17.09.2023

Пр.р. Пуск парового котла из холодного состояния. Пуск барабанного котла на общую магистраль котельной Рис.9. График-задание пуска блока из неостывшего состояния без обогрева фланцев и шпилек турбины


Основные принципы организации режимов пуска

и останова котла

1. В настоящей Инструкции рассматриваются пусковые операции применительно к схеме с поперечными связями. При пусках же по блочной схеме на ТЭС, где такая возможность предусмотрена, следует руководствоваться положениями .

2. В зависимости от теплового состояния оборудования режимы пуска подразделяются на следующие основные группы:

Из холодного состояния при полностью остывших котле и паропроводах. Такое состояние характерно при останове на двое и более суток;

Из неостывшего состояния при сохранившемся давлении в барабане выше 0.

Такое состояние (0 < Рб £ 1,3 МПа) характерно при остановах на 10 и более часов в зависимости от качества тепловой изоляции котла и паропроводов и плотности газовоздушного тракта; из горячего состояния при сохранившемся давлении в барабане более 1,3 МПа.

Давление пара 1,3 МПа выбрано в качестве граничного формально, исходя из значения противодавления в коллекторе собственных нужд. При таком подходе при пусках из горячего состояния задвижки продувки котла в атмосферу не открываются, а продувочный пар сразу подается на растопочную РОУ.

3. При пусках из холодного состояния начальный расход топлива выбирается равным 10% номинального. Давление топлива (газ, мазут), соответствующее данному расходу, определяется по формуле

Удобнее воспользоваться графиком, построенным в соответствии с указанной формулой, по которому можно оперативно определить давление растопочного топлива в зависимости от его расхода (в процентах) и количества включенных горелок.


Рисунок 9 - Давление растопочного топлива

4. Замедленный при пусках из холодного состояния рост начального давления пара обеспечивается за счет полного открытия задвижек продувки котла в атмосферу, а также дополнительной продувки, предусматриваемой в современных схемах котлов ТКЗ перед недренируемыми ступенями пароперегревателя.

Сочетание начальной форсировки 10 % и пропускной способности продувочных линий (диаметры паропроводов выбираются равными Dу 100 мм) позволяет выдерживать допустимый темп прогрева барабана. В настоящее время этот критерий пересмотрен. Вместо скорости повышения температуры насыщения предлагается контролировать скорость повышения температуры по нижней образующей барабана, где и сосредоточиваются трещины. Одновременно пересмотрен временной интервал изменения параметра: за базу принят удлиненный интервал времени 10 мин, и скорость определяется как средняя за 10 мин и сравнивается с допустимой = 80°С.

Приложение 4 к Типовой инструкции по пуску из различных тепловых состояний и останову парового котла тепловых электростанций с поперечными связями

Объем температурного контроля

Контроль за температурным режимом пароперегревателя при пусках котла целесообразно осуществлять штатными гильзовыми термоэлектрическими термометрами, установленными на выходе из отдельных ступеней, отказавшись от измерений с помощью витковых термоэлектрических термометров. В пусковых режимах в первую очередь необходимо обеспечить контроль за температурой пара в первых ступенях пароперегревателя как наиболее теплонапряженных поверхностях нагрева в таких режимах, а также за температурами пара на выходе из котла по обоим потокам. Указанные измерения рекомендуется вывести на автоматическую регистрацию наряду с существующей регистрацией температуры металла барабана. Последняя должна быть приведена в соответствие с требованиями :

Сокращено количество измерений температур по барабану верх-низ до шести: по центру и в крайних сечениях;

Предусмотрено измерение температур насыщения установкой гильзовых либо поверхностных термопар на пароотводящей и водоопускной трубах барабана;

Предусмотрено измерение температур питательной воды за экономайзером (для контроля при заполнении барабана).

Библиография

1. "Методическими указаниями по консервации теплоэнергетического оборудования: РД 34.20.591-87" (М.: Ротапринт ВТИ, 1990).

2. "Типовой инструкции по пуску из различных тепловых состояний и останову моноблока мощностью 110 МВт с турбиной Т-110/120-130 и газомазутным котлом: ТИ 34-70-048-85" (М.: СПО Союзтехэнерго, 1986).

3. "Сборника распорядительных документов по эксплуатации энергосистем (Теплотехническая часть). Часть I".

4. "Усовершенствование периодической и непрерывной продувки барабанных котлов высокого давления (15,5-16,5 МПа)". - М.: Ротапринт ВТИ, 1989.

5. "Объемы и технические условия на выполнение технологических защит теплоэнергетического оборудования электростанций с поперечными связями и водогрейных котлов" (М.: СПО Союзтехэнерго, 1987),

6. "Сборник распорядительных документов по эксплуатации энергосистем (Теплотехническая часть). Часть 1." М.: СПО ОРГРЭС.

Перед растопкой котла осмотреть все основное и вспомогательное оборудование и подготовить его к пуску в соответствии с инструкциями по эксплуатации. При этом необходимо убедиться в:

Окончании всех работ на оборудовании и закрытии нарядов-заказов, снятии заглушек, завершения уборки на всем оборудовании, лестницах и площадках;

Исправном состоянии телефонной связи, рабочего и аварийного освещения рабочих мест- щитов управления;

Наличии противопожарного инвентаря на всех контрольных постах, готовности схем пожаротушения.

В оперативном журнале начальнику смены котельного цеха необходимо сделать запись о времени начала пусковых операций.

Предупредить о предстоящей растопке котла:

Начальника смены электроцеха - для подготовки к сборке схем электродвигателей вспомогательного оборудования;

Начальника смены химического цеха - для подготовки к анализам питательной и котловой воды, пара, конденсата, газа в газопроводе, к увеличению расхода обессоленной воды;

Начальника смены цеха тепловой автоматики и измерений - для подготовки к включению средств измерений, регулирования, защит и блокировок и сигнализации;

Начальника смены топливно-транспортного цеха - для подготовки к бесперебойному обеспечению топлива.

Дежурному персоналу цехов проверить:

Запас обессоленной и химически очищенной воды в баках и ее качество;

Готовность к работе узла дозирования фосфатов и едкого натра;

Запас мазута в баках, его подогрев и готовность оборудования мазутного хозяйства к подаче мазута в котел;

Дежурному персоналу электроцеха в соответствии с инструкциями по эксплуатации электрической части оборудования собрать рабочие электрические схемы электродвигателей собственных нужд котла. Опробовать в испытательном положении электродвигатели 6 кВ.

Дежурному персоналу котельного цеха:

Собрать схему газовоздушного тракта котла;

Собрать схему пожаротушения воздухоподогревателя;

Установить на всех горелках тарированные мазутные форсунки;

Собрать схему мазутопроводов в пределах котла, подготовить трубопровод подачи пара на продувку мазутных форсунок и распыл мазута (если мазут - основное или растопочное топливо);

Подготовить к включению тягодутьевое оборудование котла,

Выполнить согласно местным инструкциям при работе на твердом топливе необходимые подготовительные работы по подаче его в горелки котла.

В оперативных журналах котельного цеха записать результаты проверки.

Собрать схему для заполнения котла водой. Заполнять для опрессовок (после производства ремонтных работ) и растопок через нижние камеры водяного экономайзера, подав воду из подпиточного коллектора, либо насосами подпитки котлов из баков запаса добавочной воды (рис. 3). Произвести опрессовку.

В процессе опрессовки отобрать пробу и определить качество воды в котле, в том числе визуально. При необходимости промыть экранную систему через нижние точки до осветления котловой воды.

Открыть воздушники и установить растопочный уровень воды, в барабане. Убедиться, что уровень не снижается. При этом допускается держать открытыми первые по ходу воды дренажные вентили для упрощения последующих ручных операций по продувке нижних точек при растопке котла.

Рис. 3. Схема заполнения котла добавочной водой:

1 - баки запаса добавочной воды; 2 - насосы баков запаса добавочной воды; 3 - деаэратор подпитки котлов; 4 - насосы подпитки котлов; 5 - основная линия добавка обработанной воды; 6 - деаэратор 0,6 МПа; 7 - линия консервации котлов; 8 - сторона всасывания ПЭН; 9 - к нижним точкам экранов и водяным экономайзерам котлов

При сборке схемы

открыть:

Продувки котла в атмосферу;

Дренаж перед главной паровой задвижкой;

Дренажи пароперегревателя;

Задвижку (вентиль) на линии рециркуляции «барабан-экономайзер»;

закрыть (проверить на закрытие):

Главную паровую задвижку - и ее байпас;

Запорную и регулирующую арматуру поверхностного пароохладителя;

Паровые задвижки на линии подачи пара к растопочному паропроводу.

Включить в работу тягодутьевые машины и другое вспомогательное оборудование котла в соответствии с требованиями местных инструкций.

Провентилировать газовоздушный тракт котла в течение 10 мин с расходом воздуха не менее 25 % номинального.

2. Пуск котла

Растопить котел, включив в работу растопочные горелки. Расход топлива установить на уровне 10 % номинального.

При появлении (примерно через 20 мин после розжига) избыточного давления закрыть воздушники котла.

Продуть верхние водоуказательные приборы при давлении 0,1 МПа

Сверить показания сниженных указателей уровня с водоуказательными приборами

При давлении в барабане 0,4 - 0,5 МПа увеличить расход топлива до 15 % номинального.

При давлении в барабане 0,5 МПа приступить к первой продувке нижних точек. Повторную продувку выполнить при давлении 3,0 - 4,0 МПа. Продолжительность продувки каждого коллектора до 2 мин.

При давлении в барабане 1,0 МПа включить непрерывную продувку, открыв ее регулирующий клапан.

Увеличить согласно графику-заданию расход топлива примерно до 20 % номинального, подключив к работе следующую группу горелок.

Контролировать температуру перегретого пара по тракту. При температуре, превышающей допустимые значения 1 , приостановить нагружение по топливу и задействовать устройство для регулирования температуры перегретого пара.

Нагружение котла по топливу перед заключительным этапом проводить согласно графику-заданию примерно в следующем темпе: 20; 25; 30 % номинального расхода топлива по 15 мин в каждом интервале. - установить прикрытием клапана непрерывной продувки требуемый расход котловой воды из выносных циклонов, убедившись в стабилизации показателей качества питательной и котловой воды, насыщенного и перегретого пара на уровне нормируемых.

Итог: защита практической работы.

Целью пусковых операций парового энергетического котла неблочной ТЭС является достижение номинальных параметров пара (давление и температура острого пара, а также его качество) и такой минимальной паропроизводительности, при которой котёл может устойчиво работать на общестанционный паровой коллектор.

Минимальная паропроизводительность котла зависит от его начального теплового состояния, от рабочих параметров котла, его мощности, а также от степени автоматизации и применяемой технологии пуска.

Особенность пуска котла неблочной ТЭС состоит в том, что пусковые операции на нём осуществляются независимо от операций, производимых на турбинах. При блочной компоновке оборудования операции по подъёму параметров на котле сопряжены с прогревом паропроводов острого пара вплоть до турбогенератора, а требуемые параметры пара зависят от теплового состояния турбины. В настоящее время пуски блоков осуществляют на «скользящих параметрах» пара.

Пусковые операции на котле начинаются с момента подачи команды ДИСа о пуске котла и считаются завершёнными при достижении номинальных параметров пара и минимальной паропроизводительности.

Режим пуска должен удовлетворять следующим требованиям:

1. Должно обеспечиваться надёжное протекание внутрикотловых процессов, необходимых для равномерного прогрева всех элементов котла.

2. Скорость прогрева элементов котла не должна превышать величин, определяемых допустимыми температурными напряжениями в этих элементах.

3. Тепловые потери должны быть, по возможности, минимальными.

4. Должна быть обеспечена безопасность персонала и оборудования.

Рассмотрим более подробно вопрос о температурных напряжениях металла элементов котла .

В стационарных тепловых режимах эксплуатации котла перепад температур на стенках элементов котла невелик, поэтому температурные напряжения минимальны. В нестационарных режимах (пуски, остановы, изменения нагрузки) разности температур стенок значительно возрастают, что влечёт и увеличение температурных напряжений. В общем случае данные напряжения могут быть определены как

σ t = [β·Е/(1 – μ)]·Δt·К,

β – коэффициент линейного расширения материала;

Е – модуль упругости материала;

μ – коэффициент Пуассона;

Δt – разница температур между внутренней и наружной стенками;

К – коэффициент, характеризующий режим прогрева элемента:

· К = 1/3 для режимов стационарного теплообмена;

· К = 1/2 для режимов пуска;

· К = 1 для тепловых ударов.

В реальных условиях температурные напряжения определить невозможно. Это связано с целым рядом причин, например, с наличием отложений на внутренней поверхности труб и их шлакованием снаружи, с неравномерностью поля температур рабочего тела и газового потока и т.п. В этом случае вводят, так называемые, критерии безопасной эксплуатации , которые представляют собой:


Допустимые перепады температур в ответственных элементах котла;

Допустимые скорости прогрева (расхолаживания);

Допустимые пределы температур.

При эксплуатации котлов следует руководствоваться требованиями ПТЭ, ППБ, ПТБ, правилами Госгортехнадзора, требованиями заводских и типовых инструкций, местных должностных и производственных инструкций по техническому обслуживанию и эксплуатации основного и вспомогательного оборудования. Значения указанных критериев безопасной эксплуатации также регламентируются данными РД.

Пусковые операции, кроме того, регламентируются «Типовой инструкцией по пуску из различных тепловых состояний и останову парового котла ТЭС с поперечными связями», 1995 г.

Согласно данной инструкции, в зависимости от начального теплового состояния котла различают следующие виды пусков:

Из холодного состояния (давление в пароводяном тракте отсутствует, котёл и паропроводы полностью остывшие, соответствует останову котла на срок более 2 суток);

Из неостывшего состояния (в пароводяном тракте избыточное давление не более 13 ата, соответствует останову котла на 10 и более часов);

Из горячего состояния (в пароводяном тракте избыточное давление более 13 ата).

Следует отметить, что граничное давление 13 ата выбрано исходя из параметров пара в общестанционном паровом коллекторе. При этом подразумевается, что при пуске из горячего состояния продувочный пар сразу же можно направлять на растопочную РОУ.

При пусках следует придерживаться следующих общих принципов:

1. Пуск котла включает три этапа:

Подготовительный этап;

Розжиг котла и подъём параметров;

Включение котла в общестанционный паровой коллектор.

Для оптимизации и качества выполнения подготовительных операций должны использоваться графики пуска, которые регламентируют последовательность выполнения операций, время на проведение той или иной операции и лицо, ответственное за выполнение данной операции. Данные графики позволяют определить выполнение подготовительных операций для любого момента времени.

С момента растопки котла и до момента вывода его на номинальные параметры пара оперативный персонал должен руководствоваться, так называемым, графиком – заданием пуска, который представляет собой кривую изменения давления в барабане, сопряжённую с графиком температуры перегретого пара, с указанием моментов форсировки топок и параметров для проведения профилактических мероприятий (продувок, включения пробоотборных точек, подключения РРОУ и т.п.). Графики – задания и сетевые графики должны разрабатываться из всех тепловых состояний котла.

t мет

2. Начальный расход топлива при пусках из холодного состояния должен составлять примерно 10 % от номинального. При этом, т. к. данный расход топлива лежит в зоне нечувствительности расходомеров газа (мазута), контроль количества подаваемого топлива должен вестись по максимальной температуре газов на выходе из топки, которая, например, для котлов сверхвысокого давления должна быть не ниже 420 – 440 о С по условиям равномерности поля температур газов и обеспечения достаточной скорости прогрева элементов и не выше 540 о С по условиям надёжного охлаждения пароперегревателя при малом теплосъёме с паровой стороны.

3. При пусках из неостывшего и горячего тепловых состояний начальный расход топлива должен составлять 15 – 20 % от номинального, а максимальная температура газов на выходе из топки должна быть на 10 – 30 о С выше максимальной температуры металла пароперегревателя, с тем, чтобы в первоначальный момент времени не произошло снижение давления перегретого пара.

4. Замедленный рост начального давления пара, при пусках их холодного состояния, должен обеспечиваться за счёт полного открытия продувки пароперегревателя, дополнительной продувки из рассечки пароперегревателя и полного открытия воздушников с парового тракта котла и с паропроводов. При этом следует добиваться как можно более медленного роста давления пара при относительно быстром росте паропроизводительности, что обеспечит хорошую вентиляцию барабана, «дыхание» котла.

5. Скорость прогрева барабана котла должна контролироваться по скорости увеличения температуры металла нижней образующей барабана, которая не должна превышать 30 о С за 10 мин.

Ввиду сложности регулирования скорости увеличения температуры металла нижней образующей барабана за счёт расхода топлива или величины продувки пароперегревателя, рекомендуется моменты форсировки топок отражать в графике – задании пуска. При этом должны использоваться растопочные форсунки. В этом случае количество подаваемого в топку топлива в моменты форсировок могут регламентироваться количеством зажжённых форсунок и давлением перед ними.

