23.09.2019

Жития святых. Преподобный Амфилохий Почаевский. Чудотворец амфилохий из почаева


День памяти:

29.04 ст.ст./12.05 н.ст.

Преподобный Амфилохий Почаевский – схиигумен, насельник Свято-Успенской Почаевской Лавры, исповедник и чудотворец.

Схиигумен Амфилохий (Иаков Варнавович Головатюк) родился в селе Малая Иловица Волынской губернии в многодетной семье благочестивого крестьянина Варнавы Головатюка.

В 1912 году Иаков был призван в Русскую армию. Во время Первой Мировой войны храбро служил Царю и Отечеству и промыслительно был назначен на фельдшерскую службу. В конце войны попал в австрийский плен, но в 1919 году совершил побег, и, вернувшись домой, помогал родителям в тяжелом крестьянском труде.

В 1925 году, избрав тернистый путь спасения, Иаков пришел в Почаевскую Лавру, где в трудолюбии и смирении исполнял возлагаемые на него послушания. С первых дней своей жизни в монастыре он стал строгим постником.

В 1932 году был пострижен в монашество с именем Иосиф.

Исполняя различные работы и послушания в Лавре, отец Иосиф лечил больных и особенно прославился как костоправ. К нему везли страждущих со всей округи, и поток больных не прекращался ни днем, ни ночью. По благословению наместника Лавры он поселился в маленьком домике у ворот на монастырском кладбище, где вместе с иеромонахом Иринархом прожил около двадцати лет.

По молитвам отца Иосифа исцелялись неисцельные калеки, глухие и слепые. Многие люди после беседы с батюшкой получали утешение в скорби и разрешение трудных жизненных проблем. Но особенно много людей стекались к нему для исцеления от душевных недугов и избавления от злых духов.

Во время Великой Отечественной войны отец Иосиф безбоязненно проповедовал о скором избавлении от фашистских захватчиков, призывал хранить верность Патриарху Московскому и всея Руси и обвинял раскольников-автокефалистов в предательстве веры предков. В конце войны в Почаев на монашеское кладбище прибыл карательный отряд бандеровцев, чтобы расстрелять отца Иосифа. Но крестьяне, узнав об этом, дали знать в Лавру. Братия, рискуя жизнью, укрыли его. После этого отца Иосифа перевели опять в Лавру.

После войны, когда начали усиливаться гонения на Церковь, отец Иосиф мужественно обличал безбожие и утверждал колеблющихся в православной вере. Многие высокопоставленные советские чиновники, после исцеления по молитвам старца своих близких, стали благочестивыми христианами, и тысячи людей после общения со старцем пришли к вере.

В 1963 году местные власти приняли решение о закрытии Почаевской Лавры. Монахи подвергались репрессиям, их ссылали и заключали в тюрьмы. Но Почаевская обитель стала единственной Лаврой Руси, в которой никогда не прерывалась молитва.

Отец Иосиф круглосуточно служил в Троицком соборе акафисты и молебны над болящими. За это его однажды ночью схватили и, раздев донага, поместили в психиатрическую больницу. С большим трудом, благодаря заступничеству высокопоставленных людей, исцеленных по его молитвам и ставшими его духовными чадами, все же удалось освободить отца Иосифа.

Обретя свободу, отец Иосиф поселился у родственников в родном селе. Очень скоро в это село начало стекаться множество народа. У домика, где он жил, власти установили круглосуточный милицейский пост. Под воздействием «работы», проведенной милицией с одним из его родственников, тот вывез отца Иосифа в глухие места, и, жестоко избив, бросил его в декабрьские холода в воду. Утром отца Иосифа чудом нашли еле живого. Надежды на то, что он доживет до утра, почти не было. Ночью его постригли в схиму с именем Амфилохий. Но Богу было угодно исцелить его.

Чтобы не подставлять Лавру под гнев властей, отец Амфилохий уехал к родственникам. И опять люди ехали к нему из Грузии, из Молдавии, из Москвы, из Средней Азии и Дальнего Востока. В летний период старца ежедневно посещало более 500 человек.

Преподобный Амфилохий предвидел свою кончину.

После его преставления 1 января 1971 года, на месте погребения старца стали происходить чудеса и исцеления, которые не прекращаются и по сей день.

Перед праздником Пасхи 2002 года были обретены его нетленные мощи. 12 мая 2002 года схиигумен Амфилохий причислен к лику Святых.

Мощи преподобного Амфилохия Почаевского открыты для поклонения в Пещерном храме Почаевской Лавры.

На Украине имя этого святого значит столько же, сколько в России имена наших великих подвижников. В Почаевской Лавре его почитают наравне с преп. Иовом, и это имеет особое значение, поскольку старец Амфилохий – наш современник. Здесь, на земле, его не стало в 1971 году.

А, между тем, и житие, и известные свидетельства об его молитвенной помощи сравнимы с житиями величайших святых, и кажутся достойными пера Симеона Метафраста(1). Плоды его монашеского подвига – одно из самых ярких и убедительных свидетельств того, что благодать в Церкви Православной не оскудевает, что «Господь вчера и днесь, и во веки Тот же».

Со своей паствой

Прошло двенадцать лет с тех пор, как мощи старца Амфилохия из Успенской Почаевской лавры на Украине были обретены нетленными. Их целостность и состояние примерно такие же, как у святых, почивающих в пещерах Киево-Печерской лавры. Старец как будто уснул, и произошло это не в 1971 г., а совсем недавно. В Церкви он прославлен как «преподобный», т.е. уподобившийся Господу в самых высоких добродетелях, но не будет преувеличением сказать, что жизнь его с момента прихода в монастырь до самого конца была непрекращающимся исповедническим подвигом.

