23.03.2024

Успение на успенском вражке. Церковь успения пресвятой богородицы на успенском вражке. Служба на русском и другие «новшества» - как к этому относиться


Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке. Описание.

Многие московские храмы из уцелевших в советское время теперь возвращены Русской Православной Церкви и в период 1991-1992 гг. большинство из них наполнились верующими, возобновились регулярные богослужения. Одним из таких храмов является храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке.

Успенский Вражек - древнее московское урочище между Тверской и Никитской улицами, по летописям упоминается с XVI в. Здесь находились дворы послов - Литовский двор и "цесаревых послов двор", т.е. Римской империи. Упоминается здесь и двор Алевиза Нового - знаменитого архитектора.

1601 г. - первое письменное упоминание о храме.
1629 г. - в большом пожаре сгорела деревянная Церковь Успения.
1634 г. - вновь выстроена.
1647 г. - выстроена первая каменная церковь на средства Г.И. Горихвостова.
1707 г. - деревянный придел Николая Чудотворца на погосте.

История храма тесно связана с владельцами соседней усадьбы Яньковыми, заботившимися о благосостоянии церкви.

1735 г. - Д.И. Яньков пристроил придельный храм Николая Чудотворца к самому зданию церкви Успения. Храм стал усыпальницей Яньковых.
1781 г. - Никольский придельный храм заново построен "за ветхостью".
1812 г. - церковь обгорела.

Успенский храм был летним, зимой служили в теплом придельном храме Николая Чудотворца.

В середине 50-х годов старостой храма был избран московский купец С.А. Живаго, ранее купивший для себя усадьбу Яньковых. По заказу С.А. Живаго академик архитектуры А.С. Никитин составил проект обширного трех престольного храма с колокольней, примыкавшего к Никольской церкви.

30 мая 1857 г. - Высочайше утвержден проект храма Успения на Вражке.
1860 г. - завершено возведение ныне существующего здания храма. В новой церкви три престола: Успения Пресвятой Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Сергия Радонежского - небесного покровителя храмоздателя.
20 сентября 1860 г. - храм освящен митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым).

Отделочные работы продолжались до 1890-х годов. Только в 1870 г. на средства старосты Иосифа Живаго (брата С.А. Живаго) храм был оштукатурен и окрашен, главы позолочены.

1910 г. - торжественно праздновалось 50-летие храма.
1920 г. - заключен договор между приходом и Московским Советом рабочих и красноармейцев о передаче в бессрочное и бесплатное пользование "богослужебных зданий".
1924 г. - Постановлением Президиума Моссовета договор с общиной расторгнут.

Храм передан Государственному историческому архиву Московской области. В советское время утрачены главы храма и колокольни, скульптурное убранство храма, декор, не говоря о внутреннем убранстве и церковном имуществе. Разобран придельный Никольский храм при постройке Дома композиторов.

1979 г. - в храме открыт междугородний телефонный узел.
1992 г. - Постановление Правительства Москвы о возвращении храма РПЦ.
1996 г. - Общине отдан в пользование подвал. Тогда же в Фомино воскресение была свершена первая в возвращенном храме Божественная литургия. В память утраченного придельного храма престол посвящен Николаю Чудотворцу.

1998 г. - возвращен верхний храм Успения Пресвятой Богородицы.
1999 г. - в праздник Отдания Успения Пресвятой Богородицы освящен престол во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке, 1881 г.

В былые времена между Большой Никитской и Тверской пролегал овраг, возле которого стояла Успения Пресвятой Богородицы. По ней получили название и окрестности – «Успенский вражек». Поскольку этот топоним встречается в Никоновской летописи, созданной между 1526 и 1530 годами, то предположительно здесь появилась в это время или ещё раньше.

Как бы там ни было, а первое документальное упоминание про Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке датировано 1625 годом. Обитель была деревянной, и сгорела в пожаре в 1629 году. В 1647-м известный дворянин Григорий Горихвостов построил на её месте каменный с папертью и двумя пределами – в честь Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Здесь же, под колокольней, была устроена усыпальница Горихвостовых.