Прогрев барабана не является обязательной операцией при условии соблюдения вышепринятых рекомендаций, поскольку в этом случае критерий безопасности по разнице температур верхней и нижней образующих барабана (60 о С) В других случаях для выравнивания температурного поля металла барабана и обеспечения заданного графика подъёма давления в барабане пуск котла может осуществляться с прогревом барабана от стороннего источника.

6. Котёл считается не заполненным, если уровень воды в барабане ниже растопочного.

Водяной тракт котла должен заполняться деаэрированной водой, при этом разность температур воды и металла барабана на должна превышать 40 – 60 о С. Разность температур металла верхней и нижней образующих барабана после его заполнения не должна превышать 80 о С. Не допускается заполнение барабана при температуре металла барабана выше 160 о С. Не допускается гидроопрессовка пароводяного тракта котла, если температура металла нижней образующей барабана превышает 150 о С.

Заполнение котла должно вестись медленно, особенно в первые минуты. При этом должна строго контролироваться разность температур металла правой и левой образующих барабана, верхней и нижней образующих барабана.

Наиболее рациональным считается заполнение водяного тракта котла через нижние коллектора экранов, а именно через дренажную систему, что способствует более качественному вытеснению воздуха из водяного тракта.

7. Продолжительность периодических продувок из нижних точек экранов при пусках и остановах должна составлять от 1,5 до 3 мин. При стационарных режимах работы котла частота выполнения продувок и время их проведения регламентируется персоналом химического цеха (обычно не менее 1,5 мин. 1 раз в 2 – 3 суток для каждого экрана).

Для повышения эффективности проведения периодических продувок в нижних коллекторах экранов рекомендуется устанавливать шламоотборники или выполнять дополнительные дренажные линии.

На котлах неблочных ТЭС при соблюдении вышеперечисленных требований практически не требуется регулирование температуры перегретого пара в период растопки вплоть до момента подключения котла к общестанционному коллектору острого пара.

Аварийные впрыски используются крайне редко. При этом их использование для регулирования температуры перегретого пара должно осуществляться по согласованию с персоналом химического цеха.

Подключение штатных впрысков осуществляется при достижении номинальной температуры пара. При использовании штатных впрысков необходимо максимально загружать первые по ходу пара впрыски и подключать, при необходимости, следующие.

Следует отметить также, что при простое котла в резерве более трёх суток перед пуском должны быть опробованы защиты и блокировки с предварительной прокруткой защитной арматуры и контролем её исправности по месту.

8. Для упрощения пусковых операций РРОУ должно содержаться в горячем резерве. Это означает, что РРОУ с высокой стороны (паропроводы от котла до задвижки на входе в РРОУ) должно прогреваться паром от котла, а с низкой стороны (паропроводы от задвижки на входе в РРОУ до парового коллектора собственных нужд ТЭС) – паром от КСН.

Качество проведения пусковых операций должно оцениваться, необходимо принимать соответствующие меры к устранению возникающих неполадок. С этой целью оперативный персонал заполняет соответствующие ведомости, в которые вносятся критерии безопасной эксплуатации и основные положения об организации пусков котлов.

РОССИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЭНЕРГЕТИКИ
И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ «ЕЭС РОССИИ»

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПУСКУ
ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ТЕПЛОВЫХ СОСТОЯНИЙ
И ОСТАНОВУ ПАРОВОГО КОТЛА
ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ
С ПОПЕРЕЧНЫМИ СВЯЗЯМИ

РД 34.26.514-94

СЛУЖБА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА ОРГРЭС

Москва 1995

РАЗРАБОТАНО АО «Фирма ОРГРЭС»

ИСПОЛНИТЕЛЬ В.В. ХОЛЩЕВ

УТВЕРЖДЕНО РАО «ЕЭС России» 14.09.94 г.

Первый вице-президент В.В. КУДРЯВЫЙ

В Инструкции учтены замечания и предложения научно-исследовательских и проектных институтов, энергопредприятий и наладочных организаций.

РД 34.26.514-94

Срок действия установлен

с 01.01.1995 г.

до 01.01.2000 г.

Типовая инструкция предназначена для инженерно-технического персонала тепловых электростанций. Настоящая Инструкция выпускается вновь. Из аналогичных работ ранее были выпущены «Сборник инструкций по обслуживанию котлов электростанций» (М.-Л.: Госэнергоиздат, 1960), «Временная инструкция по обслуживанию котла типа ТГМ-84 при сжигании природного газа и мазута» (М.: БТИ ОРГРЭС, 1966).

При эксплуатации котла следует руководствоваться требованиями:

действующих ПТЭ, ПТБ, ППБ, «Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов», «Правил взрывобезопасности при использовании мазута и природного газа в котельных установках»;

заводских инструкций по эксплуатации котла;

местных инструкций по техническому обслуживанию и эксплуатации котла и вспомогательного оборудования;

местных должностных инструкций;

. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Порядок включения автоматических регуляторов при пуске котла приведен в приложении .

Основные принципы организации режимов пуска и останова котла изложены в приложении .

Объем температурного контроля приведен в приложении .

В процессе заполнения включить насосы-дозаторы установки консервации для подачи гидразинно-аммиачного раствора (рис. ) в одну из возможных точек на котле (барабан, нижние точки, узел питания). По заполнении отключить насосы-дозаторы и подключить котел к горячей (или холодной) сборке питательной воды; произвести опрессовку.

В процессе опрессовки отобрать пробу и определить качество воды в котле, в том числе визуально. При необходимости промыть экранную систему через нижние точки до осветления котловой воды. Концентрация гидразина в котловой воде должна составлять 2,5 - 3,0 мг/кг, рН > 9.

паровые задвижки ПП-1, ПП-2 продувки котла в атмосферу;

паровые задвижки ПП-3, ПП-4 из рассечки пароперегревателя в атмосферу;

включить по заявке химического цеха насосы-дозаторы и организовать при отсутствии фосфатов в котловой воде режим фосфатирования, поддерживая значение рН котловой воды чистого отсека не менее 9,3;

установить прикрытием регулирующего клапана непрерывной продувки требуемый расход котловой воды из выносных циклонов, убедившись в стабилизации показателей качества питательной воды и пара на уровне нормируемых.

. ПУСК КОТЛА ИЗ НЕОСТЫВШЕГО СОСТОЯНИЯ

. ПУСК КОТЛА ИЗ ГОРЯЧЕГО СОСТОЯНИЯ

. ОСТАНОВ КОТЛА В РЕЗЕРВ

Момент включения

Понижение уровня воды в барабане котла

При достижении давления в барабане 13,0 - 14,0 МПа и сверке показаний уровнемеров с показаниями водоуказательных приборов прямого действия

Повышение уровня воды в барабане котла (II предел)

Погасание факела в топке

При нагрузке 30 % номинальной

Понижение давления газа после регулирующего клапана

С открытием газовой задвижки к любой горелке

Понижение давления мазута после регулирующего клапана

С открытием мазутного вентиля к любой горелке

Понижение давления масла в системе смазки мельниц с прямым вдуванием при его централизованной подаче

Отключение всех вентиляторов первичного воздуха

Отключение всех мельничных вентиляторов при транспортировании пыли сушильным агентом от этих вентиляторов

Потускнение пылеугольного факела в топке

Отключение всех дымососов

С открытием топливной запорной арматуры к любой растопочной горелке

Отключение всех дутьевых вентиляторов

Отключение всех РВП

Невоспламенение или погасание факела любой растопочной горелки

Функция при пуске

Момент включения

Растопочный регулятор уровня воды в барабане

Поддержание постоянного уровня

После перехода на регулирующий клапан на байпасе диаметром 100 мм узла питания

Регулятор уровня воды в барабане

После перехода на основной РПК

Регулятор топлива

Поддержание расхода топлива в соответствии с заданием

В соответствии с местными инструкциями

Регулятор температуры свежего пара за котлом

Поддержание номинальной температуры свежего пара с помощью впрыска

При достижении номинальной температуры свежего пара

Регулятор непрерывной продувки

Поддержание заданного расхода непрерывной продувки

После включения котла в магистраль

Регулятор общего воздуха

Поддержание заданного избытка воздуха в топке

Регулятор расхода первичного воздуха

Поддержание заданного расхода первичного воздуха

После перехода на сжигание пыли

Регулятор разрежения в топке

Поддержание разрежения в топке

С розжигом котла

Приложение 3

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМОВ ПУСКА И ОСТАНОВА КОТЛА

Ранее, как известно, предлагалось при заполнении неостывшего котла контролировать температуру воды перед барабаном, которая не должна отличаться более чем на 40 °С от температуры металла низа барабана. Однако выполнить это требование можно лишь в случае, если первая порция воды направляется помимо барабана. Существующие схемы подачи воды в барабан котла обычно такой возможности не предусматривают. Тем не менее при разработке схемы контроля за температурным состоянием барабана решено измерение температуры воды перед барабаном сохранить; также сохранен и контроль за температурой насыщения.

Заполнение барабана для гидроопрессовки запрещается, если температура металла верха опорожненного барабана превышает 140 °С.

Приводимые в заданиях по растопкам котла из различных тепловых состояний графики носят конкретный характер: отработка пусковых режимов проводилась на котле ТПЕ-430 ТЭЦ с поперечными связями; графики распространяются и на котлы других типов.

Рис. 9 . Распределение температур по тракту пароперегревателя:

В зависимости от применяемой технологии остановы котла подразделяются на следующие группы:

останов котла в резерв;

останов котла в длительный резерв или ремонт (с консервацией);

останов котла с расхолаживанием;

аварийный останов.

Под остановом котла в резерв подразумевается укороченный останов с поддержанием уровня воды в барабане, в основном связанный с простоем не требующего ремонта оборудования на выходные дни. При останове продолжительностью более 1 сут давление в котле, как правило, снижается до атмосферного. При останове на срок более 3 сут рекомендуется поставить котел в целях консервации под избыточное давление от деаэратора или другого источника.

Технология останова котла принята максимально упрощенной и предусматривает разгрузку котла до 20 - 30 % на номинальных параметрах с последующим его погашением и отключением от магистрального паропровода.

Чтобы сохранить давление пара при останове, задвижки продувки котла в атмосферу не открываются. Требование, содержащееся в «Объеме и технических условиях на выполнение технологических защит теплоэнергетического оборудования электростанций с поперечными связями и водогрейных котлов» (М.: СПО Союзтехэнерго, 1987), об открытии задвижек продувки при остановах котла пересмотрено и при перечислении действий, выполняемых технологической защитой, эта операция не упомянута (Циркуляр № Ц-01-91/Т/ «О внесении изменений в схемы технологических защит теплоэнергетического оборудования действующих ТЭС» - М.: СПО ОРГРЭС, 1991).

Достаточно ограничиться дистанционным управлением задвижек продувки.

При выводе оборудования в длительный резерв или ремонт данной Типовой инструкцией предусматривается консервация его гидразином с аммиаком в режиме останова котла. Возможны и другие способы консервации.

Останов с расхолаживанием котла и паропроводов применяется при необходимости ремонта поверхностей нагрева в топке, газоходах, теплом ящике. С погашением котла тягодутьевые машины остаются в работе на весь период расхолаживания. Расхолаживание барабана паром соседнего котла (через перемычки) выполняется как без поддержания уровня воды в барабане (в настоящей Типовой инструкции в качестве примера приведен такой режим), так и с поддержанием уровня. В последнем случае подача пара на расхолаживание осуществляется только в верхние коллекторы барабана. С помощью РРОУ регулируется темп снижения давления пара, сбрасываемого сначала в коллектор собственных нужд, затем в атмосферу.

Темп снижения давления пара должен выдерживаться таким образом, чтобы не превысить допустимую скорость понижения температуры нижней образующей барабана, которая при останове составляет [↓Vt] = 20 °С/10 мин. Разность температур между верхней и нижней образующими барабана при этом не должна превышать [ Dt] = 80 °С.

Приложение 4

ОБЪЕМ ТЕМПЕРАТУРНОГО КОНТРОЛЯ

Контроль за температурным режимом пароперегревателя при пусках котла целесообразно осуществлять штатными гильзовыми термоэлектрическими термометрами, установленными на выходе из отдельных ступеней, отказавшись от измерений с помощью витковых термоэлектрических термометров. В пусковых режимах в первую очередь необходимо обеспечить контроль за температурой пара в первых ступенях пароперегревателя как наиболее теплонапряженных поверхностях нагрева в таких режимах, а также за температурами пара на выходе из котла по обоим потокам. Указанные измерения рекомендуется вывести на автоматическую регистрацию наряду с существующей регистрацией температуры металла барабана. Последняя должна быть приведена в соответствие с требованиями приложения разд. 1.6 «Сборника распорядительных документов по эксплуатации энергосистем (Теплотехническая часть). Часть 1.» М.: СПО ОРГРЭС, 1991:

сокращено количество измерений температур по барабану верх-низ до шести: по центру и в крайних сечениях;

предусмотрено измерение температур насыщения установкой гильзовых либо поверхностных термопар на пароотводящей и водоопускной трубах барабана;

предусмотрено измерение температур питательной воды за экономайзером (для контроля при заполнении барабана).

16.1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ К ПУСКУ КОТЛА ИЗ ХОЛОДНОГО СОСТОЯНИЯ.

16.1.1. После выхода котла из капитального или среднего ремонта пуск его производится под руководством начальника цеха или его заместителя во всех других случаях пуск котла производится под руководством начальника смены или старшего машиниста.

16.1.2. Перед пуском котла после среднего или капитального ремонта должны быть проверены исправность и готовность к включению основного и вспомогательного оборудования, КИП, средств дистанционного и автоматического управления, устройств технологической защиты, блокировок, средств информации и оперативной связи. Выявленные при этом неисправности должны быть устранены до пуска.

16.1.3. Перед пуском котла после нахождения его в резерве более 3 суток должны быть проверены: работоспособность оборудования, КИП, средств дистанционного и автоматического управления, устройств технологической защиты, блокировок, средств информации и связи; прохождение команд технологических защит на все исполнительные устройства; исправность и готовность к включению тех устройств и оборудования, на которых за время простоя производились ремонтные работы. Выявленные при этом неисправности должны быть устранены до пуска. При неисправности защитных блокировок и устройств защиты, действующих на останов котла, пуск его не допускается.

16.1.4. В оперативном журнале начальника смены КТЦ начальник КТЦ делает запись о разрешении растопки котла по согласованию с начальником смены станции.

16.1.5. Начальник смены КТЦ предупреждает о предстоящей растопке котла:

НСЭЦ - для подготовки к сборке схем электродвигателей вспомогательного оборудования;

НСХЦ - для подготовки к анализам котловой воды и обеспечения необходимого запаса обессоленой воды;

ДЭС ЦТАИ - для подготовки к включению средств измерений авторегуляторов устройств защит, блокировок и сигнализаций;

НСЦТП - для подготовки к бесперебойному обеспечению топлива.

16.1.6. Дежурный персонал электроцеха собирает схемы механизмов вспомогательного оборудования котла в испытательное положение по заявке НСКТЦ.

16.1.7. По заявке начальника смены КТЦ дежурный персонал ЦТАИ:

Собирает схемы электроприводов запорной и регулирующей арматуры;

Подает напряжение в цепи питания средств измерений, устройств защит, блокировок, автоматики и сигнализации;

Включает все средства измерений и отмечает время их включения на диаграммах;

Опробует совместно с персоналом котельного отделения КТЦ дистанционное управление оперативной арматурой с контролем сигнализации, ее положения, проводит комплексное опробование технологических защит котла с воздействием на исполнительные устройства;



В оперативных журналах НСКТЦ и ЦТАИ записываются результаты проверки.

16.1.8. Дежурный персонал КТЦ котельного отделения должен:

Убедиться в окончании всех работ на оборудовании и закрытии нарядов, завершении уборки всего оборудования, лестниц и площадок, исправном состоянии телефонной связи, рабочего и аварийного освещения на рабочих местах, на ЦТЩУк, готовности схем пожаротушения;

Осмотреть топку, поверхности опускного газохода, состояние креплений поверхностей нагрева, отсутствие посторонних предметов, убедиться в исправности установленных в газоходах первичных органов контрольно-измерительных приборов (трубок тягомеров, термопар, газозаборных шунтов и др.) и устройств отбора импульсов для авторегулирования. После осмотра все лючки и лазы плотно закрыть;

Осмотреть воздуховоды, элементы системы пылеприготовления убедиться в их исправности, отсутствии посторонних предметов после осмотра лючки и лазы плотно закрыть;

Проверить состояние верхних водоуказательных приборов (опробовать все вентили и убедиться в достаточности их освещения);

Проверить исправность всей арматуры на пароводяном тракте за исключением арматуры, отключающей котел от магистралей находящихся под давлением;

Путем закрытия-открытия арматуры исправность и легкость хода, правильность направления указателей вращения, а также соответствие положения клапанов надписям, указывающим их положение, исправность дистанционных приводов (штока арматуры должны быть очищены, шпильки сальников должны иметь запас для подтяжки) и соответствие установки концевых выключателей;



Проверить исправность импульсных-предохранительных устройтв, обратить внимание на правильность положения грузов на импульсных клапанах (установленные хомуты грузов должны быть закреплены винтами, рычаги клапанов должны свободно ходить в вилках) и наличие жидкости в демпферных камерах главных предохранительных клапанов;

Убедиться, что закрыты запорные вентиля (6МП-1 6МО-1,6МО-2) на подводе мазута к котлу и запорные вентили перед каждой мазутной форсункой, проверить наличие мазутных форсунок;

Проверить закрытие вентилей (6П-60, 6П-61) на трубопроводе подвода пара на паровое кольцо для мазутных форсунок, а также закрытие вентилей (6П-62,6П-63) подачи пара для продувки мазутопровода и вентилей на паровой линии к каждой форсунке. Вентиль (6П-65) «ревизия» на трубопроводе подачи пара для продувки мазутопровода должен быть открыт;

Убедиться в наличии растопочных факелов;

Проверить готовность к работе установки для ввода фосфатов;

Осмотреть установку непрерывного шлакоудаления и убедиться в исправности оборудования, отсутствия посторонних предметов в шлаковых ваннах и каналах гидрозолоудалния, подготовить к работе каналы ГЗУ, шнековые транспортеры, заполнить водой шлаковые ванны, убедиться в исправности подвесной системы крепления шлаковой шахты, дифлекторно соплового устройства (ДСУ) и отсутствия в них посторонних предметов после осмотра плотно закрыть люк и лючки;

Осмотреть золоулавливающую установку, систему ПСЗ убедится в исправности оборудования, отсутствия посторонних предметов, после осмотра лючки и лазы плотно закрыть;

Проверить возможность свободного расширения элементов котла при нагревании согласно заводской схемы тепловых расширений наличие и исправность указателей теплового перемещения;

Проверить состояние тепловой изоляции на оборудовании, а также всей гарнитуры по котлу и газоходам;

Осмотреть, убедиться в исправности и подготовить к пуску тягодутьевые механизмы (дымососы, дутьевые вентиляторы, дымосос рециркуляции золоуловителей, механизмы ВПВ системы топливоподачи, шнековые питатели сырого угля;

Проверить отсутствие намерзшего льда на рабочем колесе или наличия воды в улитке ДВ, до сборки электрических схем механизмов в рабочее положение;

Подготовить к работе и включить калориферы для обеспечения температуры воздуха на входе в воздухоподогреватель в период растопки не ниже указанной в режимной карте;

Для проведения операций по прокрутке арматуры, опробования защит, блокировок, сигнализации НСКТЦ подает заявку ДЭСу ТАИ, НСЭЦ на сборку электрической схемы механизмов в испытательное положение, по завершению этих операции подать заявку на сбоку электрической схемы механизмов в рабочее положение.

16.1.9. Перед растопкой котел заполнить деаэрированной питательной водой.

16.1.10. Заполнение неостывшего барабанного котла разрешается при температуре металла верха опорожненного барабана не выше 160°С. Если температура металла верха барабана превышает 140° С, заполнение его водой для гидроопрессовки на допускается.

16.1.11. При пуске котла из холодного состояния и заполнении его питательной водой с температурой выше температуры стенки барабана котел должен вначале питаться небольшим количеством воды, чтобы при охлаждении ее в экономайзере разность температур между водой, поступающей в барабан, и телом барабана не превышала + 25°С. При большей разности температур заполнение котла водой запрещается. Для снижения температуры воды, поступающей в барабан, рекомендуется включить дымосос.

16.1.12. При заполнении опорожненного барабана котла холодной водой допускается разность температур стенки низа барабана и питательной воды не более + 40 о С.

16.1.13. Собрать схему для заполнения котла водой (табл. 1 и 2) .

Таблица 1

6П-1 главную паровую задвижку
6ВП-11 задвижку на узле питания котла
6ВП-14, ВР-1, 6РВ-15 вентили на растопочные впрыски от питательной воды, вентили запорной и регулирующей арматуры на линиях впрыска конденсата и питательной воды
ВР-4 на линии дренажа с узла 1-го растопочного впрыска на коллектор нижних точек вентиль
6Д-П общий вентиль дренажей пароперегревателя котла
6КР-4, 6КР-5 вентили на линии ввода консервирующего раствора в котел
6Ф-1, 6Ф-2, 6КР-6 вентили на линии подачи фосфатов в барабан котла
6Д-Ф общий вентиль дренажей мехфильтров
6НП-1А, 6НП-1Б вентили непрерывной продувки
6ОК-10, 6ОК-12 вентили подачи пара на узел обдува
ПН-2,ПН-3 вентили подачи воды от ПН на заполнение других котлов
6ПР-1, 6ПР-2 задвижки на линии продувки пароперегревателя
6С-1, 6С-2 вентиля слива с нижних точек в ГЗУ
6РП-1, 6РП-2 вентиля слива воды с нижних точек в РПП
6РГ-1, 6РГ-2 вентиля ввода реагентов в котел через нижние точки
6ДБ-1 вентиль опорожнения котла в дренажный бак
6КНТ-1, 6КНТ-2 вентиля подачи консервирующего раствора через нижние точки в котел
6К-4 дренаж с байпаса 6К-1 на нижние точки
6АС-1, 6АС-2 вентиля аварийного слива с барабана котла
6РЦ-1, 6РЦ-2 задвижки на линии рециркуляции барабан – ВЭК
нижние вентили на линиях отбора проб воды и пара
вентиля дренажей пароперегревателя с коллекторов ВТШ левых и ВТШ правых по-2шт. на коллекторе нижних точках
вентиля дренажей пароподводящих труб от барабана к ВТШ левым и ВТШ правым на нижние точки
вентили дренажей пароперегревателя с коллекторов ГТШ на нижние точки -2шт
вентиля дренажей пароперегревателя с входных коллекторов ГТШ отм.17.0м. -2шт
нижние вентили на линии отбора проб воды и пара
продувочные вентили водоуказательных приборов
вентили на линии парового охлаждения низа барабана
вентили на линии парового охлаждения верха барабана
вентили дренажей с труб подвода пара к ГПК

Таблица 2

вентили дренажей ВЭК-2ст на нижних точках, для варианта заполнения котла для обмена воды или для проведения гидроиспытания котла - открыть
вентили воздушников с пароперепускных труб от РПО до ГТШ
вентили всех воздушников по котлу и на узле питания (если он не находится под давлением)
верхние, коренные вентили на линиях отбора проб пора и воды
вентиля дренажей на нижних точках с нижних коллекторов панелей водяного тракта, распределительного коллектора ВЭК-I ступени
вентили на линиях к манометрам, приборам КИП
вентили паровой и водяной на водоуказательных приборах
вентили дренажей с 3-х нижних коллекторов 2-х светных панелей
вентили дренажей с водоподводящих труб на 2-х светные панели вторую и третью справа и вентиля с водоподводящей трубы на тыловой экран 3-й панели
собирается схема подачи воды от перекачивающих насосов на заполнение котла
ПН-1- общий вентиль заполнения котлов от перекачивающих насосов (ПН)

16.1.14. Заполнить котел через нижние точки открытием вентилей ПН-2, ПН-3 до растопочного уровня, убедиться что вода при заполнении котла поступает по всем трубам, провести хим. анализ котловой воды, при необходимости сделать обмен воды. Установить растопочный уровень (низший видимый уровень в водоуказательной колонке – минус 100-150мм).

16.1.15. При заполнении котла под воздушники для гидроопрессовки, организовать контроль за отсутствием течей через выхлопа ГПК и продувку пароперегревателя на крышу ДС-го отделения.

16.1.16. При наличии течей воды на крышу заполнение котла прекратить до устранения замечаний. После заполнения котла водой, следует проверить плотность спускной и продувочной арматуры котла и экономайзера (судить о пропуске можно по температуре труб после запорных вентилей).

16.1.17. Отобрать пробу и определить качество воды. При необходимости промыть экранную систему через нижние точки.

16.1.18. Если котел был заполнен водой, то необходимо подпитать его, либо слить до растопочного уровня. После заполнения котла необходимо убедиться, что уровень воды в барабане не снижается, в противном случае необходимо найти и устранить их, после чего подпитать котел до прежнего уровня.

16.1.19. Убедиться в работоспособности водоуказательных приборах, водоуказательных колонок (ВУК), проверить связь с отметки барабана со щитом управления и сверить показания уровня воды в барабане по ВУК с показаниями приборов по уровню на щите управления.

16.1.20. Для вытеснения воздуха на участке питательного трубопровода за 6ВП-11, открыть вентиль 6КР-5 и воздушник между вентилями 6КР- 4 и 6КР-5. Вентиль 6КР-4 должен быть закрыт. После вытеснения воздуха вентиль 6КР-5 закрыть.

16.1.21. Разобрать схему заполнения котла (табл. 3) .

Таблица 3

16.1.22. Собрать схему перед растопкой котельной установки (табл. 4) .

Таблица 4

Открыть (проверить открытие):
6ПР-1,6ПР-2 продувка в атмосферу
6К-1 на линии впрысков
6РЦ-1, 6РЦ-2 на линии рециркуляции барабан - ВЭК
6Ф-2, 6Ф-3 на линиях ввода фосфата
6С-1, 6С-2 на сливе с коллектора нижних точек в канал ГЗУ
6ВР-1, 6ВП-14 вентили - подвод по питательной воды в растопочные пароохладители 1-ой и 2-ой ступени (РПО-1,РПО-2.)
вентили дренажей пароперегревателя с коллекторов ВТШ левых и ВТШ правых по-2шт. и вентиля дренажей с входных коллекторов ГТШ на отм. 17.0м, с выходных коллекторов ГТШ на нижних точках от закрытого положения приоткрыть на 2-3 оборота со сбросом пара через вентили 6С-1, 6С-2, при появлении давления перевести в РПП
вентили дренажей с пароподводящих труб от барабана к ВТШ левым и ВТШ правым на нижних точках
вентили воздушников с пароперепускных труб от 1-го растопочного пароохладителя (РПО) до ГТШ на корыто воздушников
вентили дренажей с калачей ГПК-1,2,3
вентили первые по ходу на ПОТ
вентили дренажей пароперегревателя
6Р-1 вентиль на растопочном паропроводе
6ДР-1, 6Д-А и 6Б-2А, 6Д-3А вентили дренажей перед задвижкой П-2 на вороночный слив
Закрыть (проверить закрытие):
6П-1
6П-2
6Р-2
6РБ-1
6РБ-2

16.1.23. Собрать схему газовоздухопроводов котельной установки клапаны на воздухопроводах установить в положение согласно табл. 5 и рис. 14,15 :

Таблица 5

Открыть (проверить открытие)
шиберы на напоре дымососов
НДНЯ-А, НДНЯ-Б регулирующие клапаны на тракте воздуховодов к соплам нижнего дутья нижнего яруса, подачи воздуха на дефлекторно сопловое устройство (ДСУ)
ШВГ-А4, ШВГ-Б4, ШВГ-В4, ШВГ-Г4 атмосферные клапаны на тракте первичного воздуха от общего короба до вентиляторов первичного воздуха (ВПВ)
ШВВ-А, ШВВ-Б регулирующие клапаны на воздуховодах вторичного воздуха к горелкам
ШВВ-1-8 запорные клапаны на воздуховодах подачи вторичного воздуха к горелкам
РГВ-А, РГВ-Б регулирующие клапаны на тракте присадки горячего воздуха на всас дутьевых вентиляторов
регулируюший клапан на общем тракте холодного воздуха на запальник
ДГ-1 всасывающий шибер ДРЗ-6
ВТ-1-15 регулирующие клапаны на подводе третичного воздуха
Закрыть (проверить закрытие)
закрыть направляющие аппараты дымососов (ДС), дутьевых вентиляторов (ДВ), дымососа рециркуляции золоуловителей (ДРЗ-6)
ШВГ-А1 и ШВГ-А2, ШВГ-Б1 и ШВГ-Б2, ШВГ-В1 и ШВГ-В2, ШВГ-Г1 и ШВГ-Г2 регулирующие клапаны на всасе ВПВ
ШВГ-А3, ШВГ-Б3, ШВГ-В3, ШВГ-Г3 запорные клапаны за ВПВ, на тракте первичного воздуха к горелкам
ДГ-2 запорный клапан на напоре и атмосферный клапан на всасе ДРЗ-6

16.1.24. Поставить под давление СУП котла до 6ВП-11.

16.1.25. Подготовить схему и прогреть трубопровод к РРОУ со стороны низкого давления, для чего открыть вентиля дренажей с РРОУ и на растопочном паропроводе, вентили байпасов задвижек Р-3,ПО-30, вентили байпасов задвижек 6Р-1,6Р-2 растапливаемого котла.

16.1.26. Собрать схему мазутного и парового кольца, включить на рециркуляцию мазутопровод котла для чего открыть 6МП-1, 6МО-1, 6МО-2, на период прогрева закрыть МП-6, прогреть до температуры 95°С. Установить давление пара перед форсунками 7 – 9 кгс/см 2 , давление мазута 6 - 8 кгс/см 2 .

16.1.27. Прогреть общий трубопровод парового разогрева и расхолаживания барабана. Открыть вентили дренажей с трубопровода парового разогрева и расхолаживания барабана РБ-1,РБ-2-на работающем котле.

16.1.28. Включить паровой разогрев низа барабана котла для чего открыть 6РБ-5,6РБ-8 и регулятор 6РБ-6 - растапливаемого котла.

16.1.29. Включить ШТ, ДС, ДВ, ДРЗ. Провентилировать газовоздушный тракт котла в течении не менее 10 мин. Проверить работу приборов по давлению и разряжению по тракту. Установить Р воздуха перед горелками и к соплам нижнего дутья нижнего яруса 25-30 кгс/м 2 , на сопла нижнего дутья верхнего яруса от ДРЗ-6 5-10 кгс/м 2 , разряжение на выходе из топки – 5-10 кгс/м 2 и за котлом - 50-55 кгс/м 2 . Ввести в работу защиты не препятствующие пуску котла.

16.2. ПУСК КОТЛА ИЗ ХОЛОДНОГО СОСТОЯНИЯ.

16.2.1. Растопить котел. Зажечь две мазутные форсунки №№ 1,8.

16.2.2. С момента начала растопки котла организовать контроль, за уровнем воды в барабане по ВУП. Убедиться, что перед началом растопки уровень в барабане растопочный. Сниженные указатели уровня воды сверить с водоуказательными приборами в процессе растопки с учетом поправок. Переход на контроль, за уровнем воды в барабане по сниженным указателям уровня производится после того, как их показания будут совпадать с показаниями водоуказательных колонок.

16.2.3. Порядок розжига мазутных форсунок:

Зажечь факел и поднести под мазутную форсунку подать пар и мазут – мазут должен сразу загореться;

Воздействуя на вентили подачи пара, мазута и воздуха отрегулировать горение таким образом, чтобы факел не касался поверхности экранов топки, распыленный мазут не попадал на поверхности экранов топки, в факеле отсутствовали дымные полосы и раскаленные частицы кокса и факел был устойчивым;

Вслед за первой форсункой зажечь вторую;

Растопку вести не менее чем на двух форсунках. Если при розжиге первой мазутной форсунки мазут сразу не загорится или погаснут все работающие форсунки, следует немедленно закрыть вентили на подводе мазута к форсункам. При наличии мазута на наклонной, фронтовой части экранной системы, попадания мазута в шлаковую ванну растопку прекратить мазут убрать (смыть горячей водой, шлаковую ванну опорожнить);

Установить причину погасания факела и устранить ее. После выяснения и устранения причин погасания мазутных форсунок вновь приступить к розжигу начиная с десяти минутной вентиляции котла;

По мере разогрева топочной камеры производить переключение работающих форсунок с тем, чтобы обеспечить равномерный прогрев топочной камеры. Форсунки включаются в следующей последовательности: 3 и 6, 4 и 5, 2 и 7;

При розжиге мазутных форсунок нельзя стоять против лючков, чтобы не быть обожженным случайным выбросом пламени;

Растопку котла вести в соответствии с графиком-заданием пуска котла из холодного состояния.

16.2.4. При появлении избыточного давления (сильной струи пара) закрыть воздушники котла, кроме воздушников горизонтальных топочных ширм. Закрыть вентили 6С-1, 6С-2 ,открыть 6РП-1, 6РП-2 на гребенке продувки нижних точек котла.

16.2.5. При давлении в барабане 0,3 МПа продуть ВУК и произвести сверку с показаниями приборов по уровню на щите. Закрыть дренажи с калачей ГПК.

