09.04.2019

Такелажное и монтажное оборудование. Такелаж. Такелажная оснастка


Любое промышленное производство в той или иной степени связано с монтажом габаритных и сложных грузов. Во многих случаях человек самостоятельно выполнить такую работу не может. Для этого используются такелажные средства, механизмы и приспособления. С их помощью перемещение, разгрузка, погрузка объектов любой конфигурации и веса становится доступной.

Такелажные работы

Они представляют собой операции, связанные с подъемом, удержанием и перемещением разных объектов - деталей, узлов, оборудования. Ключевым отличием этих работ от обычных погрузочно-разгрузочных заключается в применении специальных устройств. Зачастую такелажные средства, приспособления имеют специфическую конфигурацию. Их использование обуславливается невозможностью осуществления перемещения объектов ввиду их габаритов, веса другими способами. Сроки выполнения работ, а также их стоимость определяются сложностью операций, особенностью груза, а также наличием специализированных организаций в регионе.

Назначение

Такелажные механизмы - приспособления , используемые для перевозки крупногабаритного оборудования. Основная задача работ с применением специальной техники заключается не в исключении участия человека в них, а в повышении эффективности операций. Услугами такелажников пользуются промышленные предприятия. Такелажные приспособления позволяют в кратчайшие сроки перемещать станки, верстаки и другое крупногабаритное оборудование. Кроме этого, спецтехника позволяет повысить безопасность операций и обеспечить сохранность груза. Такелажные приспособления используются не только в промышленности, где транспортировка оборудования выступает одним из важнейших звеньев рабочего процесса. Часто спецтехника применяется в бытовой сфере. Например, к услугам специализированных организаций прибегают при необходимости перевезти сейфы, музыкальные инструменты, мебель и пр.

Такелажные приспособления

Предприятия, предлагающие услуги по перемещению применяют в своей работе различные устройства. Все они объединены термином "оснастка". На практике используются в основном следующие :

  1. Стропы.
  2. Блоки.
  3. Крюки.
  4. Канаты.
  5. Проушины.
  6. Полиспасты.
  7. Цепи.
  8. Зажимы.

Канаты

Как правило, применяются стальные, капроновые и пеньковые тросы. Последние могут быть смольными или бельными. Они отличаются по технологии производства. Пеньковые нити, пропитанные смолой, считаются более практичными. Кроме этого, они обладают высокой прочностью. Бельные канаты - более гибкие. Они имеют меньший запас прочности и не используются для механизмов, оснащенных машинным приводом. Для монтажных работ такие канаты используются редко. Стальные тросы отличаются по форме сечения и классифицируются по конструктивному признаку. Как правило, используются круглые и плоские канаты с одинарной, двойной, тройной свивкой.

Стропы

Эти представлены отрезками канатов разной конфигурации. Стропы используются для надежного и быстрого закрепления транспортируемого груза. Они могут быть электронными и ручными. Стропы используются при непосредственной погрузке/разгрузке. Максимальная высота, на которую может подниматься груз, - 3 м. Предельный вес объектов, для перемещения которых используются стропы, - до 10 тонн. Для подъема на небольшую высоту используются домкраты. Они могут быть винтовыми, реечными, клиновыми, гидравлическими.

Полиспасты и блоки

Эти механизмы, как правило, входят в состав разного грузоподъемного оборудования. Полиспаст представляет собой самое простое подъемное устройство, состоящее из блоков. Последние соединяются канатом. Блоки отличаются по числу роликов (одно- и многороликовые).

Лебедка

В ее конструкцию входят блоки или полиспасты. С помощью этих элементов осуществляется непосредственное поднятие груза. Лебедки различают по типу привода. Он может быть электрическим или ручным.

Опорные конструкции

Зачастую такелажные работы предполагают подвешивание и удержание груза на конструкции, которая сможет выдержать его вес. В этом случае используются тали. Если работа производится в помещении, их закрепляют на перекрытиях и прочих строительных элементах. Если они отсутствуют, то устанавливается специальное оборудование - опорную конструкцию. Как правило, она представляет собой металлическую вертикальную стойку, которая удерживается специальными оттяжками. В качестве опоры в конструкции предусматривается тяжелая плита.

Безопасность

При производстве такелажных работ поднимаются и перемещаются довольно тяжелые предметы. Их вес может составлять до нескольких тонн. Специалистами были разработаны правила безопасности при использовании такелажных приспособлений. В требованиях учтены все факторы опасности при осуществлении операций. Сотрудники организации, предоставляющие такелажные услуги, проходят обязательные инструктажи и курсы по повышению квалификации. Для выполнения работ необходимо получить специальный допуск, пройти медосмотр.

Требования к оборудованию

Для поддержания работоспособности регулярно осуществляется осмотр такелажных средств, механизмов, приспособлений . Проверка производится в установленные сроки. Траверсы осматриваются не реже раза в полгода, тара, клещи и прочие захваты - 1 р/мес, стропы - 1р/10 дн (кроме редко используемых).

Внеочередное полное техосвидетельствование оборудования должно осуществляться в обязательном порядке после ремонта металлических элементов с заменой расчетных деталей и узлов, реконструкции, капремонта, замены крюка и прочих аналогичных операций. Результаты процедуры заносятся в журнал такелажных средств механизмов и приспособлений.

После замены изношенных канатов, при их перепасовке выполняется проверка надежности крепления и правильности запасовки, производится обтяжка тросов рабочим грузом.

Техосвидетельствование и учет такелажных средств, механизмов и приспособлений осуществляет инженерно-технический работник, исполняющий на предприятии надзорные функции, при участии сотрудника, ответственного за исправное состояние оборудования. Последний может самостоятельно производить проверку надежности канатов и правильности запасовки, обтяжки грузом после перепасовки или замены тросов. Форма журнала учета такелажных средств и приспособлений соответствует Приложению 9 к Правилам по ОТ при работе на высоте (утв. Приказом Минтруда №155н от 28.03.2014-го г.).

