02.07.2020

Чудо славянской писанки. — Что обозначают знаки, которые нанесены на писанках


Накануне Пасхи мастер росписи писанок Леся Турукина рассказала «ФАКТАМ» о секретах своего ремесла

— Писанка давным-давно стала одним из символов Пасхи, однако традиция расписывать яйца зародилась у народов Европы еще в языческие времена, — говорит мастер росписи писанок из города Василькова Киевской области Леся Турукина . — В древности писанки создавали весь год — к различным праздникам, однако больше всего — весной. На них записывали молитвы с помощью сакральных символов: крестов, ромбов, точек, треугольников, сварг. К весне начинали иссякать запасы продуктов, заготовленных летом и осенью, поэтому люди с нетерпением ждали тепла, чтобы засеять поля и получить урожай. Это был вопрос выживания, поэтому весной хлеборобы с особой настойчивостью обращались к высшим силам с молитвами, в том числе отображенными на писанках.


*Леся Турукина. Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

— Почему молитвы записывали именно на яйцах?

— Для наших далеких предков куриное яйцо являлось одним из символов жизни. Люди воспринимали как чудо то, что из него вылупливается живое существо.

На яйцах записывали не только молитвы — люди дарили друг другу писанки, на которых языком древних магических знаков были зашифрованы пожелания. Так, парубкам и девчатам, которым желали найти хорошую пару, дарили яйца со знаками солнца и звезд. Для многодетных семей, имевших большое хозяйство, предназначались писанки с 40 клиньями-треугольничками (каждый символизировал выполнение какого-то желания). Женщины, которым долго не удавалось забеременеть, расписывали яйца цветами и раздавали их детям. В доисторические времена верили: когда рождается ребенок, душа переселяется в него из цветка.

В старинных писанках отражаются основные желания людей: быть здоровыми, создать дружную счастливую семью, родить здоровых детей, иметь материальный достаток.

Для росписи использовали яйца с зародышами внутри. Такие имелись на подворьях, где держали не только кур, но и петушка. Писанки клали в самом почетном углу крестьянской хаты, где размещают иконы. Со временем белок в одних писанках ссыхался, превращаясь в твердый комочек, а в некоторых загнивал. Испортившиеся расписанные яйца зарывали в землю там, где никто не ходит — «чтобы не топтались по святому».

Писанки не едят, в пищу употребляют крашенки — как символ христианского обряда причастия.

— Что обозначают знаки, которые нанесены на писанках?

— Ключевые факторы хорошего урожая — тепло, которое дает солнце, и вода. Издревле их сочетание символизировал крест. Его вертикальная линия обозначает солнце и мужское начало. Горизонтальная — воду и женское начало. Пересечение этих линий является знаком любви, которая дает жизнь всему сущему. Крест также является очень сильным оберегом.

— Многие символы имеют несколько значений. Так, ромб символизирует землю, вспаханное и засеянное поле, плодородие. Треугольник — объединение трех стихий: воды, земли и огня. Он также обозначает семью: отец, мать и ребенок. Когда народы Европы приняли христианство, этот знак приобрел значение Святой Троицы: Бог-Отец, Бог-Сын, Дух Святой. Схематическое изображение сосенки означает здоровье. Волнообразная линия — воду и женскую энергию. Сварга (свастика) — солнце. Звезды — огонь, мужскую энергию. Рыба — здоровье. Точки — посеянные зерна, которым предстоит прорасти. Пара птиц, смотрящих друг на друга, символизирует влюбленных, семейную пару. Птицы, головы которых повернуты в разные стороны, — это стражники, оберегающие дом.

Я веду кружок росписи писанок в Центре творчества детей и юношества Василькова Киевской области. По линии Малой академии наук Украины мы с ребятами исследовали то, как в украинских писанках XIX века использована символика древней Трипольской культуры (она существовала с VI по III тысячелетие до нашей эры на территории Украины. — Авт.). Оказалось, что кресты, волнистые линии, сварги, решетки, точки, схематические изображения сосенок, сигмы (знак, напоминающий латинскую букву «s») и ряд других есть как на писанках, так и на керамике трипольцев.

— Кто вас учил росписи писанок?

— Жена моего дяди Оксана Билоус, а ее — народный мастер. Я увлеклась писанками в 1992 году. Тогда закончила вуз и пришла работать в школу. Вскоре о моих занятиях творчеством узнали директор с завучем, предложили организовать кружок. Я учила детей и одновременно училась сама. Постепенно стала профессиональным мастером по росписи писанок.

Перед тем как взять в руки писачок, обязательно читаю молитву «Отче наш». Создаю как авторские (с придуманными мною рисунками), так и традиционные — в соответствии со старинными канонами. Вначале проделываю в яйце с помощью надфиля (небольшого напильника) два маленьких отверстия и выдуваю через них белок и желток, а затем приступаю к росписи.

Писанки являются оберегами. Их следует класть в доме около иконы или подвешивать возле входа. В связи с этим расскажу такой случай: однажды мне позвонили люди, которые купили несколько моих писанок, и сообщили, что эти обереги вдруг лопнули. Спрашиваю: «Перед этим к вам приходили чужие люди?» — «Да, у главы семейства был юбилей, гостей пришло много». После этого ответа мне стало ясно, что кто-то, видимо, позавидовал хозяевам дома либо просто явился с дурными мыслями. Писанки защитили дом от негативной энергии. Я посоветовала закопать их там, где никто не ходит, и прийти ко мне за другими писанками.

Кстати, издревле люди заметили, что яйца могут принимать на себя энергетику человека. Во все времена были те, кто умел с их помощью лечить последствия сильного испуга, снимать сглаз, ставить диагноз и даже предсказывать будущее. Я верю в это, поскольку меня вылечила сельская бабушка, которая владеет умением «выкатывать яйцом». У меня были проблемы со здоровьем, и врачи не смогли помочь. Тогда я нашла народную целительницу. Она покатала по мне яйцо, разбила его и определила по белку и желтку, чем я болею. Благодаря назначенному лечению я выздоровела.

