Лексическая тема: Насекомые
Цели:
- расширение и активизация словаря по теме «Насекомые»;
- развитие познавательных способностей детей;
- воспитание экологической культуры.
1. Обучающие задачи:
- обобщить представления детей о многообразии насекомых;
- закрепить знания об условиях их обитания, природных и построенных человеком жилищах.
- упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых;
- уточнить представления о пользе насекомых;
- развивать сообразительность, формировать образное мышление.
2. Речевые задачи:
- упражнять в словообразовании, употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
3. Развивающие задачи:
- развитие психических процессов;
- развитие эмоционально – позитивного настроя для работы с компьютерной игрой обучающего характера.
4. Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.
Ценность: воспитание любви к родной природе.
Активизация словаря : насекомые, кузнечик, божья коровка, майский жук, паук, гусеница, муха, бабочка, пчела, муравей, жук-рогач, комар, стрекоза, обжоры, стебель, сырье, воск, шелк.
Методические приемы:
Словесные - беседа, вопросы, объяснение.
Наглядные - демонстрация картинок, презентации.
Игровые – дидактическая игра «Назови ласково», пальчиковая гимнастика «Майский жук», физкультминутка «Бабочки».
Практические – отгадывание загадок, звуко-буквенный анализ слова, дидактическое упражнение, ответы на вопросы к прослушанному тексту.
Форма работы: подгрупповая.
Оборудование: ноутбук, проектор, магнитная доска, мольберт.
Демонстрационный материал : презентация на тему «Насекомые», сюжетная картина к сказке К. Я. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Раздаточный материал : разрезные картинки насекомых.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Превращение гусеницы в бабочку», чтение сказки «Гусеница и бабочка», игра-занятие "Друзья для бабочки», просмотр детского фильма «Мария – Мирабелла», чтение стихотворения К. Я. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Организация занятия: на ковре, за столами.
Структура занятия:
- Орг. момент. Рассматривание картинки к стихотворению К. Я. Чуковского «Муха-Цокотуха». Объявление темы занятия.
- Физкультминутка «Бабочки».
- Звуко-буквенный анализ слова «ЖУК». Дидактическое упражнение «Божья коровка».
- Итог занятия.
Ход занятия:
- Орг. момент.
Л: Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на картину. (Слайд 4) Кто на ней изображен? (Муха, комар, кузнечики). А из какой сказки они к нам пришли? («Муха-Цокотуха»). А как мы можем всех персонажей картинки назвать одним словом? (Насекомые). Верно, и сегодня на занятии мы поговорим с вами об этих загадочных существах.
- Отгадывание загадок. Дидактическая игра «Назови ласково».
Логопед читает загадки, дети подбирают картинку, соответствующую отгадке и преобразовывают ответ в уменьшительно-ласкательную форму. (Слайд5-6)
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? ... (Муравей - муравьишка)
Черен, да не ворон,
Рогач, да не бык,
Шесть ног без копыт. Летит - воет,
Сядет – землю роет. (Жук – рогач, - жучок)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. (Пчела-пчелка)
Самого не видно,
а песню слышно;
Летит, пищит,
случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар-комарик)
Надо мной она кружит,
Надо мной она жужжит.
Ну и приставуха
Эта цокотуха. (Муха-мушка)
Прополз мохнатый червячок,
И весь в дырочках листок. (Гусеница - гусеничка )
Это что за сеточка
На зелёных веточках?
Кто без ниток и без рук
Сплёл ту сеточку? (Паук – паучок)
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит - стрекочет. (Стрекоза – стрекозка )
- Физкультминутка «Бабочки » (Слайд 7)
Эники- беники- крас
Стану бабочкой сейчас.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем с бабочкой порхать.
Крылья пестрые мелькают.
Дети - бабочки летают.
Соберемся мы в кружок,
Вновь вернемся на лужок,
Потанцуем, покружимся,
На полянке приземлимся.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вновь детьми хотим мы стать.
- Звуко-буквенный анализ слова «ЖУК». (Слайд 8) Предложно-падежные конструкции. Упражнение «Божья коровка». (Слайд 9)
Л: Божья коровка принесла на крылышках звуки: Ж У К.
Какое слово получается? Составим звуковую схему слова «Ж У К».
Д/у «Божья коровка».
Прилетела божья коровка. Вопросы детям:
Божья коровка спряталась где?(в траве).
Божья коровка села на что?(на цветок).
Божья коровка ползет по чему?(по стеблю).
Божья коровка перелетела с чего на что?(с цветка на цветок).
Ответы детей полным предложением.
- Пальчиковая гимнастика «Майский жук». (Слайд 10)
Я веселый майский жук, Сжать кулачок,
Знаю все сады вокруг. указательный палец и мизинец развести
В стороны – «усы»,
Над лужайками кружу, пошевелить усами.
А зовут меня Жужу!
- Прослушивание текста «Насекомые». Ответы на вопросы. (Слайд 11)
На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать». Насекомые - обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).
Вопросы:
Почему насекомых так назвали?
Что едят насекомые?
Сколько они живут?
Когда они появляются?
Кто поедает насекомых?
Какую пользу приносят насекомые?
Какой от насекомых бывает вред?
7. Итог занятия: собрать разрезные картинки и назвать насекомое.
Эркес Римма Наумовна ,
учитель-логопед
МАДОУ д/с №1 города Тюмени
Задачи образовательного комплекса:
Образовательная область «Физическая культура»:
Сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;
Выполнять движения при подвижной речевой игре.
Образовательная область «Здоровье»:
Сохранять и укреплять психическое и физическое здоровья детей;
Развивать дыхание, артикуляцию.
Образовательная область «Социализация»:
Формировать умение проявлять терпимость и доброжелательность к одногруппникам, выслушивая их ответы;
Развивать творческие способности;
Развивать способность совместной деятельности.
Образовательная деятельность «Коммуникация»:
Совершенствовать речь как средство общения;
Формировать умение связно, последовательно формулировать ответы на поставленные вопросы;
Образовательная деятельность «Познание»:
Уточнить и закрепить представление о насекомых (названия, внешние признаки, строение, польза и вред и т.д.);
Учить образовывать сложные слова, согласовывая имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
Формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму имени существительного;
Закреплять понятие «антонимы»;
Закреплять умение употреблять предлоги НА,НАД,ПОД;
Формировать умение обобщать, классифицировать;
Учить четко проговаривать слова;
Развивать внимание, память.
Образовательная область «Познание»
Развивать умение созерцать предметы, явления, направляя внимание на более тонкое различие их качеств;
Продолжать формировать представления о природе;
Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе.
Материал:
презентация; предметные картинки; муляжи насекомых; картинка,изображающая луг; обруч для дыхательной гимнастики с бумажными насекомыми; мяч; карточки с символами, обозначающими настроение.
Предварительная работа:
Заучивание с некоторыми детьми загадок о насекомых.
Образовательная деятельность:
I. Дыхательная гимнастика с обручем (на нем прикреплены бумажные бабочки).
II. Педагог : Темой нашего занятия сегодня… А вы отгадайте загадки и узнаете тему нашего занятия. (приглашаются 4 ребенка, которые читают наизусть загадки; дети отгадывают (см. Презентацию)
Что за девчонка: Домовитая хозяйка Не зверь, не птица
В поясе тонка, Пролетает над лужком. Носок, как спица.
Огромные очи, Похлопочет над цветком- Летит, кричит,
Летит –стрекочет. (стрекоза ) Он поделится медком. (пчела ) Сядет-молчит. (комар )
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (муха)
Педагог : Вы отгадали все загадки, и теперь догадались о ком пойдет речь на сегодняшнем занятии?
Правильно, весна в разгаре и насекомые проснулись.
Посмотрите на картинки и скажите, каких насекомых мы еще не назвали (см. Презентацию)
Педагог : Внимательно рассмотрите насекомых и скажите, чем они похожи?(строение: голова, грудь, брюшко, 6 лапок, глаза, усы, у многих есть жало). А чем отличаются? (у одних есть крылья- называются «летающие», у других нет-«нелетающие»).
Обратите внимание, что у них есть насечки на брюшке, поэтому их назвали «насекомыми».
Отгадайте еще загадки о насекомых, а картинки и муляжи помогут вам в этом:
И под тяжелой ношей Этот увалень лохматый, Шевелились у цветка
Спешит на помощь друг. Злюка тощая такая, Все четыре лепестка.
Тут народ хороший. Сладкоежка полосатый, Я сорвать его хотел,
В беде не бросит вдруг Надо мной весь день летает, Он вспорхнул и улетел.(бабочка)
Без работы-хоть убей- Опускает хоботок,
Жить не может …. (муравей) И ужалит ненароком
В распустившийся цветок (шмель )
Педагог : Какую пользу приносят насекомые? Они опыляют растения, пчелы собирают нектар и производят мед,муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют своей красотой и являются кормом для птиц и некоторых животных; мошки являются кормом для стрекоз.
Чем вредны?гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые являются разносчиками инфекций.
III. Упражнение «Скажи одним словом» (образование сложных слов, согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе ).
У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют пестрокрылой.
У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют … (большеглазой).
У жука длинные усы, поэтому его называют… (длинноусый ).
IV . Физминутка. Речевая подвижная игра «Пчела ».(Н.Нищевой)
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела, загибают по одному пальчику на название каждого насекомого
А за нею шмель-шмелек,
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза
Как фонарика-глаза показываем пальцами два круга у глаз
Пожужжали, полетели бегают по кругу на носочках и машут «крыльями»
От усталости упали. Приседают на ковер.
V. Упражнение «Нелепицы». Послушайте предложения, расскажите, чего не бывает, а как должно быть на самом деле.(см. Презентацию)
Муравей живет в улье. Жук собирает нектар. Комар ловит мух.
VI. «4-ый лишний» (см. Презентацию)
Божья коровка, кузнечик, муравей, мышка.
Ласточка, воробей, бабочка, ворона.
Таракан, комар, воробей, жук.
VII. Игра с мячом «Закончи предложение» (антонимы) (см. Презентацию)
Майский жук большой, божья коровка …
У мухи крылья короткие, у стрекозы…
У жука усы толстые, у бабочки…
У шмеля спина широкая, у комара…
VIII. Употребление предлогов НА,НАД,ПОД. (см. Презентацию)
На картинке, изображающей луг, указать, где находятся насекомые
IX.Итог. О ком мы говорили на занятии? Какую пользу приносят насекомые? Как люди должны относится к
Потрудились все на славу! Спасибо за хорошую работу.
Покажите, с каким настроением вы уходите с занятия (дети используют карточки с символами).
Приложение:
Литература:
- Агранович З.Е. Времена года.-СПб., Детство-Пресс,2002
- Живая природа в мире животных.-СПб., Детство-Пресс,2005
- Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями.- СПб., Детство-Пресс,2005
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., Детство-Пресс, 2003
- Соболева А.В. Загадки-смекалки. Социально-политический журнал Ассоциация «Гуманитарий»,М., 1994
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учимся, играя,- М., Просвещение,1979
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов.- М., Гном-Пресс, 1999
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Людмила Александровна Носенко
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме «Насекомые»
Конспект занятия в старшей логопедической группе
Тема : «Насекомые »
Цель : Познакомить детей с понятием «насекомые » .
Задачи :
1. Уточнить названия насекомых , внешние признаки, их строение;
2. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
3. Развивать словарь по данной теме , внимание, память;
4. Воспитывать бережное отношение к полезным насекомым .
Оборудование : предметные картинки.
Ход занятия:
1. Организационный момент :
Назвать времена года, начиная с зимы.
Какое сейчас время года?
Назовите три весенних месяца?
Какой месяц сейчас?
Какое время года наступает за весной?
2. Тематическая беседа о насекомых :
а) Логопед загадывает загадку и выставляет картинку :
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? …
(Муравей.)
Муравьи - полезные насекомые . У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. Они очень маленькие и очень трудолюбивые. Их называют «санитарами леса» . За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых . Живут муравьи в муравейниках. Муравейники надо беречь и оберегать!
б) Логопед загадывает загадку :
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)
(Е. Серова)
Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа - превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку.
Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.
в) Логопед загадывает загадку :
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик.)
С детьми уточняются характерные особенности строения кузнечика.
г) Логопед загадывает загадку :
Теплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский … (Жук.)
Как называются части тела жука?
Куда прикрепляются лапы? (К груди.)
Чем покрыто тело? (Жесткими крыльями.)
Что на голове? (Глаза, ушки, рот, усики.)
Прозрачные тонкие крылья у майского жука спрятаны, видны они только в полете. Его назвали так потому, что именно в мае они появляются. Особенно их много по вечерам. Они летают низко над землей и жужжат. Жук грызет кору деревьев.
Пальчиковая гимнастика :
Я веселый майский жук, (Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы» , пошевелить ими.)
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужу!
д) У кого вся спинка в точках,
Кто пасется на листочках,
Кого мы просим подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка.)
Чем отличается божья коровка от майского жука?
3. Физкультминутка :
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, сели травушку покушали,
Тишину послушали,
Выше, выше, высоко,
Прыгай на носках легко!
4. Отгадывание загадок :
Что за девчонка :
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит - стрекочет.
(Стрекоза.)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
(Пчела.)
Самого не видно,
а песню слышно;
Летит, пищит,
случай не упустит :
Сядет и укусит.
(Комар.)
Надо мной она кружит,
Надо мной она жужжит.
Ну и приставуха
Эта цокотуха.
(Муха.)
Муха - это очень вредное насекомое , потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные : большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью. Тогда не страшны будут вам никакие болезни.
5. Дидактическая игра «Назови ласково» .
Комар - комарик
Жук – жучок
Пчела – пчелка
Лапы – лапки
Голова – головка
Муравей - муравьишка
Муравейник – муравейничек
Муха – мушка
Стрекоза – стрекозка.
6. Дидактическая игра «Закончи предложение» .
Пчела собирает … (мед) .
Комар кусает … (человека) .
Бабочка летает … (цветком) .
Жук грызет … (кору) .
На земле великое множество насекомых . На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки . Вот откуда название «насекомые » - от слова «насекать » . Насекомые - обжоры : они едят все : зелень, мелких насекомых . Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом) . Насекомых поедают птицы . Среди насекомых имеются вредители - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк) .
7. Итог занятия : собрать разрезные картинки и назвать насекомое .
Публикации по теме:
Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе. Тема: Одежда. Цели занятия: - учить детей различать предметы одежды.
Конспект фронтального занятия по лексической теме «Дикие животные» для детей старшей логопедической группы с ОНР Занятие «Дикие животные» Цели: формирование познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Тема: Овощи. Задачи: расширение и уточнение словаря по теме; образование сложных слов; определение формы овощей; образование относительных.
I.Организационный момент Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей. Поздоровайтесь с ними. Создание положительного.
Конспект НОД в старшей группе по лексической теме «Насекомые» Цели: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые.
Цель: Научить детей бережно относится к объектам окружающего мира. Задачи: Дать детям элементарные представления детям о насекомых. Создание.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать.
Конспект занятия
Цель: Познакомить детей с понятием «насекомые».
1. Уточнить названия насекомых, внешние признаки, их строение;
2. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
3. Развивать словарь по данной теме, внимание, память;
4. Воспитывать бережное отношение к полезным насекомым.
Оборудование: предметные картинки.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Назвать времена года, начиная с зимы.
Какое сейчас время года?
Назовите три весенних месяца?
Какой месяц сейчас?
Какое время года наступает за весной?
2. Тематическая беседа о насекомых:
а) Логопед загадывает загадку и выставляет картинку:
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? …
(Муравей.)
Муравьи - полезные насекомые. У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. Они очень маленькие и очень трудолюбивые. Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Живут муравьи в муравейниках. Муравейники надо беречь и оберегать!
б) Логопед загадывает загадку:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)
(Е. Серова)
Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа - превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку.
Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.
в) Логопед загадывает загадку:
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик.)
С детьми уточняются характерные особенности строения кузнечика.
г) Логопед загадывает загадку:
Теплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский … (Жук.)
Как называются части тела жука?
Куда прикрепляются лапы? (К груди.)
Чем покрыто тело? (Жесткими крыльями.)
Что на голове? (Глаза, ушки, рот, усики.)
Прозрачные тонкие крылья у майского жука спрятаны, видны они только в полете. Его назвали так потому, что именно в мае они появляются. Особенно их много по вечерам. Они летают низко над землей и жужжат. Жук грызет кору деревьев.
Пальчиковая гимнастика:
Я веселый майский жук, (Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими.)
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужу!
д) У кого вся спинка в точках,
Кто пасется на листочках,
Кого мы просим подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка.)
Чем отличается божья коровка от майского жука?
3. Физкультминутка:
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, сели травушку покушали,
Тишину послушали,
Выше, выше, высоко,
Прыгай на носках легко!
4. Отгадывание загадок:
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит - стрекочет.
(Стрекоза.)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
(Пчела.)
Самого не видно,
а песню слышно;
Летит, пищит,
случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар.)
Надо мной она кружит,
Надо мной она жужжит.
Ну и приставуха
Эта цокотуха.
(Муха.)
Муха - это очень вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью. Тогда не страшны будут вам никакие болезни.
5. Дидактическая игра «Назови ласково».
Комар — комарик
Жук – жучок
Пчела – пчелка
Усы – усики
Лапы – лапки
Голова – головка
Муравей — муравьишка
Муравейник – муравейничек
Муха – мушка
Стрекоза – стрекозка.
6. Дидактическая игра «Закончи предложение».
Муха разносит … (болезни).
Пчела собирает … (мед).
Комар кусает … (человека).
Бабочка летает … (цветком).
Жук грызет … (кору).
Божья коровка поедает … (тлю).
На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать». Насекомые - обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители - переносчики болезней человека и животных; есть и полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).
7. Итог занятия: собрать разрезные картинки и назвать насекомое.
Иванова Светлана Витальевна,
учитель-логопед МКДОУ №22,
г. Аша Челябинская область
Чаплыгина Е., логопед.
Цели занятия:
Коррекционно-обучающие: Уточнение знаний о насекомых, их характерных признаках; образование относительных прилагательных; согласование числительных с существительными; составление сложных предложений с союзом “потому что”; употребление предлога “под”.
Коррекционно-развивающие: развитие логического мышления и внимания.
Коррекционно- воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову; положительной мотивации к занятию.
Оснащение: поляна; предметные картинки с изображением насекомых; карточки с изображением цифр; сюжетная картина “Чудесная поляна”.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед. Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку. Посмотрите, сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков.
(Дети выполняют задание)
Понюхайте их.
(Дети делают глубокий вдох через нос, а выдох через “трубочку”)
А вот мимо полетели бабочки, проползли жучки, червячки.
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)
Насекомые
Дружно пальчики считаем-
Насекомых называем.
(Сжимают и разжимают пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
(Вращают мизинцем)
Прячьтесь!
(Руки за спину)
2. Сообщение темы занятия
Логопед. Кто у нас такие комар, муха, кузнечик, бабочка.
Дети. Насекомые.
Логопед. А каких насекомых вы еще знаете?
Дети. Стрекоза, муравей, таракан и т.д.
3. Лексико-грамматические игры и упражнения
А) “Подбери слово” подбор глаголов к слову насекомые: летают, кусают, жалят, вредят, вылезают, трудятся, засыпают и т.д.
Б) “Подбери признак”подбор признаков, образование относительных прилагательных. Игра с мячом.
Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно мне.
Жук какой?
Ребенок. Большой, рогатый и т.д.
В) “Четвертый лишний” Выставляются картинки.
Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Комар, пчела, бабочка, лев и т.д.
4. Физкультминутка. Упражнение на координацию движений с речью.
Вот какая стрекоза- очень круглые глаза
(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)
Вертится как вертолет:
Вправо, влево, взад, вперед
(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг- скок, прыг- скок
Сели, сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
5. “Сколько насекомых на цветке?” согласование числительных с существительными.
У каждого ребенка картина с изображением насекомого.
Логопед показывает цифру (от 1 до 5). Ребенок должен составить предложение: “ На цветке 3 муравья”
6. Игра “ Куда спрятались насекомые”
На доске помещена картина с изображением поляны.
Логопед. Ожидается сильный ливень. Все насекомые спрятались, попробуйте отыскать их.
Дети. Гусеница под яблоком.
Бабочка укрылась под ромашкой.
Усатый жук заполз под куст. И т.д.
7. Работа в альбомах: штриховка бабочки.
Логопед. Ребята отгадайте загадку.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
Посмотрите, к вам в альбом прилетела
красивая бабочка. Давайте выполним штриховку бабочки.