30.09.2019

Технико-экономическое обоснование проекта. Пример оформления. Как написать экономическое обоснование


Делопроизводством и архивом в организации занимается один специалист. В его обязанности входит, помимо ведения архива, регистрация, учет и контроль документов:

  • исходящие письма (1219) (в скобках - показатели за 8 месяцев прошлого года);
  • входящая служебная корреспонденция (1215);
  • обращения граждан (510);
  • распоряжения вышестоящих организаций (429);
  • распоряжения руководителя (232);
  • входящие телефонограммы (155).

Необходимо грамотно составить докладную записку руководителю учреждения и обосновать введение штатной единицы (бюджетная организация) или перераспределение обязанностей в отделе. Как это сделать?

Оценить трудозатраты можно на основании информации об общем объеме документов в организации и о количестве ежегодно создаваемых архивных дел, используя следующие государственные нормы времени на работы по документационному обеспечению управления:

- «Нормы времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур Федеральных органов исполнительной власти», утвержденные постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 26.03.2002 № 23;

- «Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления», утвержденные постановлением Министерства труда РФ от 25.11.1994 № 72;

- «Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению управления», утвержденные постановлением Министерства труда РФ от 10.09.1993 № 152.

У перечисленных норм есть ряд существенных достоинств. Прежде всего, они разработаны государственными органами на основе проведенных обследований, поэтому большинство руководителей организаций (как государственных, так и коммерческих) склонны воспринимать их всерьез. Во всех нормативах, помимо наименований выполняемых работ, приводится развернутое описание их содержания.

Пример

«Нормы времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур Федеральных органов исполнительной власти»

Наименование работы: обработка отправляемых документов

Содержание работы: Получение исполненных документов, проверка правильности оформления документов, наличия приложений, указанных в основном документе, сортировка отправляемых документов по адресам и видам почтовых отправлений, проставление адреса на конверте, фальцовка и вложение документов в конверты, заклеивание конвертов, маркировка конвертов, составление реестра на заказную почту, упаковка писем для отправки на почту.

В этих нормативах приведены и методики расчета численности персонала ДОУ. Опыт показывает, что ими трудно воспользоваться, поэтому лучше провести оценку трудозатрат, основываясь на предложенных в государственных нормативах описаниях содержания выполняемых работ. Для этого нужно:

1. Выписать из нормативов те виды работы, которые выполняет сотрудник.

2. Проанализировать, соответствует ли содержание работы, перечисленной в нормативе, той работе, которая выполняется сотрудником.

Так, в приведенном выше примере в содержание работы включено «проставление адреса на конверте». Сейчас во многих организациях используются системы электронного документооборота, которые позволяют осуществлять данную операцию в автоматическом режиме. Если ваша система обеспечивает такую возможность, значит, трудозатраты на данный вид работы нужно будет корректировать в сторону уменьшения.

3. Подсчитать по нормативам трудозатраты и посмотреть, что получится. Желательно выполнить подобные расчеты для всех сотрудников подразделения. К сбору данных и выполнению расчетов можно привлечь самих сотрудников, особенно при составлении перечня выполняемых ими видов работ.

4. При расчете минимально необходимой численности персонала следует учесть возможность болезни сотрудников, используя для этого статистику выдачи больничных листов в вашей организации.

Свои аргументы можно усилить такими данными:

  • Во многих наших организациях объем документооборота в среднем увеличивается за год на 15-30 %. Если в организации наблюдается такая тенденция, можно подготовить руководству прогноз на 2-3 года вперед и поставить вопрос об увеличении штатов с прицелом на будущее.
  • Численность сотрудников службы ДОУ можно приблизительно оценить, исходя из общей численности персонала организации. В средних и мелких организациях штат службы ДОУ составляет примерно 2-3 % от общей численности работников.
  • Еще один способ приблизительной оценки необходимого числа сотрудников для обслуживания архива организации - поделить количество хранящихся в архиве дел на 3000 (примерное среднее количество дел, обслуживаемых одним сотрудником архива). Если точное количество хранящихся дел неизвестно, то его можно оценить, измерив суммарную длину полок с документами и разделив полученную цифру в метрах на 0,025 м (среднестатистическая толщина дела - 2,5 см).

Приведенные выше цифры отражают практический опыт работы коммерческих организаций с большим объемом документов.

Вид работ

Число документов в месяц

Норма, часов на документ

Всего часов

Исходящие письма

Входящая служебная корреспонденция

Обращения граждан

Распоряжения вышестоящих организаций

Распоряжения руководителя

Входящие телефонограммы

Итого:

* П. 6.5 «Норм времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур Федеральных органов исполнительной власти», взяты только пп. 1+2+3.

То есть получается, что если только работник не производит каких-то дополнительных операций с документами (взят случай самой простой обработки), то в месяц у него уйдет на эту работу около 40 часов (это менее 5 минут на документ). Аналогичным образом нужно скрупулезно подсчитать трудозатраты по остальным видам работы (контроль исполнения, работа с архивом и т.д.). Если загрузка работника превысит количество рабочих часов в месяце, то смело можно готовить докладную записку руководству.

  • Современные руководители, как правило, хорошо понимают язык цифр и плохо воспринимают неконкретные жалобы на перегруженность. По возможности, нужно подготовить оценку дополнительных затрат организации (на расширение штатов и/или повышение зарплаты) и соотнести их с той отдачей, которая в итоге будет получена.
  • На разговор с руководством лучше идти, имея на руках не только данные о загруженности персонала, но и конкретные предложения по перераспределению обязанностей. При обсуждении упор лучше делать не на необходимость разгрузить конкретного сотрудника, а на повышение эффективности работы с документами в организации, на возможный выигрыш для других служб и подразделений и т.п.
  • Предложения руководству желательно оформить в виде служебной записки. Если руководитель их поддержит, то будет возможность сразу наложить резолюцию на готовый документ. В случае отрицательного решения останется документ, который может еще пригодиться в будущем.