Только люди достигшие духовной зрелости вправе произнести слова, которые однажды просто и сами собой вышли у оптинского иеромонаха о.Василия (Рослякова), – «хорошо было бы пострадать за Христа». Вспомним, даже такой великий святой, как в молитве к Господу произносит со смирением: «…Не дерзаю просить ни креста, ни утешения! Только предстою пред Тобою…»

Готовность пострадать за Христа – удел совершенных. И, вот, старец Амфилохий был из тех, кому с полным сознанием пришлось нести мученический крест не однажды.

Вопрос о том, кому «не угодил» монах для верующих людей, в общем-то, не первостепенный. Одни вели его на расстрел, истязали в психиатрической лечебнице, избивали до полусмерти, другие отдавали распоряжения об этом… Важнее другое: поистине, несчастнейшие люди – те, кто становятся исполнителями воли духов зла, независимо от внешних – политических, идеологических или каких-либо иных мотивов. Истинная причина подобной ненависти открывается до конца, опытно, а не чисто умозрительно, в Почаеве, возле его мощей.

К престольному празднику в честь в лавру ежегодно приходит многотысячный крестный ход из Каменец-Подольского, и среди этого множества в сопровождении родственников – весьма необычные больные. Недуг этот не укладывается в картину эпилепсии. Как правило, он обостряется при приближении к святыням. Это невозможно отнести и на счет «актерского мастерства»: каждый в состоянии отличить произвольный, даже самый профессионально-исполненный крик, от крика нестерпимой боли, непроизвольного.

«Особые» больные рычат, издают потоки площадной брани по отношению к святым, и при этом особенно оскорбительные эпитеты достаются преподобному Амфилохию.

Впечатление не из легких, особенно когда подобный «набор» несется из уст хрупкой девочки, которую пытаются удержать несколько мужчин. Сила у больных такая, что не во всех случаях помогают и металлические наручники.

Самое сложное для сопровождающих – подвести их к мощам. В тех случаях, когда удается, эти страдальцы обычно успокаиваются. Проходит несколько минут, и пришедшие в сознание не помнят о своем недавнем состоянии.

Поклонение честным мощам – начало исцеления духовного. Впереди – исповедь, причастие, особый церковный чин – отчитки. В монастыре о подобных случаях говорят: «Гнал нечистых батюшка при жизни своей, гонит и сейчас. Не выносят они его присутствия.»

Старцу Амфилохию была дана особая благодать. Он обладал несомненной прозорливостью, даром молитвенного исцеления, освобождения одержимых, и брань его с невидимым миром, где действуют духи, была – «не на жизнь, а на смерть». Ему мстили и неотступно преследовали те, кого он опалял своей молитвой.

«Убивайте мене, а його не зачипайте!»

Шел 1947 год. Позади осталась страшная война, и уцелевшие в ней надеялись на то, что послевоенный мир станет мудрей и лучше. Казалось, и для Церкви наступило время благоприятное. После долгих гонений в храмах зазвучала молитва, открыли двери духовные учебные заведения, понемногу стали возвращаться из мест заключения освобожденные священники. Однако политическое «потепление», обязанное военным условиям, оказалось временным, а изменение стратегии в отношении Церкви относительным.

Ушли в прошлое показательные процессы над духовенством, теперь в них не было и необходимости: основная часть духовного сословия была физически уничтожена в период 20-х – 30-х годов. Но одновременно «достойной преемницей» Соловков стала созданная в к.40-х – нач. 50-х система Сиблага, как и предыдущая поглотившая миллионы жизней(2), а дела «возбуждающих опасения» священников решались уже в порядке «индивидуальном» и часто «внесудебном».

Так было и на этот раз, когда в келью иеромонаха из Почаевской лавры ворвались неизвестные вооруженные люди. Вели себя вызывающе, дерзко, поставили под дуло автомата и повели. В чем состояла «вина» человека, жившего уединенно в маленьком домике при монастырском кладбище и довольствовавшегося только самым необходимым? Для «конвоиров» достаточно было то, что он был одним из тех священников, к которым люди едут издалека.

Отца Иосифа, – таково было монашеское имя преп. Амфилохия до принятия схимы, – знали, благодаря его способности исцелять в тех случаях, когда не оставалось надежды получить помощь от врачей. Лечебная практика батюшки началась еще до его прихода в монастырь. Когда-то у сельского лекаря он выучился искусству костоправа.

А в начале 30-х, когда он был уже в постриге, случай открыл в нем умелого доктора и дерзновенного молитвенника. Лаврский иеромонах буквально «собрал» и поставил на ноги разбившуюся молодую пару: во время сельской свадьбы лошади понесли, и коляска, где сидели новобрачные, опрокинулась, причинив им тяжелые травмы. Усердие о. Иосифа, подкрепленное молитвой, произвело чудеса, и с тех пор к нему вереницей потянулись посетители. Чтобы не доставлять беспокойство монастырской братии, батюшка по благословению отца наместника перешел в отдельный домик. Лечение больных в сочетании с оказанием духовной помощи стало его постоянным «послушанием». В иные дни он принимал до 500 человек.

С началом поток посетителей увеличился. Было замечено, что иеромонах Иосиф безошибочно предсказывал, к кому вернуться мужья и сыновья, а кого ожидают потери. Этому предшествовали двадцать лет, проведенные в послушании и молитвенном подвиге. Внутренняя сторона монашеской жизни – пост, бдения, молитвенное правило, – была скрыта от посторонних глаз, явными оказались духовные плоды.

Отец Иосиф получил и еще один дар – видеть воочию и изгонять нечистых духов. И вторжение незваных гостей в 1947 г. не стало для него неожиданностью. Батюшка не сопротивлялся, даже тогда, когда у ворот ему объявили о том, что ведут расстреливать. Попросил разрешить ему помолиться. Прочел «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», «Верую», и начал читать по себе самом отходную, как вдруг другой лаврский монах – отец Иринарх бросился под дуло автомата: «Кого ви хочите убити?! Знаете, якiй вин чоловик? Вiн весь свiт спасае. Убивайте мене, а його не зачипайте!»(3) Что произошло с комбригом в этот момент, сказать трудно, только настроение его переменилось, и, высвободив оружие, он отпустил обоих.

«Живая стена»

В следующий раз смерть подступила совсем близко в 1962 году. В стране прогремело разоблачение «культа», начались «оттепель» и одновременно – возобновленная яростная атеистическая кампания. Новая «волна» докатилась и до Почаева, и однажды угроза уничтожения нависла над Троицким собором.

Когда же милицейский отряд во всеоружии стоял у дверей храма, и парализующее действие страха сковало присутствующих, отец Иосиф принял на себя всю ответственность за последующие события. Выхватив ключи от храма из рук начальника, и поспешно передав их наместнику, он призвал братию и прихожан оказать сопротивление погромщикам. В ход пошли колья, в считанные минуты вокруг о. Иосифа образовалась «живая стена», и собор отбили. А батюшку ожидала расправа.

Арестовали его ночью в собственной келье, и на «воронке» доставили в психиатрическую больницу, позаботившись и об «особых условиях» содержания. Место для него определили в палате буйных больных. На этот раз пришлось тяжело: от препаратов, которые ему вводили насильно, распухало все тело и лопалась кожа, и то, что отец Иосиф выдержал все, само по себе, было случаем исключительным. Поддерживала его только молитва: ни Евангелие, ни распятие передать в больницу врачи ему так и не позволили.

И, все-таки, особым промыслом старец был освобожден(4). Однако план вывезти старца за рубеж не осуществился. Отец Иосиф потихоньку ушел из квартиры во Львове, где его скрывали от возможных преследований.

«Без статьи и трибунала»

Возвращаться в Почаев было слишком опасно, и он поселился у племянницы в селе Иловица. Укрыться надолго ему, конечно же, не удалось: народ моментально освоил новое направление маршрута, а отказать просящим батюшка не мог. Ежедневно служил Водосвятные молебны. Случаи исцелений были необыкновенны. По молитвам о. Иосифа вернулся слух к девушке, которую когда-то в детстве сильно побила мачеха. Одна жительница Почаева избежала ампутации, угрожавшей ей из-за начавшейся гангрены. Известен и случай, когда прозрела слепая девочка. Есть свидетельство того, как старец вернул к жизни 13-летнего подростка, находившегося в состоянии клинической смерти.

Бывало, что «открывались глаза» и у стойких атеистов, когда дело касалось их собственных детей.

В отчаянии обратился как-то к о. Иосифу секретарь обкома. Диагноз, поставленный врачами его 18-летнему сыну, звучал как приговор: саркома. Старец предупредил, что лечение будет только духовным: молебны, святая вода, освященная пища. Через несколько недель от болезни не осталось и следа, а отец в благодарность распорядился выделить для удобства паломников маршрутный автобус Кременец – Малая Иловица.

Местные власти, обеспокоенные притоком людей в село, стали настраивать родственников против старца.

В декабре 1965 г. о. Иосифа ожидало новое испытание. Один из родственников завел его на окраину села к болотам, и жестоко избив, оставил умирать в ледяной воде. Восемь часов пролежал старец без помощи, пока его не обнаружили духовные чада. Опасаясь, что он не доживет до утра, его в ту же ночь отвезли в Почаевскую лавру, где постригли с именем Амфилохия, в честь святителя Амфилохия Иппонийского. Схима – это «край», определение – на жизнь или на исход. Старец пошел на поправку, и еще несколько лет служил людям в великом ангельском образе.

В Почаеве рассказывают, что кончина о. Амфилохия была насильственной и вызванной отравлением. Не раз старец говорил, что среди его послушниц есть «Иуда», но когда люди, страдавшие от поведения одной из его «помощниц», просили его удалить ее от себя, батюшка только смиренно призывал их терпеть, поскольку и сам он терпит.

У святых отцов в разных вариантах встречается мысль о том, что превозмочь диавола умом и хитростью невозможно. Зло коварно и могущественно, и победить его в мире можно только, взойдя на крест, через сознательное уподобление Христу. Но «проигравший» по счету лукавому, бесовскому, у Бога восстает в нетлении, венчается великой славою и имеет дерзновение молиться за многих.

1 Симеон Метафраст (Symeon Metaphrastes) (2-я половина 10 в.), византийский писатель. Составитель минология, сводного корпуса греческих житий святых (148 текстов), приспособленного к церковному календарю.

2 Ценнейшие исторические свидетельства об условиях содержания в одной из ее частей – Озерлаге принадлежат протоиерею Алексию Кибардину, состоявшему в духовнических отношениях с преп. Серафимом Вырицким. (См.: Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. С.-Пб., 2008. С. 306-317).

