02.07.2020

Семаргл значение. Мифы славян. Боги Сварог и Семаргл. Легенды и мифы


В наше время, когда православная церковь вновь заняла важное место в жизни общества, святой князь Владимир упоминается главным образом как креститель Руси. Между тем, в предшествовавший этому важному событию период он, используя свои властные полномочия, утвердил для всеобщего поклонения многочисленный языческий пантеон. Одним из тех, кого должны были почитать все, кто не хотел нажить себе лишних проблем, был бог Семаргл. О том, как он появился на берегах Днепра и что входило в «сферу его полномочий», будет рассказано в этой статье.

Гипотеза о славянском боге персидского происхождения

Прежде всего отметим, что ряд наиболее авторитетных исследователей, среди которых такие видные учёные, как Б. А. Рыбаков (1908-2001) и К. В. Тревер (1892-1974), полагали, что славянский бог Семаргл, как это ни странно, имеет иранское происхождение. В подтверждение своей гипотезы они указывают на древнеперсидское божество Симурга, представлявшего собой некое фантастическое существо ─ гибрид птицы и собаки. Изображалось оно в виде свирепого пса с крыльями.

Нечто подобное наблюдается и в пантеоне наших предков. Славянского Семаргла также представляли в виде полусобаки-полуптицы, о чём свидетельствует ряд артефактов, обнаруженных при археологических раскопках. Кроме того, созвучны имена этих двух мифических персонажей. Проникновение же на Русь бога Семаргла учёные объясняют тем, что он был заимствован славянами, проживавшими в древности на окраинах иранского мира. Следует сразу оговориться, что это является лишь гипотезой, хоть и выдвинутой весьма уважаемыми представителями научного мира, но имеющей в то же время немало противников.

Престол, обагрённый кровью

Вхождение Семаргла в пантеон первостатейных божеств, созданный князем Владимиром ещё до крещения Руси, исследователи объясняют сугубо объективными причинами. Они стали следствием сложившейся вначале 80-х годов X века политической обстановки на берегах Днепра. Дело в том, что княжеский престол будущий креститель Руси захватил силой, обагрив руки кровью законного наследника ─ старшего брата Ярополка.

Чтобы упрочить свою власть и придать ей вид легитимности, узурпатору необходимо было заручиться поддержкой как можно большего числа жителей государства, среди которых немалый процент составляло население хазарского, иранского (сармато-аланского) и еврейского происхождения.

Расчётливый политический ход

Известно, что в X веке правители Хазарского каганата, контролировавшие огромную территорию, простиравшуюся от Предкавказья до Днепра и лесостепей Восточной Европы, рассматривали Киев как один из форпостов на своих западных рубежах.

С учётом этих условий дополнение традиционного круга языческих богов Семарглом и Хорсом (также заимствованным с Востока), являлось со стороны князя продуманным политическим ходом. Объявив покровителя своей дружины Перуна верховным божеством, князь Владимир в то же время учредил всеобщее поклонение тем богам, из созданного им пантеона, которые почитались южно-русским населением Киевской Руси, что обеспечило ему дополнительную политическую поддержку.

Боги-близнецы

Пытаясь очертить сферу власти, приписываемой этому славянскому божеству, академик Б. А. Рыбаков опирался в основном на сведения, касающиеся его древнеиранского аналога Симурга. Это объяснялось отсутствием достаточно полной и достоверной информации, касающейся самого Семаргла, скупые упоминания о котором содержатся лишь в двух-трёх, дошедших до нас письменных памятниках.

Так, согласно гипотезе Рыбакова, у славян бог Семаргл ─ покровитель ростков зелени, семян, побегов и корней растений, а также посредник между верховным небесным божеством Перуном и людьми. Он как бы олицетворяет собой «вооружённое добро», носитель которого всегда готов вступить в бой с силами зла. Эти характеристики почти идентичны тем, что принято давать иранскому богу Симургу, которого жители Древнего мира наделяли способностью хранить Древо жизни, на ветвях которого соседствовали одновременно семена всех произраставших на земле растений.

Крылатые псы из древних захоронений

Характерно, что не только современные российские археологи, но и те, что производили раскопки в предыдущие столетия, неоднократно извлекали из земли артефакты с изображением крылатых псов, но затруднялись идентифицировать этих мифических существ. Ясность в данный вопрос внёс академик Б. А. Яковлев, доказав, что именно таким обликом фантазия наших предков наделяла бога славянской мифологии Семаргла, имевшего внешнее сходство с античными грифонами.

Покровитель растительного мира

В музеях России и за рубежом экспонируется немало артефактов, извлечённых из древних захоронений славян. Среди них встречаются подвески, браслеты и серьги, выполненные мастерами IX-XII вв. в виде крылатых собак, символизирующих бога Семаргла. Фото некоторых из них приводятся в статье. Глядя на них, нетрудно заметить, что мифический зверь представлен в окружении орнамента, состоящего из трав и ветвей деревьев.

Это косвенным образом подтверждает его связь с растительным миром, на которую указывал в своих работах академик Б. А. Рыбаков. Любопытно отметить также, что образ Семаргла долго сохранялся в сознании наших предков даже после принятия ими христианства, о чём свидетельствует его изображение, вырезанное на воротах одного из древнейших суздальских храмов.

В 1906 году в Твери был обнаружен скрытый в земле клад. Среди прочих драгоценностей в руки археологов попал серебряный браслет, на котором изображалась сцена жертвоприношения языческому богу. Женщина с длинными распущенными волосами подносила ритуальный кубок некой фигуре, как бы высеченной из камня, и напоминавшей очертаниями крылатую собаку. Кроме неё, на браслете была представлена целая вереница людей пляшущих с венками на головах возле костра. По мнению учёных, это был не кто иной, как бог Семаргл, в честь которого устраивались массовые празднества.

Божество, сменившее имя

Любопытно отметить такую деталь: в письменных памятниках более позднего периода встречаются упоминания о том, что со временем в народном сознании это божество приобрело новое имя и стало называться Переплутом. Одним из таких документов является «Слово святого Георгия», датируемое концом XIV века. Повествуя о том, как до принятия христианства славяне поклонялись идолам, автор рассказывает о плясках с венками на головах и о непомерных возлияниях, устраивавшихся в честь Переплута- Семаргла.

Что же касается этимологии (происхождения) нового имени языческого бога, то учёные полагают, что оно произошло от глагола «плутать», то есть сбиться с пути истинного, поскольку придумано было христианами, крайне негативно относившимся к прежним верованиям и считавших поклонение идолам одним из тягчайших грехов. Невольно это имя ассоциируется и с глаголом «плутовать», что также выражает презрительное отношение новообращённых христиан к прежним кумирам.

Среди русалок и женщин-птиц

Под именем Переплута в народном фольклоре Семаргл бывает тесно связан с широко известными представительницами славянской мифологии ─ русалками, или, как их ещё называли в старину, «вилами». Вопреки установившемуся представлению, наши предки часто изображали их не только как морских дев с рыбьими хвостами, но и придавали им облик прекрасных женщин-птиц, насылавших дожди на поля, и окутывавших землю утренним туманом. Поскольку в представлении славян бог Семаргл ─ покровитель растений, то, соответственно, он не мог обойтись без тех, кто давал им живительную влагу.

Обычай изображать Семаргла в виде собаки с крыльями наводит на мысль о том, что он являлся в представлении наших предков неким посредником между землёй и небом. В связи с этим среди исследователей получила широкое распространение гипотеза, связывающая Смарагла с древнеиндийским на которого также возлагалась обязанность осуществлять связь между людьми и небожителями. Неизвестно, правда, являлся ли Семаргл богом огня, как его «коллега» с полуострова Индостан, но определённое сходство между ними, безусловно, прослеживается.

Современный последователь языческих культов

В наши дни образ бога Семаргла широко используется представителями целого ряда религиозных течений, пытающихся в современных исторических реалиях возродить верования наших языческих предков. Одна из таких организаций, именуемая Древнерусской церковью православных староверов-инглигов, была основана видным пропагандистом оккультизма и уфологии Александром Хиневичем.

В своих публикациях, посвящённых широкому кругу вопросов, связанных с персонажами древнерусского языческого пантеона, он немало места уделяет богу славян Семарглу ─ покровителю чертога, хранителю огня семейных очагов, и защитнику людей. Именно так характеризует его основатель нового религиозного течения. На основании материалов, явившихся плодом, не столько изучения исторических памятников, сколько почерпнутых из народного фольклора, в своей книге «Славяно-арийские веды» автор воссоздаёт картину рождения Семаргла.

Огонь, давший жизнь божеству

По его версии, однажды бог Сварог - прародитель и покровитель кузнецов - ударил небесным молотом о священный камень Алатырь. Рассыпавшиеся во все стороны искры породили пламя, из которого явился миру витязь на серебряном коне с огненной гривой. Этим всадником и был, как повествует легенда, Семаргл, прилагавший затем силы во многих областях жизни. Как говорилось выше, он покровительствовал всходам растений, оберегал жилища и, кроме того, следил, чтобы в них никогда не гасли очаги.

Такая трактовка его образа хоть и дополнена многочисленными домыслами, но в целом соответствует официальной научной версии. В противовес ей, последователи иных современных языческих течений нередко представляют Семаргла богом смерти и разрушения. Эта точка зрения не имеет под собой никакого серьёзного обоснования, и является плодом досужих вымыслов. Достаточно сказать, что среди памятников древней культуры едва ли можно найти примеры того, чтобы божества, связанные со смертью и разрушением (а таких было немало), изображались в окружении трав и ветвей деревьев, символизирующих собой жизнь.

Священное имя

А. Хиневич приводит также весьма любопытные данные: по свидетельству ряда источников, у древних славян имелось некое табу на произношение вслух имени этого божества. Считалось, что оно настолько священно, что поминать его устами простых смертных непозволительно, и если всё же возникала такая необходимость, то старались обойти запрет, используя иносказательные обороты речи. Кстати, подобная традиция бытует и в ряде современных религий. Например, в иудаизме не принято произносить имя Бога, да и у христиан, как известно, одна из заповедей запрещает упоминать Его всуе.

Бог Семаргл (Огнебог) - Вышний Бог, хранитель Вечно живого Огня и блюститель точ-ного соблюдения всех Огненных Обрядов и Огненных Очищений.

Семаргл принимает Огненные Дары, Требы и безкровные Жертво-приношения на древних Славянских и Арийских праздниках, особенно на Красногор, в День Бога Купала и в Вышний День Бога Перуна, являясь посредником между людь-ми и всеми Небесными Богами.

Огнебог Семаргл является Богом-Покровителем Чертога Небес-ного Змея во Сварожьем Круге.

Огнебог с радостью благославляет всех людей из Родов Расы Великой, кои с чистой Душой и Духом соблюдают все Небесные Законы и Многомудрые Заповеди Светлых Богов и Предков.

Семаргла также призывают при лечении заболевших животных и людей, для того, чтобы избавить больных от различных хворей и болезней. Когда у человека поднималась температура, то говорили, что Огнебог поселился в Душе заболевшего. Ибо Семаргл, как Огненный Пёс, яростно сражается с хворями и болезнями, кои подобно ворогам пробрались в тело или Душу заболевшего. Поэтому считается недопустимым сбивать у больного поднявшуюся температуру. Самым лучшим местом для очищения от хвори считается баня.

Гимн-Правьславление:

Семаргл Сварожич! Велик Огнебожич! Спали Боль-хворобу, очисти утробу, у чада людины, у всякой тварины, у стара и млада, Ты, Божья услада. Огнём очищая, мощь Душ отворяя, спаси чадо Бога, да сгинет хвороба. Тебя прославляем, к себе призываем, ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Рождение Семаргла!

Есть упоминания о появлении Семаргла на свет из пламени. Говорят, что однажды сам небесный кузнец Сварог, ударив магическим молотом о камень Алатырь, высек из камня божественные искры. Искры ярко разгорелись, и в их пламени появился огненный бог Семаргл, восседавший на златогривом коне серебряной масти. Но, казавшись тихим и мирным героем, Семаргл оставлял выжженный след везде, где бы ни ступала нога его коня.

Верования связанные с Семарглом

Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего потому, что его имя чрезвычайно свято. Святость объясняют тем, что этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди земных людей! Имя его стараются произносить вслух реже, обычно заменяя иносказаниями.

Издавна славяне связывают с Огнем возникновение людей. Согласно некоторым сказаниям, Славянские Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь — самое первое пламя любви. Семаргл также не пускает в мир зло.

Ночью Семаргл стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году он сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети — Кострома и Купало.

Семаргл посредник между людьми и богами

Семаргл принимает Огненные Дары, Требы и безкровные Жертвоприношения на древних праздниках, особенно на Красногор, в День Бога купала и в вышний День Бога Перуна, является посредником между людьми и всеми Небесными Богами.

Семаргла призывают при лечении заболевших животных и людей, для того, чтобы избавить больных от различных хворей и болезней. Когда у человека поднимается температура, то говорят, что Огнебог поселился в Душе заболевшего. Ибо Семаргл, как Огненный Пес, яростно сражается с хворями и болезнями, кои подобно ворогам пробрались в тело или в Душу заболевшего. Поэтому считается недопустимым сбивать у больного поднявшуюся температуру. Самым лучшим местом для очищения от хвори считается баня.

Богъ Семаргл в Славянской мифологии:
Бог Семаргл в языческой мифологии был одним из сынов великого бога Сварога. Детей Сварога называли Сварожичи, и его сын Семаргл после рождения становится богом земного огня.
Одним из Сварожичей был бог огня — Семаргл, которого иногда по ошибке только считают небесным псом, охранителем семян для посева. Этим (хранением семян) постоянно занималось гораздо мелкое божество — Переплут.

Упоминания имени Семаргла в летописях

Имя Семаргла упомянуто в русских летописях - пантеон кн. Владимира, произошло оно, предположительно, от старорусского "смага" ("За ним кликну Карна, и Жля поскочи по Руской земли, Смагу мычючи в пламяне розе" т.е. огонь, язык пламени, Огонь-Сварожич - полупес, полузмей. Вероятно, посредник между явьим миром и миром поднебесным, каковым в ведической традиции является бог огня - Агни. Он же пенежный (огненный) змей из заговоров. Упомянут в Паисъевском сборнике св. Григория (14 век) и Златоустовом сборнике 1271 г. Огнебог - Йогнебоже, по "Веде славян" Верковича, у болгар-помаков:

Фала ти Йогне Боже!
Фала ти Ясну Слънце!
Чи нагреваешъ на земе та.
Пекренував сичка земе...
Покривашъ е църна магла,
та са нишу и гледа.

Он же, вполне возможно, Рарог, Рарожек - сын Сварога, по чешским средневековым источникам.
Отождествление этого бога с иранским Сенмурвом (гигантской волшебной птицей) считается неоправданным, но, наверное, есть связь с жар-птицей (огненным вестником счастья), приносящей его счастье.

Симаргл (др.-рус. Семарьглъ, Симарьглъ, Сим-Рьглъ) — в восточнославянской мифологии божество, входившее в число семи (или восьми) божеств древнерусского пантеона (см. в ст. Славянская мифология), идолы которых были установлены в Киеве при князе Владимире (980). Имя Семаргл восходит, по-видимому, к древнему *Sedmor(o)-golvъ, «Семиглав» (ср. характерную для славянских богов поликефалию, в частности семиглавого Руевита). Согласно другой, более спорной гипотезе (К. В. Тревер и др.), имя и образ Семаргла - иранское заимствование, восходит к мифической птице Сэнмурв. Д. Ворт связывает Семаргла с птицей Дав. Функции Семаргла неясны; вероятно, они связаны с сакральным числом семь и воплощением семичленного древнерусского пантеона. Характерно, что в некоторых текстах «Куликова цикла» имя Семаргла искажено в Раклий, и это божество рассматривается как языческое, татарское. Лит.: Тревер К. В., Сэнмурв-Паскудж, Л., 1937; Jakobson R., While reading vasmer"s dictionary, в его кн.: Selected writings, v. 2, The Hague-P., 1971; Ворт Д., Dub-Simyrj, в кн.: Восточнославянское и общее языкознание, М., 1978, с. 127-32.
«Мифы народов мира»

Семаргл - самое загадочное божество славян

Этот культ сложился у славян под воздействием скифского влияния приблизительно 3 тыс.лет назад. Семаргл, по всей вероятности, обозначал "семя". Это божество у древних славян было не самым популярным, но, наверное, осталось самым загадочным до наших дней. Симаргл - это священный крылатый пес, охраняющий семена и посевы, почитающийся наравне с древними русскими берегинями. Еще в эпоху бронзы у славянских племен встречается изображение прыгающих и кувыркающихся вокруг молодых ростков псов. Видимо, эти собаки охраняли посевы от мелкого рогатого скота: серн, косуль, диких коз. Семаргл у славян был воплощением вооруженного добра, "добра с зубами", а также когтями и даже с крыльями. В некоторых племенах Семаргла называли Переплутом; культ этого божества связывали с празднествами в честь русалок, а также птиц-дев, которые являлись божествами орошения полей дождями. Ритуалы в честь Семаргла и русалок проводились в начале января и состояли в молениях о воде для нового урожая. Другим крупным праздником Семаргла и русалок была русальная неделя с 19 по 24 июня, завершающаяся праздником Купалы. Археологи во многих женских погребениях X - XI вв. обнаруживали серебряные браслеты-обручи, которыми закреплялись длинные рукава женских рубах. Во время ритуальных языческих игрищ женщины перед плясками снимали браслеты и плясали "спустя рукава", изображая русалок. Этот танец посвящался крылатому псу Семарглу, и, видимо, от него пошла легенда о царевне-лягушке. Во время ритуала все участники пили приготовленный на травах священный напиток. Семарглу-Переплуту, его изображениям в виде пса приносились дары, чаще всего кубки с самым лучшим вином. На редких сохранившихся изображениях священный пес Семаргл изображался как бы растущим из земли. Из писменных источников становится ясно, что ритуал Семарглу проходил при обязательном участии боярынь и княгинь, приносивших идолу богатые дары.

"Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних". Составитель Ю.А.Матюхина. -М.:РИПОЛ классик, 2011. Стр. 150-151.
Отдельные исследоватили сопоставляют Симаргла с иранским божеством Симургом (Сенмурв), священным крылатым псом, хранителем растений. По предположению Б.А. Рыбакова, Симаргл на Руси в XII-XIII веках был заменен Переплутом, имевшим то же значение, что и Семаргл. Очевидно, Семаргл был божеством какого-то племени, подвластного великому киевскому князю Владимиру.
Балязин В.Н. "Неофициальная история России. Восточные славяне и нашествие Батыя. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007., стр.46-47

Вот мое видение Славянского бога Семаргла, рожденное на основании личного изучения легенд и преданий:

Семаргл Огнебог наверное один из самых загадочных светлых богов Славянского мира.

Загадочность его в том, что многие Славянские Боги были созданы человеком по “подобию своему” и имели вполне человеческий облик, а Семаргл имел образ крылатого огненного волка.

Скорее всего, образ Семаргла древнее “очеловеченных” образов богов……. И он может явиться ключом к вашей внутренней силе. Оглянитесь вокруг вы не увидите летающих огненных волков, снаружи их нет, пока вы не нашли его внутри. Наш внешний мир есть отражение внутреннего, не ищите богов снаружи, найдите их внутри себя и тогда они проявятся и снаружи.

Семаргл живет в вас - это ваш духовный огонь, сокрушающий цепи невежества, это огонь священной ярости, сметающий заставы врага на своем пути, это жар тела, побеждающий болезни организма, это огонь в печи, согревающий вас….в современном представлении - это даже ядерная энергия. Все это бог Семаргл, точнее его проявления

По легенде, появился Семаргл на свет от удара молота Сварога о камень Алатырь: от брызнувших искр взметнулось пламя, и в огне показался всадник на златогривом коне.

Образность древнего языка говорит о взаимодействии божественных сил, раскрывать которые нет смысла, потому что потеряется их божественность. Язык наш ограниченный инструмент, особенно после обрезания его образности и реформы проведенной большевиками. Появлению Семаргла способствует несколько сил и на всех уровнях бытия они схожи: это сила трения и удара. Удар молота Сварога о наковальню Алатыря порождает Семаргла, удар волны вашего гнева о непреодолимые обстоятельства зажигают в вас священную ярость, удар огнива и кресала друг о друга вызывают огонь материального мира, взаимодействие двух ядер вызывает ядерный взрыв…..взаимодействие вашего духовного и материального начала вызывают духовный огонь.

Миссия Семаргла проста и в то же время сложна: Крылатый Волк не пускает темное начало из явного мира в мир Прави, стоя на страже Яви с «горящим» мечом. Он хранитель междумирья яви и прави, хотя ему доступна и навь, может приходить и из нави…..

Он щит и меч мира людей - он может охранять, согревать, оберегать , лечить, а может разрушать, уничтожать все на своем пути.

Ключи и связь с Семарглом хранится в вашем подсознании. И получите вы их лишь тогда, когда станете целостным и не будете использовать эту силу в эгоистических целях, когда ваше сознание очистится от темных пятен невежества, тогда вы научитесь осознанно использовать его силу. Славянские Боги не доверят ядерную бомбу ребенку, так и сила Семаргла сокрыта за семью печатями, которые откроются только чистому сознанию.

Примите образ Семаргла, почувствуйте божественный огонь в своей душе, помогите понять и принять Родных Богов окружающим. Помогите Семарглу расправить крылья в каждом из нас, помогите пробудить силу, ярость и волчью прыть. Во Славу Богов и Предков Наших!

Семаргл (Симаргл) – славянский бог первородного огня и плодородия, бог-вестник, способный объединять и умножать силы всех Сварожичей. Чаще всего Семаргла изображали в облике большого крылатого пса, за которым оставался огненный шлейф.

На самом деле функции этого бога, ни значение самого слова Семаргл до сих пор до конца не выяснены. И правильность написания имени по прежнему остаётся загадкой так как в различных источниках написано по-разному: "Симарьгл", "Семарьгл", а иногда вообще разделяется на два имени "Сима" и "Регла", что приводит читающих людей вообще в ступор. Это один бог или два разных? Данные факты свидетельствует о том, что переписчики рукописей до конца не понимали, что это за имя и, соответственно, божество. Но постараемся составить описание Семаргла бога огня из доступной нам информации.
По одной из версий Семаргл огнебог является первым Сварожичем, то есть страшим сыном Сварога, рожденным от удара небесного молота об Алатырский камень. По другой версии Семаргл является вторым после Хорса сыном бога-кузнеца. Однако практически все исследователи древнеславянской культуры сходятся на том, что Семаргл наряду с рожденными гораздо позже Перуном и Велесом относится ко второму поколению Ясуней, то есть к поколению, которое наши предки называли «боги-сыновья».


С Семарглом связано множество легенд, повествующих о том, как он неоднократно помогал тому или иному богу (Сварогу, Перуну) в битве с силами тьмы. Долгое время (до рождения Перуна) Семаргл выступал в роли главного защитника Прави. При этом по всей вероятности в воинской доблести он не уступал Перуну. Однако в отличие от остальных богов Семаргл имел две отличительные черты. Он, во-первых, достаточно часто выступал в роли вестника богов, передавая в мир Яви ту или иную информацию. Во-вторых, Семаргл имел уникальную способность концентрировать в себе и усиливать мощь всех богов. Если Семаргл появлялся на поле боя, то мощь Ясуней многократно возрастала и они обязательно побеждали.
Семаргл огнебог вместе со Сварогом участвовал в Изначальной битве света и тьмы, которая раз и навсегда очертила границы славянского мира, четко отделив друг от друга Правь, Явь и Навь. По некоторым легендам, вместе с этими богами в битве также участвовали Стрибог, Даждьбог и Хорс.


Семаргл Сварожич (то есть сын Сварога) исконно почитался славянами наряду с Перуном и Велесом. Нередки в средневековых хрониках (например, в "Славянских хрониках" Гельмольда) упоминания о том, что кумир Семаргла всегда ставится по правую руку от кумира Перуна. В связи с этим фактом и при учете множества боевых фольклорных сцен, в которых участвует Семаргл, логично предположить, что этого бога также считали покровителем битв и воинов. Кроме того, Семаргла почитали как бога Луны и огненных крад.

Сохранились сведения о том, что Семаргл мог менять свой облик. Иногда он представал перед людьми в виде молодого (или немолодого) воина, окаймленного языками чистого пламени. Но гораздо чаще Семаргла видели в облике большого крылатого пса, за которым оставался огненный шлейф. Именно изображение Семаргла в виде пса считается наиболее верным.

Огонь-Сварожич представлялся в образе полупса, полузмея. Вероятно, посредник между явьим миром и миром поднебесным, каковым в индуистской (ведической) традиции является бог огня - Агни1. Он же пенежный (огненный) змей из заговоров. Упомянут в Паисъевском сборнике святого Григория (14 век) и Златоустовом сборнике 1271 г. Огнебог-Йогнебоже, по "Веде Славян" А. Верковича у болгар-помаков2:

"Фала ти Йогне Боже!

Фала ти Ясну Слънце!

Чи нагреваешь на земе та.

Пекренував сичка земе...

Покривашъ е църна магла,

Та са нишу и гледа".

Согласно "Книге Коляды": "Бог Луны и Огня, бог огненных жертвоприношений и домашнего очага Семаргл Сварожич ночью стоит в небесах на страже с огненным мечом. Он не пускает в мир зло. Он так отвечал богине ночи Купальнице, которая звала его к Ра-реке3 на русалии - любовные игры:

"Мне всю ночь до рассвета нужно не спать,

В небесах мне на страже нужно стоять,

Чтобы Чёрный Змей не приполз из тьмы,

Жито в поле широком бы не потоптал,

Молоко у коров бы не отобрал,

А у матушек - малых детушек".

Лишь раз в году в день Осеннего Равноденствия (22 или 23 сентября) он сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы. И тогда Ночь становиться длиннее дня и в мир чёрным облачком проникает зло. А в день Летнего Солнцестояния (20 или 21 июня), через девять месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети - Кострома и Купала";

"В начале времён, когда Сварог ударил молотом по бел-горюч камню Алатырю, из искры, высеченной из камня, родился Огненный Бог Семаргл, а также все небесные Ратичи - воины Сварога. Светозарый Огнебог Семаргл явился в огненном вихре, очищающем от всякой скверны. Он, словно Солнце, озарил всю Вселенную. Под Семарглом был златогривый конь с серебряной шерстью. Дым - стал Его знаменем, а огонь - конём. Там, где Он проезжал на Своём коне, оставался чёрный выжженный след. От великого огня Сварога тогда поднялся Божий ветер - так родился бог ветров Стрибог. Он стал раздувать великое пламя Сварога и Сварожича-Семаргла. Великий Чёрный Змей, рождённый Мировой Уточкой, задумал подражать Сварогу. Он подполз к Алатырю и ударим по нему молотом. От этого удара разлетелись по миру чёрные искры - так родились все тёмные силы, демоны -дасуни. И тогда Семаргл вступил в борьбу с Великим Чёрным Змеем и его воинством. Но недостало силы у Сварожича, и померкло Красное Солнце. Чёрный Змей затопил мглой всю Землю. А Сварожич поднялся в небесную кузницу к своему отцу Сварогу. Чёрный Змей также полетел к Сварге. Он языком пролизал три небесных свода и влез в небесную кузницу. И тогда Сварог с Семарглом ухватили раскалёнными клещами язык Чёрного Змея, укоротили его и впрягли в плуг. Потом боги разделили Землю этим плугом и на царство Яви и царство Нави. В Яви стали править Сварог и Семаргл, а в Нави - Чёрный Змей. Сварог и Сварожич - это Отец и Сын. Сыном Сварога явился и Сам Вышний. Сварожичами были Перун и Семаргл".

В "Велесовой книге" (в переводе Н.В. Слатина) так повествуется об этом божестве: "А вот сам по себе Огнебог Семаргл - общий (т.е. "общий для всех людей", "принадлежащий всем людям"), ярый, быстророждённый, чистый".

Он же, вполне возможно, Рарог, Рарожек - сын Сварога, по чешским и средневековым источникам. Уже в христианское время в ППЯ (Поучении против язычества), по мнению академика Б.А. Рыбакова, назван Переплут - бог почвы, корней растений, растительной силы, но никаких оснований для отождествлений Переплута (охранителя семян для посева) и Семаргла нет. Подобное соотнесение имеет, конечно определённый сакральный смысл, так как растения под воздействием солнечного света, как бы пробивали (рог) почву и выходили к солнцу, но Семаргл с солнцем так же не связан.

Андрей Мазин

По сообщению "Повести временных лет", год 980, князь Владимир Святославович (Красно Солнышко) "поставил кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна деревяна... и Хорса, Дажьбога, и Стрибога и Симарьгла, и Мокошь", однако уже Синопсис4 Симаргла в числе богов, чтимых Владимиром, не упоминает.

Функции этого бога и значение самого слова "Симаргл" до сих пор не выяснено. Не известно даже, одно ли это божество или два: в разных памятниках правописание различное: в "Повести временных лет" сказано о Симаргле, а в слове некого Христолюбца XIV века: "i огневе Сварожичу молятся, i чесновитокъ - богомъ, же его творятъ - егда оу кого будетъ пир, тогда же кладутъ в ведра i иъ чаши, и пьютъ о iдолехъ своiхъ, веселяшись не хужьши суть еретиковъ", а также "веруют... и в Сима и Рьгла (Ерьгла)". Вероятно, в средневековье неверно понимался под именем двух богов сразу: ""Того ради не подобает хрстiаном игръ безовскых играти, иже ест плясанie, гудба, песни мырскыя и жрътва идлъскаа, иже молятся огневи пре овином и вилам и Мокошiи и Симу и Ръглу и Перуну и Роду и Рожаници" (“Слово о мздоимании" по списку XVI века). Толкование Ръгла как отдельного ящероподобного божества не оправданно, ибо признавая его, придётся доказать, что князь Владимир установил столпы и Сима и Ръгла, тогда как на это не указывает не один исторический источник.

В позднейших источниках одно название - Си(е)маргл или Семургл. И.Е. Забелин5 полагал, что "Сим" и "Регл" слова ассирийские, обозначают поклонение огню. А.С. Фамицын6 интерпретировал Ерьгла как Ерыла, то есть Ярило, оставив Сим необъяснимым. Наконец слово Симаргл толкуют, как Семи-Ярило, предполагая, что здесь имеется ввиду идол Ярилы с семью головами.

В 1933 году К.В. Тревер7 высказала предположение, что образ Симаргла родственен (в силу индоевропейского единства) или восходит к Сэнмурву (Сенмурву) - гигантской волшебной птице с чертами собаки из иранской мифологии. К этой же концепции склонялся и Б.А. Рыбаков8 (в 80-х годах XX века). Он пытался определить сферу власти Симаргла исходя из имеющихся знаний о Сэнмурве, который в иранской мифологии охраняет Мировое Древо, на котором находятся семена всех растений. Поэтому мифологические функции Симаргла определялись им как охрана посевов. Но уже в 90-х годах XX века эту концепцию подверг резкой критике М.А. Васильев, который находит в ней целый ряд слабых моментов: во-первых, он считает не доказанным проникновение иранского образа крылатой собаки не только на Русь, но и на окраину иранского мира, где он - теоретически - мог бы быть русичами заимствован; во-вторых, даже если этот образ и был каким-то образом воспринят, не имеется свидетельств существования у славян такого мифологического персонажа как крылатая собака. В тех изображениях, где Б.А. Рыбаков находил крылатых собак, М.А. Васильев видит либо изображения драконов романского типа, либо изображения миксаморфных существ. Вероятно, есть связь этого бога с Жар-птицей (огненным вестником счастья), приносящей его счастье.

Семаргла-Сварожича чтили во все те дни, когда народный календарь пестрит приметами о костре и огне. 14 апреля в ритуальном пламени сгорает Марена и вместе с ней Семаргл топит последние снега. 17 сентября - Неопалимая купина, возможно Подага. Семаргла-Сварожича чтут с 14 по 21 ноября в Сварожки, образ Сварожича-Огня слился с образом архангела Михаила с огненным мечом.

Агни (Огнь)

Славянский религиозный символ бога Семаргла - Агни (Огнь) - Священный Огнь жертвенника и домашнего очага; обереговый символ Высших Светлых Богов, охраняющий жилища, храмы и древнюю мудрость РОДных Богов.

Сварожич - сын бога Сварога - одного из самых могущественных божеств древнеславянской мифологии, царствовал с 28 сентября по 15 октября. У древних славян Сварожич олицетворял земной огонь. Сварожич - бог огня, происходил от неба, от Солнца. Ему приписывали благодетельные силы, ведь он давал тепло и свет, и губительные, так как из-за него случались пожары и засухи. Некоторые славянские племена почитали Сварожича ещё и как бога войны и побед. Сварожич считался покровителем воинов, природных стихий, профессий людей. Все, кому посчастливилось родиться под знаком Сварожича, проживут всю жизнь со смыслом. Первая половина их жизни, скорее всего, будет настоящей борьбой, зато вторая принесёт богатство, почёт и всеобщее уважение.

Особое празднество - "Именины овина" (7 октября), принеся богу жертву, испив овин, за пиршественным столом, вкушая подобающую еду. Потом обмолачивали хлеб и мяли коноплю. Золотая осень - это время Сварожича-Овинника. Именины Сварожича справляли в день осеннего равноденствия, когда природа празднует прощальный бал осенних красок.

Сварожич - символ небесного огня, упавшего с неба и укрощённого людьми. Поэтому искусство и ремесло дают смысл жизни человека-Сварожича, который отличается утончённым художественным вкусом, умением всюду видеть красоту и открывать её для других. У Сварожича светоносный характер. Его грустная полуулыбка неотразима, но ему нельзя забывать о том, что уныние - это страшный грех (ибо идёт ему самому во вред). Человек-Сварожич хорошо разбирается в жизни при помощи наблюдательности и высокого интеллекта. Люди этого знака рациональны и всё стремятся разложить по полочкам. Иначе им нельзя: они рождаются в то время года, когда идёт подсчёт запасов на зиму. Всего, что собрано, должно хватить до следующего лета. Люди-Сварожичи умны, рациональны, хорошо считают и ориентируются в пространстве. Они созданы для того, чтобы двигать вперёд науку и культуру. Сварожич дарит неугасимый огонь мысли. Все ремёсла ему подвластны, от кузнечного дела до изящной поэзии. Человек-Сварожич - это прекрасный педагог. Он несёт людям свет знаний, блистая отточенностью мысли и совершенством стиля. Его нужно беречь, чтобы он не сгорел полностью в творческом божественном огне.

В браке Сварожич постигает закон двуединства и полностью обретает себя. С именин Сварожича начинается пора осенних свадеб. Человек этого знака верит в идеальный брак и в то, что где-то на свете существует его вторая половинка. Если он всерьёз займётся поисками, не размениваясь по мелочам, половинка и в самом деле найдётся.

Свою энергию Сварожич черпает у огня, на который может смотреть бесконечно. Сварожичу приносят удачу его две тотемные птицы: петух и лебедь. Для Сварожича главное - это не растерять свои идеалы, нравственные ориентиры и всегда гореть не сгорая.


Для того, чтобы понять, что из себя представлял бог Семаргл, стоит для начала разобраться в происхождении самого имени божества. Как всегда, исследователи не могут прийти к единому заключению и выдвигают отличные друг от друга теории. Давайте рассмотрим несколько таких теорий.

Итак, согласно первой теории Семаргл — это вообще симбиоз двух богов, Симы и Регла. Подтверждением для этой теории служит исторический трактат «Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере», где указано, что древние славяне верили и в Симу, и в Регла. Исследователь Иван Забелин предполагал, что эти божества имели ассирийское происхождение и были позаимствованы древними славянами у жителей южного Черноморья и Киммерийского Босфора. Эти боги подразумевали поклонение огню.

Вторая теория гласит, что Семаргл, или Симаргл был семиликим божеством, и олицетворял он собой солнечного бога Ярилу, с семью головами. В доказательство этой теории выступает исследователь Фаминцин, который предположил, что буквы «г» и «ь», которые использовались в некоторых исторических работах при написании имени божества (Си(ь)марьгл), были ошибками, допущенными переписчиками. Вместо них должна была быть буква «ы», которая читалась, как «еры». Если принять во внимание это суждение, то истинное имя бога должно звучать, как Сима Ерыла. Вот тут есть один нюанс: слово «Сима» может иметь два варианта происхождения. Первый — это древне сабинское слово Semo, что означает «полу божественный», «гениальный». Второй вариант подразумевает происхождение слово «Сима» от числа семь, то есть Семи Ярило. Замену гласной буквы в написании корня, исследователи объясняют всё также — ошибкой переписчиков.

Третья теория самая укоренившаяся среди историков и исследователей. Якобы само божество Семаргл, было заимствовано древними славянами из иранской мифологии и прототипом ему послужил бог Симург. Это мифическое существо, птица очень похожая на грифона. Основой для образа этого божества послужил Сэнмурв — крылатая собака. Данная теория о происхождении славянского бога принадлежала советскому историку, Елене Тревер.

Бог Семаргл у славян. Функции и обязательства.

Вообще, в славянской мифологии Семаргл — это огненный, солярный бог. Часто его упоминают, как Огнебога. С чем это связано спросите вы? Так вот, дело в том, что по представлению многих, бог Семаргл являлся защитником и хранителем первозданного огня (Инглия). Так же, он служил богом-вестником между мирами. Существует множество преданий, согласно которым, бог Семаргл не раз помогал тем, или иным обитателям мира Прави, в битве против тёмных сил. Богу Семарглу приписывают ещё одну особенность: так, как он был хранителем первозданного небесного пламени, он мог передать его мощь своим соратникам в час нужды и битвы. Поэтому появление бога Семаргла на поле сражений приумножало силу Ирийских богов. Он служил словно аккумулятором всех божественных сил, которые воссоединяясь с небесным огнём, передавались обратно другим богам. Так одно из преданий гласит, что бог Семаргл сражался вместе со Сварогом Праотцом, в изначальной битве между силами добра и зла. Эта легенда повествует, что именно Семаргл объединил силы Даждьбога, Стрибога и Хорса, чтобы нанести сокрушительный удар Чернобогу.

До рождения громовержца Перуна, бог Семаргл выступал в роли защитника мира Прави. Судя по всему, Семаргл — бог воин, который способен сражаться. Многие считают, что он ничем не уступал своему брату Перуну. В этом убеждении есть своя доля правды, ведь историки уверяют, что обычно кумир Семаргла стоял по правую сторону кумира Перуна. Это не может быть обычным совпадением. Скорее всего, так древние славяне выказывали своё уважение воинской доблести Семаргла.

Но вместе с этим, обязанности бога Семаргла не ограничивались только участием в сражениях и приумножении сил Ясуней. Он был божественным вестником между мирами. Здесь конечно можно найти некое сходство между славянским божеством и греческим богом-вестником Гефестом, и это не спроста. Вообще в ведическом эпосе существует бог-вестник Агни (слово огонь не случайно похоже на имя этого божества) и он служит своего рода прототипом для образа бога Семаргла. Слишком много совпадений: бог Агни, так же как и Семаргл, является огненным богом. В мифологии других народов так же можно встретить похожих богов. Это и римский Плутон с Вулканом, и кельтский бог Гоибниу, и индийский Тваштар, и скандинавец Локи и балтийский Габия наконец. Чтобы не запутать читателя окончательно, я немного поясню, на чём именно основывается родство этих богов.

Если всё-таки допустить, что теория историка Елены Тревер, насчёт иранского происхождения бога Семаргла правдива, то стоит пояснить

чем занимался иранский прототип нашего божества. Бог Симург в иранской мифологии считался хранителем Древа Жизни, где хранились семена всех растений. Этот крылатый пёс, выступал у иранских племён, как божество плодородия. Именно этим объясняется и роль вестника, и посредника между богами и людьми: Симург охранял семена растений, а после слетал с небес на землю, и приносил на неё жизнь и плодородие. Это перекликается с ведическим образом бога Агни. Кстати изображения псов с крыльями, в окружении растений и цветов, служило сюжетом для многих изделий русского прикладного ремесла, которые датируются одиннадцатым веком. Археологами было найдено множество украшений и вещей быта с изображением подобных существ, окружённых орнаментом растительности. Изображение подобного мифического пса с крыльями даже можно встретить в Суздале, на воротах одного из храмов.

Подобное описание Семаргла, во многом перекликается с образом славянского бога Переплута. Многие полагают, что Семаргл и Переплут — это одно и тоже божество. Сторонники этой теории, утверждают, что таким образом можно проследить родство славянского божества с греческим богом Плутосом и римским Плутоном. Первый является покровителем богатства, и это совместимо с понятием плодородия в древности. Второй бог являлся покровителем загробного мира. Все эти три божества совмещаются следующим образом: первозданный огонь есть источник всего живого во вселенной, и он горит на Древе Жизни, на котором хранятся семена всех растений. С наступлением весны, семена осыпаются на землю и произрастают там, чтобы осенью дать плоды. Осень - это пора урожая, то есть плодородия, за которым неизменно грядёт увядание и смерть, до новой весны.

Таким образом, славянский Семаргл, выступает богом плодородия, который неразрывно связан с землёй. Вот тут мы плавно и подходим к теории родства Семаргла с греческим богом Гефестом и кельтским божеством Гоибнию. Согласно этой теории, имена этих двух божеств сочетают в себе древнее обозначение земли «геб». В имени славянского божества присутствует этот же корень, но только в переводе и звучит он, как «зем». Со временем этот корень претерпел изменения и стал звучать, как «сем».

Интересные теории, ничего не скажешь. Автор не станет утверждать, что это непреложная истина, сами историки разобраться не могут, а автор и подавно, ибо он простой и скромный человек. Но давайте поговорим и о других возможных функциях этого славянского бога.

Семаргла называют богом Луны. Якобы он не позволял злу проникнуть в наш мир и каждую ночь, вооружившись объятым пламенем мечом, нёс свою службу. Здесь можно проследить поразительное сходство между этим языческим божеством и образом христианского архангела Михаила, который так же вооружён Огненным мечом, и возглавляет небесное воинство. Кстати существует ещё одно интересное утверждение, якобы бог Семарг тесно связан с образом другого архангела — Габриеля, в основе имени которого, лежит всё тот же корень «геб». Однозначно интересные теории.
Существует поверье, что древние славяне избегали частого упоминания имени бога. Основывалось это поверье на том, что якобы Семаргл жил среди смертных, и без их слов ведал, что творилось с ними. Бога Семаргла так же почитали, как покровителя семейного очага. А ещё верили, что когда человек был болен и горяч, то это дух бога Семаргла теле больного боролся с хворью всякой.

Родословная бога Семаргла и его семья.

Согласно преданию, бог Семаргл, был сыном бога Сварога. Некоторые утверждают, что он был рождён из первой искры, что полетела от Алатыря камня, когда Сварог молотом своим по нему ударил. Во всяком случае Семаргла относят ко второму поколению Ясуней. Согласно преданию, первая искра, озарило всё вокруг невиданным светом, и из света того появился, подобно светилу бог Семаргл, верхом на скакуне, с золотой гривою и гладкой, посеребрённой шерстью. И свет, тот разогнал тьму, и продолжил Сварог ковать мир да сыновей своих из искр высекать. Легенда гласит, что дым стал вестником приближения огненного бога, а там, где он проезжал там, след чёрный оставался, настолько велика была мощь огня его.

Бога Семаргла связывают с днём летнего солнцестояния. Согласно преданию, однажды на берегах священной реки Ра (нынешней Волги), бог Семаргл повстречал прекрасную богиню Купальницу, и настолько хороша собой была она, что сразу же в сердце запала Огнебогу. Да только, не мог он быть с возлюбленной своей, ибо долг его был велик — охранять огонь небесный и Солнце. Много печали и горя хлебнули влюблённые в разлуке, но однажды, не выдержал Семаргл, тоски, что сердце его съедала, и бросив свой меч огненный, он помчался на берега реки священной. В ту ночь, когда познали друг-друга Купальница и суженый её Огнебог, тьма стала равной свету и назвали этот день Осенним Равноденствием. Спустя девять месяцев, в день Летнего солнцестояния у влюблённых богов родились близнецы: сын Купала, да дочь Кострома.

Образ бога Семаргла.

Бытовало мнение, что бог Семаргл был склонен менять свой облик и приобретать вид совершенно разных существ. Так, например, он мог явиться людям в образе бравого воина, средних лет, или достаточно молодого, одетого в блистательные доспехи и объятым языками Ирийского огня. Если брать теорию о родстве славянского Семаргла с иранским Симургом, то ещё одним образом, которое принимало это божество был крылатый пёс. Мы уже упомянули, что подобные изображения крылатой собаки в окружении растительности, были изображены на образцах русского прикладного искусства. Так же символами этого бога являлись Рарог и Финист. Первый из них является огненным соколом, знаменующим победу, а второй соколом, знаменующим саму битву. Неразрывно образ славянского бога Семаргла, так или иначе связан с битвами и противостоянием со злом. Мирный воин, одним словом. Согласно чешским поверьям, бог Семаргл, также мог принять облик огнедышащего дракона, чья грива объята невероятным сиянием.

Бог Семаргл — поклонение и восхваление.

Судить о том, как именно поклонялись богу Семарглу весьма трудно, так, как до нас почти не дошло никаких исторических сведений. Известно, что с реформой князя Владимира, поклонение богу Семарглу приобрело новый уровень, так как многие исследователи утверждают, что до этого Семаргл считался второстепенным божеством и скорее выступал в роли дополнения для богини плодородия Мокоши. Благодаря князю Владимиру, кумир Семаргла был воздвигнут по правую сторону от кумира бога Перуна, что только подчёркивало признание этого бога, как одной из центральных фигур языческого пантеона древних славян. Упоминание имени бога Семаргла можно встретить в разных православных поучениях против язычества, и эти работы датируются XII-XIII вв. Но уже с наступлением четырнадцатого века, всякое упоминание о подобном божестве исчезает, поэтому доказывать что-либо очень сложно.
Что же касается празднований в честь бога Семаргла, то эта тема является более раскрытой. В целом упоминание бога Семаргла происходило на каждом празднике, который был посвящён плодородию и связан со стихией огня, так как она являлась главенствующей в славянском волхвовании. Поэтому чаще, под это описание попадали весенние и осенние праздники. Так, например, по утверждению некоторых 22 марта, богиня Мара сгорала в очищающем пламени бога Семаргла, который заставлял последние снега таять. Таким образом, бог Семаргл освобождал землю для весенних богинь. Есть и второй утверждение, якобы процесс исчезновения последнего снега, приходился на 14 апреля.
С именем бога Семаргла так же связанны праздники осеннего равноденствия и летнего солнцестояния. Первый праздник посвящён встрече и соитию бога Семаргла с его любимой богиней Купальницей. Это единственный день, согласно легенде, когда бог Семаргл может оставить свою небесную обитель и увидеться со своей супругой. Второй праздник знаменует рождение детей бога Семаргла — дочери Кострома и сына Купала.
Чествование бога Семаргла тесно связано с русалиями- праздниками, которые были посвящены русалкам. Эти создания представлялись людям в образе прекрасных крылатых дев. Они орошали землю росой перед рассветом и делали её плодородной. Дело в том, что перед посевом поля выжигали и удобряли золой. Именно эта земля орошалась росой и становилась мягкой для того, чтобы принять новые семена. Поэтому тандем русалок и бога Семаргла символизировало переплетение огненной и водной стихии для рождения жизни.

Символика бога Семаргла.


Символом бога Семаргла считается само пламя — первозданное и очищающее душу от всех пороков. Вне зависимости от религиозных конфессий, огонь всегда оставался священной стихией. Открытый огонь не только согревает человека, но и дарует ему ясность разума, очищая душу от всех сомнений и греховных помыслов. Огонь вдохновляет людей на поступки, которых до этого они бы не совершили. Первозданный огонь горит не только физически, но и в сердце каждого человека. Это то, что мы люди, привыкли называть отвагой и храбростью.


Выделяют три вида огня. Первый вид — это огонь, который разожгли голыми руками, путём трения двух кусков дерева. Этот огонь считается особенным, он использовался для розжига праздничных, или целебных костров. Такой ритуал позволялось проводить лишь пожилым мужчинам. Второй вид — это огонь, зажжённый огнивом. Обычно подобное пламя использовали для бытовых нужд. Третьим видом огня был огонь, который появился от удара молний. Его считали божественным. Он мог быть двояким, или карающим неверных, или изгоняющим бесов и прочую нечисть.
Вообще прыжки через костёр, хороводы вокруг костров, посиделки у костра — это способ очищения душы и тела, к которому прибегали наши предки. Древние славяне верили, что у пламени было семь глав и каждая из них была ангирасом (предшественник нынешних ангелов) — силой, что выступала помощником и посредником. Именно отсюда берёт своё начало теория о семиглавом боге Семаргле.
Существует поверье, что по воле бога Семаргла, из его пламени рождаются ящерицы саламандры, которые могут свободно пересекать любые пространства и вызывать пожары там, где живут злые люди.
В качестве руны бога Семаргла выступала руна Волка. Её иногда называли руной Семаргла. Эта руна представляет собой квадрат, чьи два луча пересекают друг-друга и расходятся в разные стороны. Трудно судить о том, какую именно смысловую нагрузку несёт в себе эта руна, но стоит вспомнить, что волк почитался у древних славян, как благородное животное. Его не убивали, но находя мёртвого на лесной тропе, считали удачей, а волчьи зубы использовались в качестве оберегов и украшений. Волк почитался, как защитник, и как проводник душ в загробный мир. А ещё образ волка был неразрывно связан с луной, чьим богом являлся Семаргл. Вообще в качестве знака бога Семаргла, могло выступить любое изображение пламени.