16.2.6. Порядок продувки ВУК:

Открыть продувочный вентиль - продувается водяная и паровая трубки и стекло;

Закрыть водяной вентиль - продувается паровая трубка и стекло;

Открыть водяной вентиль, закрыть паровой – продувается водяная трубка;

Открыть паровой вентиль, закрыть продувочный вентиль, проверить уровень воды (сверить с другой колонкой). Уровень воды в первый момент после закрытия дренажа должен быстро подняться, затем установиться и слегка колебаться у среднего положения. Медленный подъем уровня воды показывает на засорение водяной линии. Если вода заполнила всю колонку, то это указывает на засорение паровой линии. Повторную продувку и сверку ВУК произвести при давлении в барабане 1,5 - 3,0 МПа.

16.2.7. При давлении в барабане 0,3-0,4 МПа, вторично при давлении 2,0-3,5 МПа необходимо продуть нижние камеры экранов и двухсветных испарительных панелей. Продолжительность продувки каждого коллектора не более 30 сек. Одновременно продувается только одна точка. При продувке убедиться (по звуку и на ощупь), что продувочные точки работают нормально и не забиты. Если линия забита, принять меры по ее очистке вплоть до прекращения растопки котла.

16.2.8. Открыть 6П-1 с прогревом паропровода через дренаж на воронку перед 6П-2. Контроль за скоростью растопки, должен производиться по температуре насыщения. Для уменьшения инерционности эту температуру следует смотреть на одной из пароотводящих труб в средней части барабана.

16.2.9. При давлении в барабане 1,0-1,5 МПа включить непрерывную продувку, открыв полностью регулирующий клапан, провести продувку пробоотборных точек после продувки провести отбор проб на хим. анализ, по необходимости выполнить подпитку котлоагрегата. Закрыть вентили дренажей пароперегревателя. Перевести дренажи перед 6П-2 и с растопочного паропровода в РДВД с закрытием вентилей дренажей на воронку.

16.2.10. При давлении в барабане 1,5 МПа зажечь дополнительно 2 мазутные форсунки. Закрыть: вентили воздушников с пароперепускных труб от РПО-1 в ГТШ, вентили с выходных и входных коллекторов ГТШ на коллекторе нижних точек и на отм 17.0м, вентили дренажей с пароотводящих труб к ВТШ и с нижних коллекторов ВТШ. До давления в котле 5,0 МПа проводить периодическое дренирование пароотводящих труб к ВТШ в течение 2-3 мин через каждые 30 мин растопки с момента закрытия дренажей. В случае повышения температуры металла змеевиков вертикальных топочных ширм выше допустимой (температура пара после ВТШ более 370°С) после закрытия дренажей пароподводящих труб и воздушников ГТШ приоткрыть вышеуказанные дренажи (пароподводящих труб к ВТШ) на 2-3 мин и открыть воздушники (с пароперепускных труб от РПО-1 в ГТШ).

16.2.11. При давлении в барабане Рб = 2,0 МПа переключить подачу пара на растопочный паропровод (при удовлетворительных химанализах перегретого пара), для чего открыть паровые задвижки 6Р-1, 6Р-2,Р-3 закрыть дренажи в РДВД с растопочного паропровода и перед 6П-2; закрыть 6ПР-1; 6ПР-2, выполнить обход котла с целью проверки его исправного состояния и гидравлической плотности, провести сверку ВУП.

16.2.12. При дальнейшем нагружении котла клапан регулятора давления (РД) на РРОУ открывается и РРОУ остается в работе до включения котла в магистраль. Машинисту ЦТЩУ котлами, где расположены цепи управления РРОУ, обеспечить постоянное давление и температуру с низкой стороны РРОУ.

16.2.13. Периодическое восстановление уровня воды в барабане осуществляется с помощью питания котла через ШДК-1. Подпитку проводить при закрытой линии рециркуляции (6РЦ-1, 6РЦ-2). Уровень в барабане до перехода на постоянное питание котла выдерживать в пределах ± 100 мм от нормального, после перехода на постоянное питание ± 50 мм от нормального.

16.2.14. Увеличить, согласно графика подъема давления в барабане котла при растопке, расход топлива примерно до 24% номинального, увеличением расхода мазута на мазутные форсунки. Перейти с периодического на постоянное питание котла, для чего:

Закрыть задвижки 6РЦ-1, 6РЦ-2 на линии рециркуляции барабан-экономайзер;

Включить в работу регулятор уровня воды в барабане с воздействием на ШДК-1;

По штатному температурному контролю металла проверить плотность отключения линии рециркуляции барабан- экономайзер;

Проверить работу регулятора уровня.

16.2.15. При растопке котла необходимо следить за температурами металла змеевиков пароперегревателя. Режим растопки котла организовать таким образом, чтобы температура металла не превышала допустимых значений (смотри раздел 3). В случае недостаточности охлаждения труб протекающим паром следует изменить режим растопки, чтобы не допускать чрезмерного повышения температуры газов в районе пароперегревателя. Кроме того, для защиты металла змеевиков топочных ширм во время растопки на котле установлен растопочный пароохладитель с впрыском питательной воды. При этом необходимо следить, чтобы температура пара за пароохладителем не менее чем на 30°С превышала температуру насыщения пара для исключения заброса воды в пароперегреватель (при разнице температур верха и низа коллектора впрыска не более 40°С). При растопке котла организовать контроль за температурным режимом барабана. Скорость прогрева нижней образующей барабана не должна превышать 30°С за 10 мин, а перепад температур между верхней и нижней образующей барабана не должен превышать 60°С. В период растопки котла по мере подъема давления содержание кислорода должно быть не менее 6%.

16.2.16. В процессе растопки контролировать РН питательной и котловой воды. РН питательной воды до ВЭК 9.0-9.2, после ВЭК - 8.5, РН котловой воды в чистом отсеке должен быть 9.0 - 9.5, а в выносных циклонах (соленый отсек) не более 10.5.

16.2.17. Контролировать температуру перегретого пара по тракту. При температурах, превышающих допустимые значения, включить соответствующие впрыски или приостановить нагружение по топливу.

16.2.18. При давлении в барабане котла 3.5 МПа проверить по реперам тепловое перемещение экранов, барабана и коллекторов котла. Проверка теплового перемещения производится при растопке котла из холодного состояния после капитального и среднего ремонта, но не реже одного раза в год.

16.2.19. При давлении в барабане котла 4.0 МПа отключить паровой обогрев низа барабана.

16.2.20. Переход на сжигание угля осуществляется при температуре газов в поворотной камере 300-320°С и давлении не менее 6.0 МПа, давление воздуха после ВЗП должно быть не менее 200 кгс/м 2 после включения ВПВ давление воздуха после ВЗП скорректировать до 250 кгс/м 2 . Вначале необходимо включить СТП-6Б,6В, затем произвести пуск СТП-6А,6Г, на минимальных оборотах ПСУ. Обязательно включение 2-х СТП в разных предтопках. При включении СТП необходимо поддерживать равенство температур поворотной камеры обоих предтопков. Перед пуском системы топливоподачи режим работы ДРЗ-6 определяется режимной картой.

16.2.21. Порядок операций по включению топливопровода следующий:

Установить необходимый воздушный режим на котле;

Регулирующими шиберами вторичного воздуха путем прикрытия, открытия направляющих аппаратов дутьевого вентилятора и дымососа установить давление перед соплами нижнего дутья нижнего яруса 130 кгс/м 2 и перед горелками вторичного воздуха 100 кгс/м 2 ;

Произвести внешний осмотр оборудования, системы подачи топлива, котла. Убедиться, что во всех элементах отсутствуют отложения угля;

Собрать схему системы подачи топлива в котел;

Объявить по радиопоисковой связи о пуске ВПВ;

Включить вентилятор первичного воздуха ВПВ и клапаном на всасе ВПВ установить разрежение в течке угля 250 кгс/м 2 ;

Включить шнековый питатель сырого угля и открыть штыковой затвор под бункером сырого угля, следить за работой системы подачи топлива в котел, не допуская забивания топливопроводов и течки сырого угля;

Убедившись, что топливо поступает не переувлажненное и топливопровод работает устойчиво, полностью выдернуть штыри штыкового затвора для исключения его зависания и снижения нестабильности поступления. Разрежение в течке сырого угля поддерживать при работе СТП- 50-60 кгс/м 2 , регулируя расход первичного воздуха регулирующим клапаном на напоре ВПВ.

16.2.22. После подключения второго топливопровода в работу и достижения устойчивости горения, отключить часть мазутных форсунок, наблюдая за устойчивостью горения. Первыми отключаются форсунки подхвата факела, оснащенные электромагнитными клапанами;

16.2.24. Во время загрузки СТП необходимо режим работы ДРЗ-6 вести в соответствии с режимной картой. Оптимальный режим работы ДРЗ-6 определяется:

В диапазоне паровых нагрузок 370-390 т/ч необходимостью повышения избытка воздуха в топке для повышения эффективности сжигания. При открытии направляющего аппарата на ДРЗ с 20% до 40% и открытие атмосферного клапана на 100% приводит к повышению избытка воздуха в результате содержание горючих в уносе сокращается.

В диапазоне паровых нагрузок ниже 300 т/ч режим работы ДРЗ определяется необходимостью повышения температуры перегретого пара не ниже 540 о С, но при этом ухудшается режим горения, повышается содержание горючих в уносе.

16.2.25. В случае полного обрыва факела должна быть немедленно прекращена подача угля в котел. Выяснить причину обрыва факела. Провентилировать топку и газоходы в течение 10 минут, зажечь мазутные форсунки и при достижении устойчивого горения возобновить подачу угля. Воздушный режим организовать согласно режимной карты.

16.2.26. После перевода котла на сжигание угля шиберами ШВВ-А и ШВВ-Б отрегулировать давление вторичного воздуха к горелкам в соответствии с режимной картой.

16.2.27. В процессе перевода котла на сжигание угля внимательно следить за уровнем воды в барабане, за температурами металла змеевиков пароперегревателя, за температурами газов по тракту, за отсутствием скопления шлака на фронтового ската экранной системы и в устье ДСУ.

16.2.28. Во время растопки тщательно контролировать температуру дымовых газов по конвективной шахте и температуру воздуха за воздухоподогревателем. При признаках возникновения пожара произвести осмотр газоходов, прекратить растопку, остановить дымососы и дутьевые вентиляторы, закрыть их направляющие аппараты и включить систему пожаротушения.

16.2.29. Перед подключением котла к общему паропроводу проверить качество насыщенного и свежего пара. Включение котла в магистраль допускается при кремнесодержании пара не более 60 мкг/дм.

16.2.30. При пуске котлоагрегата впервые, после капитального ремонта, а также после ремонта ИПК и ГПК, при достижении рабочего давления перегретого пара, перед включением в магистраль производится регулировка импульсно-предохранительных клапанов.

16.2.31. При расходе пара с котла не менее 160 т/ч и давлении близком к номиналу включить в работу автомат питания котла, при открытии 6ПР-1, 6ПР-2 питание котла перевести на ручное, провести сверку показания приборов по уровню на щите с ВУК.

16.2.32. По достижении параметров перегретого пара, близких к параметрам в магистрали, открыть байпас главной паровой задвижки 6П-2, увеличить расход топлива до 50%.Сообщить персоналу тепловых щитов по радиопоисковой связи о предстоящем включении котла в магистраль.

16.2.33. При равенстве давления пара за котлом и в общем трубопроводе, tп/п =550±10 0 С, включить котел в магистраль открытием задвижки 6П-2, увеличив расход топлива до 55-60% номинального. Не допускать продолжительного и значительного (более чем на 20°С) снижения температуры пара при включении в магистраль.

16.2.34. При устойчивом горении в топке отключить мазутные форсунки.

16.2.35. Закрыть задвижки 6Р-1, 6Р-2, байпасы задвижки 6П-2 и 6Р-1,6Р-2 отключить РРОУ.

16.2.36. Ввести в работу защиты и автоматические регуляторы котлоагрегата.

16.2.37. По окончании загрузки котла:

Перераспределить впрыски системы регулирования температур перегретого пара оптимальным образом, т.е. максимального снижения температуры пара с помощью регуляторов впрыска I ст. и минимального перепада температур с помощью регуляторов впрыска II ступени;

При наличии золы в бункерах золоуловителей выше нижнего уровня включить в работу систему ПСЗ;

Включить по заявке химического цеха насосы дозаторы фосфатов и организовать, при отсутствии фосфатов в котловой воде, режим фосфатирования, поддерживая значение РН котловой воды чистого отсека в пределах 9.0 - 9.5 через восемь часов работы котла установить, прикрытием регулирующих клапанов непрерывной продувки, требуемый расход котловой воды из выносных циклонов, по согласованию с НСХЦ при показателях качества воды и пара на уровне нормируемых.

Электропроводность котловой воды должна быть не более 20 мкСм/см.

16.3. ПУСК КОТЛА ИЗ НЕОСТЫВШЕГО СОСТОЯНИЯ.

16.3.1. Убедиться в нормальной работе оборудования котла, которое не отключалось после останова.

16.3.2. Выполнить подготовительные операции в соответствии с указаниями п.14.1.1-14.1.8.

16.3.3. Собрать схему перед растопкой котельной установки согласно табл. 6 .

Таблица 6

16.3.4. Прогреть растопочный паропровод с низкой стороны РРОУ.

16.3.5. Установить растопочный уровень воды в барабане.

16.3.6. Собрать схему газовоздушного тракта котла, включить в работу тягодутьевые механизмы и шлаковые транспортеры котла.

16.3.7. Провентилировать газовоздушный тракт котла в течении 10 минут. Открытием РГВ-А, РГВ-Б, установить температуру воздуха после калориферов не ниже 50°С.

16.3.8. Непосредственно перед розжигом открыть:

Дренажи пароперегревателя и обогрев низа барабана от ближайшего работающего котла;

Вентили дренажей пароперегревателя с коллекторов ВТШ левых и ВТШ правых по-2шт. и вентиля дренажей с входных коллекторов ГТШ на отм. 17.0м, с выходных коллекторов ГТШ на нижних точках от закрытого положения приоткрыть на 2-3 оборота со сбросом пара через вентили 6РП-1, 6РП-2, при давлении 1.5-2.0 МПа;

Закрыть вентили дренажей с пароподводящих труб от барабана к ВТШ левым и ВТШ правым на нижних точках.

16.3.9. Растопить котел. Расход топлива установить на уровнен 15% номинального. С началом роста давления пара открыть задвижки продувки в атмосферу 6ПР-1, 6ПР-2, при давлении пара в барабане 2.0 МПа подать пар в растопочный паропровод, для чего открыть 6Р-2, закрыть 6ПР-1, 6ПР-2, дренаж перед 6П-2. При давлении пара в барабане 3-4 МПа увеличить согласно графику-заданию расход топлива до 24% номинального, подключив к работе дополнительные мазутные форсунки. Растопку котла вести согласно раздела 14.1. настоящей инструкции и пусковой ведомости переключений котла.

16.4. ПУСК КОТЛА ИЗ ГОРЯЧЕГО СОСТОЯНИЯ.

16.4.1. Убедиться в нормальной работе оборудовании котла, которое не отключалось после останова.

16.4.2. Выполнить подготовительные операции в соответствии с указаниями п.14.1.1-14.1.8.

16.4.3. Собрать схему перед растопкой котельной установки согласно табл. 7 .

Таблица 7

16.4.4. Прогреть растопочный паропровод с низкой стороны РРОУ.

16.4.5. Установить растопочный уровень воды в барабане.

16.4.6. Собрать схему газовоздушного тракта котла, включить в работу тягодутьевые механизмы и шлаковые транспортеры котла.

16.4.7. Провентилировать газовоздушный тракт котла в течение 10 минут. Открытием РГВ-А, РГВ-Б, установить температуру воздуха после калориферов не ниже 50°С.

16.4.8. Непосредственно перед розжигом открыть дренажи пароперегревателя (если останов по продолжительности превысил 4 ч.):

Вентили дренажей пароперегревателя;

Вентили дренажей пароперегревателя с коллекторов ВТШ левых и ВТШ правых по-2 шт. и вентиля дренажей с входных коллекторов ГТШ на отм. 17.0м, с выходных коллекторов ГТШ на нижних точках от закрытого положения приоткрыть на 2-3 оборота со сбросом пара через вентили 6РП-1, 6РП-2, при давлении 1.5-2.0 МПа закрыть;

Вентили дренажей с пароподводящих труб от барабана к ВТШ левым и ВТШ правым на нижних точках;

При более коротком простое дренажи пароперегревателя не открывать.

16.4.9. Растопить котел. Расход топлива установить примерно на уровне 20% номинального. С началом роста давления пара открыть задвижки продувки в атмосферу 6ПР-1, 6ПР-2, при давлении пара в барабане 2.0 МПа подать пар в растопочный паропровод, для чего открыть 6Р-2, закрыть 6ПР-1, 6ПР-2, дренаж перед 6П-2. . При давлении пара в барабане 6 МПа увеличить согласно графику-заданию расход топлива до 25% номинального, подключив к работе систему топливоподачи (СТП).

16.4.10. Продолжительность растопки котла из горячего резерва, с момента розжига мазутных форсунок до полного подъема давления, в зависимости от давления, сохранившегося в барабане котла, должна быть согласно табл. 8 .