30.09.2019

Финансирование инновационной деятельности. Государственные источники финансирования инновационных проектов


Развитие инновационных компаний во многом зависит не только от формы деятельности, но и от финансовой поддержки.

Привлечение инвестиций будет одной из важнейших задач, стоящих перед организацией, осуществляющей инновационную деятельность.

Все источники финансирования, будь то предприятия, различные фонды или частные лица, участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности, а значит, могут значительно повлиять на развитие инновационной компании.

Источники финансирования можно разделить на следующие виды:

  • государственные ресурсы;
  • ресурсы предприятий и других хозяйствующих субъектов.

Любой инвестор, вложивший ϲʙᴏй капитал, рассчитывает на получение прибыли. И прежде чем вложить средства, он тщательно проверит предмет финансирования. По϶ᴛᴏму не всегда компании имеют шанс получить большие средства от инвесторов. И дабы иметь возможность все же осуществлять инновационную деятельность, компания использует внутренние источники финансирования инновационной деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Нам крайне важно рассмотреть внутренние источники, т. е. ресурсы предприятий и других хозяйствующих субъектов.

К таким источникам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

  • собственные средства;
  • заемные;
  • привлеченные.

Собственные средства – ϶ᴛᴏ прибыль, полученная организацией, амортизационные отчисления, нематериальные активы, временно ϲʙᴏбодные основные и оборотные средства, различные денежные средства, направленные на расширение производства.

Заемные средства – ϶ᴛᴏ бюджетные, банковские или коммерческие кредиты.

Привлеченные средства финансирования – ϶ᴛᴏ целевые взносы, прибыль от продажи собственных акций и т. д.

В первую очередь предприятие старается использовать ϲʙᴏи собственные средства для развития инноваций, однако не всегда ϶ᴛᴏ удается, по϶ᴛᴏму чаще всего компании прибегают к получению различных займов и кредитов, рассчитывая на получение прибыли от внедрения инновации и возвращение долга с выплатой процентных ставок.

Существует также еще один вариант получения заемных средств – венчурный капитал. Стоит заметить, что он представляет собой скупку фондами выпускаемых акций и облигаций компании, не рассчитанную на быстрое получение прибыль, но дающую возможность компании развиваться, эффективно осуществлять деятельность, что в конечном итоге приведет к получению наибольшей прибыли.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что можно сделать вывод о том, что, используя внутренние источники финансирования, компания вполне в силах эффективно осуществлять инновационную деятельность, расширять производство, внедрять и применять новые технологии.

Создание хорошо обоснованной системы финансирования инновационной деятельности создает условия для накопления финансовых средств, возможности их концентрации на ключевых направлениях инновационных процессов.

Исходные принципы, на основе которых должна строиться система финансирования:

  • 1) целевая ориентация финансирования - его увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических разработок;
  • 2) обоснованность и юридическая защищенность источников финансирования;
  • 3) множественность источников финансирования;
  • 4) широта и комплексность финансирования, т.е. возможность максимального охвата широкого круга технических и технологических новинок и направлений их использования;
  • 5) адаптивность и гибкость системы финансирования и ее отдельных элементов с целью учета динамично изменяющихся условий конъюнктуры рынка для поддержания максимальной эффективности. Отечественная и зарубежная практика показывает, что от своевременности и адресности распределения финансовых ресурсов во многом зависит эффективность инновационной деятельности.

Система финансирования инновационной деятельности призвана решать следующие задачи: создание условий для быстрого и эффективного внедрения инноваций во всех звеньях народного хозяйства; сохранение и развитие стратегического инновационного потенциала в приоритетных направлениях развития; создание необходимых условий для сохранения кадрового потенциала науки, техники, предотвращение его утечки из инновационной сферы.

За расходованием инвестиций в инновационную сферу ведется контроль, в том числе проверяется механизм аккумуляции денежных поступлений, их вложение в целевые инновационные проекты и программы. Финансовый контроль призван обеспечить: сбалансированность между потребностью в финансовых ресурсах и реальными возможностями их получения по соответствующим источникам; своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед государственным и местными бюджетами; рациональность расходования материальных ценностей и денежных ресурсов предприятия; решение задач, которые вытекают из практики экономических отношений заказчика с контрагентами и поставщиками.

Рост финансовой отдачи - важнейший обобщающий показатель, на основе которого можно судить об эффективности поставленных целей и сформированных задач в части финансирования инновационной деятельности, результативности работы всех субъектов, ведущих финансовое обеспечение инновационных проектов.

Финансирование инновационной деятельности - это процесс обеспечения и использования денежных средств, направляемых на проектирование, разработку и организацию производства новых видов продукции, на создание и внедрение новой техники, технологии, услуг, работ, разработка и внедрение новых организационных форм и методов управления.

После спада инновационной деятельности в 2000-2004 гг. начался этап се активизации.

Основными источниками финансирования инновационной деятельности до сих пор являются: бюджетные средства; внебюджетные фонды; собственные средства.

Группировка финансовых ресурсов в зависимости от вида и источника формирования представлена на рис. 6.1.

Рис. 6.1.

Доля бюджетных средств в структуре внутренних затрат в 2000- 2007 гг. неуклонно возрастала. Если в 2000 г. она составляла 53,7%, то в 2007 г. повысилась до 61,6% (рис. 6.2).

Сложившаяся ситуация во многом объясняется структурными особенностями российского научно-исследовательского комплекса, выражающимися в высокой доле государственного сектора науки. С этих позиций высокая доля затрат на науку со стороны государства пропорциональна государственному контролю над научным сектором и во многом оправдана. В то же время нельзя не видеть, что такая ситуация слабо стимулирует научно-исследовательскую деятельность на конечные результаты и тем самым не создает нужных импульсов для повышения инновационной активности предприятий.

Динамика расходов на исследования и разработки, выполняемые в предпринимательском секторе науки за счет собственных средств предприятий, меняется медленно, и в целом доля расходов предпринимательского сектора на исследования и разработки достаточно скромна, особенно если сравнивать се с аналогичным показателем в развитых странах мира. Так, например, в США доля предпринимательского сектора в финансировании исследований и разработок составляет 66%, в Германии - 64,1%, Канаде - 49,4%, Франции - 48,5%, Великобритании -47,3%.

В отличие от развитых стран, корпоративный сектор науки в России в достаточной мере еще не развит и не играет столь значительной роли, как на Западе, поскольку, как говорилось выше, процесс формирования крупных высокотехнологичных компаний и холдингов еще не завершен. По некоторым оценкам, в России наиболее крупные корпорации тратят сегодня на НИОКР около 50-100 тыс. долл. ежегодно, серьезно уступая западным корпорациям в масштабах про

Рис. 6.2.

1 - федеральный и местный бюджеты; 2 - средства организаций предпринимательского сектора; 3 - собственные средства научных организаций; 4 - внебюджетные средства; 5- иностранные источники

водимых собственными силами исследований и разработок. Для сравнения: каждая из 25 транснациональных корпораций, базирующихся в Европе, тратит на проведение НИОКР свыше I млрд евро ежегодно. Совокупные затраты этих высокотехнологичных ТНК па исследования и разработки составляют 62 млрд евро.

Свыше 70% организаций научно-технической сферы в настоящее время находятся еще в государственной собственности. Государственный сектор объединяет организации федеральных министерств и ведомств, органов управления республик, краев, областей, местных органов управления, а также организации Российской академии наук (РАН) и академий наук, имеющих государственный статус. В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ большинство академических организаций и часть организаций федеральных министерств и ведомств имеют организационно-правовую форму государственного учреждения (бюджетного).

Источники финансирования инновационной деятельности предприятий подразделяются на внешние и собственные (внутренние). Учитывая, что инновационной деятельностью занимаются предприятия разных форм собственности (государственный сектор, предпринимательский, высшее образование, частный бесприбыльный), собственные источники финансирования направляются во все сектора инновационной деятельности, но с разными объемами.

Внешнее финансирование инновационной деятельности предполагает привлечение и использование средств государства, финансово-кредитных организаций, отдельных граждан и нефинансовых организаций.

Внутреннее финансирование инновационной деятельности осуществляется за счет собственных и приравненных средств предприятий. Сюда относятся:

  • 1) доходы предприятия: часть прибыли от реализации (товарной продукции, выполненных НИР, строительно-монтажных работ, финансовых операций и др.);
  • 2) поступления: амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, целевые поступления, другие поступления;
  • 3) финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке: продажа собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг; кредитные инвестиции, финансовый лизинг, средства научных фондов, спонсорские средства;
  • 4) финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения: страховое возмещение по наступившим рискам, финансовые ресурсы, поступившие от концернов, ассоциаций, отраслевых и региональных структур; финансовые ресурсы, формируемые на паевых (долевых) началах; дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов; бюджетные ассигнования и другие виды ресурсов.

Важнейшим финансовым источником являются бюджетные ассигнования. Они обеспечивают решение крупномасштабных научно-технических проблем. В условиях рыночной экономики отраслевая и заводская наука не могут себе позволить заниматься такого рода исследованиями. Исследования подобного рода могут финансироваться из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов. Бюджетные средства предоставляются в следующих формах:

  • - финансирование федеральных целевых инновационных программ;
  • - финансовое обеспечение перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.

Чтобы получить государственную поддержку, необходимо учитывать следующие требования:

  • o участвовать в конкурсе могут инновационные проекты, направленные на развитие перспективных и развивающихся отраслей экономики, при условии, что они частично финансируются (не менее 20% необходимой суммы для реализации проекта) из собственных средств компании;
  • o срок окупаемости не должен превышать установленный норматив (как правило, два года);
  • o государственное финансирование инновационных программ, прошедших конкурсный отбор, может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях предоставления части акций хозяйствующего субъекта в государственную собственность;
  • o государственные программы, предоставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

Как правило, средства государственного бюджета выделяются в первую очередь на производства, ориентированные на выпуск импортозаменяющей продукции, конкурентоспособных товаров и услуг, на производства, на продукцию которых существует и будет сохраняться длительное время повышенный спрос, а также на производства, осваивающие выпуск новых видов продукции или продукции более высокого класса.

В числе ведущих форм финансирования инновационной деятельности может выступать банковский кредит - средства, предоставляемые банком на установленный срок для использования на определенные цели. В настоящее время доля банковских кредитов составляет лишь 5% всех вложений в развитие отечественной промышленности. За пользование кредитом банк взимает установленные проценты, размер которых зависит от срока займа, величины риска по проекту, характеристик заемщика и пр.

Достаточно широко распространенной формой финансирования инновационной деятельности выступает эмиссия ценных бумаг. С ее помощью в достаточно короткие сроки можно привлечь нужный объем денежных средств. Такая форма финансирования доступна для предприятий, организованных в форме закрытого или открытого акционерного общества. Она позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов (заем денег у покупателей акций на неопределенное время) для осуществления перспективных инновационных проектов.

Посредством эмиссии ценных бумаг производится замена инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами, что способствует оптимизации структуры финансовых ресурсов, инвестируемых в инновационный проект. В момент учреждения акционерного общества осуществляется первичная эмиссия акций, при привлечении дополнительных средств - вторичная эмиссия. Именно вторичная эмиссия проводится, как правило, для получения средств на осуществление различных инновационных проектов (освоение и выпуск нового продукта, совершенствование технологии и т.д.).

Банковское кредитование обычно сориентировано на минимальный кредитный риск, поэтому доступ инновационных предприятий к кредитам всегда ограничен. Преодолевает названные недостатки банковского кредита венчурное финансирование инновационных проектов, выступая как форма и механизм финансирования деятельности небольших исследовательских и внедренческих фирм, научно-технических разработок, доводки и внедрения открытий, изобретений, любых нововведений, имеющих рисковый, но перспективный характер.

Венчурные компании, фонды предоставляют денежные ресурсы на беспроцентной основе без гарантий их возврата, риск их велик, но в случае удачи риск компенсируется сверхприбылью, превышающей затраты в 30-200 раз. По опубликованным данным, в 15% случаев венчурный капитал полностью теряется, в 25% случаев возникают убытки в течение большего срока, чем планировалось, в 30% - получают умеренную прибыль. Избежать больших потерь при венчурном финансировании можно при тщательном отборе проектов, за счет одновременного вложения средств в несколько инновационных проектов с разными сроками реализации.

Практика показывает, что большинство работающих в России и с Россией венчурных фондов созданы либо непосредственно международными организациями (в частности, под эгидой Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)), либо в рамках межправительственных соглашений. Частные венчурные фонды немногочисленны. Сдерживает развитие венчурного капитала наряду с другими обстоятельствами отсутствие нормативно-законодательной базы.

К числу инвестиционных проектов, способных привлечь венчурных инвесторов, относятся:

  • o производство радикально новых видов продукции;
  • o выпуск новых продуктов, ориентированных на потенциальных покупателей, которых можно привлечь активной рекламной компанией;
  • o новые технологические процессы, направленные на выпуск более высококачественной продукции;
  • o новые технологические процессы, обеспечивающие существенное снижение издержек производства.

Если в первых трех случаях инвестиционные проекты направлены на увеличение прибыли в будущем в результате роста продаж, то в последнем - на возрастание прибыли в результате снижения себестоимости продукции.

Организационно венчурное финансирование осуществляется по двум альтернативным схемам, главной из которых является та, которая основана на инструментах и механизмах фондового рынка. Согласно данной схеме венчурный инвестор приглашается в качестве соучредителя в компанию, вновь учреждаемую в форме закрытого акционерного общества для реализации запланированного инновационного проекта. Ему предлагается за денежный взнос в уставный капитал этой компании приобрести долю в ней. Денежный взнос, внесенный непосредственно в уставный капитал, и представляет собой венчурное финансирование проекта, которое затем используется для нужд оплаты капитальных затрат, предусмотренных бизнес-планом проекта.

Венчурный инвестор соглашается войти в долю молодых компаний, создаваемых под проект, при условии, что эта доля достаточно значительна (40-50% уставного капитала). Это позволяет ему осуществлять контроль изнутри предприятия за расходованием средств, влиять на менеджмент компании, нацеливая его на существенный рост компании к моменту продажи своей доли.

Альтернативная схема венчурного финансирования отличается тем, что выход венчурного инвестора из молодой компании осуществляется не посредством продажи принадлежащих ему акций, а с помощью продажи предварительно обособленной части успевшего развиться бизнеса компании, куда венчурный инвестор изначально вкладывал средства.

При этом выход осуществляется в следующей последовательности:

  • 1) из капитала молодой компании выделяют на 100% дочернюю компанию, куда передается часть расширившегося бизнеса. В качестве вклада в уставный капитал дочерней фирмы последней передастся обособленная часть имущественного комплекса материнской компании;
  • 2) отыскивается покупатель на весь действующий имущественный комплекс проработавшей некоторое время дочерней компании;
  • 3) выручка от продажи имущественного комплекса дочерней фирмы используется для выкупа у венчурного инвестора его доли в уставном капитале молодой компании, которой венчурный инвестор предоставлял финансирование. Одновременное этим дочерняя фирма как юридическое лицо ликвидируется в силу недостаточности у нее уставного капитала.

Типичным объектом для венчурных инвестиций в России становятся сейчас молодые компании, выделяемые из больших зачастую финансово-кризисных предприятий в рамках реструктуризации последних для привлечения внешнего капитала под конкретные перспективные проекты. При этом в указанные молодые компании передается наиболее ценное имущество, нужное для конкретного инновационного проекта.

В России на сегодняшний день создана Российская венчурная компания в форме открытого акционерного общества, 100% акций которой принадлежит государству.

Положение об инвестиционной деятельности разработано и одобрено советом директоров ОАО "Российская венчурная компания" от 22 февраля 2007 г. в документе "Принципы инвестиционной деятельности ОАО "Российская венчурная компания"".

Основная функция ОАО "Российская венчурная компания" - капитализация частных венчурных фондов, отбираемых на конкурсной основе. В каждом из этих фондов государству принадлежит 49% паев. Каждый частный фонд может принять в качестве вложений от 600 млн до 1,5 млрд руб. Срок действия венчурного фонда 10 лет.

Наиболее перспективной формой для венчурного фонда можно считать закрытый паевой инвестиционный фонд.

Венчурный бизнес и индустрия прямых частных инвестиций продолжают динамично развиваться, демонстрируя рост объемов инвестиций при сохранении высокого уровня доходности, удовлетворяющего различные категории инвесторов. Венчурный капитал значительно укрепил свои конкурентные преимущества. Россия занимает одно из первых мест в мире по инвестиционной привлекательности, и об этом свидетельствует целый ряд факторов: увеличение торгового баланса, внушительное падение иностранного долга, регулярный рост ВВП, активная интеграция в мировую экономику. Региональные закрытые паевые фонды венчурных инвестиций создаются в России в виде государственно-частного партнерства.

Закрытый паевой инвестиционный фонд венчурного инвестирования (ЗПИФВИ) - это высокорискованный долгосрочный инвестиционный инструмент с высокой потенциа1ьной доходностью и низкой ликвидностью.

