27.09.2019

Возникновение и развитие сознания у человека. Сознание человека (Немов Р.С. Психология)


по курсу «Психология»

«Происхождение и развитие сознания человека»

Введение

Понятие о психике и ее биологической основы.

Развитие психики животных.

Происхождение и развитие сознания.

Заключение

Список литературы

Введение

В переводе с древнегреческого «психология» - это наука о душе, и, следовательно, ее предметом является «душа», или психика. Но что такое психика и психические явления? Ответу на этот вопрос посвящена сегодняшняя лекция.

1. Понятие о психике и ее биологической основы

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики.

Во-первых, психика - это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир.

Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способная реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Существует еще один вопрос в исследовании психических явлений, который мы должны осветить в данном вопросе лекции. В чем состоят функции психики? Кажется, что ответ на данный вопрос очень прост, однако ни в одном учебнике психологии, вы не найдете на него прямого ответа, потому что на самом деле это один из самых сложных вопросов среди изучаемых современной психологией. Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Например, если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то как объяснить такое явление, как творчество человека? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления к социальным условиям, поскольку очень часто творчество не столько способствует решению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы?

Другой пример: почему человек переживает особые чувства при знакомстве с выдающимся произведением искусства, будь то книга, картина, музыка или что-либо другое? Вряд ли это можно объяснить только приспособительными реакциями человека. И таких примеров, когда проявления разнообразных форм психического нельзя объяснить с позиции целесообразности, можно привести очень много.

С точки зрения взаимодействия живых организмов и окружающей среды выделяют три основные функции психики:

Отражение окружающей действительности,

Сохранение целостности организма,

Регуляция поведения.

Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Чем более развито живое существо, тем более сложны механизмы его адаптации. Самые сложные механизмы адаптации мы наблюдаем у человека. Процесс адаптации человека в определенной степени похож на процесс адаптации высших животных. Так же как и у животных, адаптация человека имеет внутреннюю и внешнюю направленность. Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма. Внешнее проявление адаптации заключается в обеспечении адекватного контакта живого существа с внешней средой, т. е. в формировании соответствующего поведения у более развитых существ или поведенческих реакций у менее развитых организмов. Следовательно, и внутренняя, и внешняя стороны адаптации прежде всего обеспечивают возможность биологического существования живого существа. У человека построение контакта с внешней средой имеет более сложную структуру, чем у животных, поскольку человек контактирует не только с природной, но и с социальной средой, функционирующей по законам, отличным от законов природы. Поэтому мы вправе полагать, что адаптация человека направлена не только на обеспечение его биологического существования, но и на обеспечение его существования в обществе.

Кроме этого, мы вправе предположить, что и регуляция внутреннего состояния у человека происходит на более сложном уровне, поскольку приток информации об изменившихся условиях внешней среды порождает определенные изменения в протекании психических процессов, т. е. у человека происходит и психическая адаптация.

Биологические основы психики.

Проблема возникновения сознания рассматривается с различных позиций. С одной точки зрения сознание человека имеет божественное происхождение. С другой точки зрения возникновение сознания у человека рассматривается как закономерный этап эволюции животного мира.

Ознакомившись с материалом предыдущих разделов, вопросов лекции можно утверждать следующее:

Все живые существа могут быть классифицированы по уровню развития психики;

Уровень психического развития животного тесно связан с уровнем развития его нервной системы;

Человек, обладая сознанием, обладает наивысшим уровнем психического развития.

Сделав подобные выводы, мы не ошибемся, если будем утверждать, что человек обладает не только высшим уровнем психического развития, но и более развитой нервной системой.

В этом вопросе лекции мы познакомимся со строением и особенностями функционирования нервной системы человека являющейся биологической основой психики.

Наше знакомство не будет носить характер глубокого изучения, поскольку более подробно функциональное строение нервной системы изучается в рамках других дисциплин, в частности анатомии нервной системы, физиологии высшей нервной деятельности и психофизиологии, некоторые из которых вы уже начали изучать.

Нервная система человека состоит из двух разделов: центрального и периферического. Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг состоит, в свою очередь, из переднего, среднего и заднего мозга. В этих основных отделах центральной нервной системы также выделяются важнейшие структуры, имеющие непосредственное отношение к функционированию психики человека: таламус, гипоталамус, мост, мозжечок, продолговатый мозг.

Практически все отделы и структуры центральной и периферической нервной системы задействованы в получении и переработке информации, однако особое значение для психики человека имеет кора головного мозга, которая совместно с подкорковыми структурами, входящими в передний мозг, определяет особенности функционирования сознания и мышления человека.

Центральная нервная система связана со всеми органами и тканями человеческого организма. Эту связь обеспечивают нервы, которые выходят из головного и спинного мозга. У человека все нервы подразделяются на две функциональные группы. К первой группе относятся нервы, которые проводят сигналы из внешнего мира и структур организма. Нервы, входящие в эту группу, называются афферентными. Нервы, которые проводят сигналы из ЦНС к периферии (органы, мышечные ткани и т. д.), входят в другую группу и называются эфферентными.

Сама центральная нервная система представляет собой скопление нервных клеток - нейронов. Эти нервные клетки состоят из нейрона и древовидных отростков, называемых дендритами. Один из таких отростков удлинен и соединяет нейрон с телами или отростками других нейронов. Такой отросток получил название аксон.

Часть аксонов покрыта специальной оболочкой - миелиновой оболочкой, которая обеспечивает более быстрое проведение импульса по нерву. Места соединений одного нейрона с другим называют синапсами.

Большинство нейронов являются специфическими, т. е. выполняют определенные функции. Например, нейроны, обеспечивающие проведение импульсов от периферии к ЦНС, называются «сенсорными нейронами». В свою очередь, нейроны, отвечающие за передачу импульсов от ЦНС к мышцам, называются «двигательными нейронами». Нейроны, отвечающие за обеспечение связи одних участков ЦНС с другими, называются «нейронами локальной сети».

На периферии аксоны соединяются с миниатюрными органическими устройствами, предназначенными для восприятия различных видов энергии (механической, электромагнитной, химической и др.) и преобразования ее в энергию нервного импульса. Эти органические устройства называются рецепторами. Они расположены по всему организму человека. Особенно много рецепторов в органах чувств, специально предназначенных для восприятия информации об окружающем мире.

Исследуя проблему восприятия, хранения и переработки информации, И.П. Павлов ввел понятие анализатора. Данное понятие обозначает относительно автономную органическую структуру, обеспечивающую переработку специфической сенсорной информации и прохождение ее на всех уровнях, включая ЦНС. Следовательно, каждый анализатор состоит из трех структурных элементов: рецепторов, нервных волокон и соответствующих отделов ЦНС.

PAGE_BREAK--

Как мы уже говорили, существуют несколько групп рецепторов. Это подразделение на группы вызвано способностью рецепторов воспринимать и перерабатывать только один вид воздействий, поэтому рецепторы делятся на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные и др. Информация, полученная с помощью рецепторов, передается далее в соответствующий отдел ЦНС, включая кору головного мозга. При этом следует отметить, что информация от одинаковых рецепторов поступает только в определенную область коры головного мозга. Зрительный анализатор замыкается на один участок коры, слуховой - на другой и т. д.

Следует подчеркнуть, что вся кора головного мозга может быть разделена на отдельные функциональные зоны. При этом можно выделить не только зоны анализаторов, но и двигательные, речевые и др. Так, в соответствии с классификацией К. Бродмана кору головного мозга можно разделить на 11 областей и 52 поля.

По времени возникновения отделов коры головного мозга в процессе филогенеза человека кору головного мозга подразделяют на древнюю, старую и новую. Древняя кора имеет только один слой клеток, которые не полностью отделены от подкорковых структур. Площадь древней коры равна примерно 0,6 % площади всей коры головного мозга.

Большую же часть коры занимает новая кора. Она обладает наиболее сложной, многослойной и развитой структурой.

Среди интегративных полей коры головного мозга человека необходимо выделить дифференцированные только у человека центры речи: центр слухового восприятия речи (так называемый центр Вершке) и двигательный центр речи (тай называемый центр Брака). Наличие этих дифференцированных.центров свидетельствует об особой роли речи для регуляции психики и поведения человека. Однако существуют и другие центры. Например, сознание, мышление, формирование поведения, волевой контроль связаны с деятельностью лобных долей, так называемых префронтальной и премоторной зон.

Левое и правое полушария выполняют различные функции при восприятии и формировании образа отображаемого предмета. Для правого полушария характерна высокая скорость работы по опознанию, его точность и четкость. Такой способ опознания предметов можно определить как интегрально-синтетический, целостный по преимуществу, структурно-смысловой, т. е. правое полушарие отвечает за целостное восприятие объекта или выполняет функцию глобальной интеграции образа. Левое Полушарие функционирует на основе аналитического подхода, заключающегося в последовательном переборе элементов образа, т. е. левое полушарие осуществляет отображение предмета, формируя отдельные части психического образа. Следует отметить, что в восприятии внешнего мира задействованы оба полушария. Нарушение деятельности любого из полушарий может привести к невозможности контакта человека с окружающей действительностью.

При знакомстве со строением центральной нервной системы мы должны обязательно остановиться на рассмотрении еще одной мозговой структуры - ретикулярной формации, которая играет особую роль в регуляции многих психических процессов и свойств. Такое название - ретикулярная, или сетевидная, - она получила из-за своего строения, поскольку представляет собой совокупность разреженных, напоминающих тонкую сеть нейронных структур, анатомически расположенных в спинном, продолговатом и заднем мозге.

Ретикулярная формация оказывает заметное влияние на электрическую активность головного мозга, на функциональное состояние коры головного мозга, подкорковых центров, мозжечка и спинного мозга. Она же имеет непосредственное отношение к регуляции основных жизненных процессов: кровообращению и дыханию.

Очень часто ретикулярную формацию называют источником активности организма, поскольку формируемые данной структурой нервные импульсы определяют работоспособность организма, состояние сна или бодрствования. Необходимо также отметить регулирующую функцию данного образования, поскольку формируемые ретикулярной формацией нервные импульсы отличаются по своей амплитуде и частоте, что приводит к периодической смене функционального состояния коры головного мозга, которая, в свою очередь, определяет доминирующее функциональное состояние всего организма. Поэтому состояние бодрствования сменяется состоянием сна и наоборот.

