25.06.2023

Как делать мозаику из яичной скорлупы. Делаем мозаику из яичной скорлупы вместе с детьми


Яичная скорлупа с трудом царапается ножом и по твердости приближается к мрамору. Она прекрасно шлифуется и полируется, приобретая приятный мягкий блеск.

В восточной лаковой живописи яичную скорлупу наклеивали там, где нужно было изобразить покрытую трещинами каменную стену или скалу. Россыпью мелких скорлупок имитировали цветение весенних садов.

Выразительность мозаике "кракле" придают так называемые кракелюры - трещины, образующие на поверхности различных материалов причудливый сетчатый рисунок.

При распрямлении яичная скорлупа разламывается на множество мельчайших кусочков, которые не распадаются благодаря тонкой пленке, находящейся с внутренней стороны. Многие образовавшиеся между скорлупками трещины почти незаметны. Но стоит их проявить с помощью какого-нибудь красителя, сетчатый рисунок трещин становится зримым, превращая обычную яичную скорлупу в привлекательный декоративный материал.



Заготовка яичной скорлупы

Собранную скорлупу опускают на две-три минуты в пятипроцентный раствор пищевой соды, а затем тщательно промывают в проточной воде. Обычно используют скорлупу от сырых яиц, прошедшая тепловую обработку скорлупа теряет твердость, поверхность ее становится более рыхлой и менее пригодной для дальнейшей работы.(Но: для детских мозаик можно использовать любую скорлупу, в том числе и от вареных яиц, например, ту, что осталась от пасхальных яиц.)

Для использования чисто мозаичных технологий, то есть создания картин из кусочков скорлупы, нужно отделить пленку от скорлупы. Высушить скорлупки и их части, покрасить их целиком (подойдут красители для тканей, ряд пищевых красителей), затем хранить в сухой чистой посуде рассортированными по цвету. Обычно скорлупа прокрашивается неравномерно, что создает большой выбор цветов и оттенков для мозаичной работы.

Для создания мозаичного эффекта или эффекта кракелюра скорлупу не очищают от пленки, а расправляют на листе бумаги. Внутреннюю поверхность скорлупы смазывают тонким слоем клея, например ПВА (рис. 1, а). Затем раскладывают смазанные клеем скорлупки на тонком листе бумаги (желательно цветной) и прижимают сверху ровной дощечкой (рис. 1, б). Примерно через минуту откладывают дощечку в сторону и каждую скорлупку с усилием проглаживают деревянной гладилкой (рис. 1, в). Гладилка представляет собой стержень из твердого дерева, косой срез которого отполирован до блеска. Отдельные куски скорлупы расколются при этом на более мелкие части, которые будут плотно прилегать к бумаге.



После этого сверху снова накладывают дощечку и придавливают ее тяжелым грузом (рис. 1, г). Через две-три минуты, когда клей схватится, бумагу вместе с наклеенной на нее скорлупой смазывают тонким слоем мучного или крахмального клейстера. На смазанную клейстером поверхность скорлупы кладут папиросную бумагу и тщательно разглаживают ладонями (рис. 1, д). Сверху накладывают груз и дают клею высохнуть в течение нескольких часов (рис. 1, е).

Расклеив таким способом всю заготовленную скорлупу, листы складывают в папку. В таком виде их можно хранить очень долго. Преимуществом такой подготовки скорлупы является возможность вырезать из листы детали будущего изображения обычными ножницами.

На цветном или темном фоне силуэты наклеенной скорлупы хорошо видны даже сквозь папиросную бумагу. Это дает возможность правильно ориентироваться при раскрое заготовок, на которых нарисованы контуры мозаичных элементов. Силуэт наклеенной скорлупы неповторим, он может дать толчок воображению художника. В него можно вписать контуры различных животных, человеческие фигуры, строения, машины, растения, и многое другое (рис. 1, ж). Нарисовав на скорлупе найденные, например, контуры рыбы, обрезают скорлупу ножницами вокруг силуэта, не стараясь проработать мелкие детали. Ножницами скорлупу легко резать по прямым и кривым линиям только с внешней стороны (рис. 1, з). Всевозможные выемки, вогнутые вырезы и отверстия выполняют скальпелем или резаком, а также сверлами после наклеивания скорлупы на основу-подложку.

Можно заготавливать скорлупу, имеющую различные естественные цветовые оттенки. Эти цвета могут быть использованы, например, в работе над мозаичным панно по мотивам древней архитектуры. Скажем, в распоряжении мастера имеется белая, коричневая и кремовая скорлупа. Белая скорлупа подойдет для имитации снега, белокаменных стен, коричневая для крепостных стен и башен, а кремовая для строений, находящихся внутри крепости. Это, конечно, примерная раскладка.

