24.03.2019

Фотографии русских деревянных домов. Русская изба


Русский дом пятистенок в средней России. Типичная трехскатная крыша со светелкой. Пятистенок с перерубом вдоль дома

Этих примеров, думаю, вполне достаточно для того, чтобы доказать, что такой тип домов действительно существует и он широко распространен в традиционно русских регионах. Для меня было несколько неожиданно то, что этот тип дома преобладал до недавнего времени на побережье Белого моря. Даже если признать, что я не прав, и данный стиль домов пришел на север из центральных районов России, а не наоборот, то получится, что словене с озера Ильмень к колонизации побережья Белого моря не имеют отношения. В Новгородской области и по реке Волхову домов такого типа нет. Странно, не правда ли? А какие дома исстари строили новгородские словене? Ниже я привожу примеры таких домов.

Словенский тип домов

Словенский стиль может быть изысканным, с навесом впереди дома, под которым располагаются лавочки, где можно отдохнуть, подышать свежим воздухом (см. фото справа). Но крыша все равно двухскатная (конем), и стропила крепятся к верхнему венцу стены (лежат на нем). Сбоку они не отодвинуты от стены и нависают над ней.

Плотники у меня на родине (север Ярославской области) презрительно называли такой тип крепления стропил "пригодным только для сараев". Но вот этот дом в Витославицах недалеко от Новгорода на Ильмене очень богат, перед фронтоном балкончик, а навес на резных столбах. Еще одна характерная черта домов этого типа - отсутствие продольного переруба, поэтому дома узкие, по фасаду с 3-4 окнами.

На этом фото мы видим двухскатныю крышу, которая позволяет отнести этот дом к словенскому типу. Дом с высокой подклетью, украшенный резьбой, характерной для русских домов. Но стропила лежат на боковых стенах, как у сарая. Этот дом был построен в Германии в начале XIX века для русских воинов, которых российский царь посылал помогать Германии. Часть из них осталась в Германии на совсем, правительство Германии в знак благодарности за службу построило для них вот такие дома. Думаю, что дома строили по эскизам этих солдат в словенском стиле

Это тоже дом из германской солдатской серии. Сегодня в Германии эти дома - часть музея русского деревянного зодчества под открытым небом. Немцы на нашем традиционном прикладном искусстве зарабатывают деньги. В каком идеальном состоянии содержат они эти дома! А мы? Мы, что имеем, не ценим. Все нос от своего воротим, все на заморское заглядываем, евроремонты делаем. Когда же русоремонтом займемся и нашу Россию отремонтируем?

По-моему, этих примеров домов словенского типа достаточно. Заинтересовавшиеся этим вопросом могут найти еще массу доказательств данной гипотезы. Суть гипотезы в том, что настоящие словенские дома (избы) отличались от русских изб по целому ряду признаков. Наверное, глупо говорить о том, какой тип лучше, какой хуже. Главное в том, что они отличаются друг от друга. По-разному поставлены стропила, нет переруба вдоль дома у пятистенков, дома, как правило, поуже - 3 или 4 окна по переду, наличники и накладки у домов словенского типа, как правило, не пропиленные (не ажурные) и потому не похожие на кружева. Конечно, встречаются дома смешанного типа постройки, несколько похожие на дома русского типа постановкой стропил и наличием карнизов. Самое главное то, что и русский, и словенский тип домов имеют свои ареалы. Дома русского типа на территории Новгородской области и западе Тверской области не встречаются или практически не встречаются. Я их там не нашел.

Угро-финский тип домов

Угро-финский тип домов - это, как правило, пятистенок с продольным перерубом и значительно большим количеством окон, чем у домов словенского типа. Фронтон у него бревенчатый, на чердаке есть помещение с бревенчатыми стенами и большим окном, отчего дом как бы становится двухэтажным. Стропила крепятся прямо на стену, и крыша нависает над стенами, поэтому карниза у дома этого типа нет. Нередко дома такого типа состоят из двух состыкованных срубов под одной крышей

Среднее течение Северной Двины выше устья Ваги. Так выглядит типичный дом угро-финского типа, который почему-то этнографы упорно называют северным русским. Но он более широко распрстранен в республике Коми, чем в русских селах. У этого дома на чердаке есть полноценная теплая комната с бревенчатыми стенами и двумя окнами

А этот дом находится в республике Коми в бассейне реки Вычегды. У него 7 окон по фасаду. Дом сделан из двух четырехстенных срубов, соединенных друг с другом бревенчатой капитальной вставкой. Фронтон бревенчатый, отчего чердак дома теплый. Мансардная комната есть, но она без окна. Стропила положены на боковые стены и нависают над ними.

Дервня Кырканда на юго-востоке Архангельской области. Обратите внимание на то, что дом состоит из бвух срубов, поставленных вплотную друг к другу. Фронтон бревенчатый, на чердаке устроена мансардная комната. Дом широкий, поэтому крыша довольно уплощенная (не крутая). Резные наличники отсутствуют. Стропила установлены на боковые стены. Дом, состоящий из двух срубов, был и в нашем селе Всехсвятское, только он был русского типа. Ребятишками, играя в прятки, я как-то раз залез из чердака в щель между срубами и едва вылез обратно. Было очень страшно...

Дом угро-финского типа на востоке Вологодской области. Из мансардной комнаты в этом доме можно выйти на балкончик. Напуск крыши спереди такой, что на балконе можно находиться и в дождь. Дом высокий, практически трехэтажный. А в задней части дома - еще такие же три избы, а между ними огромная поветь. И это все принадлежало одной семье. Наверное, поэтому в семьях было много детей. Шикарно жили угро-фины в прошлом. Сегодня далеко не каждый новый русский имеет такой по площади коттедж

Деревня Кинерма в Карелии. Дом поменьше, чем дома в республике Коми, но все равно угадывается угро-финский стиль. Нет резных наличников, поэтому лик дома более суровый, чем у домов русского типа

Республика Коми. Все говорит о том, что перед нами дом, построенный в угро-финском стиле. Дом огромный, в нем помещаются все хозяйственные помещения: две зимние жилые избы, две летние избы - горницы, кладовки, мастерская, сени, хлев и т.п. Чтобы накормить скотину и птицу, утром не надо даже выходить на улицу. Долгой холодной зимой это было очень важно.

Республика Карелия. Хочу обратить внимание на то, что тип домов в Коми и в Карелии очень сходный. А ведь это два разных этноса. И вот между ними мы видим дома совсем иного типа - русского. Замечу, что словенские дома больше похожи на угро-финские, чем на русские. Странно, не правда ли?

Дома угро-финского типа встречаются и на северо-востоке Костромской области. Этот стиль здесь, вероятно, сохраняется с тех времен, когда угро-финское племя кострома еще не обрусело. Окна у этого дома с другой стороны, а мы видим заднюю и боковую стены. По настилу в дом на поветь можно было заехать на лошади с телегой. Удобно, не правда ли?

На реке Пинеге (правый приток Северной Двины), наряду с домами русского типа, встречаются и дома угро-финского типа. Два этноса давно уживаются здесь вместе, но до сих пор сохраняют свои традиции при строительстве домов. Обращаю внимание на отсутствие резных наличников. Имеется красивый балкончик, комната - светелка на чердаке. К сожалению, такой хороший дом брошен хозяевами, которые потянулись к городской лежебочной жизни

Наверное, достаточно примеров домов угро-финского типа. Разумеется, в настоящее время традиции строительства домов во многом утрачены, и в современных деревнях и поселках строят дома, отличающиеся от древних традиционных типов. Всюду в окрестностях наших городов сегодня мы видим нелепую коттеджную застройку, свидетельствующую о полной утрате наших национальных и этнических традиций. Как можно понять из этих фотографий, заимствованных мной на многих десятках сайтов, наши предки жили не стесненно, в экологически чистых просторных, красивых и удобных домах. Работали радостно, с песнями и прибаутками, были дружными и не жадными, возле домов нигде на российском Севере нет глухих заборов. Если сгорал дом у кого-то в деревне, то всем миром строили ему новый дом. Замечу еще раз, что возле русских и угро-финских домов не было и сегодня нет глухих высоких заборов, и это о многом говорит.

Половецкий (кыпчакский) тип домов

Надеюсь, что этих примеров домов, построенных в половецком (кыпчакском) стиле вполне достаточно для того, чтобы доказать, что такой стиль действительно существует и имеет определенный ареал распространения, включающий не только юг России, но и значительную часть Украины. Думаю, что каждый тип дома приспособлен к определенным климатическим условиям. На севере много лесов, там холодно, вот и строят жители огромные дома в русском или угро-финском стиле, в которых и люди живут, и скот, и скарб хранится. Леса хватает и для стен, и для дров. В степи же леса нет, в лесостепи его мало, поэтому жителям и приходится дома делать глинобитные, маленькие. Большой дом здесь и не нужен. Скот можно держать в загоне летом и зимой, инвентарь можно хранить и на улице под навесом. Человек в степной зоне больше времени проводит на улице под открытым небом, чем в хате. Так-то оно так, но вот и в пойме Дона, и особенно Хопра есть лес, из которого можно было бы построить хату и покрепче и побольше, и крышу сделать конем, и на чердаке светелку устроить. Так нет же, крышу делают в традиционном стиле - четырехскатную, так глазу привычнее. Почему? А такая крыша устойчивее к ветрам, а ветра в степи гораздо сильнее бывают. Крышу конем здесь запросто сдует при очередном буране. К тому же четырехскатную крышу соломой крыть сподручнее, а солома на юге России и на Украине - это традиционный и недорогой кровельный материал. Правда, соломой свои дома крыли бедняки и в средней полосе России, даже на севере Ярославской области на моей родине. В детстве я еще видел в Всехсвятском старые дома, крытые соломой. Но те, кто побогаче, дома крыли дранкой или тесом, а самые богатые - кровельным железом. Мне самому довелось под руководством отца крыть наш новый дом и дом старенькой соседки дранкой. Сегодня в деревнях эту технологию уже не используют, все перешли на шифер, ондулин, металлочерепицу и прочие новые технологии.

С помощью анализа традиционных типов домов, которые были распространены в России еще совсем недавно, мне удалось выявить четыре основных этно-культурных корня, из которых вырос великорусский этнос. Дочерних этносов, слившихся в этнос великороссов, наверняка было больше, так как мы видим, что один и тот же тип домов был характерен для двух, а иногда и для трех родственных этносов, живших в сходных природных условиях. Наверняка в каждом типе традиционных домов можно выделить подтипы и связать их с конкретными этносами. Дома в Карелии, например, несколько отличаются от домов в Коми. А дома русского типа в Ярославской области строили чуть иначе, чем дома того же типа на Северной Двине. Люди всегда стремились к выражению своей индивидуальности, в том числе и в устройстве и украшении своего жилища. Во все времена находились те, кто пытался изменить или уличшить традиции. Но исключения только подчеркивают правила, - это всем хорошо известно.

Я буду считать, что написал эту статью не зря, если в России меньше будут строить нелепых коттеджей в никаком стиле, если кто-то захочет построить свой новый дом в одном из традиционных ститей: русском, словенском, угро-финском или половецком. Все они сегодня стали общероссийскими, и мы обязаны сохранять их. Этно-культурный инвариант - это основа всякого этноса, пожалуй, поважнее языка. Уничтожим его - и наш этнос деградирует и исчезнет. Видел, как наши соотечественники, эмигрировавшие в США, цепляются за этно-культурные традиции. У них даже изготовление котлет превращается в некий ритуал, который помогает им ощущать, что они россияне. Патриоты не только те, кто ложится под танки со связками гранат, но и те, кто предпочитают российский стиль домов, российские валенки, щи и борщи, квас и т.д.

В книге коллектива авторов под редакцией И.В. Власова и В.А. Тишкова "Русские: история и этнография", вышедшей в 1997 г. в издательстве "Наука", есть очень интересная глава о сельской жилой и хозяйственной застройке в России в XII - XVII веках. Но авторы главы Л.Н. Чижикова и О.Р. Рудина почему-то очень мало внимания уделили домам русского типа с трехскатной крышей и светелкой на чердаке. Они рассматривают их в одной группе с домами словенского типа с двухскатной крышей, нависающей на боковые стены.

Однако объяснить, как дома русского типа появились на берегах Белого моря и почему их нет в окрестностях Новгорода на Ильмене, исходя из традиционной концепции (утверждающей, что Беломорье контролировали новгородцы с Ильменя), невозможно. Наверное, поэтому историки и этнографы не обращают внимание на дома русского типа, - их нет в Новгороде. В книге М. Семеновой "Мы - славяне!", изданной в 2008 г. в Санкт-Петербурге в издательстве "Азбука-классика", есть хороший материал об эволюции дома словенского типа.

Согласно концепции М. Семеновой, первоначальным жилищем ильменских словен была полуземлянка, почти полностью углубленная в землю. Над поверхностью возвышалась только слабо двухскатная крыша, покрытая жердями, на которые укладывался толстый слой дерна. Стены такой землянки были бревенчатыми. Внутри были лавки, стол, лежак для сна. Позднее в полуземлянке появилась глинобитная печь, которая топилась по-черному, - дым шел в землянку и выходил через дверь. После изобратания печи в жилище стало тепло и зимой, можно было уже в землю не закапываться. Дом словен "стал вылезать" из земли на поверхность. Появился пол из тесанных бревен или из плах. В таком доме стало чище и светлее. Со стен и с потолка не сыпалась земля, не надо было сгибаться в три погибели, можно было сделать более высокую дверь.

Думаю, что процесс превращения полуземлянки в дом с двухскатной крышей проходил многие столетия. Но и сегодня словенская изба несет некоторые черты древней полуземлянки, по крайней мере форма крыши осталась двухскатная.

Средневековый дом словенского типа на жилой подклети (по сути двухэтажный). Нередко на первом этаже был хлев - помещение для скота)

Предполагаю, что наиболее древним типом дома, сложившимся несомненно на севере, был русский тип. Дома этого типа более сложны по устройству крыши: она трехскатная, с карнизом, с очень устойчивым положением стропил, со светелкой, обогреваемой дымоходом. В таких домах дымоход на чердаке делал изгиб длиной около двух метров. Этот изгиб трубы образно и точно называется "боров", на таком борове в нашем доме в Всехсвятском, например, зимой грелись кошки, от него и на чердаке было тепло. В доме русского типа никакой связи с полуземлянкой нет. Скорее всего, такие дома придумали еще кельты, которые проникли на Белое море не менее 2 тысяч лет назад. Возможно, на Белом море и в бассейне Северной Двины, Сухоны, Ваги, Онеги и верхней Волги жили потомки тех ариев, часть которых ушла в Индию, Иран и в Тибет. Вопрос этот остается открытым, и вопрос этот о том, кто мы, русские, - пришельцы или настоящие аборигены? Когда знаток древнего языка Индии санскрита попал в вологодскую гостиницу и прислушался к говору женщин, то был очень удивлен тем, что вологжанки говорили на каком-то испорченном санскрите, - настолько русский язык оказался похож на санскрит.

Дома словенского типа возникли в результате трансформации полуземлянки по мере продвижения ильменских словен на север. При этом многое (в том числе и некоторые способы постройки домов) словене переняли у карел и вепсов, с кем неизбежно вступали в контакт. Но с севера пришли варяги русь, раздвинули угро-финские племена и создали свое государство: сначала Северо-Восточную Русь, а потом и Киевскую Русь, перенеся столицу в более теплые края, потеснив при этом хазар.

Но те древние государства в VIII - XIII веках не имели четких границ: те, кто платил князю дань, тот и считался принадлежащим этому государству. Князья и их дружины кормились, грабя население. По нашим меркам, они были обычными рэкетирами. Думаю, что население частенько переходило от одного такого рэкетира-государя к другому, а в ряде случаев население "кормило" сразу нескольких таких "государей". Постоянные стычки между князьями и атаманами, постоянный грабеж населения в те времена были обычнейшим делом. Самым прогрессивным явлением в ту эпоху было подчинение одним государем всех мелких князей и атаманчиков, подавление их свободы и обложение населения твердым налогом. Таким спасением для русских, угро-финов, кривичей и словен было включение их в состав Золотой Орды. К сожалению, наша официальная история строится на летописях и письменных документах, составленных князьями или под их непосредственным руководством. А им - князьям - подчиняться верховной власти золотоордынского царя было "хуже горькой редьки". Вот и обозвали они это время игом.

На Руси древесина всегда была самым доступным материалом. С древних времен к дереву относились с почетом. Часто к нему обращались с просьбами о помощи в различных жизненных ситуациях, словно к живому, ему поклонялись, а в языческой Руси существовали обряды, связанные с рубкой и строительством. Считалось, что в деревьях сосредоточена вся энергия, как земли, так и неба. Сегодня это доказывает наука, а наши предки чувствовали это благодаря своей интуиции, поэтому всем нравились деревянные здания с чистыми стенами, считалось, что от них исходит добрый дух.

Если обратиться к истории русского деревянного зодчества, то Русский Север является самым большим и уникальным заповедником народного творчества. В Архангельской области сохранившихся деревянных построек больше, чем где бы то ни было в России. Осмотреть все эти памятники физически невозможно, поэтому в свое время часть из них была перенесена в один из самых знаменитых архитектурных музеев России в деревушке Малые Карелы, что находится неподалеку от Архангельска.

Здесь можно проследить, что деревянное строительство на Русском Севере имеет богатые традиции, которые зависят не только от специфических условий сурового климата, но и от уклада жизни, и от умения рубить добротное и красивое жилище. Архитектура таких домов отличается своеобразием и красотой. «Северная изба производит впечатление вековечной прочности, она олицетворяет победу сильного, мужественного человека над суровой природой. Гордый и сильный северянин не жалел брёвен на постройку и возводил не подслеповатую избёнку, а крепость, в которой не страшны ни полярная ночь, ни хищный зверь, ни лихой человек. Всего дороже, как говорилось в народе, честь сытая да изба крытая».

Из древесины строили все: от жилых домов до церквей, от простой деревянной изгороди до крепостей. Искусство домостроения переходило из рода в род. Изба в российских условиях служила обычно двум-трем поколениям и при надежной защите сруба могла простоять и до 200 лет, а церкви служили ещё дольше – до 400 лет.

Дом в деревне, куда мы с родителями ездим отдыхать каждое лето, был построен ещё в XIX веке, а в начале XX (точнее – в 1903г.) был перестроен и увеличен, так как увеличилась семья нашего прапрадеда. Сейчас мы строим свой дом, который, мы надеемся, простоит так же больше 100 лет. Деревня, где мы проводим лето, называется Сельцо и находится в Холмогорском районе Архангельской области. В прошлом году в июле мы всей семьёй поехали в гости к бабушке и дедушке в Вологодскую область. Ехали мы на машине и, глядя в окно, обратили внимание, что внешний вид деревенских домов меняется по мере приближения к границе двух областей – Архангельской и Вологодской.

Цель данной работы – сравнить архитектуру домов двух деревень из разных областей северо-запада России. Это – село Сельцо Холмогорского района Архангельской области и деревня Ореховская Верховажского района Вологодской области.

Для реализации этой цели определены следующие задачи:

Познакомиться с историей деревянного зодчества Русского Севера;

Изучить архитектуру домов двух деревень в Холмогорском районе Архангельской области и Верховажском районе Вологодской области;

Сравнить архитектуру изученных домов.

В ходе выполнения работы использовались следующие методы исследования:

Наблюдение;

Изучение литературных источников по теме работы;

Сравнение;

Считаем, что наша работа является актуальной и практически значимой, так как каждый человек должен знать историю своей страны, любить и уважать свой родной край.

«Каждый народ, желающий иметь будущее, должен в первую очередь знать и чтить своё прошлое, свои истоки, обычаи и традиции, свою историю».

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. 1. СЕВЕРНОЕ ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО

Сколько разных типов домов существует на Севере! Одни их названия звучат как деревенские прозвища: «кошель», «глаголь», «брус». И в каждом по-своему организованы и распределены внутренние помещения. Внешний вид домов так же отличается. Но есть у всех этих домов одно общее замечательное свойство: их конструкция позволяет в любое время провести необходимые переделки или же заменить обветшавшие части, не нарушая естественного течения жизни его обитателей.

Заглянем в более дальние времена. На севере, богатом лесами, не было проблемы, из чего делать жильё – конечно из дерева. Главное требование к жилью – это защита и тепло: мой дом – моя крепость. Каждая семья строила для себя жильё своими силами с помощью близких родственников. Боялись, что чужие люди могут наложить проклятье на дом и семью. Особое внимание уделялось выбору места будущей постройки. «При выборе места для дома учитывали, чтобы место было сухое, возвышенное, защищённое от прямых ветров, и близко от воды. Нельзя было строить дом, где раньше была дорога (уйдёт достаток из дома), где стояла баня, где сгорел дом от молнии (гнев Бога). На начало строительства пекли каравай хлеба, если он выходил неудачно (не поднялся, подгорел), то дом на этом месте не строили».

Выбор леса на постройку дома доверяли опытным строителям. Обычно для сруба подбирали деревья хвойных пород древесины (сосна, лиственница), так как они отличаются ровной и плотной внутренней структурой, а также высокой воздухопроницаемостью. При этом теплопроводность такой древесины близка к нулю, а значит, дом всегда будет хранить тепло и уют. Дома складывались из 70 – 100-летних сосен и лиственниц с диаметром в верхнем отрубе 18 – 22 сантиметра. Рубили деревья поздней осенью и зимой, когда они спят, т. Е. находятся в стадии зимнего покоя и их стволы суше, менее подвержены загниванию и короблению. «Не рубили «заповедных» деревьев, деревьев с могил, скрипучих, деревьев с дуплами. Не рубили засохших деревьев – мёртвых. Так же не рубили «буйных» деревьев, выросших на дорогах или перекрёстках дорог. Срубленные деревья осматривали, нет ли в них изъяна – сучка, идущего из глубины, который при высыхании вылетит и будет дырка в срубе. Затем лес доставляли на место стройки».

Главным, и часто единственным, орудием строителя долгие века оставался топор. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». Поэтому пилы применялись исключительно в столярном деле. И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае, применяли деревянные костыли.

Основу деревянной постройки на Руси составлял «сруб». Это скрепленные («связанные») между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли «венцом». Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание – «ряж», который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше.

По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Для хозяйственных построек применялся сруб «в режь» (положенные редко). Бревна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе. При скреплении бревен «в лапу» концы их, вытесанные и действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи. Венцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой.

Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен «в обло», при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Такое странное сегодня название происходит от слова «оболонь» («обволакивать, оболочка»), означающего наружные слои дерева. Еще в начале XX в. Говорили: «рубить избу в оболонь», если хотели подчеркнуть, что внутри избы бревна стен не стесываются. Однако чаще внутри избы брёвна обтесывались до плоскости – «выскабливались в лас» (лас – гладкая полоса), тогда как снаружи они оставались круглыми. Теперь же термин «обло» относят более к выступающим из стены наружу концам бревен, которые остаются круглыми, с облом. Сами ряды бревен (венцы) связывались между собой при помощи внутренних шипов. Для уплотнения сруба каждый венец имел продольный паз. Пазы выбирались из нижних горбов верхних бревен, благодаря чему сруб предохранялся от попадания воды и дальнейшего гниения. Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Так же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.

Простой крытый прямоугольный деревянный сруб без всяких пристроек назывался «клетью». Русская изба была либо «четырехстенкой» (клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной – «перерубом»). При строительстве избы к основному объему клети пристраивались подсобные помещения («крыльцо», «сени», «двор», «мост» между избой и двором и т. Д.). На Русском Севере, не избалованном теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался «кошель». Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку, и весь дом приобретал вид буквы «Г», то его называли «глаголь». Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба, и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это «брус». В дом вело «крыльцо», которое часто устраивалось на «помочах» («выпусках») – концах длинных бревен, выпущенных из стены. Такое крыльцо называлось «висячим». За крыльцом обычно следовали «сени» (сень – тень, затененное место). Их устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы. Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении. На второй этаж в хозяйственных постройках часто вёл «ввоз» - наклонный бревенчатый помост. По нему могла подняться лошадь с телегой, груженой сеном.

Кровлю над срубом устраивали в древности безгвоздевую - «самцовую». Для этого завершения двух торцовых стен делали из уменьшающихся обрубков бревен, которые и называли «самцами». На них ступеньками клали длинные продольные жерди - «слеги». Сверху вниз поперек в слеги врезали тонкие стволы дерева, срубленные с одним из ответвлений корня. Такие стволы с корнями называли «курицами» (видимо за сходство оставленного корня с куриной лапой). Эти ответвления корней, направленные вверх, поддерживали выдолбленное бревно - «поток». В него собиралась, стекавшая с крыши, вода. И уже сверху на курицы и слеги двумя скатами настилался тёс – доски, упирающиеся нижними краями в выдолбленный паз потока. Тёс считался самым дорогим покрытием. Само слово «тес» хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль, и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием. Покрывали крышу обычно в два слоя - «подтесок» и «красный тес». Нижний слой теса на кровле называли еще подскальником, так как часто он покрывался для герметичности «скалой» (берестой, которую скалывали с берез). Особенно тщательно перекрывали от дождя верхний стык досок - «конек». Под ним укладывали толстую «коньковую слегу», а сверху стык досок, словно шапкой, прикрывали выдолбленным снизу бревном – «шеломом» или «черепом». Впрочем, чаще бревно это называли «охлупнем» - то, что охватывает. Фронтоны в самцовых конструкциях могли быть всяческих форм: от треугольных фронтонов до фронтонов с криволинейным очертанием.

2. 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕРЕВЕНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ В

С. СЕЛЬЦО И Д. ОРЕХОВСКАЯ

Рассмотрим устройство деревенского дома в селе Сельцо Холмогорского района. В Архангельской области сруб часто ставился на «подклете» - нижнем вспомогательном этаже, который использовали для хранения запасов и хозяйственного инвентаря. Делалось это для сохранения тепла в жилых помещениях. Таких домов в Сельце немало. Много здесь и двухэтажных домов, так как семьи были большие. Устройство домов в селе, как правило, «брус», то есть все постройки вытянуты в одну линию. За срубом жилого помещения располагается «двор» для содержания домашних животных в летнее время, а за ним «дельник», где домашних животных содержат зимой. Над двором и дельником на уровне второго этажа располагается поветь для хранения различной хозяйственной утвари. В д. Ореховская Вологодской области мы не видели домов на «подклете». Видимо, климат здесь мягче, чем в Сельце. Устройство домов так же «брус», однако, хозяйственных построек меньше, чем в Сельце. Утеплённое помещение, где животных содержат зимой, называется «хлев» и оно занимает часть «двора» для летнего содержания скота. В той и другой деревне свесы крыши закрывают причелинами – подзорами. К сожалению, причелин с резьбой в Сельце сохранилось мало. В д. Ореховской, на наш взгляд, резные причелины встречаются чаще и даже на новых постройках. А вот орнаментальную роспись подшивки части крыши, нависающей над фронтоном, мы увидели только в Сельце. Сравнивая дома двух деревень, мы обратили внимание, что для Сельца характернее дома не с двускатной крышей, а с трёхскатной и мезонином с главного фасада. Оформление мезонина может быть разным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сравнивая архитектуру домов двух деревень разных областей Русского Севера, мы прочитали много интересных книг, познакомились с историей деревянного зодчества, изучили устройство деревенского дома. И можем сделать выводы, что в конструкциях домов в Сельце и д. Ореховской существуют и общие черты, и различия:

Устройство домов в обеих деревнях одинаковое – «брус»;

В Сельце Архангельской области дома строились на «подклете» из-за более сурового климата;

В Сельце есть двухэтажные дома старинной постройки, в д. Ореховская двухэтажные дома только современной постройки;

Крыши домов в обеих деревнях устроены по типу «самцовых»;

Для Сельца характернее дома не с двускатной крышей, а с трёхскатной и мезонином с главного фасада.

Мы считаем, что знания, приобретённые во время работы над рефератом, помогут нам быть хорошими помощниками нашим родителям при достройке нашего дома.

Т ипичный северный дом – это дом и двор под одной крышей. Такой, чтобы в зимнее время на улицу можно было не выходить совсем, ну разве что за водой.

Дом Екатерины Евтюковой – типичный для Унежмы.

Слева – жилая часть, справа – сарай (хоздвор). Фото 2010 г.

.

Жилая часть находилась с лицевой стороны постройки (обращенной к улице), дальше располагались сени, к сеням примыкал сарай (его называют еще хоздвор или поветь). Все эти помещения компоновались в одну линию, одно за другим, в результате чего дом получался длинным, образуя в плане сильно вытянутый прямоугольник 6-8 м в ширину и до 25 м в длину. Сарай (обычно одной ширины с жилой частью) был двухэтажным – собственно сарай наверху, а под ним двор (или подклет) для домашней скотины.

В редких исключениях сарай был шире жилой части (тогда план выглядел в виде буквы «Г»). В Унежме было несколько таких домов, например, дом волостного писаря Епифанова.

√ В понимании горожанина слово «сарай» обычно означает небольшое отдельностоящее дощатое строение для хранения разного хлама. В применении к северному дому это слово имеет совсем другое значение. Здесь сарай – равноправная часть постройки, по площади равная жилой половине, а иногда и больше. Подробнее о сарае будет рассказано ниже.

√ Подклеты унежемских домов, в отличие от других северных деревень, невысоки, так же как не высоки за счет этого и сами дома́. Возможно, это объясняется тем, что на реке не бывает паводков, а зимой часты сильные ветра, сдувающие снежный покров, поэтому необходимость в высоком подклете невелика.

Дома, в основном, были одноэтажными – большинство семей были среднего достатка. Двухэтажных домов было не более десятка. Их могли позволить себе лишь зажиточные судовладельцы, которых было немного. Двухэтажными были также дом священника (построенный на пожертвования) и почтовая станция.

Крыши были двухскатными, со стороны лицевого фасада зачастую вальмовыми (т.е. с дополнительным передним скатом). Вальма часто украшалась мансардой, которая была чисто декоративной – ее окошки выходили на подволоку (чердак).

Дом Е. Евтюковой с мансардой. Фото 1987 г.

Типичные образцы унежемских домов с разными типами крыш:


Дом с вальмовой крышей (писаря Епифанова).


Справа – двухскатная крыша с лицевым фронтоном (дом И.Л. Евтюкова, хоздвор утрачен), слева – вальмовая с мансардой (дом Тюрдеевых, позднее – О.Г. Куколевой и В.П. Евтюкова).


Дом с мансардой (Варзугиных-Тюрдеевых, хоздвор разобран).

Подавляющее большинство домов были «однофасадными», т.е. с одним лицевым фасадом (им считался торцевой фасад, смотрящий на улицу). На нем располагались обычно четыре (в домах поменьше три) окна. Реже встречались двухфасадные дома, т.е. жилая часть у такого дома была не прямоугольной, а «Г»-образной, и тогда боковой выступ оформлялся аналогично лицевому фасаду с треугольным фронтоном над ним. Двухфасадным был, например, дом судостроителя И.Ф. Варзугина (первоначально двухэтажный). Планировка его сарая тоже была нетипичной – он, судя по всему, располагался не вдоль, а поперек.

Двухфасадный дом И.Ф. Варзугина (в колхозное время пониженный до одного этажа).

Слева (на фото не виден) – лицевой фасад, выходящий на улицу, в центре – второй, боковой, фасад.

Трехфасадным («Т»-образным в плане) в Унежме был только один дом – М.В. Базанова, корабельного мастера. Он стоял в самом центре Заполья, у Средней вараки. Основной фасад выходил на тракт, два других по бокам. В доме были кухня, чайная, передняя, спальня.

√ Деревенские названия жилых помещений («передняя», «кухня», и т.п.) сильно отличаются от городских, например «кухня» в понимании сельского жителя – совсем не то, что кухня в городской квартире. Подробнее о названиях и назначениях комнат будет рассказано ниже.

Срубы ставили либо на плоские камни, либо на вертикально врытые в землю стойки, в качестве гидроизоляции прокладывая под нижние венцы бересту. Бревенчатые стены рубились обычно «в обло» – с выпусками, и снаружи не обшивались. (Позднее, в начале XX вв., богатые дома стали обшивать досками, такая обшивка сохранилась, например, на доме писаря Епифанова). Крыши крылись тесом, каждая тесина имела две продольные ложбинки для лучшего стока воды.

Унежемские дома почти не сохранили наружного декоративного убранства – резных наличников, причелин, полотенец и пр., таких характерных для большинства русских деревень. Скорее всего, их было мало и изначально. Архитектура приморских деревеньБелого моря вообще сурова и лаконична, отчасти в силу климатических условий, отчасти в силу бытовых особенностей (с весны до осени все взрослое мужское население уходило на рыбные промыслы, и заниматься «архитектурными изысками» просто не было времени), а отчасти, может, в силу основательности и немногословности поморского характера – была бы крепка и надежна сама постройка, а остальное не столь важно…

Строили дома семейной артелью, приглашая в помощники родственников – отцов, сыновей, дядей, братьев, а также односельчан. Вот что рассказывает о расширении родного дома Иван Матвеевич Ульянов («О времени и о себе»).

Речь идет не о постройке нового дома, а о перестройке (расширении) старого. Так часто делали, когда семья увеличивалась (скажем, женились взрослые сыновья) и возникала острая необходимость в дополнительных комнатах. В этом случае оставляли существующую кухню, сени и хоздвор, а к кухне пристраивали новые комнаты. Из-за этого дом часто вылезал вперед и выходил за линию фасадов, закрывая вид соседям.

Другой пример такой перестройки – дом писаря Епифанова. К старой кухне были пристроены две новые комнаты, дом сильно увеличился в длину и почти что «вылез» на горушку перед ним, так что между ним и горушкой едва можно было пройти.

«Осенью около нашего дома застучали топоры, завизжали пилы. Сначала отпилили переднюю и чайную и разобрали. Осталась для жилья только кухня. Жили и спали в основном у дяди Александра, кормиться ходили домой. В кухне оставались жить отец с матерью и маленькой Ульяной, да иногда я засыпал на печке рано вечером.

Разговор о доме возникал часто. Мать говорила о нем, как о живом существе. Иногда она по настоящему ругалась и доходила до плача. Мне тоже казалось, что мы его незаслуженно обижаем. Но возврата к старому уже не было. Новый дом возникал как в сказке. Не знаю, был ли какой план или чертеж, я не видел, но дом строился. Кто пилил доски, другие тесали бревна, рубили углы. Работали с утра до вечера. Помогали дяди Дмитрий, Михаил, Иван, работали все старшие парни. Малышей предупредили, чтобы на стройке не вертелись, как бы не зашибить. Рядом, около дома, стояли большие высокие козлы, туда наверх закатывали бревна и пилили продольной пилой. Один пильщик стоял наверху, второй – внизу. От этой пилы получались доски на полы, потолки, крышу. Когда поставили первые венцы на плоские камни, то получилось, что наш будущий дом будет загораживать сзади стоящие, выходить из ряда, потому что новый пристраивался к старой кухне, да в новом будет кухня. Об этом стали говорить соседи, отца вызвали в сельсовет. Но сделать что-нибудь другое было невозможно, как же жить без кухни?

Дом рос не по дням, а по часам. К концу года был готов сруб, поставлены полы в кухне и чайной, потолки и крыша. Оставалось сделать печи. Зимой обычно этим не занимаются – холодно. Но отец решил делать, договорился с печником Николаем Фроловым, чтобы тот сделал печи на кухне и в чайной. В кухне постоянно была горячая вода и теплая глина, чтобы у печника и подсобных не мерзли руки. Выкладывать трубы на чердаке и крыше было куда трудней, чем печи в закрытых комнатах. Тут на глазах стыли вода и глина, мерзли руки. Вскоре русскую печку начали топить, мыть полы. Топили несколько дней понемногу, чтобы не появились трещины. Потом, когда она достаточно нагрелась и просохла, стали постепенно переходить.

