02.07.2020

Описание сенсорной комнаты. Назначение и оборудование сенсорной комнаты. Зрительные эффекты сенсорной комнаты



Понятие "сенсорная комната" было введено М. Монтессори. Главные задачи сенсорной комнаты - релаксация , снятие напряжения и избавление от стресса . В нашем образовательном учреждении сенсорная комната функционирует сравнительно недавно - с января 2013 г. Но уже сегодня можно отметить большой потенциал данного метода коррекционно-развивающей работ ы.

Сенсорная комната - это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различными стимуляторами органов зрения, слуха, обоняния и осязания.

Сенсорное развитие играет важную роль в психологическом и социальном становлении личности ребёнка.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(ФГОС НОО)- одно из центральных идей является сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как ценностной составляющей, способствующей познавательному и эмоциональному развитию ребенка. Поэтому в школе –интернате разработана и успешно применяется развивающая программа «В волшебном мире», направленная на раскрытие интеллектуально- личностного потенциала учащихся и создание условий для их эмоционально- нравственного развития.

Сенсорная комната для школьника – это идеальная обстановка, в кото-рой ребенок не только расслабляется, но и развивается, получает новые представления о мире, ощущения, заряжается энергией для активной деятельности.

В оборудование сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов - цветовые таблички, объемные и шероховатые буквы, различные мягкие модули.


Внимание обучающихся привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует их познавательную деятельность и мотивацию, а также эмоциональное и речевое общение, мелкую и общую моторику и двигательные навыки.

Дети младшего школьного возраста нуждаются в занятиях в сенсорной комнате, в основном, в связи с трудностями поведения и общения.

Для этого возраста характерными трудностями являются: страхи, трево- жность, агрессивность, которые часто не поддаются педагогическим и воспитательным воздействиям педагогов и родителей.

В работе с такими детьми сенсорная комната является незаменимым местом.
В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, ароматерапия, аквалампа), ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие, что является особенно важным в условиях школы - интерната, когда ребенок практически весь день находится в коллективе своих сверстников.

Особое место в программе занимают игры и упражнения, направленные на обучение приемам саморегуляции и самоконтроля, развитие эмоционально волевой сферы, произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости, развитие координации, в том числе зрительно-моторной, а также памяти, мышления, воображения и различных видов восприятия (зрительного, тактильного, слухового). Эти занятия, прежде всего, рассчитаны на детей младшего школьного возраста.
Особенно они необходимы детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Ощущение безопасности и принятия способст-вуют созданию положительного эмоционального фона и повышают мотивацию детей.

В атмосфере медленно плывущего света, лежа в «сухом бассейне» или на мягких пуфиках, ребенок словно попадает в сказку. В такой сенсорной комнате создается ощущение полной безопас-ности, комфорта, загадочности, что наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ребенком и специалистом.


Самым важным и уникальным в программе «В волшебном мире» является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения развития или поведения, занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.

Кому показаны занятия в сенсорной комнате

Занятия в сенсорной комнате полезны детям любого возраста. Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей, обусловленных возрастными или индивидуальными особенностями. Занятия с детьми от года до трех лет направлены в первую очередь на развитие:

зрительно-моторной координации (в том числе ее коррекцию);

ориентировочной реакции;

сенсорики;

пассивного словаря.

В дошкольном детстве (в три - шесть лет) с помощью оборудования сенсорной комнаты можно стимулировать психические процессы, развивать эмоциональную сферу, способности к произвольной регуляции (снижать импульсивность, учить концентрировать внимание), повышать устойчивость к стрессогенным раздражителям. Все это способствует психоэмоциональной разгрузке.

Сеансы для детей с ограниченными возможностями здоровья показаны в следую- щих случаях:

наличие неврозов и неврозоподобных состояний;

задержка психомоторного и речевого развития;

резидуально-органические поражения нервной системы (тики, заикание, энурез и др.);

аутизм;

адаптационные расстройства;

трудности усвоения программного материала;

ДЦП и двигательные нарушения другой этиологии;

нарушения слуха, зрения и речи.

Посещение сенсорной комнаты сотрудниками педагогического коллектива помогает снять психоэмоциональное напряжение, обеспечить релаксацию, повысить мотивацию к деятельности.

