25.03.2022

Сценарии на 7 и 9 мая. Человек из легенды


На сцене сидит мальчик подросток и что-то чертит на земле палочкой.

Ведущий :

(на фоне звуков морского прибоя ) Он любил рисовать в тетрадке с загнутыми уголками, сидя на песчаном пляже и мечтать о том, кем он хочет стать. Может быть, художником? Или инженером? Или моряком? Но никто еще не знал, что ему сужден стать отважным разведчиком.

(Звучит звук бомбежки. Мальчик встает )

Мальчик:

Никто не знал, что может так случиться,
Что детские мечты наши разбив,
Война однажды в двери постучится,
Все планы одним махом изменив.
Упала нам на слабенькие плечи,
Тяжелая, не детская игра.
И мы, ни в чем не смея ей перечить,
Почувствовали, что значит война!

Войне я молодые годы все отдал,
И детства, к сожаленью, не видал!

На сцене появляется девочка в шинели.

Ведущий :

Они мечтали совсем о другом: купаться в чистой речной воде, бегать босиком по молодой зеленой травке, спокойно спать под мирным небом, веселиться и играть, но жизнь распорядилась по-другому.

Девочка (в шинели ):
Мы были не обучены,
Не знали делать что.
К труду малость приучены
Мы были все зато.
Кровавых ран я не боюсь,
За медсестру теперь тружусь.
На фронте помогаю,
Солдатам жизнь спасаю!
Войне я детство отдала,
Так среди боя и росла.
(На сцене появляется совсем маленький малыш с воздушными шариками в руках).

Ведущий :

Война стала общей биографией целого поколения детей. Даже находящиеся в тылу дети, все равно дети войны и их воспоминания и рассказы длиною в жизнь.

Ребенок:

Детство мое неразрывно
Связано было с войной.
В небо глядели с надеждой:
Вот бы сегодня покой!
Утром, проснувшись, бежали
Что-то поесть раздобыть.
Даже такое бывало,
Нечего было нам пить.
Мы от бомбежек бежали,
Ужас, застывший в глазах,
В страхе мы жили, не знали,
Как пережить это… как…

Мы детство войне все отдали
Хорошего и не видали!

Ведущий:

Они вырастут и станут мужественными, находчивыми, отважными. Их мечта обязательно сбудется, над головой будет мирное небо, на улице будет слышен звонкий детский смех. Но все это случится, если… они выживут.

(под лирическую музыку и приглушенном свете все уходят со сцены)

Несколько детей инсценируют стихотворение С. Михалкова «Мы тоже воины». Распределяются по всему залу, надевают костюмы, берут необходимые атрибуты.

Связист (ребенок сидит на стульчике, изображая связиста, на голове — наушники, в руках — микрофон или телефон) .

Алло, Юпитер? Я — Алмаз,
Почти совсем не слышу вас,
Мы с боем заняли село.
А как у вас? Алло! Алло!

Медсестра (перевязывает равного, сидящего на стульчике, он стонет) .
Что вы ревете, как медведь?
Пустяк осталось потерпеть.
И рана ваша так легка,
Что заживет наверняка.

Моряк (смотрит в бинокль на небо).
На горизонте самолет.
По курсу — полный ход вперед!
Готовься к бою, экипаж!
Отставить — истребитель наш.
Два летчика рассматривают карту в раскрытом планшете.

1-й летчик.
Пехота здесь, а танки тут,
Лететь до цели семь минут.

2-й летчик.
Понятен боевой приказ.
Противник не уйдет от нас

Автоматчик (ходит вдоль центральной стены, в руках автомат) .
Вот я забрался на чердак.
Быть может, здесь таится враг?
За домом очищаем дом.
Все вместе.
Врага повсюду мы найдем. (С. Михалков)

Сценка ко дню Победы для начальной школы «Что ты знаешь о войне?»

(На сцене стоят четверо ребят, одетых в солдатскую форму. К каждому из них по очереди подходит девочка и задает вопросы).

Девочка (первому солдату ):

Солдат, что знаешь о войне,
Ответь, пожалуйста, ты мне?

1 солдат:

О войне я знаю много,
Всю войну провел в окопах.
Война — это горе и беда
Это разруха в городах.
Это голод, и поверьте,
Быть на волосок от смерти!
Словом, боль не передать,
Дай вам Бог, войны не знать!
Девочка (подходит ко второму солдату ):
Интересно стало мне,
Кто начало дал войне?

2 солдат

Началась в июне
Двадцать второго числа.
Когда в сорок первом году
Фашист стал бомбить города.
Он с Киева начал бомбить,
Ровняя дома все с землей.
Вынашивал план в пару месяцев
Расправиться с нашей страной!
Но план с треском тот провалился
Ведь русский солдат отличился!
Отвагою подвигу равную,
Разбили фашистскую армию!

Девочка (подходит к третьему солдату):

Что такое день Победы?
Празднуют его ли деды?

3 солдат:

Что такое День Победы?
Это праздничный парад,
Это танки и солдаты
Маршируют все подряд!
Это красочный салют,
Что взлетает там и тут.
Это песни за столом,
Это дедовский альбом.
Это пряники, конфеты,
Это запахи весны,
Что такое день Победы?
Это значит — нет войны!

Девочка (подходит к четвертому солдату):

В этот день, я знать желаю,
Ветеранов поздравляем?

4 солдат:

Солдатов мы благодарим
За тишину, за мирный дом.
За детство, радость, за мечту,
За мир, в котором мы живем.
И пусть прошло немало лет,
Мы этот подвиг не забудем.
И каждый год 9 мая
Мы вспоминать героев будем.
И ветеранов поздравлять,
А героизм их прославлять!

Вместе:

Спасибо, дорогие,
За то, что живем мы.
Не зная слез и горя,
Не ведая войны!

(Всем ветеранам дарят цветы)

Действующие лица: девочка, мама, папа, бабушка.

Скажи мне, мамуля, что значит война,
И почему возникает она?

Мама:

Война — это горе,
Война — это смерть,
И ничего хуже
Нет в мире, поверь!
Война — это слезы родных, матерей,
Когда похоронки шлют на их сыновей.

Бабушка:
Война — это ужас,
Война — это стоны.
Убитым и раненым
Счет — миллионы!
Войне-то не важно,
Ты стар или млад,
Домой возвращает
Седыми ребят.

Папа (откладывает газету и подключается к беседе)

Да, Гитлер совсем просчитался,
Достойно советский солдат ведь сражался!
Хотел территорию он захватить,
Советский народ весь поработить.
Но твердый отпор ему дали.
И немцев до самого Берлина мы гнали!

Конспект внеклассного мероприятия для 6-7 класса «Символы Победы»

Цели : расширить представление детей о Великой Отечественной войне; познакомить с историей ордена Славы; развивать интерес к изучению истории войны; воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к людям старшего поколения; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за свою страну и народ; способствовать развитию критического мышления.

Подготовительная работа : выбрать 8 учеников для подготовки информационного блока (нужны хорошая дикция, умение выразительно прочитать или пересказать своими словами материал сценария). Предложить детям принять участие в акции «Георгиевская ленточка», отметить, где они увидят ленточку в эти предпраздничные дни.

Оформление : фотографии бойцов Советской армии периода Великой Отечественной войны; рисунки или фотография ордена Славы, ордена Святого Георгия Победоносца.

План классного часа

I. Вступительная беседа.

II. Проблемная ситуация «Про ленточку, совесть и героизм».

III. Беседа по рассказу.

IV. Информационный блок. Рассказы об ордене.

1. Личный подвиг на поле боя.

2. «Батальон Славы».

3. Храбрейший из храбрых.

4. Человек из легенды.

V. Заключительная беседа «Как чтить память?».

VI. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительная беседа

Классный руководитель. Близится День Победы. На дорогах появились машины с черно-оранжевыми ленточками, на уликах, в транспорте все чаще встречаешь людей, у которых на груди такая же ленточка - символ памяти, знак преемственности поколений.

Это значит, что в очередной раз стартовала акция «Георгиевская ленточка». Георгиевская лента - это элемент многих боевых орденов России, СССР, Российской Федерации. Свое название эта черно-оранжевая лента получила от ордена Святого Георгия Победоносца. Георгиевская лента присутствовала на всех четырех степенях этого боевого ордена, на других наградах императорской России.

В годы Великой Отечественной войны, 8 сентября 1943 г., в продолжение боевых традиций русской армии был учрежден орден Славы трех степеней. Его статут, так же как и черно-оранжевая расцветка ленты, напоминал о Георгиевском кресте. Поэтому георгиевскую ленту иногда называют лентой ордена Славы.

Приходилось ли вам участвовать в акции «Георгиевская ленточка»?

Знаете ли вы, зачем раздают людям эти ленты?

Как вы вели себя, получив такую ленту?

(Дети высказываются.)

II. Проблемная ситуация «Про ленточку, совесть и героизм»

В День Победы Сережа Иванов проснулся рано - с улицы доносились звуки бодрых военных маршей. Сразу появилось радостное, праздничное настроение. А тут еще и одноклассник позвонил - Димка Егоров, сказал, что на площади гулянье - походная кухня, угощают всех кашей и раздают георгиевские ленточки. Минут через десять друзья уже были там.

Первым делом встали в очередь за ленточками. Набрали штук 20, сказали, что берут на весь класс. Часа два гуляли ребята по площади: и каши наелись, и песен напелись, и всяких выступлений насмотрелись, но никого из класса так и не встретили. Что же делать с ленточками? И тут по площади промчался мотоциклист - черная кожаная куртка, шлем, черные перчатки - и весь с ног до головы увешан черно-желтыми ленточками, которые развевались по ветру, как пламя.

А чем мы хуже? - решили друзья. Сели на скамеечку и начали завязывать на себе ленты - на руках, на шее, на поясе, на голове. Скоро мальчишки стали похожи на индейцев из племени тамбу-ламбу. Посмотрели друг на друга и со смеху покатились.

А тут на лавочку рядом с ними присел дед, за сердце держится, наклонился вперед, видать, плохо старику. Рядом примостилась внучка, девчонка лет пяти, гладит деда по руке, что-то лопочет про лекарство в правом кармане.

Внезапно на Серегу напал приступ великодушия - сорвал с руки ленточку и протянул старику:

Нате, с праздником вас, с Днем Победы!

Дед ничего не ответил, только смерил мальчишек усталым и грустны^ взглядом.

Берите, это же акция «Георгиевская ленточка», - настаивал Димка. |

Дед задумчиво покачал головой и отвел глаза. И тут внучка тихо заметила:

А у дедушки уже есть такие, только он эти ленточки никому не отдаст...

Она потянула деда за руку, которую он держал на груди, и друзья увидели три звезды на черно-оранжевых ленточках. Что это были за ордена, ребята не знали. Но, видать, дед был настоящим героем.

Несколько минут продолжалось молчание, потом друзья, не сговариваясь, сорвали с себя все ленточки, положили их на скамейку и отправились по домам.

По дороге даже не разговаривали. Стыдно было...

III. Беседа по рассказу

Классный руководитель. Вот такая история, участником которой мог стать любой из вас.

Можно ли сказать, что герои этого рассказа хорошие ребята? (Да, заботились о других - ленточек набрали на весь класс, старика пожалели, совесть у них заговорила.)

А что они сделали не так? (Обвешались ленточками, с ветераном говорили неуважительно.)

Почему они решили, что надо обвешаться этими ленточками? (Они подражали мотоциклисту, им показалось, что это круто и модно.)

Подражать другим - это хорошо или плохо? (Смотря чему подражать, нужно думать.)

Есть ли у этих ребят критическое мышление? (Наверное, нет, иначе бы они смогли дать оценку наряду мотоциклиста и не стали бы подражать ему.)

Во время проведения акции встречались ли вам люди, подобные этому мотоциклисту?

А что плохого в том, чтобы обвешаться георгиевскими ленточками? (Эти ленточки не для моды и крутизны, а символ памяти о прошедшей войне, о подвигах наших прадедов, их нужно носить на груди, у сердца, не цеплять где попало.)

Почему старик отказался взять георгиевскую ленточку? (Наверное, ему было противно видеть, как легкомысленно относятся ребята к этой ленте.)

Так какой же орден был на груди старика? Три звезды на георгиевских лентах? (Орден Славы всех трех степеней.)

Герои той истории тоже хотели узнать, что это за орден, поэтому дома сразу же достали энциклопедию и все узнали. Узнали, что на груди у старика были все три ордена Славы: I степени - золотой, а II и III - серебряные.

Узнали, что орденом этим награждали не командиров, а только Рядовых и сержантов.

И что ордена эти вручали только за личный подвиг на поле боя и в строгой последовательности - от низшей степени к высшей.

Того, кто получил орден всех трех степеней, называли полным кавалером ордена Славы. И таких на многомиллионную страну было всего 2656 человек, 4 из них - женщины.

Но почему промолчал старик, почему не объяснил всего этого ребятам? (Плохо себя чувствовал, устал, не верил в современную молодежь, думал, у них одни развлечения на уме, не хотел ввязываться в спор и т. п.)

А что бы вы сказали этим ребятам на месте старика-героя, чтобы не обидеть их, а вразумить?

(Дети высказываются.)

Да, георгиевская ленточка сейчас стала доступна всем, а когда-то получали ее вместе с орденом Славы за личный подвиг на поле боя.

IV. Информационный блок. Рассказы об ордене

Классный руководитель . Сейчас вы прослушаете информацию об ордене Славы. Первое сообщение для размышления подготовили (имена, фамилии).

1. Личный подвиг на поле боя

Ученик 1. Наше сообщение называется «Личный подвиг на поле боя».

Ученик 2. В Указе об учреждении ордена Славы четко написано, за что вручается этот орден и что такое личный подвиг на поле боя. Прочитаем лишь несколько строк (читают по очереди каждую строку):

Находясь в загоревшемся танке, продолжить выполнять боевую задачу.

В минуту опасности спасти знамя своей части от захвата противником.

Из личного оружия меткой стрельбой уничтожить от 10 до 50 солдат и офицеров противника.

Презирая опасность, первым ворваться в ДЗОТ (ДОТ, окоп или блиндаж) противника, решительными действиями уничтожив его гарнизон.

Лично захватить в плен вражеского офицера.

Будучи в ночной вылазке, уничтожить склад противника с военным имуществом.

Рискуя жизнью, спасти в бою командира от угрожавшей ему непосредственной опасности.

Пренебрегая личной безопасностью, в бою захватить неприятельское знамя.

Будучи раненым, после перевязки снова вернуться в строй.

Под огнем противника проделать для наступающего подразделения проход в проволочных заграждениях противника.

Рискуя жизнью, под огнем противника оказывать помощь раненым в течение ряда боев.

Стремительно врезавшись на своем танке в колонну противника, смять ее и продолжать выполнять боевое задание.

Летчику-истребителю уничтожить в воздушном бою от 2 до 4 самолетов-истребителей противника или от 3 до 6 самолетов-бомбардировщиков.

Экипажу дальнего ночного бомбардировщика разрушить железнодорожную станцию, взорвать склад боеприпасов, горючего, разрушить портовое сооружение, уничтожить морской транспорт или железнодорожный эшелон, разрушить или сжечь важный завод или фабрику.

Ученик 2. Судите сами, легко ли было получить такую георгиевскую ленточку в годы Великой Отечественной войны.

2. «Батальон Славы»

Классный руководитель. Сейчас появилось много лжи о Великой Отечественной. Те, кто хочет принизить значение нашей Победы, говорят, что советский солдат побеждал врага лишь из-под палки, из-за страха перед войсками, которые якобы стреляли в спину в случае отступления. Это неправда.

Советские солдаты победили врага силой своего духа. И об этом говорят такие цифры. Всего в годы Великой Отечественной войны было выдано свыше миллиона знаков ордена Славы. А это значит, что героизм был массовым. Был в Советской армии даже «батальон Славы». О нем расскажут (имена, фамилии).

Ученик 3. Наше сообщение называется «Батальон Славы». Такое название получил 1-й батальон 215-го гвардейского полка. В середине января 1945 г. батальон разорвал оборону фашистов за Вислой. Бойцы батальона нанесли дерзкий и стремительный удар, который открыл путь войскам дивизии для продвижения вперед. Чудеса героизма проявили при этом все воины батальона. Более 30 раненых отказались идти в тыл и продолжали сражаться, а сержант И.Е. Петров закрыл своим телом амбразуру, когда путь наступающим бойцам преградил огонь вражеского пулемета.

Ученик 4. Это был единственный случай, когда крупное подразделение в полном составе было награждено орденами. Все Рядовые и сержанты 1-го батальона удостоились ордена Славы "I степени, командиры взводов были представлены к ордену Александра Невского, командиры рот - к ордену Красного Знамени.

Командир батальона майор Б.Н. Емельянов, которому было тогда 23 года, и старший лейтенант М.Н. Гурьев удостоены звания Героев Советского Союза.

Ученик 3. По решению Военного Совета 69-й армии 1-й батальон стал называться «батальоном Славы». Думаю, что каждый из вас, принимая участие в акции «Георгиевская ленточка», будет ясно себе представлять, какой ценой доставалась эта ленточка на войне.

3. Храбрейший из храбрых

Классный руководитель. А теперь несколько коротких рассказов о полных кавалерах ордена Славы. Их подготовили (имена, фамилии).

Ученик 5. Представляете, каким нужно быть героем, чтобы к трем орденам Славы прибавить еще и «Золотую Звезду» Героя Советского Союза! О таких людях можно сказать, что это храбрейшие из храбрых.

Таких героев за всю историю Великой Отечественной было всего четверо: старший летчик штурмового авиационного полка Иван Григорьевич Драченко, пехотинец Павел Христофорович Дубинда, артиллеристы Николай Иванович Кузнецов и Андрей Васильевич Алешин. О каждом из них можно написать целую книгу.

Ученик 6. Старшина Павел Христофорович Дубинда - сын потомственного моряка, родился и вырос на море. В первые годы Великой Отечественной принимал участие в героической обороне Одессы и Севастополя.

В одном из последних боев за Севастополь Дубинда был ранен, контужен и оказался в концлагере, откуда бежал, но вновь попал в руки эсэсовцев и оказался в другом лагере. Его заставили работать на судостроительной верфи в г. Николаеве. Однако мысль о побеге не оставляла Павла.

На верфи Дубинда познакомился в девушкой, работавшей в столовой. Она раздобыла для него документы и одежду. В марте 1944 г. Павел совершил дерзкий побег на машине шефа судоверфи. По фальшивым документам он смог выехать с завода, пробраться в Николаевский порт и вместе с отступающими немецкими войсками на барже переправиться в Очаков. Ночью на лодке переплыв через лиман, Павел встретил передовые части 25-й стрелковой дивизии Красной армии. Получив автомат, Павел поклялся мстить врагам за Севастополь и своих боевых друзей. С этого момента он стал пехотинцем, но морская тельняшка всегда выглядывала из раскрытого воротника его гимнастерки.

Ученик 5. 8 августа 1944 г. в бою за село Скорлупка (Польша), командуя отделением, рядовой Павел Дубинда первым ворвался во вражескую траншею и уничтожил 7 гитлеровских солдат. Был награжден орденом Славы III степени.

Ученик 6. Всего через 12 дней в бою за железнодорожную станцию Мостувка в Польше младший сержант Дубинда, командуя взводом, атаковал станцию и выбил из нее противника. В этом бою был ранен командир роты - Павел Дубинда заменил его и, несмотря на то что сам был ранен, продолжал командовать и обеспечил выполнение боевой задачи. В этом бою он лично уничтожил 10 солдат противника. Был награжден орденом Славы II степени.

Ученик 5. В октябре 1944 г. в боях за село Пешикен в Восточной Пруссии старшина роты Павел Дубинда, командуя взводом, первым прорвался во вражескую траншею, уничтожил 4 вражеских солдата и взял в плен офицера. Был награжден орденом Славы I степени.

Ученик 6. В марте 1945 г. в районе Кенигсберга взвод Павла Дубинды захватил в бою селение, уничтожив около роты солдат противника и захватив 2 пушки. Через несколько дней гитлеровцы попытались вернуть утраченные позиции и контратаковали превосходящими силами с артиллерийской поддержкой. Бойцы взвода отбили несколько атак, а когда закончились боеприпасы, Павел Дубинда захватил вражеский пулемет и огнем в упор заставил противника отступить.

Преследуя противника, бойцы взвода Дубинды ворвались во двор поместья и захватили там 40 солдат и 4 офицера противника.

Ученик 5. Последний бой Павел Дубинда принял в районе Мазурских озер. Командованию нужно было точно установить места вражеских кочующих артиллерийских батарей. В разведку послали взвод старшины Дубинды. Разведчики обнаружили батареи на плотах и указали авиации их координаты. Возвращались разведчики в расположение части мокрые, усталые, голодные. И тут на дороге заметили легковую машину. Павел решил взять «языка». Добыча оказалась солидной: в машине ехал генерал. Потащили его через линию фронта, но наткнулись на мощный пулеметный огонь. Павла тяжело ранило. Товарищи вынесли командира из боя и доставили в медсанбат, потом его переправили в один из московских госпиталей. В госпитале он получил ордена Богдана Хмельницкого III степени, Отечественной войны II степени, Славы I степени, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».

Ученик 6. После войны Павел Христофорович работал боцманом на корабле антарктической китобойной флотилии «Слава».

Память о Павле Христофоровиче Дубинде живет в истории отечественного флота. В Центральном военно-морском музее существует целый раздел, посвященный герою-разведчику.

4. Человек из легенды

Ученик 7. А мы расскажем о другом храбрейшем из храбрых. Его называли «человеком из легенды». Герой Советского Союза и полный кавалер ордена Славы Николай Иванович Кузнецов.

О фронтовых путях-дорогах Кузнецова можно рассказывать долго. На службу его призвали в 19 лет, как раз 22 июня 1941 г., в первый день войны. Николай попал на фронт. Служил в разных подразделениях: ручным пулеметчиком в морской пехоте, в дивизионной разведке, командиром орудия, помощником командира отдельного истребительного противотанкового дивизиона. Позже участвовал в жестоких боях за Севастополь. Здесь Николай Иванович Кузнецов проявил особое мужество и находчивость. Вот лишь один эпизод из фронтовой жизни героя.

Ученик 8. «В нашу машину угодил вражеский снаряд, несколько солдат получили ранения, - вспоминал ветеран. - Бой проходил в районе железнодорожного вокзала. Я затащил раненых товарищей под вагон стоящего невдалеке поезда. Некоторым забинтовал раны. И тут я получил приказ: поднять Красное Знамя над зданием вокзала... До вокзала далековато, пробраться туда было непросто, - продолжал он. - Я измазал одежду, чтобы не бросаться в глаза немцам. И пошел. Мне удалось подойти к зданию вокзала, по водосточной трубе я забрался на крышу. Быстро прикрепил знамя. Его наши солдаты увидели отовсюду, и это придало им решительности. Когда немцы заметили знамя, то открыли по мне огонь. Я стал спускаться и провалился на чердак. Там был немецкий пулеметный расчет. Двоих я сразу уложил из автомата, а с третьим пришлось вступить в рукопашную схватку...»

Ученик 7. Чудом можно считать то, что Николай Кузнецов остался живым, - чердак мог стать его могилой. Флаг, поднятый Кузнецовым, реял, вдохновлял наших бойцов на атаку. Вокзал был взят. На другой день будущий Маршал Советского Союза Федор Иванович Толбухин, руководивший операцией, приказал разыскать старшину. Кузнецова привели к командующему, генерал крепко пожал ему руку и сказал: «Считай себя Героем. Если бы у меня самого была Звезда, тут же отдал бы ее тебе!»

Ученик 8. После окончания войны Родина по достоинству оценила подвиги кавалеров ордена Славы. Их имена увековечены в названиях улиц, школ, кораблей, на обелисках, памятниках, мемориальных досках.

V. Заключительная беседа «Как чтить память?»

Классный руководитель. Сегодняшний классный час мы начали с черно-оранжевой ленточки, которую в эти дни можно встретить и на машинах, и на людях, и на игрушках и даже на бутылках с водкой.

Лента красивая, создает ощущение праздника, но хорошо это или плохо, что ее так много? Хочу услышать ваше мнение.

(Дети высказываются.)

Да, любое хорошее дело можно испортить, если относиться к нему легкомысленно. Многие люди сейчас выступают за то, чтобы прекратить акцию «Георгиевская ленточка».

Предлагают придумать другой символ памяти, например, как в Великобритании, красные маки, которые раздают в память о погибших воинах. Какой символ предложили бы вы?

(Дети высказываются.)

А между тем у нас в России уже более шести веков существует своя традиция почитания погибших воинов.

Эту традицию установил князь Дмитрий Донской. Сразу же после победы на поле Куликовом он предложил Церкви поминать павших воинов ежегодно в субботу, перед 26 октября (день памяти святого Дмитрия Солунского). Этот день получил название Дмитриевской субботы.

А не так давно к этой субботе прибавился еще один день особого поминовения - 9 Мая. В этот день Церковь своими молитвами поминает всех усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны.

Была такая традиция - поминать. Сейчас она восстанавливается. Может быть, и в ваших семьях 9 Мая кто-то придет в церковь, поставит свечку за воевавших, страдавших и умерших в годы войны.

А акция? Акций еще будет много... Важно, чтобы люди думали, а не гнались за модой и не превращались в стадо.

VI. Подведение итогов

Классный руководитель . Какие факты вызвали у вас: а) удивление; б) восхищение; в) сожаление?

Была ли у вас своя точка зрения в начале классного часа?

Как она изменилась в конце?

Какая информация повлияла на вашу позицию? (Дети высказываются.)

СЦЕНАРИЙ, ПОСВЯЩЁННЫЙ 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (2015 год).

(1 – Марк Бернес «Журавли»)

(2 ведущих у сцены)

Ведущий: Ты помнишь этот день?

Ведущий : Я не помню, я родился в 20… году.

Ведущий: И я не помню, я родился в 20… году.

Ведущий : {обращается ко всем). Мы никто не знаем войны, но мы слышали о ней от старших, мы не могли не слышать, потому что эта война пришла в каждый дом, в каждую семью.

Ведущий : Почему же мы вновь вспоминаем о ней?

Ведущий: Потому что дорого она нам обошлась. Мы понимаем, что за всё, что мы имеем - жизнь и праздник в нашей жизни, мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось, что невозможно было выжить. За плечами этого праздника страшное время войны, разрухи, миллионы смертей.

(на сцену выходят другие ведущие)

Ведущий : Июнь! Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.

(2 -World War II Bombing of Germany -- ВМВ Бомбардировки Германии )

Ведущий: Что случилось, скажи мне, ветер?
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так же светит,
Или вянут травы в садах?

Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи нам, ветер?
Неужели это – война?!

(3 - Ю.Левитан 22 июня 1941)

Ведущий: Немецкие захватчики напали на нашу страну неожиданно, без объяв- ления войны 22 июня 1941 года. Четыре долгих года, 1418 дней, 34000 часов шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества.

«Россия должна быть ликвидирована» - объявил Гитлер 1 августа 1940 года. Но наши воины встали на защиту Родины. Каждый день эшелоны увозили красноармей цев на фронт. Родные и близкие провожали их со слезами на глазах, но с верой в победу.

(4 -СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА)

(5 – всё для фронта)

Ведущий: Шагает по земле война,
Земля вздохнула тяжко
На растерзанье отдана,
Прости, прости, бедняжка!

Ведущий: Пошли в деревни похоронки,
Кого убили, кто пропал,
А вдовы слёзы проливали
И трудный час для них настал.

Ведущий: Так случилось, мужчины ушли,
Побросав посевы до срока.
Вот их больше не видно из окон
Растворились в дорожной пыли.
Так случилось мужчины ушли.

Ведущий: На закате горят города,
Задыхаются дымными снами.
Эшелоны уходят туда,

Эшелоны набитые нами.
Там трещит за редутом редут,
Там сломался рубеж обороны.
Эшелоны идут и идут,
Днём и ночью идут эшелоны.

Ведущий: На закате горят города,
Не грусти, не надейся на чудо.
Эшелоны уходят туда,
Но они не вернутся оттуда.
Провожала вас Родина –мать,
И шинель, и винтовку вручала,
Не просила в бою погибать
И в бою погибать не учила.

Ведущий: По плану гитлеровских генералов война должна была продлиться всего 2 -3 месяца. До нападения на СССР Германия захватила все танки, самолёты, пушки, заводы и рабочую силу покорённой Европы. Враг был жесток и силен.

Ведущий: Мужчины были на фронте, места у станков заняли их жёны и дети, старики, те, кто не мог уйти на фронт. Главным для них стал труд, работа по 12 – 14 часов, иногда они даже спали в цеху, не уходя домой. Жили впроголодь, недоедая, не отдыхая, забыв о себе. « Всё для фронта, всё для победы!» - главный лозунг тех дней. И ещё надежда – дождаться живым тех, кого проводили: отца, брата, мужа, жениха.

(Заставка «Дети в войну»)

Ведущий: Дети и война – понятия несовместимые. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством. Их детство – это когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной.

Ведущий: Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы войну не играли –
Мы просто дышали войной.

Ведущий: А мы не стали памяти перечить.
И, вспомнив, дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная не детская беда.
Была беда и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна,
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.

Ведущий: Историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участво -
вавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных горо -дов… Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах у
которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный девятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.

Ведущий . Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Как это
ужасно, когда рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются осколки снарядов на крошки, на пыль – дома, и горят детские кроватки. Многие спросят: «Что героичес- кого в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети войны?» Много. Об этом смогут рассказать они сами.

(выходят мальчик и девочка)
Девочка:
Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба...

Мальчик: Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, сына уведите, чтоб не смотрел…

Девочка: Мама не сразу умерла. Она долго лежала на траве, открыла глаза: «Ира, мне надо тебе рассказать…» – Мама, я не хочу…– мне казалось, что, если она мне скажет то, что хочет, она умрет…

Мальчик: Не прячьте мою маму в яму, она проснется, и мы с ней пойдем домой…

Девочка : Отца вытолкнули на улицу, я бежала за ним по снегу босиком и крича- ла: «Папочка, папочка…». А бабушка причитала дома: «Где же Бог, куда он пря -
чется?» Бабушка не смогла пережить такое горе, плакала все тише и тише и через
две недели умерла на печке, а рядом спала я и обнимала ее, мертвую. В доме больше никого не осталось.

Мальчик: Мы – маленькие очевидцы,
Последние из могикан,
Нам до си пор тревога снится,
И до сих пор отбой не дан.
Из теплой, полной снов постели,
Из комнат, где цвели цветы,
В бомбоубежища и щели
Мы ночью с бабушками шли.

Девочка: Мы слез тогда уже не лили,
Мы знали вкус полынь-травы.
И с вами всю беду делили,
Как с нами хлеб делили вы.
Но что же, мы зато узнали,
Что значит выжить в трудный год,
Что значит – .Родина за нами
И что такое наш народ.

(6 - Звучит песня «Дети войны»)

Ведущий: . Самую большую тяжесть войны вынесла на плечах женщина-мать.

Солдат 1: (пишет письмо) .
Знаю, в сердце у тебя тревога-
Нелегко быть матерью солдата!
Знаю, всё ты смотришь на дорогу.
По которой я ушёл когда-то.
Знаю я, морщинки глубже стали
И чуть-чуть сутулей стали плечи.
Нынче насмерть мы в бою стояли,
Мама, за тебя, за нашу встречу.
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди!

Солдат»2: (пишет письмо).
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром - снова в бой!
Будем мы фашистов гнать.
Береги, сыночек, мать,
Позабудь печаль и грусть -
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья. Твой отец.

Солдат 3: (со свечой).
Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонёк свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на тёплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что лесами сокрыта от глаз,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю о вас.
Мои братья и сёстры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу своё мужество, силу,
Буду немцев без жалости бить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!

Ведущий: Чем измерить высоту материнского подвига, силу материнской самоот- верженности? Они провожали на войну своих сыновей, жадно вглядывались в родные лица, такие юные, такие чистые, смотрели вслед уходящим в кровавую круговерть сыновьям, их будущему, их надежде, их опоре... И мысленно каждую минуту из долгих лет войны мать была рядом с сыном, родным своим солдатом. Отогревала, успокаивала, утешала, укрепляла его дух. Вот они, ждущие своих сыновей!

Ведущий : Матерей, осиротевших в войну, у нас миллионы. Поклонитесь им люди и вместе с ними навеки прокляните войну.
Годы горькие были, улетели, уплыли в невозвратные дали.
Материнское горе, словно горечь полыни,
Не слабеет с годами...
Уж листва слетает, уж дохнул мороз,
Стоит полынь седая от материнских слез.

Ведущий: И живут на земле матери, что не дождались с минувшей войны своих сыновей, так до конца и, не сумев поверить в их смерть. Живут, все еще надеясь на чудо. А чудо произошло на нашей земле, когда молодостью своей и жизнью их дети добыли великую Победу.

Ведущий: Русские матери!
Сколько в войну сыновей вы утратили.
В горе своем сединой убеленные,
Над обелисками низко склоненные.
Русские матери - сердцем открытые,
Как не сломились вы горем убитые.
Светлой зарею взошли над Россией,
Стали звездою ее негасимою.
В белые вьюги, в цветении смородины
Низкий поклон вам от ласковой Родины,
Вашим сынам, что стоят обелисками,
Вечная память и скорбь материнская.

(7 - «Баллада о солдатской матери»)

Ведущий: 27 миллионов сыновей и дочерей потеряла наша Родина в этой битве. Пусть каждый из вас осязаемо почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей, и пусть всегда будет волновать нас вопрос: достойны ли мы памяти павших? Склоним голову перед величием их подвига.

Клип «Поклонимся великим тем годам».

Ведущий: Памяти павших, за свободу и независимость нашей Родины, почтим стоя минутой молчания
(8 – метроном - Минута молчания)

Ведущий: Не забывай кровавые закаты,
Когда в руинах был родимый край,
И как на землю падали солдаты
Убитыми...
Живой, не забывай!

Ведущий: С каждым годом все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тяжких испы-

таний, которые с честью выдержала наша страна. Никогда не померкнет подвиг солдата, стоявшего насмерть, и подвиг труженика ковавшего победу. И наш долг – передать потомкам память об этом немеркнущем подвиге и уважение к стойкому мужеству и беззаветной любви к своему Отечеству.

Ведущий: Люди!
Покуда сердца стучат, –
Помните!
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Песнь свою
Отправляя в полет, –
Помните!
О тех, кто уже никогда не споет, –
Помните!

Ведущий: Течет река времени. Минуло уже 70 лет с того страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.

Благодарное человечество всегда будет помнить о стойкости, мужестве, о подвиге советских солдат. Они не только отстояли свободу и независимость своего отечества, но и спасли от фашизма другие народы.

(9 - Поклонимся Великим тем годам - Bow to Those Great Years)

(10 - День Победы (1987))

Светлана Федюшина
Сценарий праздника «9 Мая - праздник Победы!» для детей 5–7 лет

Дети с цветами под музыку входят в музыкальный зал.

Ведущая :

Дорогие ребята! Дорогие гости! Совсем скоро, 9 мая, вся наша страна будет отмечать славный праздник - День Победы !

70 лет прошло с того дня, как наша Армия и наш народ победили фашистскую Германию . Каждый год мы отмечаем этот великий праздник .

Пока вы еще очень маленькие. Но мы очень хотим, чтобы вы выросли смелыми, сильными людьми, достойными гражданами нашей страны, любящими свою Родину и способными в трудную минуту встать на ее защиту.

1 ребенок : Еще когда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май .

2 ребенок : Отстоял народ Отчизну,

Шел отважно в грозный бой,

Не жалели люди жизни

Для Отчизны дорогой.

3 ребенок : Принесли отцы и дети

Счастье людям всей земли,

Славим в светлый День Победы

Всех, кто в бой великий шли!

Дети исполняют песню «Наследники Победы »

4 ребенок : Когда приходит День Победы ,

Цветут сады, цветут поля.

Когда приходит День Победы -

Весною дышит вся земля!

5 ребенок : Когда приходит День Победы ,

То раньше солнышко встает.

И, как одна семья большая,

Идет в колоннах наш народ!

6 ребенок : Когда приходит День Победы ,

Звучат и музыка, и смех,

И, поздравленья принимая,

Мы поздравляем всех!

Дети исполняют упражнения с цветами под песню «День Победы »

(Дети садятся на свои места)

Ведущая : Каждый год 9 мая на главной площади нашей страны - Красной площади - проходит военный парад. Проезжает военная техника, проходят маршем нынешние солдаты и курсанты военных училищ, но самые главные на этом празднике - ветераны , люди, которые выжили и победили в этой страшной войне. На их груди сияет множество орденов и медалей за их мужество и смелость, за героизм и отвагу. Ветераны надевают ордена, медали, встречаются у памятников погибшим, рассказывают о том, как воевали.

Ведущая : В этом году исполнилось 72 года со дня освобождения г. Воронежа от фашистских захватчиков. Мы знаем, что в 2009 году нашему городу Воронежу присвоено звание «Город воинской славы» . Низко кланяемся тем, кто отстоял для нас мирную жизнь и свободу. Никто не забыт, ничто не забыто!

7 ребенок : Воронеж мой, ты сердцу милый.

Для всей России ты оплот.

Здесь набирал когда - то силы

Военный, славный, русский флот.

8 ребенок : Воронеж! Город мой любимый!

Рожден во славу ты Петра!

Твой облик юн и он неповторимый!

Сияешь красотой своей с утра!

9 ребенок : Мой город воин! Ты непобедимый !

Не сдавшийся фашизму и векам!

России дух в тебе неугасимый!

Всю душу я тебе отдам!

10 ребенок : Просторы Дона, рощи и дубравы!

Любовь для подвига. Минуты тишины.

Воронеж - город вечной славы!

Столица Черноземья и весны!

Ведущая : За время войны поэты и композиторы сочинили много хороших задушевных песен, которые любили петь солдаты в часы отдыха. Песня всегда помогала поддерживать боевой дух солдат. Артисты приезжали на фронт и выступали перед бойцами в перерывах между сражениями. Это были песни о Родине, о матерях, о любимом доме. И сейчас я предлагаю всем присутствующим в этом зале вспомнить песни военных лет.

Воспитатели, дети и гости поют куплеты знакомых песен.

Попурри военных песен.

Ведущая : Ребята, когда вы подрастете, то пойдете служить в Российскую Армию. Каким же должен быть защитник нашей Родины?

11 ребенок : Очень скоро подрастем,

В армию служить пойдем.

Нужно только не лениться,

В школе хорошо учиться, спортом надо заниматься,

Смелым, сильным стать стараться.

12 ребенок : Надо очень много знать,

Чтоб отчизну охранять.

В море, в небе и на суше

Грамотный защитник нужен.

Он примером должен быть

И очень Родину любить.

Ведущая : Ну, что ж, ребята, покажите какие защитники у страны.

Дети инсценируют стихотворение : летчик рассматривает карту, моряк смотрит в бинокль…

13 Летчик : Пехота - здесь, а танки - тут,

Лететь до цели семь минут.

Понятен боевой приказ,

Противник не уйдет от нас!

14 Моряк : По курсу прямо - самолет.

Машина, полный ход вперед!

Готовься к бою экипаж!

Остановить! Истребитель наш!

15 моряк : На мачте - флаг Андреевский над нами,

А за кормой - лазурная волна!

Мы подрастем и станем моряками,

Защитой станем мы тебе, страна.

Ведущая : Спасибо, мальчикам, а теперь посмотрим веселый танец моряков и морячек.

Дети 1 группы исполняют танец «Салажата»

Ведущая : Наши солдаты отмечались не только удалью, веселым характером, но и беспримерной храбростью, героизмом. На войне сражались не только мужчины, но и женщины. Они были медсестрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих спасли от смерти добрые женские руки.

Выходит девочка, на голове у нее косынка с красным крестом, на боку - сумка с медикаментами.

16 Медсестра : Пушки грохочут, пули свистят.

Ранен осколком снаряда солдат.

Шепчет сестричка : «Давай поддержу,

Рану твою я перевяжу!»

Все позабыла : слабость и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла,

Многих от смерти сестричка спасла!

Проводится аттракцион «Помощь раненому»

Задача участника - пронести раненого солдата на плече от точки А до точки Б, посадить на стул и перевязать ему руку.

Ведущая : Много жизней унесла война. Война отгремела, на землю пришел мир. Благодарные люди поставили памятники воинам - освободителям. Во многих городах и поселках есть мемориалы, которые называются «Обелисками славы» . Есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Это огонь на могиле неизвестного солдата. Много таких могил на нашей земле. В этих могилах похоронены останки солдат, погибших на поле битвы во время войны. У Кремлевской стены в Москве захоронен прах одного из таких солдат. Поэтому на надгробном камне написано : «Имя твое не известно. Подвиг твой бессмертен» . Эта надпись означает, что люди всегда будут помнить, что погибли солдаты, защищая Родину, своих родных и близких, своих детей и внуков . В честь победы над фашизмом горит Вечный огонь. Чтобы люди не забывали о подвигах наших героев.

17 ребенок : Приходят люди к вечному огню

Приходят, чтобы низко поклониться

Тем, кто погиб в жестокую войну,

Их подвигами Родина гордиться.

18 ребенок : Горит огонь и в дождь, и в снег, и в град,

Не заметут его метель и ветер

Бессмертен подвиг доблестных солдат.

Несут цветы и взрослые и дети.

19 ребенок : Тем, кто стоял за Родину свою,

Чтоб не могла война вновь повториться.

Приходят люди к Вечному огню,

Приходят, чтобы низко поклониться.

Дети исполняют песню «Вечный огонь»

(Все садятся на места)

Ведущая : Внимание на экран.

На экране демонстрируется клип «Я ангелом летал»

Ведущая : Есть такой обычай чтить память погибших героев минутой молчания. Давайте и мы сейчас почтим память всех погибших на войне минутой молчания. Прошу всех встать.

На экране видео «Минута молчания»

Ведущая : Прошу всех сесть. А сейчас расскажите нам, ребята, о чем же вы мечтаете?

20 ребенок : О чем мечтают дети?

У нас мечта одна :

Пусть будет на планете

Мир добрый как весна!

21ребенок : Мир - в каждом доме, в каждой стране,

Мир - это май на планете.

Мир - это солнце на нашей земле,

Мир нужен взрослым и детям.

Дети исполняют хореографическую композицию «Прадедушка»

Ведущая : В честь Дня Победы вечером всегда бывает салют. Многие из вас пойдут его смотреть его 9 мая со своими родителями.

Разрешите мне еще раз поздравить всех гостей и ребят с великим праздником Победы . Ветеранам пожелать крепкого здоровья и благополучия. На этом наш праздник окончен . Спасибо за внимание.

Идя на подвиг, не алчут орденов,

Не бредят благодарностью державы,

Не узнают примерный вес чинов,

Достойных стать эквивалентом славы.

Идя на подвиги, не ведают о том,

Насколько щедрость Родины огромна,

И называют чрезвычайно скромно

Всё то, что станет подвигом потом.

Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады видеть Вас в этом зале. За окнами бушует май… Мирная Россия… И это здорово! Но мы должны помнить тех, кто, совершив великий подвиг, дал возможность жить в свободной стране.

Звучит фонограмма «Широка страна моя родная».

Страна дышала в мирном изобилии

В сверканье жизни, песен и труда.

Включается фонограмма «Вставай, страна огромная...»

В то утро ранее враги бомбили

Советские порты и города...

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

День 22 июня 1941 г. памятен нам как один из самых трагических дней в истории страны. В этот день фашистская Германия без объявления войны напала на СССР. Над нашей Роди­ ной нависла смертельная опасность. Наша армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов и командиров ценой собственной жизни старались сдержать натиск фашистов. Но силы были неравные.

(мальчики, девочки в форме)

М1.На закате горят города,

Задыхаются дымными снами.

Эшелоны уходят туда,

Эшелоны набитые нами.

М2.Там трещит за редутом редут,

Там сломался рубеж обороны.

Эшелоны идут и идут,

Днем и ночью идут эшелоны.

М1.На закате горят города,

Не грусти, не надейся на чудо.

Эшелоны уходят туда,

Но они не вернутся оттуда.

М2.Провожала нас Родина-мать

И шинель, и винтовку вручила.

Не просила в бою погибать

И в бою отступать не учила...

(Нам судьбою понять не дано

Все о нас сочиненные были.

Мы погибли без спроса давно,

А о том, как погибли, забыли.

Пролетели над нами года,

И салют прогремел многократно...

Эшелоны ушли в никуда,

И никто не вернулся обратно.)

М1.По плану гитлеровских генералов война долж­ на была продлиться всего два-три месяца. До нападения на СССР Германия захватила все танки, самолеты, пушки, заводы и рабочую силу покоренной Европы. Враг был жесток и силен.

М2.Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную армию, партизанские отряды, народное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем; усилия фронта и тыла слились воедино.

Д1.Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы - девчата,

Похожие на парней.

Д2.Нет, это горят не холмы –

То юность моя в огне.

Идут по войне ребята,

Идут по родной земле.

М1.От Бреста до Москвы - 1000 км,

Д1.от Москвы до Берлина - 1600,

Д2.Это 7,5 тыс. убитых на 1км - 15 человек на каждые 2 м земли...

Каким счетом измерить человеческое горе, и разве цифрами можно измерить меру героизма советских людей?! А сколько было убито детей?!.. А замученных в концлагерях?!.. Сколько было раненых, сколько молодых парней осталось инвалидами ?!.. Сколько осталось после войны вдов и сирот?!..

Ленинград. Замкнулось вражеское кольцо. Началась блокада, которая длилась 900 дней.

Девчонка руки протянула,

И головой –

На край стола.

Сначала думали –

Уснула.

А оказалось –

Умерла.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло сквозь метельный стон

Учитель выдавил, что снова

Занятье – после похорон.

В августе 1942 г. началась гигантская, более чем шестимесячная Сталинградская битва, которая переломила ход всей войны. Советские войска погнали врага с родной земли.

Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступле­ ние в районе города Курска. Они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. 12 июля под деревней Прохоровкой раз­вернулось небывалое в истории танковое сражение. Сражение под Курском закончилось победой Красной армии.

Отчизна гордится такими парнями,

Что бились за метры советской земли.

И в каждую точку врастая корнями,

В народную память корнями вросли.

Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 млн жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в такой жестокой войне, но и разгромил фашизм потому, что война была всенародной. На защиту Родины поднялись все: и мужчины, и женщины, и ста­ рики, и молодежь, все нации и народности страны. Невиданная стойкость и героизм на полях сражений, мужественная борьба партизан и подпольщиков за линией фронта, почти круглосу­ точный неустанный труд в тылу - вот чем была завоевана эта победа.

Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,

Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,

Отстаивая право на свободу,

К победе шёл, Россия, твой солдат.

И не сломила сердце, не сгубила,

И душу не растлила им война.

Видать, нечеловеческая сила

Ему, солдату русскому дана!

Память! В ней никогда не должно стереться всё то, что принёс с собой кровавый фашизм. Никогда! Мы помним всё и никогда не забудем…

И пусть каждый из нас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердца, ощутит ответственность перед памятью этих людей, и пусть этот вопрос будет волновать нас: достойны ли мы памяти павших?

Склоним головы перед величием их подвига. Они никогда не забудутся нами.

С головами поникшими

Над всеми погибшими – встанем мы.

Над легендой повитыми

Их могильными плитами – встанем мы.

Верность вашей душевности

И святой вашей верности – мы храним!

Тихо давайте, минутой молчания,

Память героев почтим…

Минута молчания.

Покуда сердца стучат, помните!

Какою ценой завоевано счастье, пожалуйста, помните!

Песню свою, отправляя в полет, помните!

О тех, кто уже никогда не споет, помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили,

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!!!

Свыше 11 тыс. воинов всех национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза. Более 300 раз в годы войны был повторен бессмертный подвиг Александра Мат росова, закрывшего собой амбразуру вражеской огневой точки. За героическую оборону и стойкость званием «город-герой» от­ мечены Москва, Ленинград (Санкт-Петербург), Киев, Сталинград (Волгоград), Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Смоленск, Мурманск. Брестской крепости присвоено звание «крепость-герой».

Я флаги мира почитаю,

Но вам скажу я, не тая.

Россию сердцем воспеваю,

Россия - Родина моя.

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня.

Салют Победе, что в Берлине

Огнем попрала мощь огня.

Салют ее большим и малым

Творцам, что шли путем одним,

Ее бойцам и генералам,

Героям павшим и живым.

Салют!!!

Песня «День Победы».

Мы много лет спокойно смотрим сны,

А Вас, и рядовых, и полководцев, -

Несправедливо мало остаётся,

Товарищи, участники войны.

Вам низко кланяемся в ноги

За каждый день, за каждый час.

За все те адские дороги,

Что Вы прошли, спасая нас.

Простите нас за боль и раны –

Не те, что вынесли с войны,

И добавляют болтуны.

Поздравление ветеранов.

Как хорошо проснуться на рассвете,

Как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружиться планета,

Как хорошо на свете без войны.

Как хорошо влюбляться и смеяться.

Как хорошо немного погрустить.

Как хорошо встречаться и прощаться

И просто хорошо на свете жить!

Они детей погнали с матерями

И яму рыть заставили.

Они стояли кучкой дикарей

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел майор хмельной

И медными глазами окинул обреченных.

Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою.

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня.

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда вовеки.

Я видел, плакали как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучи вышло на поля.

В последний раз детей поцеловало.

В последний раз...

Шумел осенний лес,

Казалось, что сейчас он обезумел.

Гневно бушевала его листва.

Сгущалась мгла вокруг...

Детей внезапно охватил испуг,

Прижались к матерям,

Цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятия, что вырвались у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Глядела, ужаса полна.

И как же не лишиться ей рассудка.

Все понял. Понял все малютка.

-Спрячь, мамочка, меня, не надо умирать.

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже.

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу против дула прямо.

-Я, мама, жить хочу! Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?
И хочет вырваться из рук ребенок,

И в сердце он врывается, как нож.

Не бойся, мальчик мой, сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза и голову не прячь.

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.

И он закрыл глаза, и заалела кровь,

По шее алой лентой извиваясь.

Две жизни наземь падают сливаясь.

Две жизни и одна любовь.