29.01.2019

Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Всё начинается с семечка». Формирование эмоционально-положительного настроя. Социальная значимость проекта



Структурное подразделение д/с «Ромашка» муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16
города Болотного Болотнинского района Новосибирской области
подготовительной группа «Почемучки»
Познавательно – исследовательский проект
«Все начинается с семечки»
Автор проекта: Старцева И.П.
воспитатель подготовительной группы
Болотное, 2016
Вид проекта: познавательно- исследовательский
Тип проекта: групповой, исследовательский, среднесрочный
Продолжительность: месяц (15 сентября-15 октября)
Участники: воспитатель, дети, родители
Проблема: Однажды в уголке природы ребенок увидел новые семена. И они его очень заинтересовали. Он их стал рассматривать. Некоторые семена ему были известны, а некоторые – для него были загадкой. Он задумался, что же можно из них вырастить и как это сделать? Ему было не все понятно. С этими вопросами он подошел ко мне. Я предложила всем ребятам, с родителями искать информацию о растениях, семенах, о том, как из маленького семечка вырастают такие полезные, вкусные, красивые плоды.
Актуальность: «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский.
Ребёнок с раннего детства исследует и открывает для себя окружающий мир, но видит не всё, иногда не замечает главного. Проблема экологического образования одна из самых актуальных на сегодняшний день. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент экологической культуры ребенка. С помощью наблюдений, рассматривания, бесед, проектно-исследовательской деятельности, развивающих игр, мы помогаем детям войти в реальный современный мир и познать его. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка. Дети усваивают все прочно и надолго, когда слышат, видят и делают сами, поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы нашей группы.
Мир растений удивительный и многообразный. Дети, почти не имеют представления о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы. Эти все вопросы и привёли нас к созданию проекта «Всё начинается с семечки».
Цель проекта: формирование у детей интереса к познавательно - исследовательской деятельности, системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян, воспитание любви к природе.
Исходя из выше представленной цели, мы выделили ряд задач:
Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы.
Поддерживать интерес к исследовательской деятельности.
Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы.
Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Основные формы реализации проекта:
-игровая деятельность
-работа с познавательной литературой
-составление схемы жизненного цикла растений
-продуктивная деятельность
-чтение рассказов, сказок, загадок, стихотворений, фольклора
-изготовление альбома «Что нам осень подарила»
- изготовление коллекции семян
-работа с родителями
-экскурсия в библиотеку
-прослушивание песен
-просмотр презентаций, мультфильмов
-экспериментирование
-выставка поделок «Волшебные семена»Источники информации:
-научная литература
-книги
-интернет ресурсы
-библиотека
-видео и аудиозаписи
Список литературы
Плешаков А.А. От земли до неба. Москва «Просвещение»2016 .
Николаева С.Н. Юный эколог, Москва Мозаика-Синтез.2010
Сорокина А.И.Дидактические игры в детском саду. Москва «Просвещение», 1982.
Князева О.Л., Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры, Санкт-Петербург Издательство «Детство-Пресс», 2010.
Арбекова Н.Е.Развиваем связную речь у детей 5-6 лет.ООО»Издательство Гном»
Федиенко В.В.,Волкова Ю.С.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. ЗАО «РОСМЭН» 2015
Ульева Е.А. Изучаем времена года. Осень. Москва Вако,2014
Ликум А.Все обо всем. Москва.Компания «Ключ-С»Филологическое общество «СЛОВО» АИСТ,1995.
Форма защиты проекта
-Мультимедийная презентация.
-Публичное выступление.
-Выставка поделок «Волшебные семена»
Реализация проекта
I этап: Подготовительный
Подбор литературы, содержащей информацию о растениях, семенах; детской художественной литературы, демонстрационного материала, видео и аудио материала, подбор игрового материала, сбор семян с помощью родителей для создания коллекции, подготовка почвы и контейнеров для посадки, орудия труда.
II этап: Основной
Речевое развитие:
Чтение: сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Бобовое зёрнышко», «Колосок», Братья Гримм «Соломинка, уголек и боб», «Большая жизнь маленькой семечки», «Приключение пшеничного зернышка», «Муравей и пшеничные зерна», «Как игорошина колыбельку искала», Ушинский К. «Как рубашка в поле выросла» , Дмитриев Ю. «Необычные путешественники», Д.Кагородов «Лесная сказка»,
Разучивание с детьми стихотворений.
Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», Я.Райнис «Дедушка и яблоньки», Н.Кончаловский «Веселый огород».
Пословицы, поговорки, загадки, фольклор.
Познание:
Беседы с детьми: «Первые всходы», «Что ты знаешь о семенах», «Что растет в огороде?», «Что растет в саду?»,»Для чего нужны семена?», «Как вырастить из семян овощи?»
Развлечение «Знатоки» Занятие «Мы сажаем семена»
Занятие «Тыква - золотая голова»
Занятие «Подсолнух»
Опытно-экспериментальная деятельность «Проращивание семян подсолнечника и тыквы», «Посадка проросших семян тыквы и подсолнечника», «Вода и семена», «Солнце и растение». «Рассматривание семян через лупу», наблюдение за жизненным циклом подсолнечника и тыквы. .Рассказы «Как путешествуют семена», «Удивительные семена».
Рассматривание альбома «Что нам осень подарила», альбом «Коллекция семян».Экскурсии в библиотеку.
Просмотр мультфильмов:«Аист», «Дюймовочка», «Чиполлино». Развивающие мультфильмы «Времена года»
Просмотр учебных фильмов: «Развитие растения из семени», «Как растут цветы».
Просмотр презентаций: «Такие разные семена», «Планета семенная», «Подсолнух», «История тыквы», «Семейство тыквенных»
Настольная игра «Времена года».
Дидактические игры: «Отгадай, чей домик», «От какого растения семечко», «Чудесный мешочек», «Доскажи словечко», «Кто больше всех назовет овощей и фруктов», «Что вырастили люди».
Художественно-эстетическое развитие:
Раскрашивание картинок «Во саду ли в огороде».
Рисование нетрадиционной техникой платиллинография «Тыква « (коллективная работа).
Нетрадиционное рисование «Подсолнечник» .Рисование схема « Жизненный цикл подсолнечника и тыквы».
Лепка «Овощи и фрукты».
Слушание аудиозаписей:Песенки «Семечки», «Урожайная».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Огуречик, огуречик!», «Не лезь, заяц, в огород»
Пальчиковые гимнастика: «Заяц и кочан капусты»»
Физминутка «Жил один садовник».
Дыхательная гимнастика «Синьор-помидор»
Работа с родителями
Консультация: «Проектная деятельность». Индивидуальные беседы с родителями на тему «Формирование у детей знаний об овощах и фруктах» Знакомство с темой проекта. Подготовка родителей к совместной работе: выполнение заданий: : подбор семян для составления коллекции в группе; подбор сказок, книг, сочинение с детьми стихотворений про семена и растения, изготовление поделок из семян на тему «Волшебные семена».
Этап итоговый.
Продукт проекта: презентация «Все начинается с семечки», изготовление альбома для просмотра «Коллекция семян», схема «Жизненный цикл подсолнечника и тыквы».
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Заключение. Выводы.
Работа над проектом была очень увлекательна. Много интересного и полезного узнали мы из специальной и детской литературы, русского народного фольклора; из видеофильмов, мультфильмов; из экскурсии в библиотеку. Мы занимались продуктивной и исследовательской деятельностью. Активное участие в образовательной деятельности принимали и родители: семья Котович Алексея сочинили стихотворение «Арбузное семечко», другие родители нашли и принесли сказки, изготовили совместно с детьми поделки для выставки «Волшебные семена». Укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом.
По окончании проекта мои дети показали хорошие результаты:
1.С помощью познавательно – исследовательской работы у детей сформировались знания о произрастании плодов.
2.Дети познакомились с разнообразием посевного материала.
3.У детей сформировалось бережное отношение к растительному миру.
4.Дети владеют навыками продуктивной деятельности; расширенным словарным запасом, навыками связной речи.