Противопоказания
Занятия в сенсорной комнате не рекомендованы детям с глубокой умственной отсталостью и инфекционными заболеваниями. К частичным противопоказаниям относится наличие у ребенка эпилепсии или судорожной готовности (в таком случае используются только релаксационные приемы без мигающего оборудования и ритмичной музыки). При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. Тревожным детям не рекомендуются резкие переходы от одного стимула к другому.
Дети, имеющие частичные противопоказания, должны предварительно получить консультацию и рекомендации невролога.

Сенсорная комната представляет собой пространство, специально оборудованное таким образом, чтобы максимально успешно стимулировать различные органы чувств ребенка или взрослого человека. Все элементы комнаты устанавливаются и настраиваются индивидуально, тем самым позволяя регулировать степень и глубину воздействия. В зависимости от поставленных задач можно воздействовать на зрение, обоняние, осязание, слух, вестибулярный аппарат, причем это можно делать как одновременно, так и поочередно. С помощью специальных элементов в сенсорной комнате достигается ощущение комфорта и уюта, человек чувствует себя в полной безопасности, может прийти в состояние глубокой умственной и мышечной релаксации, что создает благоприятную среду для общения, терапии (психотерапии) и лечения различных расстройств и заболеваний. Доверительная обстановка позволяет наиболее успешно контактировать пациенту и специалисту, сглаживает острые углы при обсуждении каких-либо спорных вопросов, максимально раскрепощает партнеров по общению. Успокаивающая цветовая гамма, приглушенное освещение комнаты, тихая спокойная музыка – что может действовать более благоприятно на психику!? Именно поэтому сенсорные комнаты часто называют лечебными и широко используют в медицинских учреждениях, а также при профилактике различных заболеваний, общих оздоровительных процедурах или устранении патологий.

Благодаря периодическому пребыванию в сенсорной комнате можно достигнуть следующих эффектов:

    улучшение настроения;

    появление оптимистичного настроя, позитивного взгляда на мир;

    получение положительных эмоций;

    нормализация сна;

    снижение тревожности и беспокойства;

    уменьшение раздражительности и проявлений агрессии;

    отдых нервной системы, снижение излишней возбудимости;

    повышение иммунитета;

    ускорение восстановления поврежденных клеток и реабилитации после заболеваний;

    ускорение процессов мозговой активности;

    стимуляция познавательных процессов и двигательной активности.

Благодаря регулярным занятиям в сенсорной комнате у здоровых людей и у людей с психическими расстройствами нормализуется психоэмоциональное состояние, ускоряются процессы развития сознания, восприятия и познания окружающего мира и всех процессов, происходящих в нем. Проводимые в такой обстановке психологические консультации и приемы психотерапии дают более ощутимый результат, чем аналогичные действия, происходящие в обыкновенном кабинете врача или психолога. Поэтому во многих медицинских учреждениях и организациях, специализирующихся на работе с детьми, обустраиваются сенсорные комнаты. И специалисты отмечают положительную динамику после занятий. Многие ученые также признают необходимость сенсорных комнат и их положительное влияние на развитие психики ребенка.

Сенсорная комната используется в профессиональной деятельности очень многих специалистов. Свои занятия там могут проводить психологи, психотерапевты, логопеды, коррекционные педагоги, врачи разных направлений. В зависимости от имеющихся у пациента заболеваний или патологий проводимые сеансы могут помогать в достижении следующих целей:

    снимать напряжение, расслаблять мышечную систему;

    расслаблять организм в целом или какую-то конкретную его часть, помогать достигать состояния расслабленности и покоя;

    снимать психоэмоциональное напряжение, помогать в достижении душевного равновесия;

    активизировать работу центральной нервной системы, стимулировать протекание различных процессов в организме;

    стимулировать ослабленные реакции на внешние раздражители (образы, картины, запахи, звуки и др.) за счет большого количества сенсорных проявлений;

    развивать двигательные и познавательные функции;

    улучшать настроение, создавать благоприятный фон для общения и обучения;

    повышать мотивацию к проведению различных процедур, направленных на оздоровление организма.

Во многих образовательных организациях есть специально оборудованные сенсорные комнаты, которые используются для проведения педагогической коррекции, занятий с детьми, имеющими нарушения моторики и сенсорики, с задержкой психического развития, заболеваниями ЦНС. Сенсорные комнаты также помогают в решении проблем в школе или детском саду, снимают стрессы, снижают раздражительность и нервное напряжение в сложные периоды жизни (например, во время подготовки к экзаменам). Детей с повышенным уровнем тревожности занятия в сенсорной комнате успокаивают и приучают контролировать свои эмоции в различных ситуациях.