Мозаика из скорлупы прямым набором

Окрашенная скорлупа ломается на кусочки с помощью пинцета. При нарабатывании навыка сколупу можно ломать достаточно точно, получающиеся элементы будут иметь определенную форму - треугольники, квадраты, тонкие полоски. В зависимости от творческих задач и масштабности работы иногда имеет смысл сначала заготовить кусочки скорлупы, рассортированные по цвету, и затем приступать к выполнению мозаики. Для небольших камерных работ отламывание элементов можно производить непосредственно в процесс набора по мере необходимости.

На плотный картон или лист пластика наносится мастика или клеевой состав. Затем осуществляется прорисовка контура рисунка. Кусочки скорлупы укладываются пинцетом на место в соответствии с рисунком. Работа высушивается и затем покрывается бесцветным лаком. Для быстросохнущих клеев можно с помощью кисточки наносить клей на скорлупу или непосредственно на место приклейки элемента, но этот способ более трудоемкий и затратный по времени.

Выполнение мозаики удалением скорлупы



Все работы выполняются на отдельных дощечках, играющих роль основы мозаичного набора - подложки. Подготовленную скорлупу разрезают на многоугольники с прямыми сторонами (рис. 2, а). При этом стараются, чтобы они по возможности имели прямые углы. Это упростит подгонку их наклейке на основу. Одну из сторон дощечки оклеивают скорлупой сплошь, тщательно подгоняя друг к другу вырезанные многоугольники. Каждый многоугольник как можно плотнее прижимают к основе гладилкой.



Технология мозаики кракле

Затем на приклеенной к дощечке скорлупе рисуют простым карандашом контуры задуманного изображения (рис. 2, б). На рисунке показана последовательность выполнения мозаичного набора с изображением слона. На участках, где должен быть фон, лишняя скорлупа удаляется различными режущими инструментами. Для сверления глухих отверстий применяют буравчики или небольшую дрель. Резьбу, а также скалывание скорлупы выполняют скальпелем или ножом-косяком. Гравировку наносят штихелями. Работу начинают со сверления (рис. 2, в1), затем выполняют гравировку по карандашным линиям (рис. 2, в2), после чего приступают к скалыванию скорлупы в участках, отведенных под фон. Закончив механическую обработку, удаляют с поверхности скорлупы наклеенную на нее папиросную бумагу. Предварительно бумагу осторожно смачивают водой с помощью кисти (рис. 2, г1). Через некоторое время размокшая бумага легко отделяется от скорлупы (рис. 2, г2). В местах стыковки иногда остаются небольшие швы, в которые вклеивают мелкую скорлупу.

На следующем этапе работы над мозаичным набором приступают к выявлению кракелюр. При этом фон окрашивается в какой-либо цвет, например в черный, темно-коричневый, темно-синий (рис. 2, г3). Для этих целей удобно использовать тушь. В состав туши входят спиртовой раствор шеллака, красители, глицерин, желчь и антисептики. Благодаря присутствию желчи - поверхностно-активного вещества - тушь легко проникает в мельчайшие трещины, увлекая за собой все остальные компоненты. Заполнив трещины между отдельными скорлупками, тушь не только окрашивает их, но и скрепляет между собой. Этому способствует шеллак, который после высыхания не растворяется даже водой.

Для справки: Кракле - сеть тонких трещин на какой-либо поверхности, прием визуального состаривания предметов интерьера с помощью специальных лаков, дополнительной обработки или использования скорлупы.
Кракелюр (французское craquelure) - трещинка красочного слоя или лака в произведении живописи или лаковом покрытии предмета декоративно-прикладного искусства.

Убедившись, что мозаичный набор окрашен равномерно, слегка влажной тряпкой или тампоном снимают лишнюю тушь с поверхности скорлупы (рис. 2, д1). Дождавшись, когда оставшаяся тушь высохнет окончательно, приступают к шлифовке мозаики мелкозернистой наждачной бумагой, укрепленной на деревянной колодке (рис. 2, д). Шлифуют поверхность скорлупы очень осторожно - ведь яичная скорлупа настолько тонка, что в отдельных местах ее можно легко снять полностью. Закончив шлифовку, наждачную бумагу заменяют обычной писчей. Она тоже обладает абразивными свойствами благодаря наличию в ней коалина и мела. Отполированная поверхность яичной скорлупы приобретает мягкий блеск и отдаленно напоминает старую слоновую кость или мрамор. Темный матовый фон подчеркивает и усиливает выразительность мозаичного набора (рис. 2,е).

Мозаичный набор с мастичным фоном



Если фон занимает в мозаичном наборе значительное место, как, например, в композиции с изображением сов, то нет смысла целиком оклеивать скорлупой поверхность украшаемого предмета (рис. 3,а). Ведь примерно половину наклеенной скорлупы придется потом удалять. В этом случае лучше оклеивать скорлупой только те участки, где будут непосредственно находиться мозаичные изображения.

Работу над мозаичным набором начинают с того, что подготовленный рисунок переводят на деревянную основу. Затем вырезают ножницами обобщенные силуэты из скорлупы и наклеивают их на основу. После высыхания клея лишнюю скорлупу (на нашем рисунке она заштрихована) удаляют скальпелем или резаком (рис. 3, б). Обычно следы резака портят поверхность фона, и на больших участках это очень заметно. Однако изъяны можно убрать, заполнив фон слоем специальной мастики вровень с наклеенной скорлупой (рис. 3, в). В качестве мастики используют чаще всего эпоксидный клей с наполнителем из графита, каменной пыли, кирпичного порошка. Окрашивать мастику можно любыми сухими пигментами, а также масляными красками.

Мастику осторожно наносят на участки фона деревянной лопаткой или скульптурной стекой. Как только мастика окончательно затвердеет, мозаичный набор осторожно выравнивают напильником. Затем мозаику смачивают чистой водой. Папиросная бумага, наклеенная клейстером на скорлупу, намокает и легко отделяется от нее. Остается только с помощью кисти и туши выявить на поверхности скорлупы кракелюры. Если мастика окрашена, например, в темно-синий цвет, то и для проявления кракелюр применяют синюю тушь (рис. 3, г). В заключении набор шлифуют и полируют. Вся поверхность мозаики, включая фон, обретает ровный мягкий блеск.



Мозаика с многоцветным фоном

Фон может не только подчеркивать красоту и выразительность материала, применяемого в мозаике, но и активно участвовать в цветовом решении композиции. При этом детали из скорлупы будут служить как бы перегородками, отделяющими один участок фона от другого (рис. 4, а).



Мастику трех цветов - коричневого, черного и красного - приготавливают в разных баночках. Вначале заполняют участки фона коричневой (рис. 4, б), а затем темно-красной мастикой (рис. 4, в). Для получения крапчатого фона черную мастику смешивают с размельченной в ступке скорлупой (рис. 4, г). Чтобы мастика не растекалась, по краям дощечки с мозаичным набором приклеивают бортики из тонкого картона. После затвердевания мастики бортики удаляют, мозаичный набор тщательно выравнивают напильником и снимают остатки папиросной бумаги. Скорлупу покрывают черной тушью. Как только она проникнет достаточно глубоко в трещины скорлупы, ее излишки удаляют слегка увлажненной тряпкой. Через несколько минут тушь высохнет, и набор отшлифовывают мелкозернистой наждачной бумагой, укрепленной на деревянной колодке, а затем полируют. Черный крапчатый фон мозаики будет казаться выполненным из множества отдельных скорлупок.

Применение скорлупы того или иного оттенка будет зависеть от характера изображения и задачи, стоящей перед художником.


Мозаика на токарных изделиях

Выполненные на токарном станке изделия из дерева можно с успехом декорировать мозаикой из яичной скорлупы (рис. 6). При вытачивании на заготовках заранее выбирают резцом небольшие углубления не более 0,5 мм. Элементы мозаики наклеиваются на украшаемую поверхность, тщательно притираются к ней гладилкой (рис. 6, а). Затем изделие с наклеенным на него мозаичным набором туго обматывают каким-либо жгутом (ремнем или веревкой), плотно укладывая виток к витку (рис. 6, б). Чтобы выступающий из под скорлупы клей не прилипал к жгуту, изделие заранее обертывают газетной бумагой.




После окончательного высыхания клея жгут удаляют, а участки, где не наклеена скорлупа, заполняют эпоксидной мастикой (рис. 6, в). Когда мастика затвердеет, приступают к шлифованию мозаичного набора. Шлифовать можно непосредственно на токарном станке, соблюдая необходимые предосторожности, или же вручную, укрепив наждачную бумагу на деревянной колодке с желобчатым углублением, соответствующим диаметру обрабатываемого изделия (рис. 6, г). После выявления на скорлупе кракелюр и последующей полировки, деревянные части изделия окрашивают в темный цвет морилкой. В завершение все изделие натирается восковой мастикой или же покрывается лаком и отполировывается.

