18.03.2019

Кто придумал обои? История возникновения обоев. История создания обоев


Обои — это, безусловно, самый распространенный вид настенного покрытия в мире. Сегодня существует масса разновидностей: бумажные, текстильные, виниловые, изготовленные из разных природных материалов, инкрустированные стразами, кристаллами и пр., флизелиновые, высокотехнологичные и многие-многие другие обои, которые ежегодно производятся миллионами тонн и миллиардами километров.

Во всех странах и на всех континентах обои ценятся за ту незримую теплоту, которую они придают домашнему интерьеру, и, конечно же, за свою эстетическую привлекательность. Но как же все это случилось?

Появление бумаги

История обоев началась примерно за 4000 лет до н.э., когда на свет появилась самая ранняя форма бумаги — египетский папирус. Однако родиной бумажных настенных покрытий стал вовсе не Египет, а древний Китай. Именно китайцы изобрели рисовую бумагу, и именно они в 200 году до н.э. первыми начали применять её в качестве покрытия для стен.

В 105 году уже нынешней эры китайский придворный Цай Лунь изобрел технологию производства бумаги из текстильных отходов (тряпья). Это было рождением бумаги таковой, какой мы её знаем сегодня. Между прочим, именно благодаря этому изобретению Китай смог развивать свою цивилизацию гораздо быстрее других — появление бумаги способствовало широкому распространению грамотности и литературы. Неудивительно, что этот факт вызывал интерес и зависть у многих правителей древних государств, и за «рецептом» бумаги охотились не менее усердно и коварно, чем за секретом изготовления шелка.

В 751 году в битве при реке Талас арабские войска захватили в плен нескольких китайских производителей бумаги. Тайны и навыки её производства были раскрыты. Бумага стала распространяться по Ближнему Востоку и за его пределы.

В Европу бумага попала лишь в XII веке, где до тех пор стены декорировались различными тканями. К тому времени она уже стала тонкой и достигла довольно высокого уровня качества во многом благодаря тому, что арабы заменили волокна льна в её составе на шпон и бамбук.

История развития обоев

Первыми европейскими образцами блочной печати были религиозные памятки, называемые «helgen». Старейший из известных таких рисунков — Представление Девы (1418 г.) — хранится сегодня в Королевской Библиотеке Брюсселя. В Китае подобный метод печати применялся еще в V веке.

Жан Бурдишон, «Поцелуй Иуды»

В 1481 году французский художник Жан Бурдишон раскрасил для короля Людовика XI 50 рулонов бумаги прекрасными ангелами на синем фоне. Король Людовик приказал ему изготовить такие портативные обои, потому что часто переезжал из замка в замок. После этого многие богатые европейцы на протяжении десятков лет заставляли художников разрисовывать бумагу для украшения стен, но вряд ли можно сказать, что настоящие бумажные обои существовали до появления печатного пресса.

Самый ранний фрагмент европейских обоев, который удалось обнаружить и который сохранился до сегодняшних дней, был найден на балках Колледжа Христа в Кембридже, Англия и датирован 1509 годом. Дизайн этих обоев представляет собой оттиск с гравюры на дереве граната, выполненный на обороте провозглашения, выданного Генрихом VIII. Автором этой работы был признан типограф из Йорка Хьюго Гоес.

Позднее значительного успеха добились и английские методы производства обоев. Продукты, которые в XVIII веке появились в лучших магазинах Лондона, быстро стали писком моды. На первых порах лондонские модники предпочитали очень дорогую, расписанную вручную бумагу, которая имитировала различные архитектурные элементы и материалы, например, мрамор или лепнину. Но позже обои добились признания и благодаря своим собственным достоинствам. Особенной популярностью пользовались окантовки, напоминающие тесьму или отрезок ткани, а также флоковые обои, выглядевшие как срезанный бархат.

В Америке обои появились в 1739 году. Бумажные настенные покрытия с рисунком — от неоклассических моделей до беспорядочных узоров из роз — быстро стали олицетворением моды. Изначально колонисты копировали европейский стиль, но после войны в американском мастерстве начала проявляться самостоятельность. В 1778 году король Людовик XVI издал указ, в котором задал требуемую длину рулона обоев 34 фута (10.36 м). Эта величина остается общепринятой по сей день.

В 1785 году француз Кристоф Филипп Оберкампф изобрел первую машину для печати обоев. В то же самое время его соотечественник Никола Луи Робер нашел способ изготавливать бесконечный рулон.

Следующий важный вклад в историю развития обоев внесла Германия. В 1798 году в Зольнхофене Алоизом Зенефельдером была изобретена литография — новый способ печати, в ходе которого краска наносилась на бумагу под давлением при помощи плоской печатной формы.

В 1839 году Чарльз Гарольд Поттер из Дарвена изобрел машину для 4-хцветной поверхностной печати, на цилиндрах которой были вручную вырезаны формы для получения узоров. Это английское изобретение позволило печатать до 400 рулонов обоев в день. В 1850 году количество возможных оттенков увеличилось с четырех до восьми, а в 1874 году их уже стало 20.

В 1879 году австрийцем Карлом Кайчем была изобретена глубокая печать. При использовании этого метода краска может наноситься на поверхность бумаги намного более толстым слоем, придавая ей не только цвет, но и рельеф.

Шелкография, как говорят, возникла и развивалась в Японии и Китае между 960 и 1280 годами. Однако впервые она была запатентована в Англии Самюэлем Саймоном в 1907 году. Первая механическая машина для шелкографии была изобретена в 1920 г.

В викторианскую эпоху было модно украшать стены комнат как можно ярче. Появление машинного производства сделало обои с самыми сложными узорами доступными практически для каждого дома. Такие мастера, как Луис Комфорт Тиффани и Уильям Моррис с их лирической манерой интерпретировать природные мотивы, стали символами стиля модерн. Но, несмотря на все это, настоящее признание обои получили лишь в 20-х годах. То время прославилось как Золотой век обоев, за период которого было продано их более 400 миллионов рулонов.

После Второй мировой войны вся промышленность пережила революцию благодаря появлению пластиковых смол. С их помощью многим изготавливаемым продуктам удалось придать такие важные свойства, как сопротивляемость к грязи, стойкость к стирке, прочность и долговечность.

Архитектурный модернизм, длившийся по 70-е — 80-е, выступал против декоративных излишеств, из-за чего обои впали в немилость на большую часть времени этого века. Но в конце XX столетия многие люди вновь открыли для себя всю романтику и красоту узорчатых стен.

Что мы имеем сегодня?

Последние достижения в области цифровой, фотографической и других печатных технологий позволяют современному оборудованию воспроизводить любые исторические орнаменты и цифровые материалы на самых разных подложках. После того, как высокие технологии вмешались в дело, чего остается ждать от дальнейшего развития обоев?

Сегодня мировые производители предлагают чудесные обои для стен, которые можно мыть и которые могут отлично прослужить более 15-ти лет, но при этом их история была выдержана в лучших традициях мирского искусства. Дизайн современных обоев может воспроизвести любой стиль архитектуры любого периода. Но, в отличие от дорогостоящих фресок и гобеленов, этот вид настенного покрытия сегодня доступен каждому.

История обоев обновлено: Январь 16, 2014 автором: Маргарита Глушко

Введение

Обои - наиболее традиционный и широко известный отделочный материал.

Обои заменяют покраску стен, украшают и утепляют их. Служат фоном для мебели и поэтому являются существенным элементом интерьера. Обои можно менять чаще, чем перекрашивать стены. Оклеивать стены обоями следует после окончания всех малярных работ, кроме окраски пола. Приемы оклейки квартир обоями различны. Но цвет и рисунок обоев должен гармонировать с общим убранством комнаты, с окраской полов, дверей и пр. На качество обойных работ влияет много факторов, которые следует учитывать и соблюдать все рекомендации.

Качество обоев после их изготовления проверяется по многим показателям. По качеству используемой бумаги, например, по ее весу; по качеству применяемой краски, например, ее устойчивости к выцветанию и истиранию; по количеству нанесенных оттенков и используемых форм печати. Для производства недорогих обоев используется легкая бумага в сочетании с простыми красками, для дорогих обоев - тяжелая бумага и самые лучшие краски.

Большой популярностью пользуются обойные канты или бордюры, которые выпускаются различной ширины и расцветок.

Использование бордюров позволяет создавать оригинальные сочетания, которые оживляют даже самые скучные интерьеры. Ими обрамляют окна, двери или разделяют стены посередине, позволяя использовать разные расцветки обоев на одной стене, сочетающиеся только благодаря одинаковым тонам.

Целью данной контрольной работы является раскрытие темы обои в интерьере, рассмотреть виды обоев и увидеть как с помощью настенных покрытий, которые в нашем веке так разнообразны не только внешне, но и структурно, можно изменить пространство, в котором мы живем.

История создания обоев

В наше время существует огромный выбор видов и типов обоев на любой вкус. Но как каждый вид имеют свою историю происхождения, корнями, уходящую глубоко в древность. По мнению историков, существует несколько гипотез свидетельствующих о появлении первых обоев. Вот некоторые из них…

Если верить первой версии происхождения обоев, то родиной возникновения обоев считается Китай. История создания обоев тесно связана с историей возникновения бумаги. Такое важное для последующих поколений событие произошло во II веке до н.э.

Технологический процесс изготовления бумажных обоев передавался из поколения в поколение, от мастера к мастеру на протяжении 6 веков. Лишь в VI веке секрет был раскрыт японцами, а чуть позже им завладели и арабы, которые усовершенствовали процесс создания полотна не из рисовой бумаги а из льняного и пенькового материала. Этот метод изготовления бумаги, и как следствие обоев, распространился на Дальний Восток, в Персию а в дальнейшем попал в Северную Америку, а потом и в Европу.

Позже, пару веков спустя, Китай стал родиной обоев, произведенных из рисовой бумаги. Отличающихся изысканной росписью, которая ценится до сих пор и является ценными экспонатами во многих мировых музеях. В Японии первые обои выглядели как плотные бумажные листы с нанесенным на них рисунком. А что касается Европы, то там долгое время создавали обои, беря за основу китайские метод производства, внося в них свои изменения цвета и рисунка. Рисунок наносился ручным способом с помощью специальных трафаретов и символов, тоже заимствованных в Китае.

XVII-XVIII века Западная Европа славилась изобретением обоев из искусственного шелка. Данный способ производства заключался в нанесении на бумажное полотно шелковых нитей. В результате получалась имитация тканевого полотна пользовавшийся огромной популярностью у знатных господ. Такими же полотнами был украшен и Лувр, являвшейся резиденцией королей и их подданных.

В Россию изобретение Луи Робера было привезено лишь в 1630, что сформировало огромный спрос на бумажные обои как у знати так и у зажиточного крепостного люда. Это послужило сильным всплеском развитию бумажного и обойного производства на территории России и в частности в Москве. Музейным экспонатов в котором сохранились виды бумажных обоев того времени является дворец графа Шереметьева в усадьбе Останкино.

По данным некоторых исторических исследований считается, что первые обои появились более трех тысяч лет назад. Конечно, в то время бумаги еще не было, поэтому первые обои были тканными. До VI века Китай считался главным производителем бумажных обоев и хранил тайну производства в строжайшем секрете, но в VI веке секрет с начала узнали в Японии, потом в Европе. А сто лет спустя и в России. Таким образом, с XII и XIV, произошли вещественные изменения в производстве тканных и бумажных обоев.

Обои, как и много веков назад, не поменяли своего предназначения, и остаются средством украшения и облагораживания помещения. Обои позволяют создать уют, комфорт и неповторимый стиль подчеркивающий интерьер и вкус хозяев. На протяжении веков особой популярностью пользовались бумажные обои, эта традиция дошла и до наших дней. Современные бумажные обои отличаются буйством красок, расцветок, а так же являются экологически безопасными и обладают хорошими качествами, которые так ценит современный потребитель.

Самый верхний слой обоев называется покрытием , именно от этого слоя зависит внешний вид обоев. Существует пять основных покрытий: бумажное, виниловое, акриловое, текстильное и пробковое . Наиболее популярны первые два вида, а именно бумажные и виниловые обои . Какие обои лучше? Их преимущества и недостатки. И какому типу покрытия отдать предпочтение?

Появились бумажные обои для стен в странах Восточной Азии. В Европе они получили распространение в XVIII, и уже много лет являются наиболее востребованными при поклейки стен. Их называют родоначальникам всех типов обоев и даже классикой в отделке стен. Они позволяют придать необходимый колорит помещению и создать определенные стиль.

Бумажные обои бывают однослойные (симплекс) и двухслойные (дуплекс) . Дуплекс имеют дополнительное покрытие, которое несёт защитную функцию от внешних факторов. Однослойные бумажные обои в последнее время пользуются меньшим спросом, они недостаточно стойкие к перепадам температуры и влажности, воздействию солнца и имеют небольшой срок службы. Дуплекс — более востребованы и износостойкие.

Нынче производятся не только гладкие, но и структурные (тиснённые, рифлённые) обои для стен из бумаги.
Структурные бумажные обои получаются благодаря разной технологии нанесения на бумагу краски, благодаря которой и достигается разный визуальный эффект фактуры. Благодаря такой структуре дуплексных обоев достигается эффект теснения. Этот эффект широко используют фабрики в разных странах, при производстве дизайнерских бумажных обоев.

+ Преимущества бумажных обоев. Безусловно, главными преимуществами таких обоев является экологичность и воздухопроницаемость. Благодаря природному происхождению, бумажные обои рекомендуется использовать в спальне и детской. Бумага хорошо пропускает воздух, под такими обоями никогда не заведется плесень или грибок. К «плюсам» обоев с бумажным покрытием можно отнести и сравнительную дешевизну.

Недостатки бумажных обоев. Бумажные обои не подходят для комнат, в которых высокая влажность и часто меняется температура (кухни, ванные), а также для прихожих, где на стены могут попасть брызги и грязь с обуви. Бумага не влагостойкая и её нельзя почистить без нанесения обоям повреждения, поэтому для вышеуказанных помещений такая отделка стен неприемлема. Лишь некоторые обои, обработанные специальным составом, можно протирать влажной салфеткой. У обоев с бумажным покрытием меньший срок службы по сравнению с обоями с виниловым покрытием.

могут иметь бумажную или флизелиновую основу, от которой в большей степени зависят характеристики обоев в целом. Виниловое покрытие дает возможность воспроизводить любые рисунки и рельефы, имитировать разнообразные узоры. Существует четыре типа виниловых покрытий: твердый, гладкий, вспененный винил и шелкография. Первые два – это плоский рельеф и большая плотность, вспененный винил имеет выпуклую фактуру и относительно малую плотность, а шелкография похожа на текстиль и производится методом горячего тиснения.
Виниловые обои представляют собой двухслойное покрытие . На тканевый или бумажный слой наносят покрытие ПВХ, после чего накладывают рисунок или тиснение. ПВХ защищает обои от проникновения в слои влаги, излишнего света, и частично от механических повреждений. Кроме этого, такие покрытия пропитаны составами, препятствующими образованию плесени, налёта и грибков. Доступная цена и широкие возможности применения, позволяют считать виниловые обои одними из наиболее востребованных на рынке настенных обоев.

Использование специальных микропор позволило исключить один важный недостаток таких покрытий и сделать их полностью воздухопроницаемыми . Эти микропоры, с одной стороны, не допускают проникновения влаги под обои при их мытье, а с другой – не препятствуют испарению конденсата из–под покрытия. В результате этих процессов обеспечивается нормальный микроклимат в помещении, стены которого оклеены виниловыми обоями. Такой тип покрытия подходит хорошо проветриваемым помещениям — для гостиной, кухни или прихожей.


+ Преимущества виниловых обоев. Виниловые обои имеют большой срок службы – от 10 до 20 лет эксплуатации. Они просты в уходе: достаточно иногда протирать стены влажной губкой. Основные преимущества виниловых обоев: влагостойкость и легкость мытья; широкое многообразие дизайнов и фактур; красота и неприхотливость при эксплуатации; противодействие механическому воздействию; стойкость к выгоранию. Именно этот тип обоев идеально подойдет для кухни, ванной или прихожей.

— Недостатки виниловых обоев. Будучи синтетическим полимером, винил, как и другие аналогичные материалы, выделяет вредные вещества: формальдегиды, ДОФ, ДБФ. Даже если на упаковке указано, что виниловые обои соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, лучше отказаться от использования их в детских комнатах и спальнях. В других жилых помещениях их следует применять при условии постоянных и частых проветриваний. Если виниловые обои не имеют специальных микропор, под такими обоями может развиться плесень и грибок из-за слабой воздухопроницаемости.

Несмотря на стремительно возникающие инновации в отделке, бумажные обои для стен все ещё сохраняют весьма высокий и, главное, стойкий спрос на рынке. И это объяснимо. Основным достоинством такого типа обоев является их дешевизна. Но кроме этого, важную роль в «реинкарнации» бумажных обоев сыграла и мода на экологичность. И, как результат, бумажные обои , быстро привлекли на свою сторону приверженцев тотальной экологичности в своём жилье. Именно бумажные станут лучшим выбором для детской и спальни.

Что касается помещений, в который постоянный риск механический повреждений (в кладовых), повышенная влажность (ванная), необходимость в постоянной уборке (кухня и прихожая) — здесь намного более уместными станут обои с виниловым покрытием . Выбирайте обои с микропорами, которые обеспечивают воздухопроницаемость, не забывайте проветривать эти помещения — и виниловые обои смогут прослужить заявленные производителями 20 лет без выгорания, налетов или грибка.

Виниловые и бумажные обои в интерьере:

1

3

2

1

1. Европа и… меховые обои
Первые рулонные обои в Европе выпустил печатник из Йорка в 1509 году. Звали его Хьюго Гойс. Причем рисунок обоев был черно-белым - он имитировал парчовую ткань с вышивкой. Фрагменты первого рулона сейчас хранятся в Кембридже.

Факт: Когда появились обои в Европе, м ода на них быстро распространилась в богатых домах. В XVI веке были изобретены даже «меховые» обои: шерсть разбрасывалась по бумаге, покрытой лаком, создавая иллюзию ковра.

2. Индийская бумага
Почти весь ХVII век самыми популярными у европейцев оставались обои из Китая - они назывались фальшивым шелком или «индийской бумагой». Последнее название возникло из-за того, что поставлялись такие обои кораблями Ост-Индийской компании.

Китайские обои для стен были довольно дорогими: помимо экспортных пошлин на их цену влиял способ производства. Орнаменты и фигурки наносили на поверхность бумаги либо по трафарету, либо расписывали весь лист вручную.

3. Модный узор - китайский узор
Вплоть до XIX века рисунки на обоях представляли собой вариации ориентальных узоров: изображения птиц, пейзажей и цветов (тюльпанов, хризантем и пионов). Со стен комнат постепенно исчезали ковры и гобелены, прежде защищавшие интерьер от сырости. На их место владельцы клеили первые современные обои. Почти во всех обеспеченных домах Европы к концу XIX века было паровое отопление, и проблему утепления уже можно было не решать, заботясь исключительно о прекрасном. Обои часто наклеивали на холст, натянутый на раму. И уже потом всю конструкцию крепили к стене. В результате за обоями образовывалась воздушная прослойка, увеличивавшая срок службы бумаги - она медленнее выцветала и не деформировалась.

Факт: Если вы видите перед собой обои с желтым фоном и ориентальными узорами - можете смело использовать их для имитации интерьера XVIII века: тогда почти все китайские обои были именно такими. И наоборот, если эффект «китайщины» не нужен, избегайте орнаментальных обоев с желтым или бледно-зеленым фоном.

4. Материал для буржуа
Только в начале XIX века обои стали доступны среднему классу. Это связано с тем, что сами рулоны стали шире и длиннее (6 футов в ширину и 12 футов в длину), а стоимость их значительно снизилась.

Достаточно долго обои печатались с помощью деревянных форм, обеспечивающих непрерывность рисунка. Технические же средства для склеивания обоев и печати длинных листов появились только на рубеже XIX-XX веков. И, как водится, любая автоматизация процесса привела к снижению стоимости. А в 1920-е годы обои стали совершенно обыденным отделочным материалом. История обоев пишется и в наше время: появились флизелиновые обои, виниловые, стеклотканевые, светодиодные, жидкие, 3D-обои… - каких только нет! Можно выбрать на любой вкус.

5. Погрузиться в историю
Вообще обои штука красивая, но хрупкая - поэтому до нашего времени дошло не очень много аутентичных образцов, да и те не в идеальном состоянии. Моду на цвет и рисунки обоев можно отследить по картинам с интерьерными фонами и по книжным гравюрам.

Сейчас существует отдельная индустрия создания точных копий обоев из исторических интерьеров (дворцов и особняков) - например, их можно найти в коллекциях компаний de Gournay, Farrow & Ball, Cole & Son, Zuber и т.д. Обои-реплики выпускаются даже в масштабе для кукольных домов. Так что если хочется поиграть в дворцовые интерьеры, но нет бюджета - сделайте такой дом мечты для ребенка.

6. Лютики-цветочки
Флоральные мотивы - одни из самых популярных в обойном мире. Их популярность объясняется не только декоративными достоинствами цветов. Давным-давно, когда обои появились в интерьерах, они имитировали дорогие гобелены и ткани. Например, знаменитые фламандские гобелены XVI века вызвали моду на цветочные натюрморты, украшавшие стены. В эпоху барокко цветочные узоры собирались в гирлянды, вплетались в архитектурные детали. Историзм XIX века внес в изображения цветов детализацию ботанического атласа: на обоях можно было разглядеть каждую прожилку на лепестке.

Факт: Особую роль в любви к цветочной теме сыграл Уильям Моррис и основанная им мастерская Morris & Co. Он придумал десятки удивительных узоров. Сплетенные стебли гвоздик и роз, букетики маргариток и лютиков, разбросанные травы, хризантемы с колышущимися лепестками - эти знаменитые узоры до сих пор воспроизводят на современных обоях Morris&Co .

7. Свет сквозь стену
3D-обои подразумевают даже светодиодную подсветку между слоями. Обои эти пока экспериментальные, однако в некоторых лондонских студиях уже можно заказать несколько рулонов. Со светодиодами на стене много экспериментирует лучший световой дизайнер Инго Маурер (пример одной из его работ - на фото), а в России - Маша и Катя Ящук.

Еще в каменном веке первобытный человек, сам не подозревая того, положил начало истории обоев. Его наскальные рисунки украшали стены пещеры, в которой он жил. Наскальная живопись не только рассказывала о жизни древнего человека, но и служила эстетическим элементом украшения стен в жилище, по сути выполняя одну из функций обоев- декорирования стен в доме.

Рисунки на стены наносились при помощи органических красителей - сока растений, крови, так же использовался древесный уголь. Шли века и человек постоянно совершенствовал свои навыки в убранстве дома. На стенах появились шкуры и кожа животных- вполне, симпатичные обои.

История тканых обоев.

Примерно в 1000 г. до.н.э. появились первые тканые обои . Их рождение связывают с ассирийцами и вавилонянами. Поначалу это были грубые холсты с черно-белым рисунком. И лишь спустя много лет- в XI веке нашей эры они становятся цветными. На обойных холстах изображают сюжеты из Библии, сцены охоты, цветы, растительные и художественные орнаменты и т.п..

Технология производства тканых обоев со временем попадает и в Европу, появляются фабрики по производству обоев на заказ. Фабриканты переносят изображения с картин художников на обойные ткани .

В 1513-1514 годах Рафаэль приготовил картон для обоев, которыми предполагалось украсить Сикстинскую часовню. Эти обои ткались во Фландрии под руководством нидерландского художника Бернгарда Ван Олейя. Обои до сих пор хранятся в одной из галерей Ватикана.

Производство тканных обоев было очень дорогостоящим, поэтому немногие могли позволить себе украшение дома такими дорогостоящими "декорациями". Но растущий спрос на обои, способствовал поиску более дешевых способов производства.

В начале XV века художник фламандской школы Иоанн Ван Эйк предложил не ткать рисунок обоев, а рисовать его уже на вытканном полотне . Находку Ван Эйка можно считать началом эры по производству печатных обоев . Новый способ снизил стоимость тканых обоев и они начали быстро завоевывать рынок во многих европейских странах.

В 1716 году производство тканых обоев появилось и в России. Под руководством Петра-I создается «Российская шпалерная мануфактура», Приглашенные из Франции мастера и художники за шесть лет не только создали в России производство, но и воспитали первых российских специалистов в этой области.

После смерти Петра производство шпалер остановилось. Однако Елизавета Петровна восстановила утраченное, повторно привезя в Россию мастеров-парижан . В ученье на этот раз были отданы дети рабочих первой русской гобеленовой мануфактуры и дети солдат, жившие в гарнизонных городках. За 140 лет на петербургской мануфактуре было создано 205 шпалер , уникальных для своего времени.

Производство тканых обоев просуществовало до конца XVIII века.

История бумажных обоев.

В 105 году нашей эры в Китае во время правления императора Хоти был открыт способ производства бумаги, которую изготавливали из помола старого тряпья, коры и растертых ниток. Китайцы стали оклеивать листами бумаги и стены своих жилищ. На бумаге изображали животных,птиц,растительные орнаменты и цветы.Так началась история бумажных обоев.

В VII веке бумага появилась в Японии . Японцы использовали бумагу.в качестве разделяющих комнаты перегородок и защищающих от солнца занавесок

В 751 году битва при Самарканде закончилась поражением китайцев, которые раскрыли арабам секрет изготовления бумаги , а затем изобретение распространилось до Андалузии. Именно в Испании появились первые в Европе бумажные мельницы .

Но китайские бумажные обои попали в Европу благодаря англичанам Они первыми освоили их производство и долгие годы были лидерами в Европе.

Поначалу качество изображения на бумажных обоях уступало тканым обоям. Кроме того раскрашивание узоров на бумаге по трафарету занимало много времени, а ручная роспись была слишком дорогой.

В XVII-XVIII вв . в Европы были популярны так называемые фальшивые шелка - бумажные обои, имитирующие ткани.

Англичанин Цанер придумал два новых способа получения бумажных обоев , поразительно похожих на материю.

  • Первый способна грунтованную поверхность бумаги наносились обрезки шелковых нитей , которые приклеивались к ней, когда грунт высыхал. Такими обоями были украшены Лувр и замок кардинала де Ришелье.
  • Второй способ это ручная печать обоев с помощью выпуклой деревянной формы : её выступающие части покрывались краской, на них клали лист бумаги и прижимали сверху прессом. Этот способ использовали китайцы еще в X веке..

В 1599 году во Франции была образована гильдия "обойщиков". Правда в те времена производились только сравнительно небольшие куски обоев.

Появлению "полноценных обоев" способствовали новые изобретения:

В 1675 году французский гравер Жан Папильон придумал способ изготовления матриц для печати обоев с непрерывным рисунком .

В 1799 году француз Луи Робер изобрел машину, которая стала изготавливать рулонную бумагу заданной длины. Но изобретение Робера осталось неоценённым: в Англии. Поскольку фабриканты платили налог с каждого листа обоев, выпуск обоев рулонами был не выгоден государству. А постоянно воевавшей в то время Франции вообще было не до обоев и рулонов. В Россию изобретение Луи Робера пришло только в первой трети XIX века.

В 1839 году английский печатник Престон стал изготовлять обои на машине для печати на коленкоре и первым применил цилиндрические валики для нанесения рисунка . Именно машина Престона стала прообразом современных обойных станков.

Бумажные обои в России.

Бумажные обои в России появились в первой половине XVII века. Поначалу обои покупались за границей, а в богатых поместьях производились кустарным способом силами своих же мастеровых крепостных.

В конце XVIII века в России возводились сотни особняков и усадеб, потребовались новые прогрессивные отделочные материалы. Спрос на бумажные обои сильно вырос. Стало модно использовать бумажные обои в оформлении интерьеров. В Москве бумажные обои были особенно популярны, это было связано с особой московской модой на применение недорогих имитационных материалов в отделке особняков и усадеб.

Обойное производство активизировалось, под Петербургом открылась первая отечественная фабрика , продукция которой по качеству не уступала обоям из Европы.

А в 1795 году стали производиться московские фабричные обои.

Одним из первых зданий, в интерьере которого обои преобладали, стал Елагин дворец в Петербурге, построенный в 1820-1822 гг. знаменитым зодчим Карлом Росси.


На фото Синяя гостиная, .Елагин Дворец, С-Петербург.

Еще одной знаменитой постройкой тех лет, где до наших дней лучше всего сохранились бумажные обои, - дворец графа Шереметева в усадьбе Останкино в Москве..