Цель: закрепить правописание приставок на з-; с-.
- Упражнять учащихся в образовании новых слов, закрепить правило написания приставок на з (с), учиться находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи.
- Формировать умение объяснять свой выбор, высказывать суждение. Корригировать и развивать фонетический слух, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, умение анализировать и обобщать.
- Воспитывать чувство ответственности за окружающую среду, прививать любовь к природе, вызвать интерес к урокам русского языка.
Тип урока: урок, развивающий совершенствования и применения знаний, умений и навыков.
Методы и приёмы: словесные – беседа, рассказ, постановка проблемного вопроса.
Оборудование: карточки, опорная таблица для воспроизведения правила, таблица с речевым материалом для рассуждения, перфокарты.
План урока
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащегося к уроку.
Учитель: Здравствуйте. Я рада вас видеть на уроке. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?
Психологический настрой на работу.
Учитель: Сегодня мы продолжим путешествие по стране “Словария”, будем преодолевать трудности. А трудности легко преодолевать, когда человек всё делает с хорошим настроением. У вас хорошее настроение, я это вижу. Тогда, в добрый путь, удачи.
2. Сообщение темы урока и постановка цели.
Учитель: Мы уже несколько уроков работаем по теме: “Состав слова” и сегодня мы уточним, когда в приставках можно писать согласную З- , а когда – С-.
И подумаем, с какими можно обратиться словами к человеку XXI века, чтобы планета наша сохранила свой многовековой зелёный наряд. Запишите число и тему.
3. Словарная работа.
Учитель: Запиши правильно через запятую словарные слова. (Кроссворд).
Проходить курс наук, получать образование где-либо, в школе. (обучение )
Распространение политических идей и лозунгов среди населения. (агитация )
Род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющий источником существования. (профессия )
Должностное лицо, которое заведует чем-либо. (заведующий ).
Разобрать слова по составу: заведующий, восстание, объединённый. (Можно использовать ножницы, разрезать слова и разложить части слов в таблицу.)
приставка | корень | суффикс | окончание |
Учитель: Для чего служат в русском языке приставка и суффикс? Какое значение имеет в слове окончание?
Учитель: Познакомимся со значением ещё трёх слов. Работа с толковым словарём.
Малодушие - отсутствие стойкости, мужества, твёрдости духа. Презирать за малодушие.
Обязанность - то, что входит в круг действий, поступков, обязательных для выполнения (согласно закону, общественным требованиям, внутреннему побуждению). Права и обязанности граждан.
Отчизна - (высокое) Отечество, родина.
Учитель: Придумай предложения или словосочетания с новыми словами. (Устная форма работы.) Правильно составленное словосочетание или предложение записываем в тетрадь.
4. Объяснение новой темы.
Учитель: Посмотри. На столе находятся пословицы. Прочитайте их.
Безделье до добра не доводит.
У сильного всегда бессильный виноват.
Учитель: А следующую пословицу вы должны сами составить. Перед вами находятся карточки со словами. Составь правильно пословицу. Обрати внимание на заглавную букву и точку, что они тебе подсказывают?
От безделья собака лает.
Учитель: Как вы понимаете эти пословицы? Объясните.
Учитель: Какие здесь выделены слова во всех трёх пословицах? Запиши эти слова в тетрадь, выдели приставку.
Учитель: Как мы произносим приставки? Все ли отчётливо буквы мы слышим?
Подчеркни первую согласную в корне.
З-?
Повторим буквы, обозначающие согласный звук.
Учитель: Воспользуемся карточкой – подсказкой.
В приставках на З - - С- согласная пишется так, как слышится. (опорная таблица)
Учитель: Образуй слова с помощью приставки по образцу и запиши их через запятую.
Учитель: Проверим. Перед вами две корзины. Прочитайте сначала слова с приставкой без-, а потом с приставкой бес-. Игра. Сколько “очков” набрано?
Учитель: Слова, которые оказались в левой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С?
На какую согласную оканчиваются приставки?
Перед звонкой или глухой согласной пишется З ?
Слова, которые оказались в правой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С?
На какую согласную оканчиваются приставки? Перед звонкой или глухой согласной пишется С ?
Вывод. (с. 33)
5. Творческий диктант.
Учитель: Замените существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес- . Слова находятся в перфокарте, учащиеся правильно записывают приставку и раскладывают их в два столбика. Затем самостоятельно записывают эти слова в тетрадь.
- Ребенок без забот (беззаботный)
- Небо без звёзд (беззвёздное)
- Вход без платы (бесплатный)
- Пустыня без воды (безводная)
- Дорога без конца (бесконечная)
- Ребенок без помощи (беспомощный)
- Жидкость без цвета (бесцветная)
- Плач без звука (беззвучный)
- Движение без шума (бесшумное)
- Шоколад без вкуса (безвкусный)
6. Физминутка для улучшения мозгового кровообращения.
И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и. п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный
И. п. – сидя, руки на плечи, кисти сжать в кулаки. 1 – наклонить голову назад. 2 – и. п. То же вперед. Повторить 6-8 раз.
И. п. – сидя, руки поднять вверх, кисти произвольно. Прогнуть спину, сгруппироваться, обняв правой рукой левое плечо, левой рукой правое плечо. Потянуться и продолжить работу.
7. Работа с текстом. Работа в рабочей тетради с. 12 №34.
Учитель: Прочитайте открытое письмо к молодёжи писателя Леонида Леонова.
Дорогие юные друзья!
Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.
Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.
Учитель: В каком предложении содержится основная мысль? Какие предложения употреблены в переносном значении? Как вы понимаете слова этого текста?
Ученик: Мы берём у земли её богатства. Не даём ей за это даже расписки. Но долги надо отдавать. Каждый сорванный цветок, сломанную ветку надо возмещать посадкой цветов и деревьев. Леса – наше богатство. Они наши зелёные друзья.
8. Самостоятельная работа.
Учитель: Вставь самостоятельно пропущенные буквы в текст. Устно объясняем выбор написания приставок.
9. Составление суждения о письме Л. Леонова.
Учитель: Согласны ли вы с мыслями, высказанными в письме Л. Леонова? Давайте подтвердим своё согласие или несогласие, т. е. выскажем суждение. В этом нам помогут следующие выражения:
Учитель: Одно из этих предложений будет начинать твоё суждение. После этого вы объясните, почему согласны или не согласны с точкой зрения писателя.
10. Выполнение письменной работы. Учащиеся составляют текст и записывают в классную тетрадь.
11. Проверка выполненного задания.
Чтение учащимися своего суждения. Обобщение.
Я разделяю точку зрения писателя о том, что надо беречь леса. Их гибель несёт страшные бедствия. Без зелёного наряда планеты высохнут реки. Сухие ветры погубят урожаи. Будут исчезать животные и люди. А виноваты в этом будем мы сами.
Учитель: А что надо сделать, чтобы сберечь лес? Зависит ли от человека будущее Земли в 21 веке? Какой твой вклад может быть полезным для природы?
12. Задание на дом.
Устно составьте открытое письмо своим сверстникам, где напомните, как надо беречь лес. Учащиеся получают карточку:
Ребята! От нас зависит, какой будет Земля в 21 веке. Давайте беречь зелёный наряд планеты.
В лесу………(не ра…жигайте, может во…пламениться, ра…цветающие растения, не оставляйте бе…порядок, не бе…различными; не допустим, чтобы исчезли).
Письменно по учебнику с. 36 №50. Списать словосочетания, вставляя подходящие по смыслу приставки.
13. Итог урока.
Учитель: Назовите тему сегоднечного урока.
Какие моменты урока вам лучше запомнились?
В каких случаях пишется приставка на з -; с- ?
С какими словами из словаря вы познакомились?
Какие слова вы скажете человеку XXI века?
Какая новая страница для вас открылась в огромной стране “Словария”?
Оценка за работу на уроке.
Литература
- Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания., М. :Просвещение, 2004.
- Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык 9 кл., М.: Просвещение, 2006.
- Ладыженская Т. А., Никольская Р. И. Речевые уроки., М.: Просвещение, 1995.
- Семёнова Е. Е. Занимательная грамматика., “Омега” Москва 1996.
- Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением! АРД Екатеринбург 1997.
- Фестиваль педагогических идей. Открытый урок 2006-2007 учебного года.
Правило
Речь идет о приставках из- (ис-), без-(бес-), раз-(рас-), воз-(вос-), вз- (вс-), низ-(нис-), чрез-(черес-). Считается, что с буквами З и С мы имеем разные варианты написания одних и тех же приставок. В самом деле: ИЗ и ИС имеют одно значение: движение наружу. А раз одно значение, то и приставка одна.На конце приставки пишется З , если корень или следующая приставка начинается с гласной или звонкой согласной . Перед глухой согласной пишется С . Проще всего запомнить формулу: глухая с глухой, звонкая со звонкой. Хотя в этой формулировке немного некорректно с научной точки зрения употреблены термины, зато её легко запомнить и удобно применять при письме.
Вариативность согласных в этих приставках обусловлена произношением. Перед глухими согласными произносится [С] и пишется С , а перед звонкими согласными и гласными произноссится [З] и пишется З. Звук на конце приставки оглушается или озвончается под влиянием соседних согласных или гласных.
Правило невозможно использовать, если вы не знаете, какие буквы обозначают глухие согласные, а какие - звонкие. Многие считают, что буква Ц обозначает звонкий звук. Действительно, он звучит звонче остальных глухих согласных, но считается глухим. Повторите этот материал.
