27.03.2019

Смотреть что такое "Свод" в других словарях. Принципы работы сводчатых конструкций, применявшихся в русской архитектуре


Опубликовано: Декабрь 9, 2007

Виды сводов зданий

СВОД - в своей наиболее характерной форме свод есть ПЕРЕКРЫТИЕ , имеющее снизу вогнутую кривую поверхность (сочетание кривых поверхностей или сочетание кривых поверхностей с плоскостью) и образованное системой клинообразных камней, которая дает, помимо вертикальной нагрузки на ОПОРЫ , также и горизонтальный РАСПОР. В частных разновидностях свода, понимаемых в более широком смысле этого термина, могут иметь место различные отступления от указанных выше характерных признаков сводчатых перекрытий. С. может, напр., применяться не в качестве перекрытия, а в качестве элемента опорной КОНСТРУКЦИИ с вогнутой поверхностью, обращенной не книзу, а кверху. Клинообразную форму могут иметь не сами камни, кирпичи, а только швы между ними. Свод может быть не системой камней, а МОНОЛИТОМ и сооружаться из др. материалов, напр, из ж.б. Горизонтальный распор может отсутствовать, быть минимальным или гаситься в теле самого свода, напр, кольцевыми затяжками или иной заложенной в тело С. АРМАТУРОЙ . С. могут быть подразделены на повышенные, пониженные и плоские: 1) повышенные - когда отношение стрелы С. (подъема) к пролету С. больше 1/2; 2) пониженные - отношение стрелы к пролету свода колеблется между 1/4 и 1/2; 3) плоские - отношение стрелы к пролету свода не менее 1/4.

1 - круглый цилиндрический свод (бочарный свод); 2 - стрельчатый бочарный свод (остроконечный); 3 - бочарный свод с поперечными гуртами; 4 - крестовый свод (K - запалубка)

ТЯГА СВОДА

Разновидности :

СВОД БАЛХИ - сооружается над прямоугольными, близкими к квадрату помещениями; его КЛАДКА начиняется из углов арочками под 45° к СТЕНАМ, соединяясь В ЕЛКУ у середины каждой из стен помещения (Ср. Азия).

СВОД БОЧАРНЫЙ - образован движением плоской кривой образующей по кривой направляющей.

СВОД ВЕЕРНЫЙ - НЕРВЮРЫ СВОДА, исходящие из одного угла, имеют одинаковую кривизну, составляют равные между собой углы и расходятся наподобие веера, образуя воронкоообразную поверхность (английская ГОТИКА - см.)

КОРОБОВЫЙ СВОД С РАСПАЛУБКАМИ - образуется путем пересечения под прямым углом коробового СВОДА др. коробовыми сводами, но меньшего пролета и меньшей высоты.

СВОД ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ - поверхность СВОДА образована движением образующей прямой (остающейся параллельной самой себе) по плоской кривой направляющей или, наоборот, движением плоской кривой направляющей по прямой образующей. По форме направляющей С.ц. разделяются на: 1) круговые или полуциркульные; 2) коробовые, эллиптические и параболические; 3) стрельчатые.

СВОД СТУПЕНЧАТЫЙ - тип СВОДА, применяемый для перекрытия небольших помещений при помощи системы поперечных АРОК, расположенных ступенями, на которые опираются ступенчатые арочки, расположенные в продольном направлении, образуя в центре открытый квадрат, иногда завершаемый световым БАРАБАНОМ.

СВОД СТРЕЛЬЧАТЫЙ - СВОД с направляющей,которая представляет собой две дуги круга, пересекающиеся в ШЕЛЫГЕ.

СВОД СОТОВЫЙ - особая разновидность готических СВОДОВ со сложным рисунком ребер (часто без нервюрного КАРКАСА) и с пирамидальными углублениями между ними.

СВОД СОМКНУТЫЙ - СВОД из 4 или большего кол-ва ЛОТКОВ; примен. для перекрытия квадратных (и многоугольных) помещений; давление

СВОД СЕТЧАТЫЙ - СВОД, в известной мере сходный со ЗВЕЗДЧАТЫМ СВОДОМ, однако без диагональных ребер СВОДА КРЕСТОВОГО; на месте диагональных ребер расположены четыре сферических ПАРУСА; рисунок НЕРВЮР образует сетчатый узор.

СВОД ПАРУСНЫЙ - СВОД на ПАРУСАХ, образующийся путем отсечения от сферического (или параболического) КУПОЛА четырех равных полусегментов (в нижней его части) (ср. КУПОЛ НА ПАРУСАХ).

СВОД НЕРВЮРНЫЙ - СВОД на каркасе из НЕРВЮР, воспринимающих и передающих нагрузку свода на его опоры.

