23.09.2019

Проповедь святейшего патриарха кирилла в праздник рождества пресвятой богородицы во владивостоке. Проповедь патриарха в праздник рождества пресвятой богородицы


Цитата месяца

Радость по Богу бывает продолжительна и тверда, надежна и постоянна, не нарушается никакими неожиданными обстоятельствами, но еще более возвышается от самых препятствий.

Святитель Иоанн Златоуст

Календарь

Братья и сестры, мы дожили до очередного сокровенного момента, который случается каждый год, - до наших всеобщих именин. Начинаются они сегодня со дня слепого Вартимея и продолжаются Неделями о фарисее, о блудном сыне и далее. Надеюсь, никто из нас не скажет, что он не слепец духовный и не блудный сын? Поэтому предлагаю запастись подарками и дарить всем, отрезвляя и себя в понимании собственной сути.

Флористика - одно из самых прекрасных направлений для творчества, а храмовая флористика в разы увлекательнее и интереснее, но в то же время ответственнее, ведь она имеет множество строгих правил и нюансов. А из своего опыта я бы отметила, что у храмовой флористики есть даже духовные задачи.

Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы. 21 сентября 2012 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Каждый раз, когда приходится размышлять о празднике Рождества Пресвятой Богородицы, приходится напоминать о начале литургического года, о том, что (не строго богословски) Новый Завет начинается именно сейчас. С этого момента начинается жизнь, которая дана нам с пришествием Господа в мир.

Но сегодня мне хотелось бы сосредоточить внимание на других, пусть менее профилирующих, но тоже значимых вопросах: на семье, духовной генетике, рождении в мир человека.

Итак, обращу ваше внимание на интересный факт, на который меня навел один современный богослов. Если мы откроем календарь (а я рекомендую вам открывать его не только для того, чтобы узнать, когда в этом году Пасха, но и просматривать его с богословской точки зрения), то увидим, что в календаре мало праздников, связанных с чьим-либо днем рождения. Это парадокс. Почему? Да потому, что у большинства людей на этот счет совершенно противоположное мнение. Существуют две традиции, связанные с празднованием дня рождения — мирская и церковная, и они диаметрально расходятся. Правда, у нас православных часто бывает смешение, так, что наше сердце неравновесно распределяется, раздваивается и мы подчас не понимаем, куда нам бежать. И только у глубоко церковных духовных людей всё однозначно. В чем здесь дело? А в том, что у каждого человека (за редким исключением) существует иерархия праздников. Самый большой праздник в нашей стране — это, конечно, Новый Год, а после него — День рождения. Каждый человек ощущает этот день центральным для себя, напряженно ждет его, иногда нервничает, переживает. Я не говорю о тех людях, которые пытаются не праздновать свой День рождения либо по причине воспитанности и скромности, либо по причине страшной закомплексованности и ощущения своей неполноценности, боязни, страха, что еще хуже, так как там нет ни скромности, ни обыкновенного человеческого торжества. Почему значимость этого дня для нас важна? Только потому, что мы бытие очень ценим. То есть, это у нас, как я не раз упоминал на проповедях, слабое место. Жизнь, которую нам дал Господь, мы постоянно ругаем и ею недовольны и с удовольствием расстались бы с бытием, якобы это для нас не ценность (здесь много аберраций, наносных явлений, в психике нашей намешано много слоев, в которых мы сами разобраться не можем), но в конечном счете мы его ценим, и день этот ждем, и он для нас важен, как некоторый итог. Так или иначе, мы определенный отрезок жизни проживаем, и с каждым годом он становится все больше и больше. Сознательно или нет мы ждем этого итога — нам важно, насколько мы значимы в этой жизни, насколько мы востребованы, как велики наши профессиональные заслуги, реализованы ли наши наработки (где-то же мы действуем, функционируем), насколько это всё имеет подлинный плод, насколько это имеет отзвук в объективном мире. И поэтому, когда звучат поздравления и произносят их близкие и дальние нам люди, мы понимаем, насколько мы востребованы. Помимо этих моментов существует масса других: подарки, гости, слава и честь.

