05.11.2019

Бетононасосы. Бетононасосы: виды и применение Принцип работы поршневого и беспоршневого оборудования


В настоящее время ни на одном строительстве большого масштаба невозможно обойтись без бетононасосов.

Благодаря бетононасосам, обеспечивающим доставку бетонного раствора в труднодоступные или находящиеся на некотором расстоянии от оборудованного проезда места, удается снизить практически вдвое затраты, связанные с проведением бетонных работ.

Более того, использование бетононасосов позволяет строителям минимизировать потери бетона и сохранить его качество, которое всегда страдает при использовании других способов его закладки.

Общее описание бетононасосов

Бетононасосы служат для обеспечения транспортировки по трубам бетонной смеси от к месту ее укладки. Доставка бетона бетононасосом имеет большое число достоинств, основными из которых являются:

  • упрощение общей системы необходимых коммуникаций;
  • возможность совмещения горизонтальной транспортировки с вертикальной;
  • исключение необходимости ручного труда во время приемки, перемещения и укладки бетонной смеси;
  • многократное увеличение производительности труда;
  • снижение общей стоимости проведения работ.

Бетононасос: устройство и принцип работы

В классическом исполнении бетононасос объединяет следующие элементы:

  • шасси, имеющее несущую раму, на которой монтируются все агрегаты и узлы бетононасоса;
  • привод в виде дизельного или электрического двигателя;
  • гидравлическая система, включающая в себя гидронасосную станцию, распределитель, гидравлические цилиндры и систему охлаждения;
  • бетонотранспортная система, состоящая из приемного бункера, S-образного клапана, шибера, бетонотранспортных цилиндров и поршней системы очистки с компрессором и водяным баком;
  • система управления в виде специального электрического блока;
  • опционально бетононасосы могут иметь системы контроля, сигнализации и аварийного отключения.

Принцип работы бетононасоса состоит в том, что поршень насоса засасывает жидкий бетон из приемного бункера, а затем выталкивает ее в бетоновод.

Виды бетононасосов, нюансы их устройства и работы

Бетононасосы определяются по нескольким признакам. По режиму работы с периодической подачей смеси (поршневые) и непрерывной подачей смеси (шланговые). Также различаются по типу привода это — механические, гидравлические и пневматические. Бетонотранспортные цилиндры деляться по типам на одноцилиндровые и двухцилиндровые. Выпускаются бетононасосы в нескольких исполнениях, в таких как:

  • стационарные;
  • передвижные;
  • автомобильные;

Источником энергии автобетононасоса может быть собственный дизель автомобиля или автономный дизель, либо работающий на электроэнергии.

Основными узлами бетононасосов всех типов являются:

  • загрузочная воронка;
  • привод;
  • нагнетательный бетоновод;
  • качающий узел;
  • вспомогательные механизмы.

Как правило, автобетононасосы имеют бетонораспределительную стрелу-манипулятор, однако встречаются и бетононасосы безстреловые.

Качающий узел, являющийся одним из основных узлов как поршневого, так и роторного бетононасоса, осуществляет нагнетание бетонной смеси в бетоновод, причем процессу нагнетания присущ циклический характер.

Бетоноводы собираются из отдельных сварных или бесшовных стальных труб. Их диаметр должен равняться диаметру поршня и должен оставаться неизменным на всей длине. Для стыковки труб используются быстроразъемные замки.

Чаще всего в настоящее время используются двухцилиндровые бетононасосы, имеющие гидравлический привод и называемые мини бетононасосами, что обусловлено их компактностью. Характерными чертами таких устройств является меньшая металлоемкость и высокие эксплуатационные показатели.

Наличие пары бетонотранспортных цилиндров, а также быстродействие устройств, переключающих направление движения распределительных клапанов и поршней, является причиной подачи смеси в бетоновод в виде практически непрерывного потока.

Производительность выпускаемых ныне гидравлических бетононасосов составляет от 15 до 120 м3/час. Подача смеси ими может производиться на расстояние до 250 м в горизонтальном направлении и до 50 м в вертикальном.

Давление в каждом из транспортных цилиндров может составлять от 3 до 12 Мпа, что зависит от условий эксплуатации. Гидравлические бетононасосы, марки и типы которых довольно многочисленны, в основном различаются лишь конструкцией, которую имеют их распределительные устройства.

Необходимо отметить, что четкость и надежность функционирования распределительного устройства в значительной мере определяет бесперебойность работы насоса в целом. Именно поэтому постоянно ведутся поиски наиболее совершенной конструкции распределительных устройств.

Производители бетононасосов

Производители бетононасосов различных стран выпускают в настоящее время огромный ассортимент техники для бетонирования. Выбор этих машин настолько огромен, что практически невозможно говорить о привязке данной производственной отрасли к определенному географическому региону.

Однако имеются достаточно ярко выраженные региональные предпочтения в данной области. Так, на российском и украинском рынках, например, в основном преобладают бетононасосы европейских, южно-азиатских и североамериканских производителей, тогда как в самой Северной Америке предпочтение отдается китайской технике бетонирования.

Вместе с тем, на российском рынке становится все больше машин китайского производства, что обусловлено следующими причинами:

  • достаточно низкие, по сравнению с западноевропейскими производителями, цены на поставляемое оборудование;
  • предлагаемые китайскими производителями модели аналогичны европейским образцам;
  • китайские бетононасосы собираются в основном из комплектующих, произведенных в Европе.

Наиболее известными европейскими производителями бетононасосов являются:

  • немецкие фирмы Reich Baumaschinen, ELBA-WERK, Schwing, Putzmeister;
  • итальянские фирмы MECBO, SERMAC, CIFA.

Как выбрать бетононасос

Чтобы правильно подобрать оптимальный для условий конкретной строительной площадки линейный бетононасос, необходимо тщательно изучить как параметры площадки, так и характеристики оборудования.

Прежде всего, необходимо оценить возможности механизма и соотнести их с тем расстоянием, на которое планируется подавать бетонный раствор. Это требуется как для бетононасосов, установленных на шасси, так и для моделей стационарного типа.

В том случае, когда предпочтение отдается автобетононасосам, допустим, автобетононасосу с раздаточной стрелой , автобетононасосу или автобетононасосу , то определяющим фактором в этом случае является ограничение стрелы. Если же выбор делается в пользу стационарных моделей типа бетононасоса , то следует оценить мощность его двигателя и то максимальное расстояние, на которую требуется производить прокачку бетонного раствора.

Следует учитывать и такой нюанс, что в случае использования стационарного бетононасоса отсутствует необходимость использования автокрана и грузовой машины, а небольшие габаритные размеры шасси позволяют проезжать даже в городском центре и производить необходимые маневры в пределах строительной площадки.

Затем необходимо оценить предстоящий объем работ. Вполне может оказаться, что бетононасос малой производительности будет вполне достаточен для обеспечения нужд конкретной стройки.

Исходя из того, что выгоднее в существующих условиях – электроэнергия или дизельное топливо, — необходимо определиться с типом двигателя приобретаемого агрегата.

Стоит задуматься и о типе привода, который может быть гидравлическим или механическим. При большем объеме работ предпочтение следует отдавать моделям с гидравлическим приводом, поскольку они обладают самой большой производительностью.

Правильно подобранный бетононасос обеспечит большую эффективность и скорость выполнения работ, что положительно скажется на всем ходе строительства.

Она зависит от размеров площадки (дальность и высота транспортировки), от величины отдельных бетонируемых участков (производительность) и от свойств укладываемого бетона (содержание цемента, консистенция, размер зерна и пр.). Бетононасос, который обязан подать определенное количество бетона за заданное время, должен иметь конструкцию, гарантирующую забор данного количества бетона и его транспортировку к месту укладки. Давление подачи тем больше, чем длиннее транспортный трубопровод и чем быстрее по нему течет бетон. Легко понять, что приводная мощность насоса, который развивает высокое давление для транспортировки бетона на большое расстояние, будет больше, чем у установки, транспортирующей бетон только на короткие расстояния. Сравниваться между собой могут только насосы с одинаковой приводной мощностью.

Засасывание

Бетон может быть выдавлен из насосного цилиндра только, если он предварительно был наполнен бетоном. Для этого наполнения также требуется давление. Давление атмосферы (1 бар = 760 torr) заставляет бетон поступать в резервуар, находящийся под низким давлением. Всасывающий поршень создает в цилиндре пониженное давление. Атмосферное давление "выдавливает" бетон из бункера в цилиндр. Разница давлений между атмосферой и вакуумом теоретически не может быть больше1 бара. В насосе она при благоприятных условиях может составлять 0,8 бар. Это означает, что бетон подается из бункера в цилиндр максимально с 0,8 бар. Поэтому жесткие и грубые бетоносмеси засасываются хуже, чем тонкие и пластичные. Оптимальные условия засасывания обеспечиваются, когда всасывающие отверстия имеют одинаковое сечение с цилиндром насоса. Задвижка (шибер) должна быть спроектирована таким образом, чтобы сечение всасывания оставалось максимально открытым, не препятствуя втеканию бетона и не меняя его направления движения. Большие объемы бетона требуют больших цилиндров и соответствующих размеров всасывающих отверстий. Диаметры всасывающего отверстия и цилиндра определяют максимальный размер зерна транспортируемого бетона. Самое простое правило требует, чтобы диаметр всасывающего канала как минимум в 3 раза превышал диаметр наибольшего зерна. То есть бетон с максимальным зерном в 63 мм предполагает бетононасос с диаметром подающего цилиндра не менее 180 мм.

Мешалка

Современные бетононасосы снабжаются мешалками, устанавливаемыми в бункерах. Мешалка предназначена для поддержания бетона в текучем состоянии во время простоя насоса, она препятствует оседанию бетона и разрушает структуры, образующиеся вблизи всасывающих отверстий. Однако эти мешалки не являются полноценными бетоносмесителями. При отключенном насосе и больших временах перемешивания приготовление бетона с помощью мешалки представляется весьма проблематичным.

Нагнетание

Максимальное давление, обеспечиваемое бетононасосом, задается его конструкцией. Для различных условий эксплуатации разработаны разнообразные устройства. Автобетононасосы обычно работают с короткими бетоноводами, соответствующими длине мачты бетонораспределителя. Им требуется более низкое давление нагнетания по сравнению, например, со стационарными насосами на стройплощадках, которые тот же объем бетона должны подать на высоту 100 м. Для передвижных бетононасосов (автобетононасосов) , как правило, давления нагнетания до 70 бар оказываются достаточными, в том числе и при высокой производительности. Стационарные бетононасосы с подачей бетона на расстояния до 1000 м или высоту до 500 м требуют давления до 200 бар. Такие, давления предъявляют повышенные конструкционные требования ко всем работающим под давлением узлам, таким как шиберы, шланги, редукторы, трубопроводы и пр. Бесперебойное функционирование насоса возможно только в том случае, если при его выборе учитывались все специфические требования конкретной стройплощадки. Установка, которая постоянно перегружается не может работать эффективно.

Модель бетононасоса Производительность, м 3 /час Давление подачи, бар Дальность подачи вверх / по горизонту, м Внешний вид

Поршневые стационарные бетононасосы

18 70 60/200
71/47 71/106 100/250
65/42 56/101 100/250
95/57 91/152 130/350
Бетононасос стационарный Putzmeister BSA 2109 HP D - аренда 95/57 91/152 150/400
Бетононасос стационарный Schwing SP 4800 D - аренда 43-81 104-243 150/400
102/70 150/220 180/400
Бетононасос стационарный Schwing SP 8800 D - аренда 63-116 104-243 300/800
Бетононасос стационарный Putzmeister 14000 HP D - аренда 102/70 150/220 350/1000

Основной характеристикой автобетононасоса является его мощность, от которой зависит длина стрелы и дальность подачи. Последний параметр выделяют отдельно, поскольку АБН иногда подключают к стационарной магистрали, предназначенной для доставки к тем участкам, куда не может подъехать самостоятельно. Для современного строительства используются машины, вынос стрелы которых может достигать 64 метров - это вполне достаточно, чтобы возвести многоэтажный жилой дом. Для возведения монолитных сооружений, высота которых превышает указанную цифру, применяют стационарные системы, совмещенные с трубопроводами. Характеристики достаточно разнообразны и необходимо сказать несколько слов о том, как должен производиться их выбор. В первую очередь, здесь присутствует фактор стоимости, который является главным ограничением в процессе поисков оптимальной модели. Характеристики автобетононасоса должны подбираться таким образом, чтобы при достаточных для работы в конкретных условиях параметрах, выполнялись возможности обеспечения вхождения цены аренды или покупки в установленный диапазон. Стоит понимать, что когда изделие обладает недостаточными параметрами, то эффективность его функционирования в заданных условиях строительных работ снижается многократно. Если это не учесть, то возникнет значительное число проблем, с которыми придётся иметь дело уже на месте.

Выбирая АБН, основное внимание уделяют его эксплуатационным характеристикам:

Для использования автобетононасосов необходимо соблюдать несколько условий, которые необходимы для обеспечения бесперебойной работы самого агрегата и безопасности строителей на участке. Уклон не должен превышать 3%, в противном случае, эксплуатация может привести к аварии. По той же причине не рекомендуется разворачивать АБН вблизи укрепленного края котлована - минимальное расстояние составляет 5 метров. Ограничение на температуру окружающей среды составляет минус 15 градусов, кроме того, вблизи объекта должны отсутствовать провода ЛЭП.

Для подачи бетона на расстояние используется несколько различных типов техники:

  • стационарные бетононасосы и растворные станции - они обладают низкой производительностью, поэтому в коммерческой эксплуатации используются редко, в данной статье они не рассматриваются,
  • гидролотки и транспортерные ленты - часто используются в СЗФО, но в Московском регионе - практически не встречаются,
  • автобетононасосы - про них в дальнейшем и пойдет речь.

Автобетононасос (АБН) - это специальный узел для подачи бетона на расстояние, поставленный на шасси автомобиля. Классификация АБН:

  1. По типу прокачки:поршневые и вакуумные
    • В практике коммерческой эксплуатации чаще используются поршневые механизмы из 2 поршней, работающих в противофазе (один - всасывает бетон из приемного бункера, другой - закачивает его в бетоновод).
    • Встречаются и однопоршневые насосы, но такой механизм, естественно, снижает характеристику производительности насоса.
  2. По типу затворного механизма:шиберные, шторочные и роторные . Шиберные - самый распространенный тип, они могут иметь S-образную и С-образную конструкцию шиберного узла.
  3. По типу управления стрелой: стреловые и линейные (бесстреловые).
    • Стреловые АБН - наиболее популярный тип, в них смесь подается через управляемые гидравликой трубы, называемые стрелами.
    • Линейные АБН чаще всего используются там, где нет возможности разместить стреловой АБН.

Какие требования предъявляются к месту заливки с помощью стреловых АБН (по длине, ширине и высоте)?
Что касается высоты - в первую очередь, требуется, чтобы раскладыванию не мешали провода и деревья.
Общая высота для раскладывания зависит от общей длины стрелы насоса, для ориентира можно брать длину 16-20 метров.
Как выглядит раскладывание стрелы, можно посмотреть в рекламном видео 32-метрового АБН Zenith (непосредственно раскладывание начинается в 0:49. Перетащив ползунок, вы можете начать смотреть видео с любого момента ).

На этом видео вы также могли видеть разложенные по бокам аутригеры («лапы») насоса (что также можно встретить у автокранов или грузовиков).
Чтобы насос мог нормально разложить лапы - ему требуется площадка не менее, чем 7*7 метров . Для насосов стрелой от 36 метров - не менее, чем 9*9 м.

Ширину раскладывания аутригеров (лап) насоса и взаимное расположение насоса и миксера при заливке можно оценить по 2 следующим фотографиям.
На первой фотографии изображен насос длиной стрелы 40 м, ширина раскладывания аутригеров (лап) - 9 м.

При заливке миксер подъезжает к насосу задом и сливает бетон в приемное отверстие насоса.
В результате получается, что 2 машины встают в линию под 20 метров длиной.
Если подъездной путь изгибается - это не является принципиальным препятствием. Миксер может встать к насосу и под углом, что видно на фотографии с сайта российского производителя миксеров и насосов «ТЗА».
На фотографии изображен насос длиной стрелы 22 м.

На видео ниже представлен процесс заливки с использованием бетононасоса.
Бетон по лотку сливается в приемное отверстие миксера, и далее подается по стрелам насоса в опалубку.

Механизм выгрузки бетона из миксера расписан в разделе Автобетоносмесители «Вопросов и ответов».

Обратите внимание на провода: если в левой части фотографии (где миксер) их полно, то в правой (где насос) - их нет.
Для заливки насосом нужно обеспечить отсутствие проводов и деревьев, чтобы они не мешали раскладываться насосу .
Это особенно важно для садовых товариществ, где и провода, и деревья наблюдаются в избытке.

Что делать, если невозможно обеспечить данные условия?

В таком случае можно воспользоваться линейным автобетононасосом. Его основные отличительные особенности (по сравнению со стреловым АБН):

  • преимущества
    • меньшая длина (а значит и большая маневренность),
    • нет необходимости раскладывать аутриггеры («лапы») - достаточно обычной ширины дороги для работы насоса,
    • нет требований по отсутствию проводов, деревьев и т.п.
  • недостатки
    • требуется вручную собирать трубы в единую конструкцию, называемую магистралью, что требует больше времени,
    • магистраль по заливаемой конструкции перетаскивается вручную, а не с помощью гидравлики - это увеличивает трудозатратность процесса,
    • если объект находится выше уровня земли, магистраль нужно будет закреплять (к фасаду, стене или чему-либо еще).

Что касается стоимости, то мощный линейный насос (способный прокачать до 150 м) обычно стоит дороже, чем стреловой, но начиная с расстояния 60 м (если использовать стрелу не получается - например, при заливке в окно или подвал) он уже может быть дешевле (в зависимости от цен конкретного поставщика). Выглядит он следующим образом (фотография с сайта российского производителя миксеров и насосов «ТЗА»).

Мне нужен самый минимальный бетононасос, какой будет длина стрелы?
Иногда встречаются маленькие насосы со стрелой 15 метров, но обычно минимальный насос - 22-24 метра. Максимальная длина - 61 метр, стоимостью более 50 000 рублей за 8-часовую смену.

Также следует учитывать, что длина стрелы соответствует вылету по вертикали (за минусом 0,5-0,7 м). Вылет по горизонтали в среднем на 4 метра меньше, чем номинальная длина стрелы из-за особенностей конструкции.
Конкретные значения можно узнать на страницах производителей бетононасосов ТЗА , SCHWING Stetter , Putzmeister , CIFA , Mecbo , Zoomlion .

Что входит в 8 часов смены работы насоса?
Стандартная практика - 7 часов на непосредственную работу и 1 час на промывку после окончания работ.
Дорога «туда» и «обратно» во время смены не включается.

В чем заключается запуск насоса и стоит ли он каких-то дополнительных денег?
Чтобы бетонная смесь не застревала в трубах, нужно покрыть их стенки чем-то вроде обволакивающей пленки. Это и есть запуск насоса.
Для запуска используют либо цементное молочко, либо пусковую смесь:

  • Молочко производится непосредственно на заводе, но его требуется всего 1-2 куба, и доставка молочка в полупустой машине очень дорогая. Поэтому часто сами производители советуют использовать «самопальную» пусковую смесь из цемента и воды - это существенно дешевле. Для длинных насосов и магистралей использование цементного молока обязательно.
  • В остальных случаях чаще всего используется специальная пусковая смесь, которую оператор бетононасоса либо привозит с собой, либо замешивает из цемента заказчика.
  • При отгрузке раствора вместо пусковой смеси для запуска можно использовать непосредственно поставляемый раствор - но при этом следует заложить небольшой запас по объему (десятые доли куба).

А если мне нужно заливать пол в помещении длиной 100 метров, стоимость смены будет порядка 100 000 рублей?
Нет, для длинных помещений можно использовать либо линейный насос, либо наращивать стрелу с помощью магистрали. Такая конструкция не управляется централизованно оператором бетононасоса - ее нужно таскать вручную, но зато это существенно дешевле. Конечную стоимость можно сказать только на месте, определив точную потребность в шлангах, трубах и поворотах. При подаче бетона через двери (в подвал) или окна без магистрали обойтись будет невозможно.

Примеры, как выглядит магистраль:


Как быстро можно будет провести заливку с помощью автомобильного бетононасоса?
Наименьшая производительность насосов встречается у совмещенных машин «миксер-насос», практически не встречающихся в московском регионе - порядка 30 м 3 /ч.
У обычных бетононасосов без миксера производительность гораздо выше - от 60 м 3 /ч, а чаще - от 90 м 3 /ч.
Поэтому на практике реальным ограничителем скорости заливки является быстрота подачи миксеров под насос и быстрота выработки смеси рабочей бригадой . И чаще стоит вопрос быстроты подачи бетона, чтобы насос не забивался.

С каким интервалом нужно заказывать бетон при прокачивании через насос?
Требования к интервалу определяются исходя из того, что бетононасос не должен простаивать после начала работ, а должен постоянно прокачивать бетон - иначе «застоятся трубы» и насос придется запускать заново.
По практике скорости выработки бетона бригадами, одна машина 7м 3 вырабатывается за 15 минут, итоговая скорость обработки бетона бригадой составляет около 30 м 3 в час и 200 м 3 в смену.
Не сильно чаще выпускают машины и сами бетонные заводы, поэтому для простоты считается, что машины под насос нужно подавать без перерыва - перерыв образуется сам собой из-за времени загрузки машины.
Соответственно, бетонный завод должен обладать достаточным количеством машин (собственных или наемных), чтобы обеспечить требуемый интервал.

Если времени на отгрузку не хватает, можно ли заказать насос и первую машину с бетоном на одно и то же время?
Если с насосом что-то случится и он не сможет прокачать бетон, тогда отгрузка будет невозможна и выпущенный с завода бетон нужно будет перенаправлять на другой объект.
Чтобы этого не случилось, порядок действий такой:

  • сначала нужно убедиться, что насос на объекте разложился, препятствий для его работы нет,
  • и только потом выпускать машины с завода на объект.

Обычно разница между насосом и первой машиной бетона составляет 1 час, но если известно, что от завода до объекта большое расстояние (или большие пробки), рекомендуется задавать разницу во времени исходя из реальной продолжительности пути (всё равно быстрее, чем это возможно, миксер доехать до объекта не сможет).

Эту же разницу нужно учитывать и при подсчете полезного времени работы насоса. Дело в том, что 1 технологический час ему нужен не только на раскладывание стрелы - но в большей степени на промывку по итогам разгруки. И если после подачи сигнала о готовности к работе до приезда первой машины пройдет 2 часа - тогда на прокачку из 7 полезных часов останется только 5.
С учетом уровня расценок (по нескольку тысяч рублей за час), такую ситуацию нельзя назвать удобной для клиентов. Тем не менее, эта мера служит тому, чтобы в случае невозможности прокачки не пришлось платить за уже выпущенный с завода бетон - а это уже десятки тысяч рублей.

Как регулировать объем бетона при отгрузке под насос?
В общем случае правила такие же, как и при обычной отгрузке - чтобы не переплачивать за порожний прогон, при разгрузке предпоследней машины делается корректировка объема последней машины.
Однако нужно учитывать, что из-за риска застывания бетона в трубах (если между разгрузкой предпоследней и последней машин пройдет много времени) многие насосники не отпускают машину до того, как придет следующая. Чаще всего это означает, что у последней машины из-за ожидания последней возникает сверхнормативный простой, требующий оплаты. К этому нужно отнестись с пониманием, поскольку альтернативами являются:

  • дополнительная ходка машины с бетоном, если его требуется больше, чем изначально заказано,
  • разгрузка «лишнего» бетона, не требуемого в изначальную конструкцию, если его требуется меньше предполагаемого.

Во всех этих случаях дополнительные расходы составят больше, чем оплата сверхнормативного простоя. А если изначальный и фактический объем сходятся - то и переплачивать ничего не придется.


Какие предъявляются требования к бетону для прокачки его бетононасосом?
Большинство специалистов по автобетононасосам не берутся прокачивать смесь марки М150 и ниже, хотя некоторые соглашаются, основываясь на том, что главное - это всё-таки подвижность смеси, и смесь М100 П4 будет прокачана успешно.
Несмотря на то, что в характеристиках своих насосов производитель «ТЗА» указывает требуемую подвижность П2 (осадка конуса 6-9 см), на практике же требуется заказывать под насос смесь подвижностью не менее П4 . Только в отдельных редких случаях (когда насос принадлежит производителю и в своем качестве он уверен), удается поставить под насос бетон подвижности П3. Это нужно учитывать при планировании расходов на бетон и заказе партии бетона.
Что касается раствора , то из-за отсутствия щебня и более высокого содержания цемента по сравнению с бетоном той же прочности найти насос для прокачки раствора М100 проще, чем для бетона М100.

Такие же правила существуют для раствора и для керамзитобетона?

Для раствора - такие же правила, как и для бетона, а вот керамзитобетон практически никто не берется прокачивать насосом вне зависимости от марки, кроме отдельных умельцев.

Как же тогда подавать керамзитобетон на дальние расстояния и в высоту?
Самый стандартный способ - это использовать подъемный кран и подавать керамзитобетон отдельными партиями.
Например, с использованием так называемого «колокольчика», который с помощью крана транспортируется от места разгрузки до места укладки.
Могут использоваться и другие способы, например, заливка ковшом экскаватора .
Чаще всего при подобных заливках разгрузка машин длится дольше положенного срока.
Если заранее понятно, что будет простой машин, лучше сразу проговорить это до заливки - так вы сэкономите и свои нервы, и нервы поставщика.

За какой срок нужно заказывать бетононасос?
За пару дней, а вообще: чем раньше - тем лучше, потому что насосов относительно немного, и их работа расписывается на несколько дней вперед.

Могу я заказать бетононасос у того же поставщика, что и бетон?
Это возможно, но не всегда. Бетононасос - более дорогая техника, чем автобетоносмеситель, и у областных заводов он встречается реже, чем в Москве. Кроме того, у частников он чаще дешевле, чем у производителей бетона. Тем не менее, когда есть такая возможность, мы рекомендуем заказывать насос на бетонном заводе, даже несмотря на более высокую цену: это исключит риск взаимных претензий по простою. Примеры, когда они возникают:

  • если из-за задержки машин насос не укладывается в смену - владелец насос требует оплаты дополнительного времени работы с заказчика,
  • если насос ломается, и из-за этого машина на объекте стоит дольше положенного времени - поставщик бетона требует оплату сверхнормативного простоя с заказчика.

Как можно заметить, в обеих ситуациях заказчик должен компенсировать ущерб третьей стороне, возникший не по его вине. В случае же, когда бетонный завод сам поставляет насос, ответственность остается внутри его структуры и не касается заказчика.

Какой насос лучше - шиберный или шторочный?
Для потребителя нет разницы, какой тип насоса используется, при условии одинаковых технических характеристик. А производителям более выгодно работать с шиберными насосами из-за из сравнительно большей надежности. При подаче бетона на расстояния от 30 метров создается такое давление, что металлическая шторка буквально «всасывается» в бетоновод, что приводит к поломке.
Шиберные насосы - более современная техника, чем шторочные. Так что если придется иметь дело со шторочным насосом - это значит, что насос далеко не новый. Впрочем, это не означает, что он будет менее надежным.

Оценить силу давления, создаваемого механизмом прокачки бетона, можно по колебаниям стрелы насоса при прокачке: