14.10.2019

Как научиться скорочтению быстро


В современных потоках письменной информации скорочтение играет важнейшую роль в познании и развитии.

Многие люди спрашивают: Как научиться быстро читать, какова методика скорочтения, какие упражнения для увеличения скорости чтения необходимо выполнять?

Сегодня на сайте сайт вы узнаете, не просто как научить себя и своих детей быстрому чтению, но и как при скорочтении правильно воспринимать текст, развивая восприятие, память и внимание.

Как научиться быстро читать — методика скорочтения

Обычная быстрота чтения взрослого человека — это 120-180 слов в минуту, если выше, то как правило, это уже просмотр текста, а не чтение с нормальным восприятием, пониманием и запоминанием прочитанного.

Если вы сознательно поймете суть того, как быстро научиться читать печатный и письменный текст не для беглого просмотра, а для понимания и запоминания необходимого материала, то выполняя простые упражнения по скорочтению вы довольно быстро обучитесь технике чтения со скоростью от 600 до 1000 слов в минуту ,т.е. в 3-5 раз быстрее обычного.

Однако следует понимать, что научиться быстро читать, это еще не значит, что научиться мгновенно понимать смысл и быстро запоминать прочитанное, например в художественной литературе.

Но для офисной работы и деловых бумаг скорочтение очень подойдет, при условии, что вы четко разбираетесь в сути рабочего вопроса.

Например , если вы банковский служащий, разбирающийся в терминологии, то ваше умение быстро читать договоры и прочее вам подойдет, в отличие от обычного человека, который используя методику скорочтения не поймет сути договора, скажем кредитного…

Вообще, развитое периферическое зрение вам подойдет не только в скорочтении, но и в восприятии любой визуальной информации (например, мгновенное восприятие приборов автомобиля и ситуации на дороге для мгновенного принятия решения), т.е. там, где одновременно поступает много информации для мозговой переработки.

Таблица Шульте — упражнения для скорочтения

Одна из методик для упражнения скорочтению — это таблица Шульте. Вам следует взять стандартный книжный лист бумаги и нарисовать на нем квадратную таблицу Шульте, состоящую из пяти рядов и пяти столбцов — цифры в разном порядке от 1 до 25. (при упражнении на мониторе компьютера и на экране смартфона — подогнать таблицу под весь размер и не использовать курсор)

Как проводить упражнения скорочтения по таблице Шульте, чтобы научиться быстро читать:

  • Держать расстояние от глаз также, как при обычном чтении;
  • Зафиксировать свой взгляд на центре таблицы Шульте и не сдвигать его;
  • Искать числа по очереди в возрастающем порядке от 1 до 25 как можно быстрее, и главное при этом не двигать глазами (смотреть периферическим зрением) и не проговаривать цифры вслух или про себя;
  • Не упражняться в скорочтении с таблицами до переутомления;
  • По мере возрастания навыка быстрого чтения цифр (или букв в порядке алфавита), можно расширять таблицы по количеству рядов и столбцов (6х6, 7х7 и т.д.)

Другие методики скорочтения

Потренировавшись скорочтению на таблицах Шульте, вы можете перейти непосредственно к тексту.

Вначале, для выполнения упражнений по быстрому чтению, стоит брать тексты в колонках газет, т.к. там строчки меньше обычного книжного листка. Потом переходить на более широкие тексты.

Важно научиться видеть (воспринимать) почти всю строчку текста, чтобы было как можно меньше дивжений глазами по строке.

Также, для быстрого чтения важно научиться улавливать основные понятия и тезисы в читаемом тексте и отбрасывать «воду» (слова, не несущие особой смысловой нагрузки).

Как научить детей быстро читать

Чтобы научить детей периферическому зрению и быстрому восприятию информации, например, в таблице Шульте можно вместо цифр использовать рисунки (картинки).

Родителям следует понимать, что у ребенка предметно-образное мышление, а не как у взрослого — словесно-логическое, поэтому ему может быть сильно утомительны упражнения по скорочтению букв (слов) и цифр в обычном виде.

Лучше для обучения детей быстрому чтению сначала использовать картинки и предметы (например, буквы, слова в виде картинок и предметов)

Проблемы, которые мешают научиться быстро читать

В процессе упражнений скорочтения вы избавитесь от этих проблем:

  • Неумение видеть периферически (научение воспринимать как можно больше слов, чуть-ли не все предложение)
  • Внутреннее проговаривание текста (восприятие текста визуально)
  • Возвращение глаз к уже прочитанному (развитие быстрой памяти)
  • Концентрация внимания (снижение автоматического восприятия внутренних и внешних помех)
  • Неумение быстро находить ключевые понятия и тезисы (научение быстрого понимания смысла на основе скорочтения)

Читайте другие

Когда до школы остается совсем мало времени, а ребенок еще не умеет читать, родители начинают паниковать, ведь малыш поступит в первый класс не подготовленным. Возникает проблема, как быстро его научить читать. Сделать это можно и в домашних условиях, не прибегая к помощи педагогов. В статье мы ответим на основные вопросы, которые могут возникнуть у родителей, старающихся быстро научить ребенка читать.


Как понять, что ребенок готов к обучению?

Интерес к чтению возникает у детей около 5 лет. Но все мы знаем, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Некоторые готовы к обучению уже в 4 года, а некоторым придется отложить этот процесс до 6-7 лет. Родителям очень важно не упустить этот момент, ведь именно в этот период научить чтению будет намного проще.

Поспособствовать пробуждению интереса к чтению у ребенка можно личным примером. Дома должны быть книги и журналы, ребенок должен видеть, что родителям процесс чтения доставляет удовольствие. Отвечая на вопросы ребенка, можно говорить ему о том, в какой книге есть этот ответ.


Лучший стимул для ребенка научиться читать - пример родителей

Понять, готов ли ребенок к обучению чтению, можно, если проанализировать ряд факторов:

  • Умеет ли ребенок достаточно владеть речью: он должен иметь богатый словарный запас, уметь строить фразы, согласовывать слова, понятно выражать свои мысли, уметь рассказывать об окружающих его предметах и явлениях;
  • Достаточно ли развит фонематический слух. Обратите внимание, может ли малыш различать звуки речи, назвать первый или последний звук в слове, может ли он воспроизвести услышанные звуки;
  • Нет ли проблем со слухом и произношением. У ребенка должны быть поставлены все звуки, соблюден правильный темп речи, ритм;
  • Малыш должен свободно ориентироваться в пространстве, знать понятия право-лево, верх-низ.

Если все эти факторы выполняются в полной мере – ваш ребенок готов учиться читать.


Лучший способ - обучение чтению в игровой форме

Все обучающие и развивающие занятия с дошкольниками должны проходить играя. В таком возрасте ребенок просто не способен воспринимать новую информацию по-другому. Игра – это самая активная форма, с помощью которой дошкольник познает мир. Она является естественным состоянием для ребенка такого возраста. Все занятия должны быть ненавязчивыми, устроены по принципу «как бы, между прочим», тогда ребенок усвоит информацию более полно.

Для обучения чтению можно использовать массу игровых пособий и игр. Используя игровую деятельность в обучении, мы создаем положительный эмоциональный фон, который поможет ребенку усвоить полученные знания. С помощью игры мы сможем привить любовь к чтению. В игре нет обязательности, ребенок развивается так, как он может.

Если, к примеру, малыш пока не может перейти от чтения по слогам к чтению слов слитно, значит он пока не готов. Не стоить завышать требования. Если вдруг у ребенка возникает стойкое нежелание учиться читать, значит, взрослый где-то допустил ошибку. В этом случае следует остановить обучение, сделать паузу и попробовать заново, предлагая малышу интересные игры.

Видеообзор самых популярных методик обучения чтению смотрите в видео:

Обзор эффективных игр и методик

Учите ребенка не буквам, а звукам. Малышу будет сложно понять, что буква «эм» (или даже «мэ») читается как «м», и слово МАМА он будет читать ЭМАЭМА. Сначала только звуки и только когда ребенок поймет, как нужно читать, переходите к изучению правильного названия букв.


