04.03.2020

Швартовные вьюшки. Швартовое устройство, назначение, основные части. Буксирное устройство: назначение, типы, устройство, принцип действия. требования пррр и птэ


На каждом судне должно иметься швартовное устройство, обеспечивающее подтягивание судна к береговым или плавучим причальным сооружениям и надежное крепление судна к ним. Швартовное устройство служит для крепления судна к причалу, борту другого судна, рейдовым бочкам, палам, а также пере­тяжки вдоль причалов. В состав швартовного устройства входят:

Швартовные тросы;

Швартовные клюзы и направляющие роульсы;

Киповые планки (с роульсами и без них);

Вьюшки и банкеты;

Швартовные механизмы (турачки брашпиля, шпиль, лебедки); вспомогательные приспособления (стопора, кранцы, скобы, бросательные концы).

Рис. Швартовное устройство

Швартовные тросы (канаты). В качестве швартовных концов использу­ются растительные, стальные и синтетические тросы.

Стальные тросы применяются все реже, так как они плохо воспринимают динамические нагрузки, требуют боль­ших физических усилий при передаче с борта судна на при­чал. Наиболее распространенными на морских судах являют­ся стальные швартовы диаметром от 19 до 28 мм. Хранят стальной швартов на ручных вьюшках, оборудованных тор­мозом, прижимаемым педалью к щеке барабана. На крупно­тоннажных судах устанавливают швартовные вьюшки с при­водом.

Широкое распространение получили швартовы, изго­товленные из синтетических тросов. Они легче равнопроч­ных им стальных и растительных швартовов, обладают хо­рошей гибкостью, которая сохраняется при относительно низких температурах. Не разрешается использовать синтети­ческие тросы, не прошедшие антистатическую обработку и не имеющие сертифи­катов.

Чтобы использовать положительные качества синтетических тросов различ­ных видов выпускаются комбинированные синтетические тросы. На швартовых лебедках, где швартовы стальные, та его часть, которая идет на берег, изготовляет­ся из синтетического троса в виде так называемой «пружины».

На судах, перевозящих наливом воспламеняющиеся жидкости с температу­рой вспышки паров ниже 60 0 С, пользоваться стальными тросами разрешается только на палубах надстроек, не являющихся верхом грузовых наливных отсеков, если по этим палубам не проходят трубопроводы приема и выдачи груза. Приме­нять на танкерах тросы из искусственного волокна можно только по специальному разрешению Регистра (при разрыве этих тросов возможно образование искр).

Для своевременного обнаружения дефектов швартовы должны не реже 1 ра­за в 6 месяцев подвергаться тщательному осмотру. Осмотр также необходимо про­изводить после стоянки на швартовых в экстремальных условиях.

В зависимости от положения относительно судна швартовы называются: продольные, прижимные, шпринги (носовые и кормовые соответственно). Швартовы на забортном конце имеют петлю - огон, который накидывают на береговой пал или крепят скобой к рыму швартовной бочки. Другой ко­нец троса закрепляют на кнехтах, установленных на палубе судна.


Швартовное устройство предназначено для крепления судна к причалу, швартовным бочкам и палам или к борту другого судна.

В состав устройства входят: швартовные тросы, кнехты, клюзы, киповые планки, роульсы, вьюшки, швартовные механизмы,

а также вспомогательные приспособления - стопоры, бросательные концы, кранцы, швартовные скобы.

, (швартовы) могут быть стальные, растительные и синтетические. Количество швартовных тросов на судне, их длина и толщина определяются Правилами Регистра.
Основные швартовные тросы подаются с носовой и кормовой оконечностей судна в определенных направлениях, исключающих. как перемещение судна вдоль причала, так и отход от него.

В зависимости от направлений, по которым они поданы, швартовные тросы получили свое название (рис. 39). Тросы 1 и 2, поданные с носа и с кормы, удерживают судно от перемещения вдоль причала и называются соответственно носовым и кормовым продольными.
Тросы 3 и 4 называются шпрингами (носовым и кормовым соответственно). Шпринг работает в направлении, противоположном своему продольному концу, а в паре с другим шпрингом он» выполняют ту же работу, что и продольные.
Наконец, тросы 5 и 6, поданные по направлению, перпендикулярному к причалу, называются соответственно носовым и кормовым прижимными. Они препятствуют отходу судна от причала при отжимном ветре.

(рис. 40) представляют собой литые или сварные пустотелые вертикальные тумбы, установленные на палубе, и служат для крепления швартовных тросов. На транспортных судах обычно устанавливают парные кнехты с двумя стальными или чугунными тумбами на общем основании.
Тумбы имеют обычно приливы, которые удерживают нижние шлаги троса, и шляпки, не позволяющие верхним шлагам соскакивать с тумбы. Устанавливаются также кнехты с тумбами без приливов и кнехты с крестовиной. Последние удобны для крепления швартовных тросов, направленных сверху под углом к палубе.
Кнехты устанавливаются в носовой и в кормовой частях судна по обоим бортам симметрично. Имеющиеся на крупнотоннажных судах кнехты в средней части используются в основном для швартовки к борту судна мелких плавсредств. Кнехты надежно крепят к коробчатым, закрытым со всех сторон фундаментам, приваренным к палубе.

рис. 39 Швартовные тросы

Иногда на транспортных судах устанавливаются однотумбовые кнехты - битенги, которые используются при буксировке. Битенги представляют собой массивные тумбы, основания которых крепятся к верхней палубе или пропускаются через нее и крепятся к одной из нижних палуб. Для лучшего удержания троса на битенгах имеются краспицы.

