17.04.2024

Обучение грамоте, письмо. Обучение грамоте, письмо Поурочные разработки по письму прописям ворониной


План-конспект вводного урока для 1 класса

Знакомство с предметом «Обучение грамоте»

Прогнозируемые результаты: ( слайд 1)

- дети узнают, что 1 сентября - «День знаний»;

- дети получат сведения о том, что такое грамота;

Узнают, кого можно назвать грамотным человеком;

Познакомятся с первым учебником «Азбука»;

Познакомятся с предметом «Обучение грамоте» и его особенностями.

ХОД УРОКА

1.Актуализация знаний (2 слайд)

1 сентября все дети идут в школу. В нашей стране первый учебный день называют «Днем знаний». С этого момента дети становятся учениками. В школе их учат читать и писать, а так же дети узнают много нового и интересного.

Мотивация учебной деятельности. (3слайд)

- А сейчас послушайте рассказ и попробуйте ответить на несколько вопросов.

Когда папа был маленьким, он быстро научился читать. Ему только говорили: вот это «а», вот это «б», и он выучил все буквы. Ему это было очень интересно. Он стал читать книжки, смотреть картинки. Но он совсем не хотел рисовать палочки.

Маленький папа не хотел держать ручку с пером правильно. Неправильно он тоже не хотел ее держать. Он вообще хотел читать, а не писать. Читать было интересно, а писать - скучно.

Прошло много лет. Маленький папа стал взрослым. Почерк у него такой плохой и некрасивый, что многие считают, что он просто шутит.

И папе бывает стыдно и неловко. Недавно папу спросили на почте:

Вы что, малограмотный?

Нет, почему же, я грамотный! - сказал он.

А это у вас какая буква? - спросили его.

«Это буква «Ю», - тихо сказал папа.

- «Ю»? Кто же так пишет «ю»?

Я… - тихо сказал папа.

И все засмеялись.

Ах, как хочется теперь папе писать красиво, чисто, хорошим почерком, без клякс! Как хочется ему правильно держать ручку! Как жалеет он, что плохо писал палочки! Но теперь уже ничего не поделаешь. Сам виноват.

(А.Раскин.)

О чем жалеет теперь папа? (ответы детей)

О каких «палочках» идет речь? (ответы детей)

Какую же роль играет почерк? (ответы детей)

Можно ли назвать папу грамотным человеком? (ответы детей)

На этот вопрос мы ответим в процессе урока.

Работа по теме урока

А сейчас поговорим о том, что такое грамота? Что же обозначает это слово? (ответы детей)

Учитель объясняет значения слова грамота (слайд 4)

Грамота - это умение читать и писать на родном языке. В народе издавна говорят: «Грамота - второй язык». Многовековая мечта, глубокая мудрость, ясный ум и тонкая наблюдательность народа заключены в этой меткой пословице.

В старину всякий письменный документ называли «грамотой», а человека умеющего читать и писать,- грамотным. (слайд5)

Простые люди мечтали об умении читать и писать, тянулись к знаниям, прекрасно понимая, что «без грамоты, как без свечки в потемках» и что «ученье свет, а неученье - тьма».

Мечта сбылась: народ овладел грамотой, т.е. учился читать и писать.

Право всех граждан на образование закреплено Конституцией РФ.

Многие из вас уже знают буквы. Назовите буквы, которые вы знаете (ответы детей)

(слайд 6)

А всегда ли существовали буквы? Всегда ли люди умели читать и писать? (ответы детей)

Правильно, дети. Не всегда.

В старые, давние времена, люди не знали букв и не умели ни писать, ни читать (слайд 7)

Но со временем у людей накопилось множество знаний, которые они хотели бы передать своим детям и внукам.

Но как же это сделать? (ответы детей)

Вот люди и придумали АЛФАВИТ.

Алфавит - это специальные символы - буквы - с помощью которых люди могли записывать любые слова. (слайд 8)

Старославянские буквы имели другие названия и форму. Буквы назывались: аз, буки, веди, глаголь, добро и т.д.

Печатных станков раньше не было, и люди писали книги от руки. Чтобы книги имели привлекательный вид, буквы писали аккуратно и красиво. Особенно первую букву (слайд 9)

Первые славянские буквы: аз, буки. Отсюда и название учебника «АЗБУКА» (слайд 10) Эта книга научит вас читать и писать. Азбука - это настоящий волшебный сундучок знаний (слайд 11)

Дети знакомятся (с помощью учителя) со структурой, строением книги: обложкой, иллюстрациями, учатся пользоваться закладкой.

Послушайте загадку и отгадайте ее.

Тридцать три сестрички

Ростом невелички

Если знаешь их секрет,

То на все найдешь ответ. (Буквы)

(слайд 12)

ФИЗМИНУТКА

Давайте поиграем в игру «Узнай букву»

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. В пособии представлены подробные конспекты уроков по обучению грамоте к учебнику В.Г. Горецкого и др. «Русская азбука», рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации и включённому в Федеральный перечень уроков. Данное пособие предлагает новый современный взгляд на обучение грамоте.

Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. К учебнику Горецкого В.Г. и др. «Азбука».

Учитывая все научные подходы В.Г. Горецкого, в поурочные разработки включены оригинальные методические приёмы, живой и интересный литературный материал. Данные разработки помогут учителям достичь хороших результатов в обучении младших школьников правильному чтению и красивому письму, обеспечат интенсивное речевое развитие первоклассников, пополнят словарный запас детей, научат участвовать в диалоге и беседе на уроке, с интересом постигать и решать учебные задачи.

СОДЕРЖАНИЕ
Урок 1. 1 сентября - День знаний. Здравствуй, школа. Первый школьный учебник «Азбука» 7
Урок 2. Устная и письменная речь. Предложение 10
Урок 3. Предложение. Слово 13
Урок 4. Предложение. Слово. Слог 17
Урок 5. Слог. Ударение. Ударные и безударные слоги 22
Урок 6. Слово. Предложение. Слог. Ударение
Урок 7. Звуки в окружающем мире. Звуки в речи 28
Урок 8. Гласные и согласные звуки 33
Урок 9. Образование слога 40
Урок 10. Закрепление знаний о звуках русского языка. Обозначение звуков на письме и при печатании 44
Урок 11. Гласный звук [а]. Буква Л, о 48
Урок 12. Звук [а]. Буква А, а. Закрепление 52
Урок 13. Звук [о]. Буква 0, о; 57
Урок 14. Звук [о]. Буква 0, о. Закрепление 63
Урок 15. Звук [и]. Буква И, и 66
Урок 16. Звук [и]. Буквами. Закрепление 72
Урок 17. Звук [ы]. Буква ь/ 77
Урок 18. Звук [ы]. Буква ы. Повторение 82
Урок 19. Звук [у]. БукваУ,у 86
Урок 20. Звук [у]. Буква У,у. Повторение пройденного 90
Урок 21. Звуки [н], [н’]. Буква Н,н 93
Урок 22.3вуки [н] и [н’]. Буква Н,н. Закрепление 98
Урок 23.3вуки [с], [с’]. Буква С, с 101
Урок 24.3вукм [с], [с’]. Буква С, с. Закрепление 105
Урок 25.3вуки [к], [к’]. Буква К, к 109
Урок 2б.3вуки [к] и [к’]. Буква К, к. Закрепление 115
Урок 27.3вуки [т], [т’]. Буква Т,т 120
Урок 28.3вуки [т], [f]. Буква 7″, т. Закрепление 125
Урок 29.Закрепление пройденного материала 133
Урок З0. Звуки [л], [л’]. Буква Дл 139
Урок 31. Звуки [л], [л’]. Буква Дл. Закрепление 146
Урок 32.Повторение и закрепление пройденного материала 150
Урок ЗЗ. Звуки [р], [р’]. Буква Р,р 155
Урок 34.3вуки [р], [р’]. Буква Р,р. Закрепление 161
Урок 35.3вуки [в], [в’]. Буква б, в 166
Урок 36.Звуки [в], [в’]. Буква б, в. Закрепление 172
Урок 37. Гласная буква Е, е 176
Урок З8.Буква е - показатель мягкости согласного звука 181
Урок 39.Повторение и закрепление пройденного материала 187
Урок 40. Звуки [п], [п’]. Буква Я, л 192
Урок 41. Звуки . Буква/7,/7. Закрепление; ; .7. Й7
Урок 42-43.Звуки [м] и [м’]. Буква М,м 204
Урок 44.3акрепление пройденного материала 211
Урок 45.3вуки [з], [з’]. Буква3,з 216
Урок 46.3вуки [з], [з’]. Буква 3,з. Закрепление 223
Урок 47.Экскурсия в школьную библиотеку 227
Урок 48.Праздник детской книги 227
Урок 49.3вуки [б], [б’]. Буква б, б 228
Урок 50. Звуки [б], [б’]. Буква Б, б. Закрепление 234
Урок 51. Звуки [б], [б’] - [п], [п’]. Повторение и обобщение пройденного материала 238
Урок 52. Звуки [д], [д’]. Буква Д д 242
Урок 53. Парные согласные звуки [д], [д’] и [т], [f]. Буквы Д д и 7″, т 246
Урок 54. Буква Я,
Урок 55. Буква Я - показатель мягкости согласных звуков 258
Урок 56. Закрепление пройденного о буквах я, е. Чтение текстов 262
Урок 57. Звуки [г], [г’]. Буква Г,г 266
Урок 58. Парные согласные звуки [г], [г’] и [к], [к’]. Буквы Г, г и К, к. .. 271
Урок 59. Звук [ч’]. Буква Ч,ч 276
Урок 60. Звук [ч’]. Буква Ч, ч, буквосочетания ча, чу. Закрепление…. 281
Урок 61. Буква ь - показатель мягкости согласных 284
Урок 62. Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь 288
Урок 63. Разделительный мягкий знак 293
Урок 64. Звук [ш]. Буква Ш, ш 298
Урок 65. Звук [ш]. Буква Ш, ш. Закрепление 303
Урок 66. Звук [ж]. Буква Ж, ж 307
Урок 67. Звук [ж]. Буква Ж, ж. Закрепление 310
Урок 68. Буква £, ё, обозначающая два звука [й’о] 314
Урок 69. Буква ё- показатель мягкости согласного звука. Чтение слов с буквой ё, которая стоит после разделительного мягкого знака и обозначает два звука [й’о] 318
Урок 70. Звук [и’]. Буква Й, й 323
Урок 71. Звук [й’]. Буква Й, й. Закрепление 328
Урок 72. Звуки [х],[х’]. Буква Х,х 332
Урок 73. Звуки [х] [х’]. БукваХ,х. Закрепление 337
Урок 74. Буква ю - показатель мягкости согласного звука. Буква /о, стоящая после гласной буквы и обозначающая два звука [й’у] 342
Урок 75. Буква ю. Чтение слов с разделительным мягким знаком и буквой ю 347
Урок 76. Звук [ц]. Буква Ц, ц 352
Урок 77. Звук [ц]. Буква Ц, ц. Закрепление 357
Урок 78, БукваЭ,э. Гласный звук [э] 362
Урок 79. Гласный звук [э]. Буква Яз. Закрепление 368
Урок 80. Звук [щ]. Буква Щ,щ 371
Урок 81. Звук [щ]. Буква Щ, щ. Закрепление 376
Урок 82. Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф, ф 381
Урок 83. Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф,ф. Закрепление 387
Урок 84. Разделительный мягкий знак 391
Урок 85. Разделительный твёрдый знак 397
Урок 86. Алфавит 402
Урок 87. Алфавит. Звуки и буквы 409
Урок 88. Наше Отечество 415
Урок 89. «Первоучители словенские» 420
Урок 90. Первый букварь 423
Урок 91. А.С. Пушкин и его сказки 425
Урок 92. Л.Н. Толстой. Рассказы 431
Урок 93. Великий педагог и писатель К.Д. Ушинский 436
Урок 94. К.И. Чуковский и его произведения «Телефон» и «Путаница» 440
Урок 95. В.В. Бианки и его творчество 445
Урок 96. С.Я. Маршак и его творчество 451
Урок 97. М.М. Пришвин и его произведения 456
Урок 98. АЛ. Барто и её стихи 461
Урок 99. СВ. Михалков и его произведения 466
Урок 100. В.А. Осеева и её произведения для детского чтения 471
Урок 101. Б.В. Заходер и его произведения для детей 474

Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс.





Приказом № 699 Министерства образования и науки Российской...

Читать полностью

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.
В пособии представлены подробные конспекты уроков по обучению грамоте к учебнику В. Г. Горецкого и др. "Азбука. 1 класс", рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации и включённому в Федеральный перечень учебников.
Данное пособие предлагает новый современный взгляд на обучение грамоте. Учитывая все научные подходы В. Г. Горецкого, в поурочные разработки включены оригинальные методические приёмы, живой и интересный литературный материал.
Данные разработки помогут учителям достичь хороших результатов в обучении младших школьников правильному чтению и красивому письму, обеспечат интенсивное речевое развитие первоклассников, пополнят словарный запас детей, научат участвовать в диалоге и беседе на уроке, с интересом постигать и решать учебные задачи.
Приказом № 699 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства "Экзамен" допущены к использованию в общеобразовательных организациях.
5-е издание, переработанное и дополненное.

Скрыть

АННОТАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС

Программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы «Литературное чтение» - авторы Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Литературное чтение, в двух частях: 1 класс.

Литературное чтение - один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение в начальной школе выделяется в 1 классе 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебных недели).

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте». Его продолжительность примерно 23 учебные недели, по 9 ч в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению).

После курса «Обучения грамоте» продолжается изучение предмета «Литературное чтение». На него отводится в 1 классе 36 ч (4 ч в неделю, 9 учебных недель).

1. Азбука. 1 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина/– М.: Просвещение, 2012.

2. Жиренко О. Е. , Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс. – М.: ВАКО, 2012.

3. Волина В. В. Праздник букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

4. Бойкина М. В., Виноградская Л. А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь: 1 класс. - М.: Просвещение, 2012

5. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2012

6. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение: Учебник: 1 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012

7. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику" Родная речь: 1класс". - М.: Просвещение, 2012

АННОТАЦИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС

Программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Канакина В. П., Горецкий В. Г., М.В. Бойкина. Русский язык: рабочие программы. 1-4 классы.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Место курса в учебном плане.

В 1 классе - 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму, 50 ч (10 учебных недель) - урокам русского языка.

Учебно-методическое обеспечение программы

    Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 1 класс - М. Просвещение. 2012

    Канакина В.П., Русский язык: Рабочая тетрадь: 1 класс- М. Просвещение. 2012

    Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. 1 класс- М. Просвещение. 2012

    Канакина В. П., Горецкий В. Г., М.В. Бойкина Русский язык: рабочие программы. 1-4 классы - М. Просвещение. 2012

    Горецкий В. Г, Федосова Н.А.. Прописи. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012

АННОТАЦИЯ МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС

Программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика».

На изучение математики в 1 классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 132 ч (33 учебные недели).

1.Моро М. И. Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М.: Просвещение, 2012.

2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Издательство «Просвещение», 2012.

3. Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по математике: 1 класс. М.: ВАКО, 2012.

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / - М.: Просвещение, 2010.

5. Волкова С. И. Проверочные работы к учебнику «Математика: 1 класс» - 64 с.

6. Электронное приложение к учебнику М. И. Моро. 1 класс.

АННОТАЦИЯ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы учебного курса «Окружающий мир» Плешаков А.А.Окружающий мир: Рабочие программы:1-4классы––М. Просвещение, 2011.

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю. 1 класс - 66ч (33 учебные недели).

Учебно-методическое обеспечение.

    Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочие программы: 1-4 классы, М. Просвещение. 2011

    Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 1 класс в 2-х частях, М. Просвещение. 2012

    Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 1 класс, М. Просвещение. 2012

    Плешаков А.А.Окружающий мир Тесты: 1 класс, М. Просвещение. 2012

    Плешаков А.А.От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы, М. Просвещение. 2009 г

    Плешаков А.А. Окружающий мир Методическое пособие: 1 класс, М. Просвещение. 2012

    Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М. Просвещение. 2012

АННОТАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЯ 1 КЛАСС

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы учебного курса «Технология» Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Рабочие программы:1-4классы––М. Просвещение, 2011.

На изучение курса «Технология» в каждом классе на­чальной школы отводится 1ч в неделю. 1 класс - 66ч (33 учебные недели), 2,3,4 классы-34 учебные недели.

1. Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочие программы: 1-4 классы.- М.: Просвещение, 2012.

АННОТАЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1 КЛАСС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Неменский Б.М. и др. Изобразительное искусство: Рабочие программы: 1-4 кл./ Под. Ред. Б. М. Неменского-М. Просвещение, 2011 год.

В соответствии с учебным планом школы на 2012-2013 учебный год рабочая программа рассчитана на 33 часа в год - 1 час в неделю.

Учебно-методическое обеспечение

1.Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др. Изобразительное искусство: Методическое пособие: 1-4 классы / Под. Ред. Б. М. Неменского–– М. Просвещение, 2012.