Мы тоже в этом участвуем, но церковное сознание делает акцент на другом. В начале своих размышлений я напомнил о календаре потому, что, когда мы его листаем, видим, что в нем основное — не рождество, не дни рождения, а дни смерти. Весь Святоотеческий Патерик, который в календаре представлен, — это даты смерти святых. И человек, приходя к Купели Крещения, крестится и в дальнейшем по церковной практике справляет не день рождения, а день тезоименитства или, как его еще называют, День Ангела, что у нас тоже требует своего уточнения, потому что День Ангела — это не день тезоименитства. Это сейчас в день Крещения дают свидетельства, в которых сохраняется дата Крещения. Раньше никаких свидетельств не давали и дата Крещения терялась. Но строго по форме богословской мы празднуем день тезоименитства (от слова «тезка»), родители выбирают, какое нам дать имя, и с этим именем затем идем по жизни, а имя, конечно, какого-то святого, который почил от дел своих и прославил Бога своей жизнью, и мы этого святого молим о помощи. Поэтому получается совершенно два разных момента: один — наш день рождения, другой — день смерти святого. Почему здесь такое раздвоение, почему Церковь так выбирает? Ответ достаточно прост.

В духовной традиции, выходящей даже за рамки самого христианства, в мудрости человеческой встречается такое заключение, что не очень понятен итог жизни до смерти. Народная мудрость гласит: «Конец — делу венец». Он (итог), завершая всё, и дает знак (плюс или минус) нашей жизни. Конечно же «несть человек, иже жив будет и не согрешит», поэтому итог святости может быть дан только после смерти, со всеми деталями и оттенками, открывшимися нам Богом. Поэтому памятование о последнем часе своей жизни сильно отрезвляет. Это некая осторожность и духовная педагогика. Разумный ракурс этого следования — ты сначала проживи, а потом будем торжествовать. Поэтому сосредоточенность нашего святого именно на часе смертном, который есть итог этой жизни, и поэтому мы празднуем духовную сторону этого события. Биологическая сторона в данной ситуации притушена, поскольку биологически процесс ничего не означает, не гарантирует, кроме как вероятной неудачи.

Но, обратите внимание, мы сейчас находимся в праздновании именно Рождества. Не смерти, а Рождества Пресвятой Богородицы. Еще в календаре мы найдем два Рождества — Рождество Христово и Рождество Иоанна Предтечи. Один великий человек, а другой Бог, и всё этим сказано! Этим задается некий эталон и часа смерти, и часа рождения. Особенно это связано с Иоанном Предтечей и Божией Матерью. Здесь дан эталон семейной жизни. Почему это так ценится, почему это так глубоко и какая корреляционная связь здесь с нашей жизнью просматривается?

Семья и жизнь Божией Матери необычайно показательны, и в самой Церкви задано великое торжество именно Рождества. Ибо всё Ей удалось: и вход в эту жизнь — Рождество, и час смерти — Успение. И как сильно мы страдаем, не имея ни достойного рождения, ни достойно прожитой жизни, ни достойной смерти. И наше первое дело сегодня — всецело погрузиться в факт этого Рождения и посмотреть на семью Пресвятой Богородицы, что она собой представляла. Какие жизненные перипетии ее сопровождали?

Погружаясь в атмосферу того времени, в момент Рождества Пресвятой Богородицы, можно воистину поразиться с одной стороны великим чудом, с другой — великими искушениями, которые сопровождали эту семью. По сути, точно такими же, а, может быть, и хуже, чем у нас. Иоаким и Анна. Церковь непрестанно славит их имена, в каждом отпусте мы слышим о них, но какова была их жизнь? Их жизнь была глубоко трагична до момента рождения Божией Матери. Будучи совершенно праведными, они имели от Бога страшное испытание. Тогда отношение к бездетной семье было не таким, как сейчас. Сейчас, если нет детей, для кого-то это, может, и горе, а для кого-то — даже и радость. Многие сейчас думают, что дети и не очень-то нужны, но в атмосфере ветхого древнего мира дети означали продолжение самого рода, а их отсутствие — вымирание рода. А еще — ветхозаветный израильский менталитет, когда все ждали Мессию, Который должен был родиться из их народа. Поэтому каждая израильская семья должна была обязательно родить ребенка, чтобы его глазами увидеть Мессию. Если есть дети — есть перспектива, если детей нет — нет глаз, которые Мессию увидят. И еще: если нет детей, значит, есть какой-то тайный страшный порок, за который Бог не дает детей. Непостижимо, как Анна преодолевала всё это на протяжении стольких лет. Кратко Священное Писание и святоотеческое наследие нам говорит, что испытание было, конечно, не по силам. И, естественно, сама Анна была близка к отчаянию неоднократно: столько лет терпения, заканчивается репродуктивный возраст, никаких перспектив, возраст перевалил за шестьдесят. Мы можем здесь для себя почерпнуть атмосферу их семейного уклада. Как они общались между собой и как обращались к Богу? У нас обычно происходит так: «помянем» всех, Богу директивы выпишем и, впадая в отчаяние, зальем горе горькой. Но раз родилась Божия Матерь, раз Она родила Богочеловека Христа, значит в этой семье ничего из вышеперечисленного не было. Вот ведь какая семья. Мы бы стали выяснять, кто виноват, считая виновными кого угодно, но только не себя любимых. А в семье Иоакима и Анны был мир и покой, потому что Божия Матерь родилась без греха. У Нее был только первородный грех, но человеческого личностного греха у Нее не было. Это, конечно же, один из удивительнейших фактов, запредельный в своем понимании. И вот здесь я как раз и обращаюсь к понятию «духовная генетика».

