23.03.2024

Электронные публикации. Первый новгородский архиепископ Слушать СМИ радио «Благо» онлайн


20 сентября (7 сентября ст. ст.) совершается память святителя Иоанна , первого Новгородского архиепископа. Мощи его были открыты в 1439 году в новгородском Софийском соборе, а 470 лет назад, на Соборе 1547 года, он был прославлен как общероссийский святой.

Егда Божественыи глас свыше услыша святителю Иоанне Блаженне. Столп непоколебимыи церкви и граду основание явился еси преславне. Надежи еже на Бога народом не отпадати глаголаше. Обаче верою не суменно держим, радуяся вопияше Христу, слава Человеколюбче Твоему смотрению.

Зима 1170 год от Р. Х.

Подобно все сметающей на своем пути лавине, наваливалась тяжко на Великий Нова град чуть ли не вся Русь. Возглавлял многочисленную и неумолимую рать, уже вкусившую радость победы и сатанинскую сладость грабежа и разбоя, сын великого князя Андрея Боголюбского, Мстислав. Как и подобает лавине, решительно настроенное войско перемалывало все на своем пути. По-волчьи ощеряясь, не внимая мольбам о пощаде, терзало, рубило, жгло, сбивало женщин и детишек в людские стада и гнало на рынки, делило добычу, по ночам грелось у костров, и все время двигалось, оставляя за собой опустошенные земли, сгоревшие села, трупы «единоверных православныя веры ». Но войску этого было мало, войско терзала мучительная жажда: отмщения, наживы, насилия, войску был нужен Новгород! Дерзостно объявивший себя независимым, возжелавший жить на свой лад.

Новгород уже все ведал и понимал, какую участь уготовили ему пришельцы — участь покоренного и разоренного год назад Киева. А там мало кого щадили, обезумевшие завоеватели тащили не только добро мирян, дорогие иконы и богатые ризы, но и не постыдились срывать со звонниц колокола и грузить их в обоз. Осознавая, что их всех ждет в случае поражения, но не отчаиваясь, а более ожесточаясь на порушивших мирную и привычную жизнь кровожадных вторженцев, новгородцы молились по храмам и церквам и готовились дать бой и отстоять свою свободу и память отцов.

Вот посадник Якун со строгим, немного уставшим лицом руководит работами по укреплению городских стен. Вот юный князь Роман — сын личного врага Боголюбского, сопровождаемый верными дружинниками, снаряжает и обучает ополчение… А вот и наш герой — владыка Илия (Иоанн), веривший, что по милости Божией еще возможно избежать кровопролития. По его наставлению вече слало мироносцев в стан врага, но те неизменно возвращались ни с чем. Сказывали об ожесточении и надменности пришлых с Руси князей, об их непреклонности. А князей в войске неприятеля было немало: это и Смоленский князь, и Рязанский, и Муромский, и Полоцкий со своими дружинами и войском.

«Пощады не будет !» — неслось по концам Ново града.

С мрачными лицами выслушивали неблагоразумный ответ вождей неприятеля и посадник Якун, и младой князь Роман Мстиславович, и нахохлившиеся, терпящие убыток, бояре.

Осенив себя двуперстно святым крестным знамением, возвестил владыка Илия (Иоанн): «В руце Твои вручаем живот свой, Господи! Да будет на все воля Твоя !» — и смотрел на возвышающийся над Ново градом белокаменный и величественный Дом Премудрости Божией. Все крестились, кланялись крестам собора, вздыхали. В груди замирало тягуче: неужто их Софию ждет удел Киевской?! Допустить того не хотелось…

Любили свой собор новгородцы, любили и своего владыку Илию (Иоанна). Любили и почитали. Попечением его хранимые, даром чудотворения его восхищенные, чистотой и силой духа его окрыленные. Он из их среды был — из новгородцев. По духу и по крови. На Волосовой улице, что на Софийской стороне, родился и вырос, освящен водой крещения во имя Исуса в церкви священномученика Власия, с именем Иоанн.

«От младых ногтей святителю Иоанне, вперися умом к Богу»

Будущий архиепископ Иоанн родился в Новгороде. Мальчик был необычным даже для того далекого и необычного для нас времени. Необычность его проявлялась в стремлении с ранних лет горе, ко Господу. Необычным для сегодняшних нас было воспитание и образование детей того времени. Все опиралось на могучий фундамент православия и выстраивалось вокруг основного стержня, имя которому — христианское богослужение. А оно для наших славных предков было главенствующей частью жизни. Через богослужение они приходили к богословию. И богословие не было достоянием только лишь ученых мужей. Богословием была пронизана вся жизнь наших далеких прадедушек и прабабушек. Ребенок того времени, воспитанный на основе христианских заповедей, прекрасно осознающий, кто такой Исус Христос, какой частью Святой Троицы он является и почему нужно посещать храм, участвуя в богослужениях и таинствах, конечно же, намного отличен от современного среднестатистического ребенка от семи лет и выше. Если их поставить рядом, то их различие будет только в предметах гардероба. Но стоит им заговорить, и сразу можно будет понять, чем они отличаются друг от друга. Прежде всего — мыслью, четким, а не размытым пониманием, что есть хорошо и что есть плохо, и в чем состоит смысл жизни. Уже стало необычным для нас сегодняшних то, что ребята тех времен читали книги. Сейчас дети мало читают — это печальный факт. Да что там — большинство не читают книг вообще. Тогда дети читали не просто какие-то приключения, детективы, фантастику, они читали серьезные книги, например, Псалтырь пророка Давыда. По этой книге постигали грамоту, одновременно изучая, через богодухновенные псалмы, христианскую нравственность. Читали Евангелие — Благую весть. Не просто читали, но учились жить по Евангелию. Вот и Иоанн, будущий святитель, несомненно, был книгочей. Дошли до нас его слова, указующие на это:

Не пренебрегайте книжным чтением, ибо если мы не станем делать этого, то чем будем отличаться от простых не книжных людей!

От юности своей вознамерился Иоанн посвятить себя служению не человеческому, но ангельскому, не земному, но Небесному. Нравом он был тих и кроток, имел житие чистое, много читал и много участвовал в богослужениях. Способный, набожный мальчик наверняка был замечен духовенством. Совсем еще молодым человеком, по разумению ли своему, по совету ли кого-то старше и опытнее его, Иоанн принимает священнический сан. Рукополагает его епископ Новгородский Аркадий. И становится Иоанн иереем церкви во имя священномученика Власия.

Можно предположить, что до этого он прошел положенный путь: был чтецом, или пел на клиросе, был свещеносцем, дьяконом… «Варился » во всем этом, впитывал в себя и пришел к пониманию того, что без Христа и жизнь пуста. Вот и получили себе прихожане прихода, посвященного священномученику Власию, добродетельного и милостивого иерея, который «страсти телесные зельным воздержанием увядил еси ».

Но этого мало Иоанну. Приходит понимание, что последовавшему за Христом необходимо жить уединенно, вдали от мира, вдали от его нечистоты. После смерти родителей, получив благословение от духовного отца, совместно со своим единокровным братом по отцу Гавриилом (Григорием) Иоанн вступает на путь воина Христова, безмолвника, добровольно восходящего на крест. По святой молитве, уповая на волю Божию, братья основывают монастырь в Людином конце Нова града. Оставленное родителями наследство братья употребляют на строительство монастыря.

«К Богородице велий молебник»

В новой обители не заладилось с возведением каменного храма, посвященного Благовещению Пресвятыя Владычицы Нашея Богородицы. Обычное дело — не хватило денег, чтобы завершить строительство. Искренней и глубокой, исходящей от самого сердца молитвой к Пресвятой Богородице, средства чудесным образом являются. На них довершается в скором времени храм, обустраивается обитель, прирастает селами и землями…

И пошла молва от сердца к сердцу о новом чудотворце земли новгородской, которому покровительствует сама Матерь Божия. «Яко убо солнце взыде на востоке ». Между тем Иоанн принимает постриг с именем Илия…

Зима 1170 год от Р. Х.

Не тот теперь Новгород, не тот. Сейчас это совсем небольшой областной центр с населением до 300 тысяч человеческих душ. Во времена святителя Иоанна Великий Новгород — столица молодой Новгородской республики, первейшей в Европе по территории. По нынешним меркам — мегаполис. Центр русского православия. Город-крепость разрезал на две неравные части Волхов — на две стороны, если по-новгородски — Софийскую и Торговую. Стороны эти соединял Великий мост — сооружение впечатляющие и особенное, достойное отдельного рассказа. Красивейший град, чистый и ухоженный, со своим особым укладом и порядком. Да что там говорить, в древнем Новгороде были деревянные тротуары и канализация, также сработанная из дерева. А в Париже в ту пору ночные горшки выливались просто за окно «на головы беспечных парижан », а на грязных улочках копошились в мусоре тощие куры. «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретище, от большого из них до малого » (Иона 3:5). «Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем » (Иона 3:9). Стянув основные силы к Новгороду, неприятель стал ретиво готовить приступ, взяв город в осаду. Три долгих дня тянулись трудные переговоры между осажденными и осаждающими. Последние требовали полной покорности Великому князю Андрею, отказа от самостоятельности, первые взывали к благоразумию, к непролитию братской крови, к мирному разрешению возникшего нестроения.

Все будто замерло, застыло в ожидании того мгновенья, когда действительность будет разделена на «до » и «после ». Хотя, на самом деле, все двигалось непрестанно: низкие и тяжелые облака плавным ходом устремлялись своей стезей, а промеж их солнце высвечивало короткими улыбками, воинские части меняли позиции, ржание лошадей, надсадные выкрики людей, стремительно проносились конные нарочные, ворочались на стенах, обустраивая оборону, защитники города, пошевеливались-перетаптывались наблюдатели на башнях, у бойниц; и холодно, и снежная крупа в лицо, и белый снег вытоптан до черной земли лошадьми.

Но Новгород не замер отрешенно, подобно овце пред закланием, когда она, будто что-то поняв, перестает блеять и биться, в предчувствии последнего и неумолимого движения ножа. Двери храмов были распахнуты, потому что не могли вместить всех, желавших воздеть руце ко Господу. Храмы освещены желтым, теплым светом лампад и свечей; взметывается вверх и падает вниз тускло блистающее кадило в руке иерея, фимиам клубами рвется под купол, но тут же начинает оседать и плывет уже лениво меж молящихся и над их главами. А со стен темные лики святых строго и милостиво глядят на людей, люди же устремляют глаза на святых, на Христа, на Матерь Божию, с надеждой и упованием… Клиросы вдохновенно выпевают тропари, единым низким, трубным гласом, молитвенники согласно осеняют себя двуперстием, кладут поклоны, а с колоколен падает на сердца их торжественно-унылый перезвон. Уподобившись Ниневитянам, новгородцы зело молились и крепили себя воздержанием, «… крепко вопияли к Богу каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих » (Иона 3:8). «Изнеможе иногда людие, оружие сопротивных видяще, ты же тогда Иоанне Блаженнее, ярость на грех вооружи. На молитву обратися к милостивому Богу. И услышана бысть молитва твоя ».

Взоры новгородцев в это непростое для них время, будто к источнику живота, были обращены на владыку. А он словно бы был одновременно везде и всюду. Кто-то видел его на городских стенах, благословляющего воев. В черном клобуке, с посохом, с выворачивающейся в сторону, на ветру, бородой, с кроткой улыбкой на скорбных устах, одобряющего защитников. Другой видел его в Софии, взывающего с кафедры к молитве и покаянию. Третий зрил его еще где-то… Ведь архиепископ в Новгородской республике — это не просто начальник попов своей епархии, а государственный муж, один из соправителей республики, избранный всенародно, председатель верховного органа власти — Совета Господ, или по-новгородски — Господы. Это он вершил церковный суд, это в его ведении находились торговые мерки и весы, это он был хранителем государственной казны. Его голос не был последним среди высших чинов новгородской администрации, мало того, к его мнению старались прислушиваться. И ко всему прочему — крупнейший землевладелец. По современному разумению — очень крутой, влиятельный и богатый человек.

Владыка Илия (Иоанн)… каким же он был? Вопрос достаточно сложный, прошло без малого тысяча лет, пойди, разберись, каким был человек, живший в других условиях, по другим правилам жизни, тем более такой человек, как святитель Иоанн, инок, призванный Богом и народом на непростое служение архипастыря. Но нам, древлеправославным христианам, это по силам в значительной мере. Потому что мы и те, кто жил до нас, исповедуем чистое христианство — православие, а значит правила жизни у нас одни. Должны быть одни. Всей крепостью своих душ мы должны стремиться к этому!

Отталкиваясь от сочинений, оставленных святителем, можно попробовать сделать штриховой набросок портрета первого архиепископа Великого Новгорода. Давайте попробуем это сделать вместе. Возьмем сочинение Иоанна «Послание к черноризцам», т. е. наставление святителя к монашествующим. Казалось бы, к чему, и зачем, и как это может быть увязано? Но как раз здесь мы и увидим мысль Иоанна, его духовные стремления и даже отголоски его падений. А без духовных падений не может быть и духовных побед. Ведь он был человек, со своими страстями, своей личной внутренней бранью, со своими скорбями, со своими духовными достижениями. Вот небольшое его напутствие:

Для любви к Богу, оставив все житейское, держась твердо при Господе, инок должен быть иноком, во всякое время и во всяком месте, и во сне и в бодрствовании сохранять память о смерти и во плоти быть безплотным.

Говоря это инокам, не приоткрывает ли Иоанн свой внутренний мир? Ведь именно он, инок Илия, вынужден жить в миру, исполняя волю Бога и новгородцев, это он старается оставаться монахом, пребывая во плоти, оставаться безплотным. Каких сил это ему стоило, устремленного к уединенной жизни? Бежавшего от мира и вернувшегося в мир. Жизнь в миру святитель считает обкрадыванием собственной души, устремленной к Богу. Вот еще одно его высказывание:

Жизнь иноческая и мирская — не совместны, как не запрягают вместе верблюда и коня.

А ему самому изо дня в день приходится запрягать в одну телегу верблюда и коня и, пытаясь управлять ими, двигаться вперед. Понимаете, какая сила подвига?! Улавливаете, насколько путь его был не прост?! Следующее высказывание: «Беседы мирские — тенета, отягчают куплями житейскими, скорбями железными, разслабляют в постном подвиге, уклоняют от духовного дела, отдаляют от высокой жизни созерцаний и заводит в блуд », — не являются ли эти мысли опытом собственной жизни? Я уверен, что это так. Посмотрите, какая борьба! А конец поучения напрямую отправляет нас в другой период жизни Иоанна, когда новгородцы, заподозрив его в нечистоте, совершили попытку изгнать своего владыку из Новгорода. Но это уже другая история, не являющаяся предметом сего повествования. А вот его поучение, отчасти характеризующее святителя как государственного деятеля:

Надобно беречься, как бы от неразсудительности и безстрастия не погибнуть и не погубить подвластных.

Приведенное высказывание вынуто из контекста и немножко непонятно, о каком безстрастии говорит Иоанн. И почему оно может погубить. На самом деле говорит он о мнимом безстрастии, о так называемой прелести. Здесь он прекрасно понимает, что безрассудство и прелесть несовместимы с его деятельностью архиепископа. Он зело не равнодушен, но совестливый, думающий о пастве, о непогублении вверенного ему Богом стада. Вот еще интересные слова:

От славы человеческой рождается высокоумие.

Думаете, он не прошел через это? Еще как! При жизни возвеличенный в чудотворцы своими чадами?! Впадал ли в высокоумие? Видимо, не без этого. В следующих словах мы видим святителя как нестяжателя: иноки «не скрывают золота и серебра и не собирают имущества ». Советуя другим измениться, самому оставаясь прежним, — это просто не по-христиански. Конечно же, Иоанн был безсребреник. Заметьте, он очень богатый человек, да еще и хранитель казны государства. И абсолютно безразличный к деньгам, к собиранию имущества, к роскоши. Одновременно возвеличивающий имя Христа храмостроительсвом. В его архиепископство построено четыре храма. А теперь давайте примерим это на современность… Получается? Хочется улыбнуться, грустно улыбнуться.

Ну вот, что-то проясняется, и мы уже видим перед собой человека. Он разный даже в своем стремлении служить Христу. Одновременно, благодаря этому своему стремлению, очень цельный и сильный. Он знает свой путь, он истинный воин Христов, не видимая внешними брань в его душе, сердце, уме не прекращается и на минуту…

«И ратных дерзость покорил еси молением к Богу и к Пречистей Богоматери»

В ночь накануне штурма города произошло чудо. Взывающий ко Господу, обращаясь к образу Спасителя, умоляющий и уповающий владыка Илия (Иоанн) получил ответ свыше на свою дерзновенную молитву. Ему был глас, исходящий от иконы Спасителя:

Епископе! Услышана бысть молитва твоя, аще хощеши спасение града получити, утру наставши иди в церковь Преоброжения Господня, на исходище пути, глаголемого Ильина улица, и тамо взем образ Пречистыя Богородицы, вознеси на стены града противу супостатов, и абие узриши спасение граду чудное.

25 февраля 1170 года союзные силы Руси, возглавляемые князем Мстиславом Андреевичем, готовились пойти на приступ города. Сдерживая пританцовывающего, ретивого жеребца в дланях, изукрашенные серебром поводья, взметая вверх бородатое лицо, выкрикивал князь Мстислав напутственное слово своему войску: «Это правда!! В знак благодарности за усердие новгородцев Великий Ярослав даровал им право избирать себе князей из его достойнейших потомков !!!» — над войском пар от многих дыханий, позвякивает амуниция сбруя, взбрыкивают кони, недовольно всхрапывая, покрикивая визгливо. «Но мой великий предок не мог предвидеть, к чему приведет дарованная им свобода , — продолжал князь. — Самовластные новгородцы поруганьем на священный сан Государей возблагодарили своего благотворителя !! — Голос князя возвышался и креп. — Небом был избран Великий князь Андрей и все вы, для вразумления и наказания вероломных клятвопреступников !!!»

Одобрительный, жаждущий, решительный рев многих глоток был ответом войска на речь князя…

А что же Новгород? Пустынные по-утреннему улицы, переполненный соборно молящимися христианами Дом Премудрости Божией, во главе со своим владыкой. О чудесном гласе уже толкуют, от человека к человеку течет весть, от сердца к сердцу. Бегущий через мост, плачущий протодиакон, посланный в Преображенскую церковь на Ильиной улице за образом Богородицы. Добежал, и в ноги владыке: «Прости ради Христа, Владыко, и благослови! Не можно стронуть икону, нейдет !» Спешит владыка на ту сторону, по лицу слезы: «О, невежественный!! Не лепо бе Царице, Царя Христа рождшей, от посланных и меньших взятой быти !». За архиепископом белое и черное духовенство, простой люд. А со стен тревожные вести. Начинается! Тягучие и тревожные звоны с колоколен.

Пал пред иконой владыка, взмолился: «Милостивая Госпоже, Дево Богородице! Ты упование и заступница граду нашему !!» Уже готовый идти на приступ, ждущий только сигнала, подступивший к стенам города почти вплотную, неприятель вдруг увидел выбредающую на вал процессию: впереди вознесенная икона Богородицы, следом духовенство, миряне, доносятся песнопения, слова единой молитвы. Стали пересмеиваться супостаты, указывая друг другу на крестный ход: «глупцы, они думают, что это им поможет !», — выкрикивали новгородцам презрительно-насмешливые слова, кто-то и стрелы пускал в сторону молящихся.

А это было всего лишь чудо! Оно все еще продолжалось. Одни видели в этом чудачество, другие истово верили.

Икону Заступницы водрузили на юго-западной стене.

Началось!.. Ударили лучники, и белый свет померк от тысяч летящих стрел. Они разили плоть, сбивали людей с ног, с коней, с тупым стуком впивались в дерево укреплений, летели в город и из города. С остервенением враг лез на стены, а его с не меньшим остервенением туда не пускали. Рев висел над людьми, убивающими и калечащими друг друга. На все это взирала Богородица и будто укоряла наседающих на город воинов. Немой укор, вознесенной, будто знамя иконы, раздражал неприятеля. И по иконе стреляли. Кто-то не промахнулся и поразил икону Матери Исуса… Удар, стрела впивается в дерево, в лик Божией Матери, подрагивая замирает… Множество глаз увидело, как икона вздрогнула, покачнулась и чудесным образом стала оборачиваться от наступавших; и бросившегося к иконе владыку… В этот момент что-то уже начало происходить… Нечто мало объяснимое, неподвластное человеческому разумению, а атеистам вообще непонятное… Владыка увидел, что Богородица стала источать слезы — заплакала… Бросившись к ней, он стал утирать струящиеся по дереву иконы слезы, фелонь тянул к лику Пренепорочной, и шептали пересохшие губы: «О, чудо преславно! Како могут быти от суха древа слезы ?» Но уже сам, понимая, отвечая на свой вопрос, обернувшись к близстоящим, видевшим чудо, кричал радостно: «Не суть бо слезы, но милостивое знамение! Сим бо образом молится Пресвятая Богородица Сыну своему и Богу нашему за град и люди, уповающие на милость Ея! Сице являет Пресвятая Богородица предстательство и заступление людем безнадежным !» Всколыхнулась в душах безнадежных велия надежда: «Господи помилуй !!» Весть о случившемся стремительно распространялась среди новгородцев: «Господи помилуй !» Чудо продолжалось: «Господи помилуй !!» В рядах святотатцев стало происходить что-то очень маловразумительное: «Господи помилуй !» Они стали резать и рубить друг друга, совершать непонятные маневры, бежали от стен, падая и кувыркаясь. Все смешалось у них: «Господи помилуй !» Словно все они обезумели. Новгород их больше не интересовал. Видя эту слабость врага, воодушевленные новгородские дружины ударили по нескольким направлениям, беспощадно стали рубить и гнать пришлых прочь от города, забирая тысячами в полон…

«Господь Бог умилостивися на Новгород молитвами Святыя Богородицы, пусти гнев Свой на полки русския…»

Это была славная победа новгородцев! Дарованная Богом победа! Спасающая милость Господа! Заступление молитвами Пресвятей Богородицы! Молитвами святителя Иоанна испрошена!

Важнейшее событие в жизни архиепископа Иоанна, главная история его необычной, интересной жизни, в которой будет еще много разных событий и происшествий, и не раз чудотворец подтвердит свое наименование, но то истории не этого рассказа…

В 1185 году инок Илия принял схиму с именем Иоанн; в следующем году он умер. Мощи его открыты в 1439 году в новгородском Софийском соборе, и архиепископом Новгородским Евфимием установлено местное празднование. Прославлен на Соборе 1547 года при митрополите Московском Макарии как общероссийский святой. 20 сентября (7 сентября ст. ст.) совершается память святителя Иоанна. 3 апреля 1919 года сотрудниками VIII Отдела Народного Комиссариата Юстиции по ликвидации святых мощей было совершено вскрытие раки с мощами святителя Иоанна «с целью ликвидации культа мертвых тел ».

Святителем образ, и вере утвержение, Иоанне Преблаженне, и правило иноком. Не дал еси сна своима очима, во всенощных стояниях яко безплотен, и в зрениих к Богу веждема своима дремания, дондеже глас Божественыи услыша, свобождающь град от пленения ратных, и богопорученное тебе стадо от расхищения. Тем же сошедшееся днесь любовию ублажаем тя. О служителю Единосущныя Троицы, непрестая моляся о творящих верою, святую память твою.

Желанный клобук, нежеланная панагия

Иоанн родился в городе Новгороде, его родителей звали Христина и Николай. Еще будучи мальчишкой, он решил посвятить себя Богу – в те времена такое благочестие не считалось чем-то из ряда вон выходящим. Когда Иоанн подрос, достиг совершенного возраста, а, по сути, еще будучи юношей, он был рукоположен во пресвитеры церкви священномученика Власия, епископа Севастийского (кстати, эта церковь, перестроенная позже, сохранилась до наших дней).

Когда умерли родители Иоанна, он решил, посоветовавшись со своим братом Гавриилом, все наследство вложить в строительство нового монастыря. Первым делом возвели деревянную церковь: братья посвятили ее Благовещению Пресвятой Богородицы. Монастырь рос, и вскоре решено было воздвигнуть долговечный каменный храм. Храм вырос лишь наполовину, когда стройку пришлось заморозить: как это нередко бывает и в наше время, кончились деньги.

Братья не могли найти «человеческий» выход из ситуации, оставалось только молиться. Однажды ночью в ответ на молитвы Гавриила и Иоанна им явилась Богородица и ободрила их. «Только не оставляйте благого дела и не охладевайте в вере» – таким было Ее послание.

И действительно, почти в буквальном смысле средства на продолжение строительства появились из ниоткуда. На следующий день братья увидели, что у ворот строящегося монастыря стоит лошадь без наездника. Подошли поближе, чтобы посмотреть, и обомлели: на лошади – богатая сбруя, обложенная золотом, а по бокам висят два мешка, туго набитые золотом и серебром. Ждали: может, вернется наездник, но так и не дождались. Сняли с лошади мешки, отнесли в монастырь, обернулись – а коня и след простыл…

Иоанн и его родной брат приняли постриг в обители, которую построили на свои деньги

Строительство было завершено, а оставшиеся деньги братья отдали в распоряжение игумену монастыря. Гавриил и Иоанн приняли постриг в обители, которую сами и построили. Гавриил получил имя Григорий, а Иоанн был наречен Илией.

Время шло. Однажды до монастыря дошли вести о кончине архиепископа Новгородского Аркадия. Аркадий был первым избранным новгородцами епископом – дело в том, что именно в то время, с конца XII века, новгородцы стали сами избирать своего епископа, собираясь «всем городом» на вече, в то время как раньше его назначал Киевский владыка.

На место новопреставленного преосвященного Аркадия Новгород единодушно избрал Иоанна, нравственные качества и вера которого были широко известны. И, вопреки сопротивлению бедного подвижника, не желавшего для себя ни почетного сана, ни известности, он стал архипастырем: сдавшись на уговоры горожан, Илия отправился в Киев, где был возведен в сан епископа и поставлен на Новгородскую кафедру. Два года спустя смиренный епископ был рукоположен в архиепископы – и стал первым в истории архиепископом свободного Новгорода.

Брат на брата

XII век – разгар кровопролитных междоусобиц русских князей, и, конечно, они не могли не коснуться богатейшего торгового города. В феврале 1170 года к Новгороду двинулось большое объединенное войско русских князей во главе с князем суздальским Мстиславом Андреевичем, сыном знаменитого Андрея Боголюбского. За несколько лет до этого Мстислав отправился с аналогичным походом на Киев. Поход закончился взятием и сожжением города: как повествует летопись, «и бысть в Киеве на всих человецах стенание, и туга, и скорбь неутишимая».

И вот Мстислав под стенами Новгорода. Князья и воеводы уже поделили между собой улицы города, так очевиден был для них успех. Жители в ужасе, «охватила их печаль и скорбь великая. И, сетуя горько, молились они милостивому Богу и Пречистой Его Матери». Три дня длилась осада, три дня, без сна, вместе с жителями молился архиепископ Иоанн. И ему было откровение: идти в церковь на Ильинской улице и вынести на городские стены хранящуюся там икону Богородицы.

Наутро икону торжественно вынесли из храма и подняли на стены. И вдруг случилось то, чего никто не ожидал: икона «заплакала». Иоанн стал фелонью вытирать эти слезы, текущие из глаз Богородицы… Благодаря такому явному чуду к жителям города вернулось присутствие духа. Настал черед осаждавших бояться и метаться. Согласно летописи, на них напала тьма, страх, в лагере начался хаос, люди метались, ничего не различая, калечили и убивали друг друга. В этот момент новгородцы и вышли за городские стены, кинулись в бой.

К вечеру осада города была снята, князья с позором отступили от Новгорода. В следующем году архиепископ ездил на переговоры с князем Андреем Боголюбским, отцом Мстислава, во Владимир, чтобы обезопасить свою паству и способствовать заключению мира на долгие годы. Город стал жить спокойно.

В память об этом чуде архиепископ Иоанн установил праздник иконы Пресвятой Богородицы «Знамение»

А чудо, конечно, забыть не могли. С того времени в Новгороде архиепископ Иоанн установил праздник , который и сегодня отмечается 27 ноября / 10 декабря. Об этом событии в XIV веке было написано сказание – «Слово о знамении Святой Богородицы», а веком позже афонский монах Пахомий Логофет написал о нем «Слово похвальное Знамению». На месте, где стояла плачущая икона, построили монастырь Богородицы на Десятине. Сама икона Божией Матери «Знамение» 186 лет хранилась в той же церкви на Ильинской улице, а в 1356 году была перенесена в храм, названный в ее честь (впоследствии ставший Знаменским собором). Сегодня известны ее многочисленные списки, а одну из икон, написанных на сюжет победы новгородцев над суздальцами, можно увидеть в Третьяковской галерее.

На бесе в Иерусалим

Архиепископ был, как бы сейчас сказали, талантливым миссионером. Он вел беседы с мирянами, игуменами, священниками – об , о , о святости. В одной из таких бесед святой рассказал о некоем человеке, который был искушаем бесом, но подчинил его себе и съездил на нем в Иерусалим, чтобы поклониться Гробу Господню. Считается, что рассказывал святитель о себе самом, как обычно и поступали подвижники, – чтобы о них не думали особо.

Новгородский архиепископ, безусловно, был человеком святой жизни. Порядок искушений таких подвижников – гораздо выше, чем обычных людей. Как описывает святой наших дней Паисий Святогорец, искушения мирян – гнев, невоздержанность и даже какие-то грубые грехи, а к преуспевшему монаху уже могут прийти и сами лукавые духи, чтобы смутить, напугать его.

Так, вероятно, случилось и с архиепископом Иоанном. В одну из ночей, когда он молился один, вдруг услышал шум и плеск воды – как будто кто-то плескался в рукомойнике. Поняв, что это не человек, святой встал, подошел к рукомойнику и перекрестил его. Возмутителем спокойствия оказался бес, понадеявшийся сверхъестественным явлением напугать и смутить монаха.

– Кто ты и как вошел сюда? – спросил архиепископ.

Бес сказал:

– Я лукавый бес и пришел смутить тебя, думая, что ты, как человек, устрашишься и перестанешь молиться; но ты заключил меня в этом сосуде и мучаешь меня. Пусти меня, раб Божий! И я никогда больше не приду к тебе!

Согласно житию, святитель поставил условие: повелел нечистому отвезти его в Иерусалим, к храму Гроба Господня. И в ту же ночь там оказался. Угодник Божий повелел бесу стоять на месте, а сам пошел в храм Воскресения Христова. Подойдя, он стал молиться, и неожиданно запертые двери храма отворились перед ним, а у Гроба Господня зажглись свечи и лампады. Поклонившись святыне, исполнив свое желание, он вышел из храма: бес стоял на том же месте в виде оседланной лошади. Сев на него, Иоанн в ту же ночь вернулся в Новгород и оказался в своей келлии. Бес умолял святого оставить такой его позор в тайне и от просьб перешел к угрозам:

«Если ты расскажешь кому-либо, как ездил на мне, – сказал бес, – я сделаю так, что тебя осудят как блудника!..»

– Если ты расскажешь кому-либо, как ты ездил на мне, то наведу на тебя такой поклеп, что все тебя осудят как блудника!

Но святитель осенил себя крестным знамением, и бес исчез.

И вот святой рассказал эту историю другим. Бес со всей злобой и коварством приступил к тому, чем и грозил: всеми силами старался оклеветать архиепископа.

Каждый день к святому приходило немало посетителей. Лукавый демонстрировал им разные видения: то пришедший увидит ожерелье в келлии архиепископа, то почудится ему женская обувь или какой-то предмет женской одежды. Люди, конечно, смущались. О пастыре распространялись слухи: его действительно стали подозревать в блуде.

Однажды народ решил дознаться правды. Всем миром отправились к келлии своего архипастыря. Нечистый обратился девицей и сделал вид, что убегает из келлии… Это вызвало страшное возмущение. Услышав крики и шум, архиепископ вышел и спросил, что случилось. И тут «чада» стали кричать, обличать своего архипастыря, схватили его, стали насмешничать над святителем. А что делать дальше? Решили поступить так:

– Отвезем его на реку, посадим на плот, чтобы он выплыл из города по реке Волхов.

Так и сделали. Плот с оклеветанным монахом поплыл. Да только, как рассказывает житие, не по течению, а против него – вверх по реке. Архиепископ уплывал из города – в прямом и переносном смысле.

– Прости нам, отец! – только и могли кричать люди, догоняя плот, рыдая, пытаясь вернуть святого, изгнанного ими.

И праведник простил своих духовных детей и возвратился в Новгород. Его слова, обращенные к искателям правды и тем, кто скор на обличение, так же свежи сегодня, как в XII веке:

Чада, с осмотрительностью делайте всякое дело, чтобы не искусил вас диавол и добродетель ваша не была омрачена злым делом.

«Иго Христово должно быть легко»

Святитель преставился вскоре, примерно через год, после этих событий. Близость смерти он чувствовал и попросил постричь его в великую схиму. В этом последнем постриге ему было дано то же имя, что и в крещении – Иоанн.

За время своего служения святителю удалось построить семь храмов: Благовещения Пресвятой Богородицы; Богоявления Господня; во имя святого пророка Илии; преподобного Феодора, игумена Студийского; святых трех отроков: Анании, Азарии, Мисаила и святого пророка Даниила; святого праведного Лазаря четверодневного; святого чудотворца Николая Мирликийского.

После Иоанна осталось около 30 письменных поучений. Он в простой и живой форме наставлял священников, говоря о самых элементарных вещах:

«Я прошу вас, не привязывайтесь сильно к этому миру, но постоянно поучайте людей. Прежде всего, смотрите, чтобы они не предавались сильному пьянству. Ведь сами знаете, что через это больше всего гибнут люди не только простые, но даже и мы. Когда приходят к вам на покаяние ваши духовные дети, то спрашивайте их с кротостью. Не налагайте на кающихся тяжких епитимий. На сирот епитимий не налагайте. Пусть все каются, ведь иго Христово должно быть легко».

Наставлял и монахов:

«Инок должен быть всегда иноком, во всякое время и во всяком месте – и во сне, и в бодрствовании сохранять память смертную, и во плоти быть бесплотным. Не для всех монастырь служит врачеством сластолюбию, как и молчание – гневу, смерть – жадности к деньгам, гроб – хапанию… Жизнь иноческая и мирская несовместимы, как не запрягают вместе верблюда и коня… Будучи богами, берегитесь, как бы не истлеть подобно людям и не пасть с высоты подобно князю светоносному… От славы человеческой рождается высокоумие».

По смерти святителя его тело было погребено в храме Софии Премудрости Божией. А на Новгородский архиепископский престол люди избрали родного брата святителя, Григория.

Со временем архиепископ был забыт, но в XV веке в Софийском соборе была случайно разбита надгробная плита, и под ней обрели нетленными мощи. Никто не знал, чьи они, пока архиепископу Евфимию это не было открыто во сне.

Святитель Иоанн был прославлен на Соборе 1547 года. В 1919 году рака с мощами святого была вскрыта сотрудниками VIII отдела Народного Комиссариата Юстиции, занимавшегося «ликвидацией культа мертвых тел»… Но как Бог не пожелал оставить этого человека безвестным в XV веке, так и в наше время: сегодня святителя Иоанна Новгородского, с детства жаждавшего только одного – быть со Христом, помнят и прославляют в православном мире.

Первоначальная редакция Жития, известная в двух вариантах, была составлена, по-видимому, не позднее 40-50-х гг. XIV века в Новгороде Великом. Это краткое повествование о святой жизни архиепископа Новгородского Иоанна. В тексте этой редакции повествуется о рождении святого от благочестивых родителей, о времени, когда Иоанн был священником в новгородской церкви святого Власия; рассказывается об избрании Иоанна в новгородские епископы, об основании им и его братом Гавриилом Благовещенского монастыря и о воздвижении Благовещенской церкви. В Житии приводится перечень построенных Иоанном храмов, сообщается о погребении архиепископа в притворе собора святой Софии.

Древнейшей список второй редакции Жития, названной Основной, относится к 1494 г. Эта редакция Жития была составлена после 1439 или 1440 г., когда были обретены нетленные останки (мощи) Иоанна. (Об обретении мощей повествуется в тексте Основной редакции.) В тексте Основной редакции Жития прослеживается промосковская направленность: внушается идея покорности власти князя, Иоанн внушает новгородцам, что союз с нечестивыми и неправославными князьями греховен. Эти мотивы были злободневными в промежуток между 1471 и 1478 гг. В 1470 г. новгородцы - противники подчинения Москве, преимущественно влиятельные и богатые бояре, призвали на княжение литовского князя Михаила Александровича (Олельковича), потомка литовского князя Гедиминаса. По вероисповеданию князь Михаил был православным; он состоял в родстве с Иваном III, которому приходился двоюродным братом. Но он был ставленником и вассалом католика, польского короля Казимира IV, и потому промосковски настроенные современники видели в призвании Михаила Олельковича измену старине и православию. В Новгороде Михаил прокняжил недолго.
В июле 1471 г. новгородцы, не желавшие покориться власти великого князя Московского Ивана III Васильевича, потерпели поражение от московских войск на реке Шелони. После этого в Новгороде усилилась борьба между "промосковской" и "антимосковской" партиями. В 1478 г., после нового похода Ивана III, Новгород был включен в состав великого княжества Московского, почти полностью утратив остатки прежней вольности.

Основная редакция Жития Иоанна Новгородского, вероятно, была создана именно в промежутке между 1471 и 1478 г., когда вольность Великого Новгорода уже клонилась к закату, но торжество великого князя Московского еще не было безусловным (Дмитриев Л.А. Житие Иоанна Новгородского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2 (вторая половина XIV-XVI в.). Ч. 2. С. 516-517).

В одном позднем, XVII века, списке Основной редакции ее составителем назван известный книжник сербского происхождения Пахомий Логофет, или Пахомий Серб (ум. 1458), в 1430-х гг. приехавший на Русь и написавший несколько житий русских святых и служб им. Однако свидетельство одного позднего списка не может быть доказательным. Современный исследователь Жития Л.А. Дмитриев утверждает: "Есть основание предполагать, что Ж<итие> написано не новгородцем, а неизвестным нам москвичом на основе новгородских материалов, в Новгороде".

К тексту Основной редакции восходят более поздние редакции Жития (их известно четыре).

Текст Основной редакции Жития состоит из трех относительно самостоятельных частей. Вторая и третья часть имеют самостоятельные подзаголовки: "Слово 2-е. О том же великомъ святители Иоанне, архиепископе Великого Новаграда, како былъ въ единой нощи из Новаграда во Иеросалиме граде и пакы возвратися в Великий Новъград тое же нощи" и "слово 3-е. О проявлении мощей святаго". Наиболее очевидна относительная самостоятельность второй части Жития, в котором описано чудесное путешествие святого в Иерусалим верхом на бесе. В этой части памятника рассказывается также и о смерти, и о погребении Иоанна, упоминается о чуде от новгородской святыни - иконы Знамения Богородицы, говорится об исцелениях, совершающихся у мощей святого. (Подробно об обретении мощей Иоанна и о совершающихся возле них чудесах повествует текст третьей части Жития.)

Основная редакция Жития - это одновременно и цельный текст, и своеобразный цикл из трех частей. Не случайно, в отдельных списках Основной редакции содержится либо только текст первой части, повествующей о чуде от иконы Знамения Богородицы, либо тексты первой и второй части вместе, реже - текст одной третьей части. В нескольких списках к Житию примыкает Повесть о построении Благовещенской церкви. В ней описывается чудесная история построения Благовещенской церкви Иоанном и его братом Григорием. Братьям "не доставшу сребру на совершение" храма, так что они смогли возвести его лишь до высоты плеч. После усердной молитвы Иоанна и Григория, обращенной к Богородице, Пречистая явилась им во сне и пообещала помочь. Перед монастырскими воротами братья обрели коня "вельми дивна", под окованным золотом седлом, к которому были приторочены две сумы - одна полная золота, другая серебра. Обретенных денег с избытком достало на завершение строительства храма.

Размытость границ между отдельными произведениями вообще характерна для древнерусской словесности: в древнерусской книжности, очевидно, не было отчетливого представления о единстве и завершенности произведения. Конечной целью книжников было выражение, раскрытие божественной истины, присутствия Божия в мире, а при таком понимании природы и предназначения текста границы между отдельными произведениями лишались абсолютного характера.

Текст Основной редакции открывается вступлением, в котором, что традиционно для агиографии, прославляется святой и излагаются мотивы, побудившие составителя обратиться к написанию Жития. Затем следует рассказ о жизни Иоанна, заимствованный из Первоначальной редакции и дополненный новыми известиями. Центральный эпизод первой части Жития - чудо от иконы Знамение Богородицы. Текст этого фрагмента восходит к "Воспоминанию знамения, бывшаго иконою Пресвятыя Владычици нашеи Богородицы в великом Новеграде" - сказанию о чуде от иконы Знамение Богородицы, составленному в Новгороде в 1430-х гг. Пахомием Сербом. (Произведение Пахомия, в свой черед, написано на основе Слова о знамении, возникшего в середине XIV века.)

Сказание о чуде от иконы Знамение Богородицы - отражение реального события. В феврале 1170 г. суздальско-владимирские войска, возглавляемые Мстиславом, сыном владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, осадили Новгород. После трехдневной осады города новгородцы и суздальцы сошлись в битве, завершившейся разгромом суздальского войска. Это произошло в то время, когда Иоанн был архиепископом Новгородским. В этом сказании повествуется о том, как Иоанну, молившемуся о спасении города, слышится глас, призывающий пойти в церковь Спаса на Ильине улице и, взяв хранимую там икону Знамение Богородицы, вынести ее на стены острога, защищающие город от осаждающих. Когда суздальцы обрушили на город дождь стрел, икона чудесно повернулась к городу и пролила слезы, которые архиепископ собрал в свою фелонь (ризу).

По слезным молитвам Богородицы, повествует сказание, обрушил гнев на суздальские полки: их покрыла тьма, суздальцы ослепли и в трепете и ужасе стали избивать друг друга.

В Житии Иоанна Новгородского по сравнению с более ранними сказаниями о чуде от иконы Знамение Богородицы уже не различимы проновгородские симпатии. Чудо истолковывается во вневременном плане: только как осуждение вражды единоверных русских, как осуждение гордыни осаждающих и как милость, явленная уповающим на помощь Богородицы.

Вторая часть Жития описывает историю посрамления Иоанном беса и путешествия на нем в Иерусалим. Сюжет этого сказания относится к числу так называемых новеллистических сюжетов. Он построен на характерном для новелл неожиданном событийном переломе, на "переворачивании", на взаимной обратимости сюжетных функций "персонажей". Бес, докучая Иоанну, влез в сосуд с водою, из которого умывался святой. Иоанн, "слыша в сосуде ономъ некотораго поропщюща (плещущегося. - А. Р.) в воде, и прииде скоро святый, и уразуме бесовьское мечтание (наваждение. - А. Р.)".

Иоанн, сотворив молитву и осенив сосуд крестным знамением, затворил в нем беса. Нечистый дух возопил к святому, жалуясь, что "огнемъ палимъ есть".

Этот эпизод призван вызывать страх: страшны козни бесовские, и мало кто из читающих Житие считает, что ему дарована благодать побеждать бесов. Но одновременно чтение текста Жития рождает улыбку: пронырливый бес, пытавшийся докучать другому, сам попал в неприятное положение, на которое обрек себя сам же, "затворившись" в сосуде и став особенно уязвим для Иоанна. Смешна противоречивая, почти ситуация, в которой оказался нечистый дух: сосуд, должный стать орудием нападения на Иоанна, превратился в темницу для его врага; погруженный в воду, бес испытывает, однако же, мучения, словно от огня. Нечистый дух, будто бы могущественный и почти неодолимый, оказавшись заключенным в малом сосуде, предстает во всем своем ничтожестве.

Мотив заключения, "пленения" святым беса, который вынужден исполнять требования подвижника, есть в переводной греческой книжности, он известен и средневековой книжности латинского Запада. В византийской "Повести о заключенном бесе" рассказывается о "пленении" беса монахом Лонгином. Это сказание входит в состав переводного Синайского патерика. В кратком переводном житии мученика Конона Исаврийского рассказывается, как святой заключал бесов в запечатанные сосуды, "и погребе под основаниемъ дому своего. И по умертвии <…> обретошася съсоуды скудельныа (глиняные. - А. Р.). Мневъше злато, съкрушиша же единъ, изыдоша беси въ видении огънене, и вси устрашахуся, яко не мощи преити изъ дому по захождении солнца, донъдеже (пока. - А. Р.) помолистася святомоу Конону, и беси паки исъчезааху".

Подобный эпизод есть и в сказании о святом Лупе: "Когда черти плутуют со святыми, они то и дело попадаются в собственные сети. Св. Луп стоит на молитве. Бес навел на него сильную жажду. Св. Луп приказывает подать себе кувшин свежей воды. Черт сейчас же влез в кувшин в расчете - вместе с водою можно проникнуть в тело угодника. Но св. Луп, вместо того, чтобы пить, спокойно положил на кувшин подушку с кровати и, закрестив, продержал наглого беса узником до следующего утра" (Амфитеатров А.В. Дьявол // Амфитеатров А.В. Дьявол. Орлов М.Н. История сношений человека с дьяволом. М., 1992. С. 278).

Комический вариант "заключения" беса монахом, совершающим крестное знамение, содержится в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы". Инок Ферапонт рассказывает: "за дверью от меня прячется, да матерой такой, аршина в полтора али больше росту, хвостище же толстый, бурый, длинный, да концом хвоста в щелью дверную и попади, а я не будь глуп, дверь-то вдруг и прихлопнул, да хвост-то ему и защемил. Как завизжит, начал биться, а я его крестным знамением, да трижды, - и закрестил. Тут и подох, как паук давленый. Теперь надоть быть погнил в углу-то, смердит, а они-то не видят, не чухают" (Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Л., 1976. Т. 14. С. 153-154).

Святой Иоанн отпускает беса на условиях договора: нечистый обязан перенести архиепископа в Иерусалим и обратно, что бес и делает, обернувшись огромным черным конем. В сказании присутствует традиционный сюжетный мотив помощи герою обязанного ему жизнью чудесного существа. Этот мотив характерен, в частности, для волшебных сказок. Но в Житии он трансформирован: бес - помощник поневоле, а по существу враг Иоанна. Семантически парадоксален сюжетный мотив путешествия, паломничества в Иерусалим - Святой город - на бесе.

Мотив путешествия святого на бесе известен и западноевропейской средневековой книжности: в латинском Житии епископа Безансонского, мученика Антидия рассказывается о его путешествии на бесе из Безансона в Рим и обратно.

Бес исполняет условия договора с Иоанном и в свой черед ставит ему собственное условие: Иоанн обязан никому не рассказывать о позорном для этого нечистого духа событии. Иоанн не удержался и однажды во время душеспасительной беседы "с честными игумены, и со искуснейшими иереи (священниками. - А. Р.), и з богобоязнивыми мужи" рассказал об этом событии, свидетельствующем о данной человеку Богом благодати посрамлять бесов. При этом Иоанн смиренно умолчал, что эта история произошла с ним самим.

"И от того времене попущениемъ Божиимь нача бесъ искушение наводити на святаго". Бес, воспринявший рассказ Иоанна как нарушение объявленного святому условия, начал докучать Иоанну, принимая облик женщины, выходящей из кельи архиепископа. "Народи убо града того многажды видяху, яко жену блудницю текущу ис келии святаго: бесъ бо преображашеся в жену". Новгородцы, убежденные, что их архиепископ повинен в грехе блудодеяния, изгоняют Иоанна из города, сажая святого на плот. По воле Божией плот идет против течения вверх по реке Волхову; убежденные этим чудом в праведности Иоанна, новгородцы покаялись и вернули архиепископа к себе.

В Житии традиционный мотив нарушения условия между двумя персонажами - участниками договора переосмыслен. Иоанн за "нарушение" этого условия не наказан: бесовские соблазны в конечном итоге приводят лишь к торжеству архиепископа, все диавольские козни совершаются попущением Божиим. Когда произошло чудо, и "поплове плотъ вверхъ реки, никим же пореваем (не подталкиваемый. - А.Р.)", а святой молился Богу, чтобы не были взысканы грехи, "диаволъ же видевъ, посрамися и возрыда".

Два перемещения Иоанна в пространстве - путешествие-паломничество в Иерусалим и плавание на плоте против течения - внешне противоположны по смыслу: первое - проявление торжества святого над нечистой силой; второе - следствие клеветы, мести беса Иоанну, унижение святителя. Это не добровольное путешествие, а изгнание. Но именно изгнание архиепископа превращается в окончательную победу над бесом. На глубинном смыслом уровне два "путешествия" оказываются сходными, они повторы одной и той же ситуации - победы над дьяволом.

Движение вверх по Волхову плота со святым Иоанном, сопровождаемого толпами плачущего народа, молящего пастыря о возвращении, развернуто в тексте Жития в некую торжественную церемонию. Святой молится, люди рвут на себе одежды от горя и сожаления о совершенном грехе и умоляют Иоанна вернуться, дьявол же рыдает, сожалея о своей неудаче.

Сверхреальное, прежде всего бесовское, в Житии наделено зримыми и почти физически ощутимыми признаками: бес громко плещется в сосуде, он "изыде яко тма из сосуда", нечистый наваждением являет новгородцам в келье святого "мониста девичья лежаща, и сандалиа женьская, и рубища".

Акцентировано в житийном сказании и человеческое телесное начало. Когда Иоанн божественною силою переносится на берег с плота, новгородцы, доселе чинно сопровождавшие плот, в радости устремляются к святому, тесня друг друга, жаждая прикоснуться к нему и его одеждам. Составитель Жития очень внимателен к движениям и жестам: "Мнози же от них на нозе падающе, слезами обливаху нози его; друзии же ризамъ знаменовахуся (прикасались к ризам святого. - А. Р.) святаго. И. Спроста рещи, друг друга утесняху, хотяху ноне видети святаго".

"Материализация" духовного и установка на изображение телесного, осязаемого, зримого присущи многим памятникам древненовгородской словесности, очевидно повлиявшей на Житие.

В заключительной части Жития рассказывается, как большой камень, упавший из-под сводов Софийского собора, разбил надгробную плиту над некоей безымянной могилой. Архиепископ Евфимий Второй, осмотрев останки, погребенные под плитою, велел закрыть гробницу и стал молить Бога открыть, кто почиет в этой могиле. Во время ночной молитвы Евфимию является погребенный и называет себя архиепископом Иоанном. Он возвещает архиепископу Божие повеление установить церковное почитание погребенных в соборе князей, епископов и прочих христиан.
Далее рассказывается об исцелениях, совершающихся при гробнице Иоанна. Вслед за тем агиограф рассказывает об обстоятельствах, побудивших его составить житие новгородского архиепископа. За неверие в святость Иоанна он был покаран болезнью, он которой был исцелен по молитве к святому и после принесенного покаяния.

Завершается Житие пространной торжественной похвалой Иоанну.

В древнерусской словесности и в литературе Нового времени особенной известностью пользовалось сказание о путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим. В древнерусском Житии Авраамия Ростовского из Жития Иоанна Новгородского, по-видимому, заимствован мотив затворения беса в сосуде и клеветы нечистого на святого. В Повести о Василии, епископе Муромском (середина XVI века), написанной книжником Ермолаем-Еразмом, к Житию восходит мотив бесовского наваждения, вызывающего обвинения святого в блудодеянии, и чудесного путешествия святого вверх по течению (Василий плывет по реке Оке на собственной епископской мантии).

В Новое время к сюжету путешествия на бесе обращались молодой А.С. Пушкин (лицейская поэма "Монах") и Н.В. Гоголь (повести "Ночь перед Рождеством" из цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки").

Рассказ о путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим, возможно, восходящий каким-то стародавним новгородским легендам, в свой черед воздействовал на устную народную словесность: известна народная легенда, небольшой устный рассказ о путешествии на бесе некоего архимандрита (настоятеля монастыря) в Иерусалим.


© Все права защищены

Передачи можно слушать на частоте 102,3 FM – Коломна, Юг Москвы и Московской области Подключиться к онлайн СМИ радио "Благо" из Коломны и слушать наши передачи Вы можете круглосуточно. Утро можно начать с зарядки. Потом привести в порядок ум в "Университете" Вам поможет философия . В обеденный перерыв неплохо слушать авторскую песню , программа Время Культуры познакомит Вас с художниками, композиторами, писателями. Дивные повести о Гражданах Неба и несколько минут классической музыки предупредят чтение доброй книги. Перед сном пригласите малышей послушать по радио сказку, а сами узнайте новое из истории Отечества.

Слушать СМИ радио «Благо» онлайн.

Адреса потока онлайн-вещания:

Мы предлагаем 6 различных потоков онлайн-вещания СМИ из Коломны, слушать которые можно в разных категориях качества.

Чтобы слушать онлайн на смартфоне Android (HTC, Samsung, Sony, LG и т. д.) мы рекомендуем следующие бесплатные приложения:

Что такое СМИ Радио Благо 102,3 FM в Коломне?

Интернет СМИ www.сайт

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ТУ50-02262 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Некоммерческой Организации "Благотворительный . 16.09.2015 г.

Редакция не предоставляет справочной информации.

Вот уже больше десяти лет, как сайт радио "Благо" 102,3 FM в Коломне работает и вызывает интерес слушателей как онлайн-радио так и offline.

Все это происходит исключительно благодаря вам!

Еще раз спасибо! Мы тоже вас любим!


Ирина Зайцева, главный редактор

Время культуры

Пишите нам:

Общередакционный адрес:

Правовая информация

Редакция и издатель

© 2000-2015 сайт

Все права защищены

Интернет СМИ 102,3 FM сайт

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ТУ50-02262 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Некоммерческой Организации "Благотворительный . 16.09.2015 г.

Правила использования материалов

Веб-сайт www.сайт (далее - Сайт) содержит материалы, охраняемые авторским правом, товарные знаки и иные охраняемые законом материалы, в частности тексты, фотографии, видеоматериалы, графические изображения, музыкальные и звуковые произведения и др. Коллективу редакции сайта принадлежит авторское право на использование содержания Сайта (в том числе право на подбор, расположение, систематизацию и преобразование данных, содержащихся на Сайте, а также на сами исходные данные), кроме случаев, отдельно отмеченных в содержании опубликованных на Сайте материалов.

Пользователь Сети имеет права на

Использование размещенных текстовых материалов в объеме не более 300 (трехсот) знаков, без учета знаков препинания, с упоминанием имени автора, а также с ссылкой на сайт и адрес www.сайт. При перепечатке материала сайт в интернете необходимо указать адрес (URL) по которому первоначально был опубликован материал;

Свободное воспроизведение аудиофайлов, видеороликов и фотоизображений в личных некоммерческих целях (личные блоги, прочие личные ресурсы). При таком использовании необходимо указать имя автора (имя фотографа),

© Радио "Благо" и адрес: www.сайт.

Во всех случаях мы будем благодарны, если вы проинформируете нас об использовании наших материалов. Полное или частичное воспроизведение материалов, размещенных на веб-сайте www..ru , без письменного разрешения правообладателя запрещается.

История

«В эфире Коломны звучит – коломенское Радио "Благо". Вы можете слушать нас на частоте 102,3 FM и онлайн-вещание на нашем сайте».

Разве могли мы подумать, что идея создания Коломенского Радио может вырасти в реальный проект, который всецело обязан сайту «Радио для себя». Мы даже не надеялись, что когда-нибудь мы пройдем по этой шаткой лестнице «Средства массовой информации» и однажды вдруг увидим в руках несколько видов «Лицензий». Поэтому – искренняя благодарность Сергею Комарову, генеральному директору ООО «Радиовещательные технологии » - это его удивительный оптимизм: «Делайте – и получится», нас вдохновил.


Валентина Терешкова – первая в мире женщина-космонавт, нас поддержала. Евгений Велихов, президент Российского научного центра “Курчатовский институт”, Василий Симахин, Алексей Павлинов, Роман Фалалеев, Игорь Шаханов - помогли создать техническую базу. Игумения Ксения, настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, Людмила Швецова, Елена Камбурова, Григорий Гладков, Лариса Белогурова, Валерий Шалавин, Сергей Степанов, Владислав Дружинин-режиссер, Леонид Кутсар-актер, Станислав Федосов-актер озвучили и озвучивают многие наши программы. Всем Вам, кто участвовал и участвует в создании Радио "Благо" наша любовь и благодарность.

Можно ли в одну ночь совершить путешествие из Новгорода в Иерусалим, да еще и верхом на бесе? Нам, прагматикам, это паломничество в духе гоголевской «ночи перед Рождеством» кажется сказочным и нереальным. Но, тем не менее, это событие имело место в XII веке, и путешествовал верхом на демоне святитель Иоанн, частичка мощей которого хранится в алтаре Успенского храма Николо-Сольбинской обители.

Чудный архиерей

Святитель Иоанн Архиепископ Новгородский, был благородного происхождения, и с детства воспитан в вере и благочестии своими набожными родителями. Еще ребенком Иоанн стремился послужить Богу, и едва достигнув совершеннолетия, был поставлен во священника.

Будущий святитель с великим рвением нес возложенный на него Господом крест священства, но и этот многотрудный путь не отвечал полностью его стремлению посвятить свою жизнь Богу и жить в безмолвии.

После смерти родителей Иоанн вместе со своим братом Гавриилом получили небольшое наследство. На него они и решили создать в родном крае обитель имени Благовещения Пресвятой Богородицы. На постройку величественного каменного храма они истратили все средства, но церковь оставалась недостроенной, тек как этих денег оказалось недостаточно. Помощи братьям было ждать неоткуда и тогда Сама Пресвятая Богородица в чудесном видении обещала помочь угодникам Божиим, что и сбылось. Наутро у ворот монастыря удивленные подвижники обрели коня, нагруженного мешками с деньгами. Долго ждали братья хозяина, но так и не дождались и поняли, что это Сама небесная Владычица послала им средства достроить храм. По окончании устройства обители, здесь, под покровом Божией Матери, братья и приняли иноческий постриг.

Недолго наслаждался Иоанн желанным безмолвием. В 1165г. он был избран Епископом Новгородским. На его долю выпали тяжелые времена для города. 1170г. к Новгороду пришла бесчисленная рать, возглавляемая 72 князьями. Но и тогда Небесная Заступница не оставила своего избранника. Ночью на молитве Владыка услышал голос, призывающий обнести образ Пресвятой Девы вокруг города. Однако икону не могли поднять с места. Со слезами новгородцы во главе с Архиереем отслужили молебен и икона чудесным образом сама, без посторонней помощи поднялась на воздух. Во время крестного хода вокруг осажденного Новгорода сыпались грады стрел. Ослепленный своим безумием один воин дерзнул выстрелить в икону Пречистой. Как живая, Богоматерь на иконе прослезилась от нападавших. В тот миг наступила кромешная тьма, которая испугала осаждавших город и тем самым помогла новгородцам одержать блестящую победу.

Козни дьявола не оставили святителя Иоанна в покое. Но не удалось лукавому посрамить Владыку победой над его родным городом, тогда мелкими пакостями, он старался досадить святому. Желая отвлечь и раздражить архиепископа, когда тот молился, человеконенавистник стал расплескивать воду в умывальнике. Однако святитель сам посрамил беса, перекрестив умывальник Божественным крестным знамением. Бес остался сидеть в умывальнике как будто в ловушке. На мольбы отпустить его святитель согласился, но только при условии, что тот свозит его в Иерусалим за эту ночь. Бес вынужден был повиноваться, и святой, поклонившись гробу Господню, двери которого сами растворились, благополучно вернулся в келью.

Тогда дьявол стал порочить архиепископа в глазах народа, то показывая женскую одежду в его келье, то однажды выбежал в виде обнаженной девицы из жилища святого. Разъяренная толпа пустила своего архипастыря вниз по реке на плоту без весел, но тот поплыл вверх по течению. Раскаявшийся народ умолял Иоанна простить их.

Много чудес, непостижимых для нашего разума, было совершено при жизни святого, но не менее чудесно было обретение мощей святителя после кончины в 1186г.

Со временем новгородцы забыли, где похоронен их владыка, но он сам напомнил им о себе. Большой кусок стены отвалился и пробил его гробницу, где были найдены нетленные и благоухающие останки неизвестного святителя. По молитвам тогдашнего архиепископа Новгорода ему было открыто, что найденные мощи принадлежат великому чудотворцу и покровителю города святителю Иоанну. Просты и трогательны слова похвальной загробной песни, в честь Иоанна сложенной: «Днесь светло красуется великий Новград, имея мощи твои, святителю Иоанне»…, где он называется светильником многосветлым, чудным архиереем, молитвенником за мир, за государя и проч. Иоанн III в особенности чтил память святителя и даже создал в честь его храм в Москве после возвращения его из последнего похода на Новгород в 1478 году.

С тех пор мощи святителя Иоанна находятся в Софийском соборе Великого Новгорода. В этом же храме покоятся мощи его брата, святителя Григория, ненадолго принявшего архиерейство после смерти святителя Иоанна. Память самого же святителя Иоанна положено совершать в день его преставления 20 сентября.

Дай Бог и нам уподобиться этому святому в его рвении и горячем служении Господу. Охраняемый всесильным владыкой он не боялся даже духов злобы поднебесной – демонов. «С нами Бог, разумейте языцы и и покаряйтесь, яко с нами Бог!»

Молитва святителю Иоанну

О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Иоанне, предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигом добраго течения укрепи, царствующий град и вся грады страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.