звонкие | б | в | г | д | ж | з | й | л | м | н | р | ||||
глухие | п | ф | к | т | ш | с | х | ц | ч | щ |
Примеры
беЗоблачный (перед гласным.);
беСполезный (перед глухим);
беЗжалостный (перед звонким);
раСпаковать (перед глухим)
раЗдавить (перед звонким);
иСцарапиться (перед глухим);
иЗделие (перед звонким);
воСпламениться (перед глухим);
воЗделать (перед звонким);
ниСпадать (перед глухим);
ниЗвергаться (перед звонким);
Запомните написание слов, в которых часто возникают ошибки:
череСчур
иСчезнуть
иСподлобья
иСподнизу
иСподтишка
мировоЗЗрение
мировоСприятие
беЗжизненный
беЗжалостный
беЗвкусный
иСцарапаться
Когда и почему возникло правило
Но Ломоносов написал "мне кажется", оставив носителям языка свободу выбора, к тому же он и сам не всегда придерживался выдвинутого принципа. Поэтому почти до конца 19 века правило имело рекомендательный характер и люди писали приставки без всяких правил, как слышали, "по произволу". И сама собой сложилась традиция написания С в случаях оглушения и З в случаях озвончения согласных. Но при разработке первых правил орфографии филологи 19 века ввели ограничение: "Приставки без- и чрез- всегда пишутся черезъ з: безпечный, безмЕрный, чрезполосный. Остальныя приставки (раз-, из-, воз- и другія) сохраняютъ з передъ с и звонкими согласными, а передъ глухими принимаютъ с: разсказъ, возстаніе, возбранить, изжить, распросъ, исходить, воскинуть." Как видите, запомнить, в каких приставках и в каких случаях надо писать З, стало гораздо труднее. Необходимо было писать не как слышится, а иначе. В таком варианте правило просуществовало недолго. Реформа русского языка 1918 года серьёзно упростила его.
По поводу правописания приставки без- (бес-) споры не прекращаются уже почти сто лет, с момента реформы. Именно тогда было принято писать эту приставку на основе фонетического принципа (глухая с глухой, звонкая со звонкой). До реформы был только один вариант - без . Остальные приставки, оканчивающиеся на З и С, к тому времени в большинстве случаев уже было принято писать так, как мы их пишем и сейчас.
Споры вызвало совпадение приставки бес- и существительного бес . Противники реформы считают, что в язык впущены бесы, которые обязательно погубят православие, а возможно, и весь русский народ.
Во время той же реформы изменилось также написание приставки через- (черес-). До реформы был только один вариант приставки и слово чересчур писалось так: "черезчур".
Законную силу правило приобрело, как и все остальные правила русской орфографии, в 1956 году. В своде правил оно звучит так: " В приставках без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез- (через-) перед глухими к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ пишется с вместо з, например: бесполезный, воспитать, вспахать, искусать, ниспровергнуть, рассыпать, роспись, чересполосица, но: безвкусный, бездарный, вздремнуть, возбудить, избавить и т. п." И именно эта формулировка может быть использована при апелляциях.
На что обратить внимание
- В русском языке не существует одиночной приставки З , есть только приставка С , которая пишется всегда одинаково и перед звонкими, и перед глухими согласными. Сделал, Сбежал, Сдвинул, Сгрести. Рассмотрим пару слов С бить – ра З бить (в первом слове приставка С , во втором приставка оканчивается на З , так как корень начинается со звонкой согласной).
- В словах Здание, Здесь, Здоровье, ни Зги (не видно) буква З является частью корня. Эти слова не являются исключениями и вообще не имеют отношения к настоящему правилу, но их лучше запомнить, чтоб не перепутать при письме со словами с приставками.
- Обратите внимание на написание слов, в которых встречаются удвоенные согласные з или с на стыке приставки и корня. Если корень начинается с З или С, на стыке приставки и корня пишется ЗЗ или СС.
- Приставка может оказаться не в начале слова. Вот примеры. В слове Мировоз зрение приставка воз оказалась перед вторым корнем. Это не мешает применять правило, касающееся приставок. Приставкой-то она быть не перестаёт. Таким образом возникает удвоенная буква З в середине слова (воз - приставка, зрен - корень). ПереСдача. Некоторые пишут в этом слове З , полагая, что перез - это приставка и на выбор буквы влияет звонкий Д. Но такой приставки не бывает. В этом слове две приставки: пере и С .
- Согласный звук может оглушаться или озвончаться не в приставке, а в корне, и, разумеется, правило, касающееся приставок, на выбор буквы никак не влияет. Например, в словах близкий, низший З является частью корня, поэтому перед глухими К и Ш мы все равно пишем З . Можно допустить ошибку в лове блиЗсидящий, приняв близ за приставку. Очевидно же, что корень сид . Но близ не является приставкой. Это первый корень. Смотри подробнее Правописание согласных в корне слова
- Иностранные приставки дис- и дез- пишутся всегда одинаково, соседняя буква на выбор З или С не влияет: диСбаланс, диСгармоничный, диСквалификация, диСграфия, деЗинфекция. Иноязычные приставки и сочетания ДЕЗ(ДЕ)-, ДИЗ(С)-, ЭКЗ(ЭКС)- заканчиваются на - З только перед гласными: дезактивация, дизассоциация, дизъюнкция, экзальтированный – НО! декапитализация, девальвация, дисбактериоз, дискриминация, эксперимент
Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета
§ 2. Правописание приставок
Приставка , префикс (от лат. praefixus «прикрепленный впереди») — часть слова перед корнем. В русских словах перед корнем может быть от 1 до 3 приставок: вз-дрогнуть, при-со-единиться, по-при-от-крыватъ. Большинство русских приставок совпадают по форме и отчасти по значению с предлогами (бездорожный — без дороги, отглагольный — от глагола, исподнизу, исподлобья — из-подо лба), частицами (неявившийся — не явиться). Среди приставок русского языка имеется некоторое количество заимствованных: а в значении "не", анти —"против", архи — "очень", контр — "против", пан —"весь", суб — "под", транс — "через" и др.
2.1. Правописание неизменяемых приставок
Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно. Правописание таких приставок следует запоминать. Список неизменяемых приставок смотрите в таблице:
окликнул, остановка, осадок, онеметь |
||
добраться, дойти, догадка |
||
поверье, подворье, порезать, полагаться |
||
проварить, пробел, проделка, произрастать |
||
В особом значении: (значение родства) прабабушка, праязык |
||
нападение, накрыть, нагнать |
||
задаваться, заключенный, забрать, забить |
||
НАД- (НАДО-) |
надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться |
|
ПОД- (ПОДО-) |
подтаять, подточить, подсказать, подождать |
|
ОТ- (ОТО-) |
отдать, отдых, отодвинуть, открыть |
|
ОБ-(ОБО-) |
обстричь, обточить, обтереть, обойти |
|
В- (ВО-) |
всласть, вшить, вцепиться, вовлечь |
|
ПРЕД- |
председатель, предшественник, предрешать |
|
ПЕРЕ- |
перегной, перелить, перекос |
|
С- (СО-) |
сдвинуть
|
Нет приставки в словах:
|
2.2. Правописание приставок на...з - ...с
В русском языке есть приставки, в которых происходит чередований букв З
и С
:
БЕЗ- / БЕС- , РАЗ- / РАС-, ВОЗ- / ВОС- (ВЗ- / ВС-), ИЗ- / ИС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС- (ЧРЕЗ- / ЧРЕС-)
Во..кликнуть; по ни..ходящей; ..делать; ра..жигать.
Выбор согласной осуществляется по следующему правилу:
2.3. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Слова, начинающиеся на пре-
и при-
, имеют в русском языке разное происхождение.
Одни пришли из латыни. В таких словах латинская приставка prae-
стала частью русского корня (президент, президиум, презумпция, предикат, премировать, претензия, претендент, префект, прецедент, препарат, презентация). Русский язык заимствовал и латинские слова с корнем, начинающимся на при (приоритет, привилегия, приватный).
Другие имеют старославянское происхождение. Для них характерна славянская приставка пре-
, которую часто включают в современный корень (препятствие, преставиться, преимущество, прекрасный). В языке эти слова сохраняют книжный характер.
Наконец многие слова с пре-
и при-
имеют собственно русское происхождение.
Понятно, что составить ясное правило для всех случаев невозможно. Поэтому предлагаемое ниже орфографическое правило подходит преимущественно для слов, в которых значение приставки ясно угадывается.
Запомним некоторые случаи: |
|
придать форму, блеск
|
предать друга, мечты
|
2.4. Правописание гласных в приставках НЕ- и НИ- в
неопределенных и отрицательных местоимениях,
местоименных отрицательных наречиях.
Примечание.
Правило распространяется на слова других частей речи в том случае, если они образованы от отрицательных местоимений и наречий: ничегонеделание, ничтожный, никчемный, никудышный, вничью.
2.5. Правописание согласных на стыке приставки и корня.
Пере + сказ = пересказ (-с-)
рас + сказ = рассказ (-сс-)
рас + ссориться = рассориться (-сс-)
Запомните:
расчет (рас + чет), но: рассчитать (рас + считать);
бессчетный (бес + с + чет).
В словах разевать, разинуть, разорить
пишется одна 3.
Формулировка задания - 2019
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) контр..гра, дез..нфекция, без..нициативно
2) зав..южить, обез..яна, с..едобный
3) пр..одолеть, пр..тензии, пр..вратиться
4) бе..конечный, ра..буженный, и..черпать
5) под..брать, пр..медление, пр..образ
Формулировка задания прошлых лет
определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву:
с..есть, п..еса,
ро..черк, не..дешний
пр..ютить, пр..поднёс
вз..мал, за..трал
о..гладил, по..ставка
Правильный ответ: взимал, заиграл
Задание 10 (бывшее задание 9) в 2019 году изменилось: для его выполнения нужно определить правописание 15-ти слов и выбрать те строки, в которых во всех трёх словах нужно вставить одну и ту же букву.
В ответ выписываем не слова, а номера строк.
Важная особенность задания 2019 года - ответов может быть больше двух (от 2х до 4х). Так реализуется принцип неопределённой множественности ответов. По мнению составителей экзаменационных вариантов, этот принцип исключает использование при выполнении задания метода угадывания и помогает более точно определить уровень знаний выпускника.
Если в ответ записаны не все номера или выписан хотя бы один лишний, задание оценивается 0 баллов. За верное выполнение задания дается 1 балл.
Что следует знать для правильного выполнения задания:
Правописание неизменяемых приставок;
Правописание изменяемых приставок РАЗ-/РАС- и РОЗ-/РОС-;
Правописание изменяемых приставок, оканчивающихся на -3 и -С;
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-;
Правописание И, Ы после приставок;
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.