Большое удобство для производства швартовных операций представляют специальные кнехты с вращающимися в подшипниках тумбами, снабженными стопорным устройством. Закрепленный на причале швартов кладут «восьмеркой» двумя-тремя шлагами на тумбы кнехта, а затем на турачку брашпиля. При выборке троса тумбы вращаются и свободно пропускают трос. В нужный момент снимают трос с турачки и накладывают дополнительные шлаги на тумбы кнехта. При этом стопорное устройство удерживает тумбы от вращения.

рис. 40 Кнехты

а - простые парные; б - парные с приливами; в - парные с крестовиной;

г - с вращающимися тумбами; д - битенг


рис. 41 Клюзы

а - круглой формы; б - овальной формы, в - овальные с рогами; г - панамский;

д - универсальный, е - универсальный поворотный

Клюзы (рис. 41) - устройства, через которые пропускаются швартовные тросы при швартовных операциях. Они представляют собой стальные или чугунные отливки с отверстиями круглой или овальной формы, окаймляющие такие же отверстия в фальшборте судна.
Рабочая поверхность клюзов имеет плавные закругления, исключающие резкие перегибы швартовных тросов. Клюзы устанавливают в фальшборте на болтах или заклепках.
Для обеспечения швартовки к борту судна мелких плавсредств клюзы могут иметь приливы-рога. Для этой же цели в непосредственной близости от клюзов к фальшборту или к его стойкам привариваются утки.
В местах, где вместо фальшборта сделано леерное ограждение, применяются специальные клюзы, прикрепленные к палубе у кромки борта. Для подачи швартовов могут использоваться прочно закрепленные на носовом козырьке и на корме судна буксирные клюзы, предназначенные в основном для заводки буксирного троса.
Киповые планки имеют то же назначение, что и швартовные клюзы. Они обычно устанавливаются в тех местах, где имеется леерное ограждение, и крепятся к палубе у кромки наружного борта.

(рис. 42) по конструкции бывают простые, с битенгом, с одним или несколькими роульсами. Для проводки швартовов, подаваемых на высокие причалы, высокооборотные суда и т. п., применяются закрытые киповые планки.
Наибольшее распространение получили киповые планки с роульсами, при вращении которых во время выбирания троса значительно уменьшается трение и усилие на швартовный механизм. Для обеспечения нужного направления троса от киповой планки к турачке брашпиля на палубе устанавливают направляющие роульсы.

рис. 42 Киповые планки

а - простая, б - с битенгом, в - с одним роульсом; г - с двумя роульсами;

д - с тремя роульсами, е - закрытая с двумя роульсами

Вьюшки предназначены для хранения швартовных тросов. Они имеют стопорные приспособления. Вьюшки устанавливают в носовой и кормовой частях судна не слишком далеко от кнехтов.
Стопоры, служат для удержания швартовных тросов при переносе их с барабана швартовного механизма на кнехты. Стопоры бывают цепные, растительные или синтетические.
Цепной стопор представляет собой отрезок такелажной цепи диаметром 10 мм, длиной 2-4 м, с длинным звеном для крепления скобой к палубному обуху на одном конце и растительным тросом длиной не менее 1,5 м - на другом. Стопоры для растительных и синтетических тросов изготавливают из того же материала, что и трос, но вдвое меньшей толщины.

Бросательные концы служат в качестве проводника для подачи швартовных тросов на берег при подходе судна к причалу. Бросательный конец это растительный линь или плетеный капроновый шнур диаметром 25 мм и длиной 30 - 40 м с заделанными на концах небольшими огонами. Один из них служит для крепления легости - маленького парусинового мешочка, туго наполненного песком и оплетенного шкимушгаром, другой - для удобства пользования бросательным концом.
Бросательный конец, изготовленный из нового растительного троса, предварительно вытягивают, чтобы на нем не образовались калышки. Для этого трос, намоченный в соленой воде, натягивают между двумя вертикальными стойками и к его середине подвешивают груз.
Кранцы предназначены для предохранения корпуса судна от повреждения при швартовке, стоянке у причала или у борта другого судна. Они бывают мягкие и жесткие.

Мягкие кранцы - это парусиновые мешки, туго набитые каким-нибудь упругим недеформирующимся материалом (например, пробочной крошкой) и оплетенные прядями растительного троса.

Кранец имеет огон с коушем для крепления к нему растительного троса, длина которого должна обеспечивать крепления кранца за бортом при низких причалах и наименьшей осадке.

Жесткие кранцы - деревянные бруски (бревна) длиной до 2м, подвешиваемые на тросах к борту судна. Для придания кранцу эластичности его оклетнёвывают по всей длине старым растительным тросом. При стоянках судна у причала жесткие кранцы подвешивают горизонтально так, чтобы кранец опирался не менее чем на два смежных шпангоута.

Швартовные скобы применяются для крепления швартовного троса за береговой рым или рым швартовной бочки. Во избежание деформации скобы или ее штыря при сильном натяжении швартовного троса рекомендуется заводить скобу не непосредственно за рым и огон троса, а так, как показано на рис. 43.

Швартовное устройство служит для крепления судна к причалу, борту другого судна, рейдовым бочкам, палам, а также перетяжки вдоль причалов.