Мозаика из яичной скорлупы. Мастер-класс

Мастер-класс. Работа с природным материалом

Панно из яичной скорлупы "Мухомор"

Цель: научить выполнять мозаику из яичной скорлупы по замыслу, уметь оформлять работу.

Применение : Материал рассчитан для детей 4 класса, изготовление подарков ко дню рождения, оформление интерьера комнаты, поделка на выставку.

Оборудование : досточка круглой формы, гуашевые краски, кисточка, клей "ПВА", бесцветный лак, золотой витражный контур, зубочистка, чёрный маркер.

Пошаговый процесс выполнения работы

Притягательность мозаики из яичной скорлупы - в её доступности: можно своими руками добиться великолепных результатов, не имея ни специальных навыков, ни особых приспособлений. Вы можете украсить самые разные предметы, оформить любую поверхность

1. Я использую скорлупу от сырых яиц. Например, готовлю омлет: содержимое - на сковороду, а скорлупки - в дело. Перед дальнейшим использованием их надо как следует промыть в холодной воде, аккуратно снять плёночки с внутренней стороны и высушить.

2. Берём, распечатанный на компьютере, рисунок нашей будущей мозаики. Переводим его на готовую основу.

3. Скорлупа легко клеится на ПВА. Намазываем небольшой участок рисунка клеем, отламываем и укладываем её, подбирая по цвету и форме - как в обычной мозаике.

4. Заполняем скорлупой все свободные места на рисунке.

5. Выкладываем скорлупой весь рисунок.

6. По краям досточки тоже выкладываем узор из кусочков скорлупы.

7. Раскрашиваем скорлупу гуашевыми красками. Витражным золотым контуром рисуем усики у колосков, по желания ставим точки по краям узора. Весь рисунок обводим тонким чёрным маркером. Готовое панно обязательно нужно покрыть лаком и Ваша работа заиграет!

* При работе с лаком соблюдайте технику безопасности. Работайте в хорошо проветриваемом помещении.

8. Готовые работы воспитанников в этой технике.

9. Изделие, выполненное в этой технике, украсит интерьер любого дома; а творческий процесс не доставит больших трудностей, только принесёт море удовольствия! Пейзаж "В горах".

Творческих вам успехов!

У творческого человека ничего не пропадает зря, даже яичная скорлупа. Яйца есть в каждом холодильнике, но большинство даже не подозревает, что из их скорлупы можно создать настоящее произведение искусства. По своей твердости многие профессионалы сравнивают ее с мрамором. Поверхность куриного яйца очень трудно поцарапать. Именно поэтому мозаика из яичной скорлупы так высоко ценится и выглядит просто потрясающе. С помощью яичной скорлупы можно создавать великолепные панно и картины, делать декупаж, создавать оригинальную мозаику и многое другое. Яичная скорлупа — прекрасный материал для творчества, и мы это докажем!

Создание живописных картин из битой скорлупы называется — Кракле. На Востоке такая техника известна еще с древних времен. Сегодня с ее помощью можно интересно преобразить любой предмет. При этом создается эффект потрескавшегося лакового покрытия.

Декупаж яичной скорлупой

Сделаем декупаж яичной скорлупой на примере вот такой шкатулки. По такому принципу можно делать декупаж скорлупой любых поверхностей.

Для этого нам понадобятся предметы, которые сложно представить вместе при любых других обстоятельствах: яичная скорлупа, краски, палочка для маникюра, клей ПВА, кисточка и собственно сама картонная коробочка.

Жила была старая картонная коробочка, и решили ей подарить новую жизнь! Для начала необходимо «отшкурить» всю коробочку снаружи и внутри наждачной бумагой, достаточно крупной, а потом пройтись еще раз «нулевочкой».

Для декупажа нам понадобится: яичная скорлупа, кисть, клей ПВА, палочка для маникюра

Сперва нанесите на небольшой участок коробки клей (работаем с небольшими участками, т.к. ПВА достаточно быстро сохнет). Затем берем небольшой кусочек скорлупы, прикладываю к поверхности и легонько нажимаем палочкой на скорлупу, так что бы она треснула, как показано на фото:

Острым концом палочки раздвигаем осколки скорлупы на нужное расстояние, таким образом формируем рисунок мозаики. Осколки скорлупы, как и расстояние между ними, на ваше усмотрение могут быть большими или маленькими. После того как скорлупки раздвинуты на нужное расстояние, их необходимо плоским концом палочки прижать к поверхности.

