14.04.2024

Что означают специальные налоговые режимы и что к ним относят? Виды специальных налоговых режимов Понятие и разновидности специальных налоговых режимов


Сущность специальных налоговых режимов. Виды специальных режимов налогообложения в России в 2017 г. Значение и роль специальнх налоговых режимов в фискальном регулировании экономики.

ВВЕДЕНИЕ

Малое предпринимательство принято считать основой экономики государства - именно его фискальному регулированию посвящена большая часть статей Налогового кодекса РФ. Индивидуальные предприниматели с небольшим финансовым оборотом составляют костяк целых отраслей хозяйства (торговли, услуг, производства ряда товаров и т.п.).

Несмотря на относительную гибкость и количество возможностей, предоставляемых законодательством юридическим лицам, именно этот вид бизнеса по праву считается самым неустойчивым к внезапным рыночным изменениям и нуждается в особых условиях регулирования.

Даже несущественная смена курса властей или рыночной конъюнктуры может поставить под удар целые отрасли, поэтому само государство выработало механизмы защиты малого бизнеса. Их основу составляет перечень специальных режимов налогообложения - альтернативных вариантов уплаты налогов в бюджет.

Регулирование данных режимов со стороны государства периодически меняется исходя из объективных реалий экономики. Именно поэтому исследование специальных налоговых режимов в 2017 году представляется весьма актуальным.

Цель данного реферата - рассмотреть общие положения о специальных налоговых режимах.

Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы выступают одним из существенных звеньев системы налогов и сборов Российской Федерации. Впервые их закрепление было обусловлено принятием Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (утратил силу), Федерального закона от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрошенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (утратил силу), Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (утратил силу), Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». В рамках действующего налогового законодательства положения, связанные с применением специальных налоговых режимов, закреплены в первой (например, ст. 12—18) и второй (гл. 26-1—26-5) частях НК РФ. Возможность применения налогоплательщиками специальных налоговых режимов для Республики Крым и города федерального значения Севастополь определена начиная с налогового периода 2015 г.

Наряду с федеральным законодательством, предоставляющим налоговые льготы, субъекты РФ в своих актах предусматривают особенности применения специальных налоговых режимов соответствующими налогоплательщиками.

Перечень видов специальных налоговых режимов определен в ст. 18 НК РФ. К ним относятся:

— система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог);

— упрощенная система налогообложения;

— система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

— система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

— патентная система налогообложения.

В настоящее время налоговое законодательство Российской Федерации не содержит легального определения специального налогового режима. В ранее действовавшей редакции НК РФ в соответствии со ст. 18 специальным налоговым режимом признавался особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

Закрепление специальных налоговых режимов в системе налогов и сборов является следствием стремления государства установить дополнительные меры поддержки и стимулирования отдельных видов предпринимательской деятельности. Такого рода стимулирование основано на поддержке исключительно субъектов хозяйствования, что подтверждается содержанием отдельных положений части первой и второй НК РФ.

Например, организации, применяющие специальные налоговые режимы, не вправе выступать в качестве участников консолидированной группы налогоплательщиков (п. 6 ст. 252 НК РФ), быть участниками региональных инвестиционных проектов (подп. 3 п. 1 ст. 259 НК РФ).

В научной литературе отмечается, что специальный налоговый режим — производное от понятия «правовой режим». В налоговой сфере он выступает как специфическое проявление системы налогообложения, объединяющее несколько отдельных самостоятельных налоговых режимов. По правовым признакам специальный налоговый режим не является самостоятельным налогом, однако имеет особенности в налоговой конструкции.

Ученые, исследующие правовую природу специального налогового режима, отмечают ряд признаков, отличающих его от общего режима налогообложения.

В частности, основным отличительным признаком специальных налоговых режимов является перевод налогообязанного лица с общего порядка уплаты налогов на упрошенный, сочетающийся с предоставлением дополнительных льгот и заменой отдельных «общих» налогов единым налогом.

Р. К. Костанян считает, что специальный налоговый режим представляет собой комплексную налоговую льготу, поскольку основан на предоставлении отдельным категориям налогоплательщиков на добровольной основе определенных преимуществ, включая освобождение от уплаты ряда основных налогов.

Следует поддержать точку зрения тех ученых, которые указывают, что специальный налоговый режим представляет собой систему, элементами которой выступают потенциальные правовые последствия, установленные нормами права.

По мнению А. С. Кондукторова, конструкция правовых норм, регулирующих отношения по уплате налогов в связи с применением специальных налоговых режимов, обладает определенной спецификой: гипотезы большинства из них разделены на две составляющие — общую и специальную части. Этот же автор отмечает, что фактический состав правоотношения по уплате налога в связи с применением единого сельскохозяйственного налога, упрошенной системы налогообложения и единою налога на вмененный доход включает три юридических факта:

А) наличие объекта налогообложения;

Б) истечение налогового (отчетного) периода;

В) факт участия в статусном правоотношении, определяющем права и обязанности налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим.