Техника безопасности

Производство такелажных работ предполагает использование строп, при помощи которых осуществляется к подъемному механизму. Перед строповкой специалист должен узнать весь объекта. Как правило, масса груза указывается на табличке, закрепленной на станине. Если объект упакован, то вес отмечается на ящике или обшивке. Подъем и перемещение предметов осуществляются при строгом выполнении следующих правил:

  1. Строповка груза, к которому прилагается паспорт и инструкция, производится согласно указанной технологии. Стропы закрепляются в предусмотренных для них проушинах с помощью специальных крючков на оборудовании.
  2. Строповку надлежит осуществлять с учетом факторов равновесия и устойчивости груза при его подъеме и последующем перемещении. Механизмы и оборудование, смонтированные на одной раме, поднимаются после закрепления строп на общей платформе. Листовой пакетированный материал перемещается с применением специальных подхватов, которые подвешены на траверсе.
  3. Строповка швеллеров, уголков и иной профилированной металлопродукции производится с использованием универсальных приспособлений. В острых углах под стропами располагают подкладки.

Классификация объектов

Все грузы, которые перевозятся, разделяются на определенные группы в зависимости от массы:

  1. Легковесные - до 250 кг.
  2. Тяжеловесные - 250-50000 кг.
  3. Очень тяжелые - больше 50 тонн.

Существует еще одна категория - мертвые грузы. Ими называют объекты, примерзшие к земле, врытые в нее, закрепленные на фундаменте, прижатые к другим предметам. Масса таких грузов, как правило, неизвестна. Использовать для их подъема краны категорически запрещено. Объекты классифицируются также по своим размерам и бывают габаритными и негабаритными. В первых параметры не превышают норм, определенных в ПДД (автотранспорт), или соответствуют размерам подвижного состава (для железнодорожного транспорта). В эти показатели превышают установленные стандарты.

Заключение

Одним из ключевых факторов обеспечения безопасности выступает высокий профессионализм персонала предприятия, осуществляющего такелажные работы. Сотрудник должен хорошо знать оборудование, которое он использует, особенности его эксплуатации. Производство работ контролируется бригадиром. Он несет ответственность за выполнение установленных правил и норм. Для персонала разрабатываются специальные инструкции, отступление от которых чревато серьезными последствиями.

Такелажная оснастка


К атегория:

Монтаж кранов-перегружателей



-

Такелажная оснастка


К такелажным работам относятся: строповка оборудования; вязка такелажных узлов; крепление и сращивание стальных канатов; подъем, перемещение и опускание оборудования; подвеска и снятие блоков, талей и полиспастов; закрепление и снятие временных расчалок и оттяжек; изготовление и установка якорей; запасовка полиспастов; установка поворотных стрел и кран-балок; подъем и опускание оборудования спаренными кранами.

Канаты. Различают стальные проволочные, пеньковые и капроновые канаты. Стальные проволочные канаты широко применяют для строповки перемещаемых грузов, запасовки полиспастов, оснащения монтажных механизмов и приспособлений.

Канаты изготовляют из отдельных проволок диаметром от 0,5 до 3,5 мм. Проволоки свивают в пряди, а пряди навивают на органический или металлический сердечник. Различают канаты с точечным касанием проволок между слоями прядей ТК и с линейным касанием ЛК. Проволоки, из которых свивают канат, могут быть одинакового и разного диаметра. При разном диаметре проволок в обозначение каната добавляют букву Р, при одинаковом - О.



-

В зависимости от направления свивки верхнего слоя проволок (рис. 46) различают канаты правий П и левой Л свивки. По виду свивки канаты бывают крестовой свивки, когда направление свивки проволок в прядях противоположно направлению свивки прядей в канате; параллельной (односторонней) свивки, когда в прядях и проволоках направление свивки одинаковое; и комбинированной свивки, когда проволоки в двух соседних прядях имеют противоположное направление.

46. Свивка канатов
я - параллельная; б -крестовая; в - комбинированная; 1 - шаг свивки между точками 1 и 2

47. Приспособление для смазывания канатов (а) и способы разматывания
канатов (б, в) 1 - ванна; 2- канат: 3-5 - направляющие ролики

Маркировка канатов включает в себя кроме буквенных обозначений, касания проволок между прядями и диаметров проволок также диаметр каната, расчетный предел прочности проволок, номер государственного стандарта и обозначение марки проволоки в зависимости от механических свойств: В - высшая марка, I - первая, II - вторая. На монтажных работах применяют канаты двойной свивки с линейным и точечным касанием отдельных проволок между слоями прядей, с органическим сердечником по ГОСТ 3077-80*, 2688-80*, 3070-88, 3071-88.

Расчалки, ванты и тяги изготовляют из канатов, которые выпускают по ГОСТ 2688-80*, 3077-80*, 3070-88; полиспасты, стропы -из более гибких канатов конструкции 6X36+1 о. с. по ГОСТ 7668-80*. Для оснастки полиспастов допускается использовать стальные канаты конструкции 6X37+1 о.с. по ГОСТ 3079-80*, а также конструкции 6X19+ 1 о. с. по ГОСТ 2688-80*.

В процессе работы все канаты, находящиеся в эксплуатации, периодически осматривают, обращая внимание на то, чтобы на них не было петель или узлов, выпучивания прядей или перекруток, признаков поверхностного изнашивания, порванных прядей или отдельных проволок.

Канат бракуют в соответствии с нормами Госгор- технадзора СССР.

В процессе эксплуатации канаты периодически смазывают. Приспособление для смазывания (рис. 47, а) состоит из ванны, заполненной канатной мазью, которую подогревают до температуры 50-60 °С, и направляющих роликов 3-5. Стальной канат медленно пропускают через направляющие ролики. Средний ролик покрыт мазью. Перед смазыванием поверхность каната очищают от грязи и ржавчины проволочными щетками и протирают обтирочными концами, смоченными в керосине или бензоле. Канат хранят в закрытых, сухих, хорошо проветриваемых помещениях с бетонным или деревянным полом. Перед сдачей на хранение канаты сматывают в бухты или наматывают на инвентарные металлические барабаны и смазывают. Барабаны и бухты располагают на складе в один ряд.

Во время длительного хранения канаты периодически, не реже одного раза в год, осматривают и смазывают. При постоянной эксплуатации канаты смазывают один раз в 3 мес. Стальные канаты перед отправкой заказчику маркируют и упаковывают. Отправляют канаты намотанными на барабаны. При перематывании каната применяют барабаны (катушки) диаметром, равным не менее диаметрам каната.

При разматывании канатов не должны образовываться заломы, петли. Барабан устанавливают на ось (рис. 47,6), которую закрепляют на подставке. Барабан начинают вращать, ровно растягивая канат по длине. Бухту (рис. 47, в) раскатывают по прямой линии.

48. Канаты, заделанные в петлю (я) на коуш (б), клиновой зажни (в)
1 - канат: 2 - зажим: 3 - коуш; 4 - гильза: 5 - ось

49. Узлы чалочных канатов а - штыковой; б -в коуш или петлю; в - беседочный (морская петля); г - двойной беседочный; д - брамшкотовый

Соединение канатов. При креплении каната к деталям, проушинам его конец заделывают в петлю (рис, 48). Размер петли зависит от назначения каната или стропа. Петлю образуют, сращивая канат 1 или устанавливая зажимы 2 либо гильзы 4. Внутрь петли заделывают металлический коуш 3, который предохраняет канат от резких перегибов и перетирания. Размеры коушей регламентированы ГОСТ 2224-72*.

Коуши изготовляют коваными или штампованными. Их маркируют по размеру D и обозначают этим номером. Например, размер коуша для каната диаметром 15,5 мм составляет D45, обозначение: коуш 45 ГОСТ 2224-72*.

Кроме этих методов сращивания концов канатов, которые относятся к неразъемным соединениям, используют вязку канатных узлов к оборудованию или между собой, представленную на рис. 49.

Разъемные соединения представляют собой крюки, разновидности проушин, серег, соединяемых с канатом с помощью гильзы или других приспособлений. Канат соединяют со стыкуемой деталью оборудования осью 5 (см. рис. 48) или непосредственно захватным устройством на канате.

Для закрепления конца каната в петле, на коуше или для соединения двух концов каната применяют зажимы (см. рис. 48). Дугу зажима ставят со стороны короткого конца каната. Зажимы затягивают до тех пор, пока суммарный диаметр сжимаемых канатов не составит 0,6 от их номинальных размеров. Расстояние между зажимами и их число зависят от диаметра каната. В большинстве случаев расстояние между зажимами принимают не менее 6 диаметров соединяемого каната, а в особых случаях определяют расчетом. На один узел должно быть установлено не менее трех зажимов.

Стропы. Оборудование и строительные конструкции поднимают и устанавливают в проектное положение грузоподъемными механизмами с помощью стропов. Стропами называют отрезки канатов или цепи, концы которых соединены в петли, кольца или снабжены захватными устройствами, которые обеспечивают быстрое, удобное и безопасное закрепление грузов.

Используют следующие грузовые стропы: универсальные исполнения (УСК1) с оплеткой, гильзой и сжимами (рис. 50, а-в); универсальные исполнения (УСК2) с оплеткой и сжимами (рис. 50, г, д); поло- тенчатый (рис. 50, е) одно- и многоветвевые стропы 5 (одноветвевой 1СК, двухветвевой 2СК, трехветвевой ЗСК, четырехветвевой 4СК); цепные стропы (СЦ).

50. Универсальные стропы
а- в - исполнения; е, д - исполнения 2; е - полотенчатый; 7 - заплет- ка; 2 - петля; 3 - гильза; 4 - зажим; Л - расстояние между зажимами

Цепные стропы также разделяют на одно-, двух-, трех- и четырехветвевые и соответственно обозначают 1СЦ, 2СЦ, ЗСЦ и 4СЦ.

К стропам предъявляют следующие основные требования: безопасность производства работ, быстрота и удобство строповки и расстроповки.

Универсальный строп исполнения 1 (УСК.1) представляет собой одноветвевой строп без коушей и крюка, изготовляемый из куска каната диаметром до 60 мм.

Универсальный строп исполнения 2 (УСК2)-это кольцевой элемент, концы каната которого соединены между собой заплеткой 1 на длину, равную 40 диаметрам каната, или зажимами 4.

Универсальные стропы исполнений 1 к 2 обозначают в зависимости от допускаемой нагрузки исполнения, климатического района и длины. Пример условного обозначения универсального канатного стропа исполнения 1 с допускаемой нагрузкой 16 кН длиной 3200 мм: Строп УСК1 -16/3200

51. Многоветвевые стропы
а - двухветвевой (2СК); б -трехветвевой (ЗСК): в - четырехветвевой (4СК); 1 - крюк: 2 - строп; 3 - разъемная скоба; 4 - треугольное звено

52. Расчетная схема определения усилий натяжения
ветвей стропа Q - нагрузка; а - угол наклона ветвей стропа

Многоветвевые стропы (рис. 51) служат для подъема элементов за две, три или четыре точки. При строповке четырехветвевым стропом следят за тем, чтобы все ветви работали в одинаковых условиях и нагрузка передавалась на все ветви равномерно. Грузоподъемность стропа должна соответствовать усилию от массы поднимаемого груза с учетом коэффициента запаса прочности и угла наклона к вертикали, который не должен быть более 45°. Стропы из стальных канатов (рис. 52) рассчитывают с учетом числа ветвей и угла наклона их к вертикали.

Если вместо стропов применяют канат для стро- ПОЕКИ грузов, расчет ведут аналогично.

При выборе стропов руководствуются массой поднимаемого груза и его габаритом; рациональной схемой строповки, обеспечивающей безопасность и удобство обслуживания; числом ветвей стропов, углом наклона их к вертикали и равномерностью их нагружения.

После изготовления стропы следует осмотреть и испытать нагрузкой, в 1,25 превышающей номинальную грузоподъемность с длительностью выдержки 10 мин. Прошедшие испытание стропы снабжают биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания.

Блоки входят в состав большинства грузоподъемных машин и механизмов. Их применяют для подъема и перемещнения грузов (грузовые блоки) и изменения направления движения канатов (отводные блоки). Блоки для монтажных работ называют монтажными. Блок (рис. 53) представляет собой ролик, насаженный на ось. По наружному периметру ролика выполнена канавка (ручей) для каната. Размеры ручья блоков зависят от диаметра каната, идущего через блок. Поэтому в характеристиках монтажных блоков наряду с грузоподъемностью блоков указывают диаметр каната. Ось ролика закреплена между двумя щеками, которые усилены тягой. Наверху тяги установлена скоба для крепления стропа или нити полиспаста, а внизу - крюк или петля для подвески поднимаемого груза.

53. Однорольный блок
1 - щека; 2 - скоба; 3 - тяга; 4 - грузовой крюк; 5 - оси; в - ролик

54. Монтажный блок БМК-160
1- ролик; 2 - ось; 3 - тяга; 4 - вкладыш; 5 -щека

Блоки делятся на одно-, двух-, трех-, четырехроль- иые и т.д. Максимальное число роликов в блоках.

В многорольном блоке ролики отделены один от другого щеками и все ролики вращаются на оси самостоятельно, независимо друг от друга. В блоках различной грузоподъемности число роликов неодинаково:
Однорольные блоки используют в качестве отводных, а также для подъема и перемещения грузов в полиспастах и самостоятельно, многорольные-в системе полиспастов для подъема и перемещения тяжеловесного оборудования. Блоки оснащают крюками, грузовыми петлями и подвесками. Блоки должны иметь заводское клеймо, на котором указывают их грузоподъемность. При отсутствии клейма блоки испытывают. Техническое освидетельствование монтажных блоков производят ежегодно.

Монтажный блок БМК-160 грузоподъемностью 160 т (рис. 54) состоит из восьми роликов, которые вращаются на оси. Ролики разделены щеками и соединены с тягами. Снизу расположены съемный вкладыш. Благодаря вкладышу поднимаемый элемент можно строповать полотенчатым стропом.

Блоки изготовляют с чугунными или бронзовыми втулками, а также с подшипниками качения. Блоки для полиспастов выбирают в зависимости от расчетной нагрузки, действующей на подвижный и неподвижный блоки; тягового усилия и канатоемкости лебедки; расстояния, на которое должно быть перенесено оборудование.

Полиспаст - это грузоподъемное устройство, состоящее из системы подвижных и неподвижных блоков, соединенных между собой тяговым канатом. С помощью полиспаста можно поднимать груз или перемещать его в заданном направлении. Полиспаст дает выигрыш в силе за счет проигрыша в скорости: во сколько раз выигрывается в силе, во столько раз проигрывается в скорости.

Для оснастки полиспастов применяют стальные канаты конструкции 6X36+1 о. с. по ГОСТ 7668-80*. Допускается использовать стальные канаты конструкции 6X37+1 о. с. по ГОСТ 3079-80*, а также 6X19+ + 1 о. с. по ГОСТ 2688-80*.

Полиспаст (рис. 55, а) состоит из неподвижного блока, прикрепляемого к подъемному приспособлению (балке, мачте, ферме), и подвижного блока, который крепят к поднимаемому грузу. Канат, последовательно огибая все ролики блоков, одним концом крепится к верхнему неподвижному или нижнему подвижному блоку. Другой конец каната через отводные блоки крепят к барабану лебедки.

Полиспаст запасовывают двумя способами. По первому способу неподвижный блок без канатов поднимают в рабочее положение и закрепляют; нижний подвижный блок находится внизу. Через ручьи роликов верхнего и нижнего блоков последовательно пропускают канат. В зависимости от принятой схемы запасов- ки конец каната закрепляют за верхний или нижний блок.

При втором способе полиспаст оснащают внизу, а затем в готовом виде поднимают и закрепляют. Канат начинают протягивать с того ролика, с которого сходит сбегающая нить, идущая на лебедку. Когда канат обогнет последний ролик, конец каната прикрепляют к одному из блоков. В полиспастах, у которых канат сбегает с неподвижного блока (рис. 55, б), число нитей каната (I-IV) равно числу роликов блоков.

Чтобы правильно подобрать блоки и канат для оснащения полиспаста, а также лебедку с нужным тяговым усилием, необходимо знать расчет полиспаста. Расчет сводится к определению усилий в нитях полиспастов.

Траверсы - это грузоподъемные приспособления, предохраняющие поднимаемые элементы от воздействия сжимающих усилий, возникающих при наклоне стропов. Например, при подъеме цилиндрической цар- ги (цилиндрического элемента без днища) одним краном с использованием двух или трех стропов сжимающие усилия могут деформировать элемент. Траверса воспринимает сжимающие усилия, а на царгу действуют только вертикальные силы.

Часто для подъема оборудования, масса которого превышает грузоподъемность крана, также применяют траверсы (рис. 56).

Траверсы бывают равно-, неравноплечие и балансирные. Неравноплечие траверсы служат для перераспределения нагрузок на краны разной грузоподъемности; балансирные траверсы используют, когда необходимо при подъеме равномерно распределять нагрузки на все точки подвеса груза.

55. Полиспаст грузоподъемностью 100 т (а), схема за- а) пасовки полиспаста канатом, сбегающим с неподвижного блока (б) 1, 2 - неподвижный и подвижный блоки: 3 - отводной блок; 4 - сбегающая нить полиспаста; 5 -подвеска блока; /- V - нити полиспаста
а - для подвески на два крана: б -для подвески на один кран; 1 - балка; 2 - серьга для крюка грузоподъемного механизма; 3 -серьга для подвески груза; 1 - ось; 5 - стропы

56. Равноплечие траверсы

57. Инвентарные наземные якоря а - без лебедки: б -с лебедкой; 1 - тяга; 2 - блок; 3 - раиа; 4 - ось- шарнир; 5 - лебедка

Якоря - это неподвижные сооружения, способные воспринимать горизонтальные или вертикальные усилия. Якоря предназначены для крепления вант, расчалок, полиспастов, лебедок.

В зависимости от конструкции различают наземные, заглубленные, винтовые, свайные якоря. При монтаже кранов чаще используют наземные якоря. Якорями служат также фундаменты под оборудование, колонны зданий, закладные детали, заделанные (заглубленные) в фундамент.

