27.02.2019

Колонна - это важный архитектурный элемент. Колонна – все, что необходимо знать о предназначении и применении


Верхняя часть колонны, которая может быть декорирована лепниной. Кольцо-переходник находится в месте соединения капители и ствола колонны, оно может скрывать разницу между диаметрами этих элементов колонн. Стволы колонны представляют ее основную центральную часть, они могут быть гладкоствольными и их декорировали бороздками. Некоторые виды колонн имеют одинаковый диаметр по всей высоте, сужаться кверху, расширяться в центральной части. Базы колонн бывают круглыми, восьмигранными. Их устанавливают на пол. Под базой может быть установлен плинт квадратной формы с размером стороны, равной диаметру базы. В каждом ордере предусматривались определенные элементы колонн и их пропорции. Элементы колонн: Верхний элемент колонны дорийского ордера - капитель, состоял из эхины - круглой части с криволинейным профилем, квадратной абаки. Греческий и римский дорический ордера отличались оформлением: в греческом ордере под эхином проходит бороздка, а в римском - выпуклый профиль. Римские колонны устанавливались на базы, а греческие - на стилобат. Архитрав гладкий, у некоторых римских колонн архитрав разделен на фасции. Капитель от ствола отделена врезами гипотрахелиона (шейкой) - количество врезов 1-4. Центральный элемент колонны дорической - ствол - украшен примыкающими друг к другу неглубокими, обладающими острыми гранями каннелюрами. Количество каннелюр - 20. Пропорции элементов колонн дорического ордера были описаны Ветрувием: за модуль был взят нижний радиус колонны, 14 модулей составляла высота (для римских колонн, согласно Виньоле, высота составляла 16 модулей), высота базы - 1 модуль, капитель составляла 1 модуль. Элементы колонн ионического ордера во многом схожи с дорическими, они имеют основание, ствол и капитель. При этом основание стоит на плинте - квадратной плите. Базы имели выпуклые элементы - торусы (полувалы) с орнаментом, желобками, скоциями (вогнутыми элементами). Капитель украшена со стороны фасада волютами на эхине. С боков завитки волют соединяются валами - балюстрами, похожими на свитки. В более поздний период волюты стали располагать с четырех сторон. Эхины располагались таким образом, как будто бы выходили из-под волют. Абака и эхин декорировались лепниной в виде иоников, овов (яйцеобразные элементы), листьев, стрелок. Количество каннелюр на стволе - до 24, борозды разделялись дорожками, и их глубина была глубже, чем у дорических колонн. Ионический ордер стал основой храма Херы на Самосе (570—560 гг. до н. э. архитектор Роикосом), храм Артемиды Эфесской - одно из «Семи чудес света». Пропорции элементов колонны ионического ордера отличаются от дорических: высота варьировалась от восьми диаметров ствола до девяти диаметров в основании. Ионические колонны в Малой Азии имели базу со сложным орнаментом, в основе которой цилиндрический элемент и торус. В некоторых случаях было еще одно основание из трех частей, состоящих из двойного валика, и разделяющихся скоциями. У аттического ионического ордера (в ансамбле афинского Акрополя) база расширена книзу, состоит из торсов, которые делятся скоцией, а вот плинты может не быть.

Элементы колонн дорического и ионического ордера.

Опираясь на новые технологии и особенности полиуретана, можно украшать современные частные и общественные здания античным классическим декором.

Колонна является одним из древнейших элементов архитектуры, сопровождающих постройки человека на протяжении тысячелетий и находящих самое разнообразное применение как снаружи, так и внутри сооружений. Утилитарная функция колонны как опорной конструкции со временем плавно перешла к роли декоративного элемента. Обычно колонны бывают цилиндрической формы, но встречаются виды колонн в архитектуре квадратной, многогранной, а также прямоугольной. Архитектурная колонна состоит из трёх деталей:

  1. Нижней части или базы (основания), на которой лежит основная нагрузка. Основание иногда декорируется горизонтальными желобками и используется не на каждой колонне.
  2. Основной части или ствола, который бывает гладким или украшенным канелюрами (вертикальными желобками).
  3. Верхней части или капители, которая украшается барельефами, волютой или пальметтой. Капитель также может отсутствовать в колонне.