В состав швартовного устройства входят:

швартовные тросы;кнехты;швартовные клюзы и направляющие роульсы;киповые планки (с роульсами и без них);вьюшки и банкеты;

швартовные механизмы (турачки брашпиля, шпиль, лебедки);

вспомогательные приспособления (стопора, кранцы, скобы, бросательные концы).

Швартовные тросы. В качестве швартовных концов используются растительные, стальные и синтетические тросы.Количество и размер тросов определяются согласно характеристики снабжения данного судна.

Стальные тросы применяются все реже, так как они плохо воспринимают динамические нагрузки, требуют больших физических усилий при передаче с борта судна на причал. Наиболее распространенными на морских судах являются стальные швартовы диаметром от 19 до 28 мм.

Широкое распространение получили швартовы, изготовленные из синтетических тросов. Они легче равнопрочных им стальных и растительных швартовов,обладают хорошей гибкостью, которая сохраняется при относительно низких температурах.

Наиболее удобны швартовы из полипропиленового или териленового тросов. Они по прочности уступают нейлоновым, но из-за меньшей упругости лучше фиксируют положение судна у причала и менее опасны в работе при использовании швартовых механизмов.
Особенно удобны полипропиленовые швартовы при заводке на большие расстояния, так как они плавают. В то же время они обладают небольшой устойчивостью к истиранию и оплавляются при трении. Не разрешается использовать синтетические тросы, не прошедшие антистатическую обработку и не имеющие сертификатов.

Чтобы использовать положительные качества синтетических тросов различных видов выпускаются комбинированные синтетические тросы. На швартовых лебедках, где швартовы стальные, та его часть, которая идет на берег, изготовляется из синтетического троса в виде так называемой «пружины».

Для своевременного обнаружения дефектов швартовы должны не реже 1 раза в 6 месяцев подвергаться тщательному осмотру. Осмотр также необходимо производить после стоянки на швартовых в экстремальных условиях.

На одном конце швартовного троса имеется петля − огон, который надевают на береговую тумбу или крепят скобой к рыму швартовной бочки. Другой конец троса закрепляют на кнехтах, установленных на палубе судна.

представляют собой парные чугунные или стальные тумбы, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, но имеющие общее основание. Кроме обыкновенных кнехтов, в некоторых случаях, особенно на низкобортных судах, применяются крестовые кнехты, которые могут быть как двойные, так и одинарные.

1 - основание; 2 - тумба; 3 - шляпка; 4 - прилив; 5 - стопор; 6 - обух

Швартовные тросы на кнехтах закрепляют наложением ряда шлагов в виде восьмерки таким образом, чтобы ходовой конец троса находился сверху. Обычно накладывают две-три полные восьмерки и только в исключительных случаях доводят число шлагов до 10. Чтобы не происходило самосбрасывания троса, на него накладывают схватку. Для крепления каждого швартова,поданного на берег, должен быть отдельный кнехт.

Для пропуска швартовов с судна на берег в фальшборте делают швартовный клюз - круглое или овальное отверстие, окаймленное литой рамой с гладкими закругленными краями. В настоящее время все более широкое применение находят универсальные клюзы, имеющие поворотную обойму и роульсы. Такие клюзы предохраняют трос от перетирания.

В тех местах, где фальшборта нет, вместо швартовных клюзов устанавливают киповые планки, предохраняющие трос от перетирания и придающие ему необходимое направление. Имеется несколько типов киповых планок. Киповые планки без роульсов обычно применяют только на небольших судах при малом диаметре швартовного троса. Роульсы уменьшают износ тросов и снижают усилие, необходимое для их выбирания.

а) – с тремя роульсами; б) – с двумя роульсами; в) – без роульсов

Кроме киповых планок, для изменения направления троса применяют такженаправляющие роульсы, которые располагают на палубе у швартовных механизмов.

Вьюшки и банкеты. Для хранения швартовных тросов используют банкеты и вьюшки.

Последние представляют собой горизонтальный барабан, вал которого закреплен в подшипниках станины. По бокам барабан имеет диски, препятствующие сходу троса.

Бросательные концы (выброски) и кранцы. К деталям швартовного устройства относятся также бросательные концы и кранцы. Бросательный конец изготовляют из линя длиной около 25 м. На одном его конце имеется легость - парусиновый мешочек, наполненный песком.

1 - трос; 2 - выброска; 3 - переносной цепной стопор

Применяют для предохранения корпуса судна от повреждения при швартовке. Мягкие кранцы чаще всего делают плетеными из старого растительного троса.

Применяют также пробковые кранцы, представляющие собой небольшой шаровидный мешок, заполненный мелкой пробкой. В последнее время все более широкое применение находят пневматические кранцы.

Швартовые механизмы. В качестве швартовных механизмов для выбирания и обтягивания швартовов используются шпили, швартовные простые и автоматические лебедки, брашпили (для работы с носовыми швартовыми).

Швартовые шпили устанавливаются для работы с кормовыми швартовыми.

Они занимают мало места на палубе, привод шпиля располагается под палубой.

Для выбирания швартовных тросов на баке используют швартовные турачки брашпиля.

Автоматические швартовные лебедки могут устанавливаться для работы с кормовыми и носовыми швартовами. Швартов постоянно находится на барабане лебедки, не требуется его предварительной подготовки перед подачей и переноса на кнехты после обтягивания. Автоматическая лебедка самостоятельно потравливает швартов при его чрезмерном натяжении или подбирает, если швартов получил слабину.