Каждому знакомые
Мудрые слова:
Хлеб – хозяин дома,
Всему он голова

1. Полное название проекта «Упадет в поле зёрнышко»
2. Автор: Симакова Лидия Михайловна
3. Руководитель проекта:
4. Кадры: воспитатель группы «Солнышко» Симакова Л.М.
дети группы «Солнышко» 24 человека

Скачать проект
5. Район, город, представивший проект: Самарская область
6. Адрес организации: Самарская область, г. Новокуйбышевск
7. Телефон: ___________________
8. Вид проекта: групповой, практично-ориентированный, долгосрочный
9. Цель, направление деятельности проекта: обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях
10. Краткое содержание проекта:
План реализации проекта:
1. Подготовительный этап.
- сбор художественной литературы: стихи, загадки, поговорки, пословицы, рассказы, сказки о хлебе;
- родительское собрание;
- приобретение необходимого оборудования;
- разбивка огорода на подоконнике;
- изготовление табличек, указателей с названиями растений.
2. Исследовательский этап.
- рассмотрение семян;
- опытно-исследовательская деятельность (строение растений)
«Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост растений»;
- ведение календаря наблюдений за ростом и развитием растений в течение всего проекта;
- занятия с детьми «В мире растений», «Все начинается с семечки», «Посев семян», «Первые всходы»;
- Д/и «Узнай на ощупь», «От зёрнышка до булочки» ;
- разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок;
- рассмотрение иллюстрации;
- беседы, как выращивается хлеб, как хлеб на стол пришел, из каких зерновых культур делают муку?, кто знает, сколько стоит хлеб?, как человек должен относиться к хлебу? Почему?
3. Заключительный этап.
- проведение итогов реализации проекта;
- оформление выставки рисунков детей (от семечки к росту);
- выставка «Испекли мы каравай»
-«Рецепты с бабушкиного сундучка»
- праздник «Будет хлеб - будет песня»
- конкурс: «Вкусные блюда из теста» - фотоконкурс с родителями;
- проведение конкурса «Угадай название злакового»
- видеофильм «Огород на окне»
- проект «Огород на окне»
-принять участие в конкурсе «Разговор о правильном питании»- презентация, совместно с родителями и детьми.
11. Место проведения: группа
12. Сроки проведения: сентябрь-март
13. Количество участников проекта: 24
14. Участники проекта: дети подготовительных групп «Солнышко», родители и воспитатели групп;
15. Возраст детей: 6-7 лет
16. Форма проведения:
Групповое обсуждение
Познавательные беседы
Рассматривание наглядного, иллюстрированного материала (фотографии, слайды, открытки, папки, панно)
Трудовая деятельность
Консультации с воспитателем
Самостоятельная работа ребенка
Экспериментирование
Другие формы работы:
Дидактические игры: Хлебный магазин
Развлечение «От зёрнышка до булочки»
Праздник «Будет хлеб – будет песня»
Занятия по изобразительной деятельности – лепка изделий, поделок из соленого теста,
Форма проведения презентации:
Выставка поделок из соленого теста;
Фотоконкурс «Хлеб всему голова»
Работа с родителями:
- провести родительское собрание, участие в проекте;
- предложить родителям приобрести для проведения проекта контейнеры, землю, семена для посадки;
- домашнее задание – с детьми выполнить рисунки о хлебе и их описание, подбор материала, оформление папок о хлебе;
- принять участие в конкурсе «Разговор о правильном питании»-презентация.
Критерии оценки выполнения проекта:
Интерес детей
Умение использовать полученную в ходе экспериментирования информацию в практической деятельности
Умение планировать свою деятельность и достигать поставленной цели
Умение отражать собственные замыслы в реальной жизни.
Ожидаемые результаты:
- дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться познавать красоту растительного мира, бережно относиться к хлебу;
- у детей сформируются знания о росте злаковых в комнатных условиях;
- желание участвовать в совместной трудовой деятельности, стремление быть полезным окружающим, добиваться результата.
Анализ проблемы
Разрабатывая данный модифицированный проект, мы исходим из того, что экологическое воспитание старших дошкольников возможно при определенных условиях: формирование элементарных экологических представлений о природе (в частности о злаковых культурах) и выполнение с детьми определенных норм поведения в природе.
Проблема:
Для детей характерно неустойчивое отношение к растениям. Дети, наряду с отдельными позитивными действиями, могут проявлять к объектам небрежность. При этом действуют неосознанно, механически. Дети, в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред. У детей сложились некоторые существенные представления о живом. К живому относят преимущественно животных, у конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (у животных в основном движение, питание; у растений – рост). Тем не менее, растения способны изменяться, и данный объект природы доступен непосредственному восприятию детей. Познание природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам поможет экологический проект. Реализация проекта, осуществляется поэтапно в течение месяца, в процессе как повседневного обучения с детьми, так и на специальных занятиях.
Реализация проекта способствует не только формированию экологического мировоззрения, но и развитию ребенка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, эстетического развития), оказывает оздоровительное влияние.
Проект может быть использован воспитателями массовых групп и направлен на выполнение государственного стандарта по дошкольнику образованию по развитию естественнонаучных и экологических представлений детей.
Тип проекта: Практично-ориентированный, долгосрочный, групповой
Цель:
Сформировать представление детей о выращивании хлеба от зерна до колоска.
Задачи:
1. Обобщить и уточнить знания детей о хлебе, труде людей.
2. Формировать представление о выращивание хлеба от зерна до колоска
3. Уточнить знания детей о процессе приготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека.
4. Воспитывать бережное отношение к своему труду.
Методы:
1. Практический
2. Игровой
3. Наглядный
4. Слуховой
5. Словесный
Приёмы:
1. Погружение в игровую ситуацию
2. Групповая (коллективная) работа
3. Беседы, загадывание загадок
4. Голосовая и эмоциональная модуляция
Предварительная работа: просмотр мультимедиа:
1. Презентация с беседами о хлебе, как выращивают хлеб
2. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему «Хлеб всему голова»
3. Составление рассказов по картинкам. Расширение словарного запаса.
4. Проведение дидактических игр.
5. Проведение подвижных игр.
6. Игровые ситуации о правильном обращении с хлебом.
Здоровьесберегающие технологии:
1. Дыхательная гимнастика «Запах поля, леса деревни»
2. Гимнастика для глаз «Крошка Енот»
3. Физминутка: Я колобок, колобок,»
4. Игровые упражнения с релаксацией «Ветерок», «Дождик», «Вырос колосок»
5. Аутотренинги «Мы друзья природы»
Ресурсы:
1. Справочная и художественная литература
2. Наглядный, иллюстрированный материал (фотографии, слайды, открытки, панно)
3. Модель «Календарь наблюдений за ростом и развитием растений»
4. Таблички-указатели с названиями растений
5. Контейнеры для рассады
6. Рассада растений, семена, садово-огородный инвентарь
7. Материалы для изобразительной деятельности.

Проект долгосрочный на тему: «Чудо-огород»(недель)

Старший дошкольный возраст

Составила: воспитатель

Октябрь,2012 год

Цель: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности , раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений; обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.

Задачи:

Образовательные: Расширять представление об овощах: о многообразии их сортов, условиях и местах произрастания, истории их появления в нашей стране; способствовать поиску новой информации об уже известных объектах (в нашем случае об овощах), дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

Воспитательные: воспитывать умение работать в подгруппе, координируя свои действия с действиями партнеров, умение договариваться;

формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

Развивающие: Развивать познавательные и творческие способности детей, учить правильно ухаживать за растениями.

Оборудование: семена различных овощей (помидоры, тыква, петрушка, морковь и т. д.) цветов (бархатцы, астры, красный лен и др), садовый инвентарь , коллекция семян и карточки с изображением овощей

Используемая литература:

1. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Осень. Часть 2».

2., Грибова, в котором я живу. – М. 2006. – 144с.

3.Пожиленко развития ребенка. – Спб. 2006. – 640с.

4.Шорыгина и сказки о родной природе. – М. 2006. – 128с.

Ресурсы интернета:

›konspekt_druzya_yejika. html

http://. ru/zagadki. php#5

Для воспитателей детских садов - Мааам. ру

Дошколенок. ру

МБДОУ Д/С №8 г. Тимашевск

Песня «Весёлый огород» сл. М. Садовского, муз. С. Соснина.

«Песня и танец огородников» сл. В. Малкова и Л. Некрасовой, муз. Ю. Слонова.

Песня – игра «Собирайся народ» сл. и муз. .

Предварительная работа:

Подготовительный этап

1. Будьте осторожны с колющими и режущими предметами.

2. В помещении не шуметь, не делать резких движений.

3. При получении травм немедленно обратитесь за помощью к руководителю.

4. До и после работы вымойте руки с мылом.

Ход работы

Разделитесь парами (один готовит почву, другой сеет семена).

Прежде чем посадить семена, скажите зернышку: "Стань живым и расти, а я буду поливать и ухаживать за тобой".

(1. Первая пара сеет крупные семена фасоли. Делаем использованным фломастером бороздки, измеряем линейкой глубину - 1.5 см.

2. Вторая - мелкие в бороздки сеялкой: лист бумаги сложенный пополам, измеряем - 1 см.

3. Третья - на расстоянии 3 см друг от друга - редиску в бороздку, чтобы редиска была крупной и ей не было тесно.

4. Четвертая - петрушку.

5. Пятая - в специально приготовленные стаканчики по 1 семени огурцов в каждый.)

1. Мы посадим семена в приготовленную плодородную почву.

2. Мы будим их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут нас радовать.

3. Но сначала подготовим место для посева, поверхность почвы должна быть ровной, чтобы солнышко зернышки прогревало одинаково.

4. Наметим бороздки для семян, для крупных - 1,5 см. для мелких - 1 см. (Кто сможет объяснить, почему для семян нужна разная глубина посева семян?)

5. В эти бороздки мы будем сажать семена, соблюдая правила посева.

6. Подходим к ящику с семенами.

7. Какие вы видите семена? (Фасоль, редис, петрушка, огурец...)

8. Если семена крупные, нужно их сеять по одному рукой.

9. Если сильно мелкие, можно использовать лист бумаги, сложенный пополам.

8. Возьмем по одному семени и сеем в подготовленные бороздки по размерам.

9. После посева слегка присыпаем бороздки почвой и поливаем.

10. Помечаем посеянные семена, табличками.

3.Заключение.

Ребята, на практическом занятии вы показали хорошие результаты и знания, и я надеюсь, что вы сможете самостоятельно и правильно заниматься посевом семян, и на следующем занятии вы уже будете наблюдать за ростками, которые прорастут из семян.

На этом наше занятие закончилось, до свидания!

Художественное творчество (рисование).

Тема: «От семечки к ростку».

Старшая группа

Составила: воспитатель

Февраль,2012 год

Программное содержание:

Оборудование и материалы: альбомные листы, простой карандаш, краски, кисточка, стаканчик с водой.

1.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам нарисовать подсолнухи вместе со мной. Вы должны меня внимательно слушать, быстро и аккуратно изображать то, о чем я буду говорить. Давайте вспомним, в какое время года сеют подсолнечник. Это происходит, когда сеют семена овощей и цветов.

Дети: Весной

2.Основная часть.

Воспитатель. Сначала нарисуем землю. Положите перед собой листы бумаги, возьмите простые карандаши. Нарисуйте линию земли. Подумайте, высоко или низко вы хотите ее нарисовать: ведь нужно оставить место для стебля и самого цветка.
Дети выполняют задание.
Теперь нарисуем солнышко, которое хорошо прогревает землю. Растаявший снег наполнил землю влагой, и во влажную теплую землю мы посеяли (положили) семечко.
Воспитатель и дети рисуют семечко в земле.
Через несколько дней семечко, укрытое слоем земли, разбухнет и раскроется, появится маленький росток, который одним концом - корнем - будет укореняться в земле, другим – прорастет из земли и будет тянутся к солнышку (Рисует и комментирует все свои действия)
В земле корень будет расти в глубину и ширину. Чем мощнее корень, тем крепче и сильнее растение. Появившийся из земли росток сначала маленький, тоненький (прямо как у вас на рисунках), но у него уже есть два маленьких листочка. Если земля рыхлая, много влаги, светит солнышко, растение будет хорошо расти и под землей, и на земле, стебель будет утолщаться (Показывает, как рисовать толстый стебель подсолнуха, прикладывая кисточку с зеленой краской под острым углом к бумаге и продвигая ее вперед и вверх легкими проталкивающими движениями).
На стебле у подсолнуха вырастают крупные листья. Расположены они поочередно - вот так.(Продолжает рисовать) Листочки на черешках похожи на большие сердечки (Можно прорисовать листок отдельно, в стороне, показав его особенности, а затем, как выглядит на стебле)
Дети по –своему повторяют его действия.
Растет, растет подсолнух вот до такой высоты.(Показывает, как определить границу на листе так, чтобы потом уместилось соцветие подсолнуха.
Дети поступают аналогично).

Теперь осталось нарисовать головку цветка – его соцветие и цветоножку. Это если мы него смотрим сбоку или снизу. Если подсолнух будет смотреть на нас, то цветоножку можно не рисовать- ее не будет видно. Как вы хотите нарисовать подсолнух?
Дети . Чтобы смотрел на нас.
Воспитател ь. Хорошо. А какой формы будем рисовать головку?
Дети . Круглой.
Воспитатель . Круглая головка подсолнуха состоит из большого количества мелких цветочков. Когда много одинаковых цветков находится на одном стебле, т. е. на одной цветоножке, то как такой цветок называется? (Вместе с детьми повторяет определение «соцветие») Внутри цветы темнее и мельче, снаружи – светлее и крупнее.
Воспитатель показывает, как с помощью приема примакивания кисти (от прикосновения конца кисточки – тонкой линией – через ее середину – прижимая – и продолжая широкую линию к основанию ворса) рисовать крупные лепестки подсолнуха. При этом используется светло-желтая краска, затем, используя темно-желтый цвет,- внакладку – рисуется второй ряд лепестков – покороче. Внутри круга воспитатель предлагает покрыть головку цветка оранжевыми и светло-коричневыми точками - мелкими цветками.
Когда подсолнух цветет, к нему прилетают шмели, которых привлекает яркий желтый цвет и нежный запах. Попробовал нектар шмель и полетел на другой подсолнух
Физкульт минутка «Полет шмеля » или танец с подсолнухами.

Воспитатель . И вот к концу лета созрели семена. Как они называются?
(Семечки).
Воспитатель показывает, как с помощью приемов «шляпка гвоздя» рисовать
Перпендикулярно поставленным кончиком кисточки семечки подсолнуха внутри соцветия. При этом используется прием «наложения краски на краску» (на оранжевую и коричневую - черную)
Потом люди собирают зрелые подсолнухи и получают семечки, из которых делают масло. Часть семечек используют для приготовления всяких сладостей халвы, козинаков.

3.Заключение.

Молодцы, ребята! Вы хорошо занимались, внимательно слушали мои комментарии и нарисовали нам целое подсолнуховое поле (угощает детей халвой).

Конспект непосредственно образовательной деятельности

на прогулке.

Тема: «Наблюдение за огородом»

Старший дошкольный возраст

Составила: воспитатель

Февраль,2012 год

Программное содержание:

Побуждать принимать активное участие в сборе уро­жая.

Учить аккуратно собирать семена в бумажные пакеты;

Воспитывать настойчивость, экологическую культуру.

Оборудование и материалы: бумажные пакетики, садовый инвентарь.

1.Организационный момент.

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Летом в огороде - Свежие, зеленые, А зимой в бочке - Крепкие, соленые. (Огурец.)

Он никого и никогда Не обижал на свете. Так что же плачут от него И взрослые и дети? (Лук.)

2.Основная часть.

Ход наблюдения

♦ Какие овощи растут на нашем огороде?

♦ Какую работу вы выполняли вместе с воспитателями на огороде?

♦ Что делают взрослые на огороде?

Трудовая деятельность

Сбор ранних семян в цветнике; заготовка и сушка листьев Растений (для аппликаций , зимних букетов, гербария).

3.Заключение.

Подвижная игра «Горелки» на участке.

Цель: закреплять умение двигаться по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Познание (формирование целостной картины мира)

Тема: «Овощи»

Старший дошкольный возраст

Составила: воспитатель

Сентябрь,2012 год

Программное содержание: закрепить в сознании детей понятие «овощи», названия различных овощей, рассказать детям о пользе овощей для человека

Оборудование и материалы: наборы картинок с изображением различных овощей, разрезные картинки, на которых изображены овощи: каждая картинка разрезана на 4 фрагмента, серии картинок с изображением стадий роста овощей.

1.Организационный момент.

Наше сегодняшнее занятие будет не совсем обычным. О чем мы будем разговаривать? Это вы сможете определить с помощью разрезных картинок.

Проводится игра «Разрезные картинки»(дети составляют картину из фрагментов, после чего делают вывод о теме занятия).

2.Основная часть.

Итак, разговор сегодня пойдет об овощах. Чтобы познакомиться с ними получше, мы отправимся на дачу.

Мы добрались до дачи. Сначала давайте посмотрим, как растут овощи. Где их выращивают? Правильно, на огороде. А какие овощи вы знаете? О них вам помогут вспомнить картинки. Давайте внимательно поглядим, как растут разные овощи.

Детям предлагается серия картинок, на которых изображены стадии роста различных овощей с момента посадки семян в землю до образования плода. Дети с помощью воспитателя составляют рассказ по картинкам.

Физкультминутка

«Был у зайки огород»

Был у зайки огород, (дети изображают руками заячьи уши)

Ровненьких две грядки. (гладят по своим рукам)

Там играл зимой в снежки,

Ну а летом - в прятки. (дети закрывают руками глазки)

А весною в огород

Зайка с радостью идет! («пружинки»)

Но сначала все вскопает, (вращательное движение кулачком)

А потом все разровняет. (плавные движения вверх-вниз)

Семена посеет ловко. (потрясти кистями)

И пойдет сажать морковку. («пружинки»)

И глядишь - на грядке вновь

Вырастут горох, морковь. (загибают пальцы)

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

Вот собрал. И как раз -

Здесь закончился рассказ!

А теперь давайте вспомним, что необходимо нашим овощам и любым растениям для роста.(Воспитатель помогает детям вспомнить, что растениям для роста необходимы солнечное тепло и свет, плодородная почва и влага.

Как заготавливают овощи на зиму?

Свежие овощи мы можем есть только летом или осенью. Зимой и весной мы покупаем овощи в магазине. А как можно сохранить дачные овощи, чтобы мы могли есть их всю зиму, весну вплоть до нового урожая? Вспомните, пожалуйста, как поступают ваши мамы и бабушки.

С помощью вопросов воспитателя дети называют способы заготовки овощей: овощи можно сушить(лук, морковь, свекла, горох, фасоль), консервировать, солить и мариновать(огурцы, помидоры, кабачки), квасить(капуста), делать икру(кабачки, баклажаны), даже варить варенье(кабачки).

Польза овощей.

А для чего нашему организму необходимы овощи. Как вы думаете? Я ставлю перед вами вопрос: нужно ли людям есть овощи или мы можем обойтись без них? Попробуйте ответить не только устно, словами, но и помощью рисунков.

Детям выдаются листы, цветные карандаши. На выполнение задания отводится 5-7 минут. Пока дети рисуют, воспитатель вывешивает на доску большой плакат, в центре которого изображены овощи. Окончив работу, дети прикрепляют свои картинки к общему плакату и делают по ним короткий рассказ.

Воспитатель помогает сформулировать выводы:

1.Овощи нам нужны, чтобы у нас не болели желудок и живот, потому что они помогают слаженно работать нашему организму, помогают переваривать пищу.

3.Овощи нужно есть, чтобы была хорошая фигура.

4. Овощи нужно есть, чтобы зубы были здоровыми.

5.Некоторые овощи помогают нам бороться с простудой и гриппом, например лук и чеснок.

6.Овощи просто очень вкусные.

3.Заключение.

Все ответы и картинки отмечаются фишками. Фишки подсчитываются, и определяется команда-победитель.

Сценарий итогового праздника «Весёлый огород» в подготовительной группе.

Оборудование: Маски овощей, маска зайца, фартуки по количеству детей, посылка, натуральные овощи (огурцы и помидоры), вареные овощи для винегрета , кастрюля, пластиковые ножи, вилки, кувшин с водой, таз для мытья рук, полотенце. Костюмы: Печкина, Осени, Пугала, Айболита.

Ведущий : Добрый день дорогие дети и уважаемые взрослые. Коллектив группы «Полянка» представляет вашему вниманию заключительный этап проекта –праздник «Весёлый огород»

Дети : поют песню «Танец огородников»

Ведущий : Весной этого года мы посадили с детьми на подоконнике в группе семена разных огородных культур. Ребята, давайте вспомним какие условия нужны, чтобы из семян вырос плод.

Дети : Почва, влага, солнечный свет, уход, забота человека.

Ведущий : Правильно.

Что такое огород?

Овощей хоровод.

Перцы сладкие,

Помидоры гладкие.

С клубникой грядки,

Грабли и лопатки.

Ещё для порядка

Сторож Ванятка -

Пугало сердитое,

Соломою набитое.

Пугало : Это ещё кто? Я тут ворон целый день гоняю, чтобы семена не клевали, а тут ещё гости непрошенные.

Ведущий : Это ребята из детского сада. Они не тронут твои грядки. А ты тут давно стоишь?

Пугало : Да с самой весны. Как только семена в землю посадили, так меня и поставили.

Ведущий : И не скучно тебе тут?

Пугало : Конечно, скучно. Сами бы попробовали торчать на палке с утра до вечера. Словом перемолвиться не с кем. Одни вороны кругом.

Ведущий : Так давай мы тебя позабавим.

Пугало : Это как?

Ведущий : Наши дети умеют отгадывать загадки. Они все овощи знают, которые растут в огороде.

Пугало : Не может быть, сейчас проверим. (загадывает загадки)

Дети : отгадывают загадки и поднимают таблички с изображением овощей.

Пугало : Ой, развлекли, потешили. Ну, вы тут веселитесь, а мне работать пора, огород сторожить. (уходит)

Ведущий : Светило солнышко, поливал дождик и появились первые всходы.

Дети : поют песню «Весёлый огород».

Ведущий : Чтобы хорошо росли наши всходы как за ними нужно ухаживать?

Дети : Рыхлить землю, поливать, выпалывать сорняки, защищать от вредителей.

Ведущий : Правильно. Сейчас ребята поиграют в игру «Зайчик в огороде»

Дети : встают в круг, берутся за руки по считалочке выбирают зайчика.

Целую ночь в огороде на грядке

Зайцы играют в ловишки и прятки.

Бабушка утром придёт за капустой

А в огороде голо и пусто.

Ведущий : Ребята, посмотрите, изменился наш огород вместо маленьких ростков на грядках появились спелые овощи это значит, что лето закончилось и наступила осень.

Входит осень.

Осень :

Вы обо мне? А вот и я!

Здравствуйте, мои друзья

Я пришла на праздник к вам петь и веселиться

Я хочу со всеми здесь

Крепко подружиться

Ой, ребята, а что это доносится с наших грядок. О чём спорят наши овощи?

Дети : Инсценировка «Спор овощей»

Овощи (хором):

Кто из нас из овощей,

И вкуснее, и нужней,

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Осень :

Выскочил горошек –

Ну и хвастунишка!

Горошек (весело):

Я такой хорошенький

Зелёненький мальчишка!

Если только захочу,

Всех горошком угощу!

Осень :

От обиды покраснев

Свёкла проворчала

Свёкла (важно):

Дай сказать хоть слово мне

Выслушай сначала

Свёклу надо для борща

И для винегрета

Кушай сам и угощай-

Лучше свёклы нету.

Капуста (перебивая):

Ты уж, свёкла, помолчи.

Из капусты варят щи

А какие вкусные пирожки капустные!

Зайчики – плутишки

Любят кочерыжки

Угощу ребяток

Кочерыжкой сладкой.

Огурец (задорно):

Очень будете довольны

Съев огурчик малосольный,

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

Редиска (скромно):

Я румяная редиска,

Поклонюсь вам низко –низко

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем!

Морковь (кокетлива):

Про меня рассказ не длинный

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку-

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким.

Осень :

ут надулся помидор

И промолвил строго…

Помидор :

Не болтай, морковка, вздор,

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

Дети :

Витаминов много в нём

Мы его охотно пьём.

Я – приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям

Угадали? Я – ваш друг.

Я – простой зелёный лук!

Картофель (скромно):

Я, картофель, очень скромен.

Слова не сказал, я

Но картофель очень нужен

И большим и малым!

Осень : Спор давно кончать пора!

(Стук в дверь)

Овощи : Кто – то, кажется, стучит.

Входит Айболит.

Овощи (радостно): Это доктор Айболит.

Айболит :

Ну, конечно, это я!

О чём спорите, друзья?

Овощи :

Кто из нас из овощей

Всех вкуснее и нужней

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Айболит :

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все, без исключенья,

В этом нет сомненья!

В каждом польза есть и вкус, –

И решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее

Кто из вас нужнее.

Ведущий : Спасибо тебе, Айболит, за совет, помирил ты овощи на нашем огороде. Ребята, попрощайтесь с Айболитом.

Дети : До свидания!

Ведущий : Ну что ж, а нам предстоит много работы

Мы корзиночки возьмём

В огород скорей пойдём

Урожай собирать

И на зиму запасать.

Дети : играют в хороводную игру «Соберём урожай»

Ведущий : Ребята, а как люди сохраняют урожай?

Дети : Убирают в погреб на хранение, солят, маринуют, консервируют.

Ведущий : Ребята, кто – то к нам стучится.

Входит почтальон Печкин и проводит игру «Посылка».

Печкин : Угадали кто я?

Дети : Почтальон Печкин.

Печкин : У меня для ребят группы «Полянка» посылка из деревни Простоквашино от дяди Фёдора. Только я вам её сразу не отдам. Отгадайте. Что в ней лежит.

Дети : Отгадывают по описанию огурец и помидор.

Ведущий : Ребята, поблагодарим почтальона Печкина за посылку.

Дети : Спасибо.

Ведущий : А что же нам делать с этими овощами, чтобы сохранить их.

Дети : Законсервировать.

Ведущий : вызывает к себе 2 детей, завязывает им глаза и каждому даёт по банке игра «Засол овощей».

Ведущий : Ребята, а какие блюда из овощей вы знаете?

Дети : Борщ, салат и т. д.

Ведущий : Мы сейчас с вами приготовим салат под названием «Винегрет». Подойдите к столу, надевайте фартуки, помойте руки и приступайте к работе игра «Поварята» –дети по руководством повара готовят салат «Винегрет».

Пока дети готовят, гости просматривают фильм «Огород на подоконнике».

Ведущий : Итогом нашего проекта явился этот праздник. Нами проведена большая работа в течении 6 месяцев. Учувствовали и дети, и педагоги, и родители.

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение д/с «Ромашка» муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16

города Болотного Болотнинского района Новосибирской области

подготовительной группа «Почемучки»

Познавательно – исследовательский проект

«Все начинается с семечки»

воспитатель подготовительной группы

Болотное, 2016

  • Вид проекта : познавательно- исследовательский
  • Тип проекта : групповой, исследовательский, среднесрочный
  • Продолжительность: месяц (15 сентября-15 октября)
  • Участники: воспитатель, дети, родители
  • Проблема : Однажды в уголке природы ребенок увидел новые семена. И они его очень заинтересовали. Он их стал рассматривать. Некоторые семена ему были известны, а некоторые – для него были загадкой. Он задумался, что же можно из них вырастить и как это сделать? Ему было не все понятно. С этими вопросами он подошел ко мне. Я предложила всем ребятам, с родителями искать информацию о растениях, семенах, о том, как из маленького семечка вырастают такие полезные, вкусные, красивые плоды.
  • Актуальность: «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. А. Сухомлинский.

Ребёнок с раннего детства исследует и открывает для себя окружающий мир, но видит не всё, иногда не замечает главного. Проблема экологического образования одна из самых актуальных на сегодняшний день. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент экологической культуры ребенка. С помощью наблюдений, рассматривания, бесед, проектно-исследовательской деятельности, развивающих игр, мы помогаем детям войти в реальный современный мир и познать его. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка. Дети усваивают все прочно и надолго, когда слышат, видят и делают сами, поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы нашей группы.

Мир растений удивительный и многообразный. Дети, почти не имеют представления о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы. Эти все вопросы и привёли нас к созданию проекта «Всё начинается с семечки».

Цель проекта : формирование у детей интереса к познавательно - исследовательской деятельности, системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян, воспитание любви к природе.

Исходя из выше представленной цели, мы выделили ряд задач:

  • Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы.
  • Поддерживать интерес к исследовательской деятельности.
  • Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы.
  • Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Основные формы реализации проекта:

Игровая деятельность

Работа с познавательной литературой

Составление схемы жизненного цикла растений

Продуктивная деятельность

Чтение рассказов, сказок, загадок, стихотворений, фольклора

Изготовление альбома «Что нам осень подарила»

Изготовление коллекции семян

Работа с родителями

Экскурсия в библиотеку

Прослушивание песен

Просмотр презентаций, мультфильмов

Экспериментирование

Выставка поделок «Волшебные семена»
Источники информации:

Научная литература

Книги

Интернет ресурсы

Библиотека

Видео и аудиозаписи

Список литературы

  1. Плешаков А.А. От земли до неба. Москва «Просвещение»2016 .
  2. Николаева С.Н. Юный эколог, Москва Мозаика-Синтез.2010
  3. Сорокина А.И.Дидактические игры в детском саду. Москва «Просвещение», 1982.
  4. Князева О.Л., Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры, Санкт-Петербург Издательство «Детство-Пресс», 2010.
  5. Арбекова Н.Е.Развиваем связную речь у детей 5-6 лет.ООО»Издательство Гном»
  6. Федиенко В.В.,Волкова Ю.С.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. ЗАО «РОСМЭН» 2015
  7. Ульева Е.А. Изучаем времена года. Осень. Москва Вако,2014
  8. Ликум А.Все обо всем. Москва.Компания «Ключ-С»Филологическое общество «СЛОВО» АИСТ,1995.

Форма защиты проекта

Мультимедийная презентация.

Публичное выступление.

Выставка поделок «Волшебные семена»

Реализация проекта

I этап: Подготовительный

Подбор литературы, содержащей информацию о растениях, семенах; детской художественной литературы, демонстрационного материала, видео и аудио материала, подбор игрового материала, сбор семян с помощью родителей для создания коллекции, подготовка почвы и контейнеров для посадки, орудия труда.

II этап: Основной

Речевое развитие :

Чтение : сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Бобовое зёрнышко», «Колосок», Братья Гримм «Соломинка, уголек и боб», «Большая жизнь маленькой семечки», «Приключение пшеничного зернышка», «Муравей и пшеничные зерна», «Как игорошина колыбельку искала», Ушинский К. «Как рубашка в поле выросла» , Дмитриев Ю. «Необычные путешественники», Д.Кагородов «Лесная сказка»,

Разучивание с детьми стихотворений.

Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», Я.Райнис «Дедушка и яблоньки», Н.Кончаловский «Веселый огород».

Пословицы, поговорки, загадки, фольклор.

Познание:

Беседы с детьми: «Первые всходы», «Что ты знаешь о семенах», «Что растет в огороде?», «Что растет в саду?»,»Для чего нужны семена?», «Как вырастить из семян овощи?»

Развлечение «Знатоки»
Занятие «Мы сажаем семена»

Занятие «Тыква - золотая голова»

Занятие «Подсолнух»

Опытно-экспериментальная деятельность «Проращивание семян подсолнечника и тыквы», «Посадка проросших семян тыквы и подсолнечника», «Вода и семена», «Солнце и растение». «Рассматривание семян через лупу», наблюдение за жизненным циклом подсолнечника и тыквы. .
Рассказы «Как путешествуют семена», «Удивительные семена».

Рассматривание альбома «Что нам осень подарила», альбом «Коллекция семян».
Экскурсии в библиотеку.

Просмотр мультфильмов: «Аист», «Дюймовочка» , «Чиполлино». Развивающие мультфильмы «Времена года»

Просмотр учебных фильмов: «Развитие растения из семени», «Как растут цветы».

Просмотр презентаций: «Такие разные семена», «Планета семенная», «Подсолнух», «История тыквы», «Семейство тыквенных»

Настольная игра «Времена года».

Дидактические игры: «Отгадай, чей домик», «От какого растения семечко», «Чудесный мешочек», «Доскажи словечко», «Кто больше всех назовет овощей и фруктов», «Что вырастили люди».

Художественно-эстетическое развитие:

Раскрашивание картинок «Во саду ли в огороде».

Рисование нетрадиционной техникой платиллинография «Тыква « (коллективная работа).

Нетрадиционное рисование «Подсолнечник» .
Рисование схема « Жизненный цикл подсолнечника и тыквы».

Лепка «Овощи и фрукты».

Слушание аудиозаписей:
Песенки «Семечки», «Урожайная».

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Огуречик, огуречик!», «Не лезь, заяц, в огород»

Пальчиковые гимнастика: «Заяц и кочан капусты»»

Физминутка «Жил один садовник».

Дыхательная гимнастика «Синьор-помидор»

Работа с родителями

Консультация: «Проектная деятельность». Индивидуальные беседы с родителями на тему «Формирование у детей знаний об овощах и фруктах» Знакомство с темой проекта. Подготовка родителей к совместной работе: выполнение заданий: : подбор семян для составления коллекции в группе; подбор сказок, книг, сочинение с детьми стихотворений про семена и растения, изготовление поделок из семян на тему «Волшебные семена».

Этап итоговый .

Продукт проекта: презентация «Все начинается с семечки», изготовление альбома для просмотра «Коллекция семян», схема «Жизненный цикл подсолнечника и тыквы».

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Заключение. Выводы.

Работа над проектом была очень увлекательна. Много интересного и полезного узнали мы из специальной и детской литературы, русского народного фольклора; из видеофильмов, мультфильмов; из экскурсии в библиотеку. Мы занимались продуктивной и исследовательской деятельностью. Активное участие в образовательной деятельности принимали и родители: семья Котович Алексея сочинили стихотворение «Арбузное семечко», другие родители нашли и принесли сказки, изготовили совместно с детьми поделки для выставки «Волшебные семена». Укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом.