Специфика отношений, складывающихся с участием субъектов, применяющих специальные налоговые режимы, позволяет исследователям выделить ряд специфических принципов, к которым относят принципы: замещения одним налогом или сбором других налоговых платежей; параллельного действия общеустановленного режима налогообложения и специальных налоговых режимов, не создающих при всём этом препятствий или конкуренции для проявления друг друга; максимального учета особенностей экономической деятельности субъектов, применяющих налогообложение в форме специальных налоговых режимов; оптимизации посредством некоторого упрощения учета и отчетности; обязательности применения специальных налоговых режимов, не предполагающей возможности для налогоплательщиков перехода на иные налоговые режимы; приоритетности и избирательности.

В соотношении с системой налогового права специальные налоговые режимы рассматривают как совокупность норм налогового права, объединенных в целостный правовой институт.

Ученые-экономисты при рассмотрении специальных налоговых режимов отмечают, что их использование в качестве экономического механизма предполагает применение определенных показателей, позволяющих вменять соответствующие обязанности налогоплательщикам. В связи с этим в мировой практике выделяют следующие основные системы налогообложения:

— основанные на показателях оборота или доходов;

— основанные на натуральных показателях;

— единовременно уплачиваемые патенты;

— основанные на соглашениях между налоговым ведомством и налогоплательщиком.

Налоговый кодекс РФ (в ред. от 2017 года) // Консультант Плюс, 2017

Бюджетная система и система налогов и сборов Российской Федерации: учебник для магистратуры / отв. ред. Е.Ю. Грачева, О.В. Болтинова. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 271 с.





Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте . Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.


Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.

РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Специальные налоговые режимы 2017.
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!

Как правильно написать введение?

Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.


Секреты идеального заключения дипломной и курсовой работы от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать выводы о проделанной работы и составить рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса.



(курсовую, диплом или отчёт) без рисков, напрямую у автора.

Похожие работы:

5.06.2010/курсовая работа

Обязанности налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Порядок прекращения применения УСН. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Комментарии к изменениям налогового законодательства по УСН и ЕНВД.

5.06.2010/курсовая работа

Рассмотрение условий перехода и прекращения применения упрощенной системы налогообложения, определение порядка уплат страховых взносов индивидуальными предпринимателями. Изучение сущности единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

23.01.2010/контрольная работа

Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей. Основные понятия единого сельскохозяйственного налога. Порядок его применения, исчисления и уплаты. Упрощенная система налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей.

14.03.2009/курсовая работа

Правовая база, анализ и обобщение практики налогообложения. Рекомендации по совершенствованию налогового механизма в РФ с учетом изменяющихся условий хозяйствования. Налог на добавленную стоимость. Единый социальный налог. Налог на прибыль и на имущество.

17.12.2010/курсовая работа

Специальные налоговые режимы для малого бизнеса, особенности их применения. Выработка новых подходов к совершенствованию налогообложения. Выявление особенностей учета субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения.

14.02.2010/контрольная работа

Виды и система налогов и сборов в Российской Федерации, общие условия их установления. Специальные налоговые режимы. Оптимизация распределения налогов между федеральными и региональными бюджетами. Разграничение федеральных и региональных налогов.

21.04.2010/контрольная работа

Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению налогов и сборов. Специальные налоговые режимы. Решение задач на расчет налога.

13.02.2009/лекция

Сущность единого социального налога, его объекты, порядок исчисления и уплаты. Специальные налоговые режимы и их виды. Предприятия, использующие упрощенную систему налогообложения. Характерные черты имущественных налогов, их разновидности и сущность.

Для того чтобы вести коммерческую деятельность с максимальной эффективностью, каждый индивидуальный предприниматель выбирает оптимальный налоговый режим, что в свою очередь определяет, какие налоги ИП подлежат уплате. Выбор будет зависеть не только от специфики и масштабов деятельности коммерсанта, но и от того, какие перспективы видит перед собой бизнесмен.

Рассмотрим налогообложение ИП в 2017 году, а также, какие обязательства возникают перед предпринимателями в зависимости от применяемого режима.

ИП на спецрежимах

Чаще всего бизнесмены для работы выбирают специальные режимы, отличающиеся невысокой налоговой нагрузкой и простотой исчисления. Среди спецрежимов выделяют следующие:

  • (только для сельхозпроизводителей);
  • Патентная система налогообложения.

