30.09.2019

Доклад на тему: «нестандартные уроки как форма обучения. Нестандартные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся в условиях фгос


“Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что факты – главное. Главное – воспитание в человеке человеческого”.
Антуан де Сент-Экзюпери

“Урок – это зеркало, общей и педагогической культуры учителя, - как писал В.А. Сухомлинский, - мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.”

Уроку отводится не менее 98% учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков. Уроку посвящена каждая четвертая книга по дидактике. От урока тянутся сотни не замечаемых с первого взгляда незримых связей к внеклассной и внешкольной работе, взаимоотношениям учителей и родителей, к отношениям в педагогическом коллективе, к содержанию и направленности методической работы школы.

Типы традиционных уроков

1.Урок объяснения нового материала.

2.Урок закрепления знаний.

3.Урок повторения.

4.Урок обобщения материала

5.Урок проверки знаний.

6.Урок работы над ошибками.

7.Комбинированный урок (включает элементы первых шести типов)

Традиционный урок характеризуется: порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю; точными очертаниями учебного материала.Цель обучения изменилась Она состоит не только в накоплении суммы ЗУН,а в подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности.,но задачи урока остаются неизменными. Это все тоже воспитание и развитие личности,основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. В рамках ФГОС разработаны основные требования к современному уроку.

Основные дидактические требования к уроку современного типа

1.Тему формулируют сами учащиеся.

2.Цели и задачи урока формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания.

3.Обучающиеcя сами планируют способы достижения намеченной цели.

4.В практической деятельности обучающиеся осуществляют учебные действия, применяя групповые и индивидуальные методы.

5.Контроль осуществляется обучающимися в виде самоконтроля и взаимоконтроля.

6.Обучающиеся дают оценку своей деятельности и деятельности своих товарищей.

7.Проводится рефлексия.

8.Домашнее задание на выбор обучающихся.

Зачастую при подготовке во время аттестации педагогических работников вам уважаемые коллеги хотелось бы показать что-то новое и интересное, но в тоже время продуктивное. В этом поможет нетрадиционные уроки

Нетрадиционные уроки - это способ достижения эффективности познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС.

Это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Нестандартный урок необычный по замыслу, организации и методике проведения.

Преподавание - это организованный процесс познания. Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности обучающихся на самом уроке, которые приводят к заинтересованности ребят в изучении предмета, желанию вновь и вновь познавать новое. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность, способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.

Основные задачи нетрадиционного урока

1. Общекультурное развитие

2. Личностное развитие.

3. Развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов обучающихся. 4.Формирование умения учиться.

5. Развитие коммуникативной компетентности.

6. Создание условий для атмосферы творческого поиска

Принципы нестандартных уроков

Отказ от шаблона в организации урока;.

Максимальное вовлечение обучающихся класса;

Не развлекательность, а занимательность и увлечение, как основа эмоционального тона урока

Поддержка альтернативности множества мнений;

Развитие функции общения на уроке

- “скрытая дифференциация учащихся по учебным возможностям, способностям, интересам, склонностям.

Признаки нетрадиционного урока

1.Несет элементы нового, познавательного.

2.Ипользуется внепрограммный материал.

3.Организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.

4.Достигается эмоциональный подъем обучающихся в ходе выполнения творческих заданий.

5.Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.

6.Создается инициативная группа из обучающихся.

Группа нестандартных уроков

1.Уроки отражающие современные общественные тенденции (урок построенный на инициативе учащихся)

Урок смотр знаний;

Урок-диспут;

Урок с применение ИКТ

2.Уроки с использованием игровых ситуаций:

Урок ролевая игра, урок- пресс-конференция, урок-соревнование, урок КВН, урок путешествие,урок –аукцион, урок с использованием дидактической игры, урок –театрализованное представление

3.Уроки творчества

Урок-сочинение;

Урок- выпуск “живой газеты”;

Урок изобретательства.

4.Традиционные уроки с новыми аспектами:

Урок -семинар;

Урок решения задач;

Урок-конференция;

Урок-зачет;

Урок – консультация.

5 Уроки с измененными организациями:

Урок лекция,защита знаний, защита идей, проектов,урок-встреча;

Урок – сюрприз, урок- творчества, урок-бенефис, урок “удивительное рядом”,урок защита фантастического проекта

6.Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ:

Экскурсии, литературная гостиная, путешествие по стране, поездка на поезде, урок –экспедиция. ,уроки с игровой состязательной основой,урок –домино, “ Следствие ведут знатоки”, игра дуэль.

7. Уроки трансформация стандартных способов организации

Урок-консультация, практикум, теле-урок, конференции

Несколько советов по подготовке нестандартного урока

1.Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения

3.Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся

Недостатки, которые допускаются педагогами при организации нестандартных уроков

1. Стихийность и бессистемность применения;

2. Перегрузка некоторых уроков учебным материалом

Достоинства и преимущества нетрадиционных уроков:

Заинтересованное отношение к учебному материалу: при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал, находят удивительные факты, вопросы, сочиняют стихи, песни на определенную тематику;

Активизация деятельности учащихся: это уже не простые ученики, а активные участники учебного процесса;

Овладение способами управления коллективной деятельностью: уроки учат слушать, анализировать, учиться спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей, находить быстрый выход в сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы. Нестандартные уроки восполняют проблемы репродуктивных методов недостаточность дифференциации; мобильность структуры; формирование субъективных отношений за счет увеличения деятельности учащихся не только на уроке, но и в период его подготовки; изменение эмоционального фона урока; оценивание знаний учащихся на всех этапах урока.

Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 г.Лиски

Нестандартные формы проведения уроков

литературного чтения

Выполнил:

учитель начальных классов,

Гоцкина М.В.

Лиски

Введение………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические аспекты использования нестандартных с использованием активных методов обучения в начальной школе

      Урок – основная организационная форма обучения………… 4

      Нестандартные формы уроков литературного чтения………. 6

Глава 2. Методические аспекты использования нестандартных форм проведения уроков литературного чтения с использованием активных методов обучения в начальной школе

2.1. Нестандартные формы уроков литературного чтения………..…. 7
(игры, организованные с целью интеллектуального развития младших школьников).

