30.09.2019

Диагностика внимания и памяти. Методы исследования памяти и внимания


Вниманием называют процесс урегулирования поступающей информации с точки зрения приоритетности для субъекта и исполнения назначенных задач. Оно бывает произвольным и непроизвольным. Диагностика внимания – это изучение тех или иных ее свойств посредством разных методик. В этой статье представлен обзор наиболее известных методик.

Какие основные свойства внимания?

  1. Объем – число предметов, на которые может сосредоточить внимание человек в доли секунды.
  2. Переключаемост ь – способность быстро перейти от одного вида деятельности к другому.
  3. Избирательность – расстановка приоритетов в зависимости от поставленных задач и личной важностью.
  4. Устойчивость – способность длительное время сохранять концентрированность на определенном объекте или виде деятельности.
  5. Концентрация – уровень сосредоточенности человека при наличии шума или других помех.
  6. Распределение – возможность направлять внимание одновременно на несколько разнохарактерных объектов.

Методики диагностики объема внимания

Оценка объема динамического внимания при помощи таблиц Горбова (35*35 см) и указки. Такое исследование должно проходить субъективно. Испытуемому дается инструкция, согласно которой он должен показать указкой все числа от 1 до 25. Важно, чтобы человек находился на таком расстоянии от таблицы, чтобы ее полностью видеть.

Методика «Крестики» . Испытуемому дважды демонстрируются таблицы с различным распределением крестиков. После предъявления он должен занести крестики в свой бланк, как он их запомнил. На выполнение 1-4 карточки отводится по 10 секунд, 5-6 – 15 секунд, а для 7 и 8 – 20. Количество правильных ответов заносится в таблицу и интерпретируется в оценку в баллах.

Методики исследования переключаемости внимания

Субъекту предлагаются 5 неидентичных таблиц с числами от одного до двадцати пяти. Прежде чем начать исследование, дается четкая инструкция: «Покажите и назовите все числа от 1 до 25. Постарайтесь сделать как можно быстрее и без ошибок». Исследователь должен зафиксировать время, потраченное на каждую таблицу, для дальнейшей расшифровки результатов теста.

Поиск чисел с переключением . Для проведения опыта понадобится таблица Горбова-Шульте. В таблицу занесены числа 1-25 черного цвета и 1-24 красного цвета. Необходимо поочередно называть черные числа в порядке возрастания и красные числа в порядке убывания. Время на исполнение в среднем 90 секунд.

Важно проводить опыт индивидуально с каждым испытуемым, а также заранее подготовить протокол. В протоколе отмечают время на каждый из 5 этапов (10 чисел) и регистрируют ошибки.

Анализ данных проводят по специальной формуле, рассчитывая сначала каждый этап отдельно, а затем общий результат. Рост количества ошибок и затраченного времени указывает на истощаемость нервных процессов.

Протокол исследования оценки переключения внимания:

Регистрация времени по этапам, с Черные цифры Регистрация ошибок Красные цифры Регистрация ошибок
t1 1
2
3
4
5
24
23
22
21
20
t2 6
7
8
9
10
19
18
17
16
15
t3 11
12
13
14
15
14
13
12
11
10
t4 16
17
18
19
20
9
8
7
6
5
t5 21
22
23
24
25
4
3
2
1

Методики исследования избирательности внимания

Тест Мюнстерберга . Это ряд букв, среди которых встречаются слова. Испытуемому предлагают найти и подчеркнуть все слова за 2 минуты. В протоколе отмечают время, затраченное на выполнение задания, и ошибки.

(ТТ) предусматривает поиск трехзначных чисел среди фонового материала. Субъекту предлагаются 10 трехзначных чисел, которые он должен найти среди 100 трехзначных чисел.

Прежде чем начать тест четко дается инструкция: «Перед вами бланк, верхние два столбца – это числа эталоны, которые необходимо отыскать в нижних столбцах. Найденное число обведите кружочком, а в верхнем столбце вычеркните. Работать нужно быстро».

Выделяют 3 стиля работы:

  1. систематический – методично сканировать все числа;
  2. оптимальный – упорядочено искать соответственно последовательности искомых эталонов;
  3. хаотичный – беспорядочный просмотр всего фонового материала.

В среднем человек тратит 190-210 секунд для выполнения задания. Проведенные исследования нормы обнаружили, что успешность представительниц слабого пола значительнее, чем у мужчин, с годами в обеих группах успешность снижается. Коэффициент успешности соотносится с коэффициентом интеллекта в целом и степенью академического обучения.

Методики исследования устойчивости внимания

Наиболее популярный , который помогает изучить устойчивость внимания исследуемого при простой монотонной деятельности. Необходимо сложить числа, напечатанные одно под другим, записать полученный результат без десятка. Испытуемого предупреждают, что после каждого слова «Стоп» он должен начинать работу с новой строчки. Работать нужно быстро и безошибочно.

По результатам опыта строят кривую утомляемости. Увеличение количества ошибок и/или снижение скорости выполнения задания к концу эксперимента говорит об истощаемости.

Исследование концентрации внимания

Корректурная проба Бурдона . За определенное время (обычно 30 или 60 секунд) необходимо вычеркнуть указанные в инструкции цифры или буквы. О хорошей стабильности и сосредоточении внимания свидетельствуют следующие показатели:

  • время;
  • затраченное на выполнение заданий;
  • количество ошибок.

Существует еще масса разных способов исследовать внимание, так как оно непосредственно связано с познавательной деятельностью и памятью, соответственно и с интеллектуальным развитием. Расстройство внимания не является характерным для каких-либо психических болезней и типов психического реагирования. Однако, можно зафиксировать специфику их видоизменений при различных психических отклонениях.

Автор статьи: Сюмакова Светлана

Включает диагностика памяти, мышления, диагностика внимания, восприятия и воображения. Такая диагностика просто необходима в старшем дошкольном возрасте. Если не учитывать индивидуальные особенности и возрастные характеристики дошкольников, то вряд ли эффективным будет развитие познавательной сферы. И это будет способствовать успешному интеллектуальному и эмоционально-волевому становлению личности будущих школьников.

Перед поступлением в школу следует исследовать уровень сформированности .

Диагностика внимания

Диагностика внимания проводится не дольше 15 минут. За э то время дошкольник может устать, и внимание будет отвлеченным. В таком случае объективным результатов не получить.

Существуют разные группы методик исследования различных процессов, в том числе направленных на основные свойства внимания.

Одна из них диагностика внимания с помощью методики «Корректурная проба» . На бланке с изображенными буквами нужно отметить или повычеркивать похожие буквы, что и буквы в первом ряду. На все про все дается лишь 5 минут.

Чем больше букв правильно вычеркнуто, тем больше объем . На концентрацию же внимания указывает наименьшее количество ошибок при выполнении задания.

Нормой считают объем внимания в 400 знаков и больше. При этом на хороший уровень концентрации указывает допустимое количество ошибок 10 или менее. Эти нормы только для детей рассматриваемого нами возраста, т.е. у старших дошкольников 6-7 лет.

Диагностика памяти

За 30 секунд детям предлагается посмотреть на картинки, стараясь запомнить 12 из них. Картинки представлены в виде таблицы.

Когда таблица убирается, детей просят нарисовать или перечислить картинки, изображенные на таблице.

Чем больше правильно названных картинок, тем выше уровень . Для старших дошкольников нормой считается 10, или хотя бы 6 правильно названных или нарисованных картинок.

Диагностика мышления

Для диагностики таких процессов, как мышления есть много методик. Одни используются довольно часто. Другие разработаны совсем недавно и еще не получили своего признания. Мне нравится методика под названием «Времена года» . Суть данной методики состоит в том, чтобы за 2 минуты ребенок смог догадаться, какое время года изображено на картинке. После этого он должен обосновать свой ответ, пояснить, почему он так считает.

Оценивают ответы следующим образом:

  • 10 баллов начисляется за правильные ответы на все картинки, если ребенок смог доказать, что именно это время года изображено на картинке. Не менее 8 признаков подтверждения на всех картинках, по 2 признака на каждую картинку.
  • За правильное определение сезона и обоснование 5-7 признаков ребенок получает 8-9 баллов.
    правильное определение и обоснование 3-4 признаков дают ребенку лишь 6-7 баллов.
  • Подтверждение своего мнения по 1-2 признакам указывают на 4-5 баллов.
  • Самый низкий уровень развития мышления ребенок проявляет при 0-3 баллах за попытку определить время года и обосновать признаки. Но попытки были неудачными.

Диагностика развития восприятия

В специальной рубрике о психических сторонах личности мы будем подробно останавливаться на разных методиках относительного каждого вида . Здесь же мы кратко затронем одну из методик, направленных на диагностику зрительного опознавания изображения.

Методика считается одной из самых легких. Детям представлены пять карточек с разными изображениями. Картинки педагог выбирает на свое усмотрение.

Картинки окрашены в черный и хроматические цвета.

Всего наборов два. Во втором наборе такие же в точности пять картинок. Но среди них встречаются лишние. Их тоже несколько.

Сначала детям показывают карточки из первого набора. Дошкольники должны из своего набора отобрать похожие картинки.

Затем используется только основной первый набор картинок. Детей просят назвать, какая форма и цвет у фигурки.

Можно задать вопрос о месторасположении фигурки. И так взрослый может выявить основные стороны восприятия ребенка: форму, цвет, пространственное расположение.

Выполнив правильно все задания по обеим наборам, ребенок покажет достаточный уровень зрительного восприятия. Если же ребенку сложно давались ответы на поставленные взрослым вопросы, то можно начинать коррекционную работу.

Диагностика развития воображения

Для диагностики воображения у детей можно использовать методику «Дощечка» , суть которой строится на экспериментировании.

Для исследования нужно выбрать деревянную дощечку. Она должна состоять из четырех маленьких частичек квадратной формы. Все части соединяются петлями.

Эту дощечку разворачивают перед детьми и предлагают с ней поиграть. Взрослый показывает, что такую дощечку можно сгибать и складывать.

Когда дети проверять все способы игры с дощечкой, взрослый начинает задавать вопросы, что получается у детей, на что похожа фигура, полученная из дощечки.

Так можно играть долго, пока дети не устанут.

Каждый ответ ребенка оценивается в один балл.

Применение данных процессов психики носит эмпирический характер. В практике дошкольного заведения используют часто такие методы, как наблюдение. В результате наблюдений также можно получить общие сведения об уровне развития того или иного психического процесса.

Диагностика объема кратковременной памяти. Одним из самых важных показателей памяти является объем кратковременной памяти. Рассмотрим методики, применяемые для оценки объема кратковременной памяти детей.

1. Методика «Узнавание фигур» предназанчена дляизмерения объема кратковременной образной памяти. В качестве стимульного материала в ней используются две таблицы с изображениями различных фигур.

Сначала испытуемому в течение 10 с показывают первую таблицу с 9 фигурами и просят его запомнить эти фигуры. Затем испытуемому немедленно показывают вторую таблицу с 25 фигурами, и просят показать среди них предъявляенные ранее 9 фигур. Затем подсчитывается коэффициент узнавания последующей формуле:

где М - число правильно узнанных фигур; N - число неправильно узнанных фигур.

Чем ближе результат испытуемого к единице, тем лучше у него объем образной кратковременной памяти.

2. Методика «Заучивание 10 слов», разработанная А.Р. Лурия, выявляет объем вербальной кратковременной памяти. Испытуемому для для запоминания дают 10 слов. Слова должны быть достаточно простыми и не иметь между собой связи. Можно использовать следующие слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

В инструкции испытуемым поясняется, что после предъявления им слов им необходимо повторить их в любом порядке, порядок роли Фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.

Возрастные нормы для этой методики не приводятся, однако известно, что объем кратковременной памяти человека в норме должен составлять 7 ± 2 единицы информации.

Методику «Заучивание 10 слов» С.Л. Рубинштейн предлагает использовать также для характеристики процесса запоминания.

Для этого одни и те же слова зачитываются 5 раз, и испытуемый должен каждый раз повторять их. По полученным результатам составляется «кривая запоминания», которая также может служить для дифференциации нормальных и умственно отсталых детей. У нормальных детей с каждым вопроизведением растет число правильно названных слов, у умственно отсталых этот рост не выражен, воспроизводится меньшее число слов, могут появляться лишние слова.

Если ребенок вначале воспроизвел 8-9 слов, а потом с каждым разом их число снижается, то он отличается повышенной утомляемостью.

3. Субтест «Повторение цифр» из шкалы Д. Векслера.

Е. Л. Яковлева, используя данные только первой части этого субтеста («Прямой счет»), приводит нормативы для детей разного возраста. Для 5-7-летних детей объем кратковременной памяти равен 3-6 единицам; для 10-11 лет - 4-7 единицам, для 14 лет - 5-9 единицам (норма взрослого человека).

Диагностика логической обработки запоминаемого материала . Смысловая (логическая) обработка материала состоит в нахождении общего в элементах информации и объединении их на этой основе.

1. Методика «Запоминание двух рядов слов» используется для выяснения того, владеет ли испытуемый способом смысловой обработки запоминаемого.

В методике используются два ряда стимулов, сотсоящих из пар слов. В первом ряду между словами в парах существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют. Например:

Первый ряд: Второй ряд:

курица - яйцо спички - кровать

ножницы - резать жук - кресло

и т. п. и т. п.

Вначале испытуемому дают установку на запоминание и зачитывают 10-15 пар слов первого ряда с интервалом между парами 5 с. После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда с интервалом 10-15 с, а испытуемый воспроизводит слова правой половины ряда. Аналогично проводится обследование с помощью второго ряда слов.

Коэффициент смысловой памяти подсчитывается путем деления количества правильно воспроизведенных слов первого ряда на общее количество слов в предъявленном ряду. Коэффициент механической памяти подсчитывается путем деления количества запомнившихся слов второго ряда на общее количество слов в этом ряду. Сопоставление коэффициентов смысловой и механической памяти позволяет определить, владеет ли и в какой степени ребенок приемами смысловой обработки запоминаемого материала. Для этой методики установленны оценочные нормы.

«Группировка» . Для запоминания предъявляется ряд из 20 группирующихся по смыслу слов (всего пять групп по четыре слова в каждой). Материал предъявляется и воспроизводится трижды в любом порядке. Между словами выдерживается пауза в 1 с. Воспроизведенные испытуемым слова записываются. После воторого предъявления ряда слов испытуемого просят назвать все слова, которые запомнил, а также слова, которые он первый раз говорил, и вновь заученные. После третьего предъявления слов испытуемому предлагается также назвать все слова, которые запомнил, затем все слова, которые он говорил первый и второй раз, и вновь заученные.

Слова, предлагаемые для запоминания:

1. Солнце. 2. Тополь. 3. Чашка. 4. Заяц. 5. Луна. 6. Шапка. 7. Медведь. 8. Сосна. 9. Ложка. 10. Юбка. 11. Липа. 12. Блюдце. 13. Звезда. 14. Лиса. 15. Платье. 16. Небо. 17. Елка. 18. Белка. 19. Кружка. 20. Кофта.

Обработка результатов заключается в подсчете воспроизведенных слов; кроме того, определяется их объединенность в группы. При первом предъявлении объем кратковременной памяти равен у детей 7-8 лет - 4 ± 1 слово, а для 14-летних - 7 ± 2. Сгруппированных слов, за редким исключением, не наблюдается. При втором воспроизведении появляются 1-2 частично сформированные группы (обычно из 2 слов). При третьем воспроизведении появляются 3-4 группы по 2-3 слова. В младшем школьном возрасте бывает не больше трех смысловых групп, в старшем - четыре группы. Общий объем воспроизведенных слов соответственно увеличивается.

Второй блок состоит из субтестов, направленных на выявление особенностей невербального мышления, так как развитие в данный образовательно-возрастной период характеризуется переходом от наглядно-образного к словесно-логическому, рассуждающему мышлению. Задания подобраны таким же образом, как и в 1-м блоке, но состоят из карточек с изображениями предметов, животных, растений, геометрических фигур, явлений природы и т.д. В этот блок входят следующие субтесты: «Классификация», «Аналогии», «Обобщения», «Последовательные картинки», «Геометрические аналогии».

Апробация теста проводилась на выборке учащихся II-IV классов (300 человек) школ Москвы и Сергиева Посада.

Соответствие форм А и Б (вербального блока) оценивалось по коэффициентам ранговой корреляции Спирмена. Для отдельных субтестов они оказались в пределах от 0,58 до 0,78, а для общего балла г = 0,82.

Надежность теста определялась повторным тестированием через 3 месяца. Коэффициенты ранговой корреляции располагаются в пределах от 0,5 до 0,8 - для вербального блока и от 0,52 до 0,84 - для невербального.

Определялся еще один вид надежности - гомогенность, т.е. вычислялись коэффициенты попарной корреляции заданий, которые составили от 0,88 до 0,92 - для вербального блока и от 0,79 до 0,87 - для Невербального.

Корреляции между отдельными субтестами оказались в пределах от 0,38 до 0,62-для вербального блока и от 0,39 до 0,52-для невербального блока.

Теоретическая валидность (которая определялась сопоставлением успешности по данному тесту с групповым интеллектуальным тестом ГИТ) оказалась равна 0,75, а практическая (определяемая сопоставлением результатов теста со школьной успеваемостью) - 0,53 (для невербального теста) и от 0,5 до 0,69 - для вербального.

Коэффициент корреляции между результатами выполнения вербального и невербального блоков теста равен: для II класса - 0,77, для III класса - 0,86, для IV класса - 0,57.

Еще один Тест умственного развития подростков (ТУРП) , предназначенный для диагностики младших подростков III-V классов, разработан Л.И. Тепловой . Поскольку содержание учебной деятельности младшего подростка составляют не только понятия, но и образы, представления, в тест были введены и задания невербального характера. Построенные на математическом содержании, они включали образы геометрических тел, математические символы и схемы. В задания, использующие содержание русского языка, включены схемы слов, предложений, словосочетаний.


ТУРП состоит из 102 заданий, которые распределены по шести субтестам: 1) «Осведомленность», 2) «Классификация», 3) «Аналогии», 4) «Предложения», 5) «Продолжи ряд», 6) «Обобщения». В субтестах «Классификация», «Аналогии», «Обобщения» представлены понятия трех предметных областей - русского языка и литературы, природоведения и математики. Задания субтеста «Предложения» представляют область знаний «русский язык и литература», а задания субтеста «Продолжи ряд» - «математика».

Тест является групповым, имеет две параллельные формы, а чистое время выполнения заданий - 27 мин. Коэффициенты соответствия параллельных форм для разных возрастных групп от 0,84 до 0,87; коэффициенты гомогенности 0,99. Ретестовая надежность (интервал между первым и повторным тестированиями равен 6 месяцам) 0,93 (форма А) и 0,96 (форма Б).

Коэффициенты валидности по сопоставлению с Групповым интеллектуальным тестом Дж. Ваны для разных форм и возрастов находятся в интервале от 0,68 до 0,9. Коэффициенты корреляции со школьной успеваемостью 0,61 (III классы) и 0,59 (V классы).

Таким образом, все описанные отечественные тесты умственного развития имеют хорошие психометрические характеристики, что позволяет считать их объективными инструментами психодиагностики, полезными в работе школьного психолога.


Уровень интеллектуального развития является комплексной характеристикой, от которой зависит успешность выполнения многих видов деятельности . В нем отражены особенности ряда психических процессов человека, но в первую очередь - особенности мышления, отчасти восприятия . Вместе с тем успешность выполнения интеллектуальных тестов зависит и от внимания человека (от умения сосредоточиться на тестовых заданиях и не отвлекаться в течение всего времени тестирования), и от его памяти (часто требуется проявить свою информированность, т.е. умение вспомнить то, что человек приобрел в своем прошлом опыте). В некоторые интеллектуальные тесты включаются субтесты, диагностирующие память (например, в тесты Д. Векслера и Р. Амтхауера). Это, скорее всего, связано с теми специфическими задачами, для решения которых разрабатывались тесты. Так, появление субтестов «Повторение цифр» и «Повторение предложений» в шкалах Д. Векслера связано с тем, что они служат средством не только психологического, но и психиатрического диагноза. В тесте Р. Амтхауера субтест на запоминание используется для диагностики практических способностей в целях профконсультации. А. Бине, неоднозначно относившийся к диагностике памяти и то включавший субтест на память, то исключавший его из своих шкал, считал, что память в Действительности не интеллект, а только «великий имитатор его».

В целом отношение психодиагностов к измерению памяти у индивидов, не имеющих отклонений в умственном развитии, таково: показатели непроизвольной и механической памяти не являются показателями умственного развития; лишь в тех случаях, когда в мнемическую деятельность включается мышление и его действия опосредуют процессы запоминания и воспроизведения, можно установить связь между последними и интеллектуальным развитием . Однако главный фактор - все же мышление: от него зависит произвольное и смысловое запоминание, поэтому можно ограничиться диагностикой мышления.

Внимание у нормального в психическом отношении человека также находится в пределах нормы (что не исключает изменчивости его характеристик в зависимости от психических состояний). Кроме того, внимание - специфическая психическая функция; его показатели определяются интересами, склонностями Человека. Если при выполнении деятельности у человека нет положительной мотивации, его внимание может быть неустойчивым, с низкой концентрацией. Поэтому так сложно оценить внимание с помощью психологических методик: его низкие показатели у испытуемого могут объясняться не нарушениями, а низкой мотивацией при выполнении экспериментальных заданий. Это особенно важно учитывать при диагностике Детей. Всем известно, насколько усидчивым может быть ребенок, как долго он может без отвлечений заниматься любимым делом и в то же время этого же ребенка невозможно заставить сосредоточиться на том, что ему неинтересно.

Имея в виду все вышеизложенное, следует отметить, что иногда в работе с детьми помимо особенностей восприятия и мышления, диагностируемых с помощью интеллектуальных тестов, все же возникает необходимость оценить особенности памяти и внимания. Это особенно важно, когда психодиагност имеет дело с ребенком, подозреваемым в интеллектуальном снижении. Часто это бывает следствием задержки психического развития или умственной отсталости, вызываемой органическими повреждениями центральной нервной системы, а также соматическими заболеваниями. У таких детей нарушены не только восприятие и мышление, но и функции памяти и внимания.

В чем проявляются нарушения памяти у таких детей? Продуктивность непроизвольного запоминания примерно в 1,5 раза хуже, чем в норме. Эти дети не владеют приемами смыслового заучивания (смысловой группировкой, повторением, проговариванием вслух). Они плохо контролируют себя при воспроизведении заученного (неоднократно повторяют одни и те же названия, картинки, не замечая, что уже называли их). Они недостаточно активны при выполнении мнемической деятельности, что проявляется в отсутствии стремления, старания вспомнить заученное. Воспроизведение заученного отличается недостаточной точностью: при дословном повторении несложного текста допускается много ошибок.

Таким образом, диагностируя особенности памяти, следует обращать внимание не только на ее количественные показатели, но и на особенности самого процесса мнемической деятельности, а также на характер ошибок.

Память имеет много характеристик, различаясь:

· наличием или отсутствием установки на запоминание (непроизвольная и произвольная);

· временем сохранения (кратковременная и долговременная);

· характером запоминаемого материала (вербально-логическая, образная и эмоциональная);

· способом запоминания (механическая и смысловая).

Одним из самых важных показателей памяти, по которому достаточно уверенно определяют, хорошая она или плохая, является объем кратковременной памяти. Опишем несколько методик, применяемых в работе с детьми для оценки объема кратковременной памяти.

Методика «Узнавание фигур» измеряет объем кратковременной образной памяти. Стимульный материал состоит из двух таблиц с разными графическими изображениями .

Сначала экспериментатор предъявляет испытуемому первую таблицу с 9 фигурами и просит его запомнить эти фигуры. Время экспозиции первой таблицы- 10 с. Затем испытуемому немедленно показывают вторую таблицу, где ранее предъявляемые ему 9 фигур разбросаны среди других (общее число фигур в этой таблице - 25). Испытуемый должен показать те фигуры, которые он видел на первой таблице. Обработка результатов состоит в подсчете числа правильно и неправильно узнанных фигур. Подсчитывается коэффициент узнавания последующей формуле:

где М - число правильно узнанных фигур; N - число неправильно узнанных фигур.

Оптимальный коэффициент узнавания равен единице, поэтому чем ближе результаты конкретного испытуемого к единице, тем лучше у него объем образной кратковременной памяти.

Методика «Заучивание 10 слов», разработанная А.Р. Лурия, выявляет объем кратковременной памяти, когда материалом для запоминания выступают слова. Слова должны быть достаточно простыми и не иметь между собой связи. Предлагается использовать следующие слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

Перед началом эксперимента дается следующая инструкция (предложена С.Я. Рубинштейн): «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда я кончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?» Экспериментатор медленно читает слова, произнося их четко. Фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.

Возрастные нормы для этой методики не приводятся, однако известно, что объем кратковременной памяти человека в норме должен составлять 7±2 единицы информации [цит. по 19].

Методику «Заучивание 10 слов» С.Я. Рубинштейн предлагает использовать также для характеристики процесса запоминания [там же].

Для этого одни и те же слова зачитываются 5 раз, и столько же раз, соответственно, испытуемый должен повторить их. Инструкция перед вторым и следующими прочтениями такая: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их - и те, которые уже назвал, и те, которые пропустил, - все вместе в любом порядке». По полученным результатам составляется «кривая запоминания», которая также может служить для дифференциации нормальных и умственно отсталых детей. У нормальных детей с каждым воспроизведением растет число правильно названных слов, у умственно отсталых этот рост не выражен, воспроизводится меньшее число слов, могут появляться лишние слова.

Если ребенок сразу воспроизвел 8-9 слов, а потом с каждым разом их число снижается (кривая запоминания не возрастает, а снижается), значит, он отличается повышенной утомляемостью.

Для определения объема кратковременной памяти можно использовать также субтест «Повторение цифр» из шкалы Д. Векслера. Его описание приведено в руководстве к методике Д. Векслера.

Е.Л. Яковлева, используя данные только первой части этого субтеста («Прямой счет»), приводит нормативы для детей разного возраста. Для 5-7-летних детей объем кратковременной памяти равен 3-6 единицам; для 10-11 лет- 4-7 единицам, для 14 лет- 5-9 единицам (норма взрослого человека) .

Важной характеристикой памяти является наличие в ней способов логической обработки запоминаемого материала, так как это позволяет компенсировать ограниченность ее объема за счет укрупнения единиц запоминаемой информации. Смысловая (логическая) обработка материала состоит в нахождении общего в элементах информации и объединении их на этой основе.

Методика «Запоминание двух рядов слов» используется для выяснения того, владеет ли испытуемый способом смысловой обработки запоминаемого.

Для исследования должны быть подготовлены два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют. Примерный материал к методике приведен ниже.

Задание 4. Диагностика внимания, мышления и памяти у младших школьников. Методики «Корректурная проба», «Долговременная память», «Запомни пару», «Изучение развития логических операций у младших школьников»

Познакомьтесь на практике с методиками «Корректурная проба», «Долговременная память», «Запомни пару» и «Изучение развития логических операций у младших школьников». Охарактеризуйте особенности внимания, мышления и памяти испытуемого.

Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе появляется опасность, что в них разовьется умничанье, модничанье, тщеславие.
Кант Иммануил (XVIII в., Германия)

Методика «Корректурная проба»

Цель: определение объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации (по количеству сделанных ошибок).

Методический (стимульный) материал:

АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПШАЫТ

ОВРКАНВСАЕРНТРОНКСЧОДВИОЦФОТЗС

КАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБДКПШУ

ВРЕСОАКВМТАВНШЛЧВИЦФВДБОТВЕСМВ

НСАКРВОЧТНУЫПЛБНПМНКОУЧЛЮНРВНЩ

РВОЕСНАРЧКРЛБКУВСРФЧЗХРЕЛЮРРКИ

ЕНРАЕРСКВЧБЩДРАЕПТМИСЕМВШЕЛДТЕ

ОСКВНЕРАОСВЧБШЛОИМАУЧОИПООНАЫБ

ВКАОСНЕРКВИВМТОБЩВЧЫЦНЕПВИТБЕЗ

СЕНАОВКСЕАВМЛДЖСКНПМЧСИГТШПБСК

КОСНАКСАЕВИЛКЫЧБЩЖОЛКПМСЧГШКАР

ОВКРЕНРЕСОЛТИНОПСОЫОДЮИОЗСЧЯИЕ

АСКРАСКОВРАКВСИНЕАТБОАЦВКНАИОТ

НАОСКОЕВОЛЦКЕНШЗДРНСВЫКИСШЮНВ

ВНЕОСЕКРАВТЦКЕВЛШПТВСБДВНЗЭВИС

СЕВНРКСТБЕРЗШДСЧИСЕАПРУСЫПСМТН

ЕРМПАВЕГЛИПСЧТЕВАРБМУЦЕВАМЕИНЕ

Порядок выполнения и инструкция:

«На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут».

При оценке результатов опираемся на следующие показатели нормы:

♦ для детей 6–7 лет объем внимания – 400 знаков и выше; концентрация внимания – 10 ошибок и менее;

♦ для детей 8-10 лет объем внимания – 600 знаков и выше, а концентрация – 5 ошибок и менее.

Методика «Долговременная память»

Цель: диагностика уровня долговременной памяти.

Методический (стимульный) материал: ряд слов – стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.

«Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно. Экспериментатор читает приведенный выше ряд слов.

Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

где А – общее количество слов; В – количество запомнившихся слов; С – коэффициент долговременной памяти.

Обработка и интерпретация результатов. Результаты интерпретируются следующим образом:

75-100 % – высокий уровень;

50-75 % – средний уровень;

30-50 % – низкий уровень;

ниже 30 % – очень низкий уровень.

Методика «Запомни пару»

Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Методический (стимульный) материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

Порядок выполнения и инструкция. Экспериментатор читает испытуемому (ым) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой – 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Обработка и интерпретация результатов. Результаты опыта записываются в табл. 13.

Таблица 13

Обработка данных

Тест «Изучение развития логических операций у младших школьников»

Цель. Первый субтест позволяет выявить осведомленность; второй – умение классифицировать; третий – умение обобщать; четвертый – подбирать аналогии. По данным Л. И. Переслени и Л. Ф. Чупровой, тест достаточно информативен для изучения особенностей словесно-логического мышления в начальной школе.

Тест можно проводить как индивидуально, так и в группе детей. Каждому ребенку раздают листы с заданиями, на которых он отмечает свой вариант ответа (см. образец бланка заданий).

Методический (стимульный) материал. Далее приводится образец бланка заданий.

Бланк залании

Тест развития логических операций

Фамилия:________

А. Осведомленность

1. У сапога всегда есть…

шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

2. В теплых краях живет.

медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.

24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца.

4. Месяц зимы.

сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.

5. В нашей стране не живет.

соловей, страус, аист, синица, скворец.

6. Отец старше своего сына.

часто, всегда, никогда, редко, иногда.

7. Время суток.

год, месяц, неделя, день, понедельник.

8. У деревьев всегда есть.

листья, цветы, плоды, корень, тень.

9. Время года.

август, осень, суббота, утро, каникулы. 10. Пассажирский транспорт.

комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.

Б. Исключение понятий

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

Вы прочитали ознакомительный фрагмент! Если книга Вас заинтересовала, вы можете купить полную версию книгу и продолжить увлекательное чтение.