Н.А. Храмцовская, ведущий эксперт по управлению документацией компании «ЭОС»,
член Гильдии управляющих документацией и «ARMA International»

Весомая часть финансового анализа со специальной формой оценки воздействия показывает, как написать экономическое обоснование. Пример использования такой формы, прослеживающий процесс изменения чистых финансовых потоков, которые возникают как результат реализации мер, будет представлен в этой статье. Такого плана оценка денежных потоков в корпоративных программах должна быть направлена на позитивные изменения социально-экономической сферы.

Закон

Российская законотворческая практика чётко обозначила, как написать экономическое обоснование, пример которого представлен в статье 105 (Регламент Госдумы РФ), и касается он финансовой целесообразности при внесении законопроектов, требующих для реализации определённых материальных затрат. Правительство рассматривает до представления законопроекта соответствующие материалы.

Прежде всего готовят пояснительную записку, где изложена концепция законопроекта со всеми предметами законодательного урегулирования. Второй документ демонстрирует, как написать экономическое обоснование. Пример этот не универсален, поскольку рассчитан для конкретного проекта и соблюдает интересы определённого заказчика. Естественно, каждый случай требует индивидуального подхода - всякий раз с другими расчётами и планами, поскольку финансовые обоснования пишутся всюду и всеми - от законодателей Государственной думы до учеников на уроках технологии в средней школе.

ФЭО

Как написать экономическое обоснование? Пример вы можете видеть ниже. Все зависит от объекта, которому оно посвящено: технические ли это регламенты, организации со своими собственными стандартами или даже национальная экономика, ищущая финансовые пути для экономического подъёма. Возьмём, например, техническое регулирование, которое нуждается в чётко прописанных финансовых обоснованиях для изменения норм или технических регламентов.

При внедрении проекта неминуемо будут перераспределяться затраты, выгоды и риски каждого субъекта государства, предприятия или сообщества. Не многие знают, как написать экономическое обоснование. Образец существует для каждого вида деятельности, но его нельзя назвать универсальным. Осуществление такой процедуры требуется на начальном этапе - при проектировании, что позволяет не допустить множества ошибок и приобрести массу возможностей.

Плюсы экономического обоснования

Прежде всего, с написанием обоснования прогнозируются изменения издержек, выявляются риски и выгоды всех субъектов экономики. Это связано с точной оценкой финансового и экономического эффекта в связи с изменением определённых норм. Издержки оптимизируются посредством корректировки направлений развития экономики, а разработка новых норм будет помогать выполнению этой задачи.

Конкретное моделирование обеспеченного воздействия этих разрабатываемых норм пошагово подскажет, как написать экономическое обоснование. Образец вряд ли отражает действительное положение данного предприятия, отрасли, общества. Выявить выигрышные и проигрышные стороны может только человек, находящийся внутри ситуации. Требования перемен должны быть эффективно гармонизированы со всеми системами, подвергающимися техническому регулированию, с использованием всех преимуществ внедрения какого-либо проекта.

Законопроекты

Нормативные правовые акты тоже требуют материальных или финансовых затрат, а потому законодатель, предлагающий новый проект, должен написать экономическое обоснование, то есть предоставить конкретные финансовые расчёты. В этих обоснованиях, прямо связанных с введением новой нормы или изменением правового акта, должны быть прописаны доходы и расходы бюджетов на всех уровнях, затраты каждого субъекта экономики, затраты общества (или третьих лиц), налоговые поступления, указана бюджетная эффективность.

Так делаются все реформы в государстве: изменяются механизмы управления, вводятся саморегулируемые организации, изменяются правила торговли и производства, участниками ассоциаций и объединений предоставляются определённые новые услуги. По правде сказать, эффективность введения любого законопроекта прямому и точному расчёту редко поддаётся, что общество сейчас и наблюдает воочию - множество ошибок и неточностей сопровождают их. Видимо не все законодатели знают, как написать экономическое обоснование проводимых операций. При проведении реформ особенно важен прогноз социально-экономических последствий и эффектов.

Как нужно?

Финансово-экономическая оценка любого нововведения должна быть максимально точной и заблаговременно выявлять политические, административные, экономические и другие эффекты и последствия. Как написать экономическое обоснование отчуждения имущества у государства, лучше всех знают "младореформаторы", а вот последствия этих знаний теперь преодолевает общество - с огромным трудом, болью и потерями. А ведь необходимо было оценить в денежной форме не только свои приобретения, но и наши потери (это из раздела экономического обоснования под названием "дополнительные затраты"). Выявлено ли было воздействие таких изменений на финансы всех заинтересованных сторон и бюджетов абсолютно всех уровней? А это является непременным условием правильного составления экономического обоснования.

Нет, ничего выявлено не было, просто огромное число граждан страны "в рынок не вписались". Как написать экономическое обоснование по нехватке зарплаты, которую люди не видели по несколько месяцев? Надо было провести тщательный анализ всех изменений структуры доходов, расходов и рисков субъектов экономики, всего общества, то есть третьих лиц, и это является незыблемым правилом составления экономических обоснований. Нужен был детальный анализ всего, что связано с изменениями механизмов управления. Необходимо было в этом финансовом расчёте честно оценивать (монетизированно оценивать!) перераспределение выгод, причём для абсолютно всех сторон, заинтересованных или затронутых переменами.

О целесообразности

Именно честный и беспристрастный анализ ситуации ещё до начала каких-либо изменений способен помочь в оценке целесообразности любого проекта прежде всего в денежном отношении. Тогда и даются рекомендации по его соответствию данному положению дел. Процедуры экономических обоснований должны проводиться уже на самом первом этапе, когда проект существует ещё в стадии разработки. Проектирование изменений норм правового регулирования требует достаточно веских обоснований, поскольку лишь тогда прогнозируются риски, выгоды и издержки самых разных субъектов экономики. Лишь экономическое обоснование может расписать расходы, основываясь на ожидаемом повышении доходов или сокращении затрат. Деньги тратятся для того, чтобы в будущем заработать значительно больше или расходовать меньше.

Финансовые тонкости

Как написать экономическое обоснование для банка, чтобы убедить его инвестировать проект? Сначала нужно разобраться с некоторыми непреложными истинами заёмного характера. Учитывает ли написанное обоснование то, что деньги сегодня, как правило, стоят дороже, чем через даже самое короткое время? Ведь банк даст их, разумеется, под процент. Но даже если есть личные свободные суммы, способные покрыть расходы, просчитан ли в обосновании тот процент на депозите, который неминуемо будет потерян при вложении денег в проект?

Как написать экономическое обоснование к договору с банком, чтобы в нём было доказано, что все расходы будут эффективно и с лихвой погашены, то есть будущие доходы окупят проценты по кредиту или превысят процент по депозиту? Нужно найти в данном проекте самые многообещающие стороны и доказать в обосновании, что все предлагаемые расходы на самом деле принесут экономию или доходы, равные запланированным. И не нужно искать готовых форм и распечатанных бланков. Нужно помнить, что твёрдых правил документирования финансово- или технико-экономического обоснования просто не существует.

Форма экономического обоснования должна быть самой простой и с обязательным указанием причины, которая повлияла на решение данной организации выполнять этот проект. А вот обсуждение предполагаемых выгод должно быть очень детальным, с приложением альтернатив, которые, возможно, будут кстати, и подробнейшим финансовым анализом, который определит инвестиционную привлекательность проекта. На практике обычно никто не знает, как написать технико-экономическое обоснование, особенно для проектов, где предполагается значительный риск. Чаще всего оно оформляется как самостоятельный документ и служит приложением к точной форме инициализации данного проекта. Если же, собственно, проект невелик, то все выгоды можно перечислить прямо в форме инициализации.

Отдельные элементы

Обычно определяются и указываются результаты выполнения проекта в его материальном аспекте, то есть все параметры поддаются измерению: экономия по затратам, повышение мощности или производительности, увеличение рынка, повышение доходов и тому подобное. Перед написанием обоснования есть смысл поговорить с людьми, заинтересованными в инвестициях проекта, или с разрешительными органами на предмет того, что именно они хотят в обосновании увидеть, что для них самое важное.

И всё же некоторые материальные элементы нужно иметь в виду в обязательном порядке при написании обоснований. И чем сложнее будет проект, тем большее количество таких элементов будет в нём присутствовать: сокращение издержек, экономия, возможность получения дохода дополнительно, увеличение принадлежащей компании доли рынка, полное удовлетворение клиента, направления денежных потоков. Последнее документируется как главная часть экономического обоснования проекта.

Денежные потоки

Этот анализ имеет целью помощь комитетам или лицам, которые рассматривают проекты, выбрать самые подходящие для реализации. Элементы, поддающиеся измерению, уже перечислены выше, но ими экономическое обоснование не исчерпывается. Есть и нематериальные, и их много. К примеру, из основных можно выделить переходный период и его издержки, расходы на эксплуатацию, изменение бизнес-процесса, замену персонала и тому подобное.

Отдать должное в экономическом обосновании необходимо и альтернативным решениям, перечислив все доступные методы реализации проекта на практике. Например, среди тысяч поставщиков с миллионами предлагаемых одинаковых продуктов практически не бывает одной и той же цены.

Каким образом сделать приобретение выгодным? В экономическом обосновании придётся ответить на многие, часто неудобные или просто трудные вопросы. Выгоднее купить готовое решение или найти альтернативный, собственный вариант. А можно частично купить, частично реализовать его самостоятельно. Именно таких ответов в экономическом обосновании должно быть много.

Опекунство

В зависимости от культуры данной организации экономическое обоснование пишет опекун или сам руководитель проекта. Но несёт ответственность за проект в любом случае опекун, то есть инвестор, именно он отвечает за финансовую эффективность, в то время как руководитель планирует, выполняет и практически реализует. Руководитель - форма, а опекун - содержание, то есть инвестиции. И потому главное - довести до инвестора точный объём затрат на весь проект, обозначить верные сроки окупаемости и спрогнозировать привлекательные результаты работы.

Экономическое обоснование является причиной, которая выступает побуждением для той или иной организации приступить к выполнению конкретного проекта. Это понятие включает в себя рассмотрение выгод, которые предприятие получит по результатам осуществления проекта. Кроме того, экономическое обоснование рассматривает различные альтернативы, а также анализирует проект с финансово-экономической точки зрения. Последнее позволяет оценить инвестиционную привлекательность проекта. Как написать экономическое обоснование? Пример - в этом материале.

Суть понятия

Экономическое обоснование напоминает тот анализ, который мы проводим, планируя какую-то серьезную покупку. Например, собственного автомобиля. Предположим, что на это приобретение мы можем выделить из семейного бюджета 35 тыс. американских долларов. Первым делом необходимо выяснить, какие именно автомобильные концерны производят автомобили интересующего нас класса. Потом мы определяемся с основными техническими характеристиками и согласовываем окончательную цену с компанией, которая реализует данную продукцию. Но и это ещё не всё. Как написать экономическое обоснование? Пример в вопросе выбора схемы оплаты.

В то же время может быть и другая ситуация, когда в первую очередь покупателя интересует общая сумма, которую придётся выложить за новый автомобиль. Особенно это актуально в ситуации, когда на окончательную цену влияет сумма процентов, если речь идёт о покупке в кредит. В таком случае целесообразно выбирать именно тот вариант, который предусматривает наименьшую процентную ставку. Ещё один путь — это поиск предложения с наименьшим ежемесячным платежом. Такое приобретение позволит растянуть выплаты на как можно большее время. При этом ежемесячная сумма такого платежа не будет сильно бить по карману. При осуществлении финансово-экономического обоснования внимание уделяется аналогичным аспектам.

Составляющие экономического обоснования

Не существует чётких правил документального оформления экономического обоснования. Главной его задачей, как и в случае с технико-экономическим обоснованием проекта, является определение материальных или нематериальных итогов его осуществления. Под материальными результатами подразумеваются те, которые можно измерить.

Ниже приведен перечень, дающий представление о тех материальных составляющих, которые имеют значение в процессе оформления финансово-экономического обоснования проекта. Будет кстати сказать, что не все из них нуждаются в обязательном документировании. Необходимость их фиксации на бумаге зависит от сложности проекта, стоимости и количества рисков для предприятия.

Материальные элементы экономического обоснования

Итак, к основным материальным компонентам экономического обоснования относятся экономия, уменьшение расходов, вероятность получения вспомогательного дохода, прирост принадлежащей предприятию доли рынка, удовлетворение потребителей и оценка потока денежных средств. Кроме материальных составляющих экономического обоснования, в нём должны присутствовать и нематериальные компоненты.

Нематериальные элементы экономического обоснования

В их числе могут оказаться вероятные, но не запланированные заранее затраты компании. Среди основных нематериальных элементов экономического обоснования можно выделить издержки переходного этапа, эксплуатационные затраты, трансформация бизнес-процессов, а также реорганизация, касающаяся сотрудников компании. Кроме того, к числу нематериальных составляющих экономического обоснования относятся повторяющиеся выгоды. Ещё как написать экономическое обоснование? Пример ниже.

Другие составляющие экономического обоснования

Следует подчеркнуть, что вместе с выгодами и оценкой потока денежных средств в ЭО необходимо уделить внимание альтернативным подходам и методам осуществления конкретного проекта на практике. Как написать экономическое обоснование? Пример в следующей ситуации.

Известно, что на рынке представлено большое количество производителей разных товаров. Однако каждый из них устанавливает свою цену для собственной продукции. Что выбрать? Вариант, который представляет собой готовое решение стоимостью 2 млн долларов США. Или альтернативное решение, которое предусматривает частичное приобретение у стороннего производителя и в какой-то мере использование своих ресурсов?

Собственно, аспекты именно такого характера зачастую приходится рассматривать при составлении экономического обоснования предприятия. Любой из предлагаемых вариантов должен включать перечисленные ранее материальные и нематериальные составляющие. В завершении экономического обоснования необходимо указать предложения и выводы. Кроме того, в него можно добавить дополнительные материалы.

Как писать технико-экономическое обоснование (ТЭО)? Да элементарно, достаточно всего лишь открыть ГОСТ 24.202-80 Система технической документации на АСУ. Требования к содержанию документа «», хоть он и не действует в РФ, а затем тупо и формально следовать тексту, поскольку какой-либо полноценной ему замены (скорее всего) не существует, но технико-экономические обоснования никто еще не отменял. Лучше уж так, чем гнать в качестве технико-экономического обоснования всяческую отсебятину. Редакция от 20.06.2018.

Как писать технико-экономическое обоснование (ТЭО)?

Создан 19.12.2016 13:08:53

Отсутствие полноценной замены многим переставшим действовать советским стандартам - это, мягко говоря, диверсия со стороны. Так, к примеру, ГОСТ 22352-77 Гарантии изготовителя. Установление и исчисление гарантийных сроков в стандартах и технических условиях. Общие положения, также утратил силу в РФ. Так что делать-то разработчикам, ведь гарантийные обязательства, как и технико-экономические обоснования, никто не отменял?! Только пользоваться утратившими силу, но без упоминаний о них непосредственно в текстах разрабатываемых документов .

Но вернемся к теме и откроем ГОСТ 24.202, начнем с общих положений. Согласно п. 1.1 ГОСТ 24.202-80 документ «Технико-экономическое обоснование создания АСУ» (ТЭО АСУ) предназначен для обоснования производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности создания или развития АСУ (далее - создания АСУ).

Таким образом, назначение документа становится более чем очевидным. Для конкретики имеет смысл обратиться к системам электронного документооборота, к которым относятся практически любые, будь то бухгалтерские, учета кадров и им подобные. Совершенно ясно, что бухгалтерия в классическом ее «бумажном» ее виде не слишком эффективна, - это когда тетеньки с толстенными задницами или дяденьки в нарукавниках носятся с, передавая их друг другу, заполняют кучу всяких журналов учета, совершая при этом массу и создавая полную организационную неразбериху.

Как указывалось нами в предыдущих статьях, любые организационные проблемы необходимо решать (техническим путем, путем автоматизации, снижая, тем самым, долю ручного труда), - в этом и состоит производственно-хозяйственная необходимость. Теперь о технико-экономической: любая грамотная и толковая автоматизация каких-либо деятельности всегда приводит к повышению экономической данной деятельности, за вычетом, разумеется, всевозможных затрат. Все просто.

Далее. Согласно п. 1.4 ГОСТ 24.202-80 для вновь проектируемых и строящихся исходные данные, необходимые для написания ТЭО АСУ, определяют на основе объектов-аналогов. Объекты-аналоги сейчас модно называть, их анализ необходим, поскольку всегда проще создавать что-либо не с нуля, а на основе уже имеющегося опыта, отечественного и (или) зарубежного.

И, наконец, не следует смущаться, что речь в ГОСТ 24.202-80 идет о технико-экономическом обосновании создания АСУ . АСУ - это просто один из подвидов, так что ТЭО на АСУ вполне применимо к любой АС.

О составе и содержании технико-экономического обоснования (ТЭО)

Согласно п. 2.1 ГОСТ 24.202-80 документ ТЭО АСУ должен содержать следующие разделы:

  • введение;
  • характеристика объекта и существующей системы управления;
  • , критерии и ограничения создания АСУ;
  • и создаваемой АСУ;
  • ожидаемые технико-экономические результаты создания АСУ;
  • выводы и предложения.

Что может быть неочевидным в этом требовании? Да все очевидно, надо просто создать перечисленные выше разделы, причем стилем 1-го уровня, если кто-то еще пользуется вордом. Стиль, кстати, разными стандартами определяется по-разному - и вот.

Основание для проведения работ (по разработке технико-экономического обоснования - ТЭО)

Основание для проведения работ (по разработке технико-экономического обоснования - ТЭО) - что тут писать? Основания для проведения работ могут быть разными: приказ при проведении, договор с заказчиком, документы, оперативно-техническая записка и еще много чего. Ненужное удалить.

Наименование организации-заказчика (технико-экономического обоснования - ТЭО)

Наименование организации-заказчика (технико-экономического обоснования - ТЭО) - если таковой имеется. Если разработка ведется инициативно, то заказчиком будет, скорее всего, высшее руководство предприятия-исполнителя (или руководство какого-то смежного подразделения того же предприятия).

Наименование организаций-участников работ (по разработке ТЭО)

Наименование организаций-участников работ (по разработке ТЭО) - могут быть и, всех их надо перечислить. Ну и тоже является организацией-участником.

Сроки начала и окончания работ (по разработке технико-экономического обоснования - ТЭО)

Источник - это либо заказчик, либо госбюджет, либо сам исполнитель - самофинансирование. Объемы финансирования обычно расписываются по стадиям и этапам выполнения работ (выполнил стадию или этап - получи кусок финансирования в определенном объеме), что, собственно, и составляет порядок финансирования.

Перечень нормативно-технических документов, методических материалов, использованных при проведении ТЭО - здесь приводится перечень стандартов и методических указаний. Для любых видов автоматизированных систем это будут ГОСТы 34-го комплекса и (в качестве методических указаний), а также.

О ссылочных стандартах

Ссылочные стандарты в ГОСТ 34.ххх и РД 50-34.698-90 далеко не всегда указываются явно. Так, к примеру, в подразделах «Требования к надежности» и «Требования безопасности» технического задания по ГОСТ 34.602 они не указаны, но подразделы эти должны разрабатываться согласно ГОСТ 27.ххх и ГОСТ 12.ххх соответственно. Но мужики-то не знают, а потому и спрашивают, а что в этих писать?!

Подраздел «Требования к качеству программных средств» должен разрабатываться согласно ГОСТ 28195, «Требования по диагностированию системы» - согласно ГОСТ 20911.

Иными словами, к любому разделу (подразделу и т.д.) технического задания может и должен быть «прикручен» соответствующий ссылочный стандарт или набор стандартов, но этого сделано не было изначально, а потом весь комплекс стандартов на автоматизированные системы с момента начала его действия так толком ни разу и не пересматривался (это со слов г-на). Это и понятно, 34-й комплекс стандартов датируется 89-90 годами прошлого века, когда перестроечный горбачевский бардак практически уже привел к развалу страны и всем стало не до стандартизации, выжить бы...


Характеристика объекта и существующей системы управления

Согласно п. 2.3 ГОСТ 24.202-80 раздел «Характеристика объекта и существующей системы управления» должен содержать:

  • общую характеристику объекта;
  • характеристику производственно-хозяйственной деятельности, организационной и объекта;
  • характеристику существующей системы управления и ее структурных с указанием распределения функций управления между элементами;
  • характеристику, используемых и средств управления;
  • перечень и характеристику недостатков в организации и управлении объектом (в методах управления, организационной структуре управления, выполнении функций управления, обеспечении информацией и т.д.);
  • оценку производственных потерь, возникающих из-за недостатков в организации и управлении по объекту в целом и его частям (ухудшение технико-экономических и социальных показателей деятельности объекта и его частей);
  • характеристику готовности объекта к созданию АСУ.

Примечание - Для объектов с развиваемыми АСУ в разделе приводят характеристики автоматизированных и неавтоматизированных частей существующей системы управления.

Все также тупо и формально создаем соответствующие подразделы путем копирования, не забывая грамотно «просклонять и проспрягать» их.

Общая характеристика объекта

Общая характеристика объекта - в отношении общей характеристики объекта можно хоть Соловьёвым заливаться. Разумнее всего зайти на официальный сайт заказчика и срисовать оттуда раздел «О компании» или аналогичный по смыслу. Вот простой пример:

ООО «Газпром добыча где-то там» - мощная высокорентабельная компания, в сферу деятельности которой входит:

  • поиск и разведка новых залежей нефти и газа;
  • интенсификация действующих месторождений;
  • добыча газа, конденсата, нефти;
  • подготовка углеводородного сырья;
  • оказание услуг по подготовке сырья сторонних поставщиков;
  • транспорт газа, конденсата, нефти и продуктов их подготовки;
  • обеспечение области газом и жидким топливом;
  • обеспечение промышленной и экологической безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов;
  • мониторинг окружающей среды.

ООО «Газпром добыча где-то там» выпускает высоколиквидную конкурентоспособную продукцию:

  • сухой газ;
  • сжиженный газ;
  • стабильный конденсат с нефтью;
  • широкую фракцию легких углеводородов;
  • пропан-бутан технический;
  • этан;
  • гелий (газообразный, жидкий);
  • одорант;
  • сера (жидкая, комовая, гранулированная);
  • жидкий кислород;
  • жидкий азот».

И в таком духе.