2.2 Фрагменты использования нестандартных форм проведения уроков литературного чтения с использованием активных методов обучения в начальной школе……………………………………………………………. 14

Заключение …………………………………………………………. 16

Список литературы ……………………………………………….. 17

Введение

В последнее время наблюдается опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытаются остановить различными способами, в том числе используя нестандартные формы занятий. Нестандартные формы организации обучения имеют главную цель – повысить интерес к учебе, развить познавательную активность, обеспечить субъектную позицию учащихся в учебном процессе.

В настоящее время ученики начальной школы в общей массе не имеют интереса к учению, не могут оценить себя и товарища по классу, общаться друг с другом, работать в школе и дома самостоятельно, стараются все выполнить «точно под копирку» для получения хорошей отметки, а не для своего дальнейшего развития. Детям неинтересно в школе на уроках и они стремятся на улицу.

Все это говорит о том, что проблема формирования и развития познавательного интереса была и остается актуальной.

Цель работы – выяснить, будут ли уроки литературного чтения в нестандартной форме с использованием активных методов обучения развивать познавательный интерес младших школьников. (слайд.2-3)

Задачи :

Рассмотреть урок как основную организационную форму обучения;;

Дать характеристику нестандартным формам уроков литературного чтения;

Разработать уроки литературного чтения в нестандартной форме с использованием активных методов обучения.

Урок – основная организационная форма обучения

Урок как форма обуче­ния относится к классно-урочной системе обучения. Он является коллективной формой организации обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные временные рамки занятий (40-45 мин), твердо установленное расписа­ние и организация учебной работы над одним и тем же материалом. Структура и методика проведения урока зависит от тех ди­дактических целей и задач, которые решаются в процес­се изучения той или иной темы.

Основными типами уроков, кото­рые проводятся в современной школе, являются следую­щие: (слайд.4)

а) уроки смешанные, или комбинированные;

б) уроки сообщения новых знаний учителем;

в) уроки закрепления изученного материала;

г) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;

д) уроки проверки и оценки знаний.

Из всех названных типов уроков главным остается урок, который является единицей классно-урочной системы.

Урок – это законченная, ограниченная во времени часть учебного процесса, в ходе которой решаются учебно-воспитательные задачи.

На уроке в сложном взаимодействии представлены цель, содержание и методы обучения, проявляются личность и мастерство учителя, индивидуальные и возрастные особенности учащихся, происходит реализация целей и задач обучения, воспитания, развития.

На уроке используется фронтальная, групповая и индивидуальная работа с учениками.

При фронтальной форме работы учитель непосредственно управляет всем составом класса, организуя сотрудничество всех учащихся и определяя им единый темп работы. Фронтальная форма позволяет вести учащихся в одном темпе работы и к единой цели. Однако она не рассчитана на учет их индивидуальных различий. При ней не все ученики успешно усваивают знания, формируют навыки и умения. Отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы или не удовлетворены им. Взятый темп урока может показаться быстрым слабому, но медленным – сильному ученику. По этой причине слабые учащиеся уйдут с занятия, не усвоив учебного материала, сильные – недостаточно расширят и углубят знания.

При групповой форме организации учебной работы учитель управляет деятельностью групп учащихся класса. Групповые формы можно разделить на кооперированно-групповые, дифференцированно-групповые.

Выбор той или иной формы работы на уроке зависит от тех задач, которые ставит учитель на конкретном уроке.

Работая с детьми младшего школьного возраста, большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с ее живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, учитель должен стараться разнообразить урок играми, загадками, ребусами, кроссвордами, яркой броской наглядностью.

Нестандартные формы уроков литературного чтения (слайд.5)

Не для всех школьников уроки чтения являются любимыми. Ведь любимые для многих – трудная математика, русский язык с его упражнениями, для других – физкультура, рисование. Лишь несколько учеников в классе поставят на первое место уроки чтения. Причина: дети любят труд настоящий, работу. Они еще не вполне осознают потребность в плодотворном труде, но выполненная работа приносит школьнику удовлетворение, крепит чувство собственного достоинства, самоуважение. Всегда и все заняты работой на любимом уроке. Этого не скажешь про уроки чтения. Присмотримся: один читает вслух – остальные без чувства ответственности слушают уже знакомый текст. Нет этого чувства и при чтении про себя: задание легкое или, если потруднее, без конкретных указаний к правильной организации умственного труда для его выполнения. С пересказом выступят в лучшем случае 2-3 ученика. В беседе учитель, признаемся, опирается чаще на самых развитых учащихся. Да и другие моменты урока недостаточно организуют труд ученика. Очень часто на уроках чтения бывает скучно.

Ввести детей в мир художественной литературы, пробудить у них интерес к книгам и чтению, заложить основы читательской культуры помогает многообразие форм проведения уроков литературного чтения: игры, КВН, викторины, путешествия, обобщения знаний, театрализованные композиции. Их содержание направлено на совершенствование выразительности речи, обогащение словарного запаса учащихся, развитие читательского интереса и активизацию мыслительной деятельности младших школьников.

Глава 2. Методические аспекты использования нестандартных форм проведения уроков литературного чтения с использованием активных методов обучения в начальной школе

Уроки литературного чтениябудут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание различные аудио средства. Например, на уроке «Литературная гостиная» могут дети прослушать записи образцового чтения небольших по объёму произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся, расширяют и закрепляют полученные знания такие занятия как уроки-викторины, игры, зашифрованные с помощью загадок, кроссворды, таящие в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти (на уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала).

Задания, которые дети получают на уроках нестандартных форм, помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действующей на них вдохновляюще, и постоянно развивает их речь. Задания разнообразны: заполнить анкету (тест), ответить на письма героя произведения, подготовить подпись к иллюстрациям из произведения и т.д..