Выбранный с помощью механизма швартовный трос переносят на кнехты и закрепляют. Чтобы при переносе троса он не потравливался, на него предварительно накладывают стопор.

Стопор крепится к рыму у основания кнехта или за обух на палубе судна. При работе со стальными швартовыми следует использовать цепные стопоры с длиной цепочки не менее 2 м, калибра 10 мм и растительным тросом длиной не менее 1,5 м на ходовом конце. Применение цепных стопоров для растительных и синтетических тросов недопустимо.

Стопор вытягивают вдоль швартова по направлению натяжения. Когда швартов взят на стопор, не следует резко сбрасывать с турачки или шпиля трос,чтобы рывком не оторвать стопор. Швартов следует сначала осторожно потравить обратным ходом шпиля или брашпиля, не снимая шлагов с барабана, и только убедившись, что стопор надежно держит швартов, последний быстро переложить на кнехт.

На больших судах могут применяться стационарные винтовые стопоры, в которых трос зажимается винтом между щеками.

Стационарные стопоры установлены на палубе между клюзом или киповой планкой и кнехтом. Выбирание и закрепление швартовных тросов значительно упрощается при использовании кнехтов с вращающимися тумбами, которые начали применять в последнее время.
Швартов накладывают «восьмерками» на тумбу кнехта и подают на турачку брашпиля. При выбирании троса тумбы кнехта проворачиваются, свободно пропуская трос. После снятия троса с турачки брашпиля он не будет потравливаться, так как тумбы имеют стопор, который препятствует их повороту в обратном направлении.

Швартовное устройство предназначено для закрепления судна у причала или других сооружений. Элементы швартовного устройства:

- швартовы - канаты, которые закрепляются одним концом на берегу или другом сооружении;

- кнехты - служат для закрепления судового конца швартовов;

- киповые планки, клюзы - предназначены для предотвращения излома и уменьшения трения швартовов;

- швартовные механизмы - служат для подбирания (подтягивания) и стопорения швартовов;

- вьюшки, банкетки - предназначены для хранения швартовов;

- кранцы - служат для смягчения ударов при швартовке судна. (рис.6.16).

Общая схема швартовного устройства показана на рис. 6.14.

Рис. 6.14.Общая схема швартовного устройства.

1-лебёдка швартовная автоматическая; 2-роульс направляющий; 3-клюз швартовный шестироульсный; 4-стопор швартовного каната; 5- киповая планка с тремя роульсами; 6- клюз буксирный; 7- кнехт буксирный; 8 -кнехт швартовный; 9- канат швартовный; 10- лебёдка швартовная автоматическая с турачкой; 11- швартов;12- стопор буксирного каната; 13- киповая планка с двумя роульсами и намёткой; 14- вьюшка бесприводная с тормозом; 15- клюз швартовный;16- шпиль якорношвартовный; 17- влноотбойник.

Швартовы - стальные, растительные или синтетические канаты (тросы). В настоящее время в основном применяются синтетические швартовы. Эти швартовы имеют ряд преимуществ: они легкие, гибкие, прочные, упругие (гасятся рывки), но есть и недостатки: оплавляются при трении, разрушаются на солнце, при разрыве выделяют колоссальную кинетическую энергию (что опасно для швартовщиков). Для предотвращения искрообразования эти швартовы должны быть пропитаны морской водой. Растительные швартовы (пеньковые, сизальские, манильские) - гибкие, но менее прочные, подвержены гниению и в настоящее время на судах практически не применяются. Стальные швартовы прочные, но более тяжёлые и жёсткие. Для возможности работы со стальными швартовами они должны состоять не менее чем из 144 проволочек и 7 мягких сердечников. Эти швартовы представляют опасность для швартовщиков и применяются достаточно редко.

Швартовы на забортном конце имеют петлю - огон, который накидывают на береговой пал. Для подачи швартовов на берег или другое сооружение обычно используется бросательный конец -лёгкий пеньковый трос с песком в тросовой оплётке на конце (рис.6.16.и ). С помощью этого лёгкого троса на берег вытягиваются сравнительно тяжёлые швартовы.

В зависимости от положения относительно судна швартовы называются: продольные, прижимные, шпринги (носовые и кормовые соответственно) (Рис.6.15).


Рис.6.15.Схема швартовки судна лагом.

1-брашпиль, 2- кнехт, 3- швартовная лебёдка, 4-клюз, 5-киповая планка, 6-швартовный шпиль, 7-кормовые продольные,8- кормовой прижимной.9-кормовой шпринг, 10 носовой шпринг, 11- носовой прижимной, 12-носовые продольные.

Для закрепления швартовов на судне служат кнехты (рис.6.16.а ). Если судно швартуется к высокобортным судам и высоким причалам, то устанавливают крестовые кнехты чтобы швартов не соскальзывал (рис.6.16.б) . Для предотвращения изломов швартова и уменьшения трения у борта судна устанавливают клюзы, киповые планки (рис.6.16.в, г, д ). Если на судне используются швартовы из синтетических материалов, то для предотвращения быстрого износа швартовов устанавливают клюзы с поворотной обоймой (рис.6.16.е ). Благодаря тому, что обойма поворачивается при натяжении швартова, роульсы оказываются в плоскости судовой и береговой ветви швартова, что исключает трение скольжения. В ряде случаев с этой же целью используются многороульсные клюзы, которые образованы несколькими горизонтально и вертикально расположенными роульсами. Но при некоторых углах наклона швартова происходит его защемление и деформация, что приводит к быстрому износу швартова.

По-походному швартовы хранятся на вьюшках (рис.6.16.ж ), барабанах автоматических швартовых лебёдок и на банкетах. На ряде современных судов вьюшки имеют электрический привод, что позволяет облегчить работы по швартовке судна. Банкетки - решетчатые деревянные площадки, которые служат для хранения швартовов, свёрнутых в бухты.

Для подтягивания швартовов служат турачки брашпиля, швартовные шпили, швартовные лебедки, автоматические швартовные лебедки, многобарабан-ные швартовные лебедки.

При отсутствии швартовных лебёдок, после подтягивания швартова с помощью механизмов, швартов необходимо застопорить, а затем перенести на кнехт и закрепить восьмёрками. Для стопорения швартова на него накладываются тросовые стопоры обычно из того же материала, что и швартов, а иногда используются стационарные стопоры (рис.6.16.з ).

Автоматические швартовные лебедки (рис.6.16.л )поддерживают усилие в швартове в заданных пределах за счет потравливания или подбирания швартова. Если длина швартова превысит заданную величину, то для исключения аварии лебёдка стопорится и подаёт звуковой сигнал. На автоматических швартовных лебедках весь швартов находится на барабанах, что значительно упрощает работы по швартовке и при изменении осадки судна. Но так как автоматические лебёдки громоздкие, то не удаётся установить количество лебёдок, соответствующее числу швартовов, которые обычно подаёт судно. Кроме того, автоматика часто выходит из строя.

Рис.6.18. Двух барабанная швартовная лебедка с гидроприводом.

На многих современных судах появились многобарабанные швартовные лебёдки. Эти лебёдки не имеют автоматики, но значительно облегчают работы по швартовке за счёт того, что на барабанах находится минимально необходимое число швартовов (так на балкере дедвейтом 75000 тонн имеется по 8 швартовных барабанов на носу и корме). От механизма этой лебёдки отходит вал, на котором расположены барабаны со швартовами (от двух до 4). Каждый барабан может соединяться с валом или отсоединяться от него с помощью кулачковой муфты (аналогично якорному барабану) и каждый барабан имеет свой стопор. Это позволяет оператору работать с любым барабаном (рис. 6.17 и рис. 6.18).

Швартовное устройство

На к а ждом су д не долж н о иметьс я швартовное устро йство, об е спечива ю щее п о дтягиван и е судна к берег о вым ил и плавучи м прича л ьным с о оружени я м и н а дежное к р епление судна к н и м. Шва р товное у с тройство служит для крепления с у дна к пр и чалу, б о рту друг о го судн а, рейдовы м бочка м, палам, а также пере­т я жки вдол ь причало в. В сост а в шварто в ного уст р ойства в х одят (ри с. 6.32):

Швар т овные т р осы;

Кнех т ы;

Швар т овные к л юзы и направляю щ ие роул ь сы;

Кипо в ые план к и (с роул ь сами и б е з них);

Вью ш ки и бан к еты;

Швар т овные м е ханизмы (турачки брашпиля, шпиль, лебедки); вспо м огатель н ые прис п особлен и я (стопо р а, кранц ы, скобы, бросатель ные

конц ы).


Назван и я швартовных концов

Швартовы

Mooring lines, hawsers

Шпринг

Spring

Носовой швартов

Bow line

Скрещивающиеся шпринги

Cross springs

Прижимной швартов

Breast line, breast fast

Швартовное оборудование

Mooring appliances

Кормовой швартов

Stern line

Швартовный клюз

Mooring pipe

Носовой швартовный клюз

Bow mooring pipe

Киповая планка

Fairlead, chock

Fairlcadcr



Швартовные тросы (канаты). В качестве швартовн ых конц о в исполь з у­ютс я растител ьные, стальные и с и нтетиче с кие трос ы.

Стальные тро с ы применяются в с е реже, так как они п л охо вос п ринимаю т динамич еские на г рузки, требуют бо л ь­ ш их физических ус и лий при передаче с борта су дна на п р и­ч а л. Наибо л ее распр о странен н ыми на морских с у дах явля ю т­с я стальны е швартовы диам е тром от 19 до 28 мм. Хра н ят с т альной швартов н а ручных вьюшках, оборудованных то р­мозом, пр и жимаемым педаль ю к щеке барабана. На крупн о­т о ннажны х судах уст анавлив а ют швар т овные вь ю шки с п р и­в о дом.

Ши р окое рас п ростране н ие полу ч или шва р товы, из г о­т о вленные из синте т ических тросов. Они легче равнопр о ч­н ы х им ст а льных и растител ь ных шв ар товов, обладают хо­р о шей ги б костью, которая сохраняет с я при относител ь но низких температурах. Не разрешается использовать синтети­ чес к ие тросы, не прошедшие ан т истатиче с кую обр а ботку и не имею щ ие серти ф и­кат о в.

Чтобы использо в ать поло ж ительны е качества синтетич еских тр о сов разл и ч­ных видов в ы пускают с я комби н ированн ы е синтетические тросы. Н а швартовых лебе дках, где швартов ы стальные, та его часть, кот о рая идет на берег, изготовляет­ся и з синтетич еского т р оса в вид е так назы ваемой «пружины».

На суд а х, перев о зящих н а ливом во с пламеня ю щиеся жидкости с температ у­рой вспышк и паров ниже 60 0 С, пользов аться ст а льными тросами разрешае т ся тол ь ко на па л убах над с троек, н е являющи хся верх о м грузовых налив н ых отсек о в, есл и по этим палубам не проход ят трубо п роводы приема и выдачи г р уза. При м е­нят ь на танкер ах трос ы из искусс твенного волокна можно то л ько по с п ециальн о му раз р ешению Регистра (при разр ы ве этих т р осов воз м ожно об р азование искр).

Для св о евремен н ого обна р ужения д е фектов швартовы должны не реже 1 ра­за в 6 месяце в подверга ться тща т ельному осмотру. Осмотр т а кже необходимо п р о­изв о дить пос л е стоянк и на шварт овых в э к стремаль н ых услов и ях.

В зави с имости от полож е ния отн о сительно судна швартовы называются: про д ольные, прижимн ы е, шпр и нги (нос о вые и к о рмовые соответст в енно) (р и с. 6.34). Шварт о вы на за б ортном к о нце име ю т петлю - огон, кот орый на к идывают на бер е говой пал или креп ят скобо й к рыму швартовн о й бочки (рис. 6.35). Другой ко­нец троса зак р епляют на кнехтах, установ л енных на палубе с у дна.


Кнехты предс тавляют собой пар н ые чугу н ные или стальные тумбы, р а спо­л о женные на некото р ом расст о янии др у г от дру г а, но имеющие об щ ее осно в ание (рис. 6.36). Кроме обыкновен н ых кнехт о в, в нек о торых сл у чаях, ос о бенно на низ­к о бортных судах, применяю т ся крес т овые кн е хты, ко т орые мо г ут быть как д в ойные, т а к и один а рные.


Шва р товные т р осы на кнехтах з ак репляют наложен и ем ряда шлагов в виде в о сьмерки таким образом, ч т обы ход о вой кон е ц троса находилс я сверху (рис. 6.3 7). Обы ч но накла д ывают д в е - три п о лные во с ьмерки и только в исключи т ель­н ы х случа я х доводя т число шлагов д о 10. Чтоб ы не происходил о самосбрасы­ва ния трос а, на него наклады вают сх в атку. Дл я креплен ия кажд о го швар т ова, п о данного на берег, должен б ы ть отде л ьный кн е хт.

Клюзы. Для пропуска швартово в с судна на берег в фальш борте де л ают ш в артовны й клюз - круглое или оваль н ое отве р стие, окаймленно е литой ра мой с гладкими закругле н ными кр а ями (рис. 6.38). Д л я проводки шварт о вов с ав т ома­т и ческих л е бедок об ы чно уст а навлива ю т универс альные поворотные клюзы (рис. 6.3 9). Таки е клюзы предохра н яют тро с от перет ирания. На судах, следующ и х по П а намском у каналу, где прово дка судн а через шл юзы осу щ ествляе т ся с пом о щью б е реговых тягачей, обязатель н о устана в ливают п а намские клюзы, и м еющие боль­ш и й радиу с кривизны рабочей поверхно сти, чем у бортово го, и луч ш е присп о соб­л е нные для работы с о швартова ми боль ш ого диа м етра.


Киповые планки. Киповы е планки предназн а чены дл я изменени я направ л е­ния швартова (рис. 6.40). На большин с тве совр е менных судов ус т анавливают кип о вые планки из отдельно сто я щих дву х -трех ро у льсов. К и повые п л анки без ро­уль с ов обычно примен я ют тольк о на небол ьших су д ах при м а лом диа м етре шв а р­тов н ого троса.

Роульсы уменьш ают изн о с тросов и снижа ю т усилие, необходимое для их выб и рания. Отводные (палубны е) роульсы устанавл ивают о к оло шва р товного ме­хан и зма, что предотвр а щает пер е кос швар т ова на б а рабане (т у рачке ) (р и с. 6.41).


Вьюшки и банкеты. Для хранения швартов н ых тросо в использу ют банк е ты и в ь юшки (рис. 6.42, 6.43). Пос л едние п р едставля ю т собой горизонт а льный ба р а­бан, вал которого закр е плен в подшипник а х станин ы. По бока м бараба н имеет ди с­ки, препятствующие сходу троса.

Рис. 6.43. Трос н а банкете


Рис. 6.4 2. Вьюшка

Бросательные концы (выброски). Для под ачи швар т овов на берег или дру­г о е сооруж е ние обы ч но испол ь зуется бросательн ы й конец - лёгкий п е ньковый трос с песком в тросовой оплетке на конце (рис.6.44). Конец кр е пят за ог о н шварт о ва и п о следний подают ч е рез шва р товный или букси р ный кл ю з (рис. 6 .4 5). Выб р оску у к ладываю т в шлаги и, удержи вая за с в ободный конец, бросают на причал. С по­мо щью это г о лёгког о троса на берег выт ягивают с я сравни т ельно тя ж ёлые шв а рто­в ы. Бросател ьный ко н ец изгот о вляют из линя дли н ой около 25 метро в.






Кранцы применя ю т для п р едохран е ния корпуса судна от повр е ждения при шва р товке. Мягкие кр а нцы чаще всего дел а ют плет е ными из старого растител ь ного троса. Применя ю т также пробков ы е кранц ы, предста вля­ющие собой не б ольшой шаровидн ы й мешок, заполне н ный мелко й пробкой. В после днее вр е мя все б о лее ши р окое приме н ение нах о дят пнев м атическ и е кранц ы.








Рис. 6.45. Подго т овленное для шварт о вки рабочее место: 1 -трос; 2 - выброска; 3 - переносной цепной стопор


Переносные стопоры. Вы бранный с помощ ь ю механ и зма швар т овный т р ос пер е носят на кнехты и закрепля ю т. Чтобы при пере н осе трос а он не пот равливался, на него пред в арительн о наклады вают сто пор. Стоп ор креп и тся к ры м у у осно в а­ния кнехта и л и за обух на палуб е судна.

При ра б оте со с т альными швартов ы ми след у ет испол ь зовать ц е пные сто п о­ры с длиной цепочки не менее 2 м, калибр а 10 мм и растител ьным тр о сом дли н ой не менее 1,5 м на ходов ом конце (рис. 6.4 6). Примен ение цеп н ых стоп о ров для р а с­тит е льных и синтетиче с ких трос о в недопу с тимо.

Рис. 6.46. Удер ж ание шва р товного т р оса стоп о ром

Стопор вытягив а ют вдоль швартов а по напра влению натяжени я (рис. 6.4 7). Ког д а шварт о в взят на стопор, не следуе т резко сбрасывать с турачки или шпи ля тро с, чтобы рывком н е оторвать стопор. Швартов следует с н ачала ос т орожно по­тра в ить обра т ным ход о м шпил я или браш пиля, н е снимая шлагов с барабана, и тол ь ко убеди в шись, чт о стопор надежно держит ш в артов, последний быстро пе р е­лож и ть на кн е хт. На б о льших с у дах могу т применя ться стац ионарные винто в ые сто п оры, в ко торых тр о с зажим а ется вин т ом межд у щеками. Стациона рные сто п о­ры установле н ы на пал у бе межд у клюзом или киповой планк о й и кнех т ом.

Выбир а ние и за к репление швартов н ых трос о в значит е льно упр о щается при исп о льзовании кнехто в с вращаю щимися тумбами. Шварто в наклады вают «во с ь­мер к ами» на тумбу кн е хта и по д ают на турачку б р ашпиля. При выб и рании тр о са тум б ы кнехт а проворач иваются, свободн о пропуск ая трос. После сн я тия трос а с тура чки бра ш пиля он не будет п о травлив а ться, так как тумб ы имеют стопор, ко т о­рый препятст в ует их п о вороту в обратном направле н ии.



Швартовые механизмы. Для вы бирания швартово в могут быть испо л ьзо­в а ны как специаль н о устан о вленные для это й цели швартовн ы е механ и змы (например, швартовные шпил и, лебедки и т. д.), так и други е палубн ы е механ и змы (например, брашпил и, грузовые лебедки и т. д.), им еющие швартовн ы е бараба н ы.

Для выбирани я швартов ных тросов на бак е использу ют тура чки брашпиля (рис. 6.48). Швартовы е шпили устанав л иваются для работ ы с кормо выми шв а рто­в ы ми. Они занимаю т мало мес та на па л убе, при в од шпил я располаг ается по д па­лу бой (рис. 6.49).


Авт о матичес к ие швар т овные ле б едки мог ут устан а вливатьс я для рабо ты с к о рмовыми и носов ы ми швар т овами (р и с.6.50). Швартов постоянн о находитс я на б а рабане л е бедки, н е требуетс я его пре д варител ь ной подг о товки пе р ед пода ч ей и п е реноса н а кнехты после обт я гивания. Лебедки автомати ч ески по д тягивают суд­н о, выбирая слабину троса, или потравли вают сл и шком сильно натя н утый тро с при из менении положения судна о т носител ь но прича л а в проц е ссе грузо в ых опер а ций, в о время прилива или отлива.


Шва р товное у с тройство должно содержат ь ся в исп р авном со с тоянии, обес­п е чивающе м его пост оянную готовност ь к действ ию. Кнехты, швар т овные клюзы, к и повые пл а нки, нап р авляющ и е роульс ы должны быть всегда достато чно глад к ими д л я предот в ращения преждев р еменного износа т р осов. Ро л ики, роу л ьсы и д р угие п о движные элемент ы должны легко вра щаться, быть хорошо расхо ж ены и с м аза­н ы. Цепные и тросовы е стопор ы, глаголь -гаки до л жны быт ь исправны.

При наличии автоматических швартовных лебедок и швартовных поворот­ных клюзов следует периодически проворачивать ролики клюзов и регулярно сма­зывать трущиеся части.

Все концы, тросы, кранцы, маты, бросательные лини надо своевременно просушивать, металлические детали - очищать и смазывать.

При стоянке судна на швартовах необходимо выполнять следующее:

  • запрещается оставлять стальные швартовные концы на барабанах брашпи­лей даже на короткое время, так как при натяжении или рывках швартовов валы механизмов могут быть погнуты;
  • в местах с резким колебанием уровня воды рекомендуется в качестве швар­товных концов применять растительные тросы либо тросы из синтетиче­ских материалов;
  • во время погрузки и выгрузки необходимо проверять, чтобы все швартовы были одинаково обтянуты, не имели излишней слабины или не были слиш­ком тугими. Особенно внимательно надо следить за швартовами в портах, где имеют место колебания уровня воды;
  • во время сильного ветра или течения швартовы, которые испытывают наибольшее напряжение, должны быть равномерно натянуты. При наличии зыби швартовы должны иметь некоторую слабину с целью уменьшения их напряженности при раскачивании судна;
  • во время дождя швартовы и фалини из растительных тросов необходимо периодически потравливать, так как, намокая, они укорачиваются на 10 - 12 % и могут лопнуть.
    • Перед началом швартовных операций убедитесь, что швартовные механизмы и вьюшки находятся в исправном состоянии и работают нормально.
    • Пуск в действие швартовных механизмов производите только по команде ли­ца, руководящего операциями.
    • Выбирайте и травите швартовные тросы только по команде лица, руководя­щего швартовкой.
    • Для швартовных операций применяйте только исправные тросы. Не работайте со стальными тросами, у которых торчат концы оборванных проволок, пере­биты пряди или трос деформирован.
    • Не допускайте нахождения посторонних людей в местах производства швар­товных операций.
    • При подготовке к швартовным операциям разнесите по палубе тросы необхо­димой длины. Не травите тросы непосредственно из бухт или с вьюшек.
    • Не стойте внутри шлагов разнесенного по палубе швартовного троса. Подавая для швартовки трос, очищайте его от калышек.
    • Подавая бросательный конец, предупредите окриком "Берегись!".
    • Не да в айте бол ь шой слабины шва р товному тросу при выборке его пода н ным броса т ельным к о нцом. Тяжелые тр о сы потравливайте через кне х т, налож и в на него о д ин - два шлага.
    • Не зад е рживайт е руками или ногам и вытравл ивающийся трос.
    • Накла д ывая тро с на кнехт, следите, чтобы на нем не об разовал и сь калышки, в проти в ном случае шварт о вный ко н ец возьм и те на ст о пор, рас пр авьте вс е об­разовав шиеся к а лышки и только после этого вновь на л ожите ег о на кнехт.
    • Взяв швартовн ы й трос н а стопор, не находи т есь впер е ди по на п равлени ю его натяже ния и бл и же 1 ме т ра от ме с та налож е ния сто п ора (для синтетич е ских канатов - не бл и же 2 мет р ов).
    • При о т даче сто п ора нахо д итесь то л ько со ст о роны, пр о тивопол о жной на т яже­нию швартовно г о троса, и в стороне от линии натяжени я.
    • Страв л ивая тро с из бухты, встаньте за бухту лицом по направлен ию дви ж ения стравл и ваемого троса и с б расывай т е шлаги в п еред от себя.
    • Выби р ая или потравлив а я шварт о вные тр о сы, дер ж ите ходо в ой коне ц, не подход я к кнехт а м или ба р абану ш в артовног о механизм а ближе 1 метра.
    • Допол н ительны е шлаги тр оса нак л адывайте на бараб а н шварт о вной леб е дки, шпиля или бра ш пиля тол ь ко при остановле н ном мех а низме. Н е стравлив айте трос с вращаю щ егося бар а бана шв а ртовного механиз м а, когда барабан в р аща­ется в сторону в ы борки.
    • По ок о нчании швартовк и на верхн ие шлаги стальног о троса, заведенно г о на кнехт, накладывайте схва т ку из то н кого раст и тельного троса.
    • При о т даче с кнехта туго натянуто г о троса потравите трос до о б разовани я до­статочн ой слаб и ны, только после э т ого сним а йте шлаг и с кнехта.
    • Не на х одитесь на линии натяжени я выбираем ого или стравлив а емого тр о са, а также вблизи к н ехтов и р о ульсов.
    • Не вы б ирайте и не трави т е тросы, если с ни м и произ в одятся р а боты у р о уль­сов ил и киповых планок (освобожд е ние зажа т ых трос о в и пр.).
    • Не пр о таскивай т е шварто в ные кон ц ы через клюзы без специаль н ых крюч ь ев.
    • Во вр е мя прои з водства швартовн ы х работ не держите руки на план ш ире фальшборта, не перегиба й тесь чер е з него. Н е переходи те с суд н а на при ч ал, с прича л а на судно или с с у дна на су д но до ок о нчания швартовки.
    • При з а возке шв а ртовног о троса шл юпкой н а бирайте достаточ н ое колич е ство шлаго в троса дл я свобод н ого его потравли в ания. Не подбира й те завезе н ный шлюп к ой швар т овный тр о с до тех пор, пока шлюпка не освобо д ится от троса и не отойдет о т него на безопасно е рассто я ние. Есл и человек находитс я на шварт о вной бочке, не тра в ите и не выбирайт е швартовный трос.
    • При за п уске ли н еметател ь ной рак е ты следи т е за те м, чтобы линь нахо дился п о д ветро м в сторон е от ва с. Запуска йте лине м етательн у ю ракет у с таким рас­чет ом, чтоб ы она упал а за цель ю.
    • Для п р едохране н ия швар т овных т р осов от пере­ти р ания не о бходимо подкладывать под стальные тро­сы деревян н ые бруск и, а под растительны е - мат ы.

Стальной швартовный трос подлежит замене, если в любом месте на его длине, равной восьми диаметрам, число обрывов проволок составляет 10% и более общего числа проволок, а также при чрезмерной деформации троса.

Растительный трос подлежит замене при разрыве каболок, прелости, зна­чительном износе или деформации. Синтетические канаты подлежат замене, если количество обрывов и повреждений в виде надрывов нитей составляет 15 % и бо­лее числа нитей в канате.

После окончан и я швартовных опе р аций уб е рите св о бодные тросы на вьюшки и л и в бухт ы, а механи змы от к лючите, установи т е противокрысины е щитки.