвистики, изучающий природу, развитие и семантические функции звуковой материи языка.

На первый взгляд может показаться, что фонетика затрагивает только план выражения языка, но это не так. Фонетика не может существовать изолированно от значения, поскольку на любом этапе анализа фонетиста интересует, прежде всего, то, как изучаемые им характеристики единицы выражения влияют на её значение.

Фонетика – одна из основных, возможно, самая фундаментальная отрасль лингвистики. Ни одна лингвистическая теория и практика не могут обойтись без фонетики, ни одно описание языка не будет полным и исчерпывающим без фонетики. Вот почему фонетика стоит на одном уровне по значимости с грамматикой и лексикологией.

2. Разделы фонетики

Существуют несколько аспектов фонетики. Прежде всего, выделяют артикуляторный (физиологический), акустический, перцептивный.

Артикуляторная фонетика – раздел фонетики, занимающийся изучением, описанием и классификацией звуков как результата работы речевых органов , т. е. с точки зрения произнесения звуков. Данный раздел фонетики описывает движение воздуха по речевому тракту, координацию органов речи в процессе произнесения отдельных звуков. Это один из старейших и наиболее полно изученных разделов фонетики.

Акустическая фонетика (фоноакустика) тесно связана с разделом физики – акустикой. Для акустической фонетики важны сведения об акустических характеристиках речевого потока: частоте, силе (интенсивности), времени колебательных движений, порождающих звуковую волну. Акустическая фонетика – самая молодая и быстроразвивающаяся отрасль фонетики. Она представляет особый интерес для научных работ по экспериментальной фонетике и прикладной лингвистике.

Перцептивная фонетика призвана изучать особенности восприятия звуковых единиц. Она исследует функции различных отделов слуховой системы и высшую нервную деятельность в процессе восприятия звуков речи, а также то, какие характеристики определяют принадлежность звука к определенной фонеме, как воспринимаются звуки незнакомого языка, какие звуковые характеристики существенны для субъекта, воспринимающего речь человека, а какие нет (влияние окраски голоса на восприятие, телефонных шумов, ошибок в речи, помех). Перцептивная фонетика представляет значительный интерес для всех изучающих произношение, как для преподавателей, так и для студентов.

В качестве четвертого раздела фонетики выделяется функциональная фонетика (фонология, фонемика в зарубежной литературе). Это раздел фонетики, изучающий функциональный аспект звуковой системы языка, т.е. лингвистические функции гласных и согласных звуков, деления на слоги, ударения, просодических характеристик. Функциональным этот аспект назван благодаря коммуникативной функции, выполняемой языком как важнейшим средством общения и передачи мысли. Функциональный аспект звуковой материи языка также называют социальным, т. к. язык – это социальное явление.

Фонология как раздел фонетики была впервые предложена выдающимся российским филологом польского происхождения И. А. Бодуэном де Куртенэ. Позднее Н.С. Трубецкой провозгласил фонологию самостоятельной лингвистической дисциплиной, изолированной от артикуляторной и акустической фонетики. Эту концепцию разделяют многие зарубежные лингвисты , которые рассматривают материальную форму и функцию звучащих языковых единиц речи изолированно друг от друга. Отечественные филологи считают фонологию разделом фонетики.

Помимо разделов фонетики, описанных выше, существуют другие подразделения фонетики.

Общая фонетика исследует строение речевого аппарата человека и использование его при образовании звуков речи, устанавливает типы звуков в различных языках и соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц – фонем, а также общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы.

Частная фонетика (дескриптивная фонетика) – это фонетика отдельно взятого изучаемого языка, например, фонетика английского языка. Она изучает произносительную систему и дает описание фонетических единиц конкретного языка.

Лингвисты выделяют также историческую фонетику , чья цель проследить последовательные изменения в фонетической системе конкретного языка (или семьи языков) на различных этапах его исторического развития. Используя лингвистический метод анализа, историческая фонетика анализирует письменные источники и сравнивает различные варианты написания отдельно взятого слова, исследует поэтическую рифму и метрику. Историческая фонетика – часть истории языка.

С исторической фонетикой тесно связана сравнительная фонетика , в фокусе внимания которой находится взаимосвязь фонетических систем двух и более языков, особенно родственных, и выявление соответствий звуковых систем данных языков.

Фонетика подразделяется также на сегментную и сверхсегментную (супрасегментную). Сегмент – кратчайший отрезок звучащей речи. В конкретном звучании это – отдельный звук, в качестве обобщенной единицы фонетической системы языка – фонема. Таким образом, сегментная фонетика – раздел фонетики, изучающий отдельные звуки. Объектом исследования сверхсегментной фонетики являются фонетические единицы большие по протяженности, чем звук: слоги, слова, фразы и тексты.

Фонетика может также быть теоретической и практической (прикладной). Теоретическая фонетика – это обобщенное изложение и лингвистическое объяснение всей системы фонетических средств данного языка.

Практическая фонетика изучает фонетическую систему языка в соответствии с определенным принципом. В своем прикладном статусе практическая фонетика широко используется для постановки произношения и развития навыков ораторского искусства у актеров, певцов, дикторов; в логопедии для лечения многочисленных дефектов и патологических расстройств речи, таких как афазия; в сурдопедагогике для обучения глухих и немых людей.

3. Методы исследования звукового строя языка

В числе методов, используемых в ходе анализа звукового и интонационного строя языка, целесообразно выделить те, которые основаны на субъективном восприятии, и инструментальные методы исследования , использующие различные технические средства: компьютеры, спектрографы, интонографы и др.

С момента зарождения фонетики как науки исследователи опирались только на собственное наблюдение и восприятие (субъективные методы ). Экспериментальные методы (объективные ), позаимствованные из физики и психологии, появились во второй половине 19 в. Эти методы позволили более детально изучить многие явления звуковой волны, процесса артикуляции в любой момент времени и проследить изменения этих явлений на разных временных отрезках. Современные фонетические работы, особенно экспериментальные, сочетают объективные и субъективные методы фонетического анализа.

Артикуляторная фонетика, граничащая с анатомией и физиологией, наряду с методом прямого наблюдения (наблюдение с помощью зеркала за движениями губ, языка) использует рентгенографию, фиксирующую положение органов речи в момент артикуляции, кинорентгенографирование, с помощью которого можно получить сведения о движении органов речи на протяжении артикуляции, о переходных процессах, о варьировании звуков в речевом потоке. Артикуляции губ исследуются с помощью фото- и кино-фотографирования. Используют методы прямого палатографирования и лингвографирования. Язык или небо покрывают красящим веществом, после чего диктор произносит звук или слово; далее с помощью зеркала фотографируется изображение нёба со следами прикосновения языка – палатограмма. Аналогичным образом фиксируют изображение языка – лингвограмма. Исследование движения голосовых связок производится с помощью ларингоскопа и ларингофона (электроакустического датчика), который фиксирует наличие или отсутствие голоса, а также гортанную смычку. В настоящее время в артикуляторной фонетике делаются попытки исследования артикуляции звуков речи с помощью магнитно-резонансной томографии.

Акустическая фонетика измеряет и анализирует колебания звукового потока. Она также прибегает к комбинации метода прямого наблюдения и инструментальных методов. Широко используются технические средства, обеспечивающие объективность исследования: интонографы, спектрографы, осциллографы и компьютерные программы для анализа звучащей речи (Speech Analyzer, Praat), которые позволяют изучить речевой поток и его отдельные компоненты в динамике.

Методы, задействованные в перцептивной фонетике, заимствованы из экспериментальной психологии , а также могут создаваться специально, в зависимости от той задачи, которую решает исследователь. Основные виды перцептивной деятельности в таких исследованиях опознание, различение и сравнение звуковых фрагментов разной протяженности. При опознании испытуемые, услышав речевой сигнал (стимул), должны его обозначить каким-то образом (транскрипцией, буквами алфавита), при различении определить, являются ли звуки одинаковыми или разными, при сравнении они решают, какой их звуков похож на третий. По характеру обозначений экспериментатор определяет перцептивные возможности испытуемых, их способность замечать те или иные акустические характеристики, потенциальные способности аудиторов различать звуки с определенными характеристиками и т. д.

Функциональная фонетика использует специальные методы установления фонемного инвентаря языка с помощью дистрибутивного и семантического анализа. Дистрибутивный метод сводится к определению фонемной принадлежности отдельного звука. Семантический метод нацелен на установление фонетической структуры языка благодаря способности фонемы выполнять смыслоразличительную функцию.

4. Связь фонетики с другими науками

Все отрасли фонетики не только тесно связаны друг с другом, но и с другими отраслями лингвистики, такими как грамматика, лексикология, стилистика, история языка. Эта связь обусловлена тем, что язык есть система, чьи составные части неразрывно связаны друг с другом.

Связь фонетики с грамматикой легко проследить на примере звукового чередования , которое является показателем категории числа у некоторых существительных: goose – geese [ɡu:s – ɡi:s], man – men или категории времени у неправильных глаголов: sing – sang – sung .

Фонетика связана с грамматикой также посредством интонации. Иногда только интонация указывает на смысловой центр высказывания. Сравним:

(1)ˋHe came home. (Who come home?)

(2) He ˋcame home. (Did he come?)

(3) He came ˋhome. (Where did he come?)

Интонация может различать предложения по цели высказывания:

(4) He came ˎhome.

(5) He came ˏhome.

В утвердительном предложении (5) восходящий тон используется для выражения вопроса.

Фонетика также связана с лексикологией. Так, только посредством ударения иногда возможно различить части речи: ˈabstract реферат– abˈstract извлекать, ˈobject предмет – obˈject возражать, а также слово и группу слов: ˈblackbird дрозд – ˈblack ˈbird (любая) черная птица.

Слова, одинаковые по написанию, которые называются омографами, различаются только произношением:

bow лук – bow поклон

lead руководство – lead свинец

tear разрыв – tear слеза

wind ветер – wind виток.

Связь фонетики и стилистики происходит посредством интонации и её компонентов: мелодики, ударения, ритма, паузации и тембра, которые служат для выражения значений и эмоциональной окраски высказываний. Интонация одно из основных средств создания образности высказывания. По интонационному рисунку можно определить стилистическую принадлежность текста, поскольку тексты различной стилевой отнесенности обладают специфическим, свойственным только данному стилю, просодическим оформлением.

Фонетика связана не только с лингвистическими отраслями научного знания, но и многими другими науками: физикой, математикой, статистикой, кибернетикой и теорией информации. Артикуляторная и акустическая фонетика тесно взаимодействует с физиологией, анатомией, антропологией. Историческая фонетика неотделима от общей истории и истории отдельно взятой нации, язык которой изучается.

5. Устройство произносительного аппарата человека

Речь является продуктом психической деятельности человека и результатом сложной высокоорганизованной последовательности действий. Совокупность ряда органов, выполняющих артикуляционную работу, называется речевым аппаратом. Рис.1.

На рисунке 1 изображены органы речи: 1 – твердое небо, 2 – альвеолы, 3,5 – губы, 4,6 – зубы, 7 – кончик языка, 8 – передняя часть языка, 9 – средняя часть языка, 10 – задняя часть (корень) языка, 11 – голосовые связки, 12 – мягкое небо, 13 – маленький язычок (увула), 14 – глотка, 15 – гортань.

Звуки человеческой речи возникают путем приведения органов речи в различные положения при прохождении струи воздуха из легких. В процессе возникновения звука задействованы четыре артикуляционных механизма: силовой, вибраторный, резонаторный и преградообразующий.

Силовой механизм – механизм создания воздушной струи, который обеспечивается работой органов дыхания – легких, бронхов, трахеи, гортани. Воздушная струя необходима для работы голосовых связок.

Вибраторный механизм – механизм вибрации голосовых связок. Воздух, высвобождаемый легкими, через трахею поступает в гортань. Голосовые связки (складки), находящиеся в гортани, вне речи раздвинуты и не напряжены. При

Резонаторный механизм звукообразования обеспечивается резонансными колебаниями выдыхаемого воздуха в фарингальной (глотка), ротовой и носовой полостях. Резонатор (от лат. resono – откликаться, звучать) – резервуар, в котором находится воздух. Звуковая волна, обладающая определенными акустическими характеристиками, попадая в резонаторную полость, преобразуется. В результате подобного преобразования мы производим и слышим определенные звуки.

Глотка заканчивается мягким небом. Мягкое небо представляет собой своего рода занавеску, заканчивающуюся маленьким язычком (увулой). Данная занавеска при спокойном дыхании расслаблена, частично закрывает вход в ротовую полость из глотки. Во время глубокого дыхания, зевания и речи небная занавеска поднимается вверх, открывая проход в полость рта и, наоборот, закрывая проход в носоглотку. При прохождении голоса через нос рождаются носовые звуки .

Мягкое небо открывает вход в ротовую полость, переднюю границу которой образуют зубы и губы, а верхнюю – твердое небо. На твердом небе расположены альвеолы: костный валик, внутри которого находятся корни зубов.

В ротовой полости важнейшим произносительным органом является язык. Задняя часть языка называется корнем языка, сторона, обращенная к небу - спинкой, которую принято условно делить на 4 части: кончик языка, переднюю часть, в положении покоя обращенную к передним зубам и альвеолам, среднюю, в покое обращенную к твердому небу, и заднюю –против мягкого неба. Для артикуляции важны движения языка вперед и назад , вверх и вниз, изменения его формы. Сближение и смыкание языка с другими органами (зубами, мягким небом и увулой, твердым небом, альвеолами) создает различного рода преграды выходящему воздуху и формирует тем самым преградобразующий артикуляторный механизм. Препятствия при прохождении воздушной струи создаются также губами.

Все перечисленные произносительные органы можно разделить на активные, снабженные мускулатурой и способные к самостоятельным движениям, и пассивные, т.е. неподвижные. Активными органами являются язык, губы, мягкое небо, маленький язычок (увула), задняя стенка глотки, образуемая мускулами, изменяющими напряженность стенок глотки и её размеры, что существенно влияет на качество звука, голосовые связки, нижняя челюсть, легкие. Пассивные органы: зубы, альвеолы, твердое небо, стенки носовой полости.