В 1760-х гг. (по некоторым данным в 70-х) владелец соседних земель А. Д. Яньков разобрал придел святителя Николая и построил вместо него отдельную . Долгое время Яньковы оставались основными жертвователями обители.

В 1857-1860 гг. был перестроен по проекту А. С. Никитина (того самого, который в будущем построит Тёплые торговые ряды) и на средства уважаемого купца Сергея Живаго. Нужно сказать, что Сергей Афанасьевич был известен не только в деловых кругах, но и как общественный деятель. До конца своих дней он оставался старостой Успенской обители.

В результате перестройки в храме появилось три придела: в честь Успения Богородицы, в честь Иоанна Предтечи и во имя Сергия Радонежского – покровителя храмоздателя.

Это был одноглавый храм с небольшой шатровой колокольней над крыльцом. Внутри он являл собою квадратную палату, разделённую рядами столбиков на 3 нефа. Церковная зала имела каменный пол и была отделана мрамором разных сортов. Над западным входом располагались хоры.

Как раз в то время в Москве возводили храм Христа Спасителя. Некоторые архитектурные приёмы, использованные при его строительстве, были применены и в экстерьере Успенской церкви. В частности, южный фасад здания был украшен рельефными изображениями, что разместились внутри декоративных фронтонов, а также полуколоннами и пилястрами. По низу фасада идёт ряд ширинок.

Автор скульптур – Николай Рамазанов, который создавал горельефы для храма Христа Спасителя, а также снял посмертную маску с лица Гоголя. В скульптурах храма Успения Пресвятой Богородицы впервые был использован особый вид цемента – английский портландцемент.

Если говорить о стиле, в котором построен храм, то это эклектика с элементами русского зодчества.

Закрылся в 1924 году. В его здании в разное время располагались исторический архив Московской области, мастерские метростроя, жилая квартира, швейная фабрика, архив управления МВД, телефонная станция.

В 1992 г. храм формально вернули верующим. Фактически только к 1996 году прихожане получили в распоряжение его подвальный этаж. Правда помещение облюбовали крысы и тараканы. Избавившись от этого «добра», церковь освятили во имя Николая Чудотворца – в честь придельного храма, который был разрушен в советские времена. В 1999 г. прихожанам отдали и верхний храм.

Сегодня при Успенской церкви действует воскресная школа, работает приходская группа «Милосердие».

Церковь Успения Божией Матери на Успенском вражке

Газетный пер., ныне ул. Огарева, 15

"Некогда здесь, между улицами Никитской (ныне Герцена) и Тверской (ныне Горького) проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, "урочище") получило наименование "Успенского вражка" (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом "Белом городе" Москвы". - То же прозвание "на Успенском вражке" имеет и поныне действующий храм Воскресения.

"В XVII и начале XVIII в. и переулок назывался Успенским и Успенским вражком по стоявшей в нем церкви Успения на Вражке".

"Церковь существовала уже в 1531 г., потому что в Никоновской летописи под этим годом упоминается Успенский вражек. Была деревянная, однопрестольная. Каменная была построена Григорием Горихвостовым в 1647 г. с приделами Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи. В 1775 г. вместо первого была выстроена отдельная церковь того же имени. В 1790 г. храм обновлен. В 1857-1860 гг. весь заново перестроен на средства купца Сергея Афанасьевича Живаго, причем была сломана ограда с надписью о Горихвостове. В ней три престола - Успения, преп. Сергия и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Она представляет собой односветлую залу, разделенную на три нефа рядами столбиков. Колокольня низенькая, вроде шатровой. Выходящий на улицу южный фасад украшен рельефными изображениями". "Архитектор А. С. Никитин".

"23 апреля 1922 г. в церкви Успения на Вражке было изъято 3 пуда 2 фунта 90 золотников серебра".

"Закрыта в 1924 г. и отдана под архив".

"Последнее здание церкви, построенное в 1857 г., занято сейчас Московским областным историческим архивом. Западнее церкви в 1758 г. был двор чиновника А. Н. Янькова". Этот Яньков в 1767 г. и пристроил к церкви Успения на Вражке с севера отдельную церковь Николая Чудотворца, ныне сломанную.

С 1979 г. исторический архив из здания был выселен, внутри проведен ремонт и открыта телефонная станция для междугородних переговоров. В царских вратах размещено, например, окошко для размена монет. Старожилы вспоминают, что ранее внутреннее убранство храма особенно выделялось отделкой стен белым, черным и голубым мрамором. Ныне следов ее не видно. Главы храма и колокольни с крестами сломаны, сбит кокошник с барельефами, помещавшийся над южным фасадом, окна звона колокольни заложены. Вывеска "Дом композиторов", прикрепленная к зданию и сбивающая с толку относительно его действительного арендатора, на самом деле является лишь указателем - дом композиторов находится во дворе, за храмом. Здание храма на государственной охране не состоит, однако включено в список объектов, предложенных к постановке на государственную охрану в г. Москве.

В музее хранятся произведения живописи, графики, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, а также археологические экспонаты из более чем ста стран.

Музей возник в 1918 году на волне интереса советской власти к сохранению мирового наследия: за пять послереволюционных лет было открыто более 250 музеев по стране. На тот момент в фонд Музея Востока, или Ars Asiatica, как он тогда назывался, вошли восточные коллекции Национального музейного фонда, музея бывшего Строгановского училища, ковровых и антикварных магазинов, складов «Северной компании». Со временем музею передали свои восточные коллекции Государственный исторический музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Политехнический музей и многие другие. Также фонд значительно расширялся благодаря частным собраниям, закупочным и археологическим экспедициям. Многие экспонаты были переданы в дар музею входящими в состав СССР республиками и союзными странами. Особое место в постоянной экспозиции советского периода занимал раздел «Образ вождей пролетарской революции в искусстве нацреспублик». В частности, можно было увидеть, как в творчестве художников советского Востока раскрывается образ Ленина.

Окончательное местоположение музея и его коллекции было определено не сразу. Среди бывших залов Музея Востока − дом Гиршмана у Красных ворот, Исторический музей, Строгановское училище, Цветковская галерея на Кропоткинской набережной и здание церкви Илии Пророка на Воронцовом поле.

Сегодня древнейшая китайская керамика II тысячелетия до н. э. соседствует здесь с традиционными ритуальными предметами из Бурятии, которые неопытному глазу кажутся такими же древними, как и китайские, но на деле созданы не более ста лет назад. Это создает иллюзию, будто на Востоке время идет иначе, а где-то и вовсе остановилось. На одном этаже можно увидеть шедевр мирового значения − ворсовый шелковый ковер из Индии XVII века − и современный шерстяной ковер из Афганистана, где в традиционный узор совершенно естественно вплетены изображения танков и автоматов Калашникова. Если понятие «дизайн» применимо к древности, то за тысячи лет в азиатском дизайне мало что изменилось.

Каждый зал или группа залов музея посвящены отдельной стране или региону Востока: таким образом, начав с Ирана, вы заканчиваете путешествие в Казахстане, успев осмотреть щит из кожи носорога в Индии, гигантские маски для буддистской религиозной мистерии Цам в Монголии, японские боевые мечи катана, китайские баночки для сверчков, индонезийский теневой театр, рукописную книгу на пальмовых листьях в Лаосе, ковры Кавказа и вышивки сюзани в Узбекистане. В японском зале представлена уникальная фигурная композиция: белоснежный орел на сосне на фоне ширмы с изображением бушующего моря. Фигура орла выполнена в сложнейшей технике комбинированной сборки: туловище и крылья изготовлены из дерева, а оперение состоит из 1500 отдельных пластин слоновой кости. Но особенно интересно то, что эта композиция была привезена в Россию в 1896 году в качестве подарка Николаю II по случаю его коронации от японского императора Мэйдзи. Самого императора в составе делегации, прибывшей в Россию, не было, императорскую семью представлял принц Саданару Фушима. У всех ваз, кувшинов, мечей и ковров, у каждого предмета своя история. И у этих историй есть хранители. В научно-исследовательском институте при музее работает более 300 специалистов.

По-настоящему неожиданным после такого путешествия по традиционному Востоку становится последний зал живописи Кавказа и Средней Азии, где особого внимания заслуживают работы крупнейших мировых художников XX века Нико Пиросмани и Мартироса Сарьяна.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Газетном переулке - возле Телеграфа, в самом центре Москвы, два шага от Тверской улицы. Возможно, одна из самых необычных церквей в столице. Вернее - это храм с очень необычными традициями и особенным приходом.

Успенский храм в Газетном переулке - почему он особенный?

Эта церковь ломает стереотипы. Точнее, развенчивает одно из самых главных заблуждений: что Церковь настолько консервативна, что не терпит какой-либо инакости. Проще говоря, даже не пытается быть понятной современному человеку.

Храм в Газетном переулке. Вы увидите приход, в котором женщины свободно ходят без платков. Где внутреннее устроение храма аскетично - нет золота, нет живописных иконостасов: все очень просто.

Этот храм - едва ли не единственное место в Москве (или, по крайней мере, одно из очень немногих), где службы проходят на современном русском языке. Не полностью, но выборочно отдельные фразы в молитвах произносятся не на церковнославянском, а на языке понятном широкой публике (по моему, вместо «…и весь живот наш Христу Богу предадим» священник возглашает «…и всю нашу жизнь Христу Богу воздадим»).

Есть и другие отличия от устоявшихся традиций. Например, мне запомнилось, что часть молитв, которые в «обычных» храмах поет хор, здесь - поют всем храмом.

Служба на русском и другие «новшества» - как к этому относиться?

В этом храме в Газетном переулке присутствует попытка воссоздать дух ранних христианских служб, когда Литургия часто была не торжественным, - полным, казалось бы, церемониала, - действом, а действом живым - общинным, где все - вместе во Христе, истинные братья и сестры. Где нет иконостасов, отделяющих Таинство от людей. Где есть - сугубая, разделяемая каждым и неделимая во всех радость от Причастия и Литургии.

Еще одна цель настоятеля этого храма: поиск «языка», который будет понятен современному человеку: молодежи, людям постарше - всем тем, кто является частью этого Нового мира, который становится шире, свободнее, масштабнее и более вездесущий. Интернет, гаджеты, синхронизации, свобода личности, право самовыражения, любой страх перед закостенелым консерватизмом и т.д.

Но откуда тогда, лично у меня, ощущение противоречия от этого храма (первый раз даже возникла мысль, что это не православная церковь)? Почему, заходя туда, не ощущаю ничего и сразу спешу в соседний храм - в Брюсовом переулке, где все «традиционно» и «консервативно»? Почему мне роднее ладан и позолота?

Может быть, потому что те раннехристианские общины, по духу и форме которых мы иногда тоскуем, были рождены трепетом ко Христу, Дыханием Духа Святого и общей Сокровенной Любовью, а не - «духом времени» и стремлением «быть понятным»?

Храм Успения Пресвятой Богородицы, 2006 год, вид с Газетного переулка.

Ну и как Церкви говорить с современным человеком?

Когда-то этот вопрос мне казался очень важным. Сейчас мне кажется, что этой проблемы нет вообще.

С современным человеком - если под ним подразумевать именно тот тип людей, который во главу угла ставит рацио, свою «убежденность» или «желание понять самому» - говорить словами смысла нет. С ним можно говорить только языком Святого Духа.

Церковная традиция это не сам Святой Дух, но она оберегает Его.

Уходя от традиций вот так - резко и очевидно, - можно действительно какие-то вещи сделать более понятными и дружелюбными современному человеку. Но при этом - никогда не опуститься на ту глубину (или не подняться на ту высоту), где «ангелы поют» и Дух Святой меняет Природу человека.