25.09.2019

Крейсер варяг в наше время. История крейсера "Варяг". Справка


В конце 19 века морское министерство Российской Империи заказало в Соединённых Штатах строительство лёгкого бронепалубного крейсера. Контракт был подписан 11 апреля 1898 года, а местом строительства были выбраны верфи компании "American Company William Cramp & Sons" на реке Делавэр в Филадельфии.

Несмотря на американское "происхождение", всё вооружение крейсера "Варяг" было изготовленно в России. Орудия - на Обуховском заводе, торпедные аппараты - на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге. Ижевский завод изготовил оборудование для камбуза. А вот якоря заказывали в Англии .

Технические характеристики

Для своего времени "Варяг" был одним из кораблей высочайшего класса. Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер 1 ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-мм (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм скорострельных пушек и две 37-мм пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов.

Подобное оснащение было не единственной сильной стороной крейсера. Он отличался от кораблей, построенных ранее значительно большим количеством приборов и механизмов, работавших от электричества .

Кроме этого, вся мебель крейсера была сделана из металла . Это значительно увеличивало сохранность корабля в бою и во время пожара: прежде мебель делали деревянной и горела она, как следствие, очень хорошо.

Крейсер "Варяг" стал также первым судном российского флота, на котором телефонные аппараты были установлены практически во всех служебных помещениях, включая посты у орудий.

Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукт`оров и 20 офицеров.

При всех достоинствах не обошлось и без недостатков: котлы, установленные на крейсере, через несколько лет эксплуатации уже не давали нужных мощностей и в 1901 даже зашла речь о ремонте. Однако на испытаниях 1903 года перед уходом из Кронштадта в порт приписки "Варяг" показал отличные ходовые качества, близкие к максимально возможным.

Спуск на воду и путь в порт приписки

Крейсер "Варяг" бы спущен на воду 19 октября 1899 года. До января 1901 года прибывшая из России команда вела работы по вооружению и укомплектовке судна. В середине января оснащение было закончено и корабль был официально принят в состав военно-морского флота Российской Империи.

Утром 3 мая 1901 года "Варяг" отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде. В Кронштадте крейсер провёл совсем немного времени: после двух смотров, один из которых произвёл лично великий князь Алексей Александрович, "Варягу" было выписано назначение в Порт-Артур на усиление 1-й Тихоокеанской эскадры. Кораблей в составе этой эскадры было не так уж и много и они были разбросаны по всем портам: Владивосток, Порт-Артур, Дальний, Чемульпо, около Сеула, у берегов Кореи.


В порт приписки крейсер добирался через полмира: сначала курс лежал через Балтикийское и Северное моря, затем через Ла-Манш в Атлантический океан, потом - вокруг Африки в Индийский океан. Всё плаванье заняло примерно полгода и 25 февраля крейсер "Варяг" встал на якорь на внешнем рейде Порт-Артура.

Сражение, гибель и дальнейшая судьба

"Варяг" принял участие в одном из самых драматичных морских сражений в истории . Дело было во время Русско-японской войны, буквально за месяц до начала которой царский наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.И. Алексеев направил крейсер "Варяг" из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо (современный Инчхонь).

  • 26 января (8 февраля) 1904 японская эскадра контр-адмирала Уриу блокировала порт Чемульпо, чтобы прикрыть высадку десанта и не допустить вмешательства "Варяга".
  • 27 января (9 февраля) капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до полудня покинуть порт, в противном случае русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли.

В полдень "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" вышли из порта и на расстоянии 10 миль встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Йодолми. Бой длился всего 50 минут. За это время "Варяг" выпустил по противнику 1105 снарядов, "Кореец" - 52 снаряда.

В ходе сражения "Варяг" получил 5 пробоин ниже ватерлинии и лишился трех 6−тидюймовых орудий. По мнению Руднева, корабль не имел возможности продолжать бой , и было принято решение вернуться в порт Чемульпо.

В порту после оценки серьёзности повреждений оставшиеся орудия и оборудование на нём были по возможности уничтожены, сам крейсер был затоплен, а "Кореец" взорван. Впрочем, это ещё не конец истории легендарного крейсера.


  • В 1905 году японцы подняли и отремонтировали "Варяг". Корабль получил новое имя "Соя" и последующие несколько лет служил учебным судном для японских моряков.
  • В 1916 году Россия выкупила корабль у Японии, а в 1917 году корабль отплыл в доки Великобритании для ремонта. После революции у советского правительства не оказалось возможности оплатить ремонтные работы и корабль остался англичанам.
  • В 1920 году британские власти продали крейсер на слом в Германию.
  • В 1925 году при транспортировке "Варяг" попал в шторм и сел на мель близ ирландских берегов, недалеко от поселка Лендалфут. Там же легенда военно-морского флота и нашла свой последний причал: корабль был взорван, чтобы корпус не мешал рыболовству и судоходству.
  • В 2004 году было точно установлено место затопления крейсера. Сейчас всё, что осталось от суда лежит на морском дне на глубине 8 метров, в нескольких сотнях метров от берега.

Сегодня на Дальнем Востоке , в Ирландии и Корее открыты музеи и мемориалы, посвящённые памяти крейсера "Варяг". Подвигу экипажей кораблей посвящены песни "Врагу не сдается наш гордый "Варяг" и "Плещут холодные волны", кроме того, в 1972 году в СССР была выпущена памятная почтовая марка с изображением крейсера.

В истории российского флота достаточно трагических и героических страниц, самые яркие из них связаны с русско-японской войной 1905 года. Героическая оборона Порт-Артура, гибель адмирала Макарова, цусимский разгром. Сегодня в России, наверное, не найдется ни одного человека, который бы не слышал о самоубийственном подвиге крейсера «Варяг», принявшего неравный бой, о гибели гордого корабля, сражавшегося до последнего и не пожелавшего сдаться неприятелю.

С того памятного боя прошло уже более ста лет, но несмотря на это, героизм матросов и офицеров «Варяга» до сих пор живет в памяти их потомков. На примере этого славного корабля воспитано не одно поколение советских и российских моряков. О «Варяге» сняты фильмы, написаны песни.

Однако всё ли мы знаем сегодня о том, что происходило в бухте Чемульпо в тот памятный день 9 февраля 1904 года? Но прежде чем перейти к описанию того памятного боя, следует сказать несколько слов о самом бронепалубном крейсере «Варяг», истории его создания и службы.

История и устройство крейсера

Начало двадцатого столетия стало временем столкновением интересов двух империй, которые стремительно развивались – Российской и Японской. Ареной их противостояния стал Дальний Восток.

Страна восходящего солнца, пройдя стремительную модернизацию в конце XIX века, желала получить лидерство в регионе и была не прочь расшириться за счет территорий соседних стран. Россия тем временем продолжала свою экспансию, в Петербурге разрабатывали проект «Желтороссии» - заселения части территорий Китая и Кореи российскими крестьянами и казаками и русификации местного населения.

До поры до времени российское руководство не воспринимало Японию всерьез: уж слишком несопоставимым казался экономический потенциал двух империй. Однако стремительный рост японских вооруженных сил и флота заставил Петербург по-другому взглянуть на далекого азиатского соседа.

В 1895 и 1896 году в Японии была принята судостроительная программа, которая предусматривала создание флота, который бы превосходил ВМФ России на Дальнем Востоке. В ответ на это Россия внесла изменение в собственные планы: началось строительство боевых кораблей специально для дальневосточного региона. В их число входил и бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг».

Постройка корабля началась в 1898 году на верфи компании American Company William Cramp & Sons в Филадельфии. За ходом строительства крейсера наблюдала специальная комиссия, присланная из России.

Изначально на корабле планировали установить более тяжелые, но надежные и проверенные временем котлы Бельвиля, но позже они были заменены котлами Никлосса, которые хотя и отличались оригинальной конструкцией и хорошей производительностью, но не были испытаны на практике. Позже такой выбор силовой установки для крейсера стал причиной множества проблем: она часто выходила из строя, по прибытии из США во Владивосток «Варяг» сразу же на несколько месяцев встал на ремонт.

В 1900 году корабль был сдан заказчику, однако крейсер имел массу недоработок, которые устранялись вплоть до самого убытия корабля на родину в 1901 году.

Корпус крейсера имел полубак, что значительно улучшало его мореходные качества. Вдоль бортов на уровне скосов в районе котельных и машинных отделений располагались угольные ямы. Они не только снабжали силовую установку топливом, но и являлись дополнительной защитой для наиболее важных узлов и механизмов корабля. Погреба с боезапасом находились в носовой и кормовой части судна, что облегчало их защиту от неприятельского огня.

Крейсер «Варяг» имел броневую палубу, ее толщина достигала 38 мм. Также броневой защитой были обеспечены дымовые трубы, приводы рулей, элеваторы для подъема боеприпасов и дульные части торпедных аппаратов.

Силовая установка крейсера состояла из двадцати котлов системы Никлосса и четырехцилиндровых машин тройного расширения. Их суммарная мощность составляла 20 тыс. л. с., что позволяло вращать вал со скоростью 160 оборотов в минуту. Он, в свою очередь, приводил в движение два гребных винта корабля. Максимальная проектная скорость крейсера составляла 26 узлов.

Установка на корабле котлов Никлосса была явной ошибкой. Сложные и капризные в обслуживании, они постоянно выходили из строя, поэтому котлы старались не слишком нагружать и высокую скорость хода – один из главных своих козырей – бронепалубный крейсер использовал крайне редко. В условиях же слабой ремонтной базы Порт-Артура полноценно починить подобное оборудование было практически невозможно, поэтому (по мнению ряда историков) к началу войны «Варяг» не мог дать даже 20 узлов.

Корабль был оснащен мощной системой вентиляции, спасательные средства крейсера состояли из двух баркасов, двух паровых катеров и двух весельных шлюпок, вельботов, ялов и пробных шлюпок.

Бронепалубный крейсер «Варяг» имел довольно мощное (для своего времени) электрооборудование, которое питалось от трех паровых динамо-машин. Рулевое управление имело три привода: электрический, паровой и ручной.

В состав экипажа крейсера входили 550 нижних чинов, 21 офицер и 9 кондукторов.

Главным калибром «Варяга» являлись 152-мм пушки системы Канэ. Их общее количество составляло 12 единиц. Орудия были разделены на две батареи по шесть пушек: носовую и кормовую. Все они были установлены на специальных выступах, которые выходили за линию борта, – спонсонах. Подобное решение значительно увеличивало угол обстрела орудий, однако проблемой было то, что орудийная обслуга не была защищена не только башнями, но даже броневыми щитами.

Кроме главного калибра, крейсер имел на вооружении двенадцать 75-мм пушек, восемь 47-мм и по два 37-мм и 63-мм орудия. Также на борту корабля были установлены восемь торпедных аппаратов разных конструкций и калибров.

Если давать общую оценку проекта, то следует признать: бронепалубный крейсер «Варяг» был очень неплохим кораблем своего класса. Он отличался хорошей мореходностью, общая компоновка судна была компактной и продуманной. Системы жизнеобеспечения крейсера заслуживают самой высокой оценки. «Варяг» имел выдающиеся скоростные характеристики, которые, правда, отчасти нивелировались ненадежностью силовой установки. Вооружение и защищенность крейсера «Варяг» также не уступали лучшим зарубежным аналогам того времени.

25 января 1902 года крейсер прибыл к постоянному месту службы – на российскую военно-морскую базу в Порт-Артуре. До 1904 года корабль совершил несколько незначительных походов, а также долгое время находился в ремонте из-за частых проблем с силовой установкой. Начало русско-японской войны бронепалубный крейсер встретил в гавани корейского города Чемульпо. Командиром корабля в тот момент был капитан 1-го ранга Всеволод Федорович Руднев.

Бой «Варяга»

26 января 1904 года (далее все даты будут даны по «старому стилю») в порту Чемульпо находились два российский военных корабля: крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Также в гавани присутствовали военные корабли других государств: Франции, США, Великобритании и Италии. «Варяг» и «Кореец» находились в распоряжении российской дипломатической миссии в Сеуле.

Следует несколько слов сказать о другом российском корабле, который принял бой вместе с «Варягом» - канонерской лодке «Кореец». Она была построена в 1887 году в Швеции, была вооружена двумя 203,2-мм и одним 152,4-мм орудием. Все они были устаревшей конструкции, стрелявшими дымным порохом на дистанцию не более четырех миль. Максимальная скорость канонерки во время ее испытаний составляла всего 13,5 узла. Однако на момент боя «Кореец» не мог развить даже такую скорость из-за сильной изношенности машин и низкого качества угля. Как не трудно заметить, боевое значение «Корейца» практически равнялось нулю: дальность стрельбы его орудий не позволяли нанести неприятелю хотя бы какой-нибудь урон.

14 января телеграфная связь между Чемульпо и Порт-Артуром была прервана. 26 января канонерка «Кореец» с почтой пыталась покинуть гавань, однако была перехвачена японской эскадрой. Канонерка была атакована японскими миноносцами и вернулась в порт.

Японская эскадра представляла значительную силу, в ее состав входили: броненосный крейсер 1-го класса, броненосный крейсер 2-го класса и четырех бронепалубных крейсера 2-го класса, авизо, восемь миноносцев и три транспорта. Командовал японцами контр-адмирал Уриу. Чтобы расправиться с «Варягом», врагу было достаточно одного корабля — флагмана японской эскадры броненосного крейсера «Асама». Он был вооружен восьмидюймовыми орудиями, установленными в башнях, кроме того, броня защищала не только палубу, но и борта этого корабля.

Утром 9 февраля капитан «Варяга» Руднев получил от японцев официальный ультиматум: покинуть Чемульпо до полудня, иначе русские корабли будут атакованы прямо на рейде. В 12 часов крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец» покинули гавань. Спустя несколько минут они были обнаружены японскими кораблями и начался бой.

Он продолжался в течение одного часа, после чего российские корабли вернулись на рейд. «Варяг» получил от семи до одиннадцати попаданий (по разным источникам). Корабль имел одну серьезную пробоину ниже ватерлинии, на нем вспыхнули пожары, вражеские снаряды повредили несколько орудий. Отсутствие защиты у орудий привело к значительным потерям среди комендоров и орудийной обслуги.

Один из снарядов повредил рулевые приводы и неуправляемый корабль сел на камни. Положение стало безнадежным: неподвижный крейсер стал прекрасной мишенью. Именно в этот момент корабль получил самые тяжелые повреждения. Каким-то чудом «Варягу» удалось сняться с камней и вернуться на рейд.

Позже капитан Руднев в своем рапорте указывал, что огнем российских кораблей был потоплен один японский миноносец и тяжело поврежден крейсер «Асама», а другой крейсер, «Такачихо», после боя и вовсе утонул от полученных повреждений. Руднев утверждал, что «Варяг» выпустил по врагу 1105 снарядов разных калибров, а «Кореец» - 52 снаряда. Однако количество неиспользованных снарядов, которые японцы обнаружили после подъема «Варяга», говорят о значительном завышении этой цифры.

Согласно японским источникам, ни в один из кораблей адмирала Уриу попаданий не было, соответственно, не было и потерь в личном составе. Попал или не попал хотя бы раз русский крейсер по противнику — до сих остается предметом дискуссии. Однако информацию о том, что ни один из японских кораблей не получил повреждений, подтверждают офицеры иностранных кораблей, находившихся в Чемульпо и наблюдавших этот бой. Также к этому выводу пришли практически все крупные исследователи русско-японской войны.

В результате боя на «Варяге» были убиты офицер и 30 матросов, а 6 офицеров и 85 матросов были ранены и контужены, ещё примерно сотня членов экипажа получила легкие ранения. Ранение получил и капитан корабля Руднев. Практически все, кто находился на верхней палубе крейсера были убиты или ранены. Экипаж «Корейца» потерь не имел.

Капитан Руднев посчитал, что российские корабли больше не в состоянии продолжать бой, поэтому крейсер решили затопить, а канонерку – взорвать. «Варяг» взрывать побоялись из-за опасности повредить другие корабли на рейде. Затоплен был и российский пароход «Сунгари». Затопление крейсера получилось крайне неудачным: во время отлива часть корабля обнажалась, что позволила японцам практически сразу снять с него орудия и ценное оборудование.

Экипажи «Варяга» и «Корейца» перешли на иностранные корабли и покинули Чемульпо. Японцы не мешали эвакуации.

Уже в начале 1905 года крейсер был поднят и принят в состав японского флота. Он был переименован в «Сойя» и стал учебным судном.

После боя

После начала Первой Мировой войны, в которой Япония была союзницей России, крейсер «Варяг» был выкуплен российским правительством. До осени 1916 года во Владивостоке шел ремонт корабля, 17 ноября он прибыл в Мурманск. Затем правительство России договорилось о проведении капитального ремонта «Варяга» в Ливерпуле. Пока крейсер ремонтировали, в Петрограде случилась революция, англичане реквизировали корабль и превратили его в плавучую казарму.

В 1919 году «Варяг» был продан на металлолом, однако до места утилизации он так и не добрался: сел на камни в Ирландском море. Позже его часьтчно разобрали прямо на месте гибели.

После сражения в Чемульпо команды «Варяга» и «Корейца» стали национальными героями. Все нижние чины получили Георгиевские кресты и именные часы, офицерский состав кораблей был награжден орденами. Моряков с «Варяга» лично принимал российский император Николай II. О храбрости русских моряков слагали стихи. Причем не только в России: немецкий поэт Рудольф Грейнц написал стих Der Warjag, который позже был переведен на русский язык и положен на музыку. Именно так родилась популярнейшая в России песня «Врагу не сдается наш гордый «Варяг».

Мужество защитников «Варяга» было оценено и противником: в 1907 году капитан Руднев был награжден японским орденом Восходящего солнца.

Немного другим было отношение к «Варягу» и его командиру у профессиональных военных моряков. Часто высказывалось мнение, что ничего героического капитан корабля не сделал и даже не смог полноценно уничтожить свой корабль, чтобы он не достался неприятелю.

Не слишком хорошо было воспринято и массовое награждение команды Георгиевскими крестами. В то время в России это было не принято: «Георгия» давали конкретному человеку за совершенный подвиг. Простое присутствие на корабле, который по воле командира идет в атаку, вряд ли относится к такой категории.

После революции о подвиге «Варяга» и подробностях битвы в Чемульпо надолго забыли. Однако в 1946 году на экраны вышел фильм «Крейсер «Варяг», который полностью изменил ситуацию. В 1954 году все оставшиеся в живых члены экипажа крейсера были награждены медалями «За отвагу».

С 1962 года в составе ВМФ СССР (а потом и российского флота) всегда был корабль, который носит название «Варяг». В настоящее время ракетный крейсер «Варяг» - флагман Тихоокеанского флота РФ.

Могло ли быть по-другому?

История не терпит сослагательного наклонения. Это известная истина — но все же мог ли бронепалубный крейсер «Варяг» прорваться к основным силам флота и избежать гибели?

При той тактике прорыва, которую избрал Руднев, ответ однозначно является отрицательным. Выйти в открытое море вместе с тихоходной канонеркой, которая не могла дать и 13 узлов - эта задача явно выглядит нереальной. Однако после обстрела «Корейца» 26 января Руднев мог бы понять, что началась война и Чемульпо превратилось в ловушку. В распоряжении у капитана «Варяга» была всего лишь одна ночь: он мог затопить или взорвать канонерку, пересадить на крейсер ее команду и под покровом ночи уйти из гавани. Однако он этой возможностью не воспользовался.

Однако отдать приказ об уничтожении собственного корабля без боя – серьезная ответственность и непонятно, как на такое решение отреагировало бы командование.

Не меньшую ответственность за гибель двух кораблей несет и российское военное командование на Дальнем Востоке. Когда стало понятным, что войны не избежать, «Варяг» и «Кореец» нужно было срочно выводить из Чемульпо. В отрыве от основных сил флота они превращались в легкую добычу японцев.

Бой у Чемульпо

Противники

Командующие силами сторон

Силы сторон

Последний бой крейсера «Варяг» - состоялся в начале Русско-японской войны, вблизи города Чемульпо в Корее между русскими крейсером «Варяг» , канонерской лодкой «Кореец» под общим командованием капитана 1-го ранга Всеволода Руднева и японской эскадрой контр-адмирала Сотокити Уриу . В ходе боя «Варяг» получил ряд повреждений и вместе с «Корейцем» вернулся в порт, где русские корабли впоследствии были уничтожены своими командами, перешедшими на нейтральные суда.

Положение сил перед сражением

Чемульпо, вид на бухту

Карта побережья

Чемульпо (устаревшее название города Инчхон) - стратегически важный порт в Корее, здесь постоянно находились военные корабли ведущих мировых держав. Политическая ситуация в Корее была крайне нестабильной, и военное присутствие являлось необходимым условием отстаивания разными государствами своих интересов в данном регионе. При подготовке к войне с Россией японским командованием было разработано несколько вариантов планов нападения. Все они предполагали захват Кореи, в качестве плацдарма для дальнейшего наступления. Под давлением сухопутных войск высадка японского десанта должна была пройти в бухте Чемульпо, как самой удобной и близкой к Сеулу гавани.

Подготовка к войне

Япония в будущей войне делала ставку на внезапность и скорость развертывания войск. В Корее были размещены японские войска как открыто (охранные силы на основании международных договоренностей) так и скрытно, проживавшие под видом мирных граждан. Они заранее готовили инфраструктуру для будущей десантной операции, строили продовольственные склады, пункты связи и бараки, а с прибывающих в порт транспортных кораблей выгружали на берег уголь, ящики и тюки с различными грузами. Все это делалось при молчаливом согласии корейских властей, которые считали, что все это мирные заботы местных японских жителей, которых в Чемульпо насчитывалось более 4500 человек.

Кап. 1 р. Руднев сообщил в Порт-Артур об устройстве японцами продовольственных складов в Чемульпо и в Сеуле. По донесениям общее количество всего японского провианта достигало уже 1.000.000 пудов, а патронов было доставлено 100 ящиков. Вместе с тем японцами открыто доставлялись в Чемульпо шаланды, буксирные пароходы и паровые катера, что как доносил командир кр. «Варяг», явно указывало на обширные приготовления к десантным операциям. Вдоль железной дороги Сеул-Фузан японцы расставили офицерские этапы, соединенные отдельными телеграфными и телефонными линиями с общей телеграфной линией. Все эти приготовления явно указывали на неизбежную оккупацию Кореи японцами

В январе Япония закончила подготовку по формированию десантного корпуса, транспортных судов, десантно-высадочных средств и тылового обеспечения. Японский флот провел подготовку кораблей назначеных на участие в операции. Что не осталось незамеченным для России.

Но никаких мер со стороны русского командования принято не было. Недооценка и пренебрежение данными разведки оказали серьезное влияние на ход боевых действий в начале войны. Напротив, что бы не спровоцировать японцев Санкт-Петербург запрещал командованию и командирам кораблей всякое проявление инициативы.

7 февраля корабли, перевозившие японские экспедиционный корпус, легли в дрейф у берегов Кореи в заливе Асанман. Получив свежие разведданные контр-адмирал Уриу скорректировал планы высадки.

Инцидент с «Корейцем»

26 января канонерская лодка Кореец, приняв почту, снялась с якоря, но на выходе с рейда ей преградила путь эскадра контр-адмирала С. Уриу в составе броненосных крейсеров Asama и Chiyoda, крейсеров Naniwa, Takachiho, Niitaka и Akashi, а также трех транспортов и четырех миноносцев. Миноносцы атаковали канонерку двумя (по другой версии тремя) торпедами, но неудачно. Не имея приказа открывать огонь и не зная о начале военных действий, командир «Корейца» капитан 2 ранга Г. П. Беляев приказал повернуть назад.

Наш отряд подобно гигантской змее полз по фарватеру к Инчхону и, когда половина ее тела уже обогнула Хатибито, навстречу нам показался «Кореец». Мы должны были соблюдать миролюбивый вид вплоть до окончания высадки войск, но завидев противника, у всех мелькнула мысль - "а не захватить ли его здесь, рядом с островом, так как из Инчхона ничего видно не будет?" Но мы продолжили движение, а через несколько минут между «Корейцем» и двумя из четырех миноносцев завязалась небольшая стычка. Уриу, конечно, был этим несколько обеспокоен, но в то же время, находясь на мостике и наблюдая за стычкой, с деланным равнодушием заметил: "Не вижу в этом никакого смысла".

Во время разбирательства командир Такачихо отрицал минную атаку на русскую лодку, а действия миноносцев, по его словам, были продиктованы защитой транспортов от нападения «Корейца». В итоге инцидент удалось представить как недоразумение. Всю ночь японцы высаживали десант. А утром русские моряки узнали, что война между Россией и Японией началась.

Ультиматум

Контр-адмирал Уриу направил командирам находившихся в Чемульпо военных кораблей нейтральных стран (английского крейсера Talbot, французского Pascal, итальянского Elba и американской канонерской лодки Vicksburg) послания с просьбой покинуть рейд в связи с возможными действиями против «Варяга» и «Корейца». После совещания на английском крейсере командиры стационеров согласились выйти из гавани, если русские корабли ее не покинут.

В заседании командиров были разобраны различные комбинации, затем, в секретном от меня совещании решили: если я останусь на рейде - они уйдут, оставив меня с «Корейцем» и пароходом «Сунгари». Вместе с сим решили послать адмиралу протест против производства нападения на рейде. На запрос командиров о моем мнении, я ответил, что сделаю попытку прорваться и приму бой с эскадрой, как бы она велика ни была, но сдаваться никогда не буду, также и сражаться на нейтральном рейде

В. Ф. Руднев, являвшийся командиром отряда русских кораблей, принял решение выйти в море и попытаться с боем прорваться в Порт-Артур. Офицеры «Варяга» и «Корейца» на военных советах единодушно поддержали это предложение.

Характеристики участвующих сторон

Takachiho с приспущеными флагами по случаю кончины императрицы-матери Эйсё, 1897 год

«Варяг» в 1901 году

«Кореец» перед последним боем, мачты спилены для усложнения пприцеливания противнику

Япония

Со стороны Японии в бою принимали участие броненосные крейсера Asama и Chiyoda, бронепалубные крейсера Naniwa, Takachiho, Niitaka, Akashi и три миноносца 14-го отряда (Hayabusa, Chidori и Manazuru). Отряд был разнороден, в строю стояли как ветераны японо-китайской войны с большим опытом боевых действий, так и необстрелянные новички.

IJN Asama

После этого русский крейсер неожиданно для японцев сбросил ход и начал циркуляцию вправо, поворачивая на обратный курс (по русским данным, поворот начался в 12:15/12:50, по японским - на 10 минут раньше). Согласно рапорту Руднева, одним из японских снарядов перебило коммуникационную трубу с приводами к рулевой машине, однако обследование «Варяга» после подъёма следов попаданий в районе прохождения трубы и боевых повреждений рулевого управления не выявило. Поворот крейсера мотивировался его командиром желанием на время выйти из сферы огня противника, потушить пожары и исправить рулевое управление.

При проходе траверза о-ва Иодольми один снаряд перебил трубу, в которой проходят все рулевые приводы, и одновременно с этим осколками другого снаряда (разорвавшегося у фок-мачты), влетевшими в проход у боевой рубки, был контужен в голову командир крейсера...

Управление крейсером было немедленно переведено на ручной штурвал в румпельное отделение, так как паровая труба к рулевой машинке также была перебита. При громе выстрелов приказания в румпельное отделение были плохо слышны, приходилось управляться машинами, и крейсер плохо слушался, будучи, кроме того, на сильном течении.

В 12 час. 15 м., желая выйти на время из сферы огня для исправления по возможности рулевого привода и тушения возникавших в разных местах пожаров, - стали разворачиваться машинами и, так как крейсер плохо слушался руля и ввиду близости острова Иодольми, дали задний ход (крейсер поставило в невыгодное положение относительно острова в то время, когда был перебит рулевой привод при положенном лево руля).

Расстояние до неприятеля уменьшилось, огонь его усилился и попадание увеличилось; приблизительно в это время снаряд большого калибра пробил левый борт под водою, в огромное отверстие хлынула вода и третья кочегарка стала быстро наполняться водой, уровень которой подходил к топкам. Кочегарные квартирмейстеры - Жигарев и Журавлев задраили угольные ямы, которые наполнились водой.

По японским данным, в короткий период с 12:05/12:40 по 12:06/12:41, «Варяг» получил большое количество попаданий - одно 203-мм снарядом между носовым мостиком и трубой, и пять-шесть 152-мм снарядами в носовую и центральную часть корабля. Последнее попадание было зафиксировано в 12:10/12:45 - 203-мм снаряд разорвался в кормовой части русского крейсера.

В районе боя наблюдалось очень быстрое течение, которое затрудняло управление кораблем, и держать постоянный курс было невозможно.
...
В 12:35 на дистанции 6800 м 8-дюймовый снаряд поразил противника в районе кормового мостика, где сразу же возник сильный пожар.
В 12:41 на дистанции 6300 м 8-дюймовый снаряд попал между носовым мостиком и трубой, а 3-4 6-дюймовых снаряда попали в центральную часть корпуса «Варяга».
В 12:45 8-дюймовый снаряд попал в палубу за кормовым мостиком. Возник сильный пожар, стеньга фок-мачты свесилась на правый борт. «Варяг» сразу же повернул, увеличил ход и укрылся за островом Пхальмидо, чтобы выйти из-од огня, и приступил к тушению пожаров. В это время «Кореец» вышел к северу от острова Пхальмидо и продолжал вести огонь.
В 13:06 «Варяг» повернул влево, вновь открыл огонь, затем изменил курс и начал отступать к якорной стоянке. «Кореец» последовал за ним. В этот момент я получил сигнал с флагмана - «Преследовать!»

До 11:59/12:34 по «Варягу» вёл огонь только Asama, затем до 12:13/12:48 - с разной интенсивностью все японские крейсера. После до конца боя стреляли Asama и Niitaka. По рапорту Руднева, в период циркуляции «Варяг» испытывал трудности в управлении, в результате чего для предотвращения столкновения с островом Йодолми (Пхальмидо) пришлось кратковременно давать задний ход, некотороые источники утверждают что «Варяг» все таки сел на мель, но сошел с нее задним ходом.

В 12:13/12:48 «Варяг» завершил циркуляцию и вместе с «Корейцем» двинулся назад к якорной стоянке, преследуемый японскими крейсерами Asama и Niitaka. В 12:40/13:15 в связи с подходом русских кораблей к якорной стоянке, что при продолжении боя создавало угрозу нейтральным кораблям, японские крейсера прекратили огонь и отошли. Через пять минут из-за увеличившегося расстояния до противника русские корабли также завершили стрельбу, а в 13:00/13:35 встали на якорь на своих стоянках.

Итоги сражения

Японские крейсера вели бой тремя боевыми группами: Asama и Chiyoda, Naniwa и Niitaka, Takachiho и Akashi. Миноносцы находились в 500-600 м от не стреляющего борта Naniwa и в бою фактически не принимали участия. Бой осложнялся узостью фарватера, что затрудняло для японцев одновременный ввод в бой всех кораблей, сильным течением, осложнявшим поддержание курса, а также периодическим попаданием «Варяга» в створ с островом Пхальмидо, что вынуждало отдельные японские корабли временно прекращать огонь. Японские корабли в ходе боя активно маневрировали, развивая при этом скорость до 18 узлов. Бой вёлся на расстоянии от 4800 до 8000 м.

Наиболее активное участие в бою приняли Asama , Chiyoda и Niitaka. Остальные японские крейсера выпустили незначительное количество снарядов.

Расход снарядов японских крейсеров
Asama Chiyoda Niitaka Naniwa Takachiho Akashi Итого
203 мм 27 27
152 мм 103 53 14 10 2 182
120 мм 71 71
76 мм 9 130 139

Расход снарядов в бою русскими кораблями остаётся предметом дискуссии. Согласно рапорту Руднева, «Варяг» выпустил 425 152-мм снарядов, 470 - 75-мм, 210 - 47-мм, то есть значительно больше, чем все японские корабли, вместе взятые. Однако, произведённый японцами после подъёма крейсера подсчёт оставшихся на нём снарядов эту информацию не подтверждает и даёт значительно меньшие цифры расхода боеприпасов «Варягом» в бою. Согласно подсчёту, крейсер выпустил не более 160 снарядов калибра 152 мм и около 50 - калибра 75 мм. Расход снарядов «Корейцем», согласно рапорту его командира, составил: 203 мм - 22, 152 мм - 27, 107 мм - 3.

В ходе боя на японских кораблях было зафиксировано попадание в «Варяг» снарядов: 203 мм c Asama - 3, 152 мм - 6 или 7 (4-5 с Asama и по одному с Naniwa и Takachiho). Chiyoda отрапортовала также о предположительном одном попадании в «Кореец», вызвавшем пожар, что не подтверждается русскими данными.

В вахтенном журнале «Варяга» и отчётах Руднева зафиксирован ряд попаданий, в том числе одно в подводную часть корабля, вызвавшее затопление части угольных ям и заметный крен судна на левый борт. Отмечены два попадания в кормовую часть крейсера, вызвавшие пожары, причём в одном случае горели артиллерийские пороховые заряды, палуба и вельбот, а во втором - разрушены офицерские каюты и подожжена мука в провизионном отделении (этот пожар так и не был окончательно потушен). Другими попаданиями была уничтожена дальномерная станция № 2, повреждён грот-марс и дымовая труба № 3, подбит ряд орудий. Разрывом одного из снарядов, осколки которого залетели в боевую рубку, был контужен командир крейсера, убиты и ранены ещё несколько человек. Проведённый после боя осмотр выявил повреждения: пяти 152-мм, семи 75-мм и всех 47-мм орудий.

Из команды «Варяга» непосредственно в ходе боя погибли 1 офицер и 22 нижних чина (после боя в течение нескольких дней скончались ещё 10 человек). За короткий бой крейсер потерял убитыми и ранеными около четверти всего экипажа, точное количество раненых остаётся дискуссионным, поскольку в источниках фигурируют различные цифры. В вахтенном журнале крейсера указано, что были тяжело ранены один офицер и 26 нижних чинов, «ранены менее серьёзно» - командир крейсера, два офицера и 55 нижних чинов, все раненые указаны поимённо. В рапорте Руднева управляющему Морским министерством указано, что тяжёлые и средние ранения получили один офицер и 85 нижних чинов, лёгкие ранения - два офицера и более ста нижних чинов, в рапорте наместнику Рудневым приводятся другие цифры - ранены серьёзно один офицер и 70 нижних чинов, легко - два офицера, а также многие нижние чины получили мелкие раны от осколков снарядов. В официальном санитарном отчёте по итогам русско-японской войны приводится цифра в 97 раненых, наконец, согласно историческому журналу HMS Talbot, всего на нейтральные корабли было принято 68 раненых (четверо офицеров и 64 нижних чина), несколько человек из которых впоследствии скончались. Канонерская лодка «Кореец» потерь в экипаже не имела, а повреждения ограничились одной осколочной пробоиной в таранном отсеке.