По окончании проекта мои дети показали хорошие результаты:

1.С помощью познавательно – исследовательской работы у детей сформировались знания о произрастании плодов.

2.Дети познакомились с разнообразием посевного материала.

3.У детей сформировалось бережное отношение к растительному миру.

4.Дети владеют навыками продуктивной деятельности; расширенным словарным запасом, навыками связной речи.


ГККП "Ясли сад № 7 отдела образования акимата города Костаная"

Педагогический проект по Естествознанию:

Энна Инна Александровна

Избасарова Алма Айдархановна

воспитатели средней группы

«Золотой петушок»


У ворот шумит народ.

Где тут зимний огород?

Говорят, что там растет.

Огуречная рассада.

И укропчик и лучок.

Смотрят все на огород,

И уходят, открыв рот.


Информационная карта проекта

Полное название проекта: «Чудо огород»

Продолжительность проекта: краткосрочный, январь 2017.

Вид проекта: творческий, исследовательский, игровой

Участники проекта: педагоги, воспитанники и их родители.

Возраст детей: дошкольники среднего дошкольного возраста

Количество детей: 15 детей.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Направление: познавательно-речевое.


Цель проекта:

создание условий для развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.


Задачи:

  • формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
  • расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
  • привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
  • развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
  • активизировать речь и обогащать словарь детей;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Социальная значимость проекта:

приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

Актуальность проекта:

Многие родители, имеющие свои огороды, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.


Цель: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность. Расширить и обобщить знания детей об овощах – через разные виды деятельности.

Задачи:

1. Расширять представления детей об окружающем мире.

2. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

3. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.

4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

5. Развивать познавательные и творческие способности детей.

6. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.

7. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.

8. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.

Основные этапы и направления

реализации цели проекта:

Подготовительный этап.

Практическая работа.

Подведение итогов.


Подготовительный этап.

Деятельность педагога:

  • Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
  • Составление плана работы над проектом.
  • Сбор материала необходимого для реализации проекта.
  • Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
  • Изготовление дидактических игр и пособий.

Деятельность детей:

  • Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.


Практическая работа.

Деятельность педагога:

  • Беседа с детьми познавательного характера.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме.
  • Подготовка информации для родительских уголков.
  • Организация конкурсов, развлечений, выставок.
  • Создание презентаций для занятий по темам: «У Луки и Лукерьи», «Мир растений», «Загадки об овощах».

Деятельность детей:

  • Посадка семян в землю.
  • Уход за растениями.
  • Выполнение заданий самостоятельных наблюдениях.
  • Подготовка атрибутов, костюмов для развлечений.
  • Игровая, двигательная деятельность.
  • Участие в практической деятельности.

Совместная деятельность взрослых и детей:

  • Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
  • Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
  • Работа дневником наблюдения.
  • Просмотр фильмов о растениях.
  • Сбор коллекций семян.
  • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.
  • Труд в огороде.


Подведение итогов.

Деятельность педагога:

  • Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
  • Презентация проекта.
  • Представление опыта.

Деятельность детей:

  • Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
  • Участие в презентации проекта «Огород на окошке»

Работа с родителями

  • Родительское собрание «Участвуем в проекте «Весёлый огород».
  • Консультация для родителей «Зеленый мир на окне»
  • С помощью родителей собрать коллекцию семян.
  • Изготовление персонажей – Чучелка, Огородница.
  • С детьми дома посадить лук и красиво оформить свой посадочный горшочек .
  • Изготовить страничку для книжки-малышки « Наш весёлый огород»
  • Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, лейки, лопатки, грабельки; подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне.

Мероприятия по реализации проекта

1. Беседы

2. Опытно-экспериментальная деятельность

3. Практическая деятельность и трудовые поручения

4. Экологические занятия

5. Игровая деятельность

6. Художественно-творческая деятельность детей.

7. Речь и речевое общение.

8. Заполнение дневника наблюдений.

9. Оформление альбома

10. Консультация для родителей


Мини-проект «Все начинается с семечка»

Роли: исследователи, изобретатели, дизайнеры.

Конечный продукт: Создание коллекции семян.

Действия вне детского сада: предложить родителям сходить с детьми в цветочный магазин и рассмотреть разнообразие видов семян.


Мини-проект «Путешествие внутрь грядки»

Роли: огородники, садоводы, исследователи.

Конечный продукт : Посев семян.

Действия вне детского сада: посоветовать родителям, другим родственникам рассказать детям как правильно, посадить семечко. Рассмотреть иллюстрации с изображением грядок.


Мини-проект «Знакомьтесь, дети – я лучок!» совместно с родителями (дома посадить лук и украсить тару)

Роли: огородники, изобретатели, рассказчики, слушатели, дезайнеры, исследователи.

Конечный продукт: Выращенный лук, рассказы детей о проделанной дома работе. Фотовыставка.

Действия вне детского сада: предложить родителям поговорить с детьми о пользе лука для нашего организма. Как его употребляют люди.


Мини-проект «Лаборатория огородных наук» (в течение всего проекта )

Роли: лаборанты, исследователи

Конечный результат: в ходе опытов и эксперимента дети видели, как прорастает горох, боб, а так же сделали выводы о том, что необходимо растению, чтобы оно росло.


Мини-проект «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»

Роли: садоводы, огородники, исследователи.

Конечный результат: Выращенные растения.

Действия вне детского сада: посоветовать родителям и другим родственника рассказать детям о том, как они выращивают овощи в огороде, какие инструменты им в этом помогают.


Предполагаемые результаты:

  • У детей появится желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появится интерес и стремление к взаимодействию с ними.
  • Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста.
  • Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
  • Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.
  • Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков общения в совместном труде.
  • Получение первого положительного опыта получения результатов собственных трудовых действий.

Использованная литература:

1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.

2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.

3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.

4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.

5.Программа «Юный эколог». /С.Н. Николаева, – М.: 2005.

6.Детское экспериментирование. /И.Э. Куликовская, – М.: 2003.

7.Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»

8.Сигимова М.Н. Познание мира растений.

9.Сигимова, М.Н. Мир природы глазами ребенка.

10.Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду»

11.Шорыгина Т.А. « Овощи. Какие они?»

12.«Дошкольное образование» №16, 2001.