Характеристика производственно-хозяйственной деятельности, организационной и производственной структуры объекта - с этим сложнее. Чтобы все перечисленное охарактеризовать, следует открыть материал и с особой пристальностью отнестись к этапам 1.1 и 2.1. Фактически это проведение предпроектного обследования, о котором было рассказано в статье.

Об организационно-хозяйственной деятельности в части ее текущего состояния вам расскажут неохотно и сбивчиво, но расскажут. Предположим, все про тот же документооборот. Про организационную структуру объекта - возможно, но на уровне организационно-штатной структуры организации, о вертикальных и горизонтальных связях между подразделениями.

А вот о производственной структуре могут и умолчать. При обследовании одной энергоснабжающей организации потребовалась информация о схеме прокладки подземных силовых кабельных сетей с привязкой к карте местности, но в информации этой было немедленно отказано, поскольку она попросту секретна. Пример, быть может, не слишком удачен, но суть отражает.

Характеристика существующей системы управления и ее структурных элементов с указанием распределения функций управления между элементами организационной структуры

Характеристика существующей системы управления и ее структурных элементов с указанием распределения функций управления между элементами организационной структуры - этот подраздел во многом повторяет предыдущий.

Характеристика функций управления, используемых методов и средств управления

Характеристика функций управления, используемых методов и средств управления - этот тоже, но просто на более детальном уровне. Все это расписывается по результатам проведения предпроектного обследования. Данный пункт и оба предыдущих - «три сапога - пара».

Перечень и характеристика недостатков в организации и управлении объектом (в методах управления, организационной структуре управления, выполнении функций управления, обеспечении информацией и т.д.)

Перечень и характеристика недостатков в организации и управлении объектом (в методах управления, организационной структуре управления, выполнении функций управления, обеспечении информацией и т.д.) - рассуждать об этих правильных вещах можно много и долго

О недостатках организации - кто помнит, во время о но надо было отстоять очередь за колбасой, пока продавец ее не взвесит и не объявит цену, затем, уже зная цену, отстоять очередь в кассу и пробить чек, а потом с чеком вернуться к прилавку и забрать свою колбасу. Или то, что творилось во всяких коммунальных организациях до введения «одного (единого) окна» - приходилось за каждой бумажкой занимать очередь в каждое отдельное окошко, а затем в другие, чтобы передать туда эту бумажку и получить другую.

В этом подразделе надо расписать всю ту дурь, которая имеет место быть в настоящее время, а уж критиковать все мы горазды

Отдельно об обеспечении информацией. При Союзе в мало-мальски серьезных организациях всегда присутствовали БНТИ - бюро. А то и отделы - ОНТИ. Чем они занимались: они рассылали руководителям подразделений бумажные карточки, содержащие по тематике подразделения или по конкретному его руководителя. Такое было не слишком эффективным, поскольку велся вручную по формальным признакам - , а не по смысловому содержанию - такое стало возможно сравнительно недавно с появлением мощных автоматизированных.

Оценка производственных потерь, возникающих из-за недостатков в организации и управлении по объекту в целом и его частям (ухудшение технико-экономических и социальных показателей деятельности объекта и его частей) - возьмем за пример очереди на кассы в «Шестерочках» или иных подобных заведениях. Народ офигевает и злится, когда из десяти касс работают две, многие просто бросают корзинки или тележки и уходят без покупок. Потери прямые - снижение объемов продаж и выручки, т.е. показателей экономических. И социальные тоже - злющий покупатель уходит с мыслью «Да чтоб я еще раз сюда поперся...». Теряется имидж организации и снижается «лояльность» покупателей.

Характеристика готовности объекта к созданию АСУ

Характеристика готовности объекта к созданию АСУ - должны быть какие-то изначальные предпосылки, упрощающие создание и внедрение АС на объекте. Если, к примеру, на объекте имеется локальная сеть, проводная или беспроводная, то объект БОЛЕЕ готов, а если нет, то МЕНЕЕ

Есть штат персонала, способного эксплуатировать АС - БОЛЕЕ готов, нет - МЕНЕЕ. Ну и так далее.

Цели, критерии и ограничения создания АСУ

Согласно п. 2.4 ГОСТ 24.202-80 раздел «Цели, критерии и ограничения создания АСУ» должен содержать:

  • формулировку производственно-хозяйственных, научно-технических и экономических и критериев создания АСУ;
  • характеристику ограничений по созданию АСУ.

Примечание - Цели и критерии создания АСУ должны быть заданы в виде изменения соответствующих.

Формулировка производственно-хозяйственных, научно-технических и экономических целей и критериев создания АСУ

Формулировка производственно-хозяйственных, научно-технических и экономических целей и критериев создания АСУ - о целях заморачиваться не будем, дадим ссылку на одной из предыдущих статей, в нем все четко расписано и не имеет смысла повторяться. С критериями тоже все очевидно, это - Соотношение, характеризующее степень достижения и принимающее различные числовые в зависимости от используемых воздействий на или конкретных результатов деятельности [из п. 6 прил. 1 ГОСТ 34.003-90].

Характеристика ограничений по созданию АСУ

Характеристика ограничений по созданию АСУ - допустим, смета на банкет по случаю согласования и утверждения технико-экономического обоснования не должна превышать такой-то суммы. Чем не ограничение ? Т.е. снизиться с такой-то суммы до другой-то суммы - а это уже изменения значений соответствующих показателей .

Функции и задачи создаваемой АСУ в технико-экономическом обосновании (ТЭО)

Согласно п. 2.5 ГОСТ 24.202-80 раздел «Функции и задачи создаваемой АСУ» должен содержать:

  • обоснование выбора перечня функций и комплексов задач (задач) управления с указанием внедрения;
  • требования к характеристикам реализации функций и задач управления в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, определяющими общие технические требования к АСУ конкретного вида;
  • дополнительные требования к АСУ в целом и ее частям, учитывающие специфику объекта управления и создаваемой АСУ.

