30.10.2019

Холодная и теплая цветовая гамма. Цветовой круг холодные и теплые тона. Холодный и теплый желтый цвет. Холодные оттенки красного


Любой из трех основных цветов – красный, желтый и синий, может иметь теплые, нейтральные или холодные оттенки. Названия их всех вряд ли пригодятся в жизни, разве что, если вы художник. Но знание основных из них обязательно помогут в выборе одежды и создании образа.

Холодные цвета и оттенки

Холодные оттенки цветов всегда имеют в своем составе заметную долю синего или серого цвета. Они идут девушкам цветотипов «лето» и «зима». При этом «летним» девушкам лучше выбирать дымчатые, пастельные, приглушенные оттенки, а «зимним» - яркие цвета и оттенки холодного спектра.

Самый холодный цвет – бирюзовый. Независимо от оттенка, теплым он быть не может.

Холодные оттенки красного – алый, ализариновый, маджента; желтого – лимонный; зеленого – бирюзовый; синего – лазурный; фиолетового – индиго; коричневого – тауп; серого – цвет мокрого асфальта; розового – ультра-розовый, пепельно-розовый.

Теплые оттенки цвета

В составе теплых оттенков есть желтый или красный тон. Для красного цвета теплым оттенком будет морковный, мандариновый; для желтого – медовый, шафрановый; зеленого – салатовый; синего – небесный; фиолетового – орхидейный, лиловый; коричневого – песочный; серого – кварцевый; розового – гранатовый, розовато-лиловый, лососевый.

Теплые оттенки цветов подойдут для цветотипов « » и « ». Красоту «весны» подчеркнут светлые и мягкие оттенки, а для «осенних» девушек лучшим выбором будут яркие, насыщенные оттенки.

Самый теплый цвет спектра – оранжевый. Он никогда не бывает холодным.

Лучше всего комбинировать цвета и оттенки из одной температурной гаммы. Смешение теплых и холодных оттенков в одном образе нивелирует преимущества каждого из них, привнося дисбаланс и неряшливость.

Нынешним летом стилисты предлагают разнообразить монохромные луки, подбирая одежду и аксессуары не тон в тон, а различных оттенков одного цвета. Такие образы смотрятся очень стильно и в то же время элегантно.

Еще одним актуальным способом смешения оттенков является контраст. Для этого к основному оттенку добавляются одно-два цветовых пятна контрастного цвета. Для определения наиболее яркого и чистого контраста стоит использовать цветовой круг. Просто проведите прямую линию от выбранного оттенка через центр. Цвет, на который попадет линия на второй стороне круга и будет противоположностью выбранному.

Правильное сочетание оттенков цвета – настоящее искусство, которому, впрочем, вполне можно научиться.

Коричневый цвет относится к теплой гамме, если его рассматривать в контексте всех тонов спектра. Его свойства наиболее близки к зеленому, так как половина его оттенков выражено-теплых (в их состав с избытком входят желтый или красный, в меньшей степени синий, черный, серый), а вторая — холодный диапазон (с отчетливым серым подтоном и/или черным). Холодный коричневый – палитра, стремящаяся к , поэтому ее относят к .
Это сложный тон, . И если желтый и красный (оранжевый) составляют теплую основу, то синий, серый, белый, черный – тянут оттенок в холодный диапазон. И так как многосоставных тонов коричневого с включением оранжевого, синего, серого, черного или белого гораздо больше, чем с минимальным набором красного, желтого, синего, то и холодный коричневый имеет более широкую гамму.

Тепловое разделение внутри оттенка важно для составления гармоничных сочетаний, а также для подбора тона коричневого относительно внешности. Так для пригодны будет светлые и средние холодные краски, некоторые теплые. Для подойдут и холодные, и теплые тона. Для — яркие теплые или очень темные холодные. Для — светлые и средние теплые.

Светлые, средние цвета коричневого могут быть как согретыми, так и холодными. Средне-темные могут быть теплыми, а по-настоящему темные тона – все холодные.
Чем ярче тон, тем он теплее.

Если выраженный светлый теплый коричневый затемнять темно-серым, то средней тон, который мы получим в результате будет ближе к холодному.

Если такое затемнение провести с помощью красного и небольшого количества синего, то мы получим насыщенный средний красно-коричневый оттенок, который можно отнести к теплой палитре.

Противопоставим цвет какао с молоком красно-коричневому: основной у обоих цветов будет красный, но в-первом случает – тон холодный, а во-втором – теплый.

Большинство светлых с красным подтоном красок – холодные, потому что красный цвет набирает свою теплую силу в среднем диапазоне.
Желтый же наоборот набирает свою «силу» в светлой области: все светлые тона коричневого с желтым отливом будут теплыми, но с затемнением будут терять это свойство.
Стоит ли говорить, что синий и черный вступают в свою холодную власть в темной области, уводя с собой все оттенки.

Теплый коричневый цвет и его оттенки

Теплые коричневые цвета – это яркая гамма насыщенных оттенков, эмоциональных, усиливающих жаркие тона, сочетание которых создают солнечные гаммы. Согретые коричневые эффектно противопоставляются холодным, рождая сочные .

Теплый коричневый цвет фото

(1) верблюжий, (2) дуб, (3) корица, (4) желто-коричневый, (5) бронзовый, (6) красно-коричневый, (7) золотисто-коричневый, (8) оливково-коричневый, (9) умбра, (10) золотисто-каштановый, (11) светло-каштановый, (12) махагон, (13) чайный, (14) каштановый.

Такие краски можно разбить на следующие категории:

— светлые с желтым подтоном: 1 верблюжий, 2 дуб, 3 корица, 4 желто-коричневый…
— средние, со сбалансированным желтым и красным: 5 бронзовый, 10 золотисто-каштановый, 11 светло-каштановый…
— золотистые с оливковым отливом: 7 золотисто-коричневый, 8 оливково-коричневый, 9 умбра…
— красно-коричневые: 12 махагон, 13 чайный, 14 каштановый…
— темные: 15 шоколадный, 16 темно-шоколадный…

Холодный коричневый цвет и его оттенки

Холодные коричневые цвета – это палитра, приближенная к нейтральной. Практически незаметные краски волшебным образом создают настроение, поддерживая яркие цвета или пастельные, нежные, прохладные гаммы. Они не входят в яркий контраст с прохладными палитрами, зато могут выражено подчеркнуть теплые и насыщенные.

Холодный коричневый цвет фото

(1) какао с молоком, (2) бежево-коричневый, (3) цвет какао, (4) светло-коричневый, (5) капучино, (6) кофе с молоком, (7) пепельно-коричневый, (8) ореховый, (9) молочный шоколад, (10) тауп, (11) цвет кофейных зерен, (12) сепия, (13) кора дерева, (14) коричнево-фиолетовый, (15) средне-коричневый, (16) кофейный, (17) темно-коричневый, (18) горький шоколад, (19) темно-каштановый, (20) черно-коричневый.

Такие цвета можно разделить на группы:

— бежево-коричневые: 2 бежево-коричневый, 4 светло-коричневый, 8 ореховый…
— бледные с красным подтоном: 1 какао с молоком, 3 цвет какао…
— серо-коричневые от светлого до среднего: 5 капучино, 6 кофе с молоком, 7 пепельно-коричневый, 10 тауп…
— средне-коричневые: 9 молочный шоколад, 11 цвет кофейных зерен, 13 кора дерева…
— средне-коричневые с фиолетовым отливом: 12 сепия, 14 коричнево-фиолетовый…
— темно-коричневые с серым, фиолетовым и черным подтоном: 15 средне-коричневый, 16 кофейный, 17 темно-коричневый, 18 горький шоколад, 19 темно-каштановый, 20 черно-коричневый…

Теплые тона коричневого значительно смягчают общее впечатление от палитры. Внесение такого естественного тона, наполненного светом или сочной глубиной, действует успокаивающе, вносит пряность, аромат. Другие теплые оттенки становятся еще более мягкими, а холодные – акцентируют на себе внимание.

Холодный оттенок коричневого может быть как будто невидимым. Мы смотрим на целую картину, где тут и там мазки серо-коричневого (темные, средние или светлые) и наш взгляд проскальзывает на другие краски: холодные или теплые. Однако, убери их или замени на серые и все тут-же рассыпается, потому что эти оттенки вносят мягкость, легкость, колоритный контраст. И чем незаметнее коричневый, там ярче и теплее ключевой оттенок.

Теплый и холодный коричневый сочетание

Теплые и холодные коричневые удачно дополняют друг друга. Как и зеленый, его оттенки создают вместе волшебные гаммы, и разница в их теплоте оттенков увеличивает глубину и привлекательность сочетания. Это как стволы деревьев, опалые, прошлогодние листья, орехи, палки, земля – вес переливается разными оттенками, где тени холодные, а освещенные солнцем предметы – согретые.

Цвет способен напрямую воздействовать на человека. Изыскания в данной области доказали возможность воздействия окружающих красок на центральную нервную и эндокринную системы. Цвета могут успокаивать или возбуждать, ускорять или замедлять обменные процессы. Краски в окружении имеют влияние на становление характера детей и могут менять настроение любого человека. В психологии существуют диагностические тесты цветового восприятия для распознавания отклонений и получение картины личности. Кроме того, психология активно использует и развивает метод цветотерапии, арт-терапии в лечении некоторых болезней. Поэтому то, какими красками окружить себя в доме, где спишь, ешь, отдыхаешь и общаешься с семьей чрезвычайно важно.

При выборе цветовой палитры нужно опираться на собственные предпочтения, особенности цветов, целевого назначения помещения. Например, палитра оттенков для спальни должна поспособствовать расслаблению и полноценному отдыху, для кухни хорошо подойдут цвета ускоряющие обменные процессы.

Определение теплых и холодных цветов

В природе есть три цвета называемых первичными или чистыми цветами спектра (желтый, синий, красный). Из них при смешивании выходит множество хроматических оттенков.

Характерные свойства хроматических цветов:

  • температура (теплый, холодный);
  • активность (приглушенный, яркий);
  • интенсивность (разбавленный или насыщенный).

Если говорить о цветовых температурах, желтый и красный – цвета огня и солнца, теплые. Тон океанов и морей – синий, является холодным. Один цвет может иметь разную температуру, в зависимости от того к какой температурной гамме относится базовый цвет (полутон или подтон), в составе оттенка. При преобладании красного или желтого полутона, цвет – теплый, если преобладает синий подтон – холодный. На рисунке цветовой круг, наглядно показывающий температуру различных оттенков.

Изображение

Природную гармонию и равновесие дает сочетание тонов из гаммы одной температуры. В дизайне таким же способом можно добиться гармонии, теплые (или холодные) тона гармонично комбинируются между собой в интерьере. Но в дизайне это не аксиома, компоновка контрастных по температуре оттенков, способна решить много дизайнерских задач.

Таблица теплых цветов

В интерьер теплые цвета привносят домашний уют, тепло, создают приподнятое настроение. Теплые оттенки добавят света и тепла в комнаты с северной или восточной ориентацией, «согреют» помещение.

Таблица холодных цветов

Применение холодных оттенков особенно уместно в спальнях, так как такие тона безмятежны, энергетически не активны, помогают подготовиться ко сну, настроится на спокойный лад, расслабиться. Тоновое решение комнат в холодной гамме поможет приглушить чересчур яркий солнечный свет в помещениях, окна которых выходят на юг, запад.

Цвет и температура

Таблицы хорошо иллюстрируют условность понятия температуры цвета. Смесь подтонов и особенности восприятия отдельного индивидуума, дают разное визуальное восприятие красок (более холодными/теплыми).

Определить температуру цвета можно разложив его на составляющие. Для изменения температуры – добавить однозначно теплые или холодные полутона.

Распознавание оттенков человеческим глазом зависит от длины волны спектра, так:

  • длинные волны усиливают сердцебиение, кровь приливает к конечностям, ощущается тепло — цвет расценивается как теплый;
  • короткая волна заставляет почувствовать расслабление, процессы в организме замедляются, появляется ощущение прохлады — цвет воспринимается холодным.

Относительность в температурном различии оттенков связана с малым опытом наблюдения абсолютно чистых спектральных цветов большинством людей (в природе чистый цвет – редкость).

Цвета-соседи взаимно влияют на температуру. Так, бордовый в тандеме с сепией даст ощущение теплого, с карамельным – холодного цвета. Понимание этого явления нужно применять в интерьерных решениях, это позволит вносить гармонию в любые пространства.

Создаем баланс цвета

Слияние цветов с ахроматическими (черный, серый, белый), дает градацию температур конечного цвета, меняет оттенки, тона и добавляет тени. Так в фотографии существует понятие «баланс белого», которое влияет на освещенность и итоговое качество снимка.

Нейтральный белый может разбавлять холодные или теплые цвета. Если в оранжевый добавить белого получим немного более холодный оранжевый. При этом, белый не обладает магией, способной сделать из теплого холодный цвет, только приближает к нейтральным. По такому же принципу происходит градация цвета, лишающегося температурной насыщенности при добавлении черного.

В интерьерах практически невозможно увидеть чистые спектральные цвета, их «приглушают» серым, затеняют черным или осветляют белым. Ну и конечно, используют многокомпонентные смеси хроматических цветов.

Комбинирование

В дизайне интерьера комбинирование теплых и холодных оттенков чрезвычайно важно. Чтобы добиться в помещении гармонии, нужно выбрать доминирующую гамму (теплую или холодную) и добавить акцентов противоположной.

Сочетать грамотно оттенки разных температур можно используя и другие приемы:

  1. Уравновешивание. Принцип уравновешивания одного цвета за счет другого, явил миру популярное сочетание холодного бирюзового, теплого коричневого и бежевого;
  2. Усиление. Интересный вариант комбинирования цветов разных температур – нарочитое взаимное усиление. Так холодный изумрудный с теплой марсалой делают оба тона глубже и благороднее.
  3. Приглушение, уменьшение насыщенности. Эффект достигается применением нейтральных цветов для колеровки больших площадей, в качестве фоновых ярким краскам.

Теплые тона визуально уменьшают пространство, так как воспринимаются более близкими, холодные — способны добавить глубину, зрительно расширить комнату.

Оттенки разных температур могут визуально придать комнате правильную форму. В узком помещении длинные стены колеруют холодными тонами, короткие – теплыми, так зрительно длинные стены раздвигаются, а короткие — приближаются. Окрасив потолок холодными оттенками можно создать иллюзию высоких потолков.

В гостиной

Гостиная – центральное помещение в жилище, где собираются семьей, отдыхают и развлекаются. В больших залах домов можно выбрать в качестве преобладающей гаммы теплые тона, а холодными — окрасить аксессуары или выбрать холодную гамму для текстиля. В типовых квартирах, площадь гостиной обычно маленькая, пространство хочется расширить, тут доминантной можно сделать палитру холодных оттенков. Часто при оформлении гостиной основным цветом делают нейтральные цвета, чтобы комната не была скучной, на помощь придут насыщенные тона (холодные или теплые, в зависимости от предпочтений хозяев).

Варианты нетривиальных цветовых сочетаний для оформления гостиных:

  1. Серый, изумрудный, желтый. Вообще, серый цвет — хороший базовый для гостиных, в этой палитре также может стать базовым цветом. А несколько акцентных стен, окрашенных теплым желтым, наполнят комнату атмосферой радости, тепла и уюта. Диван с изумрудной обивкой уравновесит желтые стены. Изумрудные с серым декоративные элементы помогут гармонично скомпоновать детали интерьера.
  2. Белый, коричневый, красный. Сочетая оттенки только теплые или холодные, тяжело допустить ошибки. Применение белого поможет приглушить активный красный, который в таком тандеме можно использовать для текстильных элементов. Коричневый станет дополнительным тоном деревянной мебели в комнате.
  3. Серый, синий, бежевый. Синий поспособствует расслаблению, это глубокий и благородный цвет, его характеристики усилит серый. Теплый оттенок беж добавит домашнего уюта в помещение.

Это только несколько вариантов оформления залов, стоит ориентироваться на собственные предпочтения, темперамент, размер и положение комнаты, ожидания от времяпрепровождения в гостиной.

В спальне

Спальня – место отдыха, перезагрузки всего организма, чему поспособствуют приглушенные, пастельные неактивные, нейтральные тона.

Если существуют проблемы со сном, базовым цветом спальни можно сделать пастельный голубой, он хорош для успокоения и подарит хозяевам спокойный, восстанавливающий сон. При комбинировании холодного голубого с бежевыми оттенками, можно получить гармоничное и стильное помещение.

С целью расслабления оформить спальню можно красками экрю. Это природный цвет, в составе которого желтый, бежевый, кремовый, но этот оттенок не предполагает создания романтичной обстановки, поэтому его стоит разбавить элементами декора в активных тонах (бордовый, красный в дерзком сочетании с синим).

Выбрав оттенки коричневого для отделки спальни сложно прогадать, можно использовать коричневый из теплой и более холодной палитры. Если в дизайн не добавлять других цветов, ярких акцентов, стоит разнообразить комнату текстурами и разными материалами, чтобы помещение не стало чересчур консервативным.

В кухне

Если в кухне расположена обеденная зона, тона для нее, должны способствовать разжиганию аппетита (с этой задачей отлично справятся теплые медовые, мандариновые, морковные, салатовые тона).

Благодаря технологиям, кухонные фасады перестали делать только из дерева. Крашенный МДФ, использование разноцветных пленок сняли всяческие ограничения в цветах кухонной мебели. Выбрав яркие фасады, стены лучше окрасить в нейтральные оттенки. В кухне большое значение имеют детали, для придания уюта, можно компоновать контрастный текстиль, посуду, выполненные в оттенках другой температуры нежели гарнитур.

Практическое применение градации цветов и оттенков, подбор цветовых композиций и групп всегда сталкивается с тем, что человеческий глаз и отчасти психика делит краски на теплые и холодные. И хотя в современной колориметрии, науке об энергетике цвета, давно применяют понятие температуры цвета, фотохудожники и дизайнеры традиционно используют интуитивный способ на основе таблицы холодных и теплых цветов.

Особенно важно правильно использовать цветовые решения при планировании интерьера квартиры или офиса, одежды или макияжа. Теплые и холодные цвета одинаково легко могут добавить выразительности в палитру или сделать цветовую композицию тусклой и неинтересной.

Художественное деление цвета, тонов и полутонов

В изобразительном искусстве отнесение того или иного цвета к теплому или холодному в значительной мере основано на психологии восприятия человеком определенной цветовой композиции. Чаще всего человек делит цвета на основании степени комфорта от увиденного:

  • Зима с ее серо-голубым небом, отсутствием зелени и обилием белого и серого всегда ассоциируется с холодом, соответственно синий, голубой, белый, фиолетовый попадают в холодную палитру;
  • Летние цвета и оттенки всегда психологически связаны с ощущением тепла, а значит, все летние цветовые наборы будут отнесены к категории теплых;
  • Существует также тактильное восприятие тепла, чем выше энергетическое давление цвета, тем более холодным оказывается его восприятие.

В диаграмме или таблице холодных и теплых цветов существует формальное деление на теплый и холодный спектр. На сегодня это наиболее распространенная и более понятная схема деления на холодные и теплые цвета.

Важно! Вместо сложного определения цветовой температуры проще и быстрее использовать систему формального разделения цветов различных оттенков, оформленную в виде круговой диаграммы.

На первый взгляд, такое деление слишком упрощает ситуацию, на самом деле это большой шаг вперед. Попробуйте объяснить любому продавцу красок, заказчику, дизайнеру, что в интерьере квартиры должны преобладать цвета с температурой в 8000 о К. Полная чепуха, зато вполне можно найти общий язык, если использовать кодификацию цвета по названию или числовому индексу и делению на холодный и теплый. С ее помощью можно относительно точно перевести то, что мы видим или воспринимаем, как холод и тепло. То есть, по сути, получается аналог языка цвета.

Взаимное влияние, как холодный и теплый оттенки меняют восприятие цвета

В реальности ситуация несколько сложнее. В колориметрии, где в первую очередь используются точные определения, такие как длина волны и цветовая температура, диаграмма, приведенная выше, немного не вписывается в систему деления цветов на теплые и холодные.

Причин несоответствия всего две:

  • Во-первых, каждый цвет может давать целую линейку оттенков, от теплых и нейтральных до глубоко холодных;
  • Во-вторых, в восприятии человека не существует монохромного цвета, он всегда видит композицию из нескольких цветов и множества оттенков.

Для примера можно проанализировать зеленый цвет, проще всего это сделать с помощью диаграммы, приведенной ниже.

В центральной части диапазона зеленый остается абсолютно нейтральным, любое, даже самое незначительно смещение к желтому или голубому участку переводит его в категорию теплых или холодных.

При желании, таким же способом можно легко преобразовать любой цвет в более теплый или в более нейтральный. Если попытаться сделать коррекцию не с помощью родственного цветового диапазона, а использовать цвет из более удаленных секторов, то в результате получится очень сложный оттенок нейтрального типа. Такая система давно используется для самого упрощенного корректирования восприятия цвета. Можно использовать табличный вариант или круговой, не важно, принцип коррекции одинаков.

Взаимное влияние приводит к тому, что заведомо холодные цвета под воздействием теплых, присутствующих в композиции, могут смягчаться и становиться менее радикальными.

Например, ниже приведено фото интерьера комнаты в сине-оранжевых цветах.

Согласно диаграмме, наличие в интерьере оранжевого цвета заставляет синий меняться от нейтрального в сторону более теплого и более светлого оттенка.

Оранжевый цвет также меняется, но не так, как можно было бы ожидать в теории. Это единственный цвет, который всегда остается теплым. Причина кроется в том, что ближайшие его соседи, желтый и красный цвета всегда придают базовому колеру только теплые оттенки.

Поэтому оранжевым цветом можно смягчить большую часть синего декора, не прибегая к стандартному балансированию, когда требуется, чтобы в интерьере было одинаковое количество цветов одной температуры.

Светлые и темные цвета

На практике при комбинировании теплых и холодных оттенков, кроме диаграммы, необходимо учитывать баланс белого и черного. Белый цвет состоит из всех семи базовых, которые в свою очередь могут получиться комбинированием желтого, синего и красного. Если посмотреть на диаграмму, то становится очевидным, что каждый из синего, красного и желтого цветов равноудален от двух других. Оставшиеся четыре из семи базовых можно использовать наравне с другими оттенками, включая их теплые и холодные комбинации.

С повышением интенсивности любой цвет вырождается в холодный белый, а затемнение делает любой оттенок или полутон только слабее и теплее. Монохромные цвета теплеют при уменьшении интенсивности и холоднеют при ее увеличении.

Поэтому для регулирования теплоты палитры используется три способа:

  • Добавление к базовому колеру небольшого количества соседнего оттенка в спектральном распределении. Чтобы изменить восприятие, достаточно сдвинуть шкалу всего на 2% длины;
  • Оттенение объекта более холодным или горячим фоном. При этом граница между двумя цветовыми зонами визуально будет восприниматься, как более теплая, даже если в композиции преобладают «ледяные» оттенки;
  • Изменение интенсивности цвета, если необходимо сделать общий план теплее, то просто снижают яркость освещения.

Все перечисленные варианты управления картинкой до этого момента подразумевали освещение объекта чистым белым светом, без каких-либо тонов. Но свет имеет свою теплоту или, точнее, температуру, яркость и цветовую чистоту.

Особенности построения температуры цветового ряда

Для того чтобы правильно оценить, насколько холодным в итоге получится интерьер, фасад здания, детали одежды или даже макияж лица, потребуется учесть характеристики света, падающего на объект. Хорошо известен эффект хамелеона, когда вещи при смене источника света, например, со светодиодной лампы на естественное освещение, заметно менялись, становились более холодными, или наоборот.

Цветовая температура

Обычные предметы, детали интерьера или одежды, проецируют на органы зрения человека отраженный свет, часть светового потока поглощается, а все, что осталось, попадает на сетчатку глаза. Яркий и теплый солнечный свет после освещения темно-синего насыщенного фасада вдруг становится холодным. Причина кроется в изменении структуры спектра. По сути, теплый свет представляет собой излучение белого цвета, в котором поглощена холодная часть спектра. С другой стороны, при повышении интенсивности свет, даже пропущенный через светофильтр любого колера, вырождается в поток холодного белого цвета.

Чтобы избежать путаницы в определении для источников света теплых и холодных оттенков цвета, используется понятие температуры.

На графике сделано условное сравнение плотности потока от температуры света для неба в различных условиях:

  1. Летнее безоблачное небо, теплый цвет низкой интенсивности, условная температура светового потока 8000 о К;
  2. Облачное летнее небо, температура потока Т=6000 о К, цвет серо-голубой;
  3. Цвет неба в летний полдень, голубой поток с температурой 5400 о К;
  4. Багряное теплое небо в момент заката, температура потока Т=3400 о К.

При различной плотности светового потока, а именно ее характеризует температура, человеческий глаз видит и различает теплый и холодный свет по-разному.

Получается, что, чем выше температура светового потока, тем более холодным будет казаться любой освещенный им предмет.

Поэтому, кроме присутствующих в цвете полутонов и оттенков, наличия фона с акцентом в холодную или теплую часть спектра, третьим фактором, определяющим теплоту изображения или интерьера, является температура источника света.

Таблица показывает, как сильно может повлиять на баланс пейзажа или интерьера определенный источник света. Например, фасад дома, окрашенный светло-голубой краской, в летний день будет выглядеть холодным белым, под облачным небом цвет перейдет в голубой. На закате стены дома станут теплее с серым оттенком, а под луной цвет превратится в холодный белый.

Правильный подбор освещения, теплые и холодные полутона

На практике задача распределение интенсивности света различной температуры для сложных композиций из полутора десятков цветов и сотен оттенков рассчитывается специальными программами, призванными сбалансировать изображение до состояния нейтрального.

Напрашивается вопрос, зачем так усложнять проблему цветов, если все решает правильный выбор композиции с поправкой на температуру источника света. На самом деле с помощью теплого и холодного цвета очень просто управлять вниманием зрителя.

Глаз человека устроен так, что независимо от условий освещенности и цветового наполнения, лучше всего он видит теплые цвета. Это легко объяснить. Из трех базовых цветов желтый и красный относят к теплым, и только один синий - к холодным. Разница в два раза. Вот почему мы неплохо видим в полумраке при освещении помещения красным светом и практически слепнем при подсветке фиолетовым или холодным синим.

Хорошим примером различного восприятия теплых и холодных цветов является экран современного монитора, в котором встроены как минимум 5-6 различных режимов, от ночных с низкой температурой свечения до офисных с максимальной интенсивностью подсветки.

Система цветов широко используется в фотографии, особенно в рекламе. Например, чтобы обратить внимание на новые модели осенней одежды, изображение помещают на белом холодном фоне. Если вещи неяркого зеленого, коричневого, медово-желтого цвета, то глаз воспринимает теплое пятно намного быстрее, чем, если это будет синий или фиолетовый предмет гардероба.

Теплые и холодные цвета являются главным инструментом привлечения внимания к изображениям продуктов питания. Если необходимо подчеркнуть свежесть фруктов, их сделают холодными и разместят на теплом фоне. Для гамбургера или курицы гриль ситуация прямо противоположная: желтые и коричневые цвета на белом фоне.

Аналогичным способом можно изменить черты лица на фотографии. Если для освещения выбран холодный свет с высокой температурой потока, лицо стареет, нейтральный - выглядит более реалистично.

Подобные технологии применяются и для оформления интерьера. Чтобы освежить интерьер в теплых тонах, можно не перетягивать ткань на диванах и стульях, а установить более высокотемпературные светодиодные лампы или заменить цветные обои белыми. Кроме того, чтобы сбалансировать общий фон, сделать его нейтральным, придется добавить в обстановку комнаты предметы мебели с нейтральными оттенками.

Заключение

При подборе предметов для интерьера теплых и холодных оттенков следует учитывать, что человеческий глаз всегда подстраивается под теплоту красок окружающей среды. Более теплый свет более комфортный для нашего зрения, независимо от температуры светового потока. Поэтому холодный свет светодиодных, галогеновых или люминесцентных светильников нередко меняют на старые лампы накаливания или более современные светодиоды с желтым светом. Психологи утверждают, что это психологическая зависимость, и через месяц-другой глаз адаптируется к свету с высокой температурой потока, как когда-то привык к лампе накаливания.

Теплые, холодные, хроматические, ахроматические, и зачем они нужны.

1. Все цвета делятся на хроматические и ахроматические.

Ахроматические цвета – это белый, черный и все оттенки серого.

Хроматические цвета - это все цвета видимого спектра от красного до фиолетового и их оттенки, проще говоря - это радуга.

Весь цветовой спектр в свою очередь делится на теплые и холодные цвета.

Различить их очень просто.
Все цвета, что ассоциируются с огнем, солнцем, жарой,теплом,летом - относятся к теплой цветовой гамме.
Все цвета, которые ассоциируются с холодом, стужей, льдом,зимой, глубиной - относятся к холодной цветовой гамме.

На цветовом круге наглядно видно, какие цвета считаются холодными, а какие теплыми.


Зеленый может быть теплым (если в нем больше желтого) и холодным (если в нем больше голубого цвета), точно так же и фиолетовый, розовый, коричневый и другие сложные цвета, могут быть теплыми и холодными, в зависимости от оттенка.

Сейчас они нам и пригодятся, а еще кисти разного размера, краски акварельные или гуашь.

Вспомним детство и раскраски, а заодно научимся смешивать цвета и оттенки. И еще заодно будем учиться, более точно и аккуратно работать красками.

Один лист с фигурами раскрасьте оттенками красок в холодной гамме, как на моем рисунке, другой - в теплой гамме. Попробуйте смешивать цвета так, чтобы все фигуры были разного оттенка и тона.

В работе с гуашевыми красками и акварельными есть различия.

В акварельных красках не используется белый цвет, а для того чтобы сделать краску светлее акварель разводят сильнее водой и пишут прозрачным слоем, а чтобы написать белое место на листе просто покрывают бумагу чистой водой, или вообще оставляют это место белым, чистым, ведь цвет бумаги на которой пишут акварелью обычно белый. Чтобы акварель ложилась ровным слоем или нежными разводами, бумагу увлажняют и ждут когда влага в бумагу впитается, а потом наносят краску.

В гуашевых красках используют белый цвет. Поэтому для получения светлых пастельных оттенков цветную гуашь смешивают с белилами. Гуашевые краски накладывают плотными непрозрачными мазками, и для основы не обязательно использовать белую бумагу, гуашью можно писать на сером или цветном картоне.
Для работы любыми водорастворимыми красками бумагу лучше брать более плотную, что бы при высыхании бумага не коробилась. В магазинах продается специальная бумага для акварели, на которой цвет акварели после высыхания не тускнеет, а остается яркий. Но не вся бумага для акварели имеет такое свойство, я нашла для себя такую бумагу, путем проб на практике.

Вот пример акварели, основа которой выполнена в холодной гамме, именно поэтому теплые (желто-оранжевые) мазки серединок ирисов притягивают взгляд. Лепестки ирисов написаны прозрачным слоем, акварелью сильно разведенной водой. Белая краска в этой работе не использовалась.