04.03.2020

Как утеплить деревянный гараж. Утепляем гараж пенопластом самостоятельно. Современные материалы для теплоизоляционных мероприятий


Утепление гаража - это своеобразный залог долгой жизни вашей машины. Резкие скачки температуры приводят к возникновению конденсата, который нарушает антикоррозийную защиту металла и тем самым автомобилю наносит значительные повреждения. Чтобы достичь оптимальных показателей, необходимо всего лишь выполнить утепление гаража и побеспокоиться об его обогреве. Сегодня мы поговорим о материалах и вариантах утепления гаража и о том, как утеплить гараж своими руками.

Необходимость утепления стен гаража

Стены гаража, как правило, делают относительно тонкими: при использовании шлакоблока - около 200 миллиметров, для кирпичных стен - 250 миллиметров, а иногда и 120 миллиметров. Конечно же, такая стена не сможет стать серьезной защитой от холодного воздуха. А отопление металлического гаража вообще лишено всякого смысла. Как не топи, при сильном морозе разве что на стене конденсат появиться, и то, при использовании очень мощного обогревателя.

Вопрос необходимости утепления гаража обсуждению не подлежит. Однако здесь нужно не переусердствовать. Многие автовладельцы считают, что зимой внутри укрытия для автомобиля следует поддерживать температуру на уровне близко двадцати градусов выше нуля, ведь именно такие показатели принято соблюдать в жилых домах. Однако то, что будет комфортно для водителя, на состоянии машины может сказаться пагубно.

Запомните, что высокая температура для железных агрегатов совсем не полезна! Автомобиль, попадая с мороза в теплоту, быстро покрывается конденсатом, и подобная влага постепенно будет приводить к разрушению кузова машины и появлению ржавчины. Поэтому бездумное утепление гаража не только не принесет пользы автомобилю, а только большой вред.

Нужно утеплять помещение так, чтобы машина хранилась при положительных значениях температуры, и при этом разница температуры в гараже и за окнами была минимальной. Оптимальной атмосферой для сохранности машины считается плюс пять градусов. Такая температура будет комфортной для автомобиля. А если водителю холодно, то можно иногда и обогревателем воспользоваться.

Планируя утепление стен в гараже, автолюбители совершают и другую ошибку. Они заделывают все без исключения отверстия, через которые способен просачиваться холодный воздух. Зачастую в рамках такого утепления закупоривают и вентиляционные отверстия, которые перекрывать категорически нельзя.

В помещении гаража будут постоянно скапливаться продукты сгорания машинного топлива. Угарные газы для человека являются опасными. Поэтому важно предусмотреть вентиляцию или вытяжку, чтобы вредные соединения смогли покидать помещение. Без вентиляции также вы не сможете избавиться от излишней влажности. А зимой на днище и колесах автомобиля скапливается много льда и снега, которые быстро тают.

Еще одним важным показателем является тепловая инерция, определяющая скорость, с которой изменяется с течением времени температура поверхности конструкции. Утепление гаража желательно обустраивать так, чтобы тепловая инерция ограждающей конструкции увеличивалась снаружи внутрь, а теплопроводность теплоизоляционных материалов, которые составляют эту конструкцию, наоборот уменьшалась. Утеплитель при такой схеме «не пустит» внутрь укрытия зимой холодный воздух, а летом - жару.

При утеплении стен гаража возникает вопрос - утеплять изнутри или снаружи. Многие вам изначально ответят, что крепить теплоизоляционный материал нужно снаружи, так как изнутри он забирает определенное пространство. Однако выбор не должен ограничиваться одним пространством. Существуют еще несколько доводов, говорящих в пользу наружного утепления.

Всегда существуют риски промерзания стен в зимнее время при внутренней теплоизоляции. Какой бы дорогой утеплитель вы ни купили, он все равно в помещение будет выделять вредные испарения. Поэтому лучше крепить утеплитель снаружи. Ну а если вы решили сделать утепление подвала и гаража изнутри, то не покупайте дешевые теплоизоляционные материалы и обязательно предусмотрите хорошую принудительную вентиляцию.

Материалы для утепления стен гаража

На рынке теплоизоляционных материалов представлено множество вариантов, которые подходят для утепления гаража - начиная традиционными и всем известными и заканчивая ультрасовременными. Давайте рассмотрим основные из них.

Минеральная вата

Минвата помогает качественно утеплить стены гаража, не нарушая при этом естественного «дыхания» внутри помещения. Для проведения внешнего утепления минеральной ватой принято использовать жесткие маты, которые имеют плотность 200-240 килограмм на кубический метр, а для внутренней теплоизоляции - мягкие и полужесткие маты плотностью близко 120-180 килограмм на кубический метр.

Наилучшей считается базальтовая минеральная вата, которая демонстрирует рекордные показатели теплопроводности и звукопоглощения. Однако помните, что для утепления минеральной ватой изнутри теплоизоляционный материал следует защищать пароизоляцией, чтобы утеплитель из окружающей среды не набрал влаги и не потерял впоследствии свои способности.

Стекловата

Стекловата стоит дешевле, нежели минвата, примерно на 20-25%. Однако с ней работать необходимо только в специальных рукавицах, потому что волокна очень колкие и жесткие, и можно поранить руки и глаза. К тому же если на материал во время монтажа попала вода, то вы его можете спокойно выбросить, поскольку высушить не получится уже.

Волокна после намокания становятся тяжелыми и комкаются, теряя навсегда свои теплоизоляционные качества и выделяя постоянно неприятный запах. Поэтому утеплительный пирог из стекловаты придется полностью изолировать фольгой или пленками.

Пенопласт

Данный полимерный теплоизолятор является излюбленным теплоизоляционным материалом, который используется при утеплении гаража своими руками, так как удобен и прост в монтаже, имеет небольшой вес, поддается обработке обыкновенной ножовкой, не боится влаги, не гниет и доступен по цене. Наиболее востребованным видом пенопласта является пенополистирол, потому что он паро- и водонепроницаемый, а срок его полезной срок доходит до 40 лет.

Однако у пенопласта имеются и свои недостатки - он не способен пропускать воздух и считается горючим материалом, поэтому рекомендуется выбирать самозатухающий ПСБ-С, который гаснет после нейтрализации источника огня в течение 4-х секунд. И, независимо от того, что ему не страшна ни химия, ни вода, он все-таки боится солнца - пенопласт под его воздействием желтеет и крошится.

Отражающая теплоизоляция

Отражающая теплоизоляция является последней разработкой в среде энергосбережения. Она изготавливается в виде рулонного материала, который покрыт с одной стороны слоем вспененного пенополиуретана, а с другой - отполированной фольгой. Этот вид утепления признан лучшим решением для проведения внутреннего утепления гаража с позиции экономии полезной площади. Толщина утеплителя минимальна - 2-5 миллиметра.

Это позволяет создать еще и облицовочный слой, в отличие от использования традиционных теплоизоляционных материалов, минимальная толщина которых 50 миллиметров. С добавлением внутренних, облицовочных и декоративных слоев набегает к общей суме минус 10-15 сантиметров. Однако вас разочарует то, что ультратонкая отражающая теплоизоляция играет роль «зеркала» для отражения инфракрасного излучения теплоты. Она малоэффективна при его конвекции и индукции, которые являются основными виновниками наибольших теплопотерь.

«Теплая» штукатурка

Это штукатурка необычного состава, которая в себе содержит специальные наполнители, такие как вспученный вермикулит, опилки и «шарики» пенополистирола, которые и придают ей теплоизоляционные свойства. Однако чтобы получить действительно серьезный теплый эффект, нужно наносить на стены гаража очень толстый и тяжелый слой штукатурки, поэтому её стоит комбинировать с прочими видами утеплителей, как показано на фото утепления гаража.

Теплоизоляционная краска

Тем автовладельцам, которые ценят не только комфорт, но и привлекательный внешний вид, подходят жидкие теплоизоляторы, изготовленные из акриловых полимеров с добавлением в них синтетического каучука и органических пигментов. На вид такое вещество напоминает обычную краску, которой присущи поразительные теплоизоляционные свойства: слой теплоизоляционной краски в 1 миллиметр заменяет 50 миллиметров минваты.

Теплоизоляционные краски демонстрируют хорошую адгезию с металлом, пластиком и деревом. Поэтому теплые краски считаются идеальным решением для утепления гаража из бруса, потому что теплоизолятор способен создавать паропроницаемое покрытие и позволяет стене «дышать», исключая переувлажнение внутренней части конструкции и защищая гараж от разрушительного воздействия влаги. Технология нанесения такого теплоизолятора максимально упрощена.

Утепление гаражных стен снаружи

Начнем утепление гаража со стен. Для утепления кирпичных стен отлично подходит по соотношению качество/цена пенопласт. Единственно, в местах, где возможно действие высоких температур (оборудование или отопительные печи), вместо легкоплавкого пластика следует применять минераловатные плиты.

При наружном утеплении стен гаража пенопластом вы можете избежать контакта разности температуры в зимнее время, что приводит к возникновению влажности на месте стыка утеплителя с поверхностью. Поэтому для устранения данного эффекта при утеплении стен пенопластом нужно обустроить в помещении принудительную вентиляцию, обеспечив ее беспрерывную работу.

Для начала стоит подготовить поверхность к креплению пенопласта. Стены следует предварительно очистить от грязи, старой штукатурки, масляных пятен и пыли, а глубокие трещины и сколы замазать штукатуркой. Чтобы утепление гаража в будущем не принесло никаких проблем, основание должно быть прочным и чистым. Поверхность стен также желательно грунтовать для повышения адгезии с клеем.

Для утепления укрытия рекомендуется использовать пенопласт, что имеет 25-ую прочность и толщину 5 сантиметров. Раствор на лист можно наносить методом «клякс», затем плотно прижимать к стене. Однако точечное нанесение от рабочего требует определенной сноровки. Поэтому следует применить «плитный» метод нанесения клея, чтобы исключить возникновение мельчайших зазоров между поверхностью и плитой. В этом случае раствор на пенопласт наносят с помощью зубчатого шпателя.

Листы пенопласта при утеплении кирпичного гаража следует укладывать в шахматном порядке, хорошенько прижимая их между собой. Стену покрывают листами пенопласта снизу вверх. Необходимо уложить первый ряд на начальную планку, прикрепленную к поверхности дюбелями. После засыхания клея каждый элемент кладки принято дополнительно закреплять тремя пластиковыми дюбелями.

Пенопласт по своей природе характеризуется невысокой прочностью. А структура утеплителей, что изготовлены на основе разного рода волокон, делает их к тому же подверженными насыщению водой, что существенно снижает теплозащитные свойства теплоизоляционного материала. Все это требует создания дополнительной защиты тепловой «брони».

Защиту утеплителя целесообразно сделать с помощью слоя штукатурки, армированной для прочности стекловолоконной сеткой. Для монтажа сетчатого полотнища поверхность пенопласта нужно покрыть клеем в 3-5 миллиметров. После этого сетка вдавливается полосами и внахлест в клеящееся вещество и накрывается полностью клеем. С целью оштукатуривания применяют декоративную фасадную штукатурку.

После этого поверхность грунтуют для «консервирования» пористой поверхности и покрывают в несколько слоев фасадной краской. Для наружной защиты также подходит сайдинг и прочие облицовочные материалы - влагостойкие ЦСП и ГКЛ, гипсоволокнистые листы, различные пластики. Если вы отдали предпочтение листовым материалам, то помните, что их крепление нужно выполнять с помощью каркаса.

Утепление стен гаража изнутри

Утепление стен гаража изнутри используется редко, но если вы выбрали именно эту методику теплоизоляции стен, то её следует проводить в таком порядке. На первом этапе следует подготовить поверхность, очистив стену. С помощью гипсокартона нужно изготовить фальш-перегородку, в её каркас вы и будете вкладывать теплоизолятор.

Для создания такого каркаса применяют стандартные направляющие UD и пристенные CD профили. Стойки UD крепят дюбелями к потолку и полу с шагом 25-30 сантиметров. Затем устанавливают профили CD через каждые 60 сантиметров при помощи специальных подвес, что вмонтированы в стене с шагом 30 сантиметров, к которым нужно будет прикрепить гипсокартон - последний облицовочный слой.

Также вы можете использовать для обшивки стен гаража не только гипсокартон, но и асбестоволокно. Последний вариант предпочтительнее, так как такие листы обладают повышенной огнестойкостью, по сравнению с гипсокартоном. Однако асбестоволокно более хрупкое, поэтому нужно делать шаг у каркаса чаще. В промежутки между стеной и обшивкой закладывайте выбранный утеплитель.

Обычно для внутреннего утепления стен гаража используют ватные утеплители, так как с пенопластом будет больше мороки. В середину перегородок нужно вставить минеральную или стекловату, прикрепляя ее к поверхности специальными гаками. Затем поверх профилей необходимо уложить пароизоляцию. Для этого лучше взять мембрану, которую следует укладывать встык к ватному утеплителю.

С внешней стороны рекомендуется «коробку» гаража оштукатурить «теплой» штукатуркой или покрыть краской-теплоизолятором. Так точку росы вы сможете сдвинуть на внешнюю сторону стен, что защитит их от будущего увлажнения и промерзания. Также необходимо обязательно обустроить принудительную вентиляцию, рассчитанную на интенсивный уровень воздухообмена.

Действенным методом утепления железного гаража изнутри является нанесение жидкой теплоизоляции - вспененного полиуретана или жидкой краски-утеплители. Например, можно купить изолат, краску-термос и другие. Жидкий пенопласт представляет собой пенообразную массу, которую изготавливают прямо на строительном объекте посредством использования спецоборудования - пеногенераторов. Такая пена при нанесении на стены гаража превращается в твердую корку, которая обладает отличной адгезией.

Самым простым и недорогим способом утепления стен железного гаража считается крепление плит пенопласта на клей. Главное при этом хорошо очистить и обезжирить металлическую поверхность, чтобы листы теплоизоляционного материала приклеивались и держались надежно. Щели, что остались между листами, тщательно задувают монтажной пеной. Поверхность утеплителя после этого можно покрасить. Однако помните, что указанные материалы являются сильно горючими и при возгорании в воздух выделяют много токсичных веществ.

Утепление гаражных ворот

При утеплении стен гаража обратите внимание на ворота, ведь они большие, и через них укрытие теряет много теплоты. Если ворота не утеплить, нагреть гараж будет достаточно сложно. Для начала стоит проделать в одной створке небольшую дверь, чтобы каждый раз не открывать огромные ворота. Рядом с воротами вы можете повесить завесу из пластика или плотной ткани, которая способна часть тепла удерживать в помещении.

Лучше для этого взять прозрачный пластик, чтобы водитель мог при выезде из гаража видеть, куда едет. Рекомендуется использовать толстую (минимум 0,8 миллиметра) полиэтиленовую пленку. Нарежьте материал полосами такой длины, чтобы они при закреплении над воротным проемом изнутри не доходили на сантиметр до пола. Ширина полос должна составлять близко 20-30 сантиметров.

Излишне узкие полосы способны цепляться за выступающие части автомобиля, к примеру, за наружные зеркала, широкие - будет неудобными. Прикрепите полосы с помощью степлера на деревянной рейке так, чтобы одна полоса с другой перехлестывалась на 1,5-2 сантиметра, или немногим больше. Полосы должны под собственной тяжестью висеть ровно, а при отклонении - быстро возвращаться на свое место.

Полотнища гаражных ворот лучше всего изолировать пенопластом. Утепление, как уже говорилось, желательно осуществлять снаружи, но для ворот это будет проблематично сделать. С внутренней стороны необходимо прикрепить обрешетку, затем заполнить с помощью пенопласта все промежутки в ней. Чтобы исключить поступление в помещение низкотемпературных масс воздуха через зазоры, которые образуются в примыкании ворот, следует обработать клейкой лентой.

Чтобы устранить сквозняки, вы можете применять резиновые уплотнители. Так как утепление изнутри гаражных ворот вызывает образование конденсата в местах касания металла и утеплителя, полотна необходимо покрыть антикоррозионной защитой. Сделав гидроизоляцию ворот, нужно прикрепить к ним каркас, который будет выступать основой для обшивки.

При этом загрунтуйте детали каркаса, чтобы защитить от коробления и грибка, для чего подходит разогретая олифа, и зачистите слой пенопласта, закрыв его прочным материалом. Обшивку рекомендуется выполнить тонкой доской или ОСП. Использовать влагостойкие материалы, к примеру, ГКЛ, не рекомендуется.

Утепление крыши гаража

Если гараж возведен отдельно от дома, вам придется утеплять все его конструкции, а не только стены, в том числе и крышу. Ведь нагретый воздух легче холодного и поднимается вверх, проникая сквозь строительные конструкции и растапливая снег на крыше. Методика крепления листов пенопласта зависит от конструкции перекрытия. Если кровля выполнена из досок, то стоит материал «прихватить» дюбелями «зонтик» или обыкновенными гвоздями, а потом закрыть листовыми материалами, прикрепив их длинными шурупами к дощатой основе.

Если гараж перекрыт бетонной плитой, для утепления изнутри бетонного гаража, а точнее его крыши, понадобится каркас, который крепят к плитам при помощи металлических уголков и саморезов, которые завинчиваются в пластиковые дюбеля. Пенопласт нужно проложить по каркасу, закрепляя его при помощи скотча, а затем прижимая обшивкой, которая крепится к каркасу.