3 С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. № 2. C. 62

4 Есть сведения о том, что его освободила тогда из больницы дочь Сталина, Светлана Аллилуева, в благодарность за то, что батюшка исцелил ее от душевного недуга. (Жизнеописание Святого угодника Божия последних времен. // Свято-Успенская Почаевская лавра. С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. № 2. С. 63)

1. Жизнеописание Святого угодника Божия последних времен . // Свято-Успенская Почаевская лавра. /
2. Преподобный Амфилохий Почаевский //
3. С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. № 2.

Преподобный Амфилохий Почаевский

(1897-1971 гг.)

«Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит » (Ин. 14, 12)

Такую силу получает человек, когда он становится избранным сосудом Божественной благодати, когда благодать вселяется в его сердце и начинает действовать через него, по слову Апостола: «уже не я живу, но живет во мне Христос » (Гал. 2, 20).

Одним из таких избранников Божиих был Преподобный Амфилохий Почаевский, которого на Украине почитают наравне с Преподобным Иовом, что имеет особое значение, ведь Преподобный Амфилохий наш современник. Здесь, на земле, его не стало в 1971 году. А, между тем, и житие, и известные свидетельства об его молитвенной помощи сравнимы с житиями величайших святых. Плоды его монашеского подвига – одно из самых ярких и убедительных свидетельств того, что благодать в Церкви Православной не оскудевает, что «Господь вчера и днесь, и во веки Тот же».

Родился святой старец в украинском селе Малая Иловица 27 ноября / 10 декабря 1894 года в многодетной семье Варнавы и Анны Головатюк. При святом крещении ему было дано имя Иаков. Отец мальчика в селе был известен, как хороший костоправ. Будучи юношей, Иаков не раз помогал отцу «удерживать больных, когда тот направлял сломанные кости». Природная сила и приобретенные в юности навыки пригодились Иакову.

В 1912 году Иаков Головатюк был призван в Царскую Армию. Лицом к лицу встретился с жизнью и смертью. Санчасть в Сибири, где молодой солдат исполнял обязанности фельдшера, фронт, передовая, где лучшие друзья погибали в бою, и, наконец, — плен. В 1919 году ему удается совершить побег. С помощью добрых людей переходит границу и возвращается в родное село. Повидав свет, хлебнув горя на фронте и в плену, Иаков глубоко усвоил, что жизнь — есть непрестанная битва, в которой диавол борется с Богом, а поле этой битвы, по слову Достоевского, сердце человеческое. И в этой битве не устоять, если на земле сердечного смирения не всеяны семена благочестия, орошенные слезами покаяния.

В 1925 году, Иаков Головатюк, избрав тесный путь спасения, приходит в Почаевскую Лавру. В трудолюбии и смирении исполнял новоначальный инок возлагаемые на него послушания. В феврале 1931-го года, стоя у гроба почившего настоятеля, Иаков вдруг ощутил всю суетность и скоротечность жизни. «Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако отцветет». Пройдя монашеское испытание, 8 июля 1932 года, послушник Иаков Головатюк был пострижен в монашество с именем Иосиф. Исполняя различные работы и послушания в Лавре, о. Иосиф лечил больных и особенно прославился как костоправ. К нему везли страждущих со всей округи, поток больных не прекращался ни днем, ни ночью.

Проводя дни и ночи в труде и молитве, о. Иосиф возрастал духом, восходя от силы в силу. Сокрытыми для мира остались его многие тайные подвиги и борения. Постом, бдением, смирял свою плоть, умерщвлял подвижник плотские пожелания и страсти, приводя малейшие движения ума и сердца в «руководство духом». Посвятив жизнь служению Богу и ближним, о. Иосиф стяжал твердую веру и деятельную любовь, получив от Бога дар прозорливости и исцелений.

Он лечил, изгоняя бесов, возвращал слух глухим, слепым зрение, скорбным подавал отраду и утешение. Где враг рода человеческого не успевает сам посредством помыслов, говорят святые отцы, там насылает злых людей. Однажды под конец Великой Отечественной войны четырнадцать вооруженных человек ворвались в убогое жилище отца Иосифа и потребовали ужин. Откушав, далеко за полночь, лесные «гости» попросили их проводить. Дойдя до ворот, командир объявил отцу Иосифу о расстреле. Спокойно выслушав извещение о скорой гибели, старец попросил десять минут на молитву. Получив желаемое, батюшка стал под старой липой, посаженной еще преподобным Иовом, прочитал про себя «Отче наш», «Богородицу», «Верую», «Отходную»… Отец Иринарх, беспокоясь отсутствием старца, вышел во двор. В это время старец уже стоял перед дулом направленного на него оружия, благодушно молясь за «творящих напасти». Командир гулко отсчитывал последние секунды жизни отца Иосифа… «Раз.., два…». Отец Иринарх, поняв что происходит, бросился на автомат и, пригибая его к земле, отчаянно воскликнул: «Кого ей хочете убити?! Знаєте, який він чоловік? Він весь світ спасає. Якщо вам потрібно його вбити, убивайте мене, а його не зачіпайте!» . — «Ладно, старик, иди», — сказал комбриг, высвобождая автомат из рук нечаянного заступника. Ожидая выстрела в спину, отец Иосиф направился к воротам, вошел, остановился. Смерть миновала. Слышно было, как щёлкая затвором, партизаны зашагали в темноте… Отец Иринарх, желая «положить душу свою за други своя «, спас батюшку от напрасной смерти, уготованной ему диаволом через недобрых людей.

В конце 50-х годов начались хрущевские гонения на церковь. В стране массово закрывали монастыри и храмы, а самих монахов по ложным обвинениям выгоняли, выселяли, отправляли домой без права возвращаться. Осенью 1962 года, благодаря бесстрашию старца монахам удалось отстоять Троицкий собор: «У дверей церкви с десяток милиционеров со своим начальником стоят, старец неожиданно выхватил у начальника ключи, передал молодому наместнику Августину, и призвал местных жителей защищать храм. Крестьяне, вооружившись жердями, устремились на милиционеров». Троицкий собор отстояли, но через несколько дней старца ночью увезли на «черном вороне» в психиатрическую больницу. Его поместили в палату для самых «буйных» душевнобольных. Ему вводили лекарства, от которых распухало всё тело и трескалась кожа.

Духовные чада отца писали письма, просили освобождения старца. Через три месяца его привели в кабинет главного врача. Спросили: может ли он вылечить тех больных, которые находятся с ним в палате.

Старец сказал, что через две недели вылечит всех больных, и попросил привезти ему святое Евангелие, крест и облачение, чтобы он мог отслужить Водосвятный молебен.

В ответ услышал: «Нет, вы без молебнов лечите».

— Это — невозможно, — ответил кроткий старец. Когда солдат идёт в бой, ему дают оружие… Наше оружие на невидимого врага — святой крест, святое Евангелие и святая вода.

Отца Иосифа отвели в палату. Мучения закончились лишь с приездом в больницу Светланы Аллилуевой, дочери Сталина, которую он в своё время исцелил от душевной болезни. Ей удалось добиться освобождения старца.

Старец Иосиф вернулся в родное село и поселился у своего племянника. Узнав, где находится старец, начали съезжаться страждущие. Отец Иосиф ежедневно служил Водосвятные молебны и исцелял людей. Местные власти, обеспокоенные притоком больных людей в село, стали настраивать родственников против старца, один из них, поддавшись уговорам, обманув старца, увёз его на своём тракторе за село к болотам, жестоко избив, бросил в воду и уехал. В холодной декабрьский день восемь часов пролежал мученик в ледяной воде, духовные чада нашли умирающего старца, отвезли в Почаевскую Лавру, где его в ту же ночь постригли в схиму с именем Амфилохий, в честь святителя Амфилохия Иппонийского, боялись, что он не доживет до утра. По милости Божией схимонах Амфилохий выздоровел. Оставаться в Лавре без прописки было опасно, он снова вернулся в родное село. Люди по-прежнему шли и ехали к старцу за исцелением.

Под осень 1965 года старец поселился у своей племянницы, на участке с помощью духовных чад была построена небольшая часовня, над ней высокая голубятня, длинный обеденный стол во дворе для богомольцев. В саду, посаженном старцем, росли яблони, груши, сливы. Землю, как ковром, укрывали цветы: гладиолусы, георгины, розы. В ящиках красовались пальмы. Среди царства цветов гуляли павлин и пава. Были тут канарейки и попугайчики, в голубятне жило до 200 голубей. Для обслуживания людей и выполнения работ по хозяйству у отца Иосифа жили послушницы. Они читали в молельне утренние и вечерние молитвы, но ночам Псалтирь, днем акафисты, готовили обеды, работали в саду…

Отцу Иосифу открыты были души всех людей, их сердца и намерения, но ради терпения он держал у себя в доме и коварных, и лукавых, и одержимых. Часто, садясь за стол, отец Иосиф пел: «Страха их не убоюся, ниже смущуся! » и «С нечестивыми не сяду!».

Старец предвидел свою скорую кончину, знал, что одна из его послушниц подсыпала в еду яд, подливала яд и в воду, которой он умывался (есть мнение, что послушница из Киева была агентом КГБ). Не раз с горечью старец говорил, что среди его послушниц есть “Иуда”. Батюшка несколько раз на несколько часов терял сознание. Во время приступов отравительница под разными предлогами не подпускала никого к батюшке.

Смиренный старец стойко переносил страдания, и призывал виновницу покаяться.

Умер подвижник 1 января 1971 года. Незадолго до смерти, старец говорил, чтобы все приходили на его могилу со своими нуждами и болезнями, обещал и по смерти не оставлять нуждающихся в его молитвенной помощи. Уже после отпевания старца у гроба праведника исцелилась верующая женщина. На протяжении трёх десятилетий совершались чудеса исцелений у могилы старца.

23 апреля 2002 г Священным Синодом Украинской Православной Церкви было принято решение о причислении к лику святых почаевского старца-схиигумена Амфилохия. Чин прославления преподобного Амфилохия в лике святых был совершен в воскресение 12 мая в престольном Успенском храме Почаевской Лавры.

12 мая 2002 года в Почаевской Лавре, во время прославления святого в небе над Лаврой появились созданные из облаков два креста. В течение часа верующие могли наблюдать за этим чудом — один большой крест и рядом — чуть поменьше. Паломники говорили: “Ну вот, теперь их будет двое — батюшка Иов и батюшка Амфилохий”.

Кондак, глас 3 преподобному Амфилохию

Яко веры православной ревнитель и благочестного жития учитель, в болезнях и скорбях изрядный помощник и защититель, перед Господом предстоиши, преподобный Амфилохие, сего ради вопием ти: сохрани обитель, в ней же подвизался еси, и спасай нас молитвами твоими, отче блаженне.