Наземный якорь (рис. 57) представляет собой металлическую жесткую раму, на которую устанавливают необходимое число железобетонных блоков. Рама состоит из двух половин. Между ними на оси-шарнире расположена тяга, к которой крепят полиспасты, ванты или другие приспособления. Иногда на наземный якорь помещают лебедку.

Наземные якоря изготовляют инвентарными. Они рассчитаны на многократное использование. Грузоподъемность якоря от 10 до 100 т и зависит от числа уложенных инвентарных железобетонных блоков.

Доставка по всей России 

Такелаж

Такелажная оснастка и грузоподъемные механизмы

Такелажной оснасткой, или такелажем, называются всевозможные приспособления, устройства, механизмы и материалы, которые служат для производства работ по подъему, опусканию, перемещению и переворачиванию грузов.

Такеладные работы

Такелажные работы при изготовлении и монтаже технологических трубопроводов являются весьма ответственными и включают в себя, главным образом, выполнение следующих операций: погрузку и разгрузку труб, деталей, элементов, узлов и секций трубопроводов, а также арматуры; их перемещение в пределах монтажной площадки, подъем и установку в проектное положение, их поддерживание при сборке.

Производство такелажных работ связано с применением пеньковых и стальных канатов.

Стальные канаты

Стальные канаты (тросы) используют в качестве грузовых (чалочных) и оттяжных (расчалочных). Канат выбирают в зависимости от его назначения: для оттяжек, которые мало подвергаются изгибу, применяют жесткий канат по ГОСТ 2688-55; для грузовых, подвергаемых изгибу при огибании роликов блоков и барабанов лебедки, - мягкий канат по ГОСТ 3071-55; для грузовых, подвергаемых резким изгибам, например, при изготовлении петель, применяют особо мягкие канаты по ГОСТ 3072-55.

Соединения канатов

Соединение канатов. При креплении каната к деталям, проушинам его конец заделывают в петлю (рис, 48). Размер петли зависит от назначения каната или стропа. Петлю образуют, сращивая канат 1 или устанавливая зажимы 2 либо гильзы 4. Внутрь петли заделывают металлический коуш 3, который предохраняет канат от резких перегибов и перетирания. Размеры коушей регламентированы ГОСТ 2224-72*.

Коуши

Коуши изготовляют коваными или штампованными. Их маркируют по размеру D и обозначают этим номером. Например, размер коуша для каната диаметром 15,5 мм составляет D45, обозначение: коуш 45 ГОСТ 2224-72*.

Кроме этих методов сращивания концов канатов, которые относятся к неразъемным соединениям, используют вязку канатных узлов к оборудованию или между собой, представленную на рис. 49.

Зажимы, крюки

Разъемные соединения представляют собой крюки, разновидности проушин, серег, соединяемых с канатом с помощью гильзы или других приспособлений. Канат соединяют со стыкуемой деталью оборудования осью) или непосредственно захватным устройством на канате.

Для закрепления конца каната в петле, на коуше или для соединения двух концов каната применяют зажимы. Дугу зажима ставят со стороны короткого конца каната. Зажимы затягивают до тех пор, пока суммарный диаметр сжимаемых канатов не составит 0,6 от их номинальных размеров. Расстояние между зажимами и их число зависят от диаметра каната. В большинстве случаев расстояние между зажимами принимают не менее 6 диаметров соединяемого каната, а в особых случаях определяют расчетом. На один узел должно быть установлено не менее трех зажимов.

Ванты, расчалки, тяги

Расчалки, ванты и тяги изготовляют из канатов, которые выпускают по ГОСТ 2688-80*, 3077-80*, 3070-88; полиспасты, стропы -из более гибких канатов конструкции 6X36+1 о. с. по ГОСТ 7668-80*. Для оснастки полиспастов допускается использовать стальные канаты конструкции 6X37+1 о.с. по ГОСТ 3079-80*, а также конструкции 6X19+ 1 о. с. по ГОСТ 2688-80*.

Стропы

Канаты, концы которых свернуты в петли, называются стропами. У отдельных стропов в петли заделывают стальные желоба, называемые коушами. На трубопроводных работах целесообразно применять инвентарные универсальные стропы; предварительно они должны быть проверены на прочность и иметь соответствующий документ.

Для закрепления концов каната после завязки узла применяют сжимы. Сжимов должно быть не менее трех при тросе диаметром до 21,5 мм, не менее четырех - при тросе диаметром до 28 мм и пяти - при тросе диаметром более 28 мм. При установке сжимов между ними, а также от последнего сжима до короткого конца троса, следует выдерживать расстояние не менее семи диаметров троса. Сращивать два куска троса только сжимами запрещается.

Универсальные стропы

а- в - исполнения; е, д - исполнения 2; е - полотенчатый; 7 - заплет- ка; 2 - петля; 3 - гильза; 4 - зажим; Л - расстояние между зажимами

Цепные стропы также разделяют на одно-, двух-, трех- и четырехветвевые и соответственно обозначают 1СЦ, 2СЦ, ЗСЦ и 4СЦ.

К стропам предъявляют следующие основные требования: безопасность производства работ, быстрота и удобство строповки и расстроповки.

Универсальный строп исполнения 1 (УСК.1) представляет собой одноветвевой строп без коушей и крюка, изготовляемый из куска каната диаметром до 60 мм.

Универсальный строп исполнения 2 (УСК2)-это кольцевой элемент, концы каната которого соединены между собой заплеткой 1 на длину, равную 40 диаметрам каната, или зажимами 4.

Универсальные стропы исполнений 1 к 2 обозначают в зависимости от допускаемой нагрузки исполнения, климатического района и длины. Пример условного обозначения универсального канатного стропа исполнения 1 с допускаемой нагрузкой 16 кН длиной 3200 мм: Строп УСК1 -16/3200

Многоветвевые стропы

а - двухветвевой (2СК); б -трехветвевой (ЗСК): в - четырехветвевой (4СК); 1 - крюк: 2 - строп; 3 - разъемная скоба; 4 - треугольное звено

52. Расчетная схема определения усилий натяжения

ветвей стропа Q - нагрузка; а - угол наклона ветвей стропа

Многоветвевые стропы (рис. 51) служат для подъема элементов за две, три или четыре точки. При строповке четырехветвевым стропом следят за тем, чтобы все ветви работали в одинаковых условиях и нагрузка передавалась на все ветви равномерно. Грузоподъемность стропа должна соответствовать усилию от массы поднимаемого груза с учетом коэффициента запаса прочности и угла наклона к вертикали, который не должен быть более 45°. Стропы из стальных канатов рассчитывают с учетом числа ветвей и угла наклона их к вертикали.

Если вместо стропов применяют канат для строповки грузов, расчет ведут аналогично.

При выборе стропов руководствуются массой поднимаемого груза и его габаритом; рациональной схемой строповки, обеспечивающей безопасность и удобство обслуживания; числом ветвей стропов, углом наклона их к вертикали и равномерностью их нагружения.

После изготовления стропы следует осмотреть и испытать нагрузкой, в 1,25 превышающей номинальную грузоподъемность с длительностью выдержки 10 мин. Прошедшие испытание стропы снабжают биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания.

Блоки входят в состав большинства грузоподъемных машин и механизмов. Их применяют для подъема и перемещнения грузов (грузовые блоки) и изменения направления движения канатов (отводные блоки). Блоки для монтажных работ называют монтажными. Блок (рис. 53) представляет собой ролик, насаженный на ось. По наружному периметру ролика выполнена канавка (ручей) для каната. Размеры ручья блоков зависят от диаметра каната, идущего через блок. Поэтому в характеристиках монтажных блоков наряду с грузоподъемностью блоков указывают диаметр каната. Ось ролика закреплена между двумя щеками, которые усилены тягой. Наверху тяги установлена скоба для крепления стропа или нити полиспаста, а внизу - крюк или петля для подвески поднимаемого груза.

Виды стропов

  • стропа с одной петлей,
  • с двумя петлями,
  • кольцевой строи,
  • стропы специальные

Величину допускаемой нагрузки на трос определяют, исходя из условий работы и значений разрывных усилий на трос, указанных в соответствующих ГОСТ. Предельную нагрузку для троса данного диаметра определяют путем деления значения разрывного усилия на коэффициент запаса прочности. Коэффициент запаса прочности, установленный Госгортехнадзором, для разных условий работы каната следующий:

То же при механическом приводе с тяжелым режи мом и непрерывном действии. 6,0

Блоки и полиспасты для стальных канатов:

  • однорольный блок:
  • двухрольный блок,
  • трехрольный блок,

Хранить канаты следует, хорошо смазав их канатной мазью, в бухтах. Все чалочные канаты испытывают не реже одного раза в 6 месяцев.

Блоки применяют для изменения направления троса (отводные блоки) и для изменения величины усилия при перемещениях груза (грузовые блоки). Блоки могут быть однорольные и многорольные. Систему подвижных и неподвижных блоков, оснащенных одним непрерывным тросом, называют полиспастом.

Полиспасты

Полиспасты служат для того, чтобы уменьшить тяговое усилие на ходовом конце троса за счет увеличения числа рабочих ниток полиспаста. С увеличение!» числа рабочих ниток полиспаста уменьшается скорость подъема груза.

Для монтажа трубопроводов на технологических установках применяют те же грузоподъемные механизмы, что и для выполнения других видов монтажных работ: автомобильные, гусеничные и специальные монтажные краны. Выбор и рациональное использование подъемных механизмов зависят в первую очередь от веса грузов, характеристики монтажной площадки, объема выполненных строительных работ к моменту начала монтажа и других условий.

Предельный вес поднимаемых грузов должен быть определен до начала такелажных работ. Максимальный вес грузов при монтаже трубопроводов не превышает 10 г (в редких случаях до 15 г),поэтому необходимые такелажные механизмы и приспособления применяют грузоподъемностью не выше 10 тс (при максимальном, вылете стрелы).

Автомобильные краны

Автомобильные краны получили наиболее широкое применение вследствие хорошей маневренности и возможности быстрого перебазирования. Гусеничные краны используют главным образом при монтаже межцеховых трубопроводов на эстакадах, а трубоукладчики - в каналах, лотках и траншеях. Во многих случаях помимо монтажных кранов применяют мостовые краны и кран-балки, устанавливаемые по проекту в монтируемых цехах.

Сборка монтажных стыков, установка арматуры при монтаже трубопроводов часто занимают значительное время и проводятся в стесненных и труднодоступных местах, поэтому применение для данных операций самоходных грузоподъемных механизмов не всегда возможно и экономически целесообразно. В этом случае рационально использование талей, лебедок, домкратов, портальных подъемников, треног.

Тали

Таль - грузоподъемный механизм, оснащенный цепным или тросовым полиспастом с ручным или электрическим приводом. Тали имеют различные передачи между приводом и блоком полиспаста: червячную, шестеренчатую и рычажную. При монтаже технологических трубопроводов для подъема грузов на небольшую высоту (до 3 м) наиболее часто применяют шестеренчатые тали грузоподъемностью до 2 тс, реже - червячные тали большей грузоподъемности.

Лебедки используют для подъема и перемещения деталей элементов и узлов трубопроводов. Лебедка барабанная за счет снижения числа оборотов барабана по сравнению с числом оборотов приводного вала позволяет получить значительную величину тягового усилия на барабане.

Ручные барабанные лебедки

Ручные барабанные лебедки используют с тяговым усилием 0,5-5 тс. При монтаже внутрицеховых и межцеховых трубопроводов широкое применение получили рычажные лебедки (рис. 123). Они имеют небольшой вес и габариты, поэтому их можно легко и быстро закреплять в вертикальном, горизонтальном или наклонном положении.

Домкраты

Домкраты применяют для перемещения и подъема труб, элементов и узлов трубопроводов на небольшие расстояния.

Все механизмы, используемые при такелажных работах, должны быть испытаны и иметь табличку или бирку с указанием грузоподъемности и даты испытания. При отсутствии этих данных или просрочке даты очередного испытания такелажем пользоваться запрещается. Перед началом работ- весь такелаж необходимо осмотреть и проверить, нет ли повреждений, механического износа и внешних дефектов. Нагрузка на такелаж выше указанной в таблице категорически запрещается.

Производитель и поставщик широкой номенклатуры промышленных изделий. Вся продукция представленная на наших складах, металлобазах, магазинах в Москве имеет сертификаты качества в соответствии со стандартами ГОСТ и DIN. Наше производство позволяет осуществлять изготовление технически сложных продуктов по чертежам заказчика. Делаем точный расчёт смет по заданным параметрам и характеристикам. Мы продаём продукцию недорого оптом в Москве с доставкой по всей России. У наших менеджеров всегда можно узнать наличие той или иной продукции, цену на метр, цену за тонну, цену за киллограмм, цену за штуку.

Узнать цену, вес металла, адрес склада, металллобазы, возможность поставки напрямую с завода. Рассчитать изготовление продукции на заказ, просчитать смету. Запросить прайс лист. На нашем сайте, в магазине, вы найдёте полный каталог металлопроката, металлопродукции и других промышленных товаров, калькулятор металла и подробнее описание характеристик стальной продукции.

Нашу продукцию можно купить в Москве, в Пушкино, в Сергиевом Посаде, в Лобне, в Электростали, в Подольске, в Одинцово, в Красногорске, в Зеленограде, в Дмитрове, в Солнечногорске, в Троинце, в Домодедово, в Ногинске, в Апрелевке, в Бронницах, в Электроуглях, в Наро Фоминске, в Александрове, в Красноармейске, в Талдоме, в Дубне, в Волоколамске, в Лотошино, в Истре, в Дедовске, в Кубинке, в Можайске, в Серпухове, в Чехове, в Ступино, в Коломне, в Луховицах, в Калязине, в Шатуре, в Егорьевске, в Орехово Зуево, во Владимире, в Ярославле, в Киржаче, в Кольчугино. Получить продукцию можно на терминалах транспортных компаний в Санкт Петербурге, в Твери, в Калуге, в Брянске, в Нижнем Новгороде, в Смоленске, в Петрозаводске, в Нальчике, в Махачкале, в Грозном, в Саратове, в Волгограде, в Новосибирске, в Омске, в Томске, в Красноярске, в Челябинске, в Екатеринбурге, во Владивостоке, в Благовещенске, в Магадане, в Анадыре, Хабаровске, в Биробиджане, в Иркутске, в Барнауле, в Кызыле, в Горно Алтайске, в Ханты Мансийске, в Тюмени, в Кургане, в Казани, в Самаре, в Ставрополе, в Воронеже, в Ростове, в Нижнем Новгороде, в Казани, в Самаре, в Ростове на Дону, в Уфе, в Перми, в Краснодаре, в Тюмени, в Тольятти, в Ижевске, в Ульяновске, в Ярославле, в Махачкале, в Оренбурге, в Кемерово, в Новокузнецке, в Рязани, в Астрахани, в Набережных Челнах, в Пензе, в Липецке, в Кирове, в Чебоксарах, в Туле, в Калининграде, в Балашихе, в Курске, в Ставрополе, в Улан Удэ, в Севастополе, в Твери, в Магнитогорске, в Сочи, в Иваново, в Белгороде, в Сургуте, в Нижнем Тагиле, в Архангельске, в Чите, в Калуге, в Симферополе, в Смоленске, в Волжском, в Череповце, в Орле, в Саранске, в Вологде, в Якутске, во Владикавказе, в Мурманске, в Грозном, в Тамбове, в Стерлитамаке, в Костроме, в Нижневартовске, в Новороссийске, в Йошкар Оле, в Таганроге, в Комсомольске на Амуре, в Химках, в Сыктывкаре, в Нальчике, в Нижнекамске, в Шахтах, в Дзержинске, в Братске, в Орске, в Ангарске, в Энгельсе, в Благовещенске с доставкой. Интернет магазин промышленной продукции и металлопроката.

Тали . Таль - подвесное грузоподъемное устройство с ручным или электрическим приводом. Тали с ручным приводом, применяемые на монтажных работах, бывают червячные и шестеренные.

Ручная червячная таль (см. схему ниже) состоит из корпуса 4, в который вмонтирован привод из червячного винта, и шестерни 5. На валу винта насажена звездочка привода 7, на которую надета кольцевая цепь привода. На одном валу с шестерней 5 находится звездочка для грузовой цепи 3. При вращении звездочки 7 петля грузовой цепи 3, в которой находится звездочка 2 крюка, уменьшается или увеличивается, соответственно поднимается или опускается грузовой крюк 1. Сверху для крепления к неподвижному основанию таль имеет крюк 6 или серьгу.

Шестеренчатые ручные тали имеют грузоподъемность 0,25 ... 1,5 т, масса их 10 ... 112 кг, высота подъема до 2 м.

1, 6 - крюки, 2, 7- звездочки, 3, 8 - цепи, 4 - корпус с червячным приводом, 5 - шестерня.

Лебедки - механизмы для подъема и перемещения грузов с помощью каната, наматываемого на барабан. Лебедки бывают ручные и электрические.

Ручные лебедки бывают с приводом (см. схему ниже, поз. а) и рычажные.

Лебедка с ручным приводом имеет зубчатые передачи 2, с помощью которых от рукоятки 1 передается усилие на барабан 3. Канат наматывается на барабан и сматывается с него при вращении рукоятки 1. Произвольное опускание груза предотвращается храповым тормозом 4. Тяговое усилие лебедок 10 80 кН, канатоемкость 65 ... 300 м при диаметре каната 11 ... 21 мм. Масса 140 ... 1380 кг.

Рычажная лебедка (см. схему ниже, поз. б) состоит из корпуса с приводом 6 и каната, в нерабочем положении намотанного на катушку 5. Для перевода в рабочее положение канат разматывают с катушки. Крюк лебедки крепят к якорю, а крюк каната - к перемещаемому грузу. За одно колебательное движение рукоятки 1 канат протягивается через лебедку на 35 ... 36 мм. Тяговое усилие лебедки 7,5 ... 30 кН, масса 17 кг, диаметр каната 7,5 ... 16,5 мм.


Ручные: а - с приводом, б - рычажная, в - электрическая; 1 - рукоятка, 2 - зубчатая передача, 3 - барабан, 4 - храповой тормоз, 5 - канат, намотанный на катушку, 6 - корпус с приводом, 7 - редуктор, 8 - пульт управления, 9 - тормозное устройство, 10 - электродвигатель.