Пенопласт влагу не пропускает, поэтому выполнять его паро- и гидроизоляцию нет смысла. А вот при применении волоконного утеплителя требуются дополнительные меры, связанные с защитой от влаги. Со стороны крыши нужно уложить гидроизоляцию, а со стороны гаража - пароизоляцию, которая препятствует проникновению находящейся в виде пара влаги.

При желании можно выполнить дополнительную антисептическую и декоративную обработку: окрасить штукатурку известковыми, меловыми или водоэмульсионными составами, ЦСП и ГКЛ покрыть масляными или акриловыми красками, предварительно заделав швы с помощью шпаклевки.

Утепление потолка в укрытии для автомобиля можно сделать и по другой схеме. Создайте для этого и утеплите перекрытие так, чтобы в гараже появился чердак. Пол чердачного помещения крепят на деревянных балках. На досках создают обрешетку для плит утеплителя, затем укладывают теплоизоляционный материал. В заключение располагаются доски поверх конструкции, чтобы вы могли по чердаку передвигаться.

Утеплять пол в гараже обязательно не всегда. Часто устраивают под гаражом подвальное помещение для хранения консервации и овощей. Если погреба нет, то необходимо изолировать помещение от промерзлого и влажного грунта. Для этого следует углубить пол на 30 сантиметров, выровнять, затем засыпать щебнем на 10 сантиметров, сверху обустроить песчаную подушку в 5 сантиметров, утрамбовать, залить горячим битумом и изготовить бетонную стяжку, что укреплена железной сеткой.

При утеплении помещения, которое отапливается лишь время от времени с помощью , есть смысл прокладывать теплоизоляционные материалы изнутри. В таком случае протопить гараж будет проще: ведь теплоизоляция прогревается гораздо быстрей, чем плотные стены. Однако в таком случае точка росы сместится внутрь помещения, и в нем быстро образуется конденсат, поэтому следует обязательно предусмотреть в гараже надежную систему вентиляции.

Выбор теплоизоляционного материала

Чаще всего для утепления гаража используют пенопласт . Этот легкий материал стоит недорого, не боится влаги, его легко резать и монтировать. Однако срок его службы не слишком невелик – 15-20 лет. Имеет пенопласт и достаточно высокую степень водопоглощения (до 7%). Для отделки стен гаража следует подбирать материал марки ПСБ-С (самозатухающий) . Цифры в маркировке (15, 25, 35 и 50) указывают плотность пенопласта. Для оклеивания внутренних стен подсобного помещения достаточно взять материал с плотностью 15-25 кг/м³.

Если выбирать теплоизолятор по отношению цена-качество, лучше приобрести экструдированный пенополистирол . По сути, он является разновидностью пенопласта, и их составы практически идентичны. Однако в процессе экструзии этот материал приобретает большую прочность. Он имеет и меньшую степень влагопоглощения и больший срок службы. Негорючий или малогорючий материалы имеют маркировку НГ и Г1 .

Гранулы пенопласта и строение экструдированного пенополистирола

Важно! Минеральная вата очень быстро впитывает влагу и в условиях повышенной влажности будет просто рассадником для грибка и плесени, поэтому для утепления гаража ее лучше не использовать или предусмотреть для нее идеальную гидроизоляцию из фольги или пленки.


Плесень в минвате

Совет. Если в гараже предусмотрен погреб для хранения урожая, не только в пенопласте, но практически в любом теплоизоляционном материале (кроме, пожалуй, эковаты и пенобетона) очень быстро поселятся мыши и крысы, и часть его будет использована ими для строительства гнезд. В экструдированном пенополистироле грызуны гнезд не заводят, однако прогрызть его могут легко. Поэтому, если в округе расплодились грызуны, следует искать способы борьбы с ними.

Монтаж пенопласта и экструдированного пенополистирола. Основные этапы

Монтаж пенополистирола и пенопласта идентичен. Для утепления стен подбираются листы пенопласта толщиной 35-50 мм или экструдированного пенополистирола 20-40 мм. Они приклеиваются в один слой.

1. Со стен удаляется старая отделка: краска, осыпающаяся штукатура и пр. Поверхность тщательно зачищается от грязи и пыли.
2. Для того, чтобы во влажном помещении под слоем теплоизоляции не образовывалась плесень и грибок, стену и обрешетку из дерева желательно покрыть любым анигрибковым составом или грунтовкой с антисептиком .


Обработка стен антигрибковым составом

3. Для увеличения сцепления стены с материалом ее грунтуют . Если подобрать грунтовку с антисептиком, покрывать поверхность антигрибковым составом уже будет не нужно.
4. Клеевые составы на основе ацетона, эфиров и прочих агрессивных веществ способны растворять пенопласт и пенополистирол . Поэтому следует выбирать клеи, в состав которых входят пластификаторы, композиционные смеси или битум. Клеить эти материалы можно и с помощью недорогих составов на основе цемента.
5. Эструдированный пенополистирол имеет более гладкую поверхность, поэтому для увеличения сцепления со стеной его можно обработать игольчатым валиком или железной щеткой .
6. Чтобы листы не съезжали вниз, начинать их наклейку следует снизу и постепенно продвигаться вверх. Для опоры по низу стен устанавливается цокольный профиль .


Стартовый профиль крепится по низу стены

7. Для придания обшивке прочности укладку производят в шахматном порядке , закрывая вертикальные стыки предыдущего ряда.
8. Клеевой состав наносится шпателем по всей поверхности или более толстым слоем только по краям и в центре листа.


Нанесение клея

9. Для дополнительной фиксации применяются дюбели с пластмассовой широкой шляпкой («зонтиками») , которые не повреждают эти мягкие материалы. Крепление производится по углам и в центре листа.

10. Для удаления мостиков холода стыки между листами желательно заделать пеной.


Заделка швов пеной

Совет. Если между стеной и утеплителем, а также между утеплителем и обшивкой оставить небольшой воздушный зазор, проблема удаления конденсата будет решена. Для этого теплоизолятор и обшивку крепят на деревянную или металлическую обрешетку. Пенопласт или пенополистирол крепится к обрешетке с помощью жидких гвоздей. Для фиксации металлического профиля используют специальные соединители.


Воздушный зазор


Для предохранения от конденсата крепить пенопласт или пенополистирол лучше на обрешетку

Гипсокартон во влажных помещениях использовать не рекомендуется. Для отделки стен гаража лучше использовать вагонку или ДВП. Так как пенопласт и пенопропилен имеют недостаточную прочность, их оштукатуривание производят только вне помещений.

Важно! Оставлять пенополистирол без отделки не следует: под действием ультрафиолетовых лучей он, так же, как и пенопласт, быстро разрушается и теряет теплоизоляционные свойства.

Сохранение тепла - обязательное условие для любого помещения, которое будет эксплуатироваться в зимнее время года. Это особенно актуально для гаражных строений, которые открыты «всем ветрам» и, в большинстве своём, не приспособлены для установки центрального отопления. Адаптация гаража к зимним условиям осуществляется посредством внутреннего или наружного утепления стен, которое позволяет сохранить внутри помещения плюсовую температуру даже в сильные морозы.

Где утеплить: внутри или снаружи?

Чтобы сохранить тепло внутри гаража, необходимо создать экран из утеплительного материала, который не будет пропускать холод извне и сохранит внутреннее тепло. Теплоизоляционный слой может быть расположен как снаружи здания, так и внутри - принцип сохранения тепла в обоих случаях одинаковый, однако, каждый из вариантов имеет свои нюансы, которые следует учитывать. Наружная теплоизоляция является более эффективной, так как не даёт холоду добраться до стен и не затрагивает внутреннюю часть гаража. Но при этом этот способ утепления более дорогостоящий и трудоёмкий - создание маскирующего фасада, который будет скрывать утеплитель, обойдётся недешево.

Внутреннее утепление уменьшает внутреннюю площадь гаража на толщину утеплительного материала, но при этом обходится в несколько раз дешевле и не требует особых навыков для самостоятельного монтажа. Если вашей основной целью является непосредственно подготовка гаража к холодам и вы не планируете крупномасштабных строительных работ, то этот способ утепления будет оптимальным решением.

Выбор материала

В качестве утеплителя может применяться практически любой материал с пористой или волокнистой структурой - минеральная вата, пенопласт, пенополистирол, органический утеплитель и т.д. В целом, для утепления гаража уместно применение любого из вышеперечисленных наименований, если руководствоваться принципом «хуже не станет». Однако, если у вас есть возможность выбора, то лучше ознакомиться со всеми достоинствами и недостатками различных видов утеплителя, чтобы выбрать наиболее подходящее для конкретной ситуации наименование.

Пенопласт - универсальный утеплитель для гаража

  • Пенопласт. Пенопластовые плиты отличаются низкой стоимостью - это самый дешёвый утеплительный материал на отечественном рынке. Из плюсов этого материала выделяются незначительная масса, влагостойкость и лёгкость обработки. К явным минусам относится высокая пожароопасность и непрочная структура.
  • Пенополистирол. Обладает всеми техническими достоинствами пенопласта, но при этом является менее горючим и более прочным материалом. Цена утеплителя несколько выше пенопластового аналога, но при этом не выходит за допустимые пределы.
  • Минеральная, базальтовая вата. Более совершенный аналог популярной в советском союзе стекловаты. Абсолютно не горючий материал. Критическим минусом минеральной ваты является волокнистая структура, которая поглощает воду как губка - при повышенной влажности утеплитель промокает, теряя теплоизоляционные свойства и способствуя развитию грибка.
  • Органический утеплитель. Аналог минеральной ваты на органической основе (лён, хлопок и т.д.) – экологически чистый материал естественного происхождения. В отличие от минеральной ваты, органический утеплитель горюч.

Минеральная вата популярна, но не надёжна в сырость

Наиболее подходящим материалом для утепления гаража, независимо от материала из которого он изготовлен, является утеплитель на основе пенопласта или пенополистирола, ввиду удобства монтажа, влагостойкости и приемлемой цены. Волокнистые утеплители менее предпочтительны из-за своей структуры, так как в неотапливаемом помещении далеко не всегда удаётся поддерживать оптимальный уровень влажности. Однако это не значит, что использование ватных материалов категорически не рекомендуется - их применение также уместно, хотя и не так предпочтительно.

Важно! Если в гараже присутствует печь, обогреватель или другие источники тепла, то зону их расположения необходимо утеплять посредством минеральной ваты, чтобы предотвратить возгорание и выделение токсинов, вследствие чрезмерного нагревания.

Расчёт материала

Расчёт материала осуществляется посредством вычисления квадратуры утепляемого участка - длина стены умножается на её высоту. Таким образом, вы получите количество квадратных метров, которое необходимо утеплить. Толщина утеплителя прямо пропорциональна его теплоизоляционным данным.

Так как слой теплоизоляция нуждается во внешней оболочке, помимо утеплителя также необходимо приобрести расходный материал для сборки и обшивки каркаса. Для формирования каркаса лучше использовать металлические профили, которые не боятся влаги и достаточно легко монтируются . Расчёт метража несущего профиля осуществляется с учётом того, что расстояние между несущими элементами каркаса не должно превышать 50−60 см. Также необходимо учитывать наличие промежуточных креплений. Метраж направляющих равен периметру помещения, умноженному на 2.

Для обшивки каркаса лучше всего использовать влагостойкий гипсокартон, в состав которого входит влагоотталкивающая пропитка и антигрибковые добавки - недорогой, пожаростойкий и лёгкий в обработке материал. Расчёт необходимого количества листов осуществляется так же, как и в случае с утеплительным материалом.

Важно! Ориентируясь на полученные данные, следует помнить о возможных непредвиденных ситуациях и приобретать материал с небольшим запасом, который в среднем составляет порядка 10−15% от начального количества.

Утепление стен в гараже изнутри

Монтаж каркаса

Монтаж каркаса, необходим для последующей установки декоративной обшивки, которая скроет утеплитель от посторонних глаз. В процессе установки вам понадобятся следующие инструменты:

  • Перфораторная дрель;
  • Шуруповёрт;
  • Ножницы по металлу;
  • Уровень;

Готовый каркас для гипсокартона

Все крепления в стене предварительно бурят перфораторной дрелью, затем в отверстия вставляются дюбель-саморезы, которые закручиваются шуруповёртом. Металлический профиль легко режется ножницами по металлу, практически в любом положении. Каркас в гараже собирается следующим образом:

  • В первую очередь, на потолок и пол монтируются направляющие, в которые будет вставляться несущий профиль. Они должны располагаться параллельно друг другу - сначала монтируется направляющая на потолке, а затем, посредством уровня или отвеса, подгоняется направляющая на полу. Отступ от стены должен позволять разместить утеплитель так, чтобы он не «толкал» обшивку. Между основанием и направляющей обязательно должна располагаться уплотнительная лента, которая поглотит мелкие неровности и создаст более плотное соединение.

Важно! При креплении профиля, необходимо учитывать перепады поверхности - его не должно «повести» от чрезмерно изгиба. Глубокие перепады, особенно если в них забивается дюбель, необходимо сглаживать подставками, а выпирающие части - удалять.

  • Перед установкой несущих профилей на стену монтируются поддерживающие скобы-подвесы, которые придают жёсткость всей конструкции. Скоба представляет собой металлическую пластину с перфорированными краями - середина монтируется к стене, а края загибаются для формирования «П» образной фигуры, в которую будет вставляться несущий профиль. Подвесы располагаются по строго вертикальной линии, которую вымеряют посредством отвеса или уровня. Шаг между вертикальными линиями может составлять 60, 40 или 30 см - чем больше будет шаг, тем слабее будет конструкция.

Важно! При необходимости, вы можете выбрать шаг между направляющими произвольно, в пределах упомянутых значений, однако, в этом случае вам придётся постоянно подгонять листы гипсокартона, так как их стандартная ширина составляет 140 см.

  • По подвесам, в направляющие вставляются несущие профиля. Фиксация в направляющих и подвесах осуществляется посредством шуруповёрта и мелких шурупов по металлу. Общую плоскость подгоняют посредством правила, или по натянутой между крайним профилями леске.
  • Между несущими, с аналогичным шагом, устанавливаются поперечные элементы каркаса, которые изготавливаются из профиля - они необходимы для укрепления конструкции. В качестве соединения-фиксатора можно использовать одноуровневые соединители «краб» либо просто обрезать бока профиля, сформировав язычок, который крепится непосредственно на поверхность несущего профиля.

Крепление профиля к подвесу

Гидроизоляция

Волокнистый утеплитель очень чувствителен к влажности - без гидроизоляции в этом случае не обойтись. Чтобы избежать промокания ваты, необходимо создать герметичный, водонепроницаемый слой между стеной и утеплителем. Для этой цели используется мембранная плёнка или любой другой гибкий водонепроницаемый материал. После того как каркас будет полностью собран, его обтягивают гидроизоляционным материалом. Не следует натягивать плёнку, она должна лежать свободно, крепление к профилю осуществляется посредством скоб. Главное, создать герметичный барьер для конденсата - нахлест между краями полос должен составлять не менее 10 см. Место соединения проклеивается скотчем.

Задумываясь о необходимости гидроизоляции, не следует забывать, что её основной функцией является защита утеплителя от незначительного количества влаги, которая может просочиться снаружи. Она является страховкой от непредвиденных ситуаций, а не панацеей - если в гараже наблюдается повышенная влажность со стороны стен, необходимо проведение комплексных работ по наружной гидроизоляции. Внутренняя гидроизоляция в этом случае будет временным и недолговечным решением проблемы.

Установка утеплителя

Утепление стен пенопластом

Перед тем как приступать к утеплению, стены необходимо очистить от сильно выступающих элементов: арматур, металлического крепежа и т.д. Если в стене имеются сквозные щели, то их необходимо замазать бетонным или штукатурным раствором (песок 1:2 цемент исходя из массы компонентов), чтобы удалить сквозняки.

Процесс монтажа утеплителя во многом зависит от структуры материала - пенопласт и пенополистирол с блочным форм-фактором могут монтироваться посредством клея, в то время как минеральная вата фиксируется только при помощи дюбель-саморезов. Утепление стен пенопластом или пенополистиролом осуществляется в следующем порядке:

  • Стены очищаются от пыли и грунтуются специальным составом, для улучшения адгезии (степени «прилипаемости»). После того как грунтовка полностью высохнет, можно приступать непосредственно к монтажу утеплителя.
  • Утеплитель монтируется снизу вверх, листы необходимо вырезать точно под проём между несущими профилями. Клеевой состав наносится на поверхность утеплителя посредством калибровочного шпателя, после чего блок прижимается к стене. Так как материал очень лёгкий, нет необходимости дополнительно прижимать или фиксировать блок до момента полной полимеризации клея.
  • После того как клей схватится, блоки можно дополнительно зафиксировать посредством дюбель-саморезов с широкими пластиковыми шляпками либо болтами, если гараж собран из листового железа.

Монтаж минеральной ваты или её разновидностей осуществляется посредством дюбель-саморезов с широкими пластиковыми шляпками, которые фиксируют блок в пяти местах - по углам и в центре. Процесс утепления осуществляется следующим образом:

  • Перед монтажом, в нижней части стены, необходимо установить профиль или рейку, чтобы вата не касалась пола и не впитывала влагу.
  • Утеплитель нарезается так, чтобы ширина полос превышала ширину проёма между несущими профилями на 1 − 2 см.
  • Маты забиваются в проёмы между профилями, не должно оставаться щелей или пустот. Утеплитель фиксируется дюбель-саморезами с пластиковыми шляпками или болтами, если гараж из листового железа.

В этом случае подразумевается конструкция, в которой профиль плотно или очень близко прижат к стене. Если расстояние между профилем и стеной достаточно большое, то формируется цельное теплоизоляционное покрытие, в котором вырезаются выемки для крепежа каркаса.

Обшивка готового каркаса гипсокартоном

Крепление листов гипсокартона осуществляется посредством саморезов длиною 25 мм. Листы должны располагаться таким образом, чтобы край приходился точно на середину несущего профиля . Расстояние между саморезами не должно превышать 20 см, при этом шляпки необходимо топить в поверхность примерно на 1 мм. В первую очередь монтируются целые листы, затем вставки. Резка гипсокартона осуществляется при помощи канцелярского ножа - лист глубоко обрезается с одной стороны, а затем просто ломается в противоположную от среза сторону.

Видео по теме

Утепление ворот своими руками

Утепление ворот пенопластом

Железные ворота гаража впускают не только ваш автомобиль, но и холод снаружи - металл мгновенно промерзает и никак не защищает от мороза. Для утепления ворот с внутренней стороны необходимо собрать каркас для обшивки. В качестве материала удобнее всего использовать дерево - из бруса собирается рамка, усиленная промежуточными вставками. Брус крепится к воротам посредством саморезов по металлу.

Сборка деревянного каркаса

Листы утеплителя желательно приклеивать к поверхности ворот, чтобы избежать появления конденсата на поверхности металла. В связи с данным обстоятельством, использование пенопласта или пенополистирола является более предпочтительным. После монтажа утеплителя, каркас обшивается фанерой, жестью и т.д. В том случае, если профиль ворот подразумевает наличие внутренней полости, достаточной для монтажа утеплителя, то можно обойтись без установки каркаса. Так как листовой утеплитель обладает незначительным весом, при желании, можно просто приклеить листы к воротам без сборки каркаса и обшивки. В этом случае, придётся быть более аккуратным при эксплуатации ворот, так как незащищенную теплоизоляцию будет достаточно легко повредить неосторожным действием.

Очередь потолка

Укладка утеплителя на потолок гаража

Неутепленный потолок является самой большой брешью в теплоизоляции помещения. В отличие от стен, потолок целесообразней утеплять со стороны чердака - утепление будет более эффективным и нет необходимости формировать декоративную обшивку, которая «съедает» полезное пространство и финансы. В качестве утеплителя лучше применять пенопласт или пенополистирол, хотя минеральная вата в этом случае также будет вполне уместна.

Наружное утепление гаража не отличается особой сложностью – на поверхность чердака стелится гидроизоляция и листы утеплителя просто укладываются без щелей и пустот. Толщина утеплительного материала должна быть не менее 10 см. В этом случае важно создать плотный теплоизоляционный слой, без так называемых мостиков холода – для заполнения швов или труднодоступных мест применяется монтажная пена.

Пол

Керамзит для утепления пола в гараже

Если пол сформирован из монолитного бетона, он также усиленно «высасывает» тепло из помещения. Единственным рациональным решением, в этом случае, является засыпка теплоизоляционного материала (керамзита) и формирования новой бетонной стяжки. Альтернативные методы утепления в этом случае неуместны, так как покрытие должно выдержать вес автомобиля. В идеале, теплоизоляция пола должна осуществляться в момент возведения здания, так как в любом другом случае придётся либо ломать старое покрытие, либо формировать теплоизоляцию поверх него, что подразумевает подъем пола на 15 - 20 см.

Если гараж уже построен, то придётся исходить из уже имеющихся обстоятельств - оптимальным вариантом будет полностью разбить бетонную стяжку, чтобы освободить достаточно места для утеплительной засыпки. Однако, если высота помещения позволяет поднять пол на 15 см и более, то можно обойтись без демонтажа старого покрытия. Керамзит, по возможности, лучше приобретать неоднородной (мелкий и средний) или средней фракции, чтобы уменьшить вероятность образования пустот . Для формирования стяжки вам понадобится цемент и песок. Порядок работ выглядит следующим образом:

  • Подготавливается площадка под засыпку утеплителя. Слой утеплителя должен иметь не менее 10 см в толщину, оптимально − порядка 20−30 см. Также следует учитывать слой бетонной стяжки, которая формируется толщиной не менее 5 см. Площадка должна быть максимально ровной, чтобы засыпка была равномерной.
  • На грунт или старое покрытие застилается слой гидроизоляции, чтобы гранулы керамзита не впитывали влагу. Для этой цели можно использовать различные материалы: от рубероида до плотной полиэтиленовой плёнки.
  • На гидроизоляцию ровным слоем засыпается утеплитель. Чтобы равномерно распределить керамзит, поверхность выравнивается правилом или длинным уровнем.
  • Чтобы укрепить гранулы утеплителя, применяется заливка цементным раствором - цемент размешивается с водой до однородной субстанции, которая не должна быть слишком жидкой или густой. Полученной смесью заливается верхний слой керамзита так, чтобы цемент проник в пустоты между гранулами.
  • После того как цементная смесь полностью высохнет, заливается бетонная стяжка. Бетонный раствор состоит из цемента и песка, в соотношении 60/40 исходя из массы компонентов. При изготовлении бетонного раствора легче всего ориентироваться на цвет смеси, который должен иметь явный цементный оттенок. Для выравнивания залитой площади используется правило. Поверхность стяжки заглаживается шпателем или малкой.

Важно! В этом случае подразумевается портландцемент М400 - чем ниже марка, тем больше потребуется цемента и наоборот. Но при этом не стоит забывать, что принцип «чем больше, тем лучше» в этом случае неуместен, так как избыток цемента нарушит структуру стяжки.

Выравнивание керамзита правилом

Так как площадь гаража в основном не отличается большими размерами, формирование стяжки вполне допустимо осуществлять «на глаз». Но если вы хотите получить идеально ровную поверхность, то необходимо установить маяки. В качестве маяков можно использовать профиль, трубы и любой другой материал с ровной кромкой. Маяки устанавливаются посредством уровня, таким образом, создаются метки-ограничители, которые обозначают уровень идеально ровной плоскости.

Установить маяки достаточно просто - по краям помещения, посредством гидроуровня, устанавливаются крайние профили, затем, между ними натягивается леска, которая определяет уровень промежуточных элементов. Главное, жёстко зафиксировать маяки, чтобы при заливке не произошло смещения. Лучше всего для этой цели подходит бетонный раствор с небольшой добавкой алебастра. Маяки нужно фиксировать точечно, а не по всей длине.

Важно! Добавление алебастра в бетонный раствор существенно уменьшает срок его застывания - счёт может идти на десятки секунд. Не следует разводить слишком большое количество, иначе вы физически не успеете его выработать.

Погреб

Если в гараже имеется погреб, то его утепление также является обязательным условием для создания хорошей теплоизоляции помещения. Монтаж утеплителя в этом случае осуществляется так же, как и в случае с основным помещением, с тем отличием, что потолок погреба утепляется изнутри.

Порядок утепления потолка:


Пол в погребе утепляется в соответствии с теми же рекомендациями, что и по утеплению пола в помещении гаража. После окончания работ в погребе сильно поднимется уровень влажности, поэтому необходимо продумать качественную вентиляционную систему.

Утепление гаража позволяет сохранить в помещении плюсовую температуру без центрального отопления. Единственное, о чём следует помнить - не стоит делать помещение полностью герметичным, чтобы не допустить повышения влажности. В гараже обязательно должна присутствовать вентиляция для выведения влаги от растаявшего снега, дождя и других прочего, что принесёт с собой автомобиль во время непогоды.

Теплый гараж является условием крепкого «здоровья» вашей машины. Резкие перепады температуры способны вызвать появление конденсата, пробивающего антикоррозийную защиту металла и наносящего автомобилю существенный вред. Возможно добиться оптимальных показателей только в том случае, если провести утепление гаража и подумать о его отоплении. Сохранение тепла создаст комфортные условия для хранения и ремонта авто, а также поможет сэкономить денежные средства, что необходимы для обогрева машины. Поговорим сегодня о гаражах и пенопласте, который используется для их утепления.

Оптимальные климатические условия

С приближением холодов любой автовладелец вспоминает, что в необогреваемом гараже ворота зимой покрываются толстыми слоями изморози, которые постепенно превращаются в лед, и это автолюбителю приносит массу неудобств. Как и для любой постройки, для гаражей разработаны нормативы, определяющие оптимальные условия, которые необходимы для бережного хранения машины.

Оптимальная температура в укрытии на протяжении зимы должна составлять плюс 5 градусов по Цельсию. Приток свежего воздуха путем обустроенной вентиляции в гараже на один автомобиль должен достигать 180 метров кубических в час.