СВОД ЛОЖНЫЙ - образован постепенным напуском внутрь горизонтальных рядов КЛАДКИ; не дает горизонтального РАСПОРА.

СВОД ЗВЕЗДЧАТЫЙ - одна из форм крестового готического (нервюрного) СВОДА, в котором введен ряд дополнительных (вспомогательных) ребер-ТЬЕРСЕРОНОВ; в тонком каркасе С.з. четко выделяются основные диагональные ребра СВОДА КРЕСТОВОГО.

СВОД ЗЕРКАЛЬНЫЙ - сомкнутый СВОД, верх которого срезан горизонтальной плоскостью (или очень плоским сводом); оставшиеся боковые цилиндрические части сомкнутого свода называются ПАДУГАМИ; средняя горизонтальная плоскость - зеркалом; зеркало обычно отделяется от падуги четкой РАМОЙ и часто используется для ЖИВОПИСИ.

СВОД КЛИНЧАТЫЙ - выложен из камней клинообразной формы; клинообразную форму могут иметь не камни, а швы между ними. Такой С. дает горизонтальный РАСПОР.

СВОД КОРОБОВЫЙ - СВОД с направляющей, которая представляет собой коробовую, эллиптическую или параболическую кривую.

СВОД КРЕСТОВЫЙ - ПЕРЕКРЫТИЕ, образованное пересечением под прямым углом поверхностей двух цилиндрических СВОДОВ с одинаковыми стрелами подъема: состоит из четырех РАСПАЛУБОК; примен. для перекрытия квадратных и прямоугольных в плане помещений; давление С.к. сосредоточено на четырех углах.

СВОД КРЕЩАТЫЙ - сомкнутый СВОД, прорезанный двумя пересекающимися крест-накрест цилиндрическими сводами, на пересечении которых стоит световой БАРАБАН.




От: ,  14620 кол-во просмотров

Значение слова СВОД в Архитектурном словаре

в архитектуре, пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой своды, подобно арке, работают преимущественно на сжатие, передавая на опоры вертикальные усилия, а также во многих типах своды горизонтальные (распор). Простейшим и наиболее распространённым является цилиндрический свод, опирающийся на параллельно расположенные опоры (стены, ряды столбов, аркады и т. п.); в поперечном сечении он представляет собой часть окружности, эллипса, параболы и т. п. Два цилиндрических свода одинаковой высоты, пересекающиеся под прямым углом, образуют крестовый свод, который может опираться на свободностоящие опоры (столбы) на углах. Части цилиндрических сводов - лотки, или щёки, опирающиеся по всему периметру перекрываемого сооружения на стены (или арки, балки), образуют сомкнутый свод. Зеркальный свод отличается от сомкнутого тем, что его верхняя часть (плафон) представляет собой плоскую плиту. Производной от свода конструкцией является купол. Отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола образуется купольный (парусный) свод. (свод на парусах). Многочисленные разновидности этих основных форм определяются различием кривых их сечений, количеством и формой распалубок и пр. (своды - стрельчатые, ползучие, бочарные, сотовые и др.). Древнейшими являются т. н. ложные своды, в которых горизонтальные ряды кладки, нависая один над другим, не передают усилий распора (например, свод казематов акрополя Тиринфа, 13 в. до н. э.). В 4-3-м тыс. до н. э. в Египте и Месопотамии появились цилиндрические своды, распространившиеся в архитектуре Древнего Рима, где также употреблялись сомкнутые своды (свод в галерее Табулария, 79 до н. э.) и крестовые своды (базилика Максенция (Константина; около 315 н. э.) - обе постройки в Риме). В византийской архитектуре применялись цилиндрические, парусные, крестовые своды, в частности, в крестово-купольных храмах. В архитектуре Азербайджана, Индии, Китая, народов Средней Азии и Ближнего Востока использовались преимущественно стрельчатые своды. В Западной и Северной Европе в средневековый период распространились крестовые своды, которые в архитектуре готики приобрели стрельчатый характер с основным конструктивным элементом - нервюрой. С древности своды выполнялись преимущественно из природного естественного камня и кирпича. Величина прочности камня на изгиб ограничивала примерно на 5 м ширину пролёта в стоечно-балочной конструкции. Применение сводов (в которых камень, работая не на изгиб, а на сжатие, обнаруживает более высокую прочность) позволило значительно превысить эти размеры. Со 2-й половины 19 в. С. нередко создавались из металлических конструкций. В 20 в. появились различные типы монолитных и сборных железобетонных тонкостенных сводов-оболочек сложной конструкции, которые применяются для покрытий большепролётных зданий и сооружений. С середины 20 в. распространяются также деревянные клеёные сводчатые конструкции.

Архитектурный словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СВОД в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СВОД в Словаре строительных терминов:
    строительная конструкция криволинейной формы, служащая для перекрытия помещения. Различают части свода: ПЯТА - опорная часть свода. ЗАМОК - верхняя часть …
  • СВОД в Толковом строительно-архитектуром словаре:
    - строительная конструкция криволинейной формы, служащая для перекрытия помещения. Различают части свода: пята - опорная часть свода. Замок - верхняя …
  • СВОД в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющие геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой свод, подобно арке, работает …
  • СВОД в Однотомном большом юридическом словаре:
    - вторая стадия судебного процесса в древней Руси. лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого она …
  • СВОД в Большом юридическом словаре:
    - вторая стадия судебного процесса в Древней Руси. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого она …
  • СВОД в Словаре экономических терминов:
    ЗАКОНОВ - сведенные в одно издание и расположенные в определенном порядке (систематическом, хронологическом и др.) нормативные акты, сборники законодательства<например, С.з. …
  • СВОД в Большом энциклопедическом словаре:
    архитектурная пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющие геометрическую форму выпуклой криволинейной …
  • СВОД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в архитектуре, пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой С., подобно арке …
  • СВОД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • СВОД в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. см. свести. 2. Сведенные в одно целое и расположенные в известном порядке сведения, материалы, тексты. С. …
  • СВОД
    ЗАЌОНОВ, сведённые в одно издание и расположенные в определ. порядке (систематич., хронологич. и др.) нормативные акты, сб-ки законодательства (напр., С.з. …
  • СВОД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    архит. пространств. конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющие геом. форму выпуклой криволинейной поверхности. Основные виды сводов: 1 - цилиндрический; 2 …
  • СВОД в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    сво"д, сво"ды, сво"да, сво"дов, сво"ду, сво"дам, сво"д, сво"ды, сво"дом, сво"дами, сво"де, …
  • СВОД в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) Сведенные в одно целое и расположенные в определенном порядке сведения, тексты, документы, цифровые данные и т. п. …
  • СВОД в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • СВОД в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • СВОД в Словаре синонимов Абрамова:
    [гражданский брак, невенчанный (Даль, сводить)] см. …
  • СВОД в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: см. …
  • СВОД в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Действие по знач. глаг.: сводить (1*1,2,4,5,7,8,11). 2) а) Собранные, сведенные в единое целое и расположенные в определенном порядке …

Свод- пространственная конструкцция с постоянным криволинейным профилем и прямолинейными направляющими. Две из которых как правило служат опорами. Профиль свода может быть очерчен любой выпуклой кривой.

Виды деревянных сводов. Деревянные своды оболочки из клееной древесины. Применяют два типа: тонкостенный из нескольких слоев склееных досок и гладкий клеефанерный.

Определение кружально-сетчатого свода. Его конструкция и узлы. сетчатая цилиндрическая оболочка, образованная двумя системами пересекающихся кружал, направленных под углом к образующей свода и собранных из отдельных стержневых элементов – косяков.

циркульный или стрельчатый свод с дугой постоянно кривизны. Пролеты кружально-сетчатого свода достигают 50 м.
Для нашего сортамента лесных материалов предельный пролет - 25 м. Отношение стрелы подъема к пролету
свода принимается f/l > 1/7, а отношение высоты сечения к пролету h/l = 1/100, в стрельчатых кружально-сетчатых сводах f/l >.1/3 , f1/l1 > 1/15

Узел сетки кружально-сетчатого свода состоит из трех косяков; один проходит, не прерываясь, через данный узел, а два других примыкают с некоторым смешением S к сквозному косяку примерно по середине его длины и соединяются болтами. Величина смещения должна быть минимальной и выбирается так, чтобы отверстия для болтов на концах косяков находились вне скошенной торцовой поверхности последних.
Отверстия для болтов делают с небольшим запасом, благодаря чему болты воспринимают только растягивающие усилия. Косяки
под влиянием продольной сжимающей силы в них, несколько смещаясь, вызывают натяжение болтов, создающее необходимое для жесткости узла трение.
В каждом узле срединная плоскость сквозного косяка проходит через нормаль к поверхности свода в узловой точке, что обеспечитвает вместе с постоянством радиуса кривизны свода стандартность элементов.
Косяки, идущие в одном направлении, образуют винтовую линию.

Развернутая поверхность покрытия, таким образом, делится на равные прямоугольные клетки. Пересечения диагоналей прямоугольников фиксируют положение узловых точек сетки покрытия.
Вся сетка покрытия вместе с торцовыми арками состоит из шести типов косяков Основные косяки, образующие средние узлы сетки, в зависимости от их направления разделяются на правые и левые, зеркально-похожие друг на друга и одинаковые по своим размерам.

Кружально-сетчатые своды часто решаются без применения болтов . В этом случае примыкание косяков друг к другу решается посредством врубок (безметальные кружально-сетчатые своды системы инж. Песельника). «на шипах»
Опирается кружально-сетчатый свод на мауэрлат. Распор воспринимается обычно затяжками из круглой стали. Сборка свода производится без кружал, с применением легких передвижных лесов, расставленных через 2-6 м.


28Определение куполов. Виды поверхности куполов. Классификация металлических и деревянных куполов по конструктивным признакам (изобразить схематично)

Купол- оболочка положительной гаусовой кривизны на круглом, эллиптическом, многогранном плане.

Виды поверхности купола: поверхность вращения с вертикальной осью: сфера, парабалоид, эллипсоид, однополостный гиперболоид, конус. Также оставаясь в целом в приделах этих поверхностей возможны волнистые, складчатые, многогранные поверхности.

Классификация металлических и деревянных куполов по конструктивным признакам:

· Ребристые система полуарок, расположенных в вертикальной плоскости, с верхним кольцом к которому сходятся вершины полуарок. При необходимости его усиливают распорками

· Ребристо кольцевые предполагают использование как силовых элементов кольцевые связи совместо с полуарками

· Ребристо-сетчатые сохраняют меридианальную основу построения но поля между ребрамизаполняются сеткой, чаще всего виде переплетения второстепенных ребер

КРЕСТОВЫЙ СВОД

Как правило, крестового свода избегают и, прежде чем его применить, пробуют комбинации, указанные на рис. 101 : вместо того чтобы устраивать пересечение двух цилиндрических сводов, их помещают один над другим, так что пяты одного свода лежат поверх замка другого. Пример А заимствован из Сен-Реми в Реймсе; пример В - из Сен-Бенуа на Луаре. Мало-помалу строители становятся смелее: рискуют применять крестовый свод, - правда, только над боковыми нефами церквей, где распор незначителен.

Говоря об архитектурных школах Востока, мы указывали в качестве очень древнего приема сирийских строителей систему крестовых сводов из камня, в которых реберные клинья укладывались углами в перевязку (en besace). Именно этот тип крестового свода, по-видимому, чуждый античной архитектуре Запада, был усвоен романскими архитекторами. На рис. 102, М показаны общий принцип и особенности применения этого свода.

В крестовых сводах римской Азии распалубки были цилиндрическими. Распалубки романских сводов, с целью придать им большую жесткость, делаются вспарушенными во всех направлениях, и это приводит к тому, что отрезки свода между ребрами получают сферическую форму. Перевязь же клинчатых камней вдоль ребер совершенно такая же, как и в античных сводах.

Рис. 101

Рис. 102

Различные очертания сводов

Клюнийская школа. - На чертежах М и N рис. 102 показаны наиболее употребительные очертания сводов, - те, какие преимущественно применяет клюнийская школа, наиболее влиятельная из всех: диагональная арка вместо эллиптического очертания, присущего римским сводам, заметно приближается к полуциркульному, кривые распалубок имеют почти одинаковую стрелу подъема с диагональной аркой.

Чтобы осуществить это условие, применяют соответственно эпохе или повышенную арку или стрельчатую. Пример М показывает применение повышенного полуциркульного очертания для распалубок. Пример N, взятый из церкви в Васси, показывает крестовый свод с продолговатым планом, где для щековых арок были применены одновременно стрельчатое и полуциркульное очертания: больший пролет перекрыт полуциркульной аркой, меньший - стрельчатой.

Мы обязаны клюнийской школе крестовым сводом со стрельчатыми щековыми арками, но нужно сказать, что она приняла его, так сказать, в силу необходимости и долго сопротивлялась его применению.

Во Франции эта школа до середины XII в. придерживается полуциркульного очертания, и только в церквах Палестины - и то под давлением укоренившихся приемов местной практики - она допускает крестовые своды, где арки постоянно имеют стрельчатое очертание. В то время как в Палестине клюнийская школа сооружает церкви в Лидде, Абу-Гоше и т. д., где все крестовые своды имеют щековые арки стрельчатого очертания, во Франции, в Везлэ, она все-таки придерживается щековых арок полуциркульного очертания.

Во всех случаях клюнийский крестовый свод отличается от классического типа повышением вершины свода и сферичностью распалубок, на что мы уже указывали в описании кладки свода.

Рейнская школа. - Рейнский крестовый свод (Т) отличается еще большей повышенностью и большей сферичностью; стрельчатую форму он исключает. Возникший в стране, где еще было живо византийское влияние, восходящее к эпохе Карла Великого, рейнский свод представляет собой куполок на парусах, слегка видоизмененный наличием почти незаметных ребер, которые стушевываются к вершине свода, сливаясь с завершающей его скуфьей.

Примечание: Шуази, говоря, что в Германии «еще было живо византийское влияние, восходящее к эпохе Карле Великого» (см. выше, в главе о византийской архитектуре), подразумевает встречающиеся по течению р. Рейна постройки, типологически связанные с Аахенским собором, выстроенным при Карле Великом (VIII-IX вв.); это - центрические церкви в Меттлахе (выстроенные между 975 и 993 гг.), в Отмарсгейме (XI в.), хоры монастырской церкви в Эссене (874 г., сгорела в 947 г.) и др. О церкви в Меттлахе сохранились письменные данные, свидетельствующие о том, что строитель ее исходил в своем замысле из Аахенского собора, но здесь можно говорить об использовании последнего как образца, а не о прямом заимствовании. Аахенский собор типологически близок к церкви св. Виталия в Равенне (VI в.), сравнение же последней с латеранским баптистерием св. Иоанна в Риме, храмом Юпитера в Спалато, баптистерием в Носере, церковью св. Констанция в Риме и др. говорит за то, что церковь св. Виталия в Равенне необходимо рассматривать как памятник, в значительной степени сохранивший особенности позднеримской архитектуры, о которой еще можно было говорить не как о византийской архитектуре, а как об архитектуре восточной части Римской империи Мало того, с композиционной стороны церковь св. Виталия в Равенне примыкает ближе к образцам центрических построек Италии, чем Византии; в частности, большое сходство можно усмотреть в ней с упомянутым выше латеранским баптистерием. Аахенский собор (или, вернее, капелла), несмотря на типологическое сходство с указанными памятниками, имеет и существенные стилистические отличия (см. Н. А. Кожин, Основы русской псевдоготики, Ленинград 1927, примечание 8). Кроме того, следует отметить, что постройки центрического типа романского стиля встречаются не только в Рейнской провинции, но и во Франции и, наконец, в Австрии. См.: OtteH., Geschichte der Romanischen Baukunst in Deutschland, Leipzig 1874, стр. 85 и далее; Lasteyrie, упом. соч., стр. 145 и далее.

Овернь, Нормандия. - Своды Оверни, Пуату и Нормандии имеют совершенно противоположный характер: они приближаются к римскому типу пересекающихся цилиндрических сводов. Точнее, нормандский крестовый свод (рис. 103 ) представляет собою цилиндрический свод В, прорезанный люнетами L с полуциркульными щековыми арками.

Ясно, что главный цилиндрический свод В был выведен по сплошным кружалам, затем на настиле этих кружал и на кружалах распалубок L установили настил для люнет. Когда все щековые арки имеют одинаковый пролет, создается классический крестовый свод; но как только план становится удлиненным, люнеты принимают странный вид: если пролет свода В меньше, чем пролет люнеты L, то последняя выступает в виде конического паруса, как это видно из приведенного чертежа. Среди других нормандских примеров это начертание встречается в развалинах Жюмьежа.

Рис. 103

Рис. 104

Нефы, перекрытые крестовыми сводами, строятся по последнему типу, без разделяющих их подпружных арок: главный цилиндрический свод тянется во всю длину нефа (рис. 104 ) ив него врезаются люнеты. Подпружные арки между двумя пролетами необходимы только для крестовых сводов купольной формы, как, например, клюнийские и особенно рейнские своды.

В византийской архитектуре, где купольные своды возводятся вертикальными последовательными рядами, эти ряды сливаются с подпружными арками (чертеж А), и последние перестают существовать отдельно; в романской архитектуре, где своды опираются на подпружные арки (чертеж В), последние выделяются, и под каждой пятой арки помещается колонна в качестве опоры. Это уже является развитием идеи, о которой говорилось в связи с аркадами.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture

ГОТИЧЕСКИЕ СВОДЫ. СТРЕЛЬЧАТАЯ ФОРМА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

В начале изучения средневековой архитектуры сильно преувеличивали значение стрельчатой арки и рассматривали ее даже как преобладающую черту готического искусства. Долгое время характерной для романского искусства считалась полуциркульная арка, для готики - надломленная, стрельчатая.

То, что мы говорили выше о романских сводах, и в частности о клюнийских, избавляет нас от необходимости вновь доказывать, что такое разграничение не имеет оснований: начиная с 1100 г., романские архитекторы широко применяли стрельчатую арку, выказывая удивительное понимание тех преимуществ, которые можно было извлечь из ее ослабленного распора.

Готические зодчие принимают ее из подражания; кажется, что они в течение некоторого времени даже не дают себе отчета в ее статических преимуществах: они применяют ее наряду с полуциркульной аркой; на рис. 165 ясно видно, какая идея руководила ими при этом сочетании. Рисунок этот изображает в общих чертах два здания, относящиеся к началу готического искусства: G - хор в Сен-Жермен де Прэ ; N - хор в Нуайоне .

Рис. 165

Рассмотрим сначала хор в Нуайоне (TV). В нижнем этаже, в трифории и в верхнем этаже - повсюду мы встречаем стрельчатую арку наряду с полуциркульной; переход от полуциркульной арки к стрельчатой объясняется желанием сохранить замки арок на одном уровне.

При этом в нижнем этаже стрельчатая арка встречается только в угловой части, где закругление заставляет сузить расстояние между опорами. В трифории начальный пролет, самый широкий, перекрыт полуциркульной аркой, остальные же пролеты перекрыты стрельчатыми, для того чтобы замки всех арок были на одном уровне.

В верхнем этаже пролеты по прямым частям плана перекрыты полуциркульными подпружными арками, а пролеты на закруглении - стрельчатые. В хоре церкви Сен-Жермен де Прэ (чертеж G) стрельчатая форма введена в трифории исключительно из декоративных соображений; но в двух главных этажах, в нижнем и в верхнем с высокими окнами, стрельчатая арка появляется только на закруглении, т. е. в том месте, где сближаются опоры.

И здесь единственной причиной ее появления служит желание дать аркам закругления высоту, приближающуюся к аркам прямой части плана: стремление выровнять замки арок, и ничего больше. Из-за такого же желания установить один уровень для щековых арок и арок диагональных романские архитекторы вводили стрельчатую форму в крестовые своды.

Когда готические зодчие будут строить крестовые своды на нервюрах, исходной точкой для них будет не щековая стрельчатая арка, а диагональная, и эта арка будет полуциркульного очертания.

Таким образом, полуциркульное, а не стрельчатое очертание является основным для готического свода; можно сказать, что до XIII в. стрельчатое очертание принимается скорее по необходимости, чем по желанию: только тогда, когда смелость замыслов заставляет использовать все средства для уменьшения распора, статические достоинства стрельчатой арки начинают играть решающую роль.

Ограничимся этими указаниями по поводу одного из архитектурных элементов, в сущности второстепенного, и перейдем к системам сводов, выбор которых оказывает влияние на общую экономику здания.

НЕРВЮРНЫЙ СВОД С НЕСВЯЗАННЫМИ РАСПАЛУБКАМИ, КАК ОСНОВНАЯ ИДЕЯ СИСТЕМЫ

Трудность возведения романских крестовых сводов заключается исключительно в кладке реберных замыкающих камней, связывающих части свода: малейшая ошибка лишает эти ребра устойчивости.

Эта трудность исчезла бы, если бы ребра свода поддерживались диагонально поставленными арками, которые образовали бы под ребрами нечто вроде постоянных кружал из камня. Тогда имела бы мало значения правильность перевязки швов, даже самая перевязка могла бы вовсе отсутствовать, и выполнение свода было бы одинаково просто, независимо от неправильностей плана, над которым он возводится.

Цепь, ведущая от романского свода к готическому, такова: готическая архитектура отбрасывает всякие заботы о кладке, добавляя к романскому своду нервюру под каждым его ребром; готический свод - тот же крестовый свод, распалубки которого независимы и поддерживаются нервюрами.

Способ возведения. - Рис. 166 дает представление об обычных приемах возведения готического свода: нервюры выложены из тесаного камня, распалубки выполняются из мелких камней, а забутка, поднятая до уровня пазух свода, не допускает деформации тонких распалубок.

Готические нервюры напоминают кирпичный каркас римских крестовых сводов. Но значение тех и других далеко не одинаково. У римлян каркас играет только временную роль: он предназначен воспринять часть нагрузки, приходящейся на кружала; по окончании работ он остается включенным в массу свода, а свод работает, как монолитное сооружение.

Зодчие готики придают нервюрам существенную и постоянную роль, - именно на них покоится свод; вместо того чтобы вводить нервюры в толщу массива, их выводят наружу, а самый массив заменяют легкими, нежесткими распалубками, почти не связанными между собой. Античный свод был инертным монолитом, готический - соединение нежестких распалубок на нервюрном скелете.

Усилия, возникающие в готических сводах. - При одном взгляде на рис. 166 выясняется характер возникающих в своде сил. Нервюры, выложенные более крупной кладкой, чем распалубки свода, дают меньшую усадку и образуют в массе свода как бы каркас, который принимает на себя большую часть нагрузки, вызывающую в нем силы сжатия, распространяемые по нервюрам и принимающие вертикальное направление.

В нервюрах сосредоточены главные усилия; их направление, по крайней мере теоретически, совершенно определенно.Затем следуют сравнительно второстепенные усилия, влияние которых, однако, должно быть отмечено: распалубки, расположенные на внешней покатой поверхности нервюр, имеют некоторое стремление к скольжению в направлении стрелки (рис. 166 ).

Последствия применения нервюрного свода. - Рассмотренные нами свойства нового свода позволяют уже теперь оценить значение этого нововведения. Благодаря нервюрам, основной распор строго локализуется. Нет никаких распределенных усилий, которые затемняли бы вопрос о расположении опорных столбов. Поэтому достаточно противодействия в тех местах, где действует распор.

Путем умелого расположения нервюр архитектор может направлять распор в те точки сопротивления, которыми он располагает; вся система уравновешивания - в его руках. Нервюрный свод не только позволяет разложить распор, чего нельзя было бы достичь никакими ухищрениями при обычной кладке, но он дает возможность даже уменьшить этот распор.

Крестовый свод неизбежно тяжел, потому что реберные камни образуют достаточную перевязку кладки только при условии их определенной толщины, а это обстоятельство влечет за собой значительную толщину всего свода.

Ни с чем этим мы не встречаемся в том случае, когда свод возводится на нервюрах. Свод, распалубки которого становятся лишь заполнением, приобретает крайнюю легкость; вместе с уменьшением тяжести уменьшается и распор, поэтому и элементы опоры могут быть менее мощными.

Наконец, вся конструкция теряет ту жесткость, которая неразрывно сопутствовала крестовому своду: в случае оседания нет больше оснований опасаться непоправимых трещин в кладке, все части которой взаимно связаны. Нервюрный свод, если можно так выразиться, гибок и изменчив: точки опоры могут оседать, устои - отклоняться, а нервюрный свод будет следовать за этими движениями.

Итак, на какую бы точку зрения ни становиться, применение нервюрного свода дает значительное упрощение и дополнительные гарантии: он является исходной точкой всех приемов, обеспечивающих уравновешивание, - приемов, которые дали возможность осуществить наиболее смелые попытки готического искусства. Если бы нужно было указать отличительную черту архитектуры, приходящей на смену романскому искусству, то такой чертой было бы не стрельчатое очертание, а нервюрный свод. Готическое искусство характеризуется не применением того или иного очертания арки, но самой идеей оригинальной конструкции, выделяющей из массы свода его активный остов.

ДЕТАЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ: ПРОФИЛИРОВАНИЕ, КЛАДКА, КРУЖАЛА
Профилирование. - Метод профилирования готического свода - тот же самый, что и для клюнийских крестовых сводов. Диагональная арка, носившая в средние века название «ожива» (augive) *, почти всегда полуциркульная; что касается щековых арок (doubleaux, tormerets), то им придают стрельчатое очертание, чтобы сделать их высоту приблизительно равной высоте диагональной арки.

Примечание: Augive - ожива - в буквальном переводе, если учесть латинский корень названия, означает вспомогательную, поддерживающую арку секции. Термин стрельчатой архитектуры, предложенный для готики некоторыми французскими специалистами, не удержался.

Это пояснено на рис. 167. Пусть ABCD будет прямоугольник, который требуется перекрыть сводом; диагональная арка «ожива», проходящая по диагонали АС, будет полукругом AS"С; щековые же арки будут стрельчатыми, как АЕ"В. Теперь остается расчленить на сектора части заполнения.

Рассмотрим распалубку ASE. Диагональную полуарку AS" и щековую полуарку АЕ" разделяют на одинаковое число равных частей.

Пусть m, m ",..., u, u "... будут горизонтальными проекциями точек разделения: прямые линии m u, m " u "... являются проекциями на план швов кладки; в вертикальной проекции эти линии швов кладки будут слегка изогнутыми, так что каждый сектор образует маленький, очень плоский сводик, перекинутый между диагональной и щековой арками.

Таково нормальное профилирование. Приведем в виде исключения несколько редко встречающихся сводов, в которых диагональная арка не строго полуциркульная. В ранний период готического искусства мы встречаем в сводах Морианваля диагональную арку пониженную, овального очертания. В XIII в., в соборах Шартра * и Реймса, диагональные арки были повышенными, овального очертания.

Примечание: Шартрский собор возник в своей готической форме после пожара 1191 г., почти уничтожившего построенный за 60 лет до того романский храм. В 1220 г. закончено покрытие сводов, в 1260 г. собор освящен. Он имеет 130 м длины, ширина трансепта 61 м, высота 36,55 м, левая башня достигает в высоту 115 м. Скульптура Шартра исключительно важна по своим контрастам и с более ранней полуроманской пластикой XII в. и с развитой готической скульптурой XIII в. См. Мег1еt R., La cathedrale de Chartres, Paris 1909.

Детали кладки: опорная часть клинчатая и опорная часть в виде «подушки». - В самых ранних готических сводах нервюры сверху донизу выложены из клинчатых камней и независимы одна от другой до самого низа (рис. 168, А ).

Чтобы установить пучок таких независимых нервюр, нужна довольно широкая опорная поверхность, сравнительно массивный опорный устой. Часто, чтобы сжать этот пучок, нервюры как бы переплетали, утоняя их к основанию; но это были только попытки выйти из затруднения.

Решение этой трудной проблемы было найдено лишь к XIII в. и заключается в том, что нижние ряды кладки пучка нервюр выложены в виде «подушки», т. е. горизонтальными рядами цельных камней.

На рис. 168 сопоставлены оба последовательных приема кладки опорной части свода:
На чертеже А нервюры, начиная с самого основания, независимы от опорного устоя, в котором сделаны выемки для их установки. Вместо того, чтобы опереть уже разветвившийся пучок нервюр на сделанные в устое уступы, уширяли кверху самый устой (черт. В); нервюры ответвляются только в тот момент, когда уширение устоя уже достаточно велико, чтобы служить для них основанием. Таким образом не только избегают выемки в устое, но и клинчатая часть кладки нервюр, вызывающая распор, оказывается уменьшенной на высоту подушки: в действительности повышается опорный столб, уширяясь до уровня N, и только на этом уровне начинается та часть сооружения, которая удерживается в равновесии соответствующей игрой сил.

Подушки по всей высоте представляют собой как бы переплетение нервюр; по подлинному чертежу, воспроизводимому Уиллисом *, профилировка подушки сводится к следующему:

Примечание: К работам английского ученого архитектора Уиллиса, цитированным в примечаниях к главе третьей, здесь следует добавить: Willis R., The architectural History of Cambridge, 1886.

Довольствуются тем, что размечают по габаритам нервюр верхнюю и нижнюю поверхности блока (рис. 169, М ); полученный таким образом на поверхности контур ограничивает ту массу камня, которую надлежит оставить; все, что выступает за линии, отесывается.

Если рассуждать теоретически, этот прием дает только приблизительные результаты: прикладывая к горизонтальным плоскостям сечения а, Ь, с один и тот же профиль по ширине, получают нервюру (N), сечение которой деформировано (деталь X).

Избежать этой неправильности нетрудно, но в большинстве случаев каменщики удовлетворялись приблизительным чертежом, получаемым при помощи этого упрощенного способа.

Опорные части нервюр в виде подушки, как мы уже говорили, встречаются только, начиная с XIII в. В нефе собора Парижской Богоматери , законченном около 1220 г., мы не встречаем еще этих опорных подушек. В Суассонском соборе, заложенном приблизительно в то время, когда заканчивался собор Парижской Богоматери *, все опорные части нервюр уже выложены в форме подушек.

Примечание: Собор в Суассоне заложен около 1180 г. Около 1200 г. построены неф и хор; в 1212 г. уже можно было совершать службу. Ср. Le fёvrе - Роntalis, Architecture religieuse dans l"ancien diocese de Soissons». 1894.

Кружальный способ. - Готические своды, распалубки которых изогнуты в разных направлениях, казалось бы, заставляли применять довольно сложную систему кружал; в действительности последние отличались крайней простотой.

Опыт реставраторов французских готических памятников показал, что в тех случаях, когда пролеты сводов не особенно велики, можно обойтись одной кружальной фермой под каждой нервюрой и вывести сектора заполнении при помощи одних только раздвижных небольших кружал, как это показано на чертеже С (рис. 170 ).

Применялся ли этот остроумный способ в средние века? Бесспорных данных у нас не имеется. Во многих сводах, в том числе и сводах погребов в Провэне, сохранились отпечатки опалубки, на которой выкладывались их заполнения. Часто пролет секторов кажется слишком значительным, а стрела их слишком малой для того, чтобы можно было обойтись одними раздвижными кружалами.

Наконец, встречаются своды, нервюры которых расположены не в одной вертикальной плоскости и которые, следовательно, не могли быть выполнены на простых деревянных фермах.

В качестве примера мы приводим на рис. 170, В план нервюр кольцевых галерей собора в Бурж *. Здесь, очевидно, в качестве кружал понадобился широкий ровный настил, своего рода временные подмости, на которые укладывались клинчатые камни свода.

Примечание: Городской собор Буржа начат стройкой около 1175 г. и освящен в 1324 г. Длина плана 118 м, ширина 50 м, высота внутри 38 м. Собор не имеет трансепта, в остальном наиболее близок к собору Парижской Богоматери. См. Воinet, La cathedrale de Bourges, Paris 1911.

Если для выкладки распалубок и пользовались небольшими кружалами, то их помещали именно на таких временных подмостях, а не на неудобных нервюрах; более вероятно, что пользовались сплошной опалубкой, и эта опалубка устраивалась совершенно просто, как указано на чертеже А.

Рис. 171 поясняет конструкции кружал, принятых для самых обыкновенных сводов готических соборов: каждая нервюра S зажата между двумя ребрами деревянных ферм, являясь их составной частью; от одной фермы к другой идет настил требуемых очертаний, на который укладываются бутовые камни заполнения.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture