24.03.2024

Что такое "целевое направление" в вузе. Целевое направление в вуз: основные этапы получения. Рекомендации для абитуриента Ходатайство на целевое направление образец


При подготовке к поступлению в вузы принято рассматривать разные варианты и, как говорят, готовиться к худшему, надеясь на лучшее. Поэтому будущим абитуриентам не мешает знать о том, что, кроме бюджетного и коммерческого, есть вариант поступления на некоторые специальности по так называемому «целевому направлению».



Особенность целевого набора заключается в том, что абитуриент приходит в вуз не только с оценками ЕГЭ, но и с направлением от конкретного предприятия и ведомства. Благодаря тому, что предприятие или ведомство обязуется оплатить его обучение или выделить средства из бюджета на его обучение, абитуриент не участвует в общем конкурсе, а вступительные испытания проходит по специальному конкурсу (но не вне конкурса, как ошибочно считают многие). В случае успешного прохождения испытаний он зачисляется на выбранный факультет, обучается там, а после окончания вуза отправляется на работу на то предприятие, которое за него поручилось. Обязательства предприятия перед студентом, студента перед предприятием, а также предприятия перед вузом оформляются в трёхстороннем договоре. При этом сочтем нужным отметить, что целевой прием в российские вузы подразделяется на два вида: целевой набор по квоте Министерства образования и науки РФ (для государственных ведомств) и целевая контрактная подготовка (для тех, кто идет с направлением от предприятий). И хотя термин «целевой набор» законодательно относится только к первому виду, однако в обиходе он расширен.

Система целевого набора таит в себе массу особенностей, которые обязаны знать абитуриенты, мечтающие поступить по целевому направлению.

Кто в списках?

В списки тех, о ком будет ходатайствовать предприятие в вузе, попадают абитуриенты, которые каким-либо образом уже знакомы с этим предприятием. Получается, что знакомым надо быть со школьной скамьи. Так оно и есть – руководители предприятий «присматривают» себе будущие кадры именно на этапе, когда они учатся в школе. Какие способы «присмотреть» существуют? Например, всевозможные конкурсы, которые проводит предприятие среди учащихся региона. Или встречи со школьниками на предприятии. Или тематические олимпиады, организатором или спонсором которых выступает предприятие. Руководители наблюдают: у кого горят глаза, кто высказывает заинтересованность, кто показывает себя с лучшей стороны – у того есть все шансы попасть в заветный список направляемых абитуриентов. Например, предприятие «Татнефть» уже на протяжении нескольких десятилетий именно так выбирает потенциальные кадры и направляет их на обучение в нефтяные вузы России.

Еще в "целевики" обычно попадают абитуриенты, чьи родители долгие годы трудятся на предприятии, имеют авторитет. Дети часто выбирают профессию родителей, и в таких случаях руководство предприятия идет им навстречу.

Также велики шансы у тех, кто имеет среднее специальное образование и уже трудится на предприятии. Обычно руководство вуза поддерживает их стремление продолжить учебу и получить высшее образование, и дает заветное направление.

Поступление и обучение

То, что абитуриент попал в целевой список, совсем не значит, что его примут в вуз без конкурса. Согласно правилам, конкурс в таком случае должен составлять не меньше 1,2 человека на одно место. Разумеется, это не такое серьезное испытание, как общий конкурс, но все же по оценкам ЕГЭ выбираются наиболее сильные абитуриенты.

Здесь есть один нюанс – по договору, студент, поступивший на целевое обучение, должен учиться удовлетворительно. А для этого, соответственно, необходимы способности и знание школьной базы. Поэтому конкурс в целевом наборе необходим.

Трудоустройство

Вариант трудоустройства для тех, кто обучался по целевому направлению, за чью учебу платило предприятие или на чью учебу были выделены средства из регионального бюджета, только один – вернуться и отработать положенный срок (который прописан в договоре) там, откуда был направлен. Это с одной стороны – плюс, с другой – минус. Почему?

Ситуация может сложиться так: студент обучался в престижном московском вузе, после окончания которого можно найти достойную работу в столице, а направление давала администрация, допустим, Иркутской области. Ему положено вернуться в Иркутскую область.

Другая ситуация: студентка обучалась по целевому контракту в одном городе, но за время обучения в вузе вышла замуж. Ей тоже положено вернуться и отработать положенный срок, если даже семья не планирует переезд.

Понятно, что жизненные ситуации складываются по-разному, и невозможно предположить, что человека ждет в ближайшие пять лет. Поэтому в трехстороннем контракте, который подписывается с абитуриентом, указывается, что в случае нарушения им условий контракта он обязуется возвратить предприятию сумму, потраченную на его обучение, а в некоторых случаях к сумме добавляется еще и штраф. Впрочем, каждая ситуация рассматривается отдельно, а по некоторым ситуациям есть даже законные лазейки (например, беременность выпускницы или состояние здоровья выпускника). Как правило, не согласные со своей участью выпускники обращаются к юристам, специализирующимся на подобных делах. Практика показывает, что кому-то удается «откосить» от трудоустройства, а кому-то, например, приходится отчитываться перед прокуратурой.

Нюансы целевого приема

Говоря о целевом приеме, сложно обобщать информацию, так как каждый вуз, каждое предприятие вносит свои коррективы в договора, однако скажем о некоторых особенностях целевого приема.
1. Целевой набор, как правило, проходит в отраслевые вузы (энергетические, нефтегазовые, путей сообщений, легкой промышленности и т.п.).
2. Приказ о зачислении «целевиков» появляется раньше приказа о зачислении остальных студентов. Это плюс для тех абитуриентов, которые не прошли по целевому набору – еще остается время подать документы на общих основаниях.
3. В 2011 году целевой набор по квотам от Минобрнауки составлял не более 20% от всего числа бюджетных мест, выделенных в вузе, тогда как в 2010 году доля была выше – 25%. В 2012 году, по заявлению министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, целевой прием сократится еще на пять процентов и составит 15%.
4. Что касается ЦПК (целевой контрактной подготовки), то вуз вправе по согласованию с учредителем устанавливать более высокую долю поступающих.

В формате RTF

Договор о целевом обучении (типовая форма) в формате PDF

ТИПОВАЯ ФОРМА
договора о целевом обучении

___________________
(место заключения договора)
«___»_____________ 20__ г.
(дата заключения договора)

___________________
(полное наименование федерального государственного органа, органа государственной власти
___________________
субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, государственного (муниципального)
___________________
учреждения, унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании или хозяйственного общества,
___________________
в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской
___________________
Федерации или муниципального образования)
___________________
именуем__ в дальнейшем Организацией, в лице ___________________
___________________
(наименование должности, фамилия, имя, отчество (при наличии)
действующего на основании ___________________
(наименование документа)
с одной стороны, и ___________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
в лице ___________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии) законного представителя несовершеннолетнего,
в случае если гражданин является несовершеннолетним)
именуем__ в дальнейшем гражданином, с другой стороны, далее именуемые сторонами, заключили настоящий договор о нижеследующем.

I. Предмет договора

1. В соответствии с настоящим договором гражданин обязуется освоить образовательную программу по ___________________,

реализуемую в ___________________
(наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность)
успешно пройти государственную итоговую аттестацию по указанной образовательной программе и заключить трудовой договор (контракт) с организацией, указанной в подпункте «в» пункта 3 настоящего договора, а Организация обязуется предоставить гражданину меры социальной поддержки и организовать прохождение практики в соответствии с учебным планом.

II. Права и обязанности сторон

2. Организация вправе:
а) запрашивать у гражданина информацию о результатах прохождения им промежуточных аттестаций в соответствии с учебным планом и выполнении обязанностей, предусмотренных уставом и правилами внутреннего распорядка обучающихся;
б) рекомендовать гражданину тему выпускной квалификационной работы (при наличии);
в) ___________________.
(иные права Организации)

3. Организация обязана:
а) предоставить гражданину в период его обучения следующие меры социальной поддержки*:
___________________
(меры материального стимулирования (стипендии и другие денежные выплаты, оплата питания и (или) проезда и иные меры)
___________________
(оплата платных образовательных услуг (при необходимости)
___________________
(предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения)
б) организовать прохождение гражданином практики в соответствии с учебным планом;
в) обеспечить в соответствии с полученной квалификацией трудоустройство гражданина в ___________________
(наименование организации, ее основной
___________________
государственный регистрационный номер (при его наличии)

