29.03.2019

История строительства китайской стены. Как строилась великая китайская стена и что она представляет собой сейчас


Великая Китайская стена - один из крупнейших и древнейших памятников архитектуры в мире. Общая её протяженность составляет 8851,8 км, на одном из участков проходит вблизи Пекина. Процесс строительства этого сооружения потрясает своими масштабами. Мы расскажем Вам о самых интересных фактах и событиях из истории Стены

Для начала немного углубимся в историю великого сооружения. Трудно себе представить, сколько времени и человеческих ресурсов требуется, чтобы построить сооружение такого масштаба. Вряд ли где-то еще в мире найдется сооружение с такой долгой, великой и в то же время трагической историей. Строительство Великой Китайской стены началось еще в III веке до нашей эры во времена правления императора Цинь Ши-хуанди из династии Цинь, в период Воюющих царств (475-221 гг. до н. э.). В те времена государство крайне нуждалось в защите от набегов врагов, в частности кочевого народа хунну. К работам была привлечена пятая часть населения Китая, в то время это было около миллиона человек

Стена должна была стать крайней северной точкой планируемой экспансии китайцев, а также защищать подданных «Поднебесной» от вовлечения в полукочевой образ жизни, и ассимиляции с варварами. Планировалось четко обозначить границы великой китайской цивилизации, содействовать объединению империи в единое целое, так как Китай только начинал формироваться из множества завоеванных государств. Вот границы Китайской стены на карте:


В период власти династии Хань (206 - 220 год до н. э.) сооружение расширили к западу до Дуньхуана. Построили множество сторожевых башен для защиты торговых караванов от нападения враждующих кочевников. Практически все участки Великой Стены, дошедшие до наших времён, были сооружены при династии Мин (1368-1644 года). В этот период строили в основном из кирпича и блоков, благодаря чему конструкция стала более крепкой и надежной. За это время Стена пролегла с востока на запад от Шаньхайгуань на берегу Жёлтого моря до заставы Юймэньгуань на границе провинций Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского автономного района

Династия Цин из Манчжурии (1644-1911) преломила сопротивление защитников Стены из-за предательства У Саньгуя. В этот период к сооружению относились с большим пренебрежением. За три столетия пребывания Цин у власти Великая стена была практически разрушена под влиянием времени. Только маленький её участок, проходящий близ Пекина - Бадалин - сохранялся в порядке - его использовали, как «ворота в столицу». В наше время этот участок стены является самым популярным среди туристов - он был самым первым открыт для посещения еще в 1957 году, а также служил финишной точкой велосипедной гонки на Олимпиаде 2008 в Пекине. Его посещал президент США Никсон В 1899 году газеты в США написали о том, что стена будет разобрана, а на её месте проложено шоссе

В 1984 году по инициативе Дэн Сяопина была организована программа по восстановлению Китайской стены , была привлечена финансовая помощь китайских и иностранных компаний. Также был проведен сбор среди частных лиц, каждый желающий мог пожертвовать любую сумму

Общая длина Великой Китайской стены составляет 8 тысяч 851 километр и 800 метров. Только вдумайтесь в эту цифру, правда впечатляет?



В наше время 60-километровый участок стены в области Шаньси на северо-западе Китая подвергается активной эрозии. Главной причиной тому интенсивные методы ведения сельского хозяйства в стране, когда начиная с 1950-х годов постепенно иссякали подземные воды, и регион стал эпицентром зарождения крайне сильных песчаных штормов. Более 40 километров стены уже разрушено, и лишь 10 км пока еще находятся на своем месте, но высота стены частично уменьшилась с пяти до двух метров



Великая стена была включена в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 1987 году, как одна из величайших китайских исторических достопримечательностей. Ко всему прочему, это одна из самых посещаемых достопримечательностей в мире - ежегодно здесь бывает около 40 миллионов туристов


Вокруг такого масштабного сооружения бродит множество мифов и легенд. Например то, что это цельная, непрерывная стена, построенная за один подход - самый настоящий миф. В действительности стена - прерывистая сеть отдельных сегментов, построенных различными династиями, чтобы защитить северную границу Китая



Во время строительства Великую Китайскую стену прозвали самым длинным кладбищем на планете, так как большое количество людей погибло на стройке. По примерным расчетам возведение стены стоило жизней более чем одному миллиону человек


Логично, что такая громандина побила и до сих пор удерживает множество рекордов. Самый значимый из них - это самое длинное сооружение из когда-либо построенных человеком

Как я уже написал выше, Великая стена строилась как множество отдельных элементов в разные времена. Каждая провинция строила свою собственную стену и постепенно они объединялись в единое целое. В те времена защитные сооружения были просто необходимы, и строились повсеместно. В общей сложности за последние 2000 лет в Китае было возведено более 50 000 километров оборонительных стен



Поскольку Китайская стена в некоторых местах прерывалась, для монгольских захватчиков во главе с Чингисханом не составляло особого труда совершать набеги на Китай, и они впоследствии завоевали северную часть страны, в период между 1211 и 1223 годами. Монголы правили Китаем до 1368 года, пока не были изгнаны династией Мин, о которой рассказано выше


Вопреки распространенному убеждению, Великая Китайская стена не может быть видна из космоса. Этот распространяющийся миф родился в 1893 в американском журнале The Century и затем повторно обсуждался в 1932, в шоу Роберт Рипли, который утверждал что стена видна с луны - это при том, что до первого полета в космос было еще очень далеко. В наше время доказано, что невооруженным глазом заметить стену из космоса довольно таки сложно. Вот снимок НАСА из космоса, убедитесь сами


Еще одна легенда гласит, что субстанция, используемая для скрепления камней была замешана на порошке из человеческих костей, и что погибших на стройке хоронили прямо в самой стене, чтоб сделать конструкцию прочнее. Но это неправда, раствор был сделан из обычной рисовой муки - и никаких костей и погибших в конструкции стены нет

По понятным причинам это чудо не было включено в 7 древних чудес света, но Великая Китайская стена вполне обоснованно входит в список 7 новых чудес света . Еще одна легенда гласит, что большой огненный дракон прокладывал путь для рабочих, указывая, где нужно строить стену. Строители впоследствии следовали за его следами

Раз уж мы заговорили о легендах, то одна из наиболее популярных - о женщине по имени Менг Джинг Ню, жене фермера, работающего на возведении Великой стены. Когда она узнала, что ее муж погиб на работе, она пришла к стене и плакала на ней до тех пор, пока та не разрушилась, показав кости ее любимого, и жена смогла похоронить их

Существовала целая традиция погребения тех, кто погиб на строительстве стены. Члены семьи погибшего несли гроб, на котором была клетка с белым петухом. Крики петуха, как полагалось, не давали уснуть духу мертвого человека, пока процессия не перечет Великую стену. В противном случае, дух будет вечно блуждать вдоль стены

Во время правления династии Мин более одного миллиона солдат были призваны защищать границы страны от врагов на Великой стене. Что касается строителей, то они привлекались из тех же защитников в мирное время, крестьян, просто безработных и преступников. Существовало специальное наказание для всех осужденных и вердикт был один - на строительство стены!

Специально для этой стройки китайцы изобрели тачку и использовали ее повсеместно в строительстве Великой стены. Некоторые, особо опасные части Великой стены были окружены защитными рвами, которые были или заполнены водой или оставлены как канавы. Китайцы использовали продвинутое оружие для обороны, такое как топоры, молоты, копья, арбалеты, алебарды, и китайское изобретение: порох

Смотровые вышки были построены вдоль всей Великой стены на равномерных участках и могли быть до 40 футов высотой. Они использовались для наблюдения за территорией, а так же в качестве крепостей и гарнизонов для войск. В них находились запасы необходимых продуктов и воды. В случае опасности с вышки подавался сигнал, зажигались факелы, специальные маяки или просто флаги. Западная секция Великой стены, с длинной цепью смотровых вышек, служила для защиты караванов, которые двигались по Великому шелковому пути, знаменитому торговому маршруту

Последний бой у стены состоялся в 1938 году во время китайско-японской войны. В стене осталось множество следов от пуль тех времен. Самая высокая точка Великой Китайской стены находится на высоте 1534 метра, неподалеку от Пекина, в то время как самая низкая точка находится на уровне моря близ Лаолонгту. Средняя высота стены составляет 7 метров, а ширина в некоторых местах достигает 8 метров, но в целом колеблется от 5 до 7 метров


Великая Китайская стена - символ национальной гордости, многовековой борьбы, и величия. Правительство страны тратит колоссальные деньги на сохранение этого памятника архитектуры, исчисляемые миллиардами долларов США в год, надеясь сохранить стену для будущих поколений

Великую Китайскую стену еще называют "Длинной стеной". Длина ее составляет 10 тысяч ли, или более 20 тысяч километров, а чтобы достичь ее высоты, десяток человек должны встать друг другу на плечи… Ее сравнивают с извивающимся драконом, протянувшимся от самого Желтого моря до Тибетских гор. На земле нет больше ни одного подобного сооружения.


Храм Неба: императорский жертвенный алтарь в Пекине

Начало строительства Великой Китайской стены

По официальной версии, строительство началось в период Воюющих царств (475-221 годы до нашей эры), при императоре Цинь Ши-Хуанди с целью защиты государства от набегов кочевников хунну, и продолжалось десять лет. Строило стену около двух миллионов человек, что тогда составляло пятую часть всего населения Китая. Среди них были люди самых разных сословий — рабы, крестьяне, солдаты… Руководил постройкой полководец Мэн Тянь.

Легенда гласит, что сам император проехал верхом на волшебной белой лошади, прокладывая маршрут будущего сооружения. И там, где его лошадь оступалась, потом возводили сторожевую башню… Но это всего лишь легенда. А вот история о споре между Мастером и чиновником выглядит куда более правдоподобно.

Дело в том, что для возведения такой громады требовались талантливые умельцы-строители. Их среди китайцев водилось предостаточно. Но один особенно отличался умом и смекалкой. Он был настолько искусен в своем деле, что мог точно вычислить, сколько необходимо для такой стройки кирпичей…

Императорский чиновник, однако, усомнился в способности Мастера и поставил условие. Если, мол, Мастер ошибется только на один кирпич, он сам установит этот кирпич на башне в честь умельца. А если ошибка выйдет на два кирпича, тут уж пусть пеняет на свою самонадеянность — последует суровое наказание…

Много камней и кирпича пошло на сооружение. Ведь, кроме стены, поднялись еще и сторожевые, воротные башни. На всем протяжении маршрута их насчитывалось около 25 тысяч. Так вот, на одной из этих башен, что находится близ знаменитого древнего Шелкового пути, можно увидеть кирпич, который, в отличие от других, заметно выдается из кладки. Говорят, это тот самый, что обещал положить Чиновник в честь искусного Мастера. Следовательно, тот избежал обещанного наказания.

Великая Китайская стена - самое длинное кладбище в мире

Но и без всяких наказаний при работах по возведению Стены погибло столько людей, что место это стали называть еще и "самым длинным кладбищем в мире". Весь маршрут строительства был устлан костьми погибших. Всего, говорят эксперты, их насчитывается около полумиллиона. Причиной были плохие условия труда.

По преданию, одного из этих несчастных пыталась спасти любящая жена. Она поспешила к нему с теплой одеждой на зиму. Узнав на месте о смерти мужа, Мэн — так звали женщину — горько заплакала, и от обильных слез ее часть стены обвалилась. И тут вмешался сам император. То ли он опасался, что от женских слез поползет вся Стена, то ли приглянулась ему прекрасная в своей печали вдова, — словом, он распорядился взять ее к себе во дворец.

И та вроде поначалу и согласилась, но оказалось, только для того, чтобы иметь возможность достойно похоронить мужа. А затем верная Мэн покончила с собой, бросившись в бурный поток… И сколько таких смертей еще случилось? Впрочем, разве ведется учет жертвам, когда вершатся великие государственные дела…

А в том, что такая "ограда" была объектом большой государственной важности, сомневаться не приходилось. По мнению историков, стена не столько охраняла великую "Поднебесную срединную империю" от кочевников, сколько стерегла самих китайцев, чтобы они не бежали из своего милого отечества… Говорят, самому великому китайскому путешественнику Сюань-цзан пришлось перелезать через стену, крадучись, среди ночи, под градом стрел пограничной охраны…

Это, наверное, одно из немногих сооружений человечества, которое собрало возле себя столько заинтересованных ученых, исследователей, историков, да и обычных туристов. Поглазеть на Великую Китайскую стену приезжают люди со всего мира. Она по праву считается одной и самых грандиозных сооружений, созданных когда-то человечеством. Главный символ Китая, который включен в список всемирных наследий ЮНЕСКО.

За время, что утекло со времен строительства и до наших дней, это сооружение не один раз перестраивалось, что-то вовсе разрушали, считая ненужным или лишним, что-то достраивали, подгоняя под сегодняшние запросы. Но, так или иначе, эта историческая памятка сохранилась до наших дней и готова принять в гости туристов.

Кстати, немногие знают о том, что когда-то Мао Дзе-Дун написал возле входа выражение. Согласно ему китаец, который не видел этого памятника, не может называться настоящим китайцем.

Сегодня стену считают величественным памятником, национальным символом, достопримечательностью и визитной карточкой Китая. Ведь это сооружение стало свидетелем многих событий в истории Китайской империи.

Начинается это грандиозное строение в городе Шаньхай-гуань. С того места стена тянется, проходя половину страны и заканчиваясь в Центральном Китае. Кому-то ее расположение напоминает движения змеи, а сами китайцы ассоциируют его с взлетом дракона. Наверное, именно из-за таких ассоциаций она стала для жителей Китая национальным символом.

Длина Великой Китайской стены составляет 8851,8 километров. Ширина стены колеблется от 5 до 8 метров, а высота в некоторых местах достигла отметки в 10 метров.

Сооружение настолько крепкое, что один участок, длина которого 750 километров, когда-то превратили в настоящую дорогу. В некоторых местах возле стены построены крепости и укрепления, что имеет историческое и логическое объяснение.

Самые популярные среди туристов участки стены – это Симатай и Бадалин . Ничего удивительного в этом нет, ведь находятся они рядом с , в 75 километрах от столицы.

Кстати, широко распространен миф, что Великую стену видно даже из космоса. Космонавты говорят, что это не так — невооруженным взглядом стену из космоса никто и никогда не видел.

История строительства

Строительство Великой Китайской стены началось в 3 веке до нашей эры . Историки даже не спорили на тему, кто построил китайскую стену. Эта идея принадлежала императору Цинь Шихуанди . В истории он прославился как жестокий правитель, жаждущий перемен. За время императорства он полностью изменил жизнь своего народа. Особенно это прочувствовали аристократы и князи, у которых император забрал привилегии и подчинил их себе.

Историки утверждают, что первоначальная цель возведения Великой Китайской стены – защита владений императора от набегов кочевых племен. Но исследователи сами себя отрицают, говоря, что тогдашние северные племена не представляли никакой особой опасности императору и его стране. Поэтому защищаться от набегов в такой способ было бессмысленно. И на этой почве историки вывели новую версию: цель такого громадного строительства – обозначить границы Китайской империи, что должно было препятствовать слиянию китайцев с кочевниками.

221 год до нашей эры – 300 тысяч человек прибыло на северную границу Китайской империи . Руководил «парадом» полководец Мэн Тянь. Эти люди получили задание возвести стену из камней и кирпича на том месте, где были земляные валы. Стоит отметить, что большая часть стены проходила в труднодоступных местах, что, понятное дело, утрудняло работу ее строителей. Чтобы держать стройку под контролем, все люди были распределены на 34 базы, вокруг которых со временем появлялись поселки.

Возводить стену начали с башен. Их тогда насчитывалось 25 тысяч. Надо сказать, что они значительно отличались друг от друга, имели разную плотность и размер. Но все подобные сооружения тянули на настоящие фортификационные сооружения. Их средняя длина насчитывала 12 метров.

Расстояние между башнями измеряли «полетами стрелы», которые должны были быть равны двум . Защитные сооружения (башни) были соединенные между собой стеной, высота которой достигала семи метров. Кстати, ширину стенки мерили шеренгой из восьми человек.

Существует очень интересная история, или скорее легенда, о том, как определяли границу Великой стены. Император решил объехать свои владения на коне. Его маршрут и стал границей стены. А места для башен обозначали на участках, где оступался конь правителя.

Под сомнения защитной функции стены ставит и тот факт, что во время ее строительства учитывали особенности местности. Так, например, на севере она отделяет непригодные для жизни горные районы от плодородных земель. По этому поводу ученые высказали свое мнение. По их словам, данное сооружение было предназначено для отделения плодородного юга Китайской империи от кочевого севера.

Стена на костях

До 213 года до нашей эры строителям удалось довести до ума большую часть стены. На подмогу солдатам были привлечены и крестьяне. Большинство простолюдинов не могли долго работать в таких условиях и при таких ударных темпах, и помирали от изнеможения. Что делали с их телами? Их замуровывали в стене.

С тех пор, как историки обнародовали этот исторический факт, появилось много высказываний на эту тему. Некоторые называли Великую Китайскую стену «самым длинным кладбищем мира» . Кто-то с укором говорил, что стена построена на человеческих костях. И такие мысли не без оснований: в стене замуровано примерно 400 тысяч китайцев . В то время, народ считал эту громадную стройку большим бедствием. Эти мотивы можно встретить в древнекитайских песнях, сказках и преданиях.

Как бы там не было, что бы не говорили, но даже прозвище «самое длинное кладбище в мире» не сможет отпугнуть туристов, желающих прикоснутся к древней истории, посмотреть на величайшее сооружения китайского народа.

Дальнейшая судьба стены

Дождавшись смерти императора Цинь Шихуанди, в 210 году до нашей эры народ восстал и скинул династию Цинь. Это дало возможность приостановить строительство стены. В судьбе Китайской стены наступил период застоя. Далее история гласит, что не все императоры брались достраивать защитное сооружение. Многие полагали большие надежды на войска, а стеной, как возможностью укрепить границы империи, пренебрегали.

Когда к власти пришел монгольский хан, стену вообще забросили. Ее реставрация началась только в 15 столетии.

Как добраться до Великой Китайской стены

Чтобы увидеть этот грандиозный памятник Китайской империи, можно пойти несколькими путями:

  • поехать с экскурсией
  • добраться на такси
  • воспользоваться железнодорожным экспрессом

Учтите, что помимо прочих расходов, нужно будет купить входной билет на стену, стоимость которого составляет 45 юаней .

Автобусные экскурсионные туры

Экскурсионный тур – это самый простой способ. Для тех, кто не знает китайского или боится путешествовать в одиночку, группа туристов и гид во главе – это отличный вариант.

Экскурсионные автобусы ждут туристов в Ябаолу, Тяньаньмэнь и Цяньмень . Кроме этого, такую информацию можно узнать и на ресепшне любого отеля.

Цены на такое удовольствие приемлемы, от 100 до 500 (зависит от количества человек в группе). Но в стоимость, чаще всего, входит только проезд до Бадалина. Покупать входной билет и питание вам придется самостоятельно. Зато после посещения стены вас отвезут к гробницам императоров династии Минь.

Единственный минус такого варианта – ограниченность тура. Решать, когда и куда ехать, вы не можете, ведь надо ориентироваться на других туристов. Поэтому если вы желаете провести весь день на Великой Китайской стене, то автобусные туры – не для вас. Хотя в большинстве случаев целый день там делать нечего.

Поездка на такси

Добраться к историческому памятнику вы можете наняв частный автомобиль с водителем. В Ябаолу предлагающих такие услуги хоть отбавляй. Машину можно заказать и через отель, но это окажется немного дороже.

Стоимость такси может колебаться в районе 400-800 юаней . Но не забывайте, что питание и билет на вход опять же остаются на ваших плечах.

Этот способ намного удобнее предыдущего, водитель отвезет вас куда угодно, ведь здесь парадом командуете только вы.

На железнодорожном экспрессе до Бадалина

Специально к китайской олимпиаде был построен железнодорожный экспресс для желающих посетить участок стены расположенный в Бадалине . Дорога занимает полтора часа. Поезд отходит от северного вокзала Пекина, расположенного на станции метро Xizhimen – пересечение кольцевой линии. Прямо от станции метрополитена есть указатели с надписью «Beijing Railway Station North».

Отсюда отходит экспресс на стену — станция Xizhimen

Стоимость поездки будет минимальна, и обойдется в обе стороны не более 20 юаней на человека. Билеты продаются прямо на вокзале. Расписание поездов постоянно меняется, но экспресс отходит каждый час. Номера всех составов отходящих на Бадалин начинаются на S2. Учтите, что станция не конечная и выходить нужно вместе с основной толпой пассажиров, точно не ошибетесь.

Из минусов стоит отметить, что вы столкнетесь с огромными очередями, и ехать придется стоя.

Перед поездкой обязательно хорошо покушайте и купите воды, так как на стене все очень дорого . На той же станции Xizhimen есть большой торговый центр, здесь много кафе и фастфудов, например, Бургер Кинг и Макдональдс.

Не забудьте одеться теплее, поскольку стена находится на возвышении, здесь часто дует сильный пронизывающий ветер.

Несмотря на то что высота Великой Китайской стены составляет около десяти метров, подниматься на неё намного легче, чем спускаться. Подъём проходит бодро, весело, задорно, а вот спуск представляет собой самую настоящую пытку. Все ступени имеют разную высоту – от 5 до 30 сантиметров, поэтому под ноги нужно смотреть чрезвычайно внимательно. Спускаясь с такой высоты – главное не останавливаться, поскольку продолжать спуск после остановки будет крайне тяжело. Тем не менее Великая Китайская стена — это то место, где хочет побывать каждый турист.

Несмотря на такие сложности, яркие впечатления на всю жизнь туристу будут обеспечены, и он вполне сможет почувствовать себя стопроцентным местным жителем. Ведь не зря китайцы любят повторять слова Мао Цзэдуна: кто не поднялся на Стену, тот не китаец. Великая Китайская стена из космоса — это также часто запрашиваемая просьба туристов, поскольку грандиозное сооружение имеет уникальный вид из космоса.

Великая Китайская стена – самый крупный архитектурный памятник, который когда-либо был возведён человеческими руками. Общая её протяжённость (вместе с ответвлениями) составляет почти девять тысяч километров (вместе с тем некоторые исследователи утверждают, что длина Великой Китайской стены на самом деле превышает 21 тыс. км). Ширина стены составляет от 5 до 8 метров, высота – около десяти. Некоторые факты говорят, что в своё время ею пользовались как дорогой, а в некоторых местах возле неё были возведены дополнительные укрепления и крепости.

Кто построил Великую Китайскую стену и как это происходило? Официально возведение стены началось в третьем веке до нашей эры по приказу императора Цинь Шихуана. Изначальная цель строительства была защитить страну от набегов варваров. Она фиксировала границы китайской империи, которая на тот момент состояла из нескольких завоёванных царств, и тем самым способствовала формированию единого государства. Также предназначена она была и для самих китайцев, поскольку не должна была допустить, чтобы они покинули пределы страны, вернулись к полукочевому способу жизни и слились с варварами.


Великая китайская стена интересна также тем, что чрезвычайно органично вписывается в окружающий ландшафт и даже можно утверждать, что составляет с ним целостную композицию. А все потому что во время строительства она плавно огибала горы, отроги, холмы, глубокие ущелья.

В наше время Великая Китайская стена и ее протяженность оставляет о себе у туристов неоднозначное мнение. С одной стороны, в некоторых местах проведены реставрационных работы, добавлена подсветка, иллюминация. С другой – в местах, где туристы – редкое явление, она совершенно заброшена, и немногочисленным путникам, которые попадают на неё, приходится продираться сквозь густые кустарники, осыпающиеся ступени и участки, опасные до такой степени, что пробираться по ним нужно чуть ли не ползком (иначе можно сорваться).

Высота стен этого удивительного сооружения в среднем составляет около семи с половиной метров (если при этом учитывать прямоугольной формы зубцы – то и все девять), ширина сверху – 5,5 м, снизу – 6.5 м. В стену вмонтированы башни двух типов в основном – прямоугольной формы:

  • Башни, что существовали до строительства, имеют меньшую ширину, чем стена;
  • Башни, которые строили одновременно с ней, ставили через каждые двести метров.

В стене предусмотрено наличие сигнальных вышек – с них воины наблюдали за врагами и передавали сигналы.

Где начинается стена

Начинается Великая Китайская стена в северном городе Шаньхай-гуань (расположен он на берегу Бохайского залива Жёлтого моря) и является самой восточной точкой Длинной стены (именно так это сооружение называют китайцы).

Учитывая, что для китайцев Великая Китайская стена символизирует земляного дракона, его головой является башня Лаолунтоу (Голова дракона), от которой и ведёт своё начало это грандиозное сооружение. Причём интересно, что Лаолунтоу не только является началом Великой китайской стены, но и единственным местом в КНР, где её омывает море, а сама она непосредственно уходит на 23 метра в залив.

Где заканчивается стена

От Лаолунтоу Великая Китайская стена зигзагами тянется через полстраны в Центр Китая и заканчивается возле города Цзяюйгуань – именно здесь сохранилась она лучше всего. Несмотря на то что фортпост здесь был возведен ещё в XIV веке, его всё время реставрировали и укрепляли, благодаря чему со временем он стал лучшей заставой Поднебесной империи.


По одной из легенд, мастера так точно высчитали количество нужного для возведения стен материала, что, когда строительство было завершено, остался только один кирпич, который как символ почтения к древним строителям впоследствии положили на арку внешней стены выходящих на запад ворот.

Возвели заставу возле горы Цзяюёшань и состоит она из полукруглой внешней глинобитной стены перед основными воротами, рва, земляной утрамбованной насыпи и внутренней стены. Что касается ворот, то они расположены с восточной и западной стороны форпоста. Здесь находится башня Юньтай – она интересна тем, что на её внутренних стенах можно увидеть выбитые барельефы небесных царей и буддистские тексты.

Потерянный участок стены

Несколько лет назад на границе с Монголией учёные нашли фрагмент стены, которые были возведёны во времена династии Хань, о котором исследователи раньше не имели ни малейшего понятия. Через пять лет его продолжение обнаружили уже на территории соседней Монголии.

Возведение стены

В одной китайской легенде говорится о том, что раствор, которым скрепляли между собой камни, делали из порошка, приготовленном из костей людей, которые погибли во время работы на стройке. Естественно, это неправда: строительный раствор древние мастера готовили из обыкновенной рисовой муки.

Интересные факты гласят, что вплоть до эпохи правления династии Цинь при строительстве стен использовались любые подручные материалы. Для этого между прутьями выкладывали слои из глины, мелких камешков, иногда использовали необожжённые, высушенные на солнце кирпичи. Именно из-за использования подобных строительных материалов китайцы и прозвали свою стену «земляным драконом».


Когда к власти пришли представители династии Цинь, для возведения стены начали использовать каменные плиты, которые клали впритык на утрамбованную землю. Правда, камень использовали в основном на востоке страны, поскольку достать его там было нетрудно. На западных землях он был труднодоступен, поэтому стены возводили из утрамбованной насыпи.

Предварительное строительство

Возводить Длинную стену начали в третьем веке до нашей эры ещё до объединения царств в одну империю, когда они воевали друг с другом. В её строительстве принимали участие более одного миллиона человек, что составляло 1/5 от общей численности китайского населения.

В первую очередь она понадобилась для того, чтобы защитить города, которые превратились в крупные торговые центры, от кочевников. Первые стены представляли собой глинобитные конструкции. Поскольку в то время единой Поднебесной империи ещё не существовало, сооружать их вокруг своих владений начали сразу несколько царств:

  1. Царство Вэй – около 352 г. до н.э.;
  2. Царства Цинь и Чжао – около 300 г. до н.э.;
  3. Царство Янь – около 289 г. до н.э.

Император Цинь Шихуанди: Начало строительства

После того как Шихуанди объединил воюющие между собой царства в одну страну, Поднебесная империя стала чрезвычайно могущественной державой. Именно тогда полководец Мэн Тянь получил приказ начинать строительство (в первую очередь возле хребта горной цепи Иншаня).

Для постройки прежде всего были использованы уже существующие стены: они были укреплены и соединены с новыми участками. В то же время стены, разъединяющие царства, были снесены.

Возводили стену на протяжении десяти лет, и давалась работа чрезвычайно нелегко: тяжёлая для проведения таких работ местность, отсутствие полноценного питания и воды, многочисленные эпидемии и тяжелейший труд. В итоге здесь погибла не одна тысяча людей (поэтому эту стену неофициально называют самым длинным кладбищем планеты).

У китайцев существовала целая погребальная церемония, специально предназначенная для тех, кто потерял свою жизнь на строительных работах. В то время как родственники покойника несли гроб, на нём стояла клетка с находившимся в ней белым петухом. Согласно поверьям, крики птицы не давали уснуть духу мёртвого человека до тех пор, пока похоронная процессия не пересечёт Длинную стену. Если так не сделать, то дух покойного будет до окончания века бродить вдоль погубившей его конструкции.

Исследователи утверждают возведение стены, сыграло немаловажную роль в свержении династии Цинь.


Строительство во времена династии Хань

Когда страной стали править представители династии Хань (206 г. до н.э –220 г.н.э), строительство было продолжено на запад, и таким образом, дошло до Дуньхуана. Кроме того, в это время её соединили со сторожевыми башнями, расположенными в пустыне (их основное предназначение было защитить караваны от кочевников).

Представители династии Хань реконструировали уже существующие стены и достроили ещё около десяти тысяч километров (что в два раза больше, чем их предшественники). В строительстве приняло участие около 750 тыс. человек.

Строительство во времена династии Мин

Участки стены, что неплохо сохранились до наших дней, с 1368 по 1644 гг. построили представители династии Мин. Для этого они использовали кирпич и каменные блоки, которые делали сооружение значительно крепче и надёжнее, чем до этого. Именно в это время Великая Китайская стена была построена в Шаньхайгуане и соединена с западной заставой Юймэньгуань.

Эффективность стены как оборонного сооружения

Несмотря на то что китайцам удалось возвести стену впечатляющих масштабов, как оборонное сооружение она никуда не годилась: враги без труда отыскивали плохо укреплённые участки, в крайнем случае – банально подкупали стражников.

Примером эффективности этого сооружения как оборонной конструкции вполне могут послужить слова средневекового историка Ван Сытуна, который говорил о том, что когда власти объявляли о возведении стены на востоке страны, варвары обязательно нападали с запада. Они с лёгкостью разрушали стены, перебирались через них и грабили – что хотели и где хотели. Когда они уходили, стены начинали возводить снова.

Несмотря на все критические замечания, в наше время китайцы придали своей стене новое значение – она стала символизировать несокрушимость, выносливость и созидающую мощь нации.

Что разрушает стену


Фрагменты стены, которые значительно удалены от туристического паломничества, находятся в ужасающем состоянии. При этом разрушает их не только время. Факты гласят, что в провинции Ганьсу из-за нерационального способа ведения сельского хозяйства пересохли почти все подземные источники, поэтому в последнее время этот район стал местом возникновения сильнейших песчаных бурь. Из-за этого здесь уже исчезло с лица земли около сорока километров стены (из пятидесяти), а высота уменьшилась с 5 до 2 метров.

Несколько лет назад в провинции Хэбэй участок стены, протяжённость которого составляла около тридцати шести метров развалился из-за многодневных ливней.

Довольно часто стену разбирают местные жители, когда собираются построить там, где она проходит, деревню или же банально нуждаются в строительном камне для возведения своих домов. Другие факты свидетельствуют о том, что стену разрушают при строительстве шоссе, железной дороги и т.п. У некоторых «художников» поднимается рука разрисовывать стены граффити, что также не способствует целостности образа.

Строительство первых участков этого грандиозного объекта началось еще в период Воюющих царств в III веке до н. э. Великая китайская стена должна была охранять подданных Империи от кочующих племен, которые часто нападали на населенные пункты, развивающиеся в центре Китая. Еще одна функция этого грандиозного объекта состояла в том, чтобы четко зафиксировать границы китайского государства и способствовать созданию единой империи, которая перед этими событиями была составлена из множества завоеванных царств.

Строительство Великой китайской стены

Построена Великая китайская стена была достаточно быстро – в течение 10 лет. Во многом этому способствовала жестокость правившего в то время Цинь Ши-хуанди. Для ее строительства были задействованы почти полмиллиона человек, большинство из которых умерло у подножий этого объекта от тяжелого труда и истощения. В основном это были солдаты, рабы и землевладельцы.

В результате строительства Великая китайская стена протянулась на 4000 км и через каждые 200 метров на ней были установлены сторожевые башни. Спустя два века стена была расширена на запад, а также в глубь пустыни, чтобы защитить от кочевников торговые караваны.

Со временем это сооружение утратило свое стратегическое назначение, стеной перестали заниматься, что способствовало ее разрушению. Вторую жизнь Великой китайской стене подарили правители династии Мин, находившиеся у власти с 1368 по 1644 год. Именно в их времена снова начались грандиозные строительные работы по реставрации и расширению Великой .

В результате она протянулась от Ляодунского залива в пустыню Гоби. Ее длина стала составлять 8852 км, включая все ответвления. Средняя высота в те времена достигала 9 метров, а ширина варьировалась от 4 до 5 метров.

Современное состояние Великой китайской стены

Сегодня только около 8% Великой китайской стены сохранили свой первоначальный облик, который был придан им во время правления династии Мин. Их высота достигает 7-8 метров. Многие участки так и не смогли сохраниться до наших дней, а большая часть оставшейся стены разрушается из-за погодных условий, актов вандализма, строительства различных дорог и других объектов. Некоторые участки подвергаются активной эрозии из-за неправильного ведения сельского хозяйства в 50-90-ых годах прошлого века.

Тем не менее, с 1984 года стартовала программа по реставрации этого важного культурного и исторического сооружения высочайшего уровня. Ведь Великая китайская стена до сих поря является архитектурным памятником и местом массового паломничества туристов со всего мира.