При работе с детьми в сенсорной комнате нужно знать особенности детской психики, влияние стимуляции органов чувств на протекание заболеваний и особенности лечения тех или иных патологий. Например, для гипервозбудимых и гиперактивных детей может быть противопоказано излишнее воздействие на сенсорную систему, поэтому следует снизить активную стимуляцию и воздействовать более мягко и спокойно. А для тревожного ребенка переходы от одного стимула к другому должны быть плавными, а не резкими.

Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений

Задача Название игры Описание

Развитие фонематического слуха и восприятия:

«Телеграфисты»«Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»«Какой звук?» «Сосчитай, не ошибись»

Простучи шариком заданный ритмический рисунок.Стукни ладошкой по шарику, когда услышишь заданный звук.Покажи соответствующий заданному звуку (слогу) шарик, (синий - твердый звук, зеленый – мягкий), услышав слог или слово с ним. Спрячь шарик в ладошке, если звука там нет.

Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком.

Автоматизация звука в слогах, словах, фразах

«Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове (слоге) звук»«Ты колечко надевай, фразу верно повторяй»

Повтори данный звук (слог, слово) заданное количество раз.

Надень массажное кольцо на каждый палец и повтори, как я:

«На сосне сидит сова, говорит она слова…» (автоматизация «С»),

автоматизация «Ш»:Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец)

поочередно на правой и левой руке

Звуковой и слоговой анализ слов

Раз, раз, раз, слово выложим сейчас…”«По слогам словечко называй и на шарик нажимай

Выкладывай звуковую схему слова при помощи разноцветных шариков Су – Джок.Проговори слово по слогам и нажимай ладошкой на шарик, проговаривая каждый слог.

Словообразование, словоизменение

«Много - один», «Один – много»,«Назови ласково»«Чей? Чья? Чьи?» «Скажи наоборот»

Прокати шарик и назови слово в единственном числе (котята – котенок), во множественном - (машина – машины).Прокати шарик и назови ласково (стол – столик).Прокати шарик и назови: Чей? Чья? Чьи? («Хвост лисы, хвост чей?»)

Скажи наоборот (слова – антонимы)

Совершенствование навыков употребления предлогов

«Ловко с шариком играем и предлоги называем»

Клади шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

Связь звука с буквой

«Буквы знаю и пишу, шарик верно прокачу»«Шар по ладошке прокати – верно букву напиши»

Прокати шарик по написанной букве

Напиши букву и ее элементы прокатыванием шарика по ладошке, поверхности стола.

Все болезни от нервов… С каждым годом все больше и больше людей приходят к этой простой и гениальной мысли. Кто-то успокаивает свою душу в спортзале, кто-то - в объятиях с бутылкой. Вероятно, и те, и другие даже не знают о существовании такого чуда, как сенсорная комната. Что это, будет не лишним знать обитателям исполненных стресса городских джунглей.

Для чего нужна сенсорная комната?

Это место, в котором созданы все условия для психоэмоциональной разгрузки. Помимо достижения эффекта релаксации, удается помочь в исцелении таких заболеваний:

  • Функциональные патологии высшей нервной деятельности, характеризующиеся астеническими или истерическими проявлениями;
  • Проблемы в социализации детей;
  • Психические травмы различной природы (всевозможные фобии, закрытость от общества);
  • Хроническая депрессия и длительное психическое перенапряжение;
  • Девиантное поведение детей-подростков (агрессия, замкнутость, социофобия и др.);
  • Патологии чувствительности;
  • Задержка умственного развития детей;
  • Проблемы с координацией движений;
  • Психологические травмы лиц, переживших насилие;
  • Непроизвольные мышечные сокращения;
  • Различные речевые осложнения (в том числе заикание).

В некоторых медицинских учреждениях данная терапия применяется также в рамках мероприятий по подготовке пациентов к операциям или к родам.

Направления воздействия на чувствительность

Согласно наиболее распространенной классификации, у человека выделяют пять основных чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус . Чтобы успокоительное действие было максимальным, необходимо охватить чувственную сферу человека практически полностью:

  1. Прежде всего, это светотерапия, поскольку почти 9/10 информации мы воспринимаем именно благодаря глазам. Она особенно помогает при сезонных депрессиях, вызванных недостатком солнечного света и дефицитом в организме витамина D;
  2. Немало удовольствия способны доставлять и мелодии. Чаще всего применяются классические музыкальные композиции, условно разделенные на три категории: релаксирующие, возбуждающие и смешанного типа. Нередко в динамики подаются непринужденные звуки природы;
  3. Еще одно направление воздействия идет через нос. Запахи ароматических масел, цитрусовых, некоторых растений благотворно воздействуют на настроение;
  4. Хождение по сыпучим материалам босиком позволяет достичь расслабления мышц ног;
  5. Вкусовые рецепторы совершенно не затрагиваются, но технологии находятся на этапе активного развития.

В данном видео будет психолог Анна Воронина покажет, как устроена детская сенсорная комната в интернате:

Особенности использования методики

Наибольшая эффективность возможна только при неукоснительном соблюдении следующих простых правил :

  • Разрешается на первых порах присутствие на сеансе одного из родителей ребенка. Тем самым снижается беспокойство от присутствия в новом незнакомом месте;
  • Начальные упражнения проводятся с полностью отключенными сенсорами. В противном случае слишком большое количество возбудителей вызовут лишь негативные переживания. Только постепенно, шаг за шагом, задействуют новые каналы восприятия;
  • Общая продолжительность пребывания ограничивается 40-45 минутами. При быстрой возбудимости хронометраж должен быть скорректирован в сторону уменьшения;
  • Запрещено производить лечение людей с глубокой умственной отсталостью, а также больных инфекционными недугами (для безопасности остальных посетителей и медперсонала);
  • Высокой осторожности требует исцеление эпилептиков. Категорически воспрещена интенсивная светотерапия и агрессивное звуковое сопровождение.

Как создать экосистему своими руками?

Специализированная медицинская техника подобного рода стоит недешево. Но воспроизвести нечто аналогичное можно и в домашних условиях при наличии большого желания:

  • Перво-наперво, требуется определиться с местоположением «кабинета для отдохновения». Вариантов может быть два: отдельное помещение в квартире или огороженная ее часть;
  • На обоях лучше не экономить: следует купить модели подороже, с изысканным и разноцветным рисунком. Можно остановить свой выбор на фотообоях или шелкографии;
  • Шторы или гардины на каждом окне должны иметь уникальное цветовое оформление. Например, на одном синие, на втором - красные и т. д.;
  • При подборе оттенков требуется проявлять особую внимательность. Теплая часть спектра (оранжевый, красный) возбуждают всю чувственную палитру. Холодные оттенки (зеленый), наоборот, умиротворяют;
  • В качестве дополнительных аксессуаров можно поставить кресло-качалку, мини-фонтан, аквариум с маленькими разноцветными рыбешками;
  • Завершающим штрихом будет небольшой вентилятор, создающий иллюзию легкого ветерка.

Сенсорная комната для детей с ограниченными возможностями

Технология находит широкое применение при лечении и облегчении состояния детей-инвалидов:

  • Перед началом курса процедур рекомендуется проконсультироваться со специалистом. В ряде случаев продолжительность одной сессии придется ограничить более чем в два раза: до 10-15 минут;
  • При слуховых патологиях помогают примитивные музыкальные игрушки, колокольчики и погремушки. Обязательно, чтобы высота и интенсивность звука у них была различной;
  • При проблемах с координацией приходят на помощь пузырьковая колонна, световой шар и световая лестница (напоминает светофор большим количеством ламп);
  • Корректировка проблем тактильного свойства производится с помощью массажных игрушек. Если ребенок отказывается брать ее в руку, необходимо его успокоить и погладить;
  • Психоэмоциональные отклонения у дошкольников излечиваются путем непосредственного общения. В процессе разговора рекомендуется постоянно улыбаться, произносить ласковые слова для малыша, называть его по имени как можно чаще.

Коррекция проводится как индивидуально, так и в небольших группах. Возрастных ограничений нет (допускаются даже годовалые малыши).

Здесь тепло и приятно, как в уютный летний вечер. Дует легкий ветерок, издалека доносятся приятные запахи, на заднем фоне играет чарующая расслабляющая музыка. И все это великолепие - нет, не на Средиземном море, а - доступно во многих городах нашей страны. Имя ему - комната. Что это, если не рай, куда может попасть абсолютно каждый.

Видео: как устроена сенсорная комната для психологической разгрузки?