1. Правописание изменяемых и неизменяемых приставок
Неизменяемые приставки
1. Приставки НАД-, ПОД-, ОБ-, ОТ-, ПРЕД-, БЛИЗ- пишутся всегда одинаково:
НАДПИЛИТЬ, ПОДТВЕРДИТЬ, ОБСЫПАТЬ, ОТДЕЛАТЬ, ПРЕДПОСЛЕДНИЙ, БЛИЗСИДЯЩИЙ
2. Приставки ЗА-, НА-, НАИ- всегда пишутся с буквой А:
ЗАНЯТЬСЯ, НАЛИТЬ, НАИБОЛЬШИЙ
3. Приставки ПО-, ДО-, НЕ ДО- всегда пишутся с буквой О:
ПОДУТЬ, ДОПЛЫТЬ, НЕДОСМОТРЕТЬ
4. В русском языке нет приставки 3-, а есть только приставка С-, которая пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными корня:
СБИТЬ, СЖАТЬ, СГИБАТЬ
Если вы видите в слове приставку, состоящую из одной буквы, и выбираете между С- и 3-, смело пишите С, так как приставки 3- в русском языке нет:
Пусть никто никогда не забудет:
3 приставкой не была и не будет!
Примечание:
Иногда в словах приставка С- может стоять после приставки НЕ-: НЕСГОВОРЧИВЫЙ, НЕСГИБАЕМЫЙ, НЕСДЕРЖАГННЫЙ.
5. Следует запомнить слова, в которых буква 3 является не приставкой, а частью корня:
ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДОРОВЬЕ, ВЫЗДОРОВЕТЬ, ЗДАНИЕ, не видно НИ ЗГИ, ЗДРАВСТВУЙТЕ.
Изменяемые приставки
1. Правописание приставок, оканчивающихся на 3 и С:
РАЗ- / РАС-, БЕЗ- / БЕС-, ИЗ- / ИС-, ВОЗ- / ВОС-, ВЗ- / ВС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС-, ЧРЕЗ- / ЧРЕС-,
зависит от глухости - звонкости последующего звука.
Приставка оканчивается на -3:
1) если первая согласная буква корня звонкая: БЕЗВКУСНЫЙ, НИЗВЕРГНУТЬ;
2) если корень начинается с гласной буквы: РАЗУЗНАТЬ.
Приставка оканчивается на -С:
если первая согласная буква корня глухая: БЕСЦВЕТНЫЙ, БЕСШУМНЫЙ.
Примечание:
1) Все глухие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза: ФОКА, ХОЧЕЩЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?
Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только глухие согласные звуки.
2) Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза: ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ!
Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только звонкие согласные звуки.
2. С буквой С пишутся слова:
ЧЕРЕСЧУР, ИСЧЕЗНУТЬ, ИСЧЕЗНОВЕНИЕ
3. Правописание иноязычных приставок ДЕЗ-, ДИЗ-, ДИС- подчиняется особому правилу:
1) приставки ДЕЗ-, ДИЗ- пишутся перед гласными и перед Ъ:
ДЕЗИНФЕКЦИЯ, ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ, ДИЗАССОЦИАЦИЯ, ДИЗЪЮНКЦИЯ;
2) приставка ДИС- пишется перед согласными:
ДИСГАРМОНИЯ, ДИСФУНКЦИЯ, ДИСБАЛАНС.
4. В приставках РАЗ- / РАС- и РОЗ- / РОС- под ударением пишется буква О, а без ударения - буква А.
РОЗЫГРЫШ - РАЗЫГРАТЬ РОЗЫСК - РАЗЫСКИВАТЬ РОСПИСЬ - РАСПИСЫВАТЬСЯ
Исключение: РОЗЫСКНОЙ (от РОЗЫСК)
Примечание:
1) Когда за приставками, оканчивающимися на согласную (С-, ПОД-, ОБ-, ОТ-, НАД-, РАЗ- и др.), следует два согласных звука, в конце приставке может появиться дополнительная гласная (это всегда буква О): СОБЛЮСТИ, ПОДОРВАТЬ, ОБОГНУТЬ, ОТОРВАТЬ, НАДОРВАТЬ, РАЗОГНАТЬ.
2) Приставка ПРА- пишется в тех случаях, когда вносит в слова значение «первоначальный, исконный, древний» (ПРАРОДИНА, ПРАЯЗЫК, ПРАСЛАВЯНЕ, ПРАПАМЯТЬ); «степень родства» (ПРАБАБУШКА, ПРАДЕДУШКА, ПРАПРАВНУЧКА.); «имеющий отношение к предкам» (ПРАОТЦЫ, ПРАМАТЕРЬ, ПРАРОДИТЕЛИ).
Примечание: в остальных случаях пишется приставка ПРО-: ПРООБРАЗ, ПРОРЕКТОР, ПРОВИДЕЦ и др.