Читай продолжение на следующей странице

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓


Рукоделие

Мастер-класс. Осенние поделки своими руками. Работа с природным материалом

Мастер-класс: Осенний натюрморт. Мозаика из яичной скорлупы

Цель : научить выполнять мозаику из яичной скорлупы по замыслу, уметь оформлять работу.

Применение : Материал рассчитан для детей 4-5 класса, изготовление подарков ко дню рождения, оформление интерьера комнаты, поделка на выставку.

Оборудование : гуашевые краски, кисточка, клей "ПВА", бесцветный лак, зубочистка, чёрный маркер, плотный картон, яичная скорлупа, бумажные салфетки.

Пошаговый процесс выполнения работы

Яичная скорлупа - один из самых доступных и простых материалов для творчества. С её помощью можно украсить интерьер любого дома удивительно красивой мозаикой. Такая работа никого не оставит равнодушным.

Может и разбиться,

Может и свариться,

Если хочешь, в птицу

Может превратиться. (Яйцо)

1. Используем скорлупу от сырых яиц. Перед дальнейшим использованием их надо как следует промыть в холодной воде, аккуратно снять плёночки с внутренней стороны и высушить.

2. Переводим или рисуем рисунок на готовую основу (я использую плотный картон). Для четкости рисунка можно обвести его черным маркером. Пускай в нашем натюрморте будут осенние цветы, веточка рябины, спелая груша, колоски и листья клёна.

3. Скорлупа легко клеится на ПВА. Намазываем небольшой участок клеем, отламываем и укладываем её, подбирая по форме - как в обычной мозаике.

4. После наложения скорлупы на рисунок, хорошо смазываем клеем всю поверхность и даем высохнуть.

5. Выкладываем скорлупой весь рисунок.

6. Свободные места на листе решила заполнить не скорлупой, а обыкновенной салфеткой, создав эффект неровности и шероховатости.

Использовать яйца для создания картин придумали еще средневековые художники. Краски на основе природных материалов легли в основу самых выдающихся произведений искусства. Этот мастер класс предлагает взглянуть на яйцо, как инструмент для творчества с нового ракурса. В этот раз в ход пойдет скорлупа.

Для проекта понадобится:

  • яичная скорлупа;
  • гуашь разных цветов;
  • вода;
  • кисти для краски и лака;
  • бесцветный лак;
  • пинцет;
  • ацетон;
  • клей ПВА

Для начала необходимо подготовить яичную скорлупу. Если яйца имеют следы загрязнений, лучше отмыть их до того, как раскалывать. Высушите яйца полотенцем и расколите на две половинки. Дайте скорлупе высохнуть. На половинки сухой скорлупы нанесите гуашь. Свежую краску не нужно разводить водой, чтобы слой был плотным и однородным. Поскольку вам нужны разные цвета, позаботьтесь, чтобы на столе лежала салфетка или полотенце, которыми можно вытирать следы разных красок.

Покрасьте всю скорлупу. Лучше приготовить ее с запасом. Вместо гуаши можно использовать акриловую краску, особенно если хотите получить золотую или серебряную скорлупу. Дождитесь полного высыхания краски, прежде чем наносить лак. Поднимайте половинки скорлупы пинцетом, чтобы не повредить цвет, и намазывайте их лаком. Если используете лак в аэрозоле, можно брызгать все скорлупки прямо на столе. Если в процессе работы откололись кусочки, покрывайте их лаком и краской — они пригодятся для мозаики. Завершив работы, вымойте кисть для лака и пинцет в ацетоне. Оставьте лак сохнуть.

После полного высыхания скорлупок, разломайте их на мелкие кусочки. Важно, чтобы они были практически плоскими. Осталось выбрать поверхность, которая будет украшаться. Это может быть картонная основа с напечатанным рисунком, ваза и даже кружка.

Для такой мозаики хорошо подходит клей ПВА. Намажьте основу и дайте ей немного подсохнуть. Затем нанесите клей на цветной кусочек скорлупы, держа его пинцетом. Выложите выбранный рисунок.

Украшать скорлупой можно и объемные предметы, например вазы или цветочные горшки.


Можно дополнить мозаику другими видами декора. На вазах, горшках и других предметах, выполняющих не только декоративную функцию, мозаику будет не лишним дополнительно покрыть лаком.

Оригинально мозаика, исполненная в этой технике смотрится на бижутерии.

Можно попробовать сымитировать рисунок натурального камня.

Можно создавать интересные панно на любую тематику. Например такая картина может украсить ванную комнату. Но для влажного помещения необходим дополнительный слой лака.