По материалам открытых источников Интернет:



Недавно, когда писал про блаженную старицу Наталию из Вырицы, вспомнил про другого старца - Амфилохия Почаевского. Он был прославлен святым еще 10 лет назад. Тогда я со своим другом и коллегой фотографом Сашей Ломакиным съездил в Почаевскую лавру, встретился с людьми, которые знали преподобного Амфилохия. Он и Наталия жили далеко друг от друга, оба казались людям юродивыми, и оба исцеляли людей от тяжелых болезней. Кстати, и тот и другой давали выпить больным водку, а те не ощущали опьянения. Лечили, конечно, молитвами и словом Божием. А алкоголь - для смирения, наверное. Мне говорили, что батюшка Амфилохий шутил: "Иисус воду в вино превращал, ну, а обратно, вино в воду, еще проще!"
Выкладываю свою старую заметку об Амфилохии с его архивным фото и плакатом в память 10-летия канонизации.

"Провидец из Почаева

Схиигумен Амфилохий из прикарпатского села Малая Иловица спасал людей от неизлечимых недугов, воскрешал мертвых и видел будущее.
Жизнь великого старца соткана из чудес. Он творил их каждый день на глазах сотен людей, приезжавших к нему за помощью.
- Одной девушке оторвало руку по самое плечо, - рассказывает Михаил Ярый, смотритель монастырского кладбища. – Ее привезли к старцу с пережатой ремнем культей. Преподобный спросил: «А рука где?». Родственники растерялись: «Дома осталась…» «Срочно везите!». Оторванную руку привезли. Амфилохий приложил ее к обрубку - и она срослась!
Власти обвинили старца в шарлатанстве. Преподобный не стал спорить. Пришел в хирургическое отделение местной больницы, взял химический карандаш и нарисовал прямо на гипсе у самых тяжелых пациентов линии переломов.
Медики сравнили рисунки с рентгеновскими снимками. И поразились: расположение сколов костей, обозначенное монахом, совпало с данными рентгеновского обследования точь-в-точь!
- Как вы это делаете? – спросил у него хирург.
- Я не только на тело смотрю. На душу!
В иные дни к старцу за помощью приходили до пятисот человек. Он лечил от всех болезней, даже от рака.
- Батюшка видел не только хворь, но и ее причину, - рассказывает монахиня Варвара, помощница схиигумена Амфилохия. – Возлагал руки на голову больному. А потом называл грехи, за которые послана болезнь. Человек каялся - и исцелялся.

Пророчества
Первое свидетельство о прозорливости преподобного Амфилохия относится к 1941 году. На сенокосе он вдруг услышал немецкую речь, рев моторов, лязг гусениц. Сказал об этом бывшим рядом монахам. Они не поверили – вокруг только птицы пели. Когда вернулись в Лавру, то узнали, что война началась.
А в конце своей жизни схиигумен Амфилохий сказал, что через год после его прославления начнется большая война. Его причислили к лику святых в 2002-м. А через год началась война в Ираке.
- Батюшка говорил, что земля как стог сена загорится, - вспоминает матушка Варвара. - Когда подожгли нефтепромыслы, меня как током кольнуло. Все, как он рассказывал тогда. Преподобный предсказал, что эта война изменит мир. Я спрашивала, откуда он все этот знает. Батюшка сказал тогда, что видит Господа и Богородицу так же, как меня, что мысленно беседует с ними. И получает ответы…

Воскрешение
Прием больных старец вел в сторожке на монастырском кладбище. Длина Липовой улицы, что ведет от лавры до погоста, километр.
- Вся она была заполнена хворыми и бесноватыми, - говорит Михаил Ярый. - Приезжали не только со всех республик СССР – из Польши, Румынии, Венгрии, Канады, США, других стран.
Когда начались хрущевские гонения на религию, власти решили избавится от чудотворца. Старца «сократили» из числа монахов Почаевской лавры. Он перебрался в родное село Малые Иловицы, глухое местечко в карпатских горах. Но и туда потянулись паломники - пешком, через лес.
- Их гоняла милиция, - вспоминает односельчанин старца Евгений Яворский. – Водителей, которые брались подвезти паломников, штрафовали. Милиционеры ходили ночью по хатам, следили, чтобы не оставляли на ночь чужих. А люди все равно шли и шли…
Преподобный выстроил часовенку во дворе своей племянницы. А над ней, вместо купола – голубятню. Служил молебны, принимал недужных. Однажды у двора, заполненного больными, остановилась черная «Волга». Из нее вышел первый секретарь Тернопольского обкома Компартии Украины. Подошел к старцу:
- Батюшка, у сына саркома ноги…
- Привозите!
Он вылечил мальчика. Секретарь обкома спросил, чем отблагодарить за исцеление.
- Вы мне ничего не должны. Господа благодарите.
- Что я должен сделать?
- Сердце подскажет.
Партийный босс приказал открыть автобусный маршрут до села и не мешать паломникам.
Людей стало приезжать еще больше. Однажды, как свидетельствует матушка Варвара, произошло великое чудо:
- Родители привезли мальчика лет тринадцати. Плачут, говорят что сын умирает, последняя надежда на батюшку. А преподобный в отъезде. Ребенок умер прямо во дворе в середине дня. Положили покойного на лавку, родители рыдают. Под вечер, уже совсем темно было, батюшка приехал. Подошел к ребенку, а тот уже холодный. Он опустился рядом на колени, стал молится. И мальчик открыл глаза!