В этом ролике психолог Алексей Щербаков расскажет про собственную разработку - сенсорную комнату психологической разгрузки для взрослых:

Так же, работа с подопечным в сенсорной комнате направлена на профилактику и лечение различных заболеваний всех органов чувств и нервной системы. Несмотря на то, что, сенсорные комнаты бывают различных видов, цель работы в такой комнате одна: восстановить душевное и моральное равновесие, обрести гармонию с собой и окружающими, укрепить нервную систему. Исходя из того, для какой категории людей и целей оборудована сенсорная комната, методы проведения сеансов могут быть абсолютно разными.

Сенсорные комнаты бывают различных видов:

Для релаксации

Игровая-развивающая сенсорная комната для детей

Мультисенсорная комната, которая имеет две зоны: игровую-развивающую и релаксационную

Безусловно, оборудование для Сенсорной комнаты должно подбираться высококвалифицированными специалистами, которые учтут категорию подопечных (возраст, возможные ОВЗ, площадь помещения и конечно же, пожелания клиента). У нас Вы можете заказать проект (БЕСПЛАТНО! ), а наши специалисты в течение нескольких часов подберут оборудование и сделают визуализацию проекта. Заказать проект можно по ссылке на нашем сайте, заполнив простую форму: Форма заказа или по электронной почте: [email protected]

Как выглядит сенсорная комната

В оснащение в первую очередь входит световое оформление, сопровождающееся музыкой и видео для релаксации, а так же ароматерапией. В любой сенсорной комнате не обойтись без оформления комфортной бескаркасной мебелью и мягкими модулями. Добавим массажных и тактильных изделий, массажеров и массажное кресло, светозвукового и интерактивного оборудования – так выглядит идеально структурированная Сенсорная комната


Сенсорная комната для релаксации предназначена исключительно для снятия напряжения и усталости, избавления от стресса, психологических зажимов, нормализации сна и эмоционального состояния. В комнатах для Релаксации нет места громкой музыки, веселым играм. Релаксационные комнаты (зоны) оформляются в спокойных, пастельных тонах; используются световые эффекты, с плавным перетеканием цвета: пузырьковые колонны и аквапанели, Фибероптические изделия. Обязательным составляющим является комфортное оформление помещения бескаркасной мебелью; широко востребованы подвесные кресла из натуральных материалов (ротанг) и водяные матрасы. Массажные кресла, матрасы, согревающие подушки и массажные ножные модули.

Игровая-развивающая Сенсорная комната для детей


В игровых-развивающих сенсорных комнатах для детей, делается акцент на обучающие декоративные панели, игровые конструкторы, мягкие строительные модули, сюжетные пуфы, сухие бассейны с шариками. Так же, применяются сенсорные обучающе-игровые системы, виртуальные комплексы проецирования и виртуальной реальности. Для деток с ОВЗ оборудование подбирается исходя от особенностей отклонений.


В Мультисенсорной комнате, как правило совмещают две зоны. Первая, исключительно игровая-развивающая зона, вторая – для релаксации и снятия напряжения, отдыха и сна. Зоны желательно разделить. После обучения, игр и веселья, ребенок должен пройти в зону релаксации, что бы отдохнуть, снять напряжение и усталость.

Основные показания посещения Сенсорной комнаты:

· Неврозы и неврозоподобные состояния,

· Задержки психомоторного и речевого развития,

· Резидуально-органические поражения центральной нервной системы с явлениями заикания, энуреза, тиков и др.,

· Аутизм, адаптационные расстройства, школьные проблемы, необходимость проведения семейной психокоррекции,

· Детский церебральный паралич, двигательные нарушения другой этиологии,

· Нарушения слуха, зрения, речи.

Для здоровых людей различного возраста сеансы в сенсорной комнате направлены на решение самых различных задач:

· Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;

· Активация различных функций центральной нервной системы за счёт создания обогащённой мультисенсорной среды;

· Стимуляции ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);

· Развитие двигательных функций;

· Создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению других лечебных процедур

Что бы максимально верно подготовить помещения для Сенсорной комнаты, предлагаем ознакомиться с нашей статьей: ПОДГОТОВКА КОМНАТЫ


В школах, детских садах и развлекательных семейных центрах большое распространение получили сенсорные комнаты, которые представляют собой уникальную развивающую среду. Она предоставляет реальную возможность расширить знания и жизненный опыт у малышей, а также обогатить их внутренний мир. Сенсорная комната – это зона, в которой девочки и мальчики могут экспериментировать и действовать так, как считают нужным.

Особенности и преимущества

Сенсорная комната – это помещение, которое служит не только для развлечения ребенка, но и для работы психолога со своими воспитанниками. Специально оборудованная зона может быть изготовлена под заказ или сделана самостоятельно. Независимо от того, каким образом она была выполнена, ее главная цель заключается в психологической разгрузке. При этом она обязательно понравится не только ребятам, но и взрослым. Нахождение и занятия в специально оснащенной зоне помогают преодолеть тяжелую жизненную ситуацию, снять стресс и восстановить душевный силы.

Благодаря сенсорной комнате у детей отмечается укрепление нервной системы, улучшение общего психоэмоционального состояния. Чтобы она обладала должной эффективностью, в нее устанавливают специальное оборудование и элементы, которые способны воздействовать на органы чувств.

Кроме того, определенные предметы дополнительно взаимодействуют с вестибулярным аппаратом. Благодаря широкому разнообразию особых предметов, каждый человек сможет получить именно ту помощь, которая ему необходима на данный момент времени. К главным достоинствам сенсорной комнаты относятся:

· разделение на несколько зон – релаксационную, активационную;

· широкий спектр воздействия;

· возможность самостоятельной установки приборов и оснащение аудитории;

· невысокая стоимость.

Сенсорная комната оснащена различными стимуляторами, которые направлены на активацию органов чувств человека. «Палата релаксации» используется не только для расслабления, но и в целях достижения эффекта тонизирования, стимуляции. Ее принцип действия заключается в сочетании любых комбинаций воздействия – свет, музыка, тактильные ощущения, цвет, запах. Два или три стимула можно объединить для достижения максимального результата.

Какие стимулы есть в сенсорной комнате?

В сенсорной комнате можно установить разное оборудование и предметы. Ее высокая эффективность заключается в использовании разных методов воздействия:

· цветотерапия;

· звукотерапия;

· светотерапия;

· тактильные ощущения;

· ароматерапия.

Во время свето- и цветотерапии оказывается благотворное воздействие на органы зрения. Мягкие, теплые цвета обеспечивают покой и расслабление, а яркие оттенки – возбуждение. Фотоны света направлены на поддержание ритма суточных колебаний и позволяют улучшать иммунные процессы, общее состояние человека. Нередко специалисты проводят терапию цветом. Каждый из оттенков оказывает специфическое влияние. Например, красный – это цвет стимуляции, а желтый – тонизирования и расслабления.

Во время звукотерапии осуществляется воздействие на слух. Во время процедуры человек может просто слушать и наслаждаться музыкой или принимать непосредственное участие в ее создании. Как правило, в помещении транслируются звуки природа или мелодичная, спокойная музыка, которая дарит слушателям умиротворение. Чтобы возбудить нервную систему пациента используются механические звуки, музыка, сочетающая разную тональность, в том числе электронная. Ярким примером возбуждающей музыки служат произведения Моцарта или вальсы.

Для воздействия на органы обоняния применяется ароматерапия. Для возбуждения используются резкие ароматы, а для покоя – приятные, нежные. Во время процедуры применяются эфирные масла разных растений, которые не только вкусно пахнут, но и обладают бактерицидным, противовоспалительным и противовирусным действием.

Для воздействия на рецепторы кожи проводятся специальные занятия и предметы, которые позволяют усилить тактильные ощущения. Для покоя предназначены мягкие, теплые и нежные предметы, а для возбуждения – элементы, которые вибрируют, покалывают кожу. Для устранения мышечного напряжения или улучшения кровообращения специалисты проводят сеансы массажа с использованием специальных приборов.

Польза сенсорной комнаты

Сенсорная комната для детей включает в себя две противоположные зоны, в которой можно активировать, стимулировать органы чувств, нервную систему, или, наоборот, расслабиться и подарить ребенку ощущение покоя. В зоне релаксации специалист создает необходимый настрой у своих подопечных. Для этого проводятся специальные процедуры с использованием разных предметов и материалов. Чаще всего используется следующее оборудование и элементы:

· сухой бассейн ;

· цветные модули, диски;

· фонограммы с расслабляющей музыкой;

· специальное освещение;

· бескаркасная, безопасная, эргономичная мебель;

· модульные покрытия.

Расслабляющий сеанс начинается с момента погружение ребенка в сухой бассейн, наполненный маленькими разноцветными шариками. Они полые внутри, а снаружи – твердые и жесткие на ощупь. Когда ребенок ложится в бассейн, каждая его мышца расслабляется. Если сеанс расслабления будет дополнен успокаивающей мелодией и видеопроекциями на стене или потолке, результат не заставит себя ждать. В зоне расслабления каждому пациенту доступно чувство покоя и умиротворения.

В зоне активации создаются все необходимые условия, чтобы ребенок начал двигаться и взаимодействовать с предметами. В ней оборудуются специализированные панели, подвижные элементы, приборы для проведения интерактивных занятий. Важным элементом активационной зоны является сухой бассейн, в котором находятся разноцветные шарики. Это дает возможность полноценному развитию моторики.

В настоящее время может быть оборудована в школах, детских садах, лечебно-оздоровительных учреждениях, семейных центрах отдыха и развлечения. Кроме того, многие компании обустраивают подобные зоны для своих работников. В учебных заведениях их используют для коррекции психологических и неврологических расстройств и детей. Занятия специалист проводит в форме игры.

В санаториях, больницах, реабилитационных центрах комната разгрузки и активации применяется для подготовки пациентов к операции, физиотерапевтическим процедурам. Занятия помогают снизить у больных невротические и вегето-сосудистые реакции, болевые ощущение, устранить страх.

Для обустройства комнаты психологической разгрузки часто используются воздушно-пузырьковые панели и колонны . Они выполняют две задачи – декоративную и стимуляционную. Подобные конструкции часто встречаются в офисах, ресторанах, магазинах, салонах красоты. Психологи уже давно используют данный элемент для оказания помощи людям.

Используются для обустройства перегородки помещения на несколько зон и украшения. Психологи уже давно отметили, что в сенсорной комнате такая панель может использоваться взамен аквариума. Наблюдая за пузырьками, перемещением воды человек расслабляется, настраивается на позитивные эмоции. К преимуществам пузырьковой колонны относятся:

· расслабляющий эффект;

· эстетичность, безопасность эксплуатации;

· отсутствие особого ухода и затрат на содержание;

· демократичная цена;

· несколько вариаций подсветки для зонирования помещения светом и цветом;

· источник дополнительного освещения.

Пузырьковая панель может иметь дополнительные опции – звук, изменение цвета. Она помогает преодолеть стресс, депрессивное состояние, усталость, а также создать удивительную атмосферу тепла, уюта, покоя. Полая камера наполнена водой и глицерином. К конструкции подключается генератор воздуха, который наполняет емкость тысячью красивыми пузырьками. Для улучшения визуального эффекта используется разноцветная подсветка. Цвета можно переключать самостоятельно или задать нужные параметры.

Колонна изменяется в цветовой палитре, интенсивности света. Пузырьковая колонна изготавливается из безопасных материалов – акрилового стекла, сотового поликарбоната, а цветовое решение можно подобрать в индивидуальном порядке в зависимости от назначения, дизайна.

Виды и цели

Сенсорные комнаты направлены на решение многих психологических и эмоциональных задач:

· уменьшение тревожности;

· стимуляция органов чувств, которые по каким-либо причинам ослабли;

· обретение уверенности в собственных силах, красоте;

· подготовка к проведению реабилитационного периода;

· заряд позитивными эмоциями;

· создание хорошо настроенного эмоционального фона;

· борьба с хроническими болями;

· уменьшение избыточной активности;

· преодоление детских страхов, стрессовых ситуаций.

Регулярные занятия в сенсорной комнате помогают ребенку преодолеть стресс, приступы агрессии и конфликтность, снизить утомляемость, а также улучшить внимание, память. У детей быстро развивается мелкая моторика, чувствительность, появляется интерес к познаниям окружающего мира. Расслабляющие сеансы помогают ребенку разрешить проблемы со сном, улучшить его. Немаловажное назначение комнаты – активизация творческого начала, выявление талантов, развитие логики, воображения.

В специально оборудованном помещении можно отдохнуть, играть, прыгать, получать новые знания. Для каждого ребенка будет полезно посещать подобные занятия и игры. При этом сеансы могут проводиться как в группе, так и единолично для отдельного подопечного с учетом его индивидуальных особенностей.

Сенсорная комната в школе , садике и другом специализированном учреждении может быть выполнена в двух вариациях – темная и светлая. У каждой из них есть свои особенности и назначение. Светлая комната направлена на получение от ребенка естественных движений, взаимодействия с элементами, которые могут научить его проявлять правильную реакцию в нестандартных ситуациях и условиях.