Нарушение деятельности ретикулярной формации вызывает нарушение биоритмов организма.

Таким образом, мы можем констатировать, что нервная система человека выполняет функции системы, регулирующей деятельность всего организма. Благодаря нервной системе человек в состоянии получать информацию о внешней среде, анализировать ее и формировать адекватное ситуации поведение, т. е. успешно, адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

2. Развитие психики животных

В филогенезе психика прошла путь от уровня простейшей раздражимости до сознания. Этапы этого пути следующие:

Таксисы. Это элементарная форма раздражимости, наблюдаемая даже у растений (тропизм). Она направлена на поиск благоприятной среды. Характерна для одноклеточных живых существ (амеба). На этом уровне реакция организмов на раздражитель следует лишь после непосредственного контакта с ним. Это вынужденная активность живого существа, ориентированная на удовлетворение биологической потребности.

Чувствительность - сигнальная форма раздражимости, позволяющая ориентироваться в более сложной среде, хотя и индеферентной по отношению к биологической потребности. По сути – это простейшая форма ощущений. Чувствительность обеспечивает реакцию организма до непосредственного соприкосновения с ним.

Поведение – принципиально новый уровень приспособления к среде, основной признак – сложная совокупность реакций на воздействие окружающей живой организм среды. Этому уровню присущи: навыки (способ реагирования на среду через условные рефлексы), рассудок (способность отражать сложные отношения и взаимосвязи между предметами).

Сознание - высший уровень приспособления к среде.

Сознание – предмет рассмотрения следующего вопроса лекции. Но прежде сформулируем выводы третьего вопроса.

Рассмотренная концепция развития психики в ходе эволюции живой материи предложенная А.Н. Леонтьевым базируется на тезисе о том, что психика возникает тогда, когда допсихических форм отражения становится недостаточно для обеспечения жизнедеятельности организма в предметно расчлененном мире. Толчок эволюции развития психики – механизм метаболизма.

Развитие психики животных – это процесс развития деятельности.

В своем развитии различаются три стадии развития психики:

стадия элементарной сенсорной психики;

стадия перцептивной психики;

стадия интеллекта.

Объективным критерием психического является возникновение чувствительности у живого организма.

Чувствительность – это способность живого организма реагировать на абиотические раздражители.

Чувствительности предшествует самая элементарная форма психического отражения – раздражимость. Раздражимость - способность живого существа реагировать на биотический раздражитель.

Биотическим раздражителем называется такой стимул из внешней среды, вещественно-энергетические составляющие которого, непосредственно входят в метаболические процессы данного живого организма. Таков, например, свет хлорофилловых растений, с помощью которого соответствующие клетки строят органические вещества.

Абиотическим раздражителем называется первоначально нейтральный для жизнедеятельности стимул среды, который, в ходе деятельности живого организма по ориентировке в среде приобретает сигнальное значение.

Психика присуща живым существам, обладающим чувствительностью, то есть, элементарной формой психики (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фарби и их последователи в отечественной психологии).

Г) Существуют и иные точки зрения на эту проблему: это позиции антропопсихизма, панпсихизма, биопсихизма и нейропсихизма.

Антропопсихизм – психика возникает только у человека (Р. Декарт и его последователи).

Панпсихизм, или гилозоизм – вся природа считается одухотворенной (Эмпедокл, Дж. Бруно, Д. Дидро, Ф. Шеллинг и др.).

Биопсихизм – психика свойственна только живой материи (Т. Гоббс, К. Бернар, Э. Геккель, В. Вундт и др.).

Нейропсихизм – психика присуща живым существам, имеющим нервную систему (Ч. Дарвин, Г. Спенсер и другие).

3. Происхождение и развитие сознания

Сознание - это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. Давайте более подробно рассмотрим данное определение.

С точки зрения естественнонаучной парадигмы попытку объяснения причин возникновения и развития сознания предложили ряд отечественных психологов. Мы сегодня рассмотрим позиции двух научных школ - Алексея Николаевича Леонтьева и Льва Семеновича Выготского.

Лев Семенович Выготский родился в городе Орша 5 ноября 1896 года. Учился в гимназии. В 1913 году поступил в Московский университет, где получил юридическое образование. Параллельно изучал курс психологии и философии в народном университете Шанявского. С 1917 по 1923 годы работает учителем литературы и психологии в школе, ведет занятия в театральной студии, а также создает лабораторию психологии в педагогическом техникуме. С 1924 года работает в Москве в Институте психологии, затем - в Институте дефектологии. Выготский занимал пост руководителя отдела образования умственно и физически отсталых детей при Наркомпроссе, преподавал в Академии коммунистического воспитания имени Крупской и Педагогическом институте в Ленинграде. Уже будучи профессором, поступил в медицинский институт и окончил его. Незадолго до смерти возглавил отдел психологии во Всесоюзном институте экспериментальной медицины. Умер от туберкулеза 11 июня 1934 года.

Выготский внес вклад в развитие психологии искусства, обпгую психологию, детскую и педагогическую психологию, дефектологию, пато- и нейропсихологию.

Основные работы Выготского: «Педагогическая психология», «Исторический смысл психологического кризиса», «Мышление и речь», «История развития высших психических функций», «Учение об эмоциях», «Поведение животных и человека», «Лекции по возрастной психологии», «Психология подростка», «Психология искусства» и др.

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) - российский психолог, доктор психологических наук, профессор, действительный член АПН РСФСР (1950), АПН СССР (1968), почетный член Венгерской академии наук (1973), почетный доктор Парижского университета (1968).

После окончания в 1928 году отделения общественных наук Московского университета работал в Институте экспериментальной психологии Московского университета под руководством - Г.И. Челпанова.

С 1928 года по 1930 год под руководством Л.С. Выготского осуществил исследование развития высших форм запоминания в психологической лаборатории Академии коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской.

С 1934 года руководил группой ученых, последователей Л. С. Выготского, работавших во Всеукраинской психоневрологической академии и украинском НИИ педагогики в Харькове. С 1941 года Леонтьев становится профессором МГУ, В период с 1942 по 1945 годы руководил научной работой в Опытном восстановительном госпитале под Свердловском. С 1945 года заведовал кафедрой психологии философского факультета МГУ, а в 1966 году становится деканом факультета психологии МГУ.

Награжден Ленинской премией в 1963 году за книгу «Проблемы развития психики», а в 1975 году - Ломоносовской премией первой степени за книгу «Деятельность. Сознание. Личность».

Разработал общепсихологическую теорию деятельности.

Основные научные труды: «Развитие памяти» (1931), «Восстановление движения» совместно с А. В. Запорожцем (1945), «Очерк развития психики» (1947), «Потребности и мотивы деятельности» (1956), «Проблемы развития психики» (1959,1965), «Об историческом подходе к изучению психики человека» (1959), «Потребности, мотивы и эмоции» (1971), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975).

Основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

Человек выделился из животного мира благодаря использованию орудий.

Человек овладевает природой с помощью орудий, а собственной психикой овладевает благодаря психологическим орудиям.

В качестве психологических орудий выступают знаки.

Рис. 1. Модель опосредования психических процессов знаками-средствами, где А - стимул, В - ответ, X - знак-средство.

Например:

4. Психологические орудия лежат в основе произвольных психических функций: произвольного внимания, произвольной памяти, логического мышления, произвольного восприятия, произвольного действия и т.д. Непроизвольные психические функции Выготский называл натуральными или низшими. Произвольные психические функции были названы высшими.

5. Высшие психические функции имеют социальное происхождение и опосредованы знаками, осуществляются по желанию человека.

6. Высшие психические функции появляются на сцене дважды: сначала как функция интерпсихологическая, а затем как функция интрапсихологическая; высшие психические функции первоначально возникают как форма сотрудничества с другими людьми, а затем становятся индивидуальными. Высшие психические функции - это психологические системы.

Овладение знаками-средствами, или психологическими орудиями, осуществляется в процессе интериоризации. Процесс инте-риоризации означает превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические. Процесс интериоризации начинается с воздействия взрослого на ребенка с помощью выработанных в процессе исторического развития культурных знаков-средств. Затем ребенок воздействует также на окружающий его мир (игрушки, животных, детей, взрослых). И только потом он овладевает собственной психикой, то есть воздействует на себя.

I этап - воздействие взрослого на ребенка (например: «Это делать нельзя!»)

II этап - воздействие ребенка на животного или другой объект (например: «Это делать нельзя!»)

III этап - воздействие ребенка на самого себя (например; «Это делать нельзя!»)

Непослушание ребенка или его отставание в учебе - это результат не овладения им необходимыми для этого психологическими орудиями.

Например, если ребенок путает последовательность одевания вещей, то это не означает, что у него плохая память. Он просто не овладел психологическими орудиями, необходимыми для этой процедуры.

А.Н. Леонтьев о сущности и структуре сознания.

Сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен он сам, его действия и состояния. Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание-образ становится также сознанием-деятельностью. Именно в этой своей полноте сознание и начинает казаться эмансипированным от внешней, чувственно-практической деятельности и, более того, -управляющим ею.

Другое капитальное изменение претерпевает сознание в ходе исторического развития. Оно заключается в разрушении первоначальной слитности сознания трудового коллектива (например, общины) и сознания образующих его индивидов. В то же время психологические особенности индивидуального сознания только и могут быть поняты через их связи с теми общественными отношениями, в которые вовлечен индивид. Структура сознания включает: чувственную ткань сознания, значения и личностные смыслы. Чувственная ткань сознания образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивостью и т. д.

Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное «поле» и объект его деятельности.

Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно - свою означенность. Значения и являются важнейшими «образующими» человеческого сознания.

Значения преломляют мир в сознании человека. Хотя носителем значений является язык, но язык не демиург значений. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операции) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность.

В значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой. Поэтому значения сами по себе, то есть в абстракции от их функционирования в индивидуальном сознании, столь же «не психологичны», как и та общественно познанная реальность, которая лежит за ними.

Следует различать осознаваемое объективное значение и его значение для субъекта. В последнем случае говорят о личностном смысле. Другими словами, личностный смысл - это значение того или иного явления для конкретного человека. Личностный смысл и создает пристрастность сознания. В отличие от значений личностные смыслы не имеют своего «непсихологического существования».

Сознание человека, как и сама его деятельность, не является неким слагаемым входящих в него частей, то есть оно не аддитивно. Это не плоскость, даже не емкость, заполненная образами и процессами. Это и не связи отдельных его «единиц», а внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности, осуществляющей реальную жизнь индивида в обществе.

Идеи А.Н. Леонтьева о структуре сознания были развиты в отечественной психологии его учеником В. П. Зинченко, который выделяет три слоя сознания: бытийный (или бытийно-деятельностный), рефлексивный (или рефлексивно-созерцательный) и духовный.

Бытийный слой сознания включает чувственную ткань образа и биодинамическую ткань, а рефлексивны и - значения и смыслы.

Понятия чувственной ткани образа, значения и личностного смысла раскрыты выше. Рассмотрим понятия, введенные в психологию сознания В.П. Зинченко.

Биодинамическая ткань - это обобщенное наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия. Биодинамическая ткань - это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Термин «ткань» в данном контексте используется для подчеркивания мысли о том, что это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия.

Духовный слой сознания в структуре сознания, по мнению В.П. Зинченко, играет ведущую роль, одушевляя и воодушевляя бытийный и рефлексивный слой. В духовном слое сознания человеческую субъективность представляет «Я» в его различных модификациях и ипостасях. В качестве объективной образующей в духовном слое сознания выступает «Другой» или, точнее, «Ты».

Духовный слой сознания конструируется отношениями «Я - Ты» и формируется раньше или, как минимум, одновременно с бытийным и рефлексивным слоями.

Заключение

Психика представляет собой субъективное отражение объективной реальности.

В зависимости от основных философских традиций по разному решается вопрос о происхождении психики. В лекции данный вопрос рассмотрен с позиций естественнонаучной парадигмы.

Физиологической основой психики человека и животных является нервная система.

Способ и уровень адаптации животных к условиям существования определяется степенью развития психики животных. Имеющийся научный материал позволяет выделить несколько стадий развития психики животных. Эти стадии различаются способом и уровнем получения информации об окружающем мире.

Высшим уровнем развития психики человека является его сознание. Оно представляет собой многослойную структуру психического отражения.

Литература

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.,2006.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2007.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. - М.: Мир, 2002.

Козубовский В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: Учебн. пособие. – Мн.: Амалфея, 2007.

Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. М.–Воронеж, 2006.

Леонтьев А.Н. Эволюция психики. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007.

Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2007.

Предпосылки возникновения . Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования. Главным условием возникновения и развития является совместная продуктивная, опосредованная речью орудийная деятельность людей. Инстинктивное общение предков человека внутри стада заменялось общением на основе производственной деятельности. Совместная деятельность способствовала превращению стада в общество. Таким образом, причиной очеловечивания наших предков было возникновение труда и образование общества . В труде развивалось и сознание человека - наивысшая форма отражения. Животное живет в мире случайных вещей, человек создает себе мир постоянных предметов. Деятельность человека становится сознательной деятельностью. Под влиянием труда закрепились новые функции руки и развилось прямохождение. Это оказало влияние на развитие мозга. Одной из потребностей человека как члена общества стала потребность в общении, что привело к формированию речи .(реферат)

Гипотеза о происхождении со­знания человека (А. Н. Леонтьев)

Сознание – отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства независимо от наличных отношений к ней субъекта.

Биологические предпосылки: развитие мозга, прямохождение, развитие кисти.

1. Труд – процесс воздействия на природу. Это – изготовление орудий + Появление коллективного труда – разделение операций. Некоторые из них биологически бессмысленны (загонщик) – направлены на промежуточный результат. Этот результат становится для индивида самостоятельной целью, которая отделяется от мотива (биологического) – выделение действия (операции становятся действиями для индивида) . Предпосылки:

1) совместный характер деят-ти высших животных

2) выделение 2-х фаз в деят-ти животного: подготовка и осуществление, которые могут отодвигаться др от др во времени. Но связь фаз определяется пространственными, вещными отношениями

Действие – это процесс, предмет и мотив которого не совпадают. Необходимо понимание смысла действия!!

Смысл действия – это понимание отношения мотива к цели.

Связь мотива с предметом отражает не естественные, но объективно-общественные связи и отношения. Смысл приобретается только в условиях коллективной трудовой деят-ти.

Необходимо, чтобы смысл действий был осознан человеком. Сознание смысла действия и совершается в форме отражения его предмета как сознательной цели.

Деятельность людей отделяется теперь для их сознания от предметов. Идея вещи отделяется от самой вещи и может быть удержана в сознании (например, идея пищи).

2. Изготовление и употребление орудий возможно только в связи с сознанием цели трудового действия.



1) Орудие труда объективно отражает свойства предмета труда. Орудие есть носитель первой настоящей сознательной и разумной абстракции .

2) Орудие есть общественный предмет – имеет определенный способ употребления, который общественно выработан и общественно закреплен. У животных операция не фиксируется в орудии – нет надобности в его хранении. Орудие животного – продолжение руки. У человека сама орудийная деят-ть создала специфические возможности его руки.

Развитие мышления в процессе труда. Фаза подготовления становится самостоятельной деят-тью, которая затем становится внутренней, умственной.

3. Развитие речи и языка – параллельно с развитием труда: возникновение потребности что-то сказать друг другу. Действия человека приобретают двоякую функцию: непосредственно производственную и функцию воздействия на других (общение). Жест – движение, отделенное от своего результата. Переход от жеста к звукам голоса – речь. Язык становится формой сознательного обобщения действительности. Сначала непосредственная связь с трудовой деят-ю. Затем – абстракция словесных значений от реального предмета – возможность существования значения в качестве мысли (идеально).

Сознание – совместное знание.

Основные образующие человеческого сознания: смыслы и языковые значения .

Выводы:

1) возникновение сознания возможно лишь, когда отношение человека к природе становится опосредованным его трудовыми связями с другими людьми

2) сознание возможно лишь в условиях активного воздействия на природу (трудовая деят-ть посредством орудий)

3) сознание возможно лишь в условиях существования языка

4) индивидуальное сознание возможно лишь в условиях существования сознания общественного.

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной дея-тельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.

Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает разви-ваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необхо-димы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимо-действия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и разви-тия человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).

Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и свя-занное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания" человека через восприятие им своих собственных творений.

В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, пред-ставить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.

В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.

Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в рево-люцию культурно-нравственную.

Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать уже сейчас. Это рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значи-тельно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.

Сознание и бессознательное

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлек-сируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессозна-тельные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцеп-тивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в фено-менах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.

Бессознательная память это та память, которая связана с долговре-менной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлени-ем, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблематики личност-ного бессознательного внес З.Фрейд.

Бессознательное в личности человека это те качества, интересы, потреб-ности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психи-ческих явлениях. Одна из групп таких явлений ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессозна-тельных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений».

Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.

Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержа-ние сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувства-ми, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлет-воренными важными жизненными потребностями.

Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессознательным намерениям и целям того человека, кому это сновидение принадлежит. Эти два случая детские сновидения дошкольников и инфантильные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосредственно предшествующих сну эмоциоген-ных событий прошедшего дня.

В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворенными желаниями и являются символическим способом устранения нарушающих нормальный сон импульсов, порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными. Благодаря бессознательному смещению акцентов, замене и перегруппировке элементов явное содержание сновидения под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом.

Сама цензура является бессознательным психическим механизмом и проявляется в пропусках, модификациях, перегруппировке материала памяти, сновидений, представлений. Подсознательные мысли, по Фрейду, прев-ращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления.

Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:

(а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения,

(б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психоло-гическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа,

(в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может,

(г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически бес-прерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно присутствует и функционирует. Наряду с ним многие поведенческие акты осуществляются на уровне пред- и бессознательной регуляции, так что в реальной действительности одновременно в управлении поведением участвуют многие различные уровни его психической регуляции.

Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания, т.е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознание. Таковы бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки.

Другие бессознательные явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессозна-тельного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контроли-руемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами).

Третий тип бессознательных явлений те, о которых говорит З.Фрейд в приведенных выше суждениях, касающихся личностного бессознательного. Это желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человечес-кого сознания под влиянием цензуры.

Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведе-нием человека и его сознательной регуляцией. Первый тип бессознательного есть просто нормальное звено в общей системе психической поведенческой регуляции и возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию (коре головного мозга). Второй тип бессознательного также можно рассматривать как определенньш этап на этом пути, но при движении как бы в обратном направлении по нему: от сознания к бессознательному, в частности к памяти. Третий тип бессознательного относится к мотивационным процессам и возникает при столкновении разнонаправленных, конфликтных с точки зрения морали мотивационных тенденций.


Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.
Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития челове-
136

ческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).
Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).
Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания" человека через восприятие им своих собственных творений.
В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.
Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллель-
137

но с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.
Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.
В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.
Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию культурно-нравственную.
Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать уже сейчас. Это - рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.
138

Еще по теме ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ:

  1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТОВ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ
  2. Часть 2. Возникновение, историческое развитие и структура сознания
  3. § 2. Антропопсихогенез – возникновение и развитие психики человека. Сознание как высшая форма психики

Историческое развитие сознания у человека

Проблема антропогенеза

Начало человеческой истории означает качественно новую ступень развития, коренным образом отличную от всего предшествующего пути биологического развития живых существ. Новые формы общественного бытия порождают и новые формы психики, коренным образом отличные от психики животных, - сознание человека.

Развитие сознания у человека неразрывно связано с началом общественно-трудовой деятельности. В развитии трудовой деятельности, изменившей реальное отношение человека к окружающей среде, заключается основной и решающий факт, из которого проистекают все отличия человека от животного; из него же проистекают и все специфические особенности человеческой психики.

По мере развития трудовой деятельности человек, воздействуя на природу, изменяя, приспособляя ее к себе и господствуя над нею, стал, превращаясь в субъекта истории, выделять себя из природы и осознавать свое отношение к природе и к другим людям. Через посредство своего отношения к другим людям человек стал все более сознательно относиться и к самому себе, к собственной деятельности; сама деятельность его становилась все более сознательной: направленная в труде на определенные цели, на производство определенного продукта, на определенный результат, она все более планомерно регулировалась в соответствии с поставленной целью. Труд как деятельность, направленная на определенные результаты - на производство определенного продукта, - требовал предвидения. Необходимое для труда, оно в труде и формировалось.

Характерная для трудовой деятельности человека целенаправленность действия, строящегося на предвидении и совершающегося в соответствии с целью, составляет основное проявление сознательности человека, которая коренным образом отличает его деятельность от несознательного, "инстинктивного" в своей основе поведения животных.

Возникновение человеческого сознания и человеческого интеллекта может быть правильно объяснено только в зависимости от его материальной основы, в связи с процессом становления человека как исторического существа.

Данные современной науки исключают возможность происхождения человека от одной из современных пород человекоподобных обезьян, но определенно указывают на общность их происхождения. <…>

В процессе очеловечения, в филогенезе человека решающее значение имело опять-таки изменение образа жизни прачеловека: отдаленный предок человека спустился с деревьев на землю. <…>

Развитие руки как органа труда было вместе с тем и ее развитием как органа познания. Многообразные прикосновения в процессе труда стимулировали чувствительность руки и, отражаясь на строении периферических рецепторных аппаратов, привели к усовершенствованию осязания. В процессе активного ощупывания предмета рука начинает дифференцировать различные чувственные качества как признаки и свойства обрабатываемых человеком предметов. <…>

Развитие трудовой деятельности привело также к развитию более совершенных, более тонких и лучше координированных движений, совершаемых под контролем высших чувств, главным образом зрения: для труда потребовалась все более совершенная координация движений и в процессе труда она развивалась.

Развитие все более совершенных чувств было неразрывно связано с развитием все более специализированных сенсорных областей в мозгу человека, преимущественно тех, в которых локализованы высшие чувства, а развитие все более совершенных движений - с развитием все более дифференцированной моторной области, регулирующей сложные произвольные движения. Все более усложнявшийся характер деятельности человека и соответственно все углублявшийся характер его познания привел к тому, что собственно сенсорные и моторные зоны, т. е. так называемые проекционные зоны в коре мозга, которые непосредственно связаны с периферическими и эффекторными аппаратами, как бы расступились, и особое развитие в мозгу человека получили зоны, богатые ассоциативными волокнами. Объединяя различные проекционные центры, они служат для более сложных и высоких синтезов, потребность в которых порождается усложнением человеческой деятельности. В частности, особое развитие получает фронтальная область, играющая особенно существенную роль в высших интеллектуальных процессах. При этом с обычным у большинства людей преобладанием правой руки связано преобладающее значение противостороннего левого полушария, в котором расположены главнейшие центры высших психических функций, в частности центры речи.

Так развитие трудовой деятельности и новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с развитием труда, отразились на изменении его строения, а развитие его строения обусловило в свою очередь возможность появления и развития новых, все более сложных функций, как двигательных, так и сенсорных, как практических, так и познавательных.

Вслед за трудом и рядом с ним возникшая в совместной трудовой деятельности речь явилась существеннейшим стимулом развития человеческого мозга и сознания.

Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, питается и обогащается результатами общественного опыта: наблюдения и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого. Огромное многообразие стимулов, которое получает благодаря этому человек, дало мощный толчок для дальнейшего развития его мозга. А дальнейшее развитие его мозга создало новые возможности для развития его сознания. Эти возможности расширялись по мере развития труда, открывающего человеку в процессе воздействия на окружавшую его природу все новые стороны ее.

Благодаря орудиям труда и речи сознание человека стало развиваться как продукт общественного труда. С одной стороны, орудия как обобществленный труд передавали в овеществленной форме накопленный человечеством опыт из поколения в поколение, с другой стороны, эта передача общественного опыта, его сообщение совершалось посредством речи. Для общественного труда необходимо было общественное, материализованное в речи сознание. Необходимое для общественного труда, оно в процессе общественного труда и развивалось (см. главу о речи).

Становление человека было длительным процессом. Древнейшим представителем человечества и в то же время по своему физическому типу переходной формой от обезьяны к человеку является яванский питекантроп; <…> питекантропу уже свойственно было прямохождение при действиях верхними конечностями, свободными от функций локомоции при передвижении по земле. Точно неизвестно, изготовляли ли питекантропы орудия, но можно предполагать, что они уже перешли эту грань. С несомненностью установлено употребление орудий у синантропов. <…>

Синантропы по уровню развития культуры стояли довольно высоко: это были несомненно общественные существа с общественным способом охоты и поддержания огня. Череп синантропов еще очень схож с черепом питекантропа; в некоторых отношениях он даже более примитивен (например, по особенностям височной кости), но мозговая коробка более объемиста. <…>

К кругу обезьянолюдей причисляют (или выделяют в отдельный вид) еще гейдельбергского человека, известного только по одной нижней челюсти. <…>

В то время как синантропы жили в первую половину четвертичного периода, общая длительность которого исчисляется примерно в один миллион лет, гейдельбержцы жили во вторую межледниковую (миндельрисскую) эпоху, около 400 тысяч лет назад. В их время каменные орудия в Европе имели тип орудий ашельской культуры, предшествовавшей культуре мустьерской.

Носителями мустьерской культуры были неандертальцы, которые являются потомками обезьянолюдей, или людей эпохи аморфной стадии индустрии и эпохи раннего палеолита. <…> Первая находка человека подобного типа была сделана на склоне горы Гибралтар в 1848 г. <…> Неандертальцы - представители древнего человеческого типа, предшествовавшего типу современного человека и являвшегося предком последнего. <…>

Палестинские неандертальцы обнаруживают удивительное сочетание особенностей неандертальцев (например, надглазничный валик) с особенностями типа современного человека (например, явственно выраженный, хотя еще и не сильно развитый, подбородочный выступ): этих неандертальцев можно вполне считать переходной формой между собственно неандертальцами и ископаемыми людьми современного типа (кроманьонцами и т. п.). <…>

Неандертальцы преобразовались в более высокоразвитого человека позднего палеолита: уже люди ориньякской эпохи обладают всеми основными чертами строения современного человека. <…>

Развитие внешнего облика, самой природы человека шло в связи с развитием общественного труда, с развитием техники изготовления и применения орудий, с развитием общества. В процессе общественно-производственной деятельности людей, благодаря которой они изменяют окружающую их природу, изменяется и их собственная природа. 46 Изменяется их природа - и физическая, и психическая. Совершенствуется рука, способная создавать более тонкие и разнообразные орудия, например резцы, с помощью которых кроманьонские мастера создавали свои первые оригинальные произведения примитивного искусства. Совершенствуется глаз, способный любоваться этими произведениями искусства, развивается головной мозг. Словом, из Homo neandertalensis формируется Homo sapiens - человек с теми морфологическими чертами, которые в основном характеризуют современных людей, и это уже подлинная история со сменой эпох, которые недаром обозначают как каменный, медный, бронзовый, железный век. За ними следуют уже исторические времена, определяемые историческими датами, хронологией.

Из книги Зигмунд Фрейд. Моисей и монотеизм автора Фрейд Зигмунд

Из книги Моисей и монотеизм автора Фрейд Зигмунд

3. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Я не могу более подробно повторить здесь содержание Тотем и Табу, но я должен заполнить длительный промежуток времени между гипотетическим первобытным периодом и победой монотеизма в исторические времена. После одновременного возникновения

Из книги Надличностное виденье автора Гроф Станислав

6. Эволюция сознания и выживание человека Современный глобальный кризис Без сомнения, двумя самыми мощными психологическими силами в человеческой истории были насилие и алчность. Число и степень зверств, совершенных ради этого на протяжении веков в мире, причем многие

Из книги Психология будущего [Уроки современных исследований сознания] автора Гроф Станислав

Эволюция сознания и выживание человека: трансперсональный взгляд на глобальный кризис Исследования холотропных состояний сознания имеют важные последствия не только для каждого из нас в отдельности, но также для будущего всего человечества и для сохранения жизни на

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

Общение и сознание (осознание, самосознание). Развитие сознания (самосознания) в онтогенезе Мы понимаем под общением взаимодействие двух и более человек, в ходе которого они обмениваются информацией с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Из книги Подарок осознания автора Пинт Александр Александрович

Глава 9. Как правильно реорганизовать структуру сознания человека Ваше представление о времени может быть другим- Что вас сейчас волнует?- Я ехала в метро и заметила, что стала чувствовать больше пространства вокруг себя. Когда я ездила в Америку, то обратила внимание

Из книги Психология личности [Культурно-историческое понимание развития человека] автора Асмолов Александр Григорьевич

Александр Григорьевич Асмолов Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека Быть может, прежде губ родился шепот, И в бездревесности кружилися листы, И те, кому мы посвящаем опыт, До опыта приобрели черты. Осип Мандельштам Никому не

Из книги Психологическая война автора Волкогонов Дмитрий Антонович

Развитие общественного сознания в условиях идеологической борьбы В Советском Союзе построено развитое социалистическое общество. Это «общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся - патриотов и интернационалистов», - подчеркивается в

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Тонкое строение человека. Центры любви/ядра сознания У человека есть три центра Любви, у каждого из них имеется своё «царство». Центры Любви предки называли «ядрами сознания», что полностью соответствует истине, поскольку сознание получается из движения любви. Сознание

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Развитие сознания Первой предпосылкой человеческого сознания было развитие человеческого мозга. Но самый мозг человека и вообще его природныеособенности - продукт историческогоразвития. В процессе становления человека отчетливо выступает основной закон

Из книги Система профилактики правонарушений несовершеннолетних автора Беженцев Александр Анатольевич

Развитие сознания у ребенка

Из книги Интегральные отношения автора Учик Мартин

Развитие сознания ребенка Путь индивидуального развития человека представляет собой развертывающуюся в узких рамках немногих лет историю замечательнейших превращений, какие может себе представить человеческая мысль. <…>Основным содержанием психического развития

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

Развитие сознания (цветовая схема) Ключевым фактором для создания хороших отношений можно назвать сходный уровень сознания у обоих партнёров. В этом разделе мы поговорим о том, что такое сознание и как оно проявляется у человека на разных стадиях развития. Каждой стадии

Из книги автора

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ СОЗНАНИЯ В процессе развития сознания изменяются содержание, структура и механизмы идеального отражения ребенком действительности. Это проявляется, в частности, и в изменении особенности его мыслительной деятельности. Например, для дошкольника

Из книги автора

3. Возникновение и историческое развитие сознания человека По многим анатомическим и физиологическим признакам имеется значительное сходство между человеком и обезьяной. Это объясняется тем, что человек и обезьяна имели общего предка. Человекообразная обезьяна и