В новом доме было не так, как в старом – прохладно и непривычно. Кухня в несколько раз больше: с тремя окнами, да еще за печкой комнатушка – спальня с двумя окнами, чайная тоже большая. Там Федор с Авдотьей поставили кровать и качалку для ребенка. В этой комнате по два окна с обоих сторон.

В доме было прохладно. Ходили в валенках, на плечи что-нибудь одевали. Часто сидели на печи и грелись, туда же забиралась мать после окончания утренних дел. Печка спасала. На печке можно было стоять и в растяжку спать. Она была длинная и широкая. Но дров на нее нужно было много, чтобы протопить, испечь и сварить. На ночь ложились на полу на шкурах, под утро и на шкурах было холодно. Холодом дуло от стен и с пола, ведь лес был сырой, а полы одинарные, без черных. Чтобы было теплей в спальне, в следующем году отец сам сложил печку-галанку . Ее обычно топили под вечер, чтобы ночью было тепло спать».

Пройдемся по северному дому и рассмотрим каждую его часть в отдельности.

Дом Екатерины Евтюковой (1910-1920-е гг.) – типичный для Унежмы. Дом волостного писаря А. Епифанова (кон. XIX – нач. XX вв.) – один из старейших в Унежме.

Дом Елизаветы Евтюковой (кон. XIX – нач. XX вв.)







Сени

Сени делят дом на две примерно равные части: теплую – жилую, и холодную – сарай. Наверх ведет деревянная лесенка в несколько ступенек, она расположена внутри, чтобы не заносилась снегом. Сбоку от лестницы складывают сухие наколотые дрова – чтобы всегда были под рукой.

√ С точки зрения горожанина, неотъемлемой принадлежностью каждого сельского дома (как и пригородной дачи) является крыльцо – с крышей-навесом, резными столбиками, перильцами и несколькими ступеньками, на которых так приятно посидеть в теплый летний вечерок. Северные дома, в т.ч. унежемские, отличаются от этого стереотипа – крылечка у них не было, и, как говорилось выше, лестница располагалась внутри, что объясняется, по всей видимости, суровыми климатическими условиями.

В «Сказе о Беломорье» у Ксении Гемп в связи с Унежмой упоминается, однако, «крыльцо под навесом на резных столбиках» в доме народной сказительницы Прасковии Парамоновны Ампиловой. Может быть, крыльцо это было исключением, но, скорее всего, описание этого дома у Ксении Гемп, так же как и личность сказительницы, относится не к Унежме, а к другой деревне, и «приписано» к Унежме по ошибке, что подробно рассмотрено в сборнике «И это всё о ней… Фрагменты из печатных изданий» (стр. 59).

По сторонам сеней – две двери, одна напротив другой. Двери эти всегда сплошные, из толстых досок, т.к. основная их задача (особенно в жилую часть) – хранить тепло. В торцевой части сеней обычно располагается кладовка (клеть).

√ Иногда встречается нетрадиционное расположение сеней – не перпендикулярно срубу, на всю его ширину, а сбоку, вдоль сруба, как, например, в доме Елизаветы Евтюковой. Такое расположение имеет свои преимущества – по крайней мере одна из комнат получается полностью изолированной, с отдельным входом прямо из сеней.

Жилая часть

Первое (и обычно самое большое) помещение, куда мы входим из сеней – это кухня (или изба). Здесь находится сердце дома – русская печь. Иногда кухня занимает всю ширину сруба, иногда лишь две трети (или три четверти) его ширины. В этом случае сзади, за печью, дощатой перегородкой бывает выгорожено еще одно помещение – боковуша, или узкая, как, например, в доме Екатерины Евтюковой. В боковуше (отапливаемой той же русской печью) обычно спали хозяева дома, родители.

Печи в Унежме клали из необожженного кирпича-сырца, который производили сами. Богатые «месторождения» глины находились совсем под боком, на открывающихся во время отлива вязких няшистых берегах. Именно поэтому унежемские печи очень непрочные, недолговечные, и быстро разрушаются от сырости в заброшенных неотапливаемых домах.

Сбоку от русской печи (между печью и стеной) – узкий закуток, обычно завешенный занавеской. Это «бабий кут», или «запечье» – там на деревянных полках вдоль стены стояли крынки и котелки. Бабий кут такой узкий, что зайти туда можно разве что боком. В полу здесь обычно расположен люк – лаз в подвал, где хранили соления, консервы и другие заготовки на зиму. Неподалеку от бабьего кута, на стене, смежной с горницей, висела блюдница (наблюдник) – деревянная полка для тарелок. В кухне (как, собственно, и в каждой комнате) обязательно был «красный угол» – угловая полочка, на которой стояла икона и горела лампада перед ней.




Кухня с русской печью. Фото 2007 г.

Русская печь, боковой фасад. Правее (не видна на фотографии – дверь в боковушу (узкую).

Боковуша (узкая). Фото 2007 г.

Обстановка кухни была проста: большой обеденный стол, такой, чтобы за ним могла разместиться вся семья (часто в 10-15 человек), длинные дощатые лавки, умывальник (обычно у входной двери) – вот, собственно, и все. «Кухня, посреди русская печка, стол да лавка для сиденья – вот и вся мебель», – так описывает И.М. Ульянов обстановку кухни в бедном доме вдовы В.Е. Куколевой («Марманск-Унежма-Петрозаводск»).

В домах побогаче в конце XIX века в кухне стала появляться и другая мебель – что-то вроде диванчиков, жестких или с обивкой, с резными спинками и ручками. Их традиционно ставили при входе, у стены, смежной с сенями.

Типичный унежемский диванчик.

Такой, или ему подобный, стоял практически в каждой кухне.

В кухне, как в самом просторном и самом теплом помещении, проходила наиболее активная дневная жизнь семьи, здесь готовили и ели, мастерили, вязали и пряли, здесь же, на длинной палке-очепе, прикрепленной к потолку, была подвешена зыбка. В зимнее время, особенно на закате деревни, когда молодежь разъехалась в города, в целях экономии дров остальные комнаты вообще не использовались стариками-хозяевами, и двери в них держали закрытыми.

√ Если проводить аналогию с городской квартирой, то «кухня» в деревенском доме будет скорее гостиной, чем кухней, а точнее, гостиной с открытой планировкой, т.е. со встроенной кухонной мебелью.

Дальнейшее расположение комнат зависело от степени достатка хозяев. В бедных домах помимо кухни могла быть всего одна комната, которая называлась передней (реже – горницей). Название «передняя» может ввести горожан в заблуждение – в городах так называется крошечное помещение при входе с лестничной клетки, где вешают верхнюю одежду. В деревне это, скорее, противоположность. Передняя здесь – самая красивая и самая светлая комната в доме, в самом его торце, впереди (отсюда и название). Она выходит на лицевой фасад, ее окна – «глаза дома», которыми он смотрит на улицу и на соседей напротив. Помимо окон по лицевому фасаду (а из обычно было четыре, реже три), передняя всегда имела еще по два боковых окна, так что в солнечные дни она вся была залита солнцем.

Передняя в заброшенном доме. Фото 2007 г.

Обычно передняя занимала всю ширину сруба, но иногда лицевая часть дома разгораживалась на две комнаты, по два окна каждая (плюс третье боковое).