Виды архитектурных колонн

Колонны представлены 5 типами:

  1. Дорические. Дата появления этого типа колонн относится к VI веку до нашей эры. Колонны отличались монументальным, лаконичным видом и состояли из ствола с канелюрами и капители без украшений.
  2. Ионические. Эти колонны античных времен выглядели более утонченно и изысканно, отличались декоративными украшениями всех составных частей колонны. Капитель обычно оформлялась в виде противоположно расположенных двух завитков.
  3. Коринфские. Колонны характеризовались насыщенным декорированием, обязательным наличием канелюр, декора и украшений, особенно капители с листьями аканта.
  4. Тосканские. Вид колонн, возникших в Древнем Риме, выглядит легким и воздушным, с простым основанием и столбом без канелюр.
  5. Композитные. Разновидность колонн, сочетавшая элементы ионической и коринфской моделей, у которой капитель выделялась украшениями в виде фигур птиц, животных или листьев аканта.

Колонны в интерьере современных помещений

Элемент, являющийся одним из символов античной архитектуры, сегодня вновь стал применяться в интерьерах помещений, в том числе квартир, домов, общественных зданий. В последнее время колонны в интерьере больше используются для украшения, но могут быть использованы в качестве несущего элемента в просторных помещениях, при перепланировке жилых квартир или для замены стены (несущей).

Декор колонны в квартире позволяет зонировать пространство, расставлять определенные акценты и подчеркивать значение определенных элементов (камина и т.д.). Зонирование пространства является наиболее распространенной функцией вертикальных колонн в интерьере квартир, подразумевающим огромное множество вариантов. С помощью колонн можно подчеркнуть определенную часть помещения или отделить гостиную от обеденной зоны, холл от гостиной комнаты, столовую от кухни.

Актуально применение простых по конструкции колонн в конструкциях с низкими потолками – можно зрительно их приподнять. Колонны чаще устанавливают в качестве оформления для арки и у винтовых лестниц. Можно использовать части колонн: пилястры или колонны без капители.

Порой колонны используют вместо маленьких шкафов или полочек. Подобные пустые внутри фальшколонны из гипсокартона или полиуретана выполняют практическую функцию в комнате. На барной стойке невысокая колонна может преобразоваться в мини-бар, а соединив между собой низкие колонны можно сделать, например, нишу для подсветки.

Необычны колонны в интерьере ванной комнаты, если колоннами окружена ванна или выделено место для зеркала. Иногда в гостиной или на кухне встречается неудачное размещение коммуникационных сооружений. Такие детали могут быть оригинально обыграны с помощью колонн и скрыты.

Материалы для изготовления колонн

Архитектурные колонны для интерьера производятся из декоративной штукатурки, камня, мрамора, металла, полиуретана, а также дерева. Привычные классические мраморные или каменные столбы встречаются редко по причине дороговизны. Если от колонны не требуется опорная функция, то можно использовать гипсокартон или полиуретан. Популярны деревянные колонны, служащие опорой и декоративным украшением помещения. Порой колонны инкрустируют полудрагоценными камнями или окрашивают в разные цвета, покрывают декоративной штукатуркой или мозаикой.

Различные виды колонн в архитектуре больших помещений загородных домов и небольших комнат типовых квартир могут прекрасно вписаться. Правильный подбор размера и расположения этих элементов позволит создать гармоничный дизайн жилища.

Видео: Водно-пузырьковая колонна в квартире

Колонна Колонна

(франц. colonne, от лат. columna - столб), архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора, стержневой элемент здания, несущей конструкции здания и ордеров архитектурных. Возникла как простейший элемент стоечно-балочной конструкции; получила художественную интерпретацию и классические формы в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. В классических архитектурных ордерах главная часть колонны - ствол, обычно утончается кверху, иногда получая при этом криволинейные очертания или "припухлость" (энтазис), и обрабатывается вертикальными желобками - каннелюрами. Ствол покоится на простой или сложной базе и увенчивается капителью. Колонна применяется в композиции как фасадов зданий, так и их внутреннего пространства; её художественная выразительность и значение определяются пропорциями, членениями, пластической обработкой, а также соотношением высоты и диаметра с интерколумнием и размерами сооружения в целом. В ряде случаев колонна используется в качестве опоры для арок или сводов. Отдельно стоящие колонны, часто увенчанные скульптурой, обычно служат памятниками (например, Александровская колонна). В каркасных зданиях колонна (каменная, железобетонная, металлическая, деревянная) - один из основных элементов каркаса, воспринимающих нагрузку от прикреплённых к ним или опирающихся на них других элементов (балок, ригелей, ферм).