Но уроки с применением активных методов приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков.

Игры, организованные с целью интеллектуального развития младших школьников на уроках литературного чтения (слайд.6-15)

Игры на формирование умения анализировать:

найди пару: например, для героя положительного или отрицательного;

найди лишнее: после прочтения текста можно предложить ребятам выбрать из списка событий то, которого не было в произведении;

загадки: очень удачным будет начать работу над произведением с загадки о герое. Это заинтересует учащихся и настроит их на дальнейшую работу на уроке.

Одним из видов игровых активных методов является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти. Это – игра-задача, состоящая из заполнения словами пересекающихся рядов клеток. Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают кроссворды, зашифрованные не обычно, а с помощью загадок, требующих от ребёнка сообразительности, поэтичной выдумки. В таком кроссворде могут быть зашифрованы имена героев произведения, названия городов, улиц, сооружений, которые упоминаются в произведении. Кроме того во время работы с кроссвордом, учащиеся могут повторять правописание слов, т.е. учитель может осуществлять межпредметную связь с русским языком.

Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она при закреплении материала. С помощью кроссвордов можно решить и некоторые вопросы индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Обычно хорошо успевающие ученики раньше срока заканчивают свою работу на уроке. И чтобы они не скучали и не мешали другим, им можно предложить небольшие кроссворды по изучаемой теме.

Составление кроссвордов самими учащимися даёт не менее важный дидактический эффект, чем решение кроссвордов. В процессе составления кроссворда развивается логика мышления, усидчивость, стремление завершить начатое дело, упорство, целеустремлённость.

Для тренировки памяти можно использовать различные игры, направленные на развитие определённого вида памяти.

Игра «Кто больше?» тренирует моторно-слуховую память или речедвигательную.

Учитель произносит предложение – одно из событий из прочитанного произведения, и указывает на кого-нибудь из ребят. Тот должен повторить это предложение и добавить своё событие, указывая на следующего ученика. Он повторяет те предложения, что были уже произнесены, и добавляет своё и т.д.

Игры типа «Корректура» направлены на развитие внимания и зрительной памяти.

Учитель пишет на листке бумаги несколько предложений с пропуском некоторых слов в предложении из изучаемого произведения. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу поправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передаёт листок второму ученику, который исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Играют несколько соревнующихся пар.

Игра «Кто быстрее!» проводится для определения скорости мыслительных процессов.

Необходимо быстро вписать недостающие названия предметов, вещей и т.д. в описание какой-либо картины из художественного произведения.

Включение в урок дидактических, ролевых игр значительно активизирует познавательную деятельность младшего школьника. Игры используются и как метод обучения, и как средство организации учащихся на всех этапах урока. Любимые животные, игрушки, герои сказок приходят в класс с разнообразными заданиями (в конверте, в кармане, в сумке). Дети в течение урока помогают Буратино достать золотой ключик, выручают Колобка при встрече с разными героями из сказки. Обучая литературных героев, дети учатся сами.

Игра пробуждает интерес к победе, поэтому дети стараются чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. При этом у них возникает желание быть быстрыми, собранными, находчивыми. Воспитывается дисциплина, воля, характер.

Динамично помогают начать урок литературного чтения такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок литературного чтения, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Очень важным для учителя является включение в урок литературного чтения активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы (возможна связь предметов с темой урока литературного чтения) и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока литературного чтения, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги. В процессе урока литературного чтения учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы презентации учебного материала, как «Инф-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. Например, этот метода очень эффективно работает при изучении сказок А.С. Пушкина. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.

На уроках литературного чтения в начальной школе самостоятельная работа, как правило, подразумевает собой чтение произведения или отрывка из произведения с какой-то конкретной целью, которую ставит перед учащимися учитель. При организации самостоятельной работы важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать? Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи», «Визитные карточки». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская».

Методика «Ковёр идей». «Ковёр идей» – один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы.

Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема: вопрос может быть взят как из учебника после текста, так и предложен учителем. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему герой произведения поступил именно так? Правильно ли он сделал? Ответы группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».

Второй этап – поиск решений. Что можно изменить в данной ситуации? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.

Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.

Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.

Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется на обобщающих уроках литературного чтения. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20-25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов – главная цель этого урока.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы – физминутки: «Земля, воздух, огонь и вода», «Зайчики» и многие другие позволят сделать это, не выходя из класса. Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

Методика 6 х 6 («Шесть на шесть»). Работа проходит в два этапа.

На первом этапе каждая группа получает отдельное задание. Например, это может быть творческое задание (нарисовать главного героя), или ученикам можно предложить придумать конец рассказа, либо продолжить сказку и т.д. В результате работы участники в группах получают новые знания и умения, при этом каждый из них готовится представить результаты работы своей группы участникам других групп.

На втором этапе идёт смена групп таким образом, чтобы в каждой из новых групп были представители всех групп с первого этапа. Сначала каждый участник в новой группе представляет результаты работы своей группы с первого этапа, а потом вся группа вместе выполняет задания, используя знания или умения, полученные на первом этапе, т. е. рассматривают один вопрос с трёх позиций и вырабатывают общий вывод трёхстороннего сотрудничества.

Завершить урок литературного чтения можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг». Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока записанные на обратной стороне. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Уроки литературного чтения, как впрочем, и любой другой урок, с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса. Использование активных методик укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны ученика.

Применять данные методики не обязательно все на одном уроке.

На уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем: иногда в силу своих психологических возрастных особенностей дети начальной школы не могут совладать со своими эмоциями. Поэтому эти методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.

Фрагменты использования нестандартных форм проведения уроков литературного чтения с использованием активных методов обучения в начальной школе

Задание

Вы получаете сказочные свитки, на которых напечатаны перевёрнутые названия произведений. Ваша задача - угадать сказку Андерсена.

1. Огненный придворный («Снежная королева»)

2. Ручные утята («Дикие лебеди»)

3. Старые брюки служанки («Новое платье короля»)

4. Гулливер («Дюймовочка»)

5. Алёнушка («Русалочка»)

Задание

Представьте себе такую ситуацию: собрались вместе страстные любители книг, прочитавшие немалое количество сказок Х. К. Андерсена. Им не составит особого труда ответить на интересные вопросы по этим произведениям. Вы можете спросить: «А при чём здесь мы?»

А при том, что наш следующий конкурс - это конкурс книголюбов! И сейчас команды-соперницы попробуют блеснуть своими познаниями

1. Какой герой сказки ослеп, не потеряв зрения? (Кай из сказки «Снежная королева»)

2. Как появилась на свет Дюймовочка? (Из ячменного зёрнышка)

3. В кого превратился Гадкий Утёнок? (В прекрасного лебедя)

4. Какую цену заплатили русалки Ведьме за возможность спасти Русалочку? (Они отдали Ведьме свои волосы)

5. В какой сказке героиня шила рубашки из крапивы? («Дикие лебеди»)

Задание Поиграем в ассоциации.

Какие человеческие качества приходят вам на ум, когда вы слышите имена этих героев?

1. Дюймовочка - маленькая, хрупкая, красивая, добрая.

2. Гадкий утенок - терпеливый, добрый, обиженный, некрасивый.

3. Голый король - франт, модник, лентяй, спесивый.

4. Элиза -добрая, трудолюбивая, самоотверженная, невинная.

Задание На сказочных свитках зашифрованы герои сказки. Назовите их.

    Сказка «Дюймовочка»

^ ТОКР, ШЬМЫ, ЖКУ,АБАЖ,СТОЧКАЛА, ФЭЛЬ
Ответ : крот, мышь, жук, жаба, ласточка, эльф

    Сказка «Гадкий утёнок»

КАТУ,НОКУТЕ, ТОК, ЦАРИКУ, ХАСТАРУ, КАЙХОЗЯ, ТЕПХУ
Ответ : утка, утёнок, кот, курица, старуха, хозяйка, петух.
Физминутка

Я буду называть различные сказки, если ее автором является Андерсен, вы хлопаете в ладоши, если нет, то приседаете. (Свинопас, Стойкий оловянный солдатик, Красная шапочка, Русалочка, Огниво, Золушка, Теремок, Принцесса на горошине, Репка, Снежная королева).

Задание Литературная гостиная

Добро пожаловать в литературную гостиную. Сейчас мы познакомимся с ещё одной сказкой Х.К. Андерсена «Штопальная игла». Участники команд будут соревноваться в выразительном чтении.

Заключение

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

В последнее десятилетие в значительной степени усилился интерес к литературному образованию младших школьников. В педагогическом сообществе укоренился новый взгляд на начальное звено, его теперь справедливо рассматривают не только как подготовительный этап, предшествующий получению среднего образования, но и как возраст, которому свойственна осмысленная познавательная деятельность.

В силу психологической природы человеку свойственно не пассивное (репродуктивное), а активное (творческое) восприятие текста. Поэтому активизация мыслительной деятельности, стимулирование процесса детского творчества, включение в сознательное творчество – главная задача, стоящая перед учителем начальных классов. С этой целью в современной практике и используют активные методы обучения.

Внедрение активных форм и методов в обучение показало, что разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает интерес учащихся к предмету, увеличивает развивающий эффект обучения. Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний, при этом развивается речь учащихся, формируется опыт взаимодействия в коллективе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (слайд.16)

    Барышникова Г.Б. Теория и методика обучения младших школьников:учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. – 313 с.

    Кулакова ЕЛ. Развитие творческих способ­ностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследова­тельская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. ст. / Под общ. ред. А.С. Обухова. М., 2006.

    Лазарев В.С. Управление инновациями в школе / В.С. Лазарев. - М., 2008.

    Оморокова М.И. Чтение в начальных классах: Метод. пос. – Тула: Изд-во «Родничок»; М.: Издво «Астрель», «АСТ», 2003.

    Петрова И.А. Настольная книга учителя начальных классов / И.А. Петрова и др. - М.: Астрель, 2009.

    Подласый И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. - М., 2008.

    Савинова С.В. Нестандартные уроки в начальной школе. Волгоград. Издательство «Учитель», 2002 г.

    Федеральный государственные образовательный стандарт начального образования. – М.: Просвещение, 2010.

Основное отличие нестандартного урока от обычного - не шаблонность, вне шаблонность, в какой-то степени неформальность. В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок - более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучении, к участникам урока, его действующим лицам.

Часто необычный урок отличает и то, что педагог не декларирует ясно учебные цели урока, они как бы скрыты, и становятся понятны детям только после проведения урока. На таком уроке могут не выставляться оценки в обычном их понимании.

Польза нестандартных уроков

  • Н естандартные уроки помогают избавиться от : каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.
  • Н естандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.
  • Н естандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
  • Н естандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться.

Восемь идей необычных уроков

  • Урок-диспут. Инициированный педагогом спор на общественно значимую и неоднозначную тему. Дети высказывают разные точки зрения по заявленной теме, необязательно выступать со своей личной точкой зрения, детям может быть намеренно дана точка зрения, с которой они не согласны, но в рамках урока они должны защищать ее.
  • Деловая игра . На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.
  • Урок-конференция . Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.
  • Урок-встреча . На урок приглашается третье лицо (писатель, ученый, ветеран, путешественник, военный, иностранец и т.д.).
  • Урок-концерт, инсценировка . Такие уроки наиболее подходят для уроков литературы, литературного чтения, иностранного языка.
  • Интегрированный урок . Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (литература и физика, английский язык и биология - чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока - показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью.
  • Урок-игра . Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.
  • Урок-исследование . Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.

Нестандартный урок имеет своей целью не развлечение, а обучение с интересом

А какие нестандартные уроки используете вы и используете ли вообще? Ждем ваших откликов в комментариях и статьи.

Материалы по теме на нашем сайте:

урок нестандартный право систематизация

Нестандартные уроки вводятся в педагогический процесс как альтернатива традиционным. Они позволяют обеспечить развитие личности ученика с позиций личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании. Термин «нестандартный урок» был введен И. П. Подластым - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру» Подласый И. П. Педагогика. М., 2000. С. 351.. В педагогической науке также имеет место определение «нетрадиционный», наряду с термином «нестандартный». Нетрадиционные уроки - это «занятия, которые впитывают в себя методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» Широбокова Т. С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО // Научные исследования в образовании. 2012. № 12. С. 1 ..

Необходимо разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями для того, чтобы успешнее развивалась мыслительная деятельность учащихся, раскрывались их творческие способности, росла мотивация к учению. Следует отметить, что нетрадиционная форма открытых уроков также является весьма выигрышной, т.к. в неё можно продемонстрировать игровые моменты, оригинальную подачу материала, а также активность учащихся и их занятость в различных видах работы, как коллективной, так и индивидуальной.

Опираясь на диссертацию Н. Г. Прашкович Прашкович Н. Г. Конструирование нетрадиционных уроков в общеобразовательной школе. Дис. канд. пед. наук. Арзамас, 2005. С. 131 - 146., можно выделить существенные черты нестандартного урока, такие как:

1. перестановка, сокращение или совмещение структурных компонентов основной дидактической структуры урока (оргмомент, опрос, изложение, объяснение, задание на дом);

2. отступление от традиционного организационного построения урока в аспектах группировки обучаемых, их взаимодействия друг с другом (учебного сотрудничества), взаимодействия учителя с учащимися (учебного руководства);

3. интеграция учебного материала;

4. придание учебно-познавательной деятельности формы досуговых, общественно-полезных, художественно-творческих, профессиональных и других социально-значимых видов деятельности.

Особенность нестандартного урока заключается в особой роли учителя, не только в роли предметника, но по большей части в качестве организатора учебной деятельности ученического коллектива. В его компетенции оказывается постановка проблемы урока, создание учебных групп, формирование у учеников навыков работы с различными источниками информации и её дальнейшая обработка.

Весьма разносторонне характеризуют нетрадиционное занятие его признаки, благодаря которым четче видны существенные отличия подобного вида уроков от стандартных, а также причины необходимости их использования наряду с традиционной формой занятий.

1. нетрадиционный урок имеет характер новизны;

2. использование программного и внепрограммного материала;

3. организация коллективной и индивидуальной деятельности в совокупности;

4. проведение уроков в нетрадиционных для этого местах или в оригинально оформленных учебных помещениях;

5. использование музыкальных и кинематографических составляющих, мультимедийного оборудования и информационных компьютерных технологий;

6. раскрытие творческого потенциала учеников;

7. серьезная и тщательная предварительная подготовка урока.

Для более глубокого ознакомления с творческими признаками нетрадиционного урока, которые в целом задают общее направление педагогическому творчеству и ориентируют на конкретную деятельность обучения, следует обратиться к статье Т. С. Широбоковой Широбокова Т. С. Указ. соч. С. 2 .:

1. отказ от шаблонности и формализма при организации урока;

2. максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке;

3. занимательность и увлеченность как основа эмоционального тона урока;

4. поддержка множественности мнений учеников, помощь в доказывании точек зрения;

5. развитие отношения взаимопонимания с учениками;

6. уважительное отношение к знанию и незнанию учеников, помощь в устранении пробелов

7. использование оценки как результирующий и формирующий инструмент.

Нестандартные уроки, выполняют ряд различных педагогических функций: развивают и поддерживают интерес школьников к учебе, помогают реализовать их способности и возможности; позволяют сочетать различные виды групповой и коллективной учебной работы учащихся; развивают творческие способности учащихся; способствуют лучшему пониманию и осмыслению изучаемого материала; являются хорошим средством от информационной перегрузки Бобырев А. В. Педагогическая сущность нестандартных уроков в условиях профильного обучения // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2007. Т. 73. № 1. С. 274..

Форм нетрадиционных уроков крайне много, но наряду с этим существует проблема отсутствия единства мнения об их типологии. Обращаясь к статье Л. Н. Соколовой Соколова Л. Н. Нестандартный урок в старших классах: сущность, признаки, типология, функции // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2008. №11. С. 111 - 112., мы можем ознакомиться с двумя классификациями форм нетрадиционных занятий. Рассмотрим типологию, предложенную Т. А. Стефановской, в основе которой лежит форма проведения урока.

1. Уроки в форме соревнований и игр (конкурс, турнир, деловая или ролевая игра);

2. В форме публичного общения (пресс-конференция, аукцион, дебаты);

3. имитирующие общественно-культурные мероприятия (заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, литературная гостиная);

4. опирающиеся на фантазию (урок-сказка);

5. комбинированные уроки с другими организационными структурами (урок-консультация, урок-семинар);

6. перенесение на урок традиционных форм внеклассной работы (КВН, спектакль, «клуб знатоков») и т.п. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб.пособие для студ., преп., асп. М., 1998. С. 318.

Теперь можно обратиться непосредственно к классификации Л. Н. Соколовой, представляющей собой унифицированную типологию нестандартных уроков в зависимости от их целей:

1. Уроки изучения нового материала: урок-лекция, киноурок, урок-путешествие, урок-заочная экскурсия, урок-диалог, урок-беседа и др.

2. Уроки совершенствования знаний и умений: урок-практикум, урок-исследование, урок-деловая игра, урок-ролевая игра, урок-консультация, урок-соревнование, урок-диспут, урок-митинг, урок-интеллектуальные игры и др.

3. Уроки обобщения и систематизации знаний: урок-творческий отчет, урок-конференция, урок-суд, урок-аукцион, урок-заседание ученого совета, урок-концерт, урок-портрет и др.

4. Контрольные уроки: урок-зачет, урок-семинар и др. Соколова Л. Н. Указ. соч. С. 112.

Из предложенных типологий можно выделить непрерывную связь традиционной и нетрадиционной форм уроков. В современной педагогической практике имеют место обе эти формы, дополняя друг друга и предоставляя учителю и ученикам возможность не зацикливаться на одном, а постоянно варьировать, расширяя познавательные возможности и укрепляя воспитательные аспекты обучения.

Виды нестандартных уроков

Рассмотрим подробнее особенности организации и проведения наиболее распространенных нестандартных форм уроков.

Урок - игра

В процессе работы над темой сформировалось убеждение, что после изучения каждой темы необходимо проводить итоговое занятие для систематизации у школьников знаний и умений, активизации их мыслительной деятельности и самостоятельности. Чтобы учащимся было интересно заниматься повторением, вводятся в урок новые элементы (например, кроссворды), меняются виды и формы контроля, используется тестирование. Снять напряжение ребенка, дать ему возможность показать свои знания в полной мере позволяет создание игровой ситуации.

В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» . Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.

Введение игровых ситуаций создаёт положительный эмоциональный настрой. При использовании игры как формы организации учебно-воспитательного процесса решается ряд задач.

Привлекает учащихся к активному самостоятельному усвоению и закреплению материала;

Выявляет уровень их знаний и умений;

Формирует потребность реализовать свои возможности в практической деятельности.

Масштаб использования игровой деятельности в обучении достаточно велик - от включения в ткань учебного процесса отдельных игровых моментов до организации в игровой форме целого занятия.

Целью игрового обучения является обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность.

Для решения воспитательных задач, формирования духовно - нравственных качеств личности на уроках можно использовать пословицы и поговорки. Бывает так, что, к месту и вовремя приведённые, они вразумляют быстрее, точнее и эффективнее, чем долгое объяснение. Их использование на уроках позволяет воспитывать у школьников уважение к труду, бережливое отношение к своему и чужому времени, нетерпимость к лени, хвастовству, работе спустя рукава, учит гордиться прочно усвоенными знаниями, приобретёнными трудовыми навыками, приучает к взаимопомощи и ответственности. В этой связи следует отметить, что только при полноценном развитии речи учащихся возможно развитие их мышления и воображения, воспитание эмоций. Весь окружающий мир отражается в словарном составе языка. Учебный материал в начальных классах позволяет использовать на занятиях сказки, приводить исторические сведения, пословицы и поговорки, читать стихи, загадывать загадки.

Используются игры и игровые моменты на уроках литературного чтения, русского языка, математики («Аквариум», «Зоопарк», «Магазин», «Прогулки в лес или парк», «почта», «День. Ночь» и т.д.).

В отдельный вид организации игровой деятельности следует отнести

Уроки -ролевые игры

В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и элементам словесно-логического мышления. Систематическое применение ролевых игр в учебном процессе приводит к тому, что игровые интересы стимулируют познавательные, которые впоследствии становятся ведущими в учебной деятельности. Уроки - ролевые игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают повысить интерес к предмету.

Ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя определённые роли (функции) и в обобщённой форме воспроизводят деятельность тех лиц, чьи роли они на себя взяли.

Доказано, что ролевые игры обеспечивают достижение ряда образовательных целей:

Стимулирование мотивации и интереса в области предмета изучения, в общеобразовательном плане, в продолжение изучения темы;

Поддержание и усиление значения ранее полученной информации в другой форме;

Развитие навыков критического мышления и анализа; принятия решений; взаимодействия с другими людьми; коммуникации; конкретных умений (обобщение информации, подготовка выступления и т.д.); готовности к специальной работе в будущем;

Изменение установок социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество); -восприятие интересов других участников ролевой игры;

Саморазвитие или развитие благодаря другим участникам: осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств; оценка преподавателем тех же умений учащихся.

Ролевые игры чаще всего проводятся на уроках литературного чтения и ознакомления окружающего мира. Детям предоставляется возможность перевоплотиться в персонажи литературных героев или «примерить» на себе ту или иную профессию.

Урок - сказка

Известный математик А.И. Маркушевич отмечал, что «человек, не воспитывающийся на сказках, труднее воспринимает мир идеальных стремлений», что «благодаря сказке ребёнок начинает отличать реальное от необычного», что «нельзя развивать, минуя сказку, не только воображение, но и первые навыки критического мышления» .

Можно выделить следующие этапы подготовки к уроку-сказке:

Выбор сюжета сказки;

Разработка хода урока (с чего начать, какое задание дать, в какой форме, -продумать самостоятельную работу учащихся, индивидуальный подход),

Продумывание итога урока, (он может быть проведён в форме «Герой прощается», «Герой хвалит» и т.д.)

Такие уроки позволяют разнообразить виды работ, найти каждому ученику занятие по душе. Кроме того, материал таких уроков расширяет кругозор учащихся.

На данных уроках изучение нового материала и закрепление ранее изученного облачено в форму сказочного повествования. Сказочная форма позволяет ввести необычные сказочные ситуации, при разрешении которых дети закрепляют изученный материал или делают открытия, усваивая новые знания. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, чувство юмора, формирует умение овладевать оценочной терминологией, рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное. Симпатии детей на стороне положительных героев. Сказки и через уроки продолжают воспитывать детей. Использование сказочного сюжета придаст уроку творческий и развивающий характер, помогает воспитать у детей трудолюбие, чувство сострадания, развить логическое мышление. Сказочный сюжет позволяет осуществлять плавный переход от одного вида деятельности к другому и обеспечивать формирование основы знаний. Такой вид нетрадиционного урока проводится как по русским народным, так и по авторским сказкам.

Как и в любой сказке, на таком уроке есть положительные герои (учёный, старик-годовик, любой зверёк или птица) и отрицательные (злой холодный ветер, Баба Яга, Карабас - Барабас). В сказке должна быть завязка: проблемный вопрос, необычная ситуация, загадка, появление героя из сказки в необычном костюме. Далее следует кульминация, развитие сюжета, где обязательны борьба добра и зла, необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по пройденному материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придаёт обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению уровня усвоения материала урока. В конце урока детей можно нацелить на продолжение сказки.