Может сложиться ошибочное мнение, что утепление гаража своими руками можно оставить без внимания. Однако стоит развеять такие заблуждения. Причина подобной низкой оптимальной температуры в зимнюю пору кроется в следующем: если в гараже созданы «тепличные» условия с температурой, которая превышает плюс 18 градусов, автомобиль покроется «испариной» при попадании в укрытие из улицы - более холодной среды. А конденсат является причиной ржавчины.

Стоит вспомнить и о вентиляции. По неопытности некоторые автолюбители пытаются утепление гаража организовать за счет вентиляционных отверстий, попросту заделывая их. Это неправильно в корне. Вентиляция способна обеспечить поддержание внутри гаража необходимого микроклимата, способствует очищению воздуха в укрытии от угарных газов и не позволяет автомобилю отсыревать.

Предпосылки для утепления гаража

Теплоизоляция гаража позволяет автомобилю холодный сезон «пережить» спокойно. Перед тем, как утеплить гараж, стоит вспомнить, каким образом осуществляется перемещение теплоты в пространстве:

  • Конвекция - движение теплого воздуха, при помощи которого совершается обогрев гаража;
  • Кондукция - процесс, при котором теплота передается от более нагретых участков укрытия к менее нагретым предметам;
  • Тепловое излучение - процедура излучения теплоты без перемещения воздуха.

Самым действенным утеплением сегодня признана комбинация утеплителей классического (препятствует кондукции и конвекции) и отражающего (не допускает теплового излучения). Однако такие серьезные меры стоит принимать только, когда гараж является частью жилого дома. А если укрытие - всего лишь отдельная постройка, то обустройство подобного мощного теплового барьера не требуется.

Достоинства пенопласта

Утепление гаража - «минутное дело», да и к тому же копеечное. Большинство владельцев машин свой выбор останавливают на утеплении гаража пенопластом, обшивая листами потолок, стены, крышу, ворота и все ограждающие конструкции. Чтобы получить больше эффективности, принято использовать блоки из пенопласта, которые служат несъёмной опалубкой.

Почему же застройщики выбирают именно пенопласт? Этот материал является наиболее популярным представителем полимерной группы теплоизоляционных веществ. Он водонепроницаем, его свойства подобны минвате и превосходят её в некоторых возможностях. Лёгкий вес и невысокая стоимость делают процесс утепления гаража пенопластом простым для обывателей без дополнительного привлечения специалистов.

Применение в укрытии для автомобиля незащищённого слоя пенопласта по пожарным свойствам считается неосмотрительным. Выбирать стоит марки утеплителя, которые имеют добавки антипирена, что придают материалу затухающие свойства. Водоотталкивающие свойства пенопласта для гаражного утепления носят большое значение, потому что в этой постройке возможна повышенная влажность.

Экономичность данного утеплителя по сравнению с минватой составляет 50%. Пенопласт 25 плотности, который имеет толщину 5 сантиметров, вполне заменяет 50 сантиметров кирпичной кладки. При утеплении гаража пенопластом нужно обеспечить хорошую защиту от огня и надежную вентиляцию, что способна защитить от коррозии.

Виды пенопласта

Разработчики усовершенствованных утеплителей в последнее время стараются дискредитировать «авторитет» традиционного пенопласта. Но перед тем как утеплить гараж пенопластом, окунувшись в технологические нюансы, стоит разобраться с разновидностями подобного материала, потому что название «пенопласт» относят к достаточно широкому кругу теплоизоляторов. Основное отличие между ними кроется в категории полимера, который выступает их основным компонентом.

Пенополистирол

Пенополистирол является самым популярным типом пенопласта, используемым при внутреннем и наружном утеплении построек, включая и гаражи. Он производится на основе эмульсионного полистирола вида Б, к которому добавляют вспениватель. Зависимо от типа полимера (суспензия или порошок) и методики производства различают прессованный, безпрессованный и экструзионный пенополистирол.

Так как пенополистирол относят к группе горючих материалов, при утеплении гаража в первую очередь вас должен заинтересовать огнестойкий материал ПСБ-С. Благодаря присутствию антипирена горение он не поддерживает, не дымит и в атмосферу не выделяет вредных веществ.

Перечень его полезных качеств сводится к следующему: высокая водо- и паронепроницаемость, низкий уровень теплопроводности, хорошие звукоизоляционные свойства, легкость в обработке, доступная цена, не поражается грибком и не служит рассадником насекомых, отлично выдерживает любые химические атаки, кроме нефтепродуктов, спиртов и органических растворителей.

Стоит разрешить самый волнительный вопрос по поводу вредности пенополистирола. Основным аргументом в пользу этого считается остаточный стирол, малая доля которого задерживается в материале. Это токсичное вещество, которое не добавляет человеку здоровья. Однако вся ответственность лежит на добросовестности изготовителя.

Пеноизол

Пеноизол является представителем нового поколения этой группы стройматериалов, его нередко называют жидким пенопластом. Производят его на основе ортофосфорной кислоты, карбамида и смолы ВПС-Г. В отличие от заводских брикетов традиционного пенопласта, пеноизол принято изготавливать непосредственно на стройплощадке.

Смесь взбивают при помощи специальных пеногенераторов, образуя быстрозастывающую пену белого цвета. Пеноизолом заполняют полости в многослойных стенах и технологические щели в здании. При желании для утепления гаража можно изготовить брикеты любой формы, залив в заготовку массу.

Утепление стен укрытия для автомобиля жидким пенопластом позволяет достичь самого высокого уровня теплостойкости конструкции. Показатель теплопроводности пеноизола является самым низким по сравнению с его «братьями». Гарантийный срок полезной службы пеноизола - около 40 лет, однако по предварительным расчетам он способен выдержать 100-120 лет.

Пеноизол не поддерживает горение, экологически чист, не поддается химической и биологической «атаке», не оставляет отходов при использовании (застывшие крошки вы тоже можете использовать для засыпки щелей). Основное достоинство пеноизола состоит в его оптимальной паропроницаемости, позволяя не беспокоиться за микроклимат внутри гаража.

Среди недостатков подобного утепления гаража жидким пенопластом стоит отметить расходы на эксплуатацию спецоборудования для выполнения точного рецепта и замеса рабочей массы. Для самостоятельного строительства этот факт является весьма серьезной нагрузкой на бюджет. К тому же из-за массового производства «кустарного» пеноизола к данному материалу несколько подорвано доверие.

Пенополиуретан

Пенополиуретан является еще одним видом пенопласта, который относится к разряду «жидких». Данная разновидность пенопласта, в отличие от пеноизола, наделена отличной адгезией с любыми поверхностями. Он состоит на 97% из «воздуха», который замкнут в многочисленных порах и полостях. Изготовляют пенополиуретан путем химической реакции полиола и изоцената, в ходе которой образуются замкнутые «кристаллы», что заполнены газом.

Пенополиуретан принято наносить на стены гаража методом напыления, затвердевает образовавшаяся корка на протяжении 2 часов. Используют данный метод преимущественно для внутреннего утепления, потому что он приводит к снижению потерь полезной площади гаража. Это бесшовная теплоизоляция, что способна без сбоев работать в течение 70 лет.

Пенополиуретан является твердым и стойким к механическим повреждениям материалом. Это пожаробезопасный, чистый с экологической позиции утеплитель, не выделяющий токсинов и работающий в жестком температурном режиме. Характеристики пенополиуретана приближаются к пеноизолу, но этот пенопласт благодаря его «липучести» используется активно для внутреннего и внешнего утепления гаража. Недостаток подобного материала состоит в его нанесении на поверхность с помощью спецоборудования.

Утепление пенопластом снаружи

Для гаража по строительным нормам идеальным вариантом выступает наружное утепление стен с использованием пенопласта. При такой ориентации в зимнюю пору удается избежать контакта холодного и теплого, что провоцирует возникновение влажности на местах стыка поверхности с теплоизоляционным материалом. Чтобы при внутреннем утеплении стен гаража пенопластом убрать этот эффект, в помещении необходимо предусмотреть беспрерывно работающую принудительную вентиляцию.

Подготовка рабочей поверхности

Утепление кирпичных стен с помощью пенопласта защищает их от выветривания швов и «старения». Бетонная монолитная или сборная «коробка» будет от подобной облицовки только в выигрыше, потому что ее стандартная толщина не позволит дотянуть до минимальных требований по теплоизоляции и звукоизоляции помещения.

Стены предварительно очистите от грязи, пыли и пороха. Особенно стоит уделить внимание их «слабым» местам: старой штукатурке, что держится на одном «честном» слове. Основание под пенопласт должно быть прочным и чистым, тогда утепление гаража во время всего срока использования не принесет никаких проблем. Лучше всего для очистки взять синтетическую ворсяную щетку. Отремонтируйте глубокие трещины, заделав их предварительно штукатуркой.

Крепление пенопласта к стене

Для утепления бетонных и кирпичных стен стоит использовать 10-сантиметровый пенопласт 25-ой плотности. Для установки листов последовательно накройте поверхность двумя слоями теплоизоляционного материала, который имеет толщину 5 сантиметров с обязательной перевязкой поперечного и продольного швов кладки. Но для помещений технического назначения, включая и гаражи, допускается использование упрощенного метода, обходясь одним слоем теплоизолятора в 5 сантиметров.

Главное, придерживаться технологии правильной установки рабочих элементов. Поверхность стен принято грунтовать для улучшения адгезии с клеем. Его наносят на лист способом «клякс» и прижимают к поверхности плотно. Иногда мастера наносят раствор на поверхность пенопластового листа зубчатым шпателем, чтобы исключить возможность возникновения малейших зазоров между поверхностью и плитой.

Во время монтажа пенопласта необходимо плотно прижимать листы друг к другу и укладывать их в шахматном порядке. Накрывать стену нужно снизу вверх. Уложите первый ряд на стартовую планку, что прикреплена к поверхности дюбелями. Каждый элемент кладки закрепите дополнительно минимум тремя пластиковыми дюбелями. Их установку принято выполнять после окончательного застывания клея.

Финальные работы

Поверхность пенопласта рекомендуется покрывать 3-5-миллиметровым слоем клея, что предназначен для монтажа сетки. По составу клеящееся вещество отличается от раствора, которое служит для крепления листов к стене. Затем в нее нужно «утопить» сетчатое полотно, которое следует полностью накрыть клеем.

Для оштукатуривания поверхности стены можно использовать простую или декоративную фасадную штукатурку. После этого поверхность нужно дополнительно защитить фасадной краской.

Утепление гаража изнутри

Подобный способ утепления гаража принято использовать только в крайнем случае, потому что внутреннее утепление стен с помощью пенопласта связано в некой степени с потерей полезной площади. Также определенные риски заключаются в образовании на стыке поверхности и теплоизолятора влаги. Пенопласт мало страдает от этого, лишь незначительно снижает собственные теплоизоляционные свойства. Зато конструкция гаража принимает на себя весь «удар».

Страхует от такого исхода событий принудительная вентиляция. В течение отопительного сезона в гараже не стоит устраивать «баню», а нужно придерживаться температурного режима, рекомендованного нами выше. Утепление стен гаража изнутри пенопластом принято выполнять аналогично с методом внешней облицовки, описанным выше. Для работ принято использовать самозатухающий ПСБ-С-35, не поддерживающий горение.

Утепление крыши гаража

Помните всегда, если оставить какую-то поверхность гаража оставить не утепленной, то не получится достичь оптимального режима температур. Поэтому всегда стоит задумываться о том, как утеплить потолок и крышу гаража. В случае присутствия стропильной системы и сплошной обрешетке нужно крепить утеплитель под ней, а гидроизоляцию прокладывать поверху. При разряженной обрешетке расположите утеплитель между стропилами, а потом используйте гидроизоляционную пленку.

Надежное утепление крыши гаража будет достигнуто, если схема утепления будет следующей: гидробарьер - теплоизоляционный материал - паробарьер. Учитывайте и некоторые нюансы применения гидроизолирующей пленки. При использовании подкровельной пленки, которая обладает низкой паропроникающей способностью, не должно быть ее контакта с утеплителем. Если она обладает высоким уровнем паропроникновения, то ее контакт с пенопластом не возбраняется.

При утеплении потолка в гараже пенопластом для брусков не нужно сверлить отверстия, можно пользоваться только клеем. Если в качестве потолка и крыши служат железобетонные плиты, рекомендуется выполнить утепление и снаружи кровли. Для подобных целей подходит пенопласт, поверх которого необходимо сделать штукатурную стяжку. Хорошо проложить между штукатуркой и пенопластом слой гидроизоляции, для которого подходят подкровельная пленка и рубероид.

Утепление ворот гаража

Гаражные металлические ворота классической конструкции также подлежат утеплению. К ним принято крепить обрешетку с внутренней стороны, далее пенопластом нужно заполнить все промежутки, что имеются в ней. С позиции энергоэффективности, в гаражных воротах хорошо иметь дверь, чтобы не открывать без лишней надобности ворота настежь.

Однако для качественного утепления рекомендуется исключить неконтролируемое поступление в помещение холодного воздуха через зазоры, которые образуются в примыкании ворот. Поэтому не должно быть никаких воздушных зазоров. Имеющиеся стыки следует обработать самоклеющейся лентой, которая отличается высокой гидрофобностью. Можно взять резиновые уплотнители для устранения сквозняков.

После монтажа обрешетки и укладки пенопласта нужно заняться созданием отделочного слоя. Для придания воротам эстетического вида их можно облицевать вагонкой или каким-то другим материалом. Помните, что при всей герметизации нужно в гараже иметь хорошую вентиляцию.

Если излишняя влага не выветривается в атмосферу, влажность может достигнуть критической отметки, отсюда формируется нездоровый микроклимат, происходит коррозия и предвещается незапланированный ремонт кузова машины. Здесь большое значение имеет именно циркуляция воздуха. Организуйте приток с помощью расположенных у пола душников и отток с использованием вентиляционных отверстий у потолка, оборудованных защитными сетками от птиц, грызунов и насекомых.

Утепление гаража пенопластом позволяет уберечь вашу машину от преждевременного изнашивания и коррозии и предоставляет возможности в случае потребности провести его технический осмотр или самостоятельный ремонт в холодную пору года.

Любой автовладелец знает, что для того чтобы его транспортное средство прослужило как можно дольше, сохранив свой презентабельный вид, ему необходимо обеспечить приемлемые условия хранения. Зимой машина не должна промерзать, иначе она начнет ржаветь, преждевременно выйдет из строя. Чтобы продлить срок эксплуатации «механического друга», необходимо провести утепление гаража пенопластом.

Это позволит создать благоприятный микроклимат внутри помещения, который будет комфортным как для авто, так и для его владельца. Как правильно выбрать теплоизолятор и организовать весь процесс - вы узнаете из данной статьи.

Утепляем гараж пенопластом самостоятельно - теоретический аспект

Теплоизоляция гаража: прихоть или необходимость?

Все знают, что машину не рекомендуется все время держать на улице, ведь там она постоянно поддается воздействиям окружающей среды (дождя, града, снега), является доступной для вандалов. Размещение авто в гараже позволяет избежать всех этих неприятностей, однако транспортному средству необходимо обеспечить оптимальные условия хранения - температурный и влагостный режим.

У металлических гаражей толщина стен маленькая, да и в капитальных постройках из кирпича или блоков она редко превышает 25 см. Такие перегородки не обеспечивают оптимальных условий для хранения авто.

Теплоизоляция гаража позволит:

  • улучшить сохранность транспортного средства. Процесс коррозии в авто возникает под воздействием вибрации, перегрузки транспортного средства, абразивного износа и сырости. При стоянке в гараже все эти факторы нейтрализуются, остается только последний. Но и от сырости можно избавиться при помощи утепления;
  • продлить срок эксплуатации самого помещения для хранения авто. Оно будет защищено от таких неблагоприятных факторов, как промерзание стен, избыточная влажность, возникновение плесени;
  • сделать более комфортным обслуживание автомобиля. Такие периодические действия, как замена масла, тормозных колонок, проверка исправности транспортного средства, уборка салона в гараже проводить более удобно, чем на улице;
  • сократить время для разогрева автомобиля в зимнее время, расход топлива;
  • повысить функциональность подсобных помещений. Утепленный гараж может стать дополнительным хранилищем не только для автомобильных принадлежностей, инструментов, но и бытовой техники, мебели.
В утепленном и обустроенном гараже будет комфортно находиться авто и его владельцу

Разновидности гаражей, подлежащих утеплению

Помещения для хранения автомобилей отличаются своими размерами (могут вмещать одну или несколько машин), расположением (могут быть отдельно стоящими или являться частью комплекса/кооператива). Также различают гаражи по типу транспорта, который в них может поместиться:

  • для легковых авто - это небольшие помещения, предназначенные для хранения легковых машин, мототехники, микроавтобусов;
  • для грузовиков - крупные боксы, вмещающие автомобили с кузовом или платформой для перевозки грузов (фургоны, самосвалы, тягачи);
  • для спецтранспорта - помещения ангарного типа, в которых могут поместиться автобусы, техника для проведения дорожных и строительных работ.

Помещения для хранения автомобилей разных габаритов отличаются своими размерами, оснащением

По материалу строительства различают гараж:

  • металлический - это временная конструкция, под которой нет фундамента, а только бетонная стяжка. Она является мобильной, поэтом ее можно переносить с места на место;
  • капитальный - сооружения из кирпича, камня, блоков с полноценным фундаментом и кровлей. Это долговечная постройка, предназначенная для постоянного использования.

Временный гараж стоит дешевле и быстро сооружается, но для постоянного использования лучше построить капитальную конструкцию

Внутреннее обустройство гаража также может быть разным. Различают помещения для хранения авто:

  • со смотровой ямой внутри. Это специальное углубление в полу, позволяющее осмотреть и отремонтировать авто снизу. Его закладка требует заливки фундамента и укрепления конструкции металлическими швеллерами;
  • без смотровой ямы. Это обычные помещения, не требующие закладки монолитного фундамента.

Гараж со смотровой ямой более трудоемкий в исполнении, поскольку требует сооружения дополнительной подземной конструкции

Для теплоизоляции помещения для хранения автомобилей каждого из вышеперечисленных видов требуется индивидуальный подход. Учитывая предназначение и технические характеристики гаража, осуществляется выбор утеплителя, его монтаж, отделочные работы.

Оптимальные условия для хранения авто

Существуют определенные нормы, регламентирующие хранение транспортного средства в гараже. Зимой температура в помещении должна составлять в среднем +5˚С. Если она будет значительно ниже, это может привести к чрезмерному охлаждению транспортного средства, выше - к образованию испарины. И то и другое может стать причиной образования конденсата, возникновения коррозии.

Не менее важна хорошая вентилируемость помещения. Приток свежего воздуха на 1 авто должен составлять 180 м 3 /час. Оптимальный микроклимат в гараже будет препятствовать образованию сырости, способствовать очистке воздуха, выводу угарных газов.

Особенности выбора утеплителя

Для теплоизоляции гаража важно выбрать материал с низкой теплопроводностью. Чем ниже этот показатель, тем меньшая способность стен выпускать тепло из помещения, пропускать холод с улицы.

Сравнение теплопроводности различных материалов

Из таблицы видно, что самой низкой теплопроводностью обладает пенополистирол. Этот утеплитель толщиной 5 см способен заменить стену из шлакоблока шириной 1 м. Кроме того, при утеплении гаража следует помнить о том, чтобы нагретый воздух циркулировал в пространстве, передавая тепло от одних предметов другим. Поэтому лучшим вариантом будет комбинация классического утеплителя и отражающего теплоизолятора.

Учтите: все работы по утеплению гаража следует проводить комплексно. Если в помещении оставить неизолированные поверхности - стабильного температурного режима не добиться.

Различают утеплители:

  • полимерные. Они производятся путем экструзии - пропускания вязкого вещества через формирующее отверстие. Полимерные утеплители, такие как пенопласт, полистирол (стиропор), пеноолиуретан, пеноизол, не подвергаются воздействию влаги, гнили, грибков. Но они пожаропасны и могут быть токсичными, если при их изготовлении не соблюдались санитарные нормы;
  • минерало- и стекловатные. Это волокнистые материалы, поставляемые в виде матов/рулонов, изготовленные из стекла, горных пород, шлака путем распыления. Они легкие и удобные в работе, способствуют воздухообмену в помещении, но чувствительны к влаге, дорогостоящие;
  • отражающие. Данная теплоизоляция представляет собой наслоение фольги и полиуретана. Один материал снижает теплопотерю в помещении, а другой способствует распределению тепла по всей его площади. Но из-за небольшой толщины, данный материал не может использоваться в качестве самостоятельного утеплителя для гаража;
  • красящие. Это новые полимерные смеси, позволяющие создавать тонкий теплоизоляционный слой и при этом окрашивать поверхность в определенный цвет. Достоинства теплоизоляционной краски еще и в том, что она оказывает антикоррозионное воздействие, а поэтому подходит для обработки металла. Недостатки у материала такие же, как у предыдущего.

Выбор утеплителя - процесс, требующий индивидуального подхода

Как выбрать качественный теплоизолятор? Утеплитель для гаража должен соответствовать таким критериям, как водонепроницаемость и огнестойкость. Лучшим вариантом в этом плане является пенопласт. Он имеет низкую теплопроводность, не боится влаги, грибка, имеет небольшой вес, доступную стоимость. Единственный его недостаток - горючесть, но существует пенопласт марки «ПБС-С», который обработан антипиреном, а поэтому обладает самозатухающим эффектом.

Порядок проведения работ по самостоятельной теплоизоляции гаража

Независимо от того представляет ли собой гараж представляет капитальную или металлическую постройку, его желательно утеплить изнутри и снаружи. Для этих целей лучше всего подойдет пенопласт, поскольку минвата будет задерживать влагу, что приведет к образованию конденсата, появлению ржавчины на металлических элементах.

Инструменты и материалы

Чтобы провести утепление пенопластом поверхностей изнутри гаража, а также снаружи понадобятся:

  • утеплитель (пенопласт);
  • армированная сетка;
  • пароизоляционная пленка;
  • клей/жидкие гвозди, монтажная пена;
  • деревянные брусья;
  • саморезы, пластиковые дюбеля «зонтики»;
  • грунтовка;
  • электродрель, шуруповерт, уровень.

Набор материалов и инструментов для проведения утеплительных работ

Перед теплоизоляцией гаража в нем необходимо проложить вентиляционную систему. Если ее смонтировать правильно, она не спровоцирует теплопотери, а будет выводить из помещения избыточную влагу, угарные газы.


Без вентиляции гараж утратит способность «дышать»

Последовательность утепления стен

Чтобы утеплить пенопластом гараж, сначала необходимо очистить стены от старой краски, а металлические элементы от ржавчины. Для этого используется жестка щетка, химические препараты (растворители, смывки). Неровности в бетонном покрытии, трещины заделываются цементным раствором или шпаклевкой.

  • гидроизоляция поверхностей. Для этих целей применяется плотная полиэтиленовая пленка в рулонах. Ее сажают на клей, а стыки уплотняют скотчем;
  • установка деревянной обрешетки. На слой гидроизоляции саморезами крепят брусья с таким шагом, чтобы между ними поместился утеплитель. Деревянные элементы предварительно пропитывают олифой;
  • закладка теплоизолятора. Листы пенопласта с изнаночной стороны промазывают клеем и помещают в обрешетку;
  • нанесение финишного покрытия (обивка вагонкой, гипсокартоном, плитами OSB).

Крепление пенопласта каркасным способом позволяет надежно зафиксировать утеплитель на различных поверхностях

Благодаря легкости пенопластных листов, их можно монтировать непосредственно на клей. А для дополнительной фиксации материала применять специальные тарельчатые дюбеля.


Крепление пенопласта клеевым способом позволяет быстро утеплить поверхность при минимальных трудозатратах

При утеплении наружных стен гараж пенопластом также применяют клеевой способ. Поверх утеплителя натягивают армирующую сетку, которая позволит закрепить материал и надежно состыковать его с фасадной отделкой.


Схема теплоизоляционного пирога с наружной стороны гаража

Теплоизоляция потолка

Технология утепления данной поверхности во многом зависит от того, из какого материала она выполнена. Если потолок металлический, утеплить его можно так же, как и стены. В случае бетонного перекрытия, пенопласт крепят к поверхности при помощи дюбелей с широкими шляпками. По слою теплоизолятора натягивают армирующую сетку и проводят финишную отделку потолка.

Утепление гаражной двери

Этот элемент, особенно если он выполнен из металла, является основным источником потери тепла в помещении для хранения авто. Поэтому гаражную дверь также необходимо теплоизолировать при помощи пенопласта. Процесс утепления осуществляется в такой последовательности:

  • дверь очищают металлической щеткой от ржавчины, покрывают антикоррозийной грунтовкой;
  • листы пенопласта крепят к высохшей поверхности при помощи жидких гвоздей или каркасным способом;
  • проводят обшивку ворот плитами OSB или вагонкой.

Совет: гаражную дверь также можно теплоизолиролвать при помощи монтажной пены. Ею покрывают всю площадь ворот. По высыханию пены она создаст монолитное покрытие. Все остатки срезают ножом.

Отделочные работы

Когда все поверхности гаража утеплены, можно приступать к их декорированию. Если утеплитель закладывался по каркасной технологии, можно использовать различные способы обшивки по прикрепленным лагам при помощи листовых материалов (ГКЛ, плит OSB, пластика), вагонки. Если пенопласт был приклеен, по армирующей сетке будет удобно нанести фактурную штукатурку.


Отделка гаража будет не только дополнительным слоем теплозащиты, но и обеспечит помещению презентабельный вид

Для хранения и длительного функционирования авто важен правильный температурный и влагостный режим в гараже. Организовать его можно при помощи утепления помещений. Самым простым и удобным вариантом будет применение пенопласта. Этот материал позволит быстро изолировать все поверхности конструкции, предотвратив потери тепла. Работать с ним просто и легко, поэтому утепление может провести даже человек без опыта.