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

коло́нна

(франц. colonne, от лат. columna – круглый столб), архитектурно обработанная вертикальная опора, круглая в сечении; главный элемент несущей конструкции зданий и архитектурных ордеров (см. ст. Ордер архитектурный ). Прототипами колонн были деревянные (из стволов деревьев) или каменные круглые столбы, на которые опирались крыши древнейших построек, созданных на основе простейшей стоечно-балочной конструкции . Колонна состоит из гладкого или с вертикальными желобками-каннелюрами ствола, завершается пластически обработанной капителью (от позднелат. capitellum – головка), обычно опирается на базу. Ствол колонны может иметь утолщение в середине – энтазис, зримо выражающий образ упругого несения тяжести опорой.

Художественную выразительность колонны определяют её пропорции: соотношение длины к диаметру, длины и диаметра к интерколумнию (расстоянию между колоннами) и к размерам всего сооружения. В Древнем Египте избыточно мощные, тесно поставленные колонны напоминали огромные связки папируса или цветущего лотоса, рядом с которыми человек казался маленьким и ничтожным (Луксор, Карнак ). В крито-микенской архитектуре деревянные колонны утончались книзу, уподобляясь сталактитам, свисающим со сводов пещер (т. н. Колонный зал Кносского дворца на о. Крит, 17–16 в. до н. э.). Особое совершенство, соразмерность человеку отличает древнегреческие колонны (Парфенон, 447–438 гг. до н. э., архитекторы Иктин и Калликрат, храм Ники Аптерос на афинском Акрополе , 442–420 гг. до н. э., архитектор Калликрат). В Древнем Риме колонны часто утрачивают конструктивное значение, становясь элементом архитектурного декора (Колизей , 75–80 гг.). В Средневековье и последующие эпохи колонны становятся опорами не только для балочных перекрытий, но и для арок и сводов.


Отдельно стоящие колонны обычно служат памятниками: колонна римского императора Траяна на форуме Траяна в Риме, 113 г., воздвигнутая в честь победы римлян над даками; Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге (1830–34, архитектор А. А. Монферран) – монумент в ознаменование победы России в Отечественной войне 1812 г. Колонны, украшенные носами кораблей, называют ростральными.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Колонна" в других словарях:

    Колоннада … Русское словесное ударение

    - (фр. colonne столб). 1) столб, поддерживающий или украшающий какую нибудь часть здания. 2) памятник в виде столба. 3) известный строй войска. 4) корабли, построенные в несколько линий. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    КОЛОННА, колонны, жен. (итал. colonna) (архит.). 1. Архитектурное сооружение, имеющее вид высокого цилиндра и чаще всего служащее опорой фронтонов или внутренних частей зданий. Портик с колоннами. «Я… дом построил, с колоннами, огромный…»… … Толковый словарь Ушакова

    Колонна - – вертикальная опора здания, сооружения, воспринимающая вертикальные нагрузки от других элементов (балок, ферм, арок, сводов и т. п.) [Новый политехнический словарь, Москва, Научное издательство, 2000 г.] Колонна – (фр. colonne от лат … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    КОЛОННА, жен., лат. столб, столп, стояк; подставка, подпорка; одинокая колонна, в виде памятника, стойло. Украшение столпов или колонн определяются в зодчестве орденами, условным порядком, к которому они относятся. | Конная, пешая колонна,… … Толковый словарь Даля

    Вертикальная линейная конструкция, высота которой значительно превышает ее поперечное сечение. Колонна предназначенная для восприятия вертикальных (в меньшей степени горизонтальных) нагрузок.

Колонны мы встречаем ежедневно и воспринимаем их как часть архитектурного ансамбля. Но колонны - это не всегда прикладной элемент архитектуры. Их воздвигали как памятники и даже как ритуальные сооружения.

Первые колонны

Первыми колонны стали строить египтяне. Самыми древними из них считаются колонны, сооруженные при строительстве пирамиды Джосера (2650 год до нашей эры). 40 десятиметровых колонн. Архитектор Имхотеп соединил каждую из них со стеной с одной стороны.

Самыми крупными из сохранившихся колонн можно считать колонны из храмового комплекса в Баальбеке (Ливан). Высота колонн храма Юпитера составляет 22 метра, вокруг храма также была колоннада из 54 огромных колонн. Сегодня их осталось только шесть.

Зачем нужны колонны?

Представление о том, что колонна - это исключительно архитектурный элемент неверно. Существует несколько видов колонн, не имеющих никакого отношения к прикладной опорной функции колонн как части здания. К таковым относятся вотивные колонны, триумфальные, ростральные и изобразительные.

Вотивные колонны называются так от латинского слова "votum" - обет. То есть это не что иное как "обетные колонны". На них изображались так называемые вотивные, посвященные божествам предметы. Изображались они, как можно понять, с целью призвания божественной благодати, ради исцеления или исполнения какой либо просьбы. Вотивные колонны ставились у античных храмов на священном участке.

Триумфальные колонны воздвигались в честь какого-нибудь значительного события (Александровская колонна в Санкт-Петербурге воздвигнута в честь победы в Отечественной войне 1812 года), либо в честь какой-либо исторической личности (колонна Траяна в Риме, колонна Наполеона в Париже).

Ростральная колонна называется так из-за того, что её ствол украшен носами кораблей или их скульптурными изображениями. По-латински "columna rostrata" переводится как "украшенный частями трофейных кораблей". Такие колонны устанавливались в честь морских побед, либо как символ могущества страны (ростральные колонны в Санкт-Петербурге). Первые ростральные колонны были воздвигнуты в Древнем Риме в честь победы Рима над Карфагеном.

Какими бывают колонны?

В архитектуре встречается множество видов колонн. Друг от друга они отличаются как по своему предназначению, так и по типу ордеров, к которым они относятся. Слово "ордер" произошло от латинского "ordo", что переводится как строй, порядок. Всего выделяют пять классических типов ордеров. Греческие: дорический, ионический, коринфский. Римские: тосканский и композитный.

Дорические колонны часто не имеют базы, украшаются двадцатью каннелюрами (желобками), других декоративных элементов не имеет. Ионические колонны всегда имеют базу. Основное отличие ионической от дорической колонны заключается в капители. У капители ионической колонны есть волюты (спиралевидные завитки с глазком в центре), с боковой стороны они соединяются между собой балюстрами. Также ионическая колонна более стройная, чем дорическая.

Коринфские колонны

Отличие коринфской колонны от ионической - в оформлении капители. У коринфских колонн она колоколообразная, украшена рядами стилизованных листьев аканта, образующих двойную корону, встречаются в оформлении и другие растительные узоры.

Первый из римских типов колонн - тосканский - похож на упрощенный дорический, но отличается от него отсутствием каннелюр. Композитные колонны - самые сложные из классических типов колонн, совмещают в себе черты ионических и коринфских капителей, по классификации Джакомо да Виньола (итальянский теоретик и архитектор позднего Ренессанса) к композитным колоннам относятся все колонны с капителями, не попадающими под общую классификацию.

В отдельную категорию можно выделить так называемые "изобразительные" колонны Древнего Египта. Они "копировали" природу Египта. В эпоху Нового Царства были распространены папирусовидные колонны с открытым и закрытым бутоном. В эллинистический период также стали популярны лотусо - и пальмообразные колонны со сложной капителью.

Колонна на водке

Александровская колонна в Санкт-Петербурге - одно из самых монументальных сооружений такого рода в в мире. Её вес - 700 тонн, причем колонна свободностоящая, то есть остается на месте только благодаря своему весу. Этот величественный памятник русской победе над Наполеоном был воздвигнут архитектором Огюстом Монферраном, который до этого был автором Исаакиевского собора. После сооружения Александровской колонны, которая была посвящена как Александру I, так и Александру Невскому, российский император Николай I сказал зодчему: "Монферран, вы обессмертили себя!".

Работы по установке колонны проводились зимой. Чтобы соединение монумента с фундаментом было более надежным Монферран специально приготовил "хитрый" раствор - смешал цемент с водкой и прибавил к раствору одну десятую часть мыла. Благодаря этому монумент удалось надежно центровать.

Когда 25-метровый столп был поставлен на место, ещё долго жители Петербурга боялись того, что эта громада рухнет. Чтобы избавить народ от плохих предчувствий, Огюст Монферран ежедневно устраивал показательный моцион у колонны, выгуливая собаку.

В 1920-е годы у большевиков была идея водрузить на Александрийскую колонну статую Ленина, но нарком просвещения Луначарский велел "оставить ангела в покое".

цилиндрическая вертикальная опора, обычно суживающаяся кверху и сделанная в едином блоке (монолитная), или составленная из неск. цилиндрических частей (барабанов). В антич. архитектуре К. состоит из базы, ствола и капители .

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОЛОННА

Или???????, также????, столб, колонна. Первоначально столбы служили только для удобства, как подпора крыши; сначала они состояли, вероятно, из древесных стволов или неотесанных каменных глыб и только мало-помалу приняли более изящную форму. Они употреблялись в каждом доме и храме, т. к. портик составлял существенную часть здания, и отсюда вообще во всех строениях, а также на могилах и при других памятниках (ср. Domus, Дом , Templum, Храм , Sepulcrum, Погребение). В Греции различались три ордена К.: дорийский, ионийский и коринфский. Дорийский и ионийский появились почти одновременно, и дорийским впоследствии назывался более древний архитектурный стиль (процветавший сначала, по-видимому, в государствах недорийских, как, напр., в Афинах), вероятно, лишь потому, что он отличался от того стиля, который, по свидетельству Павсания, с 33 ол. стал употребляться в малоазиатской Ионии. Оба эти стиля, как доказал это P. W. Forchhammer (?ber Reinheit der Baukunst, 1856), представляют подражание архитектуре деревянных строений. Высота дорийской К. обыкновенно равняется 5, 5 нижним диаметрам колонны; расстояние между К. (на узкой стороне храмов обыкновенно стояли 6 или 8 К., если на длинной их было 13 или 17) тем теснее, чем древнее храмы, но не превышает 1, 5 диаметра колонны. Дорийская К. вовсе не имеет базы, но стоит непосредственно на подстройке?????? или suggestus храма. Стержень (??????? ????? ??????) изрыт 20 (или 16) полукруглыми дорожками (?????????, striatura, ???????, canaliculi, каннелюр) таким образом, что они сходятся в острые грани; эти желобки вырезали уже после постановки К. Отдельные мраморные барабаны (?????????, ?????????), из которых составлен стержень и которые ради большей устойчивости связаны между собой пропущенным в середину куском кедрового дерева, до половины К. незаметно утолщаются (?????????) и затем кверху делаются потоньше; швы снаружи совершенно сглажены посредством шлифовки. Самый верхний барабан, отделенный от прочих горизонтальной зазубриной, был из одного куска с капителью (?????????, ??????, ???????????, ??????????, capitulum) и назывался?????????????; три вырезные кольца (anuli или????????) шли вокруг него. Напротив, вокруг лежащей на нем, круглой, расширяющейся кверху подушки (????????) шли три выдающиеся кольца, вероятно, для того, чтобы дождевые капли не стекали вниз по К. На подушке лежала четырехугольная, обтесанная в четыре грани плита, называвшаяся??????, abacus, последняя часть, посредствующая между подпирающей и устремляющейся вверх К. и горизонтальной верхней частью здания. Непосредственно на абаке покоился архитрав (???????????), гладкая каменная перекладина, простирающаяся от одной К. до другой. На ней лежали, выдаваясь вперед, концами, поперечные балки, одна упираясь на К., другая посреди двух К.; каждый такой конец был обшит плитой, имеющей два целых вдающихся желобка в середине и по одному полужелобку по бокам (?????????). Промежутки между триглифами (метопы, ???????) скоро стали украшаться и с внутренней стороны плитами с рельефными изображениями (???????, фриз). Над поперечными балками крыши (т. е. триглифами и метопами), наконец, лежала значительно выступающая вперед продольная балка, украшенная снизу, в равных расстояниях, маленькими зубчиками или гвоздяными шляпками (????????); по шести таких зубчиков находилось и под каждым триглифом. Ионийский стиль отличается от дорийского не столько построением, сколько орнаментами. Между тем как дорийский стиль, поражая совершенством красоты своих пропорций, производит, сверх того, и впечатление простоты, силы и твердо основанного величия, - ионийский более привлекает взоры стройной легкостью и нежной прелестью своих форм. Ионийские К. сравнительно выше (в 8, 5-9, 5 нижних диаметров), расставлены на большем расстоянии одна от другой и менее утолщаются в середине. Они уже потому выше, что стоят на базах, которые образуют книзу приятный переход от перпендикулярной линии к горизонтальной линии подстройки (suggestus). База бывает или аттическая: на четырехугольной плите (???????) лежат одна??????, один????? или???????? и опять одна??????; или ионийская: четырехугольный???????, два???????? и одна??????, которые кверху несколько суживаются. Вдоль К. проведены 24 каннелюры, более глубокие и узкие, чем у дорийских К., отделенные уже не острыми гранями, а узкими полосками (???????, scamilli). ???????????? преобразовался в????????? и украшается вместо капнелюр 5 листьями выпуклой работы. На нем лежит очень небольшой, украшенный так называемым жемчужным кольцом (???????????) выпуклой работы эхин; над последним же иногда еще небольшая??????. Над этим находится четырехугольная подушка (?????, volutae), спереди и сзади которой проходит рядом множество небольших линий или каналов, которые, свертываясь в рогообразные завитки (????????), при своем соединении образуют небольшие круглые выпуклости (´????????). С боков эта подушка представляет существенно различный вид. На завитках лежит еще маленький четырехугольный абак, украшенный жемчужными кольцами. Архитрав состоит из 3 несколько выдающихся одна над другой горизонтальных балок (fasciae, ???????). Концы покоящихся на архитраве поперечных балок обложены одним сплошным фризом (???????) с рельефными изображениями людей или животных. У коринфской К. база и стержень такие же, как у ионийской; зато????????? охватывает всю капитель, он имеет вид цветочной чашечки (???????), состоящей из 2 рядов листьев аканфа (по 8 листьев в каждом), перемешанных с другими украшениями; из них вырастают 4 кверху завернутых наподобие завитков стебля (??????) с меньшими листьями. На этом покоится небольшой расширяющийся кверху абак, а затем ионийский архитрав. Эта коринфская капитель изобретена, по свидетельству Витрувия (4, 1, 9), ок. 415 г. до Р. X. архитектором и скульптором Каллимахом Афинским, который славился своей тонкостью и своим изяществом в деталях; она была, кажется, впервые применена при постройке храма Алейской Афины в Тегее в 395 г. до Р. X.; там именно между дорийской и ионийской колоннадами находился еще третий ряд колонн коринфских. Греческие К. имеют, в сущности, настоящее значение и применение в архитектуре единственно как подпора крыши. Они смягчают, главным образом, своей капителью, переход вертикальной, устремляющейся вверх и подпирающей линии в продольную горизонтальную, которая величаво лежит на всем здании греческого храма, имея господствующее значение. Со всех сторон они обнаруживают полнейшую соразмерность пропорций. Спокойное величие и всеустрояющее могущество богов, которые сами живут в храме, скрываясь в таинственном мраке от всего мирского, пластически выражено в этой форме, чуждой всего фантастического, зато пленяющей простой, но внушительной красотой. Но мало-помалу К. стали особым украшением всякого рода великолепных зданий, преимущественно портиков (????) и базилик. Такое же значение имели и полуколонны, и кариатиды (представляющие, напр., в Эрехтее высеченных из мрамора девиц с корзинами на головах). Впоследствии воздвигались часто и отдельные К., иногда значительных размеров, в виде памятников в честь знаменитых мужей. Римляне не изобрели никакого нового стиля и пользовались при постройках по большей части коринфским стилем. Так называемая римская или сложная (composita) К. - не что иное, как разукрашенное видоизменение коринфской; капитель ее составлена из капителей коринфской и ионийской К. вместе. Тосканская или этрусская К. с простой базой и такой же капителью отличалась более толстым, сравнительно с высотой, стержнем; поддерживая не каменный, а деревянный архитрав, допускала гораздо большие промежутки; вообще же она отличалась простотой и силой, вследствие чего и называлась также rustica. Из отдельных К. в Риме в особенности известны нам следующие:

a) К. Антонина, воздвигнутая сенатом, из гранита; найдена в 1704 г.;

b) К. Марка Аврелия, из белого мрамора, поправленная папой Сикстом V и посвященная апостолу Павлу;

c) К. Траяна, красивейшая из всех и стоящая до сих пор на своем месте, состоит из 34 кусков белого мрамора, вышиной с постаментом (??????????) в 117 футов, внутри пустая и снабженная витой лестницей в 184 ступени. Снаружи украшающие ее рельефы представляют 2500 человеческих фигур из дакского похода;

d) К. Цезаря с надписью «Parenti patriae» на форуме, вышиной в 20 футов из нумидийского мрамора; после смерти Цезаря она была разрушена Долабеллой;

e) Col. Maenia, массивная К., поддерживавшая балкон перед домом ее строителя Мения, где судили рабов, воров и должников, вследствие чего такого рода преступники назывались columnarii;

Неполное определение ↓