Каждый из этих режимов по-своему хорош, так как является основанием для освобождения бизнесмена от уплаты череды трудоемких и затратных фискальных платежей. Рассмотрим особенности применения УСН, ПСН и ЕНВД в 2017 году, изменения, свежие новости более подробно.

Бизнес на ЕНВД

«Вмененка» — это один из базовых спецрежимов, для которого характерен расчет платежа, исходя из базовой доходности, установленной для каждого возможного вида деятельности. Применение закреплено главой 26.3 НК РФ.

Для предпринимателей, работающих на ЕНВД в 2017 году (изменения, свежие новости рассмотрим позже), предусмотрено освобождение от уплаты ряда налогов, таких как:

  1. НДС (за исключением импортных операций);
  2. Налог на имущества;
  3. Подоходного налога.

Применять ЕНВД допустимо только в отношении определенных видов деятельности, перечень которых закреплен правовыми нормами, в частности ст. 346.26 НК РФ. К ним относят:

  • Оказание ветеринарных и бытовых услуг;
  • Ремонт и ТО автомобилей;
  • Перевозка грузов и пассажиров;
  • Розничная торговля;
  • Общепит;
  • Распространение и размещение наружной рекламы.

С полным перечнем разрешенных видов деятельности можно ознакомиться в п.2 ст.346.26 НК РФ.

Важные в отношении ЕНВД в 2017 году изменения, свежие новости связаны с применением нового перечня бытовых услуг. Данное требование установлено распоряжением Правительства № 2496-р от 24.11.16 г. Помимо строго регламентированного перечня видов деятельности, главой 26.3 НК РФ определены ограничения на применение этого спецрежима. Вследствие этого, работать на ЕНВД предприниматель не вправе, если:

  • Он входит в число крупнейших плательщиков страны;
  • Численность персонала превышает 100 человек;
  • Специфика связана с договорами простого товарищества;
  • Применяется единый режим для сельхозпроизводителей ();
  • На территории ведения деятельности введена уплата торгового сбора;
  • Специфика связана с арендой газо- и бензозаправок.

Налоги ИП на ЕНВД рассчитываются по следующей формуле: ЕНВД = Базовая доходность * Физический показатель * К1 * * 15%.

Базовая доходность и физический показатель устанавливаются отдельно для каждого допустимого вида деятельности и прописаны в ст. 346.29 НК РФ. Так, если ИП занимается оказанием ветеринарных услуг, его ФП будет являться количество сотрудников (включая ИП), а БД будет равна 7500 рублей за один месяц.

Рассмотрим расчет на примере.

Пример 1

ИП Васнецов оказывает услуги по ремонту автомобилей. Помимо предпринимателя у него трудится один наемный работник. Коэффициент К1 в 2017 году остался без изменений и равен 1,798. Показатель К2 в регионе установлен в размере 0,6. Рассчитать величину платежа можно следующим образом:

  • ФП в этом случае – это количество работников;
  • БД составляет 12000 руб;
  • ЕНВД = 12000 руб. * 3 месяца * 2 работника * 1,798 * 0,6 * 15% = 11651,04 руб. – сумма за квартал.

При этом у предпринимателя есть возможность уменьшить сумму к уплате, если в течение квартала он уплачивал страховые взносы.

Работать на «вмененке» целесообразно предпринимателям, которые уже вышли на определенный уровень финансовых поступлений, так как платить в казну следует независимо от того, получил ли он солидную прибыль или даже не смог покрыть свои расходы.

Предприниматель на УСН

Бизнесмены на общей системе являются плательщиками всех обязательных налогов, таких как налог на добавленную стоимость, подоходный налог и налог на имущество. Также при наличии соответствующих оснований может возникнуть необходимость в уплате дополнительных сборов, таких как транспортный, водный и иные налоги. Налогообложение ИП в 2017 году допускает как применение специальных режимов, так и . Подводя итоги, отметим, что налоги ИП, главным образом, зависят от того, какая система применяется.

Наряду с общим режимом налогообложения, законодательством предусмотрены специальные налоговые режимы. Эти спецрежимы предоставляют налогоплательщикам облегченные способы исчисления и уплаты налогов, представления налоговой отчетности. Один из наиболее популярных спецрежимов - упрощенная система налогообложения (УСН, УСНО или УСО). Упрощенке в Налоговом кодексе посвящена гл. 26.2. УСН . Что это такое простыми словами, и в чем особенности этого налогового режима, расскажем в нашей консультации.

Кто может применять УСН

Не все организации и ИП могут применять УСН. Не имеют права применять упрощенку в 2019 году, в частности:

  • организации, имеющие филиалы;
  • ломбарды;
  • организации и ИП, которые занимаются производством подакцизных товаров;
  • организаторы азартных игр;
  • организации, в которых доля участия других организаций более 25% (кроме вкладов общественных организаций инвалидов при определенных условиях);
  • организации и ИП, у которых средняя численность работников превышает 100 человек;
  • организации, у которых остаточная стоимость амортизируемых основных средств превышает 150 млн. руб.

Полный перечень лиц, которые не могут применять УСН в 2019 году, приведен в п. 3 ст. 346.12 НК РФ .

Какие налоги заменяет УСН

Применение упрощенной формы налогообложения для ООО освобождает его в общем случае от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и НДС. ИП не платит НДФЛ со своих предпринимательских доходов, а также налог на имущество с предпринимательской недвижимости и НДС. В то же время упрощенцы уплачивают взносы во внебюджетные фонды. Организации на УСН могут признаваться или налогу на прибыль, платят земельный и транспортный налог, а в отдельных случаях и . ИП на упрощенке также должен исполнять обязанности налогового агента (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). Например, если он нанимает на работу сотрудников, то удерживает и перечисляет НДФЛ с их вознаграждения в порядке, который предусмотрен гл. 23 НК РФ . Также важно разделять предпринимательскую деятельность ИП и его деятельность как обычного гражданина. Например, предпринимательские доходы ИП на УСН не облагаются НДФЛ, но доходы физического лица, не связанные с предпринимательской деятельностью, облагаются НДФЛ в обычном порядке. По общему правилу налог на имущество, транспортный и земельный налоги предприниматель платит как обычное физлицо по уведомлениям из ИФНС. Кроме того, предприниматели и организации на упрощенной системе платят (п. 3 ст. 346.11 НК РФ). В этом и состоит упрощенное налогообложение на УСН.

Основной налог для организаций и ИП на УСН - это собственно «упрощенный» налог.

УСН в 2019 году

Максимальный доход по УСН для организаций и ИП в 2019 году не должен превышать 150 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). В противном случае право на применение системы налогообложения УСН теряется.

По итогам каждого отчетного (квартал) и налогового (год) периода в 2019 году плательщик на УСН должен сравнивать свои доходы с предельным доходом.

Плательщик УСН, у которого в 2019 году превышен предел доходов, перестает быть упрощенцем с 1-го числа квартала, в котором это превышение допущено. Он переходит к уплате налогов по ОСН или ЕНВД, если условия деятельности позволяют применять этот спецрежим. При этом для перехода на ЕНВД необходимо подать в налоговую инспекцию Заявление (утв. Приказом ФНС России от 11.12.2012 № ММВ-7-6/941@ ) в течение пяти рабочих дней с момента начала вмененной деятельности. Если о превышении стало известно позже, чем по истечении пяти дней после окончания квартала, то до подачи Заявления организация или ИП становятся налогоплательщиками на ОСН.

Как считать налог

Налог на упрощенке определяется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

При УСН налоговой базой является денежное выражение объекта налогообложения по упрощенке.

При объекте «доходы» налоговой базой является денежное выражение доходов организации или ИП (п. 1 ст. 346.18 НК РФ)

Если объект налогообложения «доходы минус расходы», то налоговой базой по УСН в данном случае будет денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ).

Состав расходов, которые упрощенец имеет право учесть на этом спецрежиме, приведен в ст. 346.16 НК РФ . Этот перечень является закрытым.

Важной особенностью признания доходов и расходов на УСН является тот факт, что используется «кассовый» метод. «Кассовый» метод учета доходов упрощенца означает, что его доходы признаются на дату получения денежных средств и иного имущества или погашения задолженности другим способом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Соответственно, и расходы признаются после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Ставки на упрощенке

При УСН процентные ставки налога также зависят от объекта налогообложения (ст. 346.20 НК РФ) и различны для УСН «доходы» и УСН «доходы минус расходы»:

Указанные выше ставки являются максимальными. Законами субъектов РФ ставки УСН «доходы» и «доходы минус расходы» :

При уплате минимального налога упрощенец может уменьшить эту сумму на авансовые платежи по УСН, уже перечисленные в текущем году по итогам отчетных периодов.

КБК при УСН

Плательщики УСН ежеквартально рассчитывают и перечисляют в бюджет авансовые платежи по налогу не позднее 25-го числа следующего за кварталом месяца, а также налог по итогам года не позднее 31 марта (для организаций) и 30 апреля (для ИП). При перечислении налога в платежке в обязательном порядке указывается код бюджетной классификации (КБК) налога по УСН.

КБК для УСН можно найти в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ (Приказ Минфина от 08.06.2018 N 132н). Так, для УСН с объектом налогообложения «доходы» общий КБК на 2019 год 182 1 05 01011 01 0000 110.

Однако при уплате в бюджет необходимо указывать конкретный КБК УСН в зависимости от того, уплачивается ли сам налог, пени по налогу или штраф по УСН. Так, КБК УСН «6 процентов» в 2019 году следующие:

При этом КБК УСН «доходы» в 2019 году для ИП и организаций один и тот же.

Если упрощенец в качестве объекта налогообложения выбрал доходы, уменьшенные на величину расходов, то КБК УСН «доходы минус расходы» для ИП и организаций в 2019 году следующие:

Минимальный налог по УСН по ставке 1% от своих доходов упрощенец уплачивает по тем же КБК, что и обычный налог при УСН «доходы минус расходы».

Налоговая декларация при УСН

Срок сдачи налоговой декларации по упрощенке для организаций - не позднее 31 марта следующего года. Для ИП этот срок удлинен: декларация за год должна быть представлена не позднее 30 апреля следующего года (п. 1 ст. 346.23 НК РФ). При этом если последний день сдачи декларации приходится на выходной, крайняя дата переносится на ближайший за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

При прекращении деятельности по УСН организация и ИП в течение 15 рабочих дней после даты прекращения подают в свою налоговую инспекцию уведомление об этом с указанием даты прекращения деятельности (п. 8 ст. 346.13 НК РФ). Декларация на УСН в таком случае подается не позднее 25-го числа следующего месяца (п. 2 ст. 346.23 НК РФ).

Если в период применения УСН упрощенец перестал удовлетворять условиям применения этого спецрежима, налоговая декларация по УСН представляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором право применения упрощенки было потеряно.

Как ведется бухгалтерский и налоговый учет на УСН

Организация, находящаяся на упрощенке, обязана вести бухгалтерский учет. Упрощенец-предприниматель сам решает, вести ему учет или нет, ведь обязанности такой у него нет (ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ ).

ООО на УСН ведет бухгалтерский учет в общем порядке в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ , Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и другими правовыми актами.

Напомним, что налоговый учет упрощенцы ведут в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (КУДиР) (Приказ Минфина от 22.10.2012 № 135н), по «кассовому» методу.

В этом принципиальное отличие подхода к ведению бухгалтерского и налогового учета при УСН. Ведь по общему правилу в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности организации должны отражаться в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от поступления или выплаты денежных средств (метод «начисления»).

Те упрощенцы, которые отнесены к субъектам малого предпринимательства и не обязаны проходить обязательный аудит, могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

Применяя упрощенный бухучет, ООО может сблизить бухгалтерский и налоговый учет, ведь упрощенный порядок дает возможность использовать «кассовый» метод в отражении хозяйственных операций. Особенности ведения бухгалтерского учета по «кассовому» методу можно найти в Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н).

Годовая бухгалтерская отчетность упрощенца состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств) (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ ).

Те организации и ИП на УСН, которые применяют упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут составлять и упрощенную бухгалтерскую отчетность. Это означает, что в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям), а в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная на взгляд упрощенца информация (

Устойчивая, гибкая, перманентно развивающаяся налоговая система - это одно из важнейших условий стабильного развития предпринимательской деятельности. Существующая налоговая система в РФ начала формироваться в начале 90-х. Важным шагом стало утверждение первой, а затем и второй части Налогового кодекса - главного законодательного акта в налоговой системе РФ. Согласно НК РФ в России действуют два режима налогообложения бизнеса: общий и специальный. Налоговый режим определяет виды и размеры налогов, которые должны быть перечислены в бюджет, а также порядок уплаты этих налогов и представления отчетности. Основным является общий налоговый режим, он применяется по умолчанию. Разработка и введение специальных налоговых режимов стало важным шагом в реализации государственной поддержки развития малых и средних предприятий. Наиболее очевидной характерной чертой специальных налоговых режимов является замена нескольких налогов одним.

В настоящее время в РФ согласно Налоговому кодексу действует пять специальных налоговых режимов:

  1. единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - система налогообложения для сельхозпроизводителей;
  2. упрощенная система налогообложения (УСНО);
  3. единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  4. патентная система налогообложения (ПСН);
  5. соглашение о разделе продукции (СРП) .

Соглашение о разделе продукции - это особый специальный режим налогообложения. СРП представляет собой договор, по которому РФ предоставляет инвестору исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, предусмотренном соглашением. Инвестор в свою очередь проводит работы за свой счет и несет связанные с этим риски. СРП определяет все условия, связанные с использованием недр, в том числе порядок раздела произведенной продукции между государством и инвестором. Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов, налога на имущество, таможенных пошлин, транспортного налога.

Сравним первые четыре специальных режима налогообложения: УСНО, ЕНВД, ЕСХН и ПСН, т.к. в отличие от СРП они применяются малыми и средними предприятиями. Сравнительная характеристика по данным спецрежимам представлена в табл.1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика УСНО, ЕНВД, ЕСХН и ПСН

Параметр

Налоги к уплате

Единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСНО.

Единый налог на вмененный доход

Единый сельскохозяйственный налог

Плательщики

Организации и ИП

Освобождение от уплаты

Налог на прибыль (для орг-ций);

НДФЛ (для ИП);

Налог на имущество;

НДФЛ (для ИП);

Налог на имущество;

Ограничения применения

Орг-ции, имеющие филиалы / представительства;
- КБ;
- страховые орг-ции;
- НПФ;
- инвест. фонды;
- проф. участники РЦБ;
- ломбарды;
- орг-ции, занимающиеся игорным бизнесом;
- орг-ции, являющиеся участниками СРП;
- если численность наемных работников > 100 чел.;

Если доход за год > 60 млн. руб.;

Если стоимость основных средств > 100 млн. руб.;

Если доля участия других организаций > 25%.

Не применяется в отношении деятельности, осуществляемой в рамках договора простого товарищества;

Не применяется, если численность наемных работников >100 чел.;

Не применяется, если доля участия других организаций > 25%.

Применяется организациями, если доля дохода от реализации собственной сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 %.

Применяется только в отношении определенных видов деятельности;

Не применяется, если доход за год > 60 млн. руб.; если средняя численность наемных работников > 15 чел.; если максимальный размер потенциального годового дохода превышает 1 млн. руб.

Виды деятельности

Нет ограничений

Производство, переработка и реализация собственной сельхозпродукции

Закрытый перечень видов деятельности

Объект НО / налоговая база / налоговая ставка

I вар: 6% * Доходы

II вар: 15% * Доходы, уменьшенные на величину расходов

15% * Вмененный доход

6% * Доходы, уменьшенные на величину расходов

6% * Потенциально возможный к получению годовой доход / 12 * срок действия патента

Налоговый период

Календарный год

Календарный год

Период, на который выдан патент (1-12 мес)

Срок уплаты налога

не позднее 25-го числа первого месяца следующего квартала

если патент получен на срок:

До 6 мес.: не позднее срока окончания действия патента;

6-12 мес.: 1/3 не позднее 90 календарных дней после начала и 2/3 не позднее срока окончания действия патента.

Ведение бухучета / отчетность

Ведется и представляется 1 раз в год.

Ведение бухучета не требуется.

Налоговый учет

Ведется книга учета доходов и расходов

(для II вар - закрытый перечень учитываемых расходов).

Раздельный учет физических показателей по видам деятельности и системам НО.

Ведется в полном объеме (закрытый перечень учитываемых расходов).

Ведется учет доходов от реализации в книге учета доходов.

Льготы и преференции

I вар: субъекты РФ могут устанавливать налоговые ставки от 1 до 6 %.

II вар: субъекты РФ могут устанавливать налоговые ставки от 5 до 15 %.

Для Крыма и Севастополя: 2015-16 гг. - до 0 %; 2017-21 гг. - до 3 % для II вар.

Законами субъектов для ИП, ведущих деятельность в производственной, социальной, научной сферах, сфере бытовых услуг населению зарегистрированных после принятия такого закона может быть снижена до 0% в течение 2-х налоговых периодов.

Актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть установлены ставки в пределах от 7,5 до 15 %.

Право субъектов снизить ставку:

Для Крыма и Севастополя: 2015-16 гг. - до 0 %; 2017-21 гг. - до 4 %.

Право субъектов снизить ставку:

1) Для Крыма и Севастополя:

2015-16 гг. - до 0 %; 2017-21 гг. - до 4 %.

2)в период 2015-2020 гг. - 0% для ИП, ведущих деятельность в производственной, социальной или научной сферах, впервые зарегистрированных после 1 января 2015 г., на два календарных лет.

Уменьшение суммы исчисленного налога

I вар: Не более чем на 50 % на сумму уплаченных взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС. II вар: нет

Не более чем на 50% на сумму уплаченных взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС

Возможность совмещения

Возможно совмещение

Переход на иную систему НО

Добровольно: с начала календарного года

Добровольно

В обязательном порядке осуществляется переход на общий режим НО:

с начала квартала, в котором было утрачено право применения

со следующего квартала после утраты права применения

с начала налогового периода, в котором было утрачено право применения

с начала налогового периода, на который выдавался патент, и в котором было утрачено право применения

Возврат на систему НО

С начала следующего календарного года

Не ранее чем через год после утраты права применения

Не ранее чем со следующего календарного года

Применение контрольно-кассовой техники (ККТ)

Обязательное

Необязательное

Обязательное

Необязательное

2018 года налогоплательщики обязаны перейти на новые онлайн кассы

Анализ статистических данных ФНС РФ за период 2006-2015 гг. показывает общую тенденцию к росту поступлений налогов и сборов от организаций и ИП, применяющих специальные режимы налогообложения (табл.2) . Примечательна структура этих поступлений. В 2015 г. на долю УСНО пришлось 73,5% всех поступлений, на долю ЕНВД - 23%, на ЕСХН - 2% и на ПСН - 1,5%. Отметим, что за рассматриваемый период 2006-2015гг. доля УСНО увеличилась с 51% до 73,5%, доля ЕНВД снизилась с 48% до 23%, доля ЕСХН незначительно возросла с 1 % до 2% .

Таблица 2

Поступление платежей в бюджет по СНР

млн. руб.

УСНО

ЕНВД

ЕСХН

Лидером по количеству поступлений в бюджет, а также по количеству налогоплательщиков является УСНО (рис. 1). Сумма поступлений в бюджет по УСНО за период 2006-2015 гг. выросла в 4,5 раза. Количество налогоплательщиков в целом за рассматриваемый период также существенно увеличилось. Небольшое снижение наблюдалось в 2013-2014 гг., что было связано с введением с 1 января 2013 года патентной системы налогообложения, которая заменила упрощенную систему налогообложения на основе патента, действовавшую в рамках УСНО до конца 2012 года.

Рис. 1. Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по СНР

Тем временем, рост сумм поступлений в бюджет по ЕНВД был не столь значительным, а количество налогоплательщиков вообще существенно сократилось за аналогичный период. В качестве причин подобного снижения количества налогоплательщиков следует отметить изменения в законодательстве: в 2012г. отдельные виды предпринимательской деятельности были исключены из перечня видов деятельности, по которым предусматривалось применение ЕНВД; кроме того, с 1 января 2013г. применение ЕНВД стало добровольным . В связи с данными изменениями часть налогоплательщиков, которые были вынуждены применять ЕНВД перешли на более выгодный режим - УСНО.

Сумма поступлений по ЕСХН за рассматриваемый период 2006-2015гг. стабильно растет, даже несмотря на снижение количества налогоплательщиков. Подобная ситуация объясняется спецификой предприятий, на которые распространяется возможность применения ЕНВД.

Стоит отметить, что на снижение количества налогоплательщиков по ЕНВД и ЕСХН оказало влияние общее снижение количества ИП по стране с 2013г. .Подобное снижение объясняется ухудшением условий деятельности ИП, в т.ч. увеличением обязательный взносов в ПФ РФ, ФОМС РФ для ИП .

На объем налоговых поступлений и количество налогоплательщиков, применяющих налоговые спецрежимы, а также на структуру поступлений от существующих СНР, оказали влияние имеющиеся проблемы их применения.

Рассмотрим основные проблемы, связанные с использованием всех СНР.

1) Освобождение от уплаты НДС. Освобождение субъектов, применяющих СНР, от уплаты НДС приводит к потере части контрагентов, являющихся плательщиками НДС. Это связано с тем, что им приходится принимать к вычету НДС.

2) Постоянный контроль за соблюдением установленных критериев. Превышение ограничений, установленных НК РФ обязывает налогоплательщика перейти на общий режим налогообложения и, соответственно, исчислить и уплатить налоги, от которых предусматривалось освобождение: налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество, НДС.

3) Совмещение нескольких налоговых спецрежимов. У налогоплательщиков часто возникают трудности с распределением доходов и расходов.

Кроме общих проблем, характерных для всех СНР, имеются также специфичные проблемы, характерные для того или иного спецрежима.

Так, например, основной проблемой ЕНВД является ограниченный перечень видов деятельности; потерявший свою актуальность размер базовой доходности, не учитывающий особенности того или иного вида предпринимательской деятельности и требующий пересмотра; а также ориентация физического показателя на количество работников, приводящая к применению незаконных схем оплаты труда.

Среди проблем ЕСХН следует отметить слишком высокий процент, позволяющий применять данный режим сельскохозяйственным предприятиям, а также отсутствие гибкого механизма, учитывающего специфику ведения сельскохозяйственной деятельности, обусловленную природными условиями.

Что касается недавно введенной в действие ПСН, она определенно имеет целый ряд преимуществ. Однако среди проблем нельзя не отметить ограниченный перечень видов деятельности, на которые распространяется ПСН, а также «авансовую» систему уплаты, не учитывающую возможности ИП произвести уплату налога до фактического получения прибыли. Кроме того, нужно отметить отсутствие возможности у ИП сократить налогооблагаемую базу на сумму страховых взносов на обязательное страхование.

Несмотря на наличие вышеперечисленных проблем, нельзя не отметить мероприятия, предпринимаемые государством, направленные на устранение существующих недостатков, а также совершенствование законодательной базы, регулирующей имеющиеся специальные налоговые режимы.

Рассмотрим последние изменения в НК РФ, касающиеся СНР:

1) Согласно действующей редакции НК РФ предельный размер доходов при УСНО составляет 60 млн. руб., а для перехода на УСНО - 45 млн. руб. Эти величины ежегодно индексируются.

Налогоплательщики не раз обращались с просьбой увеличить предельный размер доходов при УСНО. Однако Минфин РФ выступал против подобного увеличения, аргументируя свою позицию тем, что в 2013 году доля налогоплательщиков УСНО, получивших доход на уровне порогового значения - 60 млн. руб., составляла лишь 0,8%.

Тем не менее, с 2017 года предельный размер доходов при УСНО увеличивается до 120 млн. руб., что соответствует критериям отнесения по величине доходов к микропредприятиям. Тогда как для целей перехода на УСНО предельный размер дохода увеличивается до 90 млн. руб. При этом индексация предельного размера дохода будет приостановлена до 1 января 2020 г., а на 2020 год установлен коэффициент-дефлятор, равный 1.

2) Помимо ограничений по предельному размеру доходов, также действует ограничение по остаточной стоимости основных средств, которая не должна превышать 100 млн. руб. Данное ограничение с 2002 г. не корректировалось. Ограничение по остаточной стоимости основных средств, является значительным препятствием по применению УСНО для субъектов, осуществляющих фондоемкую деятельность. С 2017 по УСНО размер предельной остаточной стоимости увеличен до 150 млн. руб.

3) Внесены уточнения относительно применения ставки 0% по УСНО.

Подводя итоги, отметим, что применение специальных налоговых режимов субъектами малого и среднего бизнеса позволяет получать наибольшую выгоду как организациям и индивидуальным предпринимателям, так и государству. Несмотря на предпринимаемые государством меры по совершенствованию специальных режимов налогообложения, они все ещё нуждаются в пересмотре и корректировке существующих и возникающих в процессе их практического применения спорных вопросов и проблем, т.к. СНР должны максимально учитывать особенности всех категорий налогоплательщиков для наиболее оптимального и эффективного распределения налоговой нагрузки.

Общий режим налогообложения предполагает уплату налогоплательщиком большинства налогов, предусмотренных НК РФ, и в т. ч. таких, как налог на прибыль (для ИП - НДФЛ), НДС, налог на имущество. На общем режиме налогообложения (ОСНО) находятся те предприниматели и организации, которые не используют льготные режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) или не вправе перейти на них.

Общий режим налогообложения в 2017 году: основания для применения

Общий режим налогообложения применяется по умолчанию при регистрации новых экономических субъектов, если не было вовремя предоставлено заявление об использовании льготного спецрежима.

При наличии следующих условий возможность использовать иные системы налогообложения, кроме общей, не предоставляется:

  1. Средняя численность наемных работников свыше 100 человек (для производителей сельскохозяйственной продукции этот показатель может быть выше согласно п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ).
  2. Доля участия прочих учреждений в уставном капитале организации более 25% (за исключением случаев, перечисленных в подп. 14 п. 3 ст. 346.12 или подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ).

Кроме того, для перехода на упрощенку общая остаточная стоимость амортизируемого имущества не должна превышать 150 млн. руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Доходы за предыдущие 9 месяцев не могут быть более 112,5 млн. руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). При невыполнении вышеперечисленных условий организация или ИП остается на общем режиме налогообложения.

Некоторые субъекты не могут применять иной режим, кроме ОСНО, ввиду особенностей вида экономической деятельности. Это затрагивает банки, инвестиционные и пенсионные негосударственные фонды, нотариальные и адвокатские конторы, занимающихся производством подакцизных товаров лиц и прочие учреждения и ИП, перечисленные в п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Порядок работы на ОСНО

Общий режим налогообложения предусматривает начисление и уплату НДС (если вид деятельности не предусматривает освобождения от НДС), налога на имущество, а также налога на прибыль для юрлиц и НДФЛ для предпринимателей.

Субъекты на ОСНО несут максимальную налоговую нагрузку. И отчитываться в ФНС им придется гораздо чаще, чем тем, кто использует иные режимы налогообложения. По большинству налогов отчитываться нужно ежеквартально. А по прибыли декларации на ОСНО предоставляются либо поквартально, либо ежемесячно.

Итоги

Хотя общая система налогообложения требует наибольших усилий при ведении налогового и бухгалтерского учета, многие предприятия и даже ИП делают выбор в пользу ОСНО. Причин этому может быть несколько: соотношение доходов и расходов по текущей деятельности позволяет минимизировать налоговые платежи, а контрагенты в некоторых случаях предпочитают сотрудничать только с плательщиками НДС.