13.03.2019

Экологический проект «Лекарственные растения в детском саду. Краткосрочный проект на тему "лекарственная кладовая краснодарского края"


Введение:

Место проведения исследования: территория, прилегающая к ДОО

Сроки выполнения проекта: июнь - июль

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Участники проекта: дети 5-6 лет, родители, педагоги, медсестра.

Задачи:

Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.

Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Методы исследования:

Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;

Наглядные: театральное представление, тактильно-мышечная наглядность;

Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкции;

Слушание музыки.

Актуальность: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения которые произрастают на территории, прилегающей к ДОО.

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

I этап.

1. Беседа «Лекарственные растения ».

Цель: выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой. (презентация)

2. Игра «Съедобное - Несъедобное»

Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

3. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха) .

Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.

4. Чтение литературных произведений:

Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.

Чтение А. Онегова «Тропинка полевая»,

Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

Н. Павловой «Загадки цветов»,

А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.

Заучивание загадок и стихов о растениях.

5. Опыты и исследовательно - поисковая деятельность:

1. «На участке ищем полезные растения»

2. «Где лучше посадить растения? »

3. «Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)

Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

6. Консультация медсестры для родителей «Народная медицина»

II этап

1. Наблюдение «Наш верный друг - чистотел»

Цели: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением - чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

2. Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение) : «Я-подорожник… », «Я-ромашка… », «Я-крапива… »

3. Дидактическая игра «Вершки корешки»

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.

Укроп - листья и молодые стрелки

Одуванчик - листья, корень

Календула - цветы и семена

Ромашка - цветы

Мелисса - листья

Зверобой - цветы, листья

Мать - и - мачеха - листья

Пастушья сумка - цветы

Мята - листья

Щавель - листья, стебель, молодые стрелки

Лопух - листья и корни

4. Экскурсия на поляну.

Цели: познакомить детей с природным окружением нашего посёлка, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем посёлке, познакомить с тем какие лекарственные растения растут на поляне (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.) . Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

5. Занятия по ИЗО деятельности:

- «На лугу» - рисование.

Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления от экскурсии в сквер.

- «Одуванчик» - объёмная аппликация.

Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

- «Наш друг - подорожник» - рисование.

Цель: учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.

6. Занятие «В гостях у Доктора Айболита»

Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

6. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы, лука».

7. Слушание музыки:

Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.

1. Ю. Антонов «Не рвите цветы»

2. В. Моцарт «Цветы»

3. П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»

4. Ю. Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа»

5. М. Протасов «Одуванчики»

III этап

1. Занятие «Лесная аптека на службе человека»

Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях нашей станицы, закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение? », «От какого растения часть».

Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

4. Создание «Именной книги»

Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками.

5. Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав» (дети, родители) .

6. «Письма нашим друзьям» (родители вместе с детьми пишут письма лекарственным растениям) .

7. Беседа за круглым столом «Самый полезный чай! » и дегустация лекарственных растительных чаёв (из опыта родителей)

8. Презентация для педагогов «Применение лекарственных растений в оздоровлении детей», «Мой педагогический опыт по реализации проекта «Лекарственные растения» (педсовет) .

9. Подведение итогов реализации проекта.

ГБС(К)ОУ с. М.Толкай

Выполнила:

Лыскина Ирина

Руководитель:

Воспитатель

Филиппова Т.В.

2013-2014уч. год

Тема работы: «Лекарственные растения Самарской области».

Обоснование проблемы: не все люди положительно относятся к рецептам народной медицины, считая их устаревшими и неэффективными для лечения различных заболеваний.

Актуальность проблемы: возможность лечения многих заболеваний травами, известными человеку с давних пор, совершенно бесплатно.

Цель работы:

Изучение лекарственных растений, растущих в нашей местности, и их использование при лечении различных заболеваний.

Задачи работы:

  • изучить научно-популярную литературу по данной проблеме;
  • определить места произрастания лекарственных растений;
  • провести опрос для того, чтобы выявить, используется ли «народная медицина» в настоящее время;
  • воспитывать бережное отношение к запасам природной кладовой.
  • расширить общий кругозор сверстников, развить их познавательную активность;
  • воспитывать активную жизненную позицию и ответственное отношение к своему здоровью.

Область исследования: экология, здоровый образ жизни.

В работе используется: самостоятельный поиск учащимися информации; индивидуальная работа учащихся по проведению анкетирования учащихся и педагогов школы; обсуждение полученной информации в рамках круглого стола и групповая работа по созданию презентации.

Введение………………………………………………………………..…….....4

Обзор литературы………………………………………………………… 5

1. Основная часть……………………………………………………6 – 13

1.1. Выполнение работы

1.2. Из чего состоят лекарственные травы?

1.3. Лекарственные растения нашей местности

различных заболеваний

1.4.2. Мнение работающих в школе

2. Результаты анкетирования

Заключение……………………………………………………………………..15

Список использованной литературы……………………………….16

Приложение…………………………………………………………………….17

Введение.

Много трав растёт полезных

На земле родной.

Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарство.

Человек всегда стремился укреплять свое здоровье. Когда человек здоров, у него хорошее настроение, высокая работоспособность. Здоровый человек полон сил, молодости и радости жизни.

Если хочешь прожить долгую, здоровую жизнь, надо принимать меры к сохранению своего здоровья заблаговременно. Не дожидаясь, когда заболеешь. Наши предки всегда жили в ладу с природой. Природа была для них Матерью, которая кормила, одевала, лечила. От многих болезней умели они лечиться травами, бережно собирая их и храня.

Фитотерапия – лечение лекарственными и пищевыми растениями – составляет часть древней и современной медицины. Она требует бережного отношения к целебным растениям. Ещё совсем недавно многие думали, что запасы лекарственных растений у нас неисчерпаемы. Наша природа действительно щедра своими дарами. С каждым годом в результате хищнического истребления дикорастущих лекарственных трав скудеют запасы природной кладовой. Известная хранительница опыта и знаний предшествующих поколений о целебности растений Ф.А. Геммерман писала: «Народная медицина исчезает, а с ней исчезает и многовековой народный опыт, нигде не записанный, устный, хранящий немало сокровищ».

Практическая значимость работы в том, что изучение лекарственных растений поможет обеспечить профилактику различных заболеваний, обогатить домашнюю аптеку каждого человека.

Объект исследования – лекарственные растения, произрастающие в Самарской области.

Предмет исследования – лечебные свойства лекарственных растений.

Обзор литературы

В ходе работы мной была изучена литература о лекарственных растениях и их использовании для профилактики и лечения различных заболеваний. В процессе работы по данной теме я обнаружила много литературных источников. Самой значимой я считаю книгу «Растения в медицине» Б.Г.Волынского и других авторов, а также книги: В.Ф. Сотник «Кладовая природы», В.С.Лихарев «Удивительное на грядке».

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из лесу, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения».

Многие полезные растения люди используют недостаточно, а иногда и вообще не знают о них. Но книги о лекарственных растениях не следует рассматривать как самолечебник. В любом случае диагноз заболевания ставит врач, поэтому перед применением рекомендованных рецептов следует с ним посоветоваться, лучше, если это будет квалифицированный фитотерапевт .

Природу по праву можно считать зелёной аптекой. Лечение целебными травами имеет давние традиции. От истоков медицины и до наших дней люди использовали множество разнообразных методов и средств лечения. При сборе лекарственного сырья нужно заботиться об охране лекарственных растений. Нельзя собирать растения вдоль дорог, вблизи сельскохозяйственных предприятий, машинно-тракторных мастерских. Отправляясь за растениями, срезайте только ту часть, которая богата целебными веществами.

1. Основная часть.

1.1. Выполнение работы:

Первоначальный этап в моей исследовательской деятельности –ознакомление с научно-литературными источниками, содержащими информацию об использовании лекарственных трав для лечения различных заболеваний; второй этап – мы с воспитателем сходили на экскурсию, по окрестностям с.М.Толкай, обратились за консультацией к школьной медсестре, третий этап – обработка собранного материала. Во время экскурсии я встретила лекарственные растения: тысячелистник, подорожник, крапиву, ромашку и многие другие растения. Мне очень интересно было узнать при лечении каких заболеваний используют данные растения. Посетив библиотеку, прочитав книги о лекарственных растениях, я узнала, что многие растения из тех, что я встретила во время экскурсий, используются при лечении различных заболеваний.

Оборудование: научно-литературные источники, фотоаппарат, компьютер.

Гипотеза : если знать лекарственные свойства трав, растущих в окрестностях нашего села, уметь ими пользоваться, скольких болезней мы сможем избежать, не превратив их в хронические.

1.2. Из чего состоят лекарственные травы?

Изучив научно-популярную литературу, я узнала, что лекарственными называются такие растения, которые, действуя на организм больного человека или животного, блокируют развитие болезни, способствуют ликвидации причин ее возникновения и приводят в норму нарушенную функциональную деятельность отдельных органов, систем или организма в целом. Такое положительное действие обусловливается содержанием в них различных биологически активных веществ. Эти вещества в растениях содержатся в очень небольших количествах. Они обладают весьма сильными специфическими свойствами. Поэтому их целебный эффект наблюдается только при строго определенных, обычно очень малых дозах, выше которых препарат становится ядом, вызывающим тяжелые отравления.

По характеру действия лекарственные растения делятся на различные группы: антисептические, болеутоляющие, вяжущие, желчегонные, кровоостанавливающие, мочегонные, отхаркивающие, желудочно-кишечного, сердечно-сосудистого действия, слабительные, успокаивающие и т.д.

Мне было очень интересно узнать о том, что лекарственные растения содержат в себе многие биологические активные вещества, которые представляют собой различные химические соединения .

  • Дубильные вещества .

Встречаются почти во всех растениях. В медицинской практике применяются как вяжущие и противовоспалительные средства при желудочно-кишечных заболеваниях, для полоскания горла, при воспалительных процессах.

  • Эфирные масла – разнородные летучие вещества, образующиеся в определенных органах растений, обладающие специфическим, часто приятным запахом, употребляются при лечении болезней горла.
  • Витамины – группа органических соединений разнообразного химического строения, выполняющие важнейшие функции в живых организмах. Наиболее важны из них витамины групп: А, В, С, группы Д, витамин Е, группы К, РР и т. д.

1.3. Лекарственные растения нашей местности

Совершив экскурсию по окрестностям села М.Толкай, я узнала, что многие лекарственные растения являются сорняками, которые растут везде: у дорог, во дворах домов, вдоль реки, на открытой местности, т. е. прямо «под ногами». Я насчитала более 30 различных видов трав и растений, которые обладают лечебной силой. Нужно только знать, каким образом они могут помочь нам, и уметь правильно собрать и заготовить их.

Сегодня я представлю некоторые виды лекарственных растений и их действие на организм человека.

Крапива - один из самых распространённых сорняков. Она встречается на сухих и на влажных местах, около домов, по обочинам дорог. Стебель и листья растения усажены жгучими волосками, которые ранят кожу. Заготавливают только листья крапивы без цветков и стеблей. Листья крапивы богаты витаминами С и К и каротином. Используют в виде настоев как кровоостанавливающее средство при внутренних кровотечениях. В европейской медицине препараты из крапивы применяют при анемии, атеросклерозе, болезнях печени, почек, мочевого пузыря, кожных болезнях.

Ромашка не только один из любимых полевых цветов, символ России, это ещё и лекарственное растение. Она растёт по лугам, сорным местам, пустырям. У ромашки собирают корзиночки цветков до того, как они начинают осыпаться. Народные лекари говорят: «У кого в горле болит, возьми стакан молока, стакан воды, щепотку ромашки и ложечку липового мёда, смешай всё, вскипяти, процеди, остуди и пей вместо чая». Ромашку используют при флюсах, зубной боли, для промывания гнойных ран, нарывов, как примочку для глаз. Делают ванны при ревматических болях и от золотухи. Ею моют волосы, чтобы был красивый золотистый цвет, и используют в косметологии.

Календула – эти ярко-жёлтые цветы часто разводят в садах и палисадниках. Цветёт всё лето до поздней осени. Хотя химический состав ноготков (другое название календулы) изучен ещё недостаточно, растение с давних пор используют в народной медицине. Спиртовой раствор календулы обладает противовоспалительным действием. Используют при ожогах (1 ч. л настойки на ½ стакана воды), для полоскания горла при ангине, при кожных заболеваниях. Кроме того, календулу применяют при гастритах, язве желудка и заболевании печени.

Одуванчик - старое лекарственное средство. В народной медицине его считали «жизненным эликсиром», кровоочищающим средством, которое хорошо влияет на пищеварение, помогает от бессонницы и от желтухи. Для лекарственных целей заготавливают его корни, а листья одуванчика полезно класть в первые летние салаты, т. к. они содержат много витаминов..

Подорожник - многолетнее травянистое растение. Народные названия «попутник», «порезник», «чирьевая трава» указывают на его применение. Свежие листья подорожника используют как ранозаживляющее средство при порезах, укусах насекомых, ушибах, а высушенные – в составе сбора при язвенной болезни. В народной медицине настой из листьев подорожника издавна применяется в качестве отхаркивающего средства при болезнях лёгких и бронхов. В последнее время начали применять и семена подорожника как лёгкое слабительное средство (по 1-2 столовые ложки) и при хронических поносах и дизентерии (1г. 4 раза в день).

Пижма обыкновенная или «дикая рябинка» - растение с сильным характерным запахом. Ещё в старые времена использовалось как противоглистное средство. Кроме того, оказывает благоприятное действие при лечении печени, желчного пузыря и при острых кишечных заболеваниях. Собирают и сушат цветки пижмы.

Тысячелистник - растение богато витамином К и обладает кровоостанавливающим действием. Заготавливают траву во время цветения. В народной медицине настой тысячелистника пьют при женских болезнях, для остановки кровотечения при порезах, при зубной болезни и для увеличения молока у кормящих матерей. Также его настой применяют при желудочно-кишечных болезнях и гастритах. Для приготовления настоя 15г. травы измельчают и заливают 200мл воды, кипятят 15 мин, настаивают 45 мин и пьют по 1 ст. ложке 3-4 раза в день.

Чистотел - наши бабушки хорошо знают это растение как средство от бородавок и мозолей. Само название как бы говорит, что если вы будете пользоваться этим растением, у вас будет «чистое тело». Эта трава обладает болеутоляющим действием и даже излечивает от чешуйчатого лишая, рака и туберкулёза кожи. Иногда чистотел рекомендуют при астме. Настой чистотела назначают при заболеваниях печени и желчного пузыря.

Полынь - считается самым горьким растением; её горечь даже вошла в поговорку «горька, как полынь». Полыни приписывают самое разнообразное действие. На Руси в 17 веке полынь использовали как ранозаживляющее и очищающее гноящиеся раны средство. Соком растения пропитывали платки и прикладывали их к гноящимся ранам. В народной медицине употребляют полынь при лихорадке и против глистов. Корни растения помогают при эпилепсии и колитах. При кожных заболеваниях принимают ванны с полынью.

Итак, подведу небольшой итог: антисептическими, ранозаживляющим, кровоостанавливающими свойствами обладают подорожник, крапива, тысячелистник. Применяется при заболеваниях печени следующие травы: крапива, одуванчик, чистотел. Почки и мочевой пузырь лечим крапивой, а органы дыхания подорожником. Желудочно-кишечные проблемы решат крапива, одуванчик, подорожник, тысячелистник, чистотел. От ревматизма спасут крапива и чистотел. Одуванчик оказывает желчегонное действие, а пижма – глистогонное. При заболеваниях сердечно – сосудистой системы используйте одуванчик и подорожник. Туберкулёз лечат чистотелом, подорожником и одуванчиком. Вот такие волшебные средства растут у нас под ногами.

1.4. Использование лекарственных растений при лечении

Различных заболеваний жителями с. М.Толкай

В ходе работы по данной теме я узнала, что в нашей школе многие взрослые используют лекарственные растения для лечения различных заболеваний. Мне было интересно узнать мнение по данному вопросу специалистов-медиков, и сотрудников нашей школы. Поэтому я обратилась за консультацией к школьным медицинским работникам, и работникам нашей школы, которые используют лекарственные травы при лечении простудных заболеваний.

1.4.1. Мнение медицинских работников

К. Н.Н.

С октября по январь нами было пролечено 35 детей, которым был поставлен диагноз ОРЗ. Наряду с синтетическими медицинскими препаратами применялись народные средства, в виде сборов лекарственных трав. В состав сборов входили травы: мать-и-мачеха, чабрец, липовый цвет, душица и др.

В ходе лечения состояние больных улучшалось. Лечение лекарственными травами применяется не только в острый период, но и в период восстановления, что улучшает защитные силы организма и повышает иммунитет.

Я. Н.Н.

Фитотерапия, т.е. лечение лекарственными растениями в наше время привлекает большое внимание врачей самых различных специальностей. Преимуществом лечения растениями является то, что они, как правило, не приносят вреда. Лечение препаратами растительного происхождения всегда длительное – не менее 2 - 4 недель, но результат от лечения всегда положительный.

1.4.2. Мнение сотрудников школы

В своей жизни очень часто пользуюсь лекарственными травами, которые растут вблизи деревни. Особенно часто стала их использовать после выхода на пенсию. Лекарства дорогие, пенсия маленькая, вот и вспомнила бабушкино средство от разных недугов. А еще я люблю выпить чай с мятой, душицей и другими травами после баньки, силы прибавляются, чувствую себя намного лучше.

П.В.И.

Изучением и сбором трав начала заниматься с 20 лет, с того момента как сильно заболели почки. Приняла сотню уколов, но улучшение не наступало. При помощи лекарственных трав вылечила почки, избежав операции. Вот с тех пор и собираю травы. Лечусь ими сама (все настои готовлю строго по рецептам и консультируюсь с медицинскими работниками), лечу детей, внуков. Своими рецептами и запасами трав делюсь с другими людьми.

Изучение лекарственных трав – это занятие очень интересное, особенно если человек любит природу и хочет приносить пользу другим людям

С нетерпением жду наступления лета, чтобы вновь пополнить запасы трав.

2. Результаты анкетирования среди работников школы

С. М. Толкай

Результаты опроса, проведенного среди коллектива школы, показали, что многие знают о лечебных свойствах растений, но очень мало при этом используют их для лечения и профилактики здоровья. Из 50 респондентов только 17 человек применяют лекарственные травы регулярно, 20 человек применяют их изредка, в основном, для лечения простуды, остальные 13 вообще не пользуются травами. Из 50 человек только 30 знают, как собирать и заготавливать травы, другие покупают их в аптеке. (анкета в приложении)

1. Используете ли вы лекарственные травы?


Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.




Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования. Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы - описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.




Исследовательские: опыты, вопросы проблемно - поискового характера, наблюдения; наглядные: тактильно – мышечная наглядность; словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкции; слушание музыки.






1. Наблюдение « Наш верный друг – подорожник » Орожник » 2. Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): « Я - подорожник …», « Я - ромашка …», « Я - крапива …» 3. Дидактическая игра « Вершки корешки », « Собери картинку " 4. Экскурсия по территории детского сада.




1. Занятие « Лесная аптека на службе человека » 2. Проведение дидактических игр « Что лечит это растение?», « От какого растения часть ». 3. Собран гербарий из лекарственных растений 4. Создание « Паспорт лекарственных растений » 5. Проведение КВН « Знатоки лекарственных трав » 6. Подведение итогов реализации проекта 7. « Мой педагогический опыт по реализации проекта « Лекарственные растения » (педсовет). Подведение итогов реализации проекта.




Кол - во детей Имеет представление о лекарственных растени-ях, умеет различать и называть их Знает простейшие способы использования некоторых растений для лечения человека Знает названия и различает комнатные растения Охотно выпол-няет поруче-ния по уходу за расте-ниями, помогает при пересад-ке Проявля- ет чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья Май 1824% 30%48%10% Август 1888%76%87%96%80% Диагностика уровня развития детей в рамках проекта


Вот так постепенно в процессе работы мы старались воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях. Родителями совместно с детьми был оформлен « Паспорт лекарственных растений ». В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 8. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Решили продолжить работу по данной теме в течении учебного года.


1. Зеленые сказки. Т. А. Шорыгина Москва Прометей Книголюб Цветы. Какие они? Т. А. Шорыгина. Серия « путешествие в мир природы. Развитие речи ». Москва Система экологического воспитания в ДОУ, О. Ф. Горбатенко Волгоград изд. « Учитель », Изобразительная деятельность в детском саду, И. А. Лыкова Москва изд. « КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА », Зеленая тропинка. А. А. Плешаков Москва « Просвещение » Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т. М. Бондаренко Воронеж. ТЦ « Учитель » Добро пожаловать в экологию, О. А. Воронкевич С.- Пб. « ДЕТСТВО – ПРЕСС » 2008

Проект

«Лекарственные травы родного края»

Выполнили обучающиеся 4 –х классов

Руководитель: Сотникова А.Ф.

Цели проекта: создание условий для ознакомления детей с миром лекарственных растений Воронежской области, сформировать представления о значении растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

1.Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования.

2. Познакомить с разнообразием целебных растений, с правилами их сбора и хранения.

3. Пополнить словарный запас, расширить знания о лекарственных растениях.

4 . Воспитывать бережное отношение к природе.

Проблемные вопросы:

    Может ли измениться жизнь человека с исчезновением лекарственных растений?

    Что необходимо предпринять, чтобы остановить процесс исчезновения растений?

    Какую роль играют растения в природе и жизни людей?

    Какую пользу приносят лекарственные растения?

    Какими народными рецептами вы пользуетесь, когда болеете?

Прогнозируемый результат:

    Знать какие лекарственные растения растут в нашем крае.

    Где используются лекарственные растения.

Актуальность

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов.

Сохранились исторические сведения о том, что лекарственные свойства растений использовались еще три тысячи лет назад в Китае и Египте.

В последнее время люди так увлеклись сбором таких растений, что они стали исчезать, некоторые занесены в Красную книгу. Лекарственные растения необходимо охранять!

2. Мир лекарственных растений Воронежской области

Наш край богат лекарственными растениями. Лекарственные растения содержат в себе действующие вещества, которые влияют на наш организм.

С некоторыми из них мы вас сейчас познакомим.

Ромашка лекарственная

Русское название ромашка появилось в 18 в.

В русской народной медицине настой цветочных корзинок используют в виде настоя при гастритах, при заболевании печени, почек, при простудных заболеваниях, нервной системы, при бессоннице.

Ромашку лекарственную необходимо употреблять только по назначению врача.

Одуванчик

В пределах нашей страны описано 208 видов одуванчиков.

В русской народной медицине одуванчик считался «жизненным эликсиром» используется для улучшения пищеварения, успокаивающее средство, полезен при желтухе, бессоннице.

Подорожник

Давно было замечено: натрет ли человек неудобной обувью ногу, поранит ли руку, обожжется ли искрой костра, - стоит только к больному месту приложить чистый молодой листок подорожника, как боль затихает, ранка начинает быстро заживать. Именно поэтому на Руси подорожник называют «поранником», или «чирьевой травой».

Растение постоянно сопутствует человеку. Индейцы Америки называли его «следом белого человека», так как прижатые к поверхности листья напоминают след ноги.

Препараты из листьев применяют при гастритах, остро-кишечных заболеваниях.

Сок свежесобранных листьев подорожника оказывает положительное влияние на заживление ран.

Клевер

Клевер – это всем известное луговое растение.

О нем часто упоминают в сказках и байках.

Клевер красиво цветет - яркими, малиновыми шишечками. Но этот небольшой милый цветок обладает колоссальной силой и пользой. Об этом знали еще сотни лет тому назад, и по сей день клевер входит в состав многих лечебных травяных сборов. Клевер даже сравнивают с женьшенем, настолько хорошо он помогает.

Красный клевер - это древнейшее лекарство против онкологических заболеваний. Для лечения применяют стебли, листья, корни и цветки.

Крапива двудомная

Крапива – древнейшее лекарственное растение. Используется при ревматизме и лихорадки, также крапива хорошо останавливает кровь.

Сок крапивы применяется при камнях в печени, почках, болезни легких. В этом растении содержатся витамины С, К, каротин.

В народной медицине настои из крапивы применяют при кожных болезнях, для полоскания горла при ангине, используются как средство укрепления волос.

Мать и мачеха

Ярко-жёлтый цветок неказистый:

Сверху листьев холодная гладь,

Снизу – ласковый слой бархатистый,

Словно тронет приветливо мать.

Целебные свойства

мать-и-мачехи ценились еще в народной медицине Древней Греции.

В переводе с латинского языка её родовое название читается как «прогоняющая кашель». И действительно, наибольшую популярность во все времена завоевали рецепты с применением растения для лечения всех видов кашля, начиная от хронического бронхита курильщика и заканчивая простудой. Особенное распространение мать-и-мачеха нашла в грудных сборах.

Чистотел

В народной медицине чистотел, как лекарственную траву применяют как внутренне, так и наружно. На основе чистотела готовят отвары, настои, мази, настойки.

Чистотел обладает противовоспалительным свойством.

Чистотел обладает мочегонными и желчегонными свойствами.

Обладает чистотел болеутоляющим лечебным свойством.

Трава чистотел излечивает чесотку, заживляет раны, ушибы, чистотел применяют для удаления мозолей.

Чистотел обладает антибактериальными, противогрибковыми, противовирусными свойствами.

Тысячелистник

Растение хорошо известно народным целителям своими лекарственными свойствами. Тысячелистник – цветок неприхотливый, он является прародителем многих декоративных сортов для сада, отличающихся яркими красками и выносливостью.

Тысячелистник обладает антибактериальным и противовоспалительным свойствами. Растение оказывает положительное действие на внутренние органы человека.

Тысячелистник применяют в качестве ранозаживляющего, бактерицидного и антиаллергического средства.

Настой растения используют для повышения свертываемости крови и уменьшения риска образование тромбов. Также тысячелистник помогает при ожогах. Кроме того, растение способно сделать реже частоту сердечных сокращений.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растенья

Те, что для людей полезны, -

И отступят все болезни!

Памятка по сбору лекарственных трав:

    Что собирать? Нужно точно знать растение, и какие части его собирать.

    Когда собирать? Лекарственные растения обладают лечебной силой в определенные месяцы.

    Как собирать? Заранее запастись всем необходимым.

    Где собирать? Нельзя собирать у дорог, городских свалок, в местах обработанных ядохимикатами и там, где растений мало.

    Собирая, сохраняйте. Берите ровно столько, сколько нужно и правильно сушите.

Правила правильного сбора лекарственных растений.

    Нельзя срывать растения для букетов.

    Собирать лекарственные растения можно в тех местах, где их много.

    Собирая лекарственные растения, нужно обязательно часть их оставлять в природе, чтобы они размножались.

    Есть редкие растения, их рвать совсем нельзя.

    Нужно знать, какие части растений имеют лечебное значение.

Лечебные травы крайне важно не только правильно высушить, но и правильно хранить, соблюдая все условия и сроки.
Целебные свойства трав теряются со временем и при неправильном обращении.

Правила хранения лекарственных трав:

    Нельзя хранить разные травы вместе, каждому виду должно быть уделено отдельное место.

    Отдельно необходимо хранить и отдельные части одного растения (листья, цветки, корни и т.п.), поскольку они имеют разные сроки хранения.

    Самые идеальные для хранения трав считаются картонные коробки, деревянные ящики, корзинки, полотняные мешочки или бумажные пакетики, поскольку они пропускают воздух.

    Периодически травы необходимо проверять, осматривать, перебирать. Если вы обнаружили плесень, то запасы надо выбросить, толку от них уже не будет.

    Обязательно подписывайте растения. На любой таре необходимо указать название растения, а также дату сбора или покупки.

Травы сохраняют целебные свойства в среднем до 2 лет,

плоды - до 3 лет, кора и корни - до 5 лет.

В ходе работы над проектом научились различать, узнавать растения по внешним признакам, познакомились с их лекарственным значением, правилами сбора и хранения, выявили меры по сохранению лекарственных растений в природе.

Работа помогла понять, что растения являются частью природы и люди должны бережно относиться к ней.

Берегите природу! Будте здоровы!

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, формирование представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Участники проекта: дети, родители, педагоги, медсестра.

Задачи: расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.

Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад комбинированного вида №6 «Колосок»

Муниципального образования

Староминский район

Детский экологический проект:

«Лекарственные растения»

Проект разработан:

Педагогом Глушко Е.Ф.

ст.Староминская

2012 г

Введение:

Место проведения исследования: территория муниципального бюджетного образовательного учреждения -детского сада комбинированного вида №6 «Колосок» станица Староминская.

Сроки выполнения проекта: май-август

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Участники проекта: дети, родители, педагоги, медсестра.

Задачи: расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.

Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Методы исследования:

  1. Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
  2. наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
  3. словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкции;
  4. слушание музыки.

Актуальность: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения которые произрастают на фитоогороде ДОУ, вырастить полезные растения, которые принесут пользу, будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено,что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

I этап.

1. Беседа « Лекарственные растения ».

Цель : выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой. (презентация)

2. Игра «Съедобное - Несъедобное»

Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению,). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

3. Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха).

Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.

4. Чтение литературных произведений:

  1. Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.
  2. Чтение А.Онегова «Тропинка полевая»,
  3. Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
  4. Н. Павловой «Загадки цветов»,
  5. А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.
  6. Заучивание загадок и стихов о растениях.

5.Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

  1. «На участке ищем полезные растения»
  2. «Где лучше посадить растения?»
  3. «Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)

Цель : развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

6.Консультация медсестры для родителей «Народная медицина»

II этап

1. Наблюдение «Наш верный друг – чистотел»

Цели: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением - чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

2.Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

3.Дидактическая игра «Вершки корешки»

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.

Укроп - листья и молодые стрелки

Одуванчик – листья, корень

Календула – цветы и семена

Ромашка – цветы

Мелисса – листья

Зверобой – цветы,листья

Мать - и - мачеха – листья

Пастушья сумка – цветы

Мята – листья

Щавель – листья, стебель, молодые стрелки

Лопух – листья и корни

4. Экскурсия в сквер.

Цели: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в парке (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

5.Занятия по ИЗО деятельности:

- «На лугу» - рисование.
Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления от экскурсии в сквер.

- «Одуванчик» - объёмная аппликация.
Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

- «Наш друг – подорожник» - рисование.
Цель: учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.

6.Занятие «В гостях у Доктора Айболита»

Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

6. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы, лука».

7. Слушание музыки:

Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.

1.Ю. Антонов « Не рвите цветы»

2. В. Моцарт «Цветы»

3. П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»

4. Ю.Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа»

5. М. Протасов «Одуванчики»

III этап

1.Занятие «Лесная аптека на службе человека»

Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях нашей станицы, закреплять знания о пользе и применении лекарственных растений, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

2. Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «От какого растения часть».

Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

3.Выпуск плаката «Зеленая аптека» с рекомендациями по применению лекарственных растений (родители вместе с детьми).

4. Создание « Именной книги»

Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками.

5. Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав» (дети, родители).

6. «Письма нашим друзьям» (родители вместе с детьми пишут письма лекарственным растениям).

7. Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных чаёв (из опыта родителей)

8. Презентация для педагогов «Применение лекарственных растений в оздоровлении детей», «Мой педагогический опыт по реализации проекта «Лекарственные растения» (педсовет).

9. Подведение итогов реализации проекта.

Была проведена диагностика уровня развития детей в рамках проекта

Кол - во

детей

Имеет пред-ставле-

ние о лекарст-венных растени-ях, умеет разли-чать и называть их

Знает простей- шие способы использования некото-

рых растений для лечения человека

Знает названия и различа-

ет ком-натные растения

Охотно выпол-няет поруче-ния по уходу за расте-ниями, помогает при пересад-ке

Проявля- ет чувство ответст-венности за сохране -ние и укрепле- ние своего здоровья

Охотно участву-ет в коллек-тивной деятель -ности по проекту

Стремить-ся к самос-тоятель -ному разреше-нию постав- ленной пробле-мы

Начало года

Конец года

100%

Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают нас и в помещении и на улице. Мы решили продолжить работу с детьми по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений), вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.

Вывод:

Вот так постепенно в процессе работы я стараюсь воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашей станицы. Родителями совместно с детьми был оформлена книга по лекарственным растениям. Книга иллюстрирована детскими рисунками.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Список использованной литературы