Расписываю яйца современными акриловыми красками, но некоторые мастерицы сегодня стали переходить на краски, которыми пользовались в старину.

«ФАКТЫ» познакомились с одной из них — Любовью Ктиторовой из Киева .

— Видели бы вы чердак у меня на даче — там все завешано пучками трав, словно я знахарка, — шутит женщина. — Мы с моей подругой и коллегой Татьяной Влиненко заготавливаем растения, сушим, завариваем, добавляем квасцы (соли различных металлов) и таким образом получаем природные краски. Зеленого цвета удается добиться благодаря отвару базилика, красного — марены, желтого — пижмы. Только что приготовленный отвар бузины дает синий оттенок, но стоит ему чуть постоять, и он приобретает черный цвет. Природные краски быстро портятся, но и с прокисшими работать можно.

Писанку можно познавать,как и себя, всю жизнь...
Моим друзьям, вдохновителям, терпеливым ученикам посвящается.
На добрую Веру и Любовь!
Светлана Кремнева.

Сегодня трудно найти человека, который бы не видел и не восхищался удивительными творениями мастериц Славянской Писанки.
Тысячелетняя традиция расписывания куриных яиц с помощью пчелиного воска и природных красок переросла в чудесное неповторимое по своему очарованию народное мастерство. Творения Писанок распространены повсеместно, где исторически проживали славянские народности: Чехия, Венгрия, Румыния, Украина, Белоруссия, Европейская часть России. А сейчас как результат великих переселений, мастериц этой драгоценной миниатюры можно встретить в любом конце Земли. Все они бережно сохраняют традиционные правила и особенности восковой росписи по куриному яйцу, сокровенные таинства наполнения обережной силой каждой Писанки. А мастерство писанки у тех, кто соприкасается с их творением, идет от сердца, от души, от Бога.
Возьмешь в руки Писанку – и тебе открывается совершенно другой мир, и сам становишься другим: лучше, добрее, ласковее. Наверное, правдиво предположение, что в Писанке заложена Душа той женщины – Берегини, которая создавала ее на Любовь, на Здоровье, Долголетие, Силу, Счастье, Богатство.

2. Традиция, рожденная в глубине веков.

По весне, когда яркие солнечные лучи пробивают зимние тучи и касаются земли, когда на глазах начинают исчезать снежные сугробы, а, скованные льдами, реки превращаются в бурные потоки, обращались люди к Богу, к небу и солнцу и закликали – встречали Весну красну. Из теплых краев (как полагали люди из Ирия) прилетали птицы – вестники весны, радости, тепла и Солнца. Это событие вселяло большую надежду, что заканчивается суровое время зимы, что очень скоро птицы начнут нести яйца и выводить - высиживать птенцов. А делают они это только с приходом весны и солнца.
По представлениям наших древних предков птичье яйцо было символом Вселенной, Солнца, жизни, воскресения, возрождения. И действительно, яйцо – это чудо, в котором спряталась Жизнь. Из древних легенд нам известно, что люди считали: весь свет возник из вселенского космического яйца, которое плавало в морской бездне. Ну, а сам желток так похож и цветом, и формой на солнышко. И в древнем карельском эпосе «Калевала» есть такие строки:

Из яйца, из нижней части
Вышла Мать – Земля сырая;
Из яйца, из верхней части
Встал высокий свод небесный;
Из желтка, из верхней части
Солнце светлое явилось;
Из белка, из верхней части
Ясный месяц появился;
Из яйца, из пестрой части
Звезды сделались на небе;
Из яйца, из темной части
Тучи в воздухе явились.

3. Разные виды писанок.

На заре жизни человечества Яйцо почитали символом весеннего Солнца, которое будит Природу ото сна, а позднее яйцо стало оберегом, защищающим людей от злых сил. Чтобы сила яйца стала еще больше, поверхность его окрашивали в различные цвета: желтый, красный, оранжевый, зеленый, голубой, - и получали «крашанки», а если наносили на поверхность яйца капельки воска, то после окрашивания в одном или нескольких цветах получали «капанки».
Кроме того, на скорлупу наносили красивые магические знаки, может,потому что еще писать не умели. И были те знаки рисунками – молениями. Так создавались писанки, чтобы получить от божественных сил и помощь, и защиту. Люди свято верили, что писанки принесут добро, счастье, достаток, здоровье и защитят их от любого зла. И они приносили!.. И защищали!..
С незапамятных времен на яйце рисовали знаки дождя, земли, воды, солнца и огня, тем самым устанавливали связь с силами природы, обеспечивая себе щедрый урожай, благосостояние в доме и счастливую судьбу. Еще в прошлом веке писанка сопровождала человека от рождения до смерти. Писанку клали в колыбель к младенцу, как символ начала новой жизни, ее же клали в гроб умершему как знак надежды на его Воскресение. Писанками поминали умерших родственников, их же дарили на здоровье и счастье молодоженам.
Обычай расписывать яйца прошел через множество испытаний: временем, политикой смешения культурных, религиозных и исторических ценностей, страхом репрессий, - и выжил, сохранился до сих пор. Крашеные и расписные яйца сопровождают один из самых красивых Христианских праздников – Светлое Воскресение - Пасху как знак возрождения жизни, воскрешения. Конечно, это хрупкое изящное искусство могло погибнуть, и было в нескольких шагах от этого.
Однако выдающиеся ученые 19 - 20 веков: антрополог Ф.Вовк, этнографы О. Кольберг и Н. Сумцов, - изучавшие эту традицию, оставили для нас альбомы с изображениями писанок. А действительный член российского императорского географического общества С. К. Кульжинский создал монументальный труд, на основании которого можно воскресить в памяти и забытый обычай, и древнейший орнамент. Если Вы хотите увидеть подлинные шедевры Славянской Писанки, поезжайте на Украину: в Киев или Львов, - там, в музеях хранятся коллекции, насчитывающие десятки тысяч экземпляров этого крохотного чуда. Именно здесь мастерство Писанки достигло наибольшего развития и стало символом Украины.

В Канаде украинские эмигранты поставили памятник Писанке. В США, в Нью-Йорке есть музей украинского искусства. За этим процессом возрождения древнего славянского искусства, конечно, стоят конкретные люди:
Е. Беняшевский – книга о Писанке выпущена в 1968 году;
З. Елиев – альбом с 1200 образцов, издан в США в 1994 году;
А. Г. Соломченко издал уникальную книгу - альбом «Писанки Украинских Карпат»;
О.Белоус и З. Сташук - «Школа Писанки», пособие для желающих обучиться мастерству, издано в Киеве в 1999 году;
З. Иваницкая – альбом «Писанка», издан в Москве в 2001 году;
В. Манько – книга «Украинская народная писанка», издана во Львове в 2001 году.
Вот, пожалуй, и все, что можно прочитать сегодня о Писанке. Да и то большая часть изданий – на украинском языке.
В Ярославле эта традиция изучается в рамках мастерской по возрождению народных ремесел «Славянская писанка» Ярославской региональной общественной организации «Русские традиции» с участием мастериц: С. Кремневой, Е. Куликовой, М. Козловой, Н. Шленевой, А.Хайкиной, Г. Котовой и многих других, для кого возрождение уникального искусства стало не просто увлечением.

4. Значение цвета в Писанке.

Писанка как художественное явление творчества человека включает в себя многозначность древнейших символов. Символика Писанки – это совокупность значений цвета, орнамента и самого яйца. Символ – это то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи (Толковый словарь С.И. Ожегова). В ярких красочных миниатюрах используются самые различные цветовые сочетания. Однако в них прослеживается определенная закономерность: чаще всего мы видим в орнаментах белый, желтый, красный, коричневый, черный, реже зеленый и синий цвета. Значения цвета многообразны и имеют прямую зависимость от региона, где написана Писанка, от исторического отрезка времени, в котором она создавалась.
Так белый цвет во все времена воспринимался как цвет чистоты: божественной чистоты, чистоты духа, чистоты помыслов и целей, поставленных перед человеком. Если учесть, что скорлупа куриного яйца имеет белый цвет, то можно предположить, что этот цвет – основа жизни, основа мироздания. Не претендуя на истину, можно предположить, что белый цвет - аналог света, божественного света. Вспомните такие русские выражения как «белый свет» или «средь бела дня», они также указывают на связь понятий «белый» и «свет». А теперь представьте, как вы взяли яйцо, создали образ будущей писанки и провели первые линии волшебного узора. Ваши помыслы чисты, сердце наполнено любовью, вы создаете новый Мир. И контур задуманного вами орнамента на Писанке будет белого цвета – цвета божественной чистоты.

Следующий цвет, который вы нанесете на Писанку, будет желтым. Это цвет жизненной, божественной силы - силы Знания. Жизненную силу дарит нам свет Солнца. Вспомните, какой карандаш выбирает ребенок, когда рисует солнышко? Многие из нас выбрали бы красный, а малыш выбирает желтый. Золото – металл силы и власти имеет желтый цвет. И вот уже на вашей Писанке сияют золотым светом Разума желтые линии и поля узора.

Красный цвет, конечно, цвет радости жизни, силы, мужества, отваги. Собственно значение слова «красный» многогранно. В русском языке это особенно заметно. Красивый – «красна девица», ценный – «красный товар», «красное дерево». Главный, важный – «красный угол», «красное крыльцо». Хороший, яркий, светлый – «красный денек». Прислушайтесь, как играет это слово в народной песне:
В терем с красного крыльца
Красна девица вошла.
Красна девица вошла,
Красный угол прибрала.
Красный угол прибрала,
Стол – престол собрала.
Стол – престол собрала
Да гостей позвала.
Народная мудрость сохранила удивительную многозначность слова «красный» и в пословицах: «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Для красного словца не пожалеет родного отца», «Долг платежом красен».
В Писанке красный цвет часто доминирующий, несущий основную смысловую нагрузку. В Писанке «На здоровье» красный цвет может обозначать бодрость, радость жизни, способность к борьбе за жизнь. В Писанках, выполненных для женщин, этот цвет может рассказать о красоте жизни, радости, надежде и мечте каждой из нас. В Писанках для мужчин этот цвет является символом мужества, силы, отваги, упорства в достижении цели.
И вот уже волшебным образом вписываются в божественную форму живого куриного яйца зеленые пушистые сосенки – символы здоровья, вечной молодости и долголетия; уточка – символ плодовитости, заботливости и способности выходить сухой из воды; два желтых квадрата (символы дома твоего, твоей земли) в ажурной восьмиконечной звезде. И все это на ярком фоне красного цвета, подтверждающем радость бытия.

Гораздо реже в Писанках встречается зеленый цвет, еще более редко он бывает доминирующим. Чаще это мелкие вкрапления в общий орнамент Писанки «на здоровье». Как правило, зелень используется в узорах составленных из растительных элементов и имеет прямую зависимость от времени года.
Зеленый цвет как признак расцвета жизненных сил природы и в Писанке появляется вместе с весной. Когда распускаются первые листочки на деревьях, когда пробивается первая зелень сквозь пожухлую прошлогоднюю траву, тогда и начинают писать писанки с зелеными линиями и полями узоров. Зелень в орнаменте обозначает рост, развитие и здоровье всего живого на земле: нового, сильного, молодого, - как в Природе, так и в жизни человека. Такая Писанка почиталась как мольба человека к высшим силам о снисхождении и помощи ему в делах праведных, о даровании богатого урожая, успеха в творческих начинаниях.

Следующий значимый цвет на Писанке – коричневый или бордовый. Все мы с вами дети планеты Земля. С древнейших времен люди поняли, что землю надо беречь, потому что она и кормит, и поит, и согревает, и защищает, Именно поэтому ее ласково называли: Земля-Матушка. Ей отдавали первенство в мудрости, силе, ей посвящали песни, наполненные надеждой на лучшую судьбу, о ней передавали из уст в уста сказки и предания. Из этого предисловия вы уже поняли, что коричневый цвет на Писанке – это цвет Матушки-Земли,
а значит, цвет мудрости, надежды, веры, цвет опоры в жизни, цвет источника
всех благ. Чаще всего это не цвет узора, а цвет фона - основы всей Писанки.

Черный цвет также часто встречается в Писанках, но только в качестве фона. Имеет смысл предположить, что это цвет космического пространства, космической бездны, откуда произошло все сущее на Земле. Конечно, это только предположение, но вдумайтесь, почему черный цвет так притягивает нас? Черный цвет, тьма – это та тайна, то непознанное, что пугает малышей и страшит взрослых. В древности этот цвет связывали с символом Земли, ее плодородием, в нем скрыты сакральные, таинственные, даже тревожные представления древних людей. Очень похожие впечатления вызывают эти Писанки и в наше время.

Голубой и фиолетовый цвета говорят сами за себя. Конечно, первое представление о них выражается в образах неба, воздуха, простора, духовной чистоты и божественного провидения. Однако эти цвета встречаются гораздо реже других. И не удивительно, ведь Писанка создавалась людьми и для людей, живущих на Земле. В некоторых Писанках можно увидеть оттенки основных цветов: оранжевый, розовый, алый, малиновый,- это, скорее всего, не традиция, а творческие вариации мастериц.
Если говорить о традиции цвета в Писанках, то можно выделить как основные: белый, желтый, красный, зеленый, коричневый или бордовый и черный. Писанки со скупым, строгим узором относятся, пожалуй, к более древнему времени, их происхождение наиболее раннее, архаичное. Возможно, справедливо будет отметить, что цветовое разрешение орнаментов на Писанках связывается и с местом, где они написаны. В местностях, расположенных южнее, где тепло, где яркая природа, огромное разнообразие цветущей растительности, орнаментика Писанок более богата, цветовое разрешение их многоцветно. Для примера взгляните на гуцульские Писанки.

Сколько труда, внимательности, умения и точности в начертаниях огромного количества пересекающихся линий вложено в эти замечательные произведения – гуцулочки под названием: «уточки», «козлики», «баранчики», «очката», «звездчата»…. Сколько поэзии, любви, радостных переживаний скрыто в национальном характере этих Писанок!
А вот это совсем другие по настроению Писанки, более сдержанные, скромные в цветовом решении, с крупным почти суровым орнаментом. Они родились в краях, где зимы дольше и холоднее, где не так буйствуют красками весна и лето, где песни протяжные, а чувства спокойные. Хотя, кто знает, какие там чувства? Если задуматься, то можно увидеть в них величайшую силу духа людей. Людей, главная цель которых жить, выжить и оставить после себя проросшее зерно, построенный ими дом, продолжателя рода, продолжателя дела. Не это ли такой простой на первый взгляд и понятный ответ на вопрос: зачем ты пришел на эту землю? Возможно, что поиски главного ответа на главный философский вопрос породили к жизни эти удивительные творения.

5.Символика Писанки.

Слово раскрывает смысл-содержание художественного литературного произведения. Символ – это тоже слово. Тысячелетиями люди выверяли смысловое значение знаков и символов. Удивительно не только то, что символ очень красив графически, но и то, как он точно отражает в своих линиях, цвете, форме стремление человека к жизни, к красоте. Если попробовать сравнить символы в произведениях национального творчества у разных народов, то даже непосвященный человек увидит, как они похожи, как много в них общего. Но мы с вами не ставим себе цель исследовать сходства и различия символики народов мира. Мы попытаемся увидеть содержательную часть символики славянской Писанки.
Писанка у всех народов всегда носила не только декоративный характер. К ним относились как к сильным оберегам. Причин тут несколько. Во-первых, почти у всех индоевропейских народов яйцо - символ жизни, а узор на скорлупе - призванная божественная помощь, оберег для того, кому написана эта писанка. Во-вторых, работа над маленьким шедевром требует много времени и большого внимания, а значит, будет выполняться только для действительно любимого человека, что также является сильнейшим оберегом. Ну, и, наконец, все наносимые узоры обязательно несли в себе строгий смысл, послание богам и информацию для хозяина оберега.
В течение нескольких столетий у славянских народов выработались определённые узоры на Писанках, в каждой местности оформился свой характер традиционного орнамента и его колорит. Стиль, цвет, основные значимые элементы передавались от матери к дочери и незыблемо выполнялись на Писанке. Вот почему до сих пор по цветам и орнаменту на яйце можно определить, где она была выполнена.
Узоры писанок часто состояли из геометрических фигур сложных очертаний, в основе которых лежал ромб или квадрат. Ромб с точками внутри символизировал засеянное поле, достаток, изобилие. Особенно разнообразными были очертания ромба: с выступами по углам, пересеченный двумя диагоналями, гребенчатый, с попарно отходящими от его углов спиралями, и т. д. Ромбы в узорах располагались цепочкой друг за другом или сочетались с другими геометрическими мотивами: косым крестом, звездой, розеткой.

Кроме геометрических мотивов, в славянских Писанках встречаются изображения цветов, листьев, кустов, деревьев. имеет также множество растительных и цветочных мотивов. Один из них - Мировое дерево, символизирующее связь нижнего, "исподнего" мира, земли и всех девяти небес. Изображали Мировое дерево пышным, высоким, с различными фантазийными цветами и птицами на ветвях.

Растительные мотивы сочетаются в узоре с изображением птиц или зверей. Это был целый мир поэтических образов. Сказочные птицы-павы, скромные маленькие уточки, кони, изящные олени с ветвистыми рогами изображались на яйце - обереге.

Не менее часто встречается на Писанке стилизованная женская фигура, часто образованная на основе косого креста,- это богиня Берегиня, она же – Макошь (Богородица в современном прочтении), имеющая детородную символику. Это, пожалуй, самый основной обережный образ – прямое обращение к божественной помощи. Она удивительно проста в исполнении: всего лишь две пересекающиеся линии, которые сами находят место на Писанке. Поднятые вверх руки молят о ниспослании помощи, защиты, здоровья. Человеку. Ее образ легко сочетается с треугольниками, ромбами, завитками. Каждый из которых - тоже самостоятельный символ. Треугольник – единство стихий природы, единство семьи, единство божественной Троицы. Ромб – это дом, поле деятельности человека, его мир, в котором он живет. Ромбы и его вариации, кроме того, связаны с плодородием и сексуальной силой. Завитки – символы защиты от угрозы внешнего мира, или часто их называют «бараньи рога» - это знаки материального благополучия. Вот так один незамысловатый символ может вместить в себя такое богатое содержание.
Мотивы цветов, деревьев, птиц, зверей, женских фигур в народном искусстве всегда были наделены ёмкой и многозначной символикой.
Так, лебеди являлись олицетворением юной прекрасной девушки и невесты или считались символом верной любви, голуби были символом супружеской верности и счастливой семьи, уточки отображали справность и заботливость женщины – хозяйки, соколик – быстроту и смелость воина – мужчины.

Очень часто в орнаментике Писанки встречаются разного очертания волнистые и ломаные линии, волны. Это широко распространенный в произведениях народного творчества символ воды, очищения, роста, избавления от болезней и разного рода негатива.

Излюбленными узорами на Писанках были крестообразные мотивы, трилистники и важнейшие символы аграрного культа древних славян - свастики, знаки солнца.
Справка: Вообще свастика известна на территории России, по материалам археологических раскопок, не менее трех тысяч лет, и не только в качестве украшений, например, вятичей. Но на Руси данный символ – крест с изогнутыми концами, имел другое название – «Коловрат». «Коло» – древнерусское название солнца, «врат» – «возвращение»; в современном русском языке этому слову соответствует слово «солнцеворот». Солнце символически обозначалось равносторонним крестом, а иногда крестом, наложенным на круг. Загнутые концы креста символизировали либо прирастание, либо убыль светлого времени суток. Прирастание солнечного времени суток обозначалось левой свастикой, которая по-русски называлась «коловрат»; убыль же солнца обозначалась правой свастикой, по-русски называвшейся «посолонь» (Из «Славянской энциклопедии». dazzle.ru). И в Писанках этот знак несет огненное, творящее начало: «коловрат» -сберегает, сохраняет то, что уже имеется. Писанке с «коловратом» нет цены, когда предполагаются потери в вашем деле. Писанка со свастикой «посолонь» имеет творящее значение, несет в себе смысл прибыли, увеличения, прирастания в деле, в семье, в достатке.

Особое место в ряду этих миниатюрных творений занимают пасхальные Писанки. Их орнаментика отчетливо повторяет запросы христианских обрядов: разного вида кресты, свастики, церковки, украшенные общедоступными деталями народного орнамента. Полосками – «вспаханное поле», сеточкой – «защита», точками – «семя», волнистыми линиями – «вода», - и т.д. И конечно, на пасхальных Писанках, которые дарятся дорогим тебе людям в день Светлого Воскресения, уместны надписи типа: «Христос Воскрес».
Писанки из моей коллекции, которая насчитывает более 200 расписных миниатюр, В ней представлены Писанки традиционного направления, так называемые «списки» с образцов из коллекций исследователей разного времени. Есть Писанки – озарения, Писанки, созданные по образу и подобию, но в каждой из них живет частичка любви автора. Я глубоко убеждена, что Писанки пишутся не умением и навыком (это было бы слишком просто), а душой и сердцем.

7. Былички о Писанках.

Первая.

Митька рос слабым мальчишкой, часто болел, все в какие-то нескладные истории попадал. Рос он, рос и дорос до призывного возраста. Сами знаете, как сына в армию отдавать, сколько страхов в голове у матери вертится. Однако она никаких противоправных действий предпринимать не стала. Проводила, перекрестила: «Служи, сынок! Только береги себя. Сам не обережешься – никто за тебя этого не сделает». Отправился Митька в армию. Полгода учебки – и на войну. Вот тут-то мать и заказала мне оберег – писанку для сына. Конечно, сколько парней с этой непонятной войны домой не вернулось. Выбрала я по этому случаю для Писанки краски яркие: белый, желтый, красный, да коричневый, - жизненные цвета. И символы написала такие, чтобы хранили от пули, от недруга, от случая.
Прошло какое-то время, не так много: месяца три или четыре. Писанка-то и заплакала: с макушки капелька показалась. Значит, сигналит оберег: принимайте меры – беда на пороге. Мать бросилась на поиски сына, потому что уж месяц от него никакой весточки не было, а поначалу писал чуть не каждую неделю.

Нашла она Митьку в госпитале, в Ростове, с ранением в голову. Парень уже на поправку шел. Мать сына домой привезла, здесь его врачи подлечили и заключение дали: послужил, кровь пролил,- и хватит. Комиссовали, значит. Зато живой! Сейчас он уже женат, двое ребятишек у него.
Вот, хочешь - верь, хочешь - не верь, а ведь писанка вовремя знак подала.