2. Правописание изменяемых и неизменяемых приставок ПРЕ- и ПРИ
Приставка ПРИ обозначает |
1) Присоединение, прибавление: ПРИСТЕГНУТЬ, ПРИКЛЕИТЬ, ПРИРИСОВАТЬ. |
2) Приближение: ПРИПЛЫТЬ, ПРИБЕЖАТЬ, ПРИЛЕТЕТЬ. |
3) Неполноту действия (= СЛЕГКА): ПРИОТКРЫТЬ, ПРИГОРЕТЬ, ПРИЗАДУМАТЬСЯ. |
4) Пространственную близость ПРИМОРСКИЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ, ПРИДОРОЖНЫЙ. |
5) Сопутствующее действие ПРИПЕВАТЬ, ПРИТАНЦОВЫВАТЬ, ПРИГОВАРИВАТЬ. |
6) Полноту, исчерпанность действия (доведение его до конца) ПРИРУЧИТЬ, ПРИУЧИТЬ, ПРИСТРЕЛИТЬ. |
Список слов с приставкой ПРИ для запоминания: |
ПРИВЕРЕДЛИВЫЙ (= слегка вредный) ПРИВЕРЕДА ПРИЧУДЛИВЫЙ (= близкий к чуду) НЕПРИСТУПНЫМ (на приступ не возьмёшь) ПРИМИТИВНЫЙ (три буквы И подряд пишутся в этом слове) НЕПРИХОТЛИВЫЙ (без прихотей) ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ПРИЛЕЖНЫЙ ПРИГОДНЫЙ ПРИГОЖИЙ (день) ПРИЯТНЫЙ ПРИВИЛЕГИЯ (неотъемлемое право) ПРИОРИТЕТ (преимущество) ПРИКЛЮЧЕНИЕ ПРИВИДЕНИЕ ПРИВЕРЖЕНЕЦ (тот, кто к чему-то присоединяется) ПРИСЯГА, ПРИСЯГАТЬ ПРИКАЗ, ПРИКАЗАТЬ ПРИСУТСТВОВАТЬ ПРИУРОЧИТЬ ПРИДИРАТЬСЯ ПРИТЯЗАТЬ УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ БЕСПРИСТРАСТНЫЙ ПРИСТРАСТИЕ ПРИМАДОННА (= актриса, исполняющая первые роли) ПРИВАТНЫЙ (= частный) ПРИВАТИЗАЦИЯ НЕПРИЯЗНЬ ПРИБАУТКА ПРИСКОРБНЫЙ с ПРИСКОРБИЕМ без ПРИКРАС ПРИУМНОЖИТЬ |
Приставка ПРЕ обозначает |
1) Высшую степень качества, действия (приставку ПРЕ- можно заменить словами «ОЧЕНЬ», «ВЕСЬМА»): ПРЕМУДРЫЙ, ПРЕИНТЕРЕСНЫЙ, ПРЕУСПЕТЬ. |
2) То же, что и приставка ПЕРЕ-: |
ПРЕГРАДА (= ПЕРЕГОРОДИТЬ), ПРЕРВАТЬ (= сделать ПЕРЕРЫВ), ПРЕСТУПИТЬ закон (= ПЕРЕСТУПИТЬ). |
Есть слова, в которых сходство приставок ПРЕ- и ПЕРЕ- можно объяснить другими словами, близкими по смыслу: |
ПРЕКРАТИТЬ = ПЕРЕСТАТЬ ПРЕОБРАЗОВАТЬ = ПЕРЕДЕЛАТЬ ПРЕВРАТИТЬ = ПЕРЕМЕНИТЬ облик ПРЕОДОЛЕТЬ = ПЕРЕСИЛИТЬ себя и ВЫПОЛНИТЬ ПРЕВОЗМОЧЬ = ПЕРЕСИЛИТЬ себя и ВЫПОЛНИТЬ ПРЕПОДАВАТЬ = ПЕРЕДАВАТЬ знания ПРЕПОДНЕСТИ ЦВЕТЫ = ПЕРЕДАТЬ ПРЕРЕКАТЬСЯ = ПЕРЕБИВАТЬ ПРЕСЕЧЬ = заставить ПЕРЕСТАТЬ ПРЕДАНИЕ = то, что ПЕРЕДАЁТСЯ из уст в уста БЕСПРЕКОСЛОВНО = НЕ ПЕРЕЧИТЬ БЕСПРЕСТАННО = НЕ ПЕРЕСТАВАЯ НЕПРЕМЕННО = нельзя ПЕРЕМЕНИТЬ |
Список слов с приставкой ПРЕ- для запоминания: |
ПРЕНЕБРЕГАТЬ (в этом слове три буквы Е) ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ, ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНЫЙ ПРЕЛЕСТНЫЙ (вызывающий очень лестные слова) ПРЕПОДОБНЫЙ (очень праведный) ПРЕСЛЕДОВАТЬ ПРЕСМЫКАТЬСЯ ПРЕЗИДЕНТ ПРЕПЯТСТВИЕ ПРЕПОНА (препятствие) ПРЕМЬЕРА ПРЕТЕНЗИЯ ПРЕТЕНДЕНТ ПРЕПАРАТ ПРЕГРЕШЕНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВО ПРЕАМБУЛА (= вводная часть) ПРЕДЕЛ ТЕРПЕНИЯ КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ (причина ссоры) ПРЕВРАТНОСТИ СУДЬБЫ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРЕСТИЖНЫЙ БЕСПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРЕСЛОВУТЫЙ (очень всем известный) ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРЕРОГАТИВА (исключительное право) ПРЕТЕРПЕВАТЬ ПРЕВАЛИРОВАТЬ (преобладать) ПРЕФЕКТУРА ПРЕЦЕДЕНТ (аналогичный случай в прошлом) ПРЕУВЕЛИЧИТЬ |
Следует обратить особое внимание на омофоны («фонетические близнецы») - слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному в зависимости от значения.
Приставки ПРЕ и ПРИ - «фонетические близнецы»
ПРЕБЫВАТЬ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ (= находиться) |
ПРИБЫВАТЬ В МОСКВУ (= приезжать) |
ПРЕБЫВАНИЕ В ГОРОДЕ (= нахождение) |
ПРИБЫВАНИЕ В ГОРОД (= приезд) |
ПРЕТВОРИТЬ МЕЧТЫ В ЖИЗНЬ (= воплотить) |
ПРИТВОРИТЬ ДВЕРЬ (= закрыть) |
ПРЕТВОРИТЬСЯ В ЖИЗНЬ (= воплотиться) |
ПРИТВОРИТЬСЯ СПЯЩИМ (= принять иной вид и ввести в заблуждение) |
ПРЕСТУПИТЬ ЗАКОН (= нарушить) |
ПРИСТУПИТЬ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ (= начать) |
ПРЕКЛОНЯТЬСЯ ПЕРЕД ТАЛАНТОМ (= восхищаться, относиться с большим уважением) |
ПРИКЛОНЯТЬСЯ К ЗЕМЛЕ (= нагибаться) |
ПРЕДАТЬ ДРУГА (= передать его тайну другим) |
ПРИДАТЬ ЗНАЧЕНИЕ, СМЫСЛ СЛОВАМ (= добавить) |
СТАРИННОЕ ПРЕДАНИЕ (= легенда) |
ПРИДАНИЕ БОЛЬШЕЙ ЗНАЧИМОСТИ (= добавление) |
ПРЕЕМНИК ПРЕЗИДЕНТА (= продолжатель; тот кто перенимает власть) |
КУПИТЬ ПРИЁМНИК (= аппарат для приёма радиовещания) |
ПРЕХОДЯЩИЕ УСПЕХ, СЛАВА (= временные, которые приходят и уходят) |
ПРИХОДЯЩАЯ НЯНЯ (= та, которая приходит и сидит с ребёнком) |
ПРЕВРАТНЫЙ СМЫСЛ (= тот, который перетолковывают) |
ПРИВРАТНИК В ЗАМКЕ (= швейцар) |
ПРЕДЕЛ ТЕРПЕНИЮ (= граница) |
БОКОВОЙ ПРИДЕЛ В ЦЕРКВИ (= пристройка) |
ПРЕЗИРАТЬ ВРАГА (= ненавидеть, относиться без уважения) |
ПРИЗРЕТЬ СИРОТУ (= приютить) |
НЕПРЕЛОЖНАЯ ИСТИНА |
ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ |
НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ |
ПРИМЕНИТЬ ПРАВИЛО |
ПРЕТЕРПЕТЬ ЛИШЕНИЯ (= мужественно пеценосить) |
ПРИТЕРПЕТЬСЯ К НЕВОЛЕ (= привыкнуть) |
3. Правописание букв Ы, И после приставок
Буква ы пишется
После русских приставок, оканчивающихся на согласную (С-, ИС-, РАЗ-, БЕЗ-, ПРЕД-, ПОД- и др.), вместо И пишется буква Ы:
ИГРАТЬ + С = СЫГРАТЬ
ИСКАТЬ + РАЗ = РАЗЫСКАТЬ
ИСТОРИЯ + ПРЕД = ПРЕДЫСТОРИЯ
ИНТЕРЕСНЫЙ + БЕЗ = НЕБЕЗЫНТЕРЕСНЫЙ
Примечание:
после русских приставок МЕЖ- и СВЕРХ- сохраняется буква И:
ИНТЕРЕСНЫЙ - СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ ИЗЫСКАННЫЙ - СВЕРХИЗЫСКАННЫЙ ИНСТИТУТСКИЙ - МЕЖИНСТИТУТСКИЙ
Буква и пишется
1) после оканчивающихся на согласную иноязычных приставок ДЕЗ-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПАН- :
ДЕЗИНФОРМАЦИЯ, ДЕЗИНФЕКЦИЯ, СУПЕРИГРА, КОНТРИГРА, ПАНИСЛАМИЗМ, ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ,
ТРАНСИРАНСКИЙ.
2) после приставок, оканчивающихся на гласную:
ИСТИНА + ПО = ПОИСТИНЕ ИГРАТЬ + ПО = ПОИГРАТЬ
3) в слове ВЗИМАТЬ пишется И.
4) в сложносокращённых словах во втором корне:
ПЕДИНСТИТУТ, СПОРТИГРЫ, СПОРТИНВЕНТАРЬ
5) в сложных словах после ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- :
ДВУХИГОЛЬНЫЙ, ТРЁХИМПУЛЬСНЫЙ.
Например:
Уму не под силу долго разЫгрывать роль сердца (Ларошфуко).Примеры:
Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин; но только с одних взИмает кровь, с других - слёзы (Теккерей).
Даже выступая на собрании первым, он присоединялся к предыдущему оратору (Э. Кроткий).
Сначала собака не любит кошку, а аргументы подЫскивает потом (Янина Ипохорская).
4. Разделительные Ъ и Ь знаки
Ъ пишется:
1) после русских приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами Е, Ё, Ю, Я: ВЗЪЕРОШЕННЫЙ
СЪЁМКА, ОБЪЯВЛЕНИЕ, ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ, МЕЖЪЯРУСНЫЙ, СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЙ
2) после всех иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную (АД-, ИН-, КОН-, КОНТР-, ОБ-, СУБ-, ТРАНС-, ПАН- и др),
перед буквами Е, Ё, Ю, Я:
АДЪЮТАНТ, ИНЪЕКЦИЯ, КОНЪЮНКТУРА, КОНЪЮНКТИВИТ, ОБЪЕКТИВНЫЙ, СУБЪЕКТ, ТРАНСЪЕВРОПЕЙСКИЙ, ПАНЪЕВРОПЕЙСКИЙ
3) перед буквами Е, Ё, Ю, Я в сложных словах, первую часть которых образуют числительные ДВУХ, ТРЕХ, ЧЕТЫРЕХ: -
ДВУХЪЯРУСНЫЙ, ТРЕХЪЯЗЫЧНЫЙ
4) в середине заимствованного слова ФЕЛЬДЪЕГЕРЬ
5) в словах
НЕОБЪЯТНЫЙ, НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ, ИЗЪЯН
ь пишется:
1) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И внутри слова (не после приставок):
БАРЬЕР, СЕРЬЁЗНЫЙ, ВЬЮГА, РЬЯНЫЙ, СОЛОВЬИ
2) в некоторых иноязычных словах перед буквой О:
КОМПАНЬОН, БАТАЛЬОН, ПАВИЛЬОН, ПОЧТАЛЬОН, МЕДАЛЬОН, БУЛЬОН
3) в словах
ПОДЬЯЧИЙ, ДЬЯК, ПЬЕДЕСТАЛ, БУРЬЯН, ИНТЕРЬЕР, АРЬЕРГАРД, МЫШЬЯК
Примечание:
1) Ъ не пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами А, О, У, Э: СЭКОНОМИТЬ, ПРЕДОЛИМПИЙСКИЕ тренировки, ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННОЕ сочинение, КОНТРАТАКА, ПРЕДУГАДАТЬ.
2) Ъ не пишется в сложносокращённых словах:
ДЕТЯСЛИ, ИНЯЗ, ГЛАВЮРИСТ, ОРГЕДИНИЦА.
Приставки по-, под-, об- , за-, со- и другие
Правописание приставок в русском языке может вызвать трудности, потому что они часто произносятся нечетко. Это объясняется тем, что гласные в приставках нередко бывают безударными, например: подать (руку) в приставке по- гласный о звучит как краткое а.
Независимо от ударения в приставках по-, под-, об-, от-, за-, со- и др. всегда пишутся одни и те же гласные, Исключение составляет приставка раз (рас-), которая в безударном положении пишется с а (разбить, рассказать), а под ударением с о (роспись, россказни).
Не только гласные, но и согласные звуки в приставках при произношении часто изменяются. Так, согласные, которые находятся в конце приставки, под влиянием последующего согласного произносятся глухо или звонко. Например: открыть отдать (в первом случае произносится [т], так как приставка оказалась перед глухим звуком к, во втором вместо т произносится [д] о[дд]ать). Еще пример: предложить предстоящий (в первом слове в приставке произносится д, во втором оно оглушается в от: пре [т]стоящий). Таким образом, согласные звуки в приставках об-, от-, над-, под-, пред-, с- и др. представляют собой «сомнительные согласные», написание их подчиняется общему правилу: независимо от произношения эти приставки всегда пишутся одинаково. В этом случае реализуется морфологический принцип русской орфографии. Исключение составляют все приставки на з: без- (бес-), воз-(вос-), из- (ис -), низ- (нис-), раз- (рас-), чрез- (чрес-), в них на письме отражается оглушение согласного.
Приставки на з и приставка с-
1. Приставки без-, воз- (вз-), из-, низ, раз- (роз-), чрез-(через-) пишутся с буквой з перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) и с буквой с перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ): безводный бесконечный, возглавить воспеть, изгнать истратить, низложить ниспослать, разделать распознать, чрезмерный чересполосица.
2. В приставках раз- (рас-) роз- (рос-) под ударением пишется о, без ударения а: раздать розданный.
3. Приставка с- пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными: стереть сделать.
Приставки пре- и при-
1. Приставка пре-
а) высокой степени качества или действия (возможна замена приставки словами очень, весьма), например: пребольшой, пренеприятный, преувеличивать, преуспевать;
б) значение «через», «по-иному» (близкое к значению приставки пере-), например: превращать, преображать.
В некоторых словах приставка пре- теперь не выделяется, например: презирать, пренебрегать и др. Нет приставки и в иноязычных словах, например: президиум, прелюдия и др.
2. Приставка при- придает словам следующие значения:
а) пространственной близости, например: приозерный, приусадебный;
б) приближения, присоединения, прибавления, например: прибывать, примкнуть, приделать, прислониться;
в) совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок, например: приоткрывать, приостановиться;
г) доведения действия до конца, например: приехать, придумать.
В некоторых словах приставка при- не выделяется, например: прибор, приказ и др.
Следует различать значение и написание близких по звучанию слов с приставками пре- и при-, например: предать (совершить предательство) придать (сделать каким-нибудь по виду) (придать официальную форму), пребывать (находиться где-нибудь) прибывать (приезжать, прилетать), преклонить (колени) приклонить (голову), преувеличивать приумножать и т.п.
Особым правилам подчиняются заимствованные слова, в которых первая часть слова (при-, пре-) не тождественна русским приставкам при- и пре-. Такие слова в большинстве своем пишутся с пре-; преамбула, прецедент, претензия, претендент, престиж, препозиция, прелюдия, президент, президиум, превалировать.