Чистота Божией Матери потому только и могла состояться, что, помимо Ее самой, передана была Ей родителями. Они не передали Ей страстей. Именно поэтому столько времени из многих родов выводилась эта семья, из родов Давида, поколение за поколением, все лучшие и лучшие — и вдруг совершенные, самые прекрасные. И у самых прекрасных такое испытание, и они его достойно выдержали. Столько здоровья было в них, столько прекрасного, что под таким давлением они смогли сохранить оптимизм, радость и полностью вверили свои жизни в волю Божию. Нам такое только и переписывать для себя в книгу своей жизни и складывать в свое сердце, потому как и небольшое испытание способно разрушить нас до основания. Еще раз возвращаюсь к духовной генетике. Да, она есть. Почему всегда приходится говорить одной или другой матери: «Не ори на своего ребенка»? Да потому, что она транслирует это через рода внукам и правнукам, идет страшное продуцирование страстей из поколения в поколение. И до зачатия уже всё формируется, весь семейный уклад. И когда мы встречаемся с этим праздником, видим семью Иоакима и Анны, и маленькую Девочку, Которая появилась у Анны в таких годах, понимаем, что сила Божия проявляется самым неожиданным образом и потому никогда не надо ничего программировать и думать по своему разумению, как и что. Может, не дано детей счастья нашего ради, потому что так Он распорядился и нашел оптимум для каждого из нас. Что здесь возражать, Ему виднее.

Таким образом, мои соображения направлены на наши семьи, на то рождение и на ту радость, которую мы тоже должны иметь и справлять. Церковь определила вторичность дня рождения — это очевидно, но она также имеет торжество по факту сегодняшнего события, рождество Церковь тоже славит, но только когда все надежно и определенно, когда это рождество действительно святого человека. И хорошо бы нам хотя бы отчасти походить на эту святую семью, позаимствовать у них способность сопротивляться отчаянию, когда кажется, что нет будущего, что всё потухло, найти ту искорку горения по Боге, которая удержит нас от падения в пропасть. Надо помнить, что для Бога мы необычайно дороги — это должно быть ясно православному человеку. А с раздорами уж как-нибудь Бог разберется. Поэтому почерпнем из этой святой семьи тот подвиг, который потом и явила Богоматерь Своей жизнью, благодаря, конечно же, в том числе и Своим честны м родителям.

С этими соображениями, с этими мыслями давайте помолимся сегодня, чтобы этот праздник вошел в наше сердце и оплодотворил нашу душу, чтобы семьи наши поменьше видели страстей, крика, надрыва и побольше мира, покоя, жертвенной любви ко всем и вся. Помоги нам, Господи, в этом. Аминь.

Митрополит Сурожский Антоний


В Своем Евангелии Господь и Бог наш говорит: Когда наступает время младенцу родиться, то бывает скорбь: когда же родится – пребывает одна радость, ибо новая жизнь вошла в мир... И когда рождается ребенок, окружающие дивятся: какова будет судьба этого младенца? Рождение младенца – только первый день его; какова будет долгая чреда дней, составляющих человеческую жизнь? И каков будет последний день, который подведет итог всему, что было жизнью этого человека?


С егодня мы празднуем рождение Божией Матери, и наша мысль обращена к Ней. Она родилась – снова, как говорит Евангелие, – не от хотения плоти и не от хотения мужа; Она родилась от Бога. Она родилась как последнее, заключительное звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, которые на протяжении всей человеческой истории боролись: они боролись за чистоту, боролись за веру и полноту, боролись за цельность, боролись, дабы на первом месте в их жизни был Бог, и они поклонились бы Ему в истине и послужили Ему со всей верностью. В этом длинном ряду людей были и грешники, в жизни которых, может быть, была только одна черта, искупающая их существование; были в нем и святые, в чьей жизни едва сыщется какой недостаток. Но всем им приходилось бороться, и у всех них одна черта была общей: они боролись во имя Божие – против самих себя, не против других – для того, чтобы восторжествовал Бог. И постепенно, из столетия в столетие, они подготовили Наследницу своего рода, Которая должна была родиться, как и всякий младенец, в ряду добра и зла, греха и святости, но была бы таким ребенком, который изберет добро с самого начала и будет жить в чистоте и во всецелой верности своему человеческому величию...