Детям и внукам своим я Писанки пишу обязательно. И на здоровье, и на удачу, и на защиту. И дочерей этому делу обучила, хорошо пишут, красиво. Только вечно у них, молодых, времени не хватает.
Внуку тогда еще четыре года было. И прицепилась к нему болячка такая: как повысится температура, так он задыхаться начинал – ложный круп называется. Часто болел мальчишка. А молодым-то что, им погулять охота.
Вот как-то раз собрались они к друзьям и сына с собой взяли, потому, как в той семье такой же малыш есть. Ну, поехали и поехали – не в первый раз. Только ближе к полуночи у них в комнате звук раздался, как взрыв. Посмотрела я, что там такое, а это писанка взорвалась, та, которую я внуку на здоровье писала. Я к телефону, звоню, спрашиваю, как там дети себя ведут, спать им не пора ли? Мне отвечают, что спят они уже давно. Я дочери про писанку рассказываю. Через пять минут дочка назад отзванивается: мол, у малыша жар, началось удушье, мол, «скорую» уже вызвали.
Счастье - то какое: писанка предупредила: сигнал подала; скорая помощь оказалась неподалеку: приехала быстро; и в больнице кислородная камера была исправна и свободна.
Потом врачи говорили, что вовремя скорую помощь вызвали, еще бы немного – и помочь было бы трудно…

Бабушка, хочешь, я тебе расскажу, как яичко нам с мамой помогло?
-Расскажи, внученька.
-Ты же знаешь, бабушка, мы летом в Турцию отдыхать ездили? Мы туда на самолете летели, и все было хорошо. Потом, когда отдохнули, возвращались тоже самолетом. Где-то в середине пути наш самолет начало так трясти, что все пассажиры испугались, некоторые даже закричали. Девушка – стюардесса всех успокаивала, велела пристегнуть ремни и говорила, что самолет попал в зону турбулентности.
-Тебе то было страшно, внученька?
-Еще как, бабушка! Я плакала и спрашивала маму, не сломается ли наш самолет. Мама мне говорила, чтобы я не боялась, что Бог не допустит этого. Потом самолет перестало трясти, и мы долетели до Москвы.
-Ну, и, слава Богу, что так все закончилось!
-Бабушка, я тебе еще не все рассказала. Слушай! Когда мы приехали домой, то увидели, что яичко обережное, которое ты нам с мамой написала, лопнуло. И я думаю, что это оно спасло нас в этом жутком полете.
-Да, внученька, может, писанка вам помогла, а может, опытный пилот или счастливый случай. Главное, что все хорошо закончилось.
-Бабушка, когда мы с мамой снова полетим отдыхать, ты нам писанку на счастье и удачу напишешь?
-Обязательно напишу!

Четвертая.

Дочери у меня красивые, стройные, молодые. Обе замужем, у обеих есть дети. С рождением обеих моих внучек связаны удивительные истории.
Старшей я писала два оберега: один на зачатие, другой на вынашивание дитя и легкие роды. Так вот, врачи опасались за исход этого события по нескольким причинам и считали, что результат может быть непредсказуемым.
Когда подошло время, дочь направилась в роддом и взяла с собой писанку. В клинике все вещи, конечно, были помещены в камеру хранения – и сумочка, где лежала писанка на разрешение от беременности, тоже была там.
Роды действительно не затянулись – прошли быстро, без патологий. Спасибо доктору и акушерке, которые смогли все это обеспечить. Девочка появилась на свет крепкая, горластая, здоровенькая на 10 баллов.
Настал день выписки. Дочь получила свои вещи из камеры хранения. В сумочке лежала писанка совершенно неузнаваемая. Как будто кто-то мокрой тряпкой долго стирал магический узор со скорлупы.

И я предполагаю, что оберегу пришлось изрядно потрудиться, чтобы все в таинстве рождения моей чернобровой внучки было спокойно и легко.

У младшей моей дочери история еще более захватывающая. Писанка на вынашивание ребенка свое отработала в первой половине беременности, потому что была угроза выкидыша. В начале последнего месяца врачи забеспокоились, потому что плод принял устойчивое «заднее предлежание» (так, кажется, это называется в медицинском мире). Это грозило серьезными осложнениями, вплоть до кесарева сечения.
Я срочно поехала в деревню за яйцом от курицы – молодки. Старики говорили, что в таких яйцах очень большая жизненная и плодородная сила заложена. Яичко нашлось крохотное, почти голубиное. Написала я на нем уточку и поставила под иконку, только не как обычно – острым концом вверх, а наоборот – как бы вниз головой. Помолилась и отпустила все на промысел Божий. Тут-то и начали происходить чудеса: ровно через две недели писанка начала сохнуть, и за три дня до родов превратилась в «ваньку-встаньку» - яйцо, которое, как его ни положи, могло стоять только на «голове». Совершенно свежее яйцо, взятое мной из-под курицы, высохло за две недели! Тогда мне это показалось невероятным. А вот и главное чудо – за день до родов ребенок перевернулся и встал в нормальное положение! Все эти три недели дочь находилась в дородовом отделении под наблюдением врачей. Они ее готовили к кесареву сечению.
В итоге, роды прошли спокойно, без осложнений. Огромная благодарность всем специалистам, кто принял в этом участие, за то, что у меня появилась вторая внучка – беляночка!