Ребенок должен знать, как звучат буквы, а уже потом - как называются

Эффективные методики

Кубики Зайцева

Современные родители много слышали окубиках Зайцева. Это одна из популярнейших методик в настоящее время, с помощью которой можно обучить ребенка чтению довольно быстро. Этот способ обучения подходит для активных малышей, которым трудно усидеть на одном месте. Склады, написанные на кубиках, принимаются за одну единицу. Это отличает эту методику от обычных, где одна единица – это одна буква. Произносить эти склады сможет говорящий ребенок практически в любом возрасте.

На кубиках Зайцева есть разные типы складов:

  • склады, в которых только одна буква,
  • склад, сочетающий две буквы: согласную и гласную, согласную и мягкий знак, согласную и твердый знак.


Кубики Зайцева считаются одной из самых быстрых методик обучения чтению

Кубики имеют различный цвет и в зависимости от него называются по-разному. Кубики с гласными называются золотыми, их цвет – золотистый. Склады, которые звучат звонко, называют железными, их цвет – серый. Деревянные, или коричневые кубики – склады с глухим звучанием. Знаки препинания обозначают белые и зеленые кубики.

Кубики имеют свое наполнение и, в зависимости от него, свое звучание и различный вес. Они могут наполняться:

  • палочками из дерева;
  • колокольчиками;
  • песком;
  • камнями;
  • маленькими предметами из металла;
  • крышечками и пробками.

Также кубики различаются по размеру. Если кубик обычного размера, это значит, что склад на нем мягкий. Если кубик сдвоенный, то склад на нем будет твердый.

Кроме кубиков, используются таблицы, на которых написаны все склады. Эти таблицы всегда на виду у детей.

Посмотрите видеообзор покупательницы набора Кубиков Зайцева:

Уже с 2 лет можно использовать кубики, чтобы познакомить ребенка с чтением. Чем старше ребенок, тем меньше занятий ему понадобится для обучения чтению. Так, дети до 3 лет смогут освоить этот навык приблизительно за полгода, в то время как шестилетнему ребенку для овладения навыком чтения понадобится только лишь 5-6 занятий.

Занимаясь, дети не проводят время на одном месте. Они всегда в движении. Все занятия проводятся только в игровой форме.

Самыми популярными играми с кубиками являются:

  • Веселый паровоз. Дети складывают из кубиков с гласными складами паровоз. Паровоз начинает движение тогда, когда все склады на кубиках будут пропеты.
  • Колобок . Ребенок кидает кубик-колобок в любое место комнаты. Ему нужно догнать кубик и прочитать тот склад, который оказался сверху.
  • Найди пару. К любому понравившемуся складу на кубике нужно найти в таблице такой же.
  • Голоса животных. Ищем на кубиках склады, которые соответствуют звукам, издаваемым животными (ме, мяу, бе, му).


Благодаря издаваемым звукам кубиками Зайцева интересно играть даже самым маленьким

Отзывы родителей о данной методике не однозначны. Кто-то говорит о том, что с помощью этой методики малыш полюбил чтение. Они помогли развить в ребенке логику, мышление, умение мыслить критически, и поспособствовали его всестороннему развитию. Заниматься с ребенком таким родителям оказалось абсолютно не сложно, они отметили, что дети с легкостью перешли на самостоятельное чтение.

Ряд родителей не увидели результатов в обучении по кубикам. Дети не поняли суть такого чтения, им было сложно перейти на чтение по слогам. Для этих ребят не подходила индивидуальная форма обучения, возникали сложности. При коллективной форме обучения успехов было больше.

Посмотрите еще одно занимательное видео о кубиках Зайцева:

Логопедическая методика Н. Жуковой

Еще одной, не менее популярной, методикой быстрого обучения чтения является методика, разработанная Н. Жуковой. В ее основе логопедический подход. С его помощью можно предупредить появление дефектов речи. Обучение происходит с помощью Букваря, героем которого является «Веселый мальчик». Мальчик помогает ребенку осваивать правильное чтение, процесс этот происходит очень быстро. Начинается Букварь с обучения чтения слогов. Постепенно появляются слова и в конце предлагаются для чтения тексты.

В Букваре минимум ненужной информации, отвлекаться от процесса ребенку не на что, в нем немного развлекательных игр и картинок. Методика подойдет только высокомотивированным пятилетним детям, которые хотят быстрее пойти в школу.

Игры, способствующие быстрому обучению ребенка чтению

Игры для изучения букв

  • Создать совместно с малышом яркие и запоминающиеся образы букв, с которыми потом он сможет играть. Для таких целей можно воспользоваться готовыми карточками, на которых изображены красочные буквы.

Можно заниматься с букварем Елены Бахтиной. Она предлагает цветные буквы, которые можно вырезать, занимательные картинки и интересные рассказы о каждой букве. Можно воспользоваться раскрасками, где буквы напоминают различные предметы.


  • Для запоминания букв можно использовать короткие стихи, рассказывающие о букве.
  • Конструирование букв из спичек, счетных палочек, пластилина, проволоки.


  • Создать с ребенком таблицу «напоминалочек» о каждой букве.

Таблица-"напоминалочка" о буквах

  • Создать альбом, в котором будут жить буквы. Каждая страница – это жилье для отдельной буквы. Жилье можно украсить картинками, начинающимися на эту букву, раскрасками, написать стихи о этой букве.


  • Назови буквы, которые спрятались. Ребенку предлагается картинка, на которой он должен найти различные буквы.




  • Вместе с ребенком можно создать дом для букв. В доме для каждой буквы должно быть окошечко-кармашек. После изучения буквы, мы заселяем картонную букву домой. Изученным буквам можно предлагать то угощение, которое с нее начинается (А – абрикос, ананас). Сказочные герои могут ходить в гости к той букве, с которой начинается их имя (Л – Леопольд, М – Маша). С помощью такого домика для букв ребенок будет учиться узнавать изученные буквы, определять первую букву в слове.


  • «Поймай звук» Кидаем ребенку мяч, называя разные слова. Если в слове есть изучаемая буква, то мяч ловим. Если буквы нет, мяч необходимо отбивать.


  • Для изучения букв можно использовать настольные игры. Хорошо в этом помогают лото и домино с буквами. Идеальным вариантом будет лото, которое не содержит картинок, а только буквы. Так этап запоминания букв пройдет намного быстрее. Такое лото вы можете сделать самостоятельно. Для него потребуется 6-8 карточек с написанными буквами и маленькие картинки с буквами, которые ребенок будет называть для поиска на карточках.





  • Загадки, в которых часто повторяется изученный звук.

Слон по Африке гулял,

Длинным хоботом вилял,

А потом раз! – и исчез:

Превратился в букву… (С)

  • «Рыбалка ». В тазик складываются картинки, к которым прикреплены магниты. Задача ребенка: поймать все слова, в названии которых есть изученная буква.

Пример еще одной обучающей игры смотрите в видео:

Игры, направленные на умение складывать слоги

После того, как вы с ребенком изучили все буквы, наступает следующий этап – складываем слоги.

  • По такому же принципу, как и сделано лото для букв, можно сделать слоговое лото.
  • Можно использовать игры-ходилки. Такие игры можно сделать самостоятельно, используя готовые игры-ходилки в качестве основы. В пустые клеточки, по которым необходимо передвигать фишку, надо вписать различные слоги. Во время игры ребенок как обычно кидает кубик. Отличие в том, что он должен читать слоги, которые встретились на его пути. Так могут получиться звуковые дорожки, состоящие даже из 6 слогов. По такому же принципу можно изготовить гоночную трассу. Ребенок должен передвигать машинку, читая слоги, встретившиеся на его пути. Кто быстрее прочитает все слоги, тот быстрее доедет до места назначения и победит в гонке.

  • Игры «Магазин» и «Почта». На монетках для игры в магазин напишите различные слоги. Покупатель должен дать монетку, на которой написан слог. С этого слога должно начинаться название товара (монетка со слогом ба – покупаем банан, монетка со слогом ма – покупаем машинку, монетка со слогом пла – покупаем платье). Принцип игры «Почта» такой же, как и игры «Магазин». Здесь для игры необходимо приготовить конверты, вместо адреса на которых будут написаны слоги. Адресатами являются игрушечные животные. Задача игры – правильно доставить почту (конверт со слогом со – собаке, конверт со слогом ли – лисичке).
  • Домики со слогами. Для этой игры потребуются домики, на которых написаны слоги; вырезанные из картона фигурки человечков с написанными именами; вырезанные из журналов картинки с мебелью, фруктами, овощами и другими различными предметами. Во время игры для каждого домика нужно найти жильца, человечка, имя которого начинается со слога, написанного на домике. При этом человечек сходит в магазин и купит себе что-нибудь, что начинается с этого же слога. Например, Дима поселится в домике со слогом ди и купит себе диван, Полина поселится в домике со слогом по и купит себе помидоры.
  • Игра «Составь слог из половинок». Для игры нужно написать различные слоги на картонных карточках и разрезать их пополам по горизонтали. Карточки перемешать. Задача ребенка собрать карточки и прочитать слоги, написанные на них.
  • «Закончи слово». На карточках пишем слова, разделенные на слоги. Лучше использовать слова из двух слогов, например каша, лужа, поле, перо. Разрезаем карточки на отдельные слоги. Слоги с началом слов отодвигаем в одну сторону, слоги с окончанием слов – в другую. Для игры берем карточку с началом слова, громко читаем слог, который написан на ней и слово, которое ребенок должен составить. Например, КА – КАША. Задача ребенка найти карточку со слогом, которым заканчивается слово. В данном случае, карточку со слогом ША.


Домик со слогами

На этапе обучения чтению ребенком слов и предложений приходится много заниматься по книгам. Для того, чтобы привить любовь к чтению такие занятия необходимо разбавлять игровой деятельностью. Здесь можно предложить следующие игры.

  • Найди загаданное слово. Правила: выложить перед ребенком дорожку из разных слов. Его задача выбрать то, что вы загадали. Например, среди слов: «лук, стол, качели, кот», найти «живое» слово, овощи, предмет мебели, детское развлечение на улице. После каждого поиска карточку лучше положить обратно и слова перемешать для того, чтобы ребенок не показывал карточки по памяти.
  • «Слово в слове». Ребенок должен найти в слове слово. Например, ТОВАРИЩИ – ТОВАР, ВАРИ, ЩИ, СМЕХ – МЕХ.
  • «Составь слово» Разноцветные круги с написанными слогами и картинки, которые подсказывают ребенку, какое слово составить. Например, картинка с изображением моря. Ребенок должен выбрать два круга. На первом круге слог МО, на втором – РЕ. Картинка с изображением неба. Ребенок выбирает круги со слогами НЕ и БО.

Развивающая игра "Продолжи слова"

  • «Следы со словами». Добраться из одного конца комнаты в другой можно только по следам с написанными на них словами. Наступая на след необходимо прочитать слово на нем.
  • «Собери слово». Ребенку предлагаются буквы, из которых он должен собрать слово. Например, ХСЕМ – СМЕХ, ИНКО – КИНО.
  • «Аэропорт» или «Парковка». Для игры нужно подобрать похожие слова, например, КОТ, КРОТ, РОТ, КОРТ, которые нужно разложить по полу. Это необходимо для того, чтобы ребенок не делал выбор по памяти, а читал слова. Самолетик летает из одного аэропорта в другой. Названия аэропортов-слов говорите ребенку вы. Если это игра «Парковка», то машина ребенка паркуется на предложенное ему парковочное место.

Можно самостоятельно или совместно с ребенком придумать такие игры, опираясь на увлечения вашего малыша. Игры нужно постоянно менять. Ваша фантазия обязательно поможет вам в столь не легком процессе обучения ребенка чтению.


Самым эффективным обучением для дошкольников является игра

Упражнения и игры для закрепления навыков чтения

Для закрепления первоначальных навыков чтения детям можно предложить поиграть в следующие игры:

  • «Составь слово». Ребенку предлагается составить слово из перепутанных местами слогов и букв. Например: создаем игровую ситуацию – Лисичка решила сделать бабушке подарки и записала их, чтобы не забыть. Вдруг налетел ветер и все перемешал. Давай поможем лисичке вспомнить, что она хотела подарить бабушке, составив из перепутанных местами букв и слогов слова. РТОТ – ТОРТ, ФЕ КО ТЫ Н – КОНФЕТЫ, ВЕ Ц ТЫ – ЦВЕТЫ, КИ Ч О – ОЧКИ, Ч РО КУ КА – КУРОЧКА….
  • Игра «Ремонтируем слова»

Мы - обычные слова,

Всех нас знает каждый,

Мы содержим букву «а»

Трижды или дважды.

Иногда всего одну

(Только не в начале).

Но сегодня.. Ну и ну!

Все они сбежали!

БРБН СТРТ СТКН КРТ

В этом стихотворении можно заменить букву «а» на любую другую гласную.

  • Упражнения с чтением коротенького рассказа с пропущенными буквами.
  • «Буквенная арифметика»

Ко + мир – ир + на + таня – ня = Комната

К + нить – ть + гам – м = Книга


Карточка для обучающего лото может выглядеть примерно так

  • Упражнение «Прочти быстро»

Соль, соль, соль, сел, соль.

Сыр, сыр, сыр, мир, сыр.

Пила, пила, пила, липа, пила.

Река, река, рука, река, рука.

  • «Шифровальщики » Детям предлагается расшифровать написанное слово. 3124 – ГРИА (ИГРА), 461253 – УРЦОЕГ (ОГУРЕЦ).
  • «Догадайся, что неверно». Ребенку можно предложить картинки, на которых изображены животные или любые другие предметы. Названия на картинках подписаны неправильно (вместо корова – корона, вместо барабан – баран). Ребенок должен найти ошибку, внимательно читая и задумываясь о смысле написанного слова.
  • «Граница стран» . В игре на листе необходимо написать различные слова. Эти слова будут жителями стран. Необходимо, чтобы группы написанных слов были полной противоположностью друг друга. В качестве примера можно взять живое-неживое, дикие и домашние животные, летние явления – зимние явления и пр. Задача ребенка прочитать названия всех жителей и провести границу между странами. Такая игра будет способствовать не только закреплению навыков чтения, но и заставит ребенка читать вдумчиво, рассуждать.

Посмотрите полезное видео с уроком чтения Светланы Орочко:

  • «Составь пословицы»

Потехе, делу, а, время, час – Делу время, а потехе час.

  • Чтение слов наоборот ВЕСНА – АНСЕВ, ЗИМА – АМИЗ.
  • Можно воспользоваться серией книг-блокнотов «Письма от гномика Гоши «Я научу тебя читать». Здесь на третьем уровне сложности гномик пишет большие по объему письма для ребенка, читая которые ребенок будет также закреплять приобретенные навыки.

Самое главное на этом этапе – не сделать чтение скучным занятием. Добавьте ребенку сказки, волшебства… Увлеките его игрой… Даже чтение текста несколько раз, как рекомендуется для лучшего его понимания, можно сделать интересным читая по разному.

В видео, представленном ниже, рассказано несколько секретов, как привить малышу любовь к чтению:

Стоит ли смотреть видео-уроки?

Ответ на этот вопрос – конечно стоит. С помощью видео-уроков вы сможете разнообразить процесс обучения. Ребенок с удовольствием будет смотреть видео, внимание ребенка при этом будет полностью на нем сосредоточено. Как правило, такие уроки короткие по времени, но эффект от их использования – максимальный.

При обучении ребенка чтению необходимо использовать любую возможность, чтобы этот процесс стал красочным и увлекательным. Использование видео-уроков поможет вам в этом нелегком деле.

Например, посмотрите этот обучающий мультфильм "Лунтик учит буквы":

Как научить запоминать прочитанное?

Умение запоминать прочитанное – это важный аспект в обучении ребенка чтению. Часто можно столкнуться с тем, что ребенок умеет очень быстро читать. Однако, когда ему задашь вопрос по прочитанному, он не может на него ответить. Это объясняется механическим чтением, ребенок не вдумывается в прочитанный текст. Такое чтение доставит ребенку много проблем в будущем, ведь в школе необходимо не просто читать, а пересказывать тексты и отвечать на вопросы по ним. Необходимо понимать, о чем ты читаешь.


Ребенок должен читать в тихой и спокойной обстановке

Как же можно научить запоминать прочитанное? Постараемся ответить на этот вопрос.

  • Во время чтения не должно быть никаких отвлекающих моментов. Читать лучше в тишине и спокойной обстановке.
  • Необходимо, чтобы ребенок понимал то, что он читает. Для этого каждое прочитанное предложение необходимо проанализировать. Можно прочитать предложение несколько раз. Если в тексте есть непонятные для ребенка слова, следует объяснить ему их значение.
  • На начальном этапе обучения чтению и запоминанию прочитанного можно предложить нарисовать иллюстрацию к каждому прочитанному абзацу. Глядя на такую иллюстрацию, ребенок сможет вспомнить о том, что он прочитал.
  • Если у ребенка возникают проблемы с запоминанием прочитанного, то можно предложить делить текст на части . Сначала прочитаем первый абзац, проанализируем его, поймем смысл прочитанного, нарисуем иллюстрацию. Дальше сделайте перерыв, хотя бы небольшой, чтобы ребенок смог отвлечься. После перерыва приступаем к чтению второго абзаца. Также разъясняем смысл прочитанного, анализируем, рассказываем, рисуем иллюстрацию. После просим ребенка рассказать первую и вторую части, которые он прочитал. В качестве подсказки можно использовать иллюстрации. Снова делаем перерыв. И так читаем до конца текста. Короткие тексты легче для прочтения и запоминания прочитанного.
  • Читать лучше всего утром. К вечеру мозг ребенка уже перегружен информацией и не способен запоминать ее. Поэтому вечером ребенку будет намного тяжелее запомнить прочитанное.
  • Самое важное – понимать прочитанное! Не надо заставлять ребенка рассказывать весь текст из предложения в предложение. Самое главное, чтобы ребенок смог пересказать основную мысль прочитанного абзаца, понял, о чем там говорится.
  • Во время рассказа ребенком прочитанного ни в коем случае его не перебивайте. Ребенок может очень легко сбиться с мысли и забыть о том, что он прочитал.

В этом видео Шамиль Ахмадуллин рассказывает, почему ребенок плохо понимает и запоминает прочитанные тексты, и как с этим бороться:

  1. Хорошо помогает избежать механического чтения упражнения с заполнением пропущенных слов. Чтобы подобрать подходящее по смыслу слово, ребенку необходимо вдумчиво прочитать текст. Например, Коля купил … конфет (здесь ребенок подбирает слова самостоятельно, это может быть сладких, вкусных, шоколадных, сосательных…). Сегодня был … день. (подходящие слова подбираются из контекста: дождливый, солнечный, прекрасный, веселый, теплый …).
  2. Еще одним эффективным упражнением будет использование смысловых несуразиц в тексте. Здесь ребенку вместе с правильными предложениями предлагаются предложения со смысловыми ошибками, делающие его смысл нелепым.

Пример:

В одной деревне жил у хозяев верный пес Барбос. Хозяева его очень любили и баловали. Они угощали его парным молотком и свежими дровами. Однажды Барбос пошел гулять – подышать свежим ветром и погреться на сковороде.

Следует итать текст, закрывая несколько первых и последних букв каждой строчки. Ребенку необходимо догадаться по смыслу о спрятанных буквах.

Определите, какой вид памяти у ребенка развит лучше: зрительная или слуховая. Иногда детям для запоминания лучше дополнительно прослушать прочитанный текст.


Как ускорить темп чтения школьников

В настоящее время учеников нагружают все больше и больше. Для успешного обучения школьники должны уметь читать осознанно и быстро. Помогая ребенку ускорить темп чтения, вы можете помочь ему преуспеть в учебе, ведь, как говорят психологи, лучше всего запоминается тот текст, который прочитывается в темпе произносимой речи.

При низком темпе чтения текст не запоминается первоклассником. Причиной этого является то, что когда он прочитает весь текст до конца, он уже забудет что было в начале. При слишком высокой скорости чтения ребенок «проглатывает» большую часть прочитанного, не понимая ее.


Часто на начальном этапе обучения дети не запоминают то, что только что прочитали

Нормой техники чтения, когда ребенок оканчивает 1 класс, считается чтение 35-40 слов в минуту. Читая ребенок должен понимать о чем он прочитал, читать надо не торопясь, правильно. К концу учебного года ребенок должен перейти от слогового чтения к чтению отдельными словами.

В конце второго года обучения ребенок должен прочитывать не менее 55-60 слов в минуту. Сейчас читать он должен целыми словами, осознанно, не допуская ошибок. В 8-9 лет ребенок уже должен уметь соблюдать необходимые паузы, логическое ударение и интонационную окраску текста.

В конце третьего класса темп чтения должен увеличиться до 75-80 слов в минуту. При этом ребенок 10 лет должен уметь показать понимание прочитанного, соблюдая паузы, интонации, логическое ударение.

К окончанию начальной школы ребенок должен читать бегло, осознанно, правильно. Ученик уже должен уметь показать с помощью интонаций свое отношение к прочитанному, соблюдая паузы, логические ударения. В 11 лет ребенок уже должен уметь использовать все необходимые средства выразительности устной речи.

Родители должны понимать, что при проверке техники чтения скорость, с которой читает ребенок, не будет главным показателем. Помимо скорости чтения, проверяется способ чтения (слоговое или чтение словами), осознанность чтения (ребенок должен понимать, о чем он читает), выразительность, наличие ошибок во время чтения.

Ниже представлено довольно полезное видео об обучении детей скорочтению:

Для того, чтобы ускорить темп чтения ученика, при котором он будет понимать прочитанное, необходимо разобраться с причинами, мешающими ребенку прочитывать текст в быстром темпе и с пониманием прочитанного.


Ребенку может мешать :

  • Плохая память. Пока ребенок дочитает предложение, он уже забыл, что читал в его начале. Ему приходится читать снова и снова, до тех пор, пока он не поймет смысл этого предложения. В этом случае необходимо развивать память ребенка. Для этого есть много различных упражнений.
  • Невнимательность. Ребенок читает автоматически, не сосредоточившись на чтении. В его мыслях в этот момент что-то абсолютно другое. В итоге получается, что текст прочитан, но не понят. Внимательность – это то качество, от которого очень сильно зависит понимание и запоминание текста. Внимание, так же как и память, необходимо развивать. Для этого есть эффективные приемы и рекомендации. Но в первую очередь, нужно исключить все отвлекающие факторы при чтении, создать соответствующую обстановку.
  • Ребенок мало читает дома, не любит читать . Увлекайте ребенка чтением. Например, начните ребенку читать рассказ с захватывающим сюжетом и остановитесь на самом интересном месте. Если он хочет узнать продолжение, то должен прочитать сам. Вы, конечно, продолжите, но не сегодня, не сейчас, может быть завтра.… Предлагайте ребенку как можно больше интересной художественной литературы для чтения. Своим примером показывайте, что любите читать. Положительным моментом выступит то, что если ребенок будет много читать, расширится его словарь.
  • Ограниченность поля зрения. Выражаться это может в том, что ребенок не видит слова, которое следует за читаемым. Время уходит на то, чтобы это слово увидеть, прочитать и понять. В решении этой проблемы могут помочь занятия с таблицами Шульте.
  • Регрессия движений глаз . Ребенок взглядом возвращается на уже прочитанные слова. Помочь в решении этой проблемы можно, если закрывать каждое уже прочитанное слово листом бумаги или линейкой. При постоянном повторении глаза ребенка привыкнут к правильному движению и не будут смотреть на прочитанный текст.
  • Артикуляционный аппарат развит недостаточно. Здесь можно порекомендовать занятия с педагогом-дефектологом. Дома вы должны стремиться к тому, чтобы ребенок говорил не торопясь, спокойно, проговаривая каждое слово до конца. Учите скороговорки, чистоговорки, пойте песни вместе с ребенком для тренировки растягивания слов.
  • Логопедические проблемы. В их решении вам может помочь логопед. Не оставляйте занятия с логопедом пока не увидите закрепленного результата. Возможно, ребенку будет необходим курс массажа.

Внимательно посмотрите, нет ли каких-то из выше перечисленных проблем у вашего ребенка. Если вдруг таковые обнаружились, то не медлите, принимайте меры для их решения. Это будет важным шагом в помощи вашему ребенку научиться читать быстро и осознанно.


В следующем видео показаны задания для тренировки внимания с помощью таблицы Шульте.

Несколько советов, как сделать так, чтобы ребенок полюбил читать и делал это без напоминаний и с удовольствием, смотрите в видео:

  1. Устраивайте читательские пятиминутки. Несколько раз в течение дня попросите ребенка прочитать маленький текст. Ребенку при этом совсем не обязательно читать вслух. Здесь можно практиковать и чтение про себя. Затем попросите его рассказать о том, что он прочитал.
  2. Слова, в которых много согласных подряд (например, иНСТРумент) вызывают у первоклассника огромные затруднения при чтении. Такие слова можно выписать на отдельные карточки и разучивать с ребенком до тех пока он не сможет их быстро прочитывать и четко проговаривать.
  3. Просмотр диафильмов, в которых небольшая фраза заменяется красочной картинкой, не дает ребенку устать во время чтения . Здесь роль играет быстрая переключаемость с чтения на просмотр.
  4. Если ребенок не может долго читать, то разделите текст на 1-2 предложения и читайте их с перерывами. Во время перерыва ребенок отдыхает и после готов к чтению следующих предложений.
  5. Учите ребенка пересказывать прочитанные тексты. Тексты для пересказа не должны быть большими.

Диафильм, в котором малышу потребуется самостоятельно прочитать текст, представлен ниже:

Родителям, стремящимся научить ребенка читать как можно быстрее, нужно быть очень деликатными в процессе обучения. Здесь приведены правила и советы для тех родителей, которые не хотят, чтобы у ребенка пропал интерес к чтению, а хотят привить ребенку любовь к нему.

Начинать обучение чтению можно даже тогда, когда ребенок еще не говорит.

Чем раньше вы начнете, тем лучше. В раннем возрасте можно по всему дому развесить карточки с буквами и называть их ребенку по несколько раз в день. Можно купить озвученный плакат «Алфавит» с веселыми стишками, песенками о буквах. Пальчиком ребенка обводить контур буквы, называя ее.

Занимайтесь, только играя с ребенком!

Это самое важное правило. Вся информация, которую дошкольник получает через игру, усваивается намного быстрее, чем информация, которая преподнесена ему в форме скучного занятия.

Возможно, представленное ниже видео поможет понять причины того, почему ребенок не любит читать:

Заинтересовывайте ребенка чтением.

Если вы начнете заставлять ребенка читать, то у него навсегда отпадет это желание. Заинтересуйте ребенка. Читайте ему сами как можно больше интересных рассказов, сказок, стихов. Дома должен быть богатый выбор художественной литературы для детей. Рассказывайте ему о том, что все ответы на его вопросы можно найти в книгах. Читайте сами, ребенок должен видеть, что окружающие его близкие любят читать. Именно с них он берет пример, стремится быть похожим на своих родителей.

Попробуйте учить слоги, а не буквы.

Некоторым детям порой проще научиться читать слогами, чем буквами. Можно самостоятельно сделать карточки с различными слогами и расположить их по всей квартире. В течение дня показывайте ребенку эти слоги, называйте их. Можно попробовать составлять слова из слогов. Пусть ребенок поищет указанный слог в слове. Меняйте карточки со слогами каждый день.

Закреплять полученные знания нужно как можно чаще.

Чем чаще вы это делаете, тем скорее ребенок научится читать.

Действуйте, постепенно переходя от простого к сложному.

Не требуйте от ребенка прочтения слова, если он еще плохо знает звуки. Занимайтесь поэтапно. Выучите с ребенком все звуки. После этого переходите к чтению по слогам, научите его сливать слоги. Только после того, как ребенок будет с успехом справляться с этой задачей, можно переходить к обучению чтению целых слов.


Начинайте учить с простого.

Начинать надо с самых простейших слов с повторяющимися звуками: МАМА, ПАПА, БАБА. Далее переходите к обучению чтению слов состоящих из слога и согласной: ДЕД, КОТ, РОТ. После переходите к словам, состоящим из 2-3 и более слогов. Когда ребенок начнет хорошо читать отдельные слова, можно переходить к чтению простых предложений, МАМА МЫЛА РАМУ. Слова с буквами Ь, Ъ, Й читайте в последнюю очередь.

Играйте в дидактические игры.

Можно найти массу игр на изучение какой-либо буквы. Самым простой игрой можно назвать поиск изучаемой буквы в тексте. Лото, домино… Используйте все возможности.

В видеозаписи, представленной ниже, показан пример, как трехлетний ребенок научился читать по логопедическому Букварю Е. Костиковой:?

Создавайте ситуации, когда ребенку будет необходимо знание букв.

Пусть бабушка передаст ребенку записку, он может получить письмо от Деда Мороза, поздравительную открытку. Покажите ребенку, что умение читать очень важное в жизни каждого человека.

Давайте ребенку стимул для чтения.

За успехи в обучении чтению ребенку можно давать небольшой подарок. Только не делайте из этого привычку. Ребенок должен сам захотеть научиться читать, полюбить чтение, а не читать за что-то.

Закрывайте прочитанный текст.

Это нужно, чтобы избежать регрессии движений глаз. Ребенок отвлекается от чтения, когда его взгляд возвращается к прочитанному. Глаза должны двигаться только вперед. Закрывайте линейкой, закладкой или просто полоской белого листа каждое прочитанное слово.

Будьте всегда терпеливы и доброжелательны к ребенку.

Если у ребенка что-то не получается, значит он еще не готов к этому. Не надо его ругать и сравнивать с кем-то, кто смог научиться быстрее. Этим вы отобьете у ребенка желание читать навсегда.


Посмотрите следующие видео Светланы Орочко, в которых она рассказывает о том, как родители в домашних условиях могут быстро научить ребенка-дошкольника читать.

Сегодняшний мир предлагает нам гигантское количество информации и знаний из разных областей, которое нужно уметь быстро и эффективно усваивать. Данный онлайн-курс предназначен для людей, желающих быстро и бесплатно научиться технике скорочтения в домашних условиях. Программа данного курса состоит из нескольких уроков по развитию ключевых навыков для развития способности быстрого чтения, которые вы сможете усвоить самостоятельно за несколько недель. Методика наших занятий подходит как для детей, так и для взрослых, и содержит многочисленные техники и упражнения для того, чтобы научиться читать быстрее.

А если вы хотите освоить технику быстрого чтения как можно быстрее и эффективнее, записывайтесь на нашу .

Сложно себе представить, что еще 20-30 лет назад, чтобы найти ответ на какой-нибудь вопрос, нужно было пойти в библиотеку, взять книги по интересующей вас теме и там искать желаемые материалы. В наши дни достаточно просто задать соответствующий запрос поисковой системе и получить огромное количество информации по интересующему вас вопросу.

Теперь нет проблемы нехватки информации, но есть проблема ее переизбытка, в котором человек теряется. В современном информационном пространстве нужно уметь ориентироваться, чтобы сделать это пространство полезным для себя. Одним из полезнейших навыков является способность быстро, и главное, с пользой воспринимать информацию, которую мы видим в своих ноутбуках, электронных книгах, iPhone, iPad и во всех прочих источниках информации, в том числе газетах и книгах.

Умение быстро прочитать статью, книгу, учебник, а также понять и усвоить материал позволит вам стать эффективнее, успешнее, чем вы были раньше. И главное, это сэкономит ваше время, которое становится одним из важнейших ресурсов. В данном разделе собраны полезные материалы о том, как овладеть техникой скорочтения с высоким уровнем эффективного восприятия информации.

Сегодня потратив время на освоения методов быстрого чтения, завтра вы сможете получать и обрабатывать больше информации, оставаясь хозяином своего сэкономленного времени.

Что такое скорочтение?

Скорочтение (или быстрое чтение ) это способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании специальных методов чтения. Быстрое чтение превышает по скорости обычное чтение в 3-4 раза. (Википедия).

В одной из самых популярных школ «быстрочтения» в России, в школе Олега Андреева, говорится, что пройдя 2 ступени обучения, можно достичь скорости чтения 10 000 знаков в минуту, что составляет примерно 5-7 страниц средней книги.

Получается, что за получасовую поездку в метро с такой скоростью можно прочитать 150-200 страниц книги. Это гораздо больше, чем прочитает среднестатистический человек за такое время.

Кроме «Школы Олега Андреева», свои курсы предлагают такие знаменитые сегодня специалисты в скорочтении, как Наталия Грэйс, Андрей Сподин, Владимир и Екатерина Васильевы и многие другие. Однако некоторые люди научились быстро читать, не посещая курсы, школы, тренинги и специальные центры, а также не читая учебников по быстрому чтению - многих из них вы даже знаете, это Максим Горький, Владимир Ленин, Томас Эдисон и многие другие. Поэтому попробуйте сначала научиться сами, тем более для вас это ничего не будет стоить.

А как быстро читаете вы?

Предлагаем вам проверить, насколько вы быстро читаете. Для этого прочитайте текст в упражнении ниже и ответьте на несколько вопросов на его усвоение.

Описание курса

Данный курс предназначен для овладения навыком быстрого чтения. Наиболее полезен такой навык скорочтения для изучения интернет-ресурсов, информационных статей, для чтения газет, журналов, научно-популярной литературы, учебников. Быстрое чтение позволит вам не только читать тексты быстрее, но и лучше осваивать информацию - находить ее и запоминать в порядке приоритетности.

Данный тренинг предполагает ежедневные занятия дома или на работе по 20-40 минут (можно заниматься реже, но тогда эффект будет меньше). Курс состоит из 5 этапов, каждый из которых предполагает освоение определенных навыков, помогающих читать быстро. Для овладения навыком важно больше практиковаться - читать статьи на интересных вам ресурсах (например, понравившиеся разделы в Wikipedia), читать газеты, журналы, учебники - уделять этому не менее получаса в день дополнительно.

При таком режиме занятий вы получите результаты уже через пару недель, а если будете заниматься 2-3 месяца, то сможете существенно увеличить скорость и качество чтения.

Как учиться читать быстро?

Чтобы научиться читать быстро на этом сайте, просто выполняйте упражнения, описанные в 5 уроках. Если пытаться обобщить различные техники по обучению быстрому чтению, то процесс освоения этим навыком можно разделить на 5 частей (это и есть 5 уроков). Каждый урок позволяет овладеть определенным навыком, способствующим повышению скорости вашего чтения и эффективности освоения материала. Содержание уроков построено таким образом, чтобы можно было максимально интерактивно и удобно заниматься онлайн без преподавателей и репетиторов.

Для начала посмотрите все уроки, попробуйте выполнить упражнения, если какой-то навык вам дается быстро, то не останавливайтесь долго на данном уроке. Например, многие люди не испытывают проблемы с вниманием при чтении и способны сразу перейти к Уроку 2. Уделяйте больше внимания тем урокам и упражнениям, которые:

  1. кажутся вам полезными
  2. вызывают у вас затруднения.

Необязательно проходить упражнения в такой последовательности, которая указана в уроках, главное достичь поставленной цели для каждой части.

5 уроков быстрого чтения

5 навыков, полезных для быстрого чтения, которым вы сможете научиться на нашем сайте:

1. Концентрация внимания (УРОК 1)
Вы, наверное, замечали, что интересная книга читается на одном дыхании и быстрее скучного учебника. Также, к примеру, при чтении интересной книги вы постепенно ускоряетесь, погружаясь в процесс чтения… Внимание для скорочтения очень важно, а главное, его можно тренировать.

2. Подавление артикуляции (проговаривания текста) (УРОК 2)
У большинства людей есть привычка читать текст, проговаривая его про себя. Если Вы хотите прочитать текст быстро, это нужно делать «молча», то есть, избавив себя от артикуляции.

3. Совершенствование зрительных навыков (УРОК 3)
Умение видеть весь текст сразу в абзаце или даже на странице, понимать его структуру, читать не слева направо, а сверху вниз (или, как говорят, « по диагонали») - это важный навык при быстром чтении. Поэтому зрительные навыки тоже нужно тренировать, а в жизни они могут пригодиться и при вождении автомобиля, в игровых видах спорта и т.д. В уроке представлены специальные таблицы и тренажер для тренировки скорочтения.

4. Быстрое чтение и управление информацией (УРОК 4)
Не секрет, что большинство текстов имеют лишь небольшую часть полезной информации, которую вы должны научиться быстро находить. Этот навык приходит чаще всего с опытом чтения, однако вы можете ускорить этот процесс с помощью специальных упражнений.

5. Скорочтение и развитие памяти (УРОК 5)
Когда вы научитесь читать быстро, вы сможете осваивать достаточно большой объем информации. Но навык быстрого чтения может оказаться бесполезным, если прочитанное будет забыто, что в принципе не странно, при таком объеме информации. Эту информацию нужно уметь запоминать.

Кроме того, на сайте представлены дополнительные материалы по быстрому чтению: книги и учебники , видео , тренажеры и программы, материалы для скачивания, а также статьи с комментариями и отзывами из социальных сетей.

Многие люди желают повысить скорость чтения, чтобы получать истинное удовольствие от изучения книг. Важно также умение запоминать прочитанное, подобная особенность помогает улучшить память. Опытные специалисты рекомендуют использовать практические рекомендации. Они направлены на улучшение памяти и общее восприятие информации. Рассмотрим важные аспекты по порядку, выделим главное.

Создайте условия для восприятия информации

  1. Для улучшения скорости чтения создайте комфортные условия. Достаточно выделить уютное место, мягкий диван или кресло, в меру яркий свет. Чтение не должно проводиться в шуме, иначе вам придётся по несколько раз пробегаться глазами по материалу.
  2. При отсутствии оптимальных условий рассеивается внимание, вы не сможете запомнить прочитанное. По этой причине не нужно брать книгу в общественный транспорт или заниматься этим при включенном телевизоре.
  3. Отправляйтесь читать в отдельную комнату, в которой отсутствуют другие домочадцы. По возможности изучайте книги на природе под щебетание птиц и лёгкий ветерок. Важно полностью погрузиться в чтение, чтобы вас ничего не отвлекало.
  4. Самым идеальным временем считается раннее утро (период с 07.00 до 11.00). После пробуждения голова работает достаточно хорошо, главное, не забывайте завтракать. Если нет возможности читать утром, проводите процедуру днём.
  5. Многие люди предпочитают укладываться с книгой по вечерам. Однако в данное время информация усваивается хуже всего. Также нельзя читать после принятия пищи, обязательно выждите 30-45 минут. В противном случае организм занимается перевариванием еды, вследствие чего ему «некогда» усваивать информацию.

Выделяйте главное

  1. Чтобы повысить концентрацию и лучше запоминать информацию, изучайте материал и выделяйте из него главное. Таким образом вы запомните прочитанное без особых усилий, поскольку суть будет ясна.
  2. Приведём простой пример, который поможет решить проблему. Предложение: «Мы поехали с родителями в отпуск за границу, чтобы насладиться лазурным морем». Смысл будет понятен из следующих ключевых слов: «мы-отпуск-море». Необязательно читать всё, пропускайте лишнее.
  3. Таким способом вы сократите время на обработку информации без потери смысловой нагрузки. Данную технику желательно применять при чтении небольших текстов, таких как журналы, газеты, посты в социальных сетях.

Исключите регрессию

  1. Под регрессией понимается чтение одного и того же предложения/фразы много раз подряд. При этом абсолютно неважно, умышлено вы это делаете либо нет. Подобные действия значительно увеличивают длительность чтения, но не добавляют понимания происходящего.
  2. Регрессия появляется тогда, когда смысл текста потерян. Получается, что человек возвращается к началу предложения или, того хуже, абзаца, чтобы найти. Избежать таких ситуаций можно при помощи карандаша, закладки или пальца. Помечайте место, в котором вы остановились ранее.
  3. Другие люди начинают регрессировать, когда не понимают смысла с первого раза. Избавиться от этой особенности можно, но придётся проявить внимательность. Когда садитесь за чтение, сконцентрируйтесь, лишь затем приступайте к работе с текстом.
  4. Ошибочно полагать, что чтение относится к пассивному действию. Во время обработки информации мозг задействован достаточно сильно, поэтому действие требует собранности. В результате вы полностью исключите регрессию, тем самым ускорив скорость обработки текста и улучшив восприятие информации.
  5. Также стоит определить, насколько важна информация, которую вы перечитываете. Если вы понимаете суть без повторного прочитывания, не стоит возвращаться к абзацу снова и снова. Таким способом вы лишь потратите время.

Не читайте по словам

  1. Скорость сильно замедлится, если вы будете читать по одному слову. Замените неправильную технику обработкой информации предложениями или кусками (словосочетаниями).
  2. Если привести пример, ситуация будет выглядеть следующим образом: «машина в гараже» или «машина + в + гараже». Менее натренированные читатели поступят по второму принципу, что не будет считаться правильным.
  3. Мозг имеет приятную особенность восполнять пробелы, которые он находит в определённом отрезке предложения. Вы можете прочитать «машина в гараже» как «машина», «гараж», предлог подставится автоматически на подсознательном уровне.
  4. Таким способом мы опять возвращаемся к выделению ключей из целого предложения или словосочетания. Вы сократите объём обработанной информации на 45-50%, что значительно повысит скорость чтения.

Не проговаривайте текст губами

  1. Многие люди совершают ошибку, когда в процессе чтения прокручивают слова в голове или произносят их губами. Данную особенность именуют субвокализацией. Именно она влияет на скорость чтения.
  2. Безусловно, детей обучают получать и воспринимать информацию подобным способом, но им не важна скорость. В вашем случае субвокализация мешает воспринимать сведения быстрее, поскольку вы не разговариваете с молниеносной скоростью. В уме это можно сделать гораздо быстрее.
  3. Если избавиться от проговаривания слов губами, скорость увеличится в 2-3 раза, что является неоспоримым плюсом. Чтобы исключить субвокализацию, достаточно на период чтения занять рот зубочисткой или конфетой. Отныне вам необходимо читать, что называется, сознанием, без бормотания.

Пропускайте то, что вам уже известно

  1. Чтобы увеличить прочитанное и лучше освоить информацию, нужно пропускать ненужные разделы. К ним относятся сведения, не несущие смысловой нагрузки. Достаточно легко определить, какие подразделы стоят вашего внимания.
  2. Чтобы выполнить манипуляции, просканируйте текст глазами, выделив ключевые слова (либо их отсутствие). Также можно прочитать по первому предложению из всех абзацев, уяснив суть. Такой ход поможет понять содержание и определиться, стоит текст вашего времени или нет.
  3. Приём особенно актуален в тех случаях, когда нужно понять из книги какую-то отдельную главу или отрывок (если вы не можете найти нужные сведения). Это относится к мемуарам, справочникам и пр. Человеческая природа может сильно противиться, но так вы лучше усвоите суть и повысите скорость чтения.
  4. К тому же, если книга не пришлась по душе либо не несёт пользы, вовсе откажитесь от её прочтения. По большей части многие произведения написаны недостаточно хорошо, в них не отражена концепция. Читайте по 7% каждого издания, после чего выбирайте для себя самое подходящее.

Перед чтением изучите материал

  1. Чтобы повысить скорость чтения, изучайте материал перед его масштабной обработкой. Для этого пробегитесь глазами по первому и последнему предложению каждого абзаца. Обращайте внимание на слова, выделенные жирным шрифтом или курсивом.
  2. Подобные действия помогут понять, если ли смысл читать главу полностью либо её можно исключить. Не пропускайте заголовки, как правило, они характеризуют суть.
  3. В результате выборочного чтения вы получите полное представление обо всех составляющих текста. При необходимости можно вернуться к тому или иному абзацу и изучить его более подробно.
  4. Техника предварительного изучения материала помогает легче воспринять, запомнить и прочитать ранее невиданную книгу. Таким образом вы можете быстро обработать сложную статью или научное издание.

Тренируйте память

  1. Если вы испытываете сложность с запоминанием прочитанной информации, развивайте память. Отличным вариантом считается изучение иностранного языка или слов в отдельности. Вы можете заниматься дома либо записаться в соответствующую школу. Также навык пригодится в повседневной жизни (работа, путешествия и пр.).
  2. Чтобы натренировать память, начните читать стихи, а затем заучивать их наизусть. Для улучшения зрительного восприятия регулярно просматривайте сложные фотографии или картинки, старайтесь запомнить каждую мелочь с изображения.
  3. Ещё одним способом улучшения памяти считается правильная расстановка слов. К примеру, попросите домочадцев написать 12 слов в разном порядке. Прочитайте их, уберите в сторону, затем попробуйте воспроизвести последовательность на отдельном листе. Повторяйте манипуляции по 7 раз за сеанс 2 раза в день. Постепенно увеличивайте количество слов в списке, старайтесь запомнить их последовательность.
  4. Опытные умы мира в один голос твердят, что при чтении крайне важно развивать память. Если говорить об исследованиях, специалисты выяснили, что после прочтения книги человек запоминает около 18-22% от её содержимого. Чем хуже созданы условия для обработки текста, тем пагубнее это сказывается на восприятии и усвоении.
  5. Известно, что возраст напрямую связан со способностью мозга запоминать информацию. После окончания школы и института многие люди прекращают развивать память, но такие действия являются неправильными. Важно всегда тренироваться, иначе вы не сможете зафиксировать даже малейшие сложные фрагменты.
  6. На коэффициент усвоения влияет жанр книги и то, с каким удовольствием она читается. Если вам нравится сюжет и тематика, процент запоминания автоматически увеличивается в 1,5-2 раза. По этой причине важно выбирать литературу, подходящую именно вам.

Не двигайте глазами

  1. Если вспомнить момент, когда маленького ребёнка учат читать, можно понять следующее. Чаду говорят, что необходимо внимательно смотреть на читаемое слово, прежде чем приступать к следующему. В случае с детьми этот шаг частично правильный, но он уже заранее ведёт к провалу в будущем.
  2. Известно, что мозг улавливает большее количество информации посредством глаз благодаря периферическому зрению. В результате вы можете охватить не одно слово, а 4-5, всё зависит от сложности текста. Практика «останавливаться» пагубно сказывается на скорости чтения.
  3. Чтобы избавиться от вредной привычки, перед работой с текстом расслабьте мышцы лица и глаза. В результате вы сможете рассмотреть большую часть страницы. Старайтесь читать минимум 4-5 слов, лишь затем двигайте глаза дальше.

Достаточно сложно научиться быстро читать и впоследствии запоминать полученную информацию. Как показывает практика, память фиксирует лишь 20-30% от всего изученного материала. Выделяйте главное, исключайте регрессию, не проговаривайте текст губами, не читайте по словам. Пропускайте те главы, которые вам уже известны. Изучайте материал по абзацам перед тем, как приступить к массовой обработке. Тренируйте память посредством упражнений, не двигайте глазами.

Видео: как научиться читать и запоминать прочитанное

Скорочтение – это техника быстрого чтения, приобретаемая способность, которая увеличивает скорость в 3–20 раз от среднестатистической (а это 180-200 слов в минуту). С ее помощью, можно ускорить восприятие текстовой информации и освоить процесс запоминания прочитанного.

Много программ, с помощью которых допустимо повысить уровень чтения, ускорить процесс запоминания и достичь расширения ячеек памяти. Все обучающие уроки таких программ нацелены на развитие человека в духовном и, конечно же, интеллектуальном плане.
Олег Андреев известный автор, предлагает обучение по своим программам, которые сам и составляет.

  • Обучение увеличению скорости чтения. Некоторые смогли увеличить ее в 20 раз, но среднестатистические достижения это прирост в 5 раз.
  • Обучение дает более качественное и быстрое восприятие текстовой информации.
  • Развитие памяти и, конечно же, внимания.
  • Возможность развить собственную интуицию, которая не будет лишней в обыденной жизни.
  • Возможность развить или же усовершенствовать творческие способности.
  • Полноценное физическое оздоровление организма.
  • Обучение воздействует на духовный рост человека.

Чтобы познать, ощутить, реализовать все эти пункты нужно пройти и изучить 7 основных законов, на которых держится техника быстрого чтения. Именно эти законы заложены в основу всех методик. Программа «Как увеличить скорость чтения?» требует времени, внимания и, конечно же, желания человека, без которого реализация и достижение положительного результата невозможны.

Олег Андреев, в свою очередь, выделяет 7 программ, каждая из которых нацелена на работу над собой и развитие своих интеллектуальных способностей и духовности.

Правила быстрого чтения

  • Нет регрессии.

Регрессии – это движения глаз, которые непроизвольно совершает чтец. Доступная формулировка – это повторное чтение текста. Происходит это по нескольким причинам:

  • первая – сложный текст, который требует обострения внимания и соответственно повторного прочтения;
  • вторая причина – это переосмысление прочитанного.

Регрессии – это своего рода привычка, из-за которой замедляется техника быстрого чтения. Чтобы избавиться от регрессий, нужно просто тренироваться. Суть тренировки – текст нужно прочитывать с максимально высоким уровнем внимания и сосредоточенности.

Для лучшего результата нужно избавиться от всех посторонних мыслей и отвлекающих факторов. К тому же для памяти эффективно и одно прочтение. Процесс запоминания срабатывает мгновенно, а повторное чтение или обострение на одном слове может сбить с основного смысла.

  • Нет артикуляции.

Артикуляция – это мимика чтеца, которой сопровождается ознакомление с текстовой информации на подсознательном уровне. Артикуляция сопровождает чтение как вслух, так и про себя. Многие считают, что читая про себя, процесс ускоряется, но это ошибочное мнение.

Это явление имеет свою классификацию:

  • сопровождение текста механическими движениями;
  • проговаривание непосредственно в речевом центе – это куда более глубокий и менее контролируемый уровень.

Принцип работы построен на чтении под сопровождение определенного звука (музыку исключаем). Нужно использовать звуковые записи с более быстрым и чуть замедленным ритмами, которые стоит включать при чтении и параллельно постукивать в ритм. Андреев посвящает целую программу для овладения этим процессом, в этом учении его мнение кардинально отличается от уроков зарубежных учителей.

  • Интегральный алгоритм чтения.

Суть этого правила основана на оптимизации и выделении основного смысла, который в себе несет текст. Смысловому восприятию текста может научить только специальная программа, на самостоятельном обучении познать и освоить это правило невозможно.

  • Вертикальное движение глаз.

Легко сказать, а применить куда сложнее. Это правило позволяет избавить чтица от лишних движений глаз, которые тратятся на переход с одной строки на другую. Так читает обычный человек, что обусловлено маленьким полем зрения. Вертикальное движение глаз основано на движении глаз сверху вниз, но строго через центр страницы. Этот способ позволяет читать фразу целиком, а не по отдельным словам.

  • Выделение доминанты.

Такой прием позволяет выделить самое основное смысловое значение текста и отсечь второстепенную информацию. У этого метода выделены 2 принципа:

  • определение и выделение центральных смысловых пунктов;
  • интуитивное осмысление текста.

В своей книге Андреев доступно разъясняет этот процесс.

  • Развитие памяти и внимания.

Внимание, концентрация и память – это направляющие, с помощью которых удается достигать высоких результатов в скорочтение на практике.

Методика быстрого скорочтения позволяет овладеть вниманием, это такой замкнутый круг: без внимания нельзя быстро читать, но быстро читая, достигаешь высшего уровня внимания и развития памяти.

Незаменимый помощник в усовершенствовании памяти и внимания – это упражнения со словами, мысленное чтения их наоборот. Регулярные тренировки дают результаты. Стоит начинать с простых и коротких слов и с каждым днем усложнять себе задачу.

  • Обязательный ежедневный минимум.

Развитие быстрого чтения требует особых психологических затрат и усилий от человека. Став на путь познания этой программы необходимо читать в день несколько журналов, статей, газет и не менее 50-100 страниц книги.

Олег Андреев в своих учениях отдает предпочтение пунктам: 1,2,3,4,6 и называет их не правилами, а помехами, которые тем или иным образом замедляют технику чтения, снижают уровень запоминания. Но при всем при этом господин Андреев предлагает изучить объем читаемого текста, что со временем предоставит солидный бюджет времени.

Программа, которую излагает автор Андреев, предлагает некий тренажер скорочтения, который будет занесен в таблицу. Таблица под названием «Анализ объема чтения», которая наглядно демонстрирует скорочтение на практике, позволяет увеличить тенденцию своего развития, усовершенствовать процессы запоминания и расширения ячеек памяти.

Таблица «Анализ объема чтения»

Таблица должна наглядно отображать объем текста, который прочитан в течение дня. При этом он разбивается отдельно по дням и стилям прочитанного материала (учебники, пособия, словари, газеты, журналы и т. д.). Критерии объем текста и потраченное время на этот текст.

Измеряемые единицы: текст нужно подсчитывать в штуках, что касается стиля материала, и непосредственно знаков в каждом из стилей, ежедневно потраченное время на чтение записывать нужно в минутах, а недельный результат выставлять в часах. Таблица – это своего рода личный стимул, где человек видя результат предыдущего дня, старается его преодолеть. Андреев утверждает, чтобы увидеть результат и задать темп своего развития хватит недели.

Обучение этой методике позволяет развить пять из пяти типов чтения. Стоит знать, что человек, не изучавший быстрочтение, обладает только двумя.

Типы чтения:

  • Сосредоточенное чтение, его применяют при изучении узко профильного текста (юридического, медицинского, технического и т. д.). Это отличный тренинг для развития памяти.
  • Чтение неспешное, оно характерно для художественной литературы.
  • Опережающее чтение или же предварительное – с его помощью определяют суть читаемого.
  • Для получения представления о содержании применяют беглый просмотр.
  • Непосредственно само быстрое чтение – скоростное чтение.

Упражнения для скорочтения

  • Читать текст стандартным способом, сверху вниз и в обратном порядке. Это первый тренинг для памяти и внимания.
  • Второй урок тренирует внимание. Обучение заключается в поиске одного слова, на которое укажет другой человек. Текст для этого упражнения подойдет абсолютно любой, будь это учебное пособие или роман.
  • Методика быстрого чтения и программа беглого чтения позволяет развивать логическое мышление. Для этого упражнения подойдут художественные тексты. Обучение заключается в чтении через строчку или предложение. Такие уроки недопустимы для чтения деловой документации, она обязывает к внимательному и сосредоточенному прочтению каждого слова. Этот способ отображает результаты в показательной таблице, которую предлагает Андреев в обучение. Обучение направлено на ускорение при чтении, и на развитие памяти и улучшение запоминания прочитанной информации.
  • Ускоренный просмотр страниц (20 секунд на 1 страницу). За это время нужно определить основные слова, несущие главный смысл и пролистывая страницы составлять текст, которые не терял бы своего общего смысла. Такие уроки под силу тем, кто прошел обучение уже примерно наполовину, и владеете основными навыками запоминания.
  • Читайте книги на одном ритме без замедлений и без остановок, не перечитывайте одно и то же предложение по несколько раз.
  • Освоив предыдущий пункт, усложняйте задачу, следующие уроки нужно прочитанный текст закрывать листом, соблюдая скорость.
  • Происходит ускорение, если перемещать палец левой руки по странице на расстоянии 2–3 см от читаемого текста.

Эти упражнения позволят достигнуть результатов в скорочтении и поднять уровень запоминания информации.