Схема повреждений «Варяга» (из доклада контр-адмирала Араи Юкан)

В ходе подъёма «Варяга» японцы изучили крейсер и детально описали обнаруженные повреждения. Всего в корпусе и надстройках (мачты и трубы были при подъёме демонтированы) были обнаружены следы 9 боевых повреждений, а также одно повреждение, возникшее после затопления корабля:

  1. Пробоина размером 0,6 × 0,15 м на переднем мостике по правому борту и рядом с ней несколько мелких пробоин
  2. Пробоина размером 3,96 × 1,21 м и рядом с ней 10 мелких пробоин на палубе по правому борту в районе переднего мостика
  3. Пробоина размером 0,75 × 0,6 м и рядом с ней три мелких пробоины в фальшборте по правому борту, между первой и второй дымовой трубой
  4. Пробоина размером 1,97 × 1,01 м в левом борту у ватерлинии (нижняя кромка пробоины уходила на 0,8 м ниже ватерлинии), между второй и третьей дымовой трубой
  5. Подводная пробоина размером 1,99 × 0,15 м в левом борту, за четвёртой дымовой трубой, возникшая в результате продавливания борта камнями после затопления корабля
  6. 12 небольших пробоин в центральной части верхней палубы, в районе грот-мачты
  7. Пробоина размером 0,72 × 0,6 м в левом борту на 1,62 м выше ватерлинии, под 152-мм орудием № 10
  8. Очень большая (размером 3,96 × 6,4 м) пробоина на верхней палубе по левому борту, в районе 152-мм орудий № 11 и 12, там же произошёл большой пожар
  9. Шесть небольших пробоин по правому борту у кормовой оконечности за 152-мм орудиями
  10. Пробоина размером 0,75 × 0,67 м на верхней палубе в кормовой оконечности

Учитывая попадания в демонтированные конструкции, А. Полутов приходит к выводу о наличии 11 попаданий в «Варяг». По мнению В. Катаева, повреждение № 5 возникло вследствие посадки крейсера на камни у острова Пхальмидо, а повреждения № 8, 9 и 10 имеют не боевой характер и являются результатом пожара и взрыва боеприпасов, произошедшего в Чемульпо на брошенном после эвакуации команды корабле.

В результате обследования корабля японцами также было установлено, что пожарами была повреждена 1⁄6 часть корабля, особенно пострадала палуба в кормовой части. Силовая установка и механизмы винто-рулевой группы никаких боевых повреждений не имели и находились в исправном состоянии. Все 152-мм орудия, а также не менее шести 75-мм и двух 47-мм орудий «Варяга» японцы после обследования признали пригодными для использования.

Согласно русским источникам (рапорты Руднева и Беляева, вахтенные журналы кораблей), наблюдалось попадание в кормовой мостик Asama с пожаром и потопление одного из миноносцев. По полученным Рудневым из различных источников (в том числе, слухов) сведениям, крейсер Takachiho затонул после боя при переходе в Сасебо, крейсера́ Asama и Naniwa были поставлены в док для исправления повреждений, японцы свезли на берег 30 убитых. Однако японские исторические и архивные источники утверждают об отсутствии попаданий в корабли японской эскадры, а также каких-либо повреждений и потерь. В настоящее время хорошо известна судьба кораблей японского флота; в частности, крейсер «Такачихо» погиб уже в ходе Первой мировой войны при осаде Циндао, миноносцы 9-го и 14-го отрядов были исключены из списков флота в 1919-1923 годах и сданы на слом.

Стрельба русских кораблей оценивалась Уриу как «беспорядочная» и имевшая «крайне низкую точность». Неэффективность стрельбы русских кораблей объясняется слабой подготовкой комендоров (так, в ходе учебных стрельб по щиту 16 декабря 1903 года из 145 выпущенных «Варягом» снарядов цель поразили лишь три), ошибками в определении дистанции до вражеских кораблей (связанных в том числе с выходом из строя в бою дальномерных станций), разрушением системы управления огнём.

Уничтожение русских кораблей

Взрыв канонерской лодки "Кореец"

«Варяг» после затопления, во время отлива

После постановки на якорь офицеры и команда «Варяга» приступили к осмотру корабля и исправлению повреждений. В 13:35 Руднев отправился на «Талбот», где заявил его командиру о намерении уничтожить «Варяг» и перевезти команду на нейтральные корабли. Получив согласие Бэйли, Руднев в 13:50 вернулся на крейсер и сообщил о своём решении офицерам, которые на общем совете поддержали командира (необходимо отметить, что решение офицеров не было единогласным, в частности, старший офицер «Варяга» В. Степанов не был приглашён на совет, и приказ Руднева покинуть корабль стал для него полной неожиданностью).

Я подал голос за прорыв из Чемульпо в море, и это мнение было поддержано всеми офицерами, находившимися в рубке. Порча рулевого привода, видимо, заставила изменить предложенный план, и командир, полагаю, для исправления повреждений, пошёл на рейд, дабы выйти из сферы огня неприятеля. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев после боя с японцами по постановке крейсера на якорь на рейде Чемульпо, приведя в известность все полученные повреждения крейсера во время боя, на французском катере отправился с командиром крейсера Talbot капитаном Belly, как старшим на рейде. По возвращении с крейсера Talbot командир сделал известным о своём решении потопить крейсер и перевезти людей на иностранные суда, стоящие на рейде. До поездки на крейсер Talbot командир совета не собирал и определённого решения не высказывал. Не могу сказать, как и в какой форме капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев объявил решение офицерам. Я не был приглашён на совет. С момента выхода крейсера из сферы огня неприятеля занят был распоряжениями по изготовлению корабля к новой встрече с неприятелем. Совершенно не ожидал, что мы должны покинуть свой крейсер.

К «Варягу» стали прибывать шлюпки с иностранных кораблей с врачами, которые начали перевозить сначала раненых, а затем и остальную команду корабля на английский, французский и итальянский крейсера. Командир американской канонерской лодки, не имея указаний от руководства, отказался принимать русских моряков, в связи с чем Руднев отослал её шлюпку с врачом. К 15:50 перевозка команды крейсера была завершена, по просьбе командиров иностранных судов, опасавшихся повреждения своих кораблей при взрыве (имевшей место согласно сообщению Руднева), было решено ограничиться затоплением «Варяга» путём открытия клапанов и кингстонов, при этом не проводились мероприятия, направленные на приведение вооружения и оборудования крейсера в непригодность. Командой был взят минимум вещей, тела погибших не эвакуировались и были оставлены на корабле. В 18:10 «Варяг», имея на корме продолжающийся пожар, опрокинулся на левый борт и лёг на грунт.

В 15:30 командир «Корейца» собрал офицеров, сообщил им о принятом Рудневым решении и предложил обсудить дальнейшую судьбу канонерской лодки. Все офицеры, начиная с младшего, высказались о бессмысленности нового боя в связи с подавляющим превосходством противника и невозможности нанести ему какой-либо ущерб. В связи с этим было принято решение «Кореец» взорвать, а команду свезти на нейтральные корабли. Из-за спешности эвакуации команда не брала вещей, а секретные документы были сожжены в присутствии специальной комиссии. Последняя шлюпка с лодки отвалила в 15:51, а в 16:05 канонерская лодка была взорвана и затонула. Одновременно был подожжён пароход «Сунгари», через некоторое время севший на грунт.

Судьба команд

Офицеры и команды русских кораблей были размещены на французском крейсере Pascal (216 человек), английском крейсере Talbot (273 человека) и итальянском крейсере Elba (176 человек). Учитывая высокую скученность и отсутствие условий для ухода за ранеными (из которых вскоре умерло 8 человек), было принято решение о свозе 24 тяжелораненых на берег, в японский госпиталь Красного Креста. Одновременно по дипломатическим каналам велись переговоры о статусе русских моряков, японцы согласились на возвращение их на родину при условии дачи ими обязательства более не участвовать в войне, на что требовалось высочайшее соизволение.

27 февраля Николай II дал своё согласие на условия японцев, но вывоз команд русских кораблей начался раньше, под обязательства иностранных правительств. 16 февраля Pascal ушёл в Шанхай и затем в Сайгон, где и высадил русских моряков. Английский и итальянский крейсера ушли в Гонконг, где команды русских кораблей, находившиеся на Talbot, переправили через Коломбо в Одессу (куда они прибыли 1 апреля), а моряков с Elba - в Сайгон. Из Сайгона через Крит и Одессу моряки 23 апреля прибыли в Севастополь. После торжественной встречи в Санкт-Петербурге команды кораблей были расформированы и распределены по разным флотам, кроме Тихоокеанского (согласно договорённости с японцами о неучастии команд в боевых действиях).

Останки погибших моряков были в 1911 году перенесены во Владивосток и захоронены в братской могиле на Морском кладбище города. Над могилой установлен обелиск из серого гранита.