Продолжаем действовать в духе детализации, см.

Обоснование выбора перечня автоматизированных функций и комплексов задач (задач) управления с указанием очередности внедрения

Обоснование выбора перечня автоматизированных функций и комплексов задач (задач) управления с указанием очередности внедрения - здесь надо вернуться к подр. Характеристика производственно-хозяйственной деятельности, организационной и производственной структуры объекта и нижележащим, в них все рассказано, что и где плохо, поэтому сразу становится понятным перечень всего того, что надо автоматизировать.

В части очередности внедрения, см. .

Требования к характеристикам реализации функций и задач управления в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, определяющими общие технические требования к АСУ конкретного вида

Требования к характеристикам реализации функций и задач управления в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, определяющими общие технические требования к АСУ конкретного вида - ничего нового, см. Перечень нормативно-технических документов, методических материалов, использованных при проведении ТЭО .

Дополнительные требования к АСУ в целом и ее частям, учитывающие специфику объекта управления и создаваемой АСУ

Дополнительные требования к АСУ в целом и ее частям, учитывающие специфику объекта управления и создаваемой АСУ - допустим, АС - . Можно смело добавлять что-нибудь о ее и мерах по соблюдению режима секретности, по.

Ожидаемые технико-экономические результаты создания АСУ

Согласно п. 2.6 ГОСТ 24.202-80 раздел «Ожидаемые технико-экономические результаты создания АСУ» должен содержать:

  • перечень основных источников экономической эффективности, получаемых в результате создания АСУ (в том числе - экономия производственных, улучшение, повышение производительности труда и т.д.) и оценку ожидаемых изменений основных технико-экономических и социальных показателей производственно-хозяйственной деятельности объекта (например показателей по номенклатуре и объемам производства, себестоимости продукции, рентабельности, отчислениям в фонды экономического стимулирования, уровню социального развития);
  • оценку ожидаемых затрат на создание АСУ с распределением их по очередям создания АСУ и по годам;
  • ожидаемые обобщающие показатели экономической эффективности АСУ.

Примечание - В разделе указывают только те показатели деятельности объекта, которые будут претерпевать изменения в результате создания АСУ.

Тут, наверное, комментарии излишни. Хотя...

Откроем подр. Оценка производственных потерь, возникающих из-за недостатков в организации и управлении по объекту в целом и его частям (ухудшение технико-экономических и социальных показателей деятельности объекта и его частей) . Насколько снижается товарооборот, если из десяти работают всего две кассы? Потери экономические? Безусловно! Это еще и истечение срока годности продуктов (с последующей их утилизацией), излишняя загрузка складских помещений - а они должны опустошаться достаточно шустро - товар должен разлетаться как можно быстрее.

Выводы и предложения

Согласно п. 2.7 ГОСТ 24.202-80 раздел «Выводы и предложения» должен состоять из следующих подразделов:

  • выводы о производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности создания АСУ;
  • предложения по совершенствованию организации и управления;
  • рекомендации по созданию АСУ.

Согласно п. 2.7.1 ГОСТ 24.202-80 подраздел «Выводы о производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности создания АСУ» должен содержать:

  • сопоставление ожидаемых результатов создания АСУ с заданными целями и критериями создания АСУ (по целевым показателям и нормативным требованиям);
  • принципиальное решение вопроса о создании АСУ (положительное или отрицательное).

Тоже все просто. Цели - улучшить что-то, а предполагаемые результаты - такие-то. В плюс уходим? Отлично! Принимаем положительное принципиальное решение вопроса о создании АС.

Согласно п. 2.7.2 ГОСТ 24.202-80 подраздел «Предложения по совершенствованию организации и управления» должен содержать предложения:

  • по совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности;
  • по совершенствованию организационной и функциональной структур системы управления, методов управления, по развитию видов обеспечения АСУ и т.д.

Примечание - Предложения должны быть конкретными и отражать основные направления совершенствования организации и управления.

Все повторяется вновь и вновь - документы должны замыкаться сами на себя Предложения по:

  • по совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности - см. Характеристика производственно-хозяйственной деятельности, организационной и производственной структуры объекта ;
  • по совершенствованию организационной и функциональной структур системы управления, методов управления, по развитию видов обеспечения АСУ и т.д. - см. ту же ссылку.

Что надо сделать в рамках усовершенствования? Сократить очереди у касс, создать систему электронного документооборота, чтобы бухгалтеры не носились с бумажками и т.д.

Согласно п. 2.7.3 ГОСТ 24.202-80 подраздел «Рекомендации по созданию АСУ» должен содержать рекомендации:

  • по виду создаваемой АСУ, ее совместимости с другими АСУ и неавтоматизируемой частью существующей системы управления;
  • по организационной и функциональной структуре создаваемой АСУ;
  • по составу и характеристикам подсистем и видов обеспечения АСУ;
  • по организации использования имеющихся и приобретению дополнительных средств вычислительной техники;
  • по составу организаций-разработчиков, которые необходимо привлечь к созданию АСУ;
  • по рациональной организации разработки и внедрения АСУ;
  • по определению основных и дополнительных, внешних и внутренних источников и видов объемов финансирования и материального обеспечения разработок АСУ;
  • по обеспечению производственных условий создания АСУ;
  • другие рекомендации по созданию АСУ.

А вот тут комментарии уж точно излишни.

Обоснование - факты и материалы, служащие основанием для принятия решения о подаче иска в суд или направления претензионного письма. Правовое обоснование — это ссылки на нормативно-правовые акты, регулирующие конкретные правоотношения.Обоснование - факты и доказательства, на основании которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.

Определите факты, требующие доказывания. Состав фактов будет зависеть от правового положения участника процесса, презумпций, установленных законом. На обязанность по доказыванию суд может указать в определении.

Разъясните позицию по делу, то есть изложите фактические обстоятельства, логическое обоснование. Приведите доказательства, которые обосновывают конкретные факты.

Правовое обоснование следует излагать с учетом юридической силы документов, на которые имеются ссылки. Как правило, сначала делают ссылки на Конституцию РФ, далее — на федеральные законы, подзаконные нормативные акты. Общие правила, регулирующие конкретные правоотношения, определены законами. Детально процедуры прописаны в подзаконных актах. Например, в разделе VII Жилищного кодекса РФ закреплены обязанности собственника и нанимателя по внесению платы коммунальных услуг. Непосредственно порядок расчета и оплаты коммунальных услуг прописан в «Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам», утв. Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006г. Таким образом, сначала делаем ссылку на нормы жилищного кодекса, далее на Правила.

Особое значение имеют примеры из судебной практики. Информация о разъяснениях законодательства высшими судами содержится в справочных правовых системах. Такие разъяснения и акты толкования имеют важное значение для единообразия применения законов.

При обосновании позиции необходимо учитывать принцип допустимости доказательств. Некоторые факты могут быть подтверждены определенными доказательствами. Например, выполнение работ подтверждается двусторонним актом.

При создании производственной компании предпринимателю во многих случаях приходится составлять не только бизнес-план, но и технико-экономическое обоснование проекта. Особенно часто этот документ требуется, когда фирма стремится внедрить новые технологии и получить финансирование на осуществление своих целей.

Вам понадобится:

  • — концепция бизнес-проекта;
  • — расчетные данные по проекту.

Уясните разницу между технико-экономическим обоснованием проекта (ТЭО) и традиционным бизнес-планом. Первый документ не требует высокой детализации, его содержание должно отражать лишь отдельные части всего бизнеса. Иными словами, включать в ТЭО имеет смысл только те расчетные данные, которые прямо связаны с предлагаемым проектом и описывают предполагаемые изменения в работе компании.

В самом простом случае возьмите за основу технико-экономического обоснования детально составленный бизнес-план, исключив из него некоторые подробности, например стратегию маркетинга, описание услуги или товара, подробный анализ факторов риска. Оставьте в ТЭО те сведения, которые могут помочь в оценке результатов новшеств и выявить возможные проблемные точки.

Изучите факторы, которые прямым образом будут влиять на деятельность предприятия, включив в анализ финансовые показатели. Цифры должны показать, эффективны ли инвестиции в предлагаемую разработку, требуют ли нововведения слияния и поглощения компаний, насколько актуальна потребность в кредитовании. Одна из целей написания ТЭО – выбор для проекта необходимого оборудования и соответствующих технологий.

Включите в технико-экономическое обоснование краткое резюме предлагаемого проекта, указав в нем основную суть нововведения. Обоснуйте выбор того или иного организационного решения, вида деятельности, оборудования и связанной с ним технологии. Дополните документ расчетом финансовых, трудовых, сырьевых и прочих потребностей производства. ТЭО должно содержать указание на размер средств, необходимых для осуществления проекта, а также вероятные источники финансирования.

Завершите технико-экономическое обоснование подведением итогов и формулировкой выводов. Потенциальный инвестор должен понять, что предложенный проект является экономически целесообразным, а также составить максимально полное представление о структуре предполагаемых затрат и связи расчетных финансовых показателей с планируемыми доходами. Для кредитора имеет существенное значение также расчет сроков окупаемости бизнес-проекта. Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, действует сегодня в редакции от 25 июля 2003 года. Это главный закон страны, устанавливающий нормы права, на основании которых производится конституционно-правовое регулирование и разрабатываются все остальные нормативные акты, носящие как глобальный, так и локальный характер.

Поскольку Конституция РФ является основным законом, в иерархии нормативных актов, по которым осуществляется гражданско-правовое регулирование, она занимает главенствующее место. Для всех остальных юридических документов главным требованием является соответствие тем основным положениям, которые изложены в Конституции. Изменение этих положений происходит в очень редких случаях, поскольку правовые нормы, устанавливаемые ею, обладают повышенной юридической устойчивостью и, по сути, являются догмами. Юридическая наука определяет нормативный документ, как акт, обладающий определенными юридическими свойствами. Свойствами, необходимыми для признаниям ее юридическим документом, обладает и Конституция.

Часть 2 статьи 4 Конституции РФ закрепляет ее верховенство по отношению ко всем остальным нормативным актам. Это верховенство, действующее на всей ее территории, делает Россию правовым и суверенным государством. Благодаря тому, что Конституция является нормообразующим документом, на всей российской территории обеспечивается единство, согласованность и стабильность правовой системы, единообразие действующих правовых норм. Все нормотворческие органы при разработке остальных нормативных актов руководствуются ее положениями.

Часть 1 статьи 15 определяет Конституцию как нормативный акт прямого действия. Это свойство означает, что положения Конституции носят не политический, не пропагандистский и не декларативный характер, а правовой. Они являются руководством для судебных и государственных органов. Ее легитимность обеспечена тем, что принят этот документ законным путем, в ходе всенародного конституционного референдума.

Правовые нормы, изложенные в Конституции реальны. Возможность их реализации в правовой практике гарантирует режим законности и правопорядка. Они предусматривают и гарантируют власть народа, граждан России, обеспечивают права и свободы каждого ее гражданина. Стабильность этому юридическому документу придает незыблемость устанавливаемых им правовых норм и высокая степень устойчивости к воздействию любых политических сил, находящихся у власти в стране в данный момент.

Неизменность и юридическую устойчивость положений Конституции гарантирует особая охрана этого документа. Сам Президент РФ является ее гарантом, а вся система органов государственной власти так или иначе необходима, чтобы обеспечить реализацию и охрану ее положений.

Видео по теме