Практика управления венчурными фондами предполагает активное участие Управляющей компании в реализации инвестиционных проектов. Конкурсы на управление региональными частно-государственными венчурными фондами проходят в рамках мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, реализуемых органами государственной власти субъектов РФ при поддержке Министерства экономического развития и торговли РФ. Согласно условиям конкурсов, победители принимают на себя обязательство привлечь к формированию венчурных фондов средства внебюджетных (частных) инвесторов в объеме не меньшем, чем государственные инвестиции.

Важнейшим звеном в передаче новейших видов оборудования, технических устройств в пользование потребителям является инновационный лизинг, обеспечивающий сбыт новой техники, установку, монтаж, ремонт и обслуживание (как правило) ее у потребителя. Эта форма инновационных инвестиций имеет благоприятные пропорциональные соотношения с финансовыми инвестициями. Последних требуется при технологическим обновлении на начальном этапе в 5-10 раз меньше, чем при инвестировании технологического обновления из собственных средств, с использованием кредита и пр. Опыт ведущих промышленных стран подтверждает эффективность использования лизинга для развития инновационной активности фирм. Есть все основания предполагать, что рынок лизинга в ближайшие годы в России сохранит высокий темп роста. По данным Российской ассоциации лизинговых компаний (Рослизинг), наибольший интерес к лизинговым схемам проявляли покупатели медицинского оборудования, сельскохозяйственной техники, телекоммуникационного оборудования и т.д.

Сравнительно небольшая часть бюджетных ассигнований на науку распределяется через систему государственных научных фондов: РФФИ, РГНФ, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Согласно действующему законодательству, бюджет этих фондов представляет собой фиксированную долю отчислений от суммарных государственных расходов на гражданскую науку и составляет соответственно 6, 1 и 1,5%. Распределение средств из этих фондов происходит на конкурсной основе в виде грантов.

В целях расширения возможностей привлечения к поддержке научной и инновационной деятельности частного капитала с 2005 г. в российской практике все шире внедряются механизмы государственно-частного партнерства. В практической плоскости эти механизмы реализуются через федеральные целевые программы, которые предусматривают их совместное финансирование как государственным, так и предпринимательским сектором.

Широкое распространение получают также специальные финансовые институты инновационного развития. К последним можно отнести Банк развития. Инвестиционный фонд. Российскую венчурную компанию, особые экономические зоны, госкорпорации в высокотехнологичных секторах экономики. В рамках таких институциональных форм предусматривается консолидация интересов государства и частного бизнеса в целях обеспечения финансирования приоритетных секторов экономики, в первую очередь высокотехнологичных. Масштабы привлекаемых средств поистине огромны: на капитализацию институтов развития в 2007 г. планировалось выделить 640 млрд руб. (из средств Стабилизационного фонда РФ и бюджета). Капитализация Банка развития должна достичь 250 млрд руб., РВК - 15 млрд руб., Госкорпорация по нанотехнологиям - 130 млрд руб. По экспертным оценкам, к началу 2010 г. суммарная капитализация институтов развития превысит 1 трлн руб. Использование инструментов государственно-частного партнерства при формировании новых институтов инновационного развития создает предпосылки для ускоренной коммерциализации результатов НИОКР.

Для эффективного регулирования механизмов государственно-частного партнерства необходимо сформировать благоприятные рамочные условия, обеспечивающие взаимодействия между государственными и частными секторами экономики, имеющими разную мотивацию и цели в различной правовой среде. Кроме того, в условиях финансово-экономического кризиса можно прогнозировать сужение возможностей участия частного сектора в инвестировании инновационных разработок, и здесь предстоит искать оптимальное соотношение участия государства и бизнеса в их финансировании. Сейчас господдержка могла бы сыграть решающую роль в спасении наиболее перспективных, интересных и значимых проектов.

Выполнение совместных программ требует развития необходимой межгосударственной инфраструктуры, прежде всего финансовой и информационной. Большая роль в этом должна быть отведена созданию межгосударственных региональных банков развития, таких как действующий сегодня российско-казахстанский инвестиционный банк, деятельность которого планируется распространить и на другие страны ЕврАзЭС. Уже сегодня этот банк содействует реализации ряда проектов на территории России, Казахстана и Украины.

В рамках ЕврАзЭС с интересным предложением о создании российско-казахстанского венчурного фонда выступили представители недавно созданной Российской венчурной компании и Казахстанского инновационною фонда. Предполагается, что Россия и Казахстан могут стать ключевыми инвесторами нового фонда и внести в него порядка 150 млн долл. Такой фонд может заниматься софинансированном инновационных проектов на территории России и Казахстана, а также других стран.

Вместе с тем, реализация совместных программ и инновационных проектов возможна лишь при условии их поддержки на государственном уровне.

Сравнительная характеристика методов финансирования инновационной деятельности с выделением основных преимуществ и недостатков приведена в табл. 6.1.

Таблица 6. 1. Сравнительная характеристика методов финансирования инновационной деятельности

Метолы финансирования

Преимущества

Недостатки

Внутренние источники (собственные средства)

Легкость, доступность и быстрота мобилизации. Снижение риска неплатежеспособности и банкротства. Более высокая прибыльность вследствие отсутствия дивидендных или процентных выплат. Сохранение собственности и управления учредителей

Ограниченность объемов привлечения средств. Отвлечение собственных средств из хозяйственного оборота. Ограниченность независимого контроля над эффективностью использования инвестиционных ресурсов

Акционерное финансирование по открытой подписке

Получение значительного капитала. Расширение капитальной базы компании. Обеспечение ликвидности активов. Финансовый риск не возрастает. Повышение реализуемости акций. Повышение стоимости акций. Отсутствие необходимости выплаты долгов. Не требуется дополнительное обеспечение (гарантии)

Требуются значительные затраты на эмиссию и размещение ценных бумаг. Регламентация порядка эмиссии со стороны органов управления рынком цепных бумаг. Разводнение акционерного капитала. Давление акционеров, направленное на обеспечение роста прибылей. Возможность утраты собственности и управления компанией

Акционерное финансирование по закрытой подписке

Контроль за предприятием не учитывается. Финансовый риск возрастает незначительно

Объем финансирования ограничен. Высокая стоимость привлечения средств

Государственное финансирование на возмездной основе

Более высокие суммы платежей в погашение при более длительных периодах. Процент вычитается из суммы налогооблагаемой прибыли. Возможно предоставление дополнительных услуг

Требуется дополнительное обеспечение. Предоставление кредита оговаривается определенными условиями. Полученные средства должны расходоваться по целевому назначению. Необходимо предоставлять отчет и иные сведения об использовании средств. Выплата штрафа при несвоевременном возврате бюджетных средств

Государственное финансирование на безвозмездной основе

Отсутствие необходимости выплаты долгов. Наличие независимого контроля нал эффективностью использования инвестиционных ресурсов. Высокая степень контроля

Полученные средства должны расходоваться по целевому назначению. Подлежат возврату в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их не использования в установленные сроки

Банковское кредитование

Возможность привлечения средств в значительных масштабах. Наличие независимого контроля над эффективности использования инвестиционных ресурсов

Сложность и длительность процедуры привлечения средств. Необходимость предоставления гарантий платежеспособности. Повышение риска неплатежеспособности и банкротства. Уменьшение прибыли в связи с необходимостью процентных выплат

Предоставляются дополнительные услуги. Удобная схема финансирования. Процентная ставка может быть фиксированной или плавающей. Процент вычитается из суммы налогооблагаемой прибыли. Меньший размер платежей в погашение при более длительном сроке лизинга

Необходимо дополнительное обеспечение. Процентная ставка может быть высокой. В конце срока аренды могут потребоваться дополнительные платежи

Проектное финансирование

Целевой характер финансирования. Распределение рисков. Гарантии государств - участников финансовых учреждений. Высокая степень контроля

Зависимость от инвестиционного климата. Высокий уровень кредитных рисков. Неустойчивое законодательство и налоговый режим

Венчурное финансирование

Повышение устойчивости собственного капитала. Позволяет компании достичь достаточного уровня зрелости для обеспечения возможности финансирования другими способами, в частности путем продажи акций на фондовом рынке. Отсутствие расходов на выплату долга и процентов, дополнительных потребностей в ликвидности. Возможность использования опыта венчурных инвесторов в сфере менеджмента и финансов

Сложность получения: процесс привлечения венчурного капитала требует больших затрат времени и сопряжен с трудностями. Разводнение акционерного капитала. Высокий риск, отсутствие гарантированного успеха. Ожидание высоких доходов со стороны венчурных инвесторов. Экономический контроль нал компанией может быть передан венчурным инвесторам

Одним из наиболее часто упоминаемых и активно используемых инструментов поддержки инновационной активности является комплекс налоговых льгот. С определенной долей условности можно выделить следующие формы налоговых льгот и льгот, сопряженных с налоговыми платежами:

  • o особые режимы амортизационных отчислений в рамках налоговой амортизации;
  • o инвестиционные налоговые кредиты;
  • o инвестиционная налоговая льгота по налогу на прибыль;
  • o льготы по налогу на имущество;
  • o расширение перечня вычитаемых расходов по формированию инвестиционных фондов.

Особые режимы амортизационных отчислений могут предоставляться по основным средствам, используемым при проведении НИОКР; по оборудованию, задействованному в технологических процессах, являющихся результатом собственных разработок с использованием запатентованных компонентов; в технологических процессах, использующих приобретенные патенты.

Инвестиционные налоговые кредиты можно разделить на две категории. Собственно инвестиционный налоговый кредит , предусмотренный ст. 66 и 67 Налогового кодекса РФ, который представляет собой специфически отечественное изобретение - разновидность кредитного соглашения между налогоплательщиком и государством в лице налогового органа. В соответствии с этим соглашением имеет место отсрочка налогового платежа на срок до пяти лет с установлением процентной ставки по такому кредиту не менее и не более ЪА ставки рефинансирования Центрального Банка. Налоговый кредит может предоставляться: при проведении организацией НИОКР или технического перевооружения собственного производства; при осуществлении организацией внедренческой или инновационной деятельности; при выполнении организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона.

Инвестиционные налоговые скидки (налоговая льгота в виде вычета некоторых сумм из уже начисленного налогового платежа).

Инвестиционная налоговая льгота по налогу на прибыль аналогична разновидности льгот, действовавших до введения гл. 5 Налогового кодекса РФ.

Льгота по налогу на имущество применяется в отношении основных средств, используемых в научных целях, при осуществлении НИОКР, составляющих опытно-экспериментальную базу, и т.п.

Еще одна разновидность льготирования - расширение круга льгот (права на доналоговый вычет расходов) по перечислению средств в государственные научные фонды.

Большая часть приведенных налоговых льгот либо заменяющих их бюджетных субсидий, по сути, представляют собой государственное финансирование определенной части расходов на НИОКР, осуществляемых в частном секторе.

Инновационный менеджмент Маховикова Галина Афанасьевна

6.2. Источники финансирования инновационной деятельности

Финансирование инновационной деятельности – это процесс обеспечения и использования денежных средств, направляемых на проектирование, разработку и организацию производства новых видов продукции, на создание и внедрение новой техники, технологии, услуг, работ, разработка и внедрение новых организационных форм и методов управления.

После почти 10-летнего спада инновационной деятельности в период 2000–2004 гг. начался этап ее активизации.

Основными источниками финансирования инновационной деятельности до сих пор являются бюджетные средства; внебюджетные фонды; собственные средства.

Свыше 70 % организаций научно-технической сферы в настоящее время находятся еще в государственной собственности. Государственный сектор объединяет организации федеральных министерств и ведомств, органов управления республик, краев, областей, местных органов управления, а также организации Российской академии наук (РАН) и академий наук, имеющих государственный статус. В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ большинство академических организаций и часть организаций федеральных министерств и ведомств имеют организационно правовую форму государственного учреждения (бюджетного).

Источники финансирования инновационной деятельности предприятий подразделяются на внешние и собственные (внутренние). Учитывая, что инновационной деятельностью занимаются предприятия разных форм собственности (государственный сектор, предпринимательский, высшее образование, частный бесприбыльный), собственные источники финансирования направляются во все сектора инновационной деятельности, но с разными объемами. Так, в 2000 г. внутренние затраты на исследования направлялись в такой пропорции: 24,4 % – в государственный сектор; 70,8 % – в предпринимательский; 4,5 % – в высшее образование; 0,3 % – в частный бесприбыльный сектор. Отсюда видно, что внутреннее финансирование в предпринимательский сектор занимает первое место, в государственный сектор – второе.

Внешнее финансирование инновационной деятельности предполагает привлечение и использование средств государства, финансово-кредитных организаций, отдельных граждан и нефинансовых организаций.

Внутреннее финансирование инновационной деятельности осуществляется за счет собственных и приравненных средств предприятий. Сюда относятся:

1) доходы предприятия: часть прибыли от реализации (товарной продукции, выполненных НИР, строительно-монтажных работ, финансовых операций и др.);

2) поступления (амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, целевые поступления, другие поступления);

3) финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке (продажа собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг; кредитные инвестиции, финансовый лизинг, средства научных фондов, спонсорские средства);

4) финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения (страховое возмещение по наступившим рискам, финансовые ресурсы, поступившие от концернов, ассоциаций, отраслевых и региональных структур; финансовые ресурсы, формируемые на паевых (долевых) началах; дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов; бюджетные ассигнования и другие виды ресурсов).

Важнейшим финансовым источником являются бюджетные ассигнования. Они обеспечивают решение крупномасштабных научно-технических проблем. В условиях рыночной экономики заниматься такого рода исследованиями отраслевая и заводская наука не могут себе позволить. Исследования такого рода могут финансироваться из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов. Бюджетные средства предоставляются в следующих формах:

1) финансирование федеральных целевых инновационных программ;

2) финансовое обеспечение перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.

Чтобы получить государственную поддержку, необходимо учитывать следующие требования: а) участвовать в конкурсе могут инновационные проекты, направленные на развитие перспективных и развивающихся отраслей экономики при условии, что они частично финансируются (не менее 20 % необходимой суммы для реализации проекта) из собственных средств компании; б) срок окупаемости не должен превышать установленный норматив (как правило, 2 года); в) государственное финансирование инновационных программ, прошедших конкурсный отбор, может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях предоставления части акций хозяйствующего субъекта в государственную собственность; г) государственные программы, предоставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

Таблица 6.1

Структура инвестиций в РФ в 2003 г.

Как правило, средства государственного бюджета выделяются, в первую очередь, на производства:

Ориентированные на выпуск импортозаменяющей продукции, конкурентоспособных товаров и услуг;

Выпускающие продукцию, спрос на которую высок и будет сохраняться длительное время;

Осваивающие выпуск новых видов продукции или продукции более высокого класса.

Анализ показывает, что отечественная промышленность до недавнего времени финансировалась на две трети за счет собственных источников предприятий (прибыли, амортизационных отчислений) – табл. 6.1.

Из приведенных в таблице данных видно, что бюджетное финансирование промышленности в целом составляло 2,1 %. Топливно-сырьевые отрасли то же не могли «похвастаться» вниманием государственного финансирования.

В числе ведущих форм финансирования инновационной деятельности может выступать банковский кредит – средства, предоставляемые банком на установленный срок для использования на определенные цели. В настоящее время доля банковских кредитов составляет лишь 5 % всех вложений в развитие отечественной промышленности. За пользование кредитом банк взимает установленные проценты, размер которых зависит от срока займа, величины риска по проекту, характеристик заемщика и пр. В 2004 г. процентная ставка за кредит составляла 16 % в год. Перспективы расширения банковского кредитования промышленности в ближайшее время невелики, увеличение составит 2–3 % в год.

Широко распространенной формой финансирования инновационной деятельности выступает эмиссия ценных бумаг. С ее помощью в достаточно короткие сроки можно привлечь нужный объем денежных средств. Такая форма финансирования доступна для предприятий, организованных в форме закрытого или открытого акционерного общества. Она позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов (заем денег у покупателей акций на неопределенное время) для осуществления перспективных инновационных проектов. Посредством эмиссии ценных бумаг производится замена инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами, что способствует оптимизации структуры финансовых ресурсов, инвестируемых в инновационный проект. В момент учреждения акционерного общества осуществляется первичная эмиссия акций, при привлечении дополнительных средств – вторичная эмиссия. Именно вторичная эмиссия проводится, как правило, для получения средств на осуществление различных инновационных проектов (освоение и выпуск нового продукта, совершенствование технологии и т. д.). За последние полтора года в России зарегистрировано 50 эмиссий объемом привлеченного капитала $2 млрд. В целом российский фондовый рынок пока слабо выполняет функцию трансформации финансовых ресурсов в инвестиции.

Банковское кредитование обычно сориентировано на минимальный кредитный риск, поэтому доступ инновационных предприятий к кредитам всегда ограничен. Преодолевает названные недостатки банковского кредита венчурное финансирование инновационных проектов, выступая как форма и механизм финансирования деятельности небольших исследовательских и внедренческих фирм, научно-технических разработок, доводки и внедрения открытий, изобретений, любых нововведений, имеющих рисковый, но перспективный характер. Венчурные компании, фонды предоставляют денежные ресурсы на беспроцентной основе без гарантий их возврата, риск их велик, но в случае удачи риск компенсируется сверхприбылью, превышающей затраты в 30-200 раз. По опубликованным данным, в 15 % случаев венчурный капитал полностью теряется, в 25 % случаев возникают убытки в течение большего срока, чем планировалось, в 30 % – получают умеренную прибыль. Избежать больших потерь при венчурном финансировании можно при тщательном отборе проектов, за счет одновременного вложения средств в несколько инновационных проектов с разными сроками реализации.

Практика показывает, что большинство работающих в России и с Россией венчурных фондов созданы либо непосредственно международными организациями (в частности, под эгидой ЕБРР), либо в рамках межправительственных соглашений. Частные венчурные фонды немногочисленны. Сдерживает развитие венчурного капитала наряду с другими обстоятельствами отсутствие нормативно-законодательной базы.

Важнейшим звеном в передаче новейших видов оборудования, технических устройств в пользование потребителям является финансовый лизинг. Последний выступает как форма привлечения заемных средств в виде долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме в рассрочку. Срок действия договора по финансовому лизингу зависит от срока амортизации, он меньше или равен сроку полной амортизации предмета лизинга. В разных странах сроки лизинга определяются различными нормативными документами. После завершения срока действия договора предмет лизинга может быть передан в собственность лизингополучателю при условии полной выплаты сумм по договору лизинга. Лизинг – взаимовыгодная сделка для всех ее участников, он является эффективным средством ускорения реализации инновационных проектов, получил широкое распространение в мире. В США его доля составляет более 25 % в инновационных инвестициях, в Японии по лизингу реализуется примерно 90 % новых компьютеров.

Таблица 6.2

Индексы физического объема инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности

(в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году )

Окончание табл. 6.2

В 2007 г. в основной капитал было вложено 6418,7 млрд рублей инвестиций, или 121,1 % к уровню 2006 г.

По видам экономической деятельности индексы физического объема инвестиции в основной капитал в 2005–2006 гг. приведены в табл. 6.2.

В 2007 г. в экономику России поступило $120,9 млрд иностранных инвестиций, что в 2,2 раза больше, чем в 2006 г.

По состоянию на конец 2007 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил $220,6 млрд, что на 54,3 % больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) – 50,2 % (на конец 2006 г. – 49,1 %), доля прямых инвестиций составила 46,7 % (47,5 %), портфельных – 3,1 % (3,4 %).

Основные страны-инвесторы в 2007 г. – Соединенное Королевство (Великобритания), Кипр, Нидерланды, Люксембург, Франция, Швейцария, Ирландия, Германия, США. На долю этих стран приходилось 84,0 % от общего объема накопленных иностранных инвестиций, на долю прямых – 84,0 % общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

Из книги Антикризисное управление автора Бабушкина Елена

41. Источники финансирования инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов Поиск источников финансирования инвестиций уже давно стал одной из важнейших проблем, связанных с инвестиционной деятельностью.В современных условиях сформировалось большое

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

45. Источники финансирования дефицита бюджета Источники финансирования дефицита бюджетаутверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.Кредиты Банка России, приобретение Банком

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

12. Источники финансирования дефицита федерального бюджета В ходе рассмотрения статей доходов и расходов может появиться дефицит. В таких случаях утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.Источники финансирования утверждаются органами законодательной

Из книги Коммерческая деятельность автора Егорова Елена Николаевна

39. Источники финансирования бизнеса Финансирование – это способ обеспечения предпринимательства денежными средствами.Существуют внутренние и внешние источники поступления денежных средств.Внутренние источники – это источники поступления денежных средств, которые

Из книги Коммерческая деятельность: конспект лекций автора Егорова Елена Николаевна

2. Источники финансирования бизнеса Финансирование – это способ обеспечения предпринимательства денежными средствами.После определения целей и направления предпринимательской деятельности основным вопросом становится вопрос финансирования операций. Необходимо

Из книги Инвестиции автора Мальцева Юлия Николаевна

32. Собственные источники финансирования инвестиций Собственные источники инвестиций – это общая стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на правах собственности и обеспечивающих его инвестиционную деятельность.К собственным источникам финансирования

Из книги Корпоративные финансы автора Шевчук Денис Александрович

Глава 2. ФОРМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Из книги Основы управления малым бизнесом в сфере парикмахерских услуг автора Мысин Александр Анатольевич

2.7. Дополнительные источники финансирования Франчайзинг представляет собой выдачу компанией физическому или юридическому лицу лицензии (франчайзы) на производство или продажу товаров или услуг под фирменной маркой данной компании и/или по его технологии. Контрактом

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

2.8. Внутренние источники финансирования

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

Источники финансирования Итак, прежде чем приступить к коммерческой деятельности, вам следует все основательно обдумать и составить план действий. Кроме того, вам, конечно, понадобятся деньги.Попробуйте в приведенной ниже таблице 12 хотя бы приблизительно определить

Из книги Инвестиции. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

86. Инвестиционная политика предприятий. Источники финансирования капитальных вложений При разработке инвестиционной политики предприятия целесообразно предусмотреть:- соответствие мероприятий, которые предполагается осуществить в рамках этой политики,

Из книги Инновационный менеджмент автора Маховикова Галина Афанасьевна

5.1.2. Федеральный бюджет и собственные средства предприятий – важнейшие источники финансирования Бюджетное финансирование. Кратко рассмотрим некоторые источники финансирования инноваций. Важнейшим источником финансирования инноваций является федеральный

Из книги Инвестиции в недвижимость автора Кийосаки Роберт Тору

37. Собственные источники финансирования инвестиционной деятельности. Кредитное финансирование (начало) Самыми надежными являются собственные источники финансирования инвестиций: не возникает проблемы, где взять источники финансирования, снижается риск

Из книги автора

38. Собственные источники финансирования инвестиционной деятельности. Кредитное финансирование (окончание) Способы амортизации: 1) линейный – годовая сумма амортизационных отчислений определяется, исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации,

Из книги автора

6.1. Цели и задачи финансирования инновационной деятельности Чтобы обеспечить темпы и качество экономического роста, конкурентоспособность выпускаемой продукции на внутренних и внешних рынках, развитие всех отраслей народного хозяйства должно носить инновационный

Из книги автора

14. Скотт Макферсон. Источники финансирования для инвестиций в недвижимость Скотт Макферсон – ипотечный брокер, к которому я обращаюсь, когда хочу узнать, что в действительности происходит на рынке недвижимости. Он больше чем просто брокер. Скотт еще и инвестор,

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Формы и источники финансирования инновационной деятельности

Инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций. Основными видами инновационной деятельности являются:

  • научно-исследовательские опытно-конструкторские работы (НИОКР);
  • технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний;
  • приобретение патентов, лицензий и ноу-хау;
  • инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов;
  • сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления;
  • маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции;
  • подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др.

Инновационная деятельность, как правило, характеризуется достаточно высокой степенью неопределенности и риска, поэтому важными принципами системы финансирования инноваций являются множественность источников, гибкость и адаптивность к быстро меняющейся, турбулентной среде инновационных процессов.

Основными источниками финансирования инновационной деятельности являются:

  1. Бюджетные средства (средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов).
  2. Внебюджетные средства, включая:
  • собственные средства организаций, осуществляющих инновационную деятельность,
  • средства инвесторов.

Бюджетные средства
Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики и предназначается как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и для поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства.

Средства, выделяемые из федерального бюджета, направляются на финансирование:

  • государственных инновационных фондов (РФФИ - Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций);
  • федеральных целевых инновационных программ и высокоэффективных инновационных проектов;
  • программ государственной поддержки инновационной деятельности.

Внебюджетное финансирование инновационной деятельности .
Субъекты инновационной деятельности самостоятельно определяют источники, структуру и способы привлечения внебюджетных средств.

Собственные средства организаций

Инновационную деятельность организация может вести как за счет финансовых средств, привлекаемых со стороны, так и за счет собственных средств. Важными внутренними источниками финансирования инновационной деятельности организаций являются:

  • фонд амортизационных отчислений
  • фонд развития производства.

Фонд амортизационных отчислений.
В процессе производства стоимость основных фондов переносится по частям на производимую продукцию. При этом сами основные фонды обесцениваются в результате материального и морального износа. Стоимость этого износа в виде амортизационных отчислений аккумулируется в амортизационном фонде. Размеры амортизационных отчислений устанавливаются государственными органами в процентах к балансовой стоимости основных средств и называются нормами амортизационных отчислений.
Фонд амортизационных отчислений часто является основным внутренним источником предприятия при приобретении нового оборудования, техники и т.п., необходимых для осуществления инновационной деятельности.
С одной стороны, государственные органы жестко следят за тем, чтобы предприятия соблюдали нормы амортизационных отчислений, не завышали эту существенную компоненту себестоимости, т.е. не уменьшали налогооблагаемую прибыль предприятия. С другой стороны, для улучшения инновационного климата в различных отраслях и сферах многие государства разрабатывают и вводят схемы ускоренной амортизации. Это позволяет предприятиям быстрее формировать амортизационный фонд, и, как следствие, быстрее обновлять, модернизировать свои основные фонды, что, как правило, необходимо в ходе инновационных процессов.

Фонд развития производства .
Фонд развития производства, как другие фонды специального назначения, образуется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Порядок формирования этого фонда, нормы отчисления самостоятельно устанавливаются предприятием.
Цели и направления использования фонда развития производства непосредственно определяются инновационной политикой организации, пакетом инновационных проектов, осуществляемой инновационной деятельностью. Во многих организациях проведение НИОКР, приобретение нового оборудования и приборов, финансирование затрат по техническому перевооружению, реконструкции действующего производства и строительству новых объектов осуществляется за счет средств фонда развития.

Средства инвесторов

Финансирование инновационной деятельности за счет средств инвесторов реализуется в форме:

Кредитных инвестиций,

Инвестиций в ценные бумаги (акций, облигаций, векселей), эмитируемые субъектами инновационной деятельности;

Прямых вложений в денежной форме, в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них, осуществляемых на основе заключения партнерских соглашений о совместном ведении инновационной деятельности;

Путем использования лизинга и иных способов привлечения инвестиций.

Одним из основных признаков современной системы кредитования деятельности инновационных предприятий является ее договорная основа. Все вопросы, возникающие по поводу кредитования, решаются непосредственно сторонами, заключающими договор, скажем, предприятием-заемщиком и банком. При решении вопроса о выдаче инновационного кредита инвестор анализирует возможности реализации инновационной продукции на рынке, ожидаемый рост доходов инновационного предприятия и другие важные характеристики, а в случае долгосрочных кредитов оцениваются и перспективы экономического положения инновационного предприятия в целом. Для получения этих и других характеристик окупаемости финансовых вложений инвестор, как правило, при принятии решения о выделении кредита рассматривает соответствующий бизнес-план инновационного проекта.

Инвесторы могут финансировать инновационную деятельность, вкладывая средства в ценные бумаги (акции, облигации, векселя), эмитируемые субъектами инновационной деятельности. Инновационные предприятия часто прибегают к дополнительной эмиссии ценных бумаг в случае недостатка собственных средств для финансирования перспективных инновационных проектов, развития материально-технической базы, проведения необходимых НИОКР.
При осуществлении технологических инноваций, требующих приобретения дорогостоящего оборудования, транспортных средств, энергетических установок, компьютерной и телекоммуникационной техники, часто прибегают к лизингу для привлечения дополнительных средств.

Лизинг - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.
По экономическому содержанию лизинг представляет собой прямые инвестиции, при которых лизингополучатель (арендополучатель) обязан возместить лизингодателю (инвестору) инвестиционные издержки (связанные с приобретением и использованием предмета лизинга) и выплатить вознаграждение (денежную сумму, предусмотренную договором лизинга сверх возмещения инвестиционных затрат).

Следовательно, существенной особенностью лизинга как экономической категории является разделение функций собственности - отделение использования имущества от владения. Это отчасти объясняет быстрое развитие рынка лизинговых услуг, поскольку все большее количество компаний во всем мире считает, что их задача состоит не в том, чтобы накапливать основные фонды с целью что-то производить, а производить. Поэтому они все больше склонны использовать аренду оборудования.

Основными формами лизинга являются:

Внутренний лизинг (обе стороны договора лизинга являются резидентамиРФ),

Международный лизинг (одна из сторон - нерезидент).

Необходимо отметить, что международный лизинг может представлять собой эффективную форму сотрудничества для инновационного предприятия, т.к. при этом для реорганизации производства и перевода его на более эффективную технологию и выпуск новой продукции, отвечающей требованиям международного рынка, не требуется изначального выделения крупных средств в иностранной валюте. Все расходы по приобретению необходимых основных фондов на первом этапе внедрения новой технологии покрывает лизинговая компания (арендодатель).

К основным типам лизинга относятся:

Долгосрочный лизинг (лизинг, осуществляемый в течение 3 и более лет);

Среднесрочный лизинг (лизинг, осуществляемый в течение от полутора до 3 лет);

Краткосрочный лизинг (лизинг, осуществляемый в течение менее полутора лет).

К основным видам лизинга относятся

  • оперативный лизинг,
  • финансовый лизинг,
  • возвратный лизинг.

Инновационные фонды
Важную роль в создании инновационного климата в нашей стране играют инновационные фонды, которые по сути основаны на смешанной форме финансирования.
Инновационные фонды формируются за счет средств организаций и предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, средств банков, страховых компаний и иных финансовых институтов. В создании и деятельности инновационных фондов могут принимать участие заинтересованные государственные органы и государственные высокобюджетные фонды.
Основной целью инновационных фондов обычно является концентрация средств на приоритетных направлениях инновационной деятельности для финансовой поддержки перспективных инноваций. Как правило, инновационные фонды предоставляют прошедшим независимую экспертизу и конкурсный отбор инновационным проектам финансовые средства на возвратной или безвозвратной основе. Кроме этого, инновационные фонды часто выполняют функции поручителей и гарантов по обязательствам инновационных предприятий.
При финансировании инновационных проектов, реализация которых связана с высоким уровнем финансового риска и неопределенностью коммерческого результата, инновационные предприятия могут использовать различные формы кооперации, включая создание венчурных фондов, а также заключение партнерских соглашений на всех стадиях разработки, освоения и внедрения инноваций.
Развитие индустрии венчурного капитала призвано способствовать привлечению внебюджетных средств в инновационную сферу. В самом общем плане венчурное финансирование может быть определено как одна из разновидностей акционерных инвестиций. Венчурные фонды предпочитают вкладывать капитал в инновационные компании, чьи акции не обращаются в свободной продаже на фондовом рынке, т.е. путем приобретения акций на внебиржевом рынке («прямые инвестиции»), а не через покупку акций на организованных фондовых рынках («портфельные инвестиции»). Нередко венчурный капитал служит своеобразным мостом к выходу инновационной компании на фондовый рынок.

Водораздел между венчурными и всеми прочими внебиржевыми (прямыми) инвестициями в акционерный капитал проходят по признаку наличия или отсутствия контролирующего участия в реализации инновационного проекта. Венчурный инвестор с целью снижения рисков в качестве обязательного условия финансирования в большинстве случаев требует вхождения своего представителя в состав Совета директоров инновационного предприятия.

Венчурное финансирование осуществляется, как правило, в малые и средние инновационные предприятия без предоставления ими какого-либо залога или заклада, в отличие, например, от банковского кредитования. При этом венчурный инвестор, как правило, не стремится приобрести контрольный пакет акций инвестируемой компании, что отличает его коренным образом от стратегического инвестора или «партнера».

Логика венчурного финансирования заключается в том, что если новая инновационная компания в период нахождения в ней в качестве совладельца венчурного инвестора добивается успеха, то есть если ее стоимость в течение 5-7 лет увеличивается в несколько раз (нередко в десятки и сотни раз), то риски обеих сторон оказываются справедливыми, и все получают соответствующее вознаграждение. Венчурный инвестор обычно не заинтересован в распределении прибыли в виде дивидендов, его прибыль появляется, когда он сумеет продать принадлежащий ему пакет акций инновационной компании по цене, в несколько раз превышающей первоначальное вложение. Сам процесс продажи, дивестирования в венчурном бизнесе имеет название «выход» или «экзит» (от англ. «exit»), а период пребывания венчурного инвестора в инновационной компании носит наименование «совместного проживания» («living with company»).

Основными источниками финансирования инноваций выступают собственные средства. Свыше 80% обследованных предприятий для финансирования инноваций использовали прибыль.Второй по значимости источник - бюджетные инвестиции , (а также средства внебюджетных фондов), что, возможно, свидетельствует о более широких формах финансовой поддержки предприятий со стороны государства, чем принято считать в настоящее время. Это подтверждается и тем, что местные и (региональные) власти в той или иной форме оказывали помощь в осуществлении инноваций 41 из 143 исследований предприятий (27,8%).

Собственные средства - основной источник финансирования инноваций, но отнюдь не единственный. Более того, предприятия комбинируют несколько источников средств, в разнообразных формах. Лишь некоторые, предприятия сумели осуществить нововведения, используя только собственные средства.

На малых дочерних предприятиях использование собственной прибыли, значительная часть которой вкладывается в развитие, сочетается с инвестициями крупных материнских структур (ФПГ, корпорация). Финансирование инноваций за счет инвестиций нового внешнего собственника (в том числе иностранного) пока еще не очень распространено. Обычно инвестиции внешних собственников выступают как разовые акции и занимают небольшой удельный вес в общем, объеме финансирования. Чаще внешние собственники, присутствуют номинально и не вносят, ни какого вклада в развитие предприятия.Иностранные инвестиции как источник финансирования инноваций наиболее доступны предприятиям, контролируемым иностранным капиталом. Путем привлечения иностранных инвестиций, как известно, может послужить создание совместных производств, реализация совместных проектов с иностранными партнерами при условии их финансирования. В отдельных случаях финансирования инновационных проектов осуществляют сами заказчики продукции, получаемой в результате инновации. Кроме того, для инноваций иногда использовались такие средства, о которых директора предпочитают не говорить вслух.

На тех предприятиях, где финансирование проводится из собственных средств, расчет эффективности инновации (там, где он вообще проводится), производится, как правило, своими силами, без привлечения сторонних организаций и специалистов. Финансирования новых разработок их заказчиками (потребителями продукции) осуществляется на неформальной основе с использованием личных связей. Крупные предприятия если и получали государственные кредиты, то нередко тоже благодаря личным связям.

формы финансирования инновации

Формы определяют способы формирования финансовых ресурсов предпринимательства и повышения их заинтересованности во внедрении новшеств. Здесь можно выделить механизмы кредитования, формирования собственного капитала, формирования затрат на НИОКР и характера отнесения на их себестоимость, увязки размеров налогообложения с интенсивностью инновационной деятельности.

Соответствующей инновационным потребностям формой привлечения финансовых ресурсов, является выпуск облигаций. Их особенностью является длительный срок обращения. Можно утверждать, что для рассматриваемых процессов финансирование на основе облигационных займов является наиболее предпочтительным.

Следующей формой является увеличение собственного капитала за счет внешних источников. Особенно важна такая форма для уже давно функционирующих предприятий, имеющих высокую репутацию и известность. Они имеют возможности произвести эмиссию акций и за счет этого нарастить свой капитал. Но не все предприятия пользуются этим механизмом, если даже возможности для этого имеются. Дело в том, в ряде случаев увеличивается количество собственников предприятия, и возникают возможности неуправляемого менеджерами перемещения контрольного или блокирующего пакета акций.

Для вновь образованных предприятий биржевой механизм не подходит, так как их акции еще не контролируются на фирме. В этом случае необходимо развитие внебиржевого рынка акций, а также венчурного финансирования.

Стимулирование инновационной деятельности предполагает создание условий, в которых осуществление этой деятельности будет выгодным. Степень выгодности может быть измерена размером чистой прибыли, то есть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Это может быть достигнуто посредством снижения налоговых платежей при увеличении инновационных и инвестиционных усилий предприятия.Снижение налоговых платежей рекомендуется проводить пропорционально абсолютному увеличению затрат на НИОКР с установлением предельного размера снижения налоговых выплат. С этой целью предоставляется целесообразно установить долевые коэффициенты по отношению к приросту затрат на НИОКР для определения размера уменьшения налоговых платежей. Но поскольку базовые величины затрат на НИОКР могут быть весьма значительными, следует определить предельную долю уменьшения налоговых выплат.

Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности.

В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.

Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.

К сожалению, сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России далеко от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала.

Какие источники финансирования инновационной деятельности существуют в России?

По видам собственности источники финансирования делятся на:

    государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);

    инвестиционные, в т.ч. финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.

Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.

На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:

    собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов,

    привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем,

    заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).

На уровне предприятия источниками финансирования являются:

    собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);

    привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.;

    заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.

Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр.

Гранты

Грант — безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.

Большое распространение в развитых странах получили два подхода к финансированию университетских НИР с помощью грантов:

  • индивидуальный (для отдельного исполнителя и небольшой фулы ученых)
  • «пакетный» (для научного подразделения в целом).

Первый подход получил наибольшее признание в университетах США. В европейских университетах поддержка НИР осуществляется преимущественно методом «пакетного» финансирования. Эта модель финансирования. по мнению европейских специалистов, больше отвечает иерархической организации университетских исследований, в которой решающее слово при распределении средств принадлежит руководству подразделения.

Мощный научный потенциал университетов, поддерживаемый солидной финансовой поддержкой государства, тесное сотрудничество вузов с промышленностью обусловливают важное место университетов в национальных инновационных системах развитых стран. В странах Северной Америки и Европы, например, университеты осваивают от 12 до 25 % общенациональных средств на научные исследования и разработки.

Примеры организаций, предоставляющих гранты

Международные

  • Global Fund for Women — Международный фонд, поддерживающий программы для женщин. Информация о фонде и его программах, форма заявки для получения гранта.

В России

  • Российский фонд фундаментальных исследований — Государственная организация, поддерживающая фундаментальные исследования в области новых научных знаний о природе, человеке и обществе.
  • Российский гуманитарный научный фонд РГНФ) — создан постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. № 1023 «О Российском гуманитарном научном фонде». Основной целью Фонда является поддержка гуманитарных научных исследований и распространение гуманитарных научных знаний в обществе.

В Европе

  • Немецкая служба академических обменов — Организация поддерживает образовательные программы в разных странах:выплата стипендий, обмен студентами, преподавателями.
  • Британский Совет — Информация о Совете и поддерживаемых им программах в различных областях (искусство, экономика, образование, право и т. п.), а также по изучению английского языка.

В США

  • Фонд Форда — московское представительство Фонда.
  • — USAID — подразделение Европа и Евразия.
  • Fulbright Foundation — обмены учёными, стажировки для магистров и аспирантов, летние школы.
  • IREX (Московский офис) — Совет по международным исследованиям и обменам. Предоставляет стипендии для научных исследований в области гуманитарных и общественных наук в основном для специалистов, уже имеющих высшее образование.
  • Американский Консультационный Центр по вопросам образования в США — Информация об обменных программах и деятельности центра, а также полезные сведения об обучении в США и процессе поступления в Американские университеты.

Инновационный характер развития современной мировой экономики приводит к усилению неопределенности условий принятия инвестиционных решений в результате ужесточения конкуренции и сокращения жизненного цикла многих видов продукции. Для российской экономики развитие инновационной деятельности является не только объективной необходимостью, но и фактором выживания на рынке международного разделения труда.

В настоящее время одним из основных факторов, тормозящих развитие инновационных процессов в России, является дефицит инвестиционных ресурсов для финансирования исследований и разработок в высокотехнологичных секторах экономики и дальнейшего внедрения их результатов в производство. Россия значительно отстает от промышленно развитых стран Запада и даже от некоторых стран БРИК по объемам инвестирования в инновационный сектор.

Проблемы инвестирования инновационной деятельности в России на современном этапе осложняются тем, что отсутствует реальная эффективная поддержка инновационных процессов со стороны государства.

Так, общие расходы на НИОКР в последнее десятилетие не превышали в России 1,0-1,1 % ВВП в год, в то время как в США, Японии и Германии - лидерах в области высоких технологий - этот показатель ежегодно составлял не менее 2,5-3 % ВВП .

В настоящее время государство пытается увеличить объемы финансирования инновационной сферы. Растут объемы бюджетного финансирования инноваций, формируется система государственных институтов поддержки наукоемких предприятий и отраслей на федеральном уровне, таких как Роснано, Российская венчурная компания. Однако возможностей государства явно недостаточно для обеспечения быстрого роста высокотехнологичных производств в силу ограниченности бюджетных ресурсов.

Многогранность инновационной деятельности (включая генерирование идей, создание новой продукции, применение нового сырья, разработку новых технологий, формирование новых организационных структур и освоение новых рынков) и разная степень возможного результата инновационного процесса требуют различных вариантов инновационной деятельности и обусловливают многообразие источников ее финансирования.

В системе финансового обеспечения инновационного развития экономики важное место принадлежит, как уже отмечалось, бюджетному финансированию. Поскольку бюджетные деньги - это, прежде всего, длинные деньги, только за счет этих средств могут осуществляться проекты с длительными сроками окупаемости или вовсе не- окупаемые. Практически во всех случаях, когда нужны масштабные инвестиции, а сроки окупаемости - длительные, бюджетное финансирование является абсолютно необходимым.

Кроме того, средства бюджета можно перераспределять между отраслями и регионами в силу необходимости развития приоритетных направлений и бюджетного стимулирования инновационной деятельности.

Финансирование инновационной деятельности за счет бюджета должно осуществляться в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики и направляться на решение крупномасштабных научно-технических проектов, а также на поддержку среднего и малого инновационного предпринимательства.

В реальной действительности роль бюджетного стимулирования инновационной деятельности во многом определяется экономическими и политическими факторами и ролью государства в обществе. В настоящее же время Министерство финансов РФ направляет бюджетные средства не на финансирование инновационного развития страны, а в резервные фонды, размещаемые за рубежом.

Эпицентр инвестирования инноваций переместился из государственного сектора на уровень отдельных компаний и предприятий. Инновационная деятельность может осуществляться не только генераторами инновационных идей. Многие компании могут участвовать в этой деятельности в качестве портфельных или даже прямых инвесторов.

Финансовый кризис вскрыл глубокие проблемы и противоречия российской экономики, ее неготовность к вызовам глобализации. К концу 2009 г. был сформулирован курс на модернизацию экономики, а также курс на инновационный путь развития экономики, в рамках этого курса была разработана и принята «Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2015 года». Важную роль в реализации данного курса должен сыграть финансовый рынок.

Финансовые кризисы всегда означают резкое повышение рисков и неуверенность предпринимателей в будущих инвестиционных проектах, исчезновение доверия между кредиторами и должниками. По этим причинам ожидать отдачи от финансового рынка в разгар кризиса нельзя. Однако анализ того, как работал финансовый рынок накануне и во время кризиса, а также как работает сейчас, дает основания предполагать, что российский финансовый рынок в настоящий момент не в состоянии в полной мере решать задачи реструктуризации и модернизации экономики, а также внедрения инноваций.

Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, при действующей системе регулирования доходность вложений от спекулятивных стратегий на финансовом рынке, например стратегии carry trading или использования плеча с помощью заимствования средств через сделки РЕПО, оказывается выше, чем от вложений в новые производственные мощности или в инновационные технологии.

Во-вторых, в силу переориентации многих банков от кредитования в пользу инвестиций в корпоративные облигации ими утрачиваются навыки проектного финансирования реальной экономики, а обеспечивающий привлечение краткосрочных инвестиционных ресурсов рынок рублевых облигаций не является источником пополнения реального капитала компаний, а тем более не является источником финансирования нововведений. В промышленно развитых странах основной объем (60-70 %) расходов на НИОКР финансируется частным капиталом, а не государством. В частности, за рубежом, особенно в западноевропейских странах, важную роль в привлечении финансовых ресурсов в инновационную сферу играют коммерческие банки. Банковская система России слаба и не способна осуществлять масштабное кредитование экономики.

Как показывает анализ мирового опыта, одним из эффективных способов привлечения банковского капитала в инновационный сектор является развитие механизмов ГЧП (государственно-частного партнерства), в рамках которого государство и кредитные институты осуществляют совместное финансирование новых разработок. При этом государство принимает на себя те виды инвестиционных затрат и рисков, которые неприемлемы для банков.

В России роль банков в поддержке инноваций пока невелика. По ряду экспортных оценок, их вклад в финансирование внутренних затрат на НИОКР не превышает сегодня 4-5 %, что явно не соответствует потребностям национальной экономики. Банки неохотно вкладывают деньги в проекты, связанные с разработкой и внедрением высоких технологий, поскольку эти проекты имеют, как правило, высокий уровень риска.

В-третьих, на российском рынке не развиты традиционные институты инноваций в виде фондов прямых инвестиций и фондов венчурного финансирования. Наконец, в России не работает система долгосрочных сбережений населения. Кроме того, неблагоприятный инвестиционный климат затрудняет привлечение прямых иностранных инвестиций и долгосрочных портфельных вложений. Анализ зарубежного опыта показывает, что необходимо активно использовать различные инструменты фондового рынка для технологического перевооружения приоритетных отраслей народного хозяйства и внедрения инноваций в производство.

Анализ реальной российской практики показывает, что в основе роста рынка корпоративных облигаций с начала 2004 г. до июля 2008 г. лежала стратегия carry trading, осуществлявшаяся российскими банками и иностранными хедж-фондами. С августа 2008 г. по настоящее время, как отмечают ряд аналитиков, рост рынка рублевых облигаций основан на ресурсах, сконцентрированных в банках в результате оказания им антикризисной поддержки государством при стагнации роста кредитных портфелей.

Одним из обязательных условий при выпуске корпоративных облигаций в большинстве случаев являлась гарантия эмитентов в форме оферты, предоставлявшая владельцам облигаций право на предъявление их к выкупу эмитентом через один-три года с момента размещения ценных бумаг. Данные оферты по существу меняли природу долгосрочных облигаций, превращая их в инструменты относительно краткосрочных финансовых ресурсов. Эти ресурсы, привлекаемые с помощью выпуска облигаций, активно использовались эмитентами для осуществления финансирования сделок слияний и поглощений, рефинансирования кредитов, для активной экспансии бизнеса и иных относительно краткосрочных целей. Из-за относительной краткосрочности облигационного финансирования и низкой доходности вложений в формирование новых основных фондов, а также в развитие новых технологий роль облигаций в финансировании реального сектора экономики до сих пор остается минимальной, тем более данные инструменты не могут быть использованы для финансирования инновационных разработок.

Более эффективным инструментом привлечения средств для финансирования основных фондов, чем выпуск корпоративных облигаций, являются публичные размещения акции в форме IPO и SPO. Это обусловлено тем, что средства от проведения IPO являются более долгосрочными. Наиболее активно IPO акции проходили в 2006 и 2007 гг., когда компании привлекли соответственно 17,0 млрд долл, и 33,0 млрд долл. Это дало возможность компаниям часть средств направить на приобретение основных фондов. Однако значительная часть ресурсов, привлекаемых на фондовом рынке, направлялась на выкуп бизнеса у прежних владельцев, рефинансирование долгов и обслуживание сделок по слиянию и поглощению компаний.

Таким образом, говорить о том, что значительная часть поступлений от размещения акций и тем более корпоративных облигаций способствует модернизации экономики, внедрению новых технологий, пока не приходится. Более того, объем средств, которые компании привлекают с помощью размещения акций и корпоративных облигаций и затем направляют на приобретение новых основных фондов, составляет крайне малую долю в источниках финансирования основных средств.

Главными источниками финансирования основных средств компаний реальной экономики остаются их собственные накопления, помощь государства, внебюджетные фонды и кредиты банков. На их долю приходится около 70 % всех источников инвестиций в основные фонды. В течение 2000-х годов, несмотря на активный рост фондового рынка вплоть до 2008 г., доля средств, привлекаемых с помощью эмиссии облигаций и акций, в источниках финансирования даже основного капитала компаний оставалась незначительной. По экспертным оценкам, в 1999 г. она составляла 0,7 % от всех источников финансирования основных фондов, а в 2008 г. увеличилась всего до 1,6 %.

Проблемой российской экономики с точки зрения развития инновационной деятельности является слабость индустрии фондов прямых инвестиций и венчурных фондов. Эти фонды можно подразделить на фонды, созданные в офшорных зонах за рубежом, и закрытые паевые инвестиционные фонды, осуществляющие деятельность на основании Федерального закона от 14 ноября 2001 г. «Об инвестиционных фондах» (в ред. 2007 г.).

Что касается закрытых ПИФов прямых инвестиций, то перспективы их развития пока под сомнением. В соответствии с законодательством об инвестиционных фондах любая информация о ПИФах прямых инвестиций как фондов, предназначенных лишь для квалифицированных инвесторов, в конце 2009 г. перестала быть публичной. Согласно требованиям ФСФР России фондовые биржи создают специализированные секции торгов для квалифицированных инвесторов, участникам которых будет доступна информация о таких фондах. В этой ситуации непонятно, как будут узнавать о действующих и новых ПИФах прямых инвестиций их потенциальные инвесторы, не имеющие статуса «квалифицированных», включая иностранных инвесторов. Данные фонды оказались вне поля зрения аналитиков и специалистов. Введенные ФСФР России информационные барьеры по деятельности ПИФов прямых инвестиций приведут лишь к резкому снижению интереса к ним потенциальных инвесторов, что отрицательно скажется на перспективах развития данных фондов в России.

Созданию и развитию частных фондов прямых инвестиций и венчурных фондов в России также препятствует отсутствие государственной стратегии инновационного развития. Дальнейшее развитие системы инноваций требует создания централизованных структур с их региональными представительствами, которые бы взяли на себя функции по координации усилий многочисленных организаций по содействию продвижению новых технологий в экономику, а также раскрытию информации о возможностях инновационных организаций для предприятий разного профиля.

  • См.: Инновационное развитие экономики. Международный опыт и проблемы России. М.; СПб.: Нестор-История, 2012. С. 284.