«Варяг», поднятый японцами со дна бухты

Японская армия получила возможность для стратегического развертывания на севере Корейского полуострова, а не на юге, как это было ранее определено. Стремительная оккупация Сеула имела важное значение как в военном так и в политическом плане. 12 февраля русский посланник покинул Сеул, тем самым Россия потеряла последнюю возможность влиять на политику корейского императорского двора и правительства.

Высадка 12-й дивизии, получившая название «операции по умиротворению Кореи», за две недели принесла Японии то, чего она долго и безуспешно добивалась в ходе дипломатически переговоров с Россией - полный контроль над Кореей. 23 февраля 1904 г. в Сеуле было подписано японо-корейское соглашение, установившее японский протекторат над Кореей, что позволило Японии во время войны с Россией беспрепятственно действовать на всей территории Кореи, пользоваться ее портами, наземными коммуникациями, административными, людскими и материальными ресурсами.

В 1905 году «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй 22 августа в качестве крейсера 2-го класса IJN Soya (в честь японского названия пролива Лаперуза). Более семи лет использовался японцами для учебных целей. Распространено мнение что в знак уважения к русским морякам японцы оставили на корме старое название корабля. Однако по свидетельству бывшего матроса «Варяга» Снегирева, служившего в Первую мировую войну рулевым и встретившего в японском порту бывший свой крейсер, российский государственный герб - двуглавого орла - и название «Варяг» японцы вынужденно оставили, так как они конструктивно были заделаны в кормовой балкон. Иероглифы нового названия японцы закрепили на решетку балкона.

Оценка современниками

Действия японской стороны в современных источниках оцениваются как грамотные и профессиональные. Они позволили выполнить все поставленные задачи - обеспечить высадку десанта и нейтрализовать русские корабли, не понеся при этом потерь. Отмечается, что победа была достигнута японцами в первую очередь за счёт подавляющего превосходства в силах и особенностей района боя, лишивших русские корабли свободы манёвра. Решение о вступлении русских кораблей в бой против значительно превосходящих сил противника оценивается как героическое, в том числе и с японской стороны.

Реакция по поводу гибели «Варяга» была не однозначной. Часть флотских офицеров не одобряли действий командира «Варяга», считая их безграмотными как с тактической точки зрения, так и с технической. В то же время отмечается, что положения «Морского устава» не оставляли для Руднева иного варианта действий, кроме принятия боя - сдача корабля японцам либо его затопление без боя квалифицировались бы как должностное преступление. По мнению ряда авторов (в частности, В. Д. Доценко, а также генерал-майора А. И. Сорокина), командиром «Варяга» был допущен ряд серьёзных ошибок:

  • не была использована для прорыва ночь перед боем;
  • идя на прорыв, «Варяг» связал себя тихоходным «Корейцем», не использовав своё преимущество в скорости хода (эту ошибку отмечал также военно-морской историк и теоретик В. А. Белли);
  • после боя «Варяг» был не взорван, а затоплен на мелководье, что позволило японцам поднять его и ввести в строй.

Вызывает критику решение Руднева о возвращении в Чемульпо вместо продолжения боя, а также неэффективное использование русскими кораблями артиллерии, в результате чего японские корабли не понесли какого-либо ущерба.

Учитывая неудачное начало войны, царское правительство решило широко использовать бой в пропагандистских целях, что явилось для некоторых участников боя неожиданностью (согласно воспоминаниям штурмана «Варяга» Е. Беренса, возвращаясь в Россию, они полагали, что их отдадут под суд).

В Одессе, Севастополе и Санкт-Петербурге были устроены торжественные встречи участников боя, причём в столице - с участием императора Николая II. Все без исключения участники боя были награждены - офицеры, а также гражданские чины (в том числе чиновники и врачи) обоих кораблей получили ордена Святого Георгия 4-й степени или другие ордена, нижние чины - знаки отличия Военного ордена 4-й степени. Два матроса получили знаки отличия Военного ордена 3-й степени, поскольку награду 4-й степени они уже имели. Более того, офицеры «Корейца» были награждены даже дважды - кроме ордена Святого Георгия, они получили также очередные ордена с мечами. Все участники боя были награждены специально учреждённой медалью "За бой «Варяга» и «Корейца»".

Столь массовое награждение высокими наградами являлось для российского флота беспрецедентным событием. Уже в советское время, в 1954 году, в ознаменование 50-летия боя его оставшиеся к тому времени в живых участники были награждены медалями «За отвагу». Примечательно, что впервые Георгиевскими крестами были награждены доктора и механики наравне со строевыми офицерами. Беспрецедентное награждение высшими военными наградами всех членов экипажей кораблей было неоднозначно встречено в офицерской среде:

Георгиевский крест… дает большие служебные преимущества и назначается лишь за выдающиеся боевые подвиги, притом, по приговору думы, составленной из кавалеров этого ордена…

Однако и Георгиевский крест сумели дискредитировать. В самом начале войны, под первым впечатлением "подвига" «Варяга» и «Корейца», все находившиеся на них офицеры, врачи и механики были награждены, по особому Высочайшему повелению, помимо думы, Георгиевскими крестами.

Такое массовое награждение, в связи с оказанными экипажами этих судов в России неслыханными почестями, произвело на армию весьма неблагоприятное впечатление. Для каждого было ясно, что если от командира судна требовалась некоторая решимость, чтобы идти навстречу превосходному в силах неприятелю, то со стороны остальных чинов одно присутствие на корабле (может быть и невольное) само по себе не составляло еще заслуги, достойной награждения высшим военным орденом.

Неудовольствие в офицерской среде стало еще сильнее, когда впоследствии выяснилось, что вообще в указанном бою экипажем «Варяга» не было совершено никакого подвига, а на «Корейце» даже почти не было потерь…

Образ в искусстве

В результате патриотического подъёма, вызванного подвигом русских моряков, на свет появилось несколько произведений: марш «Варяг», написанный А. Рейдерманом, песня «Варяг идёт свершить свой подвиг славный», написанная Цезарем Кюи, «Геройский подвиг» А. Таскина, стихотворение «Варяг» рижского поэта-любителя Якова Репнинского (которое впоследствии положил на музыку студент Юрьевского университета Фёдор Богородицкий, в результате чего получилась песня «Плещут холодные волны»). Но наиболее популярной стала песня «Варяг».

Автором стихов стал австрийский писатель и поэт Рудольф Грейнц (Rudolf Greinz), писавший о жизни и традиционном укладе Тироля. Часто он сотрудничал с мюнхенским журналом «Югенд» (Jugend), где выходили его сатирические заметки на злобу дня. На страницах 10-го номера журнала «Югенд» от 25 февраля 1904 года было опубликовано стихотворение "Der «Warjag»". Журнал чётко соблюдал антимилитаристскую и антиимперскую позицию, которую, разделял Грейнц, что наряду с тем что стихотворение помещено в соседстве с шутливыми и сатирическими материалами, безо всякого вступительного слова, по мнению некоторых историков указывает на то, что стихотворение изначально было памфлетом в стихах - "Текст, украшенный экспрессивными прилагательными, носил довольно натуралистичный характер, дабы, возможно, показать всю абсурдность поступка тех, кто шёл на реальную смерть ради каких-то абстрактных идей."

На русский язык стихотворение былоо переведено Н. К. Мельниковым и Евгенией Михайловной Студенской (урождённая Шершевская),опубликовшей свой перевод в апрельском «Новом журнале иностранной литературы, искусства и науки» за апрель 1904 года. По одной из версий, на волне патриотизма, захлестнувшей всё российское общество, музыкант и воспитанник 12-го гренадёрского Астраханского полка Алексей Сергеевич Турищев написал музыку к переводу Студенской.

Песня "Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»", прозвучав впервые на императорском приеме по случаю награждения моряков с «Варяга» и «Корейца» стала особенно любимой среди флотских служащих, впрочем, среди гражданского населения тоже нашлось немало её поклонников.

В 1946 году советской киностудией «Союздетфильм» был снят художественный фильм "Крейсер «Варяг»", где в роли «Варяга» снимался "загримированный" крейсер «Аврора», режиссёр фильма Виктор Эйсымонт.

Крейсер «Варяг».- 2-е изд., перераб. и доп. . - Л.: Судостроение, 1983. - 288 с.

  • Доценко В. Д. Мифы и легенды Российского флота. Изд. 3-е, испр. и доп. . - СПб.: Полигон, 2002. - 352 с. -
  • В О распилах и откатах в царской России

    Разработка системы управления огнем для броненосца “Бородино” была величайше поручена Институту точной механики при дворе его Императорского Высочества. Созданием машин занималось Русское Общество паросиловых установок. Ведущий научно-производственный коллектив, чьи разработки успешно применялись на боевых кораблях по всему миру. В качестве систем вооружения были приняты орудия Иванова и самодвижущиеся мины конструкции Макарова...

    Вы все, там, на верхней палубе! Прекратить насмешки!

    Система управления огнем была французская, mod. 1899. Комплект приборов был впервые представлен на выставке в Париже и немедленно приобретен для РИФ его командующим Великим князем Алексеем Александровичем (по воспоминаниям родственников, le Beau Brummel, едва ли не постоянно проживавшим во Франции).

    В боевой рубке устанавливались горизонтально-базовые дальномеры марки Barr and Studd. Применялись котлы конструкции Белльвиля. Прожекторы Манжена. Паровые насосы системы Вортингтона. Якоря Мартина. Помпы Стона. Орудия среднего и противоминного калибра — 152- и 75-мм пушки системы Canet. Скорострельные 47 мм пушки Hotchkiss. Торпеды системы Уайтхеда.

    Сам проект “Бородино” представлял видоизмененный проект броненосца “Цесаревич”, спроектированного и построенного для Русского Императорского флота специалистами французской верфи “Форж и Шантье”.

    Во избежание недоразумений и необоснованных упреков необходимо сделать пояснение для широкой аудитории. Хорошая новость — большая часть зарубежных названий в конструкции ЭБР “Бородино” принадлежала системам, произведенным по лицензии в России. С технической стороны они также соответствовали лучшим мировым стандартам. Например, общепринятая конструкция секционного котла системы Бельвилля и очень удачные пушки Гюстава Канэ.

    Впрочем, уже одна французская система управления стрельбой на русском ЭБРе заставляет задуматься. Зачем и почему? Выглядит так же нелепо, как “Иджис” на советском “Орлане”.

    Плохих новостей две.

    Великая империя с населением 130 млн. человек, с качественной системой образования (для избранных) и развитой научной школой — Менделеев, Попов, Яблочков. И при том кругом сплошные зарубежные технологии! Где наш отечественный “Белльвиль”? А ведь он был — инженер-изобретатель В. Шухов, сотрудник российского филиала фирмы “Бабкок&Уилксос”, запатентовавший вертикальный котел собственной конструкции.

    В теории всё было. На практике — сплошные Бельвилли, братья Никлосс и ЭБР “Цесаревич” на верфи “Форж и Шантье” в качестве образца-эталона для русского флота.

    Но, что особенно обидно, корабли на отечественных верфях строились в разы медленнее. Четыре года для ЭБР “Бородино” против двух с половиной лет для “Ретвизана” (“Крэмп & Санс”). Сейчас не стоит уподобляться узнаваемому герою и вопрошать: “А почему? Кто это сделал?” Ответ находится на поверхности — нехватка инструмента, станков, опыта и умелых рук.

    Другая проблема заключена состоит в том, что даже при “взаимовыгодном сотрудничестве” в условиях “открытого мирового рынка” что-то не наблюдается торпед конструкции Макарова на вооружении французского флота. Да и вообще не наблюдается ничего, что бы указывало на обмен технологиями. Всё, всё по старой, проверенной схеме. Мы им — деньги и золото, они взамен — свои технические новинки. Котел Бельвилля. Мина Уайтхэда. Айфон-6. Потому, что русские монголы в плане творческого процесса — полные импотенты.

    Если говорить конкретно за флот, то даже лицензий хватало не всегда. Приходилось просто брать и размещать заказы на зарубежных верфях.

    Уже не скрывается факт, что крейсер “Варяг” был построен в США. Гораздо менее известно, что второй участник легендарного боя, канонерка “Кореец”, строилась в Швеции.

    Бронепалубный крейсер «Светлана», место постройки — Гавр, Франция.
    Бронепалубный крейсер «Адмирал Корнилов» — Сен-Назер, Франция.
    Бронепалубный крейсер «Аскольд» — Киль, Германия.
    Бронепалубный крейсер «Боярин» — Копенгаген, Дания.
    Броненосный крейсер «Баян» — Тулон, Франция.
    Броненосный крейсер «Адмирал Макаров», построен на верфи «Форж & Шантье».
    Броненосный крейсер «Рюрик», построен на английской верфи «Барроу-инн-Фёрнесс».
    Броненосец «Ретвизан», построен компанией «Крэмп & Санс» в Филадельфии, США.
    Серия миноносцев «Кит», верфь Фридриха Шихау, Германия.
    Серия миноносцев «Форель», строились на заводе А. Нормана во Франции.
    Серия «Лейтенант Бураков» — «Форж & Шантье», Франция.
    Серия эсминцев «Инженер-механик Зверев» — верфь Шихау, Германия.
    Головные миноносцы серий «Всадник» и «Сокол» были построены в Германии и, соответственно, Великобритании.
    «Батум» — на верфи Ярроу в Глазго, Великобритания (список неполный!).

    Очень едко по этому поводу высказался постоянный участник “Военного обозрения”:

    Ну, понятно у немцев заказывали корабли. Они хорошо строили, машины на них были отличные. Ну, ясно во Франции, типа союзник, плюс откаты Великим князьям. Можно понять и заказ американцу Крампу. Делал быстро, много обещал и откатывал всяко не хуже французов. Но мы, оказывается, при царе-батюшке даже в Дании заказывали крейсеры.
    Комментарий от Эдуарда (qwert).

    Раздражение хорошо объяснимо. При том колоссальном разрыве в технологиях и производительности труда постройка серии бронепалубных крейсеров эквивалентна постройке современного космодрома. Отдавать столь “жирные” проекты на откуп иностранным подрядчикам убыточно и неэффективно по всем статьям. Эти деньги должны доставаться рабочим адмиралтейских верфей и двигать отечественную экономику. А вместе с ней развивать собственную науку и промышленность. Так стремились поступать все во все времена. Воровать с прибыли, а не убытков. Но у нас так не принято.

    У нас делалось иначе. Схема звалась “чтоб украсть рубль, навреди стране на миллион”. Французам контракт, они, кому надо, — откат. Свои верфи сидят без заказов. Промышленность деградирует. Квалифицированные кадры не нужны.

    Было время даже пытались строить линкоры-дредноуты, так лучше бы не пытались. При реализации сложнейшего проекта отчетливо проявились все недостатки дореволюционной России. Повсеместный недостаток производственного опыта, станков и грамотных специалистов. Помноженный на некомпетентность, кумовство, откаты и бардак в кабинетах Адмиралтейства.

    В результате грозный “Севастополь” строился шесть лет и к моменту подъёма Андреевского флага совершенно устарел. Ничуть не лучше оказалась “Императрица Мария”. Посмотрите на их ровесников. Кто одновременно с ними вступил в строй в 1915 году? Случаем не 15-дюймовый “Куин Элизабет”? И после этого скажите, что автор необъективен.

    Говорят, еще был могучий “Измаил”. Или не был. Линейный крейсер “Измаил” оказался непосильной ношей для РИ. Довольно странная привычка — выдавать за достижение то, чего не сделали.

    Даже в мирное время, при непосредственной помощи зарубежных подрядчиков, корабли раз за разом превращались в долгострои. С крейсером все оказалось еще серьёзнее. Когда степень готовности “Измаила” достигла 43%, Россия ввязалась в войну, в которой отсутствовала всякая цель, объективная польза, и в которой было невозможно победить. Для “Измаила” это был конец, т.к. часть его механизмов импортировалась из Германии.

    Если вести разговор вне политики, то ЛКР “Измаил” также не являлся показателем расцвета империи. На Востоке уже заалел рассвет. Во весь рост вставала Япония со своим 16-дюймовым “Нагато”. Таким, от которого опешили даже их учителя-британцы.

    Время шло, прогресса особо не наблюдалось. С точки зрения автора, промышленность в царской России находилась в полном упадке. Вы можете иметь отличное от авторского мнение, которое, впрочем, доказать будет непросто.

    Спуститесь в машинное отделение эсминца “Новик” и прочтите, что выбито на его турбинах. Ну-ка, подайте сюда свет. Неужели? A.G. Vulkan Stettin. Дойчес Кайзеррайх.

    С моторами не заладилось с самого начала. Заберитесь в мотогондолу того же “Ильи Муромца”. Что там увидите? Двигатели марки “Горыныч”? Право, сюрприз. Renault.

    Легендарное царское качество

    Все факты свидетельствуют о том, что Российская империя плелась где-то в самом конце списка развитых государств. После Великобритании, Германии, Штатов, Франции и даже Японии, которая, пройдя позднюю модернизацию Мэйдзи, к 1910-гг. сумела во всем обойти РИ.

    В общем, Россия была совсем не там, где подобает империи с такими амбициями.

    После этого шутки про “лампочку Ильина” и государственную программу ликвидации неграмотности уже не кажутся такими смешными. Прошли годы, и страна вылечилась. Полностью. Она станет государством с лучшим в мире образованием, с передовой наукой и развитой промышленностью, которая умела делать все. Импортозамещение в важнейших отраслях (военпром, атом, космос) составляло 100%.

    А потомки разбежавшихся дегенератов будут еще долго скулить в Париже о “России, которую они потеряли”.
    Автор А. Долганов.

    Крейсер «Варяг» стал поистине легендарным судном в отечественной истории. Прославилось оно за счет боя у Чемульпо, в самом начале русско-японской войны. И хотя крейсер «Варяг» уже стал чуть ли не именем нарицательным, само сражение все еще является неизвестным широкой общественности. Между тем, для российского флота итоги являются неутешительными.

    Правда, тогда двум отечественным кораблям противостояли сразу целая японская эскадра. Все, что известно о «Варяге» - не сдался врагу и предпочел быть затопленным, нежели плененным. Однако история судна куда интереснее. Стоит восстановить историческую справедливость и развенчать некоторые мифы о славном крейсере «Варяг».

    Варяг был построен в России. Судно считается одним из самых известных в истории российского флота. Очевидно предполагать, что его и построили в России. Тем не менее заложен «Варяг» был в 1898 году в Филадельфии на верфях William Cramp and Sons. Через три года корабль начал нести службу в составе отечественного флота.

    Варяг - медленное судно. Некачественные работы при создании судна привели к тому, что оно не могло разгоняться до прописанных в контракте 25 узлов. Это сводило «на нет» все преимущества легкого крейсера. Через несколько лет корабль не мог уже плыть быстрее 14 узлов. Поднимался даже вопрос о возврате «Варяга» американцам для ремонта. Но осенью 1903 года крейсер на испытаниях смог показать практически плановую скорость. Паровые котлы Никлосса верой и правдой служили и на других кораблях, не вызывая нареканий.

    Варяг - слабый крейсер. Во многих источниках встречается мнение, что «Варяг» был слабым противником с невысокой военной ценностью. Вызывало скепсис отсутствие броневых щитов у орудий главного калибра. Правда, Япония в те годы в принципе не имела бронепалубных крейсеров, способных на равных сражаться с Варягом и его аналогами по мощи оружия: «Олегу», «Богатырю» и «Аскольду». Двенадцати 152 мм орудий не было ни у какого японского крейсера такого класса. Но боевые действия в том конфликте складывались так, что экипажам отечественных крейсеров и не доводилось сражаться с равным по численности или классу врагом. Японцы предпочитали вступать в бой, владея преимуществом по числу кораблей. Первым сражением, но не последним, стал бой у Чемульпо.

    «Варяг» и «Кореец» получили град из снарядов. Описывая то сражение, отечественные историки рассказывают о целом граде из снарядов, обрушившихся на русские корабли. Правда, в «Корейца» при этом ничего не попало. Но официальные данные японской стороны опровергают этот миф. За 50 минут сражения шесть крейсеров израсходовали всего 419 снарядов. Больше всех - «Асама», в том числе 27 калибра 203 мм и 103 калибра 152 мм. Согласно рапорту капитана Руднева, командовавшего «Варягом», судно выпустило 1105 снарядов. Из них 425 - калибра 152 мм, 470 - калибра 75 мм, еще 210 - 47 мм. Выходит, что в результате того боя русским артиллеристам удалось показать высокую скорострельность. Еще около полусотни снарядов выпустил «Кореец». Вот и получается, что два русских корабля в ходе того боя выпустили снарядов в три раза больше, чем вся японская эскадра. Остается не совсем ясным, как же было подсчитано это число. Возможно, оно появилось на основе опроса экипажа. Да и мог ли столько выстрелов сделать крейсер, который к концу сражения лишился трех четвертей своих пушек?

    Командовал судном контр-адмирал Руднев. Вернувшись в Россию после отставки в 1905 году, Всеволод Федорович Руднев получил звание контр-адмирала. А в 2001 году именем отважного моряка названа улица в Южном Бутово в Москве. Но логично все же говорить о капитане, а не об адмирале в историческом аспекте. В летописи русско-японской войны Руднев остался капитаном первого ранга, командиром «Варяга». В качестве контр-адмирала он нигде и никак себя не проявлял. И эта явная ошибка прокралась даже в школьные учебники, где неправильно указывается звание командира «Варяга». Никто почему-то не думает, что контр-адмиралу не по статусу командовать бронепалубным крейсером. Двум российским кораблям противостояли четырнадцать японских. Описывая то сражение, часто говорят, что крейсеру «Варяг» и канонерской лодке «Кореец» противостояла целая японская эскадра контр-адмирала Уриу из 14 кораблей. В нее входили 6 крейсеров и 8 миноносцев. Но все же стоит кое-что прояснить. Своим огромным количественным и качественным перевесом японцы так и не воспользовались. Более того, изначально в эскадре было 15 кораблей. Но миноносец «Цубаме» сел на мель в ходе маневров, препятствовавших «Корейцу» уйти в Порт-Артур. Не было участником боя и посыльное судно «Чихайя», хотя оно и находилось вблизи от места сражения. Фактически сражались лишь четыре японских крейсера, еще два эпизодически вступали в бой. Миноносцы же лишь обозначали свое присутствие.

    Варяг потопил крейсер и два вражеских миноносца. Вопрос военных потерь с обеих сторон всегда вызывает жаркие дискуссии. Так и бой у Чемульпо российскими и японскими историками оценивается по-разному. В отечественной литературе упоминается о больших потерях врага. Японцы потеряли затопленный миноносец, погибло 30 человек, было ранено около 200. Но эти данные основываются на основе докладов иностранцев, наблюдавших за сражением. Постепенно в число потопленных стали включать еще один миноносец, как и крейсер «Такачихо». Такая версия вошли в фильм «Крейсер «Варяг». И если о судьбе миноносцев можно спорить, то крейсер «Такачихо» вполне благополучно прошел русско-японскую войну. Корабль со всем своим экипажем затонул лишь через 10 лет при осаде Циндао. В рапорте японцев вообще ничего не говорится о потерях и повреждениях своих кораблей. Правда, не совсем понятно, куда после того боя исчез на целых два месяца броненосный крейсер «Асама», главный противник «Варяга»? При Порт-Артуре его не было, как и в составе эскадры адмирала Каммимуры, действовавшего против Владивостокского отряда крейсеров. А ведь боевые действия только начинались, исход войны был неясен. Можно лишь предположить, что корабль, по которому в основном и стрелял «Варяг», получил все же серьезные повреждения. Но японцы решили скрыть этот факт в целях пропаганды эффективности своего оружия. Подобный опыт отмечался и впредь в ходе русско-японской войны. Потери броненосцев «Ясима» и «Хацусе» также признавались не сразу. Несколько же затонувших миноносцев японцы тихо списали, как ремонтно непригодные.

    История «Варяга» закончилась его затоплением. После того, как команда судна перешла на нейтральные корабли, на «Варяге» открыли кингстоны. Он затонул. Но в 1905 году японцы подняли крейсер, отремонтировали и ввели в строй под названием «Сойя». В 1916 году корабль был выкуплен россиянами. Шла Первая мировая война, и Япония была уже союзником. Судну вернули его прежнее имя «Варяг», оно стало служить в составе флотилии Северного Ледовитого океана. В начале 1917 года «Варяг» ушел на ремонт в Англию, но был конфискован за долги. Советское правительство не собиралось платить по царским счетам. Дальнейшая судьба корабля незавидная - в 1920 году он был продан немцам на слом. А в 1925 году при буксировке затонул в Ирландском море. Так что покоится корабль вовсе не у берегов Кореи.

    Японцы модернизировали судно. Встречается информация, что котлы Николосса были заменены японцами на котлы Миябара. Так японцы решили модернизировать бывший «Варяг». Это - заблуждение. Правда, без ремонта машин все же не обошлось. Это позволило крейсеру на испытаниях добиться хода в 22,7 узлов, что было меньше первоначальной.

    В знак уважения японцы оставили крейсеру табличку с его именем и российский герб. Такой шаг не был связан с данью памяти героической истории корабля. Сыграла роль конструкция «Варяга». Герб и имя были вмонтированы в кормовой балкон, снять их было невозможно. Японцы просто закрепили новое название, «Сойя» по обе стороны на решетке балкона. Никакой сентиментальности - сплошная рациональность.

    «Гибель «Варяга» - народная песня. Подвиг «Варяга» стал одним из светлых пятен той войны. Неудивительно, что о корабле слагали стихотворения, сочиняли песни, писали картины, снимался фильм. Песен же сразу после той войны было сложено не менее полусотни. Но сквозь годы до нас дошли только три. «Варяг» и «Гибель Варяга» известны больше всего. Эти песни с небольшими изменениями звучат на протяжении всего художественного фильма о корабле. Долгое время считалось, что «Гибель «Варяга» - народное творение, но это не совсем так. Менее чем через месяц после сражения в газете «Русь» было опубликовано стихотворение Я. Репнинского «Варяг». Оно начиналось со слов «Плещут холодные волны». Эти слова положил на музыку композитор Беневский. Надо сказать, что эта мелодия была созвучна многим военным песням, появившимся в тот период. А кем был загадочный Я. Репнинский, так и не удалось установить. Кстати сказать, текст «Варяга» («Наверх, о товарищи, все по местам») написал австрийский поэт Рудольф Грейнц. Известный всем вариант появился, благодаря переводчице Студенской.