Уроки - путешествия

Урок-путешествие в начальных классах должен быть уроком комбинированного типа. Отдельные этапы урока соединены смысловым содержанием сюжета. Уроки-путешествия в основном рекомендуется использовать на этапе обобщения знаний, умений и навыков по определённой теме. Их возможности при этом не ограничены. Урок-путешествие требует большой предварительной подготовки, специального подбора материала, логической увязки каждого упражнения с идеей урока. В начальных классах приемлемы следующие виды данных уроков:

Урок - путешествие с любимым героем;

Урок - путешествие по сюжету сказки;

Урок заочного путешествия на выбранный объект (лес, фабрика и др.);

Урок - путешествие по выбранному маршруту (по городам-героям, городам области, странам, планетам, сказкам);

Урок - путешествие на определенном транспорте (на автобусе, корабле, ракете, поезде, машине, самолете и т. д.).

На уроках - путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия и воспитываются нравственные качества. Путешествия способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать в нём закономерности. Урок-путешествие в начальных классах должен быть уроком комбинированного типа. Отдельные этапы урока соединены смысловым содержанием сюжета. Их возможности при этом не ограничены. Урок-путешествие требует большой предварительной подготовки, специального подбора материала, логической увязки каждого упражнения с идеей урока. Но эффект такого урока колоссален. Нет ни одного скучающего ребёнка на уроке и нет необходимости напоминать о дисциплине. Этапами данного урока являются остановки по пути следования. Экскурсоводом (инструктором) может быть учитель или заранее подготовленный ученик. Учащимся предлагается маршрутный лист, по которому они определяют направление движения. Затем дети выбирают транспорт, одежду, снаряжение - все, что необходимо для путешествия Урок может быть построен в виде практических заданий, работы с наглядными изобразительными пособиями, бесед и докладов об изучаемых объектах, «встречающихся» на остановках во время путешествия. Остановки учитель планирует заранее. Во время путешествия дети ведут путевые заметки, зарисовки. По окончании путешествия составляется отчет. При составлении уроков-путешествий необходимо менять не только вид транспорта, на котором будет совершаться путешествие, но и маршрут, его содержание.

Уроки - экскурсии

Учебные экскурсии - это форма организации обучения в условиях ландшафта. Характерный признак занятия: изучение объектов связано с передвижением учащихся.

Экскурсии ставят задачи развития способностей учащихся действовать с познавательных позиций в окружающем их мире, непосредственно воспринимать и изучать жизненные процессы и явления, они помогают формировать эмоциональные качества учащихся: чувства прекрасного, ощущение радости познания, желание быть полезным обществу. В поле, в лесу, на реке школьники находятся в мире природы, учатся понимать её красоту, а потом воспроизводить увиденное и прочувствованное в рисунках, гербариях, стихах, рассказах, поделках.

Во время уроков неоднократно проводились экскурсии на предприятия (почта, столовая, детский сад). Дети знакомились со спецификой профессии, с различными её сторонами. Совершаются экскурсии и на природные объекты, где происходит подбор природного материала, который потребуется детям на последующих уроках ИЗО и технического труда, проводятся наблюдения за сезонными изменениями в природе, за поведением птиц и т.д.

Уроки - походы

Уроки - походы являются одной из наиболее трудных, но при этом интересных форм урока. Это своеобразный синтез экскурсии, практического занятия с теоретическим материалом. Уроки-походы - это учебный день на маршруте туристского похода. Его основная задача - привить школьникам интерес к различным предметам, обобщить материал и показать связь каждого предмета с жизнью. А разнообразие заданий позволяет всем без исключения ученикам участвовать в конкурсах. Использование уроков-походов позволяет значительно снизить утомляемость школьников, ставит учащихся перед необходимостью участвовать в различных формах коллективной работы (сбор и разбор палатки, разведение костра, приготовление обеда в походных условиях, соблюдение правил поведения на природе и т. д.), способствует совершенствованию знаний, умений, навыков, в том числе - находить практическое применение теоретическим основам наук.

Уроки - соревнования

Данная форма урока позволяет учителю решить несколько задач:

Во-первых, предоставляет возможность применения дифференцированных заданий с учетом сил и возможностей учеников;

Во-вторых, способствует развитию познавательной активности и интереса к предмету.

В-третьих, исключается проблема дисциплины на уроке.

Существенной особенностью данного вида нестандартных уроков является наличие в нём элементов борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования являются преобладающими, а сотрудничества - по мере постановки и решения конкретных задач. Важный педагогический момент такого урока - помочь учащимся осознать, что учиться вместе легче, чем поодиночке.

Применение такого вида урока требует от педагога хорошего знания особенностей своих учеников. Вводя уроки - соревнования, надо всегда помнить, равны ли возможности детей, участвующих в игре, и подбирать им соответствующие по сложности задания.

Урок - соревнование ставит учащихся в условия поиска, побуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми и находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребёнка. В ходе соревнования дети учатся оказывать помощь товарищу, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Можно провести урок в форме соревнования на этапе закрепления знаний по изученной теме. В ходе этой игры может устанавливаться не только командное, но личное первенство. Некоторые учащиеся могут получить большое количество баллов и вывести свою команду вперёд. Таким образом, за один урок имеется возможность оценить знания всех учащихся. При организации таких уроков учитывается уровень подготовленности детей. При проведении соревнований нельзя заострять внимание на неудачах. Итоги подводятся поэтапно, а в финале - общий итог занятия.

Уроки - КВН

Эта форма урока «пришла» с внеклассных занятий и стала популярной. Область ее применения - преимущественно повторение тем и разделов. Использование такого вида урока даёт учителю возможность повторения и закрепления изученного материала, развивает речь, мышление, творческие способности учащихся, позволяет сплотить классный коллектив, создать дружескую атмосферу поддержки и взаимопомощи.

Проводится в форме соревнований между командами. Этапами урока являются задания для команд; разминка, практические задания, поединок капитанов, физкультминутки. Каждая команда в начале урока выбирает название (лучше по теме урока) и капитана команды. Приглашается жюри (родители и др. Вопросы и задания по содержанию носят познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.

Урок - конкурс смотр знаний.

Этот вид урока позволяет решить множество дидактических задач. Он:

Обобщает и систематизирует знания учащихся не только по одной теме, но и по группе тем;

Формирует систему знаний по предмету;

Развивает чувство товарищества, взаимопомощи и т.д.

Подготовка к проведению конкурса - смотра знаний включает в себя следующие этапы:

Определяется тема, по которой должны быть готовы школьники;

Составляется вопросник по теме, который затем предлагается детям для предварительной подготовки;

Оговариваются сроки и форма проведения смотра знаний.

Как правило, класс заранее делится на две команды, в каждой выбирается капитан. Обе команды подбирают для себя название, готовят эмблемы и девиз. Ответы в баллах оценивают члены жюри. Баллы выставляются в зачетную книжку или зачетный лист за каждое выполненное задание: за устные ответы, за работу по карточкам, у доски, за конкурс капитанов и т.д. Затем подводится общий итог по сумме набранных баллов и объявляется команда-победитель смотра конкурса знаний. Сам конкурс - смотр знаний проходит следующим образом: учитель задаёт вопрос, а жюри вызывает команду и члена этой команды, который должен дать полный ответ на поставленный вопрос. Если ответ не полный, то этой команде предоставляется право дополнить ответ своего товарища. В случае затруднения право ответа переходит к другой команде. Ответ оценивается по пятибалльной системе.

Коллективный урок.

Используется при изучении несложного нового материала. Класс делится на группы по 5-6 человек. В одну из групп выбираются наиболее сильные учащиеся. В начале урока каждая группа выполняет проверочное задание по домашней работе (письменные задания по карточкам, перфокартам; устные по ребусам, кроссвордам, учебникам). Учитель в это время работает с группой сильных учеников, объясняет им новую тему, закрепляет материал, даёт инструкции, выполняет схемы, рисунки, таблицы. Подготовленные «учителя» подсаживаются по одному к другим группам и объясняют новую тему одноклассникам. Учащиеся сразу проводят в своих группах закрепление материала, выполняют в классных тетрадях рисунки, схемы. В конце урока учитель проверяет знания школьников либо устно, либо письменно. Оценивается работа «учителей» и их «учеников». Коллективная форма работы сложна для учащихся начальных классов. К подобному уроку детей необходимо готовить постепенно, вводя элементы КСО и на других предметах. Многое зависит от продуманности заданий (инструкций и опорных схем) при объяснении нового материала группе сильных учеников.

Уроки здоровья.

Считается, что здоровье - наше личное дело, и мы не чувствуем вины перед людьми, окружающими нас, за его утрату. А ведь от наших болезней страдают прежде всего наши близкие. Поэтому так необходимо еще в начальной школе научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность, дарованную нам исходя из задачи школы «создать оптимальные здоровьесберегающие условия обучения и воспитания для каждого ребенка». Валеологический подход на таких уроках должен просматриваться и в подборе содержания, и в учете возрастных и психологических особенностей школьников, и в формах преподнесения важной для сохранения здоровья информации.

Кроме специально организованных уроков, на каждом уроке обязательно проводим оздоровительные минутки, обычно в середине урока, когда необходим отдых после напряженной работы. В оздоровительных минутах прежде всего обращаем внимание на коррекцию осанки, умение «держать спину», тренировку дыхательной системы, мышц глаз, обучение навыкам самомассажа, профилактику плоскостопия, нарушений опорно-двигательного аппарата и т.д. Для того, чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволят «размять» тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.

Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести физкультминутку кому-нибудь из детей. Они выполняют это поручение с большим удовольствием.

Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровье сберегающих технологий в школе.

Помимо этого проводятся активные перемены. Они помогают сплотить коллектив, изменить статус детей в коллективе. Такие перемены повышают работоспособность и активность детей на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.

Приведем в качестве примера упражнения, психологическое назначение которых - развитие наблюдательности, умения понимать друг друга без слов, умения общаться, сопереживать и помогать друг другу. Итак, существует ещё огромное число мало используемых либо пока еще не апробированных разнообразных нестандартных форм уроков (это дело ближайшего будущего). Но все они имеют общее значение - привлечь внимание учащихся, повысить их работоспособность, увеличить результативность урока.

Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

На таких уроках ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. Главное - огромнейший эффект: ни одного зевающего на уроке! Всем интересно. Дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют знания.

Таким образом, в свете новых требований к школе учителя ищут такие формы, которые наилучшим образом способствовали бы их решению. Это позволяет сделать следующий вывод:

Нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто, однако, должна быть определенная система в их проведении;

Не всегда и не все содержание материала темы или тем может быть представлено в игровой форме, но это можно сделать на отдельном этапе урока;

Данные уроки требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены, в этом случае возможно привлечение старших школьников, родителей, других педагогов.

Учителю всегда приходиться искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои уроки интересными, а значит, разработка таких уроков развивает творческий потенциал не только школьников, но и самого педагога.

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

7. Местом проведения урока может быть не только учебный кабинет, но и офис фирмы, театр, музей, выставка, лес, поле, цех завода и т.д.

8. На уроке возможно использование внепрограммного материала, углубленное рассмотрение выбранной темы.

9. Для организации и проведения урока возможно привлечение людей разных профессий.

10. Стремиться к созданию эмоционального подъема, ситуации успеха для каждого учащегося с учетом его возрастных, личностных особенностей, способностей и интересов.

11. При подготовке к уроку возможно создание временной инициативной группы из числа учащихся.

12. Необходим самоанализ и взаимный анализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке.

13. При включении средств ИКТ в различные этапы урока необходимо реально оценивать уровень информационно-технологической культуры, как учителя, так и учащихся .