Аллилуева
Власти решили закрыть Троицкий собор Почаевской лавры и сделать в нем баню. Приехали с вооруженной охраной, забрали у наместника ключи. И тут появился преподобный Амфилохий. Подошел к начальнику милиции – и вырвал у него ключи собора!
Прибежавшие на помощь верующие вытолкали милиционеров из монастыря.
Старцу эту смелость припомнили. Отправили не в тюрьму, не в лагерь - в психушку. Но паломники стали ездить и туда.
- Пустите к батюшке!
- Да он больной! – отвечали врачи.
- Нет, он здоровый. Больные мы…
Вскоре приехала женщина, которой медики не посмели отказать. Она влетела в кабинет главврача словно буря:
- Здравствуйте! Я Светлана Аллилуева, дочь Сталина!
Матушка Варвара знает эту историю по рассказам самого преподобного Амфилохия:
- Батюшка вспорминал, что Светлана Аллилуева приезжала к нему несколько раз. Просила, чтобы он вылечил от мучившей ее болезни. Батюшка не называл, чем именно болела дочь Сталина. Просто говорил, что она очень страдала, что московские врачи не смогли ей помочь. А он ее вылечил.
Светлана Аллилуева решила вызволить старца из психбольницы. Но ей сказали, что забрать его могут лишь близкие родственники. Она поехала в родное село старца, нашла его племянника Тихона. Преподобного выпустили из больницы. Вместе со старцем Светлана Аллилуева приехала в Почаевскую лавру. Архимандрит Георгий видел, как он припал к монастырской святыне – отпечатавшейся на скале стопе Божией Матери. Преподобный зачерпнул из чудесного отпечатка скопившуюся там воду, омыл ею лицо. На следующий день отстарец служил литургию в пещерной церкви лавры. Светлана Аллилуева была там же, она не хотела отпускала преподобного от себя. Стала уговаривать старца лететь в Москву. Говорила, что в СССР ему не дадут житья, что КГБ приказано его тайно ликвидировать. Обещала спасти, через мужа, индийского дипломата, переправить в Америку…
- Преподобный поехал с дочерью Сталина во Львов, - говорит матушка Варвара. – Уже билеты на самолет были куплены. Старец сказал, что хочет навестить во Львове свою духовную ночь Анну. Светлана Аллилуева оставила его там ночевать. А когда вернулась, старца уже не было. Он велел передать ей, что возвращается в родное село…

Яд
Старец продолжал принимать паломников. Но тучи сгущались – однажды в его спальне, под кроватью, поймали затаившегося молодого мужчину в монашеском подряснике. Одежда оказалась камуфляжем, под ней киллер прятал кинжал. Его сдали в милицию. Дело спустили на тормозах, объяснили что этот человек забрался в дом, потому что с пьяных глаз дверью ошибся. Потом другой местный житель обманом заманил старца в болото, жестоко избил. Утром монаха нашли едва живого…
- Примерно в то же время в доме старца появилась странная женщина из Киева, - рассказывает матушка Варвара. - Она из Киева, работала там в музее атеизма. Приехала и сказала старцу, что уверовала в Бога. Батюшка ее принял. Эта женщина осталась у нас жить, напросилась в поварихи. Вскоре у старца начались признаки странной болезни. Я стирала его белье и заметила, что исподнее у батюшки словно кислотой проедено. Спросила его, что случилось. А он сказал, что это яд из него вышел. И попросил шума поднимать: «случится то, чему суждено». Уехала по делам, а на сердце тревога осталась. Через месяц пришло известие о смерти батюшки. Срочно вернулась в Иловицы. Мне сказали, что в последнюю свою ночь батюшка отказался от общей трапезы. Сказал близким, что в этот раз будет ужинать один. Он знал, что еда отравлена…
Ночью после кончины старца монахине Варваре приснился сон – старец Амфилохий в белых одеждах. Он указал ей на граненый пузырек с жидкостью малинового цвета. Сказал, что в нем синильная кислота. И назвал имя той, что подливала яд в еду.
Матушка Варвара увидела ту злодейку через десять лет после смерти старца. Отравительница приехала на его могилу – и прилюдно покаялась.
- Она мазала лицо грязью, - говорит матушка Варвара. – Ползала на коленях, просила у людей прощения. Вопила, что она жива, а ее душа уже горит…

Прославление
Могилу преподобного Амфилохия на монастырском кладбище вскрыли в 2002-м. Для освидетельствования мощей пригласили монахов-медиков из России - из Троице-Сергиевой лавры. Они сделали заключение, что тело спустя более чем тридцать лет после смерти сохранилось в «дивном нетлении».
Когда раскапывали могилу, подломилась прогнившая доска крышки гроба. Она ударила по сложенным на груди рукам святого. И рана получилась, как у живого. Вскрывавшим гроб монахам показалось, что на ссадинах появились капельки крови. Но это было миро. Тело святого благоухало!
Мощи преподобного Амфилохия перенесли в пещерную церковь и поместили рядом с древней святыней – мощами преподобного Иова. Сбылось еще одно пророчество схиигумена Амфилохия: когда его милиция изгоняла из монастыря, он сказал, что придет час, когда его «пропишут в Лавре навечно».
В день прославления преподобного Амфилохия над куполами лавры в небе появились два креста. Шестнадцать архиереев, совершавших чин канонизации, отметили это чудо как знак Божий.
Григорий Тельнов, впервые опубликовано в газете "Жизнь"

Шел 1962 год. Через помещения Будзановского замка – бывшего монастыря, а ныне психиатрической больницы – вели связанного больного. Он едва волочил ноги, на голове и лице были следы порезов и ссадин. Пациента из палаты для «особо буйных», где он содержался, вели в кабинет главврача. Больного звали отец Иосиф. Месяц назад, будучи монахом Почаевской Лавры, он, увидев, как толпа милиционеров окружила Троицкий Собор, вырвал ключи из рук одного из них, вернул их архиерею и выгнал милицию из Лавры. Через два дня за ним приехал воронок.
Санитары удалились, оставив связанного, обритого, остриженного, дрожащего больного наедине с главврачом. Перед отцом Иосифом сидел высокий, худой человек лет пятидесяти с вытянутым, бледным лицом и сверлящим взглядом.