Есть у меня знакомая. Красавица. Умница. Замужем. А детишек все нет и нет. Вот она и попросила меня написать писанку на зачатие после долгих мытарств по медицинским учреждениям. Собственно, ничего в этой просьбе удивительного не было, потому что, если чего-то очень желаешь, то все средства хороши. Я, конечно, согласилась – как девчонке не помочь! Села вечерком, в тишине. Начала писать, а яйцо у меня в руках - то и треснуло. Ну, что же, думаю, редко, но случается. Может, яйцо с трещиной было, а я не заметила. Взяла другое, хорошенько его проверила, приступила к работе. А яйцо, ну, как живое, из рук моих выпрыгивает и разбивается. Думаю, - не случайно все это! Звоню приятельнице наутро. А она вся в слезах: «Ушел мой муженек к другой. Не знаю, что и делать теперь». Может быть, поэтому и писанка не захотела создаваться?!
Однако на этом история не закончилась. Потому что знакомая моя решила: «Ну, их мужиков, раз они такие неверные. Буду жить одна в свое удовольствие, только дитя родить надо обязательно. К тому же годы идут» Так я и написала ей писанку. И заложила я в ее содержание и зачатие, и встречу с достойным человеком. После этого прошло больше года – приятельницу свою я потеряла из виду. Однажды мне говорят, что она встретила мужчину по душе. И скоро родит ребенка.
Спустя несколько месяцев мы с ней встретились, и я узнала, что писанка «на зачатие» треснула в день, когда женщина подтвердила у врача тест на беременность. Сейчас малышу (а родился сын) уже четыре года. Он растет в мире любви и ласки: мать и отец в нем души не чают.

Для писанки нужно время, когда вас не будут отвлекать и выдергивать из процесса, бумага и карандаш (ручка).
Дальше вы устраиваетесь поудобнее, кладете перед собой лист бумаги и в самом верху ставите два якоря сегодняшнего момента. Это текущая дата (16.03.2012) и ваше имя (я пишу Дарья).
Дальше вы формулируете в голове тему, на которую будете писать.
Это может быть просто очищающий слив (тогда тема - выписываю свое состояние), исследование (тема - зачем мне нужно...., почему происходит...), отписка обиды (тема - моя обида на...) и любая другая.
Дальше вы рисуете горизонтальную черту от левого до правого края листа.
Под этой чертой уже письменно фиксируете тему и начинаете писать все, что приходит в голову.
Важно - в процессе то, что пишется никак не обдумывайте. Ваша задача просто выписать всю ту мыслемешалку, которая происходит в голове. Продумывать формулировки не нужно и даже вредно. Если будут выписываться ругательства и проклятья - это хорошо, пусть лучше выпишутся и сгорят, чем невидимые изнутри отравляют. Если в процессе нахлынут эмоции и слезы - не сдерживайте, проживайте. Можно рисовать, черкать - все, что угодно можно. Главное - выписать на бумагу все то, что есть внутри вас на эту тему до состояния полной пустоты. Когда ничего не осталось и внутри звенящая гулкая пустота, то рисуем вторую такую черту как вначале - так мы закрываем пространство писанки. Ниже черты для окончательного возвращения в реальность снова ставим те же самые якоря - текущая дата и свое имя.
Дальше пишете волшебную фразу: "все решения отменить". Под этим королевским указом обязательно пишите свою подпись и снова текущую дату.
Вот теперь можно перечитать, если сильно хочется.
И все написанное в огонь. Лучше сразу, но можно и отложить. Главное сделать это не позднее трех дней после отписки.
Никаких новых решений принимать не нужно. За хорошие решения, которые выписались тоже не переживайте. Все хорошее после отмены автоматически восстановится. Психика не дура и от хорошего и полезного не избавляется.

Выглядит писанка как-то так

Часть вторая. Что делать, если в процессе отписки я вспомнила (узнала) что-то от чего мне теперь плохо. Или ничего не вспомнила, но мне все равно плохо.

Эту боль не нужно терпеть, ее не нужно загонять в глубь, чтобы вернуться назад в комфортное состояние, ее нужно просто прожить и отпустить. Причем любая боль - это еще и свернутая сила, отпуская ее мы возвращаем силу назад.
Я знаю несколько способов как это можно делать, уверена, что их гораздо больше и желающие смогут найти много всего полезного в любых источника.
Мои способы, которые я набрала за последние годы.

Очищающая сливная писанка.

Правила все те же самые, что и для исследовательской (то есть обязательно дата, имя, границы - это все защита от того, чтобы не остаться внутри). Обязательно волшебная команда разуму после нижней черты: "все решения отменить" и ваша подпись с датой под ней.

Отличия - здесь не будет вопросов, вместо вопроса вы пишите что за боль вас терзает (обида, страх) и дальше выливаете на бумагу все, что есть внутри. Такие писанки пишутся до состояния пустоты, пока чувства не иссякнут полностью и голова не станет совершенно пустой. Если не получается писать, то вместо слов можно просто водить ручкой по бумаге рисуя линии, а то что в голове проговаривать. Суть одна - писать нужно до пустоты внутри. Вполне возможно, что пустота окажется временной - мы многослойные и под одним слоем боли может проявиться другой. В такой ситуации нужно просто снова писать очищающую писанку. И снова. И снова.
Такие писанки обязательно сжигают. То, что вылили на бумагу нужно отпустить, чтобы вернуть силу и пока вы ее не сожжете, вся боль и сила будут оставаться на бумаге. Сжигание последующее - это тоже часть техники безопасности, которую непременно нужно соблюдать.

Подобным образом боль можно переносить на любой материальный носитель - куклу (кто работал с традиционными куклами знает прекрасно о чем я), на накрутки нитками, на веревочки, да на что угодно, хоть фантики крутить. Главный принцип - при выговаривании того, что сидит внутри и мешает должны работать руки, именно через руки вы выводите эту черноту из себя на что-то материальное. И потом это материальное уничтожаете через любую из стихий, но проще всего через огонь.
Кто сделает это серьезно и с полным вложением сил обязательно столкнется с тем, что подобные вещи иногда очень плохо горят. Это как волшебство выглядит, но простая бумага гореть не хочет. Это нормально - после того, как вы перенесли боль на бумагу или куклу - это уже не просто бумага и кукла.

И еще один легкий в использовании способ - работа со стихиями напрямую . Он заключается в следующем. Перед началом работы нужно договориться со стихией воды о помощи в работе с болью. Проще всего это сделать через старинные заговоры "Вода-Татьяна, земля-Ульяна, ключ-Иван, дайте воды от всякой беды" и "Куда вода - туда болезни и беда". После этого можно опустить в воду руки и через действия руками точно также как в очищающей писанке слить все, что есть внутри на воду. Если вода набрана в емкость, то заговор "Куда вода - туда болезни и беда" нашептывается при выливании, если на текущую, то сразу же.

АПД - В комментариях Юля предложила небольшое изменение наговора - "Куда вода - туда боль и беда". Сильно расширяет функционал и усиливает формулу. Лично я Юлиным формулировкам доверяю абсолютно, они проверены всегда на сто рядов. Ну и психолингвистика штука дюже полезная, так что я наговор изменю. Вам решать самим.

Можно и без заговоров этих, это просто мне так проще, но договор должен быть озвучен в любом случае.
Точно также можно с землей работать договориться и слить в землю боль.
И еще - это отдельная работа, не стоит совмещать ее с мытьем посуды или посадкой огорода.

Надеюсь, вы поняли основной принцип - боль изнутри через руки выводится на что-то материальное и это материальное потом отдается на очищение одной из стихий. В случае работы со стихиями напрямую материальный аспект не нужен - боль напрямую через руки передается стихии на очищение.

Если эти способы вам не мурчат, то по такому принципу можно придумать свой - главное чтобы он работал.

И только когда вы вычистите всю боль, можно будет пересматривать свои исследовательские писанки на предмет решений, принятых на обиде или испуге. После этого их можно отменять, изменять - как угодно править. Лучше все-таки в письменном виде, чтобы силы в отмену больше вложить.

Ну и в качестве завершения очень даже стоит посмотреть - зачем вообще все это было. Какой урок был в ситуации, для чего вы ее себе создали, чему хотели научиться и не смогли это сделать в тот момент.

Я вообще поменялась. Прежде всего поменялась внутри. Очень сильно. И как будто признала себя . Хотя я довольно много техник до этого проходила в личной терапии, потому что у нас это обязательно, плюс обучающие семинары.

Я перекрасила волосы, сделала их коричневыми, это довольно близко к моим. Рыжину убрать тяжеловато, хотя я крашусь хной, а не химией.

Я подумала над гардеробом и поняла, что мне и правда комфортнее ходить в другом. Я купила себе два красивых платья в пол с широким подолом. Они очень красивые, но при этом благородные и спокойные. Но главное, я очень успокоилась в душе, и много стала заниматься с детьми и по дому.

По-моему, эффект очень сильный . Я очень благодарна за данный метод.

Надежда

Хочу выразить огромную благодарность Лане за курс по писанке. Он имеет ряд сильных сторон, которые могут быть очень ценны для многих.

1) Курс рассчитан на самостоятельную работу, и в этом его неоспоримый плюс. Такой формат дает возможность не зависеть от психолога, а помогать себе самой (самому), что очень важно для людей, которые чувствуют острую необходимость что-то со своей жизнью делать, но не имеют финансовой возможности для работы с коучем или психологом. Основа метода и курса - "Помоги себе сам!", "Все в твоих руках", "Никто не будет заниматься твоими вопросами, кроме тебя!", что возвращает человеку его природную силу (пусть пока забытую, незаметную и неочевидную) и ответственность за свою жизнь.

2) В курсе нет "воды" , он строго практический. Каждое слово Ланы взвешено и выверено, дано большое количество примеров (и разобрано на занятиях, и написано текстом для удобства самостоятельного пользования), все прояснено и объяснено, оговорены возможные "подводные камни" в процессе работы.

3) Очень разумный формат: сначала теория, которую можно прослушать в удобное время в записи, затем практика с максимальным углублением в тему, прояснением нюансов. На практическом занятии, конечно же, надо присутствовать.

4) Демократичная цена (что для меня лично было очень важным).

5) Помимо самого курса, сайт школы "Глазами души" дает доступ к интересным материалам и затрагивает важные темы . Я искренне восхитилась!

Очень подкупает манера Ланы подавать материал - чувствуется ее компетентность, глубокие знания и понимание вопросов на глубинном уровне. Благодарю ее за щедрость в объяснениях, фокусировании нашего внимания на важных вещах. В каждом ее слове чувствуется забота, поддержка и искренняя заинтересованность в нашем результате. Особая благодарность за дополнительное практическое занятие, не оговоренное в плане.

Анна К.

Давай посмотрим правде в глаза! Очередная попытка найти ответы на мучающий тебя вопрос - вечно заканчивается еще большим количеством...

Вот-вот-не ответов!!! А вопросов. И что? Где выход?!

В очередных, достойных слива, ситуациях? Или опять будешь искать волшебный тренинг, из отряда обнадеживающих друзей "таблетки от всего и сразу"? Или будешь терпеть дальше?

Так вот. Это было состояние, когда очищали не только слёзы, а огромнейшая Благодарность Самой к Себе за освобождении от боли. И Ты тоже это можешь,причем Сама!

Это проживание с ясностью, до мельчайших черточек, безвременных,уже, причин ситуаций, в которых я оказалась. Такая сила радости от освобождения может сравниться только с послеродовой эйфорией счастья. Ты уже догадалась?

Это я пишу о том, как курс "Писанка. Метод кресения" Ланы Чулановой, вписался в мою жизнь:)) Курс - это самое лучшее , что случилось со мной за последнее время.

С полной ответственностью заявляю, что этот курс сформирует в тебе способность самостоятельно оказывать экспресс помощь во всех несостыковках, во всех сферах жизни!

Способность видеть причины, последствия, необходимость и знание, как измениться и оставаться верной себе истинной,- пропишутся уже в ходе курса. Прописались у меня благодаря мастерству Ланы, опыту, работе и помощи участниц. Благодарю всех сердечно!, потому что внутри были вопросы, как разрешить те или иные ситуации в своей жизни. Обязательно буду применять полученное знание. Благодарю!