30.09.2019

Характеристика речевого развития. Характеристика на ребёнка для представления на пмпк учреждения


прислала

Анна Меттус

Учитель-логопед

Характеристика

состояния речевого развития

Дана Ф.И.О. ребёнка г.р. .

Ф.И. прошёл районную МПК (дата) в ГДОУ № (протокол №) и был направлен в ГДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи № с диагнозом: ТНР общее недоразвитие речи 111 ур., дизартрия на 1 год.

Из анамнеза:

Ребёнок от 2-ой беременности, 2-ых родов (3650,53), Апгар 8-9 баллов. В период новорожденности перенёс желтуху. До 1 год: частые ОРВИ, выявлен ФСШ. Физически развивался соответственно возрасту. Отмечалась ЗРР.

В результате логопедического обследования в феврале 2012 г. Выявлено.

  • Понимание обращённой речи в пределах обихода, возрастная норма.
  • Состояние артикуляционного аппарата: травма верхних зубов.
  • Состояние речевой моторики: движения языка неточны, способность к переключению снижена.
  • Звукопроизношение: полиморфное . Изолированно звуки может произносить правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи. Имеет место смешение звуков по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости.
  • Темп речевого высказывания нормальный, речь неразборчива, маловыразительна, звуки произносит нечётко.
  • Фонематическое восприятие затруднено. Не может повторить слоги с оппозиционными звуками. Справляется с выделением ударного гласного из начала слов, первого согласного.
  • Слоговая структура слов и звуконаполняемость нарушены. Наблюдается тенденция к упрощению структуры слова, выпадению согласных при их стечении.
  • Лексика. Словарный запас – низкая возрастная норма. Называет и обобщает предметы по лексическим темам: игрушки, посуда, одежда, обувь, животные, птицы, мебель, транспорт. Выделяет 4-ый лишний из группы предметов, объясняет свой выбор. Затрудняется в назывании частей одежды, посуды, мебели, назывании профессий. Не всегда точно использует слова. В речи чаще употребляет существительные, глаголы, реже прилагательные и наречия.
  • Грамматический строй речи – низкая возрастная норма. Допускает ошибки в словообразовании и словоизменении. Наблюдается несогласование слов во фразе, неправильное использование предлогов. В речи употребляет простые распространенные предложения, искажённые сложносочинённые предложения. Может пересказать с помощью вопросов небольшой рассказ. Самостоятельное составление высказываний затруднено.

К моменту окончания подготовительной группы усвоил программу недостаточно: отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
Нравится

Современный мир перенасыщен информацией, средствами общения, к книгам открыт широкий доступ, создано множество образовательных и развлекательных детских каналов. Казалось бы, в такой среде речь у детей должна развиваться без каких-либо трудностей, и кабинеты логопедов уйдут в прошлое. Однако это не так. Плохая экология, во многом культурная деградация, пониженная степень психологической защиты - все это отражается на развитии речи малыша. Некоторым детям логопед ставит диагноз "общее недоразвитие речи (ОНР) 3 уровня", характеристика которого указывает на то, что ребенку требуются дополнительные занятия. Полноценное развитие каждого малыша прежде всего зависит от старания его родителей. Они обязаны вовремя обращаться за помощью к специалистам, заметив какие-то отклонения в формировании личности своего чада.

Характеристика ОНР

ОНР наблюдается у детей с нормальным уровнем развития интеллекта, соответствующим их возрасту, при этом не имеющих каких-либо физиологических проблем со слуховым аппаратом. О такой группе пациентов логопеды говорят, что они не владеют фонематическим слухом, не различают отдельные звуки, поэтому в искаженном виде понимают смысл. Малыш слышит слова не так, как они произносятся на самом деле.

У детей с ОНР 3 уровня (характеристика представлена ниже) искажены такие речевые навыки, как словообразование, звукообразование, смысловая нагрузка слова, а также грамматический строй. При разговоре старшие дети могут допускать ошибки, присущие боле раннему возрасту. У таких детей темпы развития речи и психики не соответствуют друг другу. При этом малыши с ОНР ничем не отличаются от своих сверстников по развитию: они эмоциональны, активны, играют с удовольствием, понимают речь окружающих.

Типичные проявления ОНР

Типичными проявлениями общего недоразвития речи считаются следующие показатели:

  • разговор малопонятен и неразборчив;
  • фразы строятся грамматически неправильно;
  • речевое взаимодействие имеет низкую активность, слова воспринимаются с отставанием при их самостоятельном использовании;
  • первое произношение первых слов и простых фраз в позднем возрасте (вместо 1,5-2 лет в 3-5 лет).

При общем развитии психики:

  • новые слова плохо запоминаются и произносятся, память неразвита;
  • последовательность действий нарушена, простые инструкции выполняются с большим трудом;
  • внимание рассеяно, нет навыков, чтобы сосредоточиться;
  • логическое словесное обобщение затруднено, нет навыков анализа, сравнения предметов, разделения их по признакам и свойствам.

Развитие мелкой и крупной моторики:

  • мелкие движения выполняются с неточностями и ошибками;
  • у ребенка движения замедлены, есть склонность к застыванию в каком-то одном положении;
  • координация движений нарушена;
  • ритмика неразвита;
  • при выполнении двигательных заданий просматривается дезориентация во времени и пространстве.

Характеристика ОНР 3 уровня, как, впрочем, и остальных уровней, содержит в себе перечисленные проявления в той или иной степени.

Причины ОНР

Специалисты не находят в функционировании нервной системы и головного мозга детей с ОНР грубых патологий. Чаще всего источниками речевого отставания считаются социальные либо физиологические причины. Это могут быть:

  • перенесенные при беременности либо наследственные заболевания матери;
  • в период вынашивания малыша у матери были нервные перегрузки;
  • вредные привычки при беременности (алкоголь, курение);
  • получение каких-либо травм при родовспоможении;
  • очень ранняя или слишком поздняя беременность;
  • инфекции, сложные заболевания у малыша в грудном возрасте;
  • возможны травмы головы у ребенка;
  • неблагополучие в семье, где малыш переживает ранние стрессы;
  • нет эмоционального контакта между малышом и родителями;
  • в доме неблагоприятная моральная обстановка;
  • скандальные, конфликтные ситуации;
  • недостаток общения и внимания;
  • заброшенность малыша, грубая речь у взрослых.

Классификация. ОНР 1 уровня

Общее недоразвитие речи классифицируется по четырем уровням, каждый из которых имеет свои особенности. ОНР 1 уровня во многом отличается от ОНР 3 уровня. Характеристика речи при патологии 1 уровня: лепет, звукоподражание, куски маленьких фраз, части слов. Малыши нечетко произносят звуки, активно помогают мимикой и жестом - все это можно назвать навыками младенцев.

Дети активно проявляют интерес к окружающему миру, общению, но при этом разрыв между активным и пассивным словарным запасом намного больше нормы. Также к характеристикам речи можно отнести следующее:

  • произношение звуков смазано;
  • преобладают односложные, иногда двусложные слова;
  • длинные слова сокращаются до слогов;
  • слова-действия заменяются словами-предметами;
  • разные действия и разные предметы могут обозначаться одним словом;
  • разные по своему значению слова, но созвучные могут путаться;
  • в редких случаях речь отсутствует совсем.

Уровень 2

ОНР 2, 3 уровня характеристики имеет в чем-то схожие, но есть и существенные отличия. На 2 уровне происходит повышение развития речи. Усваивается большее количество общих слов, используются простейшие фразы, словарный запас постоянно пополняется новыми, чаще искаженными словами. Дети уже осваивают в простых словах грамматические формы, чаще с ударными окончаниями, различают множественное, единственное число. К особенностям 2 уровня относятся следующие:

  • звуки произносятся с большим трудом, часто заменяются более простыми (звонкие - глухими, шипящие - свистящими, твердые - мягкими);
  • грамматические формы осваиваются спонтанно, не связываются со смыслом;
  • речевое самовыражение бедное, словарный запас скуден;
  • разные предметы и действия обозначаются одним словом, если они как-то схожи (сходство в назначении или внешне);
  • незнание свойств предметов, их названий (размера, формы, цвета);
  • прилагательные и существительные не согласованы; замена или отсутствие в речи предлогов;
  • невозможность слаженно отвечать без наводящих вопросов;
  • окончания употребляются беспорядочно, заменяются одно другим.

Уровень 3

Характеристика детей с ОНР 3 уровня выглядит так: общие речевые навыки отстают, но уже присутствует построение фраз и развернутая речь. Детям доступны уже основы грамматического построения, простые формы употребляются правильно, используются многие части речи, более сложные предложения. Жизненных впечатлений в этом возрасте уже достаточно, словарный запас увеличивается, предметы, их свойства и действия называются правильно. Малыши способны составлять несложные рассказы, но все-таки испытывают свободу общения. ОНР 3 уровня характеристику речи имеет следующую:

  • в целом нет активного словарного запаса, выражена бедность лексики, недостаточно используются прилагательные, наречия;
  • глаголы применяются неумело, прилагательные с существительными согласовываются с ошибками, поэтому грамматический строй неустойчив;
  • при построении сложных фраз союзы употребляются неверно;
  • нет знаний подвидов птиц, животных, предметов;
  • вместо профессий называются действия;
  • вместо отдельной части предмета называется весь предмет.

Примерная характеристика на дошкольника

Характеристика на дошкольника с 3 уровнем ОНР выглядит следующим образом:

Артикуляция : анатомия органов без аномалии. Саливация повышена. Точность движений и объем страдают, ребенок не способен долго удерживать органы артикуляции в определенном положении, нарушена переключаемость движения. При артикуляционных упражнениях повышается тонус языка.

Речь : общее звучание маловыразительно, слабо-модулированный тихий голос, дыхание свободно, ритм и темп речи нормальный.

Звукопроизношение: существуют нарушения произношения сонорных звуков. Шипящие поставлены. Происходит автоматизация звуков на уровне слов. Контроль за произношением звуков, свободная речь контролируема.

Фонематическое восприятие, синтез и звуковой анализ : представления фонематические формируются с запозданием, уровень недостаточен. На слух ребенок выделяет заданный звук из слогового, звукового ряда, а также ряда слов. В слове место звука не определяется. Не сформированы навыки звукового и буквенного анализа, а также синтеза.

Слоговая структура : Слова, имеющие сложную слоговую структуру, произносятся с трудом.

Если поставлен диагноз "общее недоразвитие речи (ОНР) 3 уровня", характеристика (5 лет - возраст, когда многие родители уже готовят деток к школе, посещают специалистов) должна включать в себя все вышеперечисленные пункты. Детям в этом возрасте должно уделяться предельное внимание. Проблемы с речью поможет разрешит логопед.

Речь при ОНР 3 уровня

Характеристика речи детей с ОНР 3 уровня:

Пассивный, активный словарь : бедность, неточность запаса. Ребенок не владеет названием слов, которые выходят за рамки ежедневного общения: не может назвать части тела, название животных, профессий, действий, с которыми они связаны. Есть трудности при подборе однокоренных слов, антонимов, синонимов. Пассивный словарный запас намного выше активного.

Грамматический строй : логопедическая характеристика ребенка с ОНР 3 уровня указывает на то, что при образовании слов, их согласовании с другими частями речи наблюдаются аграмматизмы. Ребенок ошибается при подборе множественного числа существительного. Наблюдаются нарушения при образовании слов, которые выходят из рамок повседневной речи. Словообразовательные навыки с трудом переносятся на новую речь. Используются в изложении в основном простые предложения.

Связная речь : прослеживаются трудности в развернутых высказываниях, языковом оформлении. Последовательность в рассказе нарушена, есть смысловые пропуски в сюжетной линии. В тексте нарушаются временные и причинно-следственные связи.

Дети дошкольного возраста с ОНР 3 уровня характеристику в 7 лет получают от логопеда, который проводит с ними занятия. Если результаты занятий с логопедом не приносят должного результата, необходимо обратитЬся за консультацией к неврологу.

Уровень 4

Выше была приведена примерная характеристика ОНР 3 уровня, 4-й несколько отличается. Основные параметры: словарный запас у ребенка заметно повышен, хотя есть провалы в лексике и грамматике. Новый материал усваивается с трудом, заторможенное обучение письму и чтению. Дети правильно употребляют простые предлоги, длинные слова не сокращают, но все-таки часто наблюдается выпадение из слова каких-то звуков.

Сложности речи:

  • вялая артикуляция, речь нечеткая;
  • повествование тусклое, не образное, дети изъясняются простыми предложениями;
  • в самостоятельном рассказе логика нарушается;
  • выражения подбираются с трудом;
  • притяжательные и уменьшительно-ласкательные слова искажены;
  • свойства предметов заменяются приблизительными по смыслу;
  • названия предметов подменяются словами с похожими свойствами.

Помощь психолога

Характеристика детей с ОНР 3 уровня указывает на необходимость занятий не только с логопедом, но и с психологом. Исправить недостатки помогут комплексные меры. Из-за речевого нарушения такие дети имеют проблемы с концентрацией внимания, им трудно сосредоточиться на задании. Работоспособность при этом снижается.

Во время логопедической коррекции необходимо подключать психолога. В его задачу входит повышение мотивации к обучению и занятиям. Специалист должен провести психологическое воздействие, которое будет направлено на развитие концентрации внимания. Рекомендуется проводить занятия не с одним, а с небольшой группой малышей. Важно учитывать самооценку ребенка, заниженная тормозит развитие. Поэтому специалист должен помочь детям с ОНР поверить в свои силы и успех.

Комплексное коррекционное воздействие

Педагогический подход к исправлению ОНР - процесс непростой, здесь требуется структурное, специальное выполнение поставленных задач. Наиболее эффективно проводится работа в специализированных учреждениях, где работают квалифицированные педагоги. Если, кроме ОНР, установлен диагноз «дизартрия», терапия строится с учетом всех патологий. К коррекционному воздействию может добавляться медикаментозное лечение. Здесь участие должен принимать невролог. Специальные учреждения, центры своей целью ставят исправление недостатков развития интеллектуальных функций и коррекцию недостатков коммуникативных навыков.

Первое, что хочется сказать родителям: не стоит отчаиваться, если ребенок страдает ОНР. Не нужно конфликтовать с педагогами, специалистами, если они ставят диагноз "ОНР 3 уровня". Это лишь поможет вовремя принять меры. Занятия с малышом помогут быстрее скорректировать его речь, разобраться с патологиями. Чем скорее вы вникнете в суть проблемы, начнете действовать совместно со специалистами, тем быстрее процесс восстановления повернет в нужно русло.

Лечение может быть длительным, и от родителей во многом зависит его исход. Наберитесь терпения и помогите своему малышу войти в мир с уверенной, развитой речью.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ДЛЯ ПМПК.

1. Речевая среда и социальные условия:

Нервно-психические, хронические соматические заболевания, речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются).

· Недостатки речи у близких.

· 2- язычие.

· Наследственные заболевания:

· Уровень родителей низкий.

· Процесс воспитания под контролем или нет, интересуются проблемами своего ребёнка, родители мало общаются с учителем (логопедом), не уделяют достаточного внимания.

· Не уделяется достаточного внимания внешнему виду.

· Недостаточно сформированы общие социально-бытовые навыки (не

опрятно одет, небрежно одевается, «грязнуля»).

· Родители не интересуются жизнью класса.

2.Состояние ручной моторики (объём движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости) :

· Плохо развита мелкая моторика рук.

· Нарушений ручной моторики не наблюдается.

· Предпочитает работать левой рукой (или иногда работает левой рукой)

· Ведущими являются правая рука, правая нога, правый глаз.

· Пробы Хэда выполняет правильно; с единичными ошибками, медленно.

· Оптико-кинестетическая организация движений сформирована; недостаточно сформирована: движения выполняет с ошибками, замедленно.

· При выполнении упражнений на динамическую организацию движений также наблюдаются неточности (синхронные движения пальцев правой и левой руки).

3.Общая моторика:

· Нарушения переключаемости движений (не своевременная, задержанная).

· Появляются сопутствующие движения.

· Нарушения координации - движения выполнены не одновременно, неточно.

· Отмечается общая заторможенность движений.

· Характерное двигательное беспокойство.

· Медлителенн в движениях.

· Нарушена общая координация. Неуклюжий.

4. Артикуляционный аппарат:

Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без

аномалий.

· Строение лица не нарушено (нарушено)

· Тонус мышц лица сохранный или нарушен (гипертонус, гипотония, дистония)

· Подвижность лицевой мускулатуры не нарушена, нарушена

(тремор подбородка, гипомимия, гиперкинезы).

· Строение губ нормальное или отклонения (массивные губы, наличие расщелины, наличие послеоперационных рубцов)

· Тонус губ не нарушен или нарушен (гипертонус, гипотония, дистония)

· Подвижность губ не нарушена или нарушена –

(малоподвижные, излишне подвижные)

· Строение зубов нормальное; нарушения - крупные, мелкие, редкие, частые, кривые, вне челюстной дуги, с большими промежутками, отсутствие резцов (нижних, верхних); наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда.

· Подъязычная связка укорочена

· Прикус правильный; нарушен – передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения.

· Строение твердого нёба не нарушено

· Строение мягкого нёба и подвижность не нарушено

· Строение языка не нарушено.

Отмечаются нарушения – толстый, маленький, массивный, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная уздечка.

· Мышечный тонус языка в норме; нарушен – спастичность, гипотония, дистония.

Подвижность языка не нарушена; нарушения – гиперкинезы, тремор, девиация (отклонение) языка (вправо, влево); язык не выводится из полости рта, объём артикуляционных движений ограничен; снижение амплитуды артикуляционных движений, малоподвижный, с трудом удерживает позу, испытывает трудности в переключении позы языка, нарушены движения кончика языка. Саливация.

Речевая моторика развита достаточно; в пределах нормы; недостаточно. Выполняет основные артикуляторные движения губами, языком. Движения замедленные. Не может длительно удерживать положение органов артикуляции. Нарушена координация движений языка и губ. Незначительно нарушены дифференцированные движения кончика языка. Объем движений языка полный; неполный. Тонус нормальный; вялый. Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Замен движений, синкенезий не наблюдается. Синкенезии, замены движений отмечаются.

5. Устная речь.

Общее звучание речи:

· Невнятная (чёткая, смазанная, малопонятная для окружающих).

· Ритм нормальный. Излишне растянута.

· Темп речи замедленный (быстрый).

· Выразительная.

· Не торопливая (чрезмерно быстрая).

· Малоразговорчив.

· Паузы и ударения употребляет правильно.

· Говорит односложно.

· Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматическойой стороны речи (аграмматизм).

· Интонационно маловыразительная (или дифференцированная). Основные виды интонации употребляет правильно.

· Разборчивость речи не нарушена.

· Несколько снижена разборчивость речи.

· Наблюдается аритмия, замедление ритма в конце фразы или текста.

· Словесное ударение употребляет правильно.

· Логическое ударение отсутствует.

· Паузы в речи использует излишне часто.

Тип дыхания диафрагмальный, речевое дыхание плавное; недостаточно плавное, речевой выдох продолжительный; не продолжительный (4-5 слов).

6. Понимание речи:

· Затруднено, инструкции требуют повторного объяснения.

· Речь окружающих понимает в соответствии с уровнем своего интеллекта.

· Состояние биологического слуха по данным медицинской карты в норме.

· Состояние восприятия речи в норме. Правильно выполняет действия по речевой инструкции.

7. Словарный запас:

· Пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточностью в употреблении многих слов.

· Наиболее страдает употребление глаголов и прилагательных; обобщающих существительных, понимание малоизвестных слов (пасека, улей, водопад , погоны, гамак, хобот, фонтан, бульвар, гербарий, бандероль и т. д.)

· Ограничен, беден. Достаточный. Относительно развит.

· Недостаточен объём знаний об окружающем мире.

· Знаком с редкоупотребляемой лексикой.

· Несформированны отношения антонимии и синонимии.

· Низкий уровень практических обобщений.

· Трудности понимания и употребления лексики.

8. Грамматический строй речи:

а) Без нарушений. В спонтанной речи аграмматизмов не обнаружено.

б) Аграмматизмы наблюдаются при специальном исследовании: ошибки в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного.

в) Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, при образовании новых слов по аналогии.

г) Грубые нарушения.

· В речи использует преимущественно простые распространённые предложения. В редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения.

· Составляет предложения по опорным словам.

· Сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы - а, но, и).

· Сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому).

· Ошибки в употреблении предложно-падежных предлогов, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа ;

· Наблюдаются аграмматизмы в устой речи неправильное согласование прил. с сущ.(У девочки красная платье)

· Неправильное употребление предложно-падежных конструкций (На деревьев пожелтели листья.)

· Отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами (солнце освещает землю - землю освещает солнце)

· Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (черниковый сок).

· Неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных

· Соответствует особенностям развития его умственного развития; детей младшего школьного возраста.

· Понимает и употребляет предлоги.

· Использует приставки при образовании сущ. и гл.

· Общая бедность и не дифференцированность грамматических средств языка.

· При списывании (не)наблюдаются ошибки (единичные, множественные).

· В диктантах и изложениях многочисленные ошибки.

· Графические ошибки: пропуск элементов или лишние элементы. Сложность в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки. Трудности в удержании строки. Постоянные колебания наклона и высоты букв, несоответствии элементов букв по размеру, раздельное написание букв внутри слова. Трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (К – Н), замены рукописных букв печатными, необычный способ написания букв, особенно прописных. Устойчивая зеркальность при написании букв З, Е, Э, С. Замены букв У – Ч, д-б, д-в.

· Невозможность создания навыка идеограммного письма («клоссная робота», «упрожнение», «кено» вместо «кино»).

· Специфические ошибки: персеверации (инертное повторение) букв, слогов, слов, типов заданий; пропуски букв и слогов; антиципации (предвосхищение) букв, например, «покловок» - поплавок; контаминации (слипание) слов. Отсутствие выделения начала предложения. Пропуск и замена гласных, в том числе ударных. Нарушение порядка букв. Тенденция к фонетическому письму («радоно» вместо «радостно», «ручйи» - «ручьи»)

Трудности выделения целостного образа слова, вследствие чего два знаменательных слова, слова с предлогами пишутся слитно; позднее в связи со сверхгенерализацией правила написания предлогов приставки пишут отдельно от корней.

· Орфографические ошибки

· Умение проверять не сформировано (не проверяет; если проверяет, то не видит ошибок / не видит ошибки или исправляет неправильно).

· Темп письма медленный.

Заключения:

10. Развитие понимания речи.

11. Развитие слухо-зрительного внимания.

12.Развитие памяти (слухоречевой, зрительной).

13. Формирование когнитивных навыков (различение формы, цвета, количества предметов).

14. Формирование элементарных математических представлений.

15. Развитие крупной /мелкой моторики.

Нарушение речи в настоящее время становится все более распространенным речевым отклонением среди детей дошкольного возраста. Особенно часто встречается ОНР 3 уровня, характеристики на которое часто составляют не только логопеды, но и психологи. Эта патология поддается коррекции при лечении у врача-логопеда.

Для максимально быстрого распознавания болезни важно знать, что может спровоцировать развитие данного состояния, чем характеризуется ОНР 3 типа, каким образом данное состояние лечат, возможно ли полностью скорректировать нарушение без последствий.

Под общим недоразвитием речи понимают искажение какой-либо речевой характеристики (грамматической, семантической или слуховой) при нормальном интеллектуальном формировании и достаточном уровне слуха ребенка. Данное отклонение классифицируется как речевое расстройство.

В зависимости от степени проявления нарушения выделяют 4 уровня общего недоразвития речи:

  • абсолютное отсутствие речи ();
  • скудность словарного запаса (ОНР 2 уровня);
  • присутствие речи с определенными смысловыми ошибками (ОНР 3 уровня);
  • следовые фрагменты лексико-грамматических ошибок (ОНР 4 уровня).

В логопедической практике наиболее распространен 3 уровень нарушения речи, при котором ребенок говорит с преобладанием просто выстроенных фраз без сложных оборотов.

Причины, первые признаки

Часто проблемы с речью, определяющие уровень речевого развития, предопределяются еще до рождения ребенка вследствие генетической предрасположенности или осложнений во время беременности. К наиболее распространенным причинам развития общей недоразвитости речи можно отнести:

  • резус-конфликт ребенка с матерью;
  • внутриутробное удушение плода, гипоксия;
  • травмы, возникшие при родах;
  • постоянные инфекционные заболевания в младенчестве;
  • черепно-мозговые травмы;
  • заболевания хронического характера.

К причинам психоэмоционального и психического характера можно отнести шок любой природы, место жительства или условия, неподходящие для развития коммуникативных навыков, недостаток речевого общения, внимания.

Обычно возникновение отклонения можно диагностировать в довольно позднем возрасте. На развитие ОНР может указывать длительное отсутствие речи у ребенка (в основном к 3 — 5 годам). При наличии речевой деятельности ее активность и разнообразие не являются высокими, часто произносимые слова бывают неразборчивыми и малограмотными.

Может быть снижена концентрация внимания, заторможены процессы восприятия, запоминания. В отдельных случаях наблюдается нарушение двигательной активности (особенно связанной с координацией движений) и скрытой моторики произношения.

Нередко общее недоразвитие речи 3 уровня ошибочно отождествляется с задержкой речевого развития. Это разные отклонения: в первом случае имеет место патология речевого отражения мыслей, во втором – несвоевременность появления речи с сохранением ее четкости и грамотности.

Характеристика отклонения

Для детей с ОНР 3 уровня характерно использование простых, незамысловатых слов без построения сложных предложений. Часто ребенок не формирует полноценные фразы, ограничиваясь отрывочными словосочетаниями. Тем не менее речь бывает распространенной и развернутой. Свободное общение достаточно затруднено.

При данном виде отклонения понимание текста не искажается, за исключением сложных причастных, деепричастных, дополнительных конструкций, которые встраиваются в предложения. Может быть нарушена трактовка логики повествования – дети с ОНР 3 уровня не проводят аналогий и логических цепочек между пространственными, временными, причинно-следственными отношениями речи.

В отличие от объем словарного запаса детей с ОНР 3 уровня обширен, так как включает слова практически всех частей речи и форм, каждая из которых находится в активном вокабуляре говорящего. Самыми употребляемыми словами у детей с таким отклонением являются существительные и глаголы ввиду общей упрощенности речи, наречия и прилагательные встречаются в устном повествовании реже.

Типичным для ОНР 3 вида является неточное, а иногда неправильное применение названий предметов и наименований имен. Происходит подмена понятий:

  • часть предмета называется именем целого объекта (стрелки – часы);
  • названия профессий подменяются описанием действий (пианист – «человек играет»);
  • названия вида заменяются общим родовым признаком (голубь – птица);
  • взаимное замещение нетождественных понятий (высокий – большой).

Допускаются ошибки в подборе служебных частей речи (предлогов, союзов), падежей к ним («в леса – в лесу», «из чашкой – из чашки»), вплоть до неоправданного их игнорирования. Может быть неправильным согласование слов разных частей речи между собой (обычно дети путают окончания и падежи). Часто наблюдается неправильная расстановка ударений в словах.

При не осложненных формах общего недоразвития речи 3 типа ошибки в звуковом восприятии слов и нарушение структуры слогов (за исключением повторения длинных слов из 3 или 4 слогов, где происходит такое их сокращение) практически не наблюдаются. В меньшей степени выражено искажение звуковой передачи речи, но при проявлении данного симптома в свободном разговоре может происходить искажение даже тех звуков, которые ребенок умеет произносить правильно.

Диагностика ОНР логопедом

Диагностика речевых отклонений при любом типе ОНР на начальных этапах не различается. До осмотра врач-логопед собирает анамнез болезни, в котором указываются все особенности течения состояния в конкретном случае:

  • длительность состояния;
  • момент возникновения;
  • основные симптомы;
  • речевая характеристика детей с ОНР;
  • степень выраженности;
  • возможные речевые патологии, связанные с деятельностью речевых центров мозга ( , и т. д.);
  • особенности проявления ОНР на ранних этапах;
  • перенесенные ребенком заболевания в прошлом.

Для точной диагностики состояния необходима предварительная консультация с врачом-педиатром и невропатологом, занимающимся нарушениями детской психической деятельности.

Непосредственное обследование речевой функции включает в себя проверку всех компонентов гармоничной, связной речи. Обычно исследуются:

  • способности формирования связных мыслей (при описании изображений, пересказе и рассказе);
  • степень развитости грамматической составляющей (грамотность согласования слов в предложении, способность к изменению и образованию словоформ);
  • степень правильности звуковой передачи мысли.

На изображениях для детей с ОНР 3 уровня предлагается разделить понятие предмета и его части (ручка – чашка), соотнести профессии и соответствующие атрибуты (певица – микрофон), животных с их детенышами (кошка — котенок). Таким образом выявляется соотношение активного и пассивного запаса и их обширность.

Обширность словарного запаса исследуется для определения способности ребенка проводить аналогии, определять понятие с обозначающим его объектом и соотносить несколько связанных между собой понятий.

При подтверждении диагноза ОНР проводится исследование способности к запоминанию посредством слуховой памяти. Анализируется степень правильности произношения слов, грамотность построения слогов, фонетическая составляющая речи и особенности моторики речевой деятельности ребенка. Оцениваются также навыки ребенка в сфере речевого этикета.

ОНР 3 типа предполагает:

  • незначительное изменение звукового произношения и слоговой передачи слов;
  • наличие негрубых грамматических ошибок при построении предложений;
  • избегание произношения сложных предложений;
  • упрощенность речевого отражения мыслей.

По результатам обследования врач-логопед делает заключение о наличии или отсутствии ОНР, при необходимости назначая ряд профилактических или лечебных мер для коррекции состояния. Составляется характеристика речи детей с ОНР.

Коррекция ОНР 3 уровня

Основной, общеупотребительной методики лечения не существует: при каждом конкретном случае тип лечения подбирается дифференциально ввиду различий в развитии речи у разных детей.

При постановке ОНР 3 степени назначаются коррекционные логопедические сеансы. В ходе лечения развиваются навыки формирования связной мысли, производится улучшение качества речи по лексико-грамматическим параметрам, совершенствуется звуковое произношение слов, их слуховое отражение.

При коррекции одновременно проводится подготовка детей с ОНР 3 уровня к изучению грамматических аспектов языка.

Обычно для коррекции состояния достаточно регулярных занятий у логопеда, но для осложненных случаев нарушений речи предусматривается обучение в специализированных дошкольных и школьных учебных заведениях. Срок обучения для детей с ОНР 3 уровня составляет 2 года. Коррекция более эффективна в раннем возрасте (около 4 или 5 лет) — именно в этом возрасте происходит зачисление в такие учебные заведения.

В общем случае оснований для непременного зачисления ребенка с ОНР 3 уровня специализированную школу нет. Отличается такой ребенок повышенной рассеянностью внимания, а также концентрации.

Профилактические меры, прогноз коррекции ОНР

ОНР 3 уровня гораздо лучше поддается лечению чем ОНР 2 степени. При этом процесс улучшения навыков устной речи является длительным и сложным, так как связан с изменением речевых привычек, расширением словарного аппарата, формированием правильного произношения сложных слов.

Профилактические меры направлены на снижение влияния неблагоприятных факторов. Для гармоничного развития речи важно:

  • уделять достаточное внимание развитию навыков коммуникации;
  • снизить вероятность возникновения инфекционных заболеваний в детстве;
  • не допускать получения черепно-мозговых травм;
  • стимулировать речевую активность с младенчества.

Особенно важно придерживаться такого режима во время коррекции ОНР и после нее, потому что это необходимо для поддержания эффекта с формированием привычки.

ОНР 3 степени хорошо поддается терапии, так как данный вид отклонения не является критичным. Дети могут выражать свои мысли относительно свободно, несмотря на упрощенность речевого отражения и появление некоторых ошибок грамматического, лексического или звукового характера при повествовании.

Обязательное обучение в специализированной школе при таком нарушении не требуется – достаточно правильно организовать распорядок дня ребенка, придерживаться рекомендаций врача-логопеда, при необходимости регулярно посещать общие сеансы коррекции.

на Анастасию Х.

Дата рождения 06.03.2007год

Возраст: 5 лет

Настя поступила в среднюю группу МДОАУ №95 г. Белогорска в возрасте 4-х лет.

Речевая среда. Процесс воспитания Насти идет под контролем родителей, они интересуются проблемами своего ребёнка, консультируются с педагогическим составом, следуют рекомендациям специалистов. У мамы нарушение темпа и ритма речи – заикание. У Насти раннее психомоторное развитие протекало с задержкой.

Состояние мелкой моторики . У девочки мелкая моторика рук развита достаточно; ведущая рука – правая; пробы Хеда выполняет выборочно; навыками самообслуживания владеет, испытывает небольшие трудности при овладении графическими навыками (при закрашивании рисунков выходит за контур).

Состояние общей моторики . Отмечается задержанная переключаемость движений, Настя испытывает небольшие трудности при имитации движений; мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках; замен движений и синкенезий не наблюдается.

Состояние и подвижность артикуляционного аппарата . Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий, прикус правильный. Наблюдаются незначительные гиперкинезы языка, страдает объем, точность выполняемых движений; движения языка замедлены, с затруднениями, Настя не может длительно удерживать положение органов артикуляции; переключаемость движений нарушена, тонус низкий; при выполнении артикуляционных упражнений мышцы языка слабые. Речевая моторика развита недостаточно.

Общее звучание речи. У Насти речь маловыразительная, невнятная, неразборчивая, малопонятная для окружающих; голос слабо-модулированный, тихий; дыхание свободное; темп и ритм речи в пределах нормы.

Понимание речи. Настя речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта; выполняет задания по словесным инструкциям (Пример: «Покажи где кошка? Где собака?»).

Звукопроизношение . Настя изолированно произносит правильно следующие группы звуков: губно-губные (Б – Б", П - П", М – М"); губно-зубные (В – В", Ф – Ф"); язычно-зубные (Д – Д", Т – Т", Н – Н"); язычно – нёбные (Г –Г", К – К", Х –Х"); гласные (А, О, У, И, Ы); йотированные (Я, Ю, Ё, Е), но при увеличении речевой нагрузки наблюдается смазанность речи и «проглатывание» звуков.

Фонематические процессы. Фонематический слух недостаточно сформирован; отсутствуют навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Искажена звукослоговая структура слова. Звуковой состав слова Настя воспроизводит приближённо (Пример: голубь – «го»; иди – «ди»). Грубо искажены слова сложной слоговой структуры (Пример: автобус – «ауп»).

Словарный запас. У девочки пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, ограничен обиходно – бытовой тематикой; пассивный словарь преобладает над активным.

Грамматический строй не сформирован.

Связная речь. Наблюдается грубое недоразвитие связной речи; Настя неотчётливо произносит слова; имеет бедный опыт речевого общения.

Координация и ориентировка в пространстве. Настя затрудняется определить правую – левую сторону; зрительно-пространственные представления сформированы недостаточно; правильно определяет части тела.

Дополнительные сведения. У Насти познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно. Она не принимает активное участие в организованной деятельности, так как осознает свой речевой дефект. Реакция на одобрение у девочки положительная, на замечания – может расплакаться. Взаимоотношения со взрослыми сдержанные, но неустойчивые. Настя предпочитает спокойные игры, часто играет одна, любит рисовать, работать с пластилином. Следует отметить, что Настя аккуратна, отзывчива на просьбу взрослого, помогает воспитателю, ранима, быстро утомляется.

Логопедическое заключение. Общее недоразвитие речи (II уровень). Сенсомоторная алалия.

Результаты речевого развития . Динамика речевого развития незначительная, рекомендовано продолжить занятия с логопедом в логопедической группе.

2. избегать интеллектуальных и психологических нагрузок;

3. ребёнок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых;

5. проведение дополнительного обследования с целью определения ребёнка на дальнейшее обучение с учётом его уровня развития;

6. Единство требований к ребёнку воспитателя, логопеда, психолога и родителей.

МП Учитель – логопед МДОАУ №95

Востокова Надежда Николаевна

_____________

(подпись)