Светлые комнаты, как правило, выполняются в ярких, необычных расцветках. Для занятий используются батуты, большие мячи, сухие бассейны, туннельные модули и другие игровые комплексы, которые способствуют не только психоэмоциональному восстановлению, но и спортивной подготовке. Занятия проводятся в игровой форме в активном темпе. Это позволяет ребенку получить новые знания, получить заряд новых положительных эмоций.

Для расслабления человека используются темные сенсорные комнаты. Они направлены на восстановление психологического состояния. Занятия к специальной зоне помогают снять нервное напряжение. Они часто оборудуются в коррекционных школах, учреждениях, в которых живут дети с отклонениями в развитии. Главным оборудованием темных сенсорных комнат являются интерактивные модули, световые панели, фонтаны, мягкие массажные комплексы, проекциями на потолке.

В данном помещении ребенок может восстановить внутреннее равновесие, освободиться от страхов, негативных эмоций, а также побороть агрессию и научиться самообладанию. Занятия помогают обрести новые грани чувств детям, у которых нарушено зрение. Специальные предметы, модули помогают им развивать другие органы чувств и стимулировать зрение. Яркие блики света благоприятно воздействуют на работу зрительных рецепторов, мышц, нервных окончаний.

Чтобы все игры, занятия и процедуры были безопасными, используется элементы мягкой бескаркасной мебели. Диваны, пуфики, кресла-мешки удобны для детей. На них можно лежать, прыгать. Каждый предмет мебели изготавливается из экологически чистых, безопасных материалов и принимает форму человека. Более того, их использование позволяет привнести в аудиторию для занятий уют, комфорт, наполняя помещение теплотой, душевностью.

Сенсорная комната для детей – особое пространство, спроектированное и оборудованное специально для того, чтобы дать взрослым и детям возможность не только расслабиться и снять стресс, но и улучшить своё эмоциональное состояние, поправить здоровье. Для детей же сенсорная комната – это неиссякаемый источник возможностей для игр, творчества и полноценного развития. Такие комнаты, наполненные специальным оборудованием, создаются в детских дошкольных учреждениях, школах, больницах, санаториях. Для педагогов-психологов, работающих в данных организациях, сенсорные комнаты могут стать незаменимым инструментом, помогающим в работе с юными воспитанниками. Одним из главных предназначений таких комнат является эмоциональная и психологическая разрядка пациентов. Однако использование их для всестороннего развития ребёнка также является очень важной целью. Специальные предметы и оборудование, которыми комплектуется каждая сенсорная комната, помогают тренировать и разрабатывать органы чувств ребёнка. Здесь задействованы все органы чувств: слух, зрение, осязание, вкусовые рецепторы и обоняние. Тренировке вестибулярного аппарата также уделяется большое внимание.

Развитие детей в сенсорной комнате

Ребёнок и его развитие, здоровье – это то, что беспокоит всех ответственных родителей. Полноценно развивать своё чадо невозможно без учёта развития его сенсорных способностей:

  • возможности понимать и оценивать размеры объектов
  • определение формы
  • навыки распознавания цветов
  • слух и восприятие музыки
  • развитие тактильных ощущений

Занятия в сенсорной комнате как нельзя лучше учитывают все особенности развития личности ребёнка в данном направлении:

  • способствуют вливанию ребёнка в коллектив
  • позволяют ускорить адаптацию в социуме
  • помогают создать спокойную и комфортную для ребёнка обстановку
  • развитие успешного сенсорного развития.

Большинство предметов и оборудования, которое используется для занятий в сенсорной комнате, являются довольно необычными для детей объектами. Это только усиливает интерес ребёнка к занятиям. И способствует более эффективному погружению детей в столь комфортную среду.

Методики для занятий в сенсорной комнате

Основные методики работы, которые при этом используются, таковы: это свето- и цветотерапия, терапия музыкой и звуками, (при отсутствии аллергии). Используются специальные столы и приспособления для рисования песком и интерактивные панели для «рисования» светом. Внимание и усидчивость ребёнка, восприятие им различных цветов и их оттенков тренируются при помощи пузырьковых колонн различных типов. Фиброоптические волокна, световые панели, фонтаны и модули также используются для релаксации и игр со светом. Оборудование должно соответствовать всем требованиям электро и пожарной безопасности. Более подробная информация в рубрике .