Электрическая лебедка (см. схему выше, поз. в) состоит из рамы, на которой укреплен барабан 3 для каната, приводимый во вращение электродвигателем 10 через редуктор 7. Лебедки для монтажных работ имеют жесткую связь между двигателем и редуктором. Подъем и спуск груза в таких лебедках происходят принудительно, за счет изменения направления вращения двигателя. Лебедкой управляют с пульта 8. Лебедки оборудованы электромагнитным тормозом 9 и имеют несколько скоростей подъема. Тяговое усилие лебедок 3,2 ... 75 кН, канатоемкость 60 и 300 м.

Перед работой монтажник обязан удостовериться в исправности лебедки. Особое внимание при осмотре уделяют состоянию тормозов. Правильность регулировки тормозов проверяют пробным опусканием груза на тормозах при включенном двигателе. При этом на барабане должно быть максимальное количество слоев каната.

Канат на барабане лебедки должен быть прочно закреплен и уложен правильными витками в каждом слое навивки. Для этого лебедку располагают так, чтобы канат подходил к барабану перпендикулярно. Реборды барабана должны возвышаться над верхним слоем каната не менее чем на два диаметра каната. При сматывании каната на барабане должно остаться не менее 1,5 витков.

Пусковые устройства лебедок должны находиться в запирающихся шкафах. В рабочем положении лебедку прочно прикрепляют к якорям. Конструкция якорей, их расположение на площадке строительства определяются проектом производства работ.

Якоря . К якорям крепят расчалки монтажных мачт, подъемников, а также полиспасты и лебедки. В качестве якорей используют конструкции или фундаменты существующих зданий и сооружений (если расчетом подтверждается возможность такого закрепления) или специально изготовленные наземные, полузаглубленные и заглубленные конструкции.

Наземные якоря делают из массивных железобетонных блоков, которые укладывают друг на друга штабелем и надежно скрепляют между собой. Полузаглубленные якоря имеют горизонтальную, заглубленную на 0,6 ... 0,7 м часть, за которую закрепляют канат, и сверху пригруз из бетонных блоков. Заглубленные якоря делают из монолитного железобетонного блока, расположенного горизонтально в траншее глубиной 2,5 ... 3,5 м, перпендикулярно направлению каната.

Монтажная мачта . Монтажная мачта (см. схему ниже, поз. а, б) представляет собой ствол 4, удерживаемый в вертикальном положении при помощи четырех (пяти) вант 6. Ванты крепятся к верхушке мачты и к якорям. Груз поднимают электролебедкой при помощи закрепляемого к оголовку мачты полиспаста 7. Для удобства работы мачту немного наклоняют в сторону поднимаемого элемента, для этого в основании мачты устраивают шарнир, а заднюю ванту оснащают полиспастом. Во избежание сдвига мачты ее низ крепят на шпальной клетке, бетонном основании или расчаливают.

В зависимости от нагрузок и высоты монтажные мачты выполняются в виде ствола сплошного сечения из стальных труб (см. схему ниже, поз. а), решетчатыми (см. схему ниже, поз. б) сквозного сечения из четырех поясных уголков, связанных раскосами, или стальных труб, усиленных продольными накладками из уголков. Трубчатые мачты имеют грузоподъемность 3 ... 20 т, высоту 8 ... 30 м, решетчатые - грузоподъемность 10 ... 20 т, высоту 40 ... 60 м.

Шевр . Шевр (см. схему ниже, поз. в) - А-образная жесткая рама 9 из труб или прокатных профилей, снабженная шарнирными опорами и прикрепленным к оголовку полиспастом 7. При работе шевр обычно наклоняется в одну сторону и удерживается в этом положении вантой 6, прикрепленной к якорю. Для изменения углов наклона шевра в задний вант включается полиспаст. Шевр обычно устанавливают на салазки, низ шевра расчаливают.

Шевры более устойчивы, чем мачты, легче перемещаются, для закрепления шевров требуется меньше вант и якорей.


Мачты (а, б) и шевр (в)

А - трубчатая, б - решетчатая; 1 - опорная пята. 2 - канат на лебедку, 3 - отводной блок, 4 - ствол. 5 - оголовок, 6 - ванты, 7 - полиспаст, 8 - расчалка, 9 - А-образная рама.

При производстве такелажных работ используется всевозможное грузоподъемное оборудование, благодаря которому процесс перемещения грузов идет значительно легче и быстрее. Приспособления и оборудование для проведения такелажных работ обеспечивают выполнение трудоемких и ресурсоемких стадий перемещения грузов.Также спецоборудование позволяет оградить такелажника от получения различного рода травм.

Такелажное оборудование и приспособления применяются как основной элемент при проведении погрузо-разгрузочных работ. Наша компания владеет оборудованием и приспособлениями, которые могут работать в помещениях, с успехом эксплуатироваться вне помещений, в том числе и при особо низких или высоких температурах.

Используемое нами оборудование

В своей работе профессионалы чаще всего пользуются ручными грузоподъемными механизмами, т.к. они более мобильны в работе и неприхотливы в обслуживании - это всевозможные тали, домкраты, лебедки, гидравлические тележки. Благодаря своей простоте ручные грузоподъемные механизмы просты в освоении, приобрести начальные навыки работы с ними может практически любой человек. Однако для того чтобы оборудование являлось действительно помощником, такелажник должен знать все нюансы работы со всем многообразием устройств. Наши мастера постоянно совершенствуют свои знания, проходят курсы повышения квалификации, тщательно изучая вновь появляющиеся на рынке образцы приспособлений и оборудования, используемого при проведении такелажных работ.

Сегодня производители представляют все новые и новые усовершенствованные модели, рассчитанные на применение в самых различных видах такелажных работ. Такелажники нашей компании отслеживают все новинки и, безусловно, лучшие экземпляры попадают в наш арсенал. Наша компания использует лучшие и самые надежные образцы импортного и отечественного грузоподъемного оборудования. Это позволяет нам профессионально выполнять поставленные задачи в четко означенные сроки.