17.04.2024

Требования к умк иностранному языку. Обзор умк по английскому языку. Теория и методика обучения


Реалии сегодняшнего дня таковы, что знание английского языка просто необходимо. Наши дети начинают изучать иностранный язык еще с 1 класса, а некоторые даже раньше. Но вот что же делать взрослым, которые сталкиваются с этой проблемой в довольно таки зрелом возрасте? Не садиться же снова за школьные учебники? Сказать честно, изучать любой иностранный язык по школьным УМК (учебно-методический комплекс) – глупость даже для детей, не говоря уже о взрослых. Ведь давно известно, что они малоэффективны, не развивают коммуникационных навыков, понимания речи на слух и многое другое. И тут на помощь нам приходят зарубежные УМК.

Чаще всего их разрабатывают профессора Оксфордского и Кембриджского университетов. О преимуществах этих учебников вам расскажет не один толковый репетитор. Но сейчас речь не об этом. Вернемся к нашей теме. Допустим вы пришли в магазин, чтобы приобрести УМК для дальнейшего изучения английского языка. Заглянув в парочку из них, вы увидите смешные детские картинки, сказочные истории и т.д., и т.п. «Неужели мне придется обучаться по детским пособиям, материал которых меня мало интересует?» - спросите вы. А вот и нет! Ведь на полочке рядом лежат УМК, которые разработаны специально для взрослых. Там вы найдете материал, затрагивающий нашу повседневную жизнь, далеко недетские проблемы. В общем – всё то, что может вас заинтересовать. Вы научитесь писать не только письмо другу Бену/ Джону/ Тому, но и грамотно составлять резюме, рекомендационные письма, жалобы, сможете выставить на продажу дом и многое другое.

Выбор учебного пособия – дело серьёзное. Он играет немаловажную роль в ваших дальнейших успехах. Человеку, ранее не изучавшему языки, будет очень сложно сделать выбор самостоятельно. Конечно, лучше всего посоветоваться с вашим репетитором, который явно знает, что лучше взять. А исходя из мнений многих людей, по выбору пособия можно судить о самом репетиторе! Ведь не все из них добросовестно выполняют свою работу: некоторые специально тормозят процесс обучения, дабы заработать побольше денег. К сожалению, и такие у нас есть. Поэтому, выбирая себе наставника, обратите внимание насколько вы доверяете ему, спросите об этом учителе у своих родных и друзей, которые, возможно, уже знакомы с ним.

{banner_adsense}

А сейчас вы можете поверхностно ознакомиться с самыми популярными УМК.

  1. New English File. Пожалуй, это весьма достойный УМК по изучению английского языка взрослым. Учебник имеет довольно простую и логическую структуру. В каждый урок включены разделы, развивающие различные навыки: говорение, чтение, грамматика, восприятие информации на слух. Конечно, больше всего он направлен на развитие коммуникационных навыков, которые являются самыми необходимыми. Кроме тех упражнений, которые представлены в Students book, также имеется немало и в книге для учителя. Данный УМК подходит как для индивидуального обучения, так и для занятий в группе.
  2. Face2Face. Данный учебный комплекс также направлен на развитие коммуникационных навыков у студентов. Цели этого УМК практически те же, что и у NEF, но по мнению некоторых учеников он легче. Хорошо разработана система повторения материала: каждая следующая тема обязательно связана с предыдущей.
  3. New HeadWay. Этот УМК можно назвать живой классикой. Многие молодые репетиторы и переводчики выросли на нём. Несмотря на немного нелогичную структуру, в течении более 10 лет New HeadWay остаётся любимцем многих учителей и даёт неплохие результаты.
  4. Side by side. Неплохая серия, для тех, кто начинает учить английский. Упор делается как на разговорную живую речь, так и на грамматику.

Выше вы уже увидели одни из самых распространённых учебных пособий по английскому языку, которые подходят для взрослых. Конечно, это лишь капля в море и окончательный выбор за вами. Не поленитесь разузнать об интересующем вам УМК у знакомых или почитать мнение людей на форумах в интернете. В любом случае, выбирайте учебник, построенный на коммуникативном методе. Если вы сможете разговаривать – это больше половины успеха. И конечно – удачи Вам во всех начинаниях!

Характеристики современного УМК по ИЯ. УМК -сложная система средств обучения для учащегося и учителя. Задают модель процесса обучения ИЯ в конкретных условиях и выполняют следующие функции: 1) обучающую (формирование коммуникативной компетенции как основы для осуществления общения на ИЯ), 2) образовательную (культуроведческое и филологическое образование школьников средствами ИЯ), 3) развивающую (развитие психических функций школьников), 4) мотивационную (создание мотивов учения).

2. Типология УМК по ИЯ.

Критерии классификации учебников: 1)тип школы, для которого предназначен УМК, 2) место издания УМК, 3) метод обучения, положенный в основу УМК, 4) характер культурологической информации, представленной в УМК, и степень соотношения родной и иноязычной культуры.

3. Критерии анализа и оценки УМК.

I. Критерии анализа УМК в целом.

II. Методы анализа УМК:

1. Сравнительный анализ нового УМК с предшествующим, используемым в практике учителя.

2. сравнительный анализ данного УМК с аналогичными УМК других авторов.

3. опрос учителей, работающих по данному УМК, изучение их мнения о его достоинствах и недостатках.

4. анализ рецензий на данный УМК в методической печати.

1. Использование УМК в обучении: Норма педагогической оценки и критерии отбора учебников по ИЯ

2. Нормативные документы при выборе УМК Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки на 2011-2012 учебный год Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе Государственный образовательный стандарт по ИЯ 2-11 классы

3. Педагогическая норма оценки УМК Содержание учебника ориентировано на учащихся, удовлетворяет их возможностям и образовательным потребностям. Опора на опыт и интеллектуальные возможности учащихся, в том числе умения и навыки в родном языке. Создание оптимальных условий для самостоятельной работы. Ситуативная обусловленность упражнений, оптимальное сочетание языковой и коммуникативной практики.

4. Педагогическая норма оценки УМК Наличие аутентичных учебных материалов. Жанровое разнообразие текстов. Вопросы и задания проблемного, творческого характера. Сочетание различных форм работы. Включение элементов иноязычной культуры. Наличие заданий на сравнение иноязычной и родной культуры.

5. Педагогическая норма оценки УМК Эстетическое оформление учебника, разнообразие иллюстративного материала. Функциональный подход к организации материала и к целеполаганию. Циклическая и концентрическая организация материала, обеспечивающая преемственность и повторяемость тем.

6. Современные УМК по ИЯ Для начальной школы 2-4 кл. (Биболетова М.З., Верещагина И.Н., Азарова С.И., Кузовлев В.П.. Никитенко З.Н.,ВербицкаяМ.В, Бим И.Л., Гальскова Н.Д., Касаткина Н.М.) Для основной школы 5-9 кл. (Биболетова М.З., Кузовлев В.П.,Афанасьева О.В., Деревянко Н.Н., Гроза О.Л.,Кауфман К.И., Литтлджон Э., Ваулина Ю.Е., Бим. И.Л., Гальскова Н.Д., Радченко О.А.,Кулигина А.С.,СеливановаН.А) Для старшей школы (см. выше)

7. Как выбрать? Компонентный состав Соответствие Стандарту (особенно зарубежные) – тематика, языковое наполнение, коммуникативные умения, согласованность с ЕГЭ Доступность (финансовая, наличие в продаже) Культуроведческое наполнение

Компоненты УМК Обязательные Книга для учащихся - учебник Книга для учителя Рабочая тетрадь Аудио материалы (кассеты, CD) Дополнительные Видео курс Книга для чтения Контрольные задания Пособие по грамматике письму Культуроведческий справочник

Для обеспечения преемственности - предметнометодические линии, т. е. совокупность учебников от начала до конца курса обучения

для об.типа: Enjoy English(Биболетова),English(Кузовлев),English(Афанасьева, Михеева), New Millenium(Гроза),Happy English.ru

для проф.типа: Верещагина, Притыкина (2-4), Афанасьева, Михеева, Богородицкая, Сафонова (8-11)

Функции УМК:

1) обучающая - УМК направлен на формирование коммуник.компетенции

2) образовательная - УМК обеспечивает филологическ., культуроведч.знания

3) развивающая - УМК обеспечивает развитие психических функций школьников

4) мотивационная - УМК обеспечивает сохранение интереса к ИЯ

Типология УМК по ИЯ:

1)тип школы 2)место издания 3)методика обучения (коммуник.-деят.основа, интенсив (Hello, friends!), социокультурная основа)

4)монокультурные/поликультурные

Отеч УМК созданы на коммуник.основе - поликультурные

УМК, созданные на основе интенсивного метода Китайгородской - требуют спец.условий - подготовки учителя – для того, чтобы создать суггестивный эффект, т.е раскрыть возможности человеческого мозга

Зарубежные учебники - коммуник.подход - монокультурные - не учитывают трудности овладения ИЯ вне языковой среды, особенности менталитета школьников

Критерии анализа УМК по ИЯ:

1.Соответствие целям обучения:

программа, гос.стандарт

2.Соответствие условиям обучения:

внешним: часы, тип школы, эфф. УМК без ТСО

внутренним: дифференц.задания, возр. Особенности

3.Соответствие современным концепциям:

полно отражена?современна?творчество?

4.Состав УМК: взаимосвязь компонентов, поурочные планы, контрольн.работы, кол-во упражнений

5.Соответствие современной методике: как

1. обуч ВРД

2. обуч навыкам

3. мотивация

4. коммуникативность

5. различные типы упражнений - ситуативность

6. различные формы работы

7. диалог культур

8. соотношение языковых и речевых упражнений

6.Полиграфические достоинства учебника

Анализ учебника иностранного языка

В настоящее время известно более 300 схем и моделей анализа УИЯ, но наиболее значимыми являются 15 отобранных параметров оценки УИЯ, составляющих педагогическую норму и систему ориентиров при анализе УИЯ:

2. Опора на опыт и интеллектуальные возможности обучаемых, в том числе на навыки и умения в родном языке.

3. Создание оптимальных условий для самостоятельной работы.

4. Ситуативная обусловленность упражнений, оптимальное сочетание языковой и коммуникативной практики.

5. Оригинальные, аутентичные учебные материалы.

6. Разнообразие видов текстов.

7. Вопросы и задания проблемного творческого характера.

8. Сочетание различных форм работы: индивидуальной/групповой/парной фронтальной/дискуссий/проектов/игрового обучения.

9. Включение литературных произведений как репрезентантов культурного фонда.

10. Тематизация различий в культурах посредством презентации контрастивных материалов, побуждающих к сравнению и сопоставлению.

11. Высокохудожественное оформление учебника: разнообразие иллюстративного материала и обозримое построение уроков (способствующих повышению мотивации учащихся).

12. Функциональный подход к организации материала: формулировка целей урока в виде задач коммуникативного минимума, которые учащиеся научатся решать при помощи демонстрируемых речевых средств.

13. Циклическая/концентрическая организация материала, обеспечивающая его преемственность и многократную повторяемость.

14. Открытая гибкая методическая концепция, ориентирующая на равноправные отношения учителя и учащихся, учитывающая условия обучения.

15. Индуктивный подход к обучению грамматике, её педагогическое, а не лингвистическое изложение (М.В. Якушев).

Учебник, вернее весь УМК, по мнению И.Л. Бим, является микромоделью системы обучения в целом. Эта микромодель отражает все компоненты системы: цели, содержание, принципы, приемы, средства обучения, учебно-познавательный процесс.

Основные существенные характеристики современного УИЯ в толковании И.Л. Бим следующие:

1. Функции учебника как основного средства обучения, определяющего деятельность учащегося и определяющего взаимодействие его с другими учащимися и учителем.

2. Назначение учебника служит не застывшей логической схемой готовых знаний, подлежащих передаче, не хранилищем иноязычного материала, предназначенного для усвоения, а развернутой «программой» учебной работы, направленной на овладение иноязычной коммуникативной деятельностью и на её осуществление, на воспитание и общее образование учащихся

3. Способность учебника выступать в качестве овеществленной модели системы обучения иностранным языкам на трех уровнях рассмотрения: как обобщение и отражение во взаимосвязи всех основных явлений и процессов данной объектно-предметной области (макроподход), как воплощение (продукт) методической (концептуальной) системы, являющейся индивидуальной социально обусловленной интерпретацией макросистемы в её приложении к определенному иностранному языку и, наконец, как модель педагогического процесса, воссоздающая его в знаковой форме.

4. Способность учебника представить в сокращенном, обобщенном, интегрированном и концентрированном виде все компоненты системы, отраженные в основных методических категориях, а именно: цели обучения, содержание обучения, педагогический процесс (процесс формирования иноязычных знаний, навыков и умений в различных формах учебной деятельности), приемы и средства обучения во всем их разнообразии (включая ЭВМ).

5. Способность учебника объединять вокруг себя все остальные средства обучения и выступать в качестве целостного учебно-методического комплекта, т.е. служить системой реализации основных нужд современного педагогического процесса: организовывать (планировать) и материально обеспечивать урок, осуществлять взаимодействие между классно-урочной и внеклассной работой, между работой под руководством учителя и самостоятельной работой и т.п.

6. Способность учебника (всего учебно-методического комплекта) выступать в функции «управляющего устройства», организующего как деятельность учащихся, так и деятельность учителя, дифференцированно управляющего ими и обеспечивающего их взаимодействие.

7. Способность учебника не только активно воздействовать на педагогический процесс, но и приспосабливаться (адаптироваться) к реальным условиям его протекания в целях приобщения индивида к иноязычному речевому поведению (в определенных пределах), к иноязычному общественному опыту, к культуре страны изучаемого языка, к включению его в диалог культур.

Государственный стандарт общего образования (2004 г.) дает следующие рекомендации по использованию действующих учебников и УМК: в образовательном процессе общеобразовательными учреждениями могут быть использованы учебные издания, имеющие гриф Минобразования России или органа управления образованием субъекта Российской Федерации. Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на каждый учебный год утверждаются приказом Минобразования России. С перечнем учебников можно ознакомиться на сайте http://www.edu.ru .

При введении федерального компонента государственного стандарта общего среднего образования приоритетное положение занимают те концепции/системы обучения иностранным языкам, которые реализуют личностно-ориентированный, деятельностный, коммуникативно-когнитивный и социокультурный подходы в обучении иностранным языкам.

В условиях формирования единого европейского и мирового пространства, которое сочетается со стремлением наций сохранить свою языковую и культурную индивидуальность, достижение требований федерального компонента государственного образовательного стандарта реально возможно только при всемерной поддержке многоязычного школьного образования. Система школьного образования должна обеспечить учащимся широкий выбор иностранных языков, поддерживать и обеспечивать при наличии условий (обеспеченность педагогическими кадрами, учебниками) изучение вторых иностранных языков за счет регионального и школьного компонента. Это расширяет возможности междисциплинарного и межличностного общения российских граждан в современном мире.

При соизучении языков и культур особое внимание следует уделить аутентичности и ценностной значимости иноязычных материалов, используемых на уроках иностранного языка, для формирования у учащихся представлений о современном поликультурном и многоязычном мире, об общечеловеческих и национальных ценностях, культурном наследии родной и зарубежных стран. Используемый в учебном процессе иноязычный культуроведческий материал должен отвечать возрастным особенностям, когнитивным и коммуникативным возможностям школьников на каждой ступени обучения иностранным языкам в средней школе (И.Л. Бим, В.В. Сафонова, А.В. Щепилова. Методическое письмо. О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования).

Сохранение единого образовательного пространства;

Создание условий для организации и обеспечения образовательного процесса на основе выбора учебников образовательным учреждением;

Реализация преемственности содержания образования в образовательных учреждениях;

Обеспечение реализации принципа вариативности образования;

Формирование заказа на учебники органами управления образованием и образовательными учреждениями

(И.И. Калинина. О федеральных перечнях учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации на 2005/2006 учебный год).

В настоящее время на российском рынке появилось много зарубежных учебников и учебных материалов. Они находят все более широкое распространение в силу следующих качеств: коммуникативной направленности, соответствия международным стандартам, большего количества аутентичных материалов и прекрасной полиграфии (Е.С. Бабикова). Все это положительные факторы, т.к. появление альтернативных учебников и УМК предоставляют учителю возможность широкого выбора, способствуют реализации его творческого потенциала. Однако учитель при выборе зарубежного учебника должен учесть свои личностные особенности, особенности своих учеников, а также конкретные условия обучения, специфику школы, в которой он работает.

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Реферат по дисциплине:

« Методика обучения иностранному языку »

По теме:

« »

Исполнитель:

Матыцына Татьяна Эдуардовна

ФИО

Москва 2016 год

Содержание

Введение

Сегодня различные издательства предлагают обширный перечень учебников. С одной стороны, хорошо, что есть выбор, с другой стороны, необходимо знать критерии, которыми должен руководствоваться учитель при выборе основного средства обучения.

К основным средствам обучения Е. Н. Соловова относит УМК, а не просто учебник. Автор отмечает, что состав современных отечественных и зарубежных учебников может незначительно варьироваться, «но если этот УМК претендует на эпитет «современный», то у него должна быть определенная инвариантная часть », в которую входят, в первую очередь, книга для учащихся, т.е. учебник, аудиокассеты и книга для учителя.

И. Л. Бим считает, что при выборе УМК учитель должен учитывать особенности образовательного учреждения, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, которых обучает учитель, уровень профессионализма педагога.

Отобранный УМК должен отвечать требованиям государственного образовательного стандарта, отражать как реалии страны изучаемого языка, так и реалии нашей страны ».

Е. Н. Соловова считает, что при выборе УМК должен соблюдаться принцип преемственности между школами в рамках города, района, области, чтобы ребенок не испытывал трудностей в изучении иностранного языка при переезде или переходе в другую школу. Поэтому выбор УМК «является прерогативой не только самого учителя, но и школы ».

1. Критерии анализа зарубежных и отечественных УМК

1.1 Учебник в условиях вариативной системы образования

Определяя учебник как основное средство и компонент учебного процесса, Якушев М. В. отмечает: « В последние годы получили распространение параллельные и альтернативные учебники. Под параллельными мы понимаем учебники, изданные в нашей стране разными коллективами авторов для определенной ступени (этапа, года) обучения ». Эти учебники, соответствуя, в основном, программе обучения, отличаются, по мнению автора, по содержанию и методическому построению (распределению материала, соотношению видов речевой деятельности (ВРД), системе упражнений и т.д.). К подобным учебникам можно отнести “ Spotlight ” ( Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др.), “ Forward ” (Вербицкая М.В., Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд), “ English ” (Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Костина И.Н. и др.), “ Favourite ” (Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Курасовская Ю.Б., Робустова В.В.) и др.

Альтернативными учебниками автор называет аутентичные учебники, издаваемые в стране изучаемого языка. К ним можно отнести “English Vocabulary in Use" (Stuart Redman, Michael McCarthy), “Excellent” (Anne Worrall, Cheryl Bradshaw, Carolyn Bradshaw, Diana Webster, Jill Hadfield), “New Chatterbox” (Strange D.), “English Together” (Diana Webster, Anne Worrall), “New Snapshot” (Brian Abbs, Chris Barker, Ingrid Freebairn, Lindsay White), “Opportunities” (Amanda Maris, Michael Dean, Olivia Johnston, Michael Harris) и др.

Анализируя альтернативные учебники, Якушев М. В. Отмечает, что «эти УМК преследуют иные цели, имеют специфическое содержание, реализуют другие методы обучения. Несмотря на то, что некоторые из них получили одобрение экспертного совета Минобразования России и, не отрицая их положительных свойств и широких возможностей эффективного применения в учебном процессе, следует все же указать на необходимость анализа и критической оценки аутентичных УИЯ, поскольку они не ориентированы на русскоязычных учащихся, не учитывают трудности в понимании ИЯ и культуры, особенности мировосприятия и менталитета ». Таким образом, они не полностью отвечают требованиям, предложенным российскими учеными к выбору УМК.

Многие ученые сходятся во мнении, что, несмотря на многочисленные достоинства, зарубежные учебники не могут заменить отечественные УМК по нескольким причинам:

    во всех зарубежных учебниках нет тематической соотнесенности с государственными программами и образовательными стандартами России;

    не всегда прослеживается четкая система работы над лексикой, особенно на этапе тренировки;

    работа над текстом часто ограничивается уровнем навыков и не выводится в речь;

    нет опоры на родной язык;

    мало страноведческой информации в контексте диалога культур;

    мало художественных текстов по проблемам молодежи;

    не формируется целенаправленно рефлексия, не предусмотрено промежуточное подведение итогов, поэтому учителю самому приходится разрабатывать тесты, подбирать материалы для контрольных работ и т.д.

1.2 Умения, необходимые учителю для выбора УМК

Якушев М. В. считает, что « знание учебников и учебно-методических комплексов, умения обоснованного выбора учебников и учебно-методических комплексов, используемых педагогом, однозначно признаются составляющей профессионально-методической подготовки », особенно в условиях альтернативной образовательной системы. Под умением анализировать учебные пособия автор подразумевает комплекс умений:

    выделение объектов изучения;

    выявление заложенной системы обучения;

    определение существенных признаков и свойств учебника, его достоинств и недостатков;

    особенности организации учебного материала;

    определение соответствия учебной программе, этапу обучения, уровню обученности;

    уяснение эффективности предлагаемого пути и возможных трудностей усвоения материала.

    умение ориентироваться в составе УМК и определять оптимальность использования средств обучения, место и значение каждого компонента;

    умение определить преемственность компонентов УМК на протяжении всего периода обучения;

    умение оценить пригодность учебника, исходя из внешних условий обучения (сетка часов, требования программы...);

    умение определить соответствие учебного материала контингенту учащихся (состав группы, этап обучения и уровень обученности, возрастные особенности…);

    умение определить заложенные в учебнике ведущие способы взаимодействия;

    умение установить, в какой мере учебник развивает самостоятельность и умение учиться, демонстрирует способы деятельности и способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся;

    умение выявить принципы и рациональность методической организации и прогрессии материала; – умение критически оценить содержательную сторону текстов и учебный материал с целью выявления их образовательных и развивающих возможностей (мотивация, учет потребностей, актуальность информации, культурологическая и ком- муникативная ценность, аутентичность...);

    умение определить дидактическую нагрузку иллюстративного материала, оценить, насколько оформление учебника облегчает усвоение материала и стимулирует и развивает обучающихся;

    умение определить соотношение ВРД и преемственность в развитии навыков и умений; – умение определить цель УИЯ и возможность ее достижения; – умение определить соответствие методической концепции авторов приоритетному направлению в методике и закономерностям обучения ИЯ;

    умение выявить степень программирования учебного процесса, действий учителя и учащихся, возможности педагогической импровизации; – умение выявить образовательную ценность учебника и методический замысел авторов, способы и ясность его представления для обучающихся;

    умение анализа методической структуры урока (параграфа), выявления его разделов и назначения каждого этапа;

    умение оценить способы представления и приемы работы над грамматикой;

    умение определить иерархию предлагаемых типов упражнений, оценить их соотношение и последовательность для развития коммуникативных способностей;

    умение адекватно выбрать объекты и параметры анализа в соответствии с его задачами, формулировать значимые критерии оценки учебного материала.

Якушев М. В. придает большое значение анализу учебника и его эффективного использования действиям, направленным "на сравнение и сопоставление содержания и структуры разных учебников, на доработку учебного материала ».

1.3 Принципы выбора УМК в соответствии с критериями анализа

Соловова Е. Н., говоря о достаточно большом количестве УМК, отмечает, что при выборе базового курса обучения основными принципами выбора УМК, можно назвать следующие:

    является ли данный курс полным учебно-методическим комплексом (УМК) или к нему необходимо подбирать/составлять недостающие компоненты;

    соответствует ли данный курс требованиям ФГОС;

    соответствует ли данный курс возрасту учащихся, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям и возможностям;

    развивает ли данный курс в достаточной мере необходимые языковые, речевые и социокультурные умения в различных видах речевой деятельности;

    обеспечивают ли материалы данного курса хорошие модели для использования естественного языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление;

    доступен ли данный курс учителю и ученикам .

Современный учебник, считают И. Л., Бим, О.В. Афанасьева и О.А. Радченко, «должен учитывать положительные тенденции в отечественной и зарубежной методике обучения ИЯ ». И. Л. Бим считает важными критериями выбора УМК с точки зрения функционального назначения, следующие характеристики инвариантной части УМК:

    соответствие потребностям педагогического процесса (учет программных требований, закономерностей усвоения знаний, управление процессом усвоения, взаимодействие всех компонентов УМК);

    целенаправленность (ориентация на цель, выделение пороговых уровней владения языком, целостность элементов учебника);

    ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных особенностей, опора на интеллектуальные возможности и уровень обученности учащихся, создание оптимальных условий для самостоятельной работы, разнообразие приемов работы и видов учебной деятельности);

    мотивация (стимулирование познавательной активности), проблемность изложения, личностная значимость учебного материала и учет коммуникативных потребностей обучаемых, масштабное использование средств оформления учебника).

Критерии анализа, по мнению Якушева М. В., для адекватного выбора учебника и эффективной работы с предложенным в нем учебным материалом должны быть следующие:

    соответствие внешним условиям обучения (требованиям Госстандарта, учебному плану, сетке часов, тематике, возможности применения всех, включенных в УМК средств обучения, доступности цены учебника, реализации приоритетной педагогической концепции и т.д.), возможности полноценного использования данного УМК в обучении;

    соответствие учебника программным требованиям к целеполаганию - развитию коммуникативной компетенции учащихся и возможности реализации практической цели обучения в учебнике;

    соответствие предлагаемого учебного материала и способов его усвоения с внутренними условиями обучения (групповыми особенностями: возрастом, составом группы, этапом обучения и уровнем владения языком, интеллектуальным развитием учащихся, преобладающим типом усвоения в группе, развивающими возможностями учебника и т.д.) и его актуальность для учащихся.

    соответствие программным требованиям оформления учебника, его ценности с точки зрения мотивации обучаемых и подкрепления процесса усвоения.

    аутентичность текстов, упражнений, грамматики, прогрессии учебного материала, урока и оформления учебника с точки зрения методической ориентации авторов учебника.

    соответствие программным требованиям методов обучения иностранному языку и эффективность использования метода обучения, лежащего в основе учебника иностранного языка, в заданной аудитории.

    соответствие программным требованиям принципов методической организации материала и основ учебной прогрессии, степень их рациональности.

    соответствие программным требованиям структуры урока, последовательности этапов занятия и видов учебного взаимодействия.

    соответствие программным требованиям системы упражнений, последовательности, типов и видов упражнений, их соотношение и разнообразие форм учебного взаимодействия.

    соответствие программным требованиям языкового наполнения учебника с позиций их аутентичности, личностной и функциональной значимости, страноведческой и культурноспецифической направленности, разнообразия.

Заключение

Педагог современной школы должен соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к нему ФГОС нового поколения.

«Компетентный педагог выбирает программы, учебники и учебно - методические комплекты обоснованно, может сравнивать программы, учебники и учебно-методические комплекты между собой, видит их сильные стороны и ограничения ».

Поэтому, очевидно педагог должен владеть критериями анализа предлагаемых рынком УМК. Сегодня из большого перечня практики выделяют следующие основные критерии анализа:

1. Содержание учебника ориентировано на учащихся, удовлетворяет возможностям и потребностям обучаемых.

2. Опора на опыт и интеллектуальные возможности обучаемых, в том числе на навыки и умения в родном языке.

3. Создание оптимальных условий для самостоятельной работы.

4. Ситуативная обусловленность упражнений, оптимальное сочетание языковой и коммуникативной практики.

5. Оригинальные, аутентичные учебные материалы.

6. Разнообразие видов текстов.

7. Вопросы и задания проблемного творческого характера.

8. Сочетание различных форм работы: индивидуальной/групповой/парной фронтальной/дискуссий/проектов/игрового обучения.

9. Включение литературных произведений как репрезентантов культурного фонда.

10. Тематизация различий в культурах посредством презентации контрастивных материалов, побуждающих к сравнению и сопоставлению.

11. Высокохудожественное оформление учебника: разнообразие иллюстративного материала и обозримое построение уроков (способствующих повышению мотивации учащихся).

12. Функциональный подход к организации материала: формулировка целей урока в виде задач коммуникативного минимума, которые учащиеся научатся решать при помощи демонстрируемых речевых средств.

13. Циклическая/концентрическая организация материала, обеспечивающая его преемственность и многократную повторяемость.

14. Открытая гибкая методическая концепция, ориентирующая на равноправные отношения учителя и учащихся, учитывающая условия обучения.

15. Индуктивный подход к обучению грамматике, её педагогическое, а не лингвистическое изложение.

Список литературы

    Методика оценки уровня квалификации педагогических работников:- М., 2010 178 с.

    Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и учителей – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.

    Якушев М. В. Умения анализа учебника в структуре профессионально- методической подготовки учителя иностранного языка -

    Якушев М. В. Умения анализа учебника в структуре профессионально- методической подготовки учителя иностранного языка: Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова Общественные науки 2014, № 3 169с. М. В. Якушев : Умения анализа учебника в структуре профессионально- методической подготовки учителя иностранного языка - ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2004

    М. В. Якушев Умения анализа учебника в структуре профессионально- методической подготовки учителя иностранного языка: Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова Общественные науки 2014, № 3 169с. с 167

    М. В. Якушев Умения анализа учебника в структуре профессионально- методической подготовки учителя иностранного языка: Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова Общественные науки 2014, № 3 169с. с. 168

    Бим И.Л., Афанасьева О.В., Радченко О.А. К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка - Иностранный язык в школе. - 1999. - № 6. - С. 13

В этой статье мы рассмотрим лучшие и худшие учебники по английскому языку. Обзор учебников по английскому для детей вы найдете а мы начнем разговор про учебники по английскому языку, по которым сейчас занимаются дети в российских школах. Сначала хотелось бы отметить просто хорошие учебники , по которым вполне можно учиться. Это, конечно, не все учебники, а только те, с которыми мне пришлось познакомиться по ходу работы в «системе образования». Вот небольшой список таких учебников от российских издательств.

  1. «Английский с удовольствием / Enjoy English». Авторы Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. (в новой редакции)
  2. «New Millennium English”. Автор Деревянко Н.Н и др.
  3. «УМК English 2-11». Автор Кузовлев В.П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш.

Учебники по английскому языку (обзор)

1. Лучшие школьные учебники по английскому языку

Итак, я совершенно убеждена, что лучшим учебником по английскому языку для преподавания в школе является УМК для спецшкол авторов

  • И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина — English 2,3,
  • И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева — English 4,5
  • О.В. Афанасьева, И.В. Михеева — English 6,7,8,9,10,11

Эти учебники отличает любовь к детям, вдумчивые тексты, методическая подача нового материала, как лексического, так и грамматического, огромное количество интереснейших текстов по страноведению, песни, вдохновляющие к изучению английского языка, и отличная подборка разговорных выражений.

Эти учебники совершенно не устарели и прекрасно готовят к ЕГЭ. Дети, которые занимаются по этим учебникам в школах, не только отлично знают английский язык, но и сдают ЕГЭ на 100 баллов. Просто суперучебники! Огромное спасибо авторам за то, что имела удовольствие работать по таким учебникам.

2. Худшие школьные учебники по английскому языку

На мой взгляд, «Английский в фокусе» («Spotlight «) для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы Ваулина Ю.Е., О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс) — худшие учебники английского языка. И самое печальное то, что в настоящее время они являются основными учебниками в большинстве российских школ. Так, например, в довольно-таки «продвинутой с точки зрения английского языка» школе №2009 (Южное Бутово) учителя преподают по этим учебникам во всех классах. Так как я на данный момент уже не являюсь частью системы под названием «школа», то недоумеваю, зачем??? Видимо, рекомендованы министерством образования. Куда же оно, это образование, катится?

Совет родителям: если ваш ребенок занимается в школе по учебникам Spotlight и вы хотите, чтобы он знал английский язык, поскорее нанимайте репетитора.

Из видимых, на первый взгляд, недостатков УМК «Spotlight» можно отметить сложные и неинтересные тексты, обилие редко встречающихся слов, рекомендуемых для изучения, отсутствие подобранного и систематизированного лексического материала, отсутствие продуманных грамматических упражнений, и др. Такое впечатление, что все упражнения сделаны для галочки — налицо полное отсутствие «методики». Кстати, последней каплей, которая и побудила меня написать эту статью, было то, что я увидела в учебнике для седьмого класса (Spotlight 7) лексику учебника 10 класса для спецщкол. А ведь учителя заставляют детей учить такие слова, при этом как устно, так и письменно. Прихожу в ужас от такой бездумной и напрасной траты «детского» времени и сил.

На этом все про школьные учебники. Надеюсь услышать мнение других преподавателей в комментариях.

3. Учебники по английскому языку для детей

Из опыта преподавания могу сказать, что отличным учебником по английскому языку для детей с 3-x лет является учебник английского языка автора Валентины Скульте «Английский для детей». Данный учебник можно рекомендовать для изучения английского для детей с нуля под руководством родителя. Продуманная система подачи материала, картинки, интересные тексты не позволят ребенку заскучать. Постепенно автор выводит ребенка на чтение рассказов на английском языке. К учебнику прилагаются книга упражнений и пособие для родителей с разбором заданий, а также диск с аудиозаписями.

Заказывайте учебник Валентины Скульте в my-shop.

Ксения Аниховская
Аналитический обзор УМК по английскому языку «Enjoy English» и «Spotlight» с точки зрения организации проектной деятельности

Огромную роль в формировании и развитии детей играет школьное образование. Современная модернизация образования направлена на личностную ориентацию и индивидуализацию. В настоящий момент задача школы состоит в том, чтобы создать условия, в которых каждый ученик мог бы проявить свои таланты и реализовать свой творческий потенциал.

Современный мир можно без преувеличения назвать эрой информационных технологий и модернизации. И тут законно возникают два вопроса :

1. Как учить современное поколение детей?

2. Какие приемы работы наиболее предпочтительны в современной системе образования?

В настоящее время проектная деятельность стала очень популярна, практически все новые УМК включают этот вид работы в свой учебный план, в частности, УМК «Enjoy English » (Биболетова М. З. и др.) и «Spotlight » (Афанасьева О. В. и др.) не являются исключениями.

При существующей классно-урочной системе занятий проектная методика создания видеороликов наиболее удачно вписывается в учебный процесс без ущерба для основных занятий, зачастую даже не затрагивая процесса обучения, что является неоспоримым плюсом.

Современные дети в наши дни – это очень знающие, много умеющие и быстро реагирующие на какие-либо изменения при работе с компьютерами дети, но это вместе с огромным количеством плюсов имеет и отрицательную сторону. Ведь проводя большое количество времени за компьютером, ученик, скорее всего, не в состоянии самостоятельно раскрыть весь свой внутренний потенциал и реализоваться в полной мере.

Дети в наше время очень прагматичны. Они хотят заниматься только тем, что принесет им в будущем конкретную пользу, все остальное кажется им лишним. Образование здесь не должно отставать, оно должно идти в ногу с запросами школьников. Нам следует задуматься о том, как можно было бы осовременить это образование, сделав его привлекательным для учеников.

В школах проектная деятельность уже давно не является новым видом работы, но как было выяснено в результате опроса учителей иностранного языка и учеников Лицея № 369 и Школы №630 (Приложение 1 и Приложение 2, никто из педагогов в своей работе не использует создание видеоролика на английском языке как результата проектной деятельности . Большинство учителей ответили, что они слышали о таком методе проектов , но никогда его не использовали в процессе обучения. Также многие сослались на отсутствие достаточного количества времени на подготовку и на проведение проектной деятельности . Часть респондентов сказали, что они пробовали использовать метод проектов (в частности, представление презентаций, но успеха не добились.

Так называемый «бум социальных сетей» таких как «Вконтакте» и «Instagram» дает основание полагать, что нынешнее поколение чрезвычайно зациклено на себе и увлечено собственным «я» . Неоспоримым фактом является то, что современные дети являются домоседами. Они почти не встречаются со своими друзьями в реальной жизни за исключением школы. Общение происходит через интернет посредством большого количества различных гаджетов. Также в последнее время стала популярна виртуальная жизнь, когда ученики рассказывают о проведении своего досуга с помощью фотографий и видеозаписей, которые они загружают в Интернет. Здесь резонно предложить детям участвовать в групповой проектной деятельности , результатом которой будет создание видеоролика на заданную тему. Важно, чтобы процесс обучения был интересен для детей, чтобы он затрагивал все стороны жизни ребенка.

УМК по английскому языку построены по традиционному принципу : новый материал – отработка – закрепление – проверка. Эта схема отработана годами и на ней выросло огромное количество детей, но факты говорят о том, что дети сегодня отличаются от тех детей, которые были хотя бы 10 лет назад. Ученикам, которые привыкли смотреть фильмы, а не читать книги, не хватает наглядности и визуализации. В мире, где очень быстро развиваются технологии, школе нужно быть актуальной и современной, чтобы привлекать детей все новыми и новыми методами обучения. Важно учитывать интересы и желания учеников, понимать, чего хотят дети, чтобы процесс обучения стал продуктивным. Создание видеороликов могло бы стать альтернативой другим стандартным видам работы (доклад, написание реферата, эссе) .

Ценность этого метода состоит также и в том, что он реализуется в деятельности . Учащиеся работают над видеороликом в группе, общаясь, принимая решения сообща, делясь опытом и знаниями.

УМК «Enjoy English » разработан на основе федерального компонента Государственного стандарта и Примерных федеральных программ по иностранным языкам и рассчитан в качестве базового курса для общеобразовательных учреждений.

Учебник основан на реальных аутентичных ситуациях, адаптирован до необходимого уровня, которым владеют дети на определенном этапе обучения. Авторами использован коммуникативно-когнитивный подход к обучению.

Учебник построен по тематическому принципу, темы, ситуации и задания подобраны с учетом возрастных, психологических и языковых особенностей .

УМК Биболетовой М. З. «Enjoy English » для старших классов школы предлагает большой ряд актуальных форм учебной деятельности . Одна из них - мини-проекты по изученным темам , позволяющие четко и объемно в смысле максимального захвата пройденного материала повторить, обобщить и закрепить изученную тему. Объяснения как выполнить проект описаны по шагам понятным для учеников языком . Дети могут четко представить, что от них требуется и как это можно осуществить. В процессе проектной работы учащиеся учатся взаимодействовать друг другом и с педагогом. В учебнике соблюдается баланс индивидуальной, парной и группой работы.

Наряду с мини-проектами , предусмотренными в тексте учебника, учащимся предлагается достаточно крупные проекты : в 10 классе «Climate change» , а в 11 классе «Nanotechnology and how we can benefit from it» , которые внесены в рабочую тетрадь. На работу с проектом отводится 4-5 уроков. Работа над проектом носит исследовательский характер и выполняется в письменной форме в группах, также работа может быть представлена посредством презентации.

Соответственно, для развития творческих способностей учеников практически не отводится заданий. Проектов , которые были бы направлены на самореализацию учащихся, в учебнике нет.

Ученики приобретают опыт творческой и поисковой работы в процессе освоения таких способов познавательной деятельности , как проектная деятельность в индивидуальном режиме и в групповом. Некоторые проекты носят межпредметный характер.

В учебнике представлена широкая возможность для получения и развития навыков контроля и самоконтроля, также поощряется самостоятельное изучение языка .

На официальном сайте УМК (Издательство Титул :[сайт]. URL: http://www.titul.ru/central) представлено следующее описание.

«Учебники "Enjoy English " для 10 - 11 классов - это :

o интересное содержание и современные технологии;

o соблюдение преемственности между всеми учебниками, позволяющей легко продвигаться в овладении английским языком от класса к классу ;

o увлекательные сюжеты учебников, живой современный английский язык ;

o дифференцированные задания для учащихся с разными интересами и разными языковыми способностями ;

o обширный справочный материал, помогающий научиться самостоятельно совершенствоваться в английском языке ;

o оригинальные аудио- и видеоматериалы в исполнении носителей языка ;

o функциональный дизайн, способствующий более эффективному овладению языком ;

o современные формы контроля в формате единого государственного экзамена;

o подготовка к итоговой аттестации и ЕГЭ.»

Здесь стоит обратить внимание на пункт «оригинальные аудио- и видеоматериалы в исполнении носителей языка ». Действительно, к учебнику учителя прилагается диск с аудиоматериалами, а видеоматериалы не представлены, что является серьезным минусом УМК. Детям не хватает наглядности.

УМК по английскому языку «Английский в фокусе » Spotlight ») отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и соответствует общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference, a также соответствует стандартам, разработанным Советом Европы в области обучения иностранным языкам (CEF A1-B2 levels, что является его отличительной особенностью.

Главной целью данного УМК является развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Обучение с помощью УМК «Английский в фокусе » предполагают использование самых современных технических средств (проектор , smart-доска, аудио- и видеозаписей.

Личностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку , которого придерживаются авторы УМК, обеспечивает особое внимание интересам, индивидуальным особенностям и реальным возможностям учащихся.

УМК содержит качественный страноведческий компонент, необходимый для развития социокультурной компетенции учащихся.

В каждом модуле учебника присутствует рубрика Culture corner, акцентирующая внимание на различных аспектах культуры, традициях, быте в странах изучаемого языка . Данная рубрика позволяет развивать социокультурную компетенцию, в также происходит включение в диалог культур.

Этот материал очень удобно использовать для подготовки ученических проектов .

Любая тема учебника может стать благодатной почвой для самостоятельной работы учеников. При подготовке проектов ученики , конечно, пользуются он-лайн энциклопедиями, различными ресурсами Интернета.

Для закрепления и повторения пройденных структур и лексики используются наглядные материалы (раздаточный материал, плакаты, CD. Практически все текстовые материалы учебника и рабочей тетради записаны на CD.

Материал УМК полон и богат и у учителя нет необходимости постоянно искать новый материал.

Авторы УМК «Английский в фокусе » предусмотрели достаточно широкий спектр того, чтобы учащиеся могли по своему желанию включать в учебную деятельность любой вид работы , а именно :

o любые письменные творческие работы : сочинения, изложения, эссе;

o различные школьные проекты ;

o школьные доклады;

o аудио и видеозаписи;

o презентации и электронные портфолио;

o стихи, сказки, рассказы, написанные учениками;

o переводы художественных текстов;

o письма, открытки;

o схемы, таблицы;

o плакаты, различные карточки .

К сожалению, проектной деятельности в учебнике уделяется не так много времени и внимания, как хотелось бы. И все проекты , что включены в УМК, основаны на стандартном выполнении работы, т. е. презентация, доклад или эссе.

Все перечисленные выше виды работ могут быть использованы в процессе обучения, но это может быть сделано лишь по желанию учителя, не в обязательном порядке.

Вида работы с использованием или созданием видеороликов не подразумевается в данном УМК. Упор сделан исключительно на классические виды работ и отчетности.