05.04.2023

Метод организации и практического осуществления медицинской сестрой. Метод организации и практического осуществления медсестрой своих обязанностей по обслуживанию пациента – это. Оценка сестринского процесса позволяет определить


Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    презентация , добавлен 24.12.2014

    Питание инфекционных больных. Принципы текущей и заключительной дезинфекции. Основные препараты, используемые для дезинфекции, дезинсекции и стерилизации. Теории о механизме передачи возбудителей инфекционных болезней. Классификация инфекционных болезней.

    контрольная работа , добавлен 17.12.2010

    Механизм передачи возбудителей инфекционных болезней. Локализация возбудителя в организме человека. Схема инфекционных болезней, сопровождающихся поражениями кожи. Дифференциальная диагностика экзантем и энантем. Классификация инфекционных болезней.

    реферат , добавлен 01.10.2014

    Общие положения комплексного лечения и основные факторы, влияющие на его практическую эффективность. Подходы к лечению инфекционных больных, используемые методы и приемы, лекарственные средства и формы. Виды сывороток: антитоксические и противомикробные.

    презентация , добавлен 11.03.2015

    Научная основа, теория и основные этапы сестринского процесса. Четыре модели сестринского ухода. Функциональный сестринский уход. Бригадная форма сестринского обслуживания. Полный сестринский и узкоспециализированный уход (при конкретном заболевании).

    контрольная работа , добавлен 19.05.2010

    Строение кожи, ее основные функции. Классификация ожогов, определение площади поражения. Первая помощь при ожогах. Сестринский процесс в условиях ЛПУ. Роль медицинской сестры в обследовании пациентов с термическими ожогами. Особенности сестринского ухода.

    реферат , добавлен 25.03.2017

    Клещевой энцефалит: понятие и клиническая картина, предпосылки развития, этиология и патогенез, эпидимиелогия и существующие формы. Диагностика и лечение данного заболевания, подходы к его профилактике. Уход за больными при инфекционных заболеваниях.

    курсовая работа , добавлен 05.10.2016

Министерство здравоохранения Челябинской области

ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»

СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНА

зам.директора по УР: на ЦМК «Сестринского дела»

Севостьянова И. А. протокол___ ______Евсеева И.Л.

«___»_____________ 20___ г. «____»_________________20___г.

Опорный конспект лекции

Тема: «Сестринский процесс»

ПМ 04 (07) «Выполнение работ по профессии

младшая медицинская сестра по уходу за больными»

МДК. 04. (07) 01. Теория и практика сестринского дела

Специальность:

34. 02. 01 «Сестринское дело»

31. 02. 01 «Лечебное дело»

Курс 1,2

преподаватель

первой квалификационной категории

Сестринский процесс

    Сестринский процесс – метод организации оказания сестринской помощи,

    1 этап – оценка состояния пациента. Заполнение листа первичной оценки

    2 этап – выявление проблем пациента. Определение понятия «проблема». Виды проблем. Проблема, как реакция пациента на болезнь и/или своё состояние. Источники проблем.

    3 этап – постановка целей сестринских вмешательств. Виды

    целей и ожидаемый результат. Требования к формулированию целей. Условия чёткого выполнения вмешательств.

    4 этап – Объём вмешательств – тактика сестры, зависящая от состояния пациента и поставленных целей. Вовлечение пациента в процесс ухода. Протокол плана ухода.

    5 этап – оценка результата. Текущая и итоговая оценка. Эффективность и качество сестринского ухода.

    Особенности сестринского процесса в разных возрастных группах

Понятие сестринский процесс впервые появилось в начале 50-х годов в США. Основоположницей сестринского процесса считается Верджиния Хендерсон.

Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляе­мых на практике медицинской сестрой своих обязанностей по оказа­нию помощи пациентам. Сестринский процесс несет новое понимание ро­ли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относится к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с лично­стью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники».

Цели сестринского процесса:

    определяет конкретные потребности пациента в уходе;

    способствует выделению из ряда существующих потребностей приоритетов по уходу и ожидаемых результатов ухода, кроме того, прогно­зирует его последствия;

    определяет план действий медицинской сестры, стратегию, направ­ленную на удовлетворение нужд пациента;

    с его помощью оценивается эффективность проведенной сестрой работы, профессионализм сестринского вмешательства;

    гарантирует качество оказания помощи, которое можно проконтролировать.

Преимущества внедрения методологии сестринского процесса для сестринского образования и практики заключается в следующем: обеспечивается системный и индивидуальный подход к проведению сестринского ухода;

    становится необходимым активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода;

    создается возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности;

    осуществляется эффективное использование времени и ресурсов, которые направлены на решение основных потребностей и проблем паци­ента;

    универсальность метода;

    гарантируется качество предоставляемой помощи и профессиона­лизм медицинской сестры;

    демонстрируется уровень профессиональной компетенции, ответственность и надежность медицинской службы, медицинского обслуживания;

    обеспечивается безопасность проведения медицинского обслуживания.

Сестринский процесс включает в себя пять последовательных этапов:

a. обследование пациента;

b. диагностирование состояния пациента (определение потребностей и вы­
явление проблем);

c. планирование помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей и проблем;

d . выполнение плана сестринских вмешательств;

e. оценка полученных результатов.

Для принятия профессиональных решений и удовлетворения проблем пациента медсестра руководствуется в своих действиях схемой, соответст вующей последовательности этапов сестринского процесса. На всех этапах обязательными условиями для действий медсестры должны быть:

    профессиональная компетентность, навыки наблюдения, общения, анализа и интерпретации данных;

    достаточное время и доверительная обстановка;

    конфиденциальность;

    согласие и участие пациента;

    при необходимости участие других медицинских работников.

1 этап сестринского процесса - обследование пациента.

Текущий процесс сбора и оформления данных о состоянии здоровья пациента.

Обследование пациента

Сбор анамнеза

Физическое обследование

Лабораторное исследование

- история возникновения

Осмотр;

1. общий анализ мочи;

проблемы в здоро-

- измерение АД;

2. общий анализ крови;

вье пациента;

- измерение пульса;

3. биохимическое исследова-

- социологические данные;

- определение дыхания;

ние;

Данные о развитии;

Измерение температуры те-

4. инструментальное иссле-

Данные о культуре;

тела

исследование.

- данные о духовном раз-

- измерение массы и роста.

витии;

Психологические данные.

База данны

х о пациенте (сестринская исто

эия болезни).

Цель - собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о паци енте для того, чтобы создать информационную базу данных о нем, о его со­ стоянии на момент обращения за помощью. Главная роль в обследовании при­ надлежит расспросу. Насколько умело сестра сможет расположить пациента к необходимому разговору, настолько полноценна, будет полученная ею инфор­ мация.

Данные обследования могут носить объективный и субъективный характер. Субъективные симптомы - это ощущения являющиеся отражением объективных изменений в организме. Субъективные данные о состоянии пациента медсестра получает в ходе расспроса.

Объективные данные - это данные, которые получены в результате наблюде ния и обследований, проводимых медицинской сестрой. К ним относят: данные физикального обследования пациента, измерение артериального давления, пульса, частоты дыхания, данные лабораторного исследования.

Источником информации являются:

    в первую очередь сам, пациент, который излагает собственные предположения о своем состоянии здоровья.

    могут быть члены его семьи, коллеги по работе, друзья. Они дают информа­цию и в том случае, когда пострадавшим является ребенок, душевнобольной, человек в бессознательном состоянии;

    медперсонал;

    медицинская документация;

    обзор мед и специальной литературы.

В ходе сбора информации медицинская сестра устанавливает с пациентом «ле чебные» отношения:

    определяет ожидания пациента и его родственников от лечебного учреждения;

    осторожно знакомит пациента со стадиями лечения;

    начинает вырабатывать у пациента адекватную самостоятельную оценку своего состояния;

    получает информацию, которая требует дополнительной проверки;

    устанавливает и выясняет отношение пациента и его семьи к болезни.

Конечным результатом первого этапа сестринского процесса является документирование полученной информации и создание базы данных о пациен те.

Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни по определенной форме.

Сестринская история болезни - юридический протокол- документ самостоятельной, профессиональной деятельности медицинской сестры в рамках ее компетенции.

Цель сестринской истории болезни - контроль за деятельностью медсестры, выполнением ею плана ухода и рекомендаций врача, анализ качества оказа ния сестринской помощи и оценка профессионализма медсестры. И как итог - гарантия качества оказания помощи и ее безопасность.

II этап сестринского процесса - диагностирование состояния пациента.

Установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза.

Проблемы пациента

Существующие

Потенциальные

первичные

промежуточные

вторичные

первичные

промежуточные

вторичные

Сестринский диагноз

Цели:

    Определение проблем, возникающих у пациента как своего рода от­ветные реакции организма.

    Установление факторов, способствующих или вызывающих развитие этих проблем.

    Выявление сильных сторон пациента, которые способствовали бы предупреждению или разрешению его проблем.

    Формулировка сестринского диагноза.

Проблема - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникающие в данной ситуации, средствами личного знания и опыта. Проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные:

    Существующие (фактические) проблемы - это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент.

    Потенциальные проблемы - те, которые еще не существуют, но могут появиться с течением времени.

Поскольку у пациента в большинстве случаев несколько проблем, связанных со здоровьем, сестра не может приступить к их решению одновременно. По­этому для успешного решения проблем пациента медицинская сестра должна их рассматривать с учетом приоритетов. Приоритеты классифицируются как первичные, промежуточные и вторичные.

    К первичным относят проблемы, связанные с повышенным риском и требующие экстренной помощи.

    Промежуточные не представляют серьезной опасности и допускают от­срочки сестринского вмешательства.

    Вторичные проблемы не имеют прямого отношения к заболеванию и его прогнозу.

На основании выявленных проблем пациента медсестра приступает к постановке диагноза.

Сестринский диагноз - это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание реакции пациента на фактически существующие и потенциальные проблемы, связанные с состоянием его здоровья, с указанием веро­ятных причин этих реакций и характерных признаков.

В сестринских диагнозах есть три существенных компонента, кото­рые обозначаются PES -формат:

«Р» - указывает на проблему связанную со здоровьем; «Е» - представляет собой этиологию (причину) проблемы; «S » - описывает совокупность признаков и симптомов или то, что обычно на­зывают характерными чертами. Эти три части объединяются в одну формулировку с помощью связывающих слов.

Сестринский диагноз следует отличать от врачебного диагноза:

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС

ВРАЧЕБНЫЙ ДИАГНОЗ

1. нацелен на выявление реакции организма в связи с болезнью;

2. может меняться каждый день или
даже в течение дня по мере того,
как изменяются реакции организма
на болезнь;

3. предполагает сестринские вмеша­тельства в пределах ее компетенции
и практики;

4. часто связан с представлениями пациента о состоянии своего здоро­вья.

1. определяет болезнь;

2. может оставаться неизмененным в течение всей болезни;

3. предполагает лечение в рамках врачебной практики;

4. связан с возникшими патофизиологическими изменениями в орга­низме.

Сестринский диагноз - основа для построения плана оказания сестрин­ской помощи.

III этап - планирование сестринской помощи.

Цель - определение ожидаемых результатов сестринской помощи пациенту и разработка плана сестринских вмешательств, направленных на их достижение. План ухода координирует работу сестринской бригады, сестринский уход, обеспечивает его преемственность, помогает поддерживать связи с другими специалистами и службами. Письменный план ухода за пациентом уменьшает риск некомпетентного ухода. Это не только юридический документ каче­ ства сестринской помощи, но и документ, позволяющий определить экономиче­ ские затраты, поскольку в нем указываются материалы и оборудование, необ ходимые для выполнения сестринского ухода. Это позволяет определять потребность в тех ресурсах, которые используются наиболее часто и эффективно в конкретном лечебном учреждении. План обязательно предусматривает участие пациента и его семьи в процессе ухода. Он включает критерии оценки ухода и ожидаемых результатов.

Постановка целей сестринского ухода необходима по следующим причинам:

1- она дает направление при проведении индивидуального сестринско­го ухода, сестринских действий

2- используется для определения степени эффективности этих действий.

План ухода

Постановка целей:

Краткосрочные.

Долгосрочные.

Участие пациента и его семьи

Стандарты практики

сестринской

Письменное руководство по уходу

    цели и задачи должны быть реальными и достижимыми;

    должны иметь конкретные сроки для достижения каждой поставленной це­ли;

    диагностичность (возможность проверки достижения).

Существуют два вида целей: краткосрочные и долгосрочные.
Краткосрочными - являются цели, которые должны быть выполнены

за короткий период времени, обычно за 1-2 недели. Они ставятся как, пра­вило, в острой фазе заболевания. Это цели для срочного сестринского ухода. Долгосрочными - являются цели, которые достигаются за более длительный период времени (более 2-х недель). Они обычно направлены на предотвра­щение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реаби­литацию и социальную адаптацию, приобретение знаний о здоровье. Выполнение этих целей чаще всего приходится на период после выпис­ки пациента. Необходимо помнить, что если долгосрочные цели или за­дачи не определены, то пациент не имеет и, по сути, лишен планомерного сестринского ухода при выписке. Во время формулирования целей необ­ходимо учитывать: действие (исполнение), критерий (дата, время, рас­стояние, ожидаемый результат) и условия (с помощью чего или кого). Сестринский план ухода предусматривает наличие стандартов сестрин­ской практики, то есть выполнение того минимального качественного уровня обслуживания, который обеспечивает профессиональный уход за пациентом. После определения целей и задач по уходу медицинская сестра составляет собственно план ухода за пациентом - письменное руководство по уходу. План ухода за пациентом представляет собой подробное перечис­ление специальных действий медицинской сестры, необходимых для достиже­ния сестринского ухода, который записывается в сестринскую историю болез­ни.

IV этап - выполнение плана сестринского вмешательства.

Цель - выполнение медсестрой действий в соответствии с намеченным планом и их документирование.

Сестринские вмешательства

Потребность пациента в помощи

Методы ухода

1. Независимая.

1. Временная.

1. Достижение терапевтиче

2. Зависимая.

2. Постоянная.

ских целей.

    Взаимоза

висимая

3. Реабилитирующая.

2. Достижение хирургических
целей.

3. Обеспечение ежедневных
жизненных потребностей.

Выполнение намеченных целей

Существуют три категории сестринского вмешательства:

1) Независимое сестринское вмешательство предусматривает действия, осуществляемые медицинской сестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требова­ния со стороны врача или указаний других специалистов. На­пример: обучение пациента навыкам самоухода, расслабляющий массаж, советы пациенту относительно здоровья, организация досуга пациента. 2) Зависимое сестринское вмешательство выполняется на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением. Медицинская сестра несет ответственность за выполняемую работу. Здесь она вы­полняет роль сестры - исполнителя. Например: подготовка пациента к диагностическому исследованию, выполнение инъекций. По современ­ным требованиям медицинская сестра не должна автоматически вы­полнять указания врача. В условиях гарантии качества медицинской помощи, ее безопасности для больного сестра должна уметь опреде­лить, является ли данное предписание необходимым для пациента, правильно ли подобрана доза лекарственного препарата, не превы­шает ли она максимальную разовую или суточную дозу. Дело в том, что врач из - за ряда субъективных и объективных причин может допустить ошибку. Поэтому в интересах безопасности медицинской по­мощи для пациента медицинская сестра должна знать и уметь уточнить необ­ходимость тех или иных назначений, и т д. Необходимо помнить, что меди­цинская сестра, выполняющая неверное или ненужное предписание, профес­сионально не компетентна и так же ответственна за последствия ошибки, как и тот, кто сделал это назначение.

3) Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совмест­ную деятельность медицинской сестры с врачом и другими специалистами.

Медицинская сестра выполняет намеченный план, применяя несколько ме­тодов ухода:

Помощь, связанная с жизненными ежедневными потребностями; - уход для достижения терапевтических целей;

Уход для достижения хирургических целей;

Уход для облегчения достижения целей медицинского обслуживания.
Потребность пациента в помощи может быть временной, постоянной
и реабилитирующей.

    Временная помощь рассчитана на короткий период времени, когда существует дефицит самоухода.

    Постоянная помощь требуется пациенту на протяжении всей жизни

При ампутации конечностей, при осложненных травмах позвоночника.

    Реабилитирующая помощь - процесс длительный, его примером может служить ЛФК, массаж, дыхательная гимнастика.

Проводя четвертый этап сестринского процесса, медицинская сестра осуществляет два стратегических направления:

    наблюдение и контроль за реакцией пациента на назначения врача с фиксацией полученных результатов в сестринской истории болезни;

    наблюдение и контроль за реакцией пациента на выполнение сестрин­ских действий по уходу, связанных с постановкой сестринского диагноза и регистрация полученных результатов в сестринской истории болезни.

На этом этапе проводится и корректировка плана, если изменяется со­стояние пациента и поставленные цели не реализуются.

Типы сестринского вмешательства:

1 тип - полностью компенсирующая система помощи.

    тип - частичная система помощи.

    тип - консультационно-поддерживающая система.

Виды сестринских навыков:

Познавательные

Межличностные

Психомоторные

Теоретические знания факт ров риска, физиологическю реакций пациента.

Коммуникативные особенности медсестры на уровне понимания пациента, самочувствия.

Все проводимые манипуляции

V этап - оценка эффективности

Его целью является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов. Оценка эффективности и качества ухода должны проводиться старшей и главной медсестрой постоянно и самой сестрой в порядке самокон­троля в конце и в начале каждой смены. Систематический процесс оценки требует от медсестры знании, умения мыслить аналитически при сравнении достигну­тых результатов с ожидаемыми. Если поставленные задачи выполнены и проблема решена, медицинская сестра должна удостоверить это, сделав соответ­ствующую запись в сестринской истории болезни, поставив дату и подпись.

Эффективность сестринского процесса

Оценка действий медицинской сестры (самолично)

Мнение пациента или его семьи

Оценка действий медицинской сестры руководителем (старшей и главной медсестрой)

    Сильные и слабые стороны в профессиональной деятельности медицинской сестры

    Пересмотр, корректировка плана

К основным критериям эффективности сестринской помощи относятся:

    прогресс в достижении целей;

    ответная реакция пациента на вмешательство;

    соответствие полученного результата ожидаемому;

Новое состояние пациента может быть:

    лучше прежнего состояния;

    без изменений;

    хуже прежнего состояния.

Если цель не достигнута, необходимо:

    Выяснить причину - поиск допущенной ошибки.

    Изменить саму цель, сделать ее более реалистичной.

    Пересмотреть сроки.

    Ввести необходимые коррективы в план сестринской помощи.

1 этап- сбор информации о пациенте

Сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным, так как задача врачебного обследования – назначить лечение, в то время как сестринского – предоставить мотивированный индивидуальный уход. Поскольку сестринское дело есть способ удовлетворения основных человеческих потребностей, для организации качественного ухода м\с, опираясь на собранную и тщательно анализированную информацию о состоянии пациента.

Источник данных:

    Расспрос пациента

    Расспрос членов семьи и окружающих

    Информация от других членов бригады медицинской помощи

    Физическое обследование пациента

    Ознакомление с медицинской картой пациента и другой медицинской документацией

    Чтение медицинской литературы и специальной литературы по уходу.

После сбора данных следует точная документация их в сестринской истории болезни по определенной форме.

2 этап – сестринский диагноз.

Понятие сестринского диагноза, или сестринские проблемы, впервые появились в Америке в середине 50-х годов. И было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г.

Сестринский диагноз - это клиническое суждение м\с, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние, с ж6елаемым указанием вероятной причины такой реакции.

М\с не изобретает свои диагнозы, их перечень дается в специальной литературе, но каждый такой диагноз м\с должна увязать с конкретным пациентом.

Например: тревога, связанная с социальной изоляцией пациента.

Различие медицинского и сестринского диагноза:

Задача врачебной диагностики - выявление конкретного заболевания, или сущности патологического процесса, например: Б\а, пнеамания.

Задача сестринского диагноза – уловить все настоящие или возможные в будущем отклонения от комфортного, гармонического состояния, то что наиболее тяготит больного в настоящий момент, является для него главным сейчас, и пытаться в пределах своей компитенции скорректировать эти отклонения.

М\с рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на болезнь и свое состояние.

Эта реакция может быть:

    Физиологической

    Психологической

    Духовной

    Социальной

Например: при Б\а вероятны следующие с\ диагнозы:

    Неэффективное очищение дыхательных путей или…

    Высокий риск от удушья или…

    Пониженный газообмен или…

    Отчаяние и безнадёжность, связанные с длительным хроническим заболеванием.

Врач купирует приступ Б\а, назначает лечение, а научить пациента жить с хроническим заболевание – задача м\с.

Врачебный диагноз не меняется (если только не была допущена диагностическая ошибка), с\диагноз меняется несколько раз.

Все сестринские проблемы делятся на:

    Настоящие(то что есть сейчас). Например: одышка, отёки, дефицит досуга.

    Потенциальные (те проблемы, возникновение которых может быть предотвращено при условии организации качественного с\ухода) например: риск возникновения пролежней из-за пассивного положения пациента.

Определение приоритетов проблем:

В первую очередь должны решаться приоритетные проблемы пациента. Очередность решения проблем должна быть определена самим пациентом. В случаях угрозы жизни м\с сама должна определить, какую проблему она будет решать в первую очередь. Учитываются вопросы безопасности пациента, его нужды и желания. Первоочередными считаются те проблемы пациента, нерешение которых ведет к развитию осложнений и даже гибели пациента.

Проблемы второй очереди вызваны данным заболеванием, но не представляют угрозы для жизни.

Проблемы третьей очереди не вызванные настоящими заболеванием и существуют длительное время, но при пристальном внимании и оптимально настроенном с\п могут быть разрешены.

При наличии у пациента нескольких проблем удовлетворить их одновременно невозможно. Поэтому, разрабатывая план ухода, сестре следует обсудить с пациентом (ли его семьей) первоочередность проблем.

3 этап – планирование.

Во время планирования определяются цели и формируется план сестринского ухода, причём пациент активно вовлекается в этот процесс. Одновременно м\с мативирует пациента на успех, доказывая ему достижимость целей и вместе с пациентом определяет пути их достижения. Для каждой приоритетной проблемы записываются отдельные цели, которые так же рассматриваются как желательный уход.

Постановка целей необходима по 2-м причинам:

    Дают направление для индивидуального сестринского вмешательства

    Используются для определения степени эффективности вмешательства.

Требования к постановке целей:

    Цели должны быть реальными, достижимыми

    Необходимо установить конкретные сроки достижения каждой цели

По срокам существует два вида целей:

    Краткосрочные (менее 1 недели)

    Долгосрочные (недели, месяцы)

Каждая цель в обязательном порядке включает 3 компонента:

    Исполнение: действие, глагол

    Критерий: дата, время, расстояние.

    Условие: с помощью кого(чего либо)

Например: пациент пройдет(действие) с помощью костылей(условие) на 8-ой день(критерий).

После формулировки целей м\с составляет план ухода за больным, то есть писменое руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий м\с, необходимых для достижения целей ухода.

План ухода обязательно документируется в сестринской истории болезни, что обеспечивает:

    Продуманность последовательность, систему в оказании с\ помощи.

    Преемственность и координацию ухода между мед сестрами – координатарами и сестрами – манипуляторами.

    Легкоосуществимый контроль за качеством сестринской помощи.

4 этап – реализация плана ухода.

Существует 3 типа сестринского вмешательства:

    Зависимый

    Незасимый

    Взаимозависимый

Зависимое вмешательство - это такие действия м\с, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача, к примеру, иньекции антибиотиков каждые 4 часа.

Независимое вмешательство - действия, осуществляемые м\с по собственной инициативе и руководствуясь собственными соображениями, автономно, без прямого требования врача, к примеру смена постельного и нательного белья.

Взаимозависимое вмешательство – сотрудничество с врачем или другими специалистами в области здравоохранения, например физиотерапевтом ли инструктором ЛФК, когда сила с обеих сторон одинаково ценится обеими сторонами.

5 этап – оценка эффективности.

Оценка эффективности и качество ухода за пациентом производится сестрой координатаром постоянно.

Основные аспекты оценки:

    Оценка прогресса в деле достижения целей, что позволяет измерить качество ухода.

    Обследование ответной реакции пациента на сестринское вмешательство

    Активный поиск и оценка новых проблем

Систематический процесс оценки требует от м\с умение мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми.

Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, м\с должна удостоверить это, расписавшись под соответствующей целью и поставить дату.

В этом случае, если цель не достигнута или достигнута не полностью, в графу «оценка» записывается как словесная реакция пациента.

В нашей стране, где до настоящего времени пока нет документа, четко определяющего все права пациента, человеку отводится лишь пассивная роль в определении « кто и как» за ним будет ухаживать и лечить. Поэтому нам следует помнить, что с\п предусматривает « привлечение» людей в качестве партнеров при обслуживании самого себя. Видимо, неизбежны трудности в установлении такого партнёрства, поскольку пи сестринский персонал, ни пациент не привыкли к такому подходу.

Организационно-методической основой восстановительного процесса служит специальная реабилитационная программа, состоящая из трех последовательных этапов: стационарного, поликлинического (диспансерного) и санаторного.

Стационарный (больничный или госпитальный) этап предназначен для лечения острой или обострения хронической фазы болезни, для обследования, требующего инвазивных процедур и постоянного наблюдения за больным.

Поликлинический или диспансерный этап служит для динамического наблюдения за состоянием здоровья больного, для оздоровления, а также противорецидивного и поддерживающего лечения. Он является центральным этапом системы. Именно на диспансерном этапе предполагается полная реадаптация и ресоциализация к предшествовавшим заболеванию или травме нагрузкам и условиям или стойкая компенсация дефицитных функций, адаптация к изменившимся условиям жизни при обострении хронических патологических процессов.

Санаторный этап предполагает полную ликвидацию клинической симптоматики и морфофункциональных нарушений или формирование нестойкой компенсации дефицитных функций при обострении хронических патологических процессов, адаптацию к условиям и нагрузкам амбулаторного режима.

В соответствии с целью конкретного этапа реабилитации врачебной мультидисциплинарной бригадой разрабатываются и утверждаются индивидуальные программы (на основе типовых схем).

Осуществление системы поэтапной реабилитации базируется на строгом соблюдении определенных принципов:
максимально раннее начало и комплексное проведение всех видов восстановительной терапии с привлечением специалистов разного профиля (вплоть до юристов, социологов и т. д.);
непрерывность реабилитационных мероприятий;
преемственность между отдельными этапами реабилитации;
индивидуализированный характер всех реабилитационных мероприятий;
осуществление по мере возможностей реабилитационных мероприятий в коллективе больных.

Госпитальный этап реабилитации начинают уже в отделении реанимации или интенсивной терапии, продолжают в одном из отделений больницы и завершают в организуемом при крупных стационарах специализированном реабилитационном отделении, где возможно выполнение индивидуализированных программ физических тренировок. Внедрение в клиническую практику современных методов контроля состояния больного позволяет оптимизировать физическую нагрузку и вместе с тем обеспечить ее безопасность. Особое значение на этом этапе приобретает психическая реабилитация: проведение адекватного состоянию больного и строго индивидуального лечения психотропными средствами и применение методов психотерапии с целью повысить стремление больного к выздоровлению, укрепить его уверенность в своих силах, готовность к преодолению факторов риска данного заболевания, вызвать потребность вернуться к обычной деятельности.

Основные реабилитационные мероприятия проводятся в отделениях восстановительного лечения больниц, в то же время стационары лечебных учреждений также применяют реабилитационные мероприятия в своей повседневной лечебно-диагностической деятельности. К моменту окончания клинического этапа желательно добиться восстановления у больного способности к самообслуживанию, нормализации сна и функции пищеварения, нередко с нарушениями в связи с длительной иммобилизацией. Оценкой итогов реабилитационных мероприятий на стационарном этапе является заключение: клиническое выздоровление при острых заболеваниях или достижение фазы ремиссии при развитии хронических форм. Осуществление полноценной реабилитации пациента невозможно без взаимодействия всего коллектива медицинского персонала (врач, медицинская сестра, младший медицинский персонал).На всех этапах восстановительного лечения (стационарном, поликлиническом, санаторном) медицинская сестра выполняет реабилитационные мероприятия: уход за пациентом, выполнение назначений врача, определение потребностей пациента и их удовлетворение, отпуск физиотерапевтических процедур, проведение лечебной физкультуры и массажа, обучение пациента или его родителей правильному режиму дня и питанию. Основной формой деятельности медицинской сестры является сестринский процесс.

Сестринский процесс - это метод организации и практического осуществления медицинской сестрой своих обязанностей по обслуживанию пациентов. Он состоит из пяти этапов:
1) оценка состояния пациента;
2) определение его проблем;
3) планирование работы;
4) реализация поставленного плана;
5) оценка результатов.

Первым этапом этого процесса является сестринское обследование. Медицинская сестра собирает информацию о состоянии пациента и проводит ее анализ. Она оценивает субъективные показатели (жалобы), объективные (симптомы заболеваний) и данные лабораторноинструментальных методов исследования. Это исследование необходимо проводить строго методично по плану, чтобы не пропустить важные детали.

Вторым этапом является диагностирование состояния пациента. Проведя анализ собранных данных о пациенте, медицинская сестра составляет свое заключение о нарушениях удовлетворения его основных потребностей и таким образом выясняет проблемы, которые она должна разрешить в сотрудничестве с пациентом. При этом может быть выявлено несколько проблем. Медицинская сестра оценивает значимость каждой и очередность их разрешения.

Затем медицинская сестра оформляет сестринский диагноз, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь. В связи с тем что сестринский диагноз нацелен на определение реакции организма на болезнь, он может меняться каждый день или даже несколько раз в течение дня.Третий этап сестринского процесса представляет собой планирование, которое заключается в определении целей для каждой проблемы, ожидаемый результат, характер и объем сестринского вмешательства, необходимого для достижения цели.

Четвертый этап сестринского процесса заключается в реализации разработанного плана. При этом каждое действие медицинской сестры должно быть документировано в сестринском листе динамического наблюдения.

Пятый этап сестринского процесса состоит в оценке реакции пациента на сестринское вмешательство, а также эффективности и качества сестринской помощи. Для оценки качества используют сравнение достигнутого результата и ранее планируемого. Отмечают ответную реакцию пациента на медицинское вмешательство. Результатом может быть либо достижение цели, либо отсутствие ожидаемого результата и даже ухудшение состояния пациента. Поэтому следует определить причины возникновения отрицательного результата, при необходимости пересмотреть цели и сроки их реализации и внести коррективы в план сестринских вмешательств.

Санаторный этап реабилитации предусматривает: дальнейшее повышение работоспособности больных при помощи реализации программы физического восстановления и использования природных и преформированных физических факторов; проведение мероприятий по устранению или уменьшению психопатологических синдромов в целях достижения психической адаптации; подготовка больных к профессиональной деятельности; предупреждение прогрессирования заболеваний.

Санаторный этап осуществляется в форме традиционного санаторно-курортного лечения, которое проводится в местных санаториях либо после выписки больного из стационара, либо по назначению санаторно-курортных отборочных комиссий поликлиник в ходе диспансеризации. Санаторный этап может также осуществляться в специализированных отделениях местных загородных санаториев, расположенных обычно в относительном отдалении от промышленных центров и обладающих достаточными средствами для физической реабилитации (гимнастические залы, спортивные площадки, пешеходные маршруты, физиотерапевтические кабинеты и т.д.) и необходимым оснащением (в частности, велоэргометрами). Больных детей и подростков с определенными нозологическими формами направляют для восстановительного лечения непосредственно из больниц. Это придает санаторному этапу функцию прямого продолжения госпитального (в данном случае позднего госпитального) этапа.Результаты санаторного лечения должны учитываться на поликлиническом этапе для определения дальнейшего хода реабилитации, последующего санаторно-курортного отбора и обоснования экспертных решений.

Для лиц, перенесших оперативное лечение, оборудуют палаты интенсивной терапии с соответствующей аппаратурой и выделяют дополнительные штаты инструкторов по лечебной физической культуре и врачей (психологов, психотерапевтов, специалистов по функциональной диагностике).

В задачи психической реабилитации на санаторном этапе входят нормализация аффективного статуса больного, предупреждение ипохондрического развития личности, устранение проявлений соматогенной астении и чувства зависимости от окружающих (в первую очередь медицинского персонала), формирование у больного потребности в неуклонной, хотя и постепенной, ресоциализации.

В загородные реабилитационные центры больных переводят из стационара по бесплатной путевке. На весь период санаторной реабилитации (обычно 24 дня) выдается листок нетрудоспособности работающему подростку или матери с ребенком, требующим индивидуального ухода за ним.

Поликлинический или диспансерный этап - заключительный, адаптационный этап реабилитации, реализуется в амбулаторных условиях врачом поликлиники или диспансера, куда передается вся информация о соматическом и психическом состоянии больного из загородного санатория или стационара.

Поликлинический этап является основным, так как здесь пациент находится длительное время. Будучи центральным в этапной системе медицинской реабилитации, он обеспечивает непрерывность, преемственность и последовательность в осуществлении программы реабилитации. На этом этапе врачи разрабатывают программу реабилитации, определяют режим дня, физической нагрузки, труда и быта, учебы, сроки плановой госпитализации, показания к плановому санаторно-курортному лечению, проводят курортный отбор, ведут перманентное наблюдение за состоянием здоровья, своевременно выявляя его нарушения, планируют и осуществляют систему оздоровительных и профилактических мероприятий. Реабилитация на этом этапе включает мероприятия по предупреждению прогрессирования основного заболевания, профилактику возможных осложнений последнего, сохранение активности и возможной работоспособности реабилитируемого (с учетом не только тяжести перенесенного патологического процесса, но и функциональных резервов организма) и проведение экспертизы трудоспособности. При этом возможны следующие варианты: полная реабилитация, неполная реабилитация, инвалидизация, требующая постоянного диспансерного наблюдения.

В амбулаторно-поликлинических учреждениях эти проблемы решают на базе отделения восстановительного лечения крупной городской поликлиники (район деятельности такого отделения определяется соответствующим органом здравоохранения) или кабинета восстановительного лечения, который организуют в городской поликлинике. Основаниями для направления на восстановительное лечение служат: определенные заболевания, согласно состоянию комиссионно оцениваемые специалистами в детской поликлинике.

Основными задачами отделения (кабинета) восстановительного лечения являются:
своевременное начало восстановительного лечения;
использование комплекса необходимых методов реабилитации при дифференцированном подходе к их применению у разных групп больных;
составление индивидуальных программ восстановительного лечения;
обеспечение непрерывности, преемственности, последовательности, этапности в организации и осуществлении всей программы лечения.

Восстановительное лечение больных проводят различные специалисты (кардиолог, пульмонолог, травматолог-ортопед, невропатолог и др). совместно с участковым врачом-педиатром под контролем заведующего отделением или главного врача поликлиники. Для обеспечения контроля проведения восстановительного лечения детей в ряде поликлиник организованы реабилитационные комиссии. В их состав, как правило, входят заведующий отделением восстановительного лечения, физиотерапевт и врач по лечебной физкультуре, участковый педиатр, специалист. Комиссия проводит отбор детей на восстановительное лечение, разрабатывает индивидуальные планы лечения каждого больного (с учетом необходимого характера и объема лечебно-оздоровительных мероприятий), решает вопрос о времени и месте их проведения (в поликлинике, дошкольном учреждении, школе, на дому и т. д.). Она направляет детей в случае необходимости на лечение в стационар или санаторий, осуществляет систематический контроль полноты, качества и эффективности восстановительного лечения с учетом результатов функциональной диагностики, рентгенологических, лабораторных и других методов обследования. Корректирует индивидуальные планы восстановительного лечения, оформляет эпикризы на детей, прошедших определенный цикл восстановительного лечения, с указанием рекомендаций по дальнейшему наблюдению ребенка, проведению повторных курсов лечения, соблюдению определенного режима, диеты, отдыха.Восстановительное лечение детей не может ограничиваться только рамками лечебного или детского учреждения - оно должно продолжаться в семье больного ребенка. От семьи, от степени понимания родителями важности их роли в выполнении медицинских рекомендаций по восстановительному лечению, уровня их активности в этом процессе в значительной степени зависят конечные результаты лечения. От родителей требуется проявление особого внимания к больному ребенку, терпение, значительная затрата сил и энергии. Все перечисленное ставит перед поликлиниками задачу по организации работы с семьей больного ребенка, чтобы превратить ее в надежного помощника и осознанного исполнителя рекомендаций, назначаемых для выполнения на дому. Работа эта заключается в информировании родителей о характере и особенностях заболевания их ребенка, а также в обучении их методике выполнения некоторых лечебнооздоровительных мероприятий, таких как лечебная физкультура, массаж, закаливание.

Основными направлениями работы с родителями являются:
1. Целенаправленное медико-гигиеническое обучение семьи с целью формирования высокого уровня знаний и медицинской активности родителей по различным вопросам заболевания ребенка, нуждающегося в восстановительном лечении, с использованием при этом различных форм и методов этого обучения.
2. Проведение практического обучения матери или других членов семьи в случаях назначения мероприятий лечебно-восстановительного характера для их выполнения в домашних условиях.
3. Осуществление тесного взаимодействия между детской поликлиникой и семьей ребенка в период проведения восстановительного лечения.
4. Систематический контроль за проведением и правильностью выполнения родителями (и школьниками) назначенных рекомендаций.В период восстановительного лечения ребенка должен осуществляться врачебный контроль за:
организацией в семье режима дня, питания, сна, отдыха;
объемом школьных и внешкольных нагрузок;
организацией лечебного режима в соответствии с заболеванием ребенка;
проведением и правильностью выполнения в домашних условиях назначенных рекомендаций, прежде всего лечебной гимнастики и массажа.

Для организации обратной связи целесообразно изучать мнение родителей об организации работы отделений восстановительного лечения. С этой целью следует периодически проводить анкетный опрос родителей (в первую очередь тех, чьи дети еще не завершили лечение), что позволит разработать конкретные меры по преодолению выявленных недостатков.

В последние годы все большее распространение получают различные формы организации восстановительного лечения непосредственно в школьных учреждениях, осуществляемые детскими поликлиниками совместно с администрацией образовательных учреждений. Контингенты детей, которым показано проведение восстановительного лечения в детских коллективах, определяются реабилитационной комиссией поликлиники или врачами детских учреждений после проведения диспансеризации. В реабилитационную группу, как правило, включаются дети с хроническими и рецидивирующими заболеваниями уха, горла и носа, бронхолегочной системы, опорнодвигательного аппарата, а также часто болеющие дети.

Дошкольные учреждения и школы для этих целей обеспечиваются такими видами восстановительного лечения, как аппаратная физиотерапия, подключается медикаментозная терапия, фитотерапия, диетотерапия. Организацию восстановительного лечения в дошкольных учреждениях, школах необходимо сочетать с усилением в этих учреждениях работы по физическому воспитанию и закаливанию с созданием спортивных залов, мини-стадионов, оборудованных канатами, кольцами, брусьями, перекладинами, беговыми дорожками, тренажерами.Во всех регионах России открыты образовательные детские учреждения оздоровительного или санаторного типа, специально предназначенные для реабилитации часто болеющих детей, а также детей с ортопедическими заболеваниями, патологией слуха, зрения, нервной системы. Необходимость долговременных комплексных педагогических, лечебных и организационных мероприятий выдвигает задачи поиска новых форм работы с контингентом детей-инвалидов. Перспективным направлением представляется создание специализированных групп в дошкольных учреждениях для детей-инвалидов. Группы «Особый ребенок» предназначены для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями центральной нервной системы. Согласно положению о группе для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями ЦНС «Особый ребенок» они могут быть открыты в дошкольном учреждении любого типа. Принимают в группу детей: с церебральным параличом, задержкой интеллектуального и речевого развития, недостаточностью моторной функции, эпилептическим синдромом, с редкими судорожными приступами, без грубого расстройства поведения, детей с нервно-мышечными расстройствами.

Противопоказания: не подлежат направлению в группы дети, страдающие частыми эпилептическими припадками, психическими заболеваниями, требующими регулярной активной терапии, дети с агрессивным поведением, прогрессирующей гидроцефалией, пороками развития с ликвореей.

Основные задачи работы групп «Особый ребенок»:
обеспечение социальной защиты детей-инвалидов;
организация интеллектуального и личностного развития детейинвалидов;
социальная адаптация;
оказание психотерапевтической помощи родителям.

В детское учреждение ребенка направляет городская медикопедагогическая комиссия. Перед поступлением в группу проводитсяобследование, включающее осмотр врачами-специалистами, оценку физического и нервно-психического развития. В специализированных группах организуется лечебно-воспитательный процесс, сущность которого состоит в строгой последовательности и преемственности различных видов лечения и реабилитации. Совместная работа психолога, логопеда, медицинского и педагогического персонала дошкольного учреждения, рациональная организация режима дня, индивидуальный подход к каждому ребенку, работа с родителями детей-инвалидов - основные направления деятельности групп «Особый ребенок».

Особое внимание должно быть уделено реабилитации детей с различными формами нарушения и задержками нервно-психического развития в условиях дошкольного учреждения. Медико-педагогические мероприятия по оздоровлению детей осуществляются с участием специалистов детской поликлиники и семьи ребенка. В общий комплекс мероприятий на адаптационном этапе реабилитации в условиях семьи по индивидуальным показаниям включаются:
режим дня;
диетотерапия;
различные виды лекарственной терапии;
физиотерапия;
лечебная физкультура и массаж;
рефлексотерапия;
трудовая терапия.

Все мероприятия осуществляются под контролем функциональных, рентгенологических, лабораторных и других методов исследования. При необходимости привлекаются психолог, прошедший клиническую подготовку, представитель системы социального обеспечения, юрист и другие специалисты.

В некоторых случаях физическую реабилитацию проводит участковый врач совместно со специалистом отделения восстановительного лечения поликлиники или районного врачебно-физкультурного диспансера. В особом контроле нуждаются при этом дети с текущим патологическим процессом и все диспансерные больные (даже при полном восстановлении прежней работоспособности) в первый год после перенесенного заболевания, ставшего основанием для реабилитации.Реабилитационный потенциал пациента - научно обоснованный предел возможного восстановления дефицитных (нарушенных) физиологических функций в конкретном клиническом случае. Их ключевым звеном являются индивидуализированные реабилитационные задачи, реализуемые имеющимся в наличии у медицинского учреждения набором методов и средств. Разработка частной реабилитационной программы основывается на реабилитационном потенциале конкретного пациента.

Контингент больных, которым необходимо восстановительное лечение в поликлинике:
с болезнями органов дыхания; часто болеющие дети;
с болезнями нервной системы;
с заболеваниями мочевыводящей системы;
с заболеваниями сердечно-сосудистой системы;
с заболеваниями органов пищеварения;
с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и последствиями травм;
с нарушением обмена веществ;
с любым острым или хроническим заболеванием.

Построение системы реабилитации в медицине может быть осуществлено только на основе соблюдения ведущих организационных принципов:
своевременность оказания помощи;
специализированность медицинской помощи;
дифференцированность медицинских методик и средств в зависимости от особенностей формы патологии;
этапность оказания помощи с обязательным решением цели и задач текущего этапа
преемственность методик лечения и восстановления на основе учета их эффективности;
комплексность, т. е. оптимальное сочетание методов и средств терапии, обеспечивающих максимальные темп и эффективность реабилитации;
корригируемость (управляемость) лечебного воздействия средствами оперативного контроля эффективности;
непрерывность процесса реабилитации;
оптимальность восстановления дефицитных функций организма в каждом конкретном случае.Исключительно важным является наличие системы нормативноправовой базы по оказанию реабилитационной помощи членам общества:
государственный и общественный тип управления системой реабилитации в стране;
юридический статус лиц, подлежащих реабилитации;
всеобщая доступность необходимых этапов, методов и средств реабилитации.

Целостный подход к реабилитируемому пациенту требует восприятия его не как носителя комплекса жалоб, симптомов и повреждений, а как некий социально-биологический объект со всей присущей ему индивидуальной гаммой взаимосвязей с обществом и его членами. В современной концепции реабилитация рассматривается как комплексный процесс, включающий ряд основных аспектов.

Научность, системность, индивидуальность.

История вопроса

Понятие о сестринском процессе родилось в США в середине 50-х годов и в настоящее время получило широкое развитие в современной американской, а с 80-х годов – и в западноевропейских моделях сестринского дела. Модели сестринского дела основаны на сестринской философии, отражают знания и практические изменения не только с/дела, но и других дисциплин (этика, медицина, психология, философия, социология и т.д.).

Все концептуальные модели с/дела (Орем, Рой, Хендерсон и др.) включают в себя четыре аспекта с/дела:

1. пациент;

2. сестринское дело;

3. окружающая среда;

4. здоровье.

Требования к профессиональному уходу:

В настоящее время с/процесс является сердцевиной с/образования и создает теоретическую научную базу с/помощи в России.

Сестринский процесс – это научный метод с/практики, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон.

С/процесс является одним из основных и неотъемлемых понятий современных моделей с/дела.

С/процесс несет новое понимание роли медсестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники», умения индивидуализировать и систематизировать уход. Постоянное присутствие и контакт с пациентом делают медсестру основным звеном между пациентом и внешним миром. Больше всех в этом процессе выигрывает пациент. От того, какие устанавливаются отношения между м/с и пациентом, от их взаимопонимания нередко зависит исход заболевания.

Конкретно с/процесс подразумевает использование научных методов определения медико-санитарных потребностей пациента, семьи или общества, и на этой основе отбор тех из них, которые могут быть наиболее эффективно удовлетворены посредством с/ухода.

С/процесс – динамичный, цикличный процесс. Информация, полученная при оценке результатов ухода, должна лечь в основу необходимых изменений, последующих вмешательств, действий медсестры.

Сестринское дело – часть системы здравоохранения, специфическая, профессиональная деятельность, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды.

Сестринский процесс:

1. метод организации и практического осуществления медсестрой своих обязанностей по обслуживанию пациента;



2. последовательность шагов и действий, направленных на достижение целей;

3. это то, что формирует мышление медсестры, что заставляет ее думать и действовать как профессионала.

Сестринский диагноз:

1. утверждение, которое описывает настоящую или потенциальную проблему пациента, которую медсестра уполномочена и компетентна устранить;

2. это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь. Эта реакция может быть физиологическая, психологическая, социальная.

Пациент – это человек (индивид), который нуждается в с/уходе и получает его.

Медицинская сестра – специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию с/дела и допущенный к с/практике.

Окружающая среда – совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей (условий), где происходит жизнедеятельность человека.

Здоровье – динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.

Медицина – диагностика и лечение заболеваний, болезненных состояний.

Болезнь – такое изменение в физиологическом, психосоциальном и духовном состоянии человека, которое приводит к снижению его возможностей и продолжительности жизни.

Болезненное состояние – личное ощущение нездоровья, болезни, состояние отклонения от нормального функционирования организма в целом. Болезненное состояние может быть как при наличии болезни, так и при ее отсутствии.

Человек – целостная, динамическая саморегулирующая биологическая система, совокупность физиологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой.

Личность – общественная сущность человека.

Цель сестринского процесса.

Этапы сестринского процесса,

их взаимосвязь и краткое содержание каждого этапа.

Сестринский процесс является организационной структурой для обучения практики с/дела.

Три основные характеристики с/процесса:

· цель

· организация

· творчество

I. Цель с/процесса – обеспечение приемлемого качества жизни в болезни, то есть, обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психосоциального и духовного комфорта. Эту же мысль можно выразить по-другому:

Цель с/процесса – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении 14 основных потребностей пациента или спокойная смерть.

«Уникальной задачей медсестры является оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении действий, имеющих отношение к его здоровью, спокойной смерти или выздоровлению, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями или волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость. М/с - это ноги безногого, глаза слепого, опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить (теория В. Хендерсон).

Достижение цели с/процесса осуществляется путем решения следующих задач:

· создание базы информационных данных о пациенте;

· определение потребностей пациента в с/уходе;

· обозначения приоритетов в с/обслуживании, их первоочередности;

· составление плана ухода, мобилизация необходимых ресурсов и реализация плана, т.е. оказания с/помощи прямо и косвенно;

· оценки эффективности процесса ухода за пациентом и достижения цели ухода.

II. Организация – последовательность мер, необходимых для достижения поставленной цели.

Организационная структура с/процесса состоит из 5 основных этапов:

1) Обследование – сбор информации о состоянии здоровья пациента. Медсестра собирает свою информацию о пациенте из различных источников. Информация необходима для определения проблемы, возникшей у пациента.

2) Сестринский диагноз – определение и обозначение существующих и потенциальных проблем пациента.

3) Планирование – определение программы действий. План ухода индивидуален, основывается на информации о пациенте и на его диагнозе. Планирование включает в себя ожидаемый результат, цели и план действий.

4) Вмешательство (выполнение, реализация) – это непосредственные действия, обеспечивающие выполнение плана; это медицинское обслуживание пациента (то, что делается руками).

5) Оценка – исследование реакций пациента на вмешательство медсестры. М/с отмечает прогресс в улучшении состояния здоровья пациента или резкое ухудшение.

Каждая из 5-ти ступеней является существенной стадией в решении основной проблемы пациента. Стадии тесно взаимосвязаны. Каждая последующая стадия вытекает и зависит от предыдущей. Эта последовательность представляет собой логическую цепочку. Во время обследования м/с собирает информацию, которая важна для определения проблемы. Насколько правильно определена проблема, настолько верно и профессионально будет запланирована и обеспечена помощь. Естественно, оценка будет также зависеть от правильности предыдущих 4-х этапов.

III. Творчество – творческие способности чаще всего подвержены влиянию преподавателей. Углубление и продолжение образования расширяет творческие способности медсестры. Опытная м/с может применять свои знания и навыки в разрешении проблем различной трудности.

Потребность

1.Потребность дышать –

2.Потребность есть-

3.Потребность пить –

4.Потребность выделять –

6.Потребность быть чистым.

11.Потребность двигаться

12.Потребность общаться.

Четвёртый уровень. Сознание собственного достоинства – достижение успеха.

Потребность в уважении, осознании собственного достоинства - здесь идёт речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.

13.Потребность в достижении успеха. Общаясь с людьми, человек не может быть равнодушным к оценке своего успеха со стороны окружающих. У человека появляется потребность в уважении и самоуважении. Чем выше уровень социально – экономического развития общества, тем более полно удовлетворяются потребности в самоуважении.

Пятый уровень.Осуществление самого себя, служение. Потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Потребность играть, учиться, работать – это наивысший уровень потребности человека. Она необходима для самовыражения, самореализации. Ребёнок реализует себя в игре, взрослый человек - в работе. Для этого ему необходимо учиться, совершенствоваться.

Потребности влияют на переживания, волю человека, формируют направленность личности. Доминирующая потребность подавляет остальные потребности, определяет основное направление деятельности человека. Человек сознательно регулирует потребности и этим отличается от животных.

В 1977 году иерархия потребностей человека по А. Маслоу претерпевает изменения. В результате этих изменений увеличивается количество уровней пирамиды до 7, появляются познавательные, эстетические потребности, изменяется и перечень потребностей.

Вирджиния Хендерсон, разрабатывая свою модель сестринского дела в середине 60-х годов прошлого столетия, основывалась на теории А. Маслоу об иерархии основных человеческих потребностей. Потребностей по В. Хендерсон значительно меньше в каждом уровне, чем по А. Маслоу.

В. Хендерсон предлагает 14 потребностей для повседневной жизни:

1. Нормально дышать

2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости

3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности

4. Двигаться и поддерживать нужное положение

5. Спать, отдыхать

6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду

7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду

8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде

9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасностей для других людей

10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение

11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой

12. Заниматься любимой работой

13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх

14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться

История вопроса.

Понятие о сестринском процессе родилось в США в середине 50-х годов прошлого столетия. В настоящее время оно получило широкое развитие в американской и в западно- европейских моделях сестринского дела.

Цель сестринского процесса.

Сестринский процесс- это научный методорганизации и оказания сестринской помощи, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон. Сестринский процесс - динамичный, цикличный процесс.

Целью сестринского процесса являются поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма, требующего комплексного (холистического) подхода к личности пациента.

7.Преимущества внедрения сестринского процесса в сестринское образование и сестринскую практику.

Сестринский процесс обеспечивает:

1. Системный, т.е. тщательно продуманный и спланированный подход к организации сестринского ухода.

2. Индивидуальный подход и организацию сестринского ухода, учёт всех личностных особенностей пациента и своеобразия конкретной клинической ситуации.

3. Активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода.

4. Возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности.

5. Эффективное использование времени и ресурсов медсестры, сосредотачиваемых на основной проблеме пациента.

6. Повышение компетентности, независимости, творческой активности медсестры, а значит, престижа профессии в целом.

7. Универсальность метода.

8.Этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и краткое содержание каждого этапа .

¾ Первый этап: сестринское обследование.

Сестринское обследование или оценка ситуации с целью определения конкретных потребностей пациента и необходимых для сестринского ухода ресурсов. Этот этап включает в себя процесс сбора информации для оценки ситуации методами сестринского обследования.

Существуют следующие методы обследования: субъективный (собственное мнение пациента и мнение его немедицинского окружения о состоянии здоровья), объективный (профессиональное представление медицинского окружения о состоянии здоровья пациента) и дополнительные методы для определения потребностей пациента в уходе (сбор дополнительной информации о психологическом, духовном статусе пациента и т.д.).

Фундамент сестринского обследования составляет учение об основных жизненно важных потребностях человека.

Сбор необходимой информации начинается с момента поступления пациента в стационар или обращения за медицинской помощью до выздоровления.

С целью определения приоритетных (по степени угрозы для жизни) нарушенных потребностей или проблем пациента, степени независимости пациента в уходе проводится анализ собранной информации.

¾ Второй этап: выявление проблем пациента или сестринская диагностика.

Сестринский диагноз- это состояние здоровья пациента (нынешнее или потенциальное), установленное в результате проведённого сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны сестры.

Анализ полученной на первом этапе информации является основанием для формулирования проблем пациента (сестринских диагнозов) существующих (настоящих, явных) или потенциальных (скрытых, которые могут появиться в будущем). При определении приоритетности медицинская сестра должна опираться на врачебный диагноз, знать образ жизни пациента, факторы риска, ухудшающие его состояние, помнить о его эмоциональном и психологическом состоянии. По приоритетности проблемы пациента могут быть первичными, промежуточными или вторичными.

Объективное обследование пациента включает в себя соматоскопические, саматометрические и физиометрические исследования. Обследование пациента начинается с общего осмотра. Для медсестры метод объективного исследования имеет существенное значение, так как он дает наиболее полную объективную информацию о пациенте.

Соматоскопическое исследование – это осмотр пациента, при котором выявляются отклонения от нормы.

Схема общего осмотра пациента

Последовательность осмотра Оценочный критерий
I. Осмотр в целом
1. Общее состояние - удовлетворительное - средней тяжести - тяжелое -крайне тяжелое
2. Сознание - ясное - нарушенное (помраченное, ступор, сопор, кома, обморок)
3. Положение - активное - пассивное - вынужденное
II. Осмотр по частям
1.Голова - форма (правильная, асимметричная) - размеры (среднего размера, крупная, микроцефалия)
2.Лицо - продолговатое - овальное - округлое - симметричное - несимметричное
3.Выражение лица - мимика сохранена - отсутствует (маскообразное лицо)
4.Глаза
5.Шея - обычной формы - деформированная - длинная - средней длины - коротка - окружность шеи - щитовидная железа (осмотр и пальпация)
6.Конституция (телосложение)
III. Исследование «снаружи внутрь»
1.Кожа и ее дериваты
4.Суставы
5.Глаза - разрез глаз - ширина глазной щели - частота моргания - зрачки (широкие, узкие, реакция на свет) - страбизм (сходящиеся или расходящиеся косоглазие) - цвет - склер
6.Шея - обычной формы - деформированная - длинная - средней длины - короткая - окружность шеи - щитовидная железа (осмотр и пальпация)
7.Конституция (телосложение - нормостеническая - астеническая - гиперстеническая
IV. Исследование «снаружи внутрь»
1.Кожа и ее дериваты - цвет (белый, бледно-розовый, розовый, красный, желтый, смуглый, землистый, бурый, темно-коричневый, пестрый, цианотичный, альбинизм) - влажность (нормальная, повышенная, пониженная, гиперэластичность) - тургор (обычный, пониженный, гиперэластичный) - температура на ощупь (нормальная, повышенная, пониженная) - сыпи (локализация, размер элементов, характер, другие патологические элементы и пр.) - очаговые гиперпигментации, диспигментации - рубцы (локализация, длина, ширина, спаянность с подлежащими тканями, форма, характер) - наружные опухолевые образования (атерома, ангиома, бородавки и пр.) - ногти (форма, цвет, блеск, деформация поверхности, ломкость, расслоение, характер края) - волосы (густые, редкие, облысение, поседение волос, повышенная ломкость, выпадение)
2.Слизистые (глаз, век, носа, губ, полости рта) - цвет (белый, бледно-розовый, цианотичный, желтушный, красный и пр.) - высыпание на слизистых (энантема) - локализация - размер - характер
3.Подкожно-жировая клетчатка - степень выраженности подкожно-жирового слоя (отсутствует, развит слабо, удовлетворительно, умеренно, чрезмерно) - равномерность распределения (общее ожирение, кахексия, места локального отложения или исчезновения жира) - отеки их консистенция (мягкие, плотные), выраженность (пастозность, умеренно выраженные, резко выраженные), распределение (лицо, конечности, живот, поясница, общие отеки – анасарка), цвет кожи над отечной тканью (бледная, синюшная), для контроля за динамикой отеков определить глубину ямки от давления, окружность голени, бедра, плеча и т.д. - болезненность подкожно-жировой ткани при давлении, ощущении хруста (при подкожной эмфиземе) - подкожные образования (жировики, опухоли и пр.)
4.Суставы - осмотр симметричных суставов конечности (форма, припухлость, гиперемия кожи над суставами) - объем движений в суставах (полный, ограничение подвижности, избыточная подвижность) - степень подвижности позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах, симптом нагрузки.

Обследование пациента проводится медсестрой последовательно, начиная с внешнего осмотра, который проводится при рассеянном дневном свете или ярком искусственном освещении. Источник света должен находиться с боку, так более рельефно выделяются контуры различных частей тела.

Физиометрические измерения

Включают в себя антропометрию, определение величины артериального давления, подсчёт пульса, дыхания, измерение температуры тела, выявление отёков.

Антропометрия – это совокупность методов и приемов измерения человеческого тела.

Проводя антропометрию, медицинская сестра чаще все измеряет массу тела, рост пациента и окружность груди.

Массу тела определяют (если позволяет состояние пациента) при поступлении в стационар, а затем обязательно каждые 7 дней или чаще (по назначению врача). Данные измерений массы тела записывают в температурный лист истории болезни.

Рост измеряют с помощью ростомера. Отечественная промышленность выпускает росометры деревянные и металлические, совмещенные с весами.

Измерение окружности грудной клетки проводят мягкой сантиметровой лентой в трех положениях:

1. В состоянии покоя

2. При полном вдохе

3. При максимальном выдохе

Массу тела в стационаре определяют при помощи медицинских весов в одних и тех же условиях: утром, натощак, после опорожнения кишечника и мочевого пузыря, пациент должен быть в одном и том же легком белье. Измерение проводиться по определенному алгоритму.

Чтобы охарактеризовать свой вес наиболее точно, следует рассчитать так называемый индекс массы тела (ИМТ) . Его вычисляют таким образом. Индекс массы тела = вес, кг: (рост, м х рост, м):

Свой рост в метрах, а не в сантиметрах (т.е. 170 см = 1,7 м) возведите в квадрат (1,7 х 1,7=2,89).

Свою массу тела в килограммах (90 кг) разделите на полученное число: 90:2,89=31,1. Число «31,1» как раз и будет Вашим индексом массы тела.

Полученный индекс массы тела сравните с таблицей ниже, где напротив значений индекса массы тела приведена их оценка.

Например, мужчина из описанного примера ростом 170 см и весом 90 кг имеет индекс массы тела 31,1, что сразу позволяет поставить ему диагноз «ожирение» и посоветовать изменить диету и расширить физическую активность (см. ниже).

Трактовка индивидуального индекса массы тела

Наблюдение за дыханием

Наблюдая за дыханием пациента медсестра должна уметь определить ритм, частоту, глубину дыхательных движений и оценивать тип дыхания.

В норме дыхательных движений ритмичные.

Частота дыхательных движений (ЧДД) у взрослого человека в покое составляет 16-20 в минуту. А положении лежа число дыхательных движений обычно уменьшается (до 14-16 в минуту). У тренированных людей и спортсменов частота дыхательных движений может уменьшаться и достигать 6-8 в минуту.

Увеличение ЧДД больше 20 дыхательных движении в минуту – тахипноэ.

Уменьшение ЧДД менее 16 в минуту – брадтпноэ.

Поверхностное дыхание обычно наблюдается в покое, а при физическом или эмоциональном напряжении оно более глубокое.

В зависимости от преимущественного участия в дыхательных движениях грудной клетки или живота (диафрагмы) различают:

Грудной (чаще у женщин)

Смешанные типы дыхания

Наблюдение за дыханием следует проводить незаметно для пациента, так как он может произвольно изменить частоту, глубину и ритм дыхания.

При нарушении удовлетворения потребности «дышать» у пациента может наблюдаться одышка.

В зависимости от затруднения той или иной фазы дыхания одышка может быть:

Инспираторной (в том случае, когда затруднен вдох)

Экспираторной (затруднен выдох)

Смешенной (при затруднении как вдоха, так и выдоха)

Кроме того, следует различать отдышку:

Физиологическую (возникающую при значительной физической или эмоциональной нагрузке)

Патологическую, возникающую при заболеваниях органов дыхания, кровотечения, сердечно - сосудистой системы, а также при отравлении некоторыми ядами.

Все результаты сестринского обследования пациента фиксируются в ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ сестринской карте стационарного больного (название документа условное).

Вопросы для самоподготовки:

1.Что такое артериальное давление(АД)?

2.Какие виды давления Вы знаете?

3. Назовите нормальные показатели АД.

4.Что такое пульсовое давление?

5.Как называется повышение АД?

6. Как называется понижение АД?

7. Перечислите причины, вызывающие повышение АД.

8.Назовите аппараты, используемые для измерения АД.

9.Нарушение каких потребностей может повлиять на показатели АД?

10.Каким образом своевременное выявление высоких показателей АД может повлиять на течение болезни и состояние здоровья?

11. Дайте определение понятия «пульс».

12. Назовите места определения пульса.

13. Дайте характеристику качеств пульса:

Частота;

Наполнение;

Напряжение;

Величина;

Симметричность.

14. Что такое « дефицит пульса»?

15. Перечислите органы, участвующие в акте дыхания.

16. Что определяется при наблюдении за дыханием?

17. Какие типы дыхания Вы знаете?

18. Какое дыхание по глубине бывает?

19. Назовите показатель ЧДД в норме.

20. Как называется учащённое дыхание?

21. Как называется замедленное дыхание?

22. Что такое апноэ?

23. Какие виды одышки Вам известны?

24. В каких случаях возникает физиологическая одышка?

25. В каких случаях наблюдается патологическая одышка?

26. Перечислите способы определения отёков.

27. Назовите причину возникновения отёков.

28. Назовите нормальные показатели температуры тела.

29. Перечислите правила измерения температуры тела.

30. Что такое «профиль температуры»?

31. Перечислите оборудование, применяемое для измерения температуры.

32.. Назовите документацию для регистрации полученных данных.

Задания для самоподготовки

1.Познакомьтесь с устройством тонометра, сфигмаманометра, электронного тономера.

2. Отработайте технологию измерения АД. Дайте характеристику полученных данных.

3. Ознакомьтесь со структурой температурного листа.

4. Отработайте технологиюизмерения пульса на лучевой, сонной артериях. Дайте характеристику полученных данных.

5. Проведите подсчёт ЧДД.

6. Дифференцируйте инспираторную и экспираторную одышки.

7. Познакомьтесь с устройством термометра ртутного.

8. Проведите измерение температуры в подмышечной впадине, прямой кишке.

9. Проведите регистрацию полученных данных АД, пульса и температуры в температурном листе.

Тема 1.1.4. Сестринский процесс как основа оказания сестринской помощи

1. Уровни основных человеческих потребностей по А.Маслоу и потребности повседневной жизни по В.Хендерсон .

Потребность -это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отражённый в восприятии человека, который он испытывает на протяжении всей своей жизни и должен его восполнять для достижения здоровья и благополучия.

Американский психофизиолог русского происхождения Абрахам Маслоу в 1943 году выделил 14 основных потребностей человека и расположил их согласно пяти ступеням. По его теории, определяющей поведение человека, одни потребности для человека более существенны, чем другие. Это позволило классифицировать их по иерархической системе - от физиологических до потребностей в самовыражении. Расположив потребности человека в виде пирамиды, А.Маслоу показал, что, не удовлетворив низшие, физиологические, лежащие в основании пирамиды потребности, нельзя удовлетворить высшие потребности.

Первый уровень потребностей человека. Физиологические основные потребности. Выживание. Это низшие, управляемые органами тела потребности, такие как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите.

1.Потребность дышать – обеспечивает постоянный газообмен между клетками организма и окружающей средой. Это одна из основных физиологических потребностей человека. Дыхание и жизнь - неразделимые понятия. Человек, удовлетворяя эту потребность, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.

2.Потребность есть- обеспечивает организм питательными веществами, необходимыми для сохранения здоровья. Рациональное и адекватное питание помогает исключить факторы риска многих заболеваний.

3.Потребность пить – удовлетворяя потребность пить, человек осуществляет доставку воды в организм для поддержания водно – солевого обмена.

4.Потребность выделять – обеспечивает выведение продуктов жизнедеятельности, шлаков, вредных для организма веществ.

5.Потребность спать, отдыхать – удовлетворение данной потребности обеспечивает восстановление истощённой нервной системы и нарушенного функционального состояния организма, тем самым нормализуется физическая и психическая активность человека.

Второй уровень. Потребности в надёжности - безопасность – стремление к материальной надёжности, здоровью, обеспечению старости и т.д. Для достижения этого необходимо удовлетворение некоторых потребностей.

6.Потребность быть чистым. Кожа и слизистые человека выполняют защитную функцию, выводят из организма продукты жизнедеятельности, участвуют в процессах терморегуляции. Поэтому человеку необходимо заботиться о поддержании чистоты тела.

7.Потребность одеваться, раздеваться. В зависимости от состояния организма и климатических условий человеку необходимо поддерживать и регулировать температуру тела одеждой, обеспечивая комфортное состояние организма независимо от времени года. Для этого важно подбирать одежду по возрасту, полу, сезону, окружающей обстановке.

8.Потребность поддерживать температуру тела . Постоянная температура тела (в пределах физиологических колебаний) создаётся процессом терморегуляции, в результате которого в организме поддерживается равновесие между теплопродукцией и теплоотдачей. Для этого необходимо поддержание микроклимата в помещениях, где находится человек и контроль выбора одежды по сезону.

9.Потребность быть здоровым - обеспечивается стремлением человека к независимости в удовлетворении жизненно – важных потребностей при изменении состояния здоровья, возникновении болезни, к самостоятельному решению многих проблем, к активному участию в избранном курсе лечения или реабилитации.

10.Потребность избегать опасности, болезней, стрессов – обеспечивает человеку избежание факторов риска, которые приводят к возникновению заболеваний. Важно избежать безразличия к своему состоянию здоровья.

11.Потребность двигаться - обеспечивает соответствующее кровообращение в организме, тем самым улучшает питание тканей, повышает мышечный тонус, способствует рассасыванию застойных явлений.

Третий уровень. Социальные потребности. Принадлежность – это потребности в семье, друзьях, их общение, одобрение, привязанность, любовь и т. д. Удовлетворение потребности этого уровня необъективно и трудноописуемо. У одного человека потребность в общении выражается очень сильно, другой ограничивается очень немногими контактами. Помогая человеку решить социальную проблему, можно значительно улучшить качество его жизни.

12.Потребность общаться. Общение как сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, нужно пациенту для нормальной жизнедеятельности, особенно психоэмоционального равновесия. Нарушение социальных контактов человека может привести его к замкнутости, стремлению к самоизоляции или, наоборот, к раздражительности и повышенному требованию к себе.