12.06.2024

Обновленное содержание. Основные принципы оценивания


Два дня – 23 и 24 ноября 2017 г. – в Московском городском педагогическом университете обсуждали апробацию нового содержания школьных учебных предметов, которое было обновлено после введения Федеральной целевой программы развития образования. Этому была посвящена Всероссийская конференция «Инновационные практики и программы в сфере проектирования и обновления содержания общего образования: результаты внедрения, перспективы развития».

В конференции приняли участие (очно и дистанционно) педагоги, руководители образовательных организаций, ведущие специалисты педагогических университетов и научных институтов России, представители органов исполнительной власти, студенты из 58 регионов. Участники обсуждали проблемы, связанные с обновлением содержания образования и проблемы внедрения в школы новых программ.

В своем приветственном слове ректор МГПУ Игорь Реморенко заметил, что современный учитель выбирает в своей работе не те ресурсы, которые позволяют запомнить большой объем информации, а те, которые развивают познавательный интерес детей.

По словам начальника управления стратегического развития МГПУ Кирилла Баранникова, выступавшего с докладом об отечественной и международной образовательной практике, содержание образования – один из основных предметных элементов, на котором сфокусировано внимание учителя.

На всероссийской конференции прошло пленарное заседание, на котором были представлены результаты анализа мирового и отечественного опыта, круглый стол по обсуждению масштабов проектирования и описания образовательного пространства, а также обсуждались итоги внедрения модели развития сет

и образовательных организаций в семи Федеральных округах Российской Федерации: Центральном, Приволжском, Уральском, Северо-западном, Южном, Сибирском, Дальневосточном.

В рамках проекта, результаты которого обсуждались на конференции были предложены подходы к обновлению содержания учебных предметов на уровне основного общего образования, а также разработаны методические рекомендации по обновлению содержания общего образования на материалах всех предметных областей. Образовательные организации, принимавшие участие в апробации и внедрении модели, самостоятельно решали, какие предметы или предметные области они выберут для реализации проекта.

Интересно: чаще всего школы выбирали русский язык и литературу, немного реже предпочтение отдавалось естественно-научным предметам, математике и информатике, иностранному языку общественно-научным предметам, а реже всего выбирали технологию, искусство, физическую культуру и основы безопасности жизнедеятельности.

Для взаимодействия разработчиков и школ-участниц был создан специальный раздел на образовательном портале. Разрабатываемые материалы размещались на странице портала, где апробаторы могли ознакомиться с материалами разработчиков, разместить свои контрольно-измерительные материалы, конспекты уроков, технологические карты уроков, проектные работы учащихся. Учителя-апробаторы высказывали свое мнение и вносили предложения по изменению обновленного содержания образования в основной школе.

На конференции состоялась работа предметных секций по итогам распространения и внедрения модели развития сети образовательных организаций. Результатом работы проблемных групп стали целевые ориентиры дальнейшей работы по обновлению содержания образования и пути преодоления основных проблем, связанных с внедрением новых программ.

В настоящее время в педагогическом сообществе нет более актуальной темы, чем модернизация системы образования. До сих пор идут дискуссии сторонников и противников внедрения обновлённого содержания образования.

Хотелось бы воспользоваться возможностью через нашу областную профессиональную газету «Учительская плюс» выразить своё мнение о плюсах и минусах обновлённого содержания образования. В первую очередь поддержу сторонников «обновлёнки». Государство взяло политический курс по присоединению к Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР), самой мощной и сильной международной экономической организации развитых стран мира, поэтому нашей системе образования нужно соответствовать стандартам ОСЭР, а для этого нужно модернизировать систему отечественного образования.

Организация экономического сотрудничества и развития создана в 1961 году. Миссия ОСЭР – содействие политике улучшения благосостояния людей, что отражается в слогане организации «Best policies for better life» (лучшая политика для лучшей жизни). ОСЭР объединяет 35 стран. Казахстан присоединился к ОСЭР в 2010 году. И первый мониторинг, проведённый по стандартам ОСЭР, показал, что наши 15-летние учащиеся отстают от среднестатистических школьников стран ОСЭР по грамотности чтения на два с половиной года, по естествознанию – на два года и по математике – на полтора года. Были изучены причины такого отставания, и анализ показал, что наша страна не отвечает международным стандартам в области содержания образования. Поэтому, в первую очередь, стал вопрос о необходимости обновления содержания образования в казахстанских школах. Чтобы понять, где и насколько мы уступаем, в 2019 году впервые пройдёт сравнительное исследование качества учительского корпуса и в 2020 году будет проведён замер компетенций взрослых от 16 до 65 лет.

В 2015 году Казахстаном была принята Дорожная карта обновлённого содержания образования, которая состоит из конкретных шагов по формированию компетенций, принятых странами ОСЭР: уметь работать с информацией, технологиями и знаниями, быть в команде с партнёрами и обществом. Дорожная карта включает в себя поэтапное внедрение 12- летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности, внедрение новой модели полиязычного образования в старшей школе и вузах. Разработаны шаги по развитию критического мышления, навыков самостоятельного поиска информации, формированию IT-знаний. Начата работа по цифровизации образовательного процесса и контента. Внедряется политика трехъязычия и системного изучения английского языка, идёт переход казахского алфавита на латинскую графику.

Как видим, внедрение обновлённого содержания образования необходимо для того, чтобы войти в клуб 30 самых развитых стран мира. А это политический курс государства.

Вместе с тем правы и противники обновления содержания образования. Реализация идёт без учета лучших советских и казахстанских традиций. Нельзя формально «насадить» западные модели образования в нашу среду. Для того чтобы обновление содержания образования проходило более успешно и результативно и было поддержано общественностью, учителями и особенно родителями необходимо учитывать наш опыт – фундаментальное советское и казахстанское образование. В последнее время мы постоянно приводим в пример США, Западную Европу. Но объективности ради нужно отметить, что ведь там общественность очень озабочена низким уровнем знаний своих школьников. Слабое место в системе западного обучения на протяжении многих лет – это низкий уровень преподавания и изучения математики, физики, химии. А в советской школе, по мнению западных экспертов, фундаментальным предметным дисциплинам учили более качественно и основательно. И нам необходимо, вводя обновлённое содержание образования, сохранить наши традиции в фундаментальной подготовке школьников.

Вместе с тем нужно признать, что в традиционном советском и казахстанском образовании акцент делался на теорию и меньше внимания уделялось практическому применению знаний. Как известно, международные и отечественные специалисты неоднократно указывали на отличительные особенности нашего фундаментального образования, в центре которого, в большей степени, способность к запоминанию, нежели способность к мышлению. Этот недостаток фундаментальной подготовки не давал технологической отдачи, не формировал компетенции. В образовательных же системах передовых мировых держав, стран Организации экономического сотрудничества и развития в основе лежит компетентностная философия, при которой акцент делается, прежде всего, на технологический подход, формирование компетенций. Поэтому страны ОЭСР (Корея, Япония, Финляндия) добились больших экономических успехов за счет компетенций, технологий в образовании, что привело к высокой конкурентоспособности человеческих ресурсов.

Хочу подчеркнуть: компетентностный, технологический подходы не отменяют фундаментального подхода. Без этого достижения советской школы мы не обойдёмся. Вместе с тем мы должны понять, что в обновлённом содержании образования нужно соединить фундаментальный и компетентностный подходы. Таким образом, обновлённое содержание образования предполагает смену парадигмы образования: от «инструктивного» образования к «конструктивному». Результатом современного образования станут способы активного познания и преобразования окружающей действительности.

Кроме того противники обновлённого содержания образования отмечают увлечение цифровизацией и слабую гуманитарную подготовку учащихся. Исследования показывают, что современные дети стали хуже говорить и писать, так как виртуальное общение ведёт к утрате коммуникационных устных и письменных навыков. Увлечение «цифрой» формирует у учащихся «клиповое мышление». Современные ученики не пытаются даже коротко переписываться в социальных сетях, а используют незамысловатые смайлы или вовсе перебрасываются мемами. Применяя информационно-коммуникационные технологии, мы создали психологическую проблему безлюдного обучения, так как в Интернете нет реального общения: контактов с реальными людьми и с реальным миром. Зато можно всё. Поэтому школьники подписываются в сетях вымышленными именами – никами и выставляют вымышленные фотографии – аватарки. Такая виртуальная жизнь ведет к фрагментарному живому общению. Материальные учебники и учитель теряют позиции главных источников знаний.

Благодаря социальным сетям школьники-виртуалы зацикливаются «на себе любимых». Давайте задумаемся, почему в последнее время люди так увлечены селфи: фотографируют себя даже в самых примитивных бытовых ситуациях. Потому, что в условиях сети можно говорить о себе бесконечно, возводя на пьедестал своё самолюбие. Только в интернете можно так легко самоутвердиться.

Школе нужно защищать учеников от негативного воздействия цифровых технологий и вредоносной информации, которую они получают. В 1994 году Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН о правах ребёнка.

В ней в статье 13 говорится, что дети имеют право на получении информации, если она не наносит им вреда. В феврале 2015 года у нас принят закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Реализуя обновлённое содержание образования, необходимо соблюдать разумный баланс между правом ребёнка на свободу выражения, свободу доступа к информации и ограничениями в её получении. Сегодня, когда поток информации становится безграничным, внедряя обновлённое содержание образования, упор нужно сделать на умение критично воспринимать информацию.

Таким образом, если в ходе модернизации системы образования будут сняты все вопросы и будет идти системная работа по её корректировке, то педагогическая общественность, всё сообщество поддержит реализацию обновлённого содержания образования. Сегодня его реализацию нужно сделать такой, чтобы она позволила ответить на все вопросы учителей, родителей, школьников, а значит, получила бы поддержку всего казахстанского общества.

Римма БЕКТУРГАНОВА,
советник ректора КГПУ, доктор педагогических наук, член Академии естественных наук и информатизации

Сегодня школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в казахстанском образовании.

Перед учителями встают проблемы: «Как учить в век информатизации?», «Как повысить качество, как знания, полученные на уроках, помогут ученику стать конкурентоспособной личностью?».

Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера. Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения

Перестраиваться, конечно, если признаться честно, было сложно.

Прежде чем начать работать по этой программе, передо мной стояли задачи:

Самое главное это развивать критическое мышление у детей, и у себя как у учителя тоже;

Научить детей работать с проблемой, учить находить ее решения;

Развивать в детях умения работать в группе, работать вместе сообща, и при этом обучаться;

Обновленное содержание по предмету история

Идеи спиралевидного обучения (Дж. Брунер). Работа американского психолога Дж. Брунера «Психология познания» вышла на русском языке в 1977 г. Как сказано в предисловии к этому изданию, Дж. Брунер изучает основные формы познавательной деятельности (образования понятий, классификации), которые складываются в процессе практической деятельности и обучения. Он показывает, как умелое педагогическое воздействие может привести к интенсивному развитию познавательной деятельности человека. Одна из центральных проблем педагогического творчества Дж. Брунера – признание ребенка активным субъектом познавательной деятельности, исследователем окружающего мира. Главную цель школы ученый видел в развитии мыслительных способностей учащихся, в формировании качеств, необходимых для жизни в быстро меняющемся мире. В этой связи им были разработаны психолого-педагогические основы развития у учащихся интуитивного мышления, опубликованы работы по стимулированию интереса к приобретению знаний, использованию в процессе обучения метода самостоятельных открытий.

Ученик проходя из года в год, повторяет навыки и умения что подобно показана (1 Слайд )

1 Слайд

Мысалы, орта білім беру деңгейіндегі «Қазақстан тарихы» пәні бойынша «Әлеуметтік қатынастардың дамуы» бөлімінің «Этникалық қатынастар» бөлімшесі бойынша (2 кесте) білім беру бағдарламасының спиральділігі, яғни оқушылардың алға ілгерілеуі айқын көрінеді, себебі сыныптан сыныпқа жоғарылаған сайын оқу материалы күрделене береді.

2 кесте

Бөлім: Әлеуметтік қатынастардың дамуы

Бөлімше: Этникалық қатынастар

Тақырыптар, мазмұны

Оқу мақсаттары

5 сынып

Алғашқы адамдар қалай өмір сүрді

5.1.1.1 алғашқы адамдардың антропологиясын сипаттау

6 сынып

Түркі тілдес халықтардың миграциясы Еуразия тарихына қаншалықты әсерін тигізді

6.1.1.1 түркі тілдес тайпаларды атап, олардың картада территориялық орналасуын көрсету

7 сынып

7.1.1.1 жоңғар шапқыншылығы кезіндегі демографиялық өзгерістерді және миграциялық процестерді түсіндіру

8 сынып

Неліктен ұжымдастыру саясаты «Ұлы нәубетке» әкеліп соқтырды

8.1.1.1 демографиялық өзгерістердің себептері мен салдарын анықтау

9 сынып

9.1.1.1 демографиялық өзгерістердің себеп салдарлық байланысын талдау арқылы дәйекті қорытынды жасау

Түсінікті арттыру үшін «Қазақстанның экономикалық дамуы» бөлімінің «Шаруашылық» бөлімшесіне (3 кесте) сәйкес 5 пен 9 сыныптардағы оқу мақсаттарының спиральділігі ұсынылады. Бұл тұста 5 сыныптан бастап 9 сыныпқа дейін қазақ жеріндегі экономиканың дамуын сыныптан сыныпқа көшкен сайын күрделене беретіндігін көруге болады. Мысалы, алғашқы адамдардың кәсібі, көшпелілер мен отырықшылардың экономикалық байланысы, қазақ шаруашылығына жоңғар шапқыншылығының әсері, жаңа экономикалық саясат және Кеңес үкіметі кезіндегі ауыл шаруашылығы. Бұл жерде назар оқу мақсаттарында болуы қажет. Себебі, оқу мақсаттары білім беру бағдарламасының негізгі құжаттарының бірі.

3 кесте

Бөлім: Қазақстанның экономикалық дамуы

Бөлімше: Шаруашылық

5 сынып

Не себепті ботайлықтарды жылқыны алғашқы қолға үйретушілер деп атайды

5.4.1.1 ежелгі адамдардың алғашқы кәсібін сипаттау

6 сынып

Қимақтарда қалалық мәдениетінің дамуын қандай деректер дәлелдейді

6.4.1.1 көшпелілер мен отырықшылар арасындағы өзара экономикалық байланыстарын анықтау

7 сынып

Не себепті «Елім-ай» бүкілхалықтық әнге айналды

7.4.1.1 жоңғар шапқыншылығының қазақ халқының шаруашылығына тигізген зардаптарын анықтау

8 сынып

Не себепті Кеңес үкіметі Жаңа экономикалық саясаттан бас тартты

7.4.1.1 деректер мен дәйектерді салыстыру арқылы жаңа экономикалық саясаттың нәтижесінде орын алған өзгерістерді талдау

9 сынып

Соғыстан кейінгі кезеңде қандай әлеуметтік-экономикалық өзгерістер орын алды

9.4.1.1 Кеңес үкіметі кезіндегі ауыл шаруашылығында орын алған өзгерістерге баға беру

Спиральді білім беру қағидатына негізделген білім беру бағдарламасы арқылы оқушының бұрынғы біліміне сүйене отыра, анағұрылым күрделі идеяларға қисынды жолмен ауысуға мүмкіндік береді. Демек, оқушы әр сынып сайын тақырыпты әр түрлі деңгейде қайталап және толықтырып отырса тақырыптың тереңнен оқылунына көп көмегін тигізеді.

Малокомплектная школа – это учебно-воспитательный, а часто и культурный центр села. В такой школе часто создается обстановка большой семьи, в ней организовываются разносторонние формы сотрудничества детей и взрослых, создаются разновозрастные коллективы по интересам. В малой деревне все события в школе становятся достоянием населения. Можно с уверенностью сказать, что недостаточное внимание уделяется вопросу о проблемах малокомплектных школ со стороны методистов и учителей-практиков.

Но есть проблемы. Проблемы стоят количестве детей. Закрыв школ, мы закрываем и деревню. Ведь известно, что часто село живет школой. Нужно не только определять и ставить перед собой задачу, но и решать её с учетом интересов школьника, его семьи, учителя.

В условиях малой школы педагогу представляется возможным узнать глубже каждого ученика, рассчитать обучение для каждого школьника. В такой школе ликвидируется такой общий недостаток всех школ, как дефицит внимания к личности каждого ученика.

Казалось бы, в классе, где пять-семь учащихся, а то и два-три, научить можно всех и каждого. Индивидуальные возможности каждого ребенка педагогам отлично известны. Система обучения, по сути, индивидуальная. Контроль знаний в классах с малой наполняемостью буквально тотальный. На каждом уроке каждый день можно опрашивать всех учащихся. В этих условиях качество знаний вроде бы должно быть на высоте!

Сельские школы оснащены компьютерами, имеются мультимедийные проекторы, и другие современные технические средства, позволяющие повысить качество знаний учащихся. Средства есть - знаний нет! В чем причина? На мой взгляд, существует целый ряд причин, препятствующих повышению качества обучения в малочисленной школе. Они носят как объективный, так и субъективный характер.

Безусловно, на относительно низкое качество знаний сельских школьников влияет невысокий образовательный и культурный уровень родителей.

В школе, где мало учащихся, на каждого из них в течение всего учебного дня приходится огромная нагрузка. Ведь одних и тех же спрашивают на всех уроках, одним и тем же дают различные задания. В результате этого у некоторых учащихся может угаснуть интерес к занятиям, появиться усталость, перенапряжение.

Я работаю в школе, где наполняемость классов низкая, от 3 до 6 обучающихся. Дети обучаются из разных семей: многодетных, малообеспеченных, полных и неполных. Многие ученики довольно медленно включаются в учебный процесс, тратят значительное количество времени на понимание цели учебной деятельности, иногда с трудом выполняют задания, требующие проявления самостоятельности. Не говоря уже о обновленной программе.

Использованная литература:

    Ізғали Жоламан Ізғали

«Өрлеу» БАҰО» АҚ филиалы Атырау облысы бойынша

педагогикалық қызметкерлердің біліктілігін арттыру институты,

Деңгейлік бағдарламалар орталығының жетекшісі,

Тарих магистрі

    ҚР Президенті Н.Ә.Назарбаевтің 2017 жылдың 31 қаңтарындағы «Қазақстанның үшінші жаңаруы: жаһандық бәсекеге қабілеттілік» тақырыбындағы халыққа Жолдауы.

    Мұғалімге арналған нұсқаулық. «Қазақстан тарихы» және «Құқық негіздері» пәндері бойынша педагог қызметкерлердің біліктілігін арттыру курсының білім беру бағдарламасы. Астана. 2016.

    Предыбайло Татьяна Ивановна

Учитель истории и обществознания МКОУ Шрамовская ООШ

    Обновление содержания образования в Республике Казахстан

    Википедия

14:47 — REGNUM

Около 200 педагогов из всех регионов Северо-Кавказского федерального округа приняли участие в совещании, посвящённом вопросу обновления содержания общего образования, которое прошло на площадке Северо-Кавказского федерального университета. Об этом 19 декабря сообщает пресс-служба вуза.

Мероприятие открыл замдиректора департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования Дмитрий Метелкин , который сообщил о двух подпроектах национального проекта «Образование» — «Современная школа» и «Успех каждого ребенка».

«Мы должны создать качественно новую образовательную среду, работающую на ребенка, чтобы он приобрел такой набор компетенций, которые требует от него жизнь, современная экономика, — сказал он.

Заместитель президента Российской академии образования, советник министра просвещения РФ Виктор Басюк в своём выступлении сообщил о федеральных государственных образовательных стандартах и требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, включающих предметные, метапредметные и личностные результаты.

Министр образования Ставропольского края Евгений Козюра рассказал собравшимся об особенностях регионального компонента содержания образования.

В свою очередь, ректор Северо-Кавказского федерального университета Алина Левитская , познакомив участников совещания с деятельностью вуза, сообщила, что одним из стратегических приоритетных проектов учреждения является педагогическое образование.

«Мы стремимся предметно разобраться, в полной ли мере программы вуза, реализуемые на направлениях подготовки всех учителей-предметников, соотносятся с требованиями профессиональных стандартов, и в какой степени подготовка нашего выпускника, молодого учителя, отвечает запросам современной школы», — пояснила ректор.

Также она заметила, что последний указ Минюста РФ, а затем и Минобрнауки РФ в 2009 году утвердил требования результатов освоения содержания основных образовательных программ и собственно сами результаты для каждой предметной области с 1 по 4 класс. И теперь именно профессиональное сообщество должно взяться и отработать эти вопросы для других классов.

После пленарного заседания работа окружного совещания продолжилась по предметным секциям. Педагоги приняли участие в обсуждении требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы — начального и основного общего образования.

До конца 2018 года окружные совещания по вопросу обновления содержания общего образования пройдут во всех федеральных округах. Напомним, согласно майскому указу (7 мая 2018 года) президента РФВладимира Путина , Россия должна войти в десятку стран по качеству общего образования.

В 21-м веке безграмотным считается не тот,
кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться.

Элвин Тоффлер

Учитель призван совершать чудеса. Их ждут от него ученики, и это происходит, если смоделированы такие условия, при которых личность ребенка получает наибольшее развитие. Общество ставит перед учителем задачу – обеспечить условия гармоничного развития ученика как личности.

В 12-летней школе педагогам новой формации необходимо научить детей думать, развивать личность, способную жить в динамично развивающейся среде. Учитель больше не источник информации, учитель уже не должен стоять и пересказывать репродуктивно материал и требовать того же самого от ученика. Ученик должен постоянно для себя делать как бы маленькие открытия. Это и есть творческий подход к обучению.

Исходя, из своего педагогического опыта я увидела, что у детей постепенно пропадает желание учиться. Ребят начинают тяготить школьные обязанности, уменьшается старательность учеников, падает интерес к учебе. Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель.

7 модулей обучения – 7 помощников казахстанского учителя.

На моих уроках математики прослеживаются все семь модулей:

1 модуль

Очень радовали детей Модуль «Новые подходы». В свои уроки математики я включила диалоговое обучение в форме кумулятивной беседы, в которой каждый ученик принимал и соглашался с тем, что говорили другие. Была применена стратегия «Грани Куба», где каждой группе при кидании куба выпадал вопрос, составленный по таксономии Блума, и далее учащиеся должны составить толстые вопросы, (Предложите Почему?, Докажите?, Объясните…Поделитесь.. Придумайте..).В конце урока при изучении тем, дети составляли по этой же стратегии вопросы другим группам, это задание приобрело соревновательный характер, где ученики испытывали интерес к составлению и нахождению правильного ответа к вопросу в обучении. Также всевозможные тренинги, которые заряжали детей активностью.

2 модуль

На всех уроках формировались навыки критического мышления . Планируя структуру своего урока, я продумывала, прежде всего, как подбор заданий на всех этапах урока будет развивать навыки критического мышления. Если проследить все задания через серию 4 уроков, можно увидеть, как постепенно происходит их усложнение, как новые задания строятся исходя из того, чему дети уже научились.

Результат внедрения этого модуля:

– развитие навыков критического мышления: умение рассуждать, анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать, оценивать и объяснять

– ученики сами ищут пути решения проблем на уроке;

Ø Учитель . Понимание того, чему учить и как учить.

Ø Оценивание результатов обучения.

Ø Понимание важности создания «коллаборативной среды».

Ø Видение преимуществ обучения в НП

Ø Подняла на новую ступень своё

Ø критическое мышление

Ученик

Ø Повысилась мотивация учащихся на

Ø Активно вступают в беседу

Ø Отвечать полными ответами

Ø Повысилась мыслительная активность учащихся

Ø Обогатили словарный запас

Ø Усовершенствовались коммуникативные способности

Планы на будущее

Продолжать развивать речь посредством диалога через новые подходы.

Развивать критическое мышление учащихся, умение составлять вопросы высокого порядка. Не останавливаться на достигнутом.

Ускорить темп работы.

3 модуль

Модуль Оценивания обучения способствует снятию тревожности, повышению активности детей на уроке способствовали и методы формативного оценивания, которые. Я использовала на своих уроках самооценивание по критериям, взаимооценивание в группах и парах, невербальное оценивание, оценивание по ключу. Такое оценивание помогало ученикам, лучше понять уровень своего продвижения в изучении этой темы Кроме этого на своих уроках использовала формативное оценивание, сладкий приз, устные комментарии, «Большой палец», жесты согласен, не согласен, «+» хлопок, аплодисменты, стикеры.

В конце урока использовала «Две звезды одно желание», В своих рефлексивных листах, ребята оценивали свои знания, полученные на уроке, через самооценку, взаимооценку, оценку группы. Понравились ответы детей «Что я почувствовал в конце сегодняшнего урока?» Дима пишет: «Урок понравился потому, что работали в группах, и оценивали себя и других». Причём если на первых уроках ответ на вопрос Понравился ли вам урок дети отвечали односложно, то на последующих отвечали почему? Результаты применения модуля ОдО:

– Заинтересованность учащихся в оценивании: оцени сам себя или одноклассника;

– Определяется уровень знаний

Снижается тревожность;

– Эффективность обратной связи;

– Оценивание повлияло на мотивацию и самооценку учеников.

– Приобретены навыки критериев оценивания.

4 модуль

Использование модуля ИКТ – это расширение информационного поля ученика, повышение мотивации. С применением интерактивной доски уроки становятся интересными, насыщенными

5 модуль

Модуль Обучение одарённых и талантливых учеников.

Цель данного модуля вовлечь одарённых и талантливых детей в процесс обучения и создать условия для реализации их возможностей. Обучение талантливых детей происходило через углубление и расширение заданий. Для того, чтобы создать им комфортные условия были подготовлены разноуровневые задания АВС, – где уровнем «С» подразумевалось задание повышенной сложности Данные ученики с интересом выполняли задания, и старались помогать слабым, одарённые дети почувствовали себя в роли учителя-консультанта. На первых уроках это прослеживается через парную работу, в последующих уроках можно проследить и в групповой работе. Каждый ребёнок был задействован. Если на первых уроках дети много задавали вопросы мне по заданиям, то в конце они работали самостоятельно и были моей правой рукой.

6 модуль

Возрастные особенности в обучении прослеживались в тренингах, которые очень полюбились школьникам. Отработаны правила работы в группе, чётко распределялись обязанности по группам.

Рефлексия результатов модуля «Возрастные особенности» показала такие результаты:

1 Создан психологический комфорт на уроке.

2 «Скучающие» ученики активизировались (приняли участие в диалоге)

3 «Тихие» стали раскрываться (диалог)

4 Ученики с диагнозом ЗПР стал непосредственным участником учебного процесса.

7 модуль

Модуль Управление и лидерство в обучении прослеживался через тренинги работы лидеров в группе, развитие инициативы учащихся, умение высказывать собственное мнение, например в стратегии «Башня», хорошо проявляются организаторские способности в группе. Если на первых уроках дети не могли самостоятельно распределять роли, то на последующих уроках, при работе в группах ученики проявляли лидерские качества, сами распределяли роли. В роли лидеров проявили себя многие учащиеся. Так же при создании и защиты кластеров дети раскрывали свои лидерские качества.

После проведения уроков математики, я сделала для себя много выводов, о том, на что способны ученики, я сама научилась размышлять об эффективности применяемых стратегиях на том или ином этапе урока. Я учила рефлексировать детей свои знания и вместе с ними анализировала свои действия на уроке. Новый опыт работы с учащимися, пусть я не полностью удовлетворена своими действиями, но я на то и учитель, что могу совершенствовать свою деятельность «Учитель учится всю жизнь». По-старому работать я уже не смогу, а по-новому буду стараться набирать положительный опыт и вносить свой посильный вклад в изменение образования. Пока я только начинаю идти по выбранному пути, но как гласит народная мудрость «Дорогу осилит идущий».

Данная программа, по которой мы проводим уроки, помогла учителям и мне самой, понять суть процесса обучения: для чего мы учимся, чему нас учат, чему мы научились и как оценить процесс обучения. Появился интерес к урокам нового формата. Преимущество данной программы в том, что ученики обучаются, не изолировано друг от друга, а сообща в группе. Ведь работа в коллективе вносит свои коррективы на сознание, воспитание и познание ученика. В учебном процессе необходима обратная связь , чтобы понять, как ученики проработали в группе, как они оценили себя и других и, что при этом на них повлияло в процессе оценивания. Рефлексия является на моих уроках главной лично для моего дальнейшего планирования и понимания учащимися процесса обучения. В конце занятия обязательным является предоставление всем возможности высказаться, а также подведение итогов и выводов лицами, руководящими диалогом. Ученики на уроках стали работать самостоятельно и даже просили не помогать им по той причине, что они сами хотят узнать свои возможности

За время своей 30-летней педагогической деятельности мне пришлось столкнуться с различными моделями, технологиями, способами обучения, в которых дети проявляли явную заинтересованность самим процессом познания. Но, на мой взгляд, наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании методик активного обучения, когда все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают преобладание какого-то одного мнения над всеми прочими. Ученики в процессе учатся мыслить критически, сопоставляя, анализируя информацию, оценивая разные мнения, общаясь с другими и принимая ответственные решения.

Главное для меня в этой методике – свобода творческой фантазии и учителя, и учащихся, возможность дать детям высказывать свое личное мнение, возможность обсудить с одноклассниками массу интересных вопросов.

Нам нужно использовать новые формы обучения, что способствовало бы лучшему усвоению учебного процесса и повышению качества знаний учащихся. Мы живём в таком изменяющем мире, что мы должны понимать, что мы должны меняться. Уроки должны стать уроками поиска истины, открытий истины, совместной деятельности учителя и ученика, когда они вместе стараются ответить на те вопросы, которые выдвигает жизнь. Школа не может научить ребёнка всему и на всю жизнь, это в принципе невозможно, но школа может помочь ребёнку учиться на протяжении всей жизни. И поэтому учитель должен помочь ребёнку овладеть разнообразными способами самостоятельного получения информации, научить новым видам деятельности, сделать ребёнка думающим, размышляющим человеком, который не испугается, встретив в жизни трудности, и это поможет им стать успешным в их дальнейшей жизни.

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Я смогла, используя данную программу, сделать шаг к тому, чтобы учащихся обучить тому, как учиться , то есть создала ту образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе.

Уважаемые коллеги! Возьмите на заметку:

Преподаватели должны постоянно учиться и развивать различные подходы к преподаванию. Эффективным будет преподавание, если учителя получают удовольствие от того, что они делают. Чтобы не «выгореть, преподаватели должны отводить время на себя».

ЗАПОМНИТЕ, О ЧЁМ СЛЕДУЕТ НАМ ПОДУМАТЬ:

Когда учителя

перестанут учить,

ученики, наконец,

смогут учиться .

Без оптимизма в школе сегодня не выжить. Нужно много сил для того, чтобы научить детей любить свою Родину, читать, считать, писать, рисовать, дружить и жить по школьным и общечеловеческим правилам. И мне это по душе, нравится быть нужной. Поэтому я и работаю в начальной школе, а рядом со мной – мои коллеги, талантливые люди. Объединяет нас одно – мы учителя!!! Мы вместе преодолевали изменения в стандартах, программах и подходах к образованию, но остались преданны общему делу- своей любимой профессии.

Если учитель не ленится профессионально расти, то и его ученики будут успешными и востребованными в современном обществе. Школьный день многогранен. Перед глазами вечная галерея родных лиц – моих учеников. Мы взаимно нужны друг другу. А ведь это так важно- отдать всю себя до конца…

1 рис.Групповая работа

2 рис. 3 модуль Оценивание обучения

Исина Калдыкуль Тамабаевна

учитель начальных классов

КГУ «Общеобразовательная средняя школа №13 отдела образования

города Жезказган»