Врач:
Добрый день… Яков Головатюк, не так ли? Или отец Иосиф?
Как Вы себя чувствуете на новом месте?
О. Иосиф:
Не жалуюсь. Вот только от инъекций ваших… мысли путаются и тело болит, так что отвечать Вам мне трудно.
Врач:
Это необходимо для Вашего душевного здоровья!
О. Иосиф:
Мое душевное здоровье в полном порядке.
Врач:
Нам виднее, отец мой. Вот скажите, не Вы ли на целый отряд милиции, который, так сказать, с миром пришел в Лавру, с поручением от государственных мужей (!), натравили прихожан, как собак?
О. Иосиф:
Это не собаки, а верные сыны и дочери Лавры. А милиция ваша не с миром, а с мечом пришла, чтобы Храм Троицкий у нас отнять и святой Алтарь обесчестить!
Врач:
Они Вас послушали, голубчик, отец Иосиф. Это Вы их призвали к бунту.
О. Иосиф:
Я к бунту не призывал, а защищать Святую Обитель – долг каждого христианина.
Врач:
Помилуйте, отец мой, куда им про священный долг помнить! Вы им сказали, они послушались. Вас ведь святым считают!
О. Иосиф:
Я святой? Какой же я святой! Я грешник!
Врач:
А правда, батюшка, что Вы больных исцеляете?
О. Иосиф:
Исцеляю не я, а Господь Бог. А исцеление от недугов люди по своим молитвам и вере получают. И то не все. Кое-кому телесное здравие и повредить может, к гибели души привести.
Врач:
Исцеляете, значит. А скажи-ка мне, батюшка, могли бы Вы вылечить всех наших больных?
О. Иосиф:
Бог по молитвам нашим исцелит! Велите принести Святое Евангелие и облачение, чтобы можно было отслужить водосвятный молебен. Увидите, после молитвы бесы сами выйдут из людей!
Врач:
Нет, батюшка, Вы нам без молебнов лечите!
О. Иосиф:
Так невозможно вылечить. Ведь когда солдат идет в бой, он берет винтовку, патроны, гранаты. Наше оружие – Святой Крест, Святое Евангелие, Святая Вода.
Врач:
Не можешь, значит, Яков Варнаввович!…Что же молчите? Ну, покажите чудо, батюшка, чтобы и я смог уверовать и отпустить вас! Что? Не можешь, значит? Евгений Степаныч! [входит санитар] Поместите-ка нашего голубчика в изолятор дня на три. Посмотрим, может, руки у него развяжутся … на добрые дела…

Появились санитары, чтобы отвести его туда, куда ему не хотелось идти. Отец Иосиф смотрел в угол комнаты. Ему вспомнилось Евангелие от Луки: «Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему… Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату».
От советской карательной психиатрии избавила отца Иосифа неожиданно появившаяся в больнице Светлана Аллилуева – дочь Сталина. В свое время старец вылечил ее от душевного недуга, и Аллилуева решила прийти на помощь батюшке в минуту, когда он в этом так нуждался.
Вскоре отец Иосиф принял схиму с именем Амфилохий.
Преподобный Амфилохий Почаевский прожил удивительную и тяжелую жизнь, полную любви и страданий за Христа. На Украине его имя вспоминают с не меньшим трепетом, чем имена великих древних православных подвижников. Преподобный Амфилохий, в миру Яков Головатюк, родился в 1894 году, в селе Малая Иловица в большой семье врача-костоправа Варнаввы. Помогая отцу во время операций на фронтах Первой Мировой войны, он чувствовал боль раненых, как свою, и всеми силами старался хоть как-то облегчить их страдания. По совету Духовного отца, Яков поступил послушником в Почаевскую Лавру и принял постриг с именем Иосиф. В Почаевской Лавре он прожил около двадцати лет, посвятив жизнь служению Богу. За твердую веру и любовь к ближним отец Иосиф получил от Бога дар прозорливости и исцеления. С тех пор он не только возвращал зрение слепым и слух глухим, но помогал также людям избавиться от тайных душевных недугов. Поток посетителей к отцу Иосифу не прекращался, очереди тянулись километрами. Иногда число паломников достигало пятисот человек в день, несмотря на строгие запреты советской власти. Отцу Иосифу, позже старцу Амфилохию, пришлось не однажды пострадать за Христа. Агенты КГБ пытались его расстрелять, врачи-психиатры – повредить его разум, сломать волю, собственный племянник покушался на его жизнь, но Бог чудом спасал Своего подвижника. Амфилохия Почаевского не стало в 1971 году. Похоронили его на кладбище в родной Почаевской Лавре. В 2002 году, по просьбам верующих и согласно решению Священного Синода Украинской Православной Церкви, схиигумен Амфилохий Головатюк был причислен к лику святых. Во время эксгумации оказалось, что тело, пролежавшее в земле более 30 лет, осталось нетленным. Мощи преподобного Амфилохия перенесли в Почаевскую лавру, где они и покоятся по сей день.