г) в случае неисполнения обязательств по трудоустройству гражданина в течение _____ месяцев выплатить гражданину компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки;
д) уведомить гражданина об изменении местонахождения, банковских реквизитов (при их наличии) или иных сведений, имеющих значение для исполнения настоящего договора, в течение 10 календарных дней со дня возникновения указанных изменений;
е) ___________________
(иные обязанности Организации)

4. Гражданин вправе:
а) получать от Организации меры социальной поддержки, предусмотренные подпунктом «а» пункта 3 настоящего договора;
б) в случае необходимости получать информацию о деятельности организации, в которой организовано прохождение практики в соответствии с учебным планом;
в) ___________________
(иные права гражданина)

5. Гражданин обязан:
а) осваивать образовательную программу по ___________________
(код, наименование профессии, направление подготовки (специальности), уровень образования)
б) представлять по требованию Организации информацию о результатах прохождения промежуточных аттестаций в соответствии с учебным планом и выполнении обязанностей, предусмотренных уставом и правилами внутреннего распорядка обучающихся;
в) проходить практику, организованную Организацией, в соответствии с учебным планом;
г) соблюдать нормативные акты организации, в которой организовано прохождение практики в соответствии с учебным планом;
д) заключить с организацией, указанной в подпункте «в» пункта 3 настоящего договора, трудовой договор (контракт) не позднее чем через ___ месяцев со дня получения соответствующего документа об образовании и о квалификации;
е) возместить Организации в течение ___ месяцев расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки, в случае неисполнения обязательств по трудоустройству, предусмотренных настоящим договором;
ж) уведомить Организацию об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), паспортных данных, банковских реквизитов (при их наличии) и иных сведений, имеющих значение для исполнения настоящего договора, в течение 10 календарных дней со дня возникновения указанных изменений;
з) ___________________
(иные обязанности гражданина)

III. Ответственность сторон

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Основаниями для освобождения гражданина от исполнения обязательств по трудоустройству являются**:
а) наличие заболеваний, препятствующих трудоустройству в организацию, указанную в подпункте «в» пункта 3 настоящего договора, и подтвержденных заключениями уполномоченных органов;
б) признание в установленном порядке одного из родителей, супруга (супруги) инвалидом I или II группы, установление ребенку гражданина категории «ребенок-инвалид», если работа по трудовому договору (контракту) предоставляется не по месту постоянного жительства родителей, супруги (супруга) или ребенка;
в) признание гражданина в установленном порядке инвалидом I или II группы;
г) гражданин является супругом (супругой) военнослужащего, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, если работа по трудовому договору (контракту) предоставляется не по месту службы супруга (супруги);
д) ___________________
(иные основания для освобождения гражданина от исполнения обязательств по трудоустройству)

IV. Срок действия договора, основания его досрочного прекращения

8. Настоящий договор вступает в силу с ___________________ и действует до заключения трудового договора (контракта).
9. Основаниями для досрочного прекращения настоящего договора являются:
а) отказ организации, осуществляющей образовательную деятельность, в приеме гражданина на целевое место, в том числе в случае, если гражданин не прошел по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
б) неполучение гражданином в течение ___ месяцев мер социальной поддержки от Организации;
в) отчисление гражданина из организации, осуществляющей образовательную деятельность, до окончания срока освоения образовательной программы;
г) наступление и (или) обнаружение обстоятельств (медицинские или иные показания), препятствующих трудоустройству гражданина в организацию, указанную в подпункте «в» пункта 3 настоящего договора;
д) ___________________.
(иные основания прекращения настоящего договора)

V. Заключительные положения

10. Изменения, вносимые в настоящий договор, оформляются дополнительными соглашениями к нему.
11. Настоящий договор составлен в ____ экземплярах, имеющих одинаковую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.
12. ___________________.
(иные условия)

VI. Адреса и платежные реквизиты сторон

Гражданин
Организация

* При заключении настоящего договора стороны самостоятельно определяют перечень мер социальной поддержки, предоставляемых гражданину, с указанием порядка, сроков и размеров их предоставления.
** При заключении настоящего договора стороны самостоятельно определяют перечень оснований для освобождения гражданина от исполнения обязательств по трудоустройству.

Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2013 г. № 1076
“О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении”

В соответствии с частью 8 статьи 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении;

типовую форму договора о целевом приеме;

типовую форму договора о целевом обучении.

2. Правила, утвержденные настоящим постановлением, не распространяются на отношения, связанные с заключением договоров о целевом обучении, предусматривающих обязательства последующего прохождения государственной службы или муниципальной службы после окончания обучения.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 39, ст. 3777).

Настоящие Правила не распространяются на отношения, связанные с заключением договоров о целевом обучении, предусматривающих обязательства последующего прохождения государственной службы или муниципальной службы после окончания обучения

Правила
заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2013 г. № 1076)

1. Настоящие Правила определяют порядок заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении.

2. Договор о целевом приеме заключается организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее — образовательная организация), с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (далее — органы или организации), заключившими договор о целевом обучении с гражданином.

3. Договор о целевом приеме заключается в простой письменной форме в 2 экземплярах, по одному экземпляру для каждой из сторон.

4. Орган или организация направляет в образовательную организацию предложение в письменной форме о заключении договора о целевом приеме, содержащее сведения о количестве граждан, подготовку которых необходимо осуществить по направлениям подготовки и специальностям в рамках целевого обучения для органа или организации, а также сведения о направлениях деятельности органа или организации.

5. Образовательная организация в течение 10 календарных дней со дня получения предложения в письменной форме о заключении договора о целевом приеме в письменной форме сообщает органу или организации о своем согласии на заключение договора о целевом приеме и информирует орган или организацию о количестве граждан, которые могут быть приняты образовательной организацией в рамках целевого приема, или об отказе в заключении договора о целевом приеме в связи с отсутствием по соответствующей специальности или направлению подготовки контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

6. При получении от образовательной организации согласия на заключение договора о целевом приеме орган или организация в течение 5 календарных дней со дня его получения направляют образовательной организации подписанный проект договора о целевом приеме и список граждан, изъявивших желание участвовать в целевом приеме, определенных органом или организацией самостоятельно (далее — граждане).

7. Образовательная организация подписывает проект договора о целевом приеме в течение 5 календарных дней со дня его получения. После подписания проекта договора о целевом приеме 1 экземпляр договора о целевом приеме остается у образовательной организации.

8. Договор о целевом обучении заключается органом или организацией и гражданином или обучающимся.

9. Договор о целевом обучении заключается в простой письменной форме в 2 экземплярах (по одному экземпляру для каждой из сторон).

10. Договор о целевом обучении заключается с гражданином до начала целевого приема. Орган или организация до начала целевого приема в письменной форме информируют образовательную организацию, заключившую договор о целевом приеме, о количестве граждан, с которыми заключены договоры о целевом обучении, с приложением копий указанных договоров.

11. Договор о целевом обучении с обучающимся заключается на любом этапе освоения им образовательной программы в образовательной организации.

12. Несовершеннолетние граждане и обучающиеся заключают договор о целевом обучении с письменного согласия родителей (законных представителей).

13. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении расторгаются по соглашению сторон (в том числе в связи с отчислением гражданина из образовательной организации), в связи обстоятельствами, не зависящими от воли гражданина и образовательной организации, в том числе в связи с ликвидацией образовательной организации, органа или организации, смертью гражданина, а также в судебном порядке.

14. Соглашения о расторжении договора о целевом приеме и договора о целевом обучении совершаются в простой письменной форме.

Готовясь к поступлению, абитуриенты задаются самыми разными вопросами: что предпочесть – бюджетное или платное отделение, государственный вуз или коммерческий, какую кафедру в дальнейшем выбрать, будет ли специальность востребована? С каждым годом возможностей становится все больше и больше. А недавно появился еще один интересный вариант – целевой прием.

Необычайно популярный в советские времена целевой прием снова в моде. Некоторые считают это возвратом к государственному распределению. В действительности все гораздо демократичнее: поступать или не поступать по направлению от организации – дело ваше, да и отрабатывать после окончания вуза пять лет не так строго обязательно, как в былые времена.

Правительство РФ давно и всерьез обеспокоено снижением эффективности расходов на подготовку специалистов. В некоторых отраслях, например в сельском хозяйстве, медицине, образовании наблюдается острый дефицит кадров. В важнейших сферах, поддерживающих экономику и культуру страны, просто некому стало работать! Поэтому появились Государственный план подготовки кадров, Постановление Правительства Москвы и еще около 25-ти документов и приказов, призванных наладить образовательный процесс и возродить целевой прием. А у абитуриентов расширились возможности: они могут поступать на бюджетные, коммерческие или целевые места.

Согласно закону от 2004 г., целевая подготовка специалистов ведется по заявкам муниципалитетов за счет федерального бюджета. Создается комиссия, которая выясняет, какие именно специалисты нужны предприятиям региона, и аккумулирует эти сведения. Муниципалитет же находит и претендентов на целевые места.

Но пока еще в вузах продолжает действовать и прежняя схема целевого приема: когда абитуриентов направляют конкретные предприятия, которые и оплачивают их обучение. После получения диплома нужно будет отработать на этом предприятии не менее трех лет или вернуть все деньги за пять лет учебы.

Кто и где

Среди целевиков – не только вчерашние школьники, но и чиновники, и командированные солидные специалисты, которых организации отправляют получать второе высшее или дополнительное образование по программам MBA.

Целевой прием практикуется во многих известных вузах Москвы: Российском университете дружбы народов (РУДН) , Российском государственном медицинском университете (РГМУ) , Государственном университете управления (ГУУ) , , Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова , Всероссийской государственной налоговой академии Министерства РФ по налогам и сборам (ВГНА) и др.

Обычно целевой прием для жителей Москвы и Московской области не отличается от такового для жителей других регионов и регламентируется "Положением о целевом приеме". Однако, например, в вузах сельскохозяйственной направленности предпочтение отдается ребятам из глубинки, которых направляют агропромышленные предприятия. А в некоторых учебных заведениях предусмотрены места специально для приема абитуриентов из Чечни или для выпускников школ Москвы и Московской области. Так, в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) в 2006 г. было выделено москвичам и жителям Подмосковья: 158 мест для очной формы обучения по разным специальностям, от истории до и информатики, и 24 места для очно-заочной формы обучения. В одних вузах "целевики" принимаются только на дневное обучение (РГМУ), в других – и на вечернее (МГИУ).

Конкурс обязателен

Поступающие по целевому направлению проходят отдельный конкурс – как правило, он невелик. Впрочем, в секретариате Московского государственного агроинженерного университета им. В.П. Горячкина говорят, что предсказать это сложно. Если, допустим, в этом году желающих мало, то в следующем предприятия могут направить слишком много абитуриентов, и конкурс будет не ниже, чем на бюджетные места. Ограничений по специальностям обычно нет, по целевому направлению вы можете поступать хоть на "Механизацию сельского хозяйства", хоть на "Экономику и управление на предприятиях". Единственное "но" – в направлении указывается определенный факультет, и срочно перейти на другой вы уже не сможете.

Количество целевых мест регулируется учебными заведениями. Главное условие – прием должен осуществляться по конкурсу. Правилами одних вузов установлен минимум в 2 человека на место, других – 1,2. Если абитуриентов слишком мало, то и места сокращают. А вот увеличить количество мест после начала вступительных испытаний вуз не имеет права.

Обычно, чтобы оказаться в числе студентов, достаточно сдать экзамены хотя бы на тройки. Скажем, для бюджетников проходной балл может быть 40, а для целевиков на ту же специальность – всего 29. Более того, в некоторых вузах, например в Московском государственном горном университете (МГГУ) , приемная комиссия при персональном рассмотрении вопроса принимает во внимание такие заслуги абитуриента, как участие в олимпиадах, собственные творческие разработки, награды – и может зачислить его на первый курс, даже если он не прошел по конкурсу.

Будьте внимательны

Чтобы получить направление и поступать в вуз по целевому набору, нужно обратиться к директору школы, готовому походатайствовать за вас перед муниципалитетом, или непосредственно в муниципалитет, куда поступают заявки от работодателей. Другой вариант – самому найти учреждение, которое согласится оплатить вашу учебу: это может быть как крупное государственное предприятие, так и небольшая коммерческая фирма. Елена , студентка МИИТ : "Я поступила по целевому направлению в 2005 г., сдав один экзамен на четверку и два – на тройки. Уверена, так поступить проще, чем на бюджетные места, вокруг которых постоянный ажиотаж. Не такой уж секрет, что большинство моих знакомых целевиков получили направление от организаций, в которых работают их родители. Вузам, в общем-то, все равно, кто вас направляет и откуда, а вот студентам и предприятиям такое сотрудничество полезно. Кстати, если целевик не захочет отрабатывать, он может договориться с фирмой, уйти и выплачивать долг частями".

Заявление лучше подавать в конце мая, а начинать заниматься этим вопросом еще раньше – зимой-весной. Вместе с заявлением в приемную комиссию нужно принести трехсторонний договор, который заключается между Заказчиком (предприятием), Исполнителем (вузом) и Потребителем (вами). Будьте внимательны при подписании договора, прочитайте и обсудите все его пункты вместе с родителями или сведущими в вопросах юриспруденции знакомыми. В бумагах может быть указано, что вам надо отработать три года, а может быть, что и десять...

Как грамотно оформить документы, объяснят в приемной комиссии вуза и в муниципалитете или управлении кадров организации. Договор должен быть подписан руководителем, главным бухгалтером будущего работодателя и заверен печатью. Если не успеете представить в установленный срок договор в приемную комиссию, то с участия в конкурсе на целевую подготовку вас снимут.

Во время учебы возможны форс-мажорные обстоятельства, которые также заранее оговариваются в договоре. Например, если вас отчислят из университета за скверную учебу, то уже не восстановят на тех же самых условиях. Если же причина будет уважительной, то договор придется заключать снова, но с учетом предыдущего периода обучения. Должна быть предусмотрена отсрочка выполнения договорных обязательств в таких случаях, как предоставление отпуска по беременности и родам, уходу за ребенком или академического отпуска.

Есть проблема...

Поступить по направлению действительно проще – на таких льготных условиях в вуз не попадают лишь отпетые двоечники. Максим , студент Государственного университета управления (ГУУ) : "Я не сильно переживал по поводу конкурса. Когда после экзаменов вывесили результаты, целевики там были отмечены отдельно. Увидел свою первую четверку и понял, что поступлю. Главное для меня – перспективы сразу ясны: не надо ломать голову, куда пойти работать, и даже стажироваться можно на "своем" предприятии".

Единственная проблема для обычного абитуриента – получить направление. С легкостью его дают будущим врачам, педагогам и работникам сельского хозяйства, готовых потом работать в глубинке. В вузах соответствующего профиля на некоторых специальностях до 40 % бюджетных мест являются целевыми. А в более престижных учебных заведениях за счет государства нередко учатся родственники или дети чиновников. По окончании вуза они находят вескую и уважительную причину, чтобы не выполнять условия договора. Вот и получается, что основная идея целевого приема практически не реализуется.

Те же абитуриенты, которые поступают по общему конкурсу, нововведением недовольны. Из-за того, что часть бюджетных мест уходит целевикам, им приходится выдерживать на экзаменах более жесткую конкуренцию. В результате бесплатно учатся студенты, которые, может быть, не всегда этого заслуживают, но сумели добыть направления. А более способные оказываются "за бортом" или вынуждены оплачивать образование сами.

Некоторые эксперты видят выход в "обезличивании" целевого приема. Другими словами, муниципалитеты должны давать информацию о количестве необходимых специалистов, но не списки целевиков. А на выделенные места вузы будут отбирать лучших из тех, кто хотел бы учиться по направлениям. И только после зачисления первокурсники заключат договоры.

В любом случае пока рано судить о том, насколько оправдал себя целевой прием, чего в нем больше – минусов или плюсов. Вероятно, это покажет будущее, когда нынешние студенты пополнят ряды дипломированных специалистов.

Вопрос по существу: как абитуриент может получить направление?

Валентин Виноградов , первый проректор – проректор по учебной работе МИИТ :

– Чтобы поступить в Московский государственный университет путей сообщения на условиях целевой подготовки, необходимо предъявить направление организации, с которой у вуза заключен договор о такой подготовке, сдать вступительные экзамены и пройти конкурс. В наш вуз регулярно направляют абитуриентов филиалы ОАО "Российские железные дороги", группа компаний "Трансстрой", Московский метрополитен, научно-исследовательские и проектные институты (ВНИИЖТ, ВНИИАС, "Трансэлектропроект") и др.

Николай Останний , начальник отдела по организации нового приема МПГУ :

– В наш университет абитуриентов направляют окружные управления образования Москвы. Старшеклассник может обратиться к директору школы с просьбой направить документы для целевого поступления в МПГУ с указанием факультета и специальности. Впоследствии выпускник вуза будет отрабатывать в одной из школ округа.

Введение целевого приема полезно и вузам, и студентам: абитуриент изначально четко профориентирован, знает свои цели, лучше учится, а при поступлении может поучаствовать сразу в двух конкурсах – обычном и целевом.

Елена Мартыненко , начальник отдела организации приема студентов РУДН :

– Целевой прием в РУДН проходит на основе двусторонних договоров между РУДН и субъектами РФ, а также договоров между РУДН и крупными предприятиями, в основном Московского региона: ООО "Специальный проектно-изыскательский институт "Гидроспецпроект", ОАО Энергетики и электрификации "Мосэнерго" и др.

Абитуриентам, которые хотят поступать по направлению от субъекта РФ, можно посоветовать обратиться в министерство образования или департамент образования (в зависимости от региона) своего субъекта РФ и узнать, в какие вузы, на какие специальности и на каких условиях они могут участвовать в конкурсе на целевые места. Абитуриентам, желающим поступать в вузы по направлению от работодателя-предприятия, следует узнать, у каких предприятий региона с какими вузами заключены соответствующие договоры на подготовку специалистов (согласно постановлению Правительства РФ от 19.09.1995 г. N 942).

При подготовке к поступлению в ВУЗ необходимо рассматривать все варианты. Надеяться на лучшее и готовиться к худшему. Будущий абитуриент должен знать, что кроме коммерческого и бюджетного, есть еще один вариант для поступления – целевое направление.

Целевое направление на обучение – что это такое

Целевое направление – это так называемая официальная просьба заинтересованного работодателя или государства, адресованная ВУЗу. В этом запросе у университета просят предоставить несколько мест для обучения студентов определенных специальностей. Целевое направление выдается индивидуально, на одну специальность и только в 1 ВУЗ. Студент, в свою очередь, получивший бесплатное образование, обязуется отработать в определенной организации либо на благо государства некоторое количество времени (около 5 лет).

Получение целевого направления на обучение

Беспокоиться о подаче документов нужно заранее – в последнем школьном классе. Помочь в решении этого вопроса может ответственный за профориентацию выпускников, директор или классный руководитель, действовать вы можете и самостоятельно.

  • Будущий студент должен определиться со специальностью, которая его интересует и выбрать подходящий ВУЗ.
  • После этого нужна заняться поиском предприятия, готового оплатить учебу. Вы должны взять ходатайство у его руководства. В большинстве случаев, решающим фактором является место, где работают родители: предприятие старается идти навстречу добросовестным работникам и оплачивает учебу их ребенка. Если у будущего абитуриента имеются затруднения с выбором предприятия, то можно обратиться в местную администрацию. У них всегда есть контакты организаций, сотрудничающих по вопросам трудоустройства и обучения с районным или городским руководством.
  • Подайте заявление в местную администрацию, где укажите направление, по которому вы хотите обучаться. Если вы смогли самостоятельно выбрать организацию, которая согласилась оплатить обучение и взяли там ходатайство, приложите его к заявлению.


Как получить целевое направление на обучение – необходимые документы

В местную администрацию подается заявление для получения целевого направления, где указываются: общеобразовательное учреждение, класс, в котором сейчас учится ребенок. Указывается ВУЗ и желаемая специальность. Не лишним будет приложить характеристику на ученика, написанную директором школы, а также ходатайство организации, которая заинтересована в данном специалисте.

При подаче документов в учебное заведение по целевому направлению, абитуриент предоставляет оригинал аттестата, результаты ЕГЭ и прочие требуемые документы. Только в таком случае его заявку будут рассматривать. Одновременное поступление на общих основаниях и по целевому направлению практикуется, но не особо приветствуется.


Плюсы и минусы целевого направления на обучение

Достоинства:

  • обучение на бюджетной основе;
  • 100% трудоустройство после окончания высшего учебного заведения;
  • обеспечение местами для прохождения всех практик в государственных учреждениях;
  • возможность получения стипендии;
  • поддержка и помощь от организации при обучении (сбор материалов для научных статей и курсовых работ).

Недостатки:

Какие бы у вас ни были планы и где бы вы ни учились, закончив обучение, вы должны будете ехать работать в тот город, в котором вы получили направление. Если студент учится в Московском престижном ВУЗе, окончив который ему могут предложить достойную работу в столице. Однако, если направление на обучение выдала администрация Иркутской области, то он должен вернуться именно в Иркутскую область.

Вам также никто не гарантирует высокооплачиваемую работу. Вы можете попасть в организацию, где вас обязуют отработать обучение при низкой заработной плате и отсутствующем карьерном росте.

Обратите внимание, при целевом обучении вы не сможете изменить специальность. Это возможно только при тесной взаимосвязи специальностей. Вы должны будете серьезно поговорить с организацией-донором и предоставить гарантии хорошей учебы.


Старайтесь использовать любые возможности для получения образования. Если вы целеустремленный и ответственный человек, то вас заметят в организации. Вы будете иметь возможность сделать хорошую карьеру и получать достойную зарплату.

В вуз - это реальный шанс высшее образование получить бесплатно.

Если анализировать современную ситуацию, то наиболее вероятно будет оформить подобный документ в таких отраслей, как образование, медицина и сельское хозяйство, поскольку именно в них имеется ощутимый кадровый дефицит. Поэтому получить целевое направление в вуз любого из указанных профилей - это возможность для абитуриента поступить. Государство же в будущем получает хороших специалистов нужного направления.

Преимуществ такого способа поступления имеется большое количество.

Во-первых, абитуриентам не нужно будет выдерживать жесткий конкурс, как при поступлении в общем потоке. Поэтому многие из них стремятся получить целевое направление в медицинский вуз, стать студентом которого очень сложно.

Во-вторых, проблема трудоустройства после получения диплома будет решена. Это в настоящее время является очень важным.

Но обязательно имейте в виду, что такое обучение, как правило, осуществляется за счет организации или предприятия. Поэтому если целевое направление в вуз получено, студент окончил и получил диплом, он должен отработать в структуре три года, но не менее. Подобная образовательная стратегия приносит неоценимый вклад в развитие проблемных, с точки зрения кадров, направлений.

Остановимся более подробно на том, как получить целевое направление в вуз.

Но подобные активные действия необходимо осуществлять как можно раньше. Заявление о желании обучаться по направлению в муниципалитет необходимо написать не позже зимы. К этому документу обязательно приложить ходатайство школы, в которой ребенок учился, а также организации, которая будет выделять средства на обучение будущего студента.

В местной администрации собираются все заявления на следующий учебный год. Далее она направляет эти данные в университеты, которые сотрудничают с ней по программе. Вузы же определяют количество таких мест, опираясь на свои возможности и предполагаемое общее количество поступающих.

Целевое направление в вуз будет предоставлено на одну-единственную специальность в конкретное образовательное учреждение. К заявлению о поступлении необходимо обязательно приложить целевой договор. Его заключают между Заказчиком (предприятие, на которое студент вернется после получения диплома), Исполнителем (вуз, который будет готовить специалиста) и абитуриентом.

Этот документ необходимо прочитать очень внимательно, поскольку не всегда образовательные учреждения хотят обучать студента-целевика абсолютно бесплатно. Либо же имеются некоторые нюансы с выплатой стипендии и прочим. Поэтому для начала договор очень хорошо изучить и подписывать только тот вариант, который устроит.

Подтверждение же о наличии целевых мест вуз обязан дать до начала работы приемной комиссии. Причем информация должна предоставляться о количестве целевых мест на каждую специальность или направление.

В последующем будет происходить конкурс за каждое место, но только среди целевиков.

В данном вопросе имеются свои тонкости. Дело в том, что каждый вуз
самостоятельно устанавливает тот минимум, который будет необходим для конкурса. Так, в одном учреждении это может быть два человека на место, а в другом - полтора.

В последние же годы имеется стабильное снижение целевых мест. Основной причиной этого является увеличивающаяся В течение пяти последующих лет данная ситуация будет только усугубляться.