С егодня родилась Божия Матерь; сегодня начинается преодоление того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения; родилась Та, Которая станет Мостом между Небом и землей; Та, Которая станет Дверью Воплощения, дверью, раскрывающейся на Небо. Будем радоваться сегодня, ибо начало спасения пришло; станем думать о Ней с лаской, дивиться на Нее и просить Ее научить нас – может быть, не уподобиться Ей, потому что большинство из нас не может на это надеяться, но – любить Ее с благоговением, поклоняться Ей так, чтобы стать достойными быть одного с Ней рода: рода человеческого, от которого родился Бог, потому что Она явила такую совершенную верность.


П оздравляю всех с праздником Рождества Божией Матери; поздравляю вас и от себя, и от ваших - наших - братьев, находящихся в Западной Европе, откуда я вчера ко всенощной приехал.

Хочу вам сказать несколько слов о величии этого праздника. Когда человек озирается на себя в этом мире, в котором мы живем, который такой безгранично просторный, которому, казалось бы, нет пределов, он чувствует себя иногда таким бесконечно малым и таким страшно незначительным. И если к этому прибавить человеческую черствость и холодность, то человеку иногда кажется, что он беспредельно уязвим, бессилен, беспомощен, беззащитен и перед лицом людей и перед простором, устрашающим простором нашего мира.

А вместе с этим, если человек оглянется на себя самого уже не по отношению к тому, что вокруг, а войдет внутрь себя, то он обнаруживает в себе такой простор, такие глубины, что весь тварный мир слишком мал для того, чтобы заполнить его до дна. Человек видит красоту этого мира - и не насытится этим видением; он узнаёт бесконечно много о том, как и что Бог сотворил - и знания его до конца не заполняют; ни радость, ни даже человеческое горе не могут до предела заполнить, завершить человека, потому что в нем глубина, превосходящая всё тварное, потому что Бог создал человека таким просторным, таким глубоким, таким беспредельным в духовной его сущности, что, кроме Самого Бога, ничто на свете не может его заполнить, удовлетворить до конца.

И мы это видим с особенной красотой, особенно дивно сегодня в праздник Божией Матери. Она так уверовала в Бога, Она так отдалась Ему, чистым разумом, чистым сердцем, неколеблющейся волей Своей, и чистотою девства и жизни Своей, Она так Ему отдалась, что Ей было дано произнести имя Божие так совершенно, с таким благоговением, с такой любовью, что Слово стало плотью и что в Ней Бог стал человеком.

И этим нам показано, что не только наша душа, наш дух, внутреннее наше естество так создано Богом, что оно может вместить в себе тайну встречи с Живым Богом, но что даже тело наше так создано, что оно может - непостижимым образом! - соединиться с Живым Богом. Да, по слову апостола Петра мы призваны стать участниками Божественной природы; по слову Павла апостола наше призвание - быть храмами Святого Духа. Весь Новый Завет нас учит тому, что через крещение и через приобщение Святых Тайн мы - тело, живое, трепетное тело Христово. Как это дивно и как мы должны относиться не только к вечной нашей душе, но к этому телу нашему, которое призвано к воскресению, к тому, чтобы войти в Царство Божие, и прославленным быть, подобно телу Христову!

В одиннадцатом веке, святой Симеон Новый Богослов, один из величайших подвижников, причастившись Святых Тайн, вернулся в убогую свою келью, сидел на дощатой своей кровати и написал мысли, которые ему тогда пришли; он говорил: я взираю на бренное это тело, на немощную эту плоть и трепещу, потому что причащением Святых Тайн она вся пронизана Божеством, она вся приобщена Христу, она вся преисполнена Духом Святым... Эти бессильные руки - пишет он - стали руками Божиими, это тело стало телом, которым овладел Бог...

Подумайте о том, что нам дано, не только верой нашей, но таинствами Церкви, когда освящается вода, в которую мы погружаемся в крещении, и она делает нас частицами, живым членом Тела Христова, когда помазуемся святым миром, и получаем не только видимую печать Святого Духа, но делаемся храмами, в которых Он обитает; когда освящаются хлеб и вино, приносимые верой нашей, любовью нашей Богу, и они делаются непостижимо, таинственно Телом и Кровью Христа, и эта вещественная тварь приобщается Христу и доносит до нас, неспособных духом воспарить к Богу, доносит до нас Божество Христово, спасающее и преображающее нас и в душе, и в теле.

И вот праздник Рождества Божией Матери, это время, когда родилась Та, Которая сумела за нас за всех, за весь человеческий род, так поверить, так уверовать, так отдаться Богу, что Бог смог стать человеком через Неё и дать нам эти бесчисленные, непостижимые для нас дары. Слава Её смирению, слава Её вере, слава Её любви, слава Богу, воплотившемуся в Деве Богородице, слава достойному сосуду Воплощения Сына Божия, Христа Бога нашего! Аминь!



В о имя Отца и Сына и Святого Духа.


В сякий праздник Божией Матери - это чистая радость. Это радость не только о любви Божией к нам, но и о том, что земля - наша родная, обычная земля - может так ответить на любовь Господню. В этом для нас радость особенная. Когда мы от Бога получаем милость, ликует наше сердце. Но иногда делается тоскливо: чем, чем воздать за любовь, где найти ту святость, ту ласку, ту способность отзываться всем естеством на милость Божию? И тогда, хотя мы знаем, что каждый из нас слаб и немощен в любви, мы можем подумать о Матери Божией. Она за всех ответила совершенной верой, никогда не колеблющейся надеждой и любовью, такой широкой, что Она сумела обнять этой любовью и небо, и землю, открыться любовью так, что воплотился Сын Божий, и так открыться любовью к людям, что все, самые грешные, могут к Ней прийти и получить милость. Это - ответ всей земли, это ответ всей вселенной на любовь Господню.

И вот будем радоваться и унесем радость сегодня из этого храма - не на одно только мгновение. Будем ее хранить изо дня в день, будем изумляться этой радости, будем ликовать этой радостью и станем эту радость давать людям, чтобы всякое сердце и возликовало, и утешилось, и просветилось этой радостью о том, что земля может вместить небо, что человек может ответить Богу так, что Бог стал человеком.

И теперь, из века в век, пока мир стоит, Бог среди нас, Христос Тот же Самый среди нас, изо дня в день. И когда будет проявлена, открыта слава земли и неба, Господь Иисус Христос, истинный Бог, но и истинный человек, будет среди нас пребывать Божией Матерью, давшей Ему плоть Свою любовью, верой, святостью, благоговением.

Б удем хранить, беречь, растить эту радость и ею жить во дни скорби, во дни темные, во дни, когда нам кажется, что ни на что мы не способны, что ничем не может земля ответить на любовь Божию. Ответила земля, и стоит этот ответ вовек с воздетыми руками, молясь о нас всех, и о добрых, и о злых, никогда не стоя поперек пути спасения, всем прощая. А Она имеет что простить: ведь люди Сына Ее убили - и к Ней мы прибегаем. Потому что если Она простит, то никто нас не осудит. С какой верой приходим мы к Божией Матери, как глубока она должна быть, чтобы каждый из нас, который своими грехами и своим недостоинством участвует в смерти Христовой, мог бы сказать: Матерь, я погубил Сына Твоего, но Ты прости! И заступается за нас, и милует, и спасает, и вырастает во весь рост любви Господней. Слава Богу за это, слава Матери Господней за эту Ее любовь! Аминь.

Рождество Пресвятой Богородицы.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Чтобы грешный мир не остался без утешения и надежды, надобно было понести скорбный труд обид и унижения тем, кто Церковью издревле зовутся праведными, – Иоакиму и Анне. Чтобы на рубеже времён «возсия мирови свет разума», нужно было по мудрому смотрению Божию терпеливо снести им «поношения безчадства», безутешные слёзы почти целожизненного неплодства, тоску старческого одиночества. Но вера не бывает поругаемой. Но надежда и упование не бывают тщетны, ибо «узнаете, что Я посреди Израиля, и Я – Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки» (Иоил.2.27).

Тихое и смиренное несение своего креста теми, «которых весь мир не был достоин» (Евр.11.38), стало залогом того, что «днесь возвеяша ветри, спасения провозвестницы», и, как поётся в песнопении праздника, «естества нашего разрешается неплодство». Человеческая природа, казалось бы, безнадёжно погубленная грехом предателя-праотца, отныне участвует в домостроительстве спасения, может быть, ещё неосознанно, может быть, инстинктивно стремясь к восстановлению былой гармонии бытия в Боге.

Недаром праздник этот возглавляет церковный год. Как всякое серьёзное дело начинается с дальних подступов, с продуманного предуготовления, с глубокого замысла, так и дело спасения падшего человечества начинается с Преславного Рождества Той, Которой на Превечном Совете суждено было стать вместилищем Благодати, Чистым Сосудом, неизреченно, непостижимо и таинственно дарующим плоть и кровь Слову Божию.

«Скорбь и теснота» (Рим.2.9) предшествовали радостотворному Рождеству Богоматери не потому, что именно Иоаким и Анна были достойны скорби и тесноты, а потому, что весь род человеческий, «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне… ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8.22,23). И вот это усыновление началось ныне, чтобы получить своё завершение у подножия Креста: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин.19.26,27). На радость Рождества ложится тень Голгофы, но и скорбь Креста осиявает Свет Воскресения, потому что «если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин.12.24).

«Оружие пройдет душу» (Лк.2.35) не только Самой Пречистой Деве Богородице, но и Её праведным родителям, ибо если праведники не будут жертвовать собой во имя грешников, кто же тогда возьмёт на себя грехи мира, кто их искупит, кто сможет приннсёт эту «жертву умилостивления» (Рим.3.25)? И слёзы, пролитые праведными Иоакимом и Анной о своем безчадстве, оказываются слезами обо всём духовно бесплодном мире, который, подобно расслабленному у купальни Вифезда, не имеет человека, способного помочь ему опуститься в благодатные воды источника милосердия (Ин.5.7).

Ныне этот человек рождается! Ныне рождество Пречистой возвещает радость «всей вселенней» – неплодный доселе человеческий род приносит своему Богу и Спасителю Матерь-Деву. И земля отныне не обречена на всегдашнее сиротство, и Небо не замкнуто безнадёжно для сынов человеческих, но, как и провидел в своём сне праотец Иаков, «вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (Быт.28.12). И всё потому, что смиренные скорбоносцы Иоаким и Анна не отчаялись в своём уповании, не постыдились в своей надежде, не устали молить своего Создателя о разрешении тяготы неплодства! Они, как и Мария, сестра Марфы из Вифании, «избрали благую часть» (Лк.10.42) – «часть» надежды и веры, «часть» терпения и доверия, которая не отнялась у них, но принесла «во время сие, среди гонений, во сто крат более» (Мк.10.30).

«Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь», потому что без победившей скорбь радости Рождества Богородицы не было бы и победившей смерть радости Воскресения Христова! Наш Бог, по слову Святителя Херсонского Никанора, «спасает нас не без нас», и к простёртой погибающим грешникам спасающей Божьей деснице должна из мрака греховной ночи человечества протянуться навстречу рука, взыскующая спасения. Слава Жениху, «показавшему нам свет»; слава Мудрой и Чистой Деве, сохранившей и умножившей елей в светильнике Своем (Мф.25.4)! Аминь

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с одним из великих праздников, который в нашей Церкви отмечается — это Рождество Пречистой Богородицы нашей, Девы Марии, через которую явился в свет Господь наш Иисус Христос. Которую так долго ждали ветхозаветные пророки, желали Ее рождения, страдали, видя немощи, видя грубости, видя грехи народа израильского и ждали, когда наконец-то, придет тот Искупитель, который возьмет на себя все эти грехи, который соединит род человеческий с Богом. И Он пришел через Пречистую Деву, Богородицу Марию.

Само рождение Пресвятой Богородицы было не просто. Иоаким и Анна были «заматоревшие» — старые уже, они переживали о том, что Господь не дает им чад. Дай Бог и нам бы так переживать, многим. Они были праведными, они ходили в Храм Божий. Однажды у Иоакима не приняли даже дар, который он принес на жертвенник из-за того, что они были неплодными. Считалось проклятием Божием, если нет детей у израильтян.

Просто хочу сравнить с нашим временем: как часто бывает, что молодые начинают планировать свою жизнь, начинают говорить — «вот сейчас мы подождем, закончим институт, найдем хорошую работу, потом нам надо квартиру... Как маленького-то воспитывать?». А это, на самом деле, братья и сестры, мысли то самости, гордости: мы откладываем, мы боимся этого «груза» — воспитания детей. Мало того, мы не даем чуду Божьему свершиться в наших семьях.

Пока есть возможность, нужно рожать, потому что дети — это чудо Божие. Мать, носящая ребенка, она соучастница этого чуда. Когда ребенок во чреве растет (из одной единственной клеточки развивается такой организм!), когда он рождается, когда он первые вопли произносит, когда он следит по сторонам, начинает сидеть, ходить, мать и отец присутствуют при этом и радуются, и видят, и понимают, если особенно эти люди православные, верующие я имею ввиду, что это именно чудо. Потому что не они его воспитывают, сам Господь Бог, они лишь помогают этому. Ведь ребенок сам развивается, он начинает сам понимать. Вы думаете, что, от нас многое зависит что-ли? Мы ему показали и он там все предметы узнавать начинает? Это заложенно в нем уже, это дарование Божие, это чудо и рождение. И, не давая этому чуду появиться на свет, мы сами лишаемся многих и многих благодеяний и чудес проявлений на нас Божиих.

Почему чудес то не стало в наше время? Да потому, что мы не готовы с вами их принять, потому что очерствели сердца наши, очерствели они в самости, в гордости, в желании творить именно свою волю и нежеланию посвятить себя ближнему. Ибо рождение ребенка — это, конечно, и определенный труд. Надо иметь волю, понимать, что придется с ребенком и достаточно много тягостных моментов пережить. И не мало он слез вам даст, но сколько он даст вам радости. Поэтому, конечно, надо стараться стремиться рожать.

А тем, кто не может родить, а хочет, не отчаиваться, потому что вот, перед нами пример, пример открытый из жития Пресвятой Девы нашей Богородицы Марии — Иоаким и Анна... Иоаким плакал в пустыне о том, что не приняли у него дар, который он принес за свою семью из-за того, что он бесчаден. Анна тоже переживала об этом, но не роптала! Самое то главное, не роптать на Бога! Тогда только Господь может сердца вашего коснуться. Как же вы, ропща, желаете чтобы Господь даровал вам что-то. Молитва должна быть, но молитва сердца к Богу, а если в нем ропот, то это уже не словеса, это уже просто почти что хуление получается. Как же мы хотим, чтобы по таким прошениям Господь нам даровал просимое.

Но и конечно, мы должны понимать ответственность, которую имеем перед деторождением и воспитанием сыновей. Поэтому я хотел бы зачитать короткую цитату, написанную Иоанном Злотоустом: «развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности родителей к житейскому. Обращая внимание только на это одно, и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душою. О таких отцах я сказал бы, что они хуже детоубийц. Не так жестоко изострить меч, взять его в правую руку и вонзить в самое горло сына, как погубить и развратить душу, потому что ничего равного ей нет у нас».

Поэтому мы, конечно, с вами должны быть примерами для своих сыновей, для своих дочерей и только тогда из них вырастут достойные люди нравственные, православленные, верующие, помогающие в свое время и своим родителям. Но а детям в день своего рождения надо помнить, что это праздник, конечно, не ваш в основном, как мы обычно делаем — устраиваем какие-то торжества великие, вот, я родился на свет, я такой вот, Я! Нет, мы должны прежде всего чтить в этот день Бога, дарующего нам жизнь, потому что без Него никогда бы не зачала наша мать, и не появились бы мы на свет. Во-вторых, мы должны чтить родителей, через которых мы появились. И, поэтому в день своего рождения подобает прежде всего поздравлять своих мам и пап со своим рождением, ибо они труды-то положили, ибо они переживали и плакали, страдали, чтобы там во чреве все было хорошо, чтобы родился здоровый ребеночек, ночей не спали, когда вы были маленькими. Поэтому, не забывайте, ради Бога, о своих родителях, чтите их. Если они ушли из этой жизни, тогда поминайте их почаще, милостыню раздавайте.

Рождество Богородицы — это первый самый праздник в году. Церковное Новолетие когда у нас? 14 сентября. И самый первый праздник, за которым начинается церковный год — это Рождество Пречистой Девы нашей, Богородицы. А самый последний праздник из больших двунадесятых праздников какой? Успение. И поэтому нам подобает от Рождества и до Успения каждый год заново рождаться, заново идти этим путем, вместе с Божьей Матерью нашей входить в Храм Господень 4-го декабря, вместе с ней участвовать при рождении Сына Своего — Господа нашего Иисуса Христа, 7-го января. Потом, вместе с Ней, встречаться с Симеоном Богоприимцем и вместе с Ней, переживать и вместе с Ней, конечно, и «успевать»! Такое интересное, кстати, сравнение: «успение» не от этого слова происходит, но очень похоже на русское слово «успеть». Мы должны успеть в этой жизни: успеть спастись, успеть что-то приобрести духовное, каждый год возрастая в вере, каждый год имея попечения о своих согрешениях, о своих исправлениях и да поможет нам в этом Господь наш Иисус Христос.

«Небесною Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших» — это из второй стихиры на Господи воззвах: «Небесною Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших» является Богородица Дева Мария. И да почтим Ее, и да возлюбим Ее и будем молиться почаще, потому что Она любит Своего Сына, а Сын Ее любит Свою Матерь и слышит Ее молитвы. По Ее молитвам творились чудеса во все времена, все Ее иконы Чудотворные делали неимоверные чудеса: отгоняли врагов от уже осажденных городов, исцеляли множество и множество болезней. Не иконы, конечно, исцеляют, а Богородица через Свои образы. И этим Она прославляет эти образы. Дай нам Бог сегодня с вами родиться со Пресвятой Девой нашей, Богородицей. Аминь.

Иеромонах Амвросий (Пархетов)

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. С праздником! Сегодня мы с вами переживаем Рождество Пресвятой Богородицы. Скажем языком обычным, человечьим: «День рождения Божией Матери». У нас, у православных, есть праздники наиболее известные и наиболее почитаемые. Не все с ходу могут даже назвать число этого праздника. Из тех, кто православные, увы, далеко не все в этот день в церкви. И это объяснимо: есть более значимые праздники такие, как Пасха, Рождество, Крещение. Но ещё раз скажем: «Сегодня день рождения Божией Матери».

В семье православных народов есть народ, про который, мы все знаем, что он близок нам. Это единоверная Грузия (грузины). Мне рассказывали о традиции, которая есть у этого народа. В день Рождества Пресвятой Богородицы они идут в церковь несколько по-особому. Мы знаем церковное Предание, что, по жребию, удел апостольства Богоматери - Иверия (Грузия). Но, промыслом Божьим, от Её лица там совершил служение другой человек - равноапостольная Нина. Но, грузины очень дорожат тем, что Грузия - это удел Богоматери! В этот день многие православные грузины идут в храмы и несут с собой цветы. И говорят, что эти цветы - для Мамы! Это очень сильно. Мне кажется, это очень сильно – «цветы для Мамы»!

Настоящий сын, настоящая дочь не могут не переживать день рождения своей матери по-другому, как только праздник. Поэтому и мы с вами скажем, что у нас сегодня праздник - праздник Той, Которой мы усыновлены у креста нашего Спасителя. Значит, это и наш праздник! И если в правоверной Грузии знают из церковного Предания, знают из опыта духовной жизни, насколько близка, сильна, любвеобильна молитва Богоматери об Иверском земном уделе, то ведь и наш народ знает, насколько близка Божия Матерь нашему народу, с какой любовью Она благословляет нашу Русь. Поэтому мы сегодня не можем стать дальше наших братьев из Грузии. И мы говорим: «Сегодня день рождения нашей Матери!». И это не просто слова, не просто чьи-то личные переживания. Тому есть свидетельства.

Мы, православные, знаем, что слово «случайность» в том смысле, как мы его понимаем, не имеет права на существование, потому что для нас оно абсолютно ничего не выражает. Тот, который сказал в Евангелии, что и волос с головы нашей не падает, если нет на то воли Небесного Отца (Лк.21:18), говорит нам тем самым, что случайного не бывает. Всё имеет причину, смысл и цель. Случайностей нет в жизни отдельного человека. Тем более, в жизни целого народа!

Вот мы сегодня календарём церковным, изначальным, юлианским знаем, какое сегодня число – 8 сентября. Но, к сожалению, католический календарь, после Указа Ленина, стал государственным для россиян, и этот день соответствует 21 сентября. Но истинным календарём сегодня - 8 сентября. Чем известно это число для России? Мы знаем, в этот день, этим числом на Куликовом поле, почти 7 веков тому назад, за молитвы Богоматери, наши предки не просто одержали победу военную, историческую, политическую… Перелом многого произошёл в истории нашей Родины! Но для нас с вами сегодня не это важно, хотя всё это правда. А то важно, что, когда наши предки в этот день оказались на поле битвы, поле подвига, поле смерти, они, будучи православными, понимали, что это за день! Понимали, Кто с ними! Нам, православным, не трудно представить, с какой надеждой на Божию Матерь именно в этот день, с какой молитвой, обращённой к Ней, шли они на ратный подвиг. И за это их упование на Неё, именно за это Господь даровал им победу. Благодаря вере своей, они смогли одержать победу. А то, что это чудо было от Богоматери, видно и в предыдущей истории, и в последующей.

Нам же, стоящим здесь, на берегах средней Волги, на месте, где Богоматерь понудила Андрея Боголюбского глубоко пережить явление Покрова Своего, с которогоначалось почитание Божией Матери на Руси, это особо близко и дорого. Поэтому, в день сегодняшний, взирая на прошлое не только личное, но и всего нашего народа, мы с вами можем сказать: нам понятна радость православной Грузии в сегодняшний день. Понятна потому, что это и наша радость. Она близка и нам. Мы тоже сегодня торжествуем День рождения нашей Небесной Матери, под молитвами Которой, повторюсь, не только жизнь каждого из нас совершается, а ведома историческая жизнь целых народов, уповающих на Неё. Что добавить к этому? Разве только одно: «Есть на этой земле счастливые люди! Это мы! Православные! Наследники Святой Руси, усыновленные Матерью Бога». С праздником всех!