√ Перегородка эта в Унежме была обычно дощатой, поэтому не нужно путать эту планировку с домом-«пятистенком», где продольная стена в торце была бревенчатой, несущей. Домов-пятистенков в Унежме либо не было, либо было мало, во всяком случае ни один из них не сохранился.

Для отопления передней ставилась кирпичная прямоугольная в плане печь-голландка (местное произношение «галанка» или «голанка»).

Если кухня в деревенских домах испокон веков выглядела примерно одинаково, то убранству передней придавали большое значение. В конце XIX – начале XX веков обеспеченные семьи старались обставить переднюю по-городскому. Здесь стояли столы с точеными ножками, накрытые узорчатой скатертью, красовались резные комоды, остекленные буфеты и горки с парадной посудой, резные деревянные (а иногда и металлические) кровати с кружевными покрывалами, подзорами и горой подушек. На полу – сундуки с одеждой и приданым, тканные коврики и дорожки. Стены украшали большие зеркала в затейливых рамах, а также вышитые крестом или гладью салфеточки, а зачастую и целые декоративные панно на популярные сюжеты.

Передняя. Фото М. Котцовой, 1980-е гг.

Вот как описывает переднюю (вернее, ее часть) И.М. Ульянов («О времени и о себе»). «Молодоженам выгородили в передней комнату, соорудив деревянную переборку. В их комнату ходить не велели. Но мы выбирали время, когда не было дома Федора и Авдотьи, и втихомолку забирались в их уголок. Там все было интересно: на полочках бутылочки, флакончики, коробочки, морские звезды, рыба скат и много других диковинок. А кровать такая пышная, высокая, и на ней гора белых подушек».

√ Продолжая аналогию с городской квартирой, деревенская передняя в городе была бы чем-то средним между спальней и гостиной.

В домах побогаче помимо передней имелась «чайная» (ее еще называли «малой избой»). Располагалась она между передней и кухней, по площади обычно была равна передней (или чуть поменьше), но иногда могла достигать размеров кухни (как, например, в доме писаря Епифанова). Название ее говорит само за себя – здесь, очевидно, пили чай. Может быть, именно поэтому окна чайной были особенными – широкими, трехстворчатыми. Такие окно назывались «тальянскими» – не от слова «итальянский», а от слова «тальянка» – гармоника. У окна традиционно ставили чайный стол и стулья (а не лавки, как в кухне). В тальянском окне, наверное, выгодно смотрелся с улицы самовар, а участникам чаепития, в свою очередь, хорошо была видна улица и проходившие мимо соседи.

Чайная с тальянским окном в заброшенном доме. Фото 2007 г.

Стол в чайной был сравнительно небольшой, т.к. чай, в силу его дороговизны, пило только взрослое (а в досюльные времена только мужское) население дома. Помимо стола здесь, как и в передней, могли находится комоды, кровати, сундуки и другая мебель.

√ В городских квартирах советского периода аналогии деревенской чайной, пожалуй, не найти. Приходит на ум только dining room в заграничных домах – комната с парадным обеденным столом, использующаяся лишь по праздникам, а в обычное время пустующая, т.к. обеденный стол повседневного использования обычно есть в гостиной.

Кухня, чайная, передняя и боковуша – вот и все жилые помещения деревенского дома. Комнаты, в городах называемой спальней, в деревне обычно не было (только «трехфасадный» дом М.В. Базанова мог позволить ее себе). Кровати могли находиться и в боковуше (узкой), и в передней, и в чайной, словом, везде, кроме кухни. Семьи были большие, в одном доме жило несколько поколений – родители, дети (зачастую уже взрослые и женатые, со своими детьми, т.к. сыновья традиционно приводили жен в родительский дом), бабушки и дедушки, и кроватей на всех не хватало. Поэтому подростки часто спали в передней на полу, на лосиных и оленьих шкурах, а старики и старухи – в кухне, на русской печке и даже на лавках. Места, где можно было бы уединиться, в деревенском доме практически не было, во-первых из-за перенаселенности и недостатка помещений, а во-вторых в силу общинной патриархальной традиции. Все комнаты (кроме, пожалуй, передней) были проходными, дощатые перегородки (если таковые имелись) зачастую не доходили до потолка, поэтому слышимость была если не 100-процентрая, то 90-процентная наверняка. Молодым семьям в передней или чайной иногда выгораживали закутки (комнатами это никак не назвать), создававшие лишь иллюзию изолированности (см. план дома писаря Епифанова). В летнее время прибежищем молодых были подволока и сеновал, любителям одиночества – море и вараки. Коренному горожанину в деревенском доме бывает не слишком уютно не столько в силу нехватки водопровода и теплого туалета, сколько в силу отсутствия комнаты, куда можно «уйти и закрыть за собой дверь».

Заканчивая разговор о жилой части дома, хочется сказать несколько слов о качестве строительных работ. Стены никогда не обшивались не только снаружи, но и изнутри, также как никогда не оклеивались обоями (нынешняя оклейка относится к советскому периоду). В жилых помещениях бревна отесывались топором так качественно, что поверхность становилась идеально ровной (скругленными оставались только углы, чтобы не промерзали). Сейчас, когда обои в заброшенных домах отслаиваются от сырости, видно, как тщательно обработаны бревна, не оставляя заноз и шероховатостей, и как плотно они пригнаны друг к другу, так что зачастую в щели невозможно просунуть даже иголку.

Поражает тонкая столярная работа – двери и оконные рамы. Все двери жилой части дома были филенчатыми (кроме дощатых дверей в сенях). Обвязка филенок и дверные наличники украшались изящными профилями, дверные ручки зачастую были латунными. Детали эти, в наше время доступные только обеспеченным слоям общества, в Унежме распространены повсеместно – мы видим их практически в каждом доме!

Оконные рамы были двойными: наружная, не съемная, и внутренняя, съемная, которая вставлялась на период холодов. Большинство рам были сплошными, и только одна – в кухне – открывающаяся, она крепилась на петлях . Внутренние съемные рамы имели внизу что-то наподобие ванночки для стекания конденсата с запотевающих зимой стекол.

√ Профилированные оконные рамы и обвязки дверных филенок стали широко применяться в Унежме, очевидно, только в начале XX вв. Это хорошо видно на примере дома писаря Епифанова. Кухня этого дома – старая, и оконные рамы там достаточно простые, без профилей, тогда как остальная часть дома, пристроенная позже, имеет все признаки «нового века» и столярная работа вызывает восхищение.

Основное, что есть у домов северных деревень - рациональность и целесообразность. Ничего лишнего в архитектуре и декоре. Северный русский дом представляет из себя на плане, прямоугольник, который состоит из избы, сеней и двора. Центром избы являлась печь. Ее делали как из кирпича, так и глинобитную. Печь ставили на клеть или столбы. Устройство избы, сеней и двора было различным в зависимости от местонахождения. Называться они могли по-другому, но суть от этого не менялась. Избу и сени клали на мох, а двор - насухо. Крыши крыли дранкой или гонтом. Дерево было доступней всего. Пол и потолок в избе делали из плах. Глину брали в качестве теплоизоляции, засыпка - из листьев и сухой земли.


На строительство, лес выбирался заранее. Способы транспортировки и заготовки были различные. На постройку сруба, собирали помощников, и ставили его за короткий срок. Остальное доделывал хозяин, в свободное от сельхозработ время. Толщина бревен зависела от выбора хозяина. Зажиточный мог позволить себе толстый лес, потому что имел средства доставить его к месту строительства. Но толстые бревна и усилий больше требуют. Одно дело вырубить чашку и паз в жерди, и совсем другое дело - в полуметровом бревне. Да и закатить его гораздо тяжелее. Паз на таком бревне можно сделать шириной гораздо большей, без ощутимого ущерба для высоты сруба. Если паз сделан теслом, то его можно и не конопатить на таких бревнах. Изба из толстых бревен лучше держит тепло и широкие пазы не промерзают. На окосячку использовали плахи, и все четверти и пазы выбирали топором. Делали это не случайно, так как знали, что для обогрева такой избы дров нужно меньше. Поэтому и избы делали с низкими потолками и невысокими дверями, а порог, наоборот, делали высокий, чтобы снизить приток холодного воздуха.


Время не стоит на месте и дома с тех пор, изменили свой облик. Подешевела доска - появились карнизы, причелины, наличники, веранды, мансарды. Изменилась кровля. А в остальном деревенский дом остался таким же. Изба, сени, двор обязательно, а остальное - по возможности. Конечно, люди принесли много нового в облик дома, во внутреннее и наружное обустройство. Двор стал не нужен, а значит, и сени стали называться по-другому. Подклеть тоже стала не нужна. Да и ледники мало где остались. Так каким должен быть сруб, чтобы в нем было тепло зимой, прохладно летом и жить в нем можно было круглый год? Современные проектировщики делают тепловой расчет и по его результатам выбирают конструкцию и отопление. Здесь учитывается все: толщина наружных стен и теплопроводность материала; количество окон, их размеры и конструкция; количество наружных дверей, материал и конструкция; толщина перекрытий и их материал; устройство подполья и чердака и многое другое. На основании этого рассчитывается коэффициент теплопроводности и выбирается система отопления, ее тепловая мощность, чтобы поддерживать в помещении в среднем 20°С.


У наших предков был другой подход. Строили два дома, в одном тепло и комфортно, а в другом печь надо топить непрерывно. Значит, другие копируют первый дом. Но поскольку принцип подобия на практике сложно выдержать на 100%, то мастер каждый раз вносит свое. То перекрытия сделает по-другому, то бревна другой толщины, то печь другая, то в другом месте поставлена. И так веками изменялось, накапливалось, осмысливалось и делались соответствующие выводы.


“Качественные срубы домов и бань из сухостойной северной карельской сосны.”

Какие бы новые стройматериалы не изобретало человечество, дома из дерева всегда будут актуальны, они несут особую энергетику, особенно дома из северной Карельской сосны (Kelo).

Её исключительные свойства приобретены природным путем и древесина практически не требует дополнительной обработки, по прочности её можно сравнить с камнем. Сухостойная сосна ...

“Сухостойная сосна Кело (KELO).”

Это дерево, высохшее на корню в естественных условиях. Возраст дерева достигает по годовым кольцам 300-500 лет в зависимости от диаметра ствола. При этом само дерево в таком состоянии может простоять еще до ста лет.

"Сухарник" произрастает в основном в труднодоступной, глухой местности, что осложняет его заготовку. По этому, заготовка сухостойной сосны осуществляется преимущественно снегоходами в зимний период в северных широтах Карелии. Во время заготовки отбираются только самые...

“Русская Баня.”

О роле Бани в жизни человека, известно с древних времен. Баня исполняла роль места проведения лечебных и гигиенических процедур. Так же баня имеет обширную географию и у каждой свои особенности. Русская баня представляет деревянную избу, в которой построены два помещения, место для раздевания и парилка.

Русской бани есть две разновидности, "по черному" и "по белому". В наши времена, чаще всего можно встретить второй вариант. После рабочего дня, или после рабочей недели, банные процедуры лучший отдых...

“Что такое сруб?”

Сруб - деревянная постройка, стены которой собраны из рубленых брёвен. В России срубами являлись избы, храмы, башни деревянных кремлей и прочие постройки тех времен.

Деревянные дома строят из брёвен лиственных и хвойных пород. Брёвна должны быть сухими, без гнили, трещин, не заражённые грибком или жуками-вредителями. В отрубе диаметр должен составлять от 18 до 40 см. В срубе, брёвна укладываются одно на другое. В углах соединяются в чашу, с выступающими концами бревен, либо в лапу, без выступа...

“Особенности установки дверей в срубах”

Каждому деревянному дому необходима прочная дверь , которая будет надёжной защитой, между самим домом и внешним миром. Бревенчатый сруб является особой конструкцией и предъявляет особые требования к установке окон и дверей.

Важно понимать, как устанавливается дверь в бревенчатом доме, так как она должна быть прочной, работать без неисправностей и скрипа, служить вам как можно дольше...

Все фотографии защищены авторским правом. Любое воспроизведение фотографий без письменного разрешения автора запрещено. Приобрести лицензию на воспроизведение фото, заказать полноразмерное фото, фотографию в RAW формате можно у Андрея Дачника или приобрести на Shutterstock .
2014-2016 Андрей Дачник

Изба в виде клетского деревянного сруба различной конфигурации является традиционным русским жилищем для сельской местности. Традиции избы восходят к землянкам и домам с земляными стенами из которых постепенно стали подниматься чисто деревянные срубы без наружного утепления.

Русская деревенская изба обычно представляла собой не только дом для жилья людей, но целый комплекс построек, включавший в себя все необходимое для автономной жизни большой русской семьи: это и жилые помещения, и помещения для хранения, помещения для скота и птицы, помещения для запасов корма (сеновалы), помещения-мастерские, которые были интегрированы в один огороженный и хорошо защищенный от непогоды и чужаков крестьянский двор. Иногда часть помещений была интегрирована под единой кровлей с домом или входила в состав крытого двора. Только бани, почитавшиеся местом обитания нечистой силы (и источников пожаров) строили отдельно от крестьянской усадьбы.

Долгое время в России строили избы исключительно только при помощи топора. Такие приспособления как пилы и сверла появлялись только в XIX веке, что в некоторой степени снизило долговечность русских деревянных изб, так как пилы и сверла, во отличие от топора, оставляли "открытой" для проникновения влаги и микроорганизмов структуру дерева. Топор же "запечатывал" дерево, сминая его структуру. Металл практически не использовался при строительстве изб, так как был достаточно дорогим из-за его кустарной добычи (болотный металл) и производства.

С пятнадцатого века центральным элементом интерьера избы стала русская печь, которая могла занимать до одной четверти площади жилой части избы. Генетически русская печь восходит к византийской хлебной печи , которую заключили в короб и засыпали песком, чтобы дольше сохранять тепло.

Выверенная веками русской жизни конструкция избы не претерпевала сильных изменений со времен средневековья до XX века. И по сей день сохраняются деревянные постройки, которым насчитывается по 100-200-300 лет. Основной урон деревянному домостроению России нанесла не природа, а человеческий фактор: пожары, войны, революции, регулярные пределы собственности и "современная" реконструкция и ремонт русских изб . Поэтому с каждым днем все меньше и меньше становится вокруг уникальных деревянных построек, украшающих собой Русскую Землю